Купол пантеона храм всех богов. Памятник античной культуры – Пантеон в Риме (храм всех богов)

Буквально на каждом углу можно соприкоснуться с историей. Уникальный римский памятник – Пантеон (Pantheon), благословенный «Храм всех богов» — стал образцом непревзойдённой инженерной мысли архитекторов Древнего Рима.

Вехи в истории Пантеона

Вначале величественное здание на площади Piazza della Rotonda служило языческим святилищем. В античные времена здесь поклонялись главным древнеримским богам и приносили в жертву животных. Агриппа, зять императора Августа, возвел здание Пантеона в 27 году до н.э. Тогда строение было квадратным. Огромный пожар 80 года практически уничтожил храм. При Домициане он был восстановлен, но в 110 году снова сгорел. Современный Пантеон построен в начале II века при императоре Адриане на месте предыдущего.

Император Фока в 608 году передал Пантеон папе Бонифацию IV. В 609 году языческий храм освятили как христианскую церковь — в честь Святой Марии и Мучеников. Сюда из римских катакомб были перенесены останки первых христиан. Освящение состоялось 1 ноября.

Пантеон почти не тронуло время. Он и сегодня выглядит грандиозным и величавым. Миллионы туристов и паломников стекаются к нему со всей планеты. Древнеримский «Храм всех богов»– Усыпальница великих граждан Италии.

Архитектура здания

В 118-25 гг. нашей эры (уже при императоре Адриане) Пантеон отстроили и реконструировали, пристроив ротонду. Эту часть здания перекрыли полусферическим куполом 43-метрового диаметра. Купол был выполнен из кирпича и бетона. В центре свода архитектор предусмотрел отверстие для освещения — «окулус». В этот круглый проём (диаметром 9 метров) в дневное время проходил столб света, придававший внутреннему пространству особый одухотворённый облик.

Высота ротонды вместе с куполом тоже составляла 43 метра. Это соотношение делало облик здания удивительно пропорциональным. Мощные стены (их толщина составляет 6 м) надёжно поддерживали тяжёлую купольную конструкцию. Входной портал обрамлял портик с 16-ю массивными колоннами. Парадный фасад здания выходил к площади делла Ротонда (Piazza della Rotonda), где и сегодня стоит небольшой египетский обелиск.

На тимпане храма выбита торжественная надпись на латыни, прославляющая имя Марка Агриппы, построившего первый Пантеон.

Внутреннее пространство

Внутреннее пространство храма поражает впервые пришедших своими огромными размерами. Интерьер Пантеона составляет резкий контраст с подчёркнуто аскетичным внешним обликом здания.

Под куполом Пантеона одновременно помещаются две тысячи человек. Огромное пространство не нарушается опорами и другими несущими элементами. Грандиозный купол выглядит подобием небесного свода. Светящееся отверстие в центре окружают концентрические ряды квадратных ниш-кессонов, создающих иллюзию бесконечности. Кессонные ниши облегчают конструкцию купола.

Невидимыми глазу пустотами пронизана и вся круглая стена ротонды. Внутренняя стена разделяется на два яруса. В нижнем ярусе симметрично расположены шесть высоких ниш, оформленных пилястрами и отделённых от основного помещения колоннами. Между ними в малых нишах расположены статуи. Верхний ярус стены отделён антаблементом. В нём выстроены ряды неглубоких ниш, разделённых пилястрами.

Внутренняя мраморная отделка стен не сохранилась. Были утрачены и бронзовые скульптурные украшения на тимпане портика (там изображалась сцена битвы богов с титанами). В XVII веке по велению Папы Урбана VIII было снято бронзовое кровельное покрытие портика. Его использовали для создания балдахина в соборе Святого Петра.

Римский Пантеон послужил показательным образцом центрическо-купольной архитектуры для сооружений следующих веков.

Место захоронения великих людей

Древний храм стал и усыпальницей. Здесь похоронены итальянские правители разных времён: королева Маргарита Савойская, король Виктор Эммануил II, король Умберто I. В скромной нише из мрамора, под лавровым венком покоится гениальный художник Италии – Рафаэль Санти из Урбино. Ещё при жизни он выказал желание быть похороненным в Пантеоне. Великий Рафаэль прожил всего 37 лет.

Название «пантеон» стало сейчас нарицательным. Это слово обозначает торжественную усыпальницу – мавзолей, где хоронят достойных сынов народа.

Пантеон в Риме (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Италию
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Пантеон - древний языческий храм, позже освящённый как христианская церковь Святой Марии и Мучеников, посвященный сразу всем римским божествам. Этот архитектурный объект дохристианской эпохи сохранился до сих пор и поражает своим величием не только специалистов-археологов, но и простых туристов.

Надпись на фасаде «M. Agrippa L. F. Cos. Tertium Fecit» гласит: «Марк Агриппа, сын Луция, трижды консул, сделал».

Архитектура

Взять, к примеру, планировку. В Пантеоне нет окон. Вообще. Есть только одно отверстие на самой вершине купола диаметром в 9 метров. И дело не в том, что древним римлянам было лень пробивать окна в толстых стенах. Просто одно отверстие означало единство всех божеств. Говорят, что во время снегопада, когда снежинки попадают в «окулюс» (так его называют), они образуют сказочные завихрения. Впрочем, это лучше увидеть собственными глазами.

По периметру храма в нишах располагались статуи божеств, на которые в течение года поочередно падал свет из отверстия в куполе. Но эти изваяния, увы, не сохранились (все-таки строению более 2000 лет), и их место ныне занимают скульптуры и картины 18 века.

Как попасть

Пантеон расположен на площади Пьяцца-делла-Ротонда, пока что посетить храм можно бесплатно, он открыт для всех желающих с 8.30 до 19.30 по будням и с 9.00 до 18.00 в воскресенье. Ближайшая станция метро - Barberini.

Сегодня при желании в Пантеоне можно даже пройти обряд венчания. Романтичные виды на могилу Рафаэля и надгробия первых итальянских королей прилагаются.

Пантеон является уникальным архитектурным памятником. Это одно из немногих строений, времен античности, которое сохранилось полностью. Еще одной особенностью был наибольший диаметр купола, среди все сооружений мировой архитектуры. Эти позиции Пантеон сохранял вплоть до XIX века.

История создания

Пантеон является величайшим памятником центрическо-купольного стиля в архитектуре. Его название переводится с греческого языка, как “Храм, посвященный всем богам”. Он был построено во II в. н.э. по приказу императора Адриана. На этом месте ранее располагался храм, воздвигнутый консулом Марком Агрипой. Тем не менее, по императорскому указу, на его месте появилось новое сооружение. Причины этого заключаются в пожаре, который почти разрушил это строение. Тем не менее, первоначальный замысел его создателя был увековечен тем, что на фронтоне храма была сделана надпись, указывающая на его возведение Марком Агриппой.

Очевидно, при Адриане имели место веские причины для перестройки этого колоссального сооружения. Его личный биограф упоминает, что при Адриане проводились масштабные реставрационно-восстановительные работы. При этом, имена первоначальных создателей сохранялись. Спустя 80 лет Пантеон подвергся реставрации и некоторым незначительным дополнениям, при императоре Септимии Севере. Была обновлена мраморная отделка, облицовка, а так же некоторые мелкие детали.

Особенности конструкции

Пантеон существенно отличается от классических прямоугольных храмов, которые мы можем наблюдать в Риме и Греции. В его архитектурных формах чувствуется явное преобладание центризма, которым отличались древние хижины и святилища Рима. Раскрывает сооружение себя во всей своей красоте именно изнутри.

Ротонда и колоссальный купол являются живыми доказательствами архитектурного гения зодчих Рима. Купол создан из цельного бетона и лишь у основания укреплен кирпичными вставками. Ротонда поделена на восемь ниш, что было сделано для придания конструкции легкости. Одной из главных чудес Пантеона является окулус. Специальный, обрамленный бронзой иллюминатор, 9 м. в диаметре создан для пропуска солнечного света. В полдень луч света проникает под прямым углом и выглядит как гигантский столб. Это восхитительно красивое зрелище и поныне приводит в восторг посетителей. Будучи в Риме, обязательно посетите храм в полдень.

Ротонда Пантеона в основе состоит из кирпича, с мраморной облицовкой. В символической форме, ее геометрия отражает представления об астрологическом строении вселенной, которые господствовали в эпоху Древнего Рима. Окулус в центре символизирует солнечный диск. Он является единственным источником, благодаря которому внутрь сооружения поступает свет. Храмовый комплекс воздвигнут на 16 колоннах из гранита, которые принадлежат к коринфскому ордену. Они состоят из гранита, а их капители построены из белого мрамора.

Удивительно, но архитекторы Древнего Рима достигли значительных высот в подборе материала. Состав бетона, из которого сделан купол неравномерный и меняется в зависимости от его высоты. Нижние уровни заполнены твердой травертиновой крошкой, в то время как верхние состоят из пемзы и туфы. Возвышается купол над ротондой на 22 м. Высота сооружения составляет почти 50 м. Пол, а так же облицовка стен выполнена из разноцветного мрамора, ввиду чего внутренний интерьер поражает своей роскошью.

Внутренний интерьер

Вход в здание осуществляет через колоссальные ворота из бронзы, которые достигают более 7 метров в высоту. При входе, посетитель сразу же попадает в вестибюль, который соединяется с ротондой в северной части. Наружные части стен выполнены либо целиком из мрамора, либо покрыты облицовочным мрамором. Ранее купол храма покрывала позолоченная бронза.

Отличительной чертой внутреннего убранства Пантеона, является характерная для архитектуры Древнего Рима целостность, строгость и ясность композиции, которая сочетается с роскошью и большим вниманием к мелким деталям. Благодаря превращению в 609 году н.э. в христианский храм святой Марии, он сохранился в отличном состоянии.

Пантеон как культурный элемент

Отличительной особенностью данного сооружения является его превосходная сохранность. Это одно из немногочисленных строений, доставшееся нам со времен Древнего Рима, которое в наши дни не только не подверглось разрушению, но и сохранило в прекрасном состоянии даже самые мельчайшие элементы. Несомненно, это один из славнейших памятников этой знаменитой эпохи.

За все время своего существования, это колоссальное сооружение являлось объектом пристального внимания жителей Рима и туристов. Естественно, он манил и людей искусства. Во времена эпохи Возрождения, которое в целом характеризуется воскрешением интереса к античному наследию, он стал объектом для восхищения художников, архитекторов и скульпторов. Микеланджело называл его не иначе как ангельским творением. Рафаэль мечтал, чтобы быть похороненным в этом храме. Его современники воплотили мечту гениального творца в жизнь. С тех пор, Пантеон стал местом захоронения, честь погребения в котором принадлежала великим людям, оставившим свой след в истории.

Здесь так же были погребены Рафаэль, король Умберто I, а так же первый король объединенного королевства Эммануил II. Одним словом, не было того, кто остался бы равнодушен к этому, вне всякого сомнения, гениальному сооружению.

Посещение Пантеона

Как бы удивительно это не звучало, но бесплатно эту величайшую достопримечательность можно обозревать не только снаружи, но и внутри. Вход абсолютно бесплатный, а открыто для посещения оно каждый день. Время его работы с 9 до 19 часов. В утренние часы здесь наблюдается наименьшее число посетителей. Поэтому, тем кто хочет наиболее подробно ознакомиться с Пантеоном, без лишней суеты рекомендуется его посещения с 9 утра до 11.

Первого числа января и мая место закрыто для посещения. Это единственные праздничные дни, когда эта достопримечательность недоступна.

Пантеон (храм всех богов) в Риме – воплощение богатства и роскоши Римской Империи, исторический памятник античной культуры. Пантеон в Риме был сооружен во II веке н.э.

Traveltipy / flickr.com Diana Robinson / flickr.com Luftphilia / flickr.com Thomas Shahan / flickr.com Moyan Brenn / flickr.com Darren Flinders / flickr.com Dennis Jarvis / flickr.com Kari Bluff / flickr.com Jun / flickr.com Stewart Butterfield / flickr.com Giulio Menna / flickr.com Moyan Brenn / flickr.com yeowatzup / flickr.com Фонтана перед Пантеоном в Риме (Diana Robinson / flickr.com) Diana Robinson / flickr.com cogito ergo imago / flickr.com Xiquinho Silva / flickr.com Bruce Harlick / flickr.com Darko / flickr.com

Храм всех богов – воплощение богатства и роскоши Римской Империи и просто замечательный памятник античной культуры. Пантеон в Риме был сооружен во II веке н. э. во время правления императора Адриана и до сих пор сохраняет свою таинственность и величие.

На протяжении долгого времени люди здесь поклонялись языческим божествам и даже приносили им жертвы, а в VII веке храм освятили в католический.

На фасаде здания виднеется надпись «M. Agrippa L. F. Cos. Tertium Fecit», которая свидетельствует о том, что строительство вел Марк Випсаний Агриппа, трижды избранный консулом. Но речь идет о прежнем пантеоне, основанном еще до нашей эры, который позже был достроен и значительно изменен.

Переднюю часть храма всех богов поддерживают массивные гранитные колонны высотой 14 метров, такие можно увидеть во многих архитектурных строениях Древнего Рима.

Пантеон как бы состоит из двух зданий – входа и самой ротонды – основной части цилиндрической формы с громадным куполом. Ее диаметр 43 метра и несмотря на такие размеры – ни одного окна, лишь круглое отверстие в куполе – окулюс или око пантеона.

Купол Пантеона, Рим (Jun / flickr.com)

Это объясняется тем, что один вход для солнечных лучей в то время символизировал единое начало всех богов, говорят, в разное время года поток света из ока падал то на одного каменного идола, стоящего в углублении вдоль стены, то на другого, к сожалению, до нашего времени статуи не сохранились. Высота здания – 42 метра, что создает атмосферу величия внутри.

Купол имеет идеальную сферическую форму и является поистине чудом архитектуры. 140 кессонов украшают его и в то же время поддерживают конструкцию, значительно уменьшая массу свода.

С основания храма до окулюса толщина стены уменьшается, тем самым обеспечена стойкость и безопасность здания. Ученые подсчитали, что вес купола равен примерно пяти тоннам, еще до XIX века он считался самым большим в мире.

Картины и скульптуры XVIII века напоминают о том, что храм уже давно перестал быть пантеоном в своем истинном значении, то есть местом для поклонения языческим богам. Это Мария с Иисусом на руках, Иисус рядом с неопознанным святым, фреска Мадонны с поясом и св. Николая и другие.

Фонтана перед Пантеоном в Риме (Diana Robinson / flickr.com)

Перед самим пантеоном расположен не менее старинный фонтан. За историю его существования он был реставрирован несколько раз. Вначале это был фигурный бассейн, а из чаши, стоявшей посередине, ключом била вода.

Затем появились ступени, муляж скал и дельфины, окружающие гротескные маски, затылок которых был мордами драконов – особым геральдическим символом папы Григория XIII.

В 1711 по желанию папы Клемента XI фонтан был улучшен, посередине установили древний египетский обелиск, принадлежащий некогда Рамзесу II и украсили символикой папской семьи – восьмиконечной звездой с тремя холмами (папская триара) и перекрещенными ключами над ней.

В конце XIX столетия оригинал мраморной скульптуры демонтировали и отправили в Музей Рима. В настоящее время перед пантеоном находится лишь копия, изготовленная конструктором Луиджи Амичи.

Римский Пантеон – гробница великих людей

Немало художников и ученых побывало в храме за историю его существования и все они восхищались непревзойденным могуществом и роскошью.

Микеланджело прозвал храм всех богов творением ангелов, а Рафаэль Санти мечтал быть похороненным здесь, по его мнению, в месте, соединяющем людей и богов. Так и случилось, после смерти художника его тело упокоили в пантеоне, и с тех пор он стал местом захоронений великих людей.

В Средние века храм всех богов начали использовать в качестве христианской церкви, такая же судьба была предначертана и многим другим языческим святыням, если их и вовсе не сносили.

Интерьер Пантеона в Риме (Darren Flinders / flickr.com)

Архитектор Бернини в XVI веке решил построить сверху ротонды две небольшие колокольни. Но не все языческие символы можно было совместить с христианством.

Пристройка выглядела совершенно нелепо. Именуемые народом «ослиные уши Бернини» простояли так два столетия, в результате их все же снесли.

Изначально купол был покрыт позолоченной бронзой, но ее переплавили, чтобы сделать киворий для собора Святого Петра.

13 мая в 609 году Пантеон освящен и преобразован в церковь Святой Марии и Мучеников. Эту дату начали отмечать как День Всех Святых. Позже этот праздник был перенесен, когда Папа Григорий III освятил 1 ноября капеллу в соборе Святого Петра.

Как и когда попасть в Пантеон?

Располагается Пантеон на площади делла-Ротонда, ближайшая станция метро — Barberini. Открыт для посетителей с 9:00 до 18:00 в воскресенье, а во все остальные дни с 8:30 до 19:30. Посещение бесплатно.

Пантеон в Риме – это языческий храм всех древнеримских богов, это строение является воплощением мощи и силы Римской империи. Позже христиане решили превратить языческий храм в христианский и освятили его.

Пантеон – это единственный храм в мире, который сохранился до наших дней в почти первозданном виде.

Экскурсия

Для тех, кто собирается в Рим, рекомендуем экскурсию “Античный Рим - путь в прошлое “. Эта экскурсия станет идеальным путешествием в прошлое, после которого уже сложно будет смотреть на город прежним взглядом.

История Пантеона

Кем построен

Пантеон возвели в 27 году до нашей эры. Храм воздвиг Марк Агриппа, родственник императора Августа. Пантеон в древнем Риме – уникальное по сложности сооружение в своё время: задумка архитектора является прогрессивной и в наше время. Также впечатляет сложность исполнения: купол диаметром в 44 метра построить 2 тысячелетия назад – задача не из простых.

Строительство храма

Перед строительством Пантеона на этом месте функционировал округлый бассейн, но после пожара император решил отдать дань богам и построил храм всех богов (именно от бассейна Пантеон берет свои округлые формы). Архитектором проекта выступил Апполодор Дамасский, который решил пристроить еще к цилиндрическому зданию вход в виде портика, тем самым придав сооружению нынешний вид.

Схема построения Пантеона