Картотека подвижных игр старший возраст с целями. Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста

П одвижные игры для детей в старшей группе

Игры рассчитаны на детей от 4 лет. В играх преобладают ходьба, бег, равновесие.

Кто быстрее опустит обруч?

Детей поделить на 4 группы. Каждая группа встает перед определенной линией на расстоянии вытянутых рук в стороны. Перед каждой группой положить обруч диаметром 60 см. По сигналу «раз» первые из колон наклоняют туловище вперед, берут обруч по бокам и поднимают его вверх. Затем опускают на плечи, через туловище и опускают на пол, быстро переступают и спешат в конец колоны. Воспитатель фиксирует внимание детей на то, кто правильно пропускал обруч и раньше встал в конец колоны, и отмечает их флажком. Затем по сигналу «раз» это делают другие дети из колон и т. д. Каждый раз воспитатель награждает первого из четырех колон флажком, а в конце подсчитывается количество флажков в каждой колоне. Выигрывает та колона, в которой больше флажков. Игра повторяется.

Мышеловка

Дети делятся на две равные группы. Одна группа — «мышки». Они стоят в колоне один за другим. Со второй группы детей сделать 3 круга — это 3 «мышеловки». Дети, которые образуют мышеловки, берутся за руки и на слова воспитателя: «Мышеловка открыта» дети в кругу поднимают руки. Мышки пробегают сначала через одну мышеловку, а затем через вторую и т. д. На слово воспитателя: «хлоп» мышеловка закрывается (дети в кругу опускают руки). Мышки, которые остались в кругу считаются поймаными и становятся в круг. Игра заканчивается, когда все мыши будут пойманы. Выигрывает та мышеловка, где будет больше пойманых мышей. Игра повторяется. Дети меняются ролями.

Шоферы

С одной стороны площадки два «гаража» (начертить две параллельные линии на расстоянии 5 — 6 шагов одна от другой). На линиях сделать места для «автомобилей»; поставить кубики. В одном гараже стоят машины с красными рулями (на кубиках лежат красные кружки), а в другом — машины с зелеными рулями (на кубиках лежат зеленые кружочки). Дети — «шоферы», поделены на две равные группы, становятся лицом к своим машинам каждый возле своего руля, которые лежат на кубиках. Воспитатель, который выполняет роль милиционера, стоит на одинаковом расстоянии от двух гаражей и руководит движением машин. Когда он отводит левую руку в бок, дети — шоферы с гаража, стоящий с левой стороны, нагибаются, берут обеими руками руль и готовятся к выезду (колонкой). На поднятый вверх зеленый флажок дети выезжают из гаража и разьезжаются по всей площадки. На красный флажок останавливаются, на зеленый едут дальше. На слова воспитателя: «В гараж» машины возвращаются на свои места. Воспитатель отмечает внимательного шофера, который раньше всех вернулся в гараж. Затем воспитатель отводит руку в сторону и дети — шоферы, которые стоят с правой стороны, делают тоже самое.

Сова

С одной стороны площадки место для «бабочек» и «жучков». В стороне начертан круг — «гнездо совы». Выделенный ребенок — «сова» встает в гнездо. Остальные дети — «бабочки» и «жучки» встают за линией. Середина площадки свободна. На слово воспитателя: «день» бабочки и жучки летают (дети бегают по площадке). На слово воспитателя: «ночь» бабочки и жучки быстро останавливаются на своих местах и не шевелятся. Сова в это время тихо вылетает на площадку на охоту и забирает тех детей, которые пошевелилися (отводит их в гнездо). На слово воспитателя: «день» сова возвращается в свое гнездо, а бабочки и жучки начинают летать.Игра заканчивается, когда у совы будет 2 — 3 бабочки или жучка. Воспитатель отмечает детей, которые ни разу не были забраны совой в гнездо.

Стоп!

С одной стороны площадки за линией дети стоят в шеренге. На расстоянии 10 — 15 шагов от детей чертят круг (диаметром 2 — 3 м). Из детей выбирают одного ведущего, который становится в круг спиной к ним. Ведущий закрывает глаза и говорит: «Быстро иди, не отставай, стоп!» В то время, когда он говорит эти слова, дети большими шагами быстро идут вперед по направлению к ведущему. На слово «стоп!» все замирают на местах, ведущий быстро смотрит. Если ребенок не успел остановиться и встать ровно, ведущий снова ведет его к линии и он при повторении игры начинает двигаться снова от линии. Ведущий снова закрывает глаза и говорит те же слова, а дети дальше двигаются к ведущему в круг, и так до тех пор, пока кто — нибудь из детей не дойдет к ведущему в круг раньше, чем тот скажет «стоп!» Этот ребенок меняется местами с ведущим, и игра повторяется.

Пастух и волк

Из детей выбирают «пастуха» и «волка», остальные дети — «овцы». На одном конце площадки чертят «дом» для овец, на противоположной стороне площадки — поле, где будут пастись овцы. С боку стоит волк. Пастух ведет овец в поле. В поле овцы бегают, пасутся. На сигнал воспитателя: «волк!» овцы разбегаются по площадке и убегают в свой домик. Волк ловит овец. Пастух их защищает. Пойманную овцу волк отводит к себе. При повторении игры пастух, возвращаясь домой, освобождает пойманную волком овечку. Волк старается не допустить пастуха к овце и в то же время ловит остальных. Игра заканчивается, когда у волка будет несколько овечек (по договоренности).

Смени флажок

Дети делятся на 2 или на 4 одинаковые группы и встают перед линией в параллельные колоны, лицом в одну сторону. С противоположной стороны площадки перед каждой колонной лежит по одному обручу, в обручах флажки (например, зеленые). Каждому первому игроку в колоне дается флажок определенного цвета (например, синего). На сигнал воспитателя «раз» первые дети из колон (по одному ребенку с каждой) с синими флажками быстро бегут к обручам, Меняют синие флажки на зеленые, возвращаются на свои места и поднимают вверх зеленые флажки. Зеленые флажки передают вторым в своей колоне, сами встают в конце колоны. Колона подходит к линии. Воспитатель снова дает сигнал, бегут вторые, затем третьи и т. д. Воспитатель каждый раз отмечает того, кто первый сменил флажок и правильно его положил. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок с колоны не сменит флажок. Выигрывает та колона, которая качественно и быстро выполняла задание воспитателя. Игру можно повторить.

Палочка — стукалочка

С одной стороны площадки посадить детей, поделив их на одинаковые колоны. На расстоянии 1 — 2 шагов от них начертить линию, от которой дети будут бегать на противоположный конец площадки, где стоит стул. Под стулом лежит палочка. На линию выходят по одному из каждой колоны и на слово «раз» или «беги» бугут. Кто быстрее вытянит палочку, тот стучит и говорит: «Раз, два, три, палочка — стукалочка, стучи!», кладет палочку на место и садится на свое место. Колона, в которой ребенок выиграл, получает флажок. Затем выходит вторая, третья пара и т. д. В конце игры подсчитываются флажки. Выигрывает та колона, которая имеет больше флажков.

Смелее вперед!

Дети делятся на две группы. Строятся в шеренгу и встают лицом к середине площадки. На первый сигнал одна группа поворачивается лицом в противоположный бок и марширует на месте, а вторая шеренгой идет вперед. На второй сигнал дети, которые маршировали на месте, поворачиваются и ловят тех, которые шеренгой шли вперед. Последние быстро убегают на свои места (за линию). Игра повторяется. Дети меняются ролями. Выигрывает та группа детей, в шеренге которой меньше пойманых детей.

Где кто живет?

Дети стоят в две шеренге на расстоянии 8 — 10 шагов одна от другой. Посередине между шеренгами начертить два круга, каждое 80 — 100 см диаметром; один круг — «двор», другой — «лес». В каждой шеренге есть одинаковые «птицы» и «животные». Каждый ребенок с первой шеренги выбирает себе название любой птицы или животного, которые живут в лесу, или названия домашних животных и птиц, которые ходят по двору. Такие же названия выбирает себе и вторая шеренга. Например, первые два ребенка в двух шеренгах — зайцы, вторые — кошки и т. д. Когда воспитатель называет домашних животных, дети, которые имеют названия этих животных, быстро бегут в лес. Например, на сигнал воспитателя «кукушки!» дети — «кукушки» из двух шеренг спешат в круг, которое является лесом; на сигнал «кошки» дети — «кошки» из двух шеренг спешат в круг, которое является двором. Воспитатель отмечает того ребенка из пары, который быстрее добежит до круга. Когда все дети будут в кругу, игра заканчивается.

К своему флажку

По середине площадки чертят 5 маленьких кругов один возле другого; В каждом кругу встает ведущий с флажком определенного цвета в руках. Дети делятся на 5 групп. Каждая группа имеет свой цвет, такой же самый, как у ведущего. На сигнал воспитателя ведущие по очереди ведут свои колоны на край площадки, маршируют в большом кругу, который был начерчен раньше. На слова воспитателя: «Ведущие на места!» Ведущие возвращаются в свои круги и незаметно меняются флажками, а дети продолжают ходить по большому кругу. На слова воспитателя: «К своим флажкам!» ведущие поднимают флажки вверх, а дети бегут к ним. Выигрывает та группа детей, которая быстрее найдет флажок своего цвета и встанет в колону за ведущим. С каждой группы выбирают нового ведущего. Игра повторяется.

Хитрая лиса

Дети стоят в кругу плечо к плечу, заложив руки за спину. Воспитатель проходит сзади них и не заметно дотрагивается до любого ребенка. Ребенок, к которому дотронулся воспитатель, становится «хитрой лисой». Воспитатель предлагает кому — нибудь из детей внимательно посмотреть на своих товарищей, поискать глазами хитрую лису. Если ребенок сразу не найдет, то все дети спрашивают: «Хитрая лиса, где ты?» и внимательно следят за лицом каждого, покажется ли лисичка. После трех вопросов лиса отвечает: «Я тут!» и начинает ловить. Дети разбегаются в разные стороны. Когда лиса поймает 2 — 3 ребенка, игра заканчивается. При повторении выбирают другую лисичку.

Караси и щука

Половина детей образует круг (ставок). Дети стоят на расстоянии вытянутых рук в стороны один от другого. Воспитатель выбирает одного ребенка «щукой». Щука встает вне круга. Остальные дети — «караси» плавают (бегают) в середине круга — «ставка». На слово воспитателя: «щука!» ребенок быстро вбегает в круг (ставок) и старается словить карасей, которые спешат сесть или встать за товарища, который стоит в кругу. Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться. Пойманных забирает с круга. Игра заканчивается, когда щука словит определенное количество карасей. Затем воспитатель выбирает новую щуку. Игра повторяется.

Выручай!

Дети стоят в кругу лицом в центр. Два ребенка, которых перед этим выбрали, выходят из круга и бегут: один ребенок убегает, другой — догоняет. Ребенок, который убегает, может спастись, встав сзади у кого — нибудь из детей, которые стоят в кругу, и сказать: «Выручай!» Тот ребенок, к которому обратились, должен убегать из круга и тоже встать сзади другого. Если ребенок не успеет встать, ее поймают. При повторении игры выбирают другую пару детей.

Квач , бери ленточку!

Дети стоят в кругу. Каждый ребенок получает ленточку, привязывает ее на пояс. В центр круга встает «квач», У него ленточки нет. На слова воспитателя: «Лови!» дети разбегаются по всей площадке, а «квач» догоняет детей и старается снять ленточки у детей. Ребенок, который остается без ленточки, не надолго выходит из игры. На слова воспитателя: «Раз, два, три, в круг вставайте!» дети становятся в круг, а «квач» подсчитывает количество снятых ленточек и возвращает их детям. Игра повторяется с новым «квачом» 3 — 4 раза. В конце игры воспитатель отмечает самого ловкого «квача».

Квач парами

Дети бегают по площадке, а ребенок — «квач» ловит их. Если кто — нибудь из детей подаст руку другому ребенку, которого догоняет «квач», и встанет с ним в пару, «квач» перестает его ловить.

Ловля бабочек

Из детей выбирается 4 «ловца». Они встают в пары и отходят к краю площадки в одно место. Остальные дети — «бабочки». На слова воспитателя: «Бабочки, бабочки в сад полетели» дети — «бабочки» летают — бегают по всей площадке. На слово воспитателя «ловцы!» два ребенка, держась за руки, стараются словить бабочку: окружить его, соединив свободные руки. Когда ловцы поймают бабочку, они его отводят на край площадки и садят на скамейку. В это время остальные бабочки присаживаются на корточки. На слова: «Бабочки, бабочки в поле полетели» дети — «бабочки» прыгают по всей площадке. Их ловит другая пара ловцов. Когда будет поймано 4 — 6 бабочек, подсчитывают, сколько поймала каждая пара. Затем выбираются другие ловцы. Игра повторяется.

Ищи ведущего!

Выбирают 4 — 5 ведущих, между которыми распределяют всех игроков. Дети становятся в круг, ведущий в центре круга (сколько ведущих столько кругов). Каждый должен хорошо знать своего ведущего. Взявшись за руки, дети маршируют вокруг своего ведущего. «На прогулку!» говорит воспитатель. Ведущие остаются на своих местах, а дети гуляют по всей площадке. На команду «стоп!» все останавливаются и закрывают глаза. В это время за указаниями воспитателя ведущие меняются местами, причем так тихо, чтобы дети не могли догадаться, куда перешел их ведущий. «Ищи ведущего!» и каждая группа детей спешит построится в круг возле своего ведущего. Воспитатель отмечает, какая группа детей это сделала быстрей. Игра повторяется.

Не ошибись!

Дети, поделены на две одинаковые колоны, стоят на одном конце площадки пред линией. На противоположном конце площадки напротив каждой колоны на линии лежат по 3 разноцветных кубика, а на расстоянии 2 — 3 шагов от кубиков (справа и слева) лежат такие же разноцветные кубики. На слово воспитателя «раз» первые дети в колонах бегут по прямой к кубикам, берут один из них, отбегают в сторону (один вправо, другой — влево) и берут кубик такого же цвета, как и в руке, с двумя кубиками одного цвета, возвращаются на место и поднимают вверх. Выигрывает тот ребенок, который первый поднял кубики одного цвета вверх, вернувшись на место. Затем дети возвращаются, кладут кубики на места и идут в конец своей колоны. Воспитатель отмечает, кто лучше выполнил задание. Потом на линию выходят вторые, третьи и т. д. В конце игры воспитатель определяет победителей.

Кто позвал?

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Один ребенок сидит в центре круга. На голове у него бумажный колпак, который прикрывает глаза, а в руке цветок. Дети тихо ходят, Прыгают на носочках вокруг ребенка в колпаке, который сидит в центре круга. На сигнал воспитателя дети ровно встают. Ребенок встает со стула, поднимает цветок вперед, поворачивается вокруг себя и останавливается. Тот, напротив кого остановился цветок, называет имя ребенка в колпаке, а он должен отгадать, кто его позвал. Если угадает, Дети меняются ролями.

Так можно, так не можно

Дети стоят в кругу. Воспитатель, стоя на видном месте вместе с детьми, обьясняет им, что на его слова: ?Делай так!» все должны смотреть на него и делать движения, им показанные, а на слова: «Не делай так!» стоять с опущенными руками и движения не повторять. Те, что ошибаются, проигрывают и отходят на один шаг назад. Игра продолжается. Если они дальше покажут движения правильно, снова вернуться в круг.

На заводе

Все дети договариваются, что они будут изображать движения какой — нибудь машины. Один ребенок — «инженер».Он должен быстро заметить, где произошли поломки. Инженер выходит из комнаты. Остальные дети, кроме одной, договариваются, какое движение машины они будут выполнять. Затем входит инженер, смотрит кто как работает. Подходит к ребенку, который не правильно выполняет движение, показывает, как надо делать. Выбирается новый инженер, и игра продолжается.

Жмурка

Все дети сидят в кругу на расстоянии вытянутых рук в стороны. В середину круга выбирают двух детей: одному ребенку завязывают глаза, другой дают колокольчик в руки. Ребенок с колокольчиком бежит, «жмурка» ее ловит. Когда жмурка словит ребенка с колокольчиком, то выбирают других детей в середину круга, и игра продолжается.

Найди и промолчи

Дети сидят на стульчиках вдоль комнаты. Воспитатель предлагает детям встать и повернуться лицом к стене, закрыв глаза. Сам отходит на несколько шагов назад и прячет несколько разноцветных флажков в разные места. На слова воспитателя: «Ищите флажки!» дети идут искать. Тот, кто увидел флажок не поднимает его, а идет и говорит воспитателю на ухо, где он лежит и садится на место.

Береги предмет!

Дети сидят в кругу, ноги у них слегка расставлены в стороны, руки за спиной. Возле ног каждого ребенка — кубик или другой какой — нибудь предмет. Ребенок, который стоит в середине круга — ведущий, ходит с одного места в другое и старается взять предмет. Дети защищают свой предмет руками. Когда ведущему удается взять предмет у 2 — 3 детей, назначается новый ведущий в середину круга и игра продолжается.

Дуй сильнее!

Детей поделить на две группы и посадить на противоположных концах площадки. По середине поставить стояки и протянуть между ними параллельно две нитки (одну — выше, другую — ниже), каждая длиной в 1 м. На нити нанизить кусочки бумаги. С каждой группы воспитатель зовет по одному ребенку с группы. Они подходят к нитям с бумагам и дуют на них с такой силой, чтобы каждый кусочек бумаги продвигался в конец по нити.

Отгадай!

Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель спрашивает их, хотят ли они пойти к речке и искупаться там, погреться на солнце и что нужно с собой взять. Воспитатель обьясняет им, что когда он будет называть нужную для купания вещь, то все, поднимая руки вверх, скажут «нужно!» Когда будет называть не нужную вещь, то все должны сидеть тихо, не подымая рук.

Будь внимательным!

Дети сидят на стульчиках в кругу. В центре ведущий. Он обращается к кому — нибудь из детей с вопросом. Отвечает не тот, кому был задан вопрос, а тот, кто сидит с правой стороны от него. Если ребенок правильно отвечает то он становится ведущим. Вопросы можно задавать разные. Кто ошибется, тот проиграл.

Смешилка

Дети сидят на стульчиках, а воспитатель или ребенок становится перед ними и показывает любое движение или рассказывает стих, стараясь рассмешить детей. Все должны быть серьеозными. Ребенок, который засмеялся, платит штраф: закрывает глаза и отгадывает, что ей положили в руку или сам идет смешить, а тот кто рассмешил, садится на место.

Подготовила воспитатель Левина Ольга Васильевна

Игра «Земля, вода, огонь, воздух»

Играющие становятся в круг, в середине - ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: «земля», «вода», «воздух», огонь». Если водящий сказал «земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода!» играющий отвечает названием рыб; на слово «воздух!» - названием птиц. При слове «огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему. Ошибающийся выбывает из игры.

Якутская игра «Ястреб и утки»

На площадке рисуют два круга - два «озера». Между ними расстояние в 5 - 10 шагов. По считалке выбирают «Ястреба», остальные - «дикие утки» - чирки, нырки и шилохвостики - в другом. Затем утки меняются местами: чирки перелетают в озеро к шилохвостикам, шилохвостики к ныркам, а те, в свою очередь, перелетают к чиркам. В этот время ястреб, который находится «на суше» (между двумя озерами), ловит уток. Пойманные утки выбывают из игры. В озере уток ловить нельзя.

«Невод»

Дети выбирают «рыбу». На голову ей надевают платок. Рыба встает в центр хоровода, изображающего невод. На расстоянии 15-20 шагов от хоровода устанавливают четыре украшенных лентами шеста. Рыба, прорвавшись сквозь невод (под руками ребят), бежит к одному из шестов. Если ее не догонят, она становится свободной, а рыбой выбирается другой ребенок; а если догонят -возвращается в хоровод, но рыбой становится тот, кто ее догнал.

Осетинская игра «Журавль»

Дети выбирают водящего и «волка». Остальные - «журавли» - становятся в колонку по одному. Каждый кладет руки на пояс впереди стоящего. Водящий становится впереди колонны и старается все время быть лицом к волку. Журавли, не разрывая колонны, прячутся за ним. Волк может схватить любого журавля, кроме водящего. Играют до тех пор, пока волк не схватит журавля. После этого выбирают нового водящего и волка.

Игра «Птицелов»

Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре - птицелов с завязанными глазами. Птицы кружатся вокруг птицелова и нараспев произносят:

В лесу, во лесочке,

На зеленом дубочке

Птички весело поют.

Ай! Птицелов идет!

Он в неволю нас возьмет,

Птицы, улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Тот, кого он угадал, становится птицеловам.

Примечание: - Играющие не должны прятаться и обязаны останавливаться на месте сразу по сигналу.

До начала игры ведущий разучивает с детьми голоса птиц.

Игра «Сокол и лиса»

Выбираются «сокол» и «лиса». Остальные дети - «соколята». Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками летательные движения. Стайка соколят бежит за соколом и точно повторяет его движения. В это время вдруг выскакивает из норы лиса.

Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.

Появление лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит тех, кто не успел присесть.

Игра «Ловля рыб»

Игроки делятся на две группы. Они становятся друг против друга на расстоянии несколько шагов. Одна группа - «рыболовы» (их меньше), другая - «рыбы». В начале между ними происходит разговор:

Что вы вяжете? - спрашивают рыбы.

Невод, - отвечают рыболовы, выполняя имитирующие движения.

Что вы будете ловить?

Рыбу.

Какую?

Щуку.

Ловите!

Рыбы поворачиваются и бегут до установленной черты. Каждый рыболов старается поймать хоть одну рыбу. Игра повторяется, но называется другая рыба. Ловить рыб можно только в границах моря. Рыба считается пойманной, когда рыболов касается ее рукой.

Бурятская игра «Верблюд и верблюжонок»

Дети выбирают «верблюда» и «верблюжонка», а затем становятся в круг и берутся за руки. Верблюд старается поймать верблюжонка, а тот увертывается, бегая в кругу или за кругом. Ребята помогают верблюжонку: если он в кругу, они не пропускают туда верблюда, если же верблюду удается прорвать цепь, верблюжонка моментально выпускают из круга.

Игра «Лягушки в кадушке»

На старой кадушке

Плясали лягушки,

Зеленые ушки,

Глаза на макушке.

Я к ним подошла-

Они в воду бултых!

И нечего больше сказать мне про них.

На полу раскладываются обручи, по количеству участников игры. Каждый играющий - рядом с обручем. Ведущий произносит текст стихотворения. Дети-лягушки прыжками двигаются вокруг своего обруча. Текст могут произносить дети, не участвующие в игре. Со словом «бултых!», дети-лягушки прыгают внутрь обруча. Ведущий старается занять обруч зазевавшегося лягушонка. Ведущий со словами «Эй, зеленые лягушки, вылезайте из кадушки» дает сигнал для новой игры оставшийся без обруча пропускает ход или встает на место ведущего.

Кабардинская игра «Гуси»

Дети выбирают «лису» и «пастуха». Остальные - «гуси». Пастух поет песенку: Я гусей в лесу пасу.

От лисы гусей спасу.

Гуси, гуси!

Га-га-га!

Это правда?

Да, да, да!

Кто вас слышит?

Кабарда!

По окончании песенки лиса гонится за гусями и ловит их, а пастух старается помешать лисе. Если пастух успеет схватить гуся за крыло раньше лисы, гусь спасен. Играют до тех пор, пока лиса не переловит всех гусей.

«Игра в мяч»

Играющие делятся на две равные команды и становятся шеренгами друг напротив друга. Крайний бросает мяч стоящему напротив, который ловит мяч и передает его следующему стоящему напротив и т. д. Если играющий не поймает мяч, то переходит в плен на противоположную сторону. И так до конца шеренги. Затем мяч кидают в обратную сторону в таком же порядке.

Правила игры. Выигравшей считается та группа, в которую перешло больше игроков. Перебрасывать мячи следует в строго определенном порядке.

«Повелитель лунки»

В центре площадки выкапывают лунку, в которую кладут мяч. Считалкой выбирают повелителя лунки. Повелитель садится на расстоянии 3-5 м. в стороне от играющих. Игроки становятся вокруг мяча. Повелитель выкрикивает имя любого из игроков, должен быстро схватить мяч и осалить одного из убегающих, кидая мяч с места или догоняя игрока. Осаленные выходят из игры. Если повелитель промахнулся, то он тоже выходит из игры. Побеждает тот, кто продержится дольше всех.

Правила игры . До начало игры дети договариваются, как будут салить: с места или догоняя. Салить игрока можно только прямым попаданием мяча, а не с отскока.

«Ловля оленей»

Среди играющих выбирают двух пастухов, остальные все-олени. Они становятся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего «Раз, два, три-лови!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те убегают от мяча. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным. После 4-5 повторений подсчитывается количество пойманных олений.

Правила игры. Игру надо начинать только по сигналу. Бросать мяч можно только в ноги играющих. Засчитывается прямое попадание.

«ЛЯПКА»

Один из играющих - водящий, его называют ляпкой. Водящий бегает за участниками игры старается кого-то осалить, приговаривая:

На тебе ляпку, отдай ее другому!

Новый водящий догоняет игроков и старается кому-то из них передать ляпку.

Правила игры. Участники игры внимательно наблюдают за сменой водящих.

«Волк»

Все играющие - овцы, они просят волка пустить их в лес погулять:

Разреши нам, волк, погулять в твоем лесу! Волк отвечает:

Гуляйте, гуляйте, да только траву не щиплите, а то мне спать будет не на чем. Овцы сначала только гуляют в лесу, но скоро забывают обещание, щиплют траву и поют:

Щиплем, щиплем травку, зеленую муравку,

Бабушке на рукавички, дедушке на кафтанчик,

Серому волку грязи на лопату!

Волк бежит по поляне и ловит овец, пойманный становится волком, игра возобновляется.

Правила игры. Гуляя по лесу, овцы должны расходиться по всей площадке.

Подвижные игры имеют большое значение для всестороннего гармоничного развития детей дошкольного возраста. Участие дошкольников в подвижных играх различной интенсивности позволяет осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании. В процессе подвижных игр, формируется способность проявлять выдержку, смелость, умение действовать в коллективе и индивидуально. В своей практике я использую игры народов севера. Они способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, развивают ловкость, быстроту, меткость, выносливость, смекалку, сообразительность, вырабатывают волю к победе. Дети учатся находить выход из критических ситуаций, быстро принимать решение и приводить их в исполнение, то есть дети перенимают важные качества необходимые им в будущей жизни. Игры стимулируют двигательную деятельность детей. Они помогают детям глубже воспринимать красоту родной природы. Через национальные игры воспитываются у детей чувства товарищества, дружбы, взаимопонимание. В своем детском саду мы проводим день национальных игр, тем самым мы закрепляем и расширяем знания детей о национальных видах спорта и подвижных играх. Я предлагаю примерный перечень национальных подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста:

«Берегись охотника»
Описание игры. Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. У одного из игроков в руках хвост лисы или песца. Водящий старается догнать и запятнать того, кто бежит с хвостом, но сделать это непросто: участники игры на бегу передают хвост друг другу. Когда «охотник» запятнает игрока с хвостом, они меняются ролями. В конце игры определяют игрока, который ни разу не был водящим.
Цель: развитие скорости, быстроту реакции, выносливость, координацию движений.

«Бег с капканом»
Описание игры. Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. В игре принимают участие 2-3 команды. К правой и левой ноге каждого бегуна привязывают мячи (резиновые мячи в сетках). Это и будут «капканы». По команде ведущего игроки бегут до ориентира, обегают его и бегут обратно, передают эстафету. Побеждает та команда, которая первая справится с заданием. Цель: развитие быстроты, силы ног.

«Бой медвежат»
Описание игры. Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. Чертится круг диаметром 2 метра. В него встают на корточки соперники (медвежата), вытягивают руки вперед ладошками. Необходимо вытолкнуть соперника из круга, ударяя об его ладони, или заставить его земли или пола любой частью тела. Кому удастся это сделать, тот и является победителем. Цель: развитие силы, ловкости, координацию движений, внимания, волевых качеств.

«Бой лосей»
Описание игры. Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. В игре принимают участие 2-3 команды. Чертится круг, в него встают игроки, у каждого из них левая рука привязана к туловищу, на голове шапка. Задача проста и непроста - снять шапку у противника и не дать снять свою. Побеждает та команда, которая снимет больше шапок.
Цель: развитие ловкости, координацию движений, внимания, смелости.

«Быстрый олень»
Описание игры. Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. Чертится круг и от него на расстоянии 9-12 метров контрольная линия. По команде все участники двигаются в обход по начерченному кругу. По команде «шаг оленя» все участники идут по кругу, высоко поднимая бедро. По команде «поворот» происходит поворот кругом, и продолжается движение в противоположном направлении. По команде «рысь» участники бегут по кругу с захлестыванием голени назад. По команде « на свои места» участники выполняют многоскоки (бег, прыжки) за контрольную линию. Игрок, пересекший контрольную линию последним, выбывает из игры.
Цель: развитие ловкости, координацию движений, внимания, смелости. Загадка: Сто пастбищ с жуками. (След пробежавших оленей).

«Важенка и оленята»
Описание игры. Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. На площадке нарисовано несколько кругов (можно обручи), в каждом из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:
Бродит в тундре важенка,
С нею оленята.
Топают по лужам
Оленята малые
Терпеливо слушая
Наставленья мамины
Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова « волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманных оленей волк уводит к себе.
Цель: развитие ловкости, координацию движений, внимания, смелости, сообразительности.

«Гонки на нартах»
Описание игры. Игра проводится в зимнее время года, количество игроков не ограничено. Участники делятся на три команды по три человека. Выстраиваются на старте. Один игрок из команды берет нарты за веревку, второй садится на нарты, третий оказывает помощь, толкая нарты сзади или в спину сидящего на нартах. По сигналу ведущего экипажи бегут к ориентиру, огибают его и возвращаются обратно. Побеждает команда, которая придет к финишу первой.
Цель: развитие скорости, выносливости, силы рук, ног, мышц спины.

«Звери и птицы»
Описание игры. Игра проводится в зимнее время года, количество игроков не ограничено. Перед игрой следует предупредить игроков, что необходимо, как можно точнее скопировать движение животного или птицы. Ведущий называет птицу «утка», игроки разводят руки в стороны и плавно машут ими, словно крыльями. Зверь «заяц», игроки выполняют прыжки в приседе и т.д. Победителем становится тот, кто более точно скопирует движение зверя или птицы.

«Льдинки, ветер и мороз»
Описание игры. Участники встают парами, лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:
«Холодные льдинки, прозрачные льдинки, сверкают, звенят: дзинь, дзинь» Делают хлопок на каждый на каждое слово: вначале в свои ладоши, затем в ладоши своего товарища.
Хлопают и говорят: «дзинь, дзинь» - пока не услышат сигнал «Ветер».
На этот сигнал дети разбегаются в разные стороны. На сигнал « Мороз» дети возвращаются в пары и берутся за руки.
Цель: развитие координационных движений, быстроты, находчивости.

«Куропатки и ягодки»
Игра проводиться в любое время года. Количество участников не ограничено.
Описание игры. Взявшись за руки, участники образует круг. Это будет клетка. Внутри клетки 6-8 ягод, а снаружи 2 куропатки. Клетка движется по кругу вправо или влево (подскоками, приставными шагами, лёгким бегом). По свистку клетка останавливается и открывает свои дверцы (поднятые руки вверх). Куропатки свободно вбегают в клетку стараясь поймать ягодку, (пойманную ягодку отводят в своё гнездо). Победителем становится та куропатка, которая поймала больше ягодок.

«Ловля оленей»
Описание игры. Игра проводится в любое время года. Количество участников не ограничено. Участники делятся на две команды. Одни - олени, другие пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.
Правила игры. Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но не имеют вырываться из круга, если их замкнут, лучшими игроками считаются те игроки, которые были пойманы последними.
Цель: развитие быстроты, ловкости, координации движений, находчивости.

«Гонки на оленях»
Дети бегут парами (первый - олень, второй - каюр) между кочками (кубы), обегают дерево (стойку) и возвращаются обратно. Побеждает та команда, которая первая закончит эстафету.
Цель: развитие быстроты, ловкости, координации движений, внимание.

«Снежный лабиринт»
Дети надевают на ноги модели снегоступов, на спину охотничьи рюкзаки и идут между сугробами (кубы разных размеров) до стойки и так возвращаются обратно. Побеждает команда, первой закончившая эстафету
Цель: развитие координационных движений и скоростно-силовых способностей.

Подборка подвижных игр для детей

старшего дошкольного возраста

Игры с мячом:

«Зевака» - дети встают в круг, на расстоянии одного шага друг от друга и начинают перебрасывать мяч, называя по имени того,кто должен ловить мяч. Мяч перебрасывают, пока кто-то его не уронит. Тот, кто уронил мяч, встаёт в центр круга и по заданию играющих выполняет 1- 2 упражнения с мячом.

«Старые лапти» - на одной стороне площадки проводят черту-это город, где находятся все играющие. Пространство за городом - игровое поле. Дети встают к черте и прокатывают мячи в сторону поля. Чей мяч дальше укатится, тому водить. Водящий берёт мяч и ждёт, когда за мячами будут выходить играющие, и всех, кто переходит черту города, старается осалить мячом. Когда водящий промахнётся, он догоняет мяч, а играющие стараются взять свои мячи и убежать за черту. Осаленный становиться водящим.

«Летучий мяч» - играющие встают в круг, водящий находится в середине круга. По сигналу дети перебрасывают мяч друг другу, через центр круга. Водящий старается поймать мяч или коснуться его рукой. Если ему это удаётся, то он встаёт в круг. А тот кому, был брошен мяч, становится водящим.

«Большой мяч» - играющие становятся в круг и берутся за руки, водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустить мяч между ног, становиться водящим. Но он становится за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему нужно вкатить мяч в круг. Когда же мяч попадает в круг, играющие опять поворачиваются лицом друг к другу, а в середину встаёт тот, кто пропустил мяч.

Игры с прыжками:

«Петушиный бой» - дети делятся на пары и встают друг от друга на расстоянии 3-5 шагов.

Пары изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, выходит из игры.

«Здравствуй, сосед!» - играющие делятся на две группы и встают лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук. Первые игроки- ведущие, начинают игру: встают на одну ногу и скачут в направлении другой команды. Не останавливаясь, они обращаются к игроку: «Здравствуй, сосед!» Тот к кому обращаются, отвечает: «Здравствуй!» - и прыгает за ведущим. Игра заканчивается, когда дети образуют одну цепь.

«Попрыгунчики» - на полу или земле чертят круг. Один из играющих встаёт в середину круга- он пятнашка. По сигналу дети перепрыгивают черту круга и, если не грозит быть осаленным, некоторое время остаются внутри круга. Продолжают прыгать на 2 ногах продвигаясь к центру круга. Участники иры стараются увернуться от пятнашки и вовремя выпрыгнуть из круга. Осаленный становиться пятнашкой.

«Волк во рву » - участники выбирают волка и хозяина, остальные овцы.

На одной стороне площадки дом, где живут хозяин и гуси. На середине площадки находится ров, где сидит волк. По сигналу хозяина «овцы в поле, волк во рву»- играющие должны перепрыгнуть через ров и пойти в поле травку щипать. По сигналу: «Овцы, домой!», играющие возвращаются в дом, перепрыгнув через ров. Кого поймал волк, становится водящим.

Игры с бегом:

«Пустое место» - играющие встают в круг, выбирают водящего считалкой. Начиная игру, он пробегает мимо игроков, одного из них пятнает и продолжает бежать дальше по кругу. Запятнанный бежит в другую сторону от водящего. Кто из них первый добежит до свободного места в круге, тот и занимает его, а опоздавший становится водящим.

«Курочки» - играющие выбирают хозяйку и петушка, все остальные курочки. Петушок ведёт курочек гулять. Выходит хозяйка и спрашивает: «Петушок, петушок, не видал ли мою курочку». «А какая она у тебя». «Рябенькая, а хвостик чёрненький». «Нет, не видал». Хозяйка хлопает в ладоши и кричит: «Кшш,кшш!» курочки бегут в дом, а хозяйка ловит их, петушок курочек защищает. Всех пойманных курочек хозяйка уводит в дом.

«Горелки с платочком» - все играющие встают парами друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит платочек. Играющие говорят хором: «гори, гори масло, гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо птички летят, колокольчики звенят!». После слов игроки последней пары бегут вперёд, и кто первый возьмёт платочек, тот встаёт с водящим впереди колонны, а опоздавший «Горит».

«У медведя во бору» - медведя выбирают считалкой, он живёт в лесу. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:

«У медведя во бору, грибы. Ягоды беру!

А медведь не спит и на нас рычит!»

Медведь начинает ворочаться, потягиваться и догоняет детей. Кого поймали, тот становиться медведем.

«Заря » - дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих-заря-ходит сзади с лентой и говорит:

«Заря-зареница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые,

Кольца обвитые-за водой пошла!»

С последними словами водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, ко остаётся без места, становится зарёй.

«Мы весёлые ребята» - дети стоят в кругу, ловишка в середине круга. Дети двигаются по кругу и произносят слова:

«Мы весёлые ребята, любим бегать и играть.

Ну, попробуй нас догнать!

Раз, два, три, лови!»

Дети разбегаются по залу, ловишка пытается осалить играков.

«Два Мороза» - с одной стороны площадки располагаются дети, в середине двое водящих (два Мороза). Они говорят:

«Мы два брата молодые, два Мороза удалые.

Я-Мороз красный нос,

Я - Мороз синий нос.

Кто из вас решится

В путь дороженьку пуститься»,

Дети отвечают:

«Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз».

По окончании стихотворения дети перебегают на другую сторону площадки, Морозы стараются их осалить (заморозить).

«Солнышко» - играющие образуют круг. В центре круга -«солнышко», в руках у него четыре обруча жёлтого цвета. Дети идут по кругу. Солнышко движется в противоположном направлении, раскладывая обручи, ближе к играющим:

«Солнышко, солнышко,

Погуляй у речки,

Солнышко, солнышко,

Раскидай колечки!

Мы колечки соберём.

Золочённые возьмём».

Дети, стоящие рядом с обручем, берут его и образуют маленький круг.

«Покатаем, поиграем,

И опять тебе вернём!»

Играющие кладут обратно на пол обручи.

По сигналу ведущего (удар в бубен, фортепиано и т.д.) все разбегаются врассыпную, по следующему сигналу каждая команда собирается возле своего обруча. Выигрывают те, кто сделал это быстрее.

Правила: После второго сигнала, команды собираются возле обруча и не берут его в руки.

Игры малой подвижности:

«Молчанка» - перед началом игры дети хором произносят:

«Первенчики, червенчики, зазвенели бубенчики.

По свежей росе, по чужой полосе.

Там чашки, орешки, медок, сахарок.

После слова «Молчок!» все должны замолчать.

Ведущий старается рассмешить играющих движениями, шутками. Кто рассмеялся, он отдаёт водящему фант. В концы игры фанты выкупаются детьми. Они поют, танцуют, читают стихи.

«Дятел» - дети выбирают водящего-дятла. Дети становятся в круг, дятел встаёт посередине круга. Играющие ходят по кругу и все вместе говорят: «Ходит дятел у житницы, ищет зёрнышко пшеницы».

Дятел отвечает: «Мне не скучно одному,

Кого хочу, того возьму».

С этими словами он быстро берёт за руку одного из играющих, встаёт с ним в круг. Оставшийся без пары- водящий.

«Затейники » - дети становятся в круг и берутся за руки. Водящий, которого выбрали стоит в центре круга. Дети двигаются по кругу и произносят слова: «Ровным кругом, друг за другом. Мы идём за шагом шаг. Стой на месте, дружно вместе сделаем вот так!»

Водящий выполняет любые движения, а дети должны повторить «как в зеркале» все движения.

«Зайка серенький умывается» - дети стоят в кругу. В центре круга «зайка». Взрослый произносит слова: «Зайка серенький умывается, видно в гости собирается. Вымыл ушки, вымыл носик, вымыл щёчки, вымыл ушки, вытерся и поскакал в гости». Дети должны выполнять все движения по показу ребёнка и в соответствии с текстом.

«Пузырь» - дети берутся за руки и образуют маленький круг. Начинают произносить слова:

«Раздувайся пузырь, раздувайся большой.

Оставайся такой и не лопайся!»

Дети выполняют движения в соответствии с текстом (отходят назад, образуя большой круг, затем бегут в центр круга).

«Золотые ворота» - выбираются ворота (двое детей-они образуют ворота). Остальные участники берутся одной рукой друг за друга образуя цепочку. Дети начинают произносить слова и двигаться вперёд, проходя под воротцами:

«Золотые ворота, пропускают не всегда.

На первый раз прощается, второй раз запрещается. А на третий раз не пропустят вас».

После этих слов «ворота» опускают руки вниз. Кого поймали, те становятся продолжением ворот. Становятся рядом.

«Тетёрка» - одна пара образует ручеёк, остальные взявшись за руки продвигаясь вперёд напевают слова:

«Кри-кри, там терка шла.

Кри-кри, за собой детей вела,

Кри-кри, что за маханька,

Кри-кри, косолапенька.

Кри- кри, ворота отворяя!

Кри-кри, целоваться давай!»

Пара, которая проходит по ручейку и на слова «целоваться давай», пара целуется щёчками или обнимается.

Правила: Игра спокойная и поэтому все движения плавные, никто не бежит под ручейком.

Игры с лазанием, ползанием:

«Медведь и пчёлы» - играющие делятся на две группы: медведи пчёлы.

Пчёлы-большая часть детей-размещаются на скамейке (улей), медведи-в стороне. По сигналу воспитателя пчёлы улетают за мёдом, а медведи забираются в улей (скамейку) и лакомятся мёдом.

Пчёлы возвращаются домой и жалят (ловят) медведей.

«Перелёт птиц » - дети находятся стороне площадки. С другой стороны расположены снаряды для лазания (гимнастическая стенка). По сигналу «Птицы улетают!» дети бегают по площадке. По сигналу «Буря!» забираются на гимнастическую стенку, спасаясь от бури.

«Наседка и цыплята» - роль наседки отводится воспитателю. Дети-цыплята. Они располагаются на одной стороне площадки. Перед ними находится верёвка на высоте 40 см. По сигналу «Цып, цып», мои цыплятки. Выходите погулять, зелёную травку пощипать.

Дети подлезают под верёвку и двигаются по залу (пьют водичку, клюют зёрнышки и т.д.).

По сигналу воспитателя «Кошка»- дети возвращаются назад, подлезая под верёвку.