Коллективный проект по дорогам сказок. Внеурочная деятельность: проект " По дорогам сказок". Основным результатом стал показ спектакля «Колобок»

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение «Центр Развития Ребенка» - детский сад «Аленушка».

ПРОЕКТ

(для детей средней группы)

Выполнила: КЛОЧИХИНА М.Ю.

воспитатель первой квалификационной

2016г.

Тип проекта.

Творческо-исследовательский

Долгосрочный (октябрь2015-март 2016)

Групповой.

Методы.

Беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, игры-драматизации, анализ прочитанных произведений (авторизация, анализ сюжета сказок, героев и их поступков).

Участники проекта.

Дети средней группы, воспитатель, родители.

Цель проекта:

развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающейся личности, личности как субъекта деятельности, приобщение детей к книге, формирование активного читателя.

Задачи проекта:

Дети:

Продолжать знакомить со сказками и авторами литературных произведений;

Способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;

Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

Обогащать и расширять словарный запас детей.

Формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;

Развивать артистические способности;

Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

Формировать навыки сотрудничества;

- воспитывать чувства дружбы и коллективизма.

Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;

Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;

Приобщать детей к социальному взаимодействию (детская библиотека, школа);

Родители:

Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

Развитие совместного творчества родителей и детей;

Развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Гипотеза.

Мы предположили, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.

Актуальность темы.

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, - это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

Содержание проекта строится на принципах:

* Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.

* Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

* Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.

* Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.

* Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.

* Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.

* Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

* Принцип интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки.

* Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

* Принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета.

* Принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка.

* Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо.

Планируемый результат:

- развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;

Развитие интереса к русской литературе;

Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

Совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.

Содействие творческому развитию детей;

Развитие эмоциональной отзывчивости;

Гармонизация отношений между взрослыми и детьми.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

    Этап - Подготовительный (разработка проекта).

(октябрь)

Определение проблемы;

Постановка цели, задач;

Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

Составление перспективного плана работы.

Перспективный план.

ПОЗНАНИЕ

Беседы с детьми о прочитанных сказках. Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок. Знакомство с автором сказок, его биография или интересные факты из жизни.

КОММУНИКАЦИЯ

Непосредственно образовательная деятельность по сказкам В.Сутеева «Путешествие по сказкам». Использование книг групповой библиотеки для домашнего чтения. Постановка сказки Сутеева «Под грибом» с последующим показом детям младшего дошкольного возраста.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Чтение, обсуждение и пересказ сказок. Анализ развития сюжетной линии в сказках, характеристика героев сказок.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

Непосредственно образовательная деятельность: ИЗО – рисуем понравившегося сказочного героя, иллюстрации к книжкам-малышкам собственного сочинения.

ТРУД

Ремонт книг в книжном уголке.

МУЗЫКА

Разучивание песен, слушание музыки и сопоставление ее с характерами героев.

Работа с родителями

Консультация «Приемы обучения детей рассказыванию»; «Знакомство со сказками». Чтение книг, взятых в групповой библиотеке; индивидуальные посещения детской библиотеки; изготовление книжек-малышек; подготовка костюмов к постановке сказки «Под грибом»; изготовление шапочек-масок героев из сказок Сутеева

II. Этап – творческо - исследовательский.

(ноябрь-февраль)

Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.

Выполнение проекта.

III. Этап – Заключительный (март)

Презентация книжек-малышек (совместное творчество детей и родителей)

Театрализация сказки «Под грибом»

Открытый показ организованного образовательного события «Путешествие по сказкам Сутеева»

- подведение итогов, анализ ожидаемого результата

Обобщение результатов работы.

Пути реализации проекта:

1 Пополнение содержания групповой библиотеки сказками разных жанров с помощью акции «Книга – детям!» с учащимися Гимназии.

2. Совместное творчество детей и родителей – «книжки-малышки» Оформление выставки «книжек-малышек».

3. Организация выставки рисунков по мотивам сказок.

4. Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.

5. Чтение сказок В.Сутеева. Анализ прочитанных произведений.

6.Постановка сказки Сутеева «Под грибом».

7. Организованное образовательное событие «Путешествие по сказкам Сутеева».

Содержание работы с детьми:

    Беседы «Сказки -добрые друзья», «Мои любимые сказки»

    Чтение разных сказок;

    Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки.

    Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

    Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.

    Самостоятельное составление сказок.

    Рассказывание сказок собственного сочинения.

    Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения. Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями.

    Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

    Загадки о сказках, героях сказок.

    Викторина по сказкам.

    Посещение выставки « Мои любимые сказки», знакомство с книгами сказок, имеющихся в книжном уголке группы.

    Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.

    Драматизация сказки « Под грибом».

Содержание работы с родителями:

    Опрос - анкетирование « Сказки в жизни вашего ребенка »

    Беседа с родителями « Знакомство с проектом ».

    Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам).

    Чтение сказок с детьми.

    Придумывание и создание «книжек-малышек».

    Помощь в пополнении книжного уголка сказками.

    Консультация для родителей « Почему необходимо рассказывать и читать детям сказки? »

Совместная творческая работа с детьми: Изготовить атрибуты для театрального уголка (маски, шляпы).

Заключение

Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития средних дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.

В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития средних дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.

У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.

Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.

Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.

Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.

Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития старшего дошкольника.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ефимовский детский сад комбинированного вида»

Проект в средней группепо развитию речи

«По дорогам сказок»

Воспитатель: Тарасова Г.Н.

Введение

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет в содержании разнообразная художественная деятельность -изобразительная,музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей художественно-эстетического воспитания является формирование у детей творческих способностей. Богатейшим полем для решения данной задачи является театрализованная деятельность.

Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.

Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.

Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие:

Дети знакомятся с чувствами, настроениями героев,

Осваивают способы их внешнего выражения,

Осознают причины того или иного настроя.

Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Цель проекта -Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.

Задачи

1.Создать условия для развития творческой активности детей,

организация выступленийдетей средней группы перед младшими и родителями.

2.Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).

3. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания

детей о театре, его истории, устройстве,театральных профессиях, костюмах, атрибутах,

театральной терминологии.

4.Обеспечивать взаимосвязь с другими видами деятельности.

5.Формировать в группе творчески развивающую предметную среду.

6.Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников.

7.Приощать родителей к театрально- культурной жизни ДОУ.

Формы и методы работы:

    Чтение художественной литературы,

  • Игры – драматизации,

    Слушание музыкальных произведений,

    Творческие мастерские,

    Просмотр сказки, презентации,

    Рассматривание иллюстраций к сказкам,

    Заучивание стихов,

    Театрализованная деятельность.

Обеспечение реализации проекта:

Психолого-педагогические ресурсы:

Воспитатели

Дети 4-5 лет,

Родители.

Материально-технические ресурсы:

Сказки, иллюстрации

Аудио, видеоматериалы,

Мультимедийная техника

Костюмы для театрализованной деятельности

Атрибуты для разных видов театров

Срок реализации проекта: долгосрочный (09. 2016 – 05.2017г.)

Этапы реализации проекта

1 этап подготовительный

Мероприятия

Ожидаемый результат

Ответственный

Анализ имеющегося материала

Пересмотр литературы, аудио материала

Составление списка необходимого материала

Включение в календарно-тематическое планирование мероприятий по реализации проекта

Список необходимого методического материала

Дополненный календарно-тематический план

Тарасова Г.Н.

Создать интерес у участников проекта

Составление плана мероприятий по реализации проекта совместно с детьми

Информирование родителей о проекте на родительском собрании

Заинтересованность детей и родителей

Воспитатель

Сбор и анализ информации для реализации проекта

Сбор атрибутов для театрализованных игр

Подбор дидактических игр

Подбор материала для тетрализации

Список имеющихся и недостающих материалов, атрибутов

Воспитатель,

родители

2этап: Основной Диагностика

Мероприятия

Ожидаемый результат

Ответственный

Создать условия для реализации проекта

Подбор аудио-, видеоматериала

согласно списку;

Подбор сказок для драматизации, театрализованных игр;

Сказки и иллюстрации к ним;

Аудио-, видеоматериалы;

Игры – драматизации;

Воспитатель

Обогатить среду

Книги – сказки для драматизации,

Коллекция аудио материала,

Игрушки и атрибуты для театрализованных игр.

Обогащённая среда

Воспитатель,

родители

Обогатить знания детей о театре,

Совершенствовать исполнительские умения

Просмотр видео материала,

Чтение художественной литературы (сказок),

Творческие мастерские,

Дидактические игры,

Заучивание стихов,

Слушание музыкальных произведений,

Отгадывание загадок о героях сказок,

Драматизация сказок «Три медведя», «Соломенный бычок», «Колобок», «Рукавичка»

Показ сказки «Три медведя» для младших детей.

Развитие речи (улучшение)

Воспитатель,

родители

Включение родителей в педагогический процесс

Привлечь родителей к сбору атрибутов, костюмов для игр драматизаций,

Активное участие родителей в реализации проекта.

Воспитатель,

родители

3этап: Итоговый. Диагностика

Мероприятия

Ожидаемый результат

Ответственный

Анализ и подведение итогов по проекту

Анализ работы по проекту,

Выставка детских работ,

Фото отчёт о проекте в родительском уголке и на сайте группы.

Отзывы родителей о проекте.

Фотовыставка

Воспитатель,

родители

План реализации проекта

Мероприятия

Результат

Подготовительный этап

Анализ имеющегося материала

Сентябрь 2016

Список имеющихся и недостающих материалов.

Информирование родителей о проекте

Октябрь 20016

Готовность родителей оказать помощь в проекте.

Составление плана-сетки мероприятий по реализации проекта.

Октябрь 20016

План-сетка мероприятий.

Основной этап

Создание развивающей среды в группе.

Настольный театр,

Кукольный

Театр на фланелеграфе

Пальчиковый

На палочках(от мороженого)

На стаканчиках и др.

Обогащённая среда.

Чтение художественной литературы (сказок):

-«Три медведя»

-«Соломенный бычок»

-«Три поросёнка»

-«Под грибом»

-«Зимовье зверей»

Сказок К. Чуковского….

Знакомство со сказками, решение речевых задач.

Слушание сказок

По прочитанным сказкам,

О видах театров (кукольный, драматический, театр зверей,...)

Кто работает в театре

Как вести себя в театре

Сентябрь-май

Решение речевых и познавательных задач.

Творческая мастерская:

Рисование «Мишка - косолапый», по сказкам

Коллективная аппликация «Афиша для театра»,

Лепка по сказкам

Ноябрь, январь, март,

Октябрь, декабрь,май

Развитие художественно-творческих способностей

Сюжетно-ролевая игра «Театр»

Ноябрь-май

Развитие речевых и творческих способностей детей.

Игры – драматизации:

Игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей,

Инсценировки сказок «Колобок», «Репка», «Теремок», «Колобок», «Три медведя». «Соломенный бычок», «Рукавичка»

Каждую неделю

Развитие артистических навыков

Выбор сказки для драматизации, распределение ролей.

Заучивание стихов к сказкам

Изготовление родителями атрибутов и костюмов к сказкам

По мере необходимости

Подготовка к драматизации

Совершенствование артистических навыков

Показ сказки «Три медведя» младшей группе.

Просмотр сказки «Колобок на новый лад»

(драматизация детьми старшего возраста).

Закрепление правил поведения в театре.

Подведение итогов реализации проекта

Итоговое мероприятие «В гостях у сказки»:

Показ детьми сказки «Рукавичка»

Создание фотоматериала о реализованном проекте. Создание лэпбука «Сказки»

фотовыставка

Ожидаемый результат проекта

    Обогащённая среда в группе.

    Картотека аудио, видеоматериалов, презентаций.

    Развитие интереса к художественной литературе и драматизации произведений.

    Расширение словарного запаса, развитие связной речи.

    Активизация творческих способностей детей.

    Активное участие родителей в жизни группы.

Елена Викторовна Сафонова
Проект «По дорогам сказок»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип проекта :

По доминирующему методу : информационно- творческий

По количеству участников : групповой

По продолжительности : долгосрочный.

Участники проекта : дети старшей группы, педагоги, родители.

Сроки реализации проекта : октябрь- май.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и остается с ними на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно- нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образ, выразительный язык, динамика событий, особые причинно- следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника- все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка .

Сказка - средство эмоционально- волевого развития и духовно- нравственного воспитания дошкольников. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно- нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно- нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.

В настоящее время сказка , как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок , часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки . Дети стали меньше читать, электронные носители и средства массовой информации вытесняют книгу. 11 млн. человек заболели немыслимой раннее болезнью- интернетоманией.

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку , а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное развиваются всесторонне.

Возраст 5-6 лет.

Цели :

Развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;

Раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей;

Приобщить детей к художественной литературе, формировать у них запас литературных, художественных впечатлений, прививать интерес к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей.

Задачи :

Образовательные : учить развивать сюжет, использовать «сказочные » языковые средства; формировать творческое рассказывание , умение раскрывать тему, подчинять свою сказку определенной мысли ; содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.

Развивающие : развивать традиции семейного чтения; развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни , умение делать нравственный выбор. Развивать эстетический вкус, умение видеть и беречь красоту.

Воспитательные : создать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение придти на помощь в трудную минуту; помогать усвоению детьми духовно- нравственных категорий (добро- зло, послушание- непослушание, согласие- вражда, трудолюбие- лень, бескорыстие- жадность, простота- хитрость) и правил доброй, совестливой жизни. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

Интеграция областей : «Познавательное развитие» , «Художественно- эстетическое развитие» , «Речевое развитие» , «Социально- коммуникативное развитие» , «Физическое развитие» .

Предполагаемый результат :

Дети должны :

Проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности;

Знать и называть прочитанные сказочные произведения , их авторов, тексты, персонажей, мораль;

Знать различные виды театров и уметь показывать их;

Уметь использовать различные средства выразительности;

Уметь самостоятельно выбирать сказку , проводить предварительную работу к ее показу, вживаться в свою роль.

Пути реализации проекта :

Беседы с детьми, родителями, педагогами ДОУ «Знакомство с проектом » .

Ежедневное чтение сказок (разных жанров, русских народных, авторских) .

Рассматривание иллюстраций художников к сказкам .

-пересказ прочитанных произведений.

Рисование иллюстраций к сказкам воспитанниками .

Инсценировки сказок , игры- драматизации.

Организация выставок рисунков детей по прочитанным сказкам .

Оформление и пополнение книжного уголка сказками разных жанров .

Изготовление вместе с родителями атрибутов, декораций, костюмов сказочных персонажей .

Пополнение театрализованного центра по различным видам театра (в соответствие с возрастом) .

Загадки о сказках , героях сказок .

Викторина по сказкам .

Работа с родителями :

Выставка детского творчества, сотворчество детей и родителей : конкурс рисунков «Моя любимая сказка » .

Подготовка родителями атрибутов и декораций к постановкам спектаклей по мотивам сказок .

Совместное участие родителей и детей в них.

Выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера (придумывание загадок и сказок ) .

Помощь в пополнении книжного уголка сказками .

Продукт проекта : фото и видеоматериалы.

Роль родителей в реализации проекта : подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные знания на практике.

Участие специалистов в реализации проекта : организует образовательную деятельность, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.

Этапы проведения проекта :

1 этап : Вводный.

Определение темы проекта .

Формулирование темы и определение задач.

Подбор материла по теме проекта .

Составление плана проекта .

2 этап : Подготовительный.

Подготовка материалов : сказки , картинки и иллюстрации к сказкам . Разработка конспектов, сценариев. Привлечь родителей к изготовлению костюмов.

3 этап : Основной.

Выполнение проекта : проведение ОД, бесед, праздников и развлечений, проведение викторин, подвижных и дидактических игр, чтение художественной литературы. Разгадывание загадок по сказкам .

4 этап : Заключительный.

Проведение викторины «По дорогам сказок » . Выставка детских рисунков «Моя любимая сказка » .

Составление портфолио проекта .

В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения дети приобщились к высокохудожественной литературе, расширили кругозор о сказках , их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились сказки сочинять , иллюстрировать, инсценировать.

Родители воспитанников проявили интерес к чтению художественной литературы, осознали роль сказки в нравственно- эстетическом воспитании личности ребенка, а также стараются ежедневно читать детям по вечерам.

Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведет к саморазвитию детей.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Тема : «Эти мудрые русские сказки » .

2. Показ детям I младшей группы настольного театра «Курочка ряба» , «Репка» , кукольного театра «Колобок» .

3. Беседа «Русские народные сказки »

1. Беседа «Что такое басня»

2. Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей» .

3. Постановка спектакля к празднику «Осени» «Стрекоза и муравей» .

1. Образовательная деятельность. Тема : «Творческое рассказывание : сочиняем сказку про Деда Мороза ».

2. Чтение сказки Ш . Перро «Золушка» .

3. Постановка спектакля к Новому году по сказке «Золушка» .

1. Образовательная деятельность. Тема : «Пересказ по произведению русской народной сказки «У страха глаза велики» .

2. Вечер загадок.

1. Чтение сказки «Дюймовочка» .

2. Разучивание ролей к спектаклю «Дюймовочка» .

Тема : «Творческое рассказывание «Кто такой Чебурашка» .

1. Образовательная деятельность. Тема : «Чтение художественного произведения «Как аукнется, так и откликнется» по мотивам сказки «АЙОГА» Е. Благинина, «Посидим в тишине» .

2. Чтение сказки «Дюймовочка»

1. Чтение сказки В . Катаева «Цветик- семицветик» .

2. Постановка спектакля «Цветик- семицветик» к проекту «Радужный мир» .

3. Образовательная деятельность. Тема : «Творческое рассказывание «Придумай небылицу» .

1. Викторина «По дорогам сказок » .

2. Выставка рисунков «Моя любимая сказка » .

Ресурсное обеспечение проекта .

Методическое :

Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие»

ЦТ «Учитель» Воронеж 2004г.

Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи»

ЦТ «Учитель» Воронеж 2004г.

Л. П. Макарова, В. Г. Рябчикова «Театрализованные праздники для детей»

Издательство «Учитель» Воронеж 2003г.

«Праздники и развлечения в детском саду» Москва «Вако» 2004г.

«Зимние праздники в детском саду» Е. И. Морозова 2008г.

Т. Н. Липатникова «Праздник начинается»

Ярославль. 2001г.

«1000 загадок» Популярное пособие для родителей и педагогов

Ярославль. 2001г.

О. Узорова, Е. Нефедова «Загадки. Планета детства»

ООО «Издательство Астрель» 2006г.

Передовой педагогический опыт в детском саду

Проект «По дорогам сказок»

Глухова Елена Николаевна, воспитатель д/с №5 г. Лениногорск РТ

Актуальность.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Композиция, яркое противопостав­ление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно - следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Сказка - средство эмоционально - волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Сказка является одним из самых доступных средств для духовно­нравственного развития ребенка, ко­торое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое пред­назначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трак­товка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное - развиваются всесторонне.

Возраст - 4 - 5 лет.

Цели:

  • Создать условия для духовно - ­нравственного развития ребенка.
  • Способствовать коррекции нару­шений эмоционально-волевой сфер детей в процессе художественной продуктивной деятельности, связанно с нравственным содержанием сказки.
  • Обеспечить социальную адаптации дошкольников путем введения их культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки) .
  • Организовать в семье совместную творческую деятельность, направленную на удовлетворение потребности ребенка во внимании и признании.

Задачи:

  • Помогать усвоению детьми духовно - нравственных категорий (добро - зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота - хитрость) и правил доброй, совестливой жизни.
  • Содействовать развитию познава­тельной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
  • Развивать способность детей от­личать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
  • Воспитывать послушание на осно­ве любви и уважения к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
  • Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
  • Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Тип проекта: практико - ориентированный.

Реализуемые мероприятия.

НОД и ОД:

Тематические занятия (интегрированные: П., К., Х т-во, Т.)

  • НОД «Пузырь, Соломинка и Лапоть».
  • НОД «Лиса и кувшин».
  • НОД «Мужик и медведь».
  • НОД «Заяц-хваста».
  • НОД «Смоляной бычок».
  • НОД «Гуси-лебеди».
  • ОД «Мой дом»
  • ОД "Мы любим сказки"

ОД ситуативные разговоры:

  • Из чего сделано?
  • Что сначала, что потом?

Просмотр диафильмов и мультфильмов:

  • Пузырь, Соломинка и Лапоть.
  • Лиса и кувшин.
  • Мужик и медведь.
  • Заяц-хваста.
  • Смоляной бычок.
  • Гуси-лебеди.

Чтение художественной литературы:

  • Пузырь, Соломинка и Лапоть.
  • Лиса и кувшин.
  • Мужик и медведь.
  • Заяц-хваста.
  • Смоляной бычок.
  • Гуси-лебеди.

Минутки поэзии (совместно сочиненные с родителями сказки и загадки) .

Игры:

  • Подвижная игра «Мыльные пузыри»
  • Подвижная игра с мячом «Тонет - не тонет»
  • Подвижная игра «Сноп и колос»
  • Подвижная игра с мячом «Съедобное - несъедобное»

Педагогические игровые ситуации:

  • Пантомима.

СД Дидактические игры:

  • «Будьте внимательны и найдите ошибки»
  • «Кто лишний»
  • «Кого не хватает?»
  • «Из какой сказки фраза?»
  • «Какие сказки перепутались?» (сгруппировать героев по сказкам)
  • «Придумаем новое название, окончание сказки»
  • «Что сначала, что потом?» или «Собери сказку по порядку и наоборот)»
  • «Какая сказка спряталась?» (на картинке изображены кусты, из-за ко­торых торчат только части животных, например хвосты)
  • «Попробуй на вкус»
  • «Узнай по контуру»
  • «Назови сказки, где есть бабка, дедка, кошка, мышка. ..»
  • «Сложи из частей»
  • «Назови сказку по предмету» (на­пример, яблоко: «Гуси-лебеди», «Хаврошечка», «Белоснежка и семь гномов», «Наливное яблочко»...)
  • «Отгадай сказку по отрывку»
  • «Угадай, кто идет» (развиваем слух: дети слушают музыкальные отрывки «кто как идет», запоминают, затем слушают еще раз и называют героев)
  • «Угадайте по губам, какого героя сказки я зову»
  • «Назови ласково»
  • «Есть или нет»
  • «Подбери рифму»

Работа с родителями:

  • Дни открытых дверей (родители могут вместе с детьми участвовать в играх, выполнять творческие задания) .
  • Подготовка костюмов и атрибутов к спектаклям и праздникам.
  • Совместное участие родителей и детей в них.
  • Устройство выставки работ детей и родителей «Наши любимые сказки».
  • Выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера (придумывание загадок и сказок) .

Итоговое мероприятие: Викторина «По дорогам сказок»

Предполагаемый результат.

  • Усвоение ребенком добродетели, на­правленность и открытость его к добру.
  • Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отноше­ний со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
  • Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.
  • Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
  • Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
  • Деятельное отношение к труду.
  • Ответственность за свои дела и поступки.

Цель образования сегодня – воспитание успешной личности, компетентно разбирающейся во всех жизненных ситуациях, личности сильной, умной, здравомыслящей.

Современная школа предстает перед нами частицей жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и учиться превращать информацию в знания, а знания применять на практике. Школа должна помочь ребятам войти в мир реальных человеческих отношений и научить их жить в современном обществе. В первую очередь надо учить добру, справедливости, честности, толерантности и гуманизму, любви к своей Родине. Во все времена неизменными были эти общечеловеческие ценности. Любой ребенок неизмеримо добрее нас, он непорочен. Сущность обучения остается неизменной – оно служит средством передачи социального опыта. Наиболее полно культуру, быт и традиции народа отражают сказки.

Чувства, эмоции, связанные с чтением сказок и тот социальный опыт, полученный в ходе анализа произведения, надолго остаются в памяти ученика. Особенно ученика начальной школы, где реальность и сказка еще тесно переплетаются. Проект «По дорогам сказок» нацелен на учащихся начальной школы так как сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного человека, умеющего постоять за свое достоинство.

Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине её содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребёнка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познаёт сердцем родной народ.

Актуальность проекта — использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей школьников особенно актуально в настоящее время, так как сегодня наблюдается сведение к минимуму традиций русского народа его обычаев.

Новизна проекта собрать материалы по сказкам, изучить их, сочинить свою сказку, инсценировать сказку в игровой театральной постановке.

Практическая значимость работы заключается в том, что материал проекта может найти применение на внеклассных мероприятиях.

А воспитание уважительного отношения к истории национальной культуре;

необходимо каждому человеку, особенно ребенку.