От чего умер евгений базаров. Евгений базаров перед лицом смерти - анализ произведения и характеристика. Понимание истинных ценностей

Вопрос о том, почему Тургенев убил своего героя романа «Отцы и дети» - Евгения Базарова, интересовал многих. Герцен говорил по этому поводу, что автор романа хотел убить своего героя «свинцом», то есть пулей, а прикончил тифом, потому что многое не принимал в нем. Так ли это? Может быть, причина кроется гораздо глубже? Так почему умер Базаров?

Почему Тургенев убил Базарова

А кроется ответ в самой жизни, в политической и социальной обстановке того времени. Возможности для того, чтобы осуществлять стремления разночинцев к демократическим преобразованиям, общественные условия России тех лет не давали. Кроме этого, они оставались оторванными от народа, к которому тянулись и за который боролись. Они не в состоянии были осуществить ту титаническую задачу, которую ставили перед собой. Бороться они могли, а вот побеждать - нет. На них лежала печать обреченности. Получается, что Евгений и был обречен на гибель и поражение, на то, что дела его не осуществятся. Тургенев был уверен в том, что Базаровы пришли, а вот их время - еще нет.

Смерть главного героя «Отцы и дети»

Отвечая на вопрос о том, от чего умер Базаров, можно сказать, что причиной стало заражение крови. Он поранил палец, когда вскрывал труп больного тифом, которого лечил. Но скорее всего, причины кроются гораздо глубже. Как принял герой свою смерть, как относился к ней? Как умирал Базаров?

Сначала Базаров попытался побороться с болезнью, попросив для этого у отца адский камень. Поняв, что умирает, за жизнь он перестает цепляться и отдает себя в руки смерти довольно пассивно. Ему ясно, что утешать и себя, и других надеждой на исцеление – напрасное дело. Теперь главное – достойно умереть. А это означает – не расслабляться, не хныкать, не предаваться отчаянию, не поддаваться панике и сделать все, чтобы страдания родителей-стариков облегчить. Такая забота о близких перед смертью возвышает Базарова.

У него самого страха перед смертью нет, расстаться с жизнью он не боится. В эти часы он очень мужествен, что подтверждается его словами о том, что хвостом он все равно вилять не станет. Но не покидает его обида за то, что силы его богатырские напрасно гибнут. Он демонстрирует свою мощь. Поднимая стул за ножку, ослабленный и гаснущий, он произносит «Сила-то, сила вот вся еще тут, а надо умирать!». Он преодолевает свое полузабытье и говорит при этом о своем титанизме.

То, как умер Базаров, выглядит случайно и нелепо. Он молод, сам - врач и анатом. Поэтому смерть его выглядит символично. Медицина и естественные науки, на которые так надеялся Базаров, оказываются недостаточными для жизни. Его народолюбие оказалось непонятым, ведь погибает-то он как раз из-за обычного мужика. Необъясним и его нигилизм, потому что теперь его самого отрицает жизнь.

Евгений Базаров предпочёл отстаивать идеи нигилизма. Главным героем романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» является молодой нигилист Евгений Базаров. В ходе чтения, мы узнаём идеи данного течения.

Наш герой пошёл по стопам отца - уездного доктора. Но проживая в середине девятнадцатого века, был сторонником, как и вся молодёжь, идей нигилизма. Он придерживается убеждения, что человеку надо знать только науки, приносящие толк. Например, точные науки: математика, химия. Он отстаивает свою точку зрения, что порядочный математик или химик приносит пользы больше, чем какой - то поэт! А стихи - развлечение и фантазия богатых бездельников. В нём четко проявляется отрицание любви к живым объектам природы. И он всё больше отдаляется от семьи и хороших друзей.

Он считает, что есть физиологические процессы, движимые поведением всех людей. В его мыслях процветают идеи о том, что

В работе он настойчив, постоянно работает, всего себя отдаёт больным. Выполняя свои рабочие обязанности, он испытывает чувство радость. Среди людей, сталкивающихся с ним в больнице, он пользовался авторитетом и уважением. Он нравился окружающим, больным детям.

И вот наступает трагичный момент – смерть Базарова. Здесь заложен огромный смысл происходящего события. Причиной смертельного исхода является инфицирование крови. И вот, оставаясь в полном одиночестве, он начинает испытывать тревогу. Его мучают внутренние противоречивые чувства по отношению к отрицающим идеям. И он стал понимать значимость родительской поддержки и участия. Что они стареют и им нужна помощь и любовь сына.

Он смело смотрел смерти в лицо. У него проявилась стойкая уверенность в себе. Он ощутил и страх, и нехватку человеческого внимания. Научные открытия, его знания по медицине не помогли ему. Природные вирусы и неизлечимое их прогрессирование взяли над его жизнь верх.

Хороший человек, помогающий людям принял на себя болезнь. В нём терзаются сомнения, что он не всё выполнил на земле. В данном произведении он героически борется за жизнь. Отличный врач и добрый человек.

Мне нравиться этот персонаж. Перед смертью он пересматривает своё отношение к природе, семье, любимому человеку. Он понимает, что до сих пор не женат. Одинцова приходит к нему, и он признаётся ей в любви. Просит прощения у своих родителей, начинает думать о боге. Не хочет умирать, считает, что ещё мог послужить России. Но, увы его идеал – медицина бессильна.

Сочинение Смерть Базарова анализ эпизода

Главным героем романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является молодой и образованный Евгений Базаров. Парень считает себя нигилистом, он отрицает существование бога и любые человеческие чувства. Базаров изучал естественные науки, он считал, что люди должны уделять больше времени таким наукам как физика, химия и математика, а в поэтах он видел только ленивых и не интересных людей.

Евгений Васильевич Базаров родился в семье, где отец всю жизнь проработал уездным лекарем. Базаров верит, что человек обладает безграничной силой, поэтому он считал, что ему подвластно отвергать весь предыдущий опыт человечества и жить по своему разумению. Базаров считал главным предназначением нигилистов, разрушать все заблуждения предков. Безо всяких сомнений понятно, что Базаров достаточно умен, и имеет огромный потенциал, по мнению самого автора, убеждения героя неверны и даже опасны, они противоречат жизненным законам.

Со временем, Базаров начинает убеждаться в том, что долгое время ошибался в своих убеждениях. Первым ударом для него были внезапно вспыхнувшие чувства к молодой и красивой Анне Сергеевне, сначала парень просто любовался красотой девушки, а потом поймал себя на мысли, что испытывает к ней какие-то чувства. Герой испугался необъяснимого, он не понимал, что с ним происходит, ведь убежденный нигилист отвергал существование любви. Любовь заставила его переосмыслить свою веру, он разочаровался в самом себе, понял что, он простой человек, которым могут управлять чувства. Это открытие подкосило Базарова, он не знал, как дальше жить, парень уезжает домой, чтобы постараться забыть девушку.

В родительском доме, с ним происходит судьбоносное событие. Базаров делал вскрытие больного, который скончался от страшной болезни под названием тиф, впоследствии он заражается сам. Лежа в кровати, Базаров понимал, что ему осталось несколько дней. Перед смертью парень полностью убеждает себя в том, что все-таки он ошибался во всем, что именно любовь вносит в жизнь человека огромный смысл. Он понимает, что за всю свою жизнь не сделал для России ни чего полезного, а обычный трудяга, мясник, сапожник или пекарь принесли больше пользы стране. Евгений просит приехать Анну, чтобы попрощаться. Несмотря на опасную болезнь, девушка тут же отправляется к любимому.

Базаров – умный, сильный и одаренный человек, который стремился жить и трудиться на благо страны. Однако своими неверными убеждениями, верой в нигилизм, он отрекся от всех главных ценностей человечества, тем самым погубив себя.

Вариант 3

«Отцы и дети» это роман, который вышел в свет в 1861 году. Это было довольно не легкое время для России. В стране происходили перемены, и народ разделился на две половины. По одну сторону были демократы, а с другой либералы. Но, не зависимо от идеи каждой сторон они понимали, что Россия требует в любом случае перемен.

Данное произведение Тургенева имеет печальное окончание, умирает главный герой. В этой работе автор прочувствовал новые черты в людях, но он не мог понять одного, как эти персонажи будут действовать. Главный герой Базаров встречает смерть еще совсем в молодом возрасте. Базаров человек прямой и всегда умеющий поместить в речь некую долю сарказма. Но, когда герой почувствовал, что умирает, он изменился. Он обрел доброту, стал вежлив, он совершенно стал противоречить своим убеждениям.

Заметно становится то, что Базаров очень симпатизирует автору произведения. Это становится особенно явно, когда Базарову приходит время умирать. Во время смерти героя становится видна его сущность, его истинный характер. Базаров влюблен в Одинцову, но это никак не влияет на него перед смертью. Он все так же смел, самоотвержен, герой не боится смерти. Базаров знает, что скоро уйдет в мир иной и совсем не имеет беспокойства о людях, которые останутся. Он не переживает о незаконченных делах или вопросах. Для чего же автор показывает читателю смерть героя? Главное для Тургенева было показать, что Базаров человек нестандартный.

Основная идея автора в любви и бесстрашия перед моментом смерти. Также не упустил Тургенев и тему уважения сыновей к родителям. Главное то, что Базаров находится на грани слома, но он не побежден. Интересно то, что даже после своей смерти, главной герой не изменен некоторым своим принципам. Он мертв и все равно никак не может воспринимать религию, она ему не приемлема.

Очень четко и на контрасте построен момент прощания Базарова с Одинцовой. Автор подчеркивает, живая женщина и мужчина, который умирает. Тургенев подчеркивает остроту сцены. Анна она молодая, красивая, светлая, а Базаров как червяк полу раздавленный.

Концовка произведения действительно трагическая. Ведь по-другому не назвать, умирает совсем молодой человек, к тому же он влюблен. Печально конечно, что смерть нельзя обмануть или уйти от нее, от самого человека вообще ничего не зависит. Довольно тяжело на душе, когда читаешь финальную сцену произведения Тургенева.

Сочинение Базаров перед лицом смерти 10 класс

Иван Сергеевич Тургенев – классик отечественной литературы и настоящий мастер пера. По красоте и живописности описаний с ним может сравниться разве что Набоков и Толстой. Трудом всей жизни Тургенева является роман «Отцы и дети», главный герой которого Базаров Евгений является отражением нового, только зарождающегося типа людей в Российской Империи. Главный герой романа в конце произведения умирает. Почему? На этот вопрос я отвечу в своем сочинении.

Итак, Базаров – это нигилист (человек, не признающий авторитетов и отрицающий все старое, традиционное). Он учится в университете на естественнонаучном факультете, заниматься исследованием окружающего мира. Базаров отрицает все: искусство, любовь, Бога, аристократизм семьи Кирсановых и устои, сложившиеся в обществе.

Сюжетная линия произведения сталкивает Базарова с Павлом Петровичем Кирсановых – человек истинно либеральных взглядов, это сделано не случайно: так Тургенев показывает политическую борьбу революционной-демократии (в лице Базарова) и либерального лагеря (в лице семьи Кирсановых).

Дальше Базаров встречает Анну Сергеевну Одинцову, девушку весьма начитанную и сведущую в вопросах не только моды, но и науки, а также с твердым характером. Это поражает Базарова, он влюбляется. А после того, как она ему отказывается, он уезжает к родителям в имении и умирает там от заражения крови. Казалось бы, обыкновенная история, но это все-таки классическая русская литература, и смерть Базарова вполне объяснима. Базаров, человек, который все отрицал, в том числе и любовь, оказывается в таком положении, что сам любит другого человека: ему мучают противоречия, он начинается видеть действительность такой, какой она является на самом деле.

Именно разрушение главного принципа Базарова – отрицания любви умертвило Базарова. Человек, который буквально дышал нигилизмом не может больше жить в своей иллюзии, встретив столь сильно чувство. Разрушение принципов Базарова и его скоропостижная смерть нужны Тургеневу для того, чтобы показать ненужность Базарова в этом обществе.

В заключении хотелось бы сказать, что разрушение принципов Базарова со стороны Тургенева можно воспринимать двояко: с одной стороны, это отражение действительности как ее видел Тургенев, с другой стороны это политической натуры Тургенева, ведь сам Тургенев был либералом и проведя такую черту, что либерал Аркадий живет счастливо, а революционер-демократ Базаров умер, это говорит о том, что Тургенев путем противопоставления выразил свою политическую позицию, назвав себя правым. С какой целью было умертвлять Базарова, на этот вопрос знает ответ только история…

Несколько интересных сочинений

    Книги – это то, что окружает нас почти с рождения. Пока мы крохотные младенцы, нам читают колыбельные песенки, когда мы подрастаем, родители читают сказки на ночь, а после каждый из нас сам готов взять книжку в руки

  • Дуэль Гринева и Швабрина анализ эпизода и причины в романе Капитанская дочка Пушкина сочинение

    В повести «Капитанская дочка» вершиной этого конфликта стала дуэль Гринева и Швабрина. Оба молодые офицеры и дворяне

  • Сочинение по пословице Делу - время, потехе - час 4 класс

    Все мечтают о хорошем отдыхе после тяжелой работы. Если упорный труд принес плоды, а результатом можно гордиться, то отдыхать еще приятнее. Но, и перерабатывать не стоит. Нужно правильно дозировать

  • Сочинение про Город моей мечты

    Город моей мечты - очень интересная тема для размышления. Город, в котором я живу, далёк от современного и благоустроенного города. И каждый раз, когда нас что-то не устраивает в нашем городе

  • Сочинение Описание внешности человека 7 класс (Подруги, друга, мамы, бабушки)

    Откровенно говоря, у меня есть много хороших, верных друзей. Они мои одноклассники, мальчики и девочки из моего города. Но моей лучшей подругой уже более чем 5 лет есть Елизавета

Испытание смертью. Это последнее испытание Базарову тоже предстоит пройти параллельно своему антагонисту. Несмотря на благополучный исход дуэли, Павел Петрович давно духовно умер. Расставание с Фенечкой разорвало последнюю нить, привязывавшую его к жизни: «Освещенная ярким дневным светом, его красивая исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца… Да он и был мертвец». Уходит из жизни и его противник.

Удивительно настойчивы в романе упоминания об эпидемии, которая не щадит никого и от которой нет спасения. Мы узнаем, что мать Фенечки, Арина, «умерла от холеры». Сразу по приезде Аркадия и Базарова в имение Кирсановых «наступили лучшие дни в году», «погода стояла прекрасная». «Правда, издали грозилась опять холера, - многозначительно оговаривается автор, - но жители ***…губернии успели привыкнуть к ее посещениям». В этот раз холера «выдернула» двоих крестьян из Марьина. Опасности подвергся сам помещик - «с Павлом Петровичем случился довольно сильный припадок». И вновь известие не изумляет, не пугает, не тревожит Базарова. Единственное, что задевает его как врача - отказ от помощи: «Зачем же он не послал за ним?» Даже когда собственный отец хочет поведать «любопытный эпизод чумы в Бессарабии» - Базаров решительно прерывает старика. Герой ведет себя так, словно для него одного холера не представляет никакой опасности. Меж тем эпидемии всегда считались не только крупнейшей из земных невзгод, но и выражением Божьей воли. Любимая басня любимого тургеневского баснописца Крылова начинается словами: «Лютейший бич небес, природы ужас - мор свирепствует в лесах». Но Базаров убежден, что сам строит свою судьбу.

«У каждого человека есть своя судьба! - размышлял писатель. - Как облака сперва слагаются из паров земли, восстают из недр ее, потом отделяются, отчуждаются от нее и несут ей, наконец, благодать или гибель, так около каждого из нас самих образуется <…> род стихии, которая потом разрушительно или спасительно воздействует на нас же <…>. Говоря просто: каждый делает свою судьбу и каждого она делает…» Базаров понимал, что создан для «горькой, терпкой, бобыльей» жизни общественного деятеля, быть может, революционера-агитатора. Он принимал это как свое призвание: «Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними», «Нам других подавай! нам других ломать надо!» Но как быть теперь, когда прежние идеи подверглись справедливому сомнению, а наука не дала ответа на все вопросы? Чему учить, куда звать?

В «Рудине» проницательный Лежнев заметил, какой кумир всего вернее «действует на молодежь»: «Ей выводы подавай, итоги, хоть неверные, да итоги! <…> Попытайтесь сказать молодежи, что вы не можете дать ей полной истины, потому что сами не владеете ею <…>, молодежь вас и слушать не станет…>. Надобно, чтобы вы сами <…> верили, что обладаете истиной…» А Базаров уже - не верит. Он попробовал было найти истину в разговоре с мужиком, но ничего не получилось. Слишком снисходительно, барски-высокомерно обращается нигилист к народу с просьбой «изложить свои воззрения на жизнь». И мужик подыгрывает барину, представляясь тупым, покорным идиотом. Выходит, не стоит ради такого жизнью жертвовать. Только в разговоре с другом отводит крестьянин душу, обсуждая «шута горохового»: «Известно, барин; разве он что понимает?»

Остается - работа. Помощь отцу в крохотном именьице из нескольких душ крестьян. Можно представить, каким все это ему должно казаться мелким и ничтожным. Базаров совершает ошибку, тоже мелкую и ничтожную - забывает прижечь порез на пальце. Ранку, полученную от анатомирования разлагающегося трупа мужика. «Демократ до мозга костей», Базаров вторгался в жизнь народа смело и самоуверенно <…>, что и обернулось против самого «врачевателя». Так можно ли сказать, что смерть Базарова случайна?

«Умереть так, как умер Базаров, - все равно, что сделать великий подвиг», - заметил Д.И. Писарев. С этим наблюдением нельзя не согласиться. Смерть Евгения Базарова, в своей постели, в окружении родных, не менее величественна и символична, чем гибель Рудина на баррикаде. С полным человеческим самообладанием, по-врачебному кратко, герой констатирует: «…Дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь…» Пришлось убедиться в своей человеческой уязвимости: «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!» «Все равно: вилять хвостом не стану», - заявляет Базаров. Хотя «никому до этого дела нет», герой не может себе позволить опуститься - пока «он еще не потерял памяти <…>; он еще боролся».

Близость смерти для него не означает отказ от заветных идей. Таких, как атеистическое неприятие Божьего существования. Когда религиозный Василий Иванович, «опустившись на колени», умоляет сына совершить исповедь и очиститься от грехов, тот внешне беззаботно отвечает: «Спешить еще не к чему…» Он опасается обидеть отца прямым отказом и лишь просит отсрочить обряд: «Ведь и беспамятных причащают… Я подожду». «Когда его соборовали, - рассказывает Тургенев, - когда святое миро коснулось его груди, один глаз его раскрылся и, казалось, при виде священника <…>, кадила, свеч <…> что-то похожее на содрогание ужаса мгновенно отразилось на помертвелом лице».

Кажется парадоксом, но смерть во многом освобождает Базарова, побуждает не скрывать более своих настоящих чувств. Просто и спокойно может он теперь выразить свою любовь к родителям: «Кто там плачет? …Мать? Кого-то она будет кормить теперь своим удивительным борщом?..» Ласково подтрунивая, он просит пораженного горем Василия Ивановича быть и в этих обстоятельствах философом. Теперь можно не скрывать своей любви к Анне Сергеевне, попросить ее приехать принять его последний вздох. Оказывается, можно впустить в свою жизнь простые человеческие чувства, но при этом не «рассыропиться», а стать духовно сильнее.

Умирающий Базаров произносит романтические слова, которыми выражает истинные чувства: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...» Для героя это выражение только любовных переживаний. Но автор в этих словах видит большее. Стоит напомнить, что подобное сравнение приходит на уста Рудину на пороге гибели: «…Уже все кончено, и масла в лампаде нет, и сама лампада разбита, и вот-вот сейчас докурится фитиль...» У Тургенева трагически оборванная жизнь уподобляется лампаде, как в старинном стихотворении:

Пылал полуночной лампадой Перед святынею добра.

Уходящего из жизни Базарова ранит мысль об его бесполезности, ненужности: «Думал: не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант!», «Я нужен России… нет, видно не нужен!.. Сапожник нужен, портной нужен, мясник…» Уподобляя его Рудину, Тургенев вспоминает общего их литературного «предка», такого же самоотверженного скитальца Дон-Кихота. В своей речи «Гамлет и Дон-Кихот» (1860) автор перечисляет «родовые черты» Дон-Кихотов: «Дон-Кихот энтузиаст, служитель идеи, и потому обвеян ее сиянием», «Он весь живет вне себя, для своих братьев, для истребления зла, для противодействия враждебным человечеству силам». Легко заметить, что эти качества составляют основу базаровского характера. По самому крупному, «донкихотовскому» счету его жизнь прожита недаром. Пусть Дон-Кихоты кажутся смешными. Именно такого склада люди, по мысли писателя, двигают человечество вперед: «Если их не станет, пусть закроется навсегда книга истории: в ней нечего будет читать».


“Умереть так, как умер Базаров, - все равно что сделать великий подвиг, ” – отметил Д.И. Писарев. Можно ли согласиться с этим высказыванием? Конечно же, можно. Попытаемся доказать правдивость слов известного критика.

Почему же умер Базаров? Главный герой порезал свой палец, пока вскрывал труп тифозного мужика, и к тому же Евгений смог прижечь ранку спустя четыре часа после вскрытия. Довольно-таки большой промежуток времени.…Очевидно, что произошло заражение крови.

И Базаров понимал это очень хорошо. Нигилист попросил у своего отца адского камня, проявив очень маленькую надежду на свое спасение. Но он был уверен, что заразился. Реплики самого героя подтверждают мои слова. Базаров говорит: “…а теперь, по-настоящему, и адский камень не нужен. Если я заразился, так уж теперь поздно”.

Стоит сравнить реакции отца и сына. Отец, Василий Иванович, понимал все ужасные последствия заражения, но он не хотел принимать мысль о неизбежной смерти Евгения, стараясь тешить себя всякими надеждами. Например, Василий Иванович говорил Базарову: “Бог с тобою! Ты простудился…”. Когда Евгений показал отцу красные пятна, Василий Иванович ответил: “…А все-таки мы тебя вылечим! ”.

Что касается самого Базарова, то здесь совсем иная ситуация. Евгений понимал, что рано или поздно он умрет. В отличие от Василия Ивановича главный герой не тешил себя пустыми надеждами и иллюзиями и старался не тешить своих близких. Так, например, он говорил своему отцу: “Старина….дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь”. Анализируя данные слова Базарова, можно заметить, что у Евгения не было страха перед смертью, он был готов умереть, расстаться с жизнью, в нем отсутствовало какое-либо волнение. Доказательством моих слов являются следующие реплики героя: “Завтра или послезавтра мозг мой…в отставку подаст”, ”…вилять хвостом не стану”. Умирая, Базаров оставался верен самому себе и своим убеждениям. Например, он согласился на причащение, но только в состоянии беспамятства, когда он не будет способен отвечать за свои действия. Базаров говорил: ”…ведь и беспамятных причащают”.

Базаров не боялся умереть. Но Евгению было досадно, что он умрет очень рано, так и не сделав ничего полезного для России, для народа, для общественного блага. Герой говорил: “Я не ожидал, что так скоро умру; это случайность, очень, по правде сказать, неприятная…”. Он очень сожалел, что так и не сумел использовать все свои силы по назначению. “Сила-то, сила…вся еще тут, а надо умирать”, - сказал Базаров. У героя было много планов на будущее, но, увы, эти планы уже никогда не осуществятся… Евгений с жалостью говорил: “И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант…”.

Таким образом, мне удалось доказать, что смерть Базарова является подвигом.

Обновлено: 2018-01-31

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.


Смерть главного героя в любом произведении – это важный эпизод с глубоким смыслом. Чаще всего он передает крушение внутреннего мира героя, показывает, что он был неправ. Но в романе Тургенева «Отцы и дети» автор убил Базарова не для капитуляции. А вот почему Тургенев так поступил можно узнать из детального анализа эпизода смерти Базарова.

Причиной смерти героя является заражение крови.

Базаров вскрывал труп человека и порезался, а трупный яд попал в эту рану. Читателю может показаться, что это глупая или случайная смерть. Но Тургенев заложил в ней нечто особенное. Он показал, что его герой умирает в работе, что он до самой смерти стремиться узнать что-то новое.

Также подобная смерть не сразу забирает жизнь. И мы видим, что у героя есть время все обдумать, перемениться, раскаяться в своих ошибках. Так Базаров начинает испытывать чувства дружбы и любви, признательности. Так странно видеть, как он начинает говорить слова любви той, кого раньше называл «бабой».

Еще в этом эпизоде мы видим, что у Базарова есть принципы. Так он не отрекается от материалистических убеждений. Он не размышляет о загробной жизни, а просто уверен в том, что скоро умрет, и его тело будет разлагаться. Второй принцип – это храбрость. Он не трусит и не паникует. Базаров смело смотрит в глаза смерти.

Тургенев убил Базарова, потому что это был единственный шанс пробудить в нем человечность. Пока он жил, даже дружба и любовь не могли растопить лед внутри него. На смертном одре он стал человеком, он все понял.

Обновлено: 2017-05-25

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме