Робин гуд легенды англии. История о робин гуде. Ю. Энтин, «Романтики с большой дороги»

Сергей Львов

Он провел свою жизнь в лесу. Его боялись бароны, епископы и аббаты. Его любили крестьяне и ремесленники, вдовы и бедняки. (Из старинных хроник.)

О его смерти рассказывают так. Однажды славный стрелок из лука почувствовал: в руках недостает силы, чтобы натянуть тетиву, а ногам трудно идти по привычной лесной тропинке. И тогда он понял: приблизилась старость...
Он отправился в монастырь, настоятельница которого слыла искусной врачевательницей, и попросил полечить его. Монахиня прикинулась, что обрадована его приходом, приветливо проводила пришельца в дальнюю келью, заботливо уложила его на постель, острым ножом вскрыла вену на могучей руке (кровопускание тогда считали хорошим средством от многих недугов). И, сказав, что тотчас вернется, ушла.
Время текло медленно. Кровь текла быстрее. Но монахиня все не возвращалась. Наступила ночь. За ночью пришел рассвет, и тогда стрелок понял, что стал жертвой предательства. Над изголовьем его ложа было окно в лес. Но сил, чтобы дотянуться до окна, у истекающего кровью уже недостало. В груди едва хватило дыхания, чтобы последний раз протрубить в изогнутый охотничий рог. Слабый, дрожащий звук, рога прозвучал над лесом. Верный друг услышал призывный сигнал. В тревоге он поспешил па помощь.
Поздно! Уже никто не смог бы спасти стрелка. Так враги, которые долгие годы не умели одолеть Робина Гула ни в жарком бою, ни в упорном поединке, извели его черным предательством.
Старинный историк называет год и день, когда это случилось: 18 ноября 1247 года.
Прошло несколько веков. Начинались и заканчивались войны. Самая короткая длилась несколько дней, самая длинная – сто лет. По городам и деревням Англии проносились опустошительные эпидемии. Вспыхивали восстания. На престоле сменялись короли. Люди рождались и умирали, поколения приходили на смену поколениям.
Однако бурная череда событий, как любили говорить в старинных книгах, не могла изгладить из памяти англичан имени Робина Гуда.
Однажды, это было лет двести пятьдесят тому назад, в маленький городок близ Лондона медленно въехала тяжелая карета. Карета была нарядной, пышной: только самые важные люди королевства разъезжали в таких. Действительно, в карете сидел важный господин: сам лондонский епископ! Он приехал в городок, чтобы прочитать горожанам проповедь. Покуда карета ехала от городских ворот к церковной площади, епископ успел заметить, что городок словно бы вымер. Епископ не удивился этому. Значит, слух о его приезде опередил карету, и горожане поспешили в церковь: им не часто доводится видеть и слышать его преосвященство. И он привычно представил себе, как выйдет из кареты, как медленно поднимется по ступеням храма сквозь почтительно расступающуюся толпу... Но церковная площадь была пуста. На церковных дверях висел тяжелый замок.
Долго стоял епископ на пустой площади, багровея от гнева и стараясь сохранить достойный вид, подобающий его сану и торжественным ризам, что было совсем нелегко перед запертой дверью.
Наконец какой-то прохожий, поспешая отнюдь не в церковь, бросил на ходу епископу:
– Сэр, вы ждете напрасно, мы празднуем сегодня день Робина Гуда, весь город в лесу, и в церкви никого не будет.
О дальнейшем рассказывают по-разному. Одни говорят, что епископ сел в карету и вернулся в Лондон, произнося мысленно такие слова, какие епископы обычно не произносят. Другие утверждают, что он отправился на городской луг, где горожане, нарядившись в зеленые кафтаны, изображали сцены из жизни Робина Гуда, и присоединился к зрителям.
Что же это была за жизнь? Почему память о ней сохраняют веками? Почему целый город мог много часов подряд вспоминать Робина Гуда и думать только о нем?
Что вам известно о Робине Гуде, кроме тех страниц романа Вальтера Скотта "Айвенго", где он выведен под именем храброго йомена, вольного крестьянина Локсли?
У Робина Гуда два жизнеописания. Одно – очень короткое. Ученые собрали его по крупицам в старинных хрониках. Из этого жизнеописания можно узнать, что Робин Гуд был разорен богатыми недругами и бежал от них в Шервудский лес, глухую и густую чашу, тянувшуюся на много десятков миль. К нему примкнули такие же, как он, беглецы. Он объединил их под своим началом в грозный отряд "лесных братьев" и вскоре стал настоящим властелином Шервудского леса. Робин Гуд и его стрелки числом более ста охотились на запретную королевскую дичь, враждовали с богатыми монастырями, грабили проезжих нормандских рыцарей, помогали преследуемые и беднякам.
За поимку Робина Гуда власти много раз объявляли награду. Но ни один крестьянин, в чью хижину он заходил, ни один из "лесных братьев" не соблазнился этими посулами.
Вот все или почти все, что известно историкам о Робине Гуде.
Второе жизнеописание Робина Гуда куда подробнее. Из него можно узнать, как он впервые столкнулся с королевскими лесничими и чем закончилась эта встреча; как он познакомился с беглым монахом – братом Туком – и Маленьким Джоном, которые стали его помощниками, и о том, как Робин Гуд побеждал па состязаниях из лука, как он враждовал с шерифом Ноттингема, притеснявшим крестьян, как отказался служить королю Ричарду Львиное Сердце.
Где же записано все это и многое другое о Робине Гуде? Не в исторических трудах, а в народных песнях – балладах, как называют их историки литературы.
Их сочиняли по всей Англии на протяжении многих веков. Автором этих песен был народ, а исполнителями – странствующие певцы. Песни о Робине Гуде обрастали разными подробностями, несколько маленьких песен сливались в одну или одна большая распадалась на несколько маленьких... Певцы, которые пели эти баллады, если умели писать, записывали слова песни и за плату давали их списать желающим. А когда в Англии появились первые типографии, песни о Робине Гуде стали печатать. Поначалу это были отдельные листы с оттисками песен. Их охотно раскупали жители городов и деревень, которые раз в год, летом, праздновали день Робина Гуда.
Вот в этих-то песнях постепенно и сложилось второе жизнеописание Робина Гуда. В нем он такой, каким его представлял себе народ. Если старинная латинская хроника утверждает, что Робин Гуд был дворянином, то народная песня решительно называет его сыном крестьянина. Простые люди Англии легендарную биографию Робина Гуда стали считать его настоящим жизнеописанием. В течение многих десятилетий и даже веков всему, что рассказывали о Робине Гуде в песнях, англичане верили как непреложному историческому факту.
Этому есть любопытное свидетельство. В одной из самых старых баллад рассказывается, как Робин Гуд пятнадцатилетним юношей отправился в город Ноттингем на состязание стрелков из лука. На полпути его остановили королевские лесничие и стали издеваться над ним. "Неужели этот мальчишка, который едва может согнуть собственный лук, осмелится появиться перед лицом короля на состязаниях!" – восклицали они. Робин Гуд побился с ними об заклад, что он на сто футов попадет в цель, и выиграл это пари. Но королевские лесничие не только не заплатили ему выигрыша, а пригрозили, что поколотят его, если он осмелится показаться на состязаниях.
Тогда Робин Гуд, как с восторгом сообщает баллада, перестрелял из своего лука всех насмешников. Народ не любил королевских лесничих, которые не давали бедняку ни собрать в лесу хворост, ни тем более поохотиться на лесную дичь или поудить рыбу в лесных ручьях и реках. Не любя королевских лесничих, народные певцы с восторгом распевали эту балладу.
И вот в апреле 1796 года, то есть спустя пять столетий после того, как жил Робин Гуд, в одном из английских журналов появилось сообщение. Вот оно: "Когда несколько дней назад рабочие копали землю в саду в местечке Кокслейн неподалеку от Ноттингема, они наткнулись на шесть человеческих скелетов, которые лежали вплотную друг к другу, аккуратным рядом. Предполагают, что это часть тех пятнадцати лесничих, которых убил в свое время Робин Гуд".
Можно представить себе, как издатель журнала спросил у автора заметки: "А вы уверены, что это те самые скелеты?". И автор ответил, как отвечают журналисты всех времен: "Ну, что же, впишем для осторожности слово "предполагают". Но ни автору, ни издателю не пришло в голову усомниться, что Робин Гуд действительно сражался с королевскими лесничими по дороге в славный город Ноттингем: ведь об этом поется в балладах!
Почему Робин Гуд стал любимым героем народных песен? Чтобы ответить на этот вопрос, придется, пожалуй, напомнить вам то, что вы учили на уроках истории: в 1066 году Англию захватили норманны с Вильгельмом Завоевателем во главе. У коренного населения Англии – саксов – они отнимали землю, дома и имущество, огнем и мечом навязывали им свои законы. Старинный историк называет Робина Гуда одним из тех, у кого отняли землю.
Вражда между старыми и новыми властителями сохранялась и два века спустя. Помните, какое место занимает в книге Вальтера Скотта "Айвенго" вражда саксонских и нормандских дворян? Однако саксонские дворяне скоро примирились с завоевателями. Но песни о Робине Гуде не забылись. Их распевали в отрядах крестьян, восставших под предводительством Уотта Тайлера. Народ сердцем чувствовал: борьба Робина Гуда, прославленная в песнях, – это не только борьба саксов против норманнов, но вообще борьба народа против угнетателей.
Я перелистываю старинную книгу, в которой собраны одна за другой баллады о Робине Гуде. Вот баллада про то, как Робин Гуд сражался с другим своим злейшим врагом – рыцарем Гаем Гайсбурном и как, победив его и переодевшись в его одеяние, – а надобно вам знать, что Гай Гайсбурн всегда носил поверх лат выделанную конскую шкуру, – он снова перехитрил ноттингемского шерифа. Вот баллада "Робин Гуд и епископ", в которой рассказывается, как выместил на епископе Робин Гуд свей гнев против церкви. Вот баллада про то, как Робин Гуд спас трех сыновей бедной вдовы, – и в каждой из этих баллад он всегда один и тот же: смелый в бою, верный в дружбе, шутник, весельчак, насмешник, не стареющий народный герой.
Я рассказал вам о Робине Гуде, каким его изображали народные баллады, и теперь вы сами сможете заметить, в чем изменил Вальтер Скотт этот образ, когда вывел его в "Айвенго".
У Вальтера Скотта йомен Локсли, имя, под которым выведен в романе Робин Год, становится верным помощником Ричарда. Робин Гуд, каким воспел его народ, отказался служить королю Ричарду Львиное Сердце.
Народ помнит Робина Гуда именно таким, каким он воспет в старинных народных песнях. И в этом и есть бессмертие Робина Гуда.

Рисунки П. Бунина.

Истории о Робине Гуде знает каждый. Для одних это красивая легенда, для других — реально существующий персонаж. Истории о Робине Гуде овеяны налетом романтики и легенды.

Однако, можно с уверенностью заявить, что Робин Гуд существовал на самом деле. Впервые о нем вспомнили в 1377 году в балладе о лесном разбойнике — враге богатых и защитнике угнетенных. Около 1510 года был издан памфлет в котором рассказывалась история, и согласно ей Робин Гуд повстречался с королем. Он сделал вид, что не узнал своего суверена, а тот пригласил смельчака на службу короне. С тех пор стали появляться все новые и новые версии о подвигах народного защитника и каждый из авторов вкладывал в свои истории все новые и новые данные, не всегда считаясь с фактами.

И Робин Гуд в каждой новой версии повышает свой статус в обществе — от малоземельного крестьянина до графа Хантигтонского. Однако, все легенды сходятся в одном — благородный разбойник развернул активную деятельность, когда центральная власть боролась за полномочия с местной.

Звали человека, ставшего прототипом для народных легенд Робертом Гудом. Он являлся уроженцем Уэйкфилда в графстве Йоркшир и появился на свет около 1280 года. Имел жену Матильду, служил в королевской армии во время сражений с шотландцами и поддержал герцога Ланкастера в его войне с королем Эдуардом Вторым.

После проигранной его покровителем генеральной битвы приблизительно в 1322 году будущий герой легенд перешел на нелегальное положение. Он создал свой собственный партизанский отряд и продолил войну с королевской властью. И, конечно же, боролся с ноттингемским шерифом, не щадя при этом и духовенство.

И шериф, и его заклятый враг постоянно оказывались друг у друга в плену, но, как ни странно, расходились они мирно. Похоже, оба противника договаривались между собой о разделе полномочий между центром и местными властями. Вскоре к главе Шервудского леса прибыл сам король для переговоров. И лишь после этого Роберт Гуд согласился распустить свои войска, приняв предложенную его сувереном должность постельничего. Это был довольно высокий пост, открывающий доступ напрямую к королю.

Тем не менее, вскоре Гуд покинул Лондон и вернулся обратно в родные леса. Против него постоянно высылались карательные экспедиции. Несколько отрдов он сумел разгромить. Один из таких отрядов возглавил норманский рыцарь сэр Гай Гисборн. После победы Роберт Гуд отрезал этому рыцарю голову и насадил ее на кол. Та же участь постигла и ноттигемского шерифа.

После этого оставаться в Англии уже было нельзя, и лесной разбойник попытался уплыть. Но ему не везло — шторм вернул его на берег. После этого Робина Гуда приютил в своем замке один и враждебных королю баронов. Тем не менее, воевать с государством он не мог. После нескольких поражений от правительственных войск легендарный партизан тяжело заболел и отправился на лечение в женский монастырь в Кирклессе. Местная аббатиса приютила беглеца и взялась его лечить. В лечебных целях она пустила своему пациенту кровь, но остановить ее забыла.

После этого почившего разбойника похоронили недалеко от аббатства. Ходят слухи, что в девятнадцатом веке надгробный камень с могилы Гуда пустили на щербень для местной железной дороги.

Многим исследователям не слишком понятно, почему РОбин Гуд пользуется такой популярностью. К примеру, надругательства над шерифом и сэром Гисборном выглядят не слишком привлекательно. К тому же выглядят нелогичными его постоянные конфликты с королем, когда Робин сам мог стать частью власти. Приводятся даже версии, что у него была нетрадиционная сексуальная ориентация, из-за чего возникли конфликты с церковью.

Вполне возможно, такая жесткая позиция Робина Гуда связана с усилившейся королевской властью. На местах эту самую власть представляли шерифы. Они возглавляли советы графств, распоряжались королевским имуществом, собирали подати и водили в походы армии. Конечно же, у шерифов были конфликты с местными лордами и йоменами.

В начале тринадцатого века под давлением баронов один из самых неудачливых королей Иоанн Безземельный был вынужден подписать Великую хартию вольностей. И Великой она была названа не только из-за своего исторического значения, но и из-за объема прав и свобод, которыми наделялись подданные. Согласно одному из пунктов, если король нарушал хартию, бароны имели право на восстание, которое не должно было заканчиваться смертью короля или членов его семьи.

Однако, почти сразу Иоанн Безземельный начал нарушать данные обещания, что привело к новому восстанию. При Эдуарде Первом были внесены правки в Великую хартию вольностей, запрещавшие центральной власти собирать налоги без согласия всего английского сообщества. Тем не менее, Эдуард Второй укреплял свою власть, ограничивая все вольности граждан. Это привело к волнениям и заставило уйти в леса Роберта Гуда.

Робин Гуд был не единственным, кто требовал от властей выполнять данные обещания, но именно его запомнили, как народного защитника.

Видео — Робин Гуд. Тайны истории



Большинство из нас знает легенду о благородном разбойнике Робин Гуде. Он крал у богатых и отдавал бедным, которых эти богатые обобрали. В любой легенде есть доля правды и много вымысла. Легенда о Робин Гуде в этом смысле ничем не выделяется. Ученые давно пытаются понять, кто был прототипом этого народного героя. За все время изучения данного вопроса сложилось несколько распространенных версий. Давайте разбираться.

Робин Добрый Малый

Начнем немного нестандартно и издалека, а именно с фольклора саксов и скандинавов - точнее, с лесного духа Пака, или Пэка, или Пука (англ. Puck), которого в самой Англии называют Хобом (англ. Hob). Фольклор саксов тут важен, поскольку часть этого древнегерманского племени участвовала в формировании этнического состава населения Британских островов. Скандинавы также поучаствовали, но позднее, начиная с эпохи Нормандского завоевания Англии 1066-1072 годов.

Собственно, Пак - это лесной дух, который пугает людей и делает так, чтобы те блуждали по чащам. И если в скандинавском фольклоре Пак - существо, ассоциирующееся скорее со злом, то для англичан это шутник и баловник, трикстер (может как помогать, так и вредить). Редьярд Киплинг в «Сказках старой Англии» описывал его как эльфа, одетого во все зеленое. Помимо цветов одежды (Робин Гуд носил зеленый плащ/накидку с остроконечным капюшоном) и двойственного поведения (разбойник, но хороший разбойник), существует и сходство в имени, так как англичане называют Пака, или Хоба, еще и именем Robin Goodfellow - Робин Добрый Малый. Можно предположить, что на определенном этапе Хоб «воплотился» в персонажа легенды о Робин Гуде, но это не совсем так.

Исторические прототипы

Наиболее распространенная версия о Робин Гуде - та, в которой разбойник выступает современником короля Ричарда I Львиное Сердце (вторая половина XII века). Об этом сообщается в хронике XVI века. Но тут есть нюанс - знаменитый эпизод из легенды о Робин Гуде, в котором описано его участие в соревнованиях по стрельбе из лука. Дело в том, что такие соревнования в Англии стали проводиться не раньше XIII века. Впрочем, ничто не мешало этому сюжету оказаться в легенде не сразу.

Другие сведения, относящиеся к 1261 году, сообщают нам о некоем разбойнике Робине, хозяйничавшем в лесах Англии в то время. Также существуют данные, согласно которым Роберт Гоуд (Гуд или Ход) родился в 1290 году, жил в эпоху Эдуарда II, в 32 года оказался на службе у графа Ланкастерского, который потерпел поражение в ходе поднятого им восстания против короля, а его слуги были объявлены вне закона. Чтобы избежать правосудия, Роберт ушел в Шервудский лес, где собрал разбойничью банду с целью выколачивания денег из богачей. Про этого же Роберта есть запись, что он несколько месяцев работал при дворе Эдуарда II - легенда красиво обыграла этот эпизод, выстроив свою хронологическую последовательность событий. Умер Роберт в 1346 году в Кирклейском монастыре от тяжелой болезни.

Получается, что факт существования знаменитого разбойника (или нескольких) зафиксирован документально и относится к XIII-XIV векам. Но действительно ли он и его банда соответствовали тому образу, который создала народная молва?

Даниэль Маклиз. Робин Гуд и его люди развлекают Ричарда Львиное Сердце в Шервудском лесу

Похоже, что нет, а скорее всего, совсем нет. Даже если он и помогал бедным, то это не зафиксировано ни в одном документе. С девушкой Мэриан (легендарная возлюбленная Робина) он знаком не был. Мэриан попала в легенду про благородного разбойника из французской поэмы XIII века, где она выступает в роли подруги пастуха Робина. Монах Тук, любитель выпить, весельчак и непревзойденный боец поединков на палках, либо целиком вымышленный персонаж, либо прототипом его явился реальный священник одной местной церкви, который в реальности создал собственную разбойничью банду и жил в XIV-XV веках. Верный друг Робин Гуда Малыш Джон, чья могила была вскрыта в 1784 году, действительно был человеком очень высокого роста. Но он вовсе не был весельчаком. Наоборот - суровый, обидчивый и способный на жестокие убийства.

Выходит, что реальный прототип, легший в основу легенды про благородного разбойника Робин Гуда и его банду, все же существовал. Но людям в те суровые времена так хотелось «лучика света», что его собирательный образ оказался совершенно неузнаваем…

Своим именем Робин Гуд обязан вовсе не английскому слову "good", то есть "хороший", как обычно считают российские читатели. Наиболее распространено мнение, что свое прозвище он получил от "hood", то есть, капюшон или другой головной убор. Робин Гуд – Робин в капюшоне.


Персонаж английского фольклора, умелый лучник и воин из Шервудского леса (Sherwood Forest), который грабит богатых и раздает свою добычу бедным. Любопытно, что эта черта не была частью оригинального персонажа баллад и появилась лишь в 19-м веке. Неизвестно был ли у легенды о благородном разбойнике реальный прототип или основой для нее послужили только средневековые баллады и сказания, но за прошедшие века Робин Гуд стал одним из самых популярных элементов английской культуры, и история о нем прекрасно чувствует себя в век кино и телевидения.

Своим именем Робин Гуд обязан вовсе не английскому слову "good", то есть "хороший", как обычно считают российские читатели. Наиболее распространено мнение, что свое прозвище он получил от "hood", то есть, капюшон или другой головной убор. Робин Гуд – Робин в капюшоне. Попытки связать это имя с действительно существовавшим человеком ни к чему не привели, в частности потому, что Роберт (Robert) на протяжении последних десяти веков было одним из самых популярных имен в Англии, а Робин – едва ли не самой популярной уменьшительно-ласкательной его версией. Неудивительно, что в средневековых записях нашлось немало народу по имени Роберт или Робин Гуд, и часть из них и правда была преступниками – но не настолько известными и значительными, чтобы поспособствовать рождению легенды.

Робина Гуда сопровождает отряд верных соратников, все вместе они живут в Шервудском лесу в Ноттингемшире (Nottinghamshire), где, в основном, происходит действие первых баллад о Робине и современных кино- и телефильмов. В самых ранних источниках он был ушедшим в леса йоменом, свободным крестьянином, но позже часто изображался аристократом-изгнанником, несправедливо лишенным своих владений из-за козней бессовестного шерифа. Лесного лучника часто называют Робином из Локсли (Loxley) – считается, что он родился в этой деревне близ Шеффилда (Sheffield), но эта версия датируется концом 16-го века, тогда как существуют и более ранние версии места его рождения, например, деревенька Скелоу в Южном Йоркшире (Skellow, South Yorkshire), которую связывают с именем Робина Гуда с 1422 года.

Первая ссылка на стихи о Робине Гуде датируется концом 14-го века, но сами баллады были записаны только в 15-м и 16-м веках, и уже в них Робин Гуд обладает всеми своими основными чертами – он происходит из простолюдинов, поклоняется Богородице, пользуется повышенным вниманием у женщин, он умелый лучник, терпеть не может церковников и враждует с Ноттингемским шерифом (Sheriff of Nottingham). В отряде Робина уже появились Маленький Джон (Little John), Уилл Скарлет (Will Scarlet) и Мач, сын мельника (Much the Miller"s Son), но еще нет упоминания о деве Мэриан (Maid Marian) и веселом монахе брате Туке (Friar Tuck) – они возникнут чуть позже. В популярной культуре Робин Гуд считается современником и сторонником короля Ричарда Львиное Сердце (Richard the Lionheart), то есть живет в Англии (England) 12-го века.

Интересно, что первые баллады дают читателям несколько деталей, чтобы определить время действия, таких как король Эдуард (Edward), например, но баллады, конечно, не могут считаться в таких делах надежным историческим источником. Тем более, что королей с таким именем было несколько - король Эдуард I вступил на престол в 1272 году, а Эдуард III скончался в 1377 году. С 16-го века Робин Гуд "становится" дворянином, как правило, его считают графом Хантингтоном (Earl of Huntingdon), и эта версия пользуется большой популярностью до сих пор.

В любом случае, Робин Гуд – образец для любого благородного разбойника. Он собирает дань с богатых торговцев, рыцарей или высокопоставленных церковников, которым не посчастливилось встретиться с ним в Шервудском лесу, предлагая им отобедать сочной олениной, добытой, само собой, браконьерством. Правда, платой за такой обед обычно служит кошелек "гостя". Существуют и исключения из правил – в одной из баллад Робин Гуд приглашает на обед рыцаря, намереваясь обчистить его до нитки, но узнав, что рыцарь вот-вот лишится своей земли, на которую положил глаз жадный аббат, он дает ему достаточно денег, чтобы заплатить долг аббату.

Робин Гуд молод, высок, хорош собой и очень неглуп, несмотря на свое простое происхождение. Он и его люди обычно одеваются в зеленое, что помогает им прятаться в густых лесных зарослях. У него острый язык, он любит пошутить, и может оказаться вспыльчивым и скорым на расправу. Очень интересно, что в балладах Робин держит своих людей в строгом подчинении, и, признавая его главенство, они встают перед ним на колени как перед своим лордом – в средневековых сказаниях нет и намека на современные идеалы равенства и братства. Историки утверждают, что легенда о Робине Гуде культивировалась, в основном, в среде джентри, мелкого дворянства, и было бы ошибкой видеть в нем воплощение крестьянского восстания. Он не столько бунтует против социальных стандартов средневековья, сколько воплощает их – щедрый, в меру благочестивый и куртуазный, презирающий жадных, изнеженных и неучтивых врагов. Хотя в его отряде "весельчаков" ("Merry Men") больше ста человек, регулярно описываются в балладах только четыре-пять из них, самые ближайшие друзья и соратники Робина.

Самое позднее к началу 15-го века Робин Гуд стал ассоциироваться с майскими праздниками, и примерно тогда же в источниках появилась романтическая привязанность Робина Гуда к деве Мэриан (или Мэрион), которая становится в итоге его подругой жизни. Мэриан тоже изображается то простолюдинкой, то наследницей знатного рода, и в современной культуре считается, что, в конце концов, Робин и Мэриан женятся и покидают лес, возвращаясь к богатой и цивилизованной жизни.

Викторианская эпоха создала собственного Робина Гуда – именно в этот период он становится филантропом, который грабит богатых, чтобы одаривать бедных, - а 20-й век принес свои изменения: от книги к книге, от фильма к фильму Робин Гуд превращался из веселого разбойника в национального героя эпического масштаба, который не только заботится о слабых, но еще и отважно защищает английский трон от недостойных и продажных лордов.

Памятник Робину Гуду в Ноттингеме

Баллады о Робине Гуде впервые упомянуты около 1377 года в поэме Уильяма Ленгленда «Видение о Петре Пахаре», а самые ранние их записи датируются серединой XV века .

В ранних балладах Робин был йоменом , то есть свободным мелким землевладельцем, в более поздних он предстаёт несправедливо лишённым титула и имения графом Хантингдонским , жившим в XIII столетииОшибка в сносках : Неправильный вызов: неверные ключи, например было указано слишком много ключей или ключ был неправильным .

Именно серединой XV века датируется старейшая из баллад о «благородном разбойнике» - «Робин Гуд и монах», а в конце XV столетия появляется «Ма­лая жес­та о Ро­бин Гу­де» (A Lytell geste of Robyn Hode ).

Родиной Робина Гуда называют селение Локсли , по названию которого иногда именуют и самого Робина - Робином Локсли. Его лесная армия насчитывает несколько десятков вольных стрелков. Все они - отличные лучники, смелые, изобретательные и по-своему благородные люди.

Этимология

Слово «hood » по-английски означает «капюшон » и указывает на элемент одежды Робина Гуда, а с ошибочной русской этимологией от англ. good - «хороший» связано только схожим звучанием. Вообще «hood » - это не только капюшон, но и несколько других подобных головных уборов - башлык , чепец , клобук , шлем человеческий или конский (главное, чтоб он закрывал / защищал всю голову). Робин Гуд и его противник Гай Гисборн носят головные уборы, называющиеся одним и тем же словом - капюшон и рыцарский шлем. Но у слова «hood» есть и переносный смысл - «скрывать (накрыть капюшоном)».

Слово «robin» переводится как «малиновка », но возможно, что имя героя - результат переосмысления выражения «Rob in hood» - «Роб (Роберт) („rob“, „robber“ также означает „грабитель“) в капюшоне». Так Робина назвала Мариан, когда он выиграл турнир лучников и провозгласил её королевой турнира.

Оба эти значения, hood-капюшон и robin-малиновка, обыграны в популярном телесериале «Робин из Шервуда » («Robin of Sherwood», Великобритания, 1984-1986), где главный герой часто называется «Робином в капюшоне».

Известна также ассоциация Робина Гуда с Робином Добрым Малым (англ. Robin Goodfellow ), или Паком (англ. Puck ) - лесным духом в фольклоре фризов , саксов и скандинавов .

Согласно утверждению английского писателя Стивена Р. Лоухеда (англ.) русск. , автора трилогии «Робин Гуд: Король воронов» (англ.) русск. (2006-2009), слово «гуд» на кельтском языке означает «колдун» [ ] .

Образ Робина Гуда в культуре

Литература

Художественные фильмы

Телесериалы

  • Робин Гуд / Robin Hood (). Шесть серий. Сериал снят телекомпанией BBC . В главной роли: Патрик Тротон . Первое появление Робина Гуда на телевидении. 30-минутные серии транслировались в прямом эфире и сохранились только отрывками.
  • Приключения Робин Гуда / The Adventures of Robin Hood (1955-1959, 4 сезона, всего 143 серии). В главной роли: Ричард Грин. На русский язык не переводился.
  • Злоключения Робина Гуда / The Misadventures Of Robin Hood (Великобритания, 1976) . Скетч в «Шоу Бенни Хилла ». В роли Робина Гуда: Бенни Хилл .
  • «Робин из Шервуда » (Великобритания, 1983-1985, 3 сезона, всего 26 серий). В главной роли: Майкл Прейд , Джейсон Коннери .
  • Новые приключения Робина Гуда / The New Adventures of Robin Hood (1997-1999, 4 сезона по 13 серий). В роли Робина Гуда: Мэттью Порретта.
  • Назад в Шервуд / Back to Sherwood (Канада , ). В главной роли: Эйми Касл (Aimée Castle ).
  • «Робин Гуд » / Robin Hood (2006-2009). 3 сезона по 13 серий. Сериал снят телекомпанией ВВС. В роли Робина Гуда: Джонас Армстронг .
  • «Однажды в сказке » / Once Upon a Time (2011, телекомпания ABC). В роли Робина Гуда: Шон Магуайр , а также Том Эллис .
  • «Доктор Кто » / Doctor Who (2014, телекомпания BBC). 8 сезон 3 серия; в роли Робина Гуда: Том Райли .
  • В сериале «Зачарованные » 14 серии 7 сезона экс-демон Дрейк из-за заклинания думает, что он Робин Гуд. Также в этой же серии спародированы некоторые сцены из истории Робина Гуда.
  • цикл скетчей «Робин и Мэриан Гуд» в российском скетч-шоу «Нереальная история » (СТС, 2011-2013)

Мультсериалы

  • Мультсериал Реактивный Робин Гуд / Rocket Robin Hood (Канада, США, -). Действие происходит в 3000 году на Шервудском астероиде, где Робин Гуд и его банда «весёлых космонавтов» борются против злого шерифа.
  • Отважный Робин Гуд (СССР, 1970). В этом мультфильме прозвучала песня М. Зива на стихи Евгения Аграновича («Свершили в чаще колдуны над Робин Гудом чудо…»).