Человек без Родины – сирота. Человек без родины Глупа та птица, которой своё гнездо не мило

Классный час

Человек без Родины, что соловей без песни

Агафонова Маргарита Павловна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №139

Цель: Создание условий для воспитания патриотических взглядов учащихся

Задачи:

    Воспитание уважения к героям России

    Воспитание любви к родному краю

    Формирование интереса к познавательной деятельности

    Развитие коммуникативных качеств

Оборудование:

Карта Санкт - Петербурга, карта Калининского района Санкт- Петербурга, книжка -малышка, выставка детских рисунков «С чего начинается Родина?», таблички с названием улиц прилегающих к школе, презентация «Человек без Родины, что соловей без песни», музыкальное сопровождение - романс «Соловей мой, соловей, голосистый - соловей» слова А.Дельвига, музыка А.Алябьева, «Наш край» слова А.Пришельца, музыка Кобалевского

Предварительная подготовка:

    «Улица, на которой я живу, названа в честь…»- сообщения детей

    «Наша школа носит имя А.С.Макаренко» - материал готовит группа учащихся

    «Музей А.И.Маринеско»- материал готовит группа учащихся

    Дети -герои Великой Отечественной войны: Зина Портнова и Лёня Голиков - презентации учащихся

Ход занятия

1. Дети входят в класс под романс Александра Алябьева «Соловей мой соловей, голосистый соловей…»

Учитель:

Мы вошли в класс под звуки известного романса, музыку к которому написал известный русский композитор А.Алябьев.

Музыка этого романса прозвучала не случайно.

Тема нашей встречи: «Человек без Родины, что соловей без песни»

Беседа.

Кто такой соловей? Что отличает соловья от других птиц? Чем известна эта птичка? /ответы детей/

Трудно представить соловья без песни, его жизнь невозможна без песни.

А жизнь человека невозможна без Родины.

Как вы понимаете это слово Родина? /ответы детей /

2 . На столах книжки - малышки.

Прочитаем слова Ю.Яковлева о Родине.

/дети читают первую страничку книжки-малышки/

«В большой стране у каждого человека есть дорогой ему уголок- деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. Из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая Родина».

А теперь посмотрим на выставку ваших рисунков.

Расскажите, какой увидели Родину вы. /комментарии детей к своим рисункам/

Какие чувства вы испытывали во время работы над рисунками?

Чувства любви к своей Родине, гордость за нее, тёплые воспоминания и переживания за судьбу своей Родины люди выражают в пословицах и поговорках, в музыке, в песнях, в стихотворениях.

Дети читают стихотворения о Родине:

- Что значит « Родина моя?»-

Ты спросишь. Я отвечу:

- Сначала тропочкой земля

Бежит тебе на встречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края,

Всё это - Родина твоя.

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней.

Тем больше пред тобою

Она заманчивых путей

Доверчиво откроет.

На свете много разных стран

Но есть одна страна -

Её мы Родиной зовём,

А Родина одна.

У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички.

У моей России голубые очи,

На меня, Россия, ты похожа очень.

Солнце светит. Ветры дуют,

Ливни льются над Россией,

В небе радуга цветная

Нет земли красивей.

Для меня Россия- белые берёзы,

Для меня Россия - утренние росы,

Для меня Россия - ты, всего дороже,

До чего на маму, ты мою похожа.

Ты. моя Россия, всех теплом согреешь,

Ты, моя Россия, песни петь умеешь,

Ты, моя Россия, неразлучна с нами,

Ведь Россия наша - это мы с друзьями.

3. Откройте следующую страничку книжки - малышки.

Прочитайте слова К.Д.Ушинского

«Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы ее зовём потому что в ней мы родились. В ней говорят родным языком, в ней для нас всё родное; а матерью -потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать защищает и бережет она нас от всяких врагов…Много есть на свете. Кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная Мать - одна у него и Родина»

Учитель:

Я считаю. Что своими рисунками, прочитанными строчками стихов, ответами вы подтвердили правдивость этих слов.

Каждый человек живёт с любовью в сердце к своей Родине

Как вы понимаете, в чём выражается любовь к Родине?

/любовь к своему дому, близким - готовность их защищать; любовь к природе - стремиться её сберечь, сохранить; хорошо учиться - чтобы своим трудом, сделать полезное для Родины; рисковать жизнью. Отдавать силы. Делать новые открытия в науке, защищать в минуты опасности /

Любовь к Родине делает страну непобедимой

Следующая (третья) страничка нашей книжки- малышки.

«Любить свою страну - это честно жить и трудиться, своим трудом приумножая богатства страны. Это создавать своим творчеством то, что потом прославит страну. Это рисковать своей жизнью для открытия чего-то нового, неизвестного. Это защищать её в минуту опасности от врагов».

Вот то основное на чем строится любовь к Родине.

4. Кто создает традиции, прославляет свою Родину?

Благодаря кому наша страна и наш город стали красивыми и могущественными, известными во всем мире?

/люди, которые очень любят свою страну, посвятили всю жизнь служению Родине/

Работа с презентацией

Посмотрим на некоторых из них.

/слайд с портретами: Ю.Гагарин, А.С.Пушкин, А.И.Алябьев, А.В.Суворов, Афанасий Никитин, А.С.Макаренко/

Кого из этих людей вы узнали?

Чем они прославили Родину? /ответы детей/

Ученики рассказывают о героях Великой Отечественной войны

Наша школа носит имя А.С.Макаренко /слайд , рассказ ученика /

(Можно дополнить презентацию нашими современниками)

Вывод : В разные времена жили и живут сейчас люди, которые прославляют Россию, прославляют свою Родину.

5. Родина не забывает своих героев и сохраняет память о них.

Как можно это сделать? /ответы детей: книги, музеи, названия кораблей, названия городов и т.д./

Посмотрите на карту нашего города. (на доске)

Что мы можем увидеть на ней? /районы, улицы, станции метро и т.д./

Кто знает, как называется район, в котором находится наша школа? /слайд с портретом М.И.Калинина /.

Где установлен этот памятник? Как называется эта площадь?

6. На партах план микрорайона школы №139 с прилегающими улицами.

В названиях улиц часто можно встретить фамилии людей.

Может, вы узнаете имена известных людей в названиях улиц и проспектов нашего микрорайона? /слайд «Полководцы», «Наука»//Н.Ф.Ватутин, И.И.Мечников, А.Кондратьев, П.Ф.Федосеенко, А.А.Бестужев, А.Б.Васенко, А.И.Замшин, Л.М.Михайлов/

Дети рассказывают о некоторых улицах

Наш район не единственный, где в названиях площадей и улиц, проспектов встречаются имена людей, прославивших свою Родину.

/слайд «Полководцы», «Наука»/

Посмотрим на портреты людей, которые в минуту опасности, в мирные дни не щадили себя, отдали все свои силы служению Родине. Память о них живет в сердцах людей.

Слайд -дети-герои. Подготовленные рассказы учащихся.

Книги, где можно узнать имена детей героев Великой Отечественной войны.

Вывод: мы сегодня ответили на вопрос, что такое Родина, с чего начинается Родина, что значит любить свою Родину и как люди сохраняют память о героях своей страны.

7. Наша встреча подходит к концу. И я хотела бы, чтобы вы ответили еще на один вопрос. Что каждый из вас, может уже сейчас сделать полезное для своей Родины? /ответы детей/

К нашему занятию готовились и ваши родители. Они в подарок нарисовали нам карту. Внимание, открываю. Карта эта необычная, здесь все о чем мы сегодня говорили. /на доске карта России с рисунками городов, школы, семьи и т.д/. Карта эта не закончена, нам предстоит ее дорисовать (для каждого ученика подготовлен рисунок белого голубя). Запишите свои пожелания, а белые голуби помогут донести и сохранить ваши обещания.(дети записывают свои ответы на вопрос: «Что каждый из вас, может уже сейчас сделать полезное для своей Родины?»)

Теперь у нас есть карта, тех добрых дел и поступков, которые нам предстоит совершить и выполнить.

Вначале нашей встречи мы работали с книжкой - малышкой, в ней есть свободные странички. Каждый из вас поработает дома писателем. Книжка будет посвящена нашей теме «Человек без Родины, что соловей без песни».

Постарайтесь вспомнить и записать свои впечатления на страничках вашей книжки - малышки.

Вот мне говорят – Родина! Леса. Поля. Реки. Отчасти озёра. На худой конец – кусты. Любить. Защищать. И прочее. Не будем тревожить прах всеми уважаемых корифеев: Даля, Ушакова и Ожегова. Побеспокоим сразу современников. А в частности ныне здравствующего лингвиста и профессора Кузнецова Сергея Александровича, под чьей редакцией вышел «Большой толковый словарь русского языка».

Согласно этому словарю, родина — это страна, в которой человек родился и гражданином которой является; отечество. А что если я родился в одной стране, а являюсь гражданином другой? А давайте вообще. Возьмем какого-либо неприкаянного индивидуума, которого родственники или просто ура-патриотично — настроенные мещане пытаются отождествить с этой самой родиной. Мол, человеку без родины определенно не рекомендуется быть в наличии на складе рода человеческого. Ты уж определись. И вот наш Ярослав Артурович Ильвес (имя изменено) рождается в семье советского военного, эстонца, который со своей женой украинкой живет и работает в ГДР, город Потсдам, в федеральной земле Бранденбург. Рождается наш Ярик и живет себе лет до пяти у немцев. Затем папашку после падения берлинской стены, под звуки «Outside the Wall»*, снова переводят. На этот раз куда-нибудь в Казахстан. В ту же Караганду.

Там он и жил лет до 15-ти, а потом исполняется мечта всей семьи. Подошла очередь на квартиру. И переезжают они дружно в Санкт-Петербург. В новостройку. Ярослав в Питере учится и потом женится на миловидной татарочке из Казани. В общем, все как у людей. А потом, чёрт их дернул, переехать на Украину. Вернее не чёрт, а теща главы семейства, что в их случае одно и то же.

Переезжают они на Украину (или в Украину) в связи с болезнью бабушки. Только зачем Ярик с женой попёрлись? Это не известно. Короче, наступает 2013 год. Евромайдан. И все такое. И все прочее. Семья от греха подальше снова переезжает в Россию. И вдруг, откуда не возьмись, у них обнаруживается добрый дядя в Австралии. Тут их по-быстрому опутывает бес и они все до единого, эмигрируют в эту страну. Дорогие специалисты подскажите нам сирым, где у нашего Ярика Ильвеса родина? Как его идентифицировать в этой связи? Отец – эстонец, мать украинка. Родился он в Германии, а затем слонялся галопом по Европам, а обосновался вообще в Австралии…

Подобную тему, я в своё время, прокачал на одном из форумов. В топик впряглась одна неравнодушная дамочка. Говорит: «Наверное, родина там, где душа…» Позвольте, а если я с рождения люблю всё японское? Ну, приучили так. Родители увлекались и я перенял. Люблю их еду, выучил их язык, езжу в отпуск туда. Я – японец? Поставив в конце предложения глубоко сочувствующий смайлик, форумская львица написала:

— А Вы, выходит, человек без Родины?!

— Что ж. Выходит. Но разве это делает меня или кого-то другого неполноценным в глазах тех, кто определился с родиной? Я человек вовсе не лучше других. Но и не хуже. Наслаждаюсь жизнью не в меньшей степени чем, те, у кого присутствует твердая самоидентификация в отношениях с родиной. Или мне должно быть стыдно за то, что я не считаю какую либо определенную страну или местность – родиной?

Так с чего ж начинается родина? Михаил Львович Матусовский, написавший те бесподобные слова к песне Бернеса тоже толком не объяснил. Так вопрос и остался открытым. А может быть прав таксист-эмигрант из «Брата-2»? «Родина это там, где задница в тепле»… Но с ним тоже поспорить можно… Какую же державу любить и защищать, если у тебя такая вот занимательная биография? Когда тебя мотает по всему свету с одного пепелища на другое? «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа». А может Америка знает? Или Китай? Да они тоже постоянно куда-то спешат как на пожар.

Как-то Форрест Гамп, рассказывал Дженни о своих приключениях и она просто сказала: «Жаль, что меня не было с тобой». А он просто ответил: «Ты была!». Потому, что на самом деле знал – что такое любовь,

Возможно, и не существует верного ответа на вопрос, где есть родина. Может действительно там, где хорошо душе или тепло пятой точке. Но можно быть точно уверенным, где ее нет. Там, где тебе холодно без любимого человека. Если любишь всерьез, душа смириться, а задница только крепче будет.

Христос плакал об Иерусалиме, в котором будет распят. Свт. Николай Японский молился в алтаре о военной победе России, пока его чада молились о победе Японии. Особый подвиг монахов на Афоне в том, что они удалились не только от мира, но и от родной земли. Если не любить свой народ, то не реализуется какая-то часть твоей души, уверен епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН:

В воспоминаниях Ивана Всеволодовича Шпиллера, сына известного московского священника отца Всеволода Шпиллера, есть рассказ о том, как его родители, находясь в эмиграции в Болгарии, перестали общаться со своими соседями, немецкими офицерами, после нападения Германии на СССР. Хотя до этого они между собой дружили. Чем для них, эмигрантов, был Советский Союз? Страной, из которой им пришлось бежать, чтобы не быть убитыми? Страной, которой правил изощренный злодей? Страной, где рушили храмы, сжигали иконы и сотнями тысяч расстреливали ни в чем не повинных людей? Нет. Советский Союз был их родиной.

Святитель Николай Японский, находясь в Японии, скучал по своей родине, об этом говорят его дневники. Он молился о России. Во время Русско-японской войны к нему подошли его духовные чада, японцы, которых он привел к вере, и попросили благословить их отслужить молебен о победе Японии. Он их благословил, а сам, находясь в алтаре, молился о победе России. Протопресвитер Александр Киселев, живший в эмиграции в Америке, собрал грязь с ботинок своих сыновей, побывавших в Санкт-Петербурге, и просил положить эту землю - землю родины - с собой гроб, потому что не мог и предположить, что упокоится в России.

Даже у Христа была родина. Он плакал о Иерусалиме, зная, что этот город будет разрушен. Он плакал о народе, который Его распял. Он любил этот народ.

Как же можно говорить о том, что родина - это не базовое понятие, а «явление, появившееся в начале XIX века»? А как же тогда все те, кто защищал свое Отечество в войне 1812 года, или те, кто бился за свои города, защищая их от монголо-татар? Что же, у них не было родины как базового понятия?

Если в современном мире кто-то растет без родителей и чувствует себя сиротой, нельзя говорить о том, что сиротство - это норма. Говорить нужно о кризисе базовых понятий, о том, что в наше время люди теряют свои базовые понятия, о том, что эти базовые понятия разрушаются. Ведь если человеку становится безразлично, среди какого народа и в какой культуре он живет, - это трагедия. Не существует никакой общемировой культуры, на мой взгляд, это лишь приближающееся царство антихриста. Есть общемировая православная культура. Но я думаю, что мы участвуем в ней, все-таки сохраняя и свою особенность. Во Христе нет ни эллина, ни иудея, нет ни мужеского пола, ни женского. Но у Христа была родина. Ведь Он плакал о Иерусалиме, зная, что город будет взят войсками и разрушен. Он плакал о народе, который Его распял. Он любил свой народ.

Изгнание с родины всегда воспринималось как наказание. Иеромонах Павел Троицкий, известный духовник и старец, живший в советское время, когда были гонения и жить был труднее, чем сейчас, говорил людям, которые хотели уехать в Америку: «Кто вас там ждет, в этой Америке?»

И я видел людей, которые уехали - уехали из-за денег, за лучшей жизнью, - и в большинстве своем они страдают и несчастны. Они скучают, но и вернуться уже не могут - оказываются между двумя мирами.

Русские монахи, которые живут на Афоне, с большим трудом привыкают к скудной греческой природе. Для них это подвиг. Я слышал, как они говорили, что, когда им удается приехать в Россию, они готовы плакать при виде белых берез. Может быть, это для кого-то смешно, и монах не должен плакать о березах. Но в человеческой душе это есть. Конечно, над этим можно возвыситься, но возвыситься - не значит отказаться. Мир вокруг нас создан Богом, и мы привыкаем к тому, чем Бог нас одарил. Для кого-то это саванна, для кого-то степь, для кого-то джунгли. Говорят, что люди, которые живут в тундре и видят постоянно огромное небо, когда уезжают на юг или в среднюю полосу, начинают тосковать по этому небу. Я не говорю, что это главное. Но это есть.

Я сам в детстве не любил фольклорные ансамбли и всю эту «русскую культуру». Я ее не понимал. Но однажды я услышал русскую народную песню, и такая тоска защемила мою грудь. Я почувствовал душу русского народа. Ощутил себя его частью. Если не любить свой народ, не любить тех людей, с которыми ты связан культурой, языком, общей историей, тогда не реализуется и какая-то часть твоей собственной души.

Эта общность существует, это объективная данность. Любовь к своему народу не мешает, а, наоборот, помогает любить другие народы, видеть их особенности, видеть их красоту. Без укорененности в своей культуре, в своей национальной традиции человек не может быть человеком. Нельзя быть человеком без родины. Современное человечество раздробляется, распыляется, рассыпается на части. Можно взять вещество и разделить его на атомы, но это уже не будет дерево, не будет металл, не будет вода. Так и человечество: без понятия родины, без понятия семьи оно просто исчезнет.

Родина. Что это? Считается, что родина - это место, где человек родился. Но немало случаев, когда человек рождается в чистом поле, в машине, в вагоне поезда, в салоне самолета, на корабле и т.д., вдали от места проживания родителей своих, места, которое они считают родиной своей. У новорожденного нет родины. Она приобретается потом - с годами, в процессе взросления, обучения, воспитания, Внушения. Зачем?

Почему люди делят Землю? Это моя земля, это моя родина, это мой дом... А ведь утверждают, что Господь или кто там еще подарил одну Землю и на Всех, чтобы люди жили на ней одной семьей в любви, дружбе и согласии.
И как быть тому, кто в силу независящих от него обстоятельств оказался рожденным не на своей, так называемой, исторической родине, т.е. не по своей вине оказался как бы человеком без родины, неполноценным человеком.

Неполноценный человек - человек в какой-то степени лишенный тех привилегий, которыми обладает так называемый, коренной житель какой-либо страны; человек, в любом случае ущемленный в правах и обязанностях; человек, так или иначе презираемый представителями титульной нации по той простой причине, что он другой национальности или расы; человек, страдающий, если не физически, то морально в обязательном порядке.
А в чем собственно его вина?

Миллионы и миллионы людей по всей земле по тем или иным обстоятельствам покидают свои насиженные места и отправляются в другие страны в поисках лучшей доли; в надежде, что там их ожидает райская жизнь; ожидают молочные реки, золотые руны; в надежде, что там их ожидают с распростертыми объятиями... И вряд ли кто задумывается над тем, что в тех странах, где жизнь на более высоком уровне люди, живущие там строили и строят эту страну для себя и для своих будущих поколений. Это их земля, это их родина. И они не хотят, чтобы кто-то другой национальности, с другим языком, с другим типом лица, с другими традициями лез к ним и нарушал их патриархальную тишину и рутинный покой. Тем более, что с пришедшими придеться делиться, отдавать им что-то свое. И к тому же они с пеленок воспитаны на любви именно к этому маленькому кусочку земли на котором ему посчастливилось родиться и к нации к которой они относятся.

А любая нация, пытающаяся сохранить свою, так сказать, чистоту становится физическим и моральным уродом в прямом смысле слова. В любой, даже очень цивилизованной стране, загляните в так называемую глубинку, где сохранилась более или менее чистая, коренная часть населения - какие это уродливые, некрасивые люди (в общепринятом представлений о красоте физической на сегодняшний день).

Да и в моральном аспекте, это слабоцивилизованные люди не признающие, да и не принимающие такие понятия, как интернационализм, космополитизм и пр., там довлеют консерватизм, приверженность к древним, идиотским (никому не нужным в современном мире) традициям, приверженность к различным предрассудкам и т.д.

В смещении различных рас и национальностей, на мой взгляд, есть неоспоримое преимущество во всех отношениях. Это сближает, объединяет людей земли.

Жизнь, история каждого отдельно взятого человека... Сколько их? Миллиарды и миллиарды на этой земле... Любовь, ненависть, счастье, несчастье, трагедии, боль, страсть, мечты, надежды, безнадега - жизнь... И у каждого своя.

Человек рождается на свет, живет для того, чтобы получать удовлетворение от жизни и по большому счету он должен получать удовлетворение, по той простой причине, что он - человек разумный, т.е. наделенный способностью мыслить, страдать, любить.

Рецензии

Здравствуйте, Леонид!

«А любая нация, пытающаяся сохранить свою, так сказать, чистоту становится физическим и моральным уродом в прямом смысле слова. В любой, даже очень цивилизованной стране, загляните в так называемую глубинку, где сохранилась более или менее чистая, коренная часть населения - какие это уродливые, некрасивые люди (в общепринятом представлений о красоте физической на сегодняшний день).

Да и в моральном аспекте, это слабоцивилизованные люди не признающие, да и не принимающие такие понятия, как интернационализм, космополитизм и пр., там довлеют консерватизм, приверженность к древним, идиотским (никому не нужным в современном мире) традициям, приверженность к различным предрассудкам и т.д.»

Парадоксально, но, по моему мнению, лучшая рецензия на вашу статью была дана почти 200 лет назад –

Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу -
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века,
По воле Бога Самого
Самостоянье человека,
Залог величия его.
Животворящая святыня!
Без них душа была б пуста.
Без них наш тесный мир - пустыня,
Душа - алтарь без божества.

На этом можно было бы и закончить, но в следующей цитате –

« Человек рождается на свет, живет для того, чтобы получать удовлетворение от жизни и по большому счету он должен получать удовлетворение, по той простой причине, что он - человек разумный, т.е. наделенный способностью мыслить, страдать, любить.» -

Вы ратуете за удовлетворение от жизни.

Учитывая перечисленные вами качества человека, удовлетворение возможно только в ОСМЫСЛЕННОЙ им жизни. Т.е. когда человек обладает смыслом своей жизни. Сравнив Жизнь с Дорогой, когда он понимает «куда, зачем и как ему идти!Для счастья нужно так немного, но счастье обретается в пути!»

Желаю Вам найти свой путь!

И последнее.
Родина - объединяющее начало людей! Что же объединяет людей без Родины?
Подумайте. Кроме Маммоны некому. А это путь в деградацию.

Родной край – сердцу рай.

Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Одна у человека мать, одна у него и родина.

У народа один дом – Родина.

Нет сына без отчизны.

Родина – всем матерям мать.

Родина – мать, чужбина – мачеха.

Береги Родину, как зеницу ока.

Будь не только сыном своего отца – будь и сыном своего народа.

Своё молоко – ребёнку, свою жизнь – Родине.

Родная земля и в горсти мила.

Всякому мила своя сторона.

В своём доме и стены помогают.

Дома и стены помогают.

За морем теплее, а у нас светлее.

И пылинка родной земли – золото.

Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

Дым отечества светлее чужого огня.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

Живёшь на стороне, а своё село всё на уме.

Куда бы малина ни заманила, а родное село назад привело.

На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.

На чужой стороне и весна не красна.

Расставшись с другом, плачут семь лет, расставшись с Родиной – всю жизнь.

Жить – Родине служить.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Если народ един, он непобедим.

Народы нашей страны дружбой сильны.

Народное братство дороже всякого богатства.

Родину-мать учись защищать.

Герой – за Родину горой.

Главное в жизни – служить отчизне.

В бою за отчизну и смерть красна.

С родной земли умри, но не сходи.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Напоролись враги на русские штыки.

Если по-русски скроен, и один в поле воин.

Русский солдат не знает преград.

Слава русского штыка не померкнет никогда.

Знает весь свет – твёрже русских нет.

Сыновья русских матерей славятся удалью богатырей.

Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.

Новгород – отец, Киев – мать, Москва – сердце, Петербург – голова.

Москва всем городам мать.

Москва – Родины украшенье, врагам устрашенье.

Стихи о России

Умные фразы о жизни

Патриотические стихи

Стихи о Великой Отечественной войне

Красивые стихи о жизни

Великая Отечественная война — необходимо помнить!

Сталинградская битва в фотографиях

Битва под Курском (фото)

Продолжи список: Образец: право на жизнь. Право на право на право на (помогите плизз) theorbitalx

Сочинение на тему творчество в искусстве на примере известной личности coo113r

Огласны ли вы с этими суждениями? Свою позицию обоснуйте. 1 Торговля появилась на свет, когда обмен принял денежную форму. 2. Экономика возникает толькотогда, когда людям необходимо разумно распределить редкостные благи, а рынок изобретен как самый рациональный и эффективный способ получить такие блага 3. Простое товарное производство существовало и в эпоху древнеегипетских фараонов и в эпоху советских вождей помогите пжл, заранее огромное спасибо) artyom88

Что означает фраза «Различные жизненные блага обладают неодинаковой ценностью»? svetosha-cat

Сравните 2 высказывания: «Основной принцип правового или конституционного, государства состоит в том, что государственная власть в нем ограничена. Вправовом государстве власти положены известные пределы, которых она не может и не должна переступать. Ограниченность власти в правовом государстве создается признанием за личностью неотьемленных и неприкосновенных прав» . duaha

11. Примером, иллюстрирующим роль СМИ, может являться деятельность: 1) газеты «Вперед» 2) кинотеатра «Форум» 3) картинной галереи 4) издательства «Художественная литература» . medved

Какую роль играют религиозные нормы в жизни современного человека и общества? neugomonova

Прмогите выбрать о чем делать проект на тему «Мой бизнес проект» . aksiel

Факторы Произвоства Экономические блага