Один из лучших мастеров натюрморта Ян Давидс де Хем. Один из лучших мастеров натюрморта Ян Давидс де Хем Цветочный букет в стеклянной вазе

Г. Доу. «Служанка в окне», ок. 1640, Музей Бойманса ван Бёнингена, Роттердам

В 1648 году живописец стал членом гильдии Св. Луки. В 1660 году правительство Голландии приобрело у него три картины. Среди них - известная композиция «Молодая мать» (Маурицхёйс, Гаага). Все три полотна были подарены Карлу II во время его посещения Гааги.

В конце 1640-х годов в творчестве мастера появляется новый мотив - мотив ниши, встречающийся и в живописи Рембрандта. Но у Доу такая архитектурная деталь играет роль «обманки». Нередко мастер помещает в нишу женскую фигуру. Это может быть хозяйка, занятая вязанием, приготовлением обеда или мытьем посуды. Иногда в нише можно увидеть врача. Подобные приемы часто являются лишь предлогом для показа разнообразных натюрмортов. Именно в изображении предметов - посуды, домашней утвари, атрибутов - более всего проявился талант живописца. Интересно полотно «Больная в кабинете врача» (ок. 1650, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Фигуры врача и больной женщины Доу изобразил на втором плане, на первом - вещи, которые являются атрибутами профессии медика. Книги, письма, пестик и ступка, глобус, череп, колбы и медная миска свидетельствуют о научных интересах хозяина кабинета. И в то же время все эти предметы можно увидеть в натюрмортах типа vanitas («суета сует»).

От Рембрандта идет и интерес Доу к светотеневым эффектам. Очень часто пространство его картин освещается одинокой свечой. Отсюда смягченные тона и красноватые отблески, падающие на все предметы.

Г. Доу. «Больная в кабинете врача», ок. 1650, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Критики, жившие в одно время с Доу, сравнивали его со знаменитыми греческими живописцами Зевксисом и Паррасием. В 1665 году в доме художника Ханнота проходила выставка картин Доу, хранившихся в собрании современника мастера - Яна де Бейе. Вероятно, это была первая европейская персональная выставка. На ней были представлены наиболее значительные работы Доу («Женщина, страдающая водянкой», «Трубач», обе - в Лувре, Париж; «Вечерняя школа», Государственный музей, Амстердам; «Винный погреб», Картинная галерея, Дрезден). После проведения экспозиции популярность мастера необыкновенно возросла, а с ней и цены на его картины.

В последний период живописная манера Доу стала несколько иной. Его работы, выполненные в это время, отличаются полированной, как будто эмалевой фактурой. Вскоре к такой технике обратились и другие живописцы лейденской школы. У Доу было множество учеников и последователей (Г. Метсю, Я. ван Мирис и др.). Высоко ценимый в прежние эпохи, художник был несправедливо забыт в XX столетии.

Ян Давидс де Хем

(1606–1683/1684)

Широкую известность Ян Давидс де Хем получил уже в зрелые годы. Огромный успех у соотечественников ему принесли картины с изображением роскошных фруктов и нарядных букетов. Двенадцать лет своей жизни художник провел в Антверпене, благодаря чему голландская тщательность и реалистичность его живописи соединились с барочной пышностью фламандского искусства.

Голландский художник Ян Давидс де Хем родился в Утрехте в семье художника. Первые уроки живописи он получил у своего отца, Давидса де Хема. В дальнейшем его учителем стал работавший в Утрехте мастер Бальтазар ван дер Аст. Жил и работал Хем в Лейдене, Антверпене, Утрехте. После 1672 года он вернулся в Антверпен, где и провел последние годы жизни.

В ранних работах мастера ощущается влияние различных художественных школ. Свой творческий путь Хем начал с «завтраков» в манере харлемских живописцев. В Лейдене он создавал натюрморты с изображением книг в жанре vanitas, что говорит о воздействии искусства Рембрандта.

Уже в тридцатилетнем возрасте Хем познакомился в Антверпене с творчеством фламандца Франса Снейдерса, создававшего роскошные красочные натюрморты. С этого времени он начал писать картины с изображением ярких цветов и фруктов.

Я. Д. де Хем и Я. Б. Веникс. «Плоды и ваза с цветами». Фрагмент, 1655, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Но, несмотря на пышность и красочность, идущую от искусства Фландрии, натюрморты Хема говорят о том, что голландский мастер не переставал внимательно всматриваться в натуру. Так, картины «Завтрак» (1640, Лувр, Париж), «Натюрморт с омаром» (Собрание Уоллес, Лондон), «Натюрморт с ветчиной, омаром и фруктами» (ок. 1660, Рейксмузеум, Амстердам), поражающие фламандской барочной роскошью, в то же время восхищают тщательностью передачи светотеневой среды, что характерно для живописи таких знаменитых голландских мастеров, как П. Клас и В. К. Хеда.

Преклонявшийся перед красотой окружающего мира, Хем обратился к созданию большой картины «Плоды и ваза с цветами» (1655, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Зритель видит разложенные на скамье фрукты, среди которых яблоки, виноград, персики, а также орехи, початки кукурузы и разрезанная дыня. Над всем этим великолепием даров природы возвышается ветка тутового дерева, а слева из глиняной вазы склоняют свои головки розы. Рядом стоит блюдо с ярко-красными ягодами земляники.

Особую выразительность роскошному натюрморту придает пейзажный фон, выполненный художником Яном Баптистом Вениксом. Вдоволь налюбовавшись фруктами и цветами, зритель замечает вечернее небо, озаренное закатом, и скалы.

Хотя Хем поистине виртуозно передал фактуру зрелых фруктов, увядающих цветов, листьев и колосьев, композиция кажется несколько перегруженной деталями.

Картине «Плоды и ваза с цветами», равно как и другим цветочным натюрмортам Хема, свойственно сочетание яркой декоративности и рационализма. Таковы «Цветы в вазе» (Эрмитаж, Санкт-Петербург»), «Memento mori. Череп и букет цветов» (Картинная галерея, Дрезден), «Фрукты и ваза с цветами» (Картинная галерея, Дрезден). Художник детально точно передает цветы, плоды, разнообразные растения и даже насекомых.

Я. Д. де Хем. «Цветы в вазе», Эрмитаж, Санкт-Петербург

Я. Д. де Хем. «Плоды», Эрмитаж, Санкт-Петербург

Роскошные букеты, написанные звучными красками, имеют не только эстетическое значение. В каждом из этих натюрмортов заложен особый, символический смысл. Увядающие розы, порхающие бабочки и мертвые улитки напоминают зрителю о бренности бытия и неотвратимости смерти.

Эрмитажный натюрморт «Цветы в вазе», наверное, одно из самых лучших произведений Хема. Хотя это полотно не датировано автором, оно, скорее всего, относится к антверпенскому периоду, о чем свидетельствуют присутствующие в нем черты фламандского искусства. Глядя на картину, мы понимаем, что передать особенности каждого цветка, будь то пышная роза, пушистая гвоздика или нежный, только что распустившийся тюльпан, может лишь человек, обладающий сильно развитой наблюдательностью и тонким художественным чутьем.

Я. Д. де Хем. «Омар и фрукты на столе», Эрмитаж, Санкт-Петербург

Большинство исследователей считают Хема автором полотна «Омар и фрукты на столе» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), хотя некоторые полагают, что картина была написана его последователем Питером де Рингом. Натюрморт действительно очень интересен. Вытянутый по ширине, он показывает изысканно накрытый стол на фоне окна, сквозь которое виден кусочек типичного голландского ландшафта. Художник акцентирует внимание на двух ярких пятнах - большом красном омаре в центре стола и бокале с алым вином.

Ян Давидс де Хем (нидерл. Jan Davidsz. de Heem; апрель 1606, Утрехт - 1683/1684, Антверпен) - нидерландский художник и сын художника Давида де Хеема. Предположительно ученик Бальтазара ван дер Аста.

Автопортрет. 1630-1635 масло по дереву 24 × 19 см

Некоторое время художник работал в Лейдене, в 1635 г. вступил в антверпенскую гильдию художников и в следующем году стал гражданином Антверпена. Около 1667 г. он вернулся в Утрехт, откуда и был родом, а в 1672 г. бежал в Антверпен от французов, захвативших город.


Натюрморт с десертом, 1640, Музей Лувр, Париж

Де Хем получил всеобщее признание благодаря своим великолепным изображениям цветов и фруктов. Детальность изображения вплоть до мельчайших деталей он соединял с блистательным выбором цветовой гаммы и утончённым вкусом в построении композиции.

Он писал цветы в букетах и вазах, в которых часто порхают бабочки и насекомые, цветочные венки в нишах, окна и изображения мадонн в серых тонах, гирлянды фруктов, натюрморты с наполненными вином бокалами, виноградом и другими фруктами и продуктами.

Хем мастерски использовал возможности цвета и добивался высокой степени прозрачности, его изображения неодушевлённой природы отличаются полной реалистичностью. Полотна его кисти находятся в почти всех крупных картинных галереях.

Сын Яна де Хема Корнелис, родившийся в апреле 1631 г. в Лейдене, учился живописи у своего отца, работал в Гааге и Антверпене, умер в мае 1695 г. Он писал натюрморты с цветами и фруктами в стиле своего отца.

Ян Давидс де Хем (нидерл. Jan Davidsz. de Heem; апрель 1606, Утрехт - 1683/1684, Антверпен) - нидерландский художник и сын художника Давида де Хеема. Предположительно ученик Бальтазара ван дер Аста.


Jan Davidsz. de Heem (1606-1683/84).
Self portrait
1630-1635 (1630-1650) масло по дереву 24 × 19 см
Государственный музей (Амстердам)
Амстердам

Некоторое время художник работал в Лейдене, в 1635 г. вступил в антверпенскую гильдию художников и в следующем году стал гражданином Антверпена. Около 1667 г. он вернулся в Утрехт, откуда и был родом, а в 1672 г. бежал в Антверпен от французов, захвативших город.

Де Хем получил всеобщее признание благодаря своим великолепным изображениям цветов и фруктов. Детальность изображения вплоть до мельчайших деталей он соединял с блистательным выбором цветовой гаммы и утончённым вкусом в построении композиции. Он писал цветы в букетах и вазах, в которых часто порхают бабочки и насекомые, цветочные венки в нишах, окна и изображения мадонн в серых тонах, гирлянды фруктов, натюрморты с наполненными вином бокалами, виноградом и другими фруктами и продуктами. Хем мастерски использовал возможности цвета и добивался высокой степени прозрачности, его изображения неодушевлённой природы отличаются полной реалистичностью. Полотна его кисти находятся в почти всех крупных картинных галереях.


Натюрморт с десертом, 1640
Музей Лувр, Париж

Де Хема многие признают величайшим мастером натюрморта в Голландин. Блестящие, сочные цвета на картинах художник и уверенная кисть заставляют предположить, что Ян Давидс де Хем изучал произведения Яна Вермеера. Де Хем был самым одаренным из семьи художников и вдохновлял живописцев натюрморта 17 и 18 веков, а также Анри Матисса, который так восхищался, в частности, работой Яна Давидса де Хема "Натюрморт с десертом", что сделал две копии с этой картины.


«Still-Life with Fruit and Lobster»
1648-49
Oil on canvas, 95 x 120 cm
Staatliche Museen, Berlin



Накрытый стол с попугаем ок.1650
150.5 x 116.2
Вена, галерея Академии художеств


«Flower Still-life with Crucifix and Skull»
1630s
Oil on canvas, 102,8 x 84,9 cm
Alte Pinakothek, Munich


Натюрморт с ветчиной, омаром и фруктами, ок.1653
75 х 105
Роттердам, Музей Бойманс ван Бенинген

Картины де Хема крупного горизонтального формата с изображением праздничных столов, архитектуры и условного пейзажа заставлены дорогой утварью и предметами щедрой трапезы. Типичное для голландских мастеров натюрморта понимание единства светотеневой и живописной среды (Питер Клас, Виллем Хеда) соединилось в творчестве Яна Давидса де Хема с чисто фламандским тяготением к изобилию и роскоши земных благ.


Натюрморт с книгами ок.1628
36,1 x 48,5


Натюрморт с книгами ок.1630
26,5 х 41,5
Амстердам, Государственный музей


«Still-Life with Lobster and Nautilus Cup»
1634
Oil on canvas, 61 x 55 cm
Staatsgalerie, Stuttgart


Artist: Jan Davidsz. de Heem
Date made: about 1664-5

Изобилие фруктов и экзотических угощений перемежается с набором богато украшенных кубков, кувшинов, винных бутылок на пышно накрытом столе. Это роскошное зрелище светится расточительными, щедрыми, чувственными красками и хотя и выглядит случайным, в действительности скомпоновано с великим тщанием. В Нидерландах того времени художники демонстрировали свое мастерство, живописуя широкое разнообразие предметов, часто с многозначным подтекстом и скрытым символизмом христианских, философских и метафизических идей. Эта картина являет, однако, чистое празднество чувств.


Натюрморт с фруктами и бокалом вина


Натюрморт с фруктами и бокалом вина-2


Натюрморт с фруктами и дудочкой ок.1650-1655
94,7 x 120,5
Гаага, Королевская галерея Маурицхёйс

Jan Davidsz de Heem \ Ян Давидс де Хем (1606-1684)

Ян Давидс де Хем (нидерл. Jan Davidsz. de Heem; апрель 1606, Утрехт — 1683/1684, Антверпен) — нидерландский художник и сын художника Давида де Хеема. Предположительно ученик Бальтазара ван дер Аста.

Jan Davidsz de Heem Maria van Oosterwyck

Хем, Ян Давидс де (1606 Утрехт - 1684 Антверпен)
Натюрморт с десертом
Лувр

Учился сначала у своего отца Девида де Хема старшего, а затем у Бальтазара ван дер Аста. Приблизительно в 1625 - 1629 годах проживал в Лейдене и проходил дальнейшее обучение у Дэвида Бейли. В этом городе был зарегистрирован первый брак художника, от которого появились на свет трое сыновей. Один из них, Корнелис де Хем, в дальнейшем стал известным художником.

Об обучении в Лейдене почти ничего не известно, но именно здесь художник написал свои первые полотна. В них особенно заметно влияние цветочных натюрмортов ван дер Аста и монохромных "завтраков" Хеды и Питера Класа.

Уже в 1635 или 1636 году стал членом гильдии художников в Антверпене, а через год становится гражданином этого города.

Ян Девидс де Хем время от времени посещает Утрехт, в котором живет довольно длительный промежуток времени. В Антверпене он знакомится с фламандской живописью и сотрудничает с художниками этой школы. Это не могло не сказаться на творчестве художника.

В 1640-ых годах появляется пышный, богато декорированный натюрморт, прославивший мастера.

После смерти первой жены, мастер снова женился в 1644 году, когда французские войска все ближе приближались к Антверпену,Ян Девидс де Хем был вынужден переехать в Утрехт в 1667 году, а в 1669 году записался в гильдию живописцев этого города.Здесь он открыл свою мастерскую, где, кроме сыновей, обучались художники, в дальнейшем сделавшие себе имя.Когда французские войска оккупировали и Утрехт, художник вернулся в Антверпен, где оставался до самой смерти - 26 апреля 1684 года.

Путь к славе был тернист и труден. Ян Девидс де Хем стал известным, будучи уже зрелым художником, после того, как начал писать свои декоративно насыщенные натюрморты. Эти работы оказали колоссальное влияние на всю голландскую живопись, сделав голландский натюрморт красочно-пышным и нарядным.

Натюрморты художника впечатляют своим изобилием и роскошью, гармонично сочетающейся со светотеневым единством живописной среды. Его натюрморты наполнены воздухом и диагонально струящимся светом.Один из излюбленных объектов художника - омары. помещенные в композиции с богатой утварью.Органичное и необычное сочетание фламандской точности в изображении мельчайших деталей и голландскую геометрическую строгость в составлении композиции, Ян Девидс де Хем создал неповторимый стиль,значительно обогатив живописную палитру сочными, яркими произведениями, наполненными сибаритской радостью жизни и характерными для того времени символами.

ХЕМ, Ян Давидс де (Heem, Jan Davidsz de) 1606, Утрехт - 1684, Антверпен. Голландский живописец. Мастер натюрморта. Учился у Балтазара ван дер Аста в Утрехте. Работал в Лейдене (1625-1636), Антверпене, где жил в 1636-1658 гг. и после краткого пребывания в Утрехте в 1669-1672 гг. вторично в 1672-1684 гг. Восприимчивый к воздействию различных художественных течений, де Хем создавал картины первоначально в духе тщательно выписанных архаичных цветочных и фруктовых натюрмортов Балтазара ван дер Аста, затем в Лейдене обратился к жанру натюрмортов Vanitas (аллегория бренности) в манере группы художников, находившихся под влиянием Рембрандта. В Антверпене, завоевав широкую известность, сблизился с традициями фламандского натюрморта Ф. Снейдерса и создателя цветочных гирлянд Даниэля Сегерса. Картины де Хема крупного горизонтального формата с изображением праздничных столов, архитектуры и условного пейзажа заставлены дорогой утварью и предметами щедрой трапезы. Типичное для голландских мастеров натюрморта понимание единства светотеневой и живописной среды (П. Клас, В. Хеда) соединилось здесь с чисто фламандским тяготением к изобилию и роскоши земных благ (Натюрморт с десертом, 1640, Париж, Лувр; Натюрморт с ветчиной, омаром и фруктами, ок. 1660, Амстердам, Рейксмузеум). Его произведениям, рассчитанным, прежде всего, на создание эффектного зрелища, не хватало, однако, столь типичного для фламандской живописи ощущения стихийной полноты жизни. Сочетание декоративной пышности и суховатого рационализма отличает прославившие де Хема цветочные натюрморты, соединяющие в сложной, искусно построенной композиции многочисленные растения, цветущие в разное время года, с тщательно изображенными мельчайшими деталями, в том числе всякого рода насекомыми - мухами, бабочками, гусеницами, стрекозами и т. п. Наделенные тонким чувством колорита, роскошные букеты де Хема не только дарили эстетическое наслаждение, но и погружали современного ему зрителя в мир многозначных символических образов, связанный с идеей бренности, скоротечности всего земного, цветения и увядания, жизни и смерти (Фрукты и ваза с цветами; Memento Mori, Череп и букет цветов, обе - Дрезден, Картинная галерея; Плоды и ваза цветами, 1655, Цветы в вазе, обе - Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Высокая культура цветоводства в Голландии, любовь к цветам, их скрытый религиозный и светский язык иносказаний способствовали исключительному успеху этого жанра в разнообразных кругах общества; произведения де Хема, его учеников и последователей, писавших картины по эскизам мастера, широко распространялись в художественных центрах Голландии и Фландрии.