Негры США: краткий исторический очерк. Рабство в америке глазами рабов - история в фотографиях

араам линкольн. потом, правда была гражданская война и "куклус клан", но тем не менее….

Судя по предыдущим ответам народ не только свою, но и чужую историю не знает. К моменту того линкольновского манифеста в южных штатах УЖЕ была свобода для негров))))))))))))))

Рабство отменялось постепенно. Сначала — в северных штатах. Потом началась гражданская война. После этого Линкольн отменил рабство.. . но только в мятежных штатах в наказание за мятеж. То есть если бы какой то рабовладельческий штат не поднял мятежа против федерального правительствва, то и рабство там сохранилось. Но.. . таких не оказалось.

1862.09.22 Обнародование Линкольном закона об отмене рабства 1863.01.01 Вступление в действие в США закона об освобождении рабов Национальный день свободы в США (в 1865 году президент США Линкольн подписал резолюцию конгресса о внесении 13-й поправки в Конституцию США об отмене рабства. В 1860 году на президентских выборах победу одержал кандидат от республиканской партии Абрахам Линкольн — убежденный сторонник отмены рабства. Избрание президентом Линкольна стало сигналом для рабовладельческого Юга. Конгрессу был предъявлен ультиматум о том, что рабство должно быть санкционировано законом на всей территории США и на вновь осваиваемых территориях. В противном случае южане грозили выходом из состава федерации. После того как их ультиматум был отвергнут, 11 южных штатов создали собственный конфедеративный союз, приняли собственную Конституцию, избрали своего президента (Джефферсона Дэвиса) и определили свою столицу (город Ричмонд) . Зимой 1861 года в США началась гражданская война. 1 января 1863 года, в разгар войны, президент Линкольн выпустил Декларацию независимости, в которой призывал Союзную армию освобождать всех рабов, которые до сих пор находятся в собственности землевладельцев. С тем, чтобы Декларация приобрела конституционное выражение, в 1863 году Республиканская партия, членом которой был Линкольн, внесла на рассмотрение конгресса предложение о соответствующей поправке к Конституции США. 8 апреля 1864 года эта поправка получила необходимое квалифицированное большинство в сенате, в котором было преобладающее число сенаторов-республиканцев. Палата представителей, в которой демократы имели численное преимущество, проголосовала эту поправку только 31 января 1865 года двумя третями голосов. 1 февраля 1865 года Линкольн подписал резолюцию конгресса о внесении 13-й поправки в Конституцию США, отменившую рабство: «Ни в Соединенных Штатах, ни в каком-либо другом месте, на которое распространяется их власть, не должно существовать ни рабства, ни подневольных работ, кроме случаев наказания за преступление, за совершение которого виновный должен быть должным образом осужден» . С тех пор в США эту дату отмечают, как Национальный день свободы. К декабрю 1865 года три четверти штатов страны одобрили этот документ. И 18 декабря 1865 года 13-я поправка вступила в силу. Рабство в США было отменено навсегда, однако проблемы расовой дискриминации сохраняются до сих пор. В США Р. было отменено в результате Гражданской войны 1861-65 между Северными и Южными (рабовладельческими) штатами. Однако продолжали существовать формы принудительного труда, мало отличающиеся от Р.

Рабство в той или иной форме и в то или в иное время существовало во всех частях света. Ни одной расе не удалось избежать этой жуткой формы общественного развития.

Соединённые Штаты с самого начала возникли как рабовладельческое государство. Рабство было неотъемлемой частью американского образа жизни. Американское рабовладение не было неким подобием античного рабства. Оно формировалось в недрах капитализма и отразило особенность его становления в аграрной экономике Северной Америки: американские плантаторы по причине крайней узости рынка наёмного труда вынуждены были прибегнуть к труду чёрных рабов. Но, использование рабского труда не прошло бесследно для плантаторской буржуазии, превратившейся в особый класс, в котором странно и в то же время закономерно переплелись черты типичных капиталистов и рабовладельцев.

Первое в западном полушарии независимое государство, Соединенные Штаты Америки, образовалось в результате революционной войны североамериканских колоний Англии за независимость 1775-1783гг. Но, несмотря на провозглашённые лозунги о том, что «все люди рождаются равными», первая американская революция, война за независимость 1775-1783гг., оставила в неприкосновенности рабство негров в южных штатах. Не привела к радикальному решению негритянской проблемы и вторая американская революция – гражданская война 1861-1865гг.

Соединенные Штаты на протяжении 170 лет (1607-1776гг.) своей ранней истории находились в колониальной зависимости от Англии.

Освоение Нового Света являлось делом частных лиц и групп, получавших соответствующее разрешения от монарха Англии. Различия в социальном облике этих групп и лиц предопределили различие тенденций колонизации. Среди тех, кто осваивал Америку, выделились три главные группы: акционерные компании буржуазного типа, устремлявшиеся за океан в поисках рынков, прибылей, источников сырья; протестанты, надеявшиеся воплотить на новой родине свои религиозные и этические принципы; аристократы, помышлявшие об обширных феодальных владениях. Стартовые возможности трёх групп были более или менее равными.

Наибольшее распространение в Северной Америке в XVII в. получили так называемые собственнические колонии, создававшиеся английскими аристократами на основе феодальных дарений Стюартов.

Америка обладала бескрайними земельными пространствами, и с самого начала английской колонизации существовали реальные условия для развития сельского хозяйства по свободно предпринимательскому пути. Земли Нового Света, в особенности на Юге и в средней полосе, были плодородными, а климат благоприятным.

Появление африканских негров в британских колониях Северной Америки обусловливалось необходимостью разрешения остро вставшей перед первыми поселенцами проблемы рабочей силы. Возможность приобретения в собственность земельных участков и превращения колонистов в мелких землевладельцев привела к тому, что в условиях колонизации Северной Америки установилась абсолютная зависимость работника от работодателя «посредством принудительных мер», учреждения прямого рабства как единственной, естественной основы колониального богатства.

«Цветное» рабство в североамериканских колониях Великобритании возникло вместе с первыми поселениями на далёком континенте. Не сразу синонимом слова «раб» стал чёрный, доставленный из Африки на судах рабовладельцев. Цвет кожи не имел особого значения, ибо до введения негритянского рабовладения колониальные власти и самостоятельные колонисты широко практиковали рабский труд краснокожих индейцев и белых.

«Пуритане и роялисты в равной мере не стеснялись порабощать себе подобных, будь они белой или какой–либо другой расы».

Своекорыстная политика британского правительства, попытки насадить крупное землевладение, ограничить свободу предпринимательства, произвол губернаторов и королевских чиновников, насильственное размещение в американских колониях возрастающих контингентов английских войск, налоги, всё это вызывало резкое недовольство английских поселенцев. Напряжённость в отношениях между английскими властями вылилась в вооружённое столкновение. Так началась война северо-американских колоний за независимость. Её называют первой буржуазной американской революцией. Она освободила американцев от власти короля и английской аристократии, установила республиканский строй, открывший простор для буржуазного прогресса и частной инициативы.

Активное участие народных масс, в том числе и негритянских явилось решающим условием, обеспечившим победу первой американской буржуазной революции.

4 июля 1776г. Конгресс принял декларацию независимости. Этим документом восставшие колонии провозглашали себя свободными и независимыми государствами, объединившимися в Соединенные Штаты Америки. Декларация стала первым документом, в котором обосновывались права и принципы демократического правления. Главным из них объявлялась политическая власть, исходящая от народа и призванная защищать интересы всех граждан.

Автор Декларации Томас Джефферсон внёс в проект пункт, предусматривающий уничтожение рабства, но богатые плантаторы и арендаторы, представленные большинством в Конгрессе, добились исключения его из окончательного текста Декларации.

Таким образом, в молодом, свободном государстве, ещё только что отстаивающем свою независимость, сохранялось рабство.

Основы общественного и государственного устройства в США были заложены в ходе войны за независимость и закреплены впоследствии в Конституции, принятой в 1787г. Конституция провозглашала Соединенные Штаты федеральным государством, республикой, в которой высшая законодательная власть принадлежала Конгрессу, а высшая исполнительная власть – президенту. Каждый штат был признан вполне самостоятельным государством, обладающим в пределах своей территории полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти и управляющимся своим выборными представителями. И в частном, и в союзном устройстве штатов строго был проведён принцип разделения властей.

«Принятая в 1787г. Конституция узаконивала рабство и укрепляла его экономические и политические позиции во вновь образованном государстве – Соединенные Штаты Америки».

В дальнейшем, на основании Конституции, законодательные органы страны и отдельных штатов приняли сотни актов, укрепивших в США институт рабства.

В годы первой Американской революции рабство было запрещено на севере США. Американские демократы, впрочем, как и многие умеренные основатели США, уповали на достаточно скорую смерть рабства и в южных штатах, возлагая особые надежды на фундаментальную естественную причину – методично нараставшую убыточность рабовладения. Однако экономические перипетии рубежа XVIII –XIX вв. нанесли по их надеждам сокрушительный удар.

Стремительное развитие промышленного переворота в Англии, происходившего в первую очередь в лёгкой промышленности, вызвало беспрецедентный спрос на хлопок-сырец. Изобретение в США в конце XVIII века, хлопкоочистительной машины резко повысило производительность и рентабельность плантационной рабовладельческой системы.

В первой четверти XIX в. вследствие бурного развития ткацких фабрик в самих США плантационное рабство получило ещё один стимул для своего роста. Хлопок потеснил на рабовладельческих плантациях все другие культуры и был поименован ни много ни мало «королём». Об отмирании, а тем более ликвидации «короля-хлопка», а следовательно, плантационного рабства, в таких условиях не могло быть и речи.

Эксплуатация рабов становилась всё более изощрённой, а плантаторы обрастали замашками и манерами крепостников. К некапиталистическим формам эксплуатации рабочей силы на Юге, необходимо, прежде всего, отнести специализацию ряда штатов на «разведении» рабов для последующей продажи и саму работорговлю. «Разведение» чернокожих рабов в южных штатах для последующей продажи приобрело особенно широкий размах, превратившись в настоящую индустрию, после прекращения с 1808г., как это предусматривалось федеральной Конституцией, ввоза рабов в США извне. Правительство США не осмеливалось посягнуть на невольничьи рынки в самих южных штатах, более того, работорговля стала одной из престижных профессий по той причине, что приносила больше прибыли, нежели производство и экспорт хлопка.

В отношении рабства на Юге допускались только апологетические высказывания. Была выпестована целая плеяда влиятельных защитников рабства, взгляды которых широко распространялись не только на Юге, но и на Севере США. В 1830-1840-х гг. наибольшей известностью среди идеологов рабства пользовался Д. Кэлхун. Рабовладение, доказывал Кэлхун, является первоосновой экономического развития и благополучия Юга, его социальных отношений и политической организации: отмени его, и тут же случится апокалипсис, рухнет целый мир. Поэтому выступления в пользу рабства безрассудны: плохое оно или хорошее, рабовладение должно быть сохранено.

Таким образом, в США сложилась особая ситуация: рабство существовало в стране, которая развивалась по капиталистическому пути, не испытывая пережитков феодализма, — в стране, где торжественно провозглашались лозунги свободы, человеческого достоинства и неотчуждаемых прав гражданина. Поэтому рабство здесь возникло в такой форме, которой прежде история не знала.

Борьба за отмену рабства имеет почти столь же длинную историю, как и само рабство. Во всяком случае, в XVIII веке сторонников отмены этого института в США уже хватало. Главным образом они были уроженцами Севера, где к началу XIX века, в основном по экономическим причинам, рабство было отменено. Среди южан противники рабовладения тоже встречались. В разное время против рабства выступали такие знаменитые граждане Юга, как Вашингтон, Тайлер и Ли (отец генерала Ли — военного вождя Конфедерации, который также не испытывал к рабовладению горячей любви). Однако на протяжении почти всей первой половины XIX столетия аболиционизм оставался уделом фанатиков и одержимых вроде Джона Брауна. Массового движения не было. Более того, прорабовладельческие симпатии были очень сильны и в северных штатах, например, в Иллинойсе, где в 1840 году проживал 331 раб. Схожая ситуация была и в Индиане, где население высказывалось в пользу легализации рабства. В Огайо суды присяжных часто выносили решения в пользу рабовладельцев, требовавших возвращения беглых рабов.

В 1848г. партия Фри сойл, выступившая с оппозицией двухпартийной системе по вопросу о рабстве, выдвинула гораздо более мягкие требования. Эта партия, сформулировавшая крылатый лозунг «Свободная земля, свободный труд, свободные люди», который вскоре стал девизом всех противников рабства, в конкретной программе ограничивалась требованием запрета распространения рабства на новые территории. Но фрисойлеры не могли оспорить позиции двух ведущих партий – вигов и демократов.

В 1854-1856гг. в США произошла перегруппировка партийно-политической системы, вигов вытеснила новая Республиканская партия.

В течение двух лет Республиканская партия, явившаяся с идеологической точки зрения преемницей Фри сойл, решительно потеснила Американскую партию в качестве третьей политической силы, отняла значительную часть сторонников у Демократической и Вигской партий и взломала двухпартийную систему «демократы – виги».

В 1854г. Конгресс США принял закон Канзас-Небраска. Закон Канзас-Небраска был предложен С. Дугласом, одним из лидеров Демократической партии, в связи с обсуждением вопроса о приёме в Соединенные Штаты двух новых территорий. Законопроект Дугласа наносил сокрушительный удар по всей системе баланса сил между Севером и Югом. Дуглас и его сторонники доказывали, что их волнует не вопрос о рабстве, который они вообще не хотели вносить в повестку дня, а вопрос о том, какой должна быть процедура приёма новых штатов в Союз. При этом, указывали они, демократическое волеизъявление приобретает силу закона и в том случае, если оно одобрит рабство, и в том, если отвергнет его. А сам Дуглас, пытаясь отвести любые обвинения в защите интересов рабовладения, доказывал, что рабство не сможет укорениться ни в Небраске, ни в Канзасе.

Все эти аргументы, однако, не обманули ни противников рабства, ни жителей северо-восточных штатов в целом. Главным в законе Канзас-Небраска для них было то, что он создавал возможность проникновения и легализации рабства на территории свободных штатов и изменял сложившийся политический порядок в пользу рабовладельчкеского Юга.

1854год, превратив рабство из «фигуры умолчания» в главный вопрос национальной политики, способствовал быстрой поляризации сторонников и противников рабства, а также их радикализации.

Закон Канзас-Небраска не был случайностью, а подвёл итог длительным, подспудно развивавшимся экспансионистским устремлениям южных рабовладельцев. Рабовладельческой системе становилось всё более тесно – и географически, и экономически, и политически. Чтобы выжить и развиваться, она нуждалась в легализации рабовладения на более широком пространстве.

Откровенно прорабовладельческую позицию занял Верховный суд США, в котором доминировали сторонники Демократической партии. Решения Верховного суда создавали, таким образом, основу для легализации рабства даже в свободных штатах.

С 1854г. оппозицию рабству возглавила Республиканская партия, вытеснившая из двухпартийной системы вигов. Республиканцы предполагали в перспективе отмену рабовладения на территории США в целом и исходили из того, что бесконечное сосуществование свободы и рабства невозможно. И хотя непосредственного требования о ликвидации рабства на Юге Республиканская партия вплоть до 1862г. не выдвигала, её антирабовладельческая стратегическая линия просматривалась чётко. Во второй половине 1850-х гг. она была выражена Линкольном с помощью крылатой библейской фразы: «Дом, разделившийся внутри себя, не устоит». Линкольн раз за разом повторял, что США не смогут существовать, оставаясь наполовину свободными и наполовину рабовладельческими.

Противоречивая позиция Республиканской партии в отношении чёрных рабов весьма полно и точно отразилась в высказываниях и оценках А. Линкольна. Он неоднократно заявлял, что принцип Декларации независимости о равных естественных правах людей распространяется как на белых, так и на чёрных, но он же, идя на очевидные уступки расовым предрассудкам белых избирателей, занимал весьма непоследовательную позицию в вопросе о том, какими реальными гражданскими и политическими правами должны быть наделены освобождённые рабы.

Нарастание радикальных начал в позиции республиканской партии сопровождалось углублением консервативной реакции со стороны рабовладельческих штатов. Стремительно нараставшие агрессивность и реакционность рабовладельческого класса имели следствием не только углубление пропасти между Югом и Севером, но и возникновение раскола в Демократической партии, являвшейся главной политической защитницей рабовладения на общенациональном уровне. Накануне президентских выборов 1860г. демократы разделились, по сути, на две партии: южная фракция отстаивала легализацию прав рабовладения в любой части США, даже независимо от волеизъявления местных жителей, а северная фракция во главе с С. Дугласом доказывала, что рабовладение может быть санкционировано только волеизъявлением избирателей. Раскол демократов стал важной причиной победы на президентских выборах 1860г. Республиканской партии во главе с А. Линкольном. В ответ на победу республиканцев южане заявили о выходе их Союза и образовании собственного государства.

Конфликт Севера и Юга, приобретший характер антагонизма двух разнородных общественно-политических систем, завершился Гражданской войной 1861-1865гг. Гражданская война, в свою очередь, разделилась на два этапа.

На первом этапе 1861-1862гг. – Линкольн и его правительство подчёркивали, что война ведётся с целью восстановления единства федерального Союза, а не ликвидацию рабства.

Линкольн отвергал право выхода какого-либо штата из Союза, а в отношении рабства ограничивался требованием запрета его на новых территориях. Но и эти формулировки были для южан, обратившихся к энергичным и успешным военным действиям, совершенно неприемлемы.

На втором этапе – конец 1862-1865гг. – Линкольн стал призывать к отмене рабства в США, что резко повлияло на характер войны. В войне наступил перелом, и она завершилась полным разгромом южных рабовладельцев.

В книге В. Кремера, Г. Тренклера «Лексикон популярных заблуждений» отмечено следующее: Причиной гражданской войны, которая велась между южными и северными штатами Америки в 1861-1865 годах, не была проблема освобождения рабов (по крайней мере, она не была непосредственной причиной). Война была вызвана решимостью Севера во что бы то ни стало предотвратить раскол страны и отделение южных штатов. К началу войны у президента Линкольна была только одна забота – единство нации. Об освобождении рабов в южных штатах, стремившихся стать независимыми, он вовсе не думал или считал это второстепенным.

Сам Линкольн отнюдь не относился к аболиционистам. Он неоднократно обещал южным штатам, стремившимся к независимости, не вмешиваться в их дела, в том числе и в вопросы рабства.

Хронология отмены рабства в странах мира

Чтобы сохранить единство нации, он обещал южанам, что закон о выдаче беглых рабов будет действовать и на севере, где рабства не было. Как раз в этом — в защите центрального правительства от центробежных региональных интересов — видел Линкольн свою главную задачу. Ему самому рабство было противно, но ради его отмены он никогда не начал бы войны.

Соответственно, освобождение рабов лишь тогда стало целью войны, когда Линкольн увидел в этом потенциальное преимущество — а именно к концу 1862 года, когда стало ясно, что южан уговорить не удастся. Чтобы привлечь на свою сторону основные европейские державы, которые почти всегда симпатизировали южанам, Линкольн издал указ, согласно которому с 1 января 1863 года все рабы в мятежных штатах объявлялись свободными людьми. Этот указ касался только мятежных штатов, а не тех лояльных южных штатов, которые не собирались отделяться, но Линкольн переломил общественное мнение Европы в свою пользу — теперь уже никто не вступал в пакт с южанами и — война тем самым была выиграна.

Первого января 1863г. вступила в силу «Прокламация об освобождении», объявившая о ликвидации рабства в 11 мятежных штатах (оно было сохранено в четырёх лояльных рабовладельческих штатах). Вместе со свободой негры получили право вступать в армию США: им воспользовались 100тыс. бывших рабов, существенно способствовавших перелому войны в пользу Севера.

В январе 1865г. Конгресс США одобрил тринадцатую поправку к федеральной Конституции, запрещавшую рабство уже на территории всех США (ратифицирована штатами в декабре того же года). Тогда же Линкольн и республиканцы отказались от идеи вывоза свободных негров из США и приняли план наделения их равными с белыми политическими и гражданскими правами.

Среди всех реформ Реконструкции наиболее весомыми оказались политические. Две поправки к федеральной Конституции, оказавшиеся одними из самых демократических за всю американскую историю.

Четырнадцатая поправка, вступившая в силу в 1868 г. провозглашала равенство юридических и политических прав всех американцев, независимо от цвета кожи, позволяла федеральному правительству «наказывать» штаты за её нарушение. На основании этой поправки федеральное правительство могло ввести в любой штат войска для защиты прав чернокожих.

Пятнадцатая поправка, ратифицированная в 1870г., развивала предыдущую и запрещала федерации и штатам лишать граждан той или иной расы избирательного права. На основании этих поправок, как и других демократических законов, чёрные американцы существенно расширили свои права и возможности не только в политической, но также в социальной и экономической сферах. В результате выросли, хотя и остались существенно ниже, чем у белых, заработки и доходы чернокожих рабочих, арендаторов, фермеров. Чернокожие стали приобщаться и к классу собственников, хотя здесь их успехи были гораздо скромнее, чем у белых. Их белые защитники добивались отмены «чёрных кодексов», подавления организаций Ку-клукс-клана, других проявлений расизма.

К началу 1870-х гг. опасность реставрации рабовладельческого строя на Юге была ликвидирована, а утверждение буржуазно-либерального миропорядка гарантировано. Произошла смена политических, а в значительной мере также экономических и социальных элит. Место бывшего рабовладельческого класса занял новый политический класс, по преимуществу из рядов активистов Республиканской партии и её радикального крыла.

Эта сложная и быстрая трансформация означала, помимо всего прочего, радикальную метаморфозу мировидения белых друзей чёрной расы. Утвердившись в рядах экономической и политической элиты, они всё более действовали и мыслили в соответствии с интересами своей экономической и политической выгоды и всё меньше руководствовались идеальными соображениями, которые были присущи многим из них в предшествующий период. Обязательства перед чёрной расой, которая помогла им стать новой элитой, их всё более тяготили. Погружённость в собственные интересы стала всепоглащаюшей. Имена бывших идеалистов всё чаще всплывали в связи с громкими скандалами, связанными с коррупцией, грязными экономическими махинациями. На смену Революции пришёл Термидор – завершающая фаза большинства революционных эпох. Американский термидор не отменил основопологающих социально-экономических и политических сдвигов революционной эпохи, а подчинил их преимущественно интересам элит, возвысившихся благодаря революции.

Образование

Несколько затянувшаяся отмена рабства в США

Отмена рабства в Америке, как и русского крепостничества, происходила в начале шестидесятых годов XIX века. В этих событиях много общего, а различия состояли в условиях освобождения и политических обстоятельствах.

Поправка к Конституции Североамериканских Штатов утверждена Конгрессом в последний день января 1865 года. На четыре года отмена рабства в США, «оплоте свободы и демократии», произошла позже, чем в России, «тюрьме народов».

Сама поправка утверждала запрет на рабство или подневольное услужение, за исключением тех случаев, когда имело место судебное решение. Она давала право Конгрессу использовать этот текст как основу для законодательного акта.

Автором поправки был Авраам Линкольн. «Прокламация об освобождении рабов» распространялась им тремя годами ранее, в ней все невольники объявлялись свободными. Правда, реализовать эту правовую норму тогда было невозможно. Юг не контролировался северянами.

Главные цели ее принятия изначально состояли не в том, чтобы осчастливить чернокожих американцев. Шла Гражданская война, а экономической базой противника (Южных штатов) было сельское хозяйство. На плантациях трудились рабы, чтобы выбить это основание из-под ног конфедератов, необходимо было пойти на меры, непопулярные даже среди конгрессменов промышленного Севера.

Как и сейчас, в главном представительском органе времен Линкольна действовала двухпартийная система. Возможная отмена рабства в США вызывала отчаянное сопротивление демократов. Республиканцы (Линкольн и его сторонники) добивались своей цели всеми доступными им методами, включая подкуп и шантаж. Выявляя слабые места в репутации того или иного конгрессмена, они мягко намекали на возможность придания гласности тайных пороков. Жадным предлагали вознаграждение за голос в пользу поправки. Парадоксально, но Линкольн, будучи от природы кристально честным человеком, добился принятия одного из самых справедливых законов в истории человечества, используя коррупционные методы.

Наиболее драматичным был день, в который произошла юридическая отмена рабства в США. В Палату представителей из Ричмонда (столицы Конфедерации) прибыли южане-переговорщики для того, чтобы обсудить условия капитуляции. Терялся сам смысл принятия поправки, но Линкольн, увлеченный уже самим процессом политической борьбы, обманул членов собрания, опровергнув готовность Юга сдаться.

Идея равенства всех американцев вне зависимости от их цвета кожи не была в те годы популярной ни на Юге, ни на Севере. Отмена рабства в США сопровождалась многими юридическими ухищрениями, порой делавшими ее бессмысленной. Следующая, XIV, поправка к Конституции (1868) запрещала принятие штатами новых дискриминационных законов, но при этом не требовала отмены старых. Те сенаторы, которые голосовали за освобождение невольников, ни в коем случае не допускали даже в мыслях, что чернокожие «свободные граждане» смогут голосовать и избираться наравне с белыми.

Сегрегация (разделение школ, транспорта, отелей, парковых скамеек и общественных туалетов на предназначенные для черных и белых) продолжала действовать во многих южных штатах США до 60-х годов XX века. Более того, совсем недавно выяснилось, что в Миссисипи так и не оформлена общая и окончательная отмена рабства в США. Год 2013 стал датой исчезновения последнего оплота расизма. Ратифицированный в 1995 году документ еще 18 лет блуждал по бюрократическим лабиринтам, пока не был, наконец, 7 февраля официально принят Федеральным реестром. Как говорится: "Лучше поздно, чем никогда".

Наступило ли теперь полное равенство? Вряд ли. Впрочем, это касается не только Америки…

Комментарии

Похожие материалы

Образование
Когда отменили рабство в США? Президент, отменивший рабство в США

Многие знают, когда полетел в космос первый человек или началась Вторая мировая война. А знают ли читатели, когда отменили рабство в США и, самое главное, чья это заслуга? Кто стал тем человеком, который взял на себя …

Образование
Рабство в США: тернистый путь к демократии

История человечества знает немало трагичных и мрачных моментов. На пути к прогрессу и просвещенности практически все расы прибегали к такой жуткой форме общественного развития, как рабство. Соединенные Штаты тоже не и…

Рабство в США и его отмена

Бизнес
Сколько авианосцев в США? Названия и типы американских авианосцев

Морской флот - это, безусловно, предмет особой гордости любой современной морской державы. На сегодняшний день в мире самой мощной флотилией безоговорочно обладают Соединенные Штаты Америки. Именно эта страна, а…

Бизнес
Почему "Киндер-сюрприз" запрещен в США: интересные факты

Когда кто-то впервые слышит об этом, то испытывает нескрываемое удивление. Многих этот факт даже веселит. Итак, есть ли разумные причины, почему "Киндер-сюрприз" запрещен в США?Секрет по…

Бизнес
Черная пятница в США: рождественские распродажи в магазинах

Черная пятница в США - это праздник для всех покупателей. Грандиозные скидки и распродажи стали привычным явлением в городах Северной Америки. Откуда взялась эта традиция, что и где можно купить в черную пятницу…

Бизнес
Себестоимость сланцевой нефти в США в 2014 году

Мировые СМИ вовсю будоражат общественность, оглашая тот факт, что в США произошла "сланцевая революция". На основании каких фактов такие заявления могут быть уместны? Есть, в частности, тезис о том, что себестоимость …

Дом и семья
Как проходит День труда в США

В России, как известно, День труда отмечается 1 мая. Принято считать, что после этого праздника активно начинаются садоводческие работы. Но есть ли подобные традиции в других странах? Например, как и когда отмечают Де…

Дом и семья
Новый год в США: как празднуют без оливье?

На свете существует не так много праздников, которые действительно объединяют людей всего мира. И неудивительно, что в каждой стране есть свои особенности празднования даже, казалось бы, самых универсальных дат. Где-т…

Дом и семья
День благодарения в США или «урожайное» спасибо американцев

Каждая нация без доли бахвальства гордится огромным количеством своих традиционных праздников. Некоторые из них были заимствованы из культур других народов, часть зародилась в процессе становления и развития сраны, ос…

Духовное развитие
Основная религия США. Преобладающие религии в США

Более 88% населения США считают себя верующими людьми. Можно с уверенностью утверждать, что Америка занимает лидирующие позиции среди развитых стран по количеству религиозного населения.Духовное наследие …

Отмена рабства в США

Образование

Когда отменили рабство в США? Президент, отменивший рабство в США

Многие знают, когда полетел в космос первый человек или началась Вторая мировая война. А знают ли читатели, когда отменили рабство в США и, самое главное, чья это заслуга? Кто стал тем человеком, который взял на себя эту ответственность? Авраам Линкольн считается одним из величайших героев Америки за счет своей уникальности и невероятного воздействия на народные массы.

Детские годы будущего освободителя

Авраам Линкольн родился в штате Кентукки. Родителями его были Томас и Нэнси Хэнкс Линкольны. Отец будущего президента был сильным и решительным первопроходцем, который заработал неплохое благосостояние и стал достаточно уважаемым в обществе. У Авраама были еще старшая сестра Сара и младший брат Томас, который умер в младенчестве. Из-за земельного спора семья вынуждена была переехать из штата Кентукки в Перри, штат Индиана, в 1817 году.

Здесь они жили за счет охоты, а также земледелия, и в конце концов смогли позволить выкупить для себя земельный участок. Когда будущий президент, отменивший рабство в США, был в возрасте девяти лет, умерла его мать. Это стало тяжелым потрясением для ребенка. Авраам Линкольн рос очень отчужденно от отца и тихо возмущался, выполняя тяжелую работу, которая была возложена на него с раннего детства.

Получение образования юным Авраамом

Через несколько месяцев после смерти супруги Томас Линкольн женился на Саре, вдове из Кентукки с тремя собственными детьми. Она была сильной и ласковой женщиной, с которой Авраам быстро нашел общий язык. Несмотря на то что оба родителя мальчика были, скорее всего, неграмотными, Сара настаивала на том, чтобы Авраам Линкольн учился читать. Книги были огромным дефицитом в пустыне штата Индиана.

И соседи впоследствии вспоминали, как будущий президент Авраам ходил за многие километры, чтобы одолжить книгу. Он часто читал семейную Библию и другую популярную в то время литературу — такую, как "Робинзон Крузо" или "Басни Эзопа".

Видео по теме

Начало самостоятельной жизни

Когда Аврааму Линкольну исполнилось двадцать два года, он считает, что достиг того возраста, в каком пора начинать самостоятельную жизнь. Он был долговязым, но физически очень крепким молодым человеком и хорошо владел топором. Молодой Линкольн мигрировал в небольшую общину Нью-Салем штата Иллинойс, где в течение года работал в качестве торговца.

Именно здесь, среди общественности, он приобретает социальные навыки и оттачивает талант рассказчика, который сделал его популярным среди местных жителей. В 1832 году начинается война между Соединенными Штатами и коренными американцами, и Авраам идет добровольцем. В военных сражениях он не участвовал, но зато смог приобрести некоторые важные политические знакомства.

Как начиналась политическая карьера

После войны Линкольн начинает свою политическую деятельность и избирается в Законодательное собрание в штате Иллинойс в 1834 г. в качестве члена партии вигов. Уже тогда начинают формироваться его отрицательные взгляды на рабство. И не только с моральной точки зрения, но и как существенное препятствие на пути экономического развития.

Примерно в то же время Авраам решил стать юристом, он переезжает в Спрингфилд и начинает практиковать в юридической фирме. В 1846 году Линкольн избирается в Палату представителей Соединенных Штатов, где он прослужил один срок. В это время Авраам показывает всю силу своей партии.

Линкольн высказывается против американо-мексиканской войны, а также пишет законопроект об отмене рабства в округе Колумбия с компенсацией для владельцев, но отказывается от законопроекта, так как не смог собрать достаточное количество сторонников. К сожалению, еще не пришло то время, когда отменили рабство в США. И было очень мало сторонников такой политики. На второй срок Авраам Линкольн не баллотируется и возобновляет свою юридическую практику в городе Спрингфилде.

Когда США отменили рабство. Год начала самого дорогостоящего конфликта

К 1850 году рабство было все еще законно в южной части Соединенных Штатов. Но в целом было вне закона в северных штатах, в том числе и Иллинойсе, чья первоначальная Конституция 1818 года запрещает рабство, как того требует Северо-Западное постановление. Так когда отменили рабство в США? И какое отношение имеет к этому Линкольн?

В 1854-м Конгресс принимает закон Канзас-Небраска, который отменил Миссурийский компромисс. Он запрещал рабство на территориях реки Миссисипи. А теперь отдельные территории могли самостоятельно решать для себя, следует разрешать рабство или нет.

В США окончательно отменили рабство

Закон спровоцировал бурную оппозицию в Канзасе и Иллинойсе. Это разбудило политическое рвение Авраама Линкольна, который хочет, чтобы в США окончательно отменили рабство. В 1856 году он вступает в Республиканскую партию.

В 1857-м Верховный Суд вынес спорное решение, заявив, что афро-американцы не были гражданами и не имели никаких врожденных прав. Но Линкольн считает, что абсолютно все люди созданы с определенными неотъемлемыми правами. Он даже бросает вызов Стивену Дугласу на место сенатора США. Но Законодательное собрание штата избрало Дугласа.

А уже в 1860-м политические деятели в Иллинойсе организовали кампанию в поддержку Линкольна на пост президента. На всеобщих выборах Авраам получил сорок процентов голосов избирателей. Перед инаугурацией нового, шестнадцатого президента — Линкольна, в марте 1861-го, семь штатов юга отделились от союза. Начался самый дорогостоящий и наиболее смертоносный конфликт Америки. Но именно этот период предшествовал тому времени, когда отменили рабство в США.

Начало войны и издание нового закона

Авраам Линкольн отреагировал на кризис, как никакой другой президент до него не решился бы. Взяв из казны два миллиона долларов без одобрения Конгресса, он потратил их на военные материалы и призвал семьдесят пять тысяч добровольцев на военную службу без объявления войны. Несмотря на первые поражения, ему удается поддерживать боевой дух Армии Союза, а 1 января 1863 г. он издал закон о том, что все лица, которые содержались как рабы, отныне должны быть освобождены. Это и был год, когда отменили рабство в США.

Постепенно военные сражения подходили к концу. Одерживались победы, и 9 апреля 1865 г. генерал Роберт Ли сдал свои силы. Война была закончена. К сожалению, у Авраама было не только много сторонников, но и не меньшее количество врагов, которые не поддерживали его политические взгляды, имеющие твердое развитие в защите прав и свободы личности. И 14 апреля 1865 г. тот, кто отменил рабство в США, был убит известным актером и шпионом Конфедерации Джоном Уилкс Бутом. Так неожиданно прервалась жизнь и политическая карьера шестнадцатого президента Соединенных Штатов.

Африканских рабов на территорию современных Соединенных Штатов Америки начали ввозить в XVII веке. Первое постоянное поселение английских колонистов в Америке — Джемс-таун — было основано в 1607 году. А через двенадцать лет, в 1619 году колонистами была приобретена у португальцев небольшая группа африканцев ангольского происхождения. Хотя формально эти чернокожие не являлись рабами, а имели длительные контракты без права расторжения, именно с этого события принято отсчитывать историю рабовладения в Америке. Вскоре система контрактации была официально заменена более выгодной системой рабства. В 1641 году в Массачусетсе срок службы рабов был превращен в пожизненный, а закон 1661 года в Виргинии сделал рабство матери наследственным для детей. Аналогичные законы, закреплявшие рабство, были приняты в Мэриленде (1663), в Нью-Йорке (1665), в Южной (1682) и Северной Каролине (1715) и т. д.

Ввоз негров и введение рабства явились следствием потребности в рабочей силе на юге Северной Америки, где устраивались крупные земледельческие хозяйства — табачные, рисовые и другие плантации. На Севере, где плантационное хозяйство, в силу особых экономических и климатических условий, было менее распространено, рабство никогда не применялось в таких масштабах, как на Юге.

Ввозимые в Америку черные рабы были в своем большинстве жителями западного побережья Африки, значительно меньшая часть принадлежала к племенам Центральной и Южной Африки, а также Северной Африки и о-ва Мадагаскара. Среди них были негры племен фульбе, волоф, йоруба, ибо, ашанти, фанти, хауса, дагомейцы, банту и др.

До конца XVII века торговля рабами в английских колониях в Америке была монополией Королевской африканской компании, но в 1698 году эта монополия была ликвидирована, и колонии получили право самостоятельно заниматься работорговлей. Торговля рабами приняла еще более широкие размеры после 1713 года, когда Англия добилась права асиенто — исключительного права торговли неграми-рабами.

В Африке было создано агентство работорговцев, которые сгоняли рабов и готовили их к продаже. Эта организация достигла дальних точек Африки, на нее работали много людей, включая вождей племен и деревень. Вожди либо продавали своих соплеменников, либо устраивали нападения на враждебные им племена, брали пленников, а потом их продавали в рабство. Пойманных негров связывали по двое и вели через леса к побережью.

Вдоль западного побережья Африки от Зеленого мыса до экватора выросли фактории, куда партиями сгоняли рабов. Там, в грязных, тесных бараках ожидали они прихода невольничьих кораблей. Когда приходило судно за «живым товаром», агенты начинали договариваться с капитанами. Каждого негра лично показывали. Капитаны заставляли негров двигать пальцами, руками, ногами и всем телом, чтобы удостовериться, что у него не было переломов. Даже зубы проверялись. Если зубов не хватало, то за негра давали меньшую цену. Каждый негр стоил примерно 100 галлонов рома, 100 фунтов пороха или же 18−20 долларов. Женщины до 25 лет, беременные или нет, стоили полную цену, а после 25 лет теряли четверть стоимости.

Когда сделки заканчивались, рабов начинали в лодках перевозить на корабли. Перевозили по 4−6 негров за один раз. На борту корабля негров разделяли на три группы. Мужчин загружали в один отсек. Женщин в другой. Детей оставляли на палубе. Везли рабов на кораблях, специально сконструированных, чтобы «напихать» в трюм побольше живого товара. Небольшие парусники того времени ухитрялись перевозить за один рейс по 200, 300, даже по 500 рабов. А на корабль водоизмещением в 120 тонн грузилось не менее 600 рабов. Как говорили сами работорговцы, «негр не должен занимать в трюме места больше, чем в гробу».

2 В пути

Суда находились в пути 3−4 месяца. Все это время рабы находились в ужасных условиях. В трюмах было очень тесно, негры были скованы кандалами. Воды и пищи было очень мало. Рабов и не думали выводить для отправления нужды из трюма. В темноте невольничье судно легко было отличить от любого другого — по исходящему от него тяжелому зловонию. Молодые негритянки часто подвергались изнасилованиям со стороны капитана и команды. Неграм коротко подстригали ногти, чтобы они не могли разодрать друг другу кожу. Большое количество драк возникало между мужчинами, когда они пытались разлечься немного поудобней. Тогда в дело шел хлыст надсмотрщика.

Рабы массами гибли во время перевозок. На одного оставшегося в живых негра часто приходилось пять погибших в дороге — задохнувшихся от недостатка воздуха, умерших от болезни, сошедших с ума или просто бросившихся в море, предпочтя смерть рабству.

3 Америка

По прибытию в Америку рабов сначала подкармливали, лечили, а потом уже продавали. Впрочем, некоторые старались купить рабов побыстрее: ведь по мере того, как невольник отдыхал от «путешествия», стоимость повышалась. Цены на рабов менялись со временем. Например, в 1795 году цена составляла 300 долларов, к 1849 году она возросла до 900 долларов, а накануне гражданской войны достигла 1500−2000 долларов за одного раба.

Рабов ввозили главным образом для табачных и хлопковых плантаций южных штатов. Их выгоняли на работу партиями, они работали до 18−19 часов в сутки, подгоняемые бичом надсмотрщика. На ночь рабов запирали и спускали собак. Средняя продолжительность жизни негра-раба на плантациях составляла 10 лет, а в XIX веке — 7 лет. Немного лучше были условия у тех рабов, которые служили прислугой, кухарками, нянями.

Рабы не имели никаких прав и свобод и считались имуществом владельца, с которым хозяин может делать все, что угодно, без какого-либо преследования со стороны закона. Принятый в 1705 году «Кодекс рабов Вирджинии» запрещал рабам покидать плантации без письменного разрешения. Он санкционировал порки, клеймение и нанесение увечий в качестве наказания даже за незначительные прегрешения. Некоторые кодексы запрещали обучать рабов грамоте. В Джорджии это преступление каралось штрафом и/или поркой, если провинившийся был «рабом-негром или цветным свободным человеком». Бежавшему и пойманному рабу отрезали уши, за невыполненную работу отрубали руки и ноги его детям. Рабовладелец мог, при желании, убить своего раба, правда трудоспособных рабов убивали редко.

Рабам запрещали передвигаться группами более чем в 7 человек без сопровождения белых. Любой белый, встретивший негра вне плантации, должен был потребовать у него отпускной билет, а если такого не было, мог дать 20 ударов плетью. В случае, если негр пытался защищаться или ответить на удар, он подлежал казни. За нахождение вне дома после 9 часов вечера негров в Виргинии подвергали четвертованию.

Негры были сделаны рабами, но они никогда не были рабами покорными. Нередко они поднимали восстания еще на кораблях. Об этом свидетельствует особый вид страхования кораблевладельцев для покрытия убытков специально на случай восстания рабов на корабле. Но и на плантациях, где жили негры, привезенные из разных частей Африки, представители различных племен, говорившие на разных языках, рабы сумели преодолеть межплеменную рознь и объединиться в борьбе против своего общего врага — плантаторов. За период с 1663 по 1863 года было зафиксировано свыше 250 негритянских восстаний и заговоров. Восстания негров жестоко подавлялись. Но даже эти разрозненные вспышки отчаяния угнетенных рабов заставляли плантаторов трепетать от страха. Почти каждая плантация имела свой склад оружия, группы плантаторов содержали охранные отряды, рыскавшие ночью по дорогам.

Негритянские рабы выражали свой протест и в других формах, как, например, порча орудий труда, убийство надсмотрщиков и хозяев, самоубийство, побеги и т. д. Негры бежали в леса, к индейцам, на Север, где к концу XVIII века рабство было упразднено. Не менее 60 тыс. беглецов достигло северных штатов в период с 1830 по 1860 г.

Конечно, условия жизни каждого конкретного раба зависили от его хозяина. В 1936—1938 годах американские писатели, участники так называемого Федерального писательского проекта, по заказу правительства записали интервью с бывшими рабами, которым к тому времени было больше 80 лет. В результате было опубликовано «Собрание рассказов бывших рабов». По этим рассказам очень хорошо видно, что негры жили по-разному, кому-то везло больше, кому-то меньше. Вот рассказ 91-летнего Джорджа Янга (Ливингстон, штат Алабама): «Они ничему нас не учили и нам самим не давали учиться. Если увидят, что мы учимся читать и писать, нам отрубали руку. В церковь тоже ходить не давали. Иногда мы убегали и молились вместе в старом доме с земляным полом. Там мы радовались и кричали, и нас никто не слышал, потому что земляной пол заглушал, а один человек стоял в дверях. Нам нельзя было ни к кому ходить в гости, и я видел, как Джима Доусона, отца Айверсона Доусона, привязали к четырем колам. Его положили на живот и вытянули руки в стороны, и одну руку привязали к одному колу, а вторую — к другому. Ноги тоже вытянули в стороны и привязали к колам. И потом стали бить доской — такой, как на крышу кладут. Черномазые потом пришли туда ночью и на простыне отнесли его домой, но он не помер. Его обвинили в том, что он ночью ходил на соседнюю плантацию. В девять часов мы все должны были быть по домам. Приходил старший и кричал: «Отбой! Отбой! Все по до­мам, и двери на замок!» А если кто не шел, его били».

А вот воспоминание Найси Пью (85 лет, Мобил, штат Алабама): «Жизнь у негров тогда была счастливой. Мне иногда хочется туда вернуться. Как сейчас вижу тот ледник с маслом, молоком и слив­ками. Как журчит по камням ручей, а над ним ивы. Слышу, как во дворе гого­чут индюки, как бегают и купаются в пыли куры. Вижу заводь рядом с нашим домом и коров, пришедших напиться и остудить ноги в мелкой воде. Я родилась в рабстве, но никогда не была рабыней. Я работала на хороших людей. Разве это называется рабством, белые господа?»

Рабство в Америке


Не так давно, я прочитал книгу Жюль Верна «Пятнадцатилетний капитан». В этой книге много говорится о рабстве негров. Мне захотелось узнать побольше информации по этой теме, и в связи с этим, я решил сделать эту работу.

Как известно, Европа крайне мала и места в ней не хватает очень давно. В 1492 году Христофор Колумб открыл Америку и европейцы сразу же потянулись обживать почти ничейные земли. Сначала туда отправили различных ветеранов, людей подобных Эрнану Кортесу и Франсиско Писарро, которые быстренько разобрались со всяческими империями тогдашней Америки. После туда сослали на работу нежелательных людей: уголовников, должников и им подобных. Быстро выяснилось, что рабочих в Новом Свете, не хватает, и почти сразу же было найдено решение - завозить негров из Африки.

Цивилизованные Европейцы мгновенно наладили работорговлю. Европейские торговцы крайне нуждались в рабах. Прибрежные Африканские государства быстро сориентировались, милитаризовались и поставили отлов, перегон и продажу своих чернокожих братьев на промышленную основу: военные подразделения - нападали на своих соседей и брали их в плен, конвойные гнали - плененных на побережье, а на побережьях строились концентрационные лагеря, где невольников в не человеческих условиях содержали до прибытия покупателей. Никто не считал сколько человек было убито во время рейдов, сколько людей погибло при перегоне на побережье, мужчин, женщин, детей, никто не считал сколько умерло в концентрационных лагерях. По самым скромным подсчетам, не менее половины от общего числа рабов. И если через океан, опять-таки, по самым скромным прикидкам отправили не менее двенадцати миллионов человек, то в Африке, невидимая рука рынка, уничтожила шесть миллионов человек. Именно так закладывался базис для индустриализации свободной, демократической Европы. Торговля была налажена рационально, по-Европейски. Из Европы в Африку везли товары народного потребления: бусы, тряпки, лопаты, грабли... Из Африки в Америку везли рабов. Из Америки в Европу везли сырьё для развитой Европейской промышленности, а так же добытое серебро и золото. Именно этот треугольник «Война - Рабы - Сырьё» обеспечивал благосостояние демократических стран.

Процесс транспортировки негров в Америку был не прост. За право торговать рабами бились ведущее европейские державы: Португалия, Испания, Италия, Британия, Дания, и Франция. Скорость перевозки в те времена зависела от погоды и технического прогресса. Если в 16 веке корабли шли по шесть месяцев, то в 19 веке успевали за шесть недель. Негров, старались набить на корабль как можно больше, кормить и поить же старались, на оборот, как можно меньше. Естественно, на кораблях бушевала дизентерия. В тесных трюмах торговых кораблей всякая зараза распространялась мгновенно. Цивилизованные европейцы конечно же страховали свое новое имущество от различного ущерба и даже на случай смерти. Поэтому многие работорговцы в пути часть негров убивали, а тела выкидывали за борт, ну дабы не возить лишнего и получить страховку.

Большинство негров считало, что их продают на съедение людоедам. Собственно, они не знали, что их ждет впереди, иначе к людоедам они бы побежали. Многие предпочитали заморить себя в пути голодом, отказывались от еды и тихо умерали в трюме. Торговцам это, не нравилось, так, что таких старались выявлять и кормить насильно. Другие, пытались спрыгнуть с палубы в воду. Наиболее отчаянные поднимали восстания, которые почти всегда подавляли работорговцы. В таких «великолепных» условиях, по самым скромным подсчетам, заморили от четырех до пять миллионов негров.негр раб америка штат

По прибытию в Америку негры снова попадали в концентрационные лагеря. Где их обламывали, подобно тому, как укрощают необъезженных лошадей. В ходе этих воспитательных мер гибла еще одна треть прибывших негров. Выживших негров продавали плантаторам.

Так как мы говорим об цивилизованных Европейцах, все это происходило на сугубо законных основаниях. На законных основаниях людей покупали и продавали. Понятное дело жили негры, ну те, которым повезло выжить, тоже строго по европейским законам. На плантация закон представляли плантаторы. Если раб был в чем то не согласен с плантатором, то к нему применялись различные, воспитательные меры. От порки и клеймения, до обрезания ушей и кастрации. Казнь, назначали редко, кто же свое имущество будет уничтожать? Если раба случайно запарывали досмерти, то ничего, бывает. В любом случае виноват черный. Пороли же за дело, и по закону.

В таких условиях негры замыкались в пределах своей негритянской диаспоры. Свои традиции, своя культура и даже свой язык, так называемый «Эбоникс». Он представлял из себя смесь Английского и различных негритянских наречий. Это примерно как у нас «Э-эй зачэм так дэрзка сказал?».

Кстати рабство держалось не только на законах, но и на христианской вере. Все приличные люди читали Библию, а там черным по белому написано про Ноя и его сыновей: Сима, Хама и Яфета. Как-то раз Ной выпил лишнего и отдыхал, по всей видимости без штанов, а Хам увидел папу в непотребстве и позвал братьев насмехаться. Братья насмехаться не стали, а папа Ной, проспавшись, сообщил, что потомки Хама будут навечно рабами рабов у братьев его. От Сима как несложно догадаться пошли - Симиты, то есть Евреи и Арабы, от Хама - Хамиты, то есть негры, а от Яфета - Яфетиды, то есть европейцы, таким образом, рабство узаконено в Библии и с точки зрения верующих американцев рабство - дело сугубо богоугодное, а кто выступал против библейских заветов, с точки зрения верующих американцев, выступал против Бога и потому заслуживал смерти.

Понятное дело, презрительное отношение к неграм не выветривается из сознания нации веками. Мало чем можно обидеть негра сильней, чем, вроде бы, безобидным словом «Boy», то есть «Мальчик», а негритянку словом «Girl», то есть, соответственно, «Девочка». Некоторым кажется, что это все всего лишь слова. Некоторые вообще воспринимают все иностранные слова как набор смешных звуков и букв. У нас за обращение к черному «Нигер», то есть черномазый, может ничего и не сделают, а вот на Западе может и влететь. Поэтому если вы видите человека, который насмехается над чересчур бурной реакцией на такие слова, знаете, перед вами - интеллектуал.

Кстати, именно южные штаты составляли экономическую основу тогдашних США, а когда южные штаты задумали прекратить поддерживать северные штаты своими деньгами - немедленно случилась гражданская война. Которая была из-за денег, а вовсе не из-за освобождения негров от рабства.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В 1936–1938 годах американские писатели, участники так называемого Федерального писательского проекта, по заказу правительства записали интервью с бывшими рабами, которым к тому времени было больше 80 лет. Эти разговоры выложены на сайте Библиотеки Конгресса США. Arzamas публикует отрывки

Джордж Янг, Ливингстон, штат Алабама, 91 год

«Они ничему нас не учили и нам самим не давали учиться. Если увидят, что мы учимся читать и писать, нам отрубали руку. В церковь тоже ходить не дава­ли. Иногда мы убегали и молились вместе в старом доме с земляным полом. Там [мы] радовались и кричали, и [нас] никто не слышал, потому что земляной пол заглушал, а один человек стоял в дверях. Некоторые засовывали голову в ведро и так молились, а кто-нибудь следил, чтоб надсмотрщик не увидел. Если что-то узнавали, нас били.

Нам нельзя было ни к кому ходить в гости, и я видел, как Джима Доусона, отца Айверсона Доусона, привязали к четырем колам. Его положили на живот и вытянули руки в стороны, и одну руку привязали к одному колу, а вторую - к другому. Ноги тоже вытянули в стороны и привязали к колам. И потом стали бить доской - такой, как на крышу кладут. Черномазые потом пришли туда ночью и на простыне отнесли его домой, но он не помер. Его обвинили в том, что он ночью ходил на соседнюю плантацию. В девять часов мы все должны были быть по домам. Приходил старший и кричал: „Отбой! Отбой! Все по до­мам, и двери на замок!“ А если кто не шел, его били».

Милли Иванс, штат Арканзас, 82 года

«У нас были лучшие хозяин и хозяйка в мире, они были христианами и нас учили жить по-христиански. Каждое воскресное утро хозяин звал всех нас, негров, в дом и пел, возносил молитвы и читал нам Библию. Хозяин учил нас не быть плохими; он учил нас быть хорошими; говорил нам никогда не во­ро­вать, и не врать, и не делать ничего плохого. Он говорил: „Что посеете, то и по­ж­нете, посеете единожды, а пожнете вдвое“. Я это запомнила с детства и ни­ко­­гда не забывала».

Том Макалпин, Бирмингем, штат Алабама, старше 90 лет

«Нет, сэр, меня не пороли, разве один раз. Это случилось, когда хозяин сказал мне, чтобы свиньи больше в кукурузу не заходили, а если зайдут, я получу как следует. Ну и вот, босс, был один старый кабан, которого у меня никак не полу­чалось отвадить, и я тогда взял иголку и зашил ему глаза. Я, конечно, был ма­ле­нький черномазый хулиган и не понимал, что делаю, и зашил этому кабану веки, чтобы он ничего не видел. Это помогло, но когда хозяин узнал, он меня выпорол так, что я до сих пор помню. Босс, это был единственный урок, который мне был нужен за всю мою жизнь. Он мне помог».

Айзем Морган, Мобил, штат Алабама, 84 года

«Мы, негры, жили очень даже неплохо. Еды было полно. Нам надо было просто попросить, и хозяин всё делал. Больше всего мы любили опоссума с картош­кой. Мы охотились по ночам с большим мешком и сворой гончих, они быстро загоняли опоссума на дерево, потом стояли вокруг и лаяли. Если дерево было небольшое, мы его стрясали, а если большое, один из негров залезал наверх и ловил старого мистера опоссума.

Вообще, было очень весело выслеживать опоссума или енота. Енота интересней всего, но он не такой вкусный, как опоссум. Я один раз видел, как загнанный енот откусил собаке кончик носа.

Хозяин никогда нас не бил; он просто говорил, что делать, а если мы этого не делали, он звал нас к себе и говорил на свой особый манер: „Негр! Сколько раз тебе повторять, чтобы ты делал, как тебе говорят?“ Вот и всё, что он гово­рил, - и уж поверьте, миссис, он умел так на тебя посмотреть, что ты аж под­прыгивал. Когда он покупал нового раба, а тот не привык делать, что ему говорят, хозяин быстро с ним справлялся».

Тетя Найси Пью, Мобил, штат Алабама, 85 лет

«Была белая женщина, которую убил негр: она его побила за то, что он натра­вил собаку на хорошую дойную корову. Никогда не видела такого подлого негра. Никогда не забуду то, что с ним сделали белые после того, как его суди­ли. Его привязали к лошади и проволокли по всему городу, потом заставили идти босиком по острым камням, ноги были все в крови, как будто их порезали ножом. Воды ему в тот день не давали и держали на палящем солнце, пока готовились его повесить. Когда всё было готово, его поставили на помост, раздели и стали швырять в него камни; сыпали в глаза гравий и сломали ребра огромными булыжниками. Потом затянули вокруг шеи веревку и вздернули так, что у него глаза вылезли из орбит. Я понимала, что смерть была для него избавлением.

Но так-то, белые господа, жизнь у негров тогда была счастливой. Мне иногда хочется туда вернуться. Как сейчас вижу тот ледник с маслом, молоком и слив­ками. Как журчит по камням ручей, а над ним ивы. Слышу, как во дворе гого­чут индюки, как бегают и купаются в пыли куры. Вижу заводь рядом с нашим домом и коров, пришедших напиться и остудить ноги в мелкой воде.

Я родилась в рабстве, но никогда не была рабыней. Я работала на хороших людей. Разве это называется рабством, белые господа?»

Фрэнк Смит, штат Алабама, около 90 лет

«Когда началась Великая война, хозяйка взяла своих детей и меня, и мы переб­рались в какое-то место, там еще был суд, они называли его „Калпепер“ 

Или как-то так. Мы жили рядом с большой гостиницей, где останавливался генерал Ли и его солдаты, и у них была самая роскошная форма из всех, что я видел. Они были настоящими джентльменами, и хозяйка разрешала мне им прислу­живать, когда я не нужен был в доме. Я чистил сапоги генералу Ли, и он всегда давал мне монету и говорил: „Вот теперь красота“. Он держался прямо и с до­сто­инством, говорил мало и всё ходил взад-вперед по галерее, а ординарцы приносили ему телеграммы из Булл-Рана, где наши сражались с янки 

Когда война подобралась к нам близко, мы поехали в Линчбург, но хозяйка сильно нервничала из-за войны, так что, когда я сломал ее столовый нож c руч­кой из слоновой кости и забыл ей сказать, она дала мне такую пощечину, что го­лова чуть не оторвалась, и продала меня. Мой новый хозяин был не такой, как старые хозяева, так что я сбежал и вступил в армию янки. Мы прошли с ге­не­­ралом Шерманом до самой Атланты, потом они повернули обратно и про­шли до самой Чаттануги и дальше, пока не дошли до Нэшвилла 

Форму мне дали, а оружие - нет: я дрался сковородкой».

Степни Андервуд, штат Алабама, 85 лет

«Они были хорошие люди, эти Андервуды. Помню, они считали меня смеш­ным, похожим на обезьянку. Хозяин надо мной хохотал до упаду, а когда были гости, они всегда говорили: „Где Степни? Мы хотим, чтобы он нам станцевал“. Я такие коленца для них выделывал!

Однажды я закончил свои дела, тихонько вышел и пошел на другую планта­цию, чтобы увидеться с мамой. И вот на полпути, в лесу, я столкнулся с двумя патрульными 

Они остановили меня и говорят:

Эй, негр, ты чей?

Мастера Джима Джонстона 

Говорю.

А что же ты тут тогда делаешь? - спрашивают они, а сами подбираются поближе, чтобы меня схватить.

Я решил больше не тратить времени на разговоры с ними, потому что пони­мал, что сейчас меня будут бить. Я побежал что есть мочи по лесу, как спугну­тый кролик, а патрульные - за мной. Я знал, что эти два дядьки точно меня не догонят, но и что дома меня ждет порка.

Впрочем, домой я в ту ночь не пошел. Я остался в лесу и развел небольшой костер. Прилег под платаном, чтобы собраться с духом и пойти домой. Я слы­шал, как где-то далеко в лесу рычали пумы и выли дикие кошки, и мне очень хотелось к маме. Скоро я заснул прямо там, на мху. Утром проснулся ужасно голодным и, когда солнце перевалило за холм, услышал, как кто-то проди­рается через кусты. Это был хозяин, надсмотрщик и еще какие-то люди. Я побежал им навстречу и закричал изо всех сил:

Мастер Джим, я тут!

Он подошел с очень нахмуренным лицом, а у надсмотрщика в руках была плетка.

Ах ты кучерявый негритянский чертенок, - сказал хозяин. - Я покажу тебе, как убегать из дома. Пойдем домой, я накормлю тебя завтраком и дам прилич­ную одежду. Ко мне сегодня приедут гости, а ты тут в лесу, вместо того чтобы танцевать.

И тут хозяин улыбнулся, как будто я ничего плохого не сделал.

Наверное, ты хочешь к маме, бедный негритенок. Что ж, придется купить ее. Ах ты чертенок! А ну пошли домой».

До определенного момента проблема расового неравенства вовсе и не считалась таковой - угнетение человека за другой цвет кожи было обыденной вещью, которую принимали как данность, а зачастую даже выставляли напоказ. Сегодня же этот этап истории человечества считается едва ли не одним из самых трагичных и неприемлемых с точки зрения морали и этики. О нем снимают фильмы, пишут книги и музыку, стараясь тем самым закрепить в памяти поколений несправедливость подобного устройства жизни.

Масштабы проблемы

Прежде всего, конечно, угнетение темнокожих заключалось в самом факте существования рабства в любом его проявлении. Люди негроидной расы приравнивались к вещи, а чаще всего ценились еще меньше. До 1860-х годов такая тема, как отмена рабства в США, даже не поднималась.

Территориальная расположенность

Следует отметить, что на территории США данное явление было распространено не повсеместно, а только в южной части, где основным источником дохода господ были бесчисленные плантации, на которых и использовался труд темнокожих.

Предпосылки

По сути, отмена рабства в США тесно связана с гражданской войной, развернувшейся в Америке между севером и югом. Напряжение нарастало еще с 1850-х годов и вылилось в итоге в четырехлетнее сопротивление между разными культурами и миропониманиями.

Следует отметить, что отмена рабства в США не была основной причиной развернувшегося противостояния, несмотря на то, что для северян такое явление было совершенно чуждым.

Отношения, сложившиеся между двумя частями страны, не могли рано или поздно не привести к открытому столкновению. Рабовладельческий юг, по сути, находился в полной зависимости и подчинении у севера, что и было своего рода яблоком раздора. Начиная с 1850-х годов, напряжение постепенно нарастало, и в 1861-м нашло выход в четырехлетней гражданской войне, за которой последовала отмена рабства в США.

Внутреннее сопротивление

Вполне очевидно, что гражданская война на территории Америки не была единственной предпосылкой к отмене рабовладельческого уклада. Прежде всего, источником противостояния были сами люди, чей труд и жизни безжалостно эксплуатировались. Не только побеги, но и активные восстания становились все более и более частыми, пока не переросли в открытое противостояние.

Исторический парадокс

Как ни странно, причины отмены рабства в США напрямую связаны с самим этим явлением. Плантаторы не только активно занимались торговлей людьми, но и приравнивали это к основополагающей особенности устройства страны, называли рабовладельческий строй источником процветания и величия Америки. Именно стремление к угнетению другого человека и подкосило сложившийся за долгие годы уклад на территории юга.

Желание плантаторов превратить присоединенный Канзас в рабовладельческую территорию получило отпор, дав толчок более активному сопротивлению. Насаждение данной политики в виде избрания Бьюкенена на пост президента и подавляющее большинство приверженцев рабовладельческого строя в составе Верховного суда вызывали все больше и больше негодования.

Первое движение сопротивления

Отмена рабства в США (дата приходится на 1865 год) была еще далека, когда произошло первое серьезное восстание, давшее толчок полноценному противостоянию. Джон Браун, возглавивший после серьезной подготовки отряд из 22-х человек, был впоследствии казнен, что вызвало большой резонанс среди противников эксплуататорской политики и самих рабов. За серьезным, пусть и жестоко подавленным восстанием в Миссури последовали многочисленные митинги и акции протеста, а уже через год в поддержку отмены рабовладельческого строя поднялись даже не сотни, а тысячи американских фермеров.

Избрание Линкольна

Это событие стало, можно сказать, определяющим в истории сопротивления рабовладельческому строю. Избрание на пост президента выходца из простого народа и его стремление к сохранению единства США, недовольство сепаратистским настроением юга и общий настрой не нравились плантаторам, и в скором времени, начиная с Южной Каролины, южные штаты начали выходить из состава страны.

В 1861 году началась знаменитая гражданская война в Америке, которая и стала в итоге освободительной в отношении угнетенных темнокожих.

Можно говорить о том, что к такому событию, как отмена рабства в США, Линкольн имеет самое непосредственное отношение, поскольку именно его действия привели в итоге к 13-й поправке в Конституции, давшей людям свободу.

Не первая попытка

Отдавая дань истории, следует отметить, что новые правила удалось ввести далеко не сразу. Официальный год отмены рабства в США - 1863-й, поскольку именно тогда была принята Декларация независимости, согласно которой темнокожие подлежали немедленному освобождению. Сопротивление южан тем не менее продолжалось еще 2 года, и бесплатный труд на плантациях оставался практически безнаказанным.

Последствия

Отмена рабства в США 1865 года действительно официально положила конец эксплуатации темнокожих на территории юга Америки. Штаты один за другим постепенно отказывались от каких-либо форм принудительной работы в отношении кого-либо.

Тем не менее это не значит, что будто по мановению волшебной палочки явлению торговли людьми был положен в одночасье конец. Случаи такого рода все еще встречались на территории США вплоть до начала ХХ века, становясь, впрочем, все более и более редкими.

Отражение в культуре

Как уже говорилось ранее, отмена рабства в США (дата все отодвигалась из-за сопротивления южан) стала одним из самых важных событий в американской культуре.

На данный момент существует бесчисленное множество картин, фильмов, а тем более книг об эксплуатации труда темнокожих как таковом и освобождении их от гнета в частности.

Однако не все знают, что уже сама борьба за отмену рабства была подкреплена изнутри с культурологической точки зрения. В данном случае имеется в виду книга американской писательницы Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», которую Авраам Линкольн провозгласил манифестом освободительного движения. Именно это литературное произведение вдохновляло солдат на сражения и вселяло абсолютную, непоколебимую веру в необходимость очищения Америки от славы угнетателей и работорговцев.

Не все сразу

Разумеется, с принятием 13-й поправки не закончилась сразу эра неравенства американцев. Несмотря на то что рабы были официально освобождены, темнокожие еще долго подвергались расовой дискриминации и сегрегации, которые Америка сумела преодолеть сравнительно недавно.

Одним из самых известных борцов за права темнокожих считается и по сей день Мартин Лютер Кинг, речь которого под названием "У меня есть мечта" знакома сегодня с детства едва ли не каждому американцу.