Имидж библиотеки: от идеального к реальному. Формирование имиджа библиотеки От выбора партнера имидж библиотеки повышается

В повседневной практике библиотека, как и любая социальная организация, сталкивается с параллельным существованием трех различных образов: идеальным, зеркальным и реальным.

Идеальный имидж — тот, к которому библиотека стремится. Он, отражает направление движения, стремления, генеральные цели деятельности. Идеальный имидж всегда остается таковым, так как по мере достижения намеченного ставятся новые, еще более сложные задачи. Идеальный имидж служит критерием оценки перспективных планов и текущих решений.

В зеркальном имидже отражается мнение сотрудников о привлекательности библиотеки для читателей, ее репутации, о внимании к ней властных структур и населения.

Реальный имидж характеризует действительное отношение различных групп граждан к библиотеке, их удовлетворенность качеством обслуживания, понимание значения библиотек для общества.

Естественно, что зеркальный и реальный образы не совпадают, но должны быть приближены к идеальному.


Исследования, проведенные отечественными библиотеками, показывают, что такое соответствие достигается далеко не всегда. Поэтому очень важно осуществлять постоянный мониторинг мнений, взглядов, предпочтений читателей и библиотекарей, добиваясь их максимального сближения.
Успех библиотеки определяется тем, насколько создаваемый образ подтверждается качеством повседневного обслуживания или насколько декларируемые обязательства совпадают с их реальным выполнением. Именно поэтому задачи повышения престижа затрагивают все стороны деятельности библиотеки и имеют отношение к каждому из ее сотрудников.

Итак, имидж — это общее представление о библиотеке, которое зависит от каждодневной работы и вырабатывается за долгие годы. Что же влияет на формирование благоприятного имидж библиотеки в глазах читателя? Давайте рассуждать вместе.

Дизайн

Не всегда библиотеки могут позволить себе большие материальные затраты на покупку оборудования, НО каждая старается художественно оформить свое пространство, создать свой неповторимый стиль.


Сельская библиотека как информационный, досуговый центр местного сообщества, мощный рычаг продвижения книги и чтения к сельскому жителю, будет способствовать приобщению к различным информационным, документным ресурсам в режиме отдаленного пользователя. Предполагается, что эстетически современная, технически оснащенная библиотека привлечет к себе проблемные социальные группы, молодежь, детей, юношество, безработных, пожилых людей путем предоставления им широкого спектра услуг, которые будут сочетать как платные, бесплатные, льготные. Таким образом, библиотека станет не только местом, где прикасаются к чтению, книге, информации, но она превратится в место встречи, общения, интеллектуального досуга, работы.

Создание привлекательного имиджа библиотеки – это главная функция, выполняемая комфортной библиотечной средой. Ее можно представить как совокупность нескольких компонентов: предоставление читателям сопутствующей информации; организация библиотечного пространства; состояние рабочих мест и мест отдыха; организация библиотечных фондов.

Особую роль играет создание фирменного стиля, который состоит из многих компонентов. В идеале для его разработки привлекаются специалисты, художники, дизайнеры, которые благодаря своему профессионализму, и творческому подходу находят особенности, отличающие библиотеку от других. В большинстве случаев библиотекари сами выступают в этих многочисленных ролях.

«Содержательная насыщенность библиотечного пространства не зависит от размера площади, обилия материальных носителей (включая современную технику), и даже от числа читателей и посещений. Это не поддающаяся количественным измерениям атмосфера творчества, сотворчества библиотекаря и читателя, межличностного общения в неформальных объединениях, развитая система коммуникаций, в том числе за счет сопряжения библиотечного пространства с социальными сетями, сочетания визуального и виртуальных его частей», — считает С.Г. Матлина

Положительный имидж формируется качеством услуг и уровнем обслуживания пользователей библиотеки . Читатель библиотеки должен без усилий получить информацию об ее услугах и не запутаться в объявлениях.
Библиотечные работники должны находиться в постоянном поиске новых форм коммуникативных связей с читателем, придумывать что-то необычное, что привлечет потенциальных читателей в библиотеку.
Насыщенность библиотечного пространства зависит от уровня его событийности. Событием, определяющим конфигурацию библиотечного пространства могут стать необычная по содержательному наполнению или дизайну выставка или встреча с интересным собеседником, выход в свет и презентация новой книги…Словом, все то, что создает атмосферу радости, приподнятости, «взрывает» однообразный, монотонный ритм обыденной жизни, а значит, стимулирует творческую активность личности.

Пример из профессиональной прессы: целевая программа по изучению чтения «Путешествие Синего чемоданчика» .
Сценарий проведения этой программы таков. Библиотекари составляют список книг для наполнения чемоданчика на основе рекомендаций специалистов детского чтения и опросов читателей. Состав списка состоит из новинок качественной детской литературы. Заполненный чемоданчик отправляется в выбранный город или район. «Синий чемоданчик» с целью пропаганды чтения едет в те библиотеки, где есть собственные программы развития чтения (особенно приветствуются инициативы и новые разработки). Библиотека должна представить свои предложения по проведению программы. На основании этих предложений составляется план путешествия. Программа продолжается два месяца, а затем «Синий чемоданчик» переезжает в другой город или район. Программа нацелена на достижение следующих результатов: увеличение численности читателей библиотеки; улучшение навыков чтения у детей; развитие литературного вкуса через популяризацию лучших современных российских и зарубежных произведений; развитие общественных инициатив, привлечение детей в качестве волонтеров; участие семьи; кооперация с другими культурными и социальными организациями; пропаганда программы через местные СМИ.


Использование рекламы для пользователей библиотечных услуг, — одно из ключевых звеньев продвижения библиотечной продукции и услуг на рынке. Это тоже является исключительно важным при формирование надежной репутации и доброжелательного мнения о библиотеке и ее услугах в обществе.
Популяризации библиотеки содействует создание звуковых рекламных записей и видеороликов, буклетов, проспектов, закладок, календариков, открыток, путеводителей. Информационные материалы о библиотеке будут оказывать содействие созданию положительного имиджа, раскрывать историю, современное состояние библиотеки и популяризировать ее услуги.

Примеры слоганов.

1. Открой свою книгу.
2. Книги — кирпичики вашей карьеры!
3. Книга — начало Вашей карьеры!
4. Книжек должно быть много
5. Хочешь все знать? Нечего спать! Друга бери – В библиотеку иди!
6. Наслаждение чтением – это – Наслаждение жизнью.
7. Новое поколение – выбирает чтение!
8. Хочешь быть продвинутым? Двигай в библиотеку!
9. Библиотека – место, где чтение уместно!
10. Интернет — это водопад, библиотека — кран с водой. Что вы выбираете, чтобы утолить жажду?
11. «Чтоб не прослыть невеждой, читайте «Белые одежды!»"
12. «У меня теперь до веку лучший друг – библиотека!»
13. Не пошёл на дискотеку – заходи в библиотеку!
14. Нам с Вами по пути. Слоган рекламы в России, 2008 Аудиокниги многие слушают в автомобилях, стоя в пробках…
15. «Частица сердца – читателю, библиотеке – семейный уют».
16. «Каждой книге – ее читателя».
17. «Время читать – время знать!
18. «Читателю – книгу»
19. «Библиотечная остановка»
20. «Это – Ваша библиотека»
21. «Библиотека работает для Вас»
22. «Библиотека готова предоставить Вам все свои книжные сокровища»
23. «Не забудь зайти в библиотеку: книжки скучают без тебя»
24. «Приходи почаще! Библиотечные книжки скучают без тебя!»
25. «В библиотеке Вас любят, ценят, помнят…»
26. «Твоя библиотека всегда ждет тебя!»
27. «Только у нас и только сегодня — максимум информации о женском чтении!»
28. «Ваше присутствие украсит нашу встречу!»
29. «Вас ждут приятные сюрпризы!»

Узнаваемости, формированию положительного имиджа библиотеки способствует и фирменный стиль : логотип, фирменные визитки, настольные календари, печатная продукция.



Созданию положительного имиджа библиотеки способствует и внедрение новых информационных технологий. Свой сайт, собственные электронные продукты, электронная доставка документов, — все это действенные способы продвижения и реклама библиотеки в международном информационном обществе.

Нельзя не упомянуть и о такой важной составляющей работы по формированию общественного мнения и имиджа как отношения со средствами массовой информации. Активно работая со СМИ, можно ощутить, что они во многом способствуют формированию привлекательного образа библиотеки, росту ее авторитета, социальной востребованности.


Очень важно видеть будущее своей библиотеки, продолжать и дальше формировать новый ее образ, искать новые идеи, говоря современным языком – формировать «брэнд-стратегию». Ведь забота о совершенствовании имиджа — это наглядное доказательство того, что организации небезразличны запросы ее пользователей. А отсутствие новых идей — показатель неблагополучия коллектива. Только от нас зависит и высокий общественный престиж библиотеки, и собственное удовлетворение от работы.


...К сожалению, нет ничего более вечного, чем общественные стереотипы.

Т. Толстая

Проблема имиджа библиотеки и библиотечных работников считается одной из наиболее обсуждаемых в библиотечных кругах.

Имидж (дословно с английского означает «создание образа») - фирменный стиль и формальные приемы, подчеркивающие специфику фирмы, а также умение ее сотрудников держать себя, выступать перед публикой и др.

Под фирменным стилем предлагается понимать воспринимаемый любыми наблюдателями набор приемов, обеспечивающих как некоторое единство всей организации (учреждения, предприятия, офиса и т. п.) и ее продукции, услуг и т. д., так приемы и манеры работы сотрудников этой организации. Ему способствуют и такие различные атрибуты, как фирменная одежда и символика: логотипы, фирменные знаки, бейджи, визитки, рекламные буклеты библиотеки и др. Например, фирменным знаком сотрудников шведских библиотек, как и сотрудников Сбербанка России, является шейный платок.

Имидж отражает мнение, впечатление, производимое его носителем. Поэтому тщательно спроектированный имидж должен нести реальные, объективные черты конкретного образа.

Вопросы имиджа библиотеки и библиотечных работников изучаются во всем мире.

Имидж библиотеки - это ее репутация и представление о ней, формируемое в течение, как правило, продолжительного времени в результате каждодневной работы ее сотрудников.

Имидж библиотеки предлагается понимать как образ, определяемый отношением социума к библиотеке, ее услугам и ресурсам. Однако имидж библиотеки формируется не только на основе ее внешнего вида, комфорта и оценки комплекса предоставляемых ей услуг. Библиотекари выделяют четыре основных направления формирования положительного имиджа библиотеки:

  • 1. Квалификация персонала.
  • 2. Оснащенность и комфортная среда.
  • 3. Многофункциональная библиотечная деятельность.
  • 4. Социальное партнерство.

Причем многофункциональная библиотечная деятельность ныне выходит за пределы традиционной деятельности библиотек, а в социальном партнерстве предлагаются такие компетенции, как культура общения (психология, культура речи, умение поведенчески ориентироваться в определенных ситуациях); основы знания права и др.

М.Ю. Матвеев отмечает, что если рассматривать имидж фирм и организаций, не имеющих отношения к библиотекам, то можно заметить три основные составляющие имиджа:

  • «внешний» имидж (то, как работает организация);
  • «внутренний» (корпоративный) имидж (от морального настроя сотрудников до психологического климата);
  • «независимый» («неосязаемый») имидж (репрезентация организации в СМИ, художеств енной литературе и т. п.) .

При рассмотрении библиотек также можно выделить три подобных вида имиджа: внешнебиблиотечный, внутрибиблиотечный и «внебиблиотечный» имидж.

Последний, как правило, сводится к стереотипам массового сознания. Он обычно формируется средствами СМИ и художественной литературой, а ныне - и публикациями в Интернете.

Внешнебиблиотечный имидж принято рассматривать с организационных позиций, а также с точки зрения восприятия библиотек их посетителями и местной властью.

Он складывается из осязаемого имиджа (здание библиотеки), внешнего вида персонала и мер, направленных на улучшение имиджа (реклама, контакты с прессой и т. д.), а также непременно из качества оказываемых услуг, различных способов представительства библиотеки, например, сайтов и блогов библиотек.

Так, в ряде библиотек в качестве основного средства продвижения услуг рассматривают «рекламу, выдвигая на первое место развитие фирменного стиля, который призван подчеркнуть индивидуальность и неповторимость библиотеки, сформировать благоприятный имидж» . Данная рекламная деятельность должна быть нацелена на формирование позитивного имиджа библиотек и библиотекарей.

В отношении сайтов и блогов библиотек библиотекари отмечают, что их создание «не только свидетельствует об уровне освоения ими новых информационных технологий, не только является средством формирования положительного современного библиотечного имиджа» , но и способствует собственно главному назначению оных - оперативному и эффективному обслуживанию пользователей.

К внешнебиблиотечному имиджу библиотеки относят и ее доступность, например, большинство библиотек в США работает до 50 часов в неделю, являются еще и местом отдыха, общения с друзьями в библиотечном клубе и т. п.

Важной компонентой такого имиджа является имидж библиотечных специалистов, который непосредственно связан с выполнением ими своих профессиональных обязанностей и рассматривается в данной главе.

Об имидже библиотечных специалистов (библиотекарей) поговорим несколько позже, а сейчас рассмотрим внутрибиблиотечный имидж.

Внутрибиблиотечный имидж определяет нормы, ценности и социально-психологический микроклимат коллектива, поддерживаемые библиотекой. Очевидно, что он, как и внешнебиблиотечный имидж, имеет отношение к имиджу библиотекарей, т.е. последний присутствует в библиотеке всегда.

Наиболее рациональным представляется рассматривать внутрибиблиотечный имидж через три понятия: управление, социально-психологический климат и организационная культура.

Социально-психологический климат в библиотеке отражает психологическое состояние коллектива.

Он складывается из:

  • удовлетворенности системой управления,
  • справедливой оценки условий работы в коллективе и вклада каждого работника,
  • межличностных взаимоотношений и др.

Здоровый социально-психологический климат в любой организации, в том числе библиотеке, несомненно, способствует оптимизации работы организации, и без него практически невозможно улучшать имидж как организации, так и ее сотрудников.

Принятые нормы делового общения и взаимодействия относятся к так называемому служебному этикету , определяющему правила поведения сотрудников в официальных ролях руководителя и подчиненного, библиотечного работника и посетителя библиотеки и др.

Очевидно, что большинство причин возникновения конфликтных ситуаций внутри библиотеки связано с ошибками и недостатками управленческой деятельности, включающей и некачественную управленческую документацию (приказы, распоряжения, инструкции и др.). При этом пожинать негативные последствия таких ошибок и недостатков приходится и посетителям библиотек. Подобное явление может способствовать появлению лишь негативного имиджа библиотеки.

Причем отдельные сотрудники могут оказаться неформальными лидерами или людьми с весьма сложным характером. В первом случае их деятельность может оказать как положительное, так и негативное влияние на поддержку здорового социальнопсихологического климата в библиотеке. Во втором случае, как правило, в коллективе формируются разлагающие его различные отрицательные отношения.

В любом случае данные варианты свидетельствуют о качестве управленческой деятельности и характеризуют организационную культуру коллектива, а также качество проводимых мероприятий, направленных на создание благоприятного климата в коллективе. Организация нормального социально-психологического климата в библиотеке лежит не только на ее администрации, но и связана с толерантностью ее сотрудников и умением обеих сторон находить компромиссные решения, направленные на поддержание высокого имиджа не ради такового, а для эффективного и оперативного обслуживания посетителей.

Для формирования положительного имиджа библиотекам важно активно изучать информационные потребности пользователей, повышать квалификацию своих работников, привлекая для этого профессиональных психологов и социологов, а также осваивать новые технологии, включающие и различные программнотехнические средства.

Специалисты замечают, что идущие до сих пор социально-экономические реформы и стремительное развитие информационных технологий приводят к значительному усложнению и расширению функций библиотек, к появлению новых видов работ, в значительной степени меняющих содержание их деятельности по объему и используемым технологиям. Например, создание полно-текстовых баз данных, шеЬ-сайта и блога, поиск различной информации в Интернете и др.

Для реализации этих целей требуются профессиональные сотрудники, обладающие «значительным образовательным потенциалом и опытом работы, быстрым реагированием на технологические перемены, а также управленческие способности, для того, чтобы понимать, оценивать и осуществлять перемены, которые еще ждут библиотеки в XXI веке» .

Заметим, что по результатам различных исследований пользователи библиотек считают важными элементами имиджа внешний вид сотрудника (30-35%), интерьер и внешний вид помещения (20-25%), причем более двух третей опрошенных полагают, что форменная одежда для библиотекарей не нужна.

К последнему аспекту следует относиться творчески. Речь ведь не идет о единой форме для всех библиотекарей страны, однако весьма привлекательно смотрятся единые для всех или большинства сотрудников любой организации элементы одежды (галстуки, платки, жилеты и др.), а также определенный дресс-код . Некоторые из библиотечных работников считают, что «было бы здорово, если бы у каждой библиотеки была своя форма одежды» .

Профессиональное исследование вопросов освещения имиджа библиотек зарубежными специалистами проведено М.Ю. Матвеевым. В нем он отмечает, что «...зарубежные исследователи не могут прийти к единому мнению ни по поводу... имиджа, ни по поводу мер, необходимых для его улучшения. ...одной из наиболее острых и болезненных проблем, связанных с имиджем, является проблема возможной трансформации библиотечной профессии в XXI в. Несмотря на все усилия библиотекарей, за весь прошедший век имидж библиотек принципиально к лучшему не изменился...» , и предлагает рассмотреть три основные концепции, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки:

  • 1. «Организационно-управленческая» («рациональная») концепция сводится к тому, что надо совершенствовать обслуживание читателей, улучшать комплектование, разрабатывать маркетинговые программы, развивать паблик рилейшнз и т. д. Достоинства этой концепции заключаются в том, что у библиотеки всегда остается надежда на будущее и есть четкий план действий. К недостаткам же можно отнести отсутствие полной уверенности в том, что все это действительно поможет библиотеке.
  • 2. Согласно «психологической» концепции, прежде всего, необходимо измениться самим библиотекарям, причем измениться внутренне. Библиотекари сами ответственны за тот имидж библиотечной профессии, который сложился в средствах массовой информации, книгах и фильмах и, более того, они сами поддерживают многие негативные представления о своем труде.

Положение изменится к лучшему только тогда, когда каждый библиотекарь поверит в себя и будет знать себе цену. На практике же получается, что библиотекари скорее склонны порицать других людей за то, что они создают негативный имидж библиотечной профессии и распространяют обидные стереотипы, чем предпринимать конкретные шаги по улучшению этого самого имиджа.

Зарубежные специалисты отмечают, что «...одна из главных проблем, связанных с имиджем, заключается не столько в стереотипах, сколько в том, что в “небиблиотечных” источниках библиотечная профессия практически никогда не показана в качестве достойного жизненного выбора» 11 . При этом X. Радер подчеркивает, что библиотекари должны видеть перспективу, иметь чувство юмора, быть настойчивыми и твердо верить в ценность информационной грамотности .

Более того, постоянное обсуждение негативного имиджа библиотек становится своеобразной «навязчивой идеей». При чтении профессиональной библиотечной периодики больше всего изумляет тот факт, что библиотекари сами не верят, что окружающие воспринимают их как состоявшихся профессионалов. Библиотекари очень опасаются за будущее своей профессии - опасаются настолько, что эта тревога пронизывает буквально всю их деятельность.

«В течение многих десятилетий библиотекари боролись со стереотипом библиотекаря, шикающего на читателей, нарушающих тишину. Образ пожилой дамы с пучком волос на затылке и массивным украшением на шее, с недовольным видом прижимающей указательный палец к губам, стал едва ли не главным обидным символом, огорчающим все библиотечное сообщество. Сегодня, однако, возникает несколько поводов задуматься. Должны ли библиотекари продолжать обижаться, сталкиваясь с этим стереотипом?» - ставит такой вопрос в своем исследовании Д.К. Равинский .

Хотя негативные стереотипы и имеют хождение в обществе, и это, безусловно, сказывается на имидже профессии, главным виновником оказывается профессиональная литература, поскольку именно она пестрит материалами о серьезном кризисе профессии и, в конечном счете, утверждает, что библиотечная профессия не ценится обществом. Еще более усугубляет ситуацию то обстоя -тельство, что пришедшие в библиотечную профессию новички узнают о кризисе профессии именно из профессиональной литературы, и получается замкнутый круг. Большинство исследователей анализируют именно негативные образы. Их «заиикленность» на стереотипах как раз и приводит к тому, что библиотекари начинают сомневаться в своей профессии.

В этой концепции, безусловно, есть рациональное зерно: библиотечной профессии действительно присуща болезненная саморефлексия, и повышение самооценки и уверенности в собственных силах библиотекарям, возможно, не помешает. В то же время призывы к полному или частичному отказу от исследования имиджа библиотечной профессии очень похожи на скрытую «капитуляцию» перед имеющимися проблемами (кстати говоря, авторы, придерживающиеся данной концепции, обычно полагают, что никакие специальные мероприятия и акции преодолеть стереотипы не могут). Кроме того, следует заметить, что «внутренний» имидж (с позиций библиотекарей) отнюдь не равен имиджу библиотечной профессии в целом. Нельзя преувеличивать и «деморализующее» воздействие профессиональной литературы, посвященной проблемам имиджа: перечисление негативных стереотипов может оказать влияние разве что на тех людей, кто попал в профессию совершенно случайно и долго в ней не задержится. Не все ясно и в вопросе о самоуважении и самооценке библиотекарей. Во всяком случае некоторые исследователи выражают мнение, что дело заключается не столько в самоуважении, сколько в недостатках профессионального образования: в библиотечных школах не учат общению с читателями.

3. Сторонники «иррациональной» концепции имиджа утверждают, что имидж практически не зависит от работы реальных библиотек и от того, что думают и пишут библиотекари по поводу своей профессии. Что же касается стереотипов, то обычно выражается мнение, что со временем они уйдут сами, и библиотекарям нужно просто от души посмеяться над ними, признать, что «и такое порою бывает», и спокойно работать дальше. Поскольку библиотеки очень часто упоминаются в «небиблиотечной» литературе, неподконтрольной самим библиотекарям (причем упоминаются не лучшим образом), и однозначно объяснить существующие в обществе стереотипные образы очень сложно, эта концепция выглядит весьма убедительно (во всяком случае, большинство исследователей независимо от их взглядов признают, что негативные стереотипы очень глубоко «въелись» в массовое сознание). К недостаткам концепции относится ее излишняя пессимистичность: ждать «у моря погоды» можно очень долго, поскольку существующие стереотипы меняются крайне медленно.

В 1988 году Н. Стивенс, один из американских исследователей, написал строки, вполне подходящие и к сегодняшнему дню: «Как профессионалы сегодня мы не подошли к решению самых важных и мучительных профессиональных вопросов ближе, чем мы были в 1876, 1907 или 1962 годах. Проблема нашего имиджа будет актуальна и, вне сомнения, не ближе к ее решению в течение ближайшего десятилетия или двух. Мы просто будем располагать более значительным массивом фольклора и литературы для ее изучения.

На наш взгляд, понятие “имидж библиотеки” настолько сложное, что его очень трудно свести к какой-то одной теории. В целом напрашивается вывод о том, что необходим комплексный подход, который бы объединил различные точки зрения. Проблема отношения общества к библиотекам имеет в значительной степени философский, чем узкопрактический характер...» .

В данном исследовании М.Ю. Матвеева четко прослеживается также тесная взаимосвязь имиджа библиотеки и имиджа ее работников. Рассмотрим последний.

Имидж библиотечных специалистов складывается из:

  • внешнего облика, как всегда, оказывающего первое впечатление,
  • стиля и норм общения (поведения, т.е. этикета, в том числе при работе в Интернете),
  • компетенций, выраженных в первую очередь в умении успешно использовать свои знания, навыки и др.

В Программе ЮНЕСКО «Информация для всех» говорится о том, что «трансформации подверглась и библиотечная профессия» . При этом совсем не очевидно, что во всем мире речь может идти об увеличении штата даже супервысококвалифицированных работников. Жизнь показывает, что повсеместно происходит их сокращение, и остающиеся действительно должны обладать гораздо большим набором знаний, умений и навыков.

Специалисты замечают также, что представители библиотек должны обладать креативностью, под которой они подразумевают умение находить оригинальные решения не только типовых, но и нетривиальных задач, стоящих перед современными и будущими библиотеками. Одновременно эти специалисты должны обладать достаточно широкими компетенциями в таких областях, как психология и педагогика, информатика, социология, аналитика, социально-культурная деятельность и др. Причем в сфере педагогических знаний и умений библиотечным специалистам требуется обладать коммуникативностью, уметь владеть гуманистическими, личностными подходами к любым категориям пользователей для оказания библиотеками самых разных услуг, поскольку в XXI веке продолжают активно трансформироваться социальные взаимоотношения между библиотекарями и пользователями библиотек.

В данном случае не только формируются новые методы информационного обслуживания, но и появляются социальные отношения партнерства и взаимодействия, а позицию гуманизации широко развивает и поддерживает известный специалист А. В. Соколов.

С другой стороны, отмечается: «Когда мы анализируем обобщающий образ библиотекаря в общественном сознании, мы тут же наталкиваемся на архетип старой карги - пожилой одинокой женщины со многими странностями, не располагающей к себе, сварливой и бдительно охраняющей свои владения. Она также известна как Баба-Яга, богиня Кали, ведьма, колдунья...» .

Согласно исследованиям американских специалистов, внешний вид женщины на 55% определяет первое впечатление о ней, а осанка, жесты и манера говорить - 38%. Как известно, большинство библиотечных специалистов именно женщины. При этом

О.В. Козлова замечает: «Работа над собственным имиджем приводит к движению по спирали жизненного успеха» .

Продолжая эту тему, отметим, что в Интернете широко представлены различные мнения об образе библиотекарей. Приведем некоторые, наиболее типичные негативные из них:

  • 1. Сколько я встречала в жизни библиотекарей - это все женщины пенсионного возраста, склонные к полноте и удивительно злобные.
  • 2. Пожилая одинокая женщина с многочисленными странностями, не располагающая к себе, сварливая и бдительно охраняющая свои владения.
  • 3. Невозможный эрудит, считает себя последним хранителем убиваемой культуры.
  • 4. В районной какие-то тетки, которые ни порекомендовать, ни помочь найти желаемое не могут и не хотят.
  • 5. Прическа - шишка, толстые очки в роговой оправе, тихий голос, «человек не от мира сего» и др.

Американские библиотекари постоянно заботятся о своем имидже. Они регулярно разыскивают в литературе, Интернете и СМИ все негативные и позитивные упоминания о своих коллегах. Если обнаруживается, что библиотекарь изображен недостаточно привлекательно, то обязательно выражается отношение как в СМИ, так и в иных источниках информации к такой публикации.

Библиотекари США в большей степени работают не с книгами, а с посетителями, прежде всего библиотекари ведут с ними беседу, как правило, в виде интервью и до тех пор, пока библиотекарю не станет абсолютно ясно, что требуется посетителю. Сотруднику библиотеки рекомендуется начинать диалог со слов-вопросов «где», «как», «когда», позволяющих продолжать интервью столько, сколько это может быть нужно посетителю. Читателя внимательно выслушивают, не торопят и не перебивают до тех пор, пока он сам не закончит и не задаст вопрос. В результате такого диалога читатель получает именно то, что просил, а в конечном итоге - качественное обслуживание.

Многие читатели неуютно чувствуют себя в библиотеке без квалифицированной помощи. Они путаются в картотеках или пугаются вида полок, заставленных книгами в непонятном им порядке. В таком, да и в ином случае библиотекарь становится информационным менеджером, способным в любой момент прийти на помощь и в кажущемся посетителю хаосе информации найти нужное ему.

Эти возможности появляются у библиотекарей, поскольку меняется содержание их профессии, причем хранение и выдача книг постепенно становятся второстепенным занятием. Монотонные, рутинные операции (контроль за возвратом литературы, ведение документации, статистические выкладки, библиографическая работа и даже деятельность МБА) поручаются программно-техническим средствам, а книги в большинстве случаев читатели берут и сдают самостоятельно.

В числе основных причин, способствующих непривлекательному имиджу библиотек, библиотекарей и библиотечной профессии, следует назвать политические, экономические, профессиональные, образовательные, психологические, функциональные, морально-нравственные, педагогические, статистические и литературно-художественные. Самой серьезной преградой на пути улучшения имиджа библиотек являются существующие на уровне субъективных настроений установки и возникающие на их основе стереотипы» .

Очевидно, что имидж библиотекаря оказывает влияет не только на работу самой библиотеки, но и на отношение к данной библиотеке ее посетителей. Положительное имиджевое воздействие библиотекаря на посетителей достигается, в первую очередь, высокой профессиональной квалификацией библиотекарей. Хотя, как известно, «по одежке встречают». Поэтому сотрудницы Поморской библиотеки в польском г. Щецине придумали, как покончить со стереотипом «серых мышек» библиотекарш, какими их обычно считают посетители, и своими силами устроили в здании библиотеки показ мод и выставку собственных фотографий в современных нарядах.

Большинство людей визуально воспринимают других, в том числе библиотечных работников, по внешнему виду, а также манере говорить, позе, осанке и походке, мимике, жестах и обаянию. «Обаяние может проявиться и в одобрительной улыбке, огоньке в глазах, юморе, мягких жестах, и в чуткости, и во внимании, искренности... Для того чтобы создать свой положительный имидж, нужно не только осознавать необходимость в этом, но и любить себя, и с открытостью и лекостью воспринимать свои недостатки» .

Проведенное в ЦБС г. Орла исследование показало, что пользователи «видят или хотят видеть в библиотекаре: внимание, память, коммуникабельность, четкую грамотную речь, умение логически мыслить, уравновешенность, тактичность, высокое качество работы, умение быстро найти нужную информацию» .

Как отмечает С. Езова «В американских и европейских библиотеках читателя и его мнение уважают и создают всяческий комфорт для его пребывания в библиотеке».

В заключение отметим, что к вопросам имиджа библиотекарей кто только не обращается: от политиков, артистов и пародистов, до библиотечных профессиональных специалистов.

Вряд ли необходимо оспаривать необходимость создания привлекательного имиджа библиотеки. В самом сознании каждого современного человека может закрепиться представление об имидже именно как о конкретной ценности, и от наличия и качества полностью зависит успешность деятельности библиотеки.

Определение 1

Имидж библиотеки - довольно распространенный и очень устойчивый образ, который сформировался в сознании самых разнообразных групп населения от её работы.

Существуют меры, предпринимаемые для улучшения популярности имиджа библиотеки. Есть еще несколько трудно прогнозируемых факторов, самый главный – сложившийся под воздействием литературных источников и СМИ о представлении деятельности похожих библиотек. Также можно сказать, что имиджем является распространенный стереотипный образ определенного объекта (явления, предмета). Но имидж не является синонимом такого понятия, как «образ», потому как включает набор самых лучших качеств.

Виды имиджа библиотеки

Имидж любой библиотеки складывается из: внутреннего имиджа, независимого имиджа и внешнего имиджа.

Определение 2

Внешний имидж - восприятие каждой библиотеки субъектами внешней среды: средствами массовой информации и местной властью, населением, посетителями, так далее.

На формирование внешнего имиджа могут оказывать влияние:

  1. Внутренний и внешний вид здания, благоустроенность прилегающей территории и его местоположение.
  2. Качество услуг и продукта.
  3. Паблик рилейшнз и реклама.
  4. Внешний вид работников.
  5. Комфортность библиотечной среды.
  6. Умение поддерживать деловые отношения с пользователями или с партнёрами.
  7. Социальная политика (участие в различных благотворительных акциях).
  8. Финансовая стабильность.

Определение 3

Внутренний имидж - восприятие библиотеки ее работниками.

Внутренний имидж могут определять:

  1. История организации.
  2. Организационная культура: наличие фирменного стиля; миссия, ценности, стандарты, нормы, образцы поведения и формальные процедуры, принятые в организации.
  3. Организация внутренних коммуникаций.;
  4. Мотивация сотрудников, отношение к предприятию и всем служебным обязанностям.
  5. Стиль управления, политика в развитии и обучении трудового персонала, создания системы поощрений и планирования карьеры.
  6. Психологический климат в коллективе и так далее.

Как показали исследования, многие работники библиотек очень серьезно относятся к мысли, что именно от их отношения к данной профессии и имеющего соответствующего самоуважения зависит размер поддержки, которую оказывают библиотеке её читатели. На самом деле внутренний имидж надо рассматривать как главную составляющую внешнего имиджа.

Все работники являются главными информаторами пользователей о реальной работе и внутренней атмосфере, именно поэтому быстро привести к потере доверия у пользователей может негативный внутренний имидж также быстро, как и негативный внешний имидж. А положительный внутренний имидж сможет обеспечить сплоченность всего коллектива, дать уверенность каждому сотруднику в завтрашнем дне, будет стимулировать работника к активной работе, а также к повышению личной квалификации и прочее, все это положительно сможет отразиться на внешнем облике любой организации.

Независимым (от деятельности организации) имиджем является обобщенный образ, который складывается под влиянием обобщающего представления об аналогичных предприятиях в общественном сознании. Все получает свое отражение в виде типичных изображений и описаний, в кино, в художественной литературе и прочее.

Построение целостного имиджа это не одноразовые рекламные кампании и мероприятия, а постоянная работа по проведению и по разработке разных мероприятий, которые ориентированы на формирование элементов имиджа.

Существуют факторы, которые определяют внешний имидж библиотеки. Самым главным является качество ее продуктов и услуг. Конечно же, если услуги предлагаемые библиотекой не могут оправдать всех ожиданий пользователя, тогда не помогут ни реклама и PR-кампании, никакие затраты на создание привлекательного имиджа. Самое основное условие качества, по мнению многих специалистов, – это уметь слушать каждого пользователя, потому как в данном случае обслуживание будет полностью соответствовать их ожиданиям.

Самые главные элементы формирования имиджа

Самыми главными элементами, которые воздействуют на формирование имиджа здания библиотеки, являются:

  • состояние всей прилегающей территории, крыльца и ступеней, входной двери;
  • указатели и вывески, окна и двери;
  • вестибюль с разными объявлениями;
  • абонемент и читальный зал, лестницы;
  • оформление кафедр выдач, виды каталогов;
  • внутренний двор, отсутствие или присутствие бюстов и статуй.

Поэтому почти все специалисты предлагают свои рекомендации по оформлению всех данных зон.

Необходимо обратить особое внимание на благоустройство всей прилегающей территории. Поэтому привлекательность библиотеки сможет увеличить: терраса, садик; сопутствующая торговля (кафетерий, магазин, книжный киоск); навес для велосипедов, автомобильная стоянка; малые архитектурные формы, места для игр, детская площадка.

Большое значение имеет комфортность библиотечной среды для создания именно положительного имиджа библиотеки. Комфортной библиотечной средой называют среду, которая сможет благожелательно, оперативно и дифференцированно, красиво и легко удовлетворить все информационные потребности, способствовать их формированию.

Замечание 1

Целью по управлению комфортной библиотечной средой является создание необходимых условий для творческой деятельности всех читателей, а также каждого работника библиотеки, который участвует в процессе обслуживания.

Также степень комфортности среды можно легко определить именно количеством барьеров, которые пользователю надо преодолеть, чтоб получить необходимую информацию либо документальный источник. Самым идеальным считают такой вариант, когда пользователь может самостоятельно найти информацию, не обращаясь за помощью к сотрудникам библиотеки.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Исследование уровня эффективности рекламы библиотеки, степени восприятия ее пользователями. Определение перспектив использования и развития инновационных рекламных методов в библиотечной практике. Характеристика имиджа библиотеки. Библиотечная пресса.

    курсовая работа , добавлен 23.07.2010

    Основные задачи связей с общественностью при работе с организациями. Понятие имиджа и его значение. Анализ деятельности культурно-досугового учреждения. Использование PR-технологий в целях продвижения имиджа предприятия по организации досуга молодежи.

    дипломная работа , добавлен 22.05.2015

    Использование PR-технологий в создании положительного имиджа телевизионных программ. PR-технологии и их роль в создании положительного имиджа. Планирование проведения PR-кампании для укрепления и развития существующего имиджа программы "Домой!".

    дипломная работа , добавлен 22.11.2008

    Понятие "имидж", классификация типов имиджа и наука имиджелогия. Речевое воздействие и речевые стратегии. Специфика политического имиджа. Особенности формирования речевого имиджа политика. Сравнительный контент-анализ речевого имиджа политиков.

    дипломная работа , добавлен 18.12.2008

    Понятие имиджа и его значение для фирмы. Система построения корпоративного имиджа и универсальные инструментальные методики. Общественные группы и корпоративное позиционирование. Повышение потребительского спроса с помощью связей с общественностью.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2011

    Использование PR-технологий для развития имиджа. Анализ существующего имиджа детского эстрадного ансамбля "Садко" и практики использования инструментов PR для развития его положительного образа. Рекомендации по организации планирования PR-кампании.

    дипломная работа , добавлен 22.11.2008

    Понятие, типы и функции имиджа. Роль рекламы и ее особенности для социально-культурных учреждений. Использование рекламных технологий и компаний для развития имиджа. Анализ практики использования рекламных инструментов для развития положительного образа.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2012

Главная задача имиджа - показать наряду с компетентностью готовность к общению, создать образ доброго советчика. Наш имидж в сознании других людей создается поведением, речью, обликом и профессионализмом. И чем гармоничнее все составляющие, тем более цельным оказывается впечатление. Многим людям удается преподнести себя лучше, чем другим. Вы когда-нибудь работали с человеком, который всегда оказывается в нужном месте в нужное время и всегда делает то, что нужно в данный момент? Это и называется эффективный самомаркетинг. И ни о каком имидже не может идти речь, если человек не обладает профессиональным образованием.

В работе библиотек имеется своя специфика, которая в большей степени понятна, знакома, выполняема людьми, специально обучавшимися этой профессии. Таким образом, на первое место выходит уровень профессиональной подготовки библиотекаря как специалиста с маркетинговым мышлением, заинтересованного в востребованности информации, собранной в фондах.

В разные времена представление о библиотекаре было неодинаковым. Оно во многом зависело от состояния и значения библиотечного дела в обществе. Для определения места библиотекаря в областях социально-коммуникационной деятельности проводились исследования деловых качеств работников этой профессии. По материалам исследований был составлен "идеальный "Деловой портрет библиотекаря", в котором акцент сделан на наиболее значимые психологические качества. К ним относятся: внимание, настойчивость, дисциплинированность, память, уравновешенность, коммуникативность, активность, четкая грамотная речь, умение логически мыслить. Нельзя все знать, но можно и должно знать, в каком направлении нужно двигаться, чтобы найти нужную информацию. Необходимо обладать профессиональным "чутьем".

Деловые качества: высокое качество работы, повышение профессиональных знаний, творческий подход к работе, умение принимать профессиональные решения. Умение сориентировать читателя в большом массиве информации - показатель высокой квалификации и культуры библиотечного работника. Новые технологии создания электронных информационных продуктов, потенциал и потребности Интернет-пространства демонстрируют необходимость профессиональной миграции библиотекарей в новые сферы деятельности, расширение, а не сужение поля деятельности. Наступление эры электронной коммуникации неизбежно и неотвратимо. Но эту эру не нужно идеализировать и надеяться, что умные машины выполнят все библиотечные работы. К ней нужно серьезно готовиться, искать возможности преемственности и сотрудничества электронной и документальной коммуникаций, не поддаваясь соблазнительным иллюзиям. Библиотечное дело вооружается новыми технологиями, в том числе компьютерными, возможности которых позволяют достигать невиданных ранее результатов. Обязанностью библиотекарей становится как обучение, консультации пользователей, так и посредничество, поскольку огромный объем информации требует большего, чем прежде, количества специалистов, владеющих навыками поиска информации и умеющих анализировать и оценивать ресурсы и потребности пользователей. Постоянное повышение квалификации библиотекаря-библиографа становится неотъемлемой частью профессиональной деятельности, определяющее её качество. Известный российский книговед Н.А. Рубакин отмечал: "Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов". Имиджмейкеры и психологи относят профессию библиотекаря к категории женщин-консультантов и считают, что они должны обладать следующими качествами: профессионализм, компетентность, внимательность, общительность, доверительность, готовность к помощи.

Обнаружилась значимая связь между тем, как одет консультант, и оценкой клиентами его внимательности, искренности, компетентности, доверием к нему, а также с повторным желанием его видеть. Профессия библиотекаря предполагает соблюдение этикета в одежде и во внешнем облике. Одежда должна соответствовать нашей внутренней культуре, зависеть от конкретной ситуации, положения в обществе, возраста Костюм библиотекаря - это костюм деловой женщины, имеющей свой стиль. Существуют общепринятые, этикетные правила сочетания цветов, деталей, аксессуаров в деловом костюме. Правильно выбранный стиль одежды помогает свободно себя чувствовать, быть уверенным в себе. В деловом костюме важную роль играют прическа, бижутерия. Даже самый талантливый и профессионально подготовленный, но неопрятно причесанный библиотекарь не вызовет симпатии у читателей. Не должно быть много ярких украшений.

Коллеги должны с уважением относиться не только к пользователю, но и друг к другу. Еще недавно библиотекари, просто хорошо выполняющие свою работу, могли быть уверены в своем дальнейшем существовании, сегодня же библиотеки и библиотекари нуждаются, выражаясь присущей менеджменту терминологией, в активном маркетинге самих себя и доказательстве того, что библиотекарь играет ключевую роль в учреждении. Библиотекарям не должно быть безразлично, как они выглядят со стороны, потому что через впечатление, производимое ими и их библиотеками на пользователей, лежит путь к определению статуса и роли библиотеки в жизни общества. В современном информационном обществе библиотекари имеют возможность повысить имидж своей профессии как распространителей информации и информационных консультантов. И в этом свою роль должна сыграть реклама.

Библиотекари должны быть "громогласными", "приметными" в обществе, если это в интересах дела, осознать и уметь доказать, что они знают об информации больше, чем кто-либо другой. При всем этом главной задачей должно остаться качественное обслуживание пользователей. Читатели судят о библиотеке, прежде всего, по ее сотрудникам, с которыми они соприкасаются по работе. Знания, умения, навыки, целевые установки работников библиотек являются теми факторами, от которых зависит успешное функционирование библиотеки, качество предоставляемой информации.