Как появился нано-арт. Современное искусство Текст диссертации на тему "Перспективы использования технологий нано-арт в современном графическом дизайне"

Изображения вещества, полученные благодаря электронным и атомно-силовым микроскопам, стали объектом новейшего направления в искусстве - наноарта. Но чтобы цифровая печать превратилась в произведение искусства, необходимо всего лишь слегка приукрасить реальность.

Любая эпоха порождает новое направление в искусстве. Наш век подарил жизнь этому направлению - наноарту. Посредством развития нанотехнологий теперь можно легко заглянуть в глубинный слой веществ, ставший предметом творческого вдохновения для многих художников, подкованных к науке. Их творения - это необычайно удивительные по своей красоте и необычности молекулярные и атомные пейзажи (вид естественных структур веществ), а также наноскульптуры (результат манипуляций с материей на молекулярном и атомном уровнях с применением физических и химических процессов). Такие работы возможно наблюдать как на выставках нанотехнологий, так и в музеях современного изобразительного искусства, так как они являются и достижениями современной науки и объектами нового направления искусства.

Для кого-то наноарт - та же фотография. Но это не так. Фотоснимки сделаны фотонами (частицами света), а изображения наноарта - электронами, проникающими в глубинные структуры материала. Растровый электронный микроскоп делает изображения поверхности образца с большим разрешением (менее микрометра) и при гораздо большем увеличении (до 300 000 раз). Полученные черно-белые изображения без световых частиц раскрашивают с применением разнообразных художественных технологий.

Крис Орфеску, румынский учёный и художник, живущий в США, положил начало этому направлению. Больше 20 лет он реализует программы, переплетающиеся в науке и визуальном искусстве. Применяя электронный микроскоп, Орфеску делает печать срезов твёрдых тел, чёрно-белые изображения раскрашивает на компьютере, добиваясь в своих снимках особой глубины и трёхмерности изображения, благодаря технике Digital Faux - специальные фильтры и эффект полупрозрачных слоёв. Получающиеся посредством этого картины настолько яркие, что напоминают творчество художников-абстракционистов, тем не менее их невозможно отнести к абстрактному искусству, так как они представляют собой цифровые изображения реальных вещей.

С помощью наноарта как будто попадаешь во второе измерение. Оно было давно, но люди его до этого не видели, как не видят, например, глубин космоса. А когда вещества, из которых мы состоим, вдруг вырастают в огромный мир, чувствуешь себя маленьким. Невероятное ощущение: можно побывать не только в бесконечной Вселенной, но и в микрокосмосе, внутри самих себя.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Nano Art - (от лат. nano - «миллиардная часть метра», c анг. art - «искусство») - это визуальный вид искусства , направленный художниками на создание "скульптур микро- и наноразмеров под действием химических или физических процессов обработки материалов, фотографированием полученных нано образов с помощью электронного микроскопа и обработкой чёрно-белых фотографий в графическом редакторе (например, Adobe Photoshop).

История создания

Техника стиля

Процесс создания произведения Nano Art’а, его технику можно представить следующим образом: художники создают скульптуры (композиций) микро - и нано-размеров под действием химических или физических процессов обработки материалов, фотографированием полученных мини-образов с помощью электронного микроскопа и обработкой чёрно-белых фотографий в графическом редакторе . Используя растровый электронный микроскоп, делают отпечатки срезов твёрдых тел, чёрно-белые изображения обрабатывают на компьютере , добавляют цвет к сложной структуре материала. Особой глубины и трёхмерности изображения можно добиться, используя технику Digital Faux - особые фильтры и эффект полупрозрачных слоёв. Завершающий этап процесса создания изображения - печать . Для неё используют холст или мелованную бумагу с высоким глянцем. После этого работы можно демонстрировать аудитории. Благодаря развитию нанотехнологий стало возможно проникнуть в глубинный мир материи, сделавшийся предметом творческого вдохновения для многих подкованных в научном плане художников. Образы NanoArt’а очень наглядны и ярки. Можно говорить о том, что NanoArt отличает система художественно-образных задач - художественные образы не оставят людей равнодушными своей неповторимой красотой и необычностью.

Напишите отзыв о статье "NanoArt"

Примечания

Отрывок, характеризующий NanoArt

– Уйдет! – щуря глаза, сказал эсаул.
Человек, которого они называли Тихоном, подбежав к речке, бултыхнулся в нее так, что брызги полетели, и, скрывшись на мгновенье, весь черный от воды, выбрался на четвереньках и побежал дальше. Французы, бежавшие за ним, остановились.
– Ну ловок, – сказал эсаул.
– Экая бестия! – с тем же выражением досады проговорил Денисов. – И что он делал до сих пор?
– Это кто? – спросил Петя.
– Это наш пластун. Я его посылал языка взять.
– Ах, да, – сказал Петя с первого слова Денисова, кивая головой, как будто он все понял, хотя он решительно не понял ни одного слова.
Тихон Щербатый был один из самых нужных людей в партии. Он был мужик из Покровского под Гжатью. Когда, при начале своих действий, Денисов пришел в Покровское и, как всегда, призвав старосту, спросил о том, что им известно про французов, староста отвечал, как отвечали и все старосты, как бы защищаясь, что они ничего знать не знают, ведать не ведают. Но когда Денисов объяснил им, что его цель бить французов, и когда он спросил, не забредали ли к ним французы, то староста сказал, что мародеры бывали точно, но что у них в деревне только один Тишка Щербатый занимался этими делами. Денисов велел позвать к себе Тихона и, похвалив его за его деятельность, сказал при старосте несколько слов о той верности царю и отечеству и ненависти к французам, которую должны блюсти сыны отечества.
– Мы французам худого не делаем, – сказал Тихон, видимо оробев при этих словах Денисова. – Мы только так, значит, по охоте баловались с ребятами. Миродеров точно десятка два побили, а то мы худого не делали… – На другой день, когда Денисов, совершенно забыв про этого мужика, вышел из Покровского, ему доложили, что Тихон пристал к партии и просился, чтобы его при ней оставили. Денисов велел оставить его.
Тихон, сначала исправлявший черную работу раскладки костров, доставления воды, обдирания лошадей и т. п., скоро оказал большую охоту и способность к партизанской войне. Он по ночам уходил на добычу и всякий раз приносил с собой платье и оружие французское, а когда ему приказывали, то приводил и пленных. Денисов отставил Тихона от работ, стал брать его с собою в разъезды и зачислил в казаки.
Тихон не любил ездить верхом и всегда ходил пешком, никогда не отставая от кавалерии. Оружие его составляли мушкетон, который он носил больше для смеха, пика и топор, которым он владел, как волк владеет зубами, одинаково легко выбирая ими блох из шерсти и перекусывая толстые кости. Тихон одинаково верно, со всего размаха, раскалывал топором бревна и, взяв топор за обух, выстрагивал им тонкие колышки и вырезывал ложки. В партии Денисова Тихон занимал свое особенное, исключительное место. Когда надо было сделать что нибудь особенно трудное и гадкое – выворотить плечом в грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят верст, – все указывали, посмеиваясь, на Тихона.
– Что ему, черту, делается, меренина здоровенный, – говорили про него.
Один раз француз, которого брал Тихон, выстрелил в него из пистолета и попал ему в мякоть спины. Рана эта, от которой Тихон лечился только водкой, внутренне и наружно, была предметом самых веселых шуток во всем отряде и шуток, которым охотно поддавался Тихон.
– Что, брат, не будешь? Али скрючило? – смеялись ему казаки, и Тихон, нарочно скорчившись и делая рожи, притворяясь, что он сердится, самыми смешными ругательствами бранил французов. Случай этот имел на Тихона только то влияние, что после своей раны он редко приводил пленных.
Тихон был самый полезный и храбрый человек в партии. Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов; и вследствие этого он был шут всех казаков, гусаров и сам охотно поддавался этому чину. Теперь Тихон был послан Денисовым, в ночь еще, в Шамшево для того, чтобы взять языка. Но, или потому, что он не удовлетворился одним французом, или потому, что он проспал ночь, он днем залез в кусты, в самую середину французов и, как видел с горы Денисов, был открыт ими.

Нано арт представляет собой изображения на тему науки и связи микрочастиц. Этот вид современного искусства помогает человеку познать красоту окружающего мира. Кроме того подобные изображения заставляют задуматься на философские тем о том, из чего состоит природа и какой смысл несет человеческое бытие. Изображения могут быть выполнены как в нарисованном виде, так и с помощью фотографии. Вот как выглядят нарисованные картины "Глаз Науки" и "Пять Элементов":

Фотографии представляют собой частицы разных веществ, увеличенные с помощью микроскопа. После этого изображения художественно обрабатываются в фотошопе. Нано-арт придумал румынский ученый Крис Орфеску. Он всегда интересовался трендами в современной науке. Орфеску был поражен, когда впервые увидел структуру клеток под микроскопом. За свои работы художник получил приз американского журнала World of Art.

При создании произведений важно правдоподобно показать состав клетки. Главными выразительными средствами являются объем и цвет. Нано-фотографии, сделанные с помощью микроскопа обладают невероятными яркими цветами еще до применения к ним фотошопа. Они похожи на творения художникоа-абстракционистов. Отличие обычной фотографии от нано-арта заключается в следующем. Стандартные снимки созданы фотонами, а нано-изображения электронами, проникнувшими в самую глубину структуры клетки. Для этого используется электронно-растровые и атомно-силовые микроскопы. Дополнительной глубины и насыщенности цвета добиваются, используя технику Digital Faux — особые фильтры и эффект полупрозрачных слоёв. После этого изображение печатается на холсте или глянцевой бумаге.

В этом виде изобразительного искусства различается несколько подстилей: реализм, абстракционизм и символизм. Реализм представляет собой более-менее натуральное изображение микрочастиц клетки. На абстрактных изображениях ключевую роль играют формы и цвета. Символические изображения подразумевают какой-то сюжет. Например некоторые клетки похожи по своему виду на облако в виде гриба, которое образуется после ядерного взрыва. Используя фотографии молекул и атомов за основу, можно создавать фантастические пейзажи. Структуры многих клеток похожи на фантастические растения.

Существуют также нано-скульптуры. Их можно увидеть на выставках научных технологий или в музеях современного искусства. Помимо Криса Орфеску нано-артом сейчас занимаются Алессандро Скали, Робин Гуд, Рената Спьяцци, Тереза Майерус, Хитачи и русский художник Алексей Державин.

Глава 1. Влияние научных инноваций на развитие современного искусства и дизайна.

1.1. Теоретические основы «научного искусства».

1.2. Эстетические аспекты восприятия научно-художественных инноваций в искусстве и дизайне.

1.3. Место нано-арт в современном искусстве и дизайне.

Глава 2. Нано-технологии в проектировании визуального пространства.

2.1. Принцип работы электронного микроскопа и компьютерные технологии обработки нано-изображений.

2.2. Анализ работ известных художников стиля нано-арт и применяемых ими технологий.

2.3. Взаимосвязи нано-арт с изобразительным искусством и традиционной культурой Сирии.

Глава 3. Перспективы использования технологий нано-арт как ресурс дизайн-проектирования.

3.1. Нано-арт и трехмерное изображение (ЗБ).

3.2. Возможности нано-арт в развитии современного графического дизайна.

3.3. Технологии нано-арт в развитии музейной культуры и популяризации традиционного искусства и архитектуры (на примере Сирии).

Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Хамшо Мхд Салем

Выводы диссертации призваны способствовать обозначению места нано-арт в системе современной графической проектной культуры. На их основании можно наметить круг вопросов, расширяющих и углубляющих проблематику нано-арт. Среди тем возможных дальнейших исследований -влияние нано-арт на развитие современного графического дизайна; анализ выразительных средств нано-арт методами теории и истории изобразительных искусств; материалы и выводы диссертации могут быть плодотворно использованы при решении всех этих вопросов. Такие исследования позволят составить объемную картину становления и современного состояния нано-арт, а также заглянуть в перспективу его развития.

1. Теоретически обоснованы свойства нано-арт, во-первых, как технико-эстетической системы и, во-вторых, как составляющей графической проектной культуры. Центральным научным результатом диссертации стало развернутое многоуровневое определение нано-арт.

2. Результаты диссертации способствуют обретению нано-арт статуса одного из видов проектной деятельности и дают ему возможность занять должное место в современной графической проектной культуре.

3. В результате проведенного исследования в диссертации раскрыто значение компьютерных средств визуальной информации в графической культуре. На основании этого достигнута главная цель работы, а именно: выявлена эволюция, сформулированы ведущие характеристики и раскрыта структура нано-арт.

4. Доказано, что развитие нано-арт генетически связано с развитием средств художественного творчества, основанных на современной технике (фотография, кинематограф, видеоискусство, компьютерная графика).

5. В процессе исследования подтвердилась гипотеза автора о том, что определение нано-арт должно формулироваться на базе совокупности эстетической ценности техноизображений и антропоцентрической направленности дизайнерской деятельности.

6. Научное обоснование получило утверждение автора, что способы постановки целей нано-арт, его структура, особенности восприятия, а также метод создания и среда применения его произведений свидетельствуют о принадлежности нано-арт графической проектной культуре.

Прежде всего, рассмотрено становление нано-арт. Автор осуществил это в ключе развития фото-, кино- и видеотехнологий, компьютерной графики и интерактивного искусства. Выявленные в результате этого анализа свойства техногенных изображений сопоставлены с основными свойствами графического дизайна. Такое сопоставление позволяет констатировать, что развитие составляющих художественной культуры, базирующихся на современной технике, определило формирование графического языка нано-арт, его функцию и методы проектирования. Отсюда можно заключить, что нано-арт является продуктом ассимиляции техноизображений графической проектной культурой на стадии их зарождения и выступает закономерным продолжением линии развития графического дизайна.

Опираясь на данные диссертационного исследования, автор доказал, что формирование эстетического отношения к информации в произведении скрин-дизайна возможно только в результате осуществления интерактивного контакта с реципиентом. Поэтому проектирование в нано-арт носит ярко выраженный антропоцентрический характер. Из этого следует, что основная цель нано-арт состоит в проектировании интерфейсов для обеспечения информационных коммуникаций и в формировании технико-эстетической среды, служащей для сохранения экологии человеческого восприятия и для гуманизации техники. Последовательное прохождение всех этапов исследования позволило автору в итоге третьей главы дать пределение нано-арт, в котором он выступает как направленная на формирование технико-эстетической коммуникационной среды художественно-проектная деятельность, которая характеризуется системностью и комплексностью единых технологических, функциональных и образных решений; базируется на принципах соответствия биологическим и культурным каналам взаимоотношений человека с окружающим миром с целью гармоничного включения компьютерных средств визуальной информации в современную графическую культуру.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.