Внеклассное мероприятие на тему «Юбилей Н. М, Карамзина. Brandergofer: Ко дню рождения Карамзина. Выдержки из произведений историографа Ровная приветливость Карамзина, его невозмутимость раздражали старых царедворцев с их каменными лицами

12 декабря 2009 года исполняется 243 года со дня рождения Николая Михайловича Карамзина - не самого востребованного, но, пожалуй, самого нужного нам сегодня русского интеллектуала.

В эпилоге своей книги "Сотворение Карамзина" Юрий Михайлович Лотман пишет: "Карамзин создавал себя - создавал писателя, создавал человека. И одновременно он создавал русской культуре образцы Писателя и Человека, которые входили в сознание поколения, формируя личности и биографии других писателей. Он создавал еще две важнейших фигуры в истории культуры: русского Читателя и русскую Читательницу".

В 1791 году, вернувшись из путешествия по Европе (он видел своими глазами Французскую революцию), Карамзин взялся издавать "Московский журнал", имея в виду привить русскому образованному обществу хороший литературный вкус. Он был убежден, что именно хороший вкус, а не занудное морализаторство - залог просвещения и общественной нравственности.

В 1801 году, после воцарения Александра I, он стал издавать "Вестник Европы" - первый русский политический журнал. Это было продолжение той же просветительской миссии, которую Карамзин сам себе избрал: теперь нужно было привить русскому обществу вкус к трезвой политической мысли. Его заботила не столько пропаганда собственных взглядов, сколько создание среды для спокойного и здравого размышления и обсуждения государственных дел - общественного мнения.

Наконец, Карамзин пришел к мысли, что русскому образованному обществу необходимо историческое сознание. Он засел за "Историю государства Российского". Это был не первый опыт систематического изложения русской истории, но уникальный по своему культурному значению труд. Готовясь к работе над "Историей", Карамзин много раз писал в письмах, в статьях, что русский читатель, читающий в основном по-французски, а в истории увлекающийся, конечно, величественным Древним Римом, должен увлечься своей родной историей. А потому нужны яркие исторические фигуры, эффектные поступки, речи и жесты, которые так завораживают у Тацита и у Плутарха. Этой идее и подчинена "История государства Российского".

До Карамзина русской историей более или менее профессионально занимались и Татищев, и Миллер, и Ломоносов, и Щербатов, и Шлецер, но никто из них не писал для широкого читателя. Именно с Карамзина русское общество начало открывать для себя родную историю. Василий Ключевский и самый занудный на свете историк Сергей Соловьев увлеклись историей не благодаря Миллеру и Ломоносову, а благодаря Карамзину.

Отбор событий и явлений русской истории, произведенный Карамзиным, их трактовки, характеристики, данные им историческим деятелям, создали матрицу русского исторического мышления. В известном смысле, все русские историки следовали за Карамзиным: перепевали его, уточняли, критиковали, спорили, меняли оценки, смещали акценты, выдвигали альтернативные объяснения, но оставались в том русле, в которое он ввел русское историческое мышление. Как ни пытались последующие историки принизить значение "Истории государства Российского", как ни объявляли ее вторичной, ненаучной, реакционной - все равно у них самих в конце концов вылезала в текстах "карамзинщина". Предложенная Карамзиным концепция русской истории настолько стройна и так тщательно обоснована, что и по сей день остается доминирующей в массовом сознании (в той мере, в какой массовому сознанию вообще свойственно историческое мышление).

Карамзин всегда подчеркивал, что в душе он - республиканец. Однако процветать, по его мнению, может лишь та республика, в которой человеческие страсти усмирены непоколебимой общественной нравственностью и гражданскими добродетелями каждого человека. Понимая несбыточность этого проекта, Карамзин настаивал на благотворности просвещенного самодержавия, при котором добродетельная и прозорливая верховная власть способна держать разрушительные человеческие страсти в узде законов, а если придется - то и силы.

С этой точки зрения Карамзин и препарирует русскую историю. Разрозненные славянские племена IX века не могут счастливо обустроить свою жизнь и стать заметными на исторической арене - нужно, чтобы их собрали под своей властью киевские князья. В разрозненных княжествах - осколках Киевской Руси - царит смута и разруха, и нужны князья московские, чтобы вновь объединить Русь и облагодетельствовать всякого ее обитателя. Стоит самодержавной власти ослабеть - и внешнее и внутреннее процветание оборачивается несчастьями и беззакониями.

Может показаться, что эта схема устарела. Однако достаточно заменить термин "самодержавие" на более общий - "сильная власть" (или, скажем, "твердая рука" или даже "вертикаль власти" - это уже дело вкуса), чтобы убедиться, что схема эта - едва ли не вечная.

Разумеется, не с Карамзина началась русская "тоска по твердой руке". Лично ему-то она уж точно не была свойственна: он был одним из немногих, кто умел быть свободным человеком в несвободном обществе, оставаясь притом ответственным гражданином. Но именно он, независимый и честный мыслитель, философски соединил эту "тоску" с соображениями государственной пользы и общего блага - и его концепция русской истории, даже помимо его воли, оказалось самой удобной для русской власти. Причем любой - хоть императорской, хоть советской, хоть ельцинской, хоть путинской. Нынешние борцы с "фальсификациями истории" едва ли сами осознают, насколько они зависимы от этого благонравного, горделиво-независимого человека, родившегося 243 года назад.

Карамзин неколебимо верил в прогресс, в то, что человечество неуклонно умнеет и делается более нравственным. Опыт следующих двух веков сделал эту веру немодной, но вместе с тем уничтожил крепостничество, дал нам всеобщее образование и медицинское обслуживание. Наша республика оказалась совсем не такой, как представлял себе Карамзин. Но, при всех оговорках, стандарты человеческой жизни за эти два столетия выросли чрезвычайно - это ли не прогресс?

В исторической концепции Карамзина потомкам проще и удобнее всего оказалось сосредоточиться на идее сильной власти, а его веру в прогресс, в умеренность, во взаимную ответственность власти и граждан, в общественную дискуссию и в хороший вкус отбросить как просветительские мечтания. Вышло странно: Карамзин был лишен многих благ прогресса, которые есть у нас, но верил в него; мы же, располагая этими благами, в него не верим. Не освященные карамзинским оптимизмом, его исторические идеи оказались выхолощены, превратились в свою противоположность.

Так что нам снова нужен Карамзин. Историко-политическое мышление он нам дал. Осталось вернуть нам его оптимизм.

Николай Михайлович Карамзин родился 12 декабря 1766 года. Крупнейший русский литератор, великий реформатор русского языка и выдающийся историк. Создатель одного из первых глобальных трудов по истории России - «Истории государства Российского».

Карамзин одним из первых начал использовать букву «Ё», ввёл в русский язык множество новых слов: «впечатление», «влияние», «промышленность», «моральный», «гармония», «катастрофа», «влюблённость», «ответственность», «человечный» и множество других.

В целом на развитие русского литературного языка проза и поэзия Карамзина оказали огромнейшее влияние. Именно его трудам литература обязана переходом от церковнославянской лексики и грамматики к обиходному языку.

Указом Президента РФ 2016 год объявлен в России Годом Карамзина в ознаменование 250 - летия со дня его рождения.

Николай Михайлович Карамзин - историограф, писатель, родоначальник русской сентиментальной поэзии, публицист, критик, реформатор русского языка. Его как историка и честного человека волновало будущее России. Карамзин наблюдал в своей жизни разные проявления свободы - от бунта Пугачёва до французских буржуазных реформ. Во время заграничного путешествия Карамзин видел все последствия французской революции - эшафоты, казни, в том числе и венценосных особ. В России стал свидетелем восстания декабристов.

Н.М. Карамзин предвидел, что идеи разрушительные могут победить идеи созидательные, поэтому написал послание императору Александру I. Его главный труд недаром назван «История Государства Российского», а не историей России, потому что в понятие «государство» Карамзин вкладывал смысл поступательного развития России. Он призывал к постепенному, мирному движению общества, вперёд, без насилия, и кровопролитных реформ, путь от старого к новому, но всегда имея в запасе это старое.

Труд всей его жизни, над которым он работал более двух десятилетий - «История Государства Российского» - крупнейшее достижение русской литературы начала 19 века, выдающееся историческое произведение.

Но Н.М. Карамзина нельзя рассматривать только, как историка, необходимо изучать и его богатое литературное наследие - его стихотворения, журнальные статьи, сказки, повести. Ведь он автор таких известных повестей как, «Бедная Лиза», «Марфа - посадница или покорение Новгорода, «Наталья, боярская дочь», «Осторов Борнгольм», «Письма русского путешественника», «Сиерра - Морена».

Чтобы более подробно познакомиться с биографией Н.М. Карамзина для всех посетителей библиотеки на 2 этаже оформлен стенд "...И прошлое увековечим..."

При подготовке и проведении мероприятий следует обратить внимание и учитывать, что юбилейный год предполагает не только ознакомление читателей с фактами из жизни и творчества Н.М.Карамзина, а приобщение к истокам русской культуры. Его влияние на современников было так велико, что целый период нашей литературы называется Карамзинским. Творчество писателя имело большое значение для преобразования и развития литературного языка, русской разговорной речи.

  • литературно - музыкальная композиция «Последний летописец Руси» (Читаем, Учимся, Играем, 2011 год, № 10, с. 68);
  • интеллектуальная игра «Подвиг честного человека» (Читаем, Учимся, Играем, 2006 год, №10, с. 29);
  • тематический вечер «Поэт, писатель, историк» (Читаем, Учимся, Играем., 2015 год, № 7, с. 70);
  • круглый стол «Карамзин есть первый наш историк и последний летописец»;
  • слайд - беседа «Встреча с Карамзиным»;
  • интерактивный исторический портрет «Русский писатель Н.М. Карамзин, историограф государства Российского»;
  • лекция - презентация о жизни и творчестве Н.М. Карамзина «Карамзин и Симбирский край»; «Н.М. Карамзин - русский писатель, историк государства Российского»
  • театрализованное представление или постановка фрагмента самой известной повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»;
  • беседа - презентация по страницам произведений Н.М. Карамзина «Карамзин на все времена»
  • литературный вечер «Детский писатель Н.М. Карамзин»;
  • акция «Историческая ночь в библиотеке»;
  • брейн - ринг «История края - история России»;
  • конкурс сочинений «Слово о Карамзине»;
  • проект «Слова принадлежат веку, а мысли векам»;
  • литературное путешествие по сказкам Н.М. Карамзина;
  • конкурс чтецов стихотворений;
  • конкурс иллюстраций, или рисунков по произведениям Н. М. Карамзина;

Организация выставок, тематических экспозиций также позволит познакомить посетителей библиотек с жизнью и творчеством Н.М. Карамзина.

При оформлении выставок необходимо использовать художественные и публицистические издания, иллюстрации к произведениям, портреты Н.М. Карамзина, цитаты писателя, издательскую продукцию и электронные издания,

На выставки можно поставить репродукции картин портретов героев и героинь, близких по духу героям и героиням Карамзина. Например, Орест Кипренский пишет свою «Бедную Лизу»; Василий Суриков пишет картину «Боярская дочь», но она не является иллюстрацией к повести Карамзина «Наталья боярская дочь». Однако очень напоминает портрет Натальи из повести Карамзина и может помочь посетителям почувствовать колорит той эпохи. Клавдий Лебедев и его картина «Марфа - посадница. Уничтожение Новгородского веча». Образ этой удивительной женщины уже несколько веков пытаются осмыслить историки, писатели, поэты и живописцы. Но достоверных сведений о ней сохранилось немного. Это естественно, так как на страницах летописей и официальных документов она попала только тогда, когда она оказалась во главе одной из новгородских партий, выступающих за открытую борьбу с Москвой. А так как схватку с Москвой она проиграла, то письменное отражение её деятельности осуществлялось не без предвзятости. О ней создал повесть Н.М.Карамзин «Марфа - посадница, или покорение Новгорода».

  • книжно - иллюстративная выставка «Великий гражданин»;
  • книжно - иллюстративная выставка «Карамзин на все времена»;
  • выставка - инсталляция «История есть священная книга народов… Н.М. Карамзин»

Указом Президента Российской Федерации 2016 год объявлен в России Годом Карамзина в ознаменование 250-летия со дня его рождения.

Николай Михайлович Карамзин - патриот, историограф, родоначальник русской сентиментальной поэзии, публицист, критик. Труд всей его жизни, над которым мыслитель работал более двух десятилетий - «История Государства Российского» - крупнейшее достижение русской литературы начала XIX века, выдающееся историческое произведение.

Карамзин поставил перед собой задачу создать книгу, которая была бы интересна и ученому, и простому человеку, и блестяще исполнил ее. По словам Пушкина, «все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка - Колумбом».

Император Александр I поселил писателя рядом с собой в Царском Селе, именным указом даровал ему звание историографа, причем этот титул в России после его смерти не возобновлялся.

Но Н.М. Карамзина нельзя рассматривать только как историка, необходимо знать и его богатое литературное наследие - стихотворения, повести, сказки, журнальные статьи. Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на романтизм Жуковского и творчество Пушкина.

Карамзин вошёл в историю и как великий реформатор русского языка. Он целенаправленно отказывался от использования церковнославянской лексики и грамматики, приводя язык своих произведений к разговорному языку своей эпохи.

Карамзин скончался 3 июня 1826 года в Санкт-Петербурге. По свидетельству историков, это стало следствием простуды, полученной 14 декабря 1825 года, когда историограф вышел на Сенатскую площадь, чтобы своими глазами видеть важные для России события. В Великом Новгороде на памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура Николая Михайловича Карамзина.

В Государственном архиве РФ хранится ряд документов, принадлежавших Н.М. Карамзину или касающихся его. Некоторые из них опубликованы на сайте , большая же их часть будет представлена вВыставочном зале федеральных государственных архивов в Санкт-Петербурге на специальной выставке «Блестящий сын златого века. Н.М. Карамзин и его эпоха. К 250-летию со дня рождения».

Кроме документов из ГА РФ о великом историке и гражданине расскажут также материалы из фондов РГИА, РГАДА, РГВИА, РГАЛИ, ЦГИА СПб, ЦГА Москвы, Государственного архива Ульяновской области, Санкт-Петербургского филиала Архива РАН, РНБ, Всероссийского музея А.С. Пушкина, Государственного музея политической истории России, Государственного музея-усадьбы «Остафьево» - «Русский Парнас», Государственного музея-заповедника «Павловск».

Н иколай Михайлович Карамзин - великий русский писатель, крупнейший литератор эпохи сентиментализма. Писал художественную прозу, лирику, пьесы, статьи. Реформатор русского литературного языка. Создатель «Истории государства Российского» - одного из первых фундаментальных трудов по истории России.

«Любил грустить, не зная о чем…»

Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года в селе Михайловка Бузулукского уезда Симбирской губернии. Вырос в деревне отца, потомственного дворянина. Интересно, что род Карамзиных имеет тюркские корни и происходит от татарского Кара-мурзы (аристократического сословия).

О детстве писателя известно немного. В 12 лет его отправляют в Москву в пансион профессора Московского университета Иоганна Шадена, где молодой человек получает первое образование, изучает немецкий и французский языки. Еще через три года он начинает посещать лекции знаменитого профессора эстетики, просветителя Ивана Шварца в Московском университете.

В 1783 году по настоянию отца Карамзин поступает на службу в Преображенский гвардейский полк, но вскоре выходит в отставку и уезжает в родной Симбирск. В Симбирске происходит важное для молодого Карамзина событие - он вступает в масонскую ложу «Золотого венца». Это решение сыграет свою роль чуть позже, когда Карамзин вернется в Москву и сойдется со старым знакомым их дома - масоном Иваном Тургеневым , а также писателями и литераторами Николаем Новиковым, Алексеем Кутузовым, Александром Петровым. Тогда же начинаются первые попытки Карамзина в литературе - он участвует в издании первого русского журнала для детей - «Детское чтение для сердца и разума». Четыре года, проведенных им в обществе московских масонов, оказали серьезное влияние на его творческое развитие. В это время Карамзин много читает популярных тогда Руссо, Стерна, Гердера, Шекспира , пробует переводить.

«В кружке Новикова началось образование Карамзина, не только авторское, но и нравственное».

Литератор И.И. Дмитриев

Человек пера и мысли

В 1789 году следует разрыв с масонами, и Карамзин отправляется путешествовать по Европе. Он объехал Германию, Швейцарию, Францию и Англию, останавливаясь преимущественно в больших городах, центрах европейского просвещения. Карамзин посещает Иммануила Канта в Кёнигсберге, становится свидетелем Великой французской революции в Париже.

Именно по результатам этой поездки он пишет знаменитые «Письма русского путешественника». Эти очерки в жанре документальной прозы быстро обрели популярность у читателя и сделали Карамзина известным и модным литератором. Тогда же, в Москве, из-под пера литератора появляется на свет повесть «Бедная Лиза» - признанный образец русской сентиментальной литературы. Многие специалисты по литературоведению считают, что именно с этих первых книг начинается современная русская литература.

«В начальный период его литературной деятельности Карамзину был свойствен широкий и политически довольно неопределенный «культурный оптимизм», вера в спасительное влияние успехов культуры на человека и общество. Карамзин уповал на прогресс наук, мирное улучшение нравов. Он верил в безболезненное осуществление идеалов братства и гуманности, пронизывавших литературу XVIII века в целом».

Ю.М. Лотман

В противовес классицизму с его культом разума, по следам французских литераторов Карамзин утверждает в русской литературе культ чувств, чувствительности, сострадания. Новые «сентиментальные» герои важны прежде всего способностью любить, отдаваться чувствам. «Ах! Я люблю те предметы, которые трогают мое сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби!» («Бедная Лиза»).

«Бедная Лиза» лишена морали, дидактизма, назидательности, автор не поучает, а пытается вызвать у читателя сопереживание героям, что отличает повесть от прежних традиций классицизма.

«Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово», которое немцам сказал Гёте в своем «Вертере».

Филолог, литературовед В.В. Сиповский

Николай Карамзин на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. Скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер. Архитектор Виктор Гартман. 1862

Джованни Баттиста Дамон-Ортолани. Портрет Н.М. Карамзина. 1805. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Памятник Николаю Карамзину в Ульяновске. Скульптор Самуил Гальберг. 1845

Тогда же начинается и реформа литературного языка - Карамзин отказывается от старославянизмов, населявших письменный язык, ломоносовской высокопарности, от использования церковнославянской лексики и грамматики. Это сделало «Бедную Лизу» легкой и приятной повестью для чтения. Именно сентиментализм Карамзина стал фундаментом развития дальнейшей русской литературы: от него отталкивался романтизм Жуковского и раннего Пушкина .

«Карамзин сделал литературу гуманною».

А.И. Герцен

Одна из важнейших заслуг Карамзина - обогащение литературного языка новыми словами: «благотворительность», «влюбленность», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «утонченность», «первоклассный», «человечный», «тротуар», «кучер», «впечатление» и «влияние», «трогательный» и «занимательный». Именно он ввел в обиход слова «промышленность», «сосредоточить», «моральный», «эстетический», «эпоха», «сцена», «гармония», «катастрофа», «будущность» и другие.

«Писатель-профессионал, один из первых в России имевший смелость сделать литературный труд источником существования, выше всего ставивший независимость собственного мнения».

Ю.М. Лотман

В 1791 году начинается деятельность Карамзина-журналиста. Это становится важной вехой в истории русской литературы - Карамзин основывает первый русский литературный журнал, отца-основателя нынешних «толстых» журналов - «Московский журнал». На его страницах выходит ряд сборников и альманахов: «Аглая», «Аониды», «Пантеон иностранной словесности», «Мои безделки». Эти публикации сделали сентиментализм основным литературным течением в России конца XIX века, а Карамзина - его признанным лидером.

Но скоро следует глубокое разочарование Карамзина в прежних ценностях. Уже через год после ареста Новикова закрывается журнал, после смелой карамзинской оды «К Милости» милости «сильных мира» лишается сам Карамзин, едва не попав под следствие.

«Доколе гражданин покойно, без страха может засыпать, и всем твоим подвластным вольно по мыслям жизнь располагать; ...доколе всем даешь свободу и света не темнишь в умах; доколь доверенность к народу видна во всех твоих делах: дотоле будешь свято чтима... спокойствия твоей державы ничто не может возмутить».

Н.М. Карамзин. «К Милости»

Большую часть 1793–1795 годов Карамзин проводит в деревне и выпускает сборники: «Аглая», «Аониды» (1796). Он задумывает издать нечто в роде хрестоматии по иностранной литературе «Пантеон иностранной словесности», но с большим трудом пробивается через цензурные запреты, не допускавшие печатать даже Демосфена и Цицерона...

Разочарование во Французской революции Карамзин выплескивает в стихах:

Но время, опыт разрушают
Воздушный замок юных лет...
...И вижу ясно, что с Платоном
Республик нам не учредить...

В эти годы Карамзин все больше переходит от лирики и прозы к публицистике и развитию философских идей. Даже «Историческое похвальное слово императрице Екатерине II», составленное Карамзиным при восшествии на престол императора Александра I - преимущественно публицистика. В 1801-1802 годах Карамзин работает в журнале «Вестник Европы», где пишет в основном статьи. На практике его увлечение просвещением и философией выражается в написание трудов на исторические темы, все более создавая знаменитому литератору авторитет историка.

Первый и последний историограф

Указом от 31 октября 1803 года император Александр I дарует Николаю Карамзину звание историографа. Интересно, что титул историографа в России после смерти Карамзина не возобновлялся.

С этого момента Карамзин прекращает всякую литературную работу и в течение 22 лет занимается исключительно составлением исторического труда, знакомого нам как «История государства Российского» .

Алексей Венецианов. Портрет Н.М. Карамзина. 1828. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Карамзин ставит себе задачу составить историю для широкой образованной публики, не быть исследователем, а «выбрать, одушевить, раскрасить» все «привлекательное, сильное, достойное» из русской истории. Важный момент - труд должен быть рассчитан и на иностранного читателя, чтобы открыть Россию Европе.

В работе Карамзин пользовался материалами Московской коллегии иностранных дел (особенно духовными и договорными грамотами князей, и актами дипломатических сношений), Синодальным хранилищем, библиотеками Волоколамского монастыря и Троицко-Сергиевой лавры , частными собраниями рукописей Мусина-Пушкина, Румянцева и А.И. Тургенева, составившего коллекцию документов папского архива, а также многими другими источниками. Важной частью работы стало изучение древних летописей. В частности, Карамзин обнаружил ранее неизвестную науке летопись, названную Ипатьевской.

В годы работы над «Историей...» Карамзин в основном жил в Москве, откуда выезжал только в Тверь и в Нижний Новгород, на время занятия Москвы французами в 1812 году. Лето он обыкновенно проводил в Остафьеве , имении князя Андрея Ивановича Вяземского. В 1804 году Карамзин женился на дочери князя, Екатерине Андреевне, родившей писателю девятерых детей. Она стала второй женой писателя. Впервые писатель женился в 35 лет, в 1801 году на Елизавете Ивановне Протасовой, умершей через год после свадьбы от послеродовой горячки. От первого брака у Карамзина осталась дочь Софья, будущая знакомая Пушкина и Лермонтова .

Главным общественным событием жизни писателя в эти годы стала «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», написанная в 1811 году. В «Записке...» отражались взгляды консервативных слоев общества, недовольных либеральными реформами императора. «Записка...» была передана императору. В ней, некогда либерал и «западник», как сказали бы сейчас, Карамзин предстает в роли консерватора и пытается доказать, что никаких фундаментальных преобразований проводить в стране не нужно.

И вот в феврале 1818 года Карамзин выпускает в продажу первые восемь томов своей «Истории государства Российского». Тираж в 3000 экземпляров (огромный для того времени) распродается в течение месяца.

А.С. Пушкин

«История государства Российского» стало первым трудом, ориентированным на самого широкого читателя, благодаря высоким литературным достоинствам и научной скрупулезности автора. Исследователи сходятся во мнении, что этот труд одним из первых способствовал становлению национального самосознания в России. Книга была переведена на несколько европейских языков.

Несмотря на огромную многолетнюю работу, Карамзин не успел дописать «Историю...» до своего времени - начала XIX века. После первого издания были выпущены еще три тома «Истории...». Последним оказался 12-й том, описывающий события Смутного времени в главе «Междоцарствие 1611–1612». Книга вышла уже после смерти Карамзина.

Карамзин был целиком человеком своей эпохи. Утверждение в нем монархических взглядов к концу жизни сблизило писателя с семьей Александра I, последние годы он провел рядом с ними, проживая в Царском Селе . Смерть Александра I в ноябре 1825 и последующие события восстания на Сенатской площади стали настоящим ударом для писателя. Николай Карамзин скончался 22 мая (3 июня) 1826 года в Санкт-Петербурге, похоронен он на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры .

Роль Карамзина в истории
русской культуры не измеряется
только его литературным и
научным творчеством.
Карамзин-человек был сам
величайшим уроком. Воплощение
независимости, честности,
уважения к себе и терпимости к
другому не в словах и поучениях,
а в целой жизни, развертывающейся
на глазах у поколений
русских людей, – это была школа,
без которой человек пушкинской
эпохи, бесспорно, не стал бы тем,
чем он сделался для истории России.

Ю. М. Лотман

Николай Михайлович Карамзин, историк, писатель, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма, один из основоположников русского консерватизма, журналист, поэт, реформатор русского языка, выдающийся русский мыслитель, создавший цельную, оригинальную и весьма сложную по своему теоретическому содержанию концепцию Самодержавия как особого, самобытно-русского типа власти, тесно связанного с Православной Церковью.
Родился 12 декабря 1766 года в селе Михайловка (Знаменское) Бузулукского уезда Симбирской губернии, Российской империи.
Происходил из крымско-татарского рода Кара-мурзы (известного с XVI в.). Детство провел в имении отца – Михаила Егоровича, помещика средней руки – селе Знаменское, затем воспитывался в частном пансионе Фовеля в Симбирске, где учили на французском языке, потом – в московском пансионе проф. И. М. Шадена. В пансионе Карамзин выучил французский и немецкий языки, учил английский, латынь и греческий. Кроме того, он посещал лекции в Московском университете. С 1782 года Карамзин служил в Преображенском полку. В это же время начинается его литературная деятельность. Первое печатное произведение Карамзина – перевод с немецкого С. Гесснера « Деревянная нога».
По смерти отца Карамзин в 1784 году вышел в отставку и уехал в Симбирск, где вступил в масонскую ложу « Золотого венца». Спустя год Карамзин переехал в Москву, где сблизился с московскими масонами из окружения Н. И. Новикова, под влиянием которых формируются его взгляды и литературные вкусы, в частности, интерес к литературе французского Просвещения, « энциклопедистам» – Монтескье, Вольтеру и пр. Масонство привлекало Карамзина своей просветительской и благотворительной деятельностью, но отталкивало своей мистической стороной и обрядами. В конце 1780-х годов будущий писатель участвует в различных периодических изданиях: « Размышления о делах Божиих…», « Детское чтение для сердца и разума», в которых публикует собственные сочинения и переводы. К 1788 году Карамзин охладевает к масонству.
В 1789-1790 годах совершает 18-месячное заграничное путешествие по странам Западной Европы, одним из побудительных мотивов которого был разрыв Карамзина с масонами. Он побывал в Германии, Швейцарии, охваченной революцией Франции и Англии.
В 1791 году после выхода в свет революционной книги А. Н. Радищева, начало печататься описание путешествия другого автора, которое сыграло роль очень важную, но совсем иную в развитии русской литературы. Это были « Письма русского путешественника» молодого писателя Николая Михайловича Карамзина.
Карамзин, хотя и был значительно моложе Радищева, принадлежал к той же эпохе русской жизни и литературы. Обоих глубоко волновали одни и те же события современности. Оба были писателями-новаторами. Оба стремились свести литературу с отвлеченно-мифологических высот классицизма, изобразить реальную русскую жизнь. Однако по своему мировоззрению они резко отличались друг от друга, непохожа, а во многом и противоположна была оценка действительности, поэтому столь различно и все их творчество.
Поездка и послужила ему материалом. В русской литературе еще не было книги, которая так живо и содержательно рассказывала о быте и нравах европейских народов, о западной культуре. Карамзин описывает свои знакомства и встречи с выдающимися деятелями европейской науки и литературы; восторженно рассказывает, о посещении сокровищ мирового искусства. Будучи свидетелем событий во Франции, неоднократно посещал Национальное собрание, слушал речи Робеспьера, завел знакомства с многими политическими знаменитостями. Этот опыт оказал на дальнейшую эволюцию его мировоззрения огромное воздействие, положив начало критическому отношению к « передовым» идеям. Так, в « Мелодоре и Филалете» (1795 ) Карамзин ярко выразил неприятие и шок, вызванный реализацией идей Просвещения на практике, в ходе Великой Французской революции: « Век просвещения! Я не узнаю тебя – в крови и пламени не узнаю тебя – среди убийств и разрушения не узнаю тебя!».
Своего рода откровениями для русских читателей были встречающиеся в « Письмах…» настроения « чувствительного путешественника». Особую чуткость сердца, « чувствительность» (сентиментальность) Карамзин считал основным качеством, необходимым для писателя. В заключительных словах « Письмах…» он как бы намечал программу своей последующей литературной деятельности.
Чувствительность Карамзина, напуганного французской революцией, которую он ощущал как предвестие « всемирного мятежа», в конечном счете, уводила его от русской действительности в мир воображения.
Сын небогатого сибирского помещика, воспитанник иностранных пансионов, недолгое время офицер столичного полка, Карамзин нашел свое истинное призвание, лишь выйдя в отставку и сблизившись с основателем « Типографической компании» Н. И. Новиковым и его кружком. Под руководством Новикова участвует в создании первого в нашей стране детского журнала « Детское чтение для сердца и разума».
По возвращении из-за границы издает « Московский журнал» (1791 -1792), альбом « Аглая» (1794 -1795), альманах « Аониды» (1796 -1799), « Пантеон иностранной словесности» (1798 ), журнал « Детское чтение для сердца и разума» (1799 ), публикует « Письма…» (1791 -1792), принесшие ему всероссийскую известность, сближается с консервативно настроенным Г. Р. Державиным и окончательно порывает с масонством. В этот период Карамзин испытывает все нарастающий скепсис по отношению к идеалам Просвещения, однако в целом остается на западнических, космополитических позициях, будучи уверенным в том, что путь цивилизации един для всего человечества и что России должна идти по этому пути, и пишет об этом « Письма русского путешественника»: « Все народное ничто перед человеческим. Главное дело быть людьми, а не славянами». Как литератор, он создает новое направление, так называемый сентиментализм, осуществляет масштабную реформу русского языка, с одной стороны, ориентируя его на французские литературные модели, с другой, приближая его к разговорному, полагая при этом, что русский бытовой язык еще предстоит создать. В наибольшей степени сентиментализм получил отражение в повести из русской жизни « Бедная Лиза» (1792 ), очерке « Флор Силин».
Стремление Карамзина « офранцузить» русский язык не следует преувеличивать. Еще в 1791 году он утверждал: « в нашем так называемом хорошем обществе без французского языка будешь глух и нем. Не стыдно ли? Как не иметь народного самолюбия? Зачем быть попугаями и обезьянами вместе?». Кроме того, тогдашний космополитизм Карамзина сочетался со своеобразной литературной борьбой за возвращение к русским истокам. К примеру, его повесть « Наталья, боярская дочь» (1792 ) начиналась словами: « Кто из нас не любит тех времен, когда русские были русскими, когда они в собственное платье наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу?».
Особенно важное значение имело творчество Карамзина для развития литературного языка, разговорного языка, книжной речи. Он стремился создать один язык для книг и для общества. Он освободил литературный язык от славянизмов, создал и ввел в употребление большое число новых слов, таких, как « будущность», « промышленность», « общественность», « влюбленность».
В начале XIX века, когда за языковую реформу Карамзина боролась литературная молодежь – Жуковский, Батюшков, Пушкин-лицеист, сам он все больше отходил от художественной литературы.
В апреле 1801 года Николай Михайлович женился на Елизавете Ивановне Протасовой, которая через год скончалась, оставив дочь Софью.
Восшествие на престол Александра I положило начало новому периоду в идейной эволюции Карамзина. В 1802 году он выпустил в свет написанное в 1801 году « Историческое похвальное слово Екатерине Второй», представлявшее собой наказ новому царю, где он формулирует монархическую программу и ясно высказывается в пользу самодержавия. Карамзин развернул активную издательскую деятельность: переиздал « Московский журнал», предпринял издание « Пантеона российских авторов, или собрание их портретов с замечаниями», выпустил первое свое собрание сочинений в 8 томах. Главным событием первых лет XIX века стало издание « толстого» журнала « Вестник Европы» (1802 -1803), выходившего два раза в месяц, где выступил в роли политического писателя, публициста, комментатора и международного обозревателя. В нем он четко формулирует свою государственническую позицию (ранее для него государство было « чудовищем»). Примечательно также, что в своих статьях Карамзин довольно резко выступает против подражательства всему иностранному, против воспитания русских детей за границей и т. д. Свою позицию он недвусмысленно выражает формулой: « Народ унижается, когда для воспитания имеет нужду в чужом разуме». Более того, призывает прекратить безоглядное заимствование опыта Запада: « Патриот спешит присвоить отечеству благодетельное и нужное, но отвергает рабские подражания в безделках… Хорошо и должно учиться: но горе <…> народу, который будет всегдашним учеником». К. критически относится к либеральным начинаниям Александра I, формируя позицию, которую можно обозначить как прото-консервативную, поскольку сам Карамзин еще остается « республиканцем в душе».
Еще в конце 90-х гг. XVIII в. обозначился интерес Карамзина к русской истории. Он создает несколько небольших исторических работ. 28 сентября 1803 года писатель обращается в Министерство народного просвещения к попечителю Московского учебного округа М. Н. Муравьеву с просьбой об официальном назначении его историографом, которая вскоре была удовлетворена особым указом от 31 октября.
Не оставляет он и литературу – в 1803 году публикует « Марфу Посадницу» и ряд других произведений. Особенно стоит выделить « Мою исповедь» (1802 ), где он резко полемизирует со всей просветительской традицией – от « энциклопедистов» до Ж. Ж. Руссо. Его консервативно-монархические взгляды становится всё более чёткими.
В 1804 году Карамзин женился во второй раз – на Екатерине Андреевне Колывановой. Его жизнь была наполнена напряженным трудом, зимой он проживал в Москве, летом – в Остафьево.
С 1803 по 1811 года Карамзин создает пять томов « Истории государства российского», попутно открыв и впервые использовав ценнейшие исторические источники.
В конце 1809 года Карамзин впервые был представлен Александру I. К 1810 году ученый под влиянием занятий русской историей становится последовательным консерватором-патриотом. В начале этого года он, через своего родственника Ф. В. Ростопчина, знакомится в Москве с лидером тогдашней « консервативной партии» при дворе – великой княгиней Екатериной Павловной и начинает постоянно посещать ее резиденцию в Твери, где ее супруг, принц Ольденбургский, был генерал-губернатором. Салон великой княгини представлял тогда центр консервативной оппозиции либерально-западническому курсу, олицетворяемому фигурой М. М. Сперанского. В этом салоне он читал отрывки из « Истории…» в присутствии великого князя Константина Павловича, тогда же происходит его знакомство с вдовствующей императрицей Марией Федоровной, которая с тех пор становится одной из его покровительниц.
В 1810 году Александр I пожаловал Карамзину орден Св. Владимира 3 степени. По инициативе Екатерины Павловны Карамзин написал и подал в марте 1811 года Александру I, во время чтений в Твери очередного фрагмента из своей « Истории…», трактат « О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» – наиболее глубокий и содержательный документ зародившейся русской консервативной мысли. Наряду с обзором русской истории и критикой государственной политики Александра I в « Записке» содержалась цельная, оригинальная и весьма сложная по своему теоретическому содержанию, концепция Самодержавия как особого, самобытно-русского типа власти, тесно связанной с Православием и Православной Церковью.

Памятник Н. М. Карамзину (Ульяновск)

Карамзин одним из первых в русской мысли поставил вопрос о негативных последствиях правления Петра I, поскольку стремление этого императора преобразовать Россию в подобие Европы подрывали « дух народный», то есть самые основы самодержавия, « нравственное могущество государства». Стремление Петра I « к новым для нас обычаям переступила в нем границы благоразумия». Карамзин фактически обвинил Петра в насильственном искоренении древних обычаев, роковом социокультурном расколе народа на высший, « онемеченный», слой и низший, « простонародье», в уничтожении Патриаршества, что привело к ослаблению веры, переносе столицы на окраину государства, ценой огромных усилий и жертв. В итоге, утверждал мыслитель, русские « стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России».
Основные элементы концепции самодержавия Карамзина в той или иной форме были разработаны последующими поколениями русских консерваторов: С. С. Уваровым, Л. А.Тихомировым, И. А. Ильиным, И. А. Солоневичем и другими.
В « Записке» Карамзин сформулировал до сих пор не реализованную на практике идею « русского права»: « законы народа должны быть извлечены из его собственных понятий, нравов, обыкновений, местных обстоятельств». « Русское право также имеет свои начала, как и Римское; определите их и вы дадите нам систему законов». Как ни парадоксально, в какой-то мере (но далеко не полной) рекомендациями Карамзина воспользовался уже в царствование Николая I его идейный противник М. М. Сперанский в процессе кодификации русского законодательства.
Кроме всего прочего, в « Записке» содержались классические принципы русского консерватизма: « требуем более мудрости хранительной, нежели творческой <…> всякая новость в государственном порядке есть зло, к коему надо прибегать только в необходимости <…> для твердости бытия государственного безопаснее порабощать людей, нежели дать им не вовремя свободу».
« Записка» была холодно воспринята императором, однако впоследствии он явно учел её основные положения. После падения Сперанского, кандидатура Карамзина на пост статс-секретаря Государственного Совета рассматривалась наряду с А. С. Шишковым. Предпочтение было отдано последнему как человеку военному, что было немаловажно в условиях надвигавшейся войны с Наполеоном.
Работа Карамзина над « Историей государства российского» была временно прервана Отечественной войной 1812 года. Сам писатель готов был сражаться в московском ополчении и в последние мгновения перед вхождением Наполеона в столицу покинул город. 1813 год он провел в эвакуации сначала в Ярославле, а затем в – Нижнем Новгороде. В Москву Карамзин возвратился в июне 1813 года и продолжил работу над « Историей…», невзирая на то, что в московском пожаре 1812 года сгорела его библиотека.
В начале 1816 года он приехал в Петербург просить средств на издание первых восьми томов « Истории…». При поддержке императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Федоровны, после приема у А. А. Аракчеева, Александр I удостоил Карамзина высочайшей аудиенции, в результате которой были выделены необходимые средства, и написанные тома без цензуры, вышли в 1818 году (9 -й том вышел в 1821, в 1824 – 10-й и 11-й, последний, 12-й том вышел посмертно). « История государства Российского» пользовалась огромным успехом.
С 1816 года и до момента своей смерти Карамзин жил в Петербурге, общаясь с В. А. Жуковским, С. С. Уваровым, А. С. Пушкиным, Д. Н. Блудовым, П. А. Вяземским и др. По предложению Александра I, Карамзин стал проводить каждое лето в Царском Селе, что всё более и более усиливало его близость к царскому семейству. Государь неоднократно беседовал с Карамзиным во время прогулок по Царскосельскому парку, постоянно читал в рукописи « Историю…», выслушивал мнения Карамзина на текущие политические события. Толгда же Карамзину был пожалован титулом статского советника, награжден орденом Св. Анны 1-го класса, в 1824 году он стал действительным статским советником. В 1818 году Карамзин был принят членом Императорской Российской Академии. Тогда же вышли восемь томов « Истории…» тиражом в три тысячи экземпляров, которые стремительно разошлись в 25 дней. Значение этого грандиозного труда точно выразил П. А. Вяземский: « Творение Карамзина есть единственная у нас книга, истинно государственная, народная и монархическая».
Смерть Александра I потрясла Карамзина, а мятеж 14 декабря окончательно надломил его физические силы (в этот день он простудился на Сенатской площади, болезнь перешла в чахотку и 22 мая 1826 года в Санкт-Петербурге умер.
Роль Карамзина как деятеля культуры и русской историографии в целом осознана в русской мысли. Однако значение Карамзина как консервативного мыслителя, оказавшего определяющее влияние на русскую консервативно-патриотическую мысль, историкам и философам еще предстоит раскрыть.