Создание публичных театров, библиотек, музеев (кунсткамеры). Создание публичных театров, библиотек, музеев (кунсткамеры) Создание общественного театра петр 1

Описание: Это ярко отразилось на общем характере и содержании искусств и литературы. Оплотом старой идеологии была церковь - Петр подчинил ее государству, отменил патриаршество, создал синод, состоящий из представителей высшего духовенства на царском жалованье и возглавляемый чиновником. Петр отменил литургические драмы, подчеркивавшие превосходство духовной власти над светской и содействовавшие возвеличению церкви. Он заложил основание светского образования, решительно ломал патриархальны быт, насаждая ассамблеи, а с ними "европейское обхождение", европейские танцы, и пр. Встречая сопротивление новизне, Петр вводил ее насильно. Результаты деятельности Петра в различных областях сказались в разное время, в театре, например, в полной мере лишь в середине XVIII века. Реферат содержит 1 файл:

Петр 1.doc

Пьесы такого рода по своей поэтике не отличались от современной им панегирической литературы в целом и от "потех". Для этой драматургии характерно широкое применение аллегорий и обилие схоластических приукрашений. Такие персонажи, как Самоволье, Гордыня, Отмщение, Идолослужение, Ярость, Правда, Мир, Суд и им подобные, вплетались в действие, чередуясь с библейскими образами (Иисус, Давид). Историческими личностями (Александр, Помпей) и мифологическими образами (Марс, Фортуна). Мысль автора с трудом угадывалась в поэтических и риторических нагромождениях. Действующие лица и сценические положения переходили из одного произведения в другое. И сами пьесы страдали однообразием. Тексты панегирических школьных действ начала XVIII века не сохранились, но до нас дошли их развернутые программы, написанные высокопарным, архаизированным языком.

Русский общедоступный театр.

Петр не был удовлетворен школьным театром. Религиозный по своему содержанию, этот театр в эстетическом отношении был слишком замысловатым и сложным для рядового зрителя. Петр же стремился организовать театр светский, доступный городским массам. Учрежденный им театр, несмотря на кратковременность своего существования, сыграл важную роль в развитии русской театральной культуры.

В 1698 - 1699 годах в Москве находилась труппа актеров - кукольников. Возглавлял их венгр Ян Сплавский. Кукольники давали представления не только в столице, но и в провинции. Известно, что в сентябре 1700 года некоторые из них были посланы " для показания камедиалных штук" на Украину а Ян Сплавский - в волжские города, включая Астрахань. И вот в 1701 году царь дает тому же Сплавскому поручение отправиться в Данциг для приглашения на русскую службу комедиантов.

В Данциге Сплавский вступил в переговоры с одной из лучших немецких трупп того времени, возглавляемой актером Иоганном Кунстом и непосредственно связанной с известным реформатором немецкого театра Фельтеном. Соглашение было достигнуто, но труппа побоялась ехать в Россию. Пришлось за актерами посылать вторично. На этот раз, летом 1702 года, Кунст и его актерам в количество восьми человек прибыли в Москву. Согласно заключенному договору Кунст обязывался верно служить его царскому величеству.

Покуда велись переговоры с труппой, долго обсуждался вопрос о том, где и как устроить театральное здание. Предполагалось оборудовать под театр старое помещение во дворце над аптекой. Временно же под спектакли был приспособлен большой зал в Лефортовом доме в Немецкой слободе. В конце 1702 г. постройка комедийной хоромины на Красной площади была завершена. Она имела в длину 18 , а в ширину 10 сажен (36 х 20 м), освещалась сальными свечами. Техническое оснащение было по тому времени роскошным: много декораций, машин, костюмов.

Так как в намерения Петра входило создание общедоступного театра на русском языке, то Кунсту 12 октября того же 1702 года отдали в обучение русских юношей в числе десяти человек из подъячих и купеческих детей. Затем их было набрано уже двадцать. При этом указывалось, чтобы их учили " со всяким прилежанием и по-спешением, чтоб им те комедии выучить в скорых числах".В том же году один из современников писал, что русские уже дали " несколько небольших представлений" в доме в Немецкой слободе. По документам известно, что какая-то комедия шла 23 декабря 1702 года. Так начал свое существование русский общедоступный театр.

Спектакли шли дважды в неделю, немецкие представления чередовались с русскими. Это продолжалось в течении года с лишним, то есть до смерти Кунста (1703), когда немецкая труппа в основном была отпущена на родину, вдове Кунста и актеру Бендлеру поручили продожить обучение русских актеров. Однако они, по-видимому, не могли справиться с заданием, и в марте следующего 1704 года во главе театрального дела становиться Отто Фюрст (Фиршт), по специальности золотых дел мастер. Но и он не сумел справиться с делом. Между Фурстом и его русскими учениками постоянно возникали недоразумения. Ученики, по существу, ратовали за национальный театр, и поэтому жаловались на своего принципала, что он-де "русского поведения не знает", "нерадив в кумплиментах" и "за недознанием в речах" актеры "действуют не в твердости". За весь 1704 год поставлено было всего три комедии. Актеры просили выбрать руководителя театра из их собственной среды и продолжать дело на новых началах, иными словами, хотели освободиться от иностранной опеки. Но Фюрст оставался во главе дела вплоть до 1707 года.

Чтобы увеличить число зрителей, в 1705 году был опубликован указ: "Комедии на русском и немецком языках действовать, и при тех комедиях музыкантам на разных инструментах играть". Тем не менее на спектакли ходило мало народу; иной раз в зал, предназначенный для 450 человек, собиралось лишь 25 зрителей. К 1707 году представления полностью прекратились.

Причины неудачи театра Кунста - Фюрста и его кратковременное существование, несмотря на поддержку Петра и правительства объясняются тем что спектакли не удовлетворяли зрителя.

Деятельность двух видов театров начала 18 века - школьного и светского общедоступного - не прошли бесследно в истории театрального дела в России. На смену закрывшемуся общедоступному театру в столицах стали один за другим возникать театры для различных слоев населения. В 1707 году начались русские спектакли в селе Преображенском у сестры царя Натальи Алексеевны, в 1713 году в селе Измайлове у вдовы Иоанна Алексеевича - Просковьи Федоровны. Костюмы с театра на Красной площади были отосланы в село Преображенское, туда же переслали и пьесы Кунстовского репертуара. У царевны Натальи образовалась целая театральная библиотека.

Театра при дворе царицы Прасковьи Федоровны Функционировал с 1713 года. Организовывала его и руководила им ее дочь Екатерина Ивановна. Спектакли, на которые допускалась публика шли на русском языке, но репертуар театра установить нельзя.

После смерти сестры царя Петербургский театр еще долгое время функционировал.

В 1720 году Петр сделал новую попытку пригласить в Россию из-за границы труппу актеров, владеющих одним из славянских языков, в надежде что они скорее усвоят русский язык, Он приказал нанять из Праги "компанию комедиантов". В Петербург приезжает странствующая группа Эккенбарга-Манна, которую Петр мог видеть за границей. Труппа дает насколько спектаклей и по инициативе Петра разыгрывает со зрителями первоапрельскую шутку. В этот день объявляется спектакль в присутствии царской семьи, в связи с чем Манн удваивает даже цены. Однако, когда зрители съезжаются, они узнают, что по случаю первого апреля спектакля не будет. Так, театральной шуткой Петр пользуется для того, чтобы популяризировать реформу календаря.

В1723 году труппа Манна вновь появляется в Петербурге, для которой Петр велит построить новый театр, уже в центре, близ Адмиралтейства. Сам Петр не раз посещал театр Манна, в связи с чем для него соорудили типа царской ложи. Однако задач, которые Петр ставит перед театром эта труппа тоже не может разрешить. По указанию современников, Петр даже специально "пообещал награду комедиантам, если они сочинят трогательную пьесу". По сути дела в России объявляется первый драматургический конкурс. Актерская труппа не оправдывает надежд Петра и покидает Петербург. Так неудачно завершается вторая попытка Петра утвердить в России публичный театр, на этот раз уже в новой столице.

Иоганн Кунст

Петровская эпоха, вызвавшая плодотворное оживление во всех областях культурной жизни, характеризуется таким важнейшим событием в истории русской художественной культуры, как создание первого в России публичного общедоступного театра, устроенного по западноевропейскому образцу. Театр, по мысли Петра, должен был играть роль своеобразной трибуны передовых идей эпохи. Первый публичный театр возник в Москве по инициативе Петра. Организация этого театра - одна из интереснейших страниц в истории европеизации Московской Руси, в истории того культурного преобразования, над которым немало потрудились и сам Петр и передовые люди его эпохи.

Театральные зрелища к этому времени не были диковинкой в России. В 1672 г. при дворе царя Алексея Михайловича существовал театр, в котором под руководством пастора Грегори ставились пьесы преимущественно религиозного содержания. Театр был придворным; на представлениях бывал ограниченный круг людей. Вскоре, за смертью Грегори, театр был упразднен. Петру, верно оценившему театр как превосходное средство пропаганды и воспитания зрителей, в чем он мог убедиться за границей, требовалось не устройство вновь закрытых придворных спектаклей, а создание публичного театра, доступного широким слоям населения, с репертуаром, в котором бы нашли свое отражение его любимые идеи.

Фольклор

Преобразования Петра I в области культуры увеличили разрыв элиты с народом в мировоззренческом плане. Но благодаря позиции Петра простой народ избавился от давления церкви на народную культуру. Гонения на языческие праздники хороводами и гуляниями уменьшились.

Северная война заняла свой пласт в народной культуре. Ее события оставались в былинах, солдатских исторических песнях, сказках и т.п. Чаще всего отражали Нарву и Полтавскую битву.

Фигура Петра I обросла легендами, что является традиционным для фольклора. Другим стандартным образом стала фигура врага и изменника (шведы и гетман Мазепа).

При этом, литература, которой пользовались крестьяне, в основном оставалась традиционной – это жития и другие поучительные сочинения, всяческие сборники наговоров, лечебники, народные календари и пр. Кроме того, были популярны полемические сочинения.

Развитие литературы

Жители городов сильнее замечали быстрый рост книжного дела. В особенности речь идет о светской литературе, научной и житейской.

Пример 1

Например, в $1708$ г. вышел т.н. формулярник, т.е. сборник образцов, как правильно использовать в письмах обороты и новейшую лексику.

Здесь отметим, что при Петре лексика стала тяготеть к Западу, появилось множество иностранных словечек. Вообще элита при Петре I говорила на смеси русского с огромным количеством голландских, немецких, английских и др. слов, выражений, терминов.

В литературе шло зарождение классицизма. Публицистические ораторские произведения заняли свою нишу в литературе. Самыми известными из таких сочинений являются труды Феофана Прокоповича . Прокопович был последовательным идеологом абсолютизма, несмотря на то, что он прошел и принятие униатства, и переезд в Европу, иезуитскую школу и католический монастырь. В конце концов, он вернулся в Россию, т.к. разочаровался в католицизме, глубоко его изучив. Лейтмотивом его трудом было восхваление Петра I, его дел и России в целом.

Также в эпоху Петра I получила развитие проза. Особо популярной темой в жанре стало описание реалий жизни и ее новшеств. Наиболее известные произведения в этом жанре: «Повесть о Фроле Скобееве», «История о Александре, российском дворянине», «Гистория о российском матросе Василии Кориотском» .

Учитывая петровское «окно в Европу», в области литературы это также сказалось – западноевропейская литература стала пользоваться высочайшим спросом.

Театр

Замечание 1

В $1702$ г. в Москве на Красной площади появился театр. Посетить его мог любой желающий.

В труппе театра были немецкие актеры, а репертуар состоял из европейских пьес. Известно, что еще Алексей Михайлович покровительствовал театру, но все-таки в России на тот момент это было еще в новинку.

При Алексее Михайловиче популярен был театр для приближенных. Такой типа театра, который открывали представители знати, продолжал существование и при Петре I. Особенно увлекались театром при Петре ученики академий, духовных семинарий, т.е. образованные люди.

Репертуар частных театров продолжал носить нравственно-религиозный характер в основном. Однако популярность набирали исторические пьесы и отражение современных событий. Ярким примером исторической пьесы является написанная Феофаном Прокоповичем трагикомедия «Владимир» .

Славяно-греко-латинская и Киево-Могилянская академии стали центрами театральной деятельности.

Кроме Феофана Прокоповича в связи с театральной деятельностью известны имена доктора Бидлои, Федора Жуковского .

Вместе с театром возрастал интерес к музыке светского содержания, а также обучению игре на музыкальных инструментах. Также развивалось искусство хорового пения. Популярной стала военно-строевая музыка.

Первый публичный театр в России . Эпоха Петра I, принесшая кардинальные изменения во все сферы русской жизни, приносит и новое для русского общества стремление к публичности. Петр основал вторую столицу - Петербург, где все планировалось по-новому. И в это новой, переиначенной на европейский лад жизни появляется первый публичный театр.
В июле 1701 Петр посылает за труппой, руководимою И.Кунстом, который согласился только после установления определенной платы. В 1702 труппа Кунста прибыла в Москву. В ее состав входило девять человек: Антоний Ротакс (также выполнявший обязанности парикмахера), Яков Эрдмамн Старкей (также театральный портной и костюмер), Михайла Виртен (также театральный писарь), Яган Мартин Бендлер (лучший комик), Яган Плантин, Карол Эрнст Ниц, Михаил Езовский; была в труппе и одна актриса - жена Кунста Анна.
Встал вопрос о необходимости театрального здания для спектаклей. Началось строительство. Однако очень долгое и театр временно функционировал в другом здании в Немецкой слободе.
Был один минус: труппа Кунста выступала исключительно на немецком языке. Боярин Ф. Головин в 1702 наказал набрать русских учеников. И с некоторыми изменениями набранный состав просуществовал до 1706.
В октябре 1702 русскими войсками была взята крепость Нотебург, в честь чего Кунсту было приказано написать пьесу к тому времени, как войска вернуться в Москву. Пьеса называлась "О крепости Грубетона. В ней же первая персона Александр Македонский".
И на протяжении всего времени существования этого театра, в нем ставилась новая "триумфальная комедия" к каждому приезду царя в Москву. В репертуаре же стояли пьесы с названиями "Главные и государственные действия" и небольшие комедии и фарсы.
"Комедийная храмина" на Красной площади была построена в 1703. Однако Кунст уже не смог там ставить, так как умер в начале февраля того же года. На его место взяли Отто Фюрста, при котором театр пережил самый плодотворный период. Налаживалась система публичной жизнедеятельности, была введена система входных билетов - "ярлыков" разной стоимости; отменена плата за проезд на Красную площадь.
В отсутствие царя театральная жизнь становилась вялой. Театр еще не стал для народа чем-то будничным.
В мае 1706 у немецких актеров закончился контракт и они уехали на родину. Весной 1707 в связи с подготовкой к военным действиям начали разбирать деревянные постройки, в том числе и Храмину.
Весь театральный скарб перевезли в село Преображенское; там же начал действовать придворный "домашний театр" царевны Натальи Алексеевной. младшей сестры Петра. В ее штат, по-видимому, перешли и русские актеры. В 1708 царевна и ее театр переезжают в Петербург, где уже под последний строится специальное здание, довольно большое, с партером и ложами и "на представление мог приходить любой желающий", что, безусловно, относилось только к верхушке общества. Царевна сама писала пьесы. Театр просуществовал до ее смерти в 1716 и в какой-то степени компенсировал отсутствие профессионального театра.
В 1723 в Петербурге появляется новая немецкая труппа, для которой организуется новый "дом" на Мойке, в котором они играли до 1725 (до смерти императора).
Театрально-зрелищная панорама России в первой трети XVIII века . Театр явился одним из главных элементов культуры Нового времени. Но чтобы он стал частью национальной культуры, нужно было время. На развитии русской культуры того времени (в том числе и театральной) сказались многие факторы, как внешние (относящиеся к европейской культуре и взаимодействию с ней), так и внутренние (связанные с воздействием древнерусской культуры, литературы и фольклора).
Начиная с петровских времен учащаются приезда иностранных артистов. Приезжали как отдельные актеры, так и труппы. И приезжали на несколько лет. Представители кукольного театра были одними из самых популярных среди народа всех слоев, даже у самих монархов.
Несмотря на все разнообразие трупп у них было больше общего, нежели различного. А спектакль являл собой тип представления "долитературного" театра с установкой прежде всего "на зрелище". Чаще всего это были сценки в духе комедии дель арте (итальянской комедии масок). Представления сопровождались музыкой, вокальными исполнениями, акробатическими номерами и т.п.
Первой подобной "комединой" труппой во время царствования Петра приехала в Москву кукольная труппа Яна Сплавского. В последствие приезжали и другие многочисленные труппы, как труппа И.-К. Эккенберга (имевший"курьезную компанию с англинской танцевальной мастерицей"), Жан Бернерт и Франц Шемин, немецкая "банда" И.-Г. Манна, труппа Ягана Грига, труппа Вилима Дурома (англичан), француз Жак Ренольт со своей компанией, француз Якоб Риу, также француз Гемей Вили, в 1728 приехали из Швеции Сифридус Шульц с семьею и труппой.
Новый театральный мир для России был как новое европейское платье, надетое по указу государя. В каком-то она чувствовала себя привычно - это комедийные зрелища, привозимые европейскими комедиантами. Что же касается профессионального театра, то это "платье" только примеривалось с единичными его публичными "демонстрациями".
Итак, за четверть века, в петровскую эпоху, Россия должна была присмотреться и попробовать вписаться в европейскую культуру, в которой одним из важнейших элементов являлся театр.

Создание публичных театров, библиотек, музеев (кунсткамеры).

Театр при Петре I.

Как уже было сказано раньше, произведения художественной литературы в собственном смысле почти не издавались при Петре. Правительство не имело возможности уделить ей достаточного внимания. Однако одна область искусства и литературы привлекла к себе усиленное внимание Петра и его сотрудников. Это был театр. Дело в том, что театр мог стать могучим массовым средством пропаганды политических действий Петра и новой культуры. Книга была, сравнительно с театром, малодоступным для русских людей того времени средством образования и воспитания. Она была дорога; кроме того, в России было еще слишком мало грамотных людей. Между тем театр не требовал грамотности и мог быть общедоступным по цене. Много тысяч зрителей могло пройти через него. Это понял Петр и решил создать в России театр, до него неизвестный сколько-нибудь широкой публике.

При царе Алексее Михайловиче начали ставиться в Москве спектакли; но это был только придворный театр, помещавшийся во дворце и рассчитанный на узкий круг зрителей: на царскую семью и приближенных царя. Такой театр Петру был не нужен. Он хотел организовать театр как средство массовой пропаганды и средство воспитания широких слоев городских жителей. В 1701 г. Петр послал за границу специального человека с заданием пригласить одну из хороших западных театральных трупп в Москву. С большим трудом удалось заключить в Данциге договор с актером и антрепренером одной из немецких странствующих трупп Иоганном Кунстом.

Тот взялся набрать труппу, приехать с нею а Москву и «царскому величеству всеми замыслами, потехами угодить и к тому всегда доброму, готовому и должному быти». В следующем году Кунст и набранные им актеры прибыли в Москву. Надо было строить театральное здание, и Петр сделал распоряжение об этом. Но царь был в это время далеко от своей столицы; он воевал с шведами под Нотебургом. А московские бояре и чиновники, по старине считавшие театр бесовским игрищем, не сочувствовали новой затее царя. Они начали саботировать приказ Петра и затягивали постройку театра, смущенные, конечно, и тем, что Петр велел строить «комедийную хоромину» на Красной площади, у самого Кремля, в «святом» месте, и это представлялось им кощунством. Они ссылались при этом, как водится, на «объективные» причины: то это были сомнения насчет самого Кунста, то сомнения насчет подготовлявшейся им к постановке пьесы, то сомнения насчет выбранного для постройки театра места. Царь, прекрасно понимавший уловки своих чиновников, потребовал от них выполнения приказа. Спорить с Петром было накладно, и театр был построен.

Пьесы такого рода по своей поэтике не отличались от современной им панегирической литературы в целом и от «потех». Для этой драматургии характерно широкое применение аллегорий и обилие схоластических приукрашений. Такие персонажи, как Самоволье, Гордыня, Отмщение, Идолослужение, Ярость, Правда, Мир, Суд и им подобные, вплетались в действие, чередуясь с библейскими образами (Иисус, Давид). Историческими личностями (Александр, Помпей) и мифологическими образами (Марс, Фортуна). Мысль автора с трудом угадывалась в поэтических и риторических нагромождениях. Действующие лица и сценические положения переходили из одного произведения в другое. И сами пьесы страдали однообразием. Тексты панегирических школьных действ начала XVIII века не сохранились, но до нас дошли их развернутые программы, написанные высокопарным, архаизированным языком.

Этим произведениям противостоит драма одного из сподвижников Петра Феофана Прокоповича.

Феофан Прокопович (1681 - 1736) был выдающимся оратором, поэтом, знатоком античной культуры. Сын обедневшего купца, он получил блестящее образование в Киево-Могилянской академии и в учебных заведениях Западной Европы. В биографии Прокоповича есть некоторые черты сближающие его с Симеоном Полоцким. Оба они учились в Киевской академии, закончили свое образование на Западе и не раз подвергались за это нападкам со стороны реакционного православного духовенства.

Эстетические взгляды Прокоповича нашли яркое выражение в курсе пиитики, который он читал в Киевской академии с 1704 года. Он сознательно отступал от схоластической эстетики, возражал против злоупотребления аллегориями и мифологией. Прокопович говорил: «Христианский поэт не должен выводить языческих богов или богинь для какого–нибудь дела бога нашего или для обозначения добродетели героев; он не должен вместо мудрости говорить Паллада … вместо огня – Вулкан». Прокопович резко осуждал излюбленные формалистические приемы версификации, построенной на анаграммах, параллельных стихах, стихотворное эхо. Он боролся против авторов, сочинявших стихи в форме яйца, кубика, пирамиды, звезды, круга и т.п., называл подобные произведения «пустяками, ребяческими игрушками, которыми мог забавляться грубый век». Прокопович обращался к сочинениям Аристотеля, Сенеки Плавта, Теренция, и других античных авторов. Знаком он был и с произведениями французских классицистов. Так, Прокопович читал в польском переводе «Сида» Корнеля и «Андромаху» Расина.

Важную роль отводил Прокопович поэтическому художественному вымыслу. «Взявшие событие, - писал он в своей «Пиитике», - поэт не допытывается, как оно произошло, но рассмотревши оное, излагает каким образом могло бы совершиться… Создает ли поэт целое событие или только способ его происхождения, он главным образом и единственно должен наблюдать… чтобы в определенных и единичных личностях изображались добродетели или пороки общее. Описывает поэт подвиг известных лиц, это делает и историк; он историк излагает их так, как они были, - поэт, как они должны были быть». Замечателен патриотический призыв Прокоповича к писателям, драматургам и ораторам обращаться к темам отечественной истории, чтобы « узнали,наконец, враги наши, что не бесплодны доблестию наше отечество и наша вера».

Эстетические принципы Прокоповича получили яркое воплощение в созданной им трагедокомедии «Владимир».Это лучшая из всех школьных драм. В пьесе соблюдены единства действий и места. Новшеством был и самый жанр пьесы.

Трагедокомедия «Владимир» тесно связана с ораторской деятельностью Феофана Прокоповича, и в частности с его « Словом на день святого Владимира». Произнесенного незадолго до его написания пьесы. «Владимир»- иносказательное произведение. Под борьбой Владимира с язычниками подразумевалась борьба Петра с представителями церковной реакции. Прокопович вкладывает в уста апостола Андрея предсказание о победе России над Швецией.

В драме Феофана Прокоповича с большой силой написаны сцены, полные глубоких размышлений, нежной лирики и вдохновенной патетики.

Для суждения о действенности и остроте сатиры Прокоповича показателен следующий факт: враг Феофана Маркел Радышевский писал в доносе, что Феофан Прокопович российских выводит под именами жериволов, называет их лицемерами и идольскими жрецами Реакционное духовенство негодовало, узнав себя в персонажах трагедокомедии. Немало нового внес Прокопович и в разработку силлабического стиха, которым написана его пьеса.

Необходимо отметить, что школьный театр не только создавал новый репертуар, но и пытался приспособить к своим нуждам пьесы времен Алексея Михайловича, невзирая на их стилистическое отличие. Комедия о Юдифи была возобновлена (по-видимому, Стефаном Яворским) на сцене школьного театра в Московской славяно-греко-латинской академии как отклик на полтавскую победу, о чем свидетельствует пролог о посрамлении гордости шведского короля Карла ХII и почти полным уничтожением его войск под Полтавой.

Школьный театр, узаконенный Духовным регламентом. Еще в Петровскую эпоху, стал распространяться и в провинции, даже в Сибири. В1702 году в Тобольск был назначен митрополит Филофей Лещинс-кий, «охотник до театральных представлений…» славные и богатые комедии делал.

Школьный театр выработал строго нормативную теорию драматургии и исполнительного искусства. В своей основе они были едины для школьного театра всех стран. Основоположниками поэтики являлись известные иезуиты Понтан и Скалигер. Что же касается искусства исполнения, то оно следовало искусству ораторскому и восходило к Квинтилиану; его правила излагались в «риториках».

Этика исполнения была нормативной. Так в гневе должен был звучать «глас острый, жестокий, часто усекаемый», то есть не громкий, медленный и ослабевающий; в страхе слова произносить следовало тихо, на низком голосе и прерывисто, словно заикаясь; в веселом состоянии- произносить пространно, приятно, мягко, весело, в меру громко, прерывая речь восклицаниями. Жесты должны соответствовать словам: в гневе и ревности им надлежало быть обильными и быстрыми, брови насуплены, все тело выпрямлено и напряжено; при этом жестами злоупотреблять не следовало, чтобы не уподобиться сумасшедшему или пьяному. В печали и умилении жестов должно быть мало, и им полагалось быть замедленными, голове - смиренно склоненной, временами должны были появляться слезы. В страхе телу полагалось быть сжатым, бровям – приподнятыми, словно вопрос. Для выражения радости и любви жест должен быть свободным, выражение глаз и всего лица светлым, улыбающимся, однако скромным, не уподобляясь «ладье, колеблемой ветром»; пальцев ломать или сжимать не следовало. Говоря о нижестоящих, следовало руку снизить, о вышестоящих – руку поднять, о находящихся вблизи - руку подтянуть. Мимика лица – основное выразительное средство; она главным образом и передает «движения сердца».

К изложенной теории драматического искусства следует добавить рассуждение об актере деятеля Виленской школы Сарбеевского; возможно, он был известен и в Москве. «Трагедия, - особенно в последних актах – в 4-м и 5-м … Трагический актер в котурнах должен выступать совершенно особою походкой: с приподнятой осанкой, с известными, несколько возбужденными движениями груди и всего тела; голос должен быть особенно звучным, полным, сильным; каждое слово должно произноситься выразительно, изящно, царственно. Актер комический в низких башмаках должен выступать обыкновенною походкой, говорить обыкновенным тоном, с умеренными телодвижениями, голосом большею частотою не напряженным, но обыкновенным. Мим (актер интермедии) к непринужденности беседы прибавляет еще вольность в походке и телодвижении и в высшей степени разнообразен, разнуздан и забавен»

Школьный театр предавал огромное значение оформлению спектакля, главным образом декорациям.

Представление, по словам Сарбевского, должно «воссоздавать действия не только словами и речью, но также жестами, интонацией, движениями по сцене, выражением настроений, наконец, при помощи музыки, машин и обстановки. Если все это создается или регулируется искусством, то это же применимо и к освещению, при каком делается спектакль, так как соответственно разнообразным требованиям, в зависимости от настроений то печальных, то приятных, искусственный свет можно усиливать и уменьшать».

Школьный театр оказал большое влияние на развитие русского городского драматического театра XVIII века.

РУССКИЙ ОБЩЕДОСТУПНЫЙ ТЕАТР

Петр не был удовлетворен школьным театром. Религиозный по своему содержанию, этот театр в эстетическом отношении был слишком замысловатым и сложным для рядового зрителя. Петр же стремился организовать театр светский, доступный городским массам. Учрежденный им театр, несмотря на кратковременность своего существования, сыграл важную роль в развитии русской театральной культуры.

В 1698 – 1699 годах в Москве находилась труппа актеров - кукольников. Возглавлял их венгр Ян Сплавский. Кукольники давали представления не только в столице, но и в провинции. Известно, что в сентябре 1700 года некоторые из них были посланы « для показания камедиалных штук» на Украину, а Ян Сплавский – в волжские города, включая Астрахань. И вот в 1701 году царь дает тому же Сплавскому поручение отправиться в Данциг для приглашения на русскую службу комедиантов.

В Данциге Сплавский вступил в переговоры с одной из лучших немецких трупп того времени, возглавляемой актером Иоганном Кунстом и непосредственно связанной с известным реформатором немецкого театра Фельтеном. Соглашение было достигнуто, но труппа побоялась ехать в Россию. Пришлось за актерами посылать вторично. На этот раз, летом 1702 года, Кунст и его актеры в количество восьми человек прибыли в Москву. Согласно заключенному договору Кунст обязывался верно служить его царскому величеству.

Во время переговоров с труппой долго обсуждался вопрос о том, где и как устроить театральное здание. Предполагалось оборудовать под театр старое помещение во дворце над аптекой. Временно же под спектакли был приспособлен большой зал в Лефортовом доме в Немецкой слободе. В конце 1702 г. для театральных представлений построили «комедиальную храмину» на Красной площади, в непосредственном соседстве с Кремлем и храмом Василия Блаженного, что вызвало крайнее недовольство духовенства. «Театральная храмина» вмещала 400 зрителей, имела в длину 18 , а в ширину 10 сажен (36 х 20 м), освещалась сальными свечами. Техническое оснащение было по тому времени роскошным: много декораций, машин, костюмов. Плата была в зависимости от места: и 10, и 6 ,и 5, и 3 копейки, ходить в театр было «повольно» всем. Дабы усилить приток посетителей и приохотить к зрелищам большее число людей, Петр издал указ: в дни спектакля «ворот городовых по Кремлю, по Китаю-городу и по Белому городу в ночное (до 9 часу ночи) не запирать и с приезжих указанной по воротам пошлины не имать для того, чтобы смотрящие того действия ездили в комедию охотно». Для приезжающих было даже приказано построить рядом с ром «три или четыре избы».

Так как в намерения Петра входило создание общедоступного театра на русском языке, то Кунсту 12 октября того же 1702 года отдали в обучение русских юношей в числе десяти человек из подъячих и купеческих детей. Затем их было набрано уже двадцать. При этом указывалось, чтобы их учили « со всяким прилежанием и поспешением, чтоб им те комедии выучить в скорых числах». В том же году один из современников писал, что русские уже дали « несколько небольших представлений» в доме в Немецкой слободе. По документам известно, что какая-то комедия шла 23 декабря 1702 года. Так начал свое существование русский общедоступный театр.

Спектакли шли дважды в неделю, немецкие представления чередовались с русскими. Это продолжалось в течении года с лишним, то есть до смерти Кунста (1703), когда немецкая труппа в основном была отпущена на родину, вдове Кунста и актеру Бендлеру поручили продожить обучение русских актеров. Однако они, по-видимому, не могли справиться с заданием, и в марте следующего 1704 года во главе театрального дела становиться Отто Фюрст (Фиршт), по специальности золотых дел мастер. Но и он не сумел справиться с делом. Между Фурстом и его русскими учениками постоянно возникали недоразумения. Ученики, по существу, ратовали за национальный театр, и поэтому жаловались на своего принципала, что он-де «русского поведения не знает», «нерадив в кумплиментах» и «за недознанием в речах» актеры «действуют не в твердости». За весь 1704 год поставлено было всего три комедии. Актеры просили выбрать руководителя театра из их собственной среды и продолжать дело на новых началах, иными словами, хотели освободиться от иностранной опеки. Но Фюрст оставался во главе дела вплоть до 1707 года.

Чтобы увеличить число зрителей, в 1705 году был опубликован указ: «Комедии на русском и немецком языках действовать, и при тех комедиях музыкантам на разных инструментах играть». Тем не менее на спектакли ходило мало народу; иной раз в зал, предназначенный для 450 человек, собиралось лишь 25 зрителей. К 1707 году представления полностью прекратились.

Причины неудачи театра Кунста – Фюрста и его кратковременное существование, несмотря на поддержку Петра и правительства объясняются тем что спектакли не удовлетворяли зрителя.

Деятельность двух видов театров начала 18 века – школьного и светского общедоступного – не прошли бесследно в истории театрального дела в России. На смену закрывшемуся общедоступному театру в столицах стали один за другим возникать театры для различных слоев населения. В 1707 году начались русские спектакли в селе Преображенском у сестры царя Натальи Алексеевны, в 1713 году в селе Измайлове у вдовы Иоанна Алексеевича – Просковьи Федоровны. Костюмы с театра на Красной площади были отосланы в село Преображенское, туда же переслали и пьесы Кунстовского репертуара. У царевны Натальи образовалась целая театральная библиотека.

Театр при дворе царицы Прасковьи Федоровны функционировал с 1713 года. Организовывала его и руководила им ее дочь Екатерина Ивановна. Спектакли, на которые допускалась публика шли на русском языке, но репертуар театра установить нельзя.

После смерти сестры царя Петербургский театр еще долгое время функционировал.

В 1720 году Петр сделал новую попытку пригласить в Россию из-за границы труппу актеров, владеющих одним из славянских языков, в надежде что они скорее усвоят русский язык, Он приказал нанять из Праги «компанию комедиантов». В Петербург приезжает странствующая группа Эккенбарга-Манна, которую Петр мог видеть за границей. Труппа дает насколько спектаклей и по инициативе Петра разыгрывает со зрителями первоапрельскую шутку. В этот день объявляется спектакль в присутствии царской семьи, в связи с чем Манн удваивает даже цены. Однако, когда зрители съезжаются, они узнают, что по случаю первого апреля спектакля не будет. Так, театральной шуткой Петр пользуется для того, чтобы популяризировать реформу календаря.

В1723 году труппа Манна вновь появляется в Петербурге, для которой Петр велит построить новый театр, уже в центре, близ Адмиралтейства. Сам Петр не раз посещал театр Манна, в связи с чем для него соорудили типа царской ложи. Однако задач, которые Петр ставит перед театром эта труппа тоже не смогла разрешить. По указанию современников, Петр даже специально «пообещал награду комедиантам, если они сочинят трогательную пьесу». По сути дела в России объявляется первый драматургический конкурс. Актерская труппа не оправдывает надежд Петра и покидает Петербург. Так неудачно завершается вторая попытка Петра утвердить в России публичный театр, на этот раз уже в новой столице.