Трагический конфликт у Шекспира. Великие трагедии Шекспира. Трагический конфликт у Шекспира Гамлет что режиссер считает основным конфликтом пьесы

Глубина конфликта в пьесе У. Шекспира «Гамлет»

В широком смысле конфликтом следует называть ту систему противоречий, которая организует художественное произведение в определенное единство, ту борьбу образов, социальных характеров, идей, которая развертывается в каждом произведении - в эпических и драматических широко и полно, в лирических - в первичных формах.

Это основа сюжетного построения, столкновение противоречий, передающих авторскую мысль. Когда возникает драматическая ситуация, персонаж вынужден действовать: его поступками движет его воля, его интересы. В драме обычно сталкиваются противоположные воли и интересы. Противоположные цели, в борьбе за которые проявляются характеры персонажей. Конфликт образует сюжет, он - содержание сценария и его главная движущая сила, его потенциал движения. На его основе возникают сюжет, характеры, перипетии.

Понятие конфликта само по себе в достаточной степени многообразно. В трагедии же можно говорить о конфликте с разных позиций: в смысле внешней противопоставленности персонажей - Гамлета и его противника Клавдия, Гамлета и Лаэрта.

Можно говорить о внутреннем конфликте в самом Гамлете, о внутренней борьбе его противоречивых устремлений.

Конфликт - есть неотъемлемый момент в каждом фабульном (а часто и бесфабульном, например, лирическом) произведении, и момент совершенно неизбежный; социальная практика всякой социальной группы представляется непрерывным диалектическим движением от одних возникающих на ее пути социальных противоречий к другим, от одного социального конфликта к другому. Разрешая эти противоречия, осознавая их, «общественный человек, воспроизводящий в художественном творчестве свои чувства и мысли», тем самым воспроизводит свои противоречивые отношения к противоречивой объективной действительности и разрешает их.

Всякое художественное произведение представляется, прежде всего, диалектическим единством - единством противоречий. Тем самым оно всегда конфликтно, в основе его всегда существует определенный социальный конфликт и личностный конфликт.

Конфликт совести в трагедии:

Гамлет - просветившийся в гуманизме человек, которому ради выяснения истины приходится совершить шаг назад, к средневековым понятиям о «совести» и «стране, откуда никто не возвращался». Совесть, как и гуманизм, стала современным для нас словом, изменив, расширив свое изначальное содержание. Нам уже очень трудно представить себе, как то же слово воспринималось шекспировской аудиторией, обозначая для нее, прежде всего, страх перед загробным наказанием за свои земные поступки, тот самый страх, от которого новое сознание стремилось освободиться.

«Так всех нас совесть обращает в трусов» - старый русский перевод знаменитой гамлетовской реплики все-таки наиболее верен, с исторической точки зрения. Ведь то же у Шекспира говорит не только Гамлет, но хотя бы и один из наемных убийц в «Ричарде III»: она, «совесть» (так рассуждает этот молодец), «делает человека трусом». И прежде чем совершить злое дело, он ждет, пока у него «совесть» утихомирится, пройдет, словно немочь. 11 Шекспир У. Комедии, хроники, трагедии: В 2-х т. - Т. 1. - М.: Рипол классик, 2001. - 784 с.

У Гамлета этот конфликт совести не проходит, и в этом его трагедия. Трагедия в том, что ничего другого, кроме вроде бы раз и навсегда отринутой зависимости от потустороннего, нечеловеческого авторитета, он не находит для опоры и действия, для того, чтобы поставить на место «вывихнутые суставы» эпохи. Одну эпоху ему приходится судить по нормам другой, уже ушедшей эпохи, а это, по Шекспиру, немыслимо.

Гамлет не раз на протяжении пьесы имел возможность покарать Клавдия. Почему, например, не наносит он удар, когда Клавдий молится в одиночестве? Потому, установили исследователи, что в таком случае, согласно древним поверьям, душа убитого отправилась бы прямо в рай, а Гамлету необходимо отправить ее в ад. В том-то и дело! Будь на месте Гамлета Лаэрт, он бы не упустил случая.

«Оба света для меня презренны», - говорит он. Для Гамлета - не презренны, и в этом трагизм его положения. Психологическая раздвоенность гамлетовского сознания носит исторический характер: ее причина - двойственное состояние «современника», в сознании которого вдруг заговорили голоса и стали действовать силы других времен.

Перед задачей восстановления справедливости в «Гамлете» оказывается не один Гамлет, но еще, по меньшей мере, двое молодых, как и он сам, людей: Лаэрт и Фортинбрас. Шекспир, таким образом, рельефно, сравнительно обозначает проблему. Те двое действуют, по контрасту с Гамлетом, руководствуясь непосредственным убеждением, поистине своей волей. В особенности Лаэрту, образцовому молодому человеку своего времени, не требуется никаких санкций, кроме сыновней любви и чувства долга, чтобы отомстить за отца. Не вмешайся король Клавдий, он учинил бы скорую расправу над убийцей. А Гамлет «совестится», ищет нравственно-духовной поддержки там же, откуда получил само известие о вероломном убийстве своего отца.

Перед дуэлью с Лаэртом Гамлет страшит его, говоря:

Хоть я не желчен и не опрометчив,

но нечто есть опасное во мне,

чего мудрей стеречься. Руки прочь! 11 Шекспир У. Комедии, хроники, трагедии, собр. в 2-х т. - Т. 2 - М., Рипод классик, 2001 - С. 263.

У Гамлета есть своя этика мести. Он хочет, чтобы Клавдий узнал, за что его ожидает кара. Для Гамлета подлинная месть - не физическое убийство. Он стремится возбудить в Клавдии сознание его вины. Этой цели посвящены все действия героя вплоть до сцены «мышеловки». Гамлет стремится к тому, чтобы Клавдий проникся сознанием своей преступности, он хочет покарать врага сначала внутренними терзаниями, муками совести и лишь потом нанести удар так, чтобы он знал, что его карает не только Гамлет, а нравственный закон, всечеловеческая справедливость.

Сразив мечом спрятавшегося за занавесом Полония, Гамлет говорит:

Что до него,

То я скорблю; но небеса велели,

Им покарав меня и мной его,

Чтобы я стал бичом их и слугою.

Конфликт природы человека и его поведения:

По мысли Шекспира природа человека неотрывна от добра. И истоки трагедии писатель видит в расхождении природы человека и его поведения. Этот конфликт Шекспир наиболее полно и ярко показал в одной из самых своих значительных трагедий «Гамлет».

Каждое время по-новому переживало ситуации и проблемы этой трагедии. В течение почти четырех веков она служила человечеству зеркалом, в котором каждое поколение рассматривало свое лицо. И всякий раз это лицо было иным. Сохраняя свой строгий костюм, датский принц представал то пылким, то вялым, то гуманным, то холодным.

Гамлет - не узко-бытовой образ, но характер, наполненный огромным философским и жизненным содержанием. В образе Гамлета с определенной силой выражено то состояние, которое было типично для множества людей шекспировской эпохи.

Вот таким вспоминает прежнего Гамлета Офелия: «Взор вельможи, меч солдата, язык ученого». 11 Шекспир У. Комедии, хроники, трагедии, собр. в 2-х т. - Т. 2 - М., Рипод классик, 2001. - С. 197.

Конфликт власти и безволья, имеющий социальный подтекст:

С первого же появления Офелии обозначен главный конфликт ее судьбы: отец и брат требуют от нее отказаться от любви к Гамлету.

«Я буду вам послушна господин мой» - отвечает Офелия Полонию. Так сразу обнаруживается отсутствие у нее воли и самостоятельности. Офелия перестает принимать письма Гамлета и не допускает его к себе. С такой же покорностью она соглашается встретиться с Гамлетом, зная, что их беседу будут подслушивать король и Полоний:

Мне сообщили, будто очень часто

Гамлет стал с тобой делить досуг свой.

Полонию донесли о встречах принца с его дочерью. Он шпионит за нею, как и за сыном, и вот в такой атмосфере возникает любовь Офелии к Гамлету. Этому чувству сразу же пытаются воспрепятствовать.

Любовь Офелии - ее беда. Хотя ее отец приближенный короля, его министр, тем не менее, она не королевской крови и поэтому не ровня своему возлюбленному. Это на все лады твердят ее и брат и отец.

Конфликт жизни и смерти в трагедии:

Еще одна тема с большей силой возникает в пьесе - бренность всего сущего. Смерть царит в этой трагедии от начала до конца. Она начинается с появления призрака убитого короля, в ходе действия погибает Полоний, потом тонет Офелия, едут на верную смерть Розенкранц и Гильденстен, умирает отравленная королева, погибает Лаэрт, клинок Гамлета наконец достигает Клавдия. Умирает и сам Гамлет, ставший жертвой коварства Лаэрта и Клавдия.

Это наиболее кровавая из всех трагедий Шекспира. Но Шекспир не стремился поразить сознание зрителя историей убийства, уход из жизни каждого из персонажей имеет свое особое значение. Наиболее трагична судьба Гамлета, поскольку в его образе истинная человечность, соединенная с силой ума, находит самое яркое воплощение. Соответственно такой оценке его смерть изображена как подвиг во имя свободы.

Гамлет часто говорит о смерти. Уже вскоре после первого появления перед зрителями, он выдает затаенную мысль: жизнь стала так отвратительна, что он покончил бы с собой, если бы это не считалось грехом. О смерти размышляет он в монологе «Быть или не быть?». Здесь героя волнует сама тайна смерти: что она такое - или продолжение тех же мук, которыми полна земная жизнь? Страх перед неизвестностью, перед этой страной, откуда не возвращался ни один путник, нередко заставляет людей уклоняться от борьбы из опасения попасть в этот неведомый мир.

Гамлет сосредоточивается на мысли о смерти, когда, атакуемый упрямыми фактами, и тягостными сомнениями, не может по-прежнему упрочить мысль, в быстром течении все вокруг движется, и не за что зацепиться, даже не видно спасительно соломинки.

В монологе третьего акта («Быть или не быть») Гамлет четко определяет дилемму, перед которой он стоит:

….покоряться

Пращам и стрелам яростной судьбы

Иль, ополчась на море смут, сразить их

Противоборством?

Эти слова в который раз подтверждают внутреннюю борьбу Гамлета с самим собой, рефлексию.

Нравственный конфликт героя с обществом в трагедии:

Дело мести отодвигается, тускнеет перед глубочайшими вопросами о судьбах века, о смысле жизни, которые встают перед Гамлетом во всю ширь.

Быть - для Гамлета это значит мыслить, верить в человека и действовать в согласии со своими убеждениями и верой. Но чем глубже он познает людей, жизнь, тем яснее видит торжествующее зло и осознает, что бессилен сокрушить его такой одинокой борьбой.

Разлад с миром сопровождается внутренним разладом. Былая вера Гамлета в человека, прежние его идеалы сокрушены, надломлены в столкновении с реальностью, но он не может отрешиться от них до конца, иначе он перестал бы быть собой.

Гамлет - человек феодального мира, призванный кодексом чести отомстить за смерть отца. Гамлет, стремящийся к целостности, переживает муки раздвоения; Гамлет, восстающий против мира - муки тюрьмы, чувствует на себе его оковы. Все это рождает непереносимую скорбь, душевную боль, сомнения. Не лучше раз покончить со всеми страданиями. Уйти. Умереть.

Но Гамлет отвергает мысль о самоубийстве. Но ненадолго. После того, как мщение совершилось, герой гибнет, в землю его сводит бремя, которое он не может ни снести, ни сбросить. Что доказывает, что сам Гамлет не в силах жить в данном обществе, не может противостоять ему. Месть забрала все его силы.

Студент Виттенбергского университета, весь ушедший в науку и размышления, державшийся вдали от придворной жизни, Гамлет внезапно открывает такие стороны жизни, какие ему раньше и не снились. С его глаз словно спадает пелена. Еще до того, как он удостоверился в злодейском убийстве своего отца, ему открывается ужас непостоянства матери, вышедшей вторично замуж, «не успев износить башмаков», в которых хоронила первого мужа, ужас неимоверной фальши и развращенности всего датского двора (Полоний, Гильденстерн и Розенкранц, Озрик и другие). В свете моральной слабости матери ему становится ясно также нравственное бессилие Офелии, которая, при всей ее душевной чистоте и любви к Гамлету, не в состоянии его понять и помочь ему, так как во всём верит и повинуется жалкому интригану - своему отцу.

Всё это обобщается Гамлетом в картину испорченности мира, который представляется ему «садом, поросшим сорняками». Он говорит:

«Весь мир - тюрьма, с множеством затворов, темниц и подземелий, причем Дания - одна из худших». Гамлет понимает, что дело не в самом факте убийства его отца, а в том, что это убийство могло осуществиться, остаться безнаказанным и принести свои плоды убийце лишь благодаря равнодушию, попустительству и угодничеству всех окружающих. Таким образом, весь двор и вся Дания оказываются участниками этого убийства, и Гамлету для совершения мести пришлось бы ополчиться против всего мира. С другой стороны, Гамлет понимает, что не он один пострадал от разлитого вокруг него зла.

Гамлет - человек философской мысли. В отдельных фактах он умеет видеть выражение больших общих явлений; но не сама по себе способность к размышлению задерживает его действия в борьбе, а те мрачные выводы, к которым он приходит в результате размышлений над всем окружающим.

В монологе «Быть или не быть?» он перечисляет бичи, терзающие человечество:

Плети и глумленье века,

гнет сильного, насмешку гордеца,

боль презренной любви, судей неправду,

заносчивость властей и оскорбленья,

чинимые безропотной заслуге.

Если бы Гамлет был эгоистом, преследующим исключительно личные цели, он быстро расправился бы с Клавдием и вернул бы себе престол. Но он мыслитель и гуманист, озабоченный общим благом и чувствующий себя ответчиком за всех. Таков смысл его восклицания (в конце первого акта):

Век расшатался; и скверней всего,

Что я рожден восстановить его!

Такая задача непосильна, по мнению Гамлета, для него.

Обязанность отомстить за убийство отца для Гамлета - не просто кровная месть. Она вырастает для него в общественный долг борьбы за правое дело, в большую и трудную историческую задачу:

Распалась связь времен, и в этот ад Заброшен я, чтоб всё пошло на лад!

Таким образом, в трагедии Шекспира «Гамлет» мы находим многообразие вариантов конфликта главного героя, второстепенных персонажей, которые тесно переплетаются между собой и создают единство общего конфликта в пьесе, в центре которого герой и сам конфликт как самостоятельный персонаж произведения, как стена, отделяющая героя от нормальной жизни.

трагедия гамлет конфликт

Одним из вечных образов мировой литературы считается образ Гамлета, а трагедию Шекспира «Гамлет» признан крупнейшим из всех произведений драматурга. Читать эту трагедию нелегко. Потому что ее стержнем является не стремительное движение внешнего сюжета.

Главное действие, главная трагедия, главный конфликт пьесы происходят в душе и мыслях главного героя. Гамлет — сам. Кто бы не находился рядом, но главные вопросы трагедии: открытие существования зла в жизни, поиск собственного отношения к этому злу, выбор собственной позиции борьбы с этим злом, ответственность за свои действия — со всеми этими проблемами Гамлет должен разобраться самостоятельно.

Датский принц Гамлет развертывания событий пьесы учится в Германии в известном университете, имеет дома вельможную невесту и предусмотрено благополучное будущее.

Он полон страстной любви к жизни и веры в совершенство человека. Но его вызывают домой на похороны отца, который скоропостижно скончался. С этого и начинаются события.

Смерть — это всегда грустно, но очень скоро Гамлет узнает, что отца смерть не была естественной, что отца убил родной брат, дядя принца. И этого еще мало — убийца, захватив трон, женился вдовой брата, матерью Гамлета.

Значит, иметь изменила не только отца, но и сына. Гамлет клянется помотатися за смерть отца. Это становится главным содержанием его жизни.

Но сами события является главным в пьесе, а реакция, размышления, колебания Гамлета. Трагически разрушились все представления о мире и человечестве. От истинной веры в человека не осталось и следа.

Зло требует наказания. Но убийство — это зло и тогда, когда убивают негодяя!Получается, чтобы наказать зло, следует и самому стать на путь зла?

Убежать от жизни, чтобы избежать борьбы? Но смерть не уменьшит зла в мире, наоборот, ненаказанное зло распространяться.

Смириться со злом? Это все равно, что будет способствовать ему. Да и совесть, и тень отца не позволят успокоиться. К тому же Гамлет — принц, он с детства знает, что судьба его семьи может влиять на судьбу его страны. Эта ответственность тоже мешает Гамлету принять окончательное решение и начать действовать.

Гамлет находится в очень тяжелом моральном состоянии, почти на грани безумия.Его страдания причиняют страдания окружающим.

Так жертвой тяжелого внутреннего состояния Гамлета становится безвинная Офелия. А душу Гамлета бередят мысли о необходимости битвы с несправедливостью мира.

Почему именно на его долю выпала необходимость вести эту войну? И он имеет на это право? Гамлет болезненно понимает и собственные недостатки: тщеславие, честолюбие, мстительность …

Так, мстительность он считает недостатком, злом. А не отомстить — попустительством злу …

Сомнения, муки, промедления являются естественными для Гамлета. Умная, мыслящий человек должен понимать, что бездумное выбор, спонтанные действия не могут привести ни к чему хорошему.

Наконец, промедление принца вызывает его гибель. Но мы понимаем, что, к сожалению, Гамлет должен был погибнуть, потому конфликты, противоречия в его душе невозможно решить однозначно и покой в этой жизни он вряд ли нашел бы.

Серьезность отношения героя к глубинным человеческим проблемам вызывает уважение и восхищение.Поскольку в нашей реальной жизни многие привыкли мыслить лишь поверхностно, а поступки совершать не задумываясь.

Гамлет столь ответственный, в нем живет такое мучительное стремление совершать правильно, что нельзя не восхищаться.

«Гамлет» относится к «поздним» трагедиям, созданным Шекспиром с 1601 по 1608 гг. Это второй период творчества Шекспира, где он ставит и разрешает великие трагические проблемы жизни, причем к его вере в жизнь присоединяется струя пессимизма.

Почти регулярно, по одной в год, он пишет одну за другой свои трагедии: «Гамлет» (1601), «Отелло» (1604), «Король Лир» (1605), «Макбет» (1605), «Антоний и Клеопатра» (1606), «Кориолан» (1607), «Тимон Афинский» (1608). Он не перестает в это время сочинять и комедии, но все комедии, написанные им в этот период, за исключением лишь «Виндзорских насмешниц» (1601 - 1602), уже не имеют прежнего характера беспечного веселья и содержат в себе настолько сильный трагический элемент, что, пользуясь современной терминологией, их удобно было бы назвать «драмами» . Композиция «поздних» трагедий строится в соответствии с их сюжетной схемой. Сначала герой пребывает в согласии с собой и своим миром – своей естественной опорой; затем происходит некое событие, уничтожающее это единство. Далее – герой осознает случившееся и обретает внутреннюю опору в этом трагическом знании; наконец, в развязке он подтверждает (или утверждает) свою свободу смертью. При этом под «своим миром» героя в каждой трагедии понимается нечто особенное – привычная система ценностей и связанная с ней самооценка («Отелло» и «Макбет»); круг родственных и дружеских связей («Гамлет», «Тимон Афинский»); или единство того и другого («Король Лир», «Кориолан»).

Трагедия «Гамлет. Принц Датский» (1601 г.) – едва ли не самая популярная пьеса мирового театрального репертуара и в то же время – один из самых трудных для понимания классических текстов.

Студент Виттенбергского университета, весь ушедший в науку и размышления, державшийся вдали от придворной жизни, Гамлет внезапно открывает такие стороны жизни, какие ему раньше "и не снились". С его глаз словно спадает пелена. Ещё до того, как он удостоверился в злодейском убийстве своего отца, ему открывается ужас непостоянства матери, вышедшей вторично замуж, "не успев износить башмаков", в которых хоронила первого мужа, ужас неимоверной фальши и развращённости всего датского двора (Полоний, Гильденстерн и Розенкранц, Озрик и другие). В свете моральной слабости матери ему становится ясно также нравственное бессилие Офелии, которая, при всей её душевной чистоте и любви к Гамлету, не в состоянии его понять и помочь ему, так как во всём верит и повинуется жалкому интригану – своему отцу.



Конфликт. В основе любого драматического произведения лежит конфликт, в трагедии «Гамлет» он имеет 2 уровня:

1- внутренний – Г. и среда датского двора

2-внутренний - внутренняя борьба Гамлета(смерть отца вместо того, чтобы возбудить в нем чувство мести заставило его задуматься о таких вещах как жизнь и смерть, времени, вечности, ничтожность, бессилие личности, ненависть к себе Суть завязки - сомнения Гамлета и необходимость выбора между феодальной формулой справедливой родовой мести «око за око» и ренессансным принципом человечности, снисходительности и прощения обусловлены кризисом гуманистической мысли. Гамлет – не трагедия мести, а трагедия выбора между новым ренессансным типом поведения и прежним феодальным. Конфликт «Гамлета» определяется столкновением двух исторических эпох, двух типов нравственности, двух концепций справедливости, двух представлений о правильных действиях, направленных на установление мировой гармонии.)

Также можно говорить о конфликте личностном и человека с эпохой:

Личностный - между принцем Гамлетом и королем

Клавдием, ставшим супругом матери принца после

предательского убийства отца Гамлета. Конфликт

имеет нравственную природу: сталкиваются две жизненные

Конфликт человека и эпохи . («Дания-тюрьма» . «Весь

свет прогнил».)

С точки зрения действия трагедию можно разделить на 5 частей

1 часть - завязка, пять сцен первого действия. Встреча Гамлета

с Призраком, который возлагает на Гамлета задачу отомстить за подлое

убийство. 2 часть - развитие действия, вытекающее из завязки. Гамлету

необходимо усыпить бдительность короля, он притворяется сумасшедшим.

Клавдий предпринимает меры, чтобы узнать о причинах

такого поведения. В результате - смерть Полония, отца Офелии,

невесты принца.

3 часть. Кульминация, получившая название «мышеловка»:

а) Гамлет окончательно убеждается в вине Клавдия;



б) сам Клавдий сознает, что его тайна раскрыта;

в) Гамлет раскрывает глаза Гертруде.

а) отправка Гамлета в Англию;

б) приход Фортинбраса в Польшу;

в) безумие Офелии;

г) смерть Офелии;

д) сговор короля с Лаэртом.

5 Часть-развязка. Дуэль Гамлега и Лаэрта Смерть Гертруды, Клавдия

Лаэрта, Гамлета. Каждой части соответствует акт трагедии

МО Ейский район

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 г.Ейска муниципального образования

Ейский район

(полное наименование образовательного учреждения)

Открытый урок по литературе.

« Ромео и Джульетта»

8 класс

Учитель: Демченко О.С.

2012-2013 учебный год

Урок литературы с применением элементов исследовательской деятельности и технологии проблемного изучения материала.

8 класс

«Опыт прочтения трагедии У.Шекспира

« Ромео и Джульетта»

Цель урока: познакомиться с творчеством великого драматурга,

рассмотреть различные трактовки пьесы « Ромео и Джульетта»

Задачи урока:

- выявить основные проблемы трагедии У.Шекспира « Ромео и Джульетта»;

Выработать навык интерпретации художественных произведений;

Развить понятие о конфликте как основе сюжета драматического произведения.

Оборудование : презентация о жизни и творчестве драматурга, выставка различных изданий трагедии У.Шекспира « Ромео и Джульетта».

Ход урока:

    Слово учителя :

Сегодня,начиная разговор о трагедии У.Шекспира « Ромео и Джульетта» ,мне хотелось бы обратить ваше внимание на то, что великий драматург создавал свои произведения в эпоху, которая позже получила название эпохи Возрождения (XIV - XVII века).Это было время, когда дворянство лишилось своей былой мощи, а церковь ослабила свой духовный гнет. Это было время, когда бурно расцветала торговля и промышленность, совершались великие географические открытия. Возрождая античную культуру, эта эпоха провозгласила главной ценностью мира человека . Новая гуманистическая идеология утверждала новый взгляд на человека, который основывался на вере в его силу и способности, в его деятельную творческую энергию.

По мнению гуманистов, человек должен быть честным, добрым, духовно и физически развитым, а самое главное – свободным.

Изучив трагедию У.Шекспира « Ромео и Джульетта» , одна из исследовательских групп должна была постараться ответить на вопрос:

-Принадлежит ли это произведение литературе эпохи Возрождения? Давайте их заслушаем.

2.Первая группа «исследователей» сообщает о самых интересных и важных, на их взгляд, фактах биографии и творчества У.Шекспира.

Информация для учителя:

(ШЕКСПИР (1564–1616), английский драматург, поэт, актер эпохи Возрождения. В мировой истории – несомненно, самый знаменитый и значимый драматург, оказавший огромное влияние на развитие всего театрального искусства. Сценические произведения Шекспира и сегодня не сходят с театральных подмостков всего мира.
Родился в маленьком городке Стратфорд-на-Эйвоне 23 апреля 1564. Происходил из семьи торговцев и ремесленников. Учился в т.н. «грамматической школе», где основным предметом был латинский язык и основы греческого. В школе получил широкие знания античной мифологии, истории и литературы, отразившиеся в его творчестве. В 1582 женился на А.Хэсуэй (Хатауэй), от брака с которой имел троих детей. Однако около 1587 покинул Страдфорд-на-Эйвоне и свою семью и переселился в Лондон. Считается вероятным, что Шекспир стал профессиональным актером уже в конце 1580-х; а с 1590 начал и свою драматургическую деятельность. В те годы мало что предвещало, что Шекспир станет не только самым знаменитым мировым драматургом, но и одной из самых загадочных личностей в истории. До сих пор существует масса гипотез (впервые выдвинутых в конце 18 в.), что его пьесы принадлежат перу совершенно другого человека. За два с лишним века существования этих версий на «роль» автора этих пьес выдвигали около 30 самых разных претендентов – от Фрэнсиса Бэкона и Кристофера Марло до пирата Фрэнсиса Дрейка и королевы Елизаветы. Были версии, что под именем Шекспира скрывается целый коллектив авторов – и к этому подталкивает, несомненно, небывалая многогранность творческого наследия Шекспира: в его палитре трагедия, комедия, исторические хроники, барочные драмы, лирико-философская поэзия – вспомним знаменитые сонеты.

После 1603 драматург крепко связан с «Глобусом», на сцене которого ставились практически все написанные им пьесы. Устройство зала «Глобуса» предопределяло совмещение на одном спектакле зрителей самых разных социальных и имущественных слоев, при этом театр вмещал не менее 1500 зрителей. Перед драматургом и актерами вставала сложнейшая задача удерживать внимание разнородной аудитории. Пьесы Шекспира в максимальной степени отвечали этой задаче, пользуясь успехом у зрителей всех категорий Примерно в 1610 Шекспир покинул Лондон и возвратился в Стратфорд-на-Эйвоне. До 1612 не терял связи с театром: в 1611 написана Зимняя сказка, в 1612 – последнее драматургическое произведение, Буря. Последние годы жизни отошел от литературной деятельности, и жил тихо и незаметно в кругу семьи. Вероятно, это было связано с тяжелой болезнью – на это указывает сохранившееся завещание Шекспира, составленное явно наспех 15 марта 1616 и подписанное изменившимся почерком. 23 апреля 1616 в Стратфорде-на-Эйвоне скончался самый знаменитый драматург всех времен и народов.)

3.Творчество Шекспира связано, в основном, с драматическим искусством. Сам автор не стремился увидеть свои произведения напечатанными: они были предназначены в первую очередь для постановки на сцене.

Все драматические произведения и комедии, и трагедии, и драмы имеют некоторую общность. В основе любого драматического действия лежит конфликт. Конфликт- основа сюжета. Он проявляется в столкновении людей, интересов, позиций В трагедии конфликт неразрешим, он, как правило, ведет героя к гибели.В конфликт вовлекаются остальные участники трагедии, он переживается всеми.

Переживания, изображенные в трагедии, передаются зрителям, читателям. Через сочувствие страданиям, трагической судьбе героя раскрывается одна из важнейших сторон жизни человека, определяются границы добра и зла, выявляются подлинные и мнимые ценности.

Обратимся к трагедии «Ромео и Джульетта».

4 . «Ромео и Джульетта»- трагедия в 5 действиях рассказывает о любви юноши и девушки из двух враждующих старинных родов - и .

Сочинение обычно датируется 1594-95 годами. Достоверность данной истории не установлена, но приметы исторического фона и жизненные мотивы, присутствующие в итальянской основе сюжета, сообщают определённое правдоподобие печальной повести о веронских влюблённых.

Античным аналогом трагедии верных влюблённых является история , рассказанная в «Метаморфозах» римским поэтом (, 43 г. до н. э. - 17 г. н.э)

Пьеса, имевшая название «Превосходнейшая и печальнейшая трагедия о Ромео и Джульетте» была официально издана в Лондоне 1599 году Тема произведения в свою очередь вызвала длинный ряд вариаций в литературе и других видах искусства, продолжающийся по сей день.

Пролог

Две равноуважаемых семьи
В Вероне, где встречают нас события,
Ведут междоусобные бои
И не хотят унять кровопролития.
Друг друга любят дети главарей,
Но им судьба подстраивает козни,
И гибель их у гробовых дверей
Кладет конец непримиримой розни.
Их жизнь, любовь и смерть и, сверх того,
Мир их родителей на их могиле
На два часа составят существо
Разыгрываемой перед вами были.
Помилостивей к слабостям пера -
Их сгладить постарается игра.

Между знатными семействами Монтекки и Капулетти идёт вражда.

В доме готовится весёлый праздник. Меркуцио и Бенволио уговаривают Ромео пробраться вместе с ними на бал в дом Капулетти, надев маски. Там будет и Розалина - племянница хозяина дома. Бал в самом разгаре. Тибальт, двоюродный брат Джульетты, узнает в Ромео представителя враждебной семьи. Синьор Капулетти останавливает вспыльчивого Тибальта. Но Ромео ничего не замечает. Позабыв о Розалине, он не может оторвать глаз от незнакомой девушки лучезарной красоты. Это Джульетта. Она тоже чувствует непреодолимое влечение к незнакомому юноше. Ромео целует Джульетту. Они узнают, какая пропасть их разделяет.

Джульетта вслух мечтает о Ромео. Ромео приходит к её балкону и слышит эти речи. Он отвечает на них пылким признанием. Под покровом ночи молодые люди дают друг другу клятву любви и верности.

5. Счастливым мечтам этой влюбленной пары не суждено было сбыться: смерть через четыре дня оборвет их жизни.

- Что или кто был повинен в этом? (Вторая группа «исследователей» сообщает о своих находках. (Вероятно, будут названы главы двух враждующих семейств, Тибальт, судьба. Следует остановиться на каждой версии.)

Г. Бертон , один из исследователе творчества Шекспира, утверждал, что « в какой-то мере печальная смерть молодых людей вызвана их характерами и темпераментом:они молоды и горячи, нетерпеливы и полны страсти».

Другой литературовед, Уайтекер идет еще дальше, утверждая, что герои «особенно Ромео по целому ряду причин заслуживает морального порицания и частично ответственны за собственную трагедию » .

-Согласны ли вы с таким мнением?

- Можно ли утверждать, что любовь Ромео и Джульетты была настоящей?

-Докажите свою точку зрения.

(Конечно,да. Монолог главных героев (акт II , сцена вторая) служит тому подтверждением: обращаем внимание на различные изобразительно-выразительные средства. Многочисленные метафоры, сравнения, риторические обращения, восклицания и т.д. являются истинно поэтическим выражением сильного чувства, кроме того, обменявшись признаниями, герои незамедлительно принимают решение связать свои жизни, венчавшись тайно.)

В тот же день лицом к лицу сталкиваются Тибальт и Меркуцио. Ссора быстро переходит в бой на шпагах. Ромео напрасно старается разнять противников. Тибальт смертельно ранит Меркуцио. Ромео, придя в ярость, бросается за Тибальтом. После долгой ожесточенной борьбы Ромео убивает Тибальта.

Тибальт, сознательно оскорбляя Ромео, не смог вызвать ответный гнев, за честь друга вступился Меркуцио… и погибает.

Ромео, придя в ярость, бросается за Тибальтом. После долгой ожесточенной борьбы Ромео убивает Тибальта.

Давайте посмотрим, как это было.(Инсценировка сцен двух поединков)

-А могло ли быть иначе?

( Меркуцио не случайно назван лучшим другом Ромео. За честь друга он не вступиться просто не мог. Но поединок мог не закончиться смертью

Тибальта, хотя он был слишком задирист и непримирим и, вероятно, вскоре нашел бы новый повод. Т.О.,у драматического сюжета своя логика.)

6.Счастливый конец в трагедии противоестественен. А судьба наших

героев трогает до глубины души зрителей и читателей уже четырех столетий.

-Почему? (Тема любви и смерти –основные в этом произведении, она относятся к разряду «вечных» тем в литературе. Давайте об этом послушаем доклад третьей группы наших «исследователей».

Трагедия заканчивается гибелью Ромео и Джульетты, но на их могиле главы враждующих семейств протягивают друг другу руку.Заключается мир. В Вероне устанавливается памятник Джульетте, «верность сохранившей свято» , и Ромео, который был этого достоин.

Домашнее задания:

1.На какие вопросы после прочтения пьесы вы хотели бы получить ответ?

2. Почему трагедия «Ромео и Джульетта» продолжает жить и волновать сегодняшних читателей?

В заключение урока небольшая проверочная работа.

Проверочная работа по трагедии У. Шекспира « Ромео и Джульетта».

    Определите, в чем состоит конфликт трагедии.

________________________________________________________________________________________________________________________________

    Дайте (кратко) характеристику Ромео. Кто он: благородный юноша, наделенный пылким сердцем, или легкомысленный болтун (любит утром Розалину, а вечером Джульетту)?________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Эта пьеса о любви? О чьей любви? А это любовь? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Кто из героев вам понравился больше всего? Почему?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5.Зачем, по вашему мнению, написана пьеса?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Трагедия Шекспира «Гамлет» была написана почти три сотни лет тому назад, но интерес к ней не угасает и сегодня, на театральных сценах всего мира периодически появляются новые постановки этой пьесы. Исследователи шекспировского творчества утверждают, что нет в истории искусства другого примера такой продолжительной и стойкой популярности. Люди различных национальностей каждого поколения ищут в трагедии «Гамлет» ответы на вопросы, которые их волнуют. Такой постоянный интерес к трагедии можно объяснить философской глубиной и гуманистическим воодушевлением этого произведения. Неоспоримо мастерство великого драматурга, который в художественных образах воплотил общечеловеческие проблемы.

Центральный образ в трагедии Шекспира – образ Гамлета. С самого начала пьесы понятна главная цель Гамлета – месть за жестокое убийство его отца. В соответствии со средневековыми представлениями – это обязанность принца, но Гамлет – гуманист, он человек нового времени и его утонченная натура не приемлет жестокую месть и насилие.

Прежде чем принять решение, он все взвешивает, размышляет над тем, изменится ли что-нибудь в жестоком мире после смерти Клавдия. Гамлет видит вокруг себя лишь подлость и коварство: мать предала память отца и вышла замуж за его убийцу; друзья предали Гамлета и помогают новому королю-преступнику. Разочаровавшись в собственной любви, принц остается совсем одиноким. Трагический оттенок приобретают его размышления о назначении человека (сцена на кладбище). Гамлет считает, что человек – слишком слабое существо, чтобы в одиночку противостоять мировому злу. События трагедии разворачиваются таким образом, будто подтверждают эти мысли главного героя: погибает безвинная Офелия, а зло продолжает оставаться ненаказанным. Гамлет больше не может мириться с такой несправедливостью, но и не имеет достаточно сил для борьбы со злом. Он уверен, что, став убийцей, сам перейдет на темную сторону зла и только усилит его. Автор дает герою несколько возможностей уничтожить Клавдия. Когда король молится в одиночестве, Гамлет случайно оказывается рядом и имеет благоприятную возможность для мести, но решительного шага так и не делает. Клавдий молится и просит прощения за свои грехи, смерть во время молитвы означала в то время полное отпущение грехов и, считалось, что душа человека сразу попадет в рай. Убив Клавдия в такую минуту, Гамлет простил бы ему все причиненное зло, а этого он сделать не мог. Принц переживает сложную душевную борьбу между чувством долга и собственными убеждениями. Он приходит к выводу, что весь мир – тюрьма, где человеческим добродетелям нет места, и каждый обречен на одиночество.

Монологи главного героя раскрывают тяжелые внутренние переживания, которые он испытывает. Постоянно упрекая себя в бездействии, Гамлет пытается понять, способен ли он вообще на решительный поступок. Принц даже задумывается о самоубийстве, но мысль о том, что в потустороннем мире его ожидают те же проблемы, останавливает Гамлета. Он ставит перед собой вопрос: «Быть или не быть?» В итоге, принц понимает, что просто обязан «быть» и действовать. Драматург последовательно показывает развитие характера своего героя. В финале произведения король-убийца наказан, но это происходит не по воле Гамлета, а в результате стечения обстоятельств. Гамлет притворяется безумным и это не случайно: после того, что понял принц, только очень сильный человек может не сойти с ума. Поразительная сила образа Гамлета заключается не в его действиях, а в его ощущениях, которые вместе с ним переживает и читатель. Шекспир в своей трагедии поднимает серьезные философские проблемы: почему человек не может достичь абсолютного счастья и гармонии, в чем заключается смысл жизни человека, можно ли победить зло на земле и другие. Окончательных ответов на эти вопросы дать невозможно. Но Шекспир верит в человека, в его способность создавать добро и тем самым, противостоять злу. Эта вера – и есть путь к ответам на все поставленные вопросы.

Вся жизнь Гамлета прошла перед нами, хотя произведение охватывает лишь несколько месяцев. За этот небольшой срок герой преобразуется из мальчика, который никогда не сталкивался с реальной чернотой жизни, в юношу-философа, готового к решительным действиям. Несколькими штрихами автор изображает портрет Гамлета, каким он был до возникновения в его жизни серьезных проблем. Гамлет – принц Датский, наследник трона, студент наилучшего университета, его жизнь ничто не омрачает. Гамлет хорошо знаком с наукой, литературой, искусством, пишет стихи и знает правила сценической постановки. Как и положено было настоящему человеку того времени, Гамлет отлично владеет мечом. Принц – настоящий гуманист и мыслитель, он обладает острым умом и мог бы стать хорошим правителем.

Как настоящий сын своего отца, Гамлет должен отстоять честь семьи и убить Клавдия, который подло отравил брата-короля. Беда Гамлета в том, что он не решается встать на путь зла, чтобы довести месть до конца. Душевные сомнения терзают его постоянно, и он решает вывести зло «на чистую воду». Для этого Гамлет устраивает представление, надеясь, что убийца раскается. Но король уверен, что никто не догадывается об его грехе. Он раскаивается наедине с самим собой, а Гамлет теряет удобный момент, и убийца плетет интригу уже против него самого. Решительность принца проявляется, когда он убивает Полония, приняв его за короля, а затем хладнокровно отправляет на смерть предателей Гильдестерна и Розенкранца. Только Клавдию принц, почему то так и не решается отомстить.

Гамлет думает не только о личной мести за убийство отца, но и о необходимости бороться со злом, которое носит мировой характер.

Гамлет – человек своей эпохи, имеющей раздвоенный характер. Он понимает, что человек является украшением природы и венцом всего живого на земле, но, с другой стороны, человек – низменное существо, которое недалеко ушло от животных. Принц не верит в существование потустороннего мира. Он способен действовать, и действует, разрываемый сомнениями и угрызениями совести. Гамлет готов к мести, но не решается ее совершить, а его бездействие служит причиной смерти других людей. Возможно, именно благодаря таким людям, как Гамлет, человек продолжает оставаться совершенным созданием, вечно находящимся в поиске истины и ответов на сложные жизненные вопросы.

Обновлено: 2012-04-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.