Факультативы по литературе для спо. Методика факультатива "современные тенденции развития русской литературы". Красноперекопский учебно-воспитательный комплекс

ПРОГРАММА

Факультативного курса

«Творческая работа выпускника». 11 класс.

Пояснительная записка

1. Программа факультативного курса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта. «Дрофа» 2007 г

Программа Министерства образования РФ для общеобразовательных школ. Русский язык. 10-11 классы.

«Дрофа». 2007 г.

Факультативный курс предусматривает 1 час в неделю, что составляет 35 часов в год.

Цель факультативного курса:

Развивать литературно-творческие способности обучающихся, подготовить к написанию сочинения по литературе;

Формировать умения творческого чтения и письма, анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по теории и истории литературы;

Развивать устную и письменную речи учащихся, логическое и образное мышления (умения анализировать, сравнивать, обобщать, начального умения интерпретировать текст); развивать исследовательские навыки и творческие способностей.

Воспитывать интерес к художественному слову, способствовать эстетическому воспитанию школьника: умение давать эстетические оценки явлениям жизни и искусства.

Задачи факультатива:

Пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству, развить литературно-творческие способности обучающихся, подготовить к написанию сочинения по литературе;

Формировать потребности в самостоятельном чтении и интерпретации поэтических текстов;

Развивать устную и письменную речи учащихся в процессе обучения творческому письму; эмоциональное восприятия художественного текста, творческое воображения, читательскую культуры и понимание авторской позиции;

Развивать умения постигать содержание художественного произведения на различных уровнях через языковые средства создания литературных образов, впечатлений, ассоциаций;

Формировать навыка интерпретации при анализе поэтического текста;

Развитие умения создавать собственные образцы творческого письма (мини-сочинения) по результатам восприятия, истолкования и оценки поэтического и прозаического произведений;

Развивать потребность учеников к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные результаты

  1. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  2. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации.
  3. Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  5. Готовность вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
  6. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредствам учета интересов сторон и сотрудничества.
  7. Овладение сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений в соответствии с содержанием учебного предмета «Литература».
  8. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  9. Умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета:
  • уметь читать осмысленно и понимать прочитанное;
  • уметь ставить вопросы, формулировать проблемы;
  • уметь заполнить и производить по памяти устный и письменный текст;
  • уметь действовать по предписанной учителем инструкции, алгоритму;

Предметные результаты

  1. Формирование представлений о творчестве писателей XIX и XX веков.
  2. Осмысление прочитанного, совершенствование своей речи, художественного чтения, развитие дара слова.
  3. Формирование умения связывать литературу с другими видами искусства.

Специальные умения и навыки:

  • характеризовать и оценивать главных героев изученных произведений на основе их поведения и поступков; объяснять значение деталей портрета, пейзажа, элементов сюжета для характеристики героев;
  • сопоставлять и оценивать героев одного произведения в сходных ситуациях;
  • давать оценку изученным стихотворениям на основе их личностного восприятия и осмысления основных особенностей поэтического языка;
  • практически определять принадлежность изученных произведений к одному из литературных родов;
  • пересказывать устно и письменно(подробно, кратко, выборочно) эпическое произведение;
  • давать письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении (с выражением своего отношения к героям и событиям);
  • сопоставлять, используя личный опыт, впечатления от изученных произведений и иллюстраций к ним, кино- и теле экранизации.
  • выделять основные мысли, фиксируя их в виде цитатного плана;
  • давать письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении;
  • подготовить письменный рассказ (сочинение) о жизни и подвигах одного из героев.

Календарно-тематическое планирование

I четверть(9 ч.)

Тема

План

Сочинение. Какое оно разное…Направления 2015 и 2016 г. Основные требования к сочинению. Знакомство с анализом прозаического произведения.

Особенность анализа лирического произведения.

1 час.

Виды сочинений:

а) отзыв;

б) рецензия;

В) эссе.

Композиция сочинения:

а) вступление, виды (историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое);

б) особенности основной части;

б) заключение и его связь со вступлением.

Типы сочинений по видам анализа художественного произведения:

  1. индивидуальная характеристика героев;
  2. сравнительная характеристика героев;
  3. групповая характеристика героев;
  4. общий анализ литературного произведения;
  5. анализ нескольких литературных произведений;
  6. анализ эпизода литературного произведения;
  7. образ автора;

1 час.

Классификация ошибок. Критерии оценок. Совершенствование написанного (редактирование).

1 час.

Направление Время . Темы: «Проблемы века». «Время поиска». «Человек и время», «Время мужания», «Пора взросления», «Герой нашего времени», «Времена не выбирают, в них живут и умирают» (А Кушнер).

1час.

Направление Дом . Темы: «Дом – центр мира для человека», «Дом – портрет души семьи», «Дом – разлад с собой и миром», «Дом – Россия». «Родительский дом -…»

1 час.

Направление Путь . Темы: «путь познания», «Дорога чести», «Путь к себе»….

1 час

Направление Любовь . Темы: «Любовь навека», «Всегда ли любовь делает человека счастливым», «Любовь и война», «Лики любви».

1час

Направление Год литературы в России . Темы: «Моя любимая книга», «Роль книги в моей жизни», «Литература - это исповедь или проповедь?»

1 час

Как раскрыть тему. Постановка проблемы. Композиция сочинения.

1час

II четверть(8 ч.)

Вид урока

Тема

План

Теория

Направление Время . «Человек и время» (размышление), « Время испытаний» (по лирике А.Блока), «Время разбрасывать камни и время собирать камни» (Из Библии). Жанры сочинений, композиция.

1час

Практика

Тезисы к сочинению по направлению Путь . «Дорога в никуда», «Дорога чести», «Ах, дорожка, фронтовая…».

1час

Теория

Направление Дом . «Дом – хранитель православных ценностей» (на основе собственного опыта). «Потеря дома – крушение нравственных идеалов». (О затоплении деревень в 70-80 –е гг. 20-го века). «Дом – разлад с собой и миром» (по пьесе М.Горького «На дне»,

1час

Теория

Направление Любовь . Подготовка к сочинению: «Любовь есть духовное возрождение». (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» или по рассказу А. Куприна «Гранатовый браслет»). «Кто сказал тебе, что нет настоящей, верной, высокой любви?» Особенность написания сочинения по цитате.

1час

Практика

Направление Год литературы в России . «Хорошая книга – это ручеёк…». Ключевые слова: добро, душа, хорошая. Как проследить основную мысль.

1час

Практика

« Время рассказать о человеке», «Всегда ли любовь делает человека счастливым?». «Путь к себе». Роль вступления и заключения.

1час

Практика

«Время, вперёд!». «Какие вопросы задаёт человеку литература». Работа над композицией и лексическими средствами к сочинению.

1час

Практика

«Моя любимая книга» - тема лёгкая? (Почему любимая, насколько любимая, чем покорила эта книга?

1час

III четверть(10 ч.)

Вид урока

Тема

План

Теория

Аргументы из литературных произведений.

1 час

Практика

Образ России в лирике Блока, Есенина, Бунина, Ахматовой.

1 час

Практика

«Дворянских гнёзд заветные аллеи» - Россия у Бунина и Чехова.

1 час

Практика

Время и люди в романе «Тихий Дон» М Шолохова.

1 час

Теория

Бунтующая личность Маяковского. (Лирический герой в лирике В.Маяковского).

1 час

Практика

Писатель – судья своего времени. (М.Шолохов, В.Распутин, В.Астафьев, Б.Васильев…)

1 час

Практика

Добро и зло в романах М.Булгакова.

1 час

Практика

«Окопная правда» на войне. Любовь и война. Проблема нравственного выбора на войне. Солдатские будни.

1 час

Практика

Сочинение по рассказу А. Геласимова «Нежный возраст». Отзыв. Рассуждение, эссе.

1 час

Практика

«Что с нами происходит?» Мир героев Шукшина.

1 час

IV четверть(8 ч.)

Вид урока

Тема

План

Теория

Учимся редактировать сочинение.

1 час

Теория

Сочинения, сформулированные в виде проблемного вопроса.

1 час

Практика

Обзорные темы.

1час

Теория

Сочинения на сквозные темы, сформулированные в виде цитаты.

1 час

Практика

Сочинение на нравственно-эстетические темы.

1 час

Практика

1 час

Практика

Роль структуры сочинения в раскрытии проблемы.

1 час

Практика

«Вечные темы» в литературе.

1 час

Планируемые результаты работы факультативного курса литературы в 11 класс

В соответствии с требованиями Стандарта к уровню подготовки выпускников, обучающиеся будут:

  • знать и понимать образную природу произведений словесного искусства, уметь воспроизводить содержание литературного произведения, анализировать и интерпретировать прозаическое и лирическое произведения;
  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • аргументировано формировать своё отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
  • составлять планы и тезисы статей на литературные темы;
  • выявлять «сквозные» и ключевые темы русской литературы;
  • анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить литературу с общественной жизнью и культурой;
  • подбирать цитатный материал и составлять тезисы к творческой работе;
  • самостоятельно писать сочинение на заданную тему.

Список литературы

1. Федеральный компонент государственного стандарта. «Дрофа» 2007 г

2. Программа Министерства образования РФ для общеобразовательных школ. Русский язык. 10-11 классы. «Дрофа». 2007 г.

  1. Айзерман Л.С. «Сочинение о сочинениях». – М., 1986.

4. И.В. Золотарева, Л.П. Дмитриева, Н.В. Егорова. Универсальные поурочные разработки по русскому языку. 11 класс. Москва «ВАКО» 2006г.

5. И.В. Золотарева, Л.П. Дмитриева. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. Москва «ВАКО» 2005 г.

6. Калганова Т.А. «Сочинение различных жанров в старших классах». – «Просвещение», М., 2000.

7. Контрольные измерительные материалы. Влодавская, Пучкова… «Экзамен» 2006.

  1. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». – М., 1986.
  2. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. «Развивайте дар слова». Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

«Основы литературного творчества»

Начальное общее образование

Срок реализации программы: 2 года

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года за № 373, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Л.Ф.Климановой «Литературное чтение» предметной линии учебников системы «Перспектива», издательство «Просвещение», Москва, 2011 год, с использованием Интернет-ресурсов

Составитель: Куйдан Галина Васильевна,

учитель начальных классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Если ученик в школе не научится ничего

творить, то в жизни он всегда будет только подражать…

Л.Н.Толстой

Творческих людей отличает особое умение видеть, слышать то, что не увидели и не услышали другие. Они тоньше чувствуют, различают оттенки, они неравнодушны к действительности, их души полны впечатлений, которые необходимо выразить в каких-либо образах. Задача учителя – научить детей видеть прекрасное, развить в них эстетические чувства, это расширит их духовный мир, направит и обогатит личность.

Программа «Основы литературного чтения» включает в себя работу по развитию речи, риторике, литературному чтению, русскому языку, культуре речи и строится на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года за № 373, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Л.Ф.Климановой «Литературное чтение» предметной линии учебников системы «Перспектива», издательство «Просвещение», Москва, 2011 год, с использованием Интернет-ресурсов.

Цели и задачи курса

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку и литературе, показать учащимся, что и занимательные игры могут помочь увлекательно учить русский язык.

Факультатив по литературному творчеству ставит следующие задачи:

Обучающие:

    Развитие интереса к языку как учебному предмету.

    Совершенствование общего языкового развития младших школьников.

    Приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка.

Воспитывающие:

    Воспитание любви к русскому языку.

    Формирование усидчивости, внимания, выдержки и терпения, готовности к волевым действиям, настойчивости.

    Воспитание культуры обращения с книгой.

Развивающие:

    Расширение и углубление программного материала, кругозора детей.

    Пробуждение у учащихся потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью.

    Развивать умение пользоваться толковыми и орфографическими словарями.

Грамматические задания направлены на достижение конкретных дидактических целей:

    Совершенствование навыков правописания.

    Развитие речевого и фонематического слуха.

    Пополнение лексического запаса.

Данная программа является базовой и ставит своей задачей заложить основы понимания образной природы искусства, языка словесных образов, что связано со знакомством с элементарными литературоведческими понятиями.

Основная задача работы по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме. Конкретное решение этой задачи осуществляется путем формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывания, передавать его содержание и создавать своё собственное. Общим при этом является то, что и при восприятии, и при передаче содержания, и при создании своего высказывания, действия учащихся направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление.

Особенности программы «Основы литературного творчества».

Грамматические задания для самостоятельной работы лучше рекомендовать тем ученикам, которым интересно их выполнять. Остальные могут выполнять их фронтально, при этом каждый ученик должен предложить свое решение и обосновать его.

Организация факультативных занятий основывается на следующих принципах:

    добровольности участия;

    научности;

    сознательности и активности;

    наглядности;

    доступности;

    связи теории с практикой;

    индивидуального подхода.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должны снижать обучающей и развивающей роли внеурочной работы по русскому языку.

Данная программа по русскому языку позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов. Эта программа обращает внимание учителя на все стороны языка, рассматривает слово в грамматическом и лексическом плане.

Формы проведения занятий

    практические занятия с применением занимательных игр;

    игровые занятия по развитию речи и пополнению словарного запаса детей;

    орфографический и лексический анализ текстов художественной литературы;

    самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

    урок - викторина;

В процессе знакомства с литературными произведениями необходимо дать понять детям, что литература это не просто чтение, а искусство , т.е. литература должна восприниматься как способ художественного восприятия мира. На этом этапе необходимо решать две задачи: исследовательскую (учить детей различать) и эмоционально-эстетическую (способствовать организации переживания, учить чувствовать). Главный приём, на котором организованно исследовательское восприятие ребенка,- это сравнение . Сравнивая разные виды чтения, сравнивая прозу и поэзию, сравнивая тексты, относящиеся к разным стилям речи и жанрам литературы, сравнивая литературные приёмы, школьник открывает для себя особенност и литературного, т.е. художественного текста, специфику родов и направлений литературы, выразительность литературных приёмов.

На доступном возрасту литературном материале необходимо показать ребенку, что каждый элемент формы литературного произведения (от жанра и сюжета до любого художественного приёма) содержателен. Необходимо ориентировать учащихся на то, что проза направлена на пробуждение мысли, а поэзия - на активизацию чувств. Сравнительный анализ похожих по тематике и проблематике, но разных по жанровой принадлежности произведений, готовит понимание того, что жанр сам по себе содержателен: независимо от того, чему именно посвящено литературное произведение. Так сказка, басня, рассказ, пьеса - по-разному воспитывают уже в силу разной жанровой специфики.

Каждый литературный приём содержателен. Учащиеся постигают особенности сравнения, олицетворения. Детям предлагается придумать собственные сравнения и олицетворения, чтобы они смогли почувствовать содержательность и продуктивность этих приёмов.

Основная, ведущая идея курса литературного творчества состоит в том, что окружающий нас мир наделён тайной и красотой, которая не всегда открывается обычному взгляду, и именно литература (и искусство в целом) обладает способностью и средствами делать явной не замечаемую нами подчас красоту, открывать в мире и, главное, в человеке, содержащиеся глубину и богатство.

Формирование исследовательских умений ведется разными средствами и способами, необходимо обратить внимание детей на особенности художественного слова и научного.

Поскольку важнейшей задачей литературного развития ребёнка является задача формирования навыков устного и письменного высказывания по поводу литературного произведения, необходимо стараться сделать из младшего школьника соавтора, сотворца. Необходимо воспитать в ребёнке отсутствие страха перед высказыванием, пробудить в нем фантазию, укрепить присущую возрасту творческую свободу.

Уникальное средство воспитания духовности – детские творческие работы. Многие видные педагоги рассматривали сочинения как форму самовыражения, возможность поделится впечатлениями, переживаниями.

Этапы этой работы:

    Создание особой творческой атмосферы не только на уроке, но и во внеурочное время.

    Доброжелательное отношение учителя, товарищей и родителей к фантазии детей.

    Формирование у учащихся чувства любви, сострадания и т.д. Большое значение здесь имеет работа над устными сочинениями-миниатюрами.

    Обучение детей умению сравнивать, наблюдать, фантазировать.

    Обогащения опыта детей непосредственными наблюдениями за природой; выражение чувств словами, рисунками, эпитетами, сравнениями, составление словаря настроений, подбор слов, фраз, образов.

    Чтение высокохудожественных произведений о природе дает возможность в нужный момент выбрать из памяти и выстроить цепочку или ряд слов с тематическими или ассоциативными связями.

    Целенаправленная работа над загадками, которые являются метафорами или построены на основе сравнения, развивает творческое, образное видение предмета и учит составлять собственные загадки.

    Знакомство с построением стиха. На этом этапе также стоит задача научить чувствовать ритм, музыку, рифму стихов, передавать в стихах своё настроение, свои представления об окружающем мире.

    Коллективное и индивидуальное создание своего варианта развития сюжета известных сказок.

Необходимо формировать у детей умение передавать эмоциональное состояние человека в разных ситуациях, видеть окружающий мир в разных красках, звуках размышлять над причинами, вызывающими у человека разное отношение к одному объекту.

Родители должны отказаться приноравливать детское восприятие окружающего под своё, должны научиться видеть ростки творчества, должны доверять детским силам в таком сложном виде деятельности, как сочинение. «Ребенок научится составлять сочинение только в том случае, когда каждое слово перед ним будет возникать как готовый кирпичик, которому заранее приготовлено место. И дети выбирают тот единственный кирпичик, который необходим в данном случае», – писал В.А.Сухомлинский.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I . Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков орфоэпического чтения

3-4 класс

Организация практикумов по выразительному чтению:

а) проведение упражнений по технике речи:

б) овладение правилами литературного произношения слов (орфоэпическими правилами), словесного ударения:

в) работа над интонацией (темпов, ритмов, логическими ударениями, мелодикой речи и чтения). Произнесение стихотворных строк с различными словами оттенками, с разным подтекстом (с осуждением, похвалой, одобрением).

II . Обогащение опыта эстетического восприятия окружающей действительности на основе наблюдений. Развитие творческих способностей школьников.

Формирование у школьников способности воспринимать красоту человека, природы и предметного мира, созданного им: развитие потребности в нравственно-этической отзывчивости на красоту окружающего мира.

3 класс

Развивать умение сравнивать состояние природы в разное время года; проявлять интерес к оригинальным, нестандартным взглядам. Накопление опыта живых впечатлений от общения с окружающим миром.

4 класс

Формировать своё видение окружающего мира, находить необычное в обычных предметах. Формировать умение различать эмоциональное состояние человека в разных ситуациях; видеть отношение человека к окружающему миру; размышлять над причинами, вызывающими подобное состояние; давать нравственно-эстетическую оценку ситуаций.

III . Развитие воображения, фантазии, образного восприятия окружающего мира с помощью целенаправленных упражнений.

3-4 классы

Рассматривание и описание сходных и различных предметов; проведение конкурсов и соревнований на лучшее сравнение: игра типа: «Волшебные превращения вещей», которые помогают «оживить» реальные предметы, явления (дети придумывают различные истории о предметах и явлениях окружающего мира и ведут рассказ от их имени). Усложнение подобных заданий: рассказанную детьми историю переделать в смешную, весёлую, грустную, печальную. Коллективное или индивидуальное создание своего варианта развития сюжета известных сказок.

Во всех классах рассказывание – импровизация на заданную тему. Развитие интереса у детей к услышанным рассказам, сочинениям; стимулирование активности при их обсуждении.

IV . Развитие умения выразить в слове свои впечатления, своё видение предмета, состояние природы и человека.

3 класс

Проведение игры «найди меткое слово», активизирующей деятельность учащихся в поисках подходящего слова для характеристики, описание предмета или героя прочитанной книги, коллективное сочинение различных историй.

4 класс

Обучение приёмам устного словесного описания предметов, явлений природы и окружающего мира, приёмам рассуждения и повествования на заданную тему (устно и письменно).

V . Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы.

3 класс

Развитие умения воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаются на них, и передавать своё настроение в рисунках, в совместном осуждении услышанного, при драматизации отрывков из произведений.

4 класс

Формирование потребности обсудить прочитанное и услышанное; создание условий для возникновения у детей чувства радости, удовлетворения от работы с книгой. Развивать умения формировать свои эмоционально-оценочные суждения.

Во всех классах приобщение детей к миру поэзии; развитие поэтического слуха, наблюдение над звукописью, звукоподражанием (аллитерацией).

VI . Активизация способности учащихся полноценно воспринимать художественные произведения на основе целенаправленной деятельности.

3 класс

Развитие наблюдательности, чуткости к поэтическому слову, умение находить в тексте эпитеты, сравнения, метафоры, умение подбирать варианты сравнений, сопоставлять их с авторским отбором средств художественной выразительности. Придумывание своего варианта развития сюжета сказок и известных рассказов, переработка их по предложенному варианту. Сопоставление особенностей художественных образов, созданных разными видами искусства, эмоционально-этическая оценка изображения героев, их построения в различных видах искусства (словесном, музыкальном, изобразительном).

4 класс

Развитие наблюдательности, чуткости к поэтическому слову, накапливать опыт восприятия и осмысления метафор, умение видеть и ценить их иносказательную выразительность. Развитие умения использовать метафоры при составлении детьми собственных загадок, развивать у них творческое, образное видение предмета, которое способствует накоплению образных обобщений. Письменные отзывы о прочитанных телевизионных передачах, фильмах, аннотации к прочитанным книгам. Сочинение собственных стихов, рассказов, сказок. Упражнение школьников в составлении миниатюрных произведений в манере какого-либо писателя (с помощью учителя).

Во всех классах коллективное обсуждение творческих работ, воспитание доброжелательного отношения детей к результатам творческих поисков одноклассников.

VII . Первоначальное обобщение опыта работы с литературоведческими терминами.

Формирование умений различать и узнавать такие виды литературных и фольклорных произведений, как сказка и рассказ; стихотворение и басня; загадка, пословица, небылица, считалка, песня, прибаутка. Наблюдение над ритмичностью и выразительностью слова в художественном тексте. В зависимости от подготовки детей в классах вводить термины: сравнение, эпитет, метафора, олицетворение.

3-4 классы

Ознакомление детей с некоторыми особенностями таких жанров художественных произведений, как сказка (это художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного и фантастического, обычно различаются сказки о животных, волшебные и бытовые);

былина – жанр, имеющийся только в русском фольклоре (это героико-патетическая песня-сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси);

басня – краткий рассказ в стихах или в прозе, где в сатирической иносказательной форме изображаются человеческие поступки и недостатки. Персонажами басни являются чаще всего животные, растения, вещи. В начале или конце басни даются нравоучения, выводы;

рассказ – небольшое прозаическое, художественное повествование о каком-то случае, эпизоде из жизни героя;

стихотворение – небольшое художественное произведение, написанное стихами, оно ритмически организовано и имеет рифму, отличается эмоциональностью и выразительностью, передает чувства, настроение и мысли героя.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3 класс

Наименование разделов, тем

К-во часов

В том числе на:

уроки

Лаб.-прак. занятия

Лексическое значение слова

Сочинение. Рассказ. Аннотация

Стихосложение

Сказка. Её особенности

Литературный практикум

ИТОГО:

4 класс

Наименование разделов, тем

К-во часов

В том числе на:

уроки

Лаб.-прак. занятия

Лексическое значение слов

Выразительные средства русского языка

Басня, былина, сказка

Стихосложение

Литературный практикум

ИТОГО:

  • Количество часов за год

3 класс – 34 часов

4 класс – 34 часов

    Количество практических и лабораторных работ

3 класс – 22 часа

4 класс – 21 час

Название раздела, темы

(Теория)

Лексическое значение слова

Выразительные средства русского языка

№ 9, 10, 14, 15, 16, 29, 30

Сочинение. Рассказ. Аннотация

№ 17, 18, 20, 22, 23

Стихосложение

Сказка. Её особенности

Литературный практикум

№ 32, 33, 34,35

ИТОГО:

Название раздела, темы

Номера учебных занятий в соответствии с тематич. планированием

(Теория)

Номера учебных занятий в соответствии с тематич. планированием (Практика)

Лексическое значение слов

Выразительные средства русского языка

№ 6, 7, 15, 31

Сочинение. Объявление. Рассказ

№ 12, 13, 14, 16, 17, 20, 21,

Басня, былина, сказка

Стихосложение

Литературный практикум

№ 32, 33, 34,35

ИТОГО:

курса «Основы литературного творчества» в 3 классе

Дата

Тема занятий

Многозначность слов. Смысл слов в предложении.

Игры: «Волшебное превращение вещей», «Найти меткое слово».

Текст. Структурные части текста.

Учимся писать, редактировать (контрольная работа).

Учимся слушать.

Текст. Тема. Микротема.

Сочинение-миниатюра.

Сочинение по серии картинок.

Учимся писать правильно.

Сочинение по картине.

Говори, пиши точно (контрольная работа).

Сочинение-повествование.

Аннотация произведения.

Рассказ. Его особенности.

Сочинение-письмо. Его особенности.

Говори, пиши точно (контрольная работа).

Особенности стихосложения.

Звукопись, звукоподражание.

Сказка. Композиция. Сюжет.

Как сочинить сказку.

Учимся слушать.

Техника речи. Практикум.

Учимся писать, редактировать.

Сочинение по личному опыту, по наблюдениям.

(контрольная работа).

Работа в детском литературном журнале (контрольная работа).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

курса «Основы литературного творчества» в 4 классе

Дата

Тема занятий

Лексическое значение слов и словосочетаний.

Прямое и переносное значение слов.

Многозначность слов. Смысл слова в предложении.

Текст. Внутритекстовые связи слов.

Текст. Виды текста.

Выразительные средства русского языка.

Образные слова и выражения в нашей речи.

Текст. Тема. Микротема.

Учимся писать, редактировать (контрольная работа).

Учимся слушать.

Свободный диктант.

Сочинение-описание.

Говори, пиши точно.

Сочинение-рассуждение.

Богатство языка и речи.

Сочинение-повествование (контрольная работа).

Учимся писать, редактировать.

Объявление. Его особенности.

Рассказ. Его особенности.

Составление рассказа по данному началу.

Составление рассказа по данному концу.

Замена в тексте лица рассказчика.

Говори, пиши точно (контрольная работа).

Басня. Её особенности.

Былина. Её особенности.

Стихотворение. Его особенности. Звукопись.

Сказка. Её особенности.

Как правильно сочинить сказку.

Учимся слушать.

Техника речи. Практикум.

Богатство языка и речи.

Работа в детском литературном журнале (контрольная работа).

Работа в детском литературном журнале (контрольная работа).

Работа в детском литературном журнале.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ К КОНЦУ ГОДА

Общеучебные умения и навыки

Учебно-организационные умения :

  1. Принимать или намечать учебную задачу, её конечную цель.

    Готовить рабочее место в соответствии с заданием.

    Планировать ход выполнения задания.

    Рационально выполнять задание.

    Осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы.

Учебно-коммуникативные умения:

    Высказываться устно в виде:

    • пересказа;

      рассказа;

      рецензии ответа товарища.

    Участвовать в учебном диалоге.

    Включаться в коллективное обсуждение проблемы.

Учебно-информационные умения :

    Работать с учебником:

    • понимать и пересказывать прочитанное (после объяснения учителя);

      находить нужную информацию в учебнике (по ранее изученному материалу);

      пользоваться иллюстративным и справочным материалом учебника.

    Усваивать информацию со слов учителя.

    Усваивать информацию с помощью технических средств.

3 класс

    об особенностях устного народного творчества по сравнению с литературным;

    о функциональных особенностях фольклорных жанров;

    о правилах литературного произношения слов; словесного ударения;

    об особенностях таких жанров художественных произведений, как сказка, басня, былина, рассказ, стихотворение;

    о тексте лексическом значении слова, теме произведения, сюжете, композиции;

Учащиеся должны уметь:

    различать малые жанры фольклора;

    находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и в авторской литературе;

    узнавать простейшие виды тропов (сравнение, эпитет, гипербола, олицетворение, звукопись);

    сравнивать состояние природы в разное время года, проявлять интерес к оригинальным, нестандартным взглядам;

    коллективно или индивидуально создавать свой вариант развития сюжета известных сказок;

    составлять небольшие по объему сочинения, рассказы с заданной структурой, сочинение-миниатюра;

    сочинять устные и краткие письменные отзывы о прочитанном, увиденном, услышанном.

4 класс

Учащиеся должны иметь общее представление:

    об особенностях таких литературных жанров, как сказка, повесть, былина, роман, рассказ, стихотворение, басня;

    о правилах литературного произношения слов, словесного ударения;

    о средствах художественной выразительности;

    об особенностях художественных образов, созданных разными видами искусства;

    о тексте, теме, лексике слова, фразеологизмах, композиции, сюжете;

    о приёмах устного словесного описания предметов, явлений природы и окружающего мира, приемах рассуждения и повествования на заданную тему.

Учащиеся должны уметь:

    различать произведения устного народного творчества от авторских произведений;

    находить средства художественной выразительности текста (сравнение, олицетворение, эпитет, повтор, рифма, звукопись);

    эмоционально воспринимать произведение;

    пользоваться выразительными средствами русского языка;

    различать эмоциональное состояние человека в разных ситуациях; видеть отношение человека к окружающему миру; давать нравственно-эстетическую оценку ситуаций;

    коллективно или индивидуально создавать свой вариант развития сюжета известных сказок; перерабатывать сюжет сказки по предложенному варианту;

    составлять письменные отзывы о прочитанных книгах, составлять объявления, написать письмо;

    использовать метафоры при составлении загадок;

    писать сочинения-описания, сочинения-повествования на заданную и свободную тему; составлять рассказы, выдерживая структуру произведения;

    редактировать текст с целью совершенствования его содержания структур и речевого оформления;

    получать информацию для высказывания, раскрывать тему и главную мысль.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты:

    осознавать роль языка и речи в жизни людей;

    умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

    любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

    интерес к изучению языка;

    обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей.

Метапредметные результаты :

Регулятивные УУД:

    определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

    учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

    учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

    пользоваться словарями;

    находить ответы на вопросы в тексте;

    делать выводы в результате совместной с учителем работы;

Коммуникативные УУД:

    оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

    учиться работать в паре, группе ; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

    высказывать и обосновывать свою точку зрения;

    слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

Контроль уровня обученности учащихся 3-4 классов

При изучении данного факультативного курса «Основы литературного творчества» можно выделить три уровня обученности учащихся на конец года.

При оценивании ответов, работы на уроках во внимание принимаются следующие категории:

    Полнота и правильность ответа.

    Степень осознанности освоения излагаемых знаний.

    Последовательность изложения и культура речи.

1 уровень (высокий).

Учащиеся дают полный и правильный ответ, обнаруживают осознанное усвоение программного материала, подтверждают ответ своими примерами, самостоятельно и правильно применяют знания при проведении анализа слов и предложений, верно находят в тексте изученные категории, объясняют употребление слов, отвечают связно, последовательно, без недочётов или допускают не более одной неточности в речи.

Учащиеся понимают содержание прочитанного материала, умеют его рецензировать.

Учащиеся правильно ставят ударения в словах, соблюдают при чтении паузы и интонации, соответствующие знакам препинания в конце предложения.

Учащиеся умеют правильно найти в тексте ответ на вопрос учителя и последовательно передать содержание прочитанного и иллюстрации к тексту.

2 уровень (средний).

Ученики в целом обнаруживают понимание излагаемого материала, но отвечают неполно, по наводящим вопросам учителя, затрудняются самостоятельно подтвердить материал примерами. Допускают ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляют только с помощью учителя, излагают материал несвязно, недостаточно последовательно, допускают неточности в употреблении слов и построении словосочетаний и предложений.

Учащиеся пересказывают текст, нарушая его последовательность, допускают речевые ошибки и исправляет их неточности с помощью учителя.

3 уровень (низкий).

Учащиеся обнаруживает незнание ведущих положений или большей части изученного материала, допускают ошибки в формулировке определений, в анализе слов и предложений, не могут исправить их даже с помощью наводящих вопросов, речь прерывиста, непоследовательна, с речевыми ошибками.

Учащиеся слабо разбираются в прочитанном тексте даже с помощью вопросов учителя. Не воспроизводят содержание текста или другого материала.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

    Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

    Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

    Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996 г.

    Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.

    Журналы «Начальная школа» №10 1990, №8 1994, №9 2002, №5,8,10 2003, №4,6 2004, №5 1990, №2,5 1995.

    Изучение результативности обучения в начальных классах. /Система Л.В.Занкова./ М.В.Зверева. М., 2000 г.

    Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников. Н.В.Нечаева, М. 1996 г.

    Как научить ребенка понимать текст. Детская герменевтика. А.Э.Симаковский. Ярославль, 1997 г.

    Литература 2,3,4 класса /1-4/. Н.А.Чуракова. Методические рекомендации. М., 2001 г.

    Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу. Издательский дом «Дрофа», М., 2001 г.

    Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г.

    Русский язык в начальных классах. Методика обучения младших школьников чтению детской литературы. О.В.Кубасова. Под ред. М.С.Соловейчик. М., «Линка-пресс», 1995 г.

    Сочинения для учащихся1-3, 1-4 классов. Н.Г.Кувашова. Волгоград, издательство «Учитель», 2000 г.

    Уроки развития связной речи в начальной школе. Г.С.Щеголева. С-Петербург, Издательство «Специальная литература», 1998 г.

  • Границы интенсивности нагрузок при самостоятельных занятиях лиц разного возраста. Взаимосвязь интенсивности нагрузок и уровня физической подготовленности
  • Факультативное изучение литературы начинается в старших класса, когда интересы школьников уже определились и возросла их способность к самостоятельной интеллектуальной деятельности. Факультативные занятия служат дополнением к основному курсу литературы; они нужны для углубления знаний учащихся, развития их интересов и способностей . Факультативные занятия по литературе содействуют профессиональной ориентации будущих работников в области литературы, библиотекарей, журналистов.

    Цели и задачи факультативов - углубление знаний по литературе, развитие самостоятельности учащихся, расширение культурного кругозора, формирование читательской компетентности школьников.

    Факультативные занятия формируют интерес учащихся к литературе, развивают потребность в самообразовании и самостоятельном пополнении знаний в области литературы и культуры.

    Образовательно-воспитательные цели факультативных занятий по литературе позволяют сделать вывод об общем и специфическом в изучении литературы на уроках и факультативных занятиях. Общим для основного и факультативного курсов являются цели изучения литературы в школе, главные задачи литературного образования, так же, как и форма организации учебного процесса, которые в тех или иных сочетаниях не применялись бы на уроках литературы, во внеклассной работе.

    Вместе с тем важнейшими специфическими признаками факультативного изучения литературы являются свободный выбор учеником литературы как предмета изучения и целенаправленное развитие литературных интересов и способностей учащихся на основе более глубокого, чем в основном курсе, толкования творчества писателей и литературного процесса, усвоения дополнительных теоретико-и историко-литературных знаний и развития устойчивых сложных умений, обеспечивающих адекватность, глубину и концептуальность художественного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных фактов и явлений. Здесь в особенности четко проявляется основное предназначение факультативов – совершенствование результатов изучения литературы по основной программе, прямые и обратные связи урока и факультатива, перенос знаний и умений учащихся в новую ситуацию, закрепление и углубление их на новом материале.

    В известном смысле факультативные занятия занимают промежуточное положение между основными уроками в классе и разнообразной внеклассной работе по литературе. В отличие от внеклассной работы факультативы имеют строго образовательную направленность, предусматривают систему знаний, определенных учебной программой и т.д. Вместе с тем на факультативах используются некоторые формы внеклассной работы – элементы игры и соревнования, приемы занимательности, викторины, выставки, литературные композиции, иная, более свободная, по сравнению с уроками, обстановка занятий.



    В факультатив учащиеся записываются на добровольной основе, факультативная группа (15-20человек) сохраняется в течение учебного года, занятии идут по расписанию (один раз в неделю), ведется журнал занятий, работа участников не оценивается баллами, как на уроке (оценкой является признание подготовленного доклада, благодарность учителя и одноклассников, удовлетворение самого ученика, радость самостоятельного открытия…)

    Факультативные занятия предполагают высокий уровень творческой самостоятельности школьников. Здесь шире, чем на уроках, может быть применен исследовательский метод.

    Как и на уроках, на факультативных занятиях основное внимание уделяется художественному произведению. Анализ текста, сопоставление его редакций изучение творческой истории произведения, жизнь произведения в кино и на сцене – такого рода вопросы рассматриваются на занятиях.



    Опыт показывает, что факультативные занятия проходят более успешно, если

    а) они проводятся в более свободном, чем урок, организационном стиле;

    б) используются различные технические средства обучения, в частности, для фиксации устных высказываний и их обсуждения,

    в) подготовленные участниками факультатива сочинения, сообщения, статьи используются для выпуска бюллетеней, стенгазет, рукописных журналов, для школьных радиопередач, т.е. результаты работы участников факультатива становятся достоянием других учащихся.

    Формы проведения факультативных занятий могут быть самыми разнообразными: беседы, диспуты, конференции, практические занятия, конкурсы, семинары, лекции, прослушивание и обсуждение докладов, сообщений, рефератов, составление текстов, заочные экскурсии, работа над публицистической или критической статьей и пр.

    Многообразие методов и форм работы – необходимое качество, второй (наряду с содержанием обучения) источник развития познавательных интересов школьников.

    При сравнительно небольшом составе факультативной группы (10-15 человек) открывается возможность участия в беседе подавляющего большинства школьников. Применение в беседе эвристического метода, проблемных заданий, организация поисковой деятельности учащихся повышает познавательную активность школьников и эффективность обучения.

    Возможно использование учителем (и учащимися) лекции , содержащей новый материал. Чтобы слушание лекции было активным, учащимся предлагаются задания: составить план, тезисы, конспект лекции, подготовить ответ на вопросы и т.п.

    Практические занятия имеют, как правило, тренировочный характер. Здесь обогащаются и совершенствуются принципы и методы анализа литературного произведения, приемы работы с критической статьей, научным текстом, мемуарами и пр.

    Семинары – форма занятий, представляющая наибольшую самостоятельность учащимся при работе над художественным текстом, научной и критической литературой. На семинарах создаются благоприятные условия для обмена мнениями, для дискуссии. Основными элементами семинарской работы являются рефераты, доклады учащихся, обсуждения докладов, развернутая беседа по отдельным проблемам. Для семинара большое значение имеет консультация преподавателя, как для слушателей факультатива, так и для одного конкретного учащегося.

    На факультативных занятиях применяются в равной мере фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы .

    Большое значение имеет индивидуальная консультация. Например, на первой консультации учитель помогает ученику определить предмет и границы темы доклада, рекомендует литературу. На второй консультации учитель помогает школьнику выработать «концепцию» доклада. На третьей – учитель знакомится с текстом доклада, правит его и т.д.

    При использовании групповой формы работа (в группе 3 – 5 человек), учитель дет каждой группе задание, а учащиеся обсуждают его, выдвигают докладчика, распределяют обязанности и т.д. задания группе должны носить проблемный характер (заключать в себе познавательное затруднение, побуждать к активному использованию знаний и умений). Все группы могут получить одинаковые задания, и тогда возникают предпосылки дискуссии; или получить разные задания в рамках общей темы, и тогда каждая группа вносит свою информацию в раскрытие темы. Группе можно дать долговременное исследовательское задание, требующее отбора сведений из разных источников. (Например, подготовить презентацию произведений о Великой Отечественной войне).

    По групповым заданиям проводится подготовка литературных композиций, обзоров текущей литературы, выставок, викторин и т.д.

    Типичными заданиями на факультативных занятиях могут быть:

    Работа с хронологической таблицей;

    Выразительное чтение текста;

    Комментирование текста;

    Аналитическая беседа по тексту;

    Составление текстов;

    Применение наглядных пособий, Интернета.

    Все формы учебного процесса требуют постепенного, но интенсивного усиления доли самостоятельной работы учеников. Это требует серьезной, продуманной подготовки со стороны учителя.

    Важно во время проведения факультативных занятий больше внимания уделять развитию навыков выразительного чтения (чтению по лицам, чтению с элементами инсценирования, элементами режиссерской работы, выступлению с концертами). Эффективно может работать метод проектов.

    Планируется работа факультативных занятий в соответствии с потребностями общества, с возрастными особенностями учащихся, их интересами и интересами руководителя факультатива, наличием материала и возможностей сделать эти занятия интересными, содержательными и увлекательными.

    Например, можно организовать работу таких факультативов:

    В 9 классе: «А.С. Пушкин – человек и поэт», «Художественная литература в русской культуре», «Литература в кино и театре», «Литература и живопись», «Литература и музыка».

    В 10 классе – «Романтизм в литературе», «Реализм в литературе», «Культурная жизнь России во второй половине Х1Хв.»

    в 11 классе.: ""Серебряный век русской поэзии"", ""Литература русского зарубежья"", ""Символизм в мировой культуре"", ""Постмодернизм в литературе и культуре"", ""Модернизм в мировой литературе ХХ века"", ""Сценическая жизнь литературных произведений"", "" Постмодернизм в литературе"" и т.д.

    Приведем пример программы факультатива.

    Программа факультатива «Литература русского зарубежья. Первая волна эмиграции»

    Цель факультативных занятий – расширить знания учащихся о литературе русского зарубежья (произведениях первой волны эмиграции), формировать читательскую личность школьника.

    Тема занятия Форма занятия часы
    1. Эмиграция как культурный феномен. Лекция учителя
    2. Три волны русской эмиграции. Сообщения учащихся
    3. Первая волна эмиграции: люди, события, проблемы. Презентация писателя (поэта)
    4. Тема Родины в литературе первой волны эмиграции. Обсуждение произведений
    5. Россия и революция в оценке писателей русского зарубежья. Проект «Моя правда»
    6. Проблема русской культуры и ее сохранения в осмыслении писателей первой волны эмиграции. Доклады учащихся
    7. Поэзия русской эмиграции Конкурс на лучшего чтеца
    8. Проза русской эмиграции Проект «Я хочу вам рассказать»
    9. Драматургия русской эмиграции Постановка отрывка из пьесы
    10. Мемуарная литература Чтение «писем эмигрантов в ХХ1 век»
    Обсуждение работы факультатива. Проект «Мое мнение»

    Вопросы для самоконтроля.

    1. Каковы цели внеклассной работы по литературе?

    2. Как изучить читательские интересы школьников?

    3. Что нужно делать для формирования читательской культуры школьников?

    4. Как организовать уроки внеклассного чтения?

    5. Каковы специфические задачи изучения литературы в разных классах?

    6. Каковы формы внеурочной работы по литературе?

    7. Что необходимо учитывать при формировании творческой личности?

    8. Назовите методические приемы развития литературного творчества учащихся?

    9. Каковы условия и принципы работы литературных клубов?

    10. Как организовать работу факультативных занятий?

    11. Как связаны и чем отличаются факультативные занятия и урок?

    12. Какие формы и виды работ целесообразно использовать на факультативах?

    Тестовые задания.

    1. Внеклассная работа по литературе должна быть направлена на

    а) повышение качества знаний учащихся,

    б) решение проблемы занятости школьников,

    в) формирование читательских интересов учащихся.

    2. Главным принципом организации внеурочной работы является

    а) добровольность,

    б) привлечение большого количества участников,

    в) создание воспитывающих ситуаций.

    3. Личностный подход к литературному произведению надо развивать у учащихся

    в) в 5-6 классах,

    б) в 7 – классах,

    в) в 10-11 классах.

    4. Важным принципом развития литературного творчества школьников является

    а) доступность,

    б) научность,

    в) историзм.

    5. Факультативные занятия по литературе организуются для

    а) всех учащихся,

    б) для сильных учащихся,

    в) для отстающих учащихся.

    Творческие задания.

    1. Напишите план-программу внеурочной работы по литературе на учебный год для одного класса (класс, вид работы, темы – на Ваше усмотрение).

    2. Напишите программу работы «Литературно-художественной гостиной» для учащихся старших классов по теме «Серебряный век русской поэзии как культурный феномен».

    3. Назовите виды внеурочных занятий, заданий, которые могут вызвать интерес у учащихся к чтению художественных произведений (с указанием возраста школьников).

    Организация факультатива по литературе в 11 классе «Миниатюра в русской литературе второй половины ХХ века»

    Факультатив как составная часть литературного образования школьников

    1. Задачи и специфика факультатива

    Одним из важнейших средств нравственно-эстетического воспитания школьников являются уроки литературы. Цели литературного образования в школе можно определить следующим образом:

    воспитательные:

    воспитание и формирование эстетического вкуса как условия приобщения к постижению художественной культуры;

    воспитание гражданского и нравственного идеала как общечеловеческой ценности;

    образовательные:

    формирование и развитие умений творческого, т. е. эстетического чтения, приводящих к формированию читательской самостоятельности;

    формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

    Этим целям подчинены структура, содержание, методика курса литературы всех классов.

    Факультативные занятия по литературе - одна из трех составных частей процесса литературного воспитания школьников, они взаимодействуют с основным курсом, с внеклассной работой и занимают промежуточное положение между ними.

    До сих пор, однако, среди методистов и учителей-словесников нет единства во взглядах на цели и задачи факультативных занятий по литературе. Часто можно услышать мнение о том, что эти занятия не должны иметь учебный, научно-систематизированный характер, а должны приближаться к свободным чтениям, беседам кружкового (студийного, клубного) типа с необязательным, не зафиксированным программами содержанием и образовательними задачами, иметь как можно меньше общего с уроками литературы. Между тем, как показывает школьная практика, для углубленного изучения литературы в высшей степени актуальна и другая сторона проблемы - общность процессов литературного образования во всех его организационных формах, прежде всего, единство факультативных занятий с уроком литературы.

    Общим для основного и факультативного курсов являются цели изучения литературы в школе, главные задачи литературного образования, воспитания и развития, сама структура учебного предмета. Можно с уверенностью сказать, что не существует каких-то особых методов и приемов факультативного обучения, так же как и форм организации учебного процесса, которые в тех или иных сочетаниях не применялись бы на уроках литературы, во внеклассной работе. Специфическими признаками факультативного изучения литературы являются:

    свободный выбор учениками литературы как предмета изучения;

    целенаправленное развитие литературных интересов и способностей учащихся на основе более глубокого толкования творчества писателей и литературного процесса;

    усвоения дополнительных теоретико- и историко-литературных знаний;

    развития устойчивых сложных умений, обеспечивающих адекватность, глубину и концептуальность художественного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных фактов и явлений.

    Здесь четко проявляется основное предназначение факультативов - совершенствование результатов изучения литературы по основной программе, прямые и обратные связи урока и факультатива, перенос знаний и умений учащихся в новую ситуацию, закрепление и углубление их на новом материале.

    В отличие от внеклассной работы факультативы имеют строго образовательную направленность, предусматривают систему знаний, определенных учебной программой и т.д. Вместе с тем, на факультативах используются некоторые формы внеклассной работы - элементы игры и соревнования, приемы занимательности, викторины, выставки, литературные композиции, иная, более свободная, по сравнению с уроком, обстановка занятий.

    2. Организация факультатива в старших классах

    Тот или иной факультативный курс выбирается учениками в начале года. (Обычно на выбор предлагается несколько факультативов по разным предметам и на различные темы). Учебная группа формируется из 15 - 25 человек и сохраняется в течение всего изучения данного курса. Минимальное число часов, выделяемых на факультатив - 18, занятия ведутся по расписанию, один час в неделю или два часа в две недели, ведется журнал занятий. Работа участников факультативных занятий оценивается несколько по-иному, чем на уроках: пятибалльная система обычно не применяется, но признание подготовленного доклада или сообщения достойным того, чтобы повторить их в более широкой аудитории, одобрение и благодарность учителя и товарищей, удовлетворение самого ученика, радость самостоятельного, пусть скромного, открытия - все это побуждает думать, искать, выполнять относительно сложные задания.

    Работая с относительно небольшим числом заинтересованных учеников, учитель в большей мере, чем на уроке, может осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход, подбирать задания в зависимости от склонностей и способностей учеников. Факультативные занятия предполагают высокий уровень творческой самостоятельности школьников, так как интересы их в основном уже определились и способность к самостоятельной интеллектуальной деятельности стремительно возрастает. У большинства школьников заметно стремление завоевать внимание, уважение товарищей и взрослых. Факультативные занятия предоставляют для этого широкие возможности. В относительно небольшой группе каждый его член может принимать активное участие почти на каждом занятии, также действуют те стимулы, которые подчеркивают общественную ценность познавательного труда. Благодаря этому он приобретает существенное значение для воспитания трудолюбия и общественной активности школьников.

    Стремление ученика изучить интересующий его вопрос необходимо поддерживать, поэтому в качестве темы для факультатива надо избирать не частный, а существенный для эстетического развития вопрос, который объединяет все занятия курса общей и содержательной мыслью. При этом характер проблемы необходимо соотнести с уровнем, возможностями читательского восприятия школьников, с кругом вопросов, в первую очередь их интересующих (2; 114). Именно интерес стимулирует познавательную способность ученика. Он, в свою очередь, поддерживается постановкой проблемного вопроса. Лучше всего, если он будет заявлен в теме занятия. Обсуждение станет для ученика отправной точкой дальнейшего исследования, выяснения сущности проблемы. Исследовательский метод современная дидактика рассматривает как высший в системе методов. Но характер работы зависит не только от формулировки задания, сколько от подхода ученика к работе: он опирается на сведения, добытые наукой, пользуется некоторыми приемами научного анализа, чтобы решать новые для него задачи. В этой работе возможны свежие наблюдения, имеющие интерес и для науки: «художественное произведение неисчерпаемо, оно живет и меняется в сознании новых читательских поколений и никогда не может быть объяснено до конца. Но в условиях школы наиболее реально и общественно значимо то новое, что рождается в самом процессе увлеченного изучения литературы: творческая устремленность, читательская активность, научная пытливость школьников» (2 ,11).

    В результате проведения факультатива у учеников формируются качества, помогающие изучению литературы на уроках и способствующие общению с искусством вне рамок школы (цитировано по Альбетковой Р. И.):

    умение уловить основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств;

    умение оправдать содержанием литературного произведения смену эмоциональных мотивов в чтении;

    умение видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста;

    умение соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности;

    умение соотнести характер чтения со стилем писателя;

    умение выявить интерпретацию художественного текста, за интонациями услышать и понять концепцию прочитанного;

    3. Формы учебного процесса на факультативных занятиях

    Учебный процесс на факультативных занятиях включает в себя все основные виды учебных занятий в классе и некоторые формы внеклассной работы. Говоря об учебном процессе, мы подразумеваем под ним систему организации учебно-воспитательной деятельности, в основе которой лежит органическое единство и взаимосвязь преподавания и учения; учебный процесс направлен на достижение целей обучения и воспитания; он включает в себя все формы обязательных учебных занятий и внеклассной работы учащихся (10, 99).

    К основным формам учебного процесса на факультативных занятиях обычно относят беседу, лекцию, практическое занятие и семинар. (При этом имеется в виду, что на факультативных занятиях применяются в основном те же методы обучения, что и в классной работе при изучении основного курса литературы).

    Беседа требует для своего проведения значительного учебного времени, а при сравнительно небольшом составе факультативной группы (10-15 человек) открывается возможность участия в беседе большинства учеников, при этом создается обстановка непосредственности общения учителя и учеников. Беседа на факультативных занятиях имеет универсальный характер, она фрагментарно включается в лекцию, становится разновидностью практических и семинарских занятий. Применение в процессе беседы эвристического метода, проблемных заданий, организация поисковой деятельности учащихся повышает познавательную активность учащихся и эффективность обучения.

    Лекция учителя служит введением и заключением к теме, содержит в себе новый, преимущественно обобщающий материал, в ней освещаются основополагающие теоретические и методологические проблемы, излагаются основы системы знаний по соответствующей теме. Восприятие лекции требует от учащихся устойчивого произвольного внимания. Готовность и умение слушать и конспектировать лекцию составляют предмет специальных обучающих воздействий со стороны учителя (в том числе в форме заданий по составлению плана, тезисов и конспекта лекции учителя и своей собственной).

    Практические занятия имеют, как правило, тренировочный характер, они способствуют развитию сложных литературных умений учащихся на основе повторения и обобщения теоретико-литературных знаний; школьники выполняют много самостоятельных работ сравнительно небольшого объема и конкретного содержания, преимущественно в процессе самих занятий. Здесь обогащаются и совершенствуются принципы и методы анализа литературного произведения в целом и отдельных его сторон, приемы работы с художественным текстом, критическими статьями, научными текстами, мемуарами, развиваются библиографические навыки и умения.

    Семинары - форма учебных занятий, представляющая наибольшую самостоятельность учащимся при работе над художественным текстом, научной и критической литературой; на семинарах создаются благоприятные условия для обмена мнениями, для дискуссии. Основными элементами семинарской работы являются рефераты, доклады учащихся, обсуждения докладов, развернутая беседа по отдельным проблемам, выдвинутым докладчиками или предложенным руководителем, вступительное и заключительное слово учителя по общим проблемам семинара. Кроме того, для семинара, диспута большое значение имеет такая форма обучения как консультация для всех слушателей факультатива и особенно для докладчиков.

    Все формы учебного процесса на факультативных занятиях требуют постепенного, но интенсивного усиления доли самостоятельной работы учеников. Это влечет за собой индивидуализацию обучения и еще более поднимает руководящую роль учителя, потому что методическое обеспечение эффективной самостоятельной работы учеников нуждается в серьезной, продуманной подготовке со стороны учителя. Для беседы и диспута учитель готовит темы и вопросы, он разрабатывает задания и упражнения для практических работ, темы и планы семинаров. Однако недостаточно распределить темы между учащимися и дать им общие указания. Необходимо развивать индивидуальные умения школьников, а так же знакомить их с библиографией по теме. Так, например, приступая к изучению миниатюр отдельных авторов, на факультативе, разработанном нами, учитель в целях научно-библиографической информации должен провести визуальное знакомство учеников с различными изданиями миниатюр, научными исследованиями творчества этих писателей. Вступительную лекцию или беседу желательно предварить читательской анкетой, выявляющей круг чтения одиннадцатиклассников в области современной литературы, их литературные интересы и предпочтения, степень знакомства с текущей литературной периодикой. На основе анкетных данных учитель сможет дать основные ориентиры для знакомства с современной литературой и творчеством писателей, миниатюры которых будут далее изучаться, а также продемонстрировать ученикам современные литературные журналы, охарактеризует их, покажет издания типа «НЛО», «Книжное обозрение», «Знамя», «Литературная жизнь», «Вопросы литературы» и т.д.

    Для того, чтобы ученики овладевали навыками самостоятельной работы с критическими и научными источниками, учитель проводит общую консультацию, на которой знакомит слушателей с элементами библиографической работы (каталоги, справочники, правила цитирования, ссылок и др.), демонстрирует рабочие материалы (самого учителя или учащихся прошлых лет): подборки литературы по вопросу, картотеки выписок, конспекты, тезисы и варианты доклада, сам доклад с подборкой цитат. Здесь же актуализируются и систематизируются знания учащихся об основных отличительных признаках аннотации, конспекта тезисов, доклада, реферата. Школьники знакомятся с основными требованиями к докладу (реферату): соответствие теме, глубокое ее раскрытие, наличие плана изложения (в том числе деления текста на части - главы, параграфы, абзацы); выделение главных мыслей, формулирование основных положений (желательно приложение тезисов), стилистически и грамматически правильное оформление текста, правильное оформление цитат и ссылок; приложение списка использованной художественной и критической литературы.

    Учитель не может полностью полагаться на самостоятельность ученика при подготовке им первого сообщения, доклада, реферата, да и во второй - третий раз, если тема достаточно сложная, ученик нуждается в помощи учителя. Поэтому индивидуальные консультации имеют очень важное обучающее значение. На первой из них учитель помогает докладчику определить предмет и границы темы, рекомендует литературу (или дает ученику необходимые книги и указывает нужные фрагменты). На второй консультации, после того, как ученик прочитал и законспектировал материал, учитель помогает выработать «концепцию» доклада, выделить круг проблем, составить план. На третьей консультации учитель знакомится с текстом доклада и выступает его редактором; эта консультация для опытных докладчиков уже необязательна.

    На практических занятиях и семинарах возможно широкое использование групповой работы, при которой все участники занятий делятся на группы в 3-5 человек. Каждая группа получает задание, вместе готовит его, обсуждает результаты работы и выдвигает докладчика или распределяет сообщения по отдельным вопросам между собой; другие члены группы дополняют выступающих. Задания для групповой работы должны иметь проблемный характер, т.е. заключать в себе познавательное затруднение, побуждать к активному использованию знаний и умений, составлять основу для коллективной деятельности и обмена мнениями. Все группы могут получать одинаковые задания, и тогда возникают предпосылки дискуссии; или получать разные задания в рамках общей темы, и тогда каждая группа вносит свою долю информации в раскрытие этой темы. Учитель наблюдает работу групп, в случаях затруднений помогает выработать план их действий, при необходимости ставит наводящие вопросы, а после выступлений представителей групп делает заключения.

    К групповой работе на факультативных занятиях мы относим также выполнение небольшими коллективами учащихся долговременных исследовательских (в учебном смысле) заданий, которые не могут быть выполнены на основе одной-двух обобщающих работ, а требуют отбора сведений из разных и многочисленных источников. По групповым заданиям проводится подготовка литературных композиций, обзоров текущей литературы и периодики, выставок, викторин, литературных бюллетеней и других подобных работ, которые затем демонстрируются на факультативных и классных занятиях, школьных вечерах и т.п.

    Работа с хронологической таблицей. От темы к теме повышается объем пояснений к датам, событиям, именам, названиям;

    Выразительное чтение текста. При изучении драматических произведений вводится чтение по лицам, чтение с элементами инсценирования, режиссерской работы; при изучении прозаических жанров - литературный монтаж; в итоговые занятия по темам включаются выступления концертного характера, конкурсы на лучшего исполнителя;

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Ждановская основная общеобразовательная школа»

    «Согласовано»

    Заместитель директора по УВР

    _____________/Спиридонова О.А./

    «_____»__________20___г.

    «Утверждаю»

    Директор МБОУ «Ждановская ООШ»

    _____________/ Асташенкова Ю.В../

    «_____»__________20___г.

    Рабочая программа

    факультативного курса

    «Внеклассное чтение»

    6 класс

    2016/2017 учебный год

    СОСТАВИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ

    Асташенкова Ю.В.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Интерес к урокам (т.е. внеклассное чтение) возникает у учащихся потому, что

      книги, предлагаемые для обсуждения, не входят в обязательный список для изучения;

      обстановка на занятиях по внеклассному чтению непринужденная, здесь много спорят, здесь можно высказать свою точку зрения и аргуументировать ее, можно самому предложить книгу для обсуждения, иллюстрировать ее, участвовать в инсценировке отдельных эпизодов и т.д.;

      успех занятий по внеклассному чтению зависит от мастерства учителя, богатства его методической палитры, от того, насколько удастся сделать эти занятия яркими, неприглаженными, дающими простор искренности суждений без страха получить «двойку» даже за явно несуразное мнение о книге или герое;

      успех этих занятий зависит от того, насколько удачно они будут оформлены эстетически, как дополнит и проявит слово мир музыки и живописи, удачны ли будут занятия в композиционном и логическом отношении

    Уроки внеклассного чтения на всех этапах обучения несут одну идею – привитие интереса к книге, к чтению, поэтому целесообразнее проводить однотемные занятия. Это позволяет сделать программный материал интересным, так как темы занятий в разных классах перекликаются. Кроме этого необходимо ввести занятия по изучение произведений писателей Архангельской области. Литература Русского Севера – это творчество писателей, которые здесь родились и выросли; это и произведения писателей, которые здесь жили, бывали, путешествовали.

    Цель занятий по факультативу: обеспечивать полноценное литературное развитие школьников через:

      формирование привычки у детей, а затем потребности самостоятельно и осмысленно выбирать и по всем правилам читать книги;

      углубленное знакомство учащихся с детской и юношеской литературой;

      воспитание вдумчивых. творческих читателей, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и культуре русского Севера, людям и традициям северного края;

      развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения и понимания авторской позиции, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений

      развитие нравственно-эстетических ценностей, духовной культуры учащихся, культуру чувств и общения.

    Задачи факультативного курса:

      Знакомить с книгами классической и современной детской и юношеской литературы, художественными произведениями по всем темам детского чтения.

      Побуждать детей к самостоятельному чтению.

      Создавать учебную ситуацию для того, чтобы учащиеся смогли обменяться сообщениями о самостоятельно найденных и прочитанных книгах.

      Формировать умения сознавать свои мысли и чувства, доказательно высказывать свои суждения.

      Формировать навыки применения учащимися читательских знаний, умений и навыков в общешкольном аспекте.

      Воспитывать привычки обращаться к книге как источнику знаний.

      Воспитывать у детей интереса к учению как средства успешного обучения в среднем звене школы.

    Количество часов занятий по данному факультативу – 1 час в неделю в 6 классе. В год 34 учебных часа.

    Организационно – методическая структура урока внеклассного чтения:

    1. Решение задач по ориентировке в книгах. Дополнение, расширение, уточнение читательского опыта детей учителем и углубление читательского кругозора.

    2. Чтение учителем произведений илли отрывков из произведений вслух.

    3. Беседа-рассуждение о прочитанном, анализ художественного произведения, характеристика героев.

    4. Самостоятельное знакомство учащихся с новой книгой, которую предстоит читать.

    5. Чтение учащимися названного произведения про себя.

    Описание ценностных ориентиров факультативного курса.

    Основными задачами Федерального компонента государственного стандарта второго поколения являются:

    Развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению;

    Формирование желания и умения учиться;

    Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

    Освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления

    Данный факультатив расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся, оказывает влияние на формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

    Требования к уровню подготовки учащихся

    В результате изучения данного факультативного курса ученик должен знать:

      основные факты жизненного и творческого пути писателей;

      основные теоретико-литературные понятия;

      работать с книгой

      определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

      выражать свое отношение к прочитанному;

      владеть различными видами пересказа;

      строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

      участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

    Личностными результатами выпускников 6 класса, формируемыми при изучении факультатива «Внеклассное чтение», являются:

    – совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

    – использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).

    Метапредметные результаты изучения факультатива «Внеклассное чтение», должны проявиться:

    – в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

    – умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

    – умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать на уровне своего развития, использовать в самостоятельной деятельности.

    Предметные результаты учеников 6 класса состоят в следующем:

    1) в познавательной сфере:

    – понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

    – умения анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

    – определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

    – владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

    2) в ценностно-ориентационной сфере:

    – приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

    – формирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

    3) в коммуникативной сфере:

    – восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

    – умения пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог;

    – написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

    4) в эстетической сфере:

    – понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

    – понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений.

    СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Внеклассное чтение» В 6 КЛАССЕ

    1.Устное народное творчество

    2. И.А. Крылов. Басни

    3.А.С.Пушкин «Повести Белкина», роман «Дубровский»

    5. М.Ю. Лермонтов. Стихотворения

    6.Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством», «Миргород»

    7.А.В. Кольцов. Стихотворения

    8.Ф.А.Абрамов «Пролетали лебеди»

    9. Н.С.Лесков «Человек на часах»

    10.А.С.Грин «Алые паруса»

    11. Л.Н.Андреев «Ангелочек»

    12. К.М.Станюкович «Максимка»

    13.М.М.Пришвин «Море»

    14. А.А.Лиханов «Последние холода»

    15. К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей», «Стальное колечко»

    17. О.Генри «Вождь краснокожих»

    18.Дж.Лондон «Любовь к жизни»

    19.Э.Сетон-Томсон «Снап»

    20. Стихотворения о ВОВ

    Календарно – тематическое планирование

    по факультативу «Внеклассное чтение»

    1

    Детский фольклор. Загадки

    Мир басен И.А. Крылова

    Басни Эзопа

    Тема дороги в лирике А.С. Пушкина

    А.С.Пушкин

    А.С.Пушкин «Повести Белкина» проблемы, герои

    Осень в музыке и стихах

    Осень в музыке и стихах

    И.С. Тургенев «Записки охотника»

    И.С. Тургенев «Записки охотника»

    А.С. Пушкин «Дубровский» (просмотр видеофильма)

    Выразительное чтение стихотворений М.Ю. Лермонтова «Белеет парус одинокий», «Воздушный корабль»

    Выразительное чтение эпических произведений Н.В. Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки»)

    Выразительное чтение эпических произведений Н.В. Гоголя («Миргород»)

    Выразительное чтение стихотворений А.В. Кольцова «Лес», «Песня».

    Ф.А.Абрамов. Жизнь и творчество

    Ф.А.Абрамов «Пролетали лебеди»

    Н.С.Лесков «Человек на часах»

    Сказочная феерия А.С. Грин «Алые паруса

    Л.Н.Андреев «Ангелочек»

    К.М.Станюкович «Максимка» (просмотр видеофильма, сопоставит. анализ)

    М.М.Пришвин «Море»

    Знакомство с писателем А.А. Лихановым

    А.А. Лиханов «Последние холода»

    К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей», «Стальное колечко»

    Ю.П.Казаков «Арктур – гончий пес»

    Ю.П.Казаков «Арктур – гончий пес»

    О.Генри «Вождь краснокожих»

    Юмор и ирония в произведении О.Генри

    Э.Сетон-Томсон «Снап»

    Дж.Лондон: биография и творчество

    Дж.Лондон «Любовь к жизни»

    Стихи, посвященные ВОВ

    Стихи, посвященные ВОВ

    Учебно-методическое и материально - техническое обеспечение

      Учебник для общеобразоват. Организаций в 2 ч. В. П. Полотухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин; под ре. В.Я. Коровиной.- 5-е изд.- М.: Просвещение, 2015.

      Поурочные разработки по литературе 6 класс Н.В. Беляев, Москва «Просвещение», 2016

      Рабочая тетрадь по литературе 6 класс, Р.Г. Ахмадулина в 2 частях, Москва «Просвещение», 2015

    Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей

    Раздаточный материал по темам курса

    Репродукции картин художников

    ПК, мультимедийный проектр

    Интернет-ресурсы

    Книжный фонд библиотеки