Пословицы полное значение. Значение и влияние интересных пословиц. И гладок, да гадок

Первый блин комом
Первоначально поговорка звучала так - «Первый блин комАм (медведям), блин второй – знакомым, третий блин – дальней родне, а четвертый – мне».

Почему медведям первый блин? У славян существовал обычай отдавать первые блины комам (по-древнеславянски комы - медведи). Ведь древние славяне почитали праздник Комоедица, посвященный пробуждению медведей, которых они считали прародителями людей. Первые блины, которые выпекала хозяйка, приносили к берлоге медведей, которые просыпались от зимней спячки.
Все трын-трава
Таинственная «трын-трава» - это вовсе не какое-нибудь растительное снадобье, которое пьют, чтобы не волноваться. Сначала она называлась «тын-трава», а тын - это забор. Получалась «трава подзаборная», то есть никому не нужный, всем безразличный сорняк.
Всыпать по первое число
Не поверите, но в старой школе учеников пороли каждую неделю, независимо от того, кто прав, кто виноват. И если «наставник» переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца.
Гол как сокол
Страшно бедный, нищий. Обычно думают, что речь идет о птице соколе. Но она здесь ни при чем. На самом деле «сокол» - старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая («голая») чугунная болванка, закрепленная на цепях. Ничего лишнего!
Сирота казанская
Так говорят о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить. Но почему сирота именно «казанская»? Оказывается, фразеологизм этот возник после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на свое сиротство и горькую участь.
Непутевый человек
В старину на Руси «путем» называли не только дорогу, но еще и разные должности при дворе князя. Путь сокольничий - ведающий княжеской охотой, путь ловчий - псовой охотой, путь конюший - экипажами и лошадьми. Бояре всеми правдами и неправдами старались заполучить у князя путь - должность. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались: непутевый человек.
Шиворот-навыворот
Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы.
Водить за нос
Обманывать, обещая и не выполняя обещанного. Это выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.
Козел отпущения
Так называют человека, на которого сваливают чужую вину. История этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем - самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и обряда уже не существует, а выражение все живет.
Точить лясы
Лясы (балясы) - это точеные фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала «точить балясы» означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Но умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню.
Тертый калач
В старину действительно был такой сорт хлеба - «тертый калач». Тесто для него очень долго мяли, месили, «терли», отчего калач получался необыкновенно пышным. И еще была пословица - «не терт, не мят, не будет калач». То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от этой пословицы.
Зарубить на носу
Если вдуматься, то смысл этого выражения кажется жестоким - согласитесь, не слишком приятно представить себе топор рядом с собственным носом. На самом же деле все не так печально. В этом выражении слово «нос» не имеет ничего общего с органом обоняния. «Носом» называлась памятная дощечка, или бирка для записей. В далеком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память.
Ни пуха, ни пера
Возникло это выражение в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно сглазить. Перо в языке охотников означает птица, пух - звери. В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие, «перевод» которого выглядит примерно так: «Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма!» На что добытчик, чтобы тоже не сглазить, отвечал: «К черту!». И оба были уверены, что злые духи, незримо присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и отстанут, не будут строить козней во время охоты.
Бить баклуши
Что такое «баклуши», кто и когда их «бьет»? С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку - баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить». Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими - «баклушечниками», и пошла наша поговорка.

Содержание:

Русские пословицы и поговорки - меткие выражения, так называемые «крылатые фразы», придуманные и используемые русским . А также это заимствованные фразы из письменных источников и литературных произведений, кратко и емко выражающие мудрые и глубокие мысли. Большинство русских пословиц и поговорок состоят из двух и более рифмующихся и соразмерных частей. Пословицы почти всегда имеют прямой и переносный . Часто существует несколько вариантов пословиц со схожей моралью. Это называется моральная инварианта:

Сделал дело – гуляй смело.

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Дело мастера боится.

В чем их отличия?

Поговорка – это образное и меткое выражение, которое отображает какое-либо жизненное явление. Как правило, в них нет смысла, и ограничиваются они различными иносказательными выражениями. В этом и есть их главное отличие поговорок от пословиц.

Докажи, что ты не верблюд.

Не держи фигу в кармане.

Ветер в голове.

Держи нос по ветру.

Пословицы отличаются от поговорок более содержательным смыслом. Дошедшие до наших дней древние пословицы, датируются XII веком.

Пословица – жанр фольклора, который представляет интерес для людей, является самым загадочным, а также и самым непонятным. В них ясно выражен накопленный годами опыт и ум целого народа. По пословицам можно судить о ценностях народа, в них отражаются самые разные стороны жизни людей.

Пословицы возникли при первобытнообщинном строе, они передавались из уст в уста. Их главной особенностью является лаконичность и точность передаваемой . Пословицы обычно состоят из двух частей. В первой – есть описание предмета, а во второй – идет выразительная оценка устного предмета или явления.

Таким образом, пословицы являются не только самым древним жанром устного народного творчества, но и современным, представляющим интерес ученым и народу.

Слева поговорка, справа — пословица

Работа над ними

На звуки А-Я, И-Ы, Е

Два жды жена мила быва ет: как в избу введу т да как вон понесу т.

Вся кому мила своя сторона .

Это на шего поля я года.

Кома р па рню но гу отдави л.

Кому всё не годи тся, тот и сам не годи тся.

Без ума голова - нога м па губа.

Ба ба пьяна - вся чужа .

Два бра та с Арба та, о ба горба ты.

Апте ка не приба вит ве ка.

Ба ба на база р три го да серча ла, а база р того и не примеча л: собира лся да собира лся.

Щи да каша - пища наша.

Бедность не порок, а несчастье.

Овсяная каша сама себя хва лит, а гре чневую люди хва лят.

Добро пожаловать, а сам за шапку.

Не замахивайся палкой, и собака не залает.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Ошибайся, да сознавайся.

Рыбак рыбака видит издалека .

И тихая вода берега подмывает.

Тяп да ляп – не выйдет корабль.

Пословицы на звуки И-Ы

А где щи, там и ищи .

С ним води ться, что в крапиву сади ться.

Где лжи во – там гни ло.

Паши не лениво, поживешь счастливо.

Лихо не лежит тихо.

Антипа не ли па, и, содрав луб, не покрыться.

Было бы жела ние, остальное прило жится.

Не сметя си лы, не поднима й ви лы.

С сильным не дерись, с богатым не судись.

Не гордись званием, а гордись знанием.

Грози т мышь кошке, да из норы.

Ки нулся, да и перекинулся.

Хвалился, хвалился, да под гору свалился.

Был бы хлеб, а зубы сы щутся.

Каков Мартын, таков у него и алтын.

Кому чин, кому блин, а кому и клин.

Погляди шь - картина, а разгляди шь - скотина.

Пришли не званы, уйдем не драны.

С волка ми жить - по-волчьи выть.

Сва тались, сва тались, да все и попря тались.

Мели , Емеля, твоя неделя.

Делу – время, потехе — час.

За право дело стать смело.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Не испо ртив дела, ма стером не будешь.

Молодое сердце ре звости полно .

Умей работать, умей и веселиться.

Сперва проверь, а потом верь.

Худая честь, когда нечего есть.

Ешь пока хлеб свеж.

Кто землю лелеет, того земля жалеет.

Мо лодо – зе лено, погулять ве лено.

Первый в совете, первый в ответе.

Потерял - не сказывай, нашёл - не показывай.

Честь честью, да дело делом.

Не надейся дед на чужой обед.

Пошел прове дать да остался обедать.

Уменье всегда найдет примене нье.

Терпенье дает уменье.

Человека узна ешь, когда из семи печек с ним щей похлеба ешь.

Пословицы на звуки О-Ё, З-С, У-Ю, П-Б

Много по ту, да мало про ку.

Лежебоке и солнце не в по ру всходит.

При солнышке тепло, при матери – добро.

Видит кот молоко, да ры ло ко ротко.

Живое слово дороже мёртвой буквы.

Живёт — не жнёт, а хлеб жуёт.

Кто днём до по ту рабо тает, тот бессонницы в ночи не знает.

Работай до по ту, так и поешь в охоту.

Сильный, сколько сможет, столько и сгло жет.

Каково дерево, таков и плод.

Красно поле пшеном, а речь умом.

Сово к, да не ло вок.

Кто хочет, тот может.

Как живёшь, так и прослывёшь.

Твой намёк мне невдомёк.

Говорит бело , а делает черно .

Без правды не житьё, а вытьё.

Что с возу упа ло, то пропа ло.

Плохо о вцам, где волк воевода.

Это ёж, его руками не возьмёшь.

Сверху ясно, снизу грязно.

Не всё то золото, что блестит.

Лесть без зубов, а с костьми съест.

Когда хозяин вблизи, и кошка справится с собакой.

В ли хости да за висти ни про ку нет, ни ра дости.

Сверху ясно, снизу грязно.

Овсяная каша хвали лась, будто с коровьим маслом роди лась.

Скажешь с ногото к, а перескажут с локото к.

За твоим языком не поспеешь и босиком.

Зна ла бы соседка, узнает и насе дка.

Сам не дерусь, а семерых не боюсь.

Сказа л — что узло м завяза л.

Сам поёт, сам слушает, сам и хвалит.

Колотись, бейся, а всё надейся.

Не в свои сани не садись.

Солнце сия ет, а месяц только све тит.

У вся кого своя сноро вка.

Сила по силе — оси лишь, а силу не под силу — ося дешь.

Добру-то всё жить да расти , а зло, чтоб с пути смести.

Молодость — не грех, а старость — не смех.

На звуки У-Ю

Чужим умом умён не будешь.

Тру тням праздник и по бу дням.

Наука – не мука.

И в ус не дует, и ухом не ведёт.

Для друга – все не ту го.

Друг до поры – тот же не друг.

Глупый осу дит, а умный рассу дит.

От умного научишься, от глупого разучишься.

Белые ручки чужие труды любят.

Спать не сплю, дремать не дремлю , а всё ду маю думу .

Сам себя гу бит, кто людей не любит.

Чует сердце и друга и не друга.

Был бы друг, будет и досу г.

Дружба от недружбы близко живут.

Старый друг лучше новых двух.

Люди думают, до чего-нибудь додумываются, а мы думаем, из раздумья не выходим.

С умом жить — те шиться, без ума жить — мучиться.

Один горюет, а арте ль воюет.

Назвался гру здем – полезай в кузов.

У плохого друга услуга упруга.

Белоручка – не работник.

Побалу ешься – избалу ешься.

Беда придёт – с ног собьет.

Был бы бык, а мясо будет.

Берегись бед, пока их нет.

Беда не беде, бедой погоняет.

Бездеятельность – сестра болезни.

По платью встречают, по уму провожают.

Сробел – пропал.

Бестолков, да па мятлив.

Спеши, не спеши, а поторапливайся.

Жизнь прожи ть – не поле перейти.

У людей шило бреет, а у нас и бритва не берёт.

Если бы не бы, выросли бы грибы, да все белые бы.

Доброму – добрая память.

Глубже вспашешь – больше хлеба возьмёшь.

Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на деле глуп.

Пан или пропал.

Если бы не плешь, то бы не было и головы.

Будет дождик, будут и грибки, а будут грибки, будет и кузовок.

На Т-Д, В-Ф, К-Г

Не учи безделью, учи рукоделью.

Без дела жить – только небо коптить.

Не изведан — друг, а изведан – два.

Арте лью города берут.

Грамота – второй язык.

Федот, да не тот.

Кто веселит, про того и народ говорит.

Дурак дурака хва лит.

В тихом омуте черти водятся.

Лодырь да бездельник – им праздник и в понедельник.

Где два дурака дерутся, там третий смотрит.

У кого много дел впереди, тот назад не оглядывается.

Ты за дело, а дело за тебя.

Дело мастера боится.

От хорошего дерева – хороший плод.

И на дереве лист на лист не приходится.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

От добра добра не ищут.

За доброе дело жди похвалы смело.

Береги платье сно ву, а честь смолоду.

Пошло дело на лад – сам тому и рад.

Не по сути дела, а по делу суть.

О людях судят не по слова м, а по их дела м.

Звуки В-Ф

Век живи, век учись.

Как не верти, а дело верши.

Всякому овощу свое время.

С больной головы на здоровую.

Один за всех, все за одного.

Коль всем народом вздохнуть – ветер будет.

Соврёшь – не помрёшь, да вперёд не поверят.

Кудри завивай, да про дело не забывай.

Всему своё время.

Время не ждёт.

Не в том дело, что овца во лка съела, а в том дело, как она е ла.

Высоко взлетел, а сел в курятник.

Время красит, безвре менье ста рит.

Вре мени не поворо тишь.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

На войне рать крепка воеводой.

Вчерашней славой на войне не живут.

Весной ведро воды – ложка грязи. Осень ложка воды – ведро грязи.

Видно, Арсенья ждать до воскресенья.

Кто кого лю бит, тот того и голу бит.

Толку век, а толку нет.

Любит кошка молоко, да рыльце коротко .

Кошка привыкает к дому, а собака к человеку.

Красна река берегами.

С горки камушки катились, об колоду колотились.

Не вся кое лы ко в строку .

Кошке игрушки, а мышке слёзки.

Куда иголка, туда и нитка.

Всякая козявка лезет в букашки.

Когда в печи жарко, тогда и варко.

У кого какой вкус: кто любит дыню, кто арбуз.

Дело не сапог – с ноги не скинешь.

Горька работа, да сладок хлеб.

Какова работа, такова и плата.

Ко лос от ко лоса не слыха ть и го лоса.

Грамоте учиться всегда пригодится.

Худо языку кричать, когда руки молчат.

Догулялись кулики : нет ни хлеба, ни муки.

Без грамоты как в потёмках.

Звуки Р-Рь, Л-Ль, М, Н

Правда – свет разума.

У хорошей пряхи тканые рубахи.

Тётка Арина сладко говорила.

Нравом хорош, да но ровом не гож.

Трудолюбию учатся три года, лени – три дня.

Ремесло не коромы сло – плеч не оттянет.

Резвого жеребёнка и волк не берёт.

Речами тих, да сердцем лих.

Радость прями т, кручи на крю чит.

Не годы ста рят, а горе.

Не ищи красоты, ищи доброты.

Обрадовался крохам, да коври гу потерял.

Старый конь борозды не испортит.

Семеро ворот, да все в огород.

Рука руку моет, а плут плута кроет.

Старого воробья на мяки не не проведёшь.

Старый ворон не каркнет даром.

Руки работают, а голова кормит.

Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя – глаза продирает.

Руби дерево по себе.

Лёвке всё ловко.

Лисье племя только льстит да манит.

Моль одежду ест, а печаль человека.

Ласковое слово и ласковый вид и свирепого к рукам прима нит.

Не нужна соловью золотая клетка, лучше зелёная ветка.

Легко хвалиться, легко и свалиться.

Молодость плечами крепче, старость — головой.

Доплясались, что без хлеба остались.

Солнышко на ели, а мы ещё не ели.

Велик телом, да мал делом.

Раз солгал – навек лгуном стал.

Пошла по масло, а в печи погасло.

В глаза ласкает, а загла зью лает.

Рыба ищет где глубже, а человек – где лучше.

У Фили был, у Фили пил, да Филю же и побил.

Ловит волк, да ловят и во лка.

Слово не стрела , а к сердцу льнёт.

Ел не ел, а за столом просидел.

Мал золотник, да дорог.

Хвастливое слово гни ло.

Дерево смотри в плода х, человека в делах.

Пословицы на звук М

Мал мала меньше.

Много хороших, да милого нет.

Много хочется – мало сможется.

Звону много, да толку мало.

Мутит, как водяной под мельницей.

Не верь ма лому, да лука вому.

Сто малодушных не заменят одного мужественного.

Не боится мельник шуму, им ко рмится.

Мыло серо , да моет бело .

Льнёт, как муха к мёду.

Променял шило на мыло.

В милом нет посты лого, а в посты лом нет милого.

Умей сказать, умей и смолчать.

Много дыму, да мало пылу.

Молод годами, да стар делами.

Отдохнем да поглядим, хорошо ли мы сидим.

Мимо гороху да мимо девки так не пройдёшь.

Многая лета, а многих уж и нету.

Много помнится, да не воротится.

Мой дом - моя крепость.

Как не кинь – всё клин.

Снега нет и следа нет.

Не всё коту масленица.

Семь пятниц на неделе.

Сначала густо, а под конец пусто.

Ужин не нужен, был бы обед.

Нашего непоседы ни дома, ни у соседа.

Свинье век на небо не глядеть.

Где хвост – начало, там голова – мочало.

Не гоняется слон за мышью.

Сонный да ленивый – два родные братца.

Не всё ненастье, проглянет и солнышко.

Посади свинью на стол, она и ноги положит на стол.

Раньше начнёшь – раньше окончишь.

Спросонья и пень за волка примешь.

Не свиным рылом лимоны нюхать.

Не силою дерутся, уменьем.

Не радуйся, нашедши, не плачь, потеряв.

Не прав медведь, что корову съел; не права и корова, что в лес зашла.

Не по старцу милостыня.

Поговорки на Ц, Ж-Ш, Ч-Щ

Поклониться – вперед пригодится.

Заботится, как волк об овцах.

Криком изба не рубиться, а шумом дело не спорится..

Не уносится, как курица с яйцом.

Счастье в воздухе не вьётся, а руками берётся.

Скажешь курице, а она всей улице.

За матерью и отцом и свинка идёт молодцом.

Всяк молодец на свой образец.

Дай спра вится, и нам будут кла няться.

Нога спотыкнётся, а голове достанется.

Кто за счастье борется, к тому оно и клонится.

Кто гордится, тот никуда не годится.

Не всё творится, что говорится.

Как аукнется, так и откликнется.

День кольцом, ночь молодцом.

Молодец против овец, а против молодца сам овца.

Льстец – что змея под цветами.

Кланяется, кланяется, придёт домой растянется.

Спотыкается и конь, да поправляется.

Заботится, как волк об о вцах.

Звуки Ж-Ш

Спеши, да людей не смеши.

Шила в мешке не утаишь.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Дружба – дружбой, а служба службой.

Как постелешь, так и поспишь.

Кто дрожит, тот и бежит.

За чем пойдёшь, то и найдёшь.

Раньше начнёшь, раньше поспеешь.

Чьё ку шано, того и слу шано.

Изжи л ну жду, забыл и дру жбу.

Скупому душа дешевле гроша.

Хорошая слава под лавкой лежит, а плохая далеко бежит.

Хороша ка шка, да мала ча шка.

Поспешишь – людей насмешишь.

У страха глаза – что плошки, а не видят ни крошки.

И поедим, и спляшем, только пашню вспашем.

Чужим умом жить – добра не нажить.

Не пригоже есть лёжа.

Жалеть мешка – не видать дружка.

Что пожнешь – то и смолотишь.

Пословицы на Ч-Щ

Плачу, плачу, а горе прячу.

Который час ударит, тот и сосчитаем.

Ждать с ча са на час.

Счастье на коне, бессчастье – под конём.

Щи – хоть голову полощи.

Ры ба ры бой сы та.

Честь честью, а дело делом.

Учёный без дела, как туча без дождя.

Чист, как трубочист.

От чистого сердца чисто зрят очи.

Хоть шуба овечья, да душа человечья.

Где хорошие щи, там другой пищи не ищи.

Из блохи голенище, из спички топорище.

Чья бы корова мычала, а твоя бы молчала.

Хоть на час, а вскачь.

Нос вытащил – хвост увяз, хвост вытащил – нос увяз.

Не смотри на кличку, смотри на птичку.

Не бывать бы счастью, да несчастье помогло.

На скорую ручку – комком да в кучку.

Под лежащий камень вода не течёт.

Чудо чудное, диво дивное: от чёрной коровки да белое молочко.

Пословицы и поговорки являются короткими изречениями о жизни и быте народа, в языке которого они родились. Русские пословицы и поговорки и их значение плотно закрепились в культуре и истории. Весь этот ареал использования говорит о важности информации, которую несут пословицы русского народа и их значение. Русские пословицы и поговорки и их значение — это, прежде всего, история. Вот в таком составе русские пословицы и их значение проходили далее по страницам истории и плотно запечатлелись в культуре народа. Русские пословицы и их значение прочно закреплены в культуре нашего народа. Русские пословицы и их значение не поменяли своего места в жизни общества.

Беды мучат, да уму учат.(Русская народная пословица. Без денег сон крепче.(Русская пословица. Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится. В тесноте, да не в обиде. (Русская пословица. Ваши-то речи да Богу в уши. (Русская пословица. Всякое дело концом хорошо.(Русская пословица. Лес родит реки. (Смысл пословицы, мне кажется имеет несколько вариантов. Людей много, а человека нет. (Пословица. Слова хороши, когда от души. (Испанская пословица. Пословица учит человека: если уж что-то сказал, значит отвечай за свои слова. Также, если хочешь сказать кому-то плохие и обидные слова, сто раз подумай, стоит ли это говорить. Стара пословица, да про новое молвится.

Толкование русских пословиц

А Васька слушает да ест. Смысл поговорки, что один говорит объясняет, растолковывает, пытается «достучаться до Васьки», а Васька мимо ушей все пропускает и делает все по своему. А воз и ныне там. Смысл поговорки в том, что не смотря на все разговоры и обещания по какому-либо делу, ничего кроме болтовни не сделано. Русская пословица означает что бедному человеку очень легко собраться в дорогу, потому что брать нечего. Означает, что в молодости не хватает сдержанности и мудрости. Поговорка применяется, когда делается какое-то дело против воли, когда делать его не желаешь, но нужно или заставляют обстоятельства.

Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на свое сиротство и горькую участь. Так называют человека, на которого сваливают чужую вину. История этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов. То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от этой пословицы. Возникло это выражение в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно сглазить. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Пословицы и поговорки вошли в нашу речь, дойдя из глубины веков. Но далеко не всем известны полные версии этих популярных образчиков народного поэтического творчества.

Чем отличается пословица от поговорки?

Так было изначально, так появились самые старинные пословицы и поговорки.

Объяснить смысл пословицы «За двумя зайцами погонишься - не одного не поймаешь» . Смысл пословицы: делать одновременно два дела неразумно, потому что ни одно из них не получится хорошо. Объяснить смысл пословицы «На воре и шапка горит» . Поговорка подтверждает народное наблюдение, что в каждом деле виноватого видно – все в нем выдает его поступки. Объяснить смысл пословицы «Один за всех, и все за одного». Объяснить смысл пословицы «При царе Горохе» Здесь говорится о чем-то, что было очень давно, в незапамятные времена. Объяснить смысл пословицы «Цыплят по осени считают» . Пословица означает: достижения и успехи нужно считать не в начале дела, и не ходу его, а уже по конечному результату.

Эту поговорку можно сказать человеку, который гневится и сердится понапрасну. Корни поговорки идут из старинной разговорной речи. Тогда слово «сердитый» означало усердный, ретивый, старательный. Пословица учит - прежде чем что-либо сказать, необходимо хорошо подумать. ДИТЯ НЕ ПЛАЧЕТ, МАТЬ НЕ РАЗУМЕЕТ. Выражение «через пень-колоду» означает делать что-либо кое-как, без разбора. И НА СТАРУХУ БЫВАЕТ ПРОРУХА.

Если хотите, «формулы» жизни, которые объясняют: если сделаешь то – будет так, а вот это случилось потому-то… Ведь в пословицах – народная мудрость.

Терпение и труд все перетрут. Пословица, схожая по смыслу: «Капля камень точит». Пословица означает, что при больших событиях часто страдают маленькие дела и люди. Зачастую на них при этом не обращают никакого внимания, потому что большое дело важнее. Доброе слово человеку — что дождь в засуху.

Любых 20 пословиц и их значения

13)Пятое колесо в телеге.Лишний, ненужный в каком-либо деле человек. 16)Семь раз примерь (отмерь), один раз отрежь.Перед тем сделать что-нибудь серьезное, тщательно все обдумай, все предусмотри. 17)У семи нянек дитя без глазу.Без глазу (устар.) — без присмотра, без надзора.

Это значит, что жизнь человека зависит только от его поступков, даже неосознанных. Так говорят, когда хотят сказать, что каждый человек силен тем, что умеет делать лучше других. На самом деле, народ хотел сказать, что царь, как бы силён он ни был, не может решить все проблемы. Когда произносились эти слова? Когда товарищ заболевал.

Но нравоучение не всех пословиц понятно. Пословицы можно понимать и трактовать по-своему. У некоторых пословиц и поговорок не понятен смысл, который они через выразительные слова пытаются донести до слушателя или читателя. С детства нас учат добру и справедливости, отличать ложь от правды, добро от зла, бескорыстие от зависти, как правильно поступать в жизни, защищать честь и достоинство. Говориться в том случае, когда решение по какому-либо вопросу лучше принимать на утро: на свежую голову, когда мысли за ночь пришли в порядок, разум ясный и здравый.

Всыпать по первое число

Некоторые говорят «скрипя сердцем», но это неверная формулировка, основанная на ошибочном слуховом восприятии, у вас же вообще какой-то смежный, орфографически неверный вариант. Смысл пословицы «Добрый разум не наживают разом» заключается в том, что знания и ум не приходят сразу. Прочитав одну умную книгу, много ума не получишь. Так же, если говорить человеку, что он неграмотный - это не проявление ума. А вот если дать ему эти знания, научить чему либо - это уже мудрость. В переводе на русский эта пословица означает следующее: «Умные шутки – смеха достойны, глупые шутки – достойны слёз.» Или если проще: «Умная шутка - вызывает смех, глупая шутка - вызывает слезы». Эта пословица говорит нам о том, что нужно всегда подумать перед тем, как что-либо сделать, даже перед тем, как пошутить.

Первый блин комом

Но происхождение пословицы на самом деле совсем иное. Да и звучит она чуть-чуть иначе — «первый блин комАм». Да-да, именно так. И никакой орфографической ошибки здесь нет. Просто смысл здесь совершенно другой — первый блин… Нет такого варианта происхождения этой поговорки и быть не может. Это выражение встречается в литературе 19 века, когда ни о каком казанском вокзале и слыхом не слыхивали.

Чтож, чтобы не прослыть ленивым, присоединюсь к славной компании и добавлю свои пять копеек от первого лица. В один пост едва ли уложусь, анонсирую продо… На уровне Ярла создаётся энергетический шар, в данном случае изумрудного цвета, а далее он раскручивается посолони. Укрепляя свой РОД, укрепляешь себя, семью, Народ и Державу. Почему медведям первый блин? У славян существовал обычай отдавать первые блины комам (по-древнеславянски комы - медведи).

Чем глубже вникаешь к чему-либо, тем больше этого понимаешь и узнаёшь.

Как и в случае с крылатыми выражениями многие русские пословицы и поговорки потеряли свой первозданный смысл. Чаще всего, хоть и не всегда, это было связано с утратой их окончания.

Например, всем известная поговорка: «Голод не тетка», продолжается как «пирожка не подсунет» (есть разные варианты окончания).

Как в усеченной, так и в полной версии смысл один и тот же: голод - это жестокое испытание, которое не пожалеет, словно родственник, а наоборот, может подтолкнуть любого на совершение преступления.

Но сегодня мы с вами разберем именно ту часть славянского наследия, которая дошла до нас в искаженном виде.

Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше

Общепризнанное значение пословицы заключается в том, что любой человек ищет себе место, где ему будет хорошо и комфортно. Однако есть версия, что первоначальное значение было другим:

Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше послужить Родине.

То есть речь шла не о меркантильных чувствах человека, а, наоборот, о благородных порывах души. Утверждать, что это правда, я, конечно, не буду, но сама теория выглядит красиво.

Бедность не порок

Так говорят, чтобы показать, что бедности нечего стыдиться. Однако оригинал:

Бедность не порок, а вдвое хуже, намекает на то, что лучше иметь какие-то пороки, чем быть бедным. Причем акцентировать внимание нужно не на том, что в пороках есть какая-то польза, а в том, что нищета - это очень тяжелое и негативное явление, с которым лучше не сталкиваться.

Гол как сокол

Сейчас так говорят про человека, у которого нет ничего за душой. Славяне же под этим подразумевали не просто бедного человека, но и смекалистого, пробивного, говоря:

Гол как сокол, а остер как топор.

Ты кашу заварил - тебе и расхлебывать

Изначально сия пословица понималась буквально: крестьянин, приходивший в гости к соседу и получавший приглашение отобедать, из вежливости отказывался и отвечал именно этими словами.

Теперь же мы понимаем ее в переносном смысле: каждый человек должен сам справляться со своими проблемами.

Кто старое помянет - тому глаз вон

Пословица учит тому, что нужно забывать прошлые обиды и прощать людей, причинивших нам зло. Однако в оригинале она звучит как:

Кто старое помянет - тому глаз вон, а кто забудет - тому оба.

То есть не нужно точить зуб на обидчика, однако и забывать про причиненное вам зло тоже не стоит - нужно быть готовым к повторной подлости от этого человека.

Горбатого могила исправит

Взрослого человека, сформировавшегося как личность, исправить невозможно. С этим сложно не согласиться. Наши предки же говорили иначе:

Горбатого могила исправит, а упрямого дубина.

Они имели в виду то, что физическое несовершенство тела человека исправить уже невозможно (да, пластических хирургов и возможности поставить себе, например, протез ноги, тогда не было), а вот духовно-нравственные качества можно и нужно исправлять в лучшую сторону.

На тебе, Боже, что нам негоже

Такое неуважение к Богу в те далекие времена люди вряд ли бы стали проявлять. Они говорили:

На те, небоже, что нам негоже.

Слово «небоже» произошло от «небога» - так в старину называли нищих и убогих. То есть сирым и несчастным дарили то, что дающему было без надобности.

Везет как утопленнику

Сейчас это означает, что человеку жутко не везет. В давние времена же пословица выглядела иначе и понималась почти буквально:

Везёт как субботнему утопленнику - баню топить не надо!

Мол, удача улыбнулась человеку: и помылся, и хлопот, связанных с растопкой бани, у него нет.

Собаку съел

Так говорят про человека, который является мастером или специалистом в какой-то сфере. Он на этом деле «собаку съел».

Наши предки же говорили иначе:

Собаку съел, а хвостом подавился.

Это означало, что некто работу, в общем-то, выполнил неплохо, но не идеально, споткнувшись на какой-то мелочи.

Дело мастера боится

Фразеологизм означает, что мастер способен справиться с любой задачей на «отлично». Но продолжение у этой пословицы опровергает это утверждение:

Дело мастера боится, а иной мастер дела боится.

Повторенье - мать ученья

Учителя говорят нам это, пытаясь доказать, что повторение - это важная часть образовательного процесса. Исходя же из значения оригинала, можно расценивать это как насмешку над учениками:

Повторенье – мать ученья, утешенье дураков (или как вариант прибежище ослов).

То есть умные понимают все сразу, а глупые только через зубрежку.

Рыбак рыбака видит издалека

Так говорят о родственных душах или людях, имеющих общие интересы, что позволяет им сближаться.

В оригинале выражение звучало так: Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит

И понималось буквально.

За чужим добром ходит он с ведром

Как может показаться, тут говорится о жадных людях. И, как обычно, первоначальное значение пословицы абсолютно противоположное. Бедные крестьяне, получая материальную помощь от более зажиточных соотечественников, стремились хоть как-то их отблагодарить: например, натаскав им воды из колодца.

Ума палата

Многие говорят так об умных образованных личностях, отличающихся высоким уровнем интеллекта. Но более правильно употреблять поговорку в ироническом ключе, ибо полная версия фразы звучит по-другому:

Ума палата, да ключ утерян!

Делу время, а потехе час

Сейчас мы понимаем это «людоедское» выражение как необходимость большую часть времени отдавать работе, а меньшую - отдыху и развлечениям.

В древности слово «час» служило синонимом слову «время». Когда русский царь Алексей Михайлович (1629-1676) писал эти слова в «Уряднике», то он имел в виду, что нужно равномерно распределять свое время и тратить его как на работу, так и на отдых.

Свою курицу за крыло держи, а чужую - щипли

И опять речь идет не о людской жадности, а, наоборот, о щедрости. На Руси существовала такая необычная забава, когда два человека брали в руки по курице и щипали перья с птицы, которую держал сосед.

Моя хата с краю

Сейчас так говорят, когда хотят показать безразличие и равнодушие к чему-либо. В древние времена же, наоборот, тот, кто жил в хате с краю, отвечал за общую безопасность деревни. То есть первым, увидев нападающего врага, такой человек должен был предупредить всех остальных об опасности.

Не свое - не жалко

В нашем сознании закрепился стереотип, что на чужую и казенную собственность всем наплевать. Поэтому к такому имуществу люди относятся безответственно.

Пьяному море по колено

Думаете, наши предки хотели сказать, что нетрезвому человеку все нипочем? Нет, они имели в виду, что, несмотря на всю ту «храбрость», которую из себя источает выпивший человек, он может «сломаться», встретив самое малое препятствие:

Пьяному море по колено, а лужа - по уши.

Когда для чужого делаешь, и день не кончается

Казалось бы, пословица означает, что работа «на дядю» - это долгий и бесполезный труд. Но первоначальное значение фразы было иным: когда работаешь на общее благо, а не только на свой карман, то успеваешь сделать гораздо больше.

Первый блин комом

В сегодняшнем понимании она означает, что у человека не получается сделать что-то с первого раза. В древности пословица звучала так:

Первый блин - комАм, блин второй - знакомым, третий - дальней родне, а четвертый - мне.

Она учила, как нужно вести себя по отношению к другим людям.

А комы – это медведи, которых славяне чтили с древних времен. Любой хозяин в первую очередь должен был предложить угощение (образно) именно им.

От работы кони дохнут

Сейчас так говорят, намекая на то, что человек не должен «рвать пуп» на работе. В оригинале поговорка звучала иначе:

От работы кони дохнут, а люди - крепнут.

Имелось в виду то, что труд полезен и облагораживает человека.

Работа не волк, в лес не убежит

Еще одна народная мудрость, которая сейчас служит оправданием для лентяев и бездельников. В древние времена она понималась по-другому. Крестьяне считали, что от повседневных трудов никуда не деться, поэтому нужно делать их сейчас, а не ждать, пока они «убегут в лес»:

Работа - не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо.

Старый конь борозды не испортит

Человек в возрасте обладает опытом и способен справиться с каким-либо делом не хуже молодого. Однако, если услышать полную версию:

Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет, то можно понять, что от пожилых людей не стоит ждать и «чудес» в плане работы.

Хлопот полон рот

Пословица означала кучу дел, которые нужно решить. Но есть меткое продолжение:

Хлопот полон рот, а перекусить нечего.

В широком смысле это значит, что усердная и тяжелая работа не всегда гарантирует наличие «еды» - достойной оплаты.

Заключение

Получается, что народная мудрость оказалась еще мудренее, чем может показаться сначала. Поэтому, если вы желаете похвастать своей эрудированностью, то, чтобы не попасть впросак, используйте пословицы и крылатые фразы правильно.

Итак, поехали!

Всыпать по первое число

Не поверите, но в старой школе учеников пороли каждую неделю, независимо от того, кто прав, кто виноват. И если «наставник» переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца.

Все трын-трава

Таинственная «трын-трава» — это вовсе не какое-нибудь растительное снадобье, которое пьют, чтобы не волноваться. Сначала она называлась «тын-трава», а тын — это забор. Получалась «трава подзаборная», то есть никому не нужный, всем безразличный сорняк.

Гол как сокол

Страшно бедный, нищий. Обычно думают, что речь идет о птице соколе. Но она здесь ни при чем. На самом деле «сокол» — старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая («голая») чугунная болванка, закрепленная на цепях. Ничего лишнего!

Сирота казанская

Так говорят о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить. Но почему сирота именно «казанская»? Оказывается, фразеологизм этот возник после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на свое сиротство и горькую участь.

Непутевый человек

В старину на Руси «путем» называли не только дорогу, но еще и разные должности при дворе князя. Путь сокольничий — ведающий княжеской охотой, путь ловчий — псовой охотой, путь конюший — экипажами и лошадьми. Бояре всеми правдами и неправдами старались заполучить у князя путь — должность. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались: непутевый человек.

Шиворот-навыворот

Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы.

Водить за нос

Обманывать, обещая и не выполняя обещанного. Это выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.

Козел отпущения

Так называют человека, на которого сваливают чужую вину. История этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем — самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и обряда уже не существует, а выражение все живет.

Точить лясы

Лясы (балясы) — это точеные фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала «точить балясы» означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Но умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню.

Зарубить на носу

Если вдуматься, то смысл этого выражения кажется жестоким — согласитесь, не слишком приятно представить себе топор рядом с собственным носом. На самом же деле все не так печально. В этом выражении слово «нос» не имеет ничего общего с органом обоняния. «Носом» называлась памятная дощечка, или бирка для записей. В далеком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память.

Ни пуха, ни пера

Возникло это выражение в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно сглазить. Перо в языке охотников означает птица, пух — звери. В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие, «перевод» которого выглядит примерно так: «Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма!» На что добытчик, чтобы тоже не сглазить, отвечал: «К черту!». И оба были уверены, что злые духи, незримо присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и отстанут, не будут строить козней во время охоты.

Бить баклуши

Что такое «баклуши», кто и когда их «бьет»? С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку — баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить». Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими — «баклушечниками», и пошла наша поговорка.