Философская энциклопедия онлайн. В Степин - Новая философская энциклопедия. Том первый

Ред. совет: Степин В.С., Гусейнов А.А., Семигин Г.Ю., Огурцов А.П. и др. — М.: Мысль, 2010. — Т. 1 — 744 с. /Т. 2 — 634 с. /Т. 3 — 692с. /Т. 4 — 736 с.Новая философская энциклопедия дает обзор мировой философии во всем богатстве ее основных понятий, произведений, исторических традиций, школ, имен, обобщает достижения российских и зарубежных философских исследований за последние десятилетия, является самым полным в отечественной литературе сводом философских знаний на рубеже тысячелетий. Энциклопедия содержит около пяти тысяч статей, авторами которых являются более четырехсот известных ученых — специалистов в различных областях философии.
При подготовке данного издания внесены некоторые уточнения и дополнения. В частности, в первом томе помещена статья, посвященная 80-летию Института философии РАН в четвертом - именной указатель по всем томам.«Новая философская энциклопедия» в 4 томах подготовлена Институтом философии Российской академии наук и Национальным общественно-научным фондом. Это второе отечественное издание такого рода и масштаба. Первым была «Философская энциклопедия» в 5 томах (М.: Советская энциклопедия, 1960-1970), включавшая более 4500 статей, сыгравшая положительную роль и в ряде случаев до настоящего времени сохраняющая научную ценность.
Однако в целом она уже не отвечает современным требованиям: во-первых, из-за идеологической заданности, которая, как было заявлено издателями, состояла в том, чтобы «содействовать широкому распространению марксистско-ленинской философии»; во-вторых, за последние 30 лет достигнуты значительные успехи в исследовательской работе, появились новые философские идеи, школы, имена. По сравнению с создателями 5-томной «Философской энциклопедии» мы имеем два счастливых преимущества: можем использовать их опыт и в то же время работать в условиях идеологической раскованности. Наше уважение к труду предшественников выражается в том, что мы предлагаем другую, заново выполненную систематизацию философского знания (отсюда и название «Новая философская энциклопедия»), подчеркивая тем самым, что предыдущая «Философская энциклопедия» сохраняет свое (как минимум историческое) значение.
Цель «Новой философской энциклопедии» состоит в том, чтобы дать соответствующее современному уровню науки обобщенное представление о мировой философии во всем богатстве ее основных понятий, произведений, исторических традиций, школ и имен. Зарубежный и отечественный опыт философских словарей и энциклопедий является разнообразным - ориентирован на различные общественные слои и реализует различные стратегии.
Тематически статьи разделяются на следующие группы:
- персоналии, круг которых охватывает в основном профессиональных философов и дополняется ограниченным числом философствующих ученых, писателей;
- философские направления, школы и учения;
- понятия и термины, существенные как для всей истории философии, так и для определенных направлений и отдельных мыслителей;
- философские произведения, выбор которых определяется их значимостью для историко-философского процесса или для определенного философского направления.
Статьи в «Новой философской энциклопедии» печатаются в алфавитном порядке. Названия философских проблем и направлений, состоящие из двух и более слов, помещаются таким образом, чтобы на первом месте стояло слово, несущее логический смысл. Связь между статьями фиксируется с помощью соответствующих ссылок, помечаемых курсивом. Сокращения в данном издании минимальны. Их список прилагается в конце каждого тома. Персоналии и произведения на китайском, арабском и индийском языках даются в русской транскрипции. Редколлегия стремилась дать материал в авторской редакции, в том числе и библиографию.
Энциклопедия позволяет увидеть современный уровень философских исследований в стране, в ней шире представлены те области, которые наиболее успешно развивались в последние годы. «Новая философская энциклопедия» включает около 5000 статей. В качестве авторов привлечены более 400 известных отечественных специалистов по различным областям философского знания, в отдельных случаях (главным образом для самоизложения концепций) привлекались выдающиеся зарубежные философы.
При подготовке данного издания внесены также некоторые уточнения и дополнения. В частности, в первом томе помещена статья, посвященная 80-летию Института философии РАН в четвертом - именной указатель по всем томам.

«Новая философская энциклопедия» в 4 томах подготовлена Институтом философии Российской академии наук и Национальным общественно-научным фондом. Это второе отечественное издание такого рода и масштаба.

Первым была «Философская энциклопедия» в 5 томах (М: Советская энциклопедия, 1960- 1970), включавшая более 4500 статей, сыгравшая положительную роль и в ряде случаев до настоящего времени сохраняющая научную ценность.

Однако в целом она уже не отвечает современным требованиям: во-первых, из-за идеологической заданности, которая, как было заявлено издателями, состояла в том, чтобы «содействовать широкому распространению марксистско-ленинской философии»; во-вторых, за последние 30 лет достигнуты значительные успехи в исследовательской работе, появились новые философские идеи, школы, имена.

По сравнению с создателями 5-томной «Философской энциклопедии» мы имеем два счастливых преимущества: можем использовать их опыт и в то же время работать в условиях идеологической раскованности.

Наше уважение к труду предшественников выражается в том, что мы предлагаем другую, заново выполненную систематизацию философского знания (отсюда и название «Новая философская энциклопедия»), подчеркивая тем самым, что предыдущая «Философская энциклопедия» сохраняет свое (как минимум историческое) значение.

Новая философская энциклопедия - в 4-х томах - Рук. проекта В. С. Степин, Г. Ю. Семигин

Новая философская энциклопедия: В 4 т./Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд;

Научно-ред. совет: предс.. В. С. Степин, заместители предс: А. А. Гусейнов,

Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов.-М.: Мысль, 2010

ISBN 978-2-244-01115-9

Том-1 ISBN 978-2-244-01116-6

Том-2 ISBN 978-2-244-01117-3

Том-3 ISBN 978-2-244-01118-0

Том-4 ISBN 978-2-244-01119-7

Новая философская энциклопедия - Рук. проекта В. С. Степин, Г. Ю. Семигин - Постмодернизм

ПОСТМОДЕРНИЗМ - тенденции, проявившиеся в культурной практике и самосознании Запада в течение двух последних десятилетий. Речь идет о пересмотре кардинальных предпосылок европейской культурной традиции, связанных с прогрессом как идеалом и схемой истории, разумом, организующим вокруг себя весь познаваемый мир, либеральными ценностями как эталоном социально-политического обустройства, экономической задачей неуклонного прироста материальных благ. Такое переворачивание привычных-«модернистских» - представлений (отсюда и термин «постмодернизм») охватывает самые разные сферы культурной деятельности, и если в кон. 1960-х гг. постмодернизм ассоциируется по преимуществу с архитектурными экспериментами, основанными на новом образе пространства и стиля («классиками» постмодернистской архитектуры считаются Ч. Дженкс и Р. Вентури), то со временем этот термин получает более широкое хождение, распространяясь на все области общественной жизни. В философии этот термин укореняется Ж.-Ф. Лиотаром, предложившим говорить о «постмодернистском состоянии», для которого характерны открытость, отсутствие жескихиерархий, асимметричных оппозиционных пар (высокое- низкое, реальное - воображаемое, субъект - объект, целое - часть, внутреннее - внешнее, поверхность - глубина, Восток - Запад, мужское - женское и т. д.).

Постмодернизм сторонится «тотализующих моделей» и связан со сменой познавательной парадагт,пересмсотюм позиции субъекта какцентра и источника системы представлений. Место субъекта занимают разнообразные безличные структуры, будь то потоки измерении (Ж Бодрийар), пульсации, связанные с либидо (Ж Лакан), сингулярности (П. Вирилио, Ж.-Л. Нанси), ирония (Р. Рорти) или же отвращение (Ю. Кристева). В результате антропоцентризм, характерный для «нововременной», или просвещенческой, картины мира, сменяется множеством онтологии, выстраиваемых сообразно множеству «объектов». Значительную роль в разработке этих идей сыграла «деконструктивная» критика Ж. Деррида «метафизики присутствия». Попытка постичь отсутствие истока, различие, а не тождество как отправную точку самого мышления приводит Деррида и его единомышленников к переосмыслению статуса события: событие перестает соотноситься с универсальной истиной бытия. Анализ M Фуко субъективности как исторического конструкта, как своеобразной функции властных отношений, познавательных практик и закрепляющих их институтов, оказал решающее влияние на становление «бессубъектной» философии. С этим же связаны и идеи о «смерти автора» (М. Фуко, Р. Барт, М. Блашо), выражающие историческую исчерпанность как феномена авторства, так и традиции герменевтического(«смыслового»)толкованиятекстов, основанной на нем. Многие понятия, заимствованные из философии постмодернизма, были перенесены в литературоведение и «арт-критику», утратив исходный смысл и превратившись в новый «язык власти». Постмодернизм оказал большое влияние на различные виды искусства, что связано с изменением статуса произведения искусства в наше время (неизбежная вторичность материала и художественного жеста, сознательно реализуемая стратегия цитирования, пастиш, ирония, игра).

Е. В. Петровская

В постмодернизме велика роль описательного плана, т. е. характеристики вновь возникшей реальности, и плана полемического, связанного с переоценкой ценностей мысли и культуры. Целостная реальность ускользает от слов и отрицается постмодернизмом. Признаются только описания. Эти описания конституируются как единственная реальность. Подчеркиваются те черты электронной культуры, которые стирают различия между истиной и ложью. Реальность и фантазия сливаются в «виртуальной» действительности, как в «Диснейленде». Карта предшествует территории и создает «территорию», телевизор формирует общество.

С развитием культуры постмодернизма возникло своеобразное разделение труда между Америкой и Францией. США первенствуют в производстве кинокартин, телевизионных программ, компьютерных игр; Франция первенствует в осмыслении и критике того, что возникает. Эта критика сливается с антиамериканизмом. В Америке господствует апологетика «видеотии»: самый яркий апологетический текст принадлежит Маршаллу Маклюену.

Французские постмодернисты (Ж. Бодрийар, П. Бурдье, Ж. Деррида, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж. Лиотар) атакуют логоцентризм западной метафизики, «метафизику фонетической письменности», книжную культуру Нового времени, навязывающую человеку ограниченный взгляд на мир, отношение между знанием и властью и др.

М. Фуко отвергает «натурализацию» картезианской мысли, превращение законов аристотелевской логики в законы природы, псевдорациональную гегемонию мысли белых состоятельных мужчин. Отступление от норм трактовалось Новым временем как болезнь, женственность - как иррациональность, цветная кожа - как неполноценность. Пафос Фуко - защита «другого», защита «плебса», ставшего объектом тонких форм насилия.

Труды Фуко охватывают много областей, но всегда сосредоточены на проблеме власти, в т. ч. сексуальной. Его теория тела стала важнейшим источником современного феминизма, продолжающего анализ Фуко. Согласно Д. Батлер, бинарная концепция пола - искусственная конструкция. Бинарные классификации (в т. ч. грамматическая категория рода) в явной или скрытой форме рассматривают мужское как норму. Согласно феминистической теории, наследственная гетеросексуальность и фаллоцентризм понимаются как система власти. Эта власть утверждается самим языком - он фаллоцентричен. От Фуко подхвачена и идея, что юридические системы власти создают субъектов, которых они потом представляют. Следовательно, женщинам бесполезно добиваться эмансипации от политической системы, которая их конституирует в качестве объекта манипуляции и контроля. Мужская цивилизация должна быть разрушена до основания. За этими гротескными теориями стоят, однако, реальные сдвиги. Социальные движения захватывают сферу культуры и гораздо меньше - экономические отношения. Сексуальные меньшинства, этнические группы, экологические активисты, религиозные фундаменталисты стремятся к иным целям, чем прежний социализм. Многие группы травмированы психологически и бунтуют против господствующих психологических норм.

Критики постмодернизма отмечают, что это движение интеллектуальной элиты, не затрагивающее «молчаливого большинства». Однако «молчаливое большинство» просто не видит, что Новое время кончилось и начался поворот неизвестно куда, эпоха дрейфа, потери и обновления ориентиров. Постмодернизм сравнивают с Александрийским периодом древности. Как и тогда, ныне господствует эпикуреизм и скептицизм. Подобно Понтию Пилату, постмодернизм спрашивает: «Что есть истина?», будучи заранее уверен, что еще не родился тот, кто скажет: «Я есть истина». Однако есть обстоятельство, которое подрывает эту историческую аналогию: возникновение и развитие телевидения. Некоторые приемы телевидения (напр., коллаж) использовались сначала в прозе, в эссе, в пластических искусствах. Теперь же мы видим обратное влияние телевидения на искусство. Техногенная цивилизация, создавшая телевидение, вызвала необратимые сдвиги во взгляде человека на мир. Их отразил постмодернизм. Но все попытки увековечить современное состояние мира, нынешний стиль восприятия жизни необоснованны.

Безответственность телевидения должна быть преодолена. Разрушительное влияние телевидения на частную, политическую жизнь, на культуру отмечали К. Поппер, Г.-Х. Гадамер и др. История культуры - это история обуздания новых стихий. Телевидение предоставляет огромные возможности для интеграции современного человека, неспособного достичь цельности в обществе, стихийно движущемся к разобщению и хаосу. В современной культуре господствует нежелание знать, куда движется человеческое общество. Это бегство от истории приводит к идее о конце истории, принимает форму искусства без «почвы и судьбы», ушедшего в мир снов и свободной игры форм. Место Бога, абсолюта, бессмертия объявляется пустым. Все предметы воспринимаются как бы на поверхности и держатся на пороге пустоты, цепляясь друг за друга. Нет иерархии глубин, иерархии значительного и ничтожного. Культура постмодернизма освобождает европейцев от европоцентризма, но одновременно освобождает и от всякого центра, от всякого фокуса, в котором собирается множественность мира. Это расшатанное состояние духа Запада получает новый смысл в афро-азиатских культурах. Для интеллектуалов «третьего мира» очередная деконструкция вчерашних кумиров становится теоретической деконструкцией западной цивилизации в целом. Возникает соблазн утверждения своей, антизападной культуроцентричноста, своей национальной и конфессиональной спеси. Преодоление постмодернизма требует нового духа.

Г. С. Померанц


Первая книга вышла в свет в 2001 году и в один миг стала библиографической редкостью. При создании «Новой философской энциклопедии» ставилась цель дать адекватное современному уровню науки обобщенное представление о вопросах философии во всем блеске ее основных понятий, произведений, исторических традиций, школ и имен. В качестве авторов были привлечены более 400 известных отечественных специалистов в различных сферах философских знаний, в отдельных случаях привлекались выдающиеся зарубежные философы.

При написании энциклопедии учитывались также потребности философского образования и учебного процесса. Она может использоваться как в роли традиционного справочного издания, так и в качестве ориентира в изложении основных философских идей в различных разделах философского знания, преподаваемых в виде учебных дисциплин. Нужно отметить, что новое издание энциклопедии не является простым переизданием научной работы 2001 года. Новый труд - это отдельная работа Института философии РАН, в рамках которой подготовлены дополнительные статьи современных отечественных ученых и дополнено именным указателем (в конце 4-го тома), который включает свыше 13 500 персоналий.

Одним из новшеств, и в то же время преимуществ, «Новой философской энциклопедии» является наличие в ней ряда статей, которые не просто фиксируют истины, уже ставшие бесспорными и общепринятыми, но и исследовательские статьи, которые объясняют авторскую точку зрения. Авторы произведения были награждены в 2004 году Государственной премией РФ в области науки и техники, а издательство продолжает получать значительное количество запросов на энциклопедию от организаций и частных лиц. Руководители научно-издательского проекта: академик РАН В. С. Стёпин и д. Полит. Н. Г. Ю. Семигин. Учёный секретарь - д. Ф. Н. А. П. Огурцов. Издание осуществлено по рекомендации Комиссии при Президенте РФ по Государственным премиям Российской Федерации в области науки и техники и посвящено 80-летию создания Института философии Академии наук. Новая философская энциклопедия - фундаментальное аналитическое научно-справочное издание, подготовленное Институтом философии РАН и Национальным общественно-научным фондом. Издание дополнено именным указателем на 14, 5 тысяч персоналий и юбилейной статьёй директора ИФ академика А. А. Гусейнова.

Это самый полный современный свод философских знаний, представленных в виде понятий, персоналий, научных комментариев к классическим философским произведениям. Всего Энциклопедия включает в себя более 5000 статей. Это более 400 авторских листов, сведённых в 4 тома. Завершается издание указателями по европейской, арабо-мусульманской, индийской, китайской философиям, хронологическими таблицами по античности, позднему Риму и Средневековью, Новому и Новейшему времени, ХХ веку.

Авторами Энциклопедии выступают известные отечественные философы, среди которых С. С. Аверинцев, Р. Г. Апресян, В. В. Бычков, П. П. Гайденко, М. Н. Громов, А. А. Гусейнов, Т. Б. Длугач, А. А. Зиновьев, А. А. Кара-Мурза, В. А. Лекторский, Л. Н. Митрохин, Н. В. Мотрошилова, А. П. Огурцов, Т. И. Ойзерман, А. С. Панарин, В. А. Подорога, В. Н. Порус, М. А. Розов, А. М. Руткевич, А. В. Смирнов, Е. Д. Смирнова, М. Т. Степанянц, В. С. Стёпин, В. И. Толстых, В. Г. Федотова, В. К. Шохин, Б. Г. Юдин и др. , а также ряд выдающихся представителей современной западной философии, таких, как П. Козловски, П. Рикёр, Р. Рорти, Б. Тушлинг, К. Хюбнер и др. Всего более 400 авторов.

Отражает современный мировой уровень философских исследований. Она не только суммирует накопленные знания, но и осуществляет исследовательский прорыв в ряде областей. Это относится к античной и средневековой философии, восточным философиям, философии науки, этике. В Энциклопедии получило отражение также то новое, что привнесено в философию течениями, получившими название постмодернистских. Квалифицированная дифференциация философского знания в представленном издании даёт возможность достаточно чётко ориентироваться в современной всемирной философии. Новая философская энциклопедия как бы предъявляет обществу философию в её сегодняшнем облике и на современном уровне.

Название: Новая философская энциклопедия
Год: 2010
Жанр: Энциклопедическое издание
Издательство: Мысль
ISBN: 978-2-244-01115-9
Язык: Русский
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Количество страниц: 2806 (Т. 1 - 744 с., Т. 2 - 634 с., Т. 3 - 692 с., Т. 4 - 736 с.)
Формат: DjVu