«Участие в «Голосе» – конечно, дерзкий поступок. «Такого люди еще не видели» (видео)

С иеромонахом Фотием (Мочаловым) мы друзья, и было время, виделись каждый день. Ходили вместе на службы, молились, делали книжку про монастырь, для которой отец Фотий снимал замечательные фотографии, записывали клип против абортов для всероссийского фестиваля в защиту нравственности, жарили картошку и разговаривали о важных и интересных, как нам казалось, вещах.

Хотя я бывал в его келье, где у него стоит звукозаписывающая студия, и он подарил мне все диски со своими песнями, я люблю отца Фотия не за прекрасный голос. Мало ли у кого какие таланты, и кто чем занимается? Для меня он – монах, тот, кто любит Христа больше всего на свете.

А когда человек со Христом, это видно невооруженным глазом, поет он или ямы копает.

Любовь и благодушие сочится из него, как нектар из перезревшего арбуза. Вроде бы общаешься – ничего особенного, а на душе легко и птицы поют.

Когда я стал работать в издательстве Пафнутьева Боровского монастыря, где отец Фотий занимался дизайном и версткой, фото- и телесъемкой, мы виделись почти каждый день, но первый раз поговорили месяца через три после знакомства. Поначалу отец Фотий со мной все время молчал. Присматривался, чтобы я чего-нибудь эдакого не выкинул. Светский человек в монастыре бывает опаснее курсанта за рулем на машине без тормозов.

Бывало, придет, вежливо поздоровается, и за компьютер. Проверит почту, поработает, и также тихо уходит. Первый раз заговорил со мной из-за лампадки, которую я любил зажигать перед работой. “Дионисий, простите! Но так лампадку нельзя зажигать! Вы фитилек сильно выставили, он у вас коптит и быстро потухнет!” И показал, как надо. Я смотрел на маленькое ровное пламя лампадки и думал: “Вот зануда!”

Или вот: “Отец Фотий, в монастырском саду яблоки поспели, пойдемте собирать!” Он удивленно смотрит и качает головой: “Дионисий! У нас традиция – до Яблочного Спаса яблоки не есть! Простите, но я не могу с вами пойти”. И будьте уверены, хоть режьте его – до Преображения он яблоко в рот не возьмет.

Как-то случилось мне прибираться в редакционных шкафах. Смотрю, красивый фирменный пакет Hugo Boss, в котором новенький пуловер. Спрашиваю чей? – никто не признается. Приходит отец Фотий. С сомнением смотрит на пакет, потом смеется: “Это же мой пуловер! Как подарили, я положил в шкаф и забыл”. Смотрит на меня радостными глазами и говорит: “Дионисий, а давайте, я вам его подарю! И не вздумайте отказываться! Вы на разных пресс-конференциях бываете, с людьми общаетесь, вам надо красиво выглядеть!”

Но по-настоящему я узнал отца Фотия, когда у меня случился конфликт с одним важным и влиятельным в монастыре человеком, из-за чего я сильно переживал.

Мягкий и кроткий отец Фотий неожиданно для всех как лев бросился на мою защиту, чем растрогал меня до слез.

Дело дошло до настоятеля, но своего мнения отец Фотий не поменял, а написал этому человеку письмо, где подробно и прямо высказал свои аргументы по этому делу. Я говорил: “Отец, отступись, зачем тебе лишние проблемы?” Он мотал головой и твердил: “Нельзя с людьми не по-божески, нельзя!”

А еще он до невозможности патологически вежлив. В его лексиконе обращения «ты» просто не существует. После «Черкизона» привычного хамства за стенами монастыря, такое отношение настораживает и смущает, а потом привыкаешь. Сначала я думал, что так только со мной, а потом увидел, как он общается с друзьями-монахами, и успокоился.

Как-то один старый опытный монах сказал мне, что человек с оголенной совестью физически не переносит неправду и несправедливость и для окружающих, как камешек в ботинке: Бог его любит, а люди гонят. Еще больше мир ненавидит кротких. Самим фактом своего существования они служат немым укором звериным нравам, царящим в мире. В волчьей стае, если волк не хочет грызться за место под солнцем, его изгоняют из стаи, а в школе просто бьют.

Среди одноклассников будущий иеромонах, а тогда мальчик Виталик, был изгоем, над которым постоянно издевались и били. А как такого не бить, если он сдачи не сдает? Разве можно спокойно пройти мимо мальчика, которого не интересует футбол или игры в «войнушку», а природа и музыка, да еще классическая? Ах, ты у нас такой правильный!? А вот поставлю тебе синяк под глазом, и будешь не таким правильным!

Не принятый сверстниками, он находил покой на природе, и до сих пор с трепетом вспоминает маленький поселок Васильсурск, что на Волге в Нижегородской области, где с родителями проводил каждое лето. Глядя на волжские просторы, мальчик забывал обо всех невзгодах и оставался один на один с пронзительным ощущением свободы и бесконечного счастья…

О Боге он стал задавать вопросы очень рано, а в семь лет потащил маму в Церковь, чтобы окреститься.

Он был уверен, что только так можно стать ангелом и подружиться со Христом и когда окрестился, неделю ходил как именинник. Но на этом его воцерковление остановилось: родные, хоть и были людьми крещенными, но как большинство вокруг в Церковь не ходили. Это сейчас его мама – регент православного храма в Германии, а тогда религиозным исканиям сына родители удивлялись и только качали головой.

Спустя пять лет его педагог по вокалу из музыкальной школы взял его в детский православный лагерь. Лагерь был при воскресной школе одного храма, там впервые он стал ходить на литургию и петь на клиросе. Церковное пение и служба в храме так ему понравились, что по возвращении домой он стал учить молитвы и купил первые маленькие иконы. Мама сразу заметила в сыне сильные перемены: он стал каким-то праздничным, окрыленным. Каждое утро и вечер старательно читает молитвенное правило, а еще жжет ладан на ложке….

Детская чистая вера нежна как цветок и беззащитна перед ветрами жизни: спустя какое-то время молитвенный пыл мальчика угас. К тому же Виталий поступил в музыкальное училище, свободного времени почти не осталось, и дорога к храму начала потихоньку забываться. Но его мудрая мама, которая всерьез восприняла духовные увлечения сына, стала воцерковляться, читать духовную литературу и ходить в храм. И раз в месяц причащалась и убедила его поступать также. Иначе, какие же мы христиане, если будем жить без Христа?

В период рыночных потрясений семья решила уехать на постоянное жительство в Германию. Вместе с родителями и братом Виталий оказался в маленьком Кайзерслаутерне, рядом с которым был приход (действует и сейчас) святого великомученика и целителя Пантелеймона. Они ездили с мамой на службы, а когда православный приход открылся у них в городке, стали ходить туда. У прихода не было постоянного места, молебны и службы совершались в помещениях, за которые не брали деньги, например, в зале католического общинного дома, где ставили импровизированный престол и служили по православному чину. В импровизированном храме Виталий читал «Апостола», пел на клиросе и пономарил.

Когда он стал помогать на православном приходе в соседнем городе Саарбрюкене забытые детские переживания от первой молитвы и общения с Богом, вдруг ожили в его сердце. Это было такое радостное и сильное чувство, что с группой паломников он поехал в Россию в Свято-Успенскую Почаевскую Лавру. А там преподобные Иов и наш современник, преподобный Амфилохий и настоящие монастырские послушания!

Находиться рядом с великими святыми ему очень понравилось, а послушания – нет. Подумал тогда: монастырь - это не мое, слишком тяжело.

Но по возвращении домой, внимательно с размышлением перечитал все Евангелие, а еще жития Амвросия Оптинского и Иосифа Оптинского. Оптинские старцы открыли ему новую, скрытую от мира жизнь православного подвижничества и аскезы. Эта жизнь была такой реальной и притягательной, что он решил вернуться на Родину и стать монахом.

Кроме трудов на православном приходе, Виталий учился играть на органе в одном католическом храме, где подавал большие надежды. Учитель-католик, был человеком душевным и все понял. Только сказал на прощанье: Смотри, чтобы не получилось так, что орган ты забросил, но никуда не поехал и ничего другого не начал…. Как часто прекрасные порывы души становятся причиной жестоких разочарований и жизненных катастроф.

Он слушал учителя и думал, что пришло время выбирать: благодать Святого Духа или мирские богатства: слава, деньги, цветы и всеобщий почет. Не полагаясь на себя, юноша решил поговорить о выборе жизненного пути с человеком высокой духовной жизни и ему посоветовали поехать в Пафнутьев Боровский монастырь, к известному на всю Россию духовнику, схиархимандриту Власию (Перегонцеву). Когда Виталий приехал, батюшка был в отъезде, и несколько месяцев он ходил на службы, трудился, молился и размышлял о своем будущем. Пока ждал батюшку, решил для себя: как он скажет – так и поступлю. Когда настала долгожданная встреча со старцем, тот его внимательно выслушал, а потом сказал: “Оставайся!” Он принял его слова за волю Божью и остался.

Узнав о его решении стать монахом, отец расстроился, а мама благословила. Видя непреклонность сына, скрепя сердце, глава семьи все же его отпустил, но напутствовал словами: “Не поминай лихом!” В общем, прощался навсегда. Теперь отец Фотий молится за своих родителей перед Престолом Божьим и в тишине монашеской кельи.

Дивны дела, Твои, Господи! Как скроюсь от лица Твоего, всюду Ты! Он жил среди храмов и монастырей, а потом уехал навсегда, чтобы вернуться на Родину и стать монахом.

Многие идут в монастырь от неустроенности жизни или личных проблем и очень редкие от любви к Богу и желания посвятить свою жизнь Христу. Он уехал из сытой Германии и вполне благополучной жизни, в которой он планировал поступать в Высшую школу музыки по классу органа, чтобы отдать себя Богу и быть с Ним. Родные, любимая музыка – все это он похоронил в своем сердце, оставив его для одной единственной радости, переполнявшей его – общению с Богом.

Молодой послушник приготовился в монастыре к самым суровым испытаниям и тяжким неподъемным трудам, и был потрясен, что монастырская жизнь ничуть не препятствовала любимому занятию музыкой, с которой он думал, что распрощался навсегда! Но промыслом Божьим настоятель благословил его петь на клиросе, а потом направил на занятия к известному педагогу в Москву. Так талант, данный ему от рождения, Господь обратил ему на служение и благо для Церкви.

Преподаватель научил его правильно петь и поставил голос. Спустя годы, он уже сам приезжает в Боровский монастырь и занимается со своим учеником. Сегодня в репертуаре отца Фотия не только церковные произведения, но и сложные оперные арии, русские народные песни и романсы. С братией он выступает в ДК и школах, филармонии, больницах и перед ветеранами. А еще снимает замечательные документальные фильмы, которые получают первые места на разных конкурсах и милые невероятно смешные ролики для друзей.

Только ему в голову может прийти идея из кадров монастырской хроники сделать клип на юбилей известного иеромонаха, где именинник пасет телят, работает на огороде и тащит по улице холодильник под песню группы «Любэ» «Такая работа», в исполнении отцов-молитвенников, преподавателей воскресных школ, шоферов, трудников, детей и много кого еще (всего около сорока человек). На премьере отцы рыдали от смеха…

Или снять ролик про «Доширак» и с самым серьезным видом опрашивать старожилов монастыря и именитых батюшек, как они его едят.

С ним вообще не соскучишься. Когда Святейший приезжал в Калугу на празднование 650-ти летия священномученика Кукши, просветителя вятичей, отец Фотий должен был выступать перед Патриархом с сольной программой, для чего ездил в Калугу на репетиции. Как-то раз он опоздал на электричку и решил ехать на машине. Все водители были заняты, и он решил ехать сам – благо сдал на права неделю назад. Я понимаю, что его одного на федеральную трассу отпускать опасно, и говорю: “Отец Фотий! Я поеду с вами, но у меня нет сейчас прав, поэтому не вздумайте разбиться!” Не моргнув глазом, он отвечает: “Что вы! Вам ведь еще нужно газету выпустить, а мне перед Святейшим выступать. Нам нельзя разбиваться!”

Пошли, благословились у раки преподобного Пафнутия и поехали. Всю дорогу я расспрашивал своего друга про жизнь в Германии и его пути в монастырь, он рассказывал, и время от времени сокрушался, зачем я его отвлекаю? “А пока вы заняты приятными воспоминаниями, отец Фотий, вы забываете о волнении и ведете машину, как заправский шофер”. Он говорит: “А ведь, правда!” И смеется, как ребенок. На репетицию мы приехали вовремя и на удивление монастырских водителей никуда не врезались…

Когда я узнал про его участие в шоу «Голос», зная отца Фотия, ничуть не удивился. Мы не раз обсуждали с ним разные миссионерские проекты, которые могли быть интересны современным людям. Тем более что все его концерты для широкой публики, на которых он исполнял церковные произведения, классическую оперу или народные песни, всегда проходили на «ура». Я включил телевизор и внимательно посмотрел его выступление в полуфинале.

Это была лучшая проповедь для 140 миллионов Великой Прекрасной страны, которую услышали и поняли все, кто это видел.

Даже те, кто о Церкви слышать ничего не хотел, были потрясены. И не только в России. Запись с его выступлением уже выпущена во Франции (с комментариями на французском), Германии и других странах.

Мы веселились, плясали и бездумно прожигали свою жизнь, вдруг пришел какой-то монах и рассказал о другом, Высшем мире, о любви и смерти, о быстротечности жизни, Боге и вере. Среди сотен комментариев, что я прочитал, особенно запомнился один: “После того, как посмотрела выступление отца Фотия, первый раз за много лет я плакала и не могла остановиться. Давно не была в Церкви, а завтра пойду! Как звон колокола разбудил…”

Но были и другие комментарии… Всем тем, кто считает недопустимым появлением православного монаха на Первом канале, да еще в шоу «Голос», который, наверное, транслируется на Луну, где ни их бабушки, ни их жены и дети его не смотрят, мне хотелось бы напомнить, что о тец Фотий ничего не делает без благословения настоятеля монастыря, епископа Тарусского Серафима (Савостьянова), своего духовного отца, известного на всю Россию и далеко за ее пределами, духовника Пафнутьева Боровского монастыря и Калужской митрополии схиархимандрита Власия (Перегонцева) и главы Калужской митрополии, одного из самых консервативных и авторитетных людей нашей Церкви, митрополита Климента (Капалина), на имя которого руководство Первого канала отправило официальное письмо, которое он одобрил и дал благословение отцу Фотию участвовать в проекте. Если кто-то считает, что духовно выше этих людей – Бог ему судья…

Оценивая его выступление, Александр Градский говорил о том, что увидел, зачем нужно выходить на сцену. Баста и его наставник Григорий Лепс были мужественны и скупы на слова. Говоря о втором участнике, он отметил, что тот с величайшим профессионализмом исполнил свою песню, которая самому Лепсу ни разу не давалась, но проголосовал за отца Фотия. Полина Гагарина не могла говорить, потому что готова была расплакаться. И даже Дмитрий Нагиев забыл про заготовленные шутки, потому что шутки кончились.

Любите меня, человека, потому что я умру. Какие после этого могут быть шутки? Марина Цветаева. Реквием. Я обращаюсь с требованьем веры и просьбой о любви…

…Вспоминаю один вечер Великого поста. После вечерней мы сидим с отцом Фотием вдвоем в редакции, пьем чай с черным хлебом и молчим. Он задумчиво смотрит на сгущающиеся вечерние сумерки за окном и тихо говорит: “Как же здорово служить в пост! В это время даже те, кого в храме редко встретишь, молятся вместе. Никогда такого единодушия не увидишь! Все друг за друга, все вместе, и с нами Христос. Как же это прекрасно!”

Иеромонах Фотий (имя в миру Виталий Мочалов) родился в городе Горький 11 ноября 1985 года в нерелигиозной семье.

Детство Виталия Молчанова

Детство будущего священника прошло под «знаком музыки», он тянулся к пению, но, несмотря на это, долгое время мальчика не брали в музыкальную школу, мотивируя тем, что у него кривые пальцы. Преодолев трудности, он смог окончить школу по классу фортепиано. В это же время Виталий учился сольному пению и даже выступал в ансамбле. В мечтах он видел себя композитором, пишущим музыку для кинофильмов. После того, как в подростковом возрасте голос начал ломаться, сольные выступления стали невозможны и он стал петь в церковном хоре. Именно с этого момента началось его воцерковление. А по окончании девяти классов поступил в музыкальное училище, где один курс изучал музыкальную теорию.

Родители Виталия в 2002 году эмигрировали в Германию, он переехал вместе с ними, из-за чего он перестал посещать музыкальное училище, но стал обучаться игре на органе. В городе Кайзерслаутерн он стал зарабатывать игрой на протестантских и католических службах, принимал участие в концертах.

Иеромонах Фотий

Когда Виталию исполнилось 20 лет, в 2005 году он вернулся в Россию, город Боровск. Он принял решение стать монахом и отправился в Свято - Пафнутьевский монастырь, расположенный в Калужской области. Решение было личным, от внешних обстоятельств оно не зависело. После принятия пострига он продолжал занятия музыкой, совершенствовал свой голос, брал уроки по вокалу. Фотий взял несколько уроков у В. Твардовского в Москве, преподаватель сам приезжал в монастырь и проводил занятия. Параллельно он увлекался иностранными языками, фотографией, компьютерной версткой, пел в церковном хоре.

Ионический постриг Фотий принял в 2010 году, а спустя три года рукоположен в сан иеромонаха.
Будучи насельником, записал два диска, принял участие в выступлениях, в частности в Калужской филармонии.

Сейчас Фотий является регентом Свято – Пафнутьева монастыря города Боровск.

Виталий Мочалов подал заявку на проект «Голос» в 2013 году и был приглашен на кастинг. Но он не решился идти за благословлением, поэтому не стал участвовать в конкурсе. Вообще, он не сразу решился на это мероприятие, так как считал, что богослужителю там не место. Со временем он приобрел смелость и решил для себя, что «Голос» - это, прежде всего конкурс, а уже потом шоу. Духовник и митрополит после двухлетних уговоров отпустили Фотия, в 2015 году он вновь подал заявку и получил разрешение.

По словам священника, его задачей стало выиграть в конкурсе, при этом не запятнать честь монастыря, достоинство всей церкви. Настоятель и духовный отец молились за него, пока длился конкурс. Участие в проекте Фотий связывает с миссией, призывающей людей к совершенствованию и духовному росту при помощи оперной музыки и романсов. На слепом прослушивании он исполнил арию из Евгения Онегина и сразу понравился судьям. Попав в команду к Лепсу, он смог дойти до финала и выиграть в конкурсе. На следующий день Фотия с победой поздравил сам патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Некоторое время священноначалие не давало иеромонаху разрешение на последующие выступления и участие в концертах, но совсем недавно стало известно, что благословление дано и финалист шоу «Голос» Фотий поедет в турне с концертами по городам России и будет записывать в студии свой диск.
Виталий Мочалов намерен и дальше заниматься творчеством, но по его словам он пришел в мир музыки священником, священником и уйдет.

Иеромонах Фотий "Монолог"

Иеромонах Фотий "Спокойной ночи, господа"

Иеромонах Фотий и Григорий Лепс "Лабиринт"

Отец Фотий «Ария Ленского»

Появление монаха в популярном телешоу и его победа в нём наделали много шума. Даже спустя несколько месяцев разговоры об этом не утихают. А сам их «виновник» – иеромонах Фотий, насельник Свято-Пафнутиева Боровского монастыря, - стал желанным гостем многих теле- и радиопрограмм. Его гастрольный график расписан на несколько месяцев вперёд. Поклонники требуют сольных дисков.

Не мешает ли шоу-бизнес монашеским обетам, нам откровенно рассказал сам Фотий.

Встречу назначили в монастыре. Его практически метровой толщины стены, невероятная тишина и стаи голубей, парящих над куполами храмов, умиротворяют.

Хочется забыть обо всём, склонив голову в молитве.

Появляется Фотий. В руках у монаха - телефон. Батюшка передвигается по монастырю практически не отрывая глаз от его экрана. Даже во время интервью Фотий с ним не расстаётся. Сначала телефон лежит на столе. Но как только начинает издавать звуки, возвещая о поступившем сообщении, оказывается в руках монаха. Порой священнослужитель настолько погружается в происходящее по ту сторону экрана, что теряет нить разговора.

- Вы достаточно продвинутый батюшка: активно пользуетесь соцсетями, постоянно загружаете фотографии в «Инстаграм».

Для меня соцсети – средство общения, самовыражения. Там я вижу индикатор своей полезности – КПД: что людям нравится, что не нравится. Это определённая шкала. В реальном времени можно увидеть отношение к тому или иному твоему слову.

- Готовы ли вы поменять репертуар ради публики?

У всех свои вкусы, но есть какие-то общие тенденции. Я прислушиваюсь к ним. Мне очень важно, когда достаточно большое количество поклонников высказывают свои предпочтения. Исходя из этого, делаю какие-то поправки в исполнении, репертуаре. В основном народ любит добрые русские песни, городской романс с глубоким смыслом - то, что сейчас редко услышишь. Например, песни Эдуарда Хиля, Марка Бернеса.

- В общепринятом представлении монахи – аскеты, денно и нощно молящиеся. Современный монах – кто это? Для чего он пришёл в монастырь?

Человек идёт в монастырь, чтобы найти особые условия спасения, ведь спастись можно и в миру. И от того, как ты проведёшь жизнь в монастыре, будет зависеть твоя посмертная участь. Конечно, нужно жить достойно. То, как себя веду я, не пример идеального монашеского подвига.

- Почему?

Я активно общаюсь с миром, а по идее, должен полностью его отсечь и находиться в монастыре физически, духовно и умственно. Потому что стены тебя не спасут. Можно общаться, выходить в Интернет. Тогда какой смысл нахождения в монастыре, если ты вышел из него через Интернет, нашёл лазейку.

- Вы нашли такую лазейку?

Получается, да. Я понял, что это не только искушение для меня, соблазн, а именно (вздыхает.- Прим. авт.) моя слабость и собственное желание как-то находить компромисс - синтез пребывания в монастыре и общения с народом. Потому что народ, как оказалось, очень интересуется именно такой духовной жизнью. Хотя есть люди, радикально настроенные, считающие, что никакого общения с миром быть не должно. Ну пусть они так считают, мне важнее позиция - когда люди тянутся к монахам, когда ты можешь дать ответы на их вопросы. И сказать это на их языке, а не на языке святоотеческих книг. Можно просто закрыться здесь и читать только духовные книги, но ты не будешь понятен молодёжи. А поскольку я молодой, с техникой на «ты», то активно использую этот инструмент, чтобы показывать изнутри монастыря, что мы те же люди, умеющие радоваться всему. Стараюсь нести через социальную сеть небольшую проповедь какого-то добра.

- Вам важен отклик. А если его не будет, уйдёте из соцсетей?

Да, я анализирую, что там происходит, не тщеславия ради, не ради количества лайков и репостов. Я смотрю, что людям нравится и в соответствии с этим выстраиваю контент на своей странице.

Фото из гримёрки перед выступлением в Калужской областной Филармонии.

- Будто дразня публику, вы часто выкладываете фото из гримёрок с разными вкусностями – пирожными и прочими сладостями. И даже не скрываете, что питаете слабость к сырам.

Это не провокационные фотографии. Люди придумали стереотипы, и потом сами не могут от них отказаться. Их просто раздражает, выворачивает наизнанку, если монах выложил конфеты. Они считают, что это плохо. Но объяснить, почему им кажется это предосудительным, не могут. Я такой же человек. Поэтому стараюсь показать, что монахи - люди, не чуждые никаких мирских слабостей: мы тоже любим вкусно покушать, но не культивируем чревоугодие, сластолюбие. Я не просто показываю еду, я показываю её эстетическую сторону. Это своеобразное воспитание. Я рассказываю о своём вкусе - он простой, не какой-то утончённый. Да, сыры – это моя слабость.

- Хотели вы того или нет, но для многих стали кумиром, а в Библии говорится: «Не сотвори себе кумира».

Мне не нравится, что почитание переходит в фанатение. Это, конечно, беда.

Фотий получает огромное количество писем и посылок от поклонников.

- У вас огромное количество подписчиков в соцсетях, вы получаете десятки писем. О чём вам пишут?

В основном это слова благодарности, признательности за то, что я появился на телевидении, вообще на сцене. Пишут, поздравляют, просят, конечно, молитвенной помощи. Я же выступаю не просто как певец, но и как священник, поэтому люди и тянутся ко мне, в том числе как к человеку, который разбирается в духовных вопросах и может подсказать что-то: как вести себя в определённом религиозном плане, как жить. Интересная ситуация: вроде как артист и в тоже время - как душевный терапевт.

- Вы стараетесь отвечать на все письма?

Нет у меня пока времени отвечать. Откровенно говоря, у меня нет даже времени их читать, вскрывать, потому что постоянно какие-то разъезды, какие-то дела. Посылки, конечно, сразу вскрываю, интересно же (улыбается). А там какая-нибудь мелочь, какие-нибудь сладости… Они обычно в соцсетях узнают, что мне нужно. Как-то я сказал, что стою на морозе и у меня перчаток даже нет. И люди сразу начинают беспокоиться присылают мне перчатки…

Монаху прислали шарфик и томик стихов.

Пряники.

Посылка из Швейцарии.

- Как вы относитесь к своей популярности?

Я не обольщаюсь слащавыми комментариями и похвалами, которые поступают в мой адрес. Главное - видеть, что приносит людям радость.

- Популярность быстротечна, через 2-3 года о вас как об участнике проекта могут и не вспомнить. Вы к этому готовы?

Тем лучше - останутся только верные поклонники. Я изначально был невыгоден Первому каналу. Не могу с ним дальше сотрудничать, всё это очень сложно. Чтобы мне лишний раз выйти в эфир, столько нужно получить разрешений, согласовать документов, поставить подписей... Это очень ответственно. Всё, что я скажу на Первом, может быть использовано против меня.

- Главный вопрос, который задают многие: «Для чего монах пошёл на проект, зачем ему такая широкая аудитория, столько внимания?»

По сути, конечно, не нужна. Оказалось, я нужен ей. Ещё до участия в «Голосе» я анализировал отклики людей на свои выступления. Публика хотела меня слышать, получать диски, которые я сам записывал. Появилась мысль, что будет неплохо выступить на всю страну, чтобы люди меня услышали и как-то порадовались.

- Как думаете, стали бы вы победителем, не будучи монахом, а только благодаря своим вокальным данным?

Может, и нет. Я человек необычный, ко мне сразу было приковано внимание публики. Вокальными данными блещет каждый на этом конкурсе, там нет недостойных - все профессионалы, даже те, кто на первых же эфирах выбыл. Они молодцы. Люди голосуют за целый комплекс – они видят образ, видят посыл, они видят какую-то искренность. Часто слышу, что за меня голосовали не потому, что я православный монах, а потому что их глубоко тронуло, зацепило моё исполнение.

- Не раз в своих интервью вы говорили: если пригласят участвовать в «Евровидении» , готовы дать достойный ответ Кончите Вурст. Откуда вы о ней узнали? Видели её выступление?

О ней сложно не знать. Тем более что после её победы «Евровидение» считается рассадником разврата. Говорят, туда вообще лучше не соваться, и не то что священнику, духовному лицу, а даже мирянам. Но я иного мнения. Раз есть такая площадка - на ней нужно выступать. Если люди любят эпатаж, сюрпризы, что-то необычное, надо сделать ответный удар – показать, что не только развратное может быть популярным, но и что-то чистое и светлое, исходящее от той части нашего человечества, которое проповедует только добро и нравственность.

С Тимуром Кизяковым на съёмке программы «Пока все дома».

- Мне показалось, что вы устали от внимания, славы.

Я бы охотно отдохнул недельку. Постоянно какие-то звонки, дела, личное общение с людьми. Хочется как-то поддерживать жизнь в соцсетях, отвечать, обновления какие-то делать. Всего понемножку - и ты ложишься уже в три часа ночи. Я бы хотел, чтобы обо мне все забыли.

- И даже концерты не приносят удовольствия?

Поначалу удовольствие получаешь, но это очень быстро надоедает, тяготит. Хочется куда-то зарыться. Я другого темперамента человек - нахожусь на сцене в смущении, не знаю, как себя правильно вести. Пою как пою – и всё. Люди видят мою какую-то отрешённость - я вроде как пою, но я не с ними, а как будто я в своём мире нахожусь.

Телецентр «Останкино». Иеромонах с Иваном Охлобыстиным и Гариком Сукачёвым.

- Я знаю, что, помимо профессионального пения, вы до прихода в монастырь сочиняли музыку. Почему перестали этим заниматься?

Это перестало быть нужным, хотя и в миру это было не нужно – так, хобби. Писал «в стол», никто этого не слышал. Я жду момента, когда в моей судьбе будет такой поворот, что я смогу реализовать и эту способность. Она для меня, может, даже более значима, чем голос. Самореализация очень важна для человека, тем более, когда он чувствует в себе потенциал, а плодов это не приносит. Музыка, которую я пишу, не столь популярна. Она не электронная, не соответствует вкусам масс. Да и вообще сейчас в Интернете сложно занять какую-то нишу, уже столько музыки там выложено. Нужно просто заниматься своим делом, своим направлением. А для меня это киномузыка. Понятно, что как монах я уже не смогу писать музыку - только если как-то так получится, что предложат.

- После победы в проекте вас задарили подарками – поездка во Францию, автомобиль.

Поехать я могу в любой момент, нужно только получить благословение. А машина ещё с конвейера не сошла. Кстати, я в позапрошлом году сдал на права, очень хотел иметь машину. Может, для меня это было дополнительной мотивацией пойти на «Голос». Я знал, что победителю достаётся автомобиль. Я, конечно, копил не на «Ладу», хотел несколько другую машину. Хотя первый автомобиль должен быть попроще - отечественный.

- Какую бы вы машину хотели? С чего может на неё накопить монах?

Я хотел «Тойоту». Да особо копить-то и не с чего. Это всё только благодетели какие-то. Большую сумму никто не даст. Сам себя в чём-то урезаешь – лишний раз не покушаешь суши, пиццу. Так, тихонько, копейка к копеечке - и ты знаешь, что на двигатель у тебя уже есть денежка.

- Не боитесь, что слава может вас сломать?

В ней ничего положительного нет, но и отрицательного - тоже. Самое главное - её оправдывать, чтобы она не была пустая. Достичь славы и стать популярным ничего не стоит. По сути, попа, несколько раз показанная по телевидению, тоже станет популярной. Самое главное - зарабатывать эту славу достойно, чтобы соответствовать.

Сейчас Фотий вместе с другими участниками «Голоса» готовится к туру по всей стране. Батюшка будет давать и сольные концерты. Так, билеты в Калуге на его мартовское выступление разбирают, как горячие пирожки. На что монах потратит деньги, он так и не смог сказать. Заявив, что это не такие уж большие средства. Когда мы подошли к храму, к нам подбежала женщина.

- Отец Фотий, можно с вами сфотографироваться? Когда скажу своим в деревне, что видела вас, никто не поверит!

После фотосессии на монаха буквально налетели паломницы, прося о благословении. Не глядя на них, стараясь пробраться сквозь толпу, Фотий выполнил их просьбу и скрылся. Послушание батюшки – пение на клиросе в хоре. В остальное время он практически всегда онлайн.

Фото: Светлана ТАРАСОВА и с личной страницы Фотия «ВКонтакте».

На сегодня Иеромонах Фотий является первым духовным лицом, ставшим широко популярным «в миру». Слава пришла к Иеромонаху Фотию после победы в известном проекте «Голос». В какой-то мере священнослужитель стал первооткрывателем, ведь участие духовенства в коммерческих музыкальных проектах казалось немыслимым для большинства слушателей. Отец Фотий доказал, что любовь к Богу и преданность музыке - вполне совместимые вещи . Песни монаха несут в себе красоту, умиротворение и особое тепло, а сам он служит хорошим примером для публики.

Биография Иеромонаха Фотия

Детские годы батюшки

О жизни иеромонаха Фотия в детстве, подлинно известны следующие факты:

  • После окончания 9-летнего обучения в школе, Виталий решил продолжить образование в музыкальном училище.
  • Учеба в России продлилась совсем недолго, всего лишь один год. После этого родители молодого человека приняли решение о переезде. Выбор пал на город Кайзерслаутерн в Германии . Там Виталий обучался игре на органе.
  • В эти годы, парень впервые начал зарабатывать, участвуя в органных концертах, а также не забывал и о церковных службах.
  • В городе, где Виталий жил со своей семьей находилась православная церковь, которую он часто посещал и пел на клиросе, иногда занимаясь работой пономаря.
  • Фотий так и не сумел освоиться в чужой стране, его все время тянуло на родину и в 2005 году, он вернулся в Россию.

Служение Богу, монашество

Через некоторое время после возвращения в родные места, юноша в качестве паломника посетил Свято-Успенскую Почаевскую Лавру.

Он находился в монастыре всего две недели, но впечатлений осталось очень много. Вернулись воспоминания из детства, появились вопросы о своем истинном предназначении. Однако в тот момент, Виталий понимал, что жизнь в монастыре очень непростая и к такому он еще не готов.

Все же, это время было очень плодотворным, он снова прочитал Евангелие, изучил житие святых и увидел православную церковь в новом свете.

Виталий решил, что ему нужен совет другого человека. Схиархимандрит Власий слыл мудрым старцем, за помощью к нему отправлялись многие религиозные люди. Власий посоветовал ему принять монашество. Так, Виталий стал богослужителем Фотием, обитателем Свято-Пафнутьева Боровского монастыря .

Родители, конечно же, испытали серьезные переживания, узнав о решении сына. Мать, благословила выбор Виталия, понимая, что это не слепая мечта. Хотя ей пришлось очень нелегко. Отец пытался переубедить молодого человека, но это было невозможно и ему ничего не оставалось, как просто смириться.

Выбор Виталия был абсолютно осознанным, по зову сердца. Ни для кого не секрет, что некоторые отправляются в монастырь, чтобы спрятаться от проблем, компенсировать свою неустроенность. Мало кто, способен оставить мирское благополучие , и посвятить себя служению отныне обитая в маленькой скромной келье.

Виталий всегда был очень способным в музыке и ему пророчили большое будущее. Попав в монастырь, он был готов к тому, что в случае необходимости от своей мечты, возможно, придется отказаться.

Сколько испытаний ему пришлось перенести будучи послушником! Но он стойко проявил себя в тяжелом труде.

В монастыре Виталий приложил немало усилий, чтобы его голос зазвучал лучше. Через некоторое время, он стал посещать занятия вокалом у заслуженного преподавателя Виктора Твардовского. О нем иеромонах отзывается с особой теплотой. Затем, в силу нехватки времени, Фотий занимался пением самостоятельно, с помощью методики того же самого Твардовского.

Педагог улучшил вокальную технику отца Фотия, его репертуар значительно расширился и обогатился. Голос стал хорошо поставленным и натренированным, способным исполнять даже сложные оперные партии.

С согласия протоиерея, вместе со своими братьями из монастыря, отец Фотий участвовал в мероприятиях, исполняя песни в больницах, домах престарелых, в школах.

Видимо, Господь посчитал талант юноши необходимым людям, и вся творческая деятельность пришла как само по себе разумеющееся, без каких-либо особых задумок.

Хобби священника

Батюшка - очень многогранный и разносторонне развитый человек . Он не только является регентом, но и занимается версткой журнала для детей, помогает театру воскресной школы.

Окружающие люди не перестают удивляться, как за внешней мягкостью может скрываться такая сильная личность. Фотий много думает о других и всеми силами помогает тем, кому необходима поддержка. Он обладает очень целеустремленным характером и обязательно достигает желаемого.

Помимо этого:

Проект «Голос»

Иеромонах Фотий в социальных сетях

Участие в «Голосе» вынудило музыканта завести аккаунты в социальных сетях, например: VK, инстаграм, твиттер , а также есть канал на YouTube. Страницы постоянно обновляются и содержат актуальную информацию. Правда, неизвестно, занимается ли этим лично иеромонах Фотий. Музыка и творчество в контакте могут быть, опубликованы его концертным менеджером или же поклонниками творчества.

В «Перископе» священник проводит трансляции, где говорит на насущные темы, проводит видеопрогулки, рассказывает о приготовлении текущего ужина или показывает, как водит автомобиль. Такая деятельность несет пользу современной молодежи. Ведь Церковь у юношей и девушек ассоциируется с чем-то старомодным, а жизнь монаха кажется совсем несчастной и скучной. Благодаря активности священника в интернете, молодые люди стали интересоваться религиозными темами.

Ранее люди, не связанные с церковью, путались даже с названием сана «иеромонах» Некоторые молодые люди добавляли даже приставку нейромон, вероятно, перепутав с популярной группой.

Подписчики монаха отмечают, что Фотий имеет замечательное чувство юмора и его видео смотреть очень приятно. Свои обсуждения они публикуют на форумах, а вот личного сайта у монаха нет.

Российские зрители в 2015 году могли наблюдать, как скромный монах стал победителем шоу Голос, обойдя сотни и тысячи других претендентов. У кого-то это событие вызвало негодование, у кого-то возмущение, но равнодушных осталось мало. Иеромонах Фотий (в миру Виталий Мочалов) - священнослужитель Русской православной церкви, наместник Пафнутьево-Боровского монастыря в Калужской области, первый священник, который обрел славу после телевизионного проекта.

Детство и юность будущей звезды

Виталий Мочалов родился 11 ноября 1985 года в городе Горький (нынешний Нижний Новгород). Семья не была верующей. Мальчик с детства увлекался музыкой и посещал музыкальную школу, где обучался пению и игре на фортепиано. Уже будучи подростком, Виталий пел в церковном хоре, а также часто солировал в школьном коллективе. После школы Виталий решает поступить в музыкальное училище по специальности музыкальная теория.

Но спустя год вся семья принимает решение эмигрировать в Германию, город Кайзерслаутерн. Там юноша не оставляет своего увлечения и обучается игре на органе. Виталий даже подрабатывал игрой на органе на концертах в католических и протестантских храмах.

К вере молодой человек пришел самостоятельно. В 7 лет попросил маму пойти окрестить его, так как боялся, что не сможет стать ангелом. Мама и сын приняли крещение, но воцерковление произошло позже. После посещения детского православного лагеря «Благовест» Виталий вернулся домой другим. Он всецело окунулся в атмосферу православной жизни, общения с Богом, посещал службы , трудился, пел на клиросе.

Путь в монастырь

Прожив три года в Германии, Виталий без родителей вернулся в Россию с твердым решением оставить мирскую жизнь, возможность быть женатым, деньги, успех и стать монахом. Будущий священник начал свое служение в Пафнутьево-Боровском монастыре Калужской епархии. Духовным отцом его стал известный духовник схиархимандрит Власий, к которому многие верующие обращаются за советами. Когда у Виталия еще были сомнения в выборе своего жизненного пути, именно Власий предложил ему оставаться в монастыре.

Сначала Виталий был пострижен в иноки, в 2011 году рукоположен в иеродиакона, а в 2012 году принял сан иеромонаха под именем Фотий (значение этого имени с греческого языка -»свет»). Впоследствии батюшка стал регентом хора этого монастыря.

Обучением монастырских певчих занимался талантливый педагог Виктор Твардовский. С ним батюшка вновь увлекся вокалом и начал активно петь. По словам самого Фотия, Виктор помог ему «настроить» голос, а упражнения его авторской методики Фотий использует до сих пор.

Увлечений у монаха было много и помимо пения. В монастыре он занимался дизайном и версткой приходских изданий, увлекался фотографией и видеомонтажом. Существовала даже возможность, что Фотий пойдет служить в армию, и сам монах собирался отдать долг родине, но из-за проблем со зрением в армию его не призвали. Фотий прекрасно владеет немецким и английским языками.

Шоу «Голос»

Идея участия в Голосе появилась у монаха давно. Еще в 2013 году он отправил заявку и даже был приглашен на кастинг. Но в тот год батюшка не решился просить благословения у церковного начальства. Вновь попытать счастья Фотий решил в 2015 году, и тогда Первый канал написал официальное письмо митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту с просьбой отпустить иеромонаха на шоу. Ответ был положительным, церковное начальство благословило Фотия.

Слепые прослушивания стали первым серьезным испытанием в шоу. Иеромонах исполнял арию Ленского из оперы «Евгений Онегин». Повернулся только Григорий Лепс. Было видно, как батюшка немного шокирован таких течением событий, ведь, по его словам, он планировал попасть к Александру Градскому. Первой мыслью Фотия было: «Что я буду делать с Григорием Лепсом?».

Но дальнейшие события показали, что это наилучший вариант, ведь Григорий привел монаха к победе. Лепс даже сразу же на слепом прослушивании подал идею для будущей песни, которую прошептал Фотию на ухо. Оказалось, что это композиция «По дороге в Загорск», которая и была исполнена в четвертьфинале.

На своем пути в проекте Фотий исполнял разнообразный репертуар :

  • композиция Андреа Бочелли;
  • пронзительный «Монолог» на стихи Ахматовой;
  • романс «По дороге в Загорск»;
  • песня «Спокойной ночи, господа» в финале;
  • композиция «Лабиринты» в дуэте с Григорием Лепсом.

В качестве песни победителя Фотий спел проникновенную композицию Джоша Гробана «Перте» (Для тебя). Певец вообще уважает творчество Гробана и часто исполняет другую его композицию «Алиготе» (Уходи).

Члены жюри очень тепло и с огромным уважением относились к батюшке. Василий Вакуленко (Баста) даже попросил благословения, а Александр Градский неизменно защищал и хвалил необычного конкурсанта.

Когда проект подошел к зрительским голосованиям, сомневаться в победе Фотия уже не приходилось. Ведь батюшка опережал своих конкурентов с огромнейшим отрывом, раз за разом лишь увеличивая проценты. Народ откликнулся и проникся добродушием, скромностью и искренним исполнением монаха. Многие голосовали не столько за пение, сколько за образ, за смелость.

После победы Фотия поздравил сам патриарх Кирилл. В своем послании он отметил, что мероприятие изначально было очень спорным и вызывало сомнения, ведь эстрада и слава несовместимы с монашеством. Но результат превзошел все ожидания. Также патриарх пожелал сохранить Фотию ту скромность и естественность поведения в непростое время после конкурса и отметил, что выбранный им монашеский путь превышает ту победу, которую он одержал.

Монах Фотий после всплеска славы

Конечно, обрушившаяся слава кардинально изменила творчество и жизнь иеромонаха Фотия. Теперь он ведет активную концертную деятельность, общается в социальных сетях и больше не может быть просто иноком в монастыре. Приходится совмещать монашескую и светскую жизнь. В 2016 году даже была опасность, что Фотий покинет сцену и концертную деятельность.

В СМИ появилась информация, что исполняющий обязанности наместника Пафнутьево-Боровского монастыря спросил патриарха о том, что делать с Фотием, ведь он не только поет, но и дает различные интервью, через которые у людей формируется представление о православии и монашестве. В частности, был упомянут эпизод, в котором Фотий говорил, что в монастыре ему «стало скучно». Патриарх ответил, что через отца Фотия многие открывают для себя православную веру, у монаха есть не только слава, но и народная любовь. Поэтому патриарх не стал использовать свои властные полномочия и запрещать батюшке выступать.

Другие священнослужители тоже в основном положительно оценивают деятельность Фотия. Ведь если хотя бы один человек задумается о вере, придёт в храм благодаря пению и выступлениям священника, это будет уже маленькая победа и благое дело.

Активная гастрольная деятельность занимает сейчас все время иеромонаха Фотия. Последние новости могут радовать поклонников: график батюшки расписан на много месяцев вперед. В репертуаре арии из известных опер, зарубежные хиты, классические эстрадные композиции. Фотий, как правило, выступает в небольших камерных залах. Киров, Псков, Санкт-Петербург, Обнинск, Москва - далеко не полный список городов, где выступал иеромонах. В июне 2017 года был дан большой сольный концерт в Крокус Сити Холл.

В социальных сетях можно легко найти аккаунты Фотия (иеромонаха), где сейчас активно публикуются все новости и концертная программа. На его страничке вконтакте выкладываются различные композиции, живые записи с концертов, а также можно видеть множество восторженных откликов зрителей.

В своем профиле в Инстаграм Фотий любит рассмешить поклонников. Например, не так давно он выложил видео, где поет в микрофон, а затем быстренько съедает средство для пения, ведь оно было шоколадным. Часто священник появляется и на телевидении, раздает интервью, был гостем в развлекательных шоу на Первом канале:

  • «Вечерний Ургант»;
  • «Наедине со всеми»;
  • «Пока все дома»;
  • «Кто хочет стать миллионером» вместе с другим победителем Голоса Сергеем Волчковым.

В сентябре 2016 года был выпущен дебютный альбом «Романсы» . На диске собраны произведения великих композиторов: Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова.

Батюшка признается, что ему нелегко справляться с новым образом жизни, но он старается сохранить правильный монашеский настрой. Возможность уединяться, то есть жить в отдельной комнате - единственное требование в его райдере на гастролях. Как будет дальше складываться его судьба, покажет время, но пока иеромонах Фотий радует и вдохновляет своим голосом сотни и тысячи людей.