По дорогам добрых сказок проект. Сетевой проект по дорогам русских сказок. План реализации проекта
Елена Викторовна Сафонова
Проект «По дорогам сказок»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта :
По доминирующему методу : информационно- творческий
По количеству участников : групповой
По продолжительности : долгосрочный.
Участники проекта : дети старшей группы, педагоги, родители.
Сроки реализации проекта : октябрь- май.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и остается с ними на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно- нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образ, выразительный язык, динамика событий, особые причинно- следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника- все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка .
Сказка - средство эмоционально- волевого развития и духовно- нравственного воспитания дошкольников. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно- нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно- нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.
В настоящее время сказка , как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок , часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки . Дети стали меньше читать, электронные носители и средства массовой информации вытесняют книгу. 11 млн. человек заболели немыслимой раннее болезнью- интернетоманией.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку , а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное развиваются всесторонне.
Возраст 5-6 лет.
Цели :
Развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;
Раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей;
Приобщить детей к художественной литературе, формировать у них запас литературных, художественных впечатлений, прививать интерес к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей.
Задачи :
Образовательные : учить развивать сюжет, использовать «сказочные » языковые средства; формировать творческое рассказывание , умение раскрывать тему, подчинять свою сказку определенной мысли ; содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
Развивающие : развивать традиции семейного чтения; развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни , умение делать нравственный выбор. Развивать эстетический вкус, умение видеть и беречь красоту.
Воспитательные : создать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение придти на помощь в трудную минуту; помогать усвоению детьми духовно- нравственных категорий (добро- зло, послушание- непослушание, согласие- вражда, трудолюбие- лень, бескорыстие- жадность, простота- хитрость) и правил доброй, совестливой жизни. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
Интеграция областей : «Познавательное развитие» , «Художественно- эстетическое развитие» , «Речевое развитие» , «Социально- коммуникативное развитие» , «Физическое развитие» .
Предполагаемый результат :
Дети должны :
Проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности;
Знать и называть прочитанные сказочные произведения , их авторов, тексты, персонажей, мораль;
Знать различные виды театров и уметь показывать их;
Уметь использовать различные средства выразительности;
Уметь самостоятельно выбирать сказку , проводить предварительную работу к ее показу, вживаться в свою роль.
Пути реализации проекта :
Беседы с детьми, родителями, педагогами ДОУ «Знакомство с проектом » .
Ежедневное чтение сказок (разных жанров, русских народных, авторских) .
Рассматривание иллюстраций художников к сказкам .
-пересказ прочитанных произведений.
Рисование иллюстраций к сказкам воспитанниками .
Инсценировки сказок , игры- драматизации.
Организация выставок рисунков детей по прочитанным сказкам .
Оформление и пополнение книжного уголка сказками разных жанров .
Изготовление вместе с родителями атрибутов, декораций, костюмов сказочных персонажей .
Пополнение театрализованного центра по различным видам театра (в соответствие с возрастом) .
Загадки о сказках , героях сказок .
Викторина по сказкам .
Работа с родителями :
Выставка детского творчества, сотворчество детей и родителей : конкурс рисунков «Моя любимая сказка » .
Подготовка родителями атрибутов и декораций к постановкам спектаклей по мотивам сказок .
Совместное участие родителей и детей в них.
Выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера (придумывание загадок и сказок ) .
Помощь в пополнении книжного уголка сказками .
Продукт проекта : фото и видеоматериалы.
Роль родителей в реализации проекта : подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные знания на практике.
Участие специалистов в реализации проекта : организует образовательную деятельность, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.
Этапы проведения проекта :
1 этап : Вводный.
Определение темы проекта .
Формулирование темы и определение задач.
Подбор материла по теме проекта .
Составление плана проекта .
2 этап : Подготовительный.
Подготовка материалов : сказки , картинки и иллюстрации к сказкам . Разработка конспектов, сценариев. Привлечь родителей к изготовлению костюмов.
3 этап : Основной.
Выполнение проекта : проведение ОД, бесед, праздников и развлечений, проведение викторин, подвижных и дидактических игр, чтение художественной литературы. Разгадывание загадок по сказкам .
4 этап : Заключительный.
Проведение викторины «По дорогам сказок » . Выставка детских рисунков «Моя любимая сказка » .
Составление портфолио проекта .
В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения дети приобщились к высокохудожественной литературе, расширили кругозор о сказках , их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились сказки сочинять , иллюстрировать, инсценировать.
Родители воспитанников проявили интерес к чтению художественной литературы, осознали роль сказки в нравственно- эстетическом воспитании личности ребенка, а также стараются ежедневно читать детям по вечерам.
Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведет к саморазвитию детей.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Тема : «Эти мудрые русские сказки » .
2. Показ детям I младшей группы настольного театра «Курочка ряба» , «Репка» , кукольного театра «Колобок» .
3. Беседа «Русские народные сказки »
1. Беседа «Что такое басня»
2. Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей» .
3. Постановка спектакля к празднику «Осени» «Стрекоза и муравей» .
1. Образовательная деятельность. Тема : «Творческое рассказывание : сочиняем сказку про Деда Мороза ».
2. Чтение сказки Ш . Перро «Золушка» .
3. Постановка спектакля к Новому году по сказке «Золушка» .
1. Образовательная деятельность. Тема : «Пересказ по произведению русской народной сказки «У страха глаза велики» .
2. Вечер загадок.
1. Чтение сказки «Дюймовочка» .
2. Разучивание ролей к спектаклю «Дюймовочка» .
Тема : «Творческое рассказывание «Кто такой Чебурашка» .
1. Образовательная деятельность. Тема : «Чтение художественного произведения «Как аукнется, так и откликнется» по мотивам сказки «АЙОГА» Е. Благинина, «Посидим в тишине» .
2. Чтение сказки «Дюймовочка»
1. Чтение сказки В . Катаева «Цветик- семицветик» .
2. Постановка спектакля «Цветик- семицветик» к проекту «Радужный мир» .
3. Образовательная деятельность. Тема : «Творческое рассказывание «Придумай небылицу» .
1. Викторина «По дорогам сказок » .
2. Выставка рисунков «Моя любимая сказка » .
Ресурсное обеспечение проекта .
Методическое :
Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие»
ЦТ «Учитель» Воронеж 2004г.
Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи»
ЦТ «Учитель» Воронеж 2004г.
Л. П. Макарова, В. Г. Рябчикова «Театрализованные праздники для детей»
Издательство «Учитель» Воронеж 2003г.
«Праздники и развлечения в детском саду» Москва «Вако» 2004г.
«Зимние праздники в детском саду» Е. И. Морозова 2008г.
Т. Н. Липатникова «Праздник начинается»
Ярославль. 2001г.
«1000 загадок» Популярное пособие для родителей и педагогов
Ярославль. 2001г.
О. Узорова, Е. Нефедова «Загадки. Планета детства»
ООО «Издательство Астрель» 2006г.
В нашем учебнике «Родное слово» очень много сказок. Во втором классе мы начали читать сказки о животных. Прочитав несколько сказок, мы заинтересовались: какое животное чаще всего встречается в сказках? Так у нас появилась цель исследования : Выяснить, какое животное чаще всего является персонажем в русских народных сказках.
Мы поставили задачи :
1. Провести анкетирование учеников 2 классов и выяснить их предположения.
В процессе чтения сказок у нас возникли следующие вопросы :
1. Мы говорим «сказка» и понимаем это каждый по-своему. А что такое сказка с научной точки зрения?
2. Мы читаем сказки о животных. А какие вообще бывают сказки?
3. Почему русский народ сочинил столько сказок именно о животных? Необходимо выяснить, почему сказкам о животных отведено такое большое место в русском фольклоре.
4. Мы прочитали много сказок и заметили, что некоторые из них похожи и не только героями, но и происходящими событиями. Интересно, существует ли сходство сюжетов в сказках?
Всего в исследовании приняло участие 19 человек.
Мы выяснили, что наиболее часто персонажем русских сказок о животных является лиса. Почти так же часто встречается волк, а вот заяц и медведь чуть реже. Также мы отметили, что достаточно часто персонажами бывают и другие звери, птицы, насекомые.
В процессе работы мы узнали:
- Что значит понятие «сказка» и какими синонимами можно его заменить.
- Выяснили, какие виды сказок бывают.
- Узнали, почему русский народ сочинил столько сказок о животных.
- Выявили, что сказки бывают похожими не только героями, но и происходящими событиями.
Результаты нашего исследования можно увидеть:
- В «Читательском дневнике».
- Создан сборник «Наши сказки».
- Создан сборник иллюстраций к сказке «Зимовье зверей».
- Нарисованы мультфильмы к сказкам.
- Инсценирована сказка «Колобок».
Но наше исследование на этом не закончилось, ведь у нас появились новые вопросы:
- Повадки зверей (волк, лиса) в сказках такие же, как и в жизни?
- Сейчас мы читаем сказки разных народов и увидели много общего с русскими народными сказками. Почему бывают так похожи сказки разных народов (Африки, Севера) и русские народные, ведь они родились в разных местах?
Выполнила:
Охотникова Л.А.
ПРОЕКТ
«ПО ДОРОГАМ СКАЗОК»
Актуальность
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно-здоровой личности ребенка.
Сказка – средство эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит от психофизического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное – развиваются всесторонне.
Передовой педагогический опыт в детском саду
Проект «По дорогам сказок»
Глухова Елена Николаевна, воспитатель д/с №5 г. Лениногорск РТ
Актуальность.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно - следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Сказка - средство эмоционально - волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Сказка является одним из самых доступных средств для духовнонравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное - развиваются всесторонне.
Возраст - 4 - 5 лет.
Цели:
- Создать условия для духовно - нравственного развития ребенка.
- Способствовать коррекции нарушений эмоционально-волевой сфер детей в процессе художественной продуктивной деятельности, связанно с нравственным содержанием сказки.
- Обеспечить социальную адаптации дошкольников путем введения их культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки) .
- Организовать в семье совместную творческую деятельность, направленную на удовлетворение потребности ребенка во внимании и признании.
Задачи:
- Помогать усвоению детьми духовно - нравственных категорий (добро - зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота - хитрость) и правил доброй, совестливой жизни.
- Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
- Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
- Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
- Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
- Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Тип проекта: практико - ориентированный.
Реализуемые мероприятия.
НОД и ОД:
Тематические занятия (интегрированные: П., К., Х т-во, Т.)
- НОД «Пузырь, Соломинка и Лапоть».
- НОД «Лиса и кувшин».
- НОД «Мужик и медведь».
- НОД «Заяц-хваста».
- НОД «Смоляной бычок».
- НОД «Гуси-лебеди».
- ОД «Мой дом»
- ОД "Мы любим сказки"
ОД ситуативные разговоры:
- Из чего сделано?
- Что сначала, что потом?
Просмотр диафильмов и мультфильмов:
- Пузырь, Соломинка и Лапоть.
- Лиса и кувшин.
- Мужик и медведь.
- Заяц-хваста.
- Смоляной бычок.
- Гуси-лебеди.
Чтение художественной литературы:
- Пузырь, Соломинка и Лапоть.
- Лиса и кувшин.
- Мужик и медведь.
- Заяц-хваста.
- Смоляной бычок.
- Гуси-лебеди.
Минутки поэзии (совместно сочиненные с родителями сказки и загадки) .
Игры:
- Подвижная игра «Мыльные пузыри»
- Подвижная игра с мячом «Тонет - не тонет»
- Подвижная игра «Сноп и колос»
- Подвижная игра с мячом «Съедобное - несъедобное»
Педагогические игровые ситуации:
- Пантомима.
СД Дидактические игры:
- «Будьте внимательны и найдите ошибки»
- «Кто лишний»
- «Кого не хватает?»
- «Из какой сказки фраза?»
- «Какие сказки перепутались?» (сгруппировать героев по сказкам)
- «Придумаем новое название, окончание сказки»
- «Что сначала, что потом?» или «Собери сказку по порядку и наоборот)»
- «Какая сказка спряталась?» (на картинке изображены кусты, из-за которых торчат только части животных, например хвосты)
- «Попробуй на вкус»
- «Узнай по контуру»
- «Назови сказки, где есть бабка, дедка, кошка, мышка. ..»
- «Сложи из частей»
- «Назови сказку по предмету» (например, яблоко: «Гуси-лебеди», «Хаврошечка», «Белоснежка и семь гномов», «Наливное яблочко»...)
- «Отгадай сказку по отрывку»
- «Угадай, кто идет» (развиваем слух: дети слушают музыкальные отрывки «кто как идет», запоминают, затем слушают еще раз и называют героев)
- «Угадайте по губам, какого героя сказки я зову»
- «Назови ласково»
- «Есть или нет»
- «Подбери рифму»
Работа с родителями:
- Дни открытых дверей (родители могут вместе с детьми участвовать в играх, выполнять творческие задания) .
- Подготовка костюмов и атрибутов к спектаклям и праздникам.
- Совместное участие родителей и детей в них.
- Устройство выставки работ детей и родителей «Наши любимые сказки».
- Выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера (придумывание загадок и сказок) .
Итоговое мероприятие: Викторина «По дорогам сказок»
Предполагаемый результат.
- Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру.
- Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
- Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.
- Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
- Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
- Деятельное отношение к труду.
- Ответственность за свои дела и поступки.