Чернышевский что делать будущее светло и прекрасно. Сочинение «Будущее светло и прекрасно (по роману Н. Г. Чернышевского Что делать?). Фредерик Шопен - Революционный этюд

«Будущее светло и прекрасно…»

(Урок по роману Н.Г. Чернышевского «Что делать?»)

10 класс

Цель: в результате работы над IV главой выявить, о чем мечтает автор и герои романа; выяснить значение 4-го сна Веры Павловны в раскрытии замысла романа.

Лейтмотив романа: «Человеку можно быть добрым и счастливым…» В нем нашли выражение социальные и эстетические идеалы революционных демократов.

А.В. Луначарский сумел удивительно точно охарактеризовать коллизию романа «Что делать?». Построение романа, по его словам, идет по четырем поясам: пошлые люди, новые люди, высшие люди и сны. Он же писал о том, что «Чернышевский не мог вместиться в рамки настоящего. Подлинный смысл его роман приобретает только в живой связи с будущим».

Работу над IV главой начинаем с 7-ой подглавки. Читаем разговор Веры Павловны и Александра Кирсанова.

Почему именно строки Н.А.Некрасова звучат в диалоге Верочки и Саши? Чем Некрасов близок Чернышевскому? Что здесь важнее: стихи или имя?

Не имея возможности по политическим соображениям (роман писал в тюрьме) процитировать то, что ему особенно близко у Н.А. Некрасова, автор берет простые, но такие милые русскому сердцу строки («Ой, полным – полна коробушка…»). Ведь важно привлечь внимание читающей публики к определенному имени.

Это важнее, чем 1- 2 «политические» цитаты (которые к тому же цензор вряд ли пропустит). Это тоже эзопов язык. И хотя «язык Эзопа – это язык раба» (Тацит), но рабы бывают разные. Спартак тоже был рабом…

Не рабское ли положение женщины в России? (Смотрим 10-ю подглавку). «Нам формально закрыты почти все пути гражданской жизни. Из всех сфер нам оставлено тесниться только в одной сфере семейной жизни…». «Нам тесно…ни одна из нас никому не нужна…».

Задание: 1. Определить суть мыслей Веры Павловны.

2. Вспомнить суть разглагольствований, манеры Кукшиной (роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева).

3. Сопоставьте мысли Веры Павловны и Кукшиной.

Ребята делают вывод: Кукшина хочет произвести впечатление, играет в эмансипацию, много болтает, а Вера Павловна – человек дела, деловая женщина.

Но само понятие – женщина – невозможно без любви.

Экспресс-интервью: Что такое любовь по-вашему?

Любовь – самое глубокое чувство…

Это острое желание счастья близкому человеку.

Это самое утреннее из чувств.

А теперь найдем строки о любви (XV подглавка), напоминающие афоризм.

«Любовь в том, чтобы помогать возвышению и возвышаться». «Только тот любит, кто помогает любимой женщине возвышаться до независимости». «Только тот любит, у кого укрепляются руки от любви и светлеет мысль».

Какой из этих афоризмов ближе политическому строю романа?

«Только тот любит, кто помогает любимой женщине возвышаться до независимости».

Назовите несколько вечных вопросов.

Что такое любовь?

Что такое счастье?

Микродиспут по одному из них.

Что такое счастье, по-вашему?

Высказывания учащихся.

А теперь посмотрим, что пишет Н.Г. Чернышевский о счастье.

Чернышевский считал, что его время – железный век, впереди – золотой. Революция должна произойти в России, и он мечтал об этом будущем. «… будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него…».

Буквально гимн будущему.

Посмотрим «Четвертый сон Веры Павловны» и сравним с тем, что мы имеем в результате революции.

Более века отделяет нас от времени Н.В. Гоголя, Н.Г. Чернышевского, а вопросы все те же: «Кто виноват? Что делать? С чего начать? Куда же несешься ты, Русь?»

Чернышевский мечтал о революции. В октябре 1917г. революция свершилась.

Какой глобальный вопрос возникает, вопрос – итог сегодняшнего урока?

Что делать?

Та ли это революция, о которой мечтал Чернышевский?

О такой ли революции мечтал Чернышевский?

Домашнее задание.

Н.Г.Чернышевский был подвергнут процедуре гражданской казни и сослан за революционные мысли. Ваши размышления по этому поводу.


Фредерик Шопен - Революционный этюд.

"Говори же всем: вот что в будущем , будущее светло и прекрасно . Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести: настолько будет светла и добра, богата радостью и..."

Четвертый сон Веры Павловны. Глава четвертая "Что делать?" Н.Г.Чернышевский.

Середина XIX века, Николай Гаврилович Чернышевский задает вопрос "Что делать?" и пытается ответить на него. Роман "Что делать? " появился в стенах тюрмы Трубецкого бастиона,Петропавловской крепости. Это своего рода продолжение, и развитие мысли преподнесенной А.И.Герценом в романе "Кто виноват?" . Чернышевский описывает общество будущего таким, каким он видит его. В снах Веры Павловны не просто идеи революции, в них описание и суть коммунисчтической идеи. Равенство полов, труд, облагораживающий человека, вера в прекрасное будущее. Все это зародилось в умах революционеров конца XIX века и нашло продолжение в мыслях каждого гражданина уже после коренного перелома.

Николай Гаврилович Чернышевский.

Надо отметить, что в период 20-х 30-х годов прошлого столетия "Что делать?" был одним из основных произведений литературы, изучавшихся в школах того периода. Да и вообще самым спокойным, по мнению преподавателей. Он будил в умах молодежи "комсомольцев" правильные мысли и наставлял на путь истинный. Все остальные гениальные романы, поэмы и труды Толстого, Достоевского, Пушкина, Лермонтова изучались с опаской и зачастую учителя литературы выворачивали таким образом, чтобы не нарушить покой и не подорвать авторитет большивизма.

Н.Г.Чернышевский за работой над романом "Что делать"

Заинтересоваться романом меня заставили именно сны Веры Павловны. Поразительно то, что писатели и не только Чернышевский, художники (многие), музыканты имели способность предвидеть будущее. Увидеть и описать будущее может каждый, но вопрос в том каким достоверным окажется это описание.

Beatrice de Richelieu

Роман «Что делать?» написан в 1863 году. Роман создавался в крайне тяжелых условиях. В это время Чернышевский сидел в тюрьме под строгим надзором полиции. Однако это не помешало ему создать произведение. В романе Чернышевский рисует карти отжившего свой век и мешающего развитию общества; настоящего, то есть окружавшую его действительность, и будущего, каким он его представляет.

Будущее представлено в четвертом сне Веры Павловны. Чернышевский рисует нам мир изобилия, счастья и любви. Вместе с Верой Павловной мы оказываемся в мире, где все люди - братья. Они живут единой семьей. Все живут в великолепных дворцах, построенных из алюминия и хрусталя.

Днем все население занято работой. Труд полностью заменен машинами, а люди только управляют ими. Н. Г. Чернышевский предвидел, что в будущем, когда все будут равны между собой, труд станет удовольствием, а не рабством, как это было в его время. Старики и дети занимаются в доме по хозяйству. Но стариков очень мало, так как здесь здоровая и спокойная жизнь, которая сохраняет свежесть, поэтому люди стареют очень поздно. Коллективный труд сплачивает людей, делает их дружными и отзывчивыми. После хорошей работы наступает веселый отдых. По вечерам все собираются в большом и просторном зале, чтобы потанцевать, повеселиться, побеседовать.

«Все они - счастливые красавцы и красавицы, ведущие вольную жизнь труда и наслаждения, - счастливцы, о счастливцы!» - говорит о них Чернышевский.

В своем романе Чернышевский показывает людей революционной интеллигенции. Показывает ярко в романе Рахметова, который противопоставлен образу Кирсанова, Лопухова. Рахметов, который в течение длительного времени общался с народом, и стал «особенным» человеком.

В этом романе Чернышевский показал «новых людей» - это Лопухов и Кирсанов, Вера Павловна. ну прошлого, то есть старого мира, картину всего Двигать и приближать историю относится к образу Рахметова.

Н. Г. Чернышевский писатель второй половины XIX века. Он занимался общественно - политической деятельностью, так как был идейным вождем разночинцев, руководителем политической борьбы за освобождение крестьянства. Все свои революционные взгляды писатель отразил в романе «Что делать?». В произведении автор показал утопическую идею, создав общество будущего, где все люди счастливы и беззаботны, свободны и веселы, где до небес возвышаются огро

Мные здания, на полях работают машины, и где «люди живут радостно, отдыхая после радости труда». В своем романе Чернышевский изобразил это общество неслучайно, он хотел сказать, что такое будущее создадут новые люди, такие как Вера Павловна, Лопухов, Кирсанов и «особенный человек», «орел» Рахметов. Именно он - «сильный и умеющий» человек, близкий к народу, ведет Россию к светлому будущему. Готовясь к общественному перевороту, к «дренажу», который должен заставить дворян трудиться, он знал, что ему придется вынести не мало испытаний на своем пути для того, чтобы достичь заветной цели - освобождения народа. Рахметов постоянно тренирует свое тело, нагружая себя физическими упражнениями: спит на гвоздях, колет дрова, наверное, пытаясь понять способен ли он на достижение этой не легкой цели. Сам герой по своему происхождению из дворянской семьи, но он продает все свое наследство, так как не может и не хочет принимать такую пустоту интересов аристократов. Обладая огромным мужеством, Рахметов отказывается от любви и счастья которое для всех остальных является смыслом их жизни. Такие люди сливаются с общим делом так, что оно становиться для них необходимостью. «Добрые и честные» люди, на мой взгляд, это Лопухов, Кирсанов и Вера Павловна. На все происходящее они смотрят по-другому, по-новому. Эти люди видят «выгоду» в значимости своего труда, в наслаждении творить добро для других. Они также приносят пользу окружающим, занимаясь каждый своим делом; Лопухов - наукой, а Вера Павловна, устраивая швейные мастерские. Очень благородно и хорошо эти люди решают проблемы драматической любви. Когда Лопухов узнает о чувствах своей жены к собственному другу, он уступает место товарищу, уходя со сцены, принося этим пользу и любящей паре, и себе. Производя «расчет выгод», герой испытывает радостное чувство удовлетворения от порядочного, честного и доброго поступка. Чернышевский убежден, что неравенство между мужчиной и женщиной является основным источником проблемы любовных драм. Николай Гаврилович надеется, что эмансипация существенно изменит характер, любви: исчезнет ревность и женщина не будет так сосредотачиваться на своих чувствах. Прекрасные качества этих героев вносят в жизнь душевное равновесие. Доброта, честность, сила и умение - что то, чего так не хватает нам. Они новые люди, принадлежат к той породе людей, для которых великое общественное дело исторической важности, стало высшим смыслом их жизни.

Роман «Что делать?» написан в 1863 году. Роман создавался в крайне тяжелых условиях. В это время Чернышевский сидел в тюрьме под строгим надзором полиции. Однако это не помешало ему создать произведение. В романе Чернышевский рисует карти отжившего свой век и мешающего развитию общества; настоящего, то есть окружавшую его действительность, и будущего, каким он его представляет. Будущее представлено в четвертом сне Веры Павловны. Чернышевский рисует нам мир изобилия, счастья и любви. Вместе с Верой Павловной мы оказываемся в мире, где все люди - братья. Они живут единой семьей. Все живут в великолепных дворцах, построенных из алюминия и хрусталя. Днем все население занято работой. Труд полностью заменен машинами, а люди только управляют ими. Н. Г. Чернышевский предвидел, что в будущем, когда все будут равны между собой, труд станет удовольствием, а не рабством, как это было в его время. Старики и дети занимаются в доме по хозяйству. Но стариков очень мало, так как здесь здоровая и спокойная жизнь, которая сохраняет свежесть, поэтому люди стареют очень поздно. Коллективный труд сплачивает людей, делает их дружными и отзывчивыми. После хорошей работы наступает веселый отдых. По вечерам все собираются в большом и просторном зале, чтобы потанцевать, повеселиться, побеседовать. «Все они - счастливые красавцы и красавицы, ведущие вольную жизнь труда и наслаждения, - счастливцы, о счастливцы!» - говорит о них Чернышевский. В своем романе Чернышевский показывает людей революционной интеллигенции. Показывает ярко в романе Рахметова, который противопоставлен образу Кирсанова, Лопухова. Рахметов, который в течение длительного времени общался с народом, и стал «особенным» человеком. В этом романе Чернышевский показал «новых людей» - это Лопухов и Кирсанов, Вера Павловна. ну прошлого, то есть старого мира, картину всего Двигать и приближать историю относится к образу Рахметова. Н. Г. Чернышевский писатель второй половины XIX века. Он занимался общественно - политической деятельностью, так как был идейным вождем разночинцев, руководителем политической борьбы за освобождение крестьянства. Все свои революционные взгляды писатель отразил в романе «Что делать?». В произведении автор показал утопическую идею, создав общество будущего, где все люди счастливы и беззаботны, свободны и веселы, где до небес возвышаются огромные здания, на полях работают машины, и где «люди живут радостно, отдыхая после радости труда». В своем романе Чернышевский изобразил это общество неслучайно, он хотел сказать, что такое будущее создадут новые люди, такие как Вера Павловна, Лопухов, Кирсанов и «особенный человек», «орел» Рахметов. Именно он - «сильный и умеющий» человек, близкий к народу, ведет Россию к светлому будущему. Готовясь к общественному перевороту, к «дренажу», который должен заставить дворян трудиться, он знал, что ему придется вынести не мало испытаний на своем пути для того, чтобы достичь заветной цели - освобождения народа. Рахметов постоянно тренирует свое тело, нагружая себя физическими упражнениями: спит на гвоздях, колет дрова, наверное, пытаясь понять способен ли он на достижение этой не легкой цели. Сам герой по своему происхождению из дворянской семьи, но он продает все свое наследство, так как не может и не хочет принимать такую пустоту интересов аристократов. Обладая огромным мужеством, Рахметов отказывается от любви и счастья которое для всех остальных является смыслом их жизни. Такие люди сливаются с общим делом так, что оно становиться для них необходимостью. «Добрые и честные» люди, на мой взгляд, это Лопухов, Кирсанов и Вера Павловна. На все происходящее они смотрят по-другому, по-новому. Эти люди видят «выгоду» в значимости своего труда, в наслаждении творить добро для других. Они также приносят пользу окружающим, занимаясь каждый своим делом; Лопухов - наукой, а Вера Павловна, устраивая швейные мастерские. Очень благородно и хорошо эти люди решают проблемы драматической любви. Когда Лопухов узнает о чувствах своей жены к собственному другу, он уступает место товарищу, уходя со сцены, принося этим пользу и любящей паре, и себе. Производя «расчет выгод», герой испытывает радостное чувство удовлетворения от порядочного, честного и доброго поступка. Чернышевский убежден, что неравенство между мужчиной и женщиной является основным источником проблемы любовных драм. Николай Гаврилович надеется, что эмансипация существенно изменит характер, любви: исчезнет ревность и женщина не будет так сосредотачиваться на своих чувствах. Прекрасные качества этих героев вносят в жизнь душевное равновесие. Доброта, честность, сила и умение - что то, чего так не хватает нам. Они новые люди, принадлежат к той породе людей, для которых великое общественное дело исторической важности, стало высшим смыслом их жизни.

… Где нет свободы, Там нет счастья.
Роман “Что делать?” написан в 1863 году. Роман создавался в крайне тяжелых условиях. В это время Чернышевский сидел в тюрьме под строгим надзором полиции. Однако это не помешало ему создать произведение. В романе Чернышевский рисует карти отжившего свой век и мешающего развитию общества; настоящего, то есть окружавшую его действительность, и будущего, каким он его представляет.
Будущее представлено в четвертом сне Веры Павловны. Чернышевский рисует нам мир изобилия, счастья и любви. Вместе с Верой Павловной мы оказываемся в мире, где все люди - братья. Они живут единой семьей. Все живут в великолепных дворцах, построенных из алюминия и хрусталя.
Днем все население занято работой. Труд полностью заменен машинами, а люди только управляют ими. Н. Г. Чернышевский предвидел, что в будущем, когда все будут равны между собой, труд станет удовольствием, а не рабством, как это было в его время. Старики и дети занимаются в доме по хозяйству. Но стариков очень мало, так как здесь здоровая и спокойная жизнь, которая сохраняет свежесть, поэтому люди стареют очень поздно. Коллективный труд сплачивает людей, делает их дружными и отзывчивыми. После хорошей работы наступает веселый отдых. По вечерам все собираются в большом и просторном зале, чтобы потанцевать, повеселиться, побеседовать.
“Все они - счастливые красавцы и красавицы, ведущие вольную жизнь труда и наслаждения, - счастливцы, о счастливцы!” - говорит о них Чернышевский.
В своем романе Чернышевский показывает людей революционной интеллигенции. Показывает ярко в романе Рахметова, который противопоставлен образу Кирсанова, Лопухова. Рахметов, который в течение длительного времени общался с народом, и стал “особенным” человеком.
В этом романе Чернышевский показал “новых людей” - это Лопухов и Кирсанов, Вера Павловна.ну прошлого, то есть старого мира, картину всего Двигать и приближать историю относится к образу Рахметова.