План-конспект внеклассного мероприятия по декоративно – прикладному творчеству на тему «Лепка из глины шкатулка - Курочка. Внеклассное мероприятие по декоративно - прикладному творчеству Сценарий массовых мероприятий по декоративно прикладному искусству

Праздник по декоративно-прикладному искусству в 4 классе

«Город Мастеров».

Цель: 1) познакомить детей с декоративно-прикладным искусством, с видами росписей;

2) воспитывать любовь к русской культуре, интерес к урокам художественного труда;

3) коррекция и развитие познавательных процессов.

Оборудование: празднично украшена сцена; костюмы Петрушек, матрёшек; изделия ДПИ, сделанные детьми на уроках художественного труда; телевизор, DVD, караоке, микрофон; наглядность к играм; краски; у мальчиков шляпы с розочками.

Ход мероприятия.

    петрушка. Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Кто я? А знаете, в какой город вы попали? В город Мастеров. Жители города попросили меня пригласить вас на ярмарку. Я с радостью согласился. Вы принимаете наше приглашение?

    петрушка. Ото всех дверей,

Ото всех ворот,

Выходи скорей,

Торопись народ!

Открываются ворота,

Заходи, кому охота!

А кому неохота,

Тоже заходи!

(Выходят мальчики).

1 мальчик. Стоит Фома

Посреди двора,

Супротив терема высокого,

Супротив крыльца широкого.

2 мальчик. Дома ли Неля, дома ли Люда,

Дома ль душенька Алёнушка?

Девочки (хором): Мы туточки!

1 девочка. Собрались мы позабавиться

Да потешиться!

2девочка . Попеть, потанцевать,

Да с народными промыслами познакомиться.

3 девочка. О замечательных умельцах

Сегодня мы поговорим.

Тут игрушки и матрёшки,

Чашки, ложки – всё для вас!

Ну, так в путь же! В добрый час!

(Исполняется русская народная песня 2Коробейники»).

Ведущий: Здравствуйте, детишки!

Девчонки и мальчишки!

Гостям рады, что пришли,

Для нас времечко нашли,

Будут здесь у нас забавы,

Представление на славу,

Мы потешить вас спешим,

Может быть, и рассмешим.

И вернёмся как во сне,

К нашей русской старине.

Это присказка читается,

Сказка только начинается.

(Выступающие все садятся на лавочки на сцене).

Ведущий: «В некотором царстве, в некотором государстве, в городе Мастеров, вы сегодня увидите ярмарку-красу русскую, на которой познакомитесь с промыслами народными и будете учиться у мастеров 4 класса».

- А какая же ярмарка без карусели?

Карусель, карусель,

Ты крутись побыстрей!

Покажи нам ярмарку –

Звонкую да яркую,

С песнями да плясками,

Лубочными сказками.

Посмотрите, чего здесь только нет! А ведь все эти предметы – изделия ДПИ. Кто знает, что такое ДПИ?

- Декоративно-прикладное искусство окружает нас в повседневной жизни, делает её красивее. Человек с давних времён украшает то, с чем он сталкивается в быту, в труде, во время отдыха. Многие вещи, которыми мы пользуемся, были бы так же удобны и без их украшения, но красота придаёт радость жизни, а без этого человек не может существовать.

Образцы ДПИ можно видеть повсюду: это и посуда, и одежда или её отдельные элементы, и украшения, и ковры, и мебель и мн. др. предметы.

Сделать вещь красивой непросто.

Все изделия украшали народные умельцы (мастера) из различных промыслов. И вот сегодня ребята познакомят вас с некоторыми из них.

Посмотрите на выставку. Каких изделий здесь только нет. А ведь их сделали ребята своими руками.

Как вы думаете, из какого материала выполнены эти изделия?

А как называется этот способ? (Папье-маше).

Что такое паье-маше?

- Папье–маше – в переводе с французского означает «жёваная бумага» и представляет собой способ склеивания маленькими кусочками 5 – 7 слоёв бумаги по определённой форме.

Неля расскажет подробнее на примере тарелочки, как работать в технике папье-маше.

Из папье-маше можно изготовить не только посуду, но и глобус, муляжи, ёлочные игрушки, новогодние маски, шкатулки. После того, как изделие из папье-маше готово, его расписывают. Вот здесь существует очень много промыслов по росписи изделий.

    ГЖЕЛЬ.

Как вы думаете, какой росписью расписаны эти тарелочки? (Гжель).

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками.

Синими цветочками,

Нежными виточками.

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из-под белого снежочка

Растут синие цветочки.

Синее небо, словно в апреле,

Вы увидите на нашей Гжели.

Такая роспись называется ГЖЕЛЬ. А названа она по имени небольшой подмосковной деревни Гжель. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И стали расписывать гжелью фарфоровые изделия. Используется в росписи всего 2 цвета: белый и синий.

Как вы понимаете выражение «Синие узоры на белоснежном поле»?

От дедов к внукам передавали свои секреты гжельские гончары. Вся посуда расписывалась и лепилась вручную. И существует такая роспись уже несколько столетий. Но интерес к этому художественному промыслу не угас и сейчас.

    ХОХЛОМА.

А теперь посмотрите на эти изделия. Что это? (Ложки).

Кто выйдет и найдёт мне изделия, похожие на ложки по росписи?

Что у них общего?

Кто знает, как называется такая роспись?

Такая роспись называется ХОХЛОМСКАЯ. Хохломой расписывают деревянную посуду. Вот это настоящие деревянные ложки и чаши, расписанные хохломскими мастерами. А вот эти изделия расписали хохломской росписью наши ребята.

А что изображают художники в хохломской росписи? (Ягоды, листочки, цветочки, былинки, травинки, сказочных жар-птиц, чудесных рыб).

Хохлома! Хохлома!

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая,

Узоры золотистые!

Хохлому ещё называют «золотой». Почему?

Старинное придание рассказывает:

«Жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришёл, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их расписывал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушёл он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую посуду». В каждой избе сверкали «золотом» чашки да ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название – «золотая хохлома».

А сделать настоящую хохлому совсем не просто. Сейчас ребята вам об этом расскажут.

(Дети, сидя на лавочках, рассказывают по цепочке).

«Сначала мастер вырезает из дерева заготовку – будущую чашу. Затем сушит её и покрывает тонким

слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом её пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник рисует орнамент. Чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо – деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком.

Петрушка. Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

(Девочки и мальчики исполняют частушки).

Девочки: 1) Начинаю я припевку

Первую, начальную,

Я хочу развеселить

Публику печальную

2) Чтобы печка разгорелась

Надо жару поддавать.

Чтобы песня лучше пелась,

Надо пляской помогать.

3) Не смотрите на меня –

Глазки поломаете.

Я не с вашего села,

Вы меня не знаете.

Мальчики: 1)На окошке два цветочка,

Голубой да аленький.

Я парнишка боевой –

Хоть и ростом маленький.

2) Я плясал на 3 ноги,

Потерял я сапоги.

Оглянулся назад –

Сапоги мои лежат.

    Ёлки – долги, ёлки – долги,

Ёлки да осиночки.

На поляне девки пляшут,

Скрипают ботиночки.

Девочки (вместе): За частушки, друг мой милый,

Три рубля тебе я дам.

По глазам по вашим видно,

Что понравились мы вам.

3. ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ.

Мы продолжаем знакомство с народными промыслами.

Как вы думаете, что это? (Доски).

Для чего они нужны?

А что на них нарисовано?

Как называется эта роспись?

ГОРОДЕЦКИЙ народный художественный промысел сложился в середине 19 века в старинном волжском городе Городце. Отсюда и название – Городецкая роспись. Городецким узором расписывают не только дощечки, но и прялки, игрушки-качалки, ставни домов и даже ворота. Изделия украшают декоративными цветами – розанами и купавками.

(Исполняется песня-сценка «Как хотела меня мать»).

4. МАТРЁШКИ.

Отгадайте загадку: Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрёшки).

Петрушка. Дуйте в дудки,

Бейте в ложки!

В гости к нам пришли

Матрёшки!

(Исполняется танец матрёшек).

Ребята, матрёшки хотят с вами поиграть. Для этого вам надо встать. Все движения, которые вам

покажут матрёшки, вы должны повторять.

Мы весёлые матрёшки (Наклоны в стороны).

Ладушки, ладушки. (Хлопают).

На ногах у нас сапожки (Выставление ног на носок).

Ладушки, ладушки. (Хлопают).

В сарафанах наших пёстрых (Повороты в стороны)

Ладушки, ладушки. (Хлопают).

Мы похожи, словно сёстры (Приседают).

Ладушки, ладушки. (Хлопают).

МАТРЁШКА - это известная во всём мире кукла. Но она необычная. Как вы думаете, почему?

Правильно, в ней прячется целое семейство.

Из чего сделаны матрёшки?

Матрёшки появились в России в конце 19 века в имении Абрамцево, что неподалёку от Сергиева Посада в Московской области. В 1900 году она была отмечена золотой медалью на международной выставке в париже. Расписывают матрёшек мастера из г. Семёнова, Загорска и с. Полхов-Майдана.

Отсюда и названия – загорская, семёновская и полхов-майданская матрёшки. А вот в чём их различие, расскажут вам ваши учителя на уроках рисования.

Игра «Дорисуй матрёшку».

(Даны половинки матрёшек, желающие ребята из зала выходят и дорисовывают вторую её половину).

5. ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА.

Загадка: Зонтик грибком,

Руки крендельком,

Ходит девица-красавица

Пешком. (Дымковская барыня).

(2 ученика читают стихотворение).

Ели спят у большака

В инее седом,

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок;

Вьётся голубой дымок,

Дым идёт из труб столбом.

Точно в дымке всё кругом,

Голубые дали,

И село большое «Дымково» назвали».

Там любили песни, пляски.

В селе рождались чудо-сказки,

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

ДЫМКОВСКИЕ ИГРУШКИ - это фигурки людей, птиц, зверей – игрушки, сделанные из глины добрыми руками мастеров из бывшей Дымковской слободы, что неподалёку от города Вятки. Ребята сделали игрушки и расписали их дымковскими узорами.

(Неля берёт игрушку индюка, идёт в зал и читает стихотворение).

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно солнечный цветок…

Индюк сказочно красив,

Он напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг.

Птица важная – индюк.

Нравятся вам игрушки?

Мастера, расписывая игрушки кругами, полосками, крестиками, словно сказку сказывали о том, как солнце согревает своими лучами землю и даёт ей жизнь. Наносится узор на игрушку по белому фону.

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные:

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

(Исполняется песня «Барыня»).

6. ЖОСТОВСКИЕ ПОДНОСЫ.

О чём мы ещё не поговорили? (О подносах).

Для чего они нужны?

Это ЖОСТОВСКИЕ ПОДНОСЫ. Такие подносы делают мастера из подмосковного села Жостово.

Какой материал нужен для изготовления подносов? (Железо).

Что изображают художники на подносах?

(Ученик читает стихотворение).

На жостовском подносе

В зеркальной глади лака

Ржаная медь колосьев,

Степной румянец мака.

Багрянец поздних листьев,

Лесной подснежник первый…

А жостовские кисти

Нежнее лёгкой вербы.

Вот и вы сейчас создадите свой жостовский поднос.

Игра «Составь узор на подносе».

(Играют дети из зала. Даны круги чёрной бумаги и разноцветные цветы, которые нужно прикрепить

на кругах, т.е. составить композицию).

Понравились подносы вам, ребята?

Вот видите, оказывается, вы тоже можете сделать такие же изделия.

Игра «Расставь таблички».

Вы познакомились с разными видами росписи. Назовите их.

Вот беда. На нашей выставке перепутались таблички. Я не знаю возле какого изделия их поставить.

Кто мне поможет? (Один ребёнок выходит из зала и расставляет таблички возле поделок).

1 петрушка. Красна песня ладом,

А сказка складом.

2 петрушка. Сказке конец,

А кто слушал молодец!

1 петрушка. И надо бы каждому молодцу

Да по огурцу,

2 петрушка. Да пока вы сказку слушали,

Огурцы на огороде

Зайцы скушали,

Вот вам и не досталось.

(В заключении исполняется песня «Будьте здоровы!»)

«МАГИЧЕСКАЯ ПРИТЯГАТЕЛЬНОСТЬ СОЛОМКИ, ТРАДИЦИИ РИТУАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ С СОЛОМОЙ. ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ ».

Цели:

Ознакомить и формировать у детей представления истории возникновения промысла и применения соломы в быту;

Развивать познавательный интерес, память, внимание, чувство товарищества, смекалку ;

Воспитать самостоятельность, умение работать в парах, группой, бережное отношение к выполненным работам.

Задача:

обогатить кругозор детей знаниями об истоках русской культуры, обрядах, играх, дать понятия обучающимся о магической притягательности соломы.

Методы:

словесные, наглядные, практические.

Форма мероприятия:

Нетрадиционная, игра- викторина

Возраст детей: 7-12 лет.

Место проведения: учебныйкабинет декоративно-прикладного творчества.

Оборудование мероприятия: столы, стулья, компьютерная техника, видеопроектор, выставка работ из соломки, солома разных видов, наглядные пособия.

Ожидаемые результаты мероприятия: проникновение детей магическими свойствами соломы, усвоения новых знаний обучающихся и стремление к творчеству.

План занятия:

1.Организационный момент.

2. Сообщение новых знаний по теме в форме презентации, рассказа.

3. Конкурсная программа. Игра - викторина. Гадания.

4.Подведение итогов мероприятия.

1. Организационный момент.

Психологический настрой обучающихся на восприятие нового материала, готовность детей к занятию.

Педагог предлагает обратить внимание на выставку работ в кабинете.

Знакомит обучающихся с целями и задачами мероприятия.

Ход мероприятия.

2. Сообщение новых знаний.

Рассказ иллюстрировано-повествовательный .

В плетении из соломки есть какая-то магическая притягательность. Это солнечный, теплый материал будто имеет колдовскую силу и тот, кто однажды попробовал сплетать соломинки, становится страстным поклонником этого художественного ремесла.

Плетение из соломки - древнейшее среди ремёсел. Как только люди научились выращивать злаковые растения - пшеницу, ячмень, рожь у крестьян появился источник сырья - солома, которая нашла многообразное применение в жизни земледельцев.

Солома шла на корм и подстилку скоту, в неурожайные годы мелко нарубленную солому подмешивали в хлеб. Из соломы шили лапти, набивали матрацы, из неё люди научились изготавливать корзины, половики, различные ёмкости для хранения зерна и муки, а также шляпы и многое другое. Солома обувала и согревала крестьянина, служила ему постелью.

(Ребята, какие вы знаете поговорки и пословицы о соломе?)

Но солома представляла для крестьянина не только материальную ценность. Все земледельческие народы наделяли стебли злаковых растений особой духовной сущностью - верили, что в них заключён дух божества хлеба, хлебного поля, сила его плодородия.

Считалось что колосья и солома, сжатые при соблюдении особых ритуалов, способны оказывать магическое влияние на жизнь земледельцев.

Вот созрел урожай, и крестьяне приступали к жатве. Из первых сжатых колосьев плели венки и украшали ими головы девушек-жниц.

Хлеб жали вручную с помощью серпа или скашивали косой, связывали в снопы или кули и составляли в скирды для просушивания.

Повсеместно существовал обычай украшать первый «зажиночный» сноп, который хранили дома до нового урожая и так же приносили в церковь.

У каждого народа жатвенные венки имели свои особенности и названия. Народы Востока плели венки под названием «арабская клетка». В Европе земледельцы называли свои жатвенные украшения «жито», «амулет».

Эти украшения подвешивались в доме на стене под потолком, где и висели до следующей жатвы, пока не заменялись новыми.

Крестьяне верили, что в последнем снопе присутствует дух хлеба, который может олицетворяться в образе человека или животного, поэтому делали соломенные чучела из последних колосков.

(Ребята, назовите пожалуйста, какие вы знаете пословицы и поговорки о хлебе)

Обычай оставлять на поле в залог будущего урожая несжатыми последние колоски у многих европейских народов имеет также свое декоративное выражение. Зачастую колоски сложно сплетались между собой, украшали их лентами и цветами. Этот пучок колосьев называли «бородой» или «Божьей бородой»

Когда-то этим действиям придавали магический смысл, а со временем это превратилось в символическую традицию.

Магические атрибуты становились все искуснее, воплощаясь в сложных приёмах плетения.

В древние времена наши предки, стремясь умилостивить богов, от которых по их представлениям зависел урожай, приносили на полях человеческие жертвы. Но общество развивалось, и человеческие жертвоприношения заменились символами. Материалом для их изготовления стала служить солома.

Пучки и жгуты соломы связывали, сплетали и придавали им очертания человеческой фигуры. Эти фигуры были мастерски свиты, сплетены и украшены.

Ещё один народный обычай - ряженье в солому. У Восточных славян это событие приходилось на период зимне-весенних праздников - Рождество, Масленицу, Пасху. У других европейских народов это было непременным элементом народных карнавалов.

Поляки и словаки покрывали ряженых соломой с ног до головы, оборачивали их снопами, обкручивали соломенными косами, называли их «соломенный дед». Обязательной деталью костюма ряженых была конусообразная шапка из соломы.

Древние верования в народной культуре тесно связаны с христианскими обычаями. На Рождество у европейских народов было принято делать «Паука» из соломенных трубочек, нарезанных из лучших стеблей соломы. «Паука» из соломы на Рождество делают в честь рождения Христа, который был рожден в хлеву и положен в ясли на солому. В Белоруссии в честь этого события делают «паука» в виде звезды, которая символизирует Вифлеемскую звезду, которая взошла на небе в честь рождения Христа.

Ажур соломенной конструкции напоминает настоящую паутину, сотканную пауком. У многих народов паук является героем космогонических мифов, повествующих о создании мира, а паутина представляется образом космической ткани или путеводной спасательной нити, соединяющей небо и землю. Наиболее распространены «пауки» пирамидальной формы. Ученые пришли к выводу, что пирамида- это идеальный, энергетически завершённый объект, который транслирует человеку космическую энергию и конденсирует его энергетическое поле. Соломенный «паук» подвешивался под потолком над столом напротив икон, он постоянно «парит» в воздухе и изгоняет все плохое из дома. Многие говорят, что под сенью соломенной пирамиды появляется чувство физического облегчения и спокойствия.

Соломенный «паук» является только частью рождественских обрядов, связанных с соломой. Праздник Рождества празднуется в период зимнего солнцеворота. По древним языческим представлениям, именно в этот период солнце поворачивает с зимы на лето, начинается пробуждение природы. В этот период все мысли крестьян обращены к будущему урожаю. Поэтому солома и необмолоченный сноп, были непременной принадлежностью крестьянского Рождества.

3. Конкурсная программа. Игра-викторина. Гадание.

На соломе гадали, подбрасывая её к потолку - чем больше соломин зацепится за балки потолка, тем богаче будет урожай. Солому расстилали по полу, клали её под скатерть, опоясывали стол соломенным перевяслом, подвешивали сноп под потолком над столом. Все эти действия призваны были способствовать обеспечению будущего урожая, следовательно, и благополучию крестьянской семьи в новом году.

Гадание:

На лавку положить солому, написать разные пожелания и закопать их в солому.

Каждый участник гадания ищет в соломе записку и читает пожелание.

Соломенные куклы также были наделены магической силой. У многих славянских народов молодым дарили их в день свадьбы. Делали две соломенные фигурки - женскую и мужскую и ставили у ворот, загораживая дорогу жениху, который приходил в дом невесты. Солома, из которой сделаны были куклы, воплощала собой плодородие земли, следовательно, соломенные куклы должны были способствовать рождению детей в семье.

А деревенское чучело «Масленица»- воплощение уходящей зимы. Во время масленичных гуляний такие куклы брали с собой на игрища в хаты, носили по домам, когда собирали блины. Куклы были женского и мужского облика, их наряжали в платки, фартуки, головные уборы из соломы. С началом Великого поста масленичные куклы сжигали или разбирали на солому и отдавали на корм скоту. Но зачастую эти куклы становились детскими игрушками.

Этим народным творениям был отпущен недолгий век: рождались с началом обряда или праздника, они умирали с его завершением. Соломенные изображения Масленицы, Ивана Купалы, Ярилы - горели в огне ритуальных костров, тонули в воде. Их «смерть» символизировала будущее воскрешение в зерне нового урожая.

Игры с соломкой:

Ребята, давайте немножко поиграем. Выберем жюри. Желающие поиграть выходите ко мне.

Для игры нужно 2 команды по 3 участника.

1. Бирюльки - коротенькие соломенные трубочки. Тоненькой соломинкой - крючком из кучки бирюлек каждый играющий поддевает соломинку и перекладывает в коробочку. Побеждает та команда, игроки которой быстрее справятся с заданием.

Для игры нужно 2 команды по 6 участников и водящий - мышка.

2. «Колосок» соберём зёрна.

Дети встают парами друг за другом - это колосок. По сигналу - «зерно» - все разбегаются - зёрна рассыпались. По сигналу «Колосок» - дети ищут свою пару и пытаются построиться, водящий - мышка, ловит зёрна.

Побеждает команда, у которой останется больше зёрен.

Куклы - игрушки из соломы для детей делали и специально, как обереги. Такие куклы не имели лица, считались предметом неодушевлённым, недоступных для вселения в него злых сил, а значит безвредным для ребенка.

Куклы из соломы, также, исполняли роль забавной потешки.

Изображение из соломы животных и птиц также связано с народными обрядами и обычаями. Фигурки, изображающие петуха, голубя, козу, принято было ставить на рождественский стол, птичек подвешивали к соломенному «пауку», где они словно парили в полете. С соломенными жаворонками, в первые тёплые дни - «гукали» весну.

Существуют также иконы, которым молились о будущем урожае, приносили к ним первые «Зажиночные» снопы, а также приносили иконы на поля с мольбами об урожае.

На протяжении веков соломенные куклы, фигурки зверей и птиц, соломенные шляпы, корзины, ёмкости для хранения зерна были связаны только с крестьянской культурой. Но искусство плетения из соломки бережно передавалось из поколения в поколение и дошло до наших дней.

Конечно, ушли древние поверья в магическую силу соломы, но магическая сила творчества из соломки осталась.

Появились современные изделия из соломки, которые украшают интерьер дома, создают в нём уют и тепло.

На занятиях кружков «Золотая соломка», обучающиеся изготавливают картины - плоские и объёмные. Плетут: корзинки, конфетницы, шкатулки, вазы, бусы. Различные подвески, игрушки на ёлку и, конечно же, самое современное достижение - объёмные цветы.

А где вы берёте соломку? Этот вопрос мне часто дети. Вы, наверное, покупаете её в магазине? Нет! Мы заготавливаем соломку на хлебных полях. Хлебное поле- это безграничное «золотое море». Когда стоишь на краю поля и смотришь вдаль - так хорошо и спокойно на сердце, чувствуешь такой прилив сил и творческой энергии.

Ребята, когда летом вы будете проезжать с родителями мимо хлебного поля - попросите остановиться у обочины и полюбуйтесь на эту неповторимую красоту!

4. Подведение итогов мероприятия.

Сейчас мы узнаем итоги конкурсов.

Предоставляем слово жюри. (награждение сладкими призами)

Рефлексия:

Ребята, а теперь я хочу услышать от вас:

(Дети отвечают на вопросы педагога.)

Что нового вы узнали сегодня на занятии?

Какие работы вам понравились больше всех?

Что вам понравилось на занятии?

Что не понравилось на занятии?

Кому из вас хотелось бы научиться работать с соломкой?

Какие у вас есть вопросы ко мне?

В заключение занятия мне хотелось бы добавить, когда я готовила это мероприятие, мне пришлось просмотреть и прочитать много материала.

Я, как будто, оказалась в тех далеких временах и почувствовала чистоту душ наших предков. Которые жили в пруде и заботе о хлебе насущном, растили детей, женили их, и всегда думали о будущем продолжении своего рода. О будущем урожае хлеба. Верили в магическую силу соломки и, конечно, если очень веришь - то всё сбывается.

Большое спасибо всем за внимание и участие в нашем мероприятии.

Список использованной литературы.

1. О. Лобачевская «Плетение из соломки», Москва 2000г. Культура и традиции.

2. О. Лобачевская, Н. Кузнецова «Возьми простую соломку», Минск 1988г. Полымя.

Фестиваль детского декоративно прикладного творчества

(Сценарий)

Разработали учителя:

(изобразительное искусство)

(технологии)

Пояснительная записка

В основе содержания ярмарки лежат народные художественные промыслы и ремёсла. Данное мероприятие знакомит учащихся с народным декоративно - прикладным искусством, с его истоками методом интеграции изобразительного искусства и технологии. Познавая произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважение и бережное отношение к человеку.

Цели :

o Пропаганда народных промыслов и ремёсел, пробуждение интереса и приобщение учащихся к народной культуре, к декоративно-прикладному творчеству, пониманию его истоков;

o Воспитание уважения к истории народов, населяющих нашу страну, воспитание национального самосознания;

o Формирование художественного вкуса, эстетического чувства;

o Развитие самостоятельной художественной деятельности, фантазии, творчества;

o Закрепление навыков по отделке изделий

Демонстрационный материал:

Выставка творческих работ детей, выполненных на уроках изобразительного искусства и технологии, кружковых и факультативных занятиях: рисунки, вышивки, глиняные игрушки, расписные доски, и т. д.;

компьютерная презентация, выполненная учителями, ведущими уроки;

Изделия народного декоративно-прикладного творчества;

Литературный ряд:

Народные придания, стихи, высказывания русских писателей, поэтов, художников, исторические справки.

Музыкальный ряд:

Музыка Чайковского («Вальс цветов»), народные песни, народная музыка, старинные русские песни, частушки.

Оборудование:

Демонстрационный экран, проектор, стенды, кубы, столы, магнитофон. Заготовки из дерева, картона, глины, заранее сделанные на уроках; кисти, гуашь, палитра, баночки с водой, тряпочки.

Учитель ИЗО:

Народный численник- месяцеслов называет декабрь так: студень, стужайло, лютовей. Замыкая год, он починает зиму - по стылой земле «стелет белые холсты», «глаз снегами тешит», «замостит-загвоздит» реки…

Всё в жизни народа связано с природой. Всё примечали народные умельцы, и свою любовь, и поклонение природе выражали в творчестве, в изделиях прикладного искусства.

Подводят люди к декабрю итоги всего года: как прожили, как поработали, сколько добра миру сделали.

Весь декабрь ждали светлого Рождества Христова - к нему готовились.

Звучит фонограмма песни «Ах Самара – городок», матрешки поют частушки:

1 матрёшка:

Мы матрёшки, мы подружки,

Утром рано мы встаём,

Мы втроём поём частушки,

И танцуем мы втроём.

2 матрёшка:

Мы матрёшки, мы сестрички,

Мы толстушки-невелички,

Как пойдём плясать и петь-

Вам за нами не успеть.

3 матрёшка :

И кроваток нам не нужно,

Потому, что в час ночной

Спим мы вместе,

Спим мы дружно,

Спим мы все

Одна в другой.

Танцуя, девочки подходят к стенду с расписными на уроках матрёшками, демонстрируя их зрителям.

«Золотая хохлома»

Звучит фонограмма песни «Калинка-малинка». На сцену выходит мальчик, в костюме скомороха:

Солнце яркое встаёт,

Спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке товары:

Бочата, ложки, самовары,

Поставцы, розетки, чаши.

Покупайте хохлому нашу!

На мой товар полюбуйтесь,

Только не торгуйтесь!

Ложки золочёные,

Узоры кручёные.

Налетайте, налетайте,

Покупайте, покупайте!

Нет изделий краше

Хохломы нашей!

Следом за ним выходит с рассказом мальчик, в костюме коробейника:

Издавна мастерили да расписывали посуду в лесных заволжских деревеньках Сёмино, Хрящи, Разводино, Новопокровское…

Скоморох:

А откуда же пришло название посуды – Хохлома?

Коробейник:

Да вот как это случилось.… Катят гружёные подводы вдоль узкой речки Узолы. Стук-бряк!- погромыхивает деревянный товар. Везут его в большое село Хохлому, на ярмарку. Оттуда разлетятся жар-птицами миски да ложки по свету.

Кому посуда для каши-окрошки?

Чудо блюдо, да чашки-ложки!

Скоморох:

Откуда посуда?

Коробейник:

К вам приехала сама, золотая хохлома!

Учитель ИЗО:

Так и повелось - хохлома да хохлома. Вот и зовут по сей день расписную утварь хохломской. Первые изделия появились во второй половине 17 века. Как же оно началось, это удивительное хохломское художество?

Звучит «сказочная» музыка, на сцену выводит девочка в кокошнике и сарафане, украшенных под хохлому, «русская красавица»:

Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил пшённую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он её угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чаша стала золотой.

Коробейник:

Это, конечно легенда, сказка.…А начало золотой росписи ведут от деревенских мастеров - живописцев. Они писали на деревянных досках, покрывали их льняным маслом, прогревали в печи, и масляная плёнка превращалась в золотистый лак. Потом уж и посуду стали по такому способу золотить.

Учитель ИЗО:

Сначала посуду вытачивали из липы. Затем, жидкой глиной обмазывали, чтобы дерево краску не впитывало, не гасило её. Просушили, обмакнули в варёное льняное масло и прогрели в печи. Потом, натёрли миску алюминиевым порошком, от этого посуда сверкать золотом начинала.

А теперь можно и расписывать…

Русская красавица:

Побежала тонкая кисть художника по её стенкам и донышку, потянулись узором красные и чёрные завитки. Вьётся, кружится травка-былинка, а из неё выглядывают ягодки или цветы. А то и птицы с пышными хвостами.

Учитель ИЗО:

Мастерам особенно полюбились два типа росписи – «верховая» (красный и чёрный орнамент по золотому фону) и «подфон» (золотой силуэт орнамента по цветному, чёрному или красному фону).

Коробейник:

Какое странное и весёлое слово Хохлома. В нём и смех слышится, и восхищённое ох! И восторженное ах!

Скоморох:

Золотая хохлома!

И богата, и красива,

Русская красавица:

Гостю рада от души.

Кубки, чашки и ковши…

Скоморох:

И чего здесь только нету:

Русская красавица:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета.

И ромашки луговин.

Дети подходят к стенду с хохломскими изделиями, демонстрируют зрителям, проходят в зал под весёлую народную музыку.

В это время подводятся итоги росписи игрушек, дети рассказывают о своих замыслах, демонстрируют игрушки; зрители делятся впечатлениями – понравились ли им расписанные детьми игрушки и почему.

«Гжель»

Звучит «Вальс цветов», выходит на сцену девочка в платье с гжельскими мотивами-1 ведущая:

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Изделия рук золотых.

Синяя сказка - глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и творенье-

Русская звонкая гжель.

2 ведущая:

В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоял городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умные, красивые и умелые мастера. Нашли они в родной стороне глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё посуду разную, да такую, какую свет не видывал.

Увидели они в природе редкой красоты сочетание белого и синего и загорелись мыслью перенести сверкающие переливы синевы на белую гладь вазы, на стройный кувшин или простую кружку. Рисовали разные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень нарядная получилась посуда. Полюбилась она людям, и стали называть её «нежно-голубое» чудо.

1 ведущая:

История гжельского фарфора уходит в 17 век, когда был построен один из первых керамических заводов. И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нём внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду. На весь мир прославили они свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

Сегодня «Объединение Гжель» выпускает различные изделия. Это и скульптурные композиции, наборы посуды, предметы, украшающие быт. По-прежнему роспись выполняется только вручную. Поэтому, созданное произведение уникально и хранит почерк мастера.

Девочки – ведущие садятся около «своих» стендов с гжелью.

Звучит музыка Георгия Свиридова «Метель», «Вальс», выходят учителя ИЗО и технологии.

«Заключительное слово»

Учитель технологии:

Будь внимателен ко всему, что окружает тебя!

Учитель ИЗО:

Умей разглядеть в поле былинку, в лесу веточку, скачущую белку, блеск серебристой воды и последний луч уходящего солнца.

Учитель технологии:

А главное – не прогляди доброго человека. И если из всего, что ты увидишь, у тебя сложится образ чудесного ларца, сказочной вазы или забавного глиняного зверька, постарайся запомнить этот образ.

Учитель ИЗО:

Ты ещё не раз встретишься с ним в народном искусстве, как со старым другом. Любите мир вокруг вас, и радостью заполнится сердце.

Звучит весёлая ярмарочная песня «Наигрыш», выходят все участники ярмарки,

Берутся за руки вместе с учителями и кланяются зрителям.

Наша ярмарка закрывается, до новых встреч.