Высказывания известных деятелей о И. А. Бунине. Иван Бунин. Цитаты о любви Бунин цитаты

  • А.К.Толстой когда-то писал: «Когда я вспомню о красоте нашей истории до проклятых монголов, мне хочется броситься на землю и кататься от отчаяния». В русской литературе еще вчера были Пушкины, Толстые, а теперь почти одни «проклятые монголы».
  • А я так люблю тебя теперь, что мне нет ничего милее даже вот этого запаха внутри картуза, запаха твоей головы и твоего гадкого одеколона.
  • Блаженные часы проходят, и необходимо хоть как-нибудь и хоть что-нибудь сохранить, то есть противопоставить смерти, отцветанию шиповника.
  • ..Бог всякому из нас даёт вместе с жизнью тот или иной талант и возлагает на нас священный долг не зарывать его в землю. Зачем, почему? Мы этого не знаем.. Но мы должны знать, что всё в этом непостижимом для нас мире непременно должно иметь какой-то смысл, какое-то высокое Божье намерение, направленное к тому, чтобы всё в этом мире "было хорошо", и что усердное исполнение этого Божьего намерения есть всегда наша заслуга перед ним, а посему и радость, и гордость....
  • Больше всех рискует тот, кто никогда не рискует.
  • Будь щедрым, как пальма. А если не можешь, то будь стволом кипариса, прямым и простым - благородным.
  • Венец каждой человеческой жизни есть память о ней, - высшее, что обещают человеку над его гробом, это память вечную. И нет той души, которая не томилась бы втайне мечтою об этом венце.
  • Вероятно, у каждого из нас найдется какое-нибудь особенно дорогое любовное воспоминание или какой-нибудь особенно тяжкий любовный грех.
  • Вода портит вино так же, как повозка дорогу и как женщина душу.
  • Всё и все, кого любим мы, есть наша мука, - чего стоит один этот вечный страх потери любимого!
  • Все, все требуют моего тела, а не души...
  • Всё проходит, да не все забывается.
  • Все проходит, мой друг. Любовь, молодость - все, все.
  • Все человеческие радости бедны,есть в нас кто-то,кто внушает нам порой горькую жалость к самим себе.
  • Все ритм и бег. Бесцельное стремленье! Но страшен миг, когда стремленья нет.
  • В сущности, всем нам давно пора повеситься, - так мы забиты, замордованы, лишены всех прав и законов, живем в таком подлом рабстве, среди непрестанных заушений, издевательств!
  • Всякая любовь счастье, даже если она не разделена.
  • Гёте говорил, что он за всю жизнь был счастлив всего лишь семь минут. Я все-таки, пожалуй, наберу, наберу счастливых минут на полчаса - если с детства считать.
  • Да, из году в год, изо дня в день, втайне ждешь только одного, - счастливой любовной встречи, живешь, в сущности, только надеждой на эту встречу - и все напрасно...
  • Если есть будущая жизнь и мы встретимся в ней, я стану там на колени и поцелую твои ноги за всё, что ты дала мне на земле.
  • Есть женские души, которые вечно томятся какой-то печальной жаждой любви и которые от этого самого никогда и никого не любят.
  • Есть нечто совсем особое в теплых и светлых ночах русских уездных городов в конце лета. Какой мир, какое благополучие!
  • Если человек не потерял способности ждать счастья - он счастлив. Это и есть счастье.
  • Женщина прекрасная должна занимать вторую ступень; первая принадлежит женщине милой. Сия-то делается владычицей нашего сердца: прежде нежели мы отдадим о ней отчет сами себе, сердце наше делается невольником любви навеки.
  • Женщину мы обожаем за то, что она владычествует над нашей мечтой идеальной.
  • Женщины подобны людям и живут около людей.
  • Женщины никогда не бывают так сильны, как когда они вооружаются слабостью.
  • Жизнь есть, несомненно, любовь, доброта, и уменьшение любви, доброты есть всегда уменьшение жизни, есть уже смерть.
  • Жизнь, как степь, пуста и велика…
  • Жизнь человека выражается в отношении конечного к бесконечному.
  • Знаете, на свете так мало счастливых встреч…
  • Из нас, как из дерева, - и дубина, и икона, - в зависимости от обстоятельств, от того, кто это дерево обрабатывает: Сергий Радонежский или Емелька Пугачев.
  • Изумительно убожество человеческих суждений
  • Какая радость - существовать! Только видеть, хотя бы видеть лишь один этот дым и этот свет. Если бы у меня не было рук и ног и я бы только мог сидеть на лавочке и смотреть на заходящее солнце, то я был бы счастлив этим. Одно нужно только - видеть и дышать. Ничто не дает такого наслаждения, как краски…
  • -Как вы непозволительно красивы!
    -Вы находите? И хотите не позволить мне быть такой?
  • Как дико, как нелепо, страшно все будничное, обычное, когда сердце поражено, - да, поражено, он теперь понимал это, - этим страшным "солнечным ударом", слишком большой любовью, слишком большим счастьем!
  • Как не было ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого и простить мне вас нельзя.
  • Как ни грустно в этом непонятном мире, он все же прекрасен…
  • … Как отделить реальное от того, что дает книга, театр, кинематограф? Очень многие живые участвовали в моей жизни и воздействовали на меня, вероятно, гораздо менее, чем герои Шекспира, Толстого. А в жизнь других входит Шерлок…
  • Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу - а их, этих любовных катастроф, было немало в моей жизни, вернее почти каждая моя любовь была катастрофой, - я был близок к самоубийству.
  • Когда кого любишь, никакими силами никто не заставит тебя верить, что может не любить тебя тот, кого ты любишь.
  • Кто женится по любви, тот имеет хорошие ночи и скверные дни.
  • Любовь вносит идеальное отношение и свет в будничную прозу жизни, расшевеливает благородные инстинкты души и не дает загрубеть в узком материализме и грубо-животном эгоизме.
  • Любовь заставляет даже ослов танцевать.
  • Люди постоянно ждут чего-нибудь счастливого, интересного, мечтают о какой-нибудь радости, о каком-нибудь событии. Этим влечет и дорога. Потом воля, простор… новизна, которая всегда празднична, повышает чувство жизни, а ведь все мы только этого и хотим, ищем во всяком сильном чувстве.
  • «Мир - бездна бездн. И каждый атом в нем проникнут богом - жизнью, красотою. Живя и умирая, мы живем единою, всемирною Душою.
  • Молодость у всякого проходит, а любовь - другое дело.
  • Народу на свете – как звезд на небе; но так коротка жизнь, так быстро растут, мужают и умирают люди, так мало знают друг друга и так быстро забывают все пережитое, что с ума сойдешь, если вдумаешься хорошенько!
  • Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не понимали, - всю эту мощь, сложность, богатство, счастье...
  • Не Бог, не Бог нас создал. Это мы Богов творили рабским сердцем.
  • Не все ли равно, чем и как счастлив человек! Последствия? Да ведь все равно они всегда существуют: ведь ото всего остаются в душе жестокие следы, то есть воспоминания, которые особенно жестоки, мучительны, если вспоминается что-нибудь счастливое...
  • Не пекитесь о равенстве в обыденности, в ее зависти, ненависти, злом состязании. Там равенства не может быть, никогда не было и не будет.
  • Не слова нужно переводить, а силу и дух.
  • Нет ничего более трудного, как распознать хороший арбуз и порядочную женщину.
  • Неужели вы еще не знаете, что в семнадцать и семьдесят лет любят одинаково? Неужели вы еще не поняли, что любовь и смерть связаны неразрывно?
  • Но ведь не важен предмет очарования, важна жажда быть очарованным.
  • Она была загадочна, непонятна для меня, странны были и наши с ней отношения - совсем близки мы все еще не были; и все это без конца держало меня в неразрушающемся напряжении, в мучительном ожидании - и вместе с тем был я несказанно счастлив каждым часом, проведенным возле нее.
  • От весны, должно быть, грустно. К старости, да еще холостой, мечтательной, становишься вообще гораздо чувствительнее, чем в молодости.
  • Разве многие не знали, что революция есть только кровавая игра в перемену местами, всегда кончающаяся только тем, что народ, даже если ему и удалось некоторое время посидеть, попировать и побушевать на господском месте, всегда в конце концов попадает из огня да в полымя?
  • Разум наш противоречит сердцу и не убеждает оного.
  • «Революции не делаются в белых перчатках…» Что ж возмущаться, что контрреволюции делаются в ежовых рукавицах?
  • «Святейшее из званий», звание «человек», опозорено, как никогда. Опозорен и русский человек - и что бы это было бы, куда бы мы глаза девали, если бы не оказалось «ледяных походов»
  • ...современная уголовная антропология установила: у огромного количества так называемых «прирожденных преступников» – бледные лица, большие скулы, грубая нижняя челюсть, глубоко сидящие глаза.
    Как не вспомнить после этого Ленина и тысячи прочих?
  • Сладко пахнет в Италии земля после дождя, и свой, особый запах есть у каждого ее острова!
  • Стал однажды старший брат рисовать мое будущее - ну что ж, - сказал он, подшучивая, - и ты куда-нибудь поступишь, когда подрастешь, будешь служить, женишься, заведешь детей, кое-что скопишь, купишь домик, - и я вдруг почувствовал, так живо почувствовал весь ужас и всю низость подобного будущего, что разрыдался…
  • Страшно сказать, но правда: не будь народных бедствий, тысячи интеллигентов были бы прямо несчастнейшие люди. Как же тогда заседать, протестовать, о чём кричать и писать?
  • Только человек дивится своему собственному существованию, думает о нем. Это его главное отличие от прочих существ, которые еще в раю, в недумании о себе. Но ведь и люди отличаются друг от друга - степенью, мерой этого удивления.
  • Тщеславие выбирает, истинная любовь не выбирает.
  • Убежим! Куда, зачем, от кого? Как прелестна эта горячая, детская глупость: «Убежим!»
  • Хожу без работы, пошел в Совет депутатов просить места – мест, говорят, нету, а вот тебе два ордера на право обыска, можешь отлично поживиться. Я их поспал куда подале, я честный человек
  • Человек свои собственные тридцать лет прожил по человечьи - ел, пил, на войне бился, танцевал на свадьбах, любил молодых баб и девок. А пятнадцать лет ослиных работал, наживал богатство. А пятнадцать собачьих берёг своё богатство, всё брехал и злился, не спал ночи. А потом стал такой гадкий, старый, как та обезьяна. И все головами качали и на его старость смеялись.
  • Человеческое счастье в том, чтобы ничего не желать для себя. Душа успокаивается и начинает находить хорошее там, где совсем этого не ожидала.
  • Шел и думал, вернее, чувствовал: если бы теперь и удалось вырваться куда нибудь, в Италию например, во Францию, везде было бы противно, – опротивел человек! Жизнь заставила так остро почувствовать, так остро и внимательно разглядеть его, его душу, его мерзкое тело. Что наши прежние глаза, – как мало они видели, даже мои!
  • Я боюсь, что я для тебя становлюсь как воздух: жить без него нельзя, а его не замечаешь. Разве не правда? Ты говоришь, что это-то и есть самая большая любовь. А мне кажется, что это значит, что тебе теперь одной меня мало.
  • Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.
  • Я не червонец, чтобы всем нравиться.
  • Я никому ничего не должен, я в долг не занимал.
  • Я считаю «Тёмные аллеи» лучшим, что я написал, а они, идиоты, считают, что это порнография и к тому же старческое бессильное сладострастие. Не понимают, фарисеи, что это новое слово в искусстве, новый подход к жизни!
  • Я под всякими предлогами внушал ей одно: живи только для меня и мной, не лишай меня моей свободы, своеволия, – я тебя люблю и за это буду еще больше любить. Мне казалось, что я так люблю ее, что мне все можно, все простительно.

60 лет назад в Париже умер русский писатель Иван Бунин. В эмиграции Иван Алексеевич прожил 35 лет, но все время до самой своей смерти мечтал вернуться в Москву. Однако возвращение на Родину не состоялось по разным причинам: то власти Советской России не желали видеть активного участника белогвардейского движения среди своих граждан, то не позволяло здоровье.

Несмотря ни на что, Бунин стал одной из главных фигур Русского Зарубежья. За свое творчество писатель был удостоен в 1933 году Нобелевской премии - первым из русских писателей. Сегодня "РГ" предлагает вспомнить двенадцать ярких высказываний Ивана Бунина.

О России и Ленине

Отношение писателя к новой власти и большевикам ярко выражено в "Окаянных днях". А будучи уже в Париже, в 1924 году, Бунин произнес речь, которую озаглавили "Миссия русской эмиграции", где еще раз нелестно высказался о революции и ее лидере.

"Была Россия, был великий, ломившийся от всякого скарба дом, населенный могучим семейством, созданный благословенными трудами многих и многих поколений, освященный богопочитанием, памятью о прошлом и всем тем, что называется культом и культурой. […] Выродок, нравственный идиот от рождения, Ленин явил миру как раз в разгар своей деятельности нечто чудовищное, потрясающее, он разорил величайшую в мире страну и убил миллионы людей, а среди бела дня спорят: благодетель он человечества или нет?"

О женщинах

Иван Бунин не был обделен вниманием женского пола, и сам часто влюблялся. В 1892 году он познакомился с Варварой Пащенко; в 1899 году женится на Анне Цакни; с 1906 года сожительствует с Верой Муромцевой, брак с которой был оформлен только в 1922 году; в конце 20-х годов имел тайную связь с Галиной Кузнецовой… Некоторые высказывания Бунина о женщинах стали афоризмами.

"Женщина прекрасная должна занимать вторую ступень; первая принадлежит женщине милой. Сия-то делается владычицей нашего сердца: прежде нежели мы отдадим о ней отчет сами себе, сердце наше делается невольником любви навеки".

"Есть женские души, которые вечно томятся какой-то печальной жаждой любви и которые от этого самого никогда и никого не любят".

"Женщины никогда не бывают так сильны, как когда они вооружаются слабостью".

Об эмиграции

Расставание с родиной Бунин переживал как личную трагедию. Но писатель смотрел шире - его горе было лишь частью огромного несчастья, обрушившегося на Россию. Об этом Бунин высказался в речи "Миссия русской эмиграции" 1924 года.

"Мы эмигранты. Мы в огромном большинстве своем не изгнанники, а именно эмигранты, то есть люди, добровольно покинувшие родину. Миссия же наша связана с причинами, в силу которых мы покинули ее. Эти причины на первый взгляд разнообразны, но в сущности сводятся к одному; к тому, что мы так или иначе не приняли жизни, воцарившейся с некоторых пор в России, были в том или ином несогласии, в той или иной борьбе с этой жизнью и, убедившись, что дальнейшее сопротивление наше грозит нам лишь бесплодной, бессмысленной гибелью, ушли на чужбину".

О счастье

"О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно -
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно".
(Вечер, 1909 год)

"Если человек не потерял способности ждать счастья - он счастлив. Это и есть счастье". (Дневники, 1917 год)

О любви

"Любовь не есть простая эпизода в нашей жизни…" ("Грамматика любви", 1915 год)

"Любовь вносит идеальное отношение и свет в будничную прозу жизни, расшевеливает благородные инстинкты души и не дает загрубеть в узком материализме и грубо-животном эгоизме". ("Легкое дыхание", 1916 год)

"Когда кого любишь, никакими силами никто не заставит тебя верить, что может не любить тебя тот, кого ты любишь". ("Сны Чанга", 1916-1918 годы)

"Всякая любовь - счастье, даже если она не разделена". ("Темные аллеи", 1938 год)

О Нобелевской премии

На вручении Нобелевской премии Бунин в ноябре 1933 года произнес короткую речь, в которой вместилось весь калейдоскоп эмоций - и радость, и грусть, и боль, и благодарность…

"Честолюбие свойственно почти каждому человеку и каждому автору, и я был крайне горд получить эту награду со стороны судей столь компетентных и беспристрастных. Но думал ли я девятого ноября только о себе самом? Нет, это было бы слишком эгоистично. Горячо пережив волнение от потока первых поздравлений и телеграмм, я в тишине и одиночестве ночи думал о глубоком значении поступка Шведской академии. Впервые со времени учреждения Нобелевской премии вы присудили ее изгнаннику. Ибо кто же я? Изгнанник, пользующийся гостеприимством Франции, по отношению к которой я тоже навсегда сохраню признательность".

«Я никогда не мог смотреть на Ивана Алексеевича, говорить с ним, слушать его без щемящего чувства, что надо бы на него наглядеться, надо бы его наслушаться, - именно потому, что это один из последних лучей какого-то чудного русского дня…».

Г. Адамович

«…Интерес к Бунину, когда его не издавали, для большинства читателей был просто беспредметен. Вот так и я до войны Бунина не читал, ибо в Воронеже, где я жил тогда, Бунина достать было невозможно. Во всяком случае, его не было у тех людей, кого я знал. <…>
Бунин - писатель огромного таланта, писатель русский, и, конечно же, в России у него должен быть большой читатель. Думаю, что читатель Бунина значительно превышает тиражи его книг.
По живописи, по чувству слова (а у Бунина оно поразительное) рассказы его, написанные в эмиграции, быть может, и не слабей прежних его вещей. Но как бы ни была важна эта сторона художественного творчества, главным всё-таки остается то, ради чего пишется вещь. А вот это главное во многих рассказах не представляется значительным (я имею в виду эмигрантский период).
Оказал ли Бунин на меня влияние? Мне кажется, нет. Но не уверен, так как я одно время определенно испытывал влияние Шолохова, а Шолохов, несомненно, испытал на себе сильное влияние Бунина. Но я это понял позже, когда Бунина прочел».

Г. Я. Бакланов, 1969 г.

«Бунин - явление редчайшее. В нашей литературе, по языку - это та вершина, выше которой никому не подняться.
Сила Бунина ещё и в том, что ему нельзя подражать. И если можно у него учиться, то только любви к родной земле, познанию природы, удивительной способности не повторять никого и не перепевать себя, - это ведь тоже относится к эмигрантскому периоду. И самое главное - люди, русские люди, которых он знал, любил, с которыми не расставался и отставил нам в наследство».

С. А. Воронин

«Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится радужного блеска и звёздного сияния его одинокой страннической души».

М. Горький

«Тихая, мимолётная и всегда нежно-красивая грусть, грациозная, задумчивая любовь, меланхолическая, но лёгкая, ясная «печаль минувших дней» и, в особенности, таинственное очарование природы, прелесть её красок, цветов, запахов - вот главнейшие мотивы поэзии г. Бунина. И надо отдать справедливость талантливому поэту, он с редкой художественной тонкостью умеет своеобразными, ему одному свойственными приёмами передавать своё настроение, что заставляет впоследствии и читателя проникнуться этим настроением поэта и пережить, перечувствовать его».

А. И. Куприн

«Я вижу… вдохновлённую красоту Ваших рассказов, обновление Вашими усилиями русского искусства, которое Вы сумели обогатить ещё больше и формой, и содержанием».

Ромен Роллан

«Мастерство Бунина для нашей литературы чрезвычайно важный пример - как нужно обращаться с русским языком, как нужно видеть предмет и пластически изображать его. Мы учимся у него мастерству слова, образности и реализму».

А. Н. Толстой

«Проза Бунина не столько проза поэта, сколько проза художника - в ней чересчур много живописи».

Ю. В. Трифонов

«Наша великая литература, рожденная народом русским, породила нашего славного писателя, ныне нами приветствуемого, - И. А. Бунина. Он вышел из русских недр, он кровно, духовно связан с родимой землёй и родимым небом, с природой русской, - с просторами, с полями, далями, с русским солнцем и вольным ветром, со снегом и бездорожьем, с курными избами и барскими усадьбами, с сухими и звонкими проселками, с солнечными дождями, с бурями, с яблочными садами, с ригами, с грозами… - со всей красотой и богатством родной земли. Всё это - в нём, всё это впитано им, остро и крепко взято и влито в творчество - чудеснейшим инструментом, точным и мерным словом, - родной речью. Это слово вяжет его с духовными недрами народа, с родной литературой.
«Умейте же беречь…» Бунин сумел сберечь - и запечатлеть, нетленно. Вот кто подлинно собиратели России, её нетленного: наши писатели и между ними - Бунин, признанный и в чужих пределах, за дар чудесный.
Через нашу литературу, рождённую Россией, через Россией рождённого Бунина признается миром сама Россия, запечатлённая в письменах».

Иван Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже. Через несколько лет его семья переехала в Липецкую область. Иван много занимался самообразованием, увлекался чтением мировой и отечественной литературной классики. Благодаря этому сформировался вкус будущего писателя.

В 17 лет Бунин начинает писать стихи, а через 2 года переезжает в Орел и устраивается на должность корректора в местную газету. А в 25 лет он знакомится с Антоном Чеховым, который оказал большое влияние на его творчество.

Через несколько лет Иван Алексеевич женился на Анне Николаевне Цакни. Этот брак был недолгим - их единственный ребенок умер в возрасте 5 лет.

С 1906 года Бунин начинает жить с Верой Николаевной Муромцевой, которая была рядом с писателем до последних дней его жизни. Их отношениям посвящены множество книг и фильмов. Поскольку образовавшийся любовный треугольник (Бунин, его жена и молодая любовница) всегда привлекал внимание общественности. В частности, об этом в своей книге «На берегах Сены» рассказывает Ирина Одоевцева. А в 2000 году был снят фильм «Дневник его жены» - роль писателя сыграл актер Андрей Смирнов.

Переехав во Францию, Бунин ведет активную деятельность: выступает с лекциями, печатает публицистические статьи. В эмиграции он пишет свои лучшие произведения - «Митина любовь» (1924), «Солнечный удар» (1925), «Дело корнета Елагина» (1925), «Жизнь Арсеньева» (1927-1929, 1933) и цикл рассказов «Тёмные аллеи».

А в 1933 году произошло важное событие не только для самого Бунина, но и для всей нашей страны – Иван Алексеевич получил Нобелевскую премию по литературе. Кроме того, Бунину дважды присуждалась Пушкинская премия. Также он был избран почётным академиком Санкт-Петербургской академии наук по разряду изящной словесности.

Умер писатель во сне. Это произошло в Париже, в ночь с 7 на 8 ноября 1953 года. По словам очевидцев, на постели писателя лежал том романа Толстого «Воскресение». Иван Алексеевич похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа во Франции.

Предлагаем вспомнить цитаты о любви из произведений Ивана Бунина.

1. А я так люблю тебя теперь, что мне нет ничего милее даже вот этого запаха внутри картуза, запаха твоей головы и твоего гадкого одеколона.

(«Темные аллеи»)

2. Я боюсь, что я для тебя становлюсь как воздух: жить без него нельзя, а его не замечаешь. Разве не правда? Ты говоришь, что это-то и есть самая большая любовь. А мне кажется, что это значит, что тебе теперь одной меня мало.

3. Есть, брат, женские души, которые вечно томятся какой-то печальной жаждой любви и которые от этого от самого никогда и никого не любят

(«И. А. Бунин. Рассказы»)

4. Она была загадочна, непонятна для меня, странны были и наши с ней отношения - совсем близки мы все еще не были; и все это без конца держало меня в неразрушающемся напряжении, в мучительном ожидании - и вместе с тем был я несказанно счастлив каждым часом, проведенным возле нее.

(«Чистый понедельник»)

5. Знаете, на свете так мало счастливых встреч…

(«Темные аллеи»)

6. Когда кого любишь, никакими силами никто не заставит тебя верить, что может не любить тебя тот, кого ты любишь

(«Сны Чанга»)

7. Кто женится по любви, тот имеет хорошие ночи и скверные дни.

(«Темные аллеи»)

8. Но ведь не важен предмет очарования, важна жажда быть очарованным.

(«Антоновские яблоки»)

9. Нет ничего более трудного, как распознать хороший арбуз и порядочную женщину.

(«Темные аллеи»)

10. Всё и все, кого любим мы, есть наша мука, - чего стоит один этот вечный страх потери любимого!

(«Жизнь Арсеньева»)

11. Вероятно, у каждого из нас найдется какое-нибудь особенно дорогое любовное воспоминание или какой-нибудь особенно тяжкий любовный грех.

(«Темные аллеи»)

12. Я под всякими предлогами внушал ей одно: живи только для меня и мной, не лишай меня моей свободы, своеволия, – я тебя люблю и за это буду еще больше любить. Мне казалось, что я так люблю ее, что мне все можно, все простительно.

(«Жизнь Арсеньева»)

13. Все, все требуют моего тела, а не души...

(«Митина любовь»)

Также предлагаем посмотреть один из самых известных фильмов о жизни писателя - «Дневник его жены».