Женские образы в ревизоре. Женские образы в “Ревизоре” Какую роль в ревизоре играют женские образы


Яркие жизненные характеры представлены Н.В.Гоголем в образах жены и дочери городничего. Перед нами типичные провинциальные модницы, жеманницы, кокетки. Они лишены каких – либо стремлений, сами ничем не занимаются, и все их помыслы направлены на наряды и кокетство.










Поведение и особенности речи Анны Андреевны в момент её торжества Мелочное самолюбие: «Натурально в Петербурге. Как можно здесь оставаться». Беспочвенные мечтания: «… будет разные небывалые супы кушать». Грубость по отношению к гостям: « ведь не всякой же мелюзге оказывать покровительство».


Особенности лексики этих персонажей. Слова, связанные с женским кокетством: «волочиться», « жеманиться». Комплименты в адрес гостя: « Какой приятный». Иностранные слова для большего шика и показа своей образованности: « пассаж», « декларация». Редки просторечные слова: « пошла копаться», « толку не доберусь». Недоговорённость мысли и замена самого важного понятия неопределёнными словами: этакое, такое, в некотором роде. Внешняя почтительность к матери: « вы, маменька». В речи несомненное подражание матери.



Сочинение на тему «Женские образы» в произведениях Н.В. Гоголям

Творчество Н.В. Гоголя занимает особое место в русской литературе. Никто более не умел в такой живой и юмористической манере обрисовать широчайшую панораму жизни России. Конечно, прежде всего художника интересуют недостатки, он не жалеет родину, а показывает все ее увечья, все дурное, что есть в повседневной жизни. Перо сатирика служит обличению чиновников и помещиков, зло высмеивает их пороки. В своих произведениях Гоголь не уделяет особого внимания женским образам. Писатель не считает нужным изобразить отдельно недостатки мужчин и женщин, он лишь дает общую картину запустения, царящего в городах и селах России. Однако с другой стороны, они наталкивают читателя на более глубокие размышления о причинах запустения, добавляют красок в описание и динамику в действия.

Одно из наиболее известных творений Гоголя – пьеса "Ревизор". Это произведение представляется своеобразным прологом к монументальной поэме "Мертвые души", делу всей жизни писателя. В "Ревизоре" жало сатиры направлено против быта и нравов глухого городка, против жадности и произвола уездных чиновников.


"Мертвые души" – произведение гораздо большего масштаба. В нем вся Россия предстала перед читательским судом. Гоголь не жалеет ее, а едко иронизирует над недостатками, веря в то, что это лечение пойдет на пользу, что в будущем родина обязательно избавится от грязи и пошлости. Замысел "Мертвые души" – это продолжение "Ревизор". Здесь не просто показаны быт и нравы чиновников уездного города. Теперь Гоголь разоблачает и помещиков, и чиновников, он бичует вопиющие недостатки уже в гораздо больших масштабах. "Мертвые" души всей России проходят перед глазами читателей.

Одна из основных функций, которые выполняют женские образы в обоих произведениях, – формирование представления об определенных общественных и социально-психологических типах. Наиболее яркий пример этому – образ помещицы Коробочки. Она описана Гоголем как страшная своей скупостью и тупостью личность, которая больше походит на машину, а не человека. Ее характерная черта – стремление получить как можно больше денег, причем ее не интересует, нужен ли покупателю товар или нет. Коробочка скупа и бережлива, в ее хозяйстве не пропадет ничего, что, в общем, похвально. Но главная особенность ее характера скрыта в ее "говорящей" фамилии: это непробиваемая, ограниченная и тупая старуха. Если ей пришла в голову какая-то идея, то ее невозможно переубедить, все разумные доводы "отскакивают от нее, как резиновый мячик от стенки". Даже невозмутимый Чичиков приходит в ярость, пытаясь доказать ей несомненную выгоду продажи крестьян. Но та твердо взяла себе в голову, что Чичиков хочет ее надуть, и расколоть этот орешек, эту коробочку чрезвычайно сложно даже для прожженного дельца Чичикова. В Коробочке Гоголь воплотил всю ограниченность мышления русских помещиков, она стала символом той бездны, в которой находится русское поместное дворянство, вконец потерявшее способность мыслить здраво.

Для того чтобы показать картину жизни и глубину падения нравов в губернском городе N. автор вводит образы городских сплетниц. Их преувеличенные и выдуманные рассказы о похождениях Чичикова, перемешанные с рассуждениями о моде, не вызывают у читателя ничего, кроме чувства отвращения. Яркие образы просто приятной дамы и дамы, приятной во всех отношениях, характеризуют город и губернию с весьма невыгодной стороны, подчеркивая плоскость их мышления.

Из-за сплетни, пущенной этими дамами, вскрылись недостатки чиновников, нечистых на руку. И это не единственный пример того, как женские образы помогают Гоголю показать реальную картину жизни, реальную ситуацию.

Внешне в Анне Андреевне, жене городничего в "Ревизоре", нет ничего интересного: суетливая, любопытная болтунья, у читателя сразу создается впечатление, что у нее в голове ветер. Однако стоит присмотреться к ней. Ведь автор в своих "Замечаниях для господ актеров" характеризует ее как женщину по-своему умную и даже имеющую некоторую власть над мужем. Это интересная представительница провинциального общества. Благодаря ей образ городничего становится более рельефным, приобретает дополнительное значение, и читатель получает ясное представление об образе жизни и проблемах уездных дам.

Не очень сильно отличается от матушки и Марья Антоновна. Она очень похожа на нее, но гораздо менее деятельна, это не двойник энергичной чиновницы, а лишь ее тень. Марья Антоновна изо всех сил хочет казаться значимой, однако поведение выдает ее: больше всего места в девичьем сердце занимают наряды, она обращает внимание прежде всего на "костюмчик" Хлестакова, а не на его обладателя. Образ Марьи Антоновны характеризует город с дурной стороны, ведь если молодежь занята только собой да "костюмчиками", то у общества нет будущего.

Образы жены и дочери городничего блестяще раскрывают авторский замысел, иллюстрируют его идею: чиновничество и общество уездного городка насквозь прогнило. Женские образы помогают раскрыть авторский замысел и в "Мертвых душах". Омертвение проявляется и в Коробочке, вечно кропотливо собирающей копеечку и боящейся прогадать при совершении сделки, и женах помещиков.

Помимо этого, жены Манилова и Собакевича помогают автору раскрыть мужские образы более полно и подробно, подчеркнуть какие-либо особенности характера. Каждая из них является как бы копией своего супруга. Например, жена Собакевича, войдя в комнату, села и даже не подумала завести разговор, что подтверждает грубость и невежество хозяина. Манилова более интересна. Ее манеры и привычки в точности повторяют манеры и привычки мужа, мы узнаем в выражении ее лица ту же приторность, она, как и сам Манилов, до сих пор не вышла из мира грез. Но в то же время есть намеки на ее самостоятельность; Гоголь вспоминает об учебе в пансионе, о ее игре на фортепьяно. Таким образом, Манилова отделяется от своего мужа, приобретает свои черты, автор намекает на то, что ее судьба могла сложиться по-другому, не встреть она Манилова. Тем не менее, образы жен помещиков не являются самостоятельными, они лишь обогащают образы самих помещиков.

Чрезвычайно важен в этом аспекте образ губернаторской дочки. Хотя она за всю поэму не поизносит ни слова, с ее помощью читатель открывает для себя удивительные черты характера Чичикова. Встреча с очаровательной девушкой пробуждает в душе Чичикова нежные чувства, этот плут вдруг начинает размышлять о любви и браке, о будущем молодежи. Несмотря на то, что это наваждение скоро спадет, как дымка, этот момент очень важен, здесь читатель встречает туманный намек на возможное духовное возрождение героя. По сравнению с образом дочки городничего в "Ревизоре", образ губернаторской дочки несет в себе принципиально иную смысловую нагрузку.

В принципе, женские образы "Ревизора" не играют важной роли для понимания главной идеи произведения. Но и их значение велико. Ведь женщины не являются чиновниками, значит сатира Гоголя не направлена непосредственно на них, их функция – подчеркнуть общую деградацию уездного города. Анна Андреевна и Марья Антоновна оттеняют недостатки чиновников. Их глупость и чересчур высокое самомнение выводят под слепящий свет сатиры такие же недостатки чиновников, скрытые под маской добропорядочности и исполнительности.

В "Мертвые души" женские образы, напротив, разносторонни. Они гораздо более сложные, более развитые, чем в "Ревизоре". Ни один из них нельзя однозначно охарактеризовать. Но несомненно одно: женские образы позволяют читателю глубже понять произведение, их присутствие оживляет повествование, часто вызывает улыбку читателя.

Вообще, у Гоголя женские образы, не являясь главными, подробно и точно характеризуют нравы чиновничества. интересно и разносторонне показывают жизнь помещиков, полнее и глубже раскрывают самый главный образ в творчестве писателя – образ родины, России. Через описание таких женщин Гоголь наводит читателя на размышления о ее судьбе, о судьбе своих соотечественников, доказывает, что недостатки России не вина ее, а беда. И за всем этим скрывается огромная любовь автора, надежда на ее моральное возрождение.

Основной образ комедии — образ уездного города. Гоголь называл его «сборным» и «душевным», видимо имея в виду, что в нём собраны все типы городского населения, показаны их черты характера и социальное поведение («сборный город»), привлечено внимание к грехам и слабостям людей («душевный город»).

Система персонажей комедии отражает социальную структуру города. Во главе его стоит городничий — Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Он наделён всеми властными полномочиями и несёт ответственность за всё происходящее в городе. Отсюда три характеристики, очерчивающие этот образ: власть (статус), вина (безответственность), страх (ожидание наказания). Далее следуют четыре образа чиновников, представляющих управление городом: судебная власть в лице судьи Аммоса Фёдоровича Ляпкина-Тяпкина, почтовая и телеграфная связь — почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин, образование находится в ведении смотрителя училищ Луки Лукича Хлопова, социальными службами заведует попечитель богоугодных заведений Артемий Филиппович Земляника. Трое чиновников, за исключением Шпекина, показаны вместе с ведомствами, которыми они руководят. Так, Ляпкин-Тяпкин представлен с вечно подвыпившим заседателем, сторожами и посетителями суда. Так же подробно изображена и система образования: Хлопов, учителя, ученики. Богоугодные заведения охарактеризованы порядками, царящими в больнице, образом Земляники и зловещей фигурой лекаря Гибнера. Чтобы показать преемственность и незыблемость преступной чиновничьей власти в городе, Гоголь вводит персонажей, которые не принимают участия в действии, — отставных чиновников Люлюкова, Растаковского и Коробкина. Поддержкой и охраной власти выступают полицейские Свистунов, Пуговицын и Держиморда во главе с частным приставом Уховёртовым.

Другие слои населения города представлены прежде всего городскими помещиками Петром Ивановичем Бобчинским и Петром Ивановичем Добчинским. И по совпадающим именам, и по одинаковому поведению можно сразу понять, что перед нами традиционные «парные персонажи», которые в сюжете комедии будут выполнять общую для двоих функцию. Нелепость Бобчинского и Добчинского обозначена уже в их статусе: помещики, которые живут в городе и от безделья превращаются в сплетников.

Образы купцов очерчены не так чётко, как образы чиновников. Отчасти выделяется купец Абдулин, очевидный лидер и автор записки к Хлестакову. В этой записке исчерпывающе охарактеризована социальная сущность купечества: «Его высокоблагородному светлости господину финансову от купца Абдулина...» У этого обращения две особенности: Абдулин не знает, какое звание или титул использовать, поэтому на всякий случай смешивает их все. А выражение «господин финансов» отражает иерархию ценностей купца — в его глазах на самом верху общественной лестницы стоит тот, кто ведает финансами.

За купцами следует другая категория населения — мещанство, представляемое слесаршей Пошлёпкиной и женой унтер-офицера. В этих образах олицетворяются два греха: гнев и стяжательство. Слесарша справедливо возмущается тем, что городничий отдал её мужа без очереди в солдаты, однако она обрушивает проклятия на неповинную родню городничего. Жена же унтер-офицера беспокоится не о нанесённом ей оскорблении, унижении женского достоинства, а о том, какую выгоду она может извлечь из выпавшего на её долю «счастья».

Дополняют галерею персонажей образы слуг. Может показаться, что они одинаковые и не заслуживают особого внимания, однако это не так. В комедии изображены три социальные категории слуг: городской трактирный слуга — дерзкий и несколько развязный; слуга в доме городничего — Мишка, услужливый, но знающий себе цену; и личный слуга Хлестакова — Осип, тип барского слуги, по-крестьянски сметливый, но уже развращённый столичной жизнью лакей, во всём повторяющий барина.

Отдельно стоят образы жены городничего Анны Андреевны и дочери Марьи Антоновны. Язвительные и точные портреты провинциальной дамы и барышни показывают грустную картину суетной ограниченности их жизни, скудости представлений, нравственную узость. Велика и сюжетная роль этих героинь, ведь из-за отсутствия в комедии настоящего любовного конфликта эти образы служат для создания пародии — в сценах попеременного ухаживания Хлестакова то за дочерью, то за матерью. Однако семья городничего всё же находится на верхней ступени общественного положения в городе. Дамы пониже рангом, такие как жена Хлопова или жена Коробкина, вынуждены быть завистницами и сплетницами.

Образ Хлестакова, конечно, стоит особняком в комедии благодаря своей сюжетной и идейной роли. Хлестаков является стержневой фигурой в сюжете, поскольку без него была бы невозможна «миражная» ситуация. К тому же он не просто пассивно занимает позицию мнимого ревизора, но с невероятным успехом подыгрывает заблуждению горожан, о котором по своей глупости даже не подозревает. В идейном отношении Хлестаков служит своего рода искушением для города, ведь самые нелепые представления горожан о Петербурге в лице Хлестакова получают полное подтверждение. Поэтому горожане, в первую очередь чиновники, ведут себя открыто и всё глубже вязнут в трясине беззакония и злонравия. Хлестаков никого сознательно не обманывает, он вообще не способен на какое-либо обдуманное действие, ведь, по его же выражению, у него «лёгкость в мыслях необыкновенная», то есть пустота. В Хлестакове нет ничего своего, поэтому он ведёт себя так и делает то, чего от него ожидают. В этом причина его вдохновенного вранья в доме городничего. Он явился своего рода «бичом» для горожан, которым они выхлестали сами себя.

Наконец, самый главный образ комедии «Ревизор» — сам ревизор, который объединяет всю пьесу. С первой фразы комедии он возникает как предположение, ожидание, некая идея и появиться должен инкогнито. Затем вместо настоящего ревизора в город проникает обман, мираж, «ревизор». В начале пятого действия ревизор, казалось бы, исчезает, чтобы явиться в последней реплике комедии как суровая реальность, как правда, которая поразила чиновников в немой сцене. Параллельно с образом ревизора в комедии развивается образ Петербурга. Петербург вызывает в чиновниках сначала страх и нелепые домыслы, затем проявляется как мираж через образ Хлестакова, а после сватовства Хлестакова к дочери городничего становится жителям города N неоправданно близким. В финале пьесы, после объявления о приезде настоящего ревизора, образ Петербурга становится враждебным и обескураживающим.

Вслушаемся в замечание самого Гоголя о ещё одном действующем лице комедии «Ревизор»: «Странно: мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во всё продолжение её. Это честное, благородное лицо был — смех». В комедии нет положительных героев, смех не возникает на сцене между действующими лицами, он существует в самой атмосфере комедии — смех рождается в сердце зрителя и пробуждает в нём благородное негодование.

Захолустный городок, в котором развертывается действие комедии Гоголя «Ревизор», представляет собой, в полном смысле слова, «темное царство». Только «смех» Гоголя ярким лучом прорезает тот мрак, в котором пресмыкаются герои комедии. Все это люди мелкие, пошлые, ничтожные; ни у одного даже не теплится в душе «искра божия», все они живут бессознательной, животною жизнью. Гоголь обрисовал героев «Ревизора» и как деятелей местной администрации, и как людей частных, в их семейном быту, в кругу друзей и знакомых. Это не крупные преступники, не злодеи, а мелкие плуты, трусливые хищники, которые живут вечной тревогой, что придет день расплаты. (См. характеристики этих героев устами самого Гоголя в «Замечаниях для господ актёров» .)

Гоголь. Ревизор. Спектакль 1982 г. Серия 1

Городничий в «Ревизоре» Гоголя

В лице городничего Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского Гоголь вывел чиновника, живущего лихоимством и казнокрадством. Из всех своих товарищей-чиновников, тоже живущих взятками и вымогательством, он вымогатель самый наглый. «Такого городничего, жалуются купцы Хлестакову, никогда еще, государь, не было». Требуя подарков для себя и семьи, он даже именины свои справляет в год дважды. Этот герой «Ревизора» не только пользуется обывателями, злоупотребляя традиционными «порядками» жизни , он обирает и казну, входя в мошеннические сделки с подрядчиками, присваивая себе деньги, ассигнованные на постройку церкви. Смягчающим вины городничего обстоятельством является то, что он смутно понимает безобразие своего лихоимства и казнокрадства. Сквозник-Дмухановский оправдывает себя 1) наивным восклицанием: «если что я и взял, то уже без всякой злобы, 2) очень употребительным аргументом: «все так делают». «Нет человека, говорит он, который бы за собой не имел грехов. Это уж так самим Богом устроено, и вольтерьянцы напрасно против этого говорят!»

По отношению к обывателям городничий проявляет беспредельное самовластие и произвол: отдает в солдаты не того, кого следует, сечёт невинных людей.

Необразованный и грубый в обращении (разговор с купцами), этот герой «Ревизора» отличается, однако, большой практической сметкой, и это его гордость. Городничий сам говорит, что ни один мошенник его провести не мог, что он сам их «поддевал на уду». Он яснее всех других чиновников понимает положение вещей, и когда те, объясняя причины присылки к ним ревизора, заносятся, Бог знает куда, он, как человек практический, говорит не о причинах, а о грядущих последствиях. Городничий лучше всех других чиновников города умеет обделывать свои делишки, потому что прекрасно понимает душу человеческую, потому что находчив, умеет играть на человеческих слабостях, вот почему он долго и безнаказанно лавирует среди различных добродетельных губернаторов и ревизоров.

Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Художник Ю. Коровин

Необразованность этого героя комедии сказывается не только в отсутствии лоска в манерах, но выражается еще очевиднее в его суеверии, он очень наивно, по-язычески, понимает свои отношения к Богу, считая себя настоящим христианином и человеком образцовой набожности («я в вере тверд» говорит он). Под религией городничий понимает только обрядность, выражающуюся в посещении церкви по праздникам, в соблюдении постов. Он стоит на «двоеверной» точке зрения, которая допускает возможность «подкупать» своего Бога жертвоприношениями, вроде пудовой свечи .

Светлой чертой городничего надо признать его добродушие. Считая себя, благодаря сватовству «ревизора» Хлестакова, бесконечно выше всех в городе, он не заносится так, как его пустая супруга, остается тем же простым человеком, грубовато-радушным и просто-гостеприимным.

Жена и дочь городничего в «Ревизоре»

Жена городничего Анна Андреевна, глупая и ничтожная женщина, до старости сохранившая манеры молодой кокетки-щеголихи, поражает бесконечной пустотой своей души. Эта героиня «Ревизора» помешана на «светской жизни», на нарядах, она воображает себе, что еще может нравиться мужчинам, и соперничает со своей дочерью в деле приобретения поклонников и ухаживателей. Живет она сплетнями и интригами уездного города. Женщина легкомысленная, Анна Андреевна легко всему верит. Когда жена городничего решила, что переедет в Петербург и будет там играть роль светской львицы, она не скрывает своего презрения ко всем своим недавним друзьям и знакомым. Эта черта, свидетельствующая об её душевной низости, ставит ее еще ниже её супруга. (См. Анна Андреевна – характеристика с цитатами .)

Герои «Ревизора» Гоголя - жена и дочь городничего, Анна Андреевна и Мария Антоновна. Художник К. Боклевский

Дочь городничего, Мария Антоновна, идет по стопам матери, она тоже любит наряжаться, тоже любит кокетничать, но она еще не испорчена так, как мать, ложью и пустотой этой провинциальной жизни и не научилась еще так ломаться, как мать.

Хлестаков – главный герой «Ревизора»

Более сложным является образ главного героя «Ревизора» – Хлестакова. Это пустой бездельник, ничтожный маленький чиновник, весь смысл жизни которого заключается в том, чтобы «пустить кому-нибудь пыль в глаза» своими манерами, сигарами, модным костюмом, отдельными словечками... Он хвастает постоянно перед всеми и даже перед самим собой. Его ничтожная, бессмысленная жизнь жалка, но сам Хлестаков этого не замечает, он всегда доволен собой, всегда счастлив. Особенно ему помогает забывать неудачи фантазия, которая легко уносит его из пределов действительности. В Хлестакове нет горечи угнетенного самолюбия, как у героя «Записок сумасшедшего » Поприщина . У него есть тщеславие, и он лжет с увлечением, потому что это лганье помогает ему забыть свою ничтожность. Больное самолюбие свело Поприщина с ума, а тщеславие пустого, легкомысленного Хлестакова до этого не доведет. Главный герой «Ревизора» не способен вообразить себя «испанским королем», и потому в сумасшедший дом он не попадет – в лучшем случае его поколотят за вранье, или посадят в долговое отделение за долги.

В Хлестакове Гоголь вывел бесполезного, ненужного человека, который даже своими мыслями и языком управлять не может: покорный раб своей фантазии, богато наделенный «необыкновенною легкостью в мыслях», он живет день за днем, не отдавая себе отчета, что и зачем он делает. Вот почему Хлестаков может одинаково легко сделать зло и добро, и сознательным плутом никогда не будет: он не выдумывает никаких планов, а говорит и делает то, что подскажет ему в данный момент его легкомысленная фантазия. Оттого он может зараз сделать предложение и жене городничего, и дочери, с полной готовностью на обеих жениться, может забрать в долг деньги у чиновников, убежденный, что им отдаст, может разолгаться до того глупо, что тут же и проговаривается, и заговаривается до чепухи. (См. полный текст самого лживого монолога Хлестакова .)

Хлестаков. Художник Л. Константиновский

Напуганное воображение испуганных чиновников, ожидавших ревизора, создало из «сосульки» Хлестакова того, кого ждали. Психологически ошибка чиновников вполне понятна она выражается пословицами: «пуганая ворона и куста боится», «у страха глаза велики». Этот «испуг» и «тревога совести» увлекли даже ловкого и неглупого плута-городничего в роковую для него ошибку.

Судья Ляпкин-Тяпкин в «Ревизоре»

Другие чиновники города представляют собою мелкие разновидности типа городничего. Судья Ляпкин-Тяпкин – человек тоже нечистый на руку, чего он совершенно искренне сам не замечает , дела не делает, до нелепости глуп и, в то же время, полон самомнения только потому, что обладает смелостью говорить о вопросах религиозных с такою свободой, что у верующих «волосы дыбом встают». Но в вопросах практических он поражает своею наивностью.

Гоголь. Ревизор. Спектакль 1982 г. Серия 2

Попечитель богоугодных заведений Земляника

В лице Земляники Гоголь вывел не только казнокрада, но еще мелкого и подлого интригана, который хочет подставить ножку товарищам по несчастью. (См. Артемий Филиппович Земляника – характеристика с цитатами .)

Фамилию смотрителя училищ Хлопова Гоголь образовал от слова «хлоп», «холоп». Это донельзя трусливый человек, у которого в присутствии начальства язык «вязнет, как в грязи», а руки дрожат так, что Лука Лукич неспособен даже раскурить предложенную ему Хлестаковым сигарку. (См. Лука Лукич Хлопов – характеристика с цитатами .)

Почтмейстер Шпекин

Почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин – по словам Гоголя, «простодушный до наивности человек». Легкомыслием он не уступит самому Хлестакову. Иван Кузьмич преспокойно распечатывает поступающие в его почтовую контору письма и читает их, находя в этом занятии больше занимательности, чем в чтении газет. Особенно понравившиеся ему письма он оставляет у себя.

Именно благодаря этим наклонностям Шпекина для остальных чиновников выясняется истинная личность «ревизора». Иван Кузьмич вскрывает и прочитывает письмо Хлестакова своему другу Тряпичкину , откуда явствует, что Хлестаков был отнюдь не важным чиновником, а обычным молодым хлюстом и вертопрахом. (См. Иван Кузьмич Шпекин – характеристика с цитатами .)

Добчинский и Бобчинский в «Ревизоре»

Добчинский и Бобчинский олицетворение самой беспросветной пошлости. Эти герои «Ревизора» не занимаются решительно никаким делом, не интересуются никакими вопросами религиозными, философскими, политическими – даже в той мере, которая доступна другим действующим лицам комедии. Добчинский и Бобчинский собирают и разносят только маленькие местные сплетни, чем питают свое убогое любопытство и наполняют свою праздную жизнь. (См. Бобчинский и Добчинский – характеристика с цитатами .)

Слуга Хлестакова Осип

В лице Осипа Гоголь вывел тип старого крепостного слуги, испорченного бездельем лакейской жизни. Этот герой комедии вкусил плодов цивилизации петербургской жизни, научился ездить на извозчиках бесплатно, благодаря сквозным воротам; он ценит «галантерейное обращение» столичных мелочных лавок и Апраксина двора. Своего барина, легкомысленного и пустого Хлестакова, Осип презирает от всей своей души, потому что чувствует себя неизмеримо умнее его. К сожалению, ум его исключительно-плутоватый. Если его барин мошенничает по наивности, то Осип – вполне сознательно. (См.

В литературе женщинам отводится особая роль. Чаще они привлекательны и красивы. Женские образы в «Ревизоре» показаны совершенно по-другому. В них нет женской скромности и внутреннего шарма, они пусты, глупы и жеманны.

Анна Андреевна

Жена городничего не играет в пьесе какой-то важной роли, она мелькает в стороне. Анна Андреевна любопытная дама «еще не совсем пожилых лет». Воспитание получила на романах о любви и на альбомах о моде. Женщина постоянно переодевается, меняя наряды. Женщине хочется знать все и обо всех. Она предлагает посмотреть в щелку, рассмотреть цвет глаз, одежды. Неподдельный интерес ничего не меняет, узнала, но не успокоилась, хочется новых данных, чтобы первой пустить слухи среди жен уездных чиновников. О жене городничего Хлестаков говорит, что она «аппетитна, очень недурна». В словах обманщика - ревизора есть и пошлые эпитеты: «…матушка такая, что еще можно бы…». Дочь сравнивает Анну Андреевну с червонной карточной дамой: светлые глаза и русые волосы. В речи городничихи только глупость, она без умолку трещит о пустяках. Женщина мечтает о переезде в столицу, надеется стать известной дамой Петербурга. В комнате обязательно должно быть такое «…такое амбре, чтоб нельзя было войти».

Высокомерие городничихи выходит за пределы, в некоторых моментах она становится «свиньей», не уважающей окружающих, ни близких, ни далеких.

Марья Антоновна

Дочь городничего не выглядит на свои 18 лет. Она уже сформировавшаяся уездная барышня, кокетничающая с мужчинами. Дочка «недурна» собой, но занята чаще рассматриванием своего отражения в зеркале. Больше внимания девушка уделяет почтмейстеру. Марья Антоновна строит глазки и жеманится перед Хлестаковым. Ей нравится ветреный ревизор: «…барин хорошенький!», «…миленький носик у твоего барина!». В комичной сцене ухаживания сразу за матерью и дочерью Хлестаков просит руки Марьи Антоновны, но сбегает из города, оставив девушку не с чем. Роль желающей выйти выгодно замуж - основная в образе дочери.

Вдова унтер-офицера

Женский образ комичен и трагичен. Вдову высекли на рынке из-за драки баб. Полиция опоздала на бабскую разборку и схватила тех, кто оказался на месте драки. Вдову «отрапортовали» так, что «два дни сидеть не могла». Бесчинство и произвол полицейских городничий пытается списать на несчастную женщину. Он говорит, что она «сама себя высекла».

Слышится сарказм, Гоголь смеется. Трагизм сцены еще и в том, что женщина за унижение и боль требует штраф, ее интересуют только деньги.

Жадность, мстительность и бездушность женщин комедии вызывает только усмешки.