Да винчи гермафродит. Неизвестная жизнь леонардо да винчи. Эжен Мюнтц о Леонардо да Винчи

Знаменитая фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» (1495–1497) написана на стене трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане. Давно признанная лучшим произведением мастера, она превратилась в объект массового паломничества после выхода в 2003 году книги Дэна Брауна «Код да Винчи».

Дэн Браун своим толкованием картины взрывает христианскую традицию. Во фреске сочинитель бестселлера углядел некий тайный смысл, намеренно вложенный в нее художником. Браун утверждает, что справа от Иисуса да Винчи изобразил не апостола Иоанна, как считалось до сих пор, а Марию Магдалину, причем не просто как спутницу Христа, а как его жену. В пространстве между Иисусом и Магдалиной ему видится зашифрованная латинская V (красным) - символ женского начала. А вместе их фигуры будто бы составляют М (зеленым) - знак Марии Магдалины. Интрига романа заключается в том, что якобы у Марии от Иисуса был ребенок, увезенный в Марсель и ставший родоначальником французской династии Меровингов, потерявшей престол в VIII веке. С того времени существует закрытый союз, хранящий эту тайну, члены которого стремятся вернуть власть династии Иисуса. Чуть левее изображена рука с ножом (в красном кружке), которая, по мнению писателя, не принадлежит ни одному из апостолов и символизирует враждебные Меровингам силы. Справа его заинтересовал поднятый палец Фомы - жест, которым каноническая иконография якобы наделяла только Иоанна Крестителя (если это так, то получается, что с картины исчез еще один апостол, а Иоанн Предтеча оказался воскресшим, принимая участие во всей истории). Однако за измышлениями Брауна стоят лишь незнание канонов и богатая фантазия.

Так, иконографический тип апостола Иоанна всегда отличала известная женственность, и существует масса картин, где он изображен таким, как у Леонардо. Буквы V и М (черным) вполне можно расставить по всей картине, как, впрочем, и найти другие «шифры», например букву W (черным) - в христианской иконографии символ гермафродита. Нет сомнений и в том, что рука с ножом принадлежит Петру: этот нож присутствует в евангельских сюжетах. А поднятый палец - универсальный жест призвания во свидетели небесных сил.

Пока Леонардо писал, его работу каждодневно контролировал приор монастыря, и он, разумеется, обратил бы внимание на любую вольность в толковании Нового Завета. Во всяком случае, у нас нет никаких оснований утверждать, что он тоже был в тайном союзе сторонников Меровингов. Фреска да Винчи интересна совсем не ложномистической тайнописью. На самом деле это первое изображение пасхальной трапезы, где апостолы не представлены застывшими статистами. Автор создавал картину-драму, картину, передающую живую реакцию учеников на слова Учителя: «Один из вас предаст меня» (именно этот момент запечатлен на фреске). Но как можно было передать эту реакцию на фреске? Тут не обойтись без жеста. Язык жестов был хорошо разработан в канонической традиции, но да Винчи существенно расширил его «словарь». «Тайная вечеря» насыщена канонической символикой, однако многие жесты героев - находки Леонардо, которые впоследствии копировались другими художниками как готовые знаковые формы.

Иисус. Здесь чистый канон: большой палец его правой руки касается скатерти, остальные приподняты. Это традиционный жест сожаления: Христос опечален тем, что его слова привели апостолов в такое смятение. Левая рука лежит ладонью вверх - знак внутреннего спокойствия и согласия с волей Отца.

Иоанн. Пальцы остолбеневшего апостола судорожно сцеплены. Этот жест после Леонардо стал обозначать пассивность, созерцательность, самоуглубленность, неспособность к активным действиям.

Иуда. Как казначей общины в правой руке он сжимает кошель. Левой, которой апостол как бы защищается, он опрокидывает солонку: в христианстве и многих других культурах - знак беды.

Петр , привстав, спрашивает Иоанна: кого, по его мнению, Учитель имеет в виду (это трактовка самого Леонардо). Его переполняют гнев и скорбь, и как человек действия Петр сжимает в правой руке нож, чтобы покарать отступника. Этим ножом он потом отсечет ухо одному из стражников, пришедших арестовать Христа.

Андрей всплеснул руками, так его поразили слова Учителя. Критики сходятся в том, что жест этот отражает прямоту, непосредственность его натуры (недаром он Первозванный): апостол искренне не понимает, как это вообще возможно - совершить предательство.

Иакова Младшего , как пояснял в одном из писем Леонардо, более всего заботит нож, который схватил Петр. Левой рукой он касается спины Петра, дабы умерить его пыл.

Варфоломей подался всем телом в сторону Христа. Он - такова трактовка большинства критиков - никак не может осмыслить то, что сказал Иисус.

Фома . Подняв палец, он призывает в свидетели Бога Отца. Этот жест вполне канонический. Он может означать и неотвратимость Божьей воли, и посылаемый Небу упрек за равнодушие к судьбе Христа.

Иаков Старший в ужасе развел руки. Он столь же пылок, как и Петр, но Леонардо хочет показать, что эмоции его героя выливаются не в действие, а во внутренний крик.

Филипп. Фигуры с такими же прижатыми к груди руками можно встретить на многих средневековых картинах. Это означало уверение в любви.

Симон. Самый рассудительный из апостолов. Его руки как бы говорят: «Такого не может быть» - реакция, по мнению исследователей, сходная с реакцией Андрея, но более сдержанная, идущая от разума, а не от чувства.

Матфей - самый эмоциональный из апостолов. Леонардо, считают искусствоведы, изобразил его доказывающим Симону, что предательство вполне возможно. Жестом он как бы призывает Христа еще раз подтвердить свои слова.

Фаддей. Его рука застыла в жесте, каким обычно удостоверяли истинность произнесенного. Фаддей подозревает в предательстве кого-то из сотрапезников. Полагают, что в образе Фаддея да Винчи изобразил самого себя.

Игорь Попов

Секрет улыбки Моны Лизы
наконец-то разгадан! Оказывается,
рисуя Мону Лизу с натуры,
Леонардо да Винчи громко пукнул.

Сегодня мы с вами поговорим о великом ученом и великом мистике, тайнознатце и масоне Леонардо да Винчи и о его интимных друзьях - любимых юношах. Вот, например, кто такая Мона Лиза - Джоконда? Одна из версий, что это автопортрет самого Леонардо да Винчи. Еще одна версия - художник, будучи геем, нарисовал не себя, а своего любимчика - ученика и помощника Джиана Джакомо Капротти, который находился рядом с Леонардо в течение двадцати шести лет. В пользу этой версии приводят тот факт, что Леонардо оставил эту картину Капротти в наследство, когда скончался в 1519 году. Есть также компьютерные сопоставления - реконструкции портретов (объемно-плоскостное моделирование) Моны Лизы и Джиана Джакомо Капротти. Эти реконструкции показывают 87% соответствия изображений, а это со счетов скидывать нельзя. Также Леонардо написал с Джиана Джакомо Капротти двух Иоаннов Крестителей и одного ангела.

Как сэр Исаак Ньютон (смотри мою статью в «Квире» №3 (104) за этот год), так и Леонардо да Винчи были не столько великими учеными, сколько великими мистиками. Да Винчи был членом, а потом Великим магистром масонской ложи «Приорат Сиона». Годы жизни Леонардо совпадают по времени с началом самоорганизации вольных каменщиков - франкмасонов.

Но давайте всё по порядку. Гениальный механик, философ, математик, анатом, ботаник, музыкант, живописец, скульптор, архитектор, великий исследователь и великий мистик Леонардо да Винчи появился на свет 15 апреля 1452 года в маленьком городишке Винчи в провинции Тоскана, близ Флоренции (Италия). Отец Леонардо был обеспеченным нотариусом и масоном. Нет конкретных сведений о его матери; известно лишь, что она была крестьянкой по имени Катерина. Леонардо был незаконнорожденным, но на это тогда внимания не обращали, отец признал его, дал образование. Первым проявившимся феноменом Леонардо оказалась его манера письма. Он писал с помощью левой руки справа налево, опрокидывая буквы так, что написанное можно было разобрать, лишь используя зеркало. Однако в случае, если письмо предназначалось для кого-то другого, он писал как обычно.

Бытует гипотеза, что да Винчи контактировал с представителями внеземных цивилизаций, передавших ему ценные сведения, либо он сам являлся инопланетным представителем, который появился на Земле для того, чтобы помочь людям в области научных открытий.

Что касается нетрадиционной сексуальной ориентации Леонардо да Винчи, то к такому мнению склоняется большинство исследователей, спор лишь идет о том, кто был Леонардо - гей или бисексуал. (Мелькала там в его биографии какая-то донна, да и хер с ней, у кого по молодости этих донн не было?)

Чезаре Ломброзо в своих исследованиях (1863) доказал, что гениальность и помешательство идут рука об руку. Я в своих работах, в том числе опубликованных в «Квире» (2007, 2008), неоднократно показывал, что гениальность и нетрадиционная сексуальная ориентация так же стоят рядом. В этом я соглашаюсь с Зигмундом Фрейдом (1905, 1908).

Удивительное открытие сделал фотограф
Семенов из Великого Волока. Он разгадал
тайну улыбки Моны Лизы. Фотограф
считает, что Мона Лиза была просто дурой.

В 1476-1478 годах Леонардо да Винчи организовал свою собственную живописную мастерскую. Однако вскоре ему предъявили обвинение в содомском грехе. Леонардо вместе с тремя учениками был обвинен в совершении активного акта мужеложества над неким Джакопо (Джокобо) Салтарелли, семнадцатилетним натурщиком, братом ювелира. Нетрадиционные сексуальные отношения считались тогда великим злодеянием, наказанием за которое было сожжение на костре. Однако очевидцев преступления, а также самого обвинителя как-то вдруг не обнаружилось. Дело закрыли. Спастись от жестокой казни, возможно, помог еще и тот факт, что одним из задержанных оказался сын вельможи. Арестованных освободили после «легкой» порки. Представляется весьма вероятным тот факт, что Леонардо да Винчи спасли и от следствия, и от суда из-за принадлежности его к организации масонов.

Затем да Винчи переехал в Милан, где ему поручили создание Академии живописцев. Для нее он написал «учебники» о рисовании, освещении, тенях, движении, перспективе и чертах человеческого тела. Он работал при дворе Людовико Сфорца. В Милане родилась Ломбардская школа живописи из учеников Леонардо да Винчи. Сам да Винчи работал над созданием «Тайной вечери» на стене монастыря Санта-Мария-делле-Грацие. В 1490 году он принял в свое жилище маленького Джиана Джакомо Капротти. Любые выходки мальчику прощались. Взаимоотношения с Джакомо Капротти оказались наиболее долговременными в судьбе великого Леонардо да Винчи, не желавшего заводить свою семью.

Когда в 1499 году французская армия вторглась в Италию, Леонардо вернулся во Флоренцию и стал военным инженером у Чезаре Борджиа. Его величественная фреска в честь победы Борджиа над французами так и не была завершена. Однако в тот флорентийский период Леонардо написал свою знаменитую «Мону Лизу».

Леонардо был скрытным человеком, который окружал себя ореолом секретности. В силу этого нам мало что известно о его частной жизни. Рядом с ним всегда было немало красивых юношей, которые служили ему ассистентами. Это Чезаре де Сесто, Болтраффио, Андреа Салаино и молодой аристократ по имени Франческо Мелци, которого Леонардо усыновил и сделал своим наследником. В его окружении был также уже упомянутый нами прелестный мальчик, которого звали Джиан Джакомо Капротти. Образ этого мальчика встречается в рисунках и набросках Леонардо, относящихся почти к двадцатилетнему периоду его творчества. По свидетельству современников, это были не только ученики, но и интимные друзья Леонардо.

Итальянские исследователи обнаружили тайную мастерскую Леонардо да Винчи. Она находится в здании мужского монастыря Святой Аннунциаты в самом центре Флоренции. Искусно запечатанные комнаты обнаружить было непросто. За распечатанной дверью оказалась лестница, датируемая 1430 годом. Эта лестница вела в пять комнат, в которых обитал Леонардо со своими учениками. Самая большая комната с двумя окнами была спальней. Кроме нее была еще смежная потайная комната, где да Винчи работал сам. Остальные комнаты служили мастерской для Леонардо и его учеников, которых было пять - шесть человек. Монастырская библиотека содержала коллекцию из почти 5000 рукописей, неподалеку находился госпиталь Святой Марии, где да Винчи мог заниматься анатомированием трупов.

Леонардо да Винчи потратил
почти двенадцать лет, рисуя
губы Моны Лизы. Просто его
часто отвлекали - то водокачку
им сделай, то кран подъёмный,
то летать, блин, хотим!

Творчество Леонардо да Винчи представлено как удивительными картинами и фресками, так и анатомическими чертежами, творениями архитектуры, планами механических машин, дневниками и манускриптами (около семи тысяч листов). Это был гениальный изобретатель и гениальный живописец.

Да Винчи разработал схемы металлургических домен; крутящийся высасывающий колпак для установки в дымоход; схемы печатных машин с автоматизированной загрузкой бумаги под пресс; схемы деревообрабатывающих установок; схемы ткацких станков; формулировку основ инерции, нареченную принципом Леонардо (позже перешедшую в закон инерции - первый закон Ньютона); автомат для изготовления железных винтов; машины для шлифования; чертеж подводной лодки; некое подобие танка - механизма, движимого группой воинов, сидящих внутри, и оборудованного двадцатью пушками; чертеж парового ружья; чертежи летательных аппаратов и парашюта; вращающуюся сцену; трехскоростную коробку передач; планы трубопроводов и ирригационных конструкций, прибор для замера яркости света; крутящиеся мельницы для изготовления тонких листов металла; план мобильных домов-конструкторов. Напомню: Леонардо жил во второй половине XV - начале XVI веков!

Леонардо да Винчи начертил проект «прародителя» нынешних вертолетов. «Я полагаю, если такой механизм довольно качественно выполнить и как следует раскрутить, благодаря поддержке воздуха аппарат сможет взмыть вверх», - писал сам автор летательного аппарата. Леонардо создал чертеж дельтаплана. В рукописях изобретателя есть эскизы некоторых птиц в процессе полета, такие рисунки просто невозможно выполнить без современных камер замедленной съемки. Может быть, это объясняется тем, что да Винчи использовал особенные психотехнические методики в целях улучшения восприятия реальности, развития памяти и воображения.

Леонардо да Винчи - родоначальник нынешней анатомии и ботаники. Именно Леонардо впервые изобразил структуру органов человека, исследовал формирование плода в теле матери и изготовил гипсовые слепки мозга. В средние века исследователи думали, что глаза излучают поток света, оказывающийся на объектах, которые мы видим. Да Винчи доказал реальный принцип работы человеческого органа зрения. За многие годы до рождения Исаака Ньютона Леонардо да Винчи открыл закон всемирного тяготения.

Среди произведений Леонардо есть загадочные «Предсказания». Имеются предсказания о создании летательных аппаратов - вертолетов и самолетов; о телефонной, телеграфной и радиосвязи; об автомобилях и бронетехнике. Есть и предсказание о глобальном потеплении: «Морская вода поднимется на высокие вершины гор, к небесам, и снова упадет на жилища людей».

Да, Леонардо да Винчи не чужд был мистике и масонству. Начнем с того, что он был Великим магистром масонской ложи «Приорат Сиона» («The Priory of Sion»). Впоследствии Великим магистром этой организации станет сэр Исаак Ньютон (смотри мою статью в «Квире» №3 (104) за этот год).

Юность и молодые годы Леонардо прошли под постоянным контролем масонов. Кстати, из предметов, которые были при себе у Леонардо да Винчи по прибытии в Милан, был массивный золотой медальон с жирно выгравированным масонским знаком и брелок на золотой цепочке. Брелок этот выполнен в виде миниатюрного и очень искусно сделанного циркуля - еще одного масонского знака. Документы подтверждают, что Леонардо да Винчи был «селекционно выведенным масонами изобретателем». Он должен был создавать для масонской организации оружие, многократно превосходящее уровень Средневековья.

Да Винчи все время спрашивал ее:
- Мона, Лиза?
Она ему говорила:
- Нельзя!
Он опять спрашивал:
- Мона, Лиза?
А она опять ему отвечала:
- Нельзя!
И загадочно так улыбалась…

Зигмунд Фрейд в 1910 году написал работу «Леонардо да Винчи и его воспоминания о детстве». С тех пор да Винчи стал рассматриваться в качестве человека, оказавшего значительное влияние на современную психологию нетрадиционных сексуальных отношений. Во впечатлениях раннего детства Фрейд ищет истоки гомосексуализма, а также психологию и поведение гомосексуалов. Эта работа была написана, когда сам Фрейд анализировал чувства к своему бывшему любовнику Вильгельму Флиссу. (В следующий раз и о Фрейде кое-что занимательное вам поведаю. У Зигмунда-то нашего Фрейда рыльце тоже в пушку…) В этой работе Фрейд впервые разработал основы своей теории причин гомосексуальности.

Найдена нижняя часть полотна
Леонардо да Винчи «Мона Лиза».
Теперь у специалистов не осталось
сомнения в том, что на картине
художник изобразил самого себя.

Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 года во Франции, в замке Клу, скорее всего, от туберкулеза или сифилиса - настоящего бича тех времен. В первой четверти XVI столетия от венерической заразы в Европе скончалось около двадцати миллионов человек. Возможно также, причиной смертельного недуга могло быть отравление свинцом, который содержался в масляных красках (хотя это кажется мне маловероятным). Интимный друг Франческо Мелци был рядом с Леонардо до последних минут.

Великий мистик и учёный, любитель юношей нагих, в плащ длиннополый облачённый, да Винчи был из голубых. Где геи - там и гениальность, где гейниальность - там анал. Любовь всё это, а не сальность. Да! Винчи с юношами спал!

Игорь Попов, канд. мед. наук

Новости Италии. Продавать высокое искусство становится день ото дня всё труднее. Средний человек еще способен ненадолго, секунды на три-четыре, задержать взгляд на яркой картинке, хотя понять, что на ней, по правде говоря, у него недостает ни времени, ни желания.

Что бы там ни плели о предвечной неубывающей ценности шедевров, они, на самом деле, существуют только в глазах и умах: любой Рембрандт, доведись ему оказаться на оборотной стороне Луны, может творить без роздыху. Ценность этого будет меньше, чем если б голубь опростался.

А раз нужен зритель и слушатель, искусство редуцируется:

книги усыхают до гарриков, кино - до коубов и прочих вайнов; в общем, главное, чтобы на усвоение художества требовалась секунда, не больше.

А с классикой как прикажете быть? С многотомным Толстым или многочасовым Вагнером? Популяризаторы пускаются во все тяжкие: в Италии для этих целей есть даже специальная государственная конторка, начальник которой изобретает фишки, маркетинговые ходы, интригующие извивы сюжетов - сюжетов, в которых точка поставлена лет пятьсот тому. Вот, например, Мону Лизу популяризатор переоткрыл:

Джоконда - она, оказывается, гермафродит.

Сильвано Винчети, глава комитета по пропаганде исторического и культурного наследия:
Исследование было крайне трудоемким: мы совмещали методы исторические с инновационными и, в конце концов, разрешили эту загадку. Много было на этот счет толкований, а, оказывается, Леонардо просто рисовал двух моделей. Первая была Лиза Герардини, о чем известно всем. Она же - Джоконда, понятное дело. А вот вторым натурщиком был Джан-Джакомо Капротти. У нас есть неоспоримые этому доказательства, в частности, съемка картины в инфракрасном диапазоне, то есть послойное изучение полотна.

Винчети уверяет, что писать двоих Да Винчи был вынужден. Натуральная, из плоти и крови

Джоконда была мрачна и выдавить улыбку из себя не могла физически:

муж ее, как будто, шутов нанимал, чтобы во время портретирования смешили - всё тщетно. Но вдобавок, объясняет верховный итальянский популяризатор, сам Леонардо был… как бы это сказать… крайне сексуально демократичен, отчего

ему были милы ни мужчины, ни женщины, но андрогины.

Господин Винчети ответственно относится к своей работе: открытия, что переворачивают историю искусств, он совершает чаще, чем ему жалование выплачивают. Меньше года тому назад он, к примеру, объявил, что нашел бренные косточки Моны Лизы и готовится восстановить в точности ее облик. До этого верховный популяризатор разгадал тайну смерти Караваджо. Тот будто бы свинцовыми своими красками отравился. Сенсация должна быть короткой и громкой, как выстрел: твердо Винчети усвоил этот закон. Пока не поздно, его следует отправлять на повышение, в министры культуры, скажем, иначе он итальянцам всё окончательно переоткроет: останутся, бедняги, с разъясненными на нет кватроченто-чинквеченто. А зритель все равно будет путаться в именах Рафаэля-Уорхолла-Бэнкси.

Хотя Леонардо давно стал жертвой разъяснителей: его уже не спасешь. Он давний и безнадежный герой поп-науки, поп-искусства, поп-культа, да, вдобавок, еще и гей-икона.

Все, что касается гения Леонардо да Винчи не дает покоя ни его почитателям, ни профессиональным специалистам. Историки раскрыли тайну матери великого Леонардо. Ранее считалось, что она была рабыней из Африки или даже еще романтичнее из Китая. Однако все оказалось по-иному.

Звали ее – Катерина ди Мео Липпи , утверждает в книге «Мона Лиза: люди и картина» британский историк из Оксфорда Мартин Кемп. Она была сиротой и жила с бабкой в холмах в паре километров от Винчи.
Ученые установили, что Катерине было 15 лет, когда ее соблазнил 25-летний адвокат Сер Пьеро да Винчи (1427-1504), работавший во Флоренции . В XVI веке 15 лет – возраст разрешенный для брака, так что никакого совращения несовершеннолетних в нашем понимании здесь не было.


Сохранился дом, в котором жил Леонардо в детстве

В июле 1451 года отец Леонардо решил отдохнуть от жизни в большом городе и приехал на несколько недель в Винчи, где и познакомился с Катериной. 14 апреля 1452 года она родила Леонардо. Пьеро, делавшему карьеру во Флоренции, на простолюдинке Катерине не женился. Первые годы он прожил в доме матери, однако после мальчик был передан в дом деда Леонардо – местного нотариуса и землевладельца. К данным выводам о подробностях о родителях и детстве Леонардо Мартин Кемп выяснил в архивах после тщательного изучения налоговых и иных документов.

Леонардо да Винчи. Ангел для картины “Мадонна в скалах”. Эскиз, 1483-85

К деду Леонардо, Антонио да Винчи (1372-1468) никаких претензий быть не могло. Он воспитывал и занимался внуком в детстве. Примечательна запись в его дневнике (дословный перевод): «В субботу, в три часа ночи 15 апреля родился мой внук, сын моего сына Пьеро. Мальчика назвали Леонардо. Его крестил отец Пьеро ди Бартоломео ».
Что же касается Катерины, то со временем она вышла замуж за местного крестьянина по имени Антонио ди Пьеро Бути и родила ему сына и четырех дочерей.


Более чем через сорок лет Катерина приехала доживать свой век к Леонардо в Милан, где и умерла примерно через год, сообщает Daily Mail. Ученые нашли записку, написанную рукой Леонардо, в которой он обещает оплатить ее похороны, и запись в архиве Милана о смерти некой Катерины из Флоренции.

Отец Леонардо вскоре после рождения первенца женился на богатой и знатной девушке, но этот брак оказался бездетным. Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих шедеврах.


В Италии XVI века к незаконнорождённым детям относились почти как к законным наследникам. Многие влиятельные люди города Винчи приняли участие в дальнейшей судьбе Леонардо.

Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха умерла при родах. Отец женился повторно - и снова вскоре остался вдовцом. Он прожил 77 лет, был четырежды женат и имел 12 детей. Отец пытался приобщить Леонардо к семейной профессии, но безуспешно: сын не интересовался законами общества.

Леонардо не имел фамилии в современном смысле; «да Винчи» означает просто «(родом) из городка Винчи» . Полное его имя - по-итальянски звучит Leonardo di ser Piero da Vinci , то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».



Леонардо да Винчи был одним из самых загадочных не только художников, но и не менее загадочным человеком для всего окружающего общества и даже современников нашего времени.

Да Винчи в первую очередь известен как живописец, хоть при жизни был больше известен до совершеннолетия, как музыкант . Однако Леонардо был настолько неординарной личностью, что оставил свой след едва ли не в каждой области человеческой деятельности. Его интересы касались не только изобразительного искусства. С ранней молодости он проявлял любопытство к музыке, механике, астрономии, ботанике, анатомии. И этот ряд можно множить чуть ли не до бесконечности.

Леонардо первым объяснил, почему небо синее . В книге «О живописи» он писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой».
Леонардо да Винчи за пятьсот лет до появления первого самолета начертил его схему, но с детства и до конца дней ему не давалась обыкновенная латынь.
Казалось, ему до всего было дело — от подводного плавания и летательных аппаратов до прикладной медицины: "Разбить камень в мочевом пузыре. Возьми кору орешника, кости финика и камнеломку, семена крапивы, всего поровну. И из всего сделай мелкий порошок и принимай за едой в виде приправы или же утром в виде сиропа с теплым белым вином..." — читаем в одном из манускриптов.

Леонардо принадлежит великое количество научных открытий. Так, он первым описал сердечный клапан, носящий теперь его имя, обнаружил болезнь атеросклероз, объяснил, что собой представляет Солнце, добился успехов в оптике.

В характере Леонардо проявлял черты противоречия. Некоторая бездеятельность и индифферентность были в нем очевидны. В том возрасте, когда каждый индивидуум старается захватить для себя как можно большее поле деятельности, что не может обойтись без развития энергичной агрессивной деятельности по отношению к другим, он выделялся спокойным дружелюбием, избегал всякой неприязни и ссор. Он был ласков и милостив со всеми, отвергал, как известно, мясную пищу, потому что считал несправедливым отнимать жизнь у животных, и находил особое удовольствие в том, чтобы давать свободу птицам, которых он покупал на базаре.. Он осуждал войну и кровопролитие и называл человека не столько царем животного царства, сколько самым злым из диких зверей. Но эта женственная нежность чувствований не мешала ему сопровождать приговоренных преступников на их пути к месту казни, чтобы изучать их искаженные страхом лица и зарисовывать в своей карманной книжке , не мешала ему рисовать самые ужасные рукопашные сражения и поступить главным военным инженером на службу Цезаря Борджиа.

Да Винчи спал каждые 4 часа по 15 минут (кому лень считать — 90 минут в день, вместо нормальных 7-9 часов).

В те времена, когда безграничная чувственность боролась с мрачным аскетизмом, Леонардо был примером строгого полового воздержания , какое трудно ожидать от художника и изобразителя женской красоты, Сольми,цитирует следующую его фразу, характеризующую его целомудрие: «Акт соития и все, что стоит с ним в связи, так отвратительны, что люди скоро бы вымерли, если бы это не был освященный стариной обычай и если бы не оставалось еще красивых лиц и чувственного влечения» .

Сомнительно, чтобы Леонардо когда-нибудь держал женщину в любовных объятиях ; даже о каком-нибудь духовном интимном отношении его с женщиной, какое было у Мике-ланджело с Викторией Колонной, ничего не известно. Когда он жил еще учеником в доме своего учителя Веррокьо, на него и других юношей поступил донос по поводу запрещенного гомосексуального сожития. Расследование окончилось оправданием. Кажется, он навлек на себя подозрение тем, что пользовался как моделью имевшим дурную славу мальчиком . Когда он стал мастером, он окружил себя красивыми мальчиками и юношами, которых он брал в ученики . Последний из этих учеников, Франческо Мельци, последовал за ним во Францию, оставался с ним до его смерти и назначен был им его наследником. Можно предположить, что нежные отношения Леонардо к молодым людям, которые по тогдашнему положению учеников жили с ним одной жизнью, не выливались в половой акт. Впрочем, в нем нельзя и предполагать сильной половой активности.

Леонардо был самым красивым мужчиной своего поколения, прекрасным певцом. Работая над картиной, он обычно слушал музыкантов. И мы точно знаем, что он никогда не состоял в эмоциональных отношениях с женщиной. С юношами — да, но и только.

Действительно, рядом с гением на протяжении всей его жизни не было зафиксировано ни одной женщины, кроме матери и мачехи .

Зато почти все ученики Леонардо, не отличавшиеся талантом, были исключительно красивыми юношами.

Один из них обращает на себя особое внимание. В 1490 году Леонардо записывает в дневнике: "Джакомо пришел жить со мной... Ему десять лет ". Вернее, Джакомо Капротти в ученики к мастеру привел его отец-бедняк. У парня был отвратительный характер. На второй день после поступления в учение к мастеру Джакомо обокрал его. Леонардо пишет по этому поводу; "Я наметил купить для него две рубашки, пару чулок и камзол, и, когда отложил деньги, чтобы за все это заплатать, он их украл ".

В дальнейшем Леонардо называет Джакомо не иначе как вор, лгун, упрямец и дает ему прозвище Салаино (Дьяволенок). Но, несмотря на все неприятности, которые Салаино доставляет своему учителю, Леонардо его не выгоняет, а напротив, трепетно заботится о нем — покупает дорогие вещи, хорошо кормит, всячески балует и использует как натурщика (см. картину "Святой Иоанн").

Образ красивого юноши появляется на страницах манускриптов да Винчи неизменно рядом с суровым мужским профилем. Со временем юноша на рисунках становится все красивее, а мужчина — все суровее. Исследователи считают, что Леонардо рисовал Салаино и себя, как бы фиксируя на бумаге сложные отношения с учеником.


Мы знаем очень мало о юности Леонардо. Он родился в 1452 году в маленьком городке Винчи, между Флоренцией и Эмполи; он был незаконный ребенок , что в то время, конечно, не считалось большим пороком; отцом его был синьор Пьеро да Винчи, нотариус и потомок фамилии нотариусов и земледельцев, которые назывались по месту жительства Винчи. Мать его, Катарина, вероятно деревенская девушка, вышедшая замуж за другого жителя Винчи. Эта мать не появляется больше в биографии Леонардо, только поэт Мережковский предполагает следы ее влияния. Единственное достоверное сведение о детстве Леонардо дает официальный документ от 1457 года, Флорентийский налоговый кадастр, где в числе членов фамилии Винчи приведен Леонардо как пятилетний незаконный ребенок синьора Пьеро. Брак синьора Пьеро с некой донной Альбиерой остался бездетным, поэтому маленький Леонардо мог воспитываться в доме отца. Этот отчий дом он покинул только тогда, когда (неизвестно, в каком возрасте) поступил учеником в мастерскую Андреа дель Верроккьо.
У него было две матери, первая его настоящая мать, Катарина, от которой он отнят был между тремя и пятью годами, и молодая, нежная мачеха, жена его отца, донна Аль-биера.

Вообще у историков существует мнение, что мать великого художника была русской женщиной. «В дошедших до нас портретных изображениях Леонардо ничто не указывает на его восточную внешность, однако профессор Веццози считает, что мать художника была привезена с Востока».
Это единственный «довод» во всей версии о именно славянском и даже русском происхождении великого художника; но и в этом доводе неувязочка: происхождение восточное, а не внешность. Все остальное указывает именно на еврейское происхождение Леонардо , хотя профессор не хочет дать этого понять. Таким же образом настроен и журналист Шевцов: «1452 год. Именно к этому году относится запись «Родился мой внук, сын моего сына Пьеро. Случилось же 15 апреля, в субботу, в три часа ночи. Нарекли именем Леонардо». Эту запись сделал дед появившегося на свет младенца, впоследствии прославившего всю Италию, ставшего гордостью всего человечества.
Отец новорожденного, Пьеро, уважаемый всеми и, что не менее важно, весьма состоятельный человек, считался хорошим нотариусом. Он носил звание сэра, которое к Англии не имело никакого отношения. Этот титул присваивался в Италии, но только нотариусам. И не случайно на церемонии крещения в местной баптистерии присутствовало пятеро крестных отцов и матерей. Такой чести удостаивались только очень уважаемые люди. А ведь родившийся мальчик был внебрачным ребенком.

Леонардо вел дневник; он делал в своей мелкой, написанной справа налево записи пометки, предназначавшиеся только для себя. В этом дневнике он странно обращается к самому себе на «ты» ..
Есть в Леонарда одна очень странная и очень откровенная запись: «Из-за этого эротического отношения к матери я стал гомосексуальным ». Здесь речь идёт прежде всего о интимных фантазиях с матерью которых не было, но которые с детства были придуманы и записаны великим художником. Уже в солидном возрасте эту свою тайну он отразит в загадочной улыбке Джаконды в которой он вполне возможно изобразил свою практически ни кому не известную мать, любовь к которой он хранил всю жизнь и шикарно оплатил её похороны по всем счетам.

Думаю, настала пора перейти к рассказу о матери Леонардо. О ней мы знаем очень мало. Даже великий Вазари - художник Возрождения и автор самого первого «Жизнеописания» Леонардо да Винчи, практически ничего не упоминает о его матери. Точно установлено, что ее звали Катериной. Этим христианским именем называли многих родившихся в здешних местах девочек. Но если сведения о них заносились в местные церковные приходские книги, то о матери Леонардо ничего не сообщалось. К тому же у нее не было фамилии. Скорее всего, она приехала издалека. Как выяснилось из дальнейшего рассказа А.Веццози, в ту пору в Винчи обосновалось семейство, из которого вышли крупные работорговцы. Надо сказать, что многочисленные государства, находившиеся на Апеннинском полуострове, в XV веке активно участвовали в работорговле. Чаще всего рабы приобретались на невольничьих рынках Ближнего Востока, либо доставлялись в качестве военных трофеев. Хозяева рабынь не несли за них никакой ответственности. Поэтому нет ничего удивительного в том, что отец Леонардо уже вскоре после рождения сына женился на 16-летней девушке Альбиере дельи Амодори, происходившей из знатного рода.


Если Леонардо удалось передать в лице Моны Лизы двойной смысл, который имела ее улыбка, обещание безграничной нежности и зловещую угрозу, то он и в этом остался верен содержанию своего раннего воспоминания. Нежность матери стала для него роковой, определила его судьбу и лишения, которые его ожидали. Страстность ласк, на которую указывает его фантазия, была более чем естественна: бедная покинутая мать принуждена была все воспоминание о былой нежности и свою страсть излить в материнской любви; она должна была поступать так, чтобы вознаградить себя за то, что лишена была мужа, а также вознаградить ребенка, не имевшего отца, который бы его приласкал. Таким образом, она, как это бывает с неудовлетворенными матерями, заменила своего мужа маленьким сыном и слишком ранним развитием его эротики похитила у него часть его мужественности. Любовь матери к грудному ребенку, которого она кормит и за которым ухаживает, нечто гораздо более глубоко захватывающее, чем ее позднейшее чувство к подрастающему ребенку. Она по натуре своей есть любовная связь, вполне удовлетворяющая не только все духовные желания, но и все физические потребности , и если она представляет одну из форм достижимого человеком счастья, то это нисколько не вытекает из возможности без упрека удовлетворять давно вытесненные желания, называемые извращениями . В самом счастливом молодом браке отец чувствует, что ребенок, в особенности маленький сын, стал его соперником, и отсюда берет начало глубоко коренящаяся неприязнь к предпочтенному .

Когда Леонардо, уже будучи взрослым, вновь встретил эту блаженно-восторженную улыбку, которая некогда играла на губах ласкавшей его матери , он давно был под властью задержки, не позволявшей ему желать еще когда-нибудь таких нежностей от женских уст. Но теперь он был художник и потому постарался кистью вновь создать эту улыбку; он придавал ее всем своим картинам, рисовал ли он их сам или под своим руководством заставлял рисовать учеников, - «Леде», «Иоанну» и «Бахусу» Картины эти дышат мистикой, в тайну которой не осмеливаешься проникнуть.

«Судя по всему, мать Леонардо долго прожила на Востоке, и многое из того, что она усвоила там, перешло к сыну. Известно, что Леонардо был левшой, писал справа налево, начиная с последней страницы, то есть так, как это принято было на Востоке . Скорее всего, именно от матери ему передались навыки правописания и чтения» С детства она имела навыки правописания и чтения, но совсем на другом языке, чем на языке своих хозяев в Италии. Навыки правописания и чтения Леонардо получал от деда или от отца, но, по всей видимости, с отвращением. А писать он с радостью учился у своей нежной, горячо любящей его матери, причем задолго до уроков у нотариуса. Его мать вряд ли знала латинское правописание, а давать сыну что-либо читать у нее просто не было. На всю жизнь у Леонардо осталось отвращение к письму по-европейски , но желание писать только так, как научила его мать.

Интересно, что великий художник написавший "Тайну вечери" не отличался религиозностью. Вот как он писал о святых иконах:
«Говорить будут с людьми, которые ничему не внемлют, у которых глаза открыты, но ничего не видят; они будут обращаться к ним и не получать ответа; они будут молить о милостях того, кто имеет уши и не слышит; они будут возжигать свечи тому, кто слеп ».


А о страстной пятнице высказался так: «Во всей Европе многочисленными народами оплакивается смерть одного человека, умершего на Востоке ».

Великий Леонардо вообще в некоторых вещах всю жизнь оставался ребенком; говорят, что все великие люди сохраняют в себе нечто детское. Будучи взрослым, он продолжал играть в детские игры , вследствие чего казался иногда своим современникам странным и неприятным .


Мы решительно заявляем, что никогда не причисляли Леонардо к невротикам или, по неудачному выражению, к «нервнобольным» . Кто недоволен, что мы вообще отваживаемся применять к нему взгляды, почерпнутые из патологии, тот еще крепко держится за предрассудки, от которых мы уже успели отказаться. Мы уже не думаем, что можно провести резкую границу между здоровьем и болезнью, между нормальным и нервным и что невротические черты должны считаться доказательством общего несовершенства .

Целью нашей работы было объяснить задержки в сексуальной жизни Леонардо и его художественной деятельности. Да будет нам позволено сделать общий обзор всего, что мы могли открыть в ходе развития его психики. Нам нет возможности проникнуть в его наследственность, но зато мы узнаем, что случайные обстоятельства его детства оказали на него глубоко вредное влияние .

Бытует гипотеза, что да Винчи контактировал с представителями внеземных цивилизаций, передавших ему ценные сведения , либо он сам являлся инопланетным представителем, который появился на Земле для того, чтобы помочь людям в области научных открытий.

Да, Леонардо да Винчи не чужд был мистике и масонству . Начнем с того, что он был Великим магистром масонской ложи «Приорат Сиона» («The Priory of Sion»).

Что касается нетрадиционной сексуальной ориентации Леонардо да Винчи, то к такому мнению склоняется большинство исследователей, спор лишь идет о том, кто был Леонардо - гей или бисексуал.

Леонардо был скрытным человеком, который окружал себя ореолом секретности. В силу этого нам мало что известно о его частной жизни. Рядом с ним всегда было немало красивых юношей, которые служили ему ассистентами. Это Чезаре де Сесто, Болтраффио, Андреа Салаино и молодой аристократ по имени Франческо Мелци, которого Леонардо усыновил и сделал своим наследником. В его окружении был также уже упомянутый нами прелестный мальчик, которого звали Джиан Джакомо Капротти. Образ этого мальчика встречается в рисунках и набросках Леонардо, относящихся почти к двадцатилетнему периоду его творчества. По свидетельству современников, это были не только ученики, но и интимные друзья Леонардо.

Леонардо да Винчи никогда не любил и не был любимым . Леонардо старательно прятал свою личную жизнь от лишних гла з и никогда не выставлял её на показ.

Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 года во Франции, в замке Клу, скорее всего, от туберкулеза или сифилиса - настоящего бича тех времен