Детский вокально-эстрадный коллектив коломбина. Какими бывают звуки? Примеры музыкальных звуков и шумов

Звуки – это все что мы слышим вокруг себя. Их великое множество и они все разные.
Даже когда очень тихо, они всё равно присутствуют вокруг нас, только надо хорошо прислушаться. Мы можем узнавать знакомые звуки, закрыв глаза, а можем вспомнить и представить их, даже не слыша. Это благодаря тому, что у нас есть слуховая память.

Звуки бывают речевые , неречевые и музыкальные .

Речевые звуки – это звуки человеческой речи, то что мы с вами говорим.
(проговорить своё имя, затем пропеть его на одной ноте, по трезвучию вниз от соль ми до пример: Миша, Ми-шень-ка)

Неречевые или шумовые – это шум дождя за окном, хлопанье в ладоши, кашель жужжание шмеля, писк комара, шелест листьев и другие звуки природы, человеческого труда.(привести примеры неречевых звуков (кукует кукушка, дует ветер, шелестит листва, хлопаем в ладоши, прожужжать как пчела и т.д.)

Ваня ты сейчас в лесу.
Мы зовём тебя: «ау»!
Ну-ка глазки закрывай не робей

Шумовые звуки используют в музыке для создания звуковых эффектов.
Для того чтобы изобразить как течет ручей, или гремит гром используют шумовые инструменты:
Трещотки, барабаны, тарелки, ложки.
Шелест деревьев могут изобразить маракасы (привести пример игрой на этих музыкальных шумовых инструментах)

Музыкальные звуки

Музыкальные звуки отличаются от шумовых тем, что их можно сыграть или пропеть.
У них есть мелодия.
Звуки музыкальные различаются тембром– окраской звука.
Громкостью
Длительностью
Высотой
Человеческий голос – это тоже музыкальный инструмент
По высоте звуки бывают:
Высокие и низкие
По громкости :
Громкие и тихие
По длительности :
Длинные и короткие
По тембру :
Резкие и мягкие, певучие и хриплые и другие.(примеры проиграть на баяне).
В отличие от музыкальных звуков, в шумовых нельзя определить
их высоту.

Без мелодии музыка немыслима.
Музыкальные инструменты способны передать очень много разных оттенков в музыке.

Он может петь высокие и низкие звуки. У детей тонкие высокие голоса. У мужчин гулкие и низкие, а у женщин нежные и мелодичные. (примеры прослушать высокий женский голос–сопрано, мужской низкий голос – бас)

Смена времен года – это ритм планеты

В любой музыке кроме мелодии важен ритм. Всё в мире имеет ритм.
Наше сердце – сердечный ритм, есть ритм мозга, есть суточный ритм – утро, день вечер и ночь.
Ритм в переводе с греческого означает «мерность» – это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков.
Сыграть примеры разных ритмов (колыбельной, марша, вальса)
Плавный ритм придаёт музыке лиричность.
Прерывистый ритм – создаёт ощущение тревоги, волнения

Метроном – источник ритма в музыке

Музыка без ритма воспринимается как набор звуков а не мелодия.
Метроном – это такой прибор, с помощью которого можно задать ритм, и он будет его отстукивать, как «громкие часы».
Он помогает музыканту держать определённый ритм длительное время.
Если музыкант не попадает в ритм, то у слушателя возникает чувство дискомфорта. (Слушание метронома)


Средства музыкальной выразительности в музыке

Кроме мелодии и ритма в музыке важен тембр , лад , динамика , темп и размер .
Тембр – это окраска звука.
Каждый человеческий голос имеет свой тембр голоса. Благодаря тембру мы можем различать голос человека или музыкального инструмента, не видя его, а только слыша.
Динамика – это сила звучания музыки.
Музыкальное произведение может исполняться громко «Форте», или тихо «пиано»

Дети становятся в круг выбирают водящего.Он встаёт в круг, все идут по кругу держась за руки со словами:

Ваня, ты сейчас в лесу,
Мы зовём тебя: Ау,
ну-ка, глазки закрывай, не робей,
Кто позвал тебя узнай поскорей!

Учитель показывает на одного из ребенка, он говорит «Ваня!», тот кто находится в круге должен открыв глаза узнать по тембру голоса ребенка назвав его по имени.

Лад: мажор, минор

Темп: быстро, медленно

В музыке существуют два контрастных лада – мажор и минор.
Мажорная музыка воспринимается слушателями как светлая, ясная, радостная.
Минор – как печальная и мечтательная. Пропеть Солнышко мажорное трезвучие, показать картинку солнышка,
Пропеть тучка – показать картинку дождика или тучки.
Пропеть песенку «Чижик-пыжик» (раздать по числу детей карточки где нарисована тучка–означающая минор, и карточка с солнышком, который рисует мажор)

Чижик-пыжик, где ты был?
Я всю зиму в клетке жил
Где ты клювик замочил?
В клетке я водичку пил.
Что ты чижик похудел?
Я всю зиму проболел
Чем же клеточка плоха?
Ведь неволя так горька.
Чижик, хочешь к нам сюда?
Ой да да да да да да!
Ну-ка, чижик, вылетай!
Ай-яй-яй-яй-яй-яй-яй!

Темп – это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает медленный, умеренный и быстрый.
Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире.
Быстрый темп – аллегро, престо; умеренный темп – анданте; медленный адажио.

Провести игру «Карусель» (закрепление понятия темп)

Еле, еле, еле, еле,
закружились карусели
а потом, потом, потом.
Все бегом бегом, бегом
Тише тише, не спешите
Карусель остановите.
Раз, два, раз два.
Вот и кончилась игра.

Звук – это физическое явление, вызываемое колебаниями упругого тела. Таким телом может быть натянутая струна, пластик барабана, столб воздуха в духовом инструменте. Когда вы дёргаете струну или ударяете в барабан, они начинают колебаться и создают в воздухе звуковую волну. Волна достигает наших ушей и вызывает раздражение слухового нерва – так мы слышим звуки.

Звуки делятся на музыкальные и шумовые . Музыкальные звуки отличаются тем, что можно точно определить их высоту и повторить их голосом или на музыкальном инструменте. У шумовых звуков нет точной высоты, но есть своё выразительное значение: грохот, удар, гул, гудение. В классической музыке главную роль играют музыкальные звуки, а шумовые их подчёркивают. В современной академической и эстрадной музыке, в народной музыке шумовые звуки имеют большее значение, всё произведение может исполняться только на ударных инструментах.

Основные характеристики музыкального звука: высота, громкость, длительность и тембр.

Высота звука зависит от частоты колебаний воздуха. Частота измеряется в герцах – это количество колебаний в секунду. Человек может воспринимать звуки частотой от 16 до 20000 герц. Если звук имеет частоту меньше 16 герц, он называется инфразвуком, если больше 20000, то ультразвуком. Воспринимаемые звуки можно условно разделить на 3 регистра: низкие, средние и высокие. Низкие звуки имеют частоту от 16 до 200 герц, они делают звучание тяжёлым, мрачным, тёмным. Высокие звуки, наоборот, придают мелодии лёгкость и прозрачность. Их частота выше 800 герц. Диапазон от 200 до 800 герц задаёт средний регистр. Он наиболее близок к человеческому голосу, поэтому мелодии в этом регистре воспринимаются более тепло.

Громкость или сила звука зависит от амплитуды колебаний. Чем шире колеблется струна, тем громче получается звук. Постепенно струна колеблется всё меньше, и громкость звука уменьшается и затухает совсем. Сила звука влияет на характер музыкального образа. Героические, решительные образы требуют большой громкости, звучность лирических образов должна быть мягкой и нежной.

Длительность звука зависит от продолжительности колебаний. Колебания могут затухать самостоятельно или глушиться исполнителем, а могут, наоборот, поддерживаться движением смычка или дыханием. Смена длительностей образует ритм произведения.

Тембр – это окраска звука, которая зависит от появляющихся обертонов или призвуков. Чем их больше, тем ярче и богаче звук. По тембру мы отличаем инструменты друг от друга, одна и та же нота звучит по-разному на рояле, скрипке или флейте. Обертоны появляются на частоте, кратной частоте основного звука. У более низких звуков больше слышимых обертонов, поэтому инструменты низкого регистра отличаются сильнее.

Первый, самый яркий обертон появляется на частоте в два раза большей основной частоты. Так образуется октава – наиболее сливающиеся звуки. В европейской музыке принято делить октаву на 12 равных частей, называемых полутонами. Это называется равномерной темперацией.

О темперации.

Второй обертон звучит в три раза выше основного звука и образует натуральную квинту. Темперированная квинта состоит из 7 полутонов и отличается от натуральной. Например, частота звука «ля» равна 220 Гц. Звук на октаву выше звучит на частоте 440 Гц, на октаву и натуральную квинту выше – на частоте 660 Гц, на две октавы – на частоте 880 Гц. Чтобы найти частоту темперированной квинты, надо интервал октавы разделить на 12 частей и взять 7. Получаем 440 + (880-440)*7/12 = 696.67 Гц. Натуральная квинта звучала бы чище, но это сильно ограничило бы нас количеством звуков, подходящих к основному. В музыке можно было бы использовать только несколько близких друг другу тональностей. Равномерная темперация позволяет использовать больше звуков, но с небольшой погрешностью. Темперированные инструменты появились во времена Иоганна Себастьяна Баха. Он написал цикл пьес «Хорошо темперированный клавир» во всех 24 тональностях, мажорных и минорных от каждой из 12 нот. Немного более подробно обертоны и темперация описаны в

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗВУКИ И ИХ СВОЙСТВА

Каждый вид искусства имеет дело со своим особым материалом: живопись - с красками, скульптура и архитектура - с различными строительными материалами, музыка - со звуками. Художнику-творцу, создающему произведение искусства, отнюдь не безразличны свойства того материала, которым он пользуется. От художественного замысла зависит, выберет ли скульптор бронзу или мрамор, гипс или дерево. Гуашь, акварель, масло - различные виды красок - обладают различными свойствами, и эти свойства учитываются живописцем и используются в определенных художественных целях.

Музыкантам также необходимо знать, каковы физические свойства музыкальных звуков, как отдельные звуки и их сочетания воздействуют на человека. Изучением свойств музыкальных звуков и особенностями их восприятия занимаются, помимо теории музыки, музыкальная акустика и отчасти музыкальная психология; значительное место этим вопросам уделяется также в курсах инструментоведения и оркестровки.

Понятие звука

Звук - это объективно существующее в природе физическое явление, вызываемое механическими колебаниями какого-либо упругого тела (туго натянутой струны или мембраны, голосовых связок, металлической или деревянной пластины, воздушного столба, заполняющего корпус духовых инструментов и т.п.), в результате чего образуются звуковые волны, воспринимаемые ухом и преобразуемые в нем в нервные импульсы.

Звуковыми волнами называются периодически чередующиеся сгущения и разрешения в окружающей упругой - например воздушной (то есть газовой) - среде (звукопроводящими средами являются также жидкости и твердые тела), вне которой, как, скажем, в вакууме, звук возникнуть вообще не может. Звуковые волны, распространяющиеся в атмосфере от источника звука равномерно во все стороны (подобно радиоволнам), воспринимаются органами нашего слуха и при помощи определенных участков нервной системы передаются в головной мозг, где и осознаются как конкретные звуки.

В окружающей нас природе существует огромное количество самых разнообразных звуков, которые распадаются на две группы: звуки с определенной высотой (так называемые музыкальные звуки) и с неопределенной высотой (шумы). Музыкальные звуки, имеющие определенную высоту, в отличие от шумовых, обладают еще целым рядом отличительных свойств и составляют основу (то есть звуковой фонд) музыки, использование же шумовых звуков ограничивается лишь эпизодическим применением некоторых из них в отдельных музыкальных произведениях для достижения тех или иных эффектов* . [Для этих целей служат, например, такие инструменты, относящиеся к семейству ударных, как тарелки, бубен, тамтам, большой и малый барабаны и другие, обычно входящие в состав как большого симфонического оркестра, так и оркестров иных профилей.]

Свойства музыкальных звуков

Любой музыкальный звук имеет четыре основных свойства, которые мы воспринимаем как проявления тех или иных качеств звука:

1) высота ,

2) длительность ,

3) громкость ,

4) тембр .

Эти свойства обусловливаются различными физическими предпосылками*. [Кроме этих свойств при восприятии звука существенное значение имеет его пространственная локализация, то есть положение источника звука относительно слушателя (спереди или сзади, далеко или близко, в помещении или на открытой площадке и т.д.]. Иногда это фиксируется в нотной записи различными ремарками, как, например, «Песня певца за сценой» (см. оперу «Рафаэль» А. Аренского) и т. п.) Разберем свойства звука по порядку.

Высота звука определяется частотой колебаний звучащего тела и находится от нее в прямой зависимости: чем больше колебаний в единицу времени (за которую принимается секунда) делает источник звука, тем выше будет звук, и наоборот, при уменьшении количества колебаний звук понижается.

В свою очередь, число колебаний в секунду зависит от величины (длины и толщины) и упругости звучащего тела. Возьмем для примера струну. Чем она длиннее (при прочих равных условиях), тем реже ее колебания и, соответственно, тем ниже звук, издаваемый ею. И наоборот, чем струна короче, тем чаще колебания и тем выше звук. Такая же зависимость обычно наблюдается и в отношении поперечного сечения: чем оно больше (толще), тем реже будут производиться колебания и звук, соответственно, понизится, а чем меньше (тоньше) поперечное сечение, тем чаще возникают колебания и звук становится выше. Как видно, в обоих этих случаях обнаруживается обратная зависимость.

Что же касается влияния упругости (в данном случае - степени натяжения струны) на высоту звука, то здесь наблюдается прямая зависимость: чем сильнее натянута струна, тем выше звук, и наоборот, чем слабее натяжение, тем звук ниже.

Слуховой аппарат человека в состоянии воспринимать звуки в диапазоне частот приблизительно от 16 до 20 000 герц* [Герц (сокращенно Гц) - единица измерения частоты (в данном случае - колебаний в секунду), названная так по имени немецкого ученого-физика Генриха Герца.)], но верхние звуки этого диапазона люди слышат только в самом раннем детстве. С возрастом верхняя граница слышимых человеком звуков высокой частоты снижается примерно до 14000 колебаний в секунду. Однако наиболее точно и ясно человеческое ухо способно воспринимать высоту музыкального звука в более узких пределах - примерно от 16 до 4200 герц, и именно этот диапазон частот и используется в музыке*. (Если же говорить о вокальном искусстве, то общий объем диапазонов человеческих певческих голосов еще меньше - приблизительно от 60 до 1500 герц.]

В крайних же регистрах (то есть за пределами указанного диапазона) музыкальная высота воспринимается менее точно. Например, если звуки обладают частотой, превышающей 4200 герц, то еще можно отличить на слух в этом регистре, какой звук выше, а какой ниже, но интервальные соотношения установить при этом трудно. В таком высоком регистре практически невозможно узнать даже хорошо известную мелодию. Именно этими особенностями восприятия высоты звуков в крайних регистрах и обусловлено ограничение музыкального диапазона звуками указанных выше частот. Способность человеческого слуха наиболее точно воспринимать звуки в среднем регистре связана, по-видимому, с практикой человеческой речи и пения.

Зависимость между частотой колебаний и высотой звука проявляется не в арифметической, а в геометрической прогрессии. Так, если увеличивать частоту на одну и ту же величину, например на 110 Гц (что практически соответствует укорочению длины струны в два раза), начиная от звука ля большой октавы, имеющего именно это число колебаний в секунду, то в данной последовательности звуков (считая от предшествующего тона) первым будет образовываться интервал чистой октавы, вторым - интервал чистой квинты, третьим - чистой кварты, далее - большой терции, малой терции, еще одной малой терции, а затем - несколько больших секунд и несколько малых. При дальнейшем увеличении частоты колебаний на одну и ту же величину, то есть при дальнейшем укорочении струны будут образовываться еще более узкие интервалы. Этот ряд звуков соответствует натуральному ряду чисел: один, два, три, четыре, пять, шесть и так далее. Именно во столько раз производится увеличение частоты колебаний (укорочение струны) по сравнению с первоначальной, поэтому такой звукоряд носит название натурального звукоряда. Его можно получить, если делить, например, струну на две, три, четыре, пять, шесть и более частей. Так, скрипачи и виолончелисты, балалаечники и домристы, короче - все играющие на струнных музыкальных инструментах пользуются этим при исполнении флажолетов. (Флажолетами называются частичные тоны натурального звукоряда, извлекаемые на струнных музыкальных инструментах посредством легкого прикосновения пальца к струне в тех местах, где она делится на две, три, четыре (и т.д.) части. При помощи флажолетов можно брать очень высокие звуки.)

Длительностью звука называется выраженное в ритмических единицах время, в течение которого совершаются колебательные движения звучащего тела: чем больше времени продлятся колебания, тем протяженнее будет звук, и наоборот.

Громкость звука находится в прямой зависимости прежде всего от амплитуды* [Амплитудой (то есть размахом) колебания называется наибольшее расстояние между крайними точками отклонения колеблющегося упругого тела от его первоначального спокойного положения.] колебаний источника звука: чем она больше, тем громче звук, и наоборот, чем меньше амплитуда, тем тише будет звук. Кроме того, на восприятие громкости влияет расстояние от источника звука и отчасти частота колебаний. Так, при одинаковых амплитуде и расстоянии от источника более громкими кажутся звуки среднего регистра.

Примечание к схеме № 1. Пунктиром обозначено первоначальное положение струны в спокойном состоянии, Кривыми линиями показаны положения струны при колебаниях во время звучания.

Поперечной двухсторонней стрелкой обозначена амплитуда колебаний.

Колебания бывают двух видов: затухающие (то есть с постепенно уменьшающейся за счет сопротивления воздуха и внутреннего торможения амплитудой, как, например, у струнных инструментов - рояля, арфы, балалайки, домры и др.) и незатухающие (с постоянной или произвольно меняющейся амплитудой, как, например, у органа или скрипки при игре смычком).

При затухающих колебаниях громкость звука постепенно уменьшается (хотя высота его и остается при этом практически неизменной) и наконец естественным путем угасает вовсе. При незатухающих колебаниях громкость звука на ряде инструментов и при пении можно варьировать: уменьшать, оставлять неизменной и увеличивать - в зависимости от художественных целей и задач.

Иногда громкость называют силой звука, но это неточно, ибо хотя по смыслу эти понятия и близки между собой и даже зависимы друг от друга, однако они отнюдь не адекватны по своему значению. Например, при увеличении объективной силы звука в 100 раз его громкость, то есть восприятие силы звука нашим слухом возрастет лишь в два раза, а тысячекратное увеличение силы звука даст лишь трехкратное увеличение громкости и т.д. Сила звука измеряется в децибелах (дб)* [Децибел - десятая часть бела, являющегося логарифмической единицей измерения силы звука; назван так в честь изобретателя телефона А. Г. Белла.) а громкость - в фонах (Фон (греч. - phone) - в буквальном переводе означает «звук». В музыкальной акустике - единица измерения, громкости звука.).]

В музыкальной практике громкость звука обозначается различными терминами: громкое звучание - forte (ит. - громко), fortissimo (превосходная степень от forte) и forte fortissimo (еще более громко, чем fortissimo); этому соответствуют знаки f , ffffff. В более редких случаях очень громкая звучность обозначается четырьмя знаками forte (ffff), а иногда и пятью (fffff). Аналогично обозначается и тихое звучание - p, pp, ррр (начальные буквы итальянского слова piano - тихо). Количество знаков р также может доходить изредка до четырех, даже пяти. (Обозначение ррррр можно найти, например, в партитуре Шестой симфонии П. Чайковского перед началом разработки первой части.)

Кроме основных обозначений можно встретить и производные: mf, mp (mezzo forte, mezzo piano), означающие, соответственно, - не очень громко, не очень тихо; sf, sp (subito forte, subito piano), чему соответствует: внезапно громко, внезапно тихо.

Для обозначения постепенного нарастания или ослабления звучания используются термины crescendo и diminuendo, заменяемые часто «вилками»: и . Иногда к словам crescendo и diminuendo добавляется обозначение росо а росо, что означает - постепенно, понемногу. Если термин crescendo (аналогично и diminuendo) должен действовать в течение нескольких тактов, обозначение пишется по слогам, разделенным пунктирными линиями: cre-scen-do, или к слову crescendo добавляется слово sempre (sempre crescendo - все время усиливая, вплоть до следующего обозначения).

Тембр . Тембром называется характер звучания, или окраска тука. Тембр зависит от многих причин, как объективного, так и субъективного свойства: конструкции инструмента, материала, из которого он сделан, и его качества (например, сорта дерева, состава металлического сплава и т. п.), способа звукоизвлечения и мастерства исполнителя, среды, в которой распространяется звук, и расстояния от его источника. Но особенно большое значение для формирования тембра музыкальных звуков имеет натуральный звукоряд .

Известно, что каждый звук является сложным, то есть состоит из нескольких одновременно звучащих тонов*. [В этом смысле звук можно сравнить с лучом света, который, преломляясь при прохождении через прозрачную призму, разлагается на различные цветовые полосы, образующие спектр, состоящий из семи видимых цветов радуги: красно-оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового.] Звучащая струна, например, делится одновременно на свои половины, трети, четверти, пятые, шестые части и так далее, которые будут колебаться самостоятельно. Ниже приводятся схемы колебаний струны:

а) схема колебаний струны целиком и отдельными ее частями (половинами, третями, четвертями и т.д.);

б) общая схема колебаний в одновременности (сложная форма)*. [Сложную форму колебаний струны (как и другого звучащего тела) точно изобразить графическим способом довольно трудно, и всякий чертеж, абстрактно показывая само явление, будет всего лишь более или менее удачным приближением к действительной картине. При этом следует иметь в виду, что отмеченные в схеме колебания совершаются в течение всего времени звучания при любом отклонении колеблющегося тела (в данном случае - струны) от своего первоначального спокойного состояния.]

Графическое изображение колебаний струны:

Человек слышит один звук, обладающий определенной высотой, соответствующей частоте колебаний целой струны. Частоты же колебаний частей струны, издающих так называемые частичные тоны , не воспринимаются слухом как отдельные самостоятельные звуки. Тоны, соответствующие этим частотам, сливаются с основным, придавая звуку определенный колорит.

Тоны, входящие в состав сложного звука, принято называть гармоническими составляющими тонами или просто гармониками. Первый из них, возникающий от колебаний всей струны, называется основным тоном (что соответствует первому частичному тону), следующие далее называются обертонами, то есть тонами, лежащими выше основного. Например, натуральный обертоновый звукоряд от звука до имеет следующую структуру:


Примечание: Седьмой, одиннадцатый, тринадцатый и четырнадцатый звуки этого ряда не находятся в точном соответствии с обозначенной по темперированному строю высотой, поэтому в примере их ноты заштрихованы, а сверху выставлены вертикальные стрелки, указывающие направленность этого несоответствия: - несколько ниже, - несколько выше обозначенного звука.

На характер тембра влияют и количество слышимых обертонов, и то или иное распределение громкости между отдельными гармониками сложного музыкального звука. Если, например, вторая гармоника будет громче основного тона, третья - громче второй, а затем громкость будет снижаться, то возникнет тембр, близкий тембру гобоя. На некоторых электрических музыкальных инструментах можно подобрать любую интенсивность различных обертонов и, составляя таким образом из отдельных простых тонов сложный звук, имитировать тембры различных музыкальных инструментов. Так, например, если выделить нечетные гармонические тоны - первый, третий и пятый, - то в результате синтезируется тембр кларнета (Тембровая сторона музыки (и все, что связано с ней) специально и подробно изучается на более поздних этапах обучения - в курсах инструментоведения и оркестровки.)

Музыкальное искусство 1 класс
Конспекты уроков

Урок 3

Какими бывают музыкальные звуки

Цель урока: познакомить учащихся с разновидностями музыкальных звуков, дать понятие «ритм». Развивать певческие навыки, чувство ритма, творческие способности школьников. Поддерживать желание участвовать в коллективном творчестве.

Ожидаемые результаты: учащиеся различают длинные и короткие, высокие и низкие, громкие и тихие музыкальные звуки; объясняют разницу между ритмом и пульсом музыки; высказывают свои впечатления от прослушанных произведений.

Оборудование:

Тип урока: углубление темы, усвоение новых знаний.

Доминанты урока:

Музыкальные звуки: длинные и короткие, высокие и низкие, громкие и тихие;

Ритм. Ритм и пульс музыки.

1. Организационный этап

1.1. Вход в класс под музыку.

1.2. Проверка присутствия учащихся:

количество по списку_____,

количество присутствующих на уроке_____,

отсутствующих_____.

1.3. Проверка готовности учащихся к уроку.

1.4. Проверка готовности классного помещения к уроку.

2. Ориентировочный план урока

2.1. Вход в класс под звучание песни М. Шутя «Веселые нотки».

2.2. Музыкальное приветствие «Здравствуйте!»

2.3. Распевки. Поспівка «Бом-бим».

2.4. Ритмичная упражнение «Эхо-ритм».

2.5. Слушание пьес Е. Ґріґа «Птичка» (или «Птичка» В. Сокальского) и М. Дремлюги «Медвежонок в лесу» (или «Песни мишки» Л. Колодуба).

2.6. Разучивание «Песни о зарядке» (муз. О. Янушкевич).

2.7. Обобщение материала урока.

2.8. Выход из класса под звучание «Песни о зарядке» О. Янушкевич (или на усмотрение учителя).

БОМ-БИМ

Поспівка

3. Актуализация опорных знаний

3.1. Музыкальное поздравление.

3.2. Распевки.

3.3. Повторение материала предыдущего урока. Чем отличаются музыкальные и шумовые звуки? Где их можно услышать?

4. Мотивация учебной деятельности

4.1. Сообщение темы урока.

4.2. Мотивационная беседа. Для чего мы изучаем особенности музыкального искусства? Знакомство с разновидностями музыкальных звуков поможет научиться лучше понимать язык музыки.

5. Этап усвоения новых знаний

5.1. Поспівка.

5.2. Долгие и короткие звуки. Объяснение термина «ритм». Выяснить различия между ритмом и пульсом музыки.

Совет учителю.

Использование раздаточного материала с игры «Музыкальное лото» (см. электронный диск) по теме «Пульс и ритм».

5.3. Игра «Луна-ритм».

Ритмические упражнения. Ученики повторяют за учителем ритм, хлопая в ладоши.

Учащиеся предлагают к игре свой ритм.

5.4. Творческое задание «Беседа птички и медведя».

5.5. Слушание пьес «Птичка» Е. Ґріґа и «Медвежонок в лесу» М. Дремлюги.

Определение особенностей музыки.

Высокие и низкие звуки.

Использование метода «разрушения образа» («Медвежонок в лесу». Какой будет музыка о большого, взрослого медведя?).

5.6. Разучивание 1 куплета «Песни о зарядке» (муз. О. Янушкевич).

Выполнение в движении.

Сравнение «Песни о зарядке» с колыбельной. Громкие и тихие музыкальные звуки.

ПЕСНЯ МИШКИ

Музыка Л. Колодуба

МЕДВЕДЬ

Музыка В. Ребикова

6. Обобщение и закрепление знаний

Что нового узнали учащиеся о музыке?

Какими бывают музыкальные звуки?

По желанию - задания в «Рабочей тетради по музыкальному искусству».

7. Подведение итогов урока

Изучение особенностей музыки поможет стать внимательными слушателями, лучше понимать ее содержание.

8. Домашнее задание

Слушать музыку.


Что такое звук? Звук – это вибрация, которая оказывает влияние на любой предмет, живой организм, в том числе и на человеческий.

В физике известен такой опыт: на лист железа насыпают песок и воздействуют на него разными звуками – песок при этом начинает принимать различные формы, для каждого свои. Почему? Да потому, что каждый звук имеет свои, присущие только ему особенности. Они – то и складывают, как в калейдоскопе, разнообразные узоры. По этим особенностям мы можем отличить один звук от другого и при необходимости узнать, определить, выделить из всего звукового многообразия тот, который для нас важен и необходим в данный момент.

Умение различать эти особенности, или, как говорят педагоги, свойства звука, составляет основу развития музыкальных способностей. Каковы же загадочные свойства звука?

Прежде всего, разделим все окружающие нас звуки на две важные группы: звуки шумовые (от слова «шум», «шуметь») и звуки музыкальные (от слова «музыка»). Из музыкальных звуков складывается любая песня, любое музыкальное произведение, любая мелодия. У таких звуков и название особое – мелодичные.

Прочтите, пожалуйста, с детьми стихотворение Е. Королевой.

Все на свете дети знают:

Звуки разные бывают.

Журавлей прощальный клекот,

Самолета громкий ропот.

Гул машины во дворе,

Лай собаки в конуре,

Стук колес и шум станка,

Тихий шелест ветерка.

Это звуки шумовые.

Только есть еще другие:

Не шуршания, не стука –

Музыкальные есть звуки.

Выполните с детьми следующее задание: рассмотрите рисунки и попросите ребенка назвать, когда он слышит шумовые звуки, а когда – музыкальные.

Шум листвы и звон капели,

Плеск волны и ветра вой…

Сколько звуков нам напели

Эти звуки не имеют

Своей точной высоты,

Потому зовутся шумом,

Их пропеть не сможешь ты.

А ещё бывают звуки,

Что плетут узор мелодий

Песен, вальсов, полек маршей,

Менуэтов и рапсодий.

Эти звуки, как ты знаешь,

Музыкальными зовут.

Звуки музыкальные

В домиках живут.

Что это за домики,

Попробуй, угадай!

Подумай хорошенько

И ответ нам дай.

Правильно! Музыкальные звуки живут в музыкальных инструментах. Вспомни, какие музыкальные инструменты ты знаешь.