Марфа новгородская. Значение борецкая марфа в краткой биографической энциклопедии. Тройственный женский союз

Ма́рфа Боре́цкая (известна как Ма́рфа-поса́дница , в различных источниках указывается отчество Семёновна или Ивановна ) - одна из лидеров новгородской оппозиции к Ивану III . Выступала за независимость Новгорода от Москвы и сближение с Литвой. Потеряла земли и богатство в результате поражения Новгорода в московско-новгородской войне 1477-1478 годов , была увезена из Новгорода, впоследствии приняла постриг и умерла в монастыре или была казнена.

Биография [ | ]

О начальном периоде жизни Марфы известно очень мало. Известно, что она происходила из боярского рода Лошинских и что она дважды выходила замуж. Первым мужем был боярин Филипп, в браке родилось двое сыновей, Антон и Феликс, которые утонули на Карельском берегу Белого моря . Вторым её мужем был новгородский посадник Исаак Борецкий . Формально Марфа Борецкая никогда не была посадницей. Бытует мнение, что подобное прозвище "было просто злой насмешкой москвичей над государственным строем самобытной республики". [ ] Однако по нормам древнерусского языка слово "посадница " означало лишь жену посадника и, в строгом понимании этого слова, прозвищем не являлось. «Посадницей» Марфа была по второму мужу - Исааку Борецкому .

Будучи вдовой богатого землевладельца и сама владевшая обширными наследственными землями по берегам Двины и Студеного моря , она постоянно увеличивала свои владения за счет собственных «прикупов» и земель, колонизированных с ее ведома или по ее распоряжению представителями вотчинной администрации. К 70-м годам XV в. по размерам своих владений Марфа являлась единственной в своем роде вотчинницей, не сравнимой с другими новгородскими боярами (Есиповыми , Овиновыми и др.). Считают, что по величине собственности Марфа к концу XV в. была третьей после новгородского владыки и монастырей . Марфа Борецкая впервые появляется на политической сцене Новгорода в 1470 году во время выборов нового архиепископа Новгородского . Поддерживаемый ею Пимен не получает сан, а избранного Феофила посвящают в Москве, а не в Киеве, как того хотела литовская партия.

Марфа и её сын, новгородский степенный посадник Дмитрий , в 1471 году выступали за выход Новгорода из зависимости от Москвы, установленной Яжелбицким миром (1456). Марфа была неформальным лидером боярской оппозиции к Москве, её поддерживали ещё две знатные новгородские вдовы: Анастасия (жена боярина Ивана Григорьевича) и Евфимия (жена посадника Андрея Горшкова). Марфа, располагавшая значительными денежными средствами, вела переговоры с великим князем литовским и королём Польши Казимиром IV о вступлении Новгорода в состав Великого княжества Литовского на правах автономии при сохранении политических прав Новгорода.

Узнав о переговорах о присоединении Новгорода к Великому княжеству Литовскому, великий князь Иван III объявил войну Новгородской республике и в Шелонской битве (1471 год) разбил армию Новгорода. Дмитрий Борецкий был казнён как политический преступник. Однако право Новгорода на самоуправление в его внутренних делах было сохранено. Марфа, несмотря на смерть сына и действия Ивана III, продолжила переговоры с Казимиром, который обещал ей поддержку. Возник конфликт между литовской и московской партиями, о котором стало известно Ивану III .

В московских летописях Марфа Борецкая сравнивается с Иезавелью , Далилой , Иродиадой и императрицей Евдоксией . В качестве обвинений в её адрес называют желание вступить в брак с «литовским паном», чтобы владеть Новгородом после его присоединения к Литовскому княжеству . В народных новгородских преданиях Марфа Борецкая предстаёт в образе властной правительницы, карающей самодержицы. Легенда рассказывает, что, узнав о гибели сыновей от первого брака в Заонежье , Марфа приказала сжечь там ряд деревень .

Марфа Борецкая и Зосима Соловецкий [ | ]

Житие Зосимы Соловецкого рассказывает, что Зосима Соловецкий , основатель Соловецкого монастыря предсказал падение Марфы Борецкой. Это пророчество связано с посещением Зосимой Новгорода во время конфликта монастыря и Новгородской республики в отношении прав монастыря на рыбную ловлю . Марфа один раз выгнала преподобного из Новгорода и он предрёк: «Настанет время, когда жители этого дома не будут ходить по своему двору; двери дома затворятся и уже не отворятся; этот двор опустеет ». Через некоторое время по приглашению архиепископа Феофила Зосима вновь посетил Новгород и Марфа, раскаявшись, принимала его в своём доме. Она дала Соловецкому монастырю грамоту о правах на тони (места для рыбной ловли). Впоследствии появилось мнение, что данный документ не мог быть выдан Марфой, а является поздней подделкой соловецких монахов .

Дом Марфы-посадницы [ | ]

В XIX веке в Великом Новгороде было несколько руин, которых молва отождествляла с разрушенными палатами Марфы-посадницы. Так, на углу улиц Большой Московской и Рогатицы сохранились руины кирпичного здания, которое долгое время считались палатами Марфы . Однако, как позднее установил В. Л. Янин , дом на Большой Московской был построен в конце XVI в. на участке купца Андрея Тараканова . По другой версии палаты Марфы находились не на Торговой , а на Софийской стороне .

«Могила Марфы-посадницы» [ | ]

В 1815 году на погосте в деревне Млёво была обнаружена каменная плита (судя по первому знаку даты, не ранее 1492 года) с надписью: «Лета 7… положенася преставися раба Божия Марфа напа…», а под ней, по некоторым данным, кирпичный свод-склеп. Распространилась версия, связывающая эту плиту с могилой Марфы Борецкой; к ней скептически отнеслись уже Н. М. Карамзин и С. В. Максимов . Установлено, что селом Млёво владела «Марфа Васильева жена Розстригина» и эта могила может принадлежать ей . Существует также версия, согласно которой плита представляет собой неиспользованную прижизненную заготовку с недописанной датой и стандартными словами «на память» (обычно указывалось имя святого, на память которого умер погребенный) .

К началу XX века вокруг «могилы Марфы-посадницы» (при участии много писавшего о ней Н. К. Рериха) сложился культ, на неё начались паломничества, появились рассказы о чудесах; сейчас она является популярным туристическим объектом.

В искусстве [ | ]

  • - историческая повесть Николая Карамзина .
  • - фильм 1910 года .
  • Телесериал «София » (2016), режиссёр Алексей Андрианов. В роли Марфы Борецкой - .
  • - стихотворение Сергея Есенина .
  • - роман Дмитрия Балашова ().
  • Плач Марфы-посадницы - песня Александра Городницкого ().
  • Вдовий плат - повесть Бориса Акунина ().
  • Марфа, посадница Новгородская - историческая трагедия в стихах Михаила Погодина ().
  • Новгородская вольница - роман Николая Гейнце ().

Примечания [ | ]

  1. Марфа-Посадница (Борецкая Марфа Семеновна)
  2. Иконников В. // Русский биографический словарь : в 25 томах. - СПб. - М. , 1896-1918.
  3. Марфа Борецкая и Николо-Корельский монастырь
  4. Боярыня Марфа Борецкая, посадница Пушкарёва Н.Л. "Знаменитые россиянки." М., 1991.
  5. Посадница Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000
  6. Посадница Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова; Под общей ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: "Азбуковник", 1998.
  7. // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост.

Знатная Марфа Борецкая жила в Великом Новгороде, когда город ещё был свободен от властного притеснения Москвы.

В летописи её называют Марфой Посадницей, её уважали жители как политика и как богатую женщину.

Её ещё называли Марфой-республиканкой, за то, что она не хотела власти Москвы.

Годы жизни

Марфы Марфа Борецкая родилась в Великом Новгороде. Точная дата не известна, но она была посадницей с 1471 по 1478 год, то были последними годами свободы города.

Одни историки утверждают, что бывшая посадница дожила свой век монахиней под именем Мария и умерла в 1503 году.

Родители Марфы

Родителями Марфы были бояре Лошинские.

Биография

Марфа дважды была замужем. От первого мужа у неё родилось два сына: Антон и Феликс. От второго мужа родилось ещё два сына: Фёдор и Дмитрий. Вся семья пользовалась уважением. Оставшись дважды вдовой, Марфа за годы приумножила свое состояние. Была богата тысячью шкур пушного зверя, значительного количества хлеба, мяса, масла, домашней птицы, она получала в виде оброка деньги с владений. Богаче её была только церковь. Марфа владела просторными двухэтажными палатами на Главной улице.

Лидер

Марфу поддерживали богатые землевладельцы, к ним относились Овиновы, Казимировы, Есиповы, Афанасьевы, Коробовы и некоторые другие. Они жили на Софийской стороне. К сторонникам Москвы относились более бедные вотчинники. Марфа владела значительным богатством и поэтому её желания расценивались как приказы. Женщина жестоко распоряжалась со своими врагами, в том числе и с боярами. В конце 15 столетия Борецкая со своими сторонниками, не скрываясь, не хотели стать подданными Московского князя.

В 1471 году она желала поставить архимандритом Пимена. Её поддержали боярыни Ефимия и Анастасия (тоже вдовы). Однако архиепископом выбрали Феофила. Потом Борецкая послала послов к Московскому князю. Вернувшись обратно, они объявили, что Иван III считает Новгород своей вотчиной. Борецкая с богатыми подругами возглавили партию, боровшуюся против власти Москвы.

Борьбы Борецкой с Москвой

Марфа Борецкая вдохновляла народ на борьбу с московским князем. Она действовала решительно. В своём доме она организовывала шумные политические собрания, убедительно выступала перед собравшимися жителями. Своими горячими призывами она приобрела много сторонников. Жители верили Марфе и готовы были бороться против Москвы вместе с ней, но они не представлял насколько это опасно для них.

Новгородская знать мечтала создать в своём городе православное наместничество во главе с литовским паном. Перед ним было поставлено одно условие - он обязывался стать мужем Марфы. Жители Великого Новгорода согласились жить под покровительством Казимир, надеясь на его милостыни. Марфа интриговала и за гроши подкупала бедноту, чтобы они на вече кричали против Ивана III и призывали послать послов к Казимиру. Хотя смерды действовали вяло, но их набралось достаточно много и послов в Литву послали. Приверженцы же московского князя соглашались и явно не протестовали.

Действия Ивана III

Как только московский князь узнал о посольстве к литовскому королю, он, собрав войско, двинулся к Новгороду. На реке Шелони произошло сражение, где победили москвичи. Дмитрия, сына Марфы, казнили. Фома Андреевич был назначен новым посадником. Московскому князю поднесли 1 тысячу серебряных рублей. Зимой он снова посетил мятежный город и погостил у многих аристократов, кроме Марфы.

Конец

Боярская владела в 1480 году на реке Сорока 16 земельными участками. Половину из них она подарила монастырю. Деревни на реках Суме, Волги и озере Колдо, рыбные ловли на реке Водла, а так же сёла, уже после кончины Борецкой, тоже передали монастырю.

Через 13 лет после битвы на Шелони, в 1484 году по приказу московского князя схватили Борецкую и её внука от сына Дмитрия. Всё богатство собрал себе московский князь. У небольшого селения Млеве Марфу убили и похоронили.

Есть еще версия, что сначала Марфу с внуком Василием привезли в Москву. Затем она была сослана в Нижний Новгород в Зачатьевский монастырь, где и была пострижена в монахини под именем Мария. Прожила до 1503 года.

Итоги

Судьба новгородской посадницы интересовала писателей и историков. Несомненно, она была сильная женщина, но жестокая и суровая. Она боролась за свободу своего города, но подкупала чернь и призывала на Русь иноземцев. Она была властной и даже жестокой правительницей и имела право наказать любого жителя.

Если верить легенде, то, узнав, что её сыновья погибли в Заонежье, она приказала сжечь несколько деревень вместе со всеми жителями. Василий Своеземцев, спасаясь от расправы Марфы, вместе с семьёй тайно скрылся из Новгорода. Жестоко поступила Борецкая с боярином Мирославским, бросив его в подземелье.

В истории Руси было не так уж много сильных и властных женщин, способных руководить государством в критические моменты его существования. Одной из них была Марфа-посадница, возглавившая борьбу Новгородской республики с Великим княжеством Московским во второй половине XV века.

А. Гусев 1857 год

Образ этой удивительной женщины уже несколько веков пытаются осмыслить историки, писатели, поэты, живописцы. Но достоверных сведений о ней сохранилось немного. Это естественно, так как на страницы летописей и официальных документов она попала только тогда, когда оказалась во главе одной из новгородских партий, выступивших за открытую борьбу с Москвой. А так как схватку за власть она в конце концов проиграла, то письменное отражение её деятельности осуществлялось не без предвзятости. Сохранилась даже такая оригинальная, но маловероятная версия её действий по подчинению Новгорода Литве: «Хотячи поити замуж за литовского же пана, за королева, да мыслячи привести его к себе в Великий Новград, да с ним хотячи владети всею Новгородскою землею...».

Но вернемся к реальной истории Марфы-посадницы. Её отцом был Семен Лошинский, представитель знатного новгородского боярского рода. Марфа дважды побывала замужем. Сначала её выдали за боярина Филиппа. В этом браке родились сыновья Антон и Феликс, впоследствии погибшие в Заонежье, видимо, во время сбора дани с подвластных земель. После смерти Филиппа Марфа вышла замуж за новгородского посадника Исаака Борецкого. В этот раз мужа себе она выбирала сама, не в последнюю очередь руководствуясь материальными соображениями. В новом браке родилось трое детей: Дмитрий, Фёдор и Ксения. Считается, что после этой женитьбы в руках семьи Борецких оказалось около трети новгородских земель. Колоссальное богатство позволяло Марфе и её мужу оказывать реальное влияние на новгородскую жизнь.

Похоронив обоих мужей, Марфа Борецкая осталась самостоятельной хозяйкой со значительными земельными угодьями, которые в дальнейшем увеличила за счет собственных «прикупов» и земель, колонизированных с ее ведома или по ее распоряжению представителями вотчинной администрации.
К 70-м годам XV в. по размерам своих владений Марфа являлась единственной в своем роде вотчиницей, не сравнимой с другими новгородскими боярами (Есиповыми, Овиновыми и др.). Считают, что по величине собственности Марфа к концу XV в. была третьей после новгородского владыки и монастырей. В описи ее владений можно увидеть пушнину в тысячах шкурок, и полотно в сотнях локтей, и хлеб в сотнях коробей, и мясо в сотнях туш, масло, кур, лебедей и многое другое, а главное — деньги: в вотчине Борецкой денежный оброк составлял 51 % владельческого дохода.
Собственный дом Марфы в Новгороде на улице Великой (Неревский конец города) представлял собой каменные палаты в два этажа, что выделяло его среди других боярских домов.

Благодаря огромным богатствам Марфа Борецкая обрела значительный политический вес. В памяти народной долго сохранялся ее образ — властной правительницы, карающей самодержицы.
Легенда рассказывает, что, узнав о гибели сыновей от первого брака в Заонежье, Марфа приказала сжечь там ряд деревень. В летописях Борецкая предстает непримиримой стяжательницей с мертвой хваткой.
В середине XV в., когда Соловецкий монастырь начал борьбу с новгородским боярством за обладание Обонежьем, с ходатайством перед посадниками о передаче островов во владение Соловецкому монастырю выступил соловецкий игумен Зосима. Но он был выгнан «единой от славнейших и первых града сего» — посадницей Марфой со словами: «Отчизну нашу отъемлет от нас!»
Марфа безжалостно уничтожала своих противников. «Житие Варлаама Важского» рассказывает, что будто бы некий Василий Своеземцев, спасаясь от интриг посадницы, вынужден был бежать со своим семейством из Новгорода в имение на Ваге, а боярин Мирославский поплатился за тяжбу с Марфой заключением в подземелье.


А.П. Рябушкин. Проезд Марфы Посадницы и вечного колокола. 1885-1886. Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина, Николаев.

Во второй половине 60-х годов XV в. деятельная вотчинница возглавила боярскую группировку, открыто выступившую против московской объединительной политики. В 1471 г. вместе с несколькими влиятельными новгородцами, в числе которых были боярыни Анастасия, вдова Ивана Григорьева, и Евфимия, вдова посадника Есипа Андреевича Горшкова, Марфа Борецкая выдвинула «своего» кандидата для посвящения в сан архиепископа — некоего Пимена. Будучи приближенным к прежнему архиепископу Ионе, он имел доступ к Софийской казне и передал Борецким немало средств на поддержку их «партии». Однако архиепископом был провозглашен Феофил, для которого, как мы помним, вышеупомянутая великая княгиня Марья Ярославна выхлопотала «опасные» грамоты. Вернувшийся из Москвы новгородский посол сообщил, что великий князь московский в своей речи назвал Новгород «своею отчиною». Марфа использовала это известие как повод к решительным действиям. Ее дом стал местом бурных политических собраний, а сама она — их вдохновительницей. «Многие люди па сонмище к пей приходили и много послушали прелестных и богоотметных ее слов, не зная о том, что было им на пагубу»,— отмечал позднее летописец, сокрушаясь, что «многие из народа» смутились «соблазном» слов посадницы.


Вечевой колокол. Миниатюра Лицевого летописного свода. ХVI век

К этому времени в политической жизни Великого Новгорода сложилось две крупных боярских группировки: одна выступала за тесный союз с Москвой, а другая, её практически возглавляли Борецкие, за «отложение» к Литве для сохранения республиканских привилегий и большей самостоятельности. Борьба между группировками шла жесткая и кровавая, в ход шли все средства, включая убийства противников.
Политическому влиянию рода Борецких способствовало и то, что вслед за отцом, умершим вероятно в 60-е годы, новгородским посадником стал Дмитрий. Стоит оговориться, что в этот период в Великом Новгороде выбиралось и назначалось из Москвы 18 пожизненных посадников, из числа которых на полгода избирался степенный посадник, формально являвшийся главой выборной власти. Любопытно, что Исаак Борецкий был посадником от великого князя Московского, но «смотрел» в сторону Литвы.


Дмитрий Иванович Иванов.Марфа Посадница. Вручение пустынником Феодосием Борецким меча Ратмира юному вождю новгородцев Мирославу, назначенному Марфой Посадницей в мужья своей дочери Ксении.
Изображена Марфа-посадница, наблюдающая, как Феодосий Борецкий передаёт Мирославу меч Ратмира.1808

Несмотря на высокое положение сына, родом Борецких и партией сторонников Литвы уверенно руководила сама Марфа. Но первую крупную политическую схватку она проиграла. Произошло это в 1470 году, когда проводились выборы нового новгородского архиепископа, традиционно имевшего значительный политический вес в республике. В ходе борьбы ставленник Борецких ключарь Пимен, которого планировали посвящать в сан в Киеве, потерпел поражение, а избранного Феофила возвели в сан в Москве.

В 1471 году великий князь Иван III, обоснованно рассчитывавший на поддержку новоизбранного архиепископа, объявил войну Новгородской республике. Возможно, он и дольше бы пытался решить дело миром, но под руководством Марфы начались прямые переговоры с Казимиром IV и был даже составлен проект договора о вхождении Новгородской республики в Великое княжество Литовское с сохранением определенной автономии и основных политических прав. Литва обещала Новгороду военную помощь, естественно, что дожидаться её подхода Иван III не стал.

Произошло несколько сражений, крупнейшим из которых стала Шелонская битва.
Сорокатысячное новгородское ополчение, возглавляемое степенным посадником Дмитрием Борецким, потерпело сокрушительное поражение. Дмитрий попал в плен и был казнен. Великий Новгород выплатил крупную контрибуцию, уступил часть своих земель Москве и присягнул Ивану III, но сохранил право самоуправления во внутренних делах. Партия сторонников Литвы была разгромлена, но это не остановило Марфу, сохранившую и богатства, и политическое влияние.


Комаров Николай Парфенович.

Марфе снова удалось сплотить вокруг себя недовольных московскими порядками, и в Новгороде практически сложилось двоевластие. В декабре1475 году Иван III вынужден был приехать в Новгород наводить порядок, но это только усугубило ситуацию.
Иван III посетил дома крупных новгородских бояр: Коробова, Казимира, а также богатой боярыни Анастасии Григорьевой. Лишь дом Марфы Борецкой не был удостоен этой чести: Иван III продолжал опасаться новых действий с ее стороны.
Стремясь окончательно поставить Новгород под свое влияние, Иван III потребовал от мятежной республики официального признания за ним титула государя, полного перехода судебной власти в его руки и создания в городе резиденции великого князя Московского. Сторонники Борецкой смогли на вече добиться отклонения требований Москвы, и республика начала готовиться к очередной войне. В Литву опять отправились послы с просьбой о помощи.


Лебедев Клавдий Васильевич.Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча.

Осенью 1477 года армия Ивана III осадила Новгород. Требования великого князя к мятежникам стали еще жестче: «Вечу колоколу в отчине нашей в Новгороде не быти, посаднику не быти, а государство нам свое держати». Реализация этого требования вела к окончательной утрате Новгородом самостоятельности. Естественно, что сторонники Марфы Борецкой яростно выступали против него и призывали к продолжению борьбы. Несмотря на все усилия Марфы, подкрепляемые прямым подкупом новгородцев, которым раздавались продукты и деньги, продолжать защиту города становилось все труднее. На улицах Новгорода между сторонниками и противниками Москвы начались вооруженные столкновения. Вскоре на сторону великого князя открыто перешли архиепископ Феофил и руководивший обороной города князь Василий Гребёнка-Шуйский.


Арест Марфы Посадницы с внуком Василием Федоровичем в Новгороде
Виктор Васнецов, 1877 г. Эскиз.

Иван III распорядился захватить Марфу с внуком Василием Федоровичем, отослать их в заточение и «тако конечне укроти Великий Новгород».
15 января 1478 года Великий Новгород открыл ворота перед великокняжеской армией. Было окончательно упразднено знаменитое новгородское вече и даже вывезен в Москву вечевой колокол.
Огромные владения Борецкой были отписаны на Ивана III. Марфа и её сторонники были схвачены и отправлены в Москву.

А. Кившенко.Присоединение Великого Новгорода. Высылка в Москву знатных и именитых новгородцев.

Дальнейшая судьба Марфы-посадницы точно не известна. По одним сведениям, она была перевезена в Нижний Новгород, пострижена в монахини и скончалась в 1503 году. По другой версии, она умерла или была убита по пути в Москву, произошло это на территории Тверского княжества в селе Млеве. Еще в начале ХХ века в Млев приходили паломники поклониться могиле Марфы, на которой происходили исцеления.

Еще долгое время в Новгороде Марфу считали защитницей новгородских вольностей, пострадавшей за активное сопротивление Москве. Естественно, что власть постаралась скрыть время её смерти и место погребения.

Комаров Николай. Марфа Посадница.

Марфа Борецкая и Зосима Соловецкий

Житие Зосимы Соловецкого рассказывает, что Зосима Соловецкий, основатель Соловецкого монастыря предсказал падение Марфы Борецкой. Это пророчество связано с посещением Зосимой Новгорода во время конфликта монастыря и Новгородского княжества в отношении прав монастыря на рыбную ловлю. Марфа один раз выгнала преподобного из Новгорода и он предрёк: «Настанет время, когда жители этого дома не будут ходить по своему двору; двери дома затворятся и уже не отворятся; этот двор опустеет». Через некоторое время по приглашению архиепископа Феофила Зосима вновь посетил Новгород и Марфа, раскаявшись, принимала его в своём доме. Она дала Соловецкому монастырю грамоту о правах на тони (места для рыбной ловли). Впоследствии появилось мнение что данный документ не мог быть выдан Марфой, а является поздней подделкой соловецких монахов.

Вдова новгородского посадника И.А. Борецкого. Возглавила антимосковскую партию новгородского боярства. После присоединения Новгорода к Москве в 1478 году была взята под стражу.

Вечевой колокол созывал новгородцев на Великую площадь. Здесь много веков творили горожане свою историю, полную славных подвигов и горестных испытаний. Во всей России XV века мало насчитывалось городов, избежавших ига татаро-монгол. Кичился своей вольницей и богатством Господин Великий Новгород, и породил он немало замечательных, свободных духом людей. Только в таком городе и могла появиться женщина, не испугавшаяся притязаний князя московского Ивана. Подлинных фактов биографии Марфы известно немного. Вероятно, много таких славных, сильных женщин знавал Новгород, но им не довелось испытать себя в лихие годы. Долгое время и Марфа была всего лишь верной, заботливой женой Исаака Борецкого, городского посадника. Она жила с ним счастливо, богато, семейство разрасталось, и Марфа, вероятно, ничего не хотела менять в своей судьбе - только бы все шло по-старому. Но время было тревожное, Новгород своими богатствами привлекал захватчиков из разных земель. Во главе войска, оборонявшего границы княжества, встал муж Марфы. Отправляясь в поход, он взял клятву с жены, что в случае его гибели она заменит мужа в Совете старейшин.

Трудно сказать, так ли это происходило в действительности. Марфе, конечно, политически выгодно было иметь легенду о прямом продолжении дела авторитетного в городе посадника. Да и как можно взять с человека клятву совершить подвиг или иметь ораторский талант?

Марфа принадлежала к числу сильных натур, которые, пережив смерть любимого человека, не только не ломаются, но обретают железную, нечеловеческую волю. Больше ничего не может их поколебать, заботы, сомнения частной жизни уступают место общественным ценностям, высоким идеям. Можно сказать Марфе повезло, ей вскоре представился случай не просто оспаривать таможенные пошлины в Совете, но вершить великие дела.

Известно, что Московское княжество к XV веку настолько окрепло, что начало собирать под свои знамена все русские земли. Пришел черед и Новгорода. От князя Ивана прискакал в город посланец, объявивший волю хозяина - добровольно пойти под руку Московы. Марфа не колебалась ни минуты, она приняла на себя идейное руководство в борьбе против посягательств Ивана.

Но она не только могла горячо и страстно убеждать, она обладала несомненным организаторским талантом. Марфа пригрела в своем доме юношу-сироту, которого отличал еще Исаак Борецкий за воинские доблести. Так как сыновья посадницы не годились на роли полководцев, а известные в городе предводители по разным причинам не могли стать во главе оборонительной дружины, Марфа, тщательно все просчитав, решила доверить защиту Новгорода безродному Мирославу.

Понимая всю слабость и беззащитность города перед полчищами Московского князя, женщина написала просьбу о помощи к соседям в Псков, напомнив им, как много они пользовались благосклонностью новгородцев. Однако помощники из псковичей вышли плохие. Напугавшись князя Ивана, они ограничились советами и пожеланиями удачи Господину Великому Новгороду. Марфа с презрением разорвала ответ изменников и на маленьком клочке начеркала: "Доброму желанию не верим, советом гнушаемся, а без войска вашего обойтись можем". К сожалению, бескомпромиссный характер не способствует удачной политической карьере. Отвергла Марфа и помощь нежданного радетеля - польского короля Казимира, отлично понимая, в какую ловушку хочет заманить ее коварный чужеземец. "Лучше погибнуть от руки Иоанновой, нежели спастись от вашей", - отвечала гордая посадница.

Итак, оставалось надеяться только на собственные силы. Марфа, не жалея себя, проводит дни на Великой площади. Вдохновляя воинов на подвиг во имя отечества, она поддерживает патриотический дух горожан, запугивая новгородцев московским рабством. Историки потом скажут, что посаднице было что терять в случае покорения Новгорода. Что ж? Подобные соображения ничуть не умоляют силы ее личности и величия деяний. Чтобы поддержать уверенность горожан в успехе, Марфа решает сыграть свадьбу своей дочери Ксении с новоявленным полководцем Мирославом. Празднество было поистине всенародным. Ничего не пожалела посадница для демонстрации силы и довольства "главной" новгородской семьи.

На Великой площади накрыли столы для всех жителей свободного города, ударили в колокол, сзывая всех на торжество. Яства подавались роскошные. Мирослав и Ксения ходили среди гостей и просили граждан веселиться. Главная цель Марфы была достигнута: новгородцы почувствовали себя одним семейством, в единстве которого и заключалась сила. В чаду пира никакой враг, казалось, уженестрашен. Вспоминали о чудесном рождении Марфы, якобы при битве, куда мать посадницы прискакала, чтобы произвести на свет достойную дочь, гражданку свободного города.

Наконец, вооружение было подготовлено, тактические ходы просчитаны, население пребывало в патриотическом восторге - можно было выступать, тем более что пришло сообщение: князь Иван спешит к границам земли - проучить непокорных новгородцев. Потянулись долгие дни ожиданий вестей с поля боя. Марфа приказала отворить все храмы города и непрерывно служить молебны во имя победы войска Мирослава. Сама посадница представляла собой образец оптимизма и уверенности - была непременно весела, энергична, выступала в Совете. Не уступала матери и Ксения, которая теперь ни на миг не покидала Марфу.

Вначале приходили скромные весточки от Мирослава, потом он стал передавать на словах: "Сражаемся!" Горе свалилось на горожан неожиданно. Войско вернулось разгромленным. Мирослав и два сына Марфы погибли. Рассказывают, что, когда улицы Новгорода наполнились причитаниями женщин и стонами раненых, посадница спросила воинов: "Убиты ли сыны мои?" - "Оба", - ответствовали ей. - "Хвала небу! Отцы и матери новгородские! Теперь я могу утешать вас!"

Проиграв первую битву, новгородцы снова стали перед решением своей участи. Многие растерялись, только для Марфы не было пути назад. Она еще могла влиять на дух соотечественников. Женщина решила пойти на компромисс, понимая, что князь московский едва ли согласится на него. Новгород предложил Ивану выкуп - свои богатства, но у князя были далеко идущие планы, тем более что военная удача склонялась на его сторону. "Покорность без условия или гибель мятежникам!" - ответствовал Иван и с гневом отвернулся от послов.

Несогласие князя пришлось на руку Марфе, этот дерзкий ответ только оправдывал ее агрессивность против захватчика, и вновь новгородцы сплотились вокруг своего вождя. Для верности Марфа обратилась к помощи своего деда по матери, пустынника Феодосия, который давно уже покинул город и жил отшельником на берегу озера Ильмень. Старец должен был вернуться в Новгород. Народ общим криком изъявил радостное удивление появлению Феодосия. "В счастливые дни твои, любезное отечество, я молился в пустыне, но братья мои гибнут..." - начал свою речь старец. Народ в едином порыве избрал Феодосия посадником. Марфа который раз не обманулась в реакции горожан. Люди лобызали руки Феодосия, подобно детям, которые были несчастны в отсутствие отца. И снова новгородцы сами обрекли себя на гибель, и снова Марфа устроила им всеобщее пиршество, чтобы горожане забыли ужас поражения и воспряли духом.

Но кольцо вражеской дружины все теснее сжималось вокруг Новгорода. Пришли страшные времена, в некогда хлебосольном городе начинался голод. Марфа еще держалась, внушая жителям мысль, что вот, дескать, придет дождливая осень и москвичи потонут в обширных новгородских болотах, нужно только немного потерпеть. Но осень наступила теплая и сухая, сама природа, казалось, обратилась против осажденных. Не помогали ни моления Феодосия, ни раздача скудного пайка, ни долгие размышления Марфы у могилы мужа.

Наконец ужасы голода обрушились на город со всей беспощадностью. Люди, особенно женщины, стали обвинять Марфу в несчастьях. Борецкая поспешила на Великую площадь, но измученный народ впервые не хотел слушать посадницу. Тогда Марфа прибегла к способу, отчего-то столь любимому русскими властителями. Она упала на колени перед толпой и смиренно стала молить новгородцев о решительной битве. Некогда гордая, величавая, уверенная, она своим унижением произвела смятение в рядах горожан. Она смогла победить даже голодный бунт, смогла в последний раз подвигнуть новгородцев на защиту своих прав.

Но чуда не произошло. Московский князь снова одержал победу и теперь уже окончательную. Прежде всего он объявил дрожащим от страха горожанам, что с его стороны мести никому не последует. Друзья поспешили обрадовать Марфу заявлением врага. В ответ посадница лишь язвительно улыбнулась.

Когда московские дружинники ввалились в ее дом, Марфа, как ни в чем не бывало, сидела с дочерью за прялкой, словно образцовая хозяйка. "Видите, что князь московский уважает Борецкую: он считает ее врагом опасным!.." - засмеялась Марфа в ответ на угрозы.

Мужественная женщина была казнена на Великой площади. Последними ее словами, обращенными к притихшим соотечественникам, были: "Подданные Иоанна! Умираю гражданкою новгородскою!" Она так и не смирилась, не простила горожанам слабости.

А вскоре вечевой колокол сняли с древней башни и увезли в Москву. Народ долго шел за скорбной процессией, словно провожал гроб с телом своего отца.

Аристократка Марфа Борецкая стала последней посадницей Новгорода. Она возглавила борьбу горожан против московского князя Ивана III, который все-таки подчинил себе древнюю республику и сделал ее частью единого Русского государства.

Личность Марфы

Посадница Марфа Борецкая была родом из боярской семьи. Ее дата рождения точно не известна, сведений о детских и юношеских годах также не сохранилось. Она попала в летописи в качестве жены новгородского посадника Исаака Борецкого, от которого и получила фамилию. Муж скончался во второй половине 50-х годов XV века (последняя информация о нем датируется 1456 годом). Он оставил своей жене много денег и земли. Все эти ресурсы позволили Марфе стать одной из самых влиятельных фигур в общественной жизни Новгорода.

В истории эта женщина известна как «посадница», однако Борецкая никогда формально не имела такого титула. Это было лишь насмешливое прозвище, данное ей москвичами, которые ненавидели ее как принципиального врага. Тем не менее можно точно сказать, что Марфа была де-факто правительницей Великого Новгорода с 1471 по 1478 год. Этот были последние дни независимости республики, когда она боролась с Москвой за суверенитет.

Известность в Новгороде

Впервые Марфа Борецкая заявила о себе как о важной политической фигуре, когда в 1470 году проходили выборы местного архиепископа. Она поддержала Пимена (и пыталась отстоять его кандидатуру с помощью золота), однако в итоге был выбран ставленник Москвы - Феофил. Кроме того, новый архиепископ должен был быть посвящен в столице Ивана III, а не в Киеве, как это всегда бывало прежде.

Марфа не смогла простить такой обиды, и с этого момента начала устанавливать контакты с литовской партией в Новгороде. Это политическое движение выступало за сближение города с великим князем из Вильнюса, а не московским правителем. Подобная позиция противоречила тем условиям, которые были согласованы во время подписания Яжелбицкого мира.

Эта бумага была подписана в 1456 году (еще при отце Ивана III - Василии Темном). Договор устанавливал зависимость Новгорода от Москвы при формальном сохранении старых институтов и порядков (вече, титул посадника и т. д.). Условия худо-бедно исполнялись уже на протяжении многих лет. Это был компромисс между мощным влиянием Москвы на все русские земли и старым республиканским строем Новгорода.

Сторонница Польши

Марфа Борецкая решилась пойти против установившихся порядков. Именно она возглавила боярскую оппозицию против Ивана III и искала поддержки у Казимира IV (Польша и Литва существовали в рамках заключенной между собой унии). Марфа на собственные деньги отправила к зарубежному монарху посольство, прося у него принять Новгород в качестве автономии в свои владения. Условия были согласованы, и в город прибыл наместник - Михаил Олелькович. Эти события привели в ярость Ивана III. В 1471 году он объявил Новгороду войну.

Подготовка к войне

До того как отправить войско на север, Иван попытался урегулировать конфликт с помощью дипломатии. Он обратился к помощи авторитетного посредника в лице Церкви. Московский митрополит отправился в Новгород, где упрекнул его жителей и Марфу в предательстве Москвы. Также он убеждал отказаться от унии с католическим государством. Подобный поступок можно было расценивать как отход от православия.

Чем знаменита Марфа Борецкая? Своей непримиримостью. Она отказалась идти на уступки противнику. Узнав об этом, Иван III объявил крестовый поход против католического засилья в православном Новгороде. Такой лозунг позволил ему собрать немало сторонников, в том числе псковитян, устюжан и вятичей, которые в другой ситуации могли бы отказать Москве в помощи. Войско вышло в поход даже несмотря на то, что польский наместник Михаил Олелькович покинул берега Волхова и уехал в Киев.

Характеристика Марфы Борецкой заключалась еще и в том, что она не опускала руки в моменты страшной опасности. В Новгороде также было собрано войско. Его организация не прошла без участия Марфы. Кроме того, ее сын Дмитрий, бывший тогда формальным посадником, сам оказался в армии.

Шелонская битва

Московская армия под руководством знаменитых воевод Даниила Холмского и Федора Пестрого захватила и сожгла важную крепость Русу. После этого успеха дружина остановилась, чтобы дождаться подкрепления из Пскова. В то же время дополнительные московские полки соединились с тверским отрядом и также направились на север.

Новгородское войско включало в себя 40 тысяч человек. Оно направилось в сторону Пскова, чтобы не дать его армии объединиться с Холмским. Московский воевода догадался о планах противника и двинулся ему наперерез. 14 июля 1471 года Холмский внезапной атакой ударил по не ожидавшему его новгородскому войску. Сражение это известно в историографии как Шелонская битва (по названию реки). Холмский имел под своим началом вдвое меньше человек, чем новгородцы, однако его ошеломительный удар определил итог противостояния.

Погибли тысячи новгородцев. Сын Марфы - Дмитрий Борецкий - был захвачен в плен и вскоре казнен за измену. Поражение сделало неизбежной участь Новгорода.

Коростынский мир

Вскоре был заключен Коростынский мир (11 августа 1471 года). По его условиям, Новгород попадал в еще большую зависимость от Москвы. Так, его правительство должно было подчиняться великому князю в вопросах внешней политики. Это было важным нововведением, так как отнимало у новгородцев возможность иметь какие-либо дипломатические контакты с Польшей и Литвой. Также великому князю Московскому теперь подчинялся городской суд. Кроме того, церковь Новгорода становилась неотъемлемой частью единой митрополии. Главный орган местного самоуправления - Вече - больше не мог выносить решения самостоятельно. Все его грамоты заверялись великим князем, а на бумагах ставились московские печати.

Тем не менее в Новгороде сохранялись декоративные признаки старого порядка, когда здесь еще господствовала республика. Великий князь не тронул Марфу, она осталась на родине. Огромные уступки Москвы не поменяли ее планов. Она все еще мечтала о том, чтобы избавиться от зависимости от Ивана III. Но на некоторое время между сторонами воцарился хрупкий мир.

Упразднение новгородской независимости

В Москве знали о том, что против Ивана строит козни боярская новгородская верхушка и лично Марфа Борецкая. Посадница продолжала пытаться наладить контакты с Казимиром, несмотря на казнь собственного сына и поражение в войне. Иван Васильевич на некоторое время закрыл глаза на то, что происходит на севере, так как у него было множество других забот - например, трудные отношения с татарами.

Однако в 1478 году князь, наконец, освободился от других забот и решил покончить с новгородской вольницей. В город пришли московские войска. При этом никакого организованного серьезного сопротивления так и не возникло. Согласно приказу Ивана III, боярыня Марфа Борецкая лишалась всех своих земель и должна была отправиться в Нижний Новгород и стать монахиней в тамошнем монастыре. Были уничтожены основные символы свободы Новгорода: отменено вече, увезен вечевой колокол. Кроме того, Иван выслал из города всех бояр, которые были заподозрены в неприятии его власти. Большую их часть поселили в Москве - поближе к Кремлю, где их влияние было сведено на нет. В Новгород же отправились верные Ивану Васильевичу люди, которые заняли основные посты и смогли мирно сделать его частью объединенного русского государства.

Судьба Марфы

Марфа Борецкая, биография которой как политика закончилась, действительно оказалась в монастыре. В постриге она приняла имя Марии. Бывшая аристократка скончалась в 1503 году в Зачатьевской обители, который с XIX века стал называться Крестовоздвиженским. Образ Марфы Борецкой сразу стал неотъемлемой частью русского фольклора. Летописцы часто сравнивали эту женщину с другими важными политическими фигурами слабого пола - Элией Евдоксией и Иродиарой.