Краткое описание картины летом пластова. Описание картины Пластова «Летом. Военный и послевоенный период творчества

Деревенское лето на полотне Аркадия Александровича Пластова


Описание материала: Данное сочинение написано для детей младшего школьного возраста. Поэтому будет интересно учителям начальных классов, родителям, учащимся.
Цель: Формирование представлений о деревенском лете через чтение сочинения по картине А. А. Пластова «Летом».
Задачи:
- рассказать детям о деревенском лете;
- развивать память, воображение, любознательность, внимание, познавательный интерес к окружающему миру;
- воспитывать желание любить и беречь природу, быть добрым и отзывчивым.
Немного об авторе картины.

А.А.Пластов родился в 1893 году в селе Прислониха Симбирского уезда (ныне Ульяновской области) в семье иконописцев. Следуя семейной традиции, обучался в Симбирском духовном училище, затем в духовной академии. В 1914 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурный факультет к С.М.Волнухину. посещал занятия по живописи у А.Е.Архипова, А.М.Васнецова. А.М.Корина. Л.О.Пастернака, постигая лучшие традиции национальной художественной школы. Возвратившись в родное село, Пластов много работает, создает огромное количество эскизов и этюдов. До конца дней Аркадий Пластов продолжал жить и работать среди своих земляков, никогда не отделяя себя от окружающего мира, так убедительно и страстно, с такой эмоциональной силой воссозданного им в полотнах. Полные трепетного чувства его произведения словно вырастали из самой жизни, раскрывая нам ее высший, сокровенный смысл.
В Ульяновске в честь А.А.Пластова названа улица, на ней установлен памятник художнику, на ул. Гончарова открыт музей Аркадия Александровича Пластова.
На родине художника в селе Прислониха в 1988 году открыт музей «Народный художник А. А. Пластов», посвящённый жизни и творчеству мастера.
В 2011 году в селе Прислониха Карсунского района открыт памятник А.А.Пластову.
Работы А.А.Пластова вошли в собрание Института русского реалистического искусства(ИРРИ).
Деревенское лето на полотне Аркадия Александровича Пластова


Передо мной – картина замечательного русского художника Аркадия Александровича Пластова «Летом». Лето – прекрасная пора, которая дарит нам не только хорошую солнечную погоду, а и целые корзины ягод, фруктов и грибов! Художник как раз изобразил на своём полотне двух собирательниц лесных даров. Обе путницы очень устали от ходьбы и жаркого солнца. Я вижу их в минуты отдыха.
На переднем плане картины художник изобразил девочку в белом платье; красном платке и бусами из ягод. Ноги у девочки не обуты. Видимо, она привыкла бегать по всюду босиком и нисколько не бояться сучьев и колючих шишек. Рядом с ней лежит собака. Девочка отделяет ягоды от веточек и листьев и складывает их в кружку.
А на заднем плане картины я вижу отдыхающую бабушку в синем платье и платке. Наверно она устала от сбора ягод и грибов, поэтому прилегла в тени. Позади людей озаренные ярким солнцем трава и цветы, стройные берёзки и старый пень. За этой солнечной поляной стоит дремучий темный лес. На солнце трава светло – салатного цвета, а цветы разноцветные: жёлтые, розовые и фиолетовые.
После того, как я долго смотрела на картину, на меня как будто повеяло летним зноем, приятным запахом трав и сладким земляники.
Мне понравилась картина Пластова, потому что художник изобразил красоту нашей земли. Порой мы не замечаем, какая красота окружает нас, картины художников помогают разглядеть её. Это полотно покоя и радости, в нём хорошо передана красота и щедрость летней природы.

Глядя на живописные полотна художников, хочется придумывать интересные рассказы, представлять героев картины в других ситуациях. Интересно, что будет, когда они перестанут статично сидеть, встанут и отправятся домой? Эти же мысли навевает картина Пластова «Летом» (1952 г). Еще она помогает мысленно перенестись в жаркий день, на лоно природы, чтобы согреться под ласковыми лучами солнца и полюбоваться неотразимыми пейзажами.

Совсем немного о творчестве автора

Чтобы понять, почему художник рисовал именно на эту тему, нужно немного рассказать о его творчестве в целом.

Аркадий Александрович Пластов - родом из села. Мальчик имел возможность с детства любоваться природой, поэтому он воспел ее во многих своих работах. О художнике говорят, что он певец советского крестьянства. Да, у мастера немало полотен посвящено этой теме.

Он рисовал, как трудятся эти люди, как отдыхают. Колхозный праздник можно лицезреть на одноименной картине. Веселое настроение собравшихся передается зрителям.

Удивительно, как трогательно, с какой любовью мастер переносит природные пейзажи на холст. Когда мы смотрим на девочку, наливающую воду (картина «Родник»), кажется, что слышно, как журчит струя и льется в ведро юной хозяйки.

Рассказ по картине Пластова «Летом»

У каждого человека полотно художника может вызвать свои ассоциации. Если школьнику зададут написать сочинение или подготовить устный рассказ по картине, сначала можно поведать совсем немного об авторе, затем перейти к описанию сюжета. В конце письменной или устной работы хорошо бы передать свои впечатления от картины. Можно проявить фантазию и добавить нарисованному сюжету свой, сочинив собственный рассказ. К этому располагает картина Пластова «Летом».

Видно, что на ней изображено именно это время года. К тому же художник так и назвал свою работу. Скорее всего, это вторая половина сезона. Малина поспевает ко второй половине июля, и в начале лета грибы, если и бывают, то не в таких количествах.

Здесь они в изобилии. Об этом ясно говорят полные корзины. Крепкие белоснежные грузди лежат шляпками вниз. Девочка и ее мама, также изображенные на полотне, не срезали грибы, а вынимали их из земли. Сейчас бытует мнение, что эти дары леса нужно срывать выкручивающими движениями, чтобы не повредить грибницу, значит девочка и женщина дели правильно.

Во второй корзине лежат крепыши-боровики. У некоторых кончик ножки отрезан у других нет.

Люди и собака

Картина Пластова «Летом» позволяет полюбоваться не только корзинами с грибами, которые так привлекают взгляды зрителей, но и рассмотреть людей, являющихся главными героями полотна.

Видно, что женщина очень устала, поэтому уснула в тени двух берез. Ведь она бродила с помощницей по лесу с самого утра, поэтому они придут домой с богатыми дарами.

Помимо грибов, героини набрали целый кувшин малины. Девочка сорвала веточку, сидит в тени, отдыхает и обрывает остальные ягоды в кружку. Скоро и эта тара будет заполнена. Зато мама с дочкой наварят дома ароматного малинового варенья и будут зимой пить с ним чай, вспоминая, как они ходили в лес и нарвали много ягод.

Собака тоже утомилась. Она легла около маленькой хозяйки и отдыхает, но не спит. Ведь собака должна охранять людей и в любую секунду, почувствовав опасность, броситься защищать своих хозяев.

Природа

Картина Пластова «Летом» передает величественную красоту российской природы. На фоне изумрудной травы прекрасно смотрятся синие колокольчики на высоких стеблях. Желтые цветы также хорошо вписываются в этот пейзаж.

Солнце освещает поляну, на которой отдыхают люди. В его лучах греются и березки, а грибникам они дают живительную прохладу, которая необходима в знойный полдень.

Урок по картине Пластова «Летом» поможет развитию устной и письменной речи у детей, научит любить красоты родного края, ценить и

На картине «Летом» художник изобразил солнечный летний день, трудолюбивую русскую женщину с дочкой.

Женщина с дочкой с раннего утра ходили по лесу и набрали полную корзину и ведро грибов, большой кувшин ягод. После долгого собирательства они устали и сели отдохнуть на поляне, в тени берез. Женщина прилегла и крепко уснула. Одежда на ней простая, крестьянская: темно-синее платье, повязанное передником. На голове — синий платок, который она натянула на глаза, чтобы солнечные лучики не попадали в глаза, чтобы солнечные лучики не попадали в глаза во время отдыха. Девочка сидит, вытянув босые ножки, перебирает красные ягоды земляники в голубую кружку. На щеках, загоревшего лица девочки, играет румянец. Она одета в белое платьице. На шее видны розовые бусы из ягод. На голове завязан алый платочек. Слева возле девочки лежит задремавший рыже-черный пес.

Справа от девочки стоят ведро с корзиной, утопающие в темно-зеленой траве. Плетеная корзина с ручками полна белых грибов. Черное ведро доверху наполнено рыжими грибами. Красно-коричневый глиняный кувшин наполнен ароматными ягодами.

На первом заднем плане картины мы видим залитую солнцем поляну. Выгоревшая на солнце трава имеет янтарный оттенок. На поляне, в сторонке, стоят две стройные белые березки. Ветви берез спущены до земли, как длинные косы. Золотисто-зеленые листочки освещены ярким солнцем. Березы отбрасывают легкую тень, которая немного создает прохладу и скрывает от палящих лучей солнца. В тени под березами трава изумрудная. Из нее выглядывают голубые колокольчики, белые ромашки и неизвестные желтые цветы.

На втором заднем плане картины стоит стеной темно-зеленый лес. Солнечный свет освещает деревья в первом ряду, но внутрь леса не проникает.

Чтобы естественно передать зелень, художник выполнил картину в зеленных тонах и ее оттенках. На фоне зелени праздничным сочетанием красок он передает: алую косынку и белое платье девочки, синюю одежду женщины, вспышки белых, голубых и желтых цветов в сочной зеленой траве.

Картина наполнена радостью, красотой и щедростью летней природы. Сочетание ярких красок поднимает настроение. Появляется желание побывать на этой поляне, полежать в мягкой душистой траве под тенью берез, вдохнуть ароматы лета полной грудью, полакомиться ароматными ягодами земляники.

Просмотры: 30 820

Цели :

  1. Дать понятие о композиции картины как одном из средств выражения замысла художника
  2. Обучение правилам сбора и систематизации материала по картине, обращая внимание на выразительность подобранных слов, на соответствие тому, что изображено.
  3. Уметь рассказывать по плану и по отдельным его пунктам, определяя границы высказывания.

Оборудование урока: Мультимедийная презентация к уроку (приложение), опорный конспект.

Ход урока

1. Сообщение учителем сведений о художнике.

(Слайд 1). Аркадий Александрович Пластов - русский художник 20 века. Большую часть своей жизни он провел в деревне Прислониха Ульяновской области.

(Слайд 2). Творчество Пластова посвящено, главным образом, крестьянской теме, так как художник хорошо знал деревенскую жизнь и с большой любовью изображал природу и людей родной земли. Изображенные люди воспринимаются в неразрывном единстве с природой.

(Слайд 3). Перед нами открывается как бы особый мир обжитой, щедрой земли, труд, который в радость душевно сильным людям.

(Слайд 4, 5). Произведения Пластова посвящены самым различным сторонам жизни русской деревни. Художник утверждает поэзию коллективного труда. Его палитра становится еще более яркой.

(Слайд 6,7). Любимые герои Аркадия Александровича – деревенские ребятишки - присутствуют почти в каждом его полотне.

(Слайд 8). «Я люблю нашу жизнь. …даже обыкновенные будничные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу. Это надо уметь видеть, замечать», - говорил А.А. Пластов.

(Слайд 9). И художник в своих работах показывает трудную жизнь, скромный быт русских крестьян, проявлявших бодрость и энергию в делах, получавших душевную радость от благородного труда.

(Слайд 10). «Деревня вошла в мою жизнь, как нечто бесконечно родное, органичное, цельное… И вот когда мне говорят, что картина удалась, этому я обязан в значительной мере правилу – никогда не писать того, что не любишь, не знаешь»,- писал А.А. Пластов.

(Слайд 11) Художник создал много картин, исполненных радостного отношения к окружающему его миру. К таким картинам относится, например, «Летом» (1945).На этом полотне автор показал богатство и щедрость родной земли, простых тружеников, отдыхающих на лесной поляне после сбора грибов и ягод.

2. Беседа по картине «Летом».

  1. Какое первое впечатление у тебя от картины?
  2. Когда происходит действие, изображенное на картине?
  3. Что прежде всего привлекает внимание?
  4. Какие цвета, теплые или холодные, встречаются в картине Пластова?
  5. Как удается художнику передать свое настроение человеку, рассматривающему картину?
  6. Что можно сказать о художнике?

3. Понятие о цветовой гамме картины.

Настроение картины художник передает с помощью красок. Красный, оранжевый, желтый называют в живописи теплыми цветами. Они помогают художнику передать радостное настроение. Зеленый, синий, фиолетовый, серый – это холодные цвета. Они вызывают чувство грусти, тревоги, печали.

4. Понятие о переднем и заднем плане картины.

То, что изображено на картине ближе к зрителю, прямо перед нами – передний план картины. То, что находится в отдалении от рассматривающего картину – задний план.

5. Сбор и систематизации материала по картине.

(Щедрые дары природы.
Передний план слева.)

Кувшин – глиняный, красно-коричневый, с питьём.

Корзина – плетёная, доверху наполненная желтоватыми и рыжеватыми грибами.

Ведро – чёрное, утопающее в лесной траве, наполненное рыжеватыми грибами.

Трава – ярко-зеленая, расцвечена желтыми цветами, лиловыми колокольчиками.

Герои полотна. Передний план справа.

Девочка – загорелая, на щеках румянец; в ярко – красном платке и светлом платьице; обрывает спелые ягоды и складывает их в синюю кружечку; лицо румяное.

Женщина – уставшая; в синем платье и синем платке; загорелая рука труженицы.

Собака – светло-рыжая, верная, положила голову на лапы, отдыхает и охраняет.

Задний план.

Поляна – светлая, просторная, залитая солнцем, изумрудная трава, кроткие полевые цветы.

Берёзки – сероватого цвета с темными пятнами, словно сестрёнки, распустили косы, стоят в сторонке; золотистые листья, освещенные солнцем.

Лес – тёмно-зеленый, встаёт стеной.

Пень – светло-коричневый.

6. Составление плана описания картины.

I. Вступление.

1. Слово о художнике А. А. Пластове.

2. Первое впечатление от произведения.

II. Основная часть.

Описание картины «Летом».

(Передний, задний планы картины. Правый, левый фланг картины.)

1. Внешний вид, выражение лиц, позы героев.

2. Пейзаж.

3. Настроение, созданное картиной, отношение автора к своему произведению.

III. Заключение.

Настроение, которое создает картина (отзывы о произведении критиков, пожелания, выводы).

7. Написание чернового варианта сочинения.

8. Домашнее задание.

Напишите сочинение-описание по картине А.А.Пластова «Летом».

Литература

  1. Владимирская Г. Н. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя. – М.:ТЦ Сфера, 2003.
  2. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. 5-7 классы. М., Просвещение, 1991.
  3. Котова О.Ф. Вырази себя в слове. Коломна, 1993.

Лето - любимое время года для многих из нас. Это время отдыха, новых впечатлений, новых открытий. На картине «Летом» художник показал знойный летний день. Под березками отдыхают двое людей. Судя по всему, это мама с дочкой. Они набрали полные корзины грибов и присели в тень отдохнуть. На девочке изображено белое платье и красная косынка. Девочка сидит на траве, рядом с корзинкой. Она очень устала от длительной ходьбы. Но даже во время отдыха она не теряет времени даром, а отрывает веточки с ягод и бросает их в кружку, которая стоит на коленях.

Около девочки лежит собака. День выдался жаркий, и пес тоже устал, опустил голову на лапы. С другой стороны от девочки спит ее мама. На ней синее платье и платок, она укрывается им от насекомых. Рука женщины поднята наверх и мы видим, что она загорелая, сильная. Рука женщины, которая очень много работает, трудится или в поле, или в огороде.

Сзади усталых путников - полянка. Она вся освещена ярким солнцем. Художник применил самые яркие, насыщенные цвета, чтобы показать зрителям красоту русской природы, великолепный лес. Листочки березки, около которой сидят мама с дочкой шелестят на ветру, от солнца они становятся еще краше. Трава кажется буквально шелковистой.

Также художник нарисовал желтые и васильковые цветочки, которые отлично дополняют пейзаж. Летняя природа щедра на подарки. Стоит только поклониться ей и можно набрать много грибов, ягод. Рядом с героями картины стоит кувшин с водой или молоком, которое пьют мама с дочкой, когда становится совсем жарко.
Когда я смотрю на эту картину, то невольно вспоминаю жаркие летние дни, каникулы в деревне у бабушки, чувствую запах травы, нагретой солнечными лучами, запах свежесобранных ягод и ласковое дуновение ветра.
Очень хочется в тот же миг оказаться на такой живописной полянке, насладиться всеми прелестями знойного лета.Особенно его не хватает, когда возвращаешься в город после каникул.