Русская литература 16 века презентация. Презентация по истории "Русская литература XV - XVI вв. ". Великие Минеи Четьи

краткое содержание других презентаций

«Литература Средневековья» - План урока. Французская поэзия трубадуров. Грузинская поэма. Литература Средних веков. Литература Средневековья. Этапы общения с литературным текстом. Античная литература. Словарь. Эстетические идеалы Средневековья. Немецкий героический эпос.

«Литература в 14-16 веках» - Просвещение. Литература. Книгопечатание. Просвещение, устное народное творчество,литература в XIV- XVI веках. Устное народное творчество. «Повесть о разорении Рязани Батыем». Особенности развития русской культура в XIV-XVI веках. Исторические песни. Подведение итогов. Развитие литературы XVI века. Летописание.

«Средневековая литература и искусство» - Живопись. Рыцарская поэзия. Поэты-певцы. Рыцарская литература. Готика. Франсуа Вийон. Данте Алигьери. Романский храм. Любовь. Последня баллада Франсуа Вийона. Витражи. Рыцарские поэты. Готический храм. Городская литература. Библия для неграмотных. Средневековое искусство. Средневековая литература. Книжная миниатюра. Путешествие в загробное царство. Рыцарские романы и повести.

«Средневековая европейская литература» - Рыцарский роман. В своем развитии она проходит два больших этапа. Литература города. Рыцарская литература. Лирика. Пьер Абеляр. Средневековая литература. Время бескультурья. Религиозная литература. Европейская средневековая литература.

«Литература 15 века» - Хождения. Просвещение. Летописание. Исторические повести. Процессы преодоления культурной замкнутости. Первые печатные издания. Былинный эпос. Интерес к всемирной истории. Раздробленность государства. Летопись. Литература. Фольклор. Народное творчество. Издатели. Литература XIV – XVI вв. Исторические песни, сказания. Жития. Проверь себя.

«Литература эпохи Средневековья» - «Песнь о Нибелунгах». Рыцарский роман. Литература раннего Средневековья. «Песнь о Роланде». Поэзия вагантов. Героические поэмы. Песнь о посте в любви. Песнь о моём Сиде. Городская литература. Куртуазная литература. Литература зрелого Средневековья. Небольшие рассказы шутливого содержания. «Всепьянейшая литургия», знаменитая анонимная пародия XIII в.. «Песнь о Сиде». Проверьте себя. «Беовульф», Х в.

Культура Руси 16 в. План урока

  • Живопись 16 в.
  • Архитектура 16 в.
  • Литература 16 в.
  • Основы научных знаний в 16 в.
  • Просвещение в 16 в.
1. Живопись 16 в.
  • Конец XV- начало XVI в. в русской иконописи - это время Дионисия. Гениальный художник, он не только продолжал традиции Андрея Рублева, но и создал свой собственный художественный метод, во многом остающийся загадкой даже для исследователей. Иконы Дионисия отличаются особой праздничностью.
  • Фреска собора Ферапонтова монастыря (Дионисий, 1502 год).
1. Живопись 16 в.
  • Работы Дионисия разных лет
1. Живопись 16 в.
  • С середины XVI века усилился контроль за соблюдением канонов иконописи, одновременно с этим с этим в церковную живопись привносятся мотивы прославления государства. Усиливаются декоративность живописи, усложняется ее композиция. Наиболее известные мастера - Прокопий Чирин, Истома Савин .
  • Работы Прокопия Чирина
1. Живопись 16 в.
  • Заметной становится и светская живопись: росписи Золотой палаты в Кремле (1552 г.); не сохранившиеся фрески Грановитой палаты (аллегорические сюжеты на основе библейской истории об Иосифе Прекрасном, возвышающие Бориса Годунова).
  • Золотая Царицина палата
2. Архитектура 16 в.
  • Объединение русских земель привело к массовому строительству по всей территории государства городов и крепостей. В церковном зодчестве XVI в. утвердилось строительство шатровых храмов. Шедевры русской национальной архитектуры - церковь Вознесения в Коломенском (1532 г.), построенная в честь рождения Ивана IV, Покровский собор (собор Василия Блаженного), сооруженный в честь взятия Казани (авторы Барма и Постник).
2. Архитектура 16 в.
  • В XVI в. многие русские города и монастыри украсились пятиглавыми храмами, построенными по образцу кремлевского Успенского собора. Это Успенский собор в Троицко-Сергиевской лавре, Смоленский собор в Новодевичьем монастыре, соборы в крупных городах: Суздале, Туле и др.
  • Смоленский собор в Новодевичьем монастыре
2. Архитектура 16 в.
  • Разрасталась Москва: вокруг Кремля появились ремесленные и торговые посады, купеческие и боярские усадьбы, постепенно сложилась характерная радиальная московская застройка, были построены Китайгородская стена, защищавшая прилегавшие к Красной площади слободы; белокаменные стены Белого города (современное бульварное кольцо); Земляной город (современное Садовое кольцо).
  • Фрагмент китайгородской стены. Фото нач.20 в.
2. Архитектура 16 в.
  • С 1505 по 1508 гг. в Кремле строилась Ивановская колокольня. Ее возвел на месте старой церкви Иоанна Лествичника итальянский архитектор Бон Фрязин.
  • Колокольня Ивана Великого
3. Литература 16 в.
  • Летописание продолжало оставаться одним из распространенных литературных жанров. Однако свою задачу летописцы XVI века видели уже не только в том, чтобы фиксировать факты - они составляли летописные своды в исторической ретроспективе, стремясь обосновать те или иные важные для государства идеи.
3. Литература 16 в.
  • «Степенная книга», содержавшая портреты описания великих князей и митрополитов от Владимира до Ивана IV, утверждала нерушимость союза церкви и государства. «Летописец начала царства», повествующий о первых годах правления Ивана Грозного, обосновывал необходимость установления царской власти.
3. Литература 16 в.
  • Своеобразной исторической энциклопедией того времени стала Никоновская летопись (один из ее списков, содержащий около 16 тыс. великолепных миниатюр, получил название Лицевого свода).
  • Иллюстрации из Лицевого свода
3. Литература 16 в.
  • Большое распространение получили публицистические и исторические сочинения («Хронограф», «Повесть о Вавилонском царстве», «Повесть о зачале Москвы»), в которых возвеличивалась великокняжеская власть и утверждалась мировая роль России. Среди сочинений, затрагивающих проблемы морали, наиболее известны были «Житие митрополита Филарета», «Четьи-Минеи» (12-томное собрание житий святых и других религиозных текстов) и «Домострой» - свод правил и норм поведения, охватывающий буквально все стороны жизни человека: от нравственных норм, рекомендаций по воспитанию детей, отношений в семье, до кулинарных рецептов.
  • Страница из «Домостроя»
4. Основы научных знаний
  • Особенностью научных знаний, бытовавших в XVI в., был их прикладной характер, связь с насущными потребностями общества: развитие ремесел требовало новых знаний и способствовало их накоплению. Так, для литейного дела (создания мощной артиллерии, отливки больших колоколов) и строительства требовалось знание начал математики и физики, чтобы обеспечить необходимую точность расчетов. Химия развивалась благодаря потребностям медицины, иконописи, солеварения. Начала астрономии, изложенные в переводных астрологических трактатах, помогли составить первые календарные таблицы церковных праздников.
  • Появились и первые словари иностранных языков: «Речи толкования, «Толк языка». Накопление географических знаний происходило в писцовых и межевых чертежах, посольских и разрядных книгах, записках о различных путешествиях. Так, в России XVI в. знали о морском пути в Индию и Китай через Ледовитый океан.
5. Просвещение 16 в.
  • Основой просвещения в XVI в. была русская православная церковь. При монастырях продолжали создаваться центры книгописания, библиотеки, школы, учителями в которых чаще всего были монахи и дьяки. В число изучаемых дисциплин обычно входили: азбука, чтение, письмо, арифметика, «Часослов» (сборник молитв, составленный в соответствии с часом службы), «Псалтирь» (сборник псалмов библейского царя Давида).
  • Троице-Сергиев монастырь
5. Просвещение 16 в.
  • Для обучения грамоте в XVI в. уже были созданы специальные учебники:
  • по чтению - «Азбуковник»;
  • по грамоте - «Начало грамоты греческой и русской» (автор Максим Трек), «Беседа о учении грамоте...»;
  • по арифметике - «Книга рекома по-гречески арифметике, по-немецки - Алгоризма, по-русски - цифирная мудрость».
  • Книга 16 в.
5. Просвещение 16 в.
  • Важное значение для распространения знаний имело появление книгопечатания. Первые книги без указания года и места издания появились в 50-ые гг. XVI в. После создания в 1564 г. по указу Ивана Грозного типографии первопечатник Иван Федоров напечатал «Апостол», «Часослов» и другие книги.
  • Книга «Апостол» 16 в.
  • Памятник Ивану Федорову
Блоки презентаций по полным курсам обществознания, истории, МХК Вы можете скачать по адресу http://www.presentation-history.ru/ Домашнее задание
  • Доклады:
  • Архитектура 16 в.
  • Развитие науки в 16 в.
  • Образование в 16 в.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Вторая половина XV в. - время больших перемен в Северо-Восточной Руси. Конец XV в. - время расцвета гражданского и церковного строительства Древней Руси (в конце XV в. были построены главный храм Московской Руси - Успенский собор и здание Грановитой палаты. Важнейшие перемены происходят в этот период и в русской письменности. Если прежде основным материалом для письма был дорогой пергамент, то с XV в. его вытесняет бумага. Бумага была привозным товаром, однако она была все же гораздо дешевле пергамента. Россия XV в. располагала некоторыми фрагментами античной и средневековой науки. Популярная среди переписчиков «Пчела» приводила высказывания Аристотеля, Демокрита и других философов.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Одной из наиболее устойчивых форм древнерусской литературы было историческое повествование.Вторая половина XV в. - время расцвета русского летописания. Ни от какой исторической эпохи до нас не дошло такого количества разнообразных летописных сводов. К середине XV в. относится общерусский свод. Троицкая летопись с богатой новгородской летописной традицией и использовавший также тверское, псковское и иное местное летописание. Свод этот именуется обычно Новгородско-Софийским или сводом 1448 г. Это был первый в полном смысле слова общерусский свод, который ввел в летописание ряд развернутых рассказов о важнейших событиях отечественной истории (обширные повести о монгольском нашествии, повести о Михаиле Черниговском, Михаиле Ярославиче, Дмитрии Донском, Куликовской битве, нашествии Тохтамыша).

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Первый лист”Учительной Псалтири”16 век. Новгородские летописи. Летописи в Новгороде появились рано. До нас дошло только несколько Новгородских летописных сборников

7 слайд

Описание слайда:

Яркие сатирические зарисовки мы встречаем, например, в летописном своде, отразившемся Ермолинской летописи. Особенно выразительна история воеводы-взяточника Семена Беклемишева. По приказу великого князя он должен был защищать жителей города Алексина на Оке, подвергшегося нашествию татар. Но Семен Беклемишев потребовал у граждан за их защиту «посула» (взятки). Алексинцы согласились дать ему пять рублей; тогда Беклемишев пожелал получить еще «шестого рубля - жене своей». Стали торговаться, но тем временем подошли татары, и Беклемишев - «человек на рати вельми храбр», по издевательскому замечанию летописца, сбежал за реку с женой и слугами, оставив город на произвол неприятеля. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина заключалось не только в том, что путешествие Никитина было не паломничеством в христианскую землю, а поездкой по торговым делам в далекую Индию, но и в глубоко личном характере повествования купца-путешественника. Непосредственность рассказа Никитина, обилие конкретных деталей, делающих его повествование зримым и убедительным, не только сближают «Хожение» с теми «картинками из жизни», которые мы встречали в неофициальных летописных сводах.

8 слайд

Описание слайда:

Написанные для себя, записи Никитина представляют собой один из наиболее «личных» памятников Древней Руси: мы знаем Афанасия Никитина, представляем себе его индивидуальность несравненно лучше, чем индивидуальность большинства русских писателей с древнейших времен до XVII в. Автобиографичность и лиричность «Хожения за три моря», передающего душевные переживания и настроения автора, были новыми чертами в древнерусской литературе, характерными именно для XV в.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

В XV – XVI веках cоздаются первые жития юродивых: Прокопия Устюжского, Василия Блаженного и др. таково и житие муромского князя Константина и его сыновей Михаила и Федора, в которых рассказывается о крещении Муромской земли – об этих князьях известно только из их жития. Сюда можно и отнести повесь о Меркурии Смоленском – юноше, обладателе чуда меча, спасшего Смоленск от войска хана Батыя и в итоге, принёсшем себя в жертву. В середине XVI века священник Ермолай-Еразм пишет житие двух полулегендарных героев – князя Петра и княгини Февроньи Муромских – эти герои лежат в основе Дня любви и семейного благополучия, который отмечаем сейчас в России.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

В 50-е годы XVI века в Москве возникает первая русская типография, основанная в доме священника Сильвестра. Книги этой типографии не имеют выходных данных, в которых сообщается время и место издания, имя владельца и печатника. Известны безымянные книги семи наименований: "Четвероевангелие", "Триодь постная, "Псалтырь.

13 слайд

Описание слайда:

Все известные фолианты были напечатаны в период с 1553 по 1565 год. По косвенным документам были установлены имена "мастеров печатных книг"; Маруши Нефедьева, новгородца Васюка Никифорова, Андроника Тимофеева Невежи. Во главе государственной типографии был поставлен Иван Федоров, который приступил к организации "друкарни" вместе со своим помощником Петром Мстиславцем. 19 апреля 1563 года Иван Федоров и Петр Мстиславец "начата печатати книги Деяний апостольских, соборных посланий и посланий святого Павла". Это издание вошло в историю как "Апостол" Ивана Федорова. Выход в свет 11 марта (1 марта по старому стилю) 1564 года первой точно датированной московской печатной книги имел большое значение для русской культуры. Деятельность Ивана Федорова в Москве завершилась изданием "Апостола" и "Часовника", после этого он был вынужден покинуть "первопрестольный" - столичный город. О причинах ухода Иван Федоров пишет в послесловии к "Апостолу" в 1574 году: в Москве нашлись люди, которые захотели "благое в зло превратити и божие дело вконец погубити", на печатников "зависти ради многие ереси сумышляли".

14 слайд

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Литература 14-16 веков Подготовила Щур И.А., учитель русского языка и литературы МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области» 2016год

2 слайд

Описание слайда:

План 1.Первые библиотеки. Обучение грамоте. 2. Книгопечатание 3.Былинный эпос 4.Воинская повесть. 5. Тверской купец Афанасий Никитин 6. Общерусское летописание

3 слайд

Описание слайда:

С 14 века из-за границы стали ввозить на Русь бумагу, раньше для письма использовали бересту и пергамент. Бумага была дешевле, поэтому книг стало намного больше, они стали более доступны. Крупнейшими книжными центрами на Руси были монастыри, в которых располагались книгописные мастерские и библиотеки, насчитывающие десятки, а иногда и сотни книг. Так как возрастает потребность в грамотных людях, то на Стоглавом соборе в 1551 году принимается решение открыть в крупных городах училища при церквях и монастырях, где священники должны были обучать христианских детей письму и грамоте.

4 слайд

Описание слайда:

В 1564 году в Москве на Печатном дворе дьяк Иван Федоров, высокообразованный человек, и его помощник Петр Мстиславец напечатали первую русскую книгу «Апостол», тем самым создав русское книгопечатание. В 1565 году ими же был издан «Часословец» – книга для обучения грамоте. Книгопечатания имело огромное значение для Руси – печатные книги были намного дешевле рукописных, а, значит, и более доступны широким массам населения.

5 слайд

Описание слайда:

В 14-16 веках наивысшего расцвета на Руси достиг героический былинный эпос, обычно обращенный к временам Киевской Руси. Героями былин были князь Владимир Красное Солнышко, богатыри Святогор, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, пахарь Микула Селянинович и так далее. Особняком в русском эпосе стоит новгородский цикл былин. Основой сюжетов этих сказаний стали случаи из жизни обитателей Великого Новгорода, а любимыми героями – Садко и купец Василий Буслаев. В это же время появляется и новый жанр народного творчества – исторические песни. Их героями были не богатыри, а простые, часто реально существовавшие люди, которые совершили тот или иной подвиг в борьбе против завоевателей (например, песни об Авдотье Рязаночке или о Щелкане Дудентьевиче). В 16 веке было сложено много песен об Иване Грозном, в частности, о взятии им Казани или походе на Новгород. Отдельные исторические песни были посвящены Ермаку, его присоединению Сибири и героической гибели.

6 слайд

Описание слайда:

В 14-15 веках в русской литературе распространился такой жанр, как воинская повесть. В основе этих произведений лежали конкретные исторические факты, события и люди. Основным мотивом воинской повести был патриотический. Можно назвать такие выдающиеся памятники литературы, как «Повесть о разорении Рязани Батыем» неизвестного автора, прославление Куликовской битвы Сафонием Рязанцем в поэме «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», созданное неизвестным автором. Все эти произведения проникнуты чувством восхищения подвигом и боевым духом русских воинов.

7 слайд


Фольклор главная тема устного народного творчества- борьба за независимость; складывались былины о богатырях Русской земли: в них отразились как ранние периоды героической борьбы народа, так и поздние боевые свершения; в XVIв. наиболее распространенным жанром фольклора стали исторические песни, откликавшиеся на важнейшие события, оставившие глубокий след в народном сознании; слагались в народе и лирические, и свадебные песни, остроумные пословицы и поговорки, веселые частушки;


«Слово о погибели земли русской» «О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами Божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!» Героическая тема




«Задонщина» «Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его Владимире Андреевиче. Писание Софония Рязанца» или «Задонщина» создано в конце XIV века. Написано в радостном, мажорном стиле К славному городу Москве съехались все князья русские и говорили таково слово: «У Дона стоят татары поганые, Мамай- царь у реки Мечи, между Чуровым и Михайловым, хотят реку перейти и с жизнью своей расстаться нам во славу». И сказал князь великий Дмитрий Иванович: «Брат, князь Владимир Андреевич, пойдем туда, прославим жизнь свою, удивим земли, чтобы старые рассказывали, а молодые помнили! Испытаем храбрецов своих и реку Дон кровью наполним за землю Русскую и за веру христианскую!» Героическая тема


«Сказание о Мамаевом побоище» «И сошлись грозно обе силы великие, твердо сражаясь, жестоко друг друга уничтожая, не только от оружия, но и от ужасной тесноты под конскими копытами испускали дух, ибо невозможно было вместиться всем на том поле Куликове …» Героическая тема


«Житие святого Александра Невского» Рассказывало о подвигах князя в борьбе со шведскими и немецкими завоевателями, о его дипломатической деятельности и отношениях с Ордой, о его загадочной смерти на пути из Сарая. Русские люди, читая «Житие..», проникались высшими идеями служения Родине Биографическая тема


«Житие святого Сергия Радонежского» Со страниц жития встает образ высоконравственного, трудолюбивого, глубоко религиозного человека, для которого высшее счастье вершить благие дела и трудиться во имя благополучия родной земли. Со страниц жития встает образ высоконравственного, трудолюбивого, глубоко религиозного человека, для которого высшее счастье вершить благие дела и трудиться во имя благополучия родной земли. Составлено Епифанием Премудрым (XIV в). Составлено Епифанием Премудрым (XIV в). Биографическая тема


«Великие Четьи-Минеи» «Чтения ежемесячные» (XVI в) - календарные сборники житий святых, расположенные по месяцам в соответствии с днями их памяти. Сборник вобрал в себя все книги, читавшиеся на Руси, стал своего рода церковно- литературной энциклопедией русского средневекового общества. Поучения


«Домострой» Священник Сильвестр (XVI в), истовый поборник патриархальных порядков, составил руководство по поведению православного человека в семье и обществе. Одной из главных идей «Домостроя» - подчинение в государстве царской власти, а в семье ее главе. «Чада… любите отца своего и мать свою и послушайте их, и повинуйтесь им по Боге во всем. И старость их чтите.» «…Не красти…, не солгать, не оклеветали, не завидует, не обидеть, не клепати,…не бражничать, …не помнить зла, не гневаться ни на кого, к большим быть послушной и покорна, к средним – любовно, к меньшим и убогим – привет ну и милостиву» Поучения


«Повесть о Петре и Февронии» Произведение древнерусской литературы (XVI в.), написанное Ермолаем-Еразмом, рассказывает о любви крестьянки и князя. Муромский князь Петр, излеченный Февронией от тяжелой болезни, нарушает обещание жениться на ней. Бог вновь насылает на него болезнь. Только вернувшись к Февронии, князь окончательно выздоравливает. Бояре, недовольные тем, что княгиней стала незнатная девушка, требуют от нее уйти из Мурома. Князь уходит вместе с ней. В конце концов бояре и жители Мурома просят Петра и Февронию вернуться. Петр и Феврония правят до смерти и умирают в один день, причем тела их чудесным образом соединяются в одном гробу. Поучения


Публицистика важнейшие вопросы жизни общества становятся предметом широкого обсуждения важнейшие вопросы жизни общества становятся предметом широкого обсуждения обосновывались важнейшие идеи официальной доктрины самодержавия обосновывались важнейшие идеи официальной доктрины самодержавия «Сказание о князьях Владимирских», созданное в начале XIV века, выводило родословную русской царской династии от римского императора Августа «Сказание о князьях Владимирских», созданное в начале XIV века, выводило родословную русской царской династии от римского императора Августа Теория «Москва- третий Рим» (старец Филофей, XV век) - истинный хранитель христианства Москва, которая будет существовать вечно. Теория «Москва- третий Рим» (старец Филофей, XV век) - истинный хранитель христианства Москва, которая будет существовать вечно. В произведениях Ивана Пересветова развивается идея о необходимости создания сильной самодержавной власти, опирающейся на дворянство. В произведениях Ивана Пересветова развивается идея о необходимости создания сильной самодержавной власти, опирающейся на дворянство. замечательными публицистами XVI века являются А.М. Курбский и Иван IV Грозный замечательными публицистами XVI века являются А.М. Курбский и Иван IV Грозный Публицистика


«Хождение за три моря» Записки тверского купца Афанасия Никитина содержат описание Персии, Индии, Китая, Цейлона. «А Русь (Бог да сохранит! Боже, сохрани ее! Господи, храни ее! На этом свете нет страны, подобной ей, хотя эмиры Русской земли несправедливы. Да устроится Русская земля и да будет в ней справедливость! Боже, Боже, Боже, Боже!)» Хождения


Летописи Конец XIII в. – возрождение местного летописания Конец XIII в. – возрождение местного летописания XIV – XV вв. – общерусское летописание: XIV – XV вв. – общерусское летописание: «Русский хронограф» (1512) – сборник занимательных и нравоучительных сочинений по русской и всемирной истории «Русский хронограф» (1512) – сборник занимательных и нравоучительных сочинений по русской и всемирной истории «Лицевой свод» (Никоновская летопись) – создана в 70-е гг. XVI в., содержит 16 тысяч цветных миниатюр – своеобразная историческая энциклопедия XVI века. «Лицевой свод» (Никоновская летопись) – создана в 70-е гг. XVI в., содержит 16 тысяч цветных миниатюр – своеобразная историческая энциклопедия XVI века. Летописание


Письменность стало больше рукописных книг, хотя «книжное писание» оставалось нелегким трудом стало больше рукописных книг, хотя «книжное писание» оставалось нелегким трудом широкое распространение письменности привело к вытеснению пергамента, основным материалом стала бумага широкое распространение письменности привело к вытеснению пергамента, основным материалом стала бумага была сделана попытка завести бумажное дело и в России была сделана попытка завести бумажное дело и в России писание велось чернилами, а так же растворенным золотом и серебром для украшения текстов писание велось чернилами, а так же растворенным золотом и серебром для украшения текстов стала господствовать скоропись стала господствовать скоропись распространение тайнописи распространение тайнописи к середине XVI века изготовление рукописных книг не удовлетворяло возрастающие потребности в книгах, что стало основной причиной необходимости книгопечатания на Руси к середине XVI века изготовление рукописных книг не удовлетворяло возрастающие потребности в книгах, что стало основной причиной необходимости книгопечатания на Руси


Книгопечатание Первая типография в Москве была открыта в 1553 году Первым печатником был Иван Федоров и (его помощник Петр Мстиславец) Первая датированная печатная книга – «Апостол» - вышла в свет 1 марта 1564 года В XVI веке в России типографским способом было издано всего 20 книг, все церковно- религиозного содержания


Литература XIV-XVI вв. отражала события и идеологию времени объединения княжеств, формирование централизованного государства отражала события и идеологию времени объединения княжеств, формирование централизованного государства усиливается официальный характер литературы, ее отличительной чертой становится пышность и торжественность усиливается официальный характер литературы, ее отличительной чертой становится пышность и торжественность заметнее проявляется литературный стиль автора заметнее проявляется литературный стиль автора Рост личностного начала, обращение к отображению внутренней жизни человека Рост личностного начала, обращение к отображению внутренней жизни человека в исторические произведения все сильнее проникает вымысел, придающий повествованию большую сюжетную занимательность в исторические произведения все сильнее проникает вымысел, придающий повествованию большую сюжетную занимательность


Школы книгопечатание способствовало распространению грамотности книгопечатание способствовало распространению грамотности 1574 г. во Львове был напечатан первый «Букварь», ставший первым светским учебником 1574 г. во Львове был напечатан первый «Букварь», ставший первым светским учебником часто учебными пособиями являлись богослужебные книги часто учебными пособиями являлись богослужебные книги обучали чтению, грамматике с правилами склонений и спряжений обучали чтению, грамматике с правилами склонений и спряжений обучение на Руси велось буквослагательным методом: нараспев повторяя прочитанное обучение на Руси велось буквослагательным методом: нараспев повторяя прочитанное