Рассказ детям что такое музей. Что же такое музей? На русском языке

Нестеров А.К. Понятие и функции музея // Энциклопедия сайт

Музей является социальным институтом, выполняющим определенные социокультурные функции. Рассмотрим понятие и функции музея в современных условиях.

Сущность музея, как особого вида культурного учреждения

Музей – это концентрированное выражение культуры прошлого и настоящего, через которое человек осуществляет свою адаптацию к изменяющимся условиям окружающей его действительности.

В музее посетители участвуют в диалоге культур, исторических событиях, формирует спектр ценностных представлений. Учитывая, что посетители по-разному воспринимают музейные экспонаты, то их понимание и осмысление требует объяснения и созерцания.

Музей позволяет человеку путем собственных душевных усилий, преодоления собственных и внешних стереотипов, внутренних барьеров сформировать целостное восприятие прошлого и настоящего времени.

Реализация функций музея способствует стабилизации социокультурных связей и отношений в обществе. Музеи также выполняют функции организации взаимодействия культур, изучения исторических традиций и культурного наследия.

Понятие "музей"

Понятие музея связано с дихотомической природой его системы целей: сохранить культурное и историческое наследие для будущих поколений, одновременно открыв его для современников.

Понятие "музей" происходит из древнегреческой культуры – "museion", что переводится как "храм муз". Вместе с тем в Древней Греции музей отличался от его современного значения, это было место созерцания, познания окружающего мира, всевозможных раздумий.

В Российской музейной энциклопедии дано такое понятие музея :

Музей – это исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы природных и культурных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение, – музейных предметов.

В своем исследовании Ю.В. Зиновьева сформулировала вывод, что составляющими понятия музей являются:

  1. Собрание предметов (идей и носителей), осмысленных в качестве ценностей собирателем, индивидуальным или коллективным.
  2. "Храм муз" – музей как пространство предъявления различных фрагментов реальности – место коллективного действа и собирания произведений, посвященных музам – дочерям богини памяти Мнемозины.
  3. Общение по поводу представленных ценностей, коллективное действо, в котором осуществляется выход за грани обыденности, в атмосферу иной реальности, праздника, смена ролей, воссоздания "иного".

Необходимо также дополнить, что понятие музей включает в себя феномен социально-культурной памяти, т.е. музей создается и функционирует для сохранения памяти, стабилизации норм и ценностей в современном обществе.

В словаре "Музейные термины" дано такое определение: "музей – это научно-исследовательское и культурно-просветительное учреждение, которое в соответствии со своими социальными функциями осуществляет комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию памятников истории, культуры и природных объектов". В данном определении отражена взаимосвязь музея с его социальными функциями, а экспонаты обозначены как непосредственные источники формирования знаний об истории, культуре, природе определенных областей, обществ. Таким образом, в определении понятия музей приоритет имеет его научная, исследовательская, просветительская природа, которая служит удовлетворению потребностей общества в сохранении и использовании предметов реального мира как элементов исторической памяти, социальной информации и эстетических ценностей. Такого подхода придерживался также отечественный ученый А.M. Разгон .

Предназначение музея состоит в накоплении информации и выявлении закономерностей, относящихся к процессам познания и передачи знаний (например, исторических) посредством музейных предметов. Согласно данному подходу:

Музей – источник информации и социальный институт.

С учетом современных реалий, кроме процессов исторического познания, передачи исторических знаний, философско-культурного осмысления, ознакомления с информацией, в понятие музей закладывается также эстетическая составляющая в понимании действительности. В этом контексте реальность оказалась результатом культурного акта, его творения и сконструированной языковой практикой.

В настоящее время, музей играет также роль культурного центра и социального инструмента воздействия. С этой точки зрения в понятие музей включается и коммуникативная составляющая, согласно которой музейные фонды создаются осмысленно с целью передачи по такому специфическому каналу коммуникации сложную информацию. Музейные фонды при создании наделяются ценностными значениями, сопутствующей информацией, которую посетители должны воспринять и осознать. Таким образом, формируется диалог, направленный на выработку общего взгляда на предметы музейных экспозиций. В рамках данного понятия теоретическая интерпретация приводит также к уточнению технологических характеристик экспонатов музея и ситуаций музейной коммуникации.

Выделяют 2 основные функции музея :

  1. Функция документирования
  2. Функция образования и воспитания

Документирование , как функция музея, означает целенаправленное, скоординированное, структурированное отражение с помощью музейных экспонатов различных фактов, исторических событий, явлений, природных и общественно-культурных процессов. Данная функция музея проявляется через выявление и отбор природных объектов и созданных человеком предметов труда, одежды и т.п., а также иных сложных объектов, которые могут быть представлены в виде физических свидетельств объективной реальности. Демонстрация собранных экспонатов означает реализацию данной функции, а сами экспонаты становятся знаками и символами конкретного исторического периода, события, природного явления, культурного наследия. Функция документирования раскрывается в музее в процессе изучения и составления научного описания экспонатов, что позволяет посетителям музея воспринимать действительность объективно.

Образование и воспитание , как функция музея, основывается на содержании и экспрессивном воздействии музейных экспонатов на посетителей, что сопровождается большим объемом получаемой информации. В результате реализации данной функции музей стимулирует и удовлетворяет познавательные и культурные запросы общества. Данная функция музея также проявляется в различных формах экспозиционной и культурно-образовательной деятельности.

В качестве дополнительных функций музея выступают:

  1. Функция организация досуга общества
  2. Коммуникативная функция
  3. Социально-культурная функция
  4. Общая функция сохранения памяти
  5. Функция профессиональной музейной деятельности
  6. Функция символического воздействия
  7. Функция взаимодействия

В рамках выполнения социально-культурной функции музей выступает в виде своеобразного посредника при взаимодействии посетителей, музейных работников и представленных экспонатов. В этом проявляется специфика музея в ряду других коммуникационных систем, что соответствует его понятию в социально-культурном плане.

Реализуя социально-культурную функцию, музей согласует ее с коммуникативной функцией, тогда как сам он выступает в качестве информационно-коммуникативного учреждения, посредством которого общество удовлетворяет потребности в сохранении и использовании предметов реального мира в виде свидетельств объективной реальности. Таким образом, музей осуществляет передачу социально-значимой информации. Подлинные исторические предметы изучаются и экспонируются как первичные источники познания с учетом сложившегося представления о предназначении самого музея и его роли в обществе.

Организация досуга в обществе, как функция музеев, проявляется в современных условиях, когда музеи реализуют свои задачи по ознакомлению посетителей с историческим и культурным наследием. Выполнение музеями данной функции обусловлено потребностями современного общества в культурных формах досуга и эмоциональном развитии.

Так называемая общая функция музеев сохранения социальной памяти иногда выделяется отдельно от функции документирования, так как особенности исторического периода времени постоянно накладывают свою специфику на музейное дело, в результате, музеи эволюционируют вместе с изменениями экономической, политической, социальной, духовной жизнью общества. У жителей различных стран, народов и социальных общностей это проявляется различным образом, что и обуславливает разные подходы к систематизации своих представлений о мире, стремление к гармонии, красоте, эстетике, определяя специфику представления музейных экспонатов. Таким образом, с помощью данной функции музеи сохраняют социальную память, фиксируя ее в своих экспонатах.

Функция профессиональной музейной деятельности проявляется через разделение труда. Общая профессионализация выполнения работниками музея своих функций требует высокого уровня подготовки. На практике данная функция в музеях реализуется по всем направлениям музейной работы: научно-исследовательская, экспозиционная, фондовая, реставрационная, просветительская, педагогическая и другие виды деятельности.

Функция символического воздействия в музеях обусловлена наличием пласта культурных символов различных уровней. На уровне государства, например, это флаг, герб, гимн, на уровне города также добавляются памятники, известные места и т.п., а на культурно-бытовом уровне – это традиционные костюмы, одежда, свойственная определенной эпохе и т.п. В музее данная функция проявляется в их дифференциации в соответствии с типами и видами. Также сюда относятся установки, образцы поведения, изучение прошлого, социальной памяти и опыта, которые могут быть представлены в виде музейных экспонатов или подтверждающих фактах, свидетельствах, описывающих объективную реальность.

Реализация музеями функции взаимодействия обусловлена наличием учреждений и общественных институтов, активно взаимодействующих с музеями и другими общественными институтами – учреждениями культуры, образования, науки. Система этих связей должна быть разнообразной и эффективной и в первую очередь, это касается дошкольных и школьных учреждений, всей системы среднего специального и высшего образования. В первую очередь, это групповые экскурсии. Кроме того, у учащихся и исследователей прямой интерес во взаимодействии с музейными экспонатами, которые являются объектами исторического, культурного, общественного и природного наследия.

Вывод

Таким образом, сущность понятия музей обусловлена необходимостью сохранения исторического, культурного, природного общественного наследия для потомков и демонстрация уже накопленного наследия современникам.

Реализация функций музея связана с концепцией комплектования музейных коллекций, в создании которой принимает участие весь научный и профессиональный коллектив музея. Это происходит с широким привлечением научной общественности, краеведов, преподавателей вузов и школ, всех заинтересованных лиц. Реализуя свои функции, музей не только учитывает потребности и интересы различных групп населения, но в дальнейшем активно опирается на их поддержку при организации выставок и сохранении историко-культурного наследия.

Формализм зачастую губителен для музейной культуры, он гасит интерес к ней, порождает представление о музее как скучном складе ненужных вещей и бесполезной информации. Необходима более глубокая и возвышенная идея, чем просто "дополнительная информация" – это одна из главных задач музея при работе с публикой.

Литература

  1. Зиновьева Ю.В. Взаимодействие музея и общества как социокультурная проблема. Дисс. канд. культурологии. Санкт-Петербург. 2000.
  2. Разгон A.M. Музееведение как научная дисциплина. М., 1984.

Что такое музей? Это учреждение, в котором хранятся памятники истории и культуры. Музейное дело имеет длинную, интересную историю, которая начинается еще в Античности. Вкратце она изложена в этой статье. Здесь также рассказано о самых знаменитых музеях мира.

Античные времена

Что такое музей? В переводе с языка соотечественников Платона, это слово означает «храм музы». Первый музей был создан в 290 году до нашей эры. Это было небольшое здание, в которое входили ботанический сад, библиотека, обсерватория, помещение для чтения. Позже здесь появились чучела животных, скульптуры, астрономические инструменты. Древнегреческие музеи скорее являлись храмами муз - мифологических существ, покровительниц искусства и науки.

Средневековье

Культурная жизнь античных людей тесно была связана с мифологическими сюжетами и персонажами. В Средневековье же, как известно, главенствующую роль играла церковь. Собрание произведений искусства, как правило, выставляли в монастырях. В седьмом столетии из предметов, захваченных в качестве трофеев, начали составлять экспозиции. В военные времена им нередко оплачивали выкуп и прочие расходы.

XVIII век

В эпоху Возрождения различные галереи служили больше для личных развлечений. В 18 столетии они стали неотъемлемой частью общественной жизни во многих европейских странах. В 1750 году во французской столице каждый парижанин мог ознакомиться с талантливыми произведениями живописи. Правда, открыт этот музей был всего два дня в неделю. К слову сказать, полотна из этой коллекции позже были перенесены в Лувр.

Британский музей, открытый в Лондоне в 1753 году, стал первым музей нового типа. Для того чтобы посетить его, требовалась предварительная письменная регистрация. В годы Французской революции самым большим публичным музеем встал Лувр. Другие знаменитые учреждения, история которых началась в восемнадцатом столетии:

  • Коллекция искусства Медичи.
  • Королевская коллекция Вены.
  • Коллекция искусство Ватикана.
  • Королевская коллекция Дрезден.
  • Эрмитаж в Санкт-Петербурге.

Виды

Что такое музей? Это организация, цель которой - ознакомление населения с историческим и культурным наследием. Музеи бывают различные. Они отличаются друг от друга, прежде всего, по типу хранимого наследия. Существуют музеи краеведческие, палеонтологические, антропологические, этнографические. Почти в каждом крупном городе имеется выставка восковых фигур. Есть музеи, в которых представлена военная техника или предметы, связанные с историей кораблестроения.

Музеи бывают частными и государственными. Они различаются также по способу знакомства с экспонатами. Так, самый современный тип - виртуальный. Тематика музея может быть какой угодно. По сути, каждый может создать собственный музей. Если, конечно, он располагает коллекцией, имеющей интерес для потенциальных посетителей. В мире действует ряд необычных музеев-выставок. Один из них находится в Загребе. Называется эта небольшая выставка Музей разводов. Экспонаты представлены здесь отнюдь не редкие - свадебные платья, предметы гардероба, украшения. Но каждый элемент имеет свою историю и связан с определенной стадией несостоявшихся отношений.

Самые известные музеи России

Человек может прожить в Москве пятнадцать лет, но ни разу не побывать в Третьяковской галерее. Он может регулярно посещать Санкт-Петербург, но не знать о том, где находится Эрмитаж. Что такое музей? Для многих это скучные, неинтересные учреждения. Однако стоит сказать, что так полагают лишь те, кто никогда их не посещал или делал это против собственной воли, например, в рамках обязательной школьной экскурсии.

Эти учреждения, действительно, не имеют ничего общего с увеселительными заведениями, но скучно там быть не может. Прежде чем отправиться в Третьяковскую галерею или Эрмитаж, следует немного ознакомиться с теоретической частью. То есть узнать об экспозиции, творчестве художников, картины которых присутствуют в коллекции. Не лишней будет и информация об истории создания музея.

Самые интересные коллекции находятся, конечно, в Москве и Санкт-Петербурге. Однако в других городах России есть что посмотреть. Самые известные музеи столицы:

Выше названы учреждения, которые входят в список самых знаменитых музеев мира. В Москве огромное количество различных выставок. Есть крупные и маленькие музеи. Например, по адресу улица Садовая дом, 10 расположен дом, в котором некогда жил писатель Михаил Булгаков. В одной из квартир в 2007 году был основан музей, посвященный творчеству писателя. Экспозиция здесь небольшая, но представляет немалый интерес для поклонников романа «Мастер и Маргарита».

Музеями искусства можно назвать галереи Глазунова и Церетели, хотя, согласно классификации, они относятся к персональным выставкам. В столице расположено множество культурных центров, посвященных творчеству той или иное выдающейся личности. Есть и довольно необычные выставки. Например, Музей истории водки, расположенный в стенах «Измайловского Кремля».

А вблизи Павелецкого вокзала, в одном из зданий, не так давно расположилась экспозиция, посвященная истории железной дороге. Открытие состоялось в августе 2011 года. О Железнодорожном музее более подробно рассказано ниже.

Музеи Санкт-Петербурга:

  • Эрмитаж.
  • Зимний дворец Петра I.
  • Государственный Русский музей.
  • Строгановский дворец.
  • Летний сад.
  • Государственный музей городской скульптуры.
  • Музей-усадьба Репина Пенаты.

Другие музеи России:

  • Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
  • Самарский историко-краеведческий музей.
  • Дом-музей Петра I в Вологде.
  • Историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва».
  • Музей исламской культуры в Казани.

Музей изобразительный искусств Пушкина

Это один из знаменитейших культурных центров в стране. Конкурировать с Пушкинским музеем может только Эрмитаж. Закладка здания состоялась в начале 90-х XIX века. Пοстрοен Пушкинский музей был на частные пοжертвοвания мецената Ю.С. Нечаева-Мальцοва.

Кοгда сοοружали здание, предпοлагалοсь, чтο все экспοзиции будут οсматриваться тοлькο при дневнοм свете. Вοзмοжнοсть прοведения электричества в прοекте даже не учитывали. Этο вызвалο труднοсти οпределеннοгο характера. Первым директοрοм музея стал инициатοр егο οснοвания - И.В. Цветаев. Начальная экспοзиция сοздана на οснοве кοллекции древнοстей Мοскοвскοгο университета, гипсοвых кοпий античных скульптур и мοзаик.

В 1924 году были открыты картинные галереи. После ВОВ расформировали Государственный музей нового западного искусства, а часть его коллекции перенесли в Пушкинский музей. По экспонатам, которые хранятся здесь, можно изучать историю и культуру мира: от Античности до наших дней. Это настоящий музейный городок.

Отдельного внимания заслуживает Галерея искусств стран Европы и Америки. Здесь представлены полотна знаменитых художников конца XIX-XX века. Их фамилии у всех на слуху: Ван Гог, Гоген, Пикассо, Сезанн, Кандинский, Шагал и другие. Наверняка многие видели репродукции «Девочка на шаре» Пикассо или «Голубые танцовщицы» Дега. Их оригиналы хранятся в стенах Пушкинского музея.

Третьяковская галерея

В обиходе музей называют «Третьяковкой». Галерея располагает богатой коллекцией и славится множеством нашедших свое воплощение идей и проектов. Именно поэтому она получила такую широкую известность и привлекает внимание истинных ценителей искусства из разных уголков мира. Побывать в ее залах, чтобы познакомиться с творчеством великих мастеров кисти, стремятся даже люди, которые, казалось бы, далеки от таких «высоких материй».

Третьяковская галерея, как одно из самых известных культурных учреждений России, провозглашает четыре основные цели своей деятельности: сохранять, исследовать, представлять и популяризировать отечественное искусство, формируя тем самым национальную культурную идентичность и прививая современным поколениям понимание той важной роли, которую играет искусство как воплощение достижений и выражение цивилизованности нашего общества.

Музей Московской железной дороги

Это культурное учреждение открыто шесть лет назад. Расположен Железнодорожный музей недалеко от Павелецкого вокзала, слева от путей. Выставка занимает площадь 1800 кв. метров. Главным экспонатом является паровоз У127. После ремонта, который завершился в 2011 году, здесь используются исключительно новейшие музейные технологии. А именно видеозарисовки, инсталляция, действующие макеты.

Исторический музей

Главное здание культурного центра находится в Покровском соборе, который более известен как Храм Василия Блаженного. Исторический музей входит в состав объектов Красной площади, внесен в список памятников всемирного культурного наследия.

Идея создания исторического музея витала в кругах интеллигенции еще в середине XIX столетия. Первым толчком к ее воплощению послужил успех промышленной выставки, приуроченной к двухсотлетию со дня рождения Петра Великого. Среди экспонатов присутствовали археологические находки, исторические религии. Они не вписывались в общую концепцию. А потому и было принято решение создать центр, посвященный отечественной истории. Музей основан в 1872 году.

Русский музей

Οснοван в апреле 1895 императοрοм Никοлаем II как худοжественный и культурнο-истοрический музей. Οткрыт музей бы тοлькο спустя три гοда и на тοт мοмент сοстοял из нескοльких οтделοв. Для размещения выставки императοр выкупил из казны Михайлοвский двοрец, пοстрοенный в 1819—1825 гοдах знаменитым Карлοм Рοсси.

В οснοву кοллекций музея легли прοизведения из Эрмитажа и ряда двοрцοв. Сοбрание пοстοяннο пοпοлнялοсь путём приοбретений и пοжертвοваний. В 1902 был οткрыт этнοграфический οтдел, а в 1913 — истοрикο-бытοвοй οтдел. Пοсле 1917 сοбрание значительнο увеличилοсь за счёт нациοнализации худοжественных ценнοстей, а также из фοндοв других музеев. В сοветскοе время сοбрание былο ширοкο расширенο материалами нарοднοгο и декοративнο-прикладнοгο искусства (кοтοрые ранее пοчти οтсутствοвали). Οтдел сοветскοгο искусства был сοздан в 1932 гοду. В 1917 гοду сοбрание музея насчитывалο семи тысяч единиц хранения, в 1975 гοду былο уже тридцати тысяч.

В настοящее время в сοбрание Русскοгο музея вхοдят следующие οтделы: русская и сοветская живοпись, скульптура, графика, декοративнο-прикладнοгο и нарοднοгο искусства (мебель, фарфοр, стеклο, резьба, лаки, изделия из металла, ткани, вышивка, кружевο и др.). В древнерусскοм οтделе ширοкο представлены памятники икοнοписи, прοизведения Андрея Рублёва и Симοна Ушакοва.

Эрмитаж

Сοбрание музея сοстοит из шести разделοв: первοбытнοй культуры, античнοгο мира, культуры нарοдοв Вοстοка, истοрии русскοй культуры нумизматики, западнοеврοпейскοгο искусства.

В οтделе западнοеврοпейскοгο искусства наряду с картинами, скульптурами выставляют мебель, фарфοр, изделия из серебра, шпалеры, οружие. Среди них немалο выдающихся кοллекций и пοдлинных шедеврοв. Так, лучшее за пределами Гοлландии сοбрание картин Рембрандта, Рубенса, два прοизведения Леοнардο да Винчи, пοлοтна великих мастерοв Франции разных эпοх. Кοллекция занимает 52 зала Зимнегο двοрца. Οсοбенным вниманием пοсетителей музея пοльзуется французскοе искусствο кοнца 19 стοлетия: οт импрессиοнистοв дο Матисса и Пикассο.

« Что такое музей?»

Задачи урока: систематизировать и расширить представления детей о музее как хранилище культурных ценностей; закрепить практические знания о правилах поведения в музее.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

Регулятивные УУД - Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; планировать свою деятельность на уроке; контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности

Коммуникативные УУД - Формирование умения строить речевое высказывание в устной форме; слушать и слышать учителя, другого ученика; формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; формировать умение адекватно оценивать работу в паре.

Личностные УУД - Формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат. Формирование учебно-познавательных мотивов; учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой учебной задачи. Развитие доброжелательности, внимания к людям.

Оборудование. Компьютер с выходом в интернет, набор картинок, заготовки для работы в парах, клей, смайлики.

Содержание взаимодействия педагога и учащихся.

Деятельность

учащихся

УУД на этапах занятия

1.Оргмомент .

Здравствуйте, садитесь.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

На уроке вас ожидает много интересных открытий. Вы готовы? Тогда мы начинаем.

Слушают учителя, рассаживаются по местам.

Личностные УУД:

Формирование навыков самоорганизации

2. Постановка проблемы, определение темы урока .

Детям предлагается набор картинок (по выбору учителя).

В какие группы можно объединить эти предметы?

Многие люди собирают одинаковые предметы. Кто знает, как называется такое собирание предметов? (коллекция)

Раньше коллекцию предметов называли словом «музей». Слышали ли вы слово «музей»? Кто объяснить, что оно обозначает?

О чем мы будем говорить на уроке? Как вы думаете, что мы должны узнать? (Что такое музей? Что находится в музее? Как вести себя в музее?)

Дети группируют картинки: ракушки, куклы, машинки.

Выдвигают предположения.

Формулируют тему и задачи урока.

Познавательные УУД Развитие способностей учащихся управлять своей познавательной деятельностью; формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию; делать выводы и обобщения

Коммуникативные УУД:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Регулятивные УУД:

Умение ставить учебную задачу.

3.Работа над темой урока.

4. Мастерская художника. (Работа в парах)

5. Рефлексия

1Я предлагаю посмотреть ролик, который поможет ответить на эти вопросы.

(Просмотр ролика )

Что же такое музей?

Где можно найти сведения о том, что такое музей?

Где были созданы первые музеи?

Чем ещё служили музеи в древние времена?

Почему музей получил такое название?

Как в музее накапливались вещи?

Для чего нужны музей?

О каких музеях вы узнали?

Как называются вещи, выставляемые в музеях? (экспонаты)

Я предлагаю вам своими руками создать экспонат для музея.

(Каждой паре выдается разрезанная картинка с изображением экспоната: ваза, амфора и др., которую они должны собрать. По окончании работы устраивается выставка)

Я предлагаю вам посетить музей, который у нас получился. Как нужно вести себя в музее?

Внимательно рассмотрите его экспонаты, но помните о правилах поведения в музее. Еще не забывайте о том, что после экскурсии необходимо оставить отзыв. Пусть вашим отзывом о нашем музейном уроке будет смайлик.

Дети смотрят ролик.

Дети отвечают на вопросы, используя информацию, полученную из видеоролика.

Дети работают в парах.

Дети проходят к экспонатам, рассматривают их.

После просмотра экспозиции, дети прикрепляют к доске выбранный ими смайлик

Познавательные УУД:

развитие познавательных интересов, инициативы и любознательности, извлечение необходимой информации

Коммуникативные УУД:

Формирование умения строить речевое высказывание в устной форме

Коммуникативные УУД:

формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

оценивать работу в паре.

Личностные УУД:

Развитие доброжелательности, внимания к людям

Итог урока.

На все ли вопросы мы с вами ответили?

Составьте отзыв о нашем уроке, используя опорные слова:

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я УЗНАЛ ……………

Я НАУЧИЛСЯ………………..

МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ………………

Я ХОТЕЛ БЫ……………………………

НОВЫЕ ЗНАНИЯ МНЕ ПРИГОДЯТСЯ ………

Спасибо вам, ребята, за урок.

Составляют отзыв об уроке, используя опорные слова.

Личностные УУД:

контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности

Слово музей происходит от греческого – museum, что в переводе означает «дом муз ». В современном понимании музеи – это учреждения, которые занимаются изучением и хранением памятников культуры, а также просветительскими целями.

Изначально слово музей означало какую-либо коллекцию, но со временем это понятие стало обозначать дома и здания, в которых находились экспонаты.

Первый прототип современного музея был основан в под названием в 290 году до н.э. В этом здание было огромное количество комнат, и в одной из них была знаменитая Александрийская библиотека, которая не сохранилась до нашего времени. Также там были залы для чтения, столовая и другие комнаты. Постепенно здание расширялось и туда добавлялись новые экспонаты, такие как чучела животных, которые использовались как наглядное пособие для обучения.

Музеи в древние века


В древней Греции также существовали помещения, в которых находились предметы искусства и культуры, захваченные у других народов во время войн, такие как скульптуры, статуи и другие произведения искусства.

В средних веках произведения искусства представлялись в храмах и монастырях (ювелирные украшения, манускрипты). В это время, экспонаты захваченные во время войны служили, можно сказать, оплатой за выкупы или прочие расходы.

В 15 веке (всемирно знаменитого рода) дал указание создать так называемый Сад Скульптур . Именно в эти века становится модным строить здания с длинными коридорами, а в них располагать картины и статуи. Со временем мода взяла свое, и начали создаваться так называемые «кабинеты» - помещения, специально предназначенные для размещения произведений искусства. Это очень быстро распространилось в Италии, затем в Германии и потом уже по всей Европе. Наряду с кабинетами в Германии создавались коллекции необычных вещей (Wunderkammer).

Создание современных музеев


Любой современный музей был создан на основе частной коллекции. Многие знаменитые персоны жертвовали своими коллекциями, чтобы расширить ее, сделать более богатой и выставить на всеобщее обозрение. Такие меценаты часто спонсировали собирательство произведений искусства, тем самым помогая создавать музеи.

Многие мелкие коллекции объединялись в более крупные, так и создавались современные музеи. Самым первым современным музеем является

Что такое музей? Занятие 1

ЧТО ТАКОЕ МУЗЕЙ?

Как появились музеи? (Поговорим о понятии)

Слово «музей » , а точнее «мусейон» , вошло в обиход человечества более 2,5 тысяч лет назад. В Древней Греции музейонами называли святилища, создававшиеся для почитания муз . Изначально музы считались божествами источников, но со временем стали отождествляться с богинями-покровительницами искусств, наук и творческой деятельности. Здесь собирались учёные, поэты, музыканты, спортсмены. Они проводили состязания, диспуты. В таких святилищах со временем накапливались собрания предметов, связанных с награждением, - скульптурных и художественных изображений муз и самих победителей. Со временем музейоны превратились в научные центры. Это произошло в эпоху эллинизма (в 4 век до н.э.). Славу самого выдающегося снискал музейон в египетской столице – Александрии. В нём имелись коллекции растений и животных, обсерватория, и находилась знаменитая Александрийская библиотека.

Помимо музейонов, коллекции вещей накапливались в сокровищницах при храмах. Приношения богам были неотъемлемым элементом культа религии греков. В качестве благодарности богам преподносили статуи, посуду из драгоценных металлов, шкатулки, монеты, мебель, картины и тд. Храмы пополнялись и трофеями, захваченными во время военных действий. Так было положено начало коллекционирования предметов , представлявших ценность для человека.

В римскую эпоху научные изыскания в музейонах отошли на второй план. Римляне, подражая во всём грекам, заимствовали и слово музейон. В латинском языке он стал звучать как « museum ». Правда, музеями римляне стали называть и свои загородные виллы. И вовсе не случайно, так как это были не просто дома, а резиденции, в которых всё было продумано для отдыха, созерцания, философским беседам, литературным занятиям.

Таким образом, слово музей в античном мире никогда не употреблялось по отношению к собранию предметов. Если раньше это было лишь святилище муз, то потом этим словом стали называть места для занятия литературой, наукой и научного общения.

В средние века позабыли и это слово. Только с наступлением эпохи Возрождения в 15 веке у слова «музей» появился новый смысл. Музеем стали называть сначала коллекции памятников античности и произведений искусства, затем образцов мира природы и всего, что воспринималось в качестве редкости и диковинки. Первое упоминание о музее, как собрании редкостей обнаружено в Италии во Флоренции.

Итак, сначала слово «музей» стало синонимом слова «коллекция», помещение же, в котором находились коллекционные предметы, назывались кабинетом (франц.), галереей. Только во второй половине 16 века понятие «музей» стали употреблять не только к собранию предметов, но и к помещению, в котором оно хранится.

В эпоху Просвещения (18 век) музей, из закрытого собрания, доступного только немногим желающим, вырастает в учреждение, открытое для широкой публики. Музей теперь не только собирает, хранит, изучает , но и показывает предметы посетителям !

Сейчас понятию музей даётся следующее умное определение:

МУЗЕЙ – постоянное некоммерческое учреждение, находящееся на службе общества и его развития и открытое для людей, оно приобретает, сохраняет, изучает, популяризирует и экспонирует в образовательных, просветительных и развлекательных целях материальные свидетельства человека и окружающей его среды.


Попытайтесь дать более простое определение слову «музей».

Музей – это учреждение, в котором (или которое)…

? Вопросы и задания к занятию:

1. Когда и где появилось слово музей?

2. Каково происхождение слова музей?

3. Имелись ли различия между греческим «музейоном» и римским « museum »?

4. Что можно было увидеть в «музейоне»?

5. Когда и где понятие «музей» приобретает значение собрания древностей и редких предметов?

6. Дайте своё определение понятию музей.

7. Прочтите ещё раз определение понятия «музей». Как вы думаете, какими функциями обладает музей? Чему и кому он служит? Зачем нужны музеи?

8. Подготовьте сообщения по-выбору на темы:

ü Предыстория музеев: сокровищницы храмов и царей на Древнем Востоке;

ü Коллекции и коллекционеры в Древней Греции;

ü Частные и общественные коллекции в Древнем Риме;

ü Сокровищницы средневековых храмов;

ü Как возникли музеи: коллекции и научные собрания в эпоху Возрождения.