Список героев в музее на поклонной горе. Музей победы. Экспозиция Музея Победы на фотографиях разных лет

В экспозиции музея представлены шесть диорам, посвященных крупнейшим военным операциям Великой Отечественной войны, созданных известными мастерами Студии военных художников им. М.Б.Грекова.

"Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 г."

В основу сюжета диорамы "Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 г." (автор -народный художник РФ Е.И. Данилевский) положены события, происходившие в ноябре - декабре 1941 г. в 60-70 км северо-западнее Москвы, в районе г. Яхрома Дмитровского района Московских и Уральских частей, прибывшие для пополнения 1-й Ударной армии Западного фронта.

В результате зимнего контрнаступления Красной Армии замысел гитлеровского командования по овладению Московской с северо-западного направления был сорван, враг был отброшен от Москвы на 100-250 км. Прямая угроза захвата столицы была ликвидирована.

Аванзал диорамы украшен картиной Е.И. Данилевского "Москва. Ноябрь 1941 г.", дополняющей тему битвы за Москву.

"Сталинградская битва. Соединение фронтов"

В основу сюжета диорамы (авторы - народный художник РФ М.И. Самсонов, заслуженный художник А.М. Самсонов) положено историческое событие - соединение войск Юго-Западного и Сталинградского фронтов 23 ноября 1942 г. в районе г. Калач и поселка Советский. Художники показали кульминационный момент встречи танкистов 45-й и 69-й танковых бригад 4-го танкового корпуса (командир генерал-майор А.Г. Кравченко) с бойцами 36-й механизированной бригады 4-го механизированного корпуса (командир генерал-майор В.Т. Вольский). На переднем плане изображен немецкий солдат с автоматом, оказавшийся в расположении советских частей, - на его лице смертельная усталость от долгих боев.

Сталинградская битва, в которой участвовали с обеих сторон более 2 млн. человек, происходила на территории в 100 000 кв. км и продолжалась 200 дней и ночей. Сталинградская битва положила начало коренному перелому в Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в пользу СССР и его союзников.

"Блокада Ленинграда"

Эта диорама (автор - лауреат Государственной премии РФ художник Е.А. Корнеев) принципиально отличается от других: здесь нет боев, солдат, танков, порохового дыма. Зритель видит панораму Невы, стрелку Васильевского острова, Петропавловскую крепость, справа - канал Грибоедова, Банковский мостик. Этот вид не соответствует реальной топографии, он умышленно скадрирован, чтобы создать образ Великого города, который воспринимается как символ стойкости и героизма защищавших его людей, выдержавших900 дней изнурительной блокады.

На боковых стенах диорамного зала изображены ленинградцы, героически защищавшие свой город. Среди них - поэтесса Ольга Бергольц, композитор Дмитрий Шостакович, писатель Александр Крон.

В смертельной схватке с жестоким врагом, преодолев тягчайшие трудности блокады, ленинградцы выстояли т победили. 27 января 1944 г. небо над широкой заснеженной Невой озарилось цветными огнями салюта в честь полного снятия блокады Ленинграда. Этот эпизод запечатлен на стене аванзала диорамы.

"Курская битва"

В основу сюжета диорамы (автор - народный художник РФ Н.С. Присекин) положены исторические события лета 1943 г., завершившие коренной перелом в ходе Великой отечественной войны, - разгром отборных немецко-фашистских войск на Курской дуге.

Посвящая свою работу стратегической операции на Курской дуге, автор берет лишь один ее день - 12 июля 1943 г., когда в районе Прохоровке сошлись в лобовом сражении две танковые армады. С обеих сторон насчитывалось до 1 200 танков и самоходно-артиллерийских установок. Это было одно из самых крупных встречных танковых сражений Второй мировой войны. По словам самого художника, он стремился воспроизвести "гигантский огненный котел на красно-рыжей, как раскаленный металл, земле".

Сражение под Прохоровкой выиграли советские войска. Враг был измотан и обескровлен, по всему Курскому выступу началось его отступление. 5 августа в честь освобождения Орла и белгорода в Москве произведен первый салют. Курская битва завершилась 23 августа 1943 г. взятием Харькова.

"Форсирование Днепра"

В основу сюжета диорамы (автор - народный художник РФ В.К. Дмитриевский) положено форсирование реки Днепр в сентябре - октябре 1943 г. на киевском направлении. Выйдя к Днепру, советские войска с ходу приступили к форсированию могучей реки. Используя любые подручные средства, преодолевая ожесточенное сопротивление врага, части Красной Армии переправлялись через Днепр и захватывали плацдармы на его правом берегу.

Широкой гладью величественного Днепра диорама как бы поделена на две части. В левой, освещенной ярким солнечным светом, изображены заднепровские дали. Оттуда, с востока, идет свет надежды освобождения. Но чем ближе к западу, тем темнее становятся тона. Картины жизни и смерти перемешались: идет бой не на жизнь, а на смерть за каждую пядь земли. Автор диорамы - участник Великой отечественной войны - считает эту переправу обобщенным образом всех днепровских переправ. Он отдает дань памяти и уважения тем, кто сражался, был ранен или пал в сражении при форсировании великой и могучей реки.

"Штурм Берлина"

Главным композиционным центром диорамы (автор - народный художник РФ В.М. Сибирский) выбрана северо-восточная часть парка Тиргартен с рейхстагом. Сюда 29 апреля 1945 г., сломив сопротивление немецко-фашистских войск, вышли передовые части 79-го стрелкового корпуса 3-й Ударной армии - 150-я стрелковая дивизия генерал-майора В.М. Шатилова и 171-я стрелковая дивизия полковника А.И. Негоды. Художник воспроизводит не только завершающий этап войны, но и отдельные героические подвиги советских воинов. В траншее мы видим полковника Ф.М. Зинченко с сержантом М.А. Егоровым и младшим сержантом М.В. Кантария, в руках одного из них - Знамя Победы, которое ранним вечером 30 апреля будет вооружено на крыше рейхстага. Всего советскими воинами на рейхстаге было установлено более 50 знамен и флагов.

1 мая 1945 г. части 3-й Ударной и 8-й Гвардейской армий штурмовали рейхстаг. 2 мая к 15 часам сопротивление противника полностью прекратилось, остатки берлинского гарнизона сдались в плен. В ночь на 9 мая в пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.

Предыдущая фотография Следующая фотография

Когда-то между реками Сетунь и Филька далеко за пределами города останавливались путники, чтобы с высоты холма взглянуть на панораму Москвы и поклониться ей. Позже это место стало называться Поклонной горой. Именно здесь в 1812 г. «напрасно ждал Наполеон, последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной».

Проект мемориала на Поклонной горе был создан еще в 1942 г., но тогда, по известным причинам, его невозможно было осуществить. Он был открыт только в 5 мая 1995 г., в ознаменование 50-летия победы над фашизмом. На площади Победителей, к которой ведет центральная аллея, расположился Музей Победы.

До лета 2017 г. он носил другое имя: Центральный музей Великой Отечественной войны.

Центральный музей Великой Отечественной войны

Что посмотреть

Экспозиция музея разделена на четыре зала. В Зале полководцев, открывающем экспозицию музея, увековечены имена высшего командного состава, кавалеров ордена «Победа». Жуков, Конев, Малиновский, Монтгомери - только часть плеяды знаменитых полководцев, «встречающих» гостей музея.

В Зале славы на белых мраморных плитах увековечены имена 11 800 Героев Советского Союза. В центре зала стоит бронзовая скульптура «Солдат Победы», над которым сияет «Орден Победы».

Приглушенный свет, нити бусин, спускающихся с потолка, словно слезы, скульптурная композиция «Скорбь» - это Зал памяти и скорби. «Реквием» Моцарта дополняет его атмосферу.

Музей Победы на Поклонной горе входит в комплекс парка Победы, являясь центральным зданием мемориала. С 22 июня 2017 музей получил новое сокращенное официальное название — Музей Победы. До этого он назывался Музей Великой Отечественной Войны.

Экспозиции размещены на четырех этажах. В музее проводятся организованные экскурсии с гидом, но возможен и индивидуальный осмотр. Помимо образцов подлинного вооружения и военной техники, символики и обмундирования участников сражений, отличием музея стали диорамы величайших сражений Великой Отечественной.

Посещение Музея Победы расширяет представления о значимом историческом периоде, знакомит с подлинными свидетельствами боевых событий и их непосредственными участниками. Вечный огонь и часовые у входа подчеркивают особый статус мемориала и его значимость.

При входе в Музей Победы размещены витрины и стенды с экспонатами – личными вещами, документами и наградами военачальников и рядовых бойцов. Представлены подлинные образцы оружия и обмундирования солдат и офицеров различных родов войск армий антигитлеровской коалиции и наших противников. Массивная лестница на следующий этаж занимает значительный объем.

В центре помещения первого этажа размещается Зал Памяти и скорби, с соответствующей наименованию скульптурной группой работы Кербеля.

Диорамы освещают картины с изображением батальных сцен решающих битв величайшей войны, унесшей жизни более 60 миллионов людей из разных государств, в том числе 27 миллионов наших соотечественников.

Следующий этаж музея вмещает основное количество предметов экспозиции. Зал Славы, находящийся в центральной части, представляет имена всех Героев Советского Союза, получивших высокие награды за подвиги во время минувшей войны. Перечислены также города – герои, удостоенные почетного наименования в память об их вкладе в победу над фашизмом. В центре – скульптурное изображение солдата Победы (автор – Зноб), у входа – бюсты летчиков Покрышкина и Кожедуба, по три раза награжденных звездой Героя.

Верхний этаж музея имеет представительный зал для тематических выставок, организуемых к памятным датам памятных исторических событий либо посвященных видам и родам войск и отдельным разновидностям вооружений. Здесь же портреты и бюсты маршалов и генералов, а также кавалеров главного полководческого ордена Победа. Красочное изображение этого ордена помещено во внутренней вершине купола, венчающего музейное здание.

Зал Памяти и скорби

После «вступительных» экспозиций посетители Музея Победы переходят в просторный зал, вдоль стен которого торжественно расположены тома Книги памяти. Это место посвящено памяти миллионов, отдавших жизнь за мир на земле.

Приглушенное освещение и хрустальные капли, слезами струящиеся с потолка, символизируют погибших и создают подобающую этому месту атмосферу.

Диорамы Музея Победы

Многие посетители называют самыми впечатляющими экспонатами музея диорамы великих сражений. В отличие от круговых (панорам) они выполнены на вогнутых поверхностях, также создающих впечатление перспективы. Задний план диорам выполняется чисто в живописной технике; передний иногда включает выпуклые элементы – горельефы и барельефы (разница – в степени рельефности), а также скульптурные изображения.

Оборона и контрнаступление под Москвой — это события первого военного года. Неожиданность немецкого нападения, неверие И. В. Сталина в разведданные о дате нападения позволили вражеским войскам развить наступление; Гитлером ставилась задача захватить Москву до наступления морозов.

Оборону держали отходившие войска; они срочно усиливались резервами Ставки и частями других фронтов. Занимали позиции и дивизии ополчения, сформированные из многочисленных добровольцев. Негодные к службе жители участвовали в строительстве оборонительных рубежей, влились в состав сил ПВО для нейтрализации зажигательных бомб.

Наиболее ожесточенные бои разгорелись в ноябре, однако 7 ноября состоялся парад, с которого войска следовали на боевые позиции. К началу декабря наступательный порыв врага стал выдыхаться. Появились предпосылки для активных ответных ударов Красной армии, и контрнаступление было спланировано и осуществлено.

Контрнаступлением 3-х обороняющихся фронтов руководили будущие прославленные полководцы Жуков, Конев и Тимошенко. Были разбиты многие танковые и пехотные соединения врага, вынуждены к отходу остальные подразделения.

План молниеносной войны – блицкрига был сорван, что укрепило боевой дух и уверенность в своих силах нашей армии. Непобедимость германской армии впервые была опровергнута.

Диорама, на которой иллюстрируется Сталинградская битва – одна из самых выразительных в экспозиции. Сражение готовилось гитлеровцами как ответ на неудачный штурм Москвы; целью был выход к Волге и установление контроля над важнейшей транспортной артерией нашей страны. Поэтому наступающие немецкие части имели превосходство в численном составе и боевой технике, что позволило вплотную приблизиться к реке и Сталинграду.

Сталинград стал фронтовым городом, подвергался массированным артиллерийским обстрелам и бомбардировкам с воздуха. К концу августа 1942 года противник вошел на окраины, завязались упорные уличные бои. Сражались за кварталы и дома, территории заводов; объекты неоднократно переходили из рук в руки. Мужеством и доблестью бойцов удалось Сталинград отстоять.

Ноябрь 1942 года был ознаменован блестящей контратакующей операцией Красной армии. Начатое 20 ноября наступление привело к окружению немецкой группировки фельдмаршала Паулюса в 330 тысяч человек. Противостояние продолжалось до февраля 1943 года, предложения о прекращении сопротивления немецкое командование не принимало.

Донскому фронту была дана команда на уничтожение; в ходе операции более 90 тысяч немецких солдат и офицеров во главе с Паулюсом были взяты в плен. И был все-таки подписан акт о капитуляции; немцы потерпели чувствительное поражение, сказавшееся на всем ходе войны.

Курское сражение, которому посвящена следующая диорама, во многом повлияло на весь ход войны в глобальном масштабе; происходила битва летом 1943 года, когда после сталинградской победы инициатива была в руках советских войск. Германия снова пыталась применить тактику блицкрига, собрав ударный кулак армейских группировок Юг и Центр.

Силами почти в миллион солдат и 2700 танков планировалось окружить и уничтожить войска Красной армии, замкнув курский выступ линии фронта. Окружения не получилось – командование наших войск заблаговременно ввело резервы, обеспечив превосходство в живой силе и бронетехнике.

В кровопролитных боях немецкие армии потеряли более 120 тысяч солдат, большое количество танков и потерпела сокрушительное поражение. Победу Красной армии во многом обеспечили разведывательные данные о вражеских планах. Немцам не помогло применение новейших мощных танков Тигр и Пантера – огонь реактивных минометов Катюша оказался мощнее.

Крупнейшая в истории танковая битва под Прохоровкой, окончившаяся победой советских войск, позволила развить стратегическое наступление.

Вскоре были взяты Орел и Харьков. Появились перспективы успешного развития событий в войне в целом.

В 1955 маршал Г.К. напомнил об этой задумке. Затем было множество конкурсов и проектов, но дело не продвинулось дальше установки в 1958 году закладного камня и устройства парка Победы на Поклонной горе в 1961.

Лишь в 1986 году появился проект музея Великой Отечественной войны. Тогда решили включить музей в ансамбль Победы на Поклонной горе. Особое внимание в концепции уделяли военно-исторической экспозиции из пяти разделов:

  • СССР накануне Великой Отечественной войны в условиях возрастающей опасности фашистской и японской агрессии
  • первый период Великой Отечественной войны (июнь 1941 г. – ноябрь 1942 г.)
  • второй период Великой Отечественной войны (ноябрь 1942 г. – декабрь 1943 г.)
  • третий период Великой Отечественной войны и завершение Второй мировой войны (январь 1944 г. – сентябрь 1945 г.)
  • историческое значение победы над германским фашизмом и японским милитаризмом

Временные историко-художественные экспозиции появились в 1993–1994 годах. Они стали прообразом будущих стационарных экспозиций. Тогда же возникла идея создать выставку военной техники и инженерно-фортификационных сооружений на Поклонной горе.

Музей ВОВ открыли 9 мая 1995 года в присутствии пятидесяти пяти глав государств мира.

В зале Славы на белоснежных мраморных пилонах высечены имена 11 800 Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации. А в зале Полководцев представлена галерея кавалеров ордена Победы. Изюминка музея - 6 диорам, посвященных основным событиям войны:

  • «Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 года»
  • «Битва под Сталинградом. Соединение фронтов»
  • «Блокада Ленинграда»
  • «Курская битва»
  • «Форсирование Днепра»
  • «Штурм Берлина»

А трехмерная историко-художественная панорама «Битва за Берлин. Подвиг Знаменосцев» позволяет посетителям почувствовать себя участником военных событий.

В фондах музея хранятся подлинные предметы вооружения и боевой техники, нумизматика, филателия и филокартия, предметы быта, большое количество рукописно-документальных и фотоматериалов, рассказывающих о Великой Отечественной войне.

В здании музея также открыт Зал Памяти и скорби, где в специальных витринах расположены Книги Памяти - 385 томов с именами погибших на войне.

Музей является историческим свидетелем войны, который не может лгать. Музей воспитывает новых героев, которые станут наследниками славы и величия страны, нескончаемым источником мудрости. Музей показывает, что у великого народа есть великие люди.

Экспозиция Музея Победы на фотографиях разных лет:

Все переменится вокруг.
Отстроится столица.
Детей разбуженных испуг
Вовеки не простится.

Не сможет позабыться страх,
Изборождавший лица.
Сторицей должен будет враг
За это поплатиться.

Запомнится его обстрел.
Сполна зачтется время,
Когда он делал, что хотел,
Как Ирод в Вифлееме.

Настанет новый, лучший век.
Исчезнут очевидцы.
Мученья маленьких калек
Не смогут позабыться.

Борис Пастернак. Страшная сказка. 1941

Поклонная гора– это интересное историческое место на западе Москвы. Когда-то этот холм между речкой Сетунью и Филькой находился далеко за городской чертой. С него открывался великолепный вид на окрестности. Путники останавливались здесь, чтобы поклониться «Белокаменной». Отсюда и пошло название «поклонная». На Поклонной горе в Москве расположился мемориальный комплекс Парк Победы.

Архитектурный ансамбль Парка Победы и Поклонной горы включает в себя:

  • Монумент Победы (архитектор проекта - Зураб Церетели, проектирование и расчёт - ЦНИИПСК, под руководством Б. В. Остроумова)
  • Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
  • Храм Святого Великомученика Георгия Победоносца (архитектор А. Полянский) (1995)
  • Мемориальная мечеть (архитектор И. Стажнев) (1997)
  • Мемориальная синагога и мемориальный музей Холокоста (архитектор М. Зархи) (1998)
  • Часовня, воздвигнутая в память об испанских добровольцах (2003)
  • Выставка военной техники и вооружения под открытым небом
  • Памятник «Защитникам земли Российской» (скульптор А. Бичугов)
  • Памятник «Всем павшим» (скульптор В. Зноба)
  • Памятный знак «Здесь будет сооружен памятник защитникам Москвы»

Составной и одновременно основной частью мемориального комплекса Победы на Поклонной горе является Музей Победы.

По дороге к музею

Храм великомученика Георгия Победоносца

Монумент Победы. Архитектор проекта - Зураб Церетели

Центральный вход в музей и кассы музея

Вечный огонь

В Музее Победы три главных зала — зал Полководцев , Славы и Памяти и скорби . Отдельно представлена постоянная экспозиция «Путь к Победе». Шесть диорам рассказывают об основных событиях Великой Отечественной войны.

Начало осмотра. 1-й этаж музея

Все для фронта! Все для победы!

Портрет генерал-полковника П.А. Артемьева

Личные вещи

Зал памяти и скорби

Посвящен памяти 26 миллионам 600 тысяч наших соотечественников, погибших и пропавших без вести.

Центральным объектом Зала Памяти и скорби является скульптурная группа «Скорбь».

Потолок оформлен подвесками из латунных цепочек. «Хрусталики», прикрепленные к цепочкам, символизируют слезы, выплаканные по погибшим.

В зале звучит минорная музыка, чаще всего «Реквием» Моцарта.

На первом этаже музея расположены диорамы:

  • «Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 г.»
  • «Битва под Сталинградом. Соединение фронтов»
  • «Блокада Ленинграда»
  • «Курская битва»
  • «Форсирование Днепра»
  • «Штурм Берлина».

Диорама «Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 г.»

Диорама «Битва под Сталинградом»

Диорама «Блокада Ленинграда»

Диорама «Курская битва»

Диорама «Форсирование Днепра»

Диорама «Штурм Берлина»

Малый кинозал

Портреты наших великих полководцев

Парадная форма образца 1940 года генерала армии СССР К.А. Мерецкова

На стенах музея отмечены все дивизии, которые принимали участие в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

«Родина-мать зовёт!» - знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны.

Для миллионов наших солдат и офицеров он стал портретом Матери. Каждый видел в нем черты дорогого ему лица.

Автор плаката — Ираклий Моисеевич Тоидзе. Для образа Родины-матери позировала жена художника, Тамара Теодоровна. Работу над плакатом художник начал в первый день войны, а в середине июля плакат увидела вся страна.

Маршал Советского Союза Тимошенко С.К.

Зал полководцев. Парадная лестница

На верхней площадке парадной лестницы, перед входом в Зал Славы, располагается знаменитая экспозиция «Щит и меч Победы». Этот подарок музею был сделан правительством Москвы к 50-летию Победы. Меч сделан знаменитыми мастерами из города Златоуста и украшен уральскими самоцветами.

Главный зал музея — Зал Славы

увековечены имена тех, кто удостоен самой высокой военной награды — «Орден Победы»

В зале Славы проходят различные торжественные мероприятия. Здесь принимают присяги и посвящают в суворовцы.

Куполообразный потолок зала украшает красочный орден Победы

Под куполом зала - барельефы городов-героев. Лавровый венок символизирует торжество Победы.

На мраморных плитах имена почти 12 тысяч героев Советского союза и России

В центре зала - бронзовая скульптура «Солдат Победы»

Сенсорные экраны в центре зала. Очень удобно. Можно посмотреть технику, находящуюся на территории мемориального комплекса Парк Победы.

Дар Президента РФ Б.Н. Ельцина Музею Победы (Центральному музею Великой Отечественной войны 1941-9145гг.)

По внешнему периметру Зала Славы расположены Гвардейские залы. Здесь размещается основная военно-историческая экспозиция музея «Подвиг и Победа великого народа». Экспозиция размещается на площади свыше 3000 кв. метров и содержит более 6000 тысяч экспонатов.

Оружие, боевая техника, обмундирование, награды, фотографии, кинохроника, документы времен войны, фронтовые письма, художественные произведения: картины, скульптура, графика, плакаты — огромная коллекция предметов, собранных за все время существования музея, рассказывающих о Великой Отечественной войне нынешнему поколению.

Пожелтевшие письма — солдатские треугольники. Эти весточки из прошлого особенно трогают душу.

Очень красивая вечерняя подсветка

Памятные даты и ежегодные мероприятия

  • дата основания — 04.03.1989
  • дата открытия — 09.05.1995
  • 9 мая — День Победы
  • 22 июня — День памяти и скорби
  • 28 мая — День пограничника
  • 5 декабря — День начала контрнаступления советских войск в битве под
  • Москвой
  • 27 января — День снятия блокады Ленинграда
  • 2 февраля — День победы советских войск под Сталинградом
  • май — Международная акция «Ночь в музее»
  • 15 февраля — День памяти воинов-интернационалистов
  • 11 апреля — Международный день освобождения узников фашистских концлагерей
  • 23 августа — День разгрома фашистских войск в Курской битве
  • 28 июля — Начало Первой мировой войны
  • 4 декабря — Бал Победителей

Часы работы Музея Победы

Вторник-воскресенье 10.00 — 20.00 , кроме четверга и пятницы

Четверг и пятница 10.00 — 20.30

Вторник-воскресенье 10.00 — 19.30 , кроме четверга и пятницы
Четверг и пятница 10.00 — 20.00

Открытые площадки и выставка «Моторы войны»
Вторник-воскресенье 11:00-18:30
(кассы и вход посетителей до 18:00)
Выходной — понедельник

Стоимость билетов в Музей Победы

350 р — единый билет / 300 р — льготный билет
250 р — главное здание музея / 200 р — льготный билет
250 р — открытая площадка / 200 р — льготный билет
200 р — площадка локальных войн и вооруженных конфликтов
50-80-х гг. ХХ в. / 150 р — льготный билет

Лица, не достигшие 16-летнего возраста, проходят в музей бесплатно

Музей Победы (Центральный музей Великой Отечественной Войны) на карте