Кэтлина изображено жилище североамериканских индейцев которое называется. Задания для подготовки к конкурсу "чип" олимпиадные задания на тему. Художественное наследие Джорджа Кэтлина

В National Portrait Gallery сейчас проходит интереснейшая выставка под названием «Портреты американских индейцев». Все полотна – кисти одного и того же художника, знаменитого в свое время Джорджа Кэтлина.

Урожденный пенсильванец, юрист по образованию, искатель приключений по духу, он знал, что, несмотря ни на что, станет художником. Но художником, выбравшим странную для американца XVIII века тематику. Встретившись однажды в Филадельфии с делегацией западных индейцев, он нарисовал их, а затем решил собрать как можно больше информации об этом народе. Как утверждал он сам, именно эта встреча определила его судьбу.

Интересно, что его мать и бабушка были заложниками во время восстания индейцев в штате Пенсильвания, известное как Резня в долине Вайоминга. Будучи ребенком, Джордж слышал много историй про индейцев и был увлечен поиском индейских артефактов.

В течение 30-х годов XIX века художник успел совершить пять поездок по западной части Соединенных Штатов, собирая всевозможные документальные факты про индейцев и изучая их образ жизни. В результате появилась серия портретов, ставшая самым исчерпывающим художественным фиксированием коренного народа из когда-либо сделанных живописцами.

Джордж жил среди индейцев в их селениях, вел дневник и потихоньку стал делать зарисовки увиденного. Индейцы вначале очень подозрительно отнеслись к детальному изображению на бумаге, но постепенно Джорджу Кэтлину позволялось все больше и больше внедриться в их частную жизнь, побывать на охоте, присутствовать при совершении священных ритуалов, изображать жен вождей.

Кэтлин часто писал портреты отдельных индейцев, но также их повседневную жизнь, записывая сцены ритуалов и даже спорта. На одной картине он изображает себя и индейских вождей в шкурах волков в траве прерии, внимательно наблюдающих за стадами буйволов.

В 1837 году Кэтлин открывает галерею картин в Нью-Йорке. Его можно считать первым, кто показал Дикий Запад и экзотическую жизнь индейцев для жителей города. Кэтлин хотел, чтобы его выставку принимали всерьез как исторические документы о жизни индейцев.

Серия картин Кэтлина была принята американской публикой неоднозначно, в результате художник уехал в Англию, где с успехом демонстрировал свои картины в Лондоне.

В 1841 году он опубликовал в Лондоне «Письма и заметки о нравах, обычаях и условиях жизни североамериканских индейцев». Книга объемом более 800 страниц вышла в двух томах. Содержащая огромное богатство материала, собранного во время путешествий, она успешно прошла через ряд изданий. В своих заметках художник подробно рассказывал, как огромные стада буйволов на западных равнинах были уничтожены, потому что одежда, сделанная из меха, стала настолько популярна в восточных городах.

Проницательно отметив, что это явление можно признать экологической катастрофой, Кэтлин сделал потрясающее предложение. Он отметил, что правительство должно выделить огромные массивы западных земель, чтобы сохранить их в естественном состоянии. Таким образом, именно Джордж Кэтлин первым предложил создание национальных парков.

Долгое время живописец прожил в Европе: в Париже, затем в Брюсселе. Коллекция работ долгое время хранилась на фабрике в Филадельфии и была приобретена Смитсоновским институтом, в котором находится сегодня. Другие работы художника находятся в музеях США и Европы.

Нынешнюю выставку в Лондоне удалось организовать при сотрудничестве National Portrait Gallery с Smithsonian American Art Museum, Washington.

Вход бесплатный

National Portrait Gallery
St Martin’s Place
London
WC2H 0HE

Тел. 020 7306 0055

Светлана Дельфонцева

Джордж Кэтлин (1796-1872) — художник из Америки. Он некоторое время жил среди индейцев и писал их, портреты, их жизнь (600 работ).

К началу европейской колонизации в Америке сложилось несколько культурно-исторических областей. Многочисленные племена, жившие на северо-западном побережье континента, занимались рыболовством и морской охотой. В Калифорнии индейцы также охотились и ловили рыбу, а кроме того, собирали желуди. В восточной части нынешней территории ‘США жили племена оседлых земледельцев. Это ирокезы и мускоги.

В прериях племена сиу, дакота, оседжи, арапахо, команчи, кэддо, уичита обеспечивали свою жизнь охотой на бизонов. Область развитого земледельческого хозяйства с применением искусственного орошения располагалась на территории нынешних штатов Нью-Мексико, Аризона. Юта, Колорадо. Здесь обитали племена пуэбло и пима. На этих же землях после колонизации возникли скотоводческие хозяйства навахов.

В книжных магазинах на 18-й улице в Вашингтоне, на Бродвее в Нью-Йорке мои попытки обзавестись хотя бы одной-двумя книгами по истории, культуре или искусству индейских племен завершились полным разочарованием. Удивление вашингтонских продавцов перекликалось с вопросами не менее пораженных ньюйоркцев: «Какое искусство? Какая индейская культура?»

В одном из бродвейских магазинов пожилой американец, увидев мое разочарование, посоветовал побывать в Музее американских индейцев на 155-й улице или в лавке «Типи» на 42-й, против Публичной библиотеки, а также в Центре искусства американских индейцев на 3-й авеню Ист-Сайда.

Большинство оставшихся индейцев живут сейчас в резервациях, то есть на землях, закрепленных за ними законом, а кто не живет в резервациях, - говорил мне советчик, - тот полностью слился с общеамериканским образом жизни. Никакой современной индейской культуры не существует. Все, что осталось от нее, - это памятники. Стоит посмотреть.

Увы, ни 155-я, ни 42-я улицы меня не порадовали. Замечательные образцы творений народных мастеров племен навахо, сиу, чероки, пайют и других - из бирюзы, кожи, дерева, глины, стекла - радовали глаз, будоражили воображение, говорили о некогда развитой культуре коренного американского населения, но все-таки изделий было очень немного. Центр искусства американских индейцев на 3-й авеню и вовсе оказался закрытым - если не навсегда, то надолго.

Скромный парк на склоне холма, подступающий к самой воде, на северо-западной окраине Манхаттана, сам по себе оказался памятником. Когда-то здесь была стоянка индейцев. Последний житель покинул ее в 1626 году. Голландцы выменяли земли этой стоянки на европейские товары общей стоимостью в 24 доллара. И это, видимо, было еще хорошо. После сделки манхаттанским индейцам разрешили увезти с собой скарб, жен и детей, а не расстреляли их, как это обычно было в других местах.

В Соединенных Штатах каждый школьник, каждый студент знает знаменитые слова президента Линкольна: «Дом, расколотый надвое, не может стоять». Все знают о том, что в ходе гражданской войны он издал прокламацию об освобождении рабов, в том числе и многих индейцев, попавших в кабалу к белым. Но индейцам прокламация помогла мало. Их по-прежнему изгоняли с земель предков, разоряли, убивали, обманным путем за бесценок скупали плодородные земли. В середине XIX века за I акр (1 акр - приблизительно 0,4 гектара) индейцы получали по 5 центов. Президент Линкольн был одним из немногих государственных деятелей. которые вставали на сторону обездоленных и угнетенных. Но подавляющая масса прошлых и нынешних американских высокопоставленных лиц - люди совершенно иных позиций.

«Единственный способ иметь дело с движением индейцев - это перестрелять их лидеров» - таковы подлинные слова прокурора штата Южная Дакота, самого тревожного штата в смысле индейского вопроса. В капитолиях различных штатов, в кабинетах мэров крупных городов - например, Канзаса, Денвера, Лас-Вегаса, Сан-Франциско - обязательно увидишь широкоформатные, красочные картины истребления индейцев, разорения их стоянок и изгнания с насиженных мест с помощью регулярных кавалерийских полков, вооруженных уже тогда автоматическим огнестрельным оружием. Подобные картины - атрибут чуть ли не каждого солидного государственного учреждения. Помимо этого, нередко можно услышать жуткую, кровожадную фразу, брошенную когда-то генералом Шериданом: «Хороший индеец - это мертвый индеец».

Нью-йоркский музей «Метрополитен» - один из крупнейших художественных музеев западного полушария, в этом отношении ведет себя скромнее и большинство картин, которые изображают пролитую кровь краснокожих, хранит в запасниках.

Проведя часть дня среди многочисленных портретов индейцев кисти Джорджа Кэтлина, я так и не смог обнаружить в их лицах характерных черт воинственности, стремления к уничтожению белых - словом, всего того, о чем нередко пишут западные историки, утверждая, что белому населению в свое время приходилось поднимать винтовку на краснокожих только в порядке самозащиты.

Впервые Кэтлин отправился в индейские поселения в 1829 году. Совершив несколько коротких путешествий, художник впоследствии оставался жить среди индейцев по нескольку лет.

Из записок самого Д. Кэтлина можно узнать, что он думал о своей творческой миссии. «…Не от кого мне было ждать ни поддержки, ни совета, мне, находящемуся здесь в полном одиночестве и принявшему твердое решение с помощью лишь кисти и пера спасти от забвения истории их (индейцев) первобытные образы и обычаи, насколько на это хватит сил и способностей одной человеческой жизни».

Нашелся одиночка и в наши дни. Американский журналист Ди Браун выпустил свою книгу в 1971 году, а назвал ее так: «Схорони мое сердце у излучины реки (история американского Запада, рассказанная индейцами)»

Ставя под сомнение официальную историю освоения американского Запада, автор восстановил истинное положение по рассказам и документам, которые исходили от коренного индейского населения. Пользуясь записями почти забытых преданий прошлого, автор попытался (и попытка ему удалась) поведать о завоевании американского Запада «как бы от лица его жертв, приводя всюду, где это возможно, их подлинные слова». Например, слова послания, которое в 1867 году вождь чейеннов Танкагаска («Высокий Бизон») направил генералу Скотту Хенкоку.

«Мы никогда не причиняли белым вреда, - сообщал генералу Высокий Бизон, - и нет у нас таких намерений… Мы хотели бы жить с белыми в дружбе… Буйволов с каждым днем становится все меньше. Антилоп, которых еще несколько лет назад было сколько угодно, теперь редко встретишь. Когда все они перемрут, нам придется голодать, а если захотим поесть, мы волей-неволей будем вынуждены идти в форт. Вашим молодцам не надо в нас стрелять, а то стоит им нас увидеть, как они поднимают пальбу, ну тогда и мы начинаем стрелять в них».

«…Это невеселая книга, - пишет в заключение Ди Браун, - но история имеет обыкновение вторгаться в настоящее, и, может быть, мои читатели лучше поймут, что собой представляют американские индейцы, узнав, чем они когда-то были. Их, вероятно удивит, с какой мягкой рассудительностью выражаются те, кого американские мифы изображают свирепыми дикарями. Их, быть может, кое-чему научит народ, привыкший беречь и лелеять свою землю. Ведь индейцы знали, что земля и ее плоды - источник жизни, что Америка - это рай, поэтому они и не могли понять, зачем те, кто вторгся к ним с востока, так упорно истребляют не только все, что принадлежит им, индейцам, но и то, что является самой Америкой.

Летний день 1945 г. Я нахожусь на ярмарке в Грейт Фоллс, северная Монтана. Передо мной бойкий коммивояжер от медицины превозносит лечебные силы своих, запечатанных в бутылки товаров. Время от времени он указывает на стоящую перед ним живую рекламу - высокого, прямого, молодого белого юношу, чье разрисованное краской лицо окаймлял прекрасный, ниспадающий головной убор из перьев. Тело молодого человека было облачено в матерчатые рубаху, леггины и набедренную повязку, выкрашенные в цвет оленьей кожи. Аудитория состояла главным образом из индейцев резерваций Монтаны, одетых в обычную европейскую одежду: штаны и рубахи. Я был заинтересован тем фактом, что бледнолицый символ американского индейца стоит перед нами в костюме, который очень напоминает те, в которых его слушатели - черноногие, кри и кроу - выступают для туристов на индейских шоу.

Каким же образом этот живописный костюм стал символом "индейскости" и для самих индейцев и для белых? Каким же образом на основе культуры Равнин сформировался популярный образ индейца? Почему и в Европе и в Америке люди, думая об индейцах, представляют себе носителей ниспадающих перьевых головных уборов, жителей конических типи, конных воинов и охотников на бизонов? Несомненно, что у наших отцов-основателей в дни, когда фронтирные поселения располагались не намного западнее Аллеганских гор и люди границы были знакомы лишь с индейцами - жителями лесов, обитавшими в крытых корой жилищах, путешествовавшими в берестяных каноэ или челноках, охотившимися и воевавшими пешком и не носившими ниспадающих головных уборов, такого представления не существовало. Как и когда оно возникло?

Заглянув в историю, мы обнаруживаем, что создание и формирование этого образа было долгим процессом, на который повлияло множество факторов. Постараемся проследить развитие образа от момента, который представляется самым начальным.

Очевидно, что до того, как не-индейцы начали изображать индейца индейцем Равнин, у них не было ясного представления об индейцах Великих Равнин и о тех аспектах их культуры, которые типизировали их путь жизни. За два с половиной века между путешествием Коронадо к сказочному городу Кивира в степях Канзаса в 1541 г. и покупкой США Луизианы в 1803 г. европейские исследователи и торговцы пересекли значительные части Равнин. Тем не менее, эти испанцы, французы и англичане не создали популярной литературы и не нарисовали известных картин об индейцах Равнин - ни портретов, ни сцен жизни. До покупки Луизианы эти индейцы оставались по сути дела неизвестными ни европейцам, ни жителям США (хотя некоторые сообщения ранних исследователей и торговцев уже были опубликованы).

Пять мужчин из племен ото, канза (коу), миссури, омаха и поуни,
посетившие Вашингтон и другие восточные города в 1821 г.

Первые прославившиеся портреты индейцев Равнин были сделаны в восточных городах в первом десятилетии XIX века. Они изображали индейцев, которых Льюис и Кларк, следуя указанию президента Джефферсона, послали в Вашингтон. Рисунки были сделаны в профиль, очень компетентными художниками, использовавшими механический прием, известный как "физионотрейс", чтобы точно очертить контуры голов своих клиентов. Французский художник Чарльз Бальтазье Ферге де Сен-Менин нарисовал портреты 12 мужчин и двух мальчиков, составлявших первую делегацию индейцев, прибывшую из-за Миссисипи. Томас Джефферсон приветствовал этих индейцев в Президентском Дворце летом 1804 г. и восторженно назвал их "гигантами и лучшими людьми, которых мы когда-либо встречали".

Чарльз Уиллсон Пил, выдающийся филадельфийский художник и владелец музея, вырезал миниатюрные силуэты десяти членов второй делегации индейцев Запада. 8 февраля 1806 г. он послал несколько профилей президенту Джефферсону с комментарием: "Линии лиц некоторых из этих индейцев очень интересны".

После своего возвращения с тихоокеанского побережья М. Льюис купил несколько оригиналов и копий индейских портретов Сен-Менина. Несомненно, что он намеревался включить репродукции, сделанные с них, в богато иллюстрированное сообщение об исследованиях Льюиса и Кларка, неосуществленное из-за его безвременной кончины в 1809 г. Несомненно, что в него вошли бы точные зарисовки костюмов и других предметов искусства индейцев Равнин, высланных или привезенных Льюисом и Кларком, которые Пил демонстрировал в своем популярном Филадельфийском музее.

Более важным фактором раннего распространения образа равнинного индейца стали портреты маслом нескольких членов делегации индейцев с Нижней Миссури и долины Платт, прибывшей в Вашингтон в конце 1821 г. Хотя Чарльз Бед Кинг рисовал портреты этих индейцев для Томаса МакКеннея, суперинтенданта по торговле с индейцами, он сделал и несколько дубликатов своих портретов, которые разошлись более широко - один был послан в Данию, другой - в Лондон. Оригинальные портреты сформировали ядро Национальной Портретной Галлереи Индейцев, которая стала одним из самых любимых туристами мест Вашингтона. В 1865 г. она была почти полностью уничтожена во время пожара в Смитсонианском институте.

Самым популярным индейцем делегации 1821 г. был Петалешарро, молодой воин пауни. Во время своего путешествия на Восток он был принят как герой из-за того, что отважно выручил команчскую девочку, которую должны были принести в жертву Утренней Звезде во время ежегодной паунийской церемонии. Портрет Петалешаро был нарисован в Филадельфии Джоном Ниглом, а также Кингом, и Сэмюэль Ф. Б. Морс поместил ее перед галереей посетителей на своей популярной картине "Старый Дом Представителей", нарисованной в 1822 г. Все три картины изображают этого индейского героя в ниспадающем перьевом головном уборе. Насколько мне известно, они являются первыми из миллионов изображений этого живописного индейского головного украшения, сделанных художниками и фотографами.

Во время этого восточного путешествия индейцев с Петалешарро встречался популярный писатель Джеймс Фенимор Купер. Эта встреча была источником вдохновения в написании "Прерии", единственного романа из серии "Кожаный Чулок", связанного с Великими Равнинами. В индейцах Равнин Купер нашел добродетели, которыми он наделил своих героев - индейцев Вудленда (Лесов , - прим. пер.) раннего периода в "Последнем из могикан". Отзываясь об индейцах через два года после опубликования этого популярного романа, он отмечает: "Большинство из них, живущих в, или около поселений, - униженная и сильно деградировавшая раса. По мере удаления от Миссисипи станут видны более здоровые стороны жизни дикарей."

Купер думал, что вожди индейцев Равнин обладают "величием духа, стойкостью и диким героизмом..." и привел Петалешарро в качестве первого примера.

До 1840 г. некоторые из отличительных особенностей индейцев Равнин приводились в иллюстрированных книгах и журналах. Первым опубликованным изображением конического кожаного типи кочевых индейских племен была грубая гравюра по полевой зарисовке Титиана Пила во время экспедиции Майора Лонга 1819-20 гг., появившаяся в сообщении Эдвина Джеймса об этих исследованиях.

Т. Пилу мы также обязаны первой публикацией изображения верхового индейца Равнин, убивающего бизона из лука. Она появилась как цветная литография в "Cabinet of Natural History and Rural Sports", Филадельфия, 1832 г.

Первым изображением верхового воина Равнин, по-видимому, была литография с рисунка Питера Риндесбахера "Нападение воина сиу", опубликованная в октябре 1829 г. в "American Turf Register and Sporting Magazin" и сопровождавшая статью "Коневодство у индейцев Северной Америки". Риндисбахер имел много возможностей наблюдать воинов и охотников на бизонов Равнин в течении почти пяти лет жительства в поселении Лорда Селкрика на Северной Ред-Ривер в 1821-26 гг. Несомненно, что Пил и Риндисбахер разогрели растущий интерес среди армейских офицеров, лошадников и спортсменов к замечательному искусству индейцев Равнин как конных воинов и охотников на бизонов.

Риндисбахерова зарисовка конных индейцев, преследующих бизонов, была предложена как цветная литография к обложке второго тома Томаса МакКеннея и Джеймса Холла "История индейских племен Северной Америки". Однако, лишь малая часть из 120 прекрасно напечатанных цветных литографий этой работы действительно изображали индейцев Равнин. И почти все они были портретами членов западных делегаций в Вашингтон, оригиналы которых были созданы Сен-Менином, Кингом или его учеником, Джорджем Куком.

В 1839 г. Сэмюел Джордж Мортон из Филадельфии, считающийся отцом физической антропологии в Америке, опубликовал свою главную работу "Crania Americana". На обложку помешена литография, репродуцирующая портрет, написанный Джоном Ниглом с верховного вождя омаха, Большого Лося, выдающегося члена делегации с Великих Равнин в 1821 г. Мортон объяснил свой выбор следующим образом: "Среди множества изученных мной индейских портретов, нет ни одного, изображающего более характерные черты: покатый лоб, низкие брови, большой орлиный нос , высокие скулы, широкие лоб и подбородок, и угловатое лицо.


Первым иллюстрированным учебником по американской истории была книга "История США" Чарльза А. Гудрича. Впервые опубликованная в 1823 г., к 1843 г. она была переиздана 150 раз. Однако, появившаяся в1832 г. "История США" Ноя Вебстера стала ее популярным конкурентом. Маленькие и порой неразборчивые гравюры в этой книге не были многочисленны. Тем не менее, некоторые из них изображают индейцев. В истории Вебстера некоторые сцены были скопированы с зарисовок индейцев побережья Северной Калифорнии, сделанных Джоном Уайтом в XVI веке. Но сцены, изображающие встречи ранних исследователей с индейцами, заключение индейских договоров и индейские войны основывались, главным образом, на работах анонимных авторов. Индейцы Равнин отсутствовали. Они еще не успели оставить яркий след в истории Америки своим упорным сопротивлением вторжению белых поселений в их родные степи.

Но наибольшее влияние на распространение образа индейца Равнин и становления его как символа американского индейца оказали книги американского художника Дж. Кэтлина и немецкого ученого, принца Александра Филиппа Максимилиана, а также картины Кэтлина и шведского художника Карла Бодмера, сопровождавшего принца в экспедиции на Верхнюю Миссури в 1833-44 гг.

Вдохновленный видом делегации западных индейцев, проезжавшей через Филадельфию по пути в Вашингтон, и своим собственным заключением, что живописные индейцы Равнин обречены на культурное уничтожение по мере продвижения фронтира на запад, Кэтлин решил спасти этих индейцев от забвения и, пока не поздно, "стать их историком" . Летом 1832 г. и летом 1834 г. он путешествовал среди племен Верхней Миссури и южных Равнин, собирая информацию и готовя картины для Индейской Галереи, которая вызвала восторги зрителей в больших городах Америки. В 1840 г. выставка 4 года демонстрировалась в Англии, в Лондоне. Затем она переместилась в Париж и была специально представлена в Лувре королю Луи Филиппу. Кроме картин, на выставке демонстрировались одетые в костюмы манекены, стояло типи кроу и регалии индейских танцев и церемоний (чиппева и айова). Именно Кэтлин представил "Дикий Запад" цивилизации, и выставка произвела на европейцев и американцев неизгладимое впечатление.

Тем не мене, книги Кэтлина оказали еще большее влияние. Его двухтомные "Манеры, обычаи и состояние североамериканских индейцев", опубликованные в 1841 г. в Лондоне, включали как живое описание его путешествий и наблюдений, так и 312 репродукций с металлических гравюр его зарисовок. Работа вызвала восторженные отклики и в США и за рубежом и была переиздана 5 раз за 5 лет. Хотя Кэтлин включил краткие описания и иллюстрации, главным образом портреты некоторых наполовину цивилизованных племен Вудленда, он концентрировался, в основном, на диких племенах Великих Равнин. Можно сказать, что индейцы Равнин были его любимцами. Часто, если не постоянно, Кэтлин их превозносит. Он заявил, что племена Верхней Миссури были "прекраснейшими образцами индейцев континента... в состоянии полнейших грубости и дикости, и поэтому живописны и красивы настолько, что это невозможно описать" . Кроу были "красивыми и хорошо сложенными людьми по меркам любой части мира" . Ассинибойны - "прекрасной и гордой расой" . "Сиу выглядят так же прекрасно" и почти те же слова использованы при описании шайеннов. Несколько глав книги он посвятил Четырем Медведям, второму вождю манданов, которого он назвал "самым необычайным человеком, живущим в наши дни среди Первозданной Природы" .

"Reise in das Innere Nord Amerika in der Jahren 1832 bis 1834" принца Максимилиана, впервые опубликованная в Кобленце (1839-41 гг.) была более сдержанным научным описанием индейцев Верхней Миссури. Тем не менее, в течении нескольких лет она была переиздана в Париже и Лондоне, а спрос на нее превысил предложение. Популярностью своей она во многом обязана прекрасным репродукциям несравненных полевых зарисовок равнинных индейцев Карла Бодмера, появившимся в сопутствующем "Атласе".

Работы Кэтлина и Максимилиана - Бодмера, появившиеся почти одновременно, повлияли на внешний образ индейцев, сложившийся в середине XIX века, в двух направлениях. Во-первых, пример этих исследователей подтолкнул других художников к поездкам на Запад и рисованию индейцев Равнин в поле. Среди таких художников наиболее известны американец Джон Микс Стенли, американский немец Чарльз Уимар, канадец Пол Кейн, и швед Рудольф Фредерик Керц.

Во-вторых, наиболее способные иллюстраторы, не бывшие на Западе, стали рисовать, используя для справки работы Кэтлина и Бодмера. В 1843г., через два года после первой публикации популярной книги Кэтлина, предприимчивый филадельфийский издатель предложил "Сцены индейской жизни: серии оригинальных рисунков, изображающих события из жизни индейского вождя. Нарисованы и вырезаны на камне Феликсом О.С. Дарлеем". Работа изображала эпизоды из жизни вымышленного вождя сиу. Художник был тогда совсем не известным "местным парнем", 20-ти лет от роду; но он обладал замечательным искусством рисовальщика. Дарлей стал выдающимся иллюстратором книг и журналов. Хотя большинство его иллюстраций изображают не индейцев, он несколько раз рисовал охоту на бизонов и другие стороны жизни индейцев Равнин. Он подготовил обложку и иллюстрированную первую страницу для первого издания "Пути в Калифорнию и Орегон" Фрэнсиса Паркмана. В конце жизни он сделал цветную литографию "Возвращение с охоты", отличающуюся ложным реализмом, которого, при полном незнании объекта, может достичь лишь очень искусный художник. На переднем плане изображено берестяное каноэ, на среднем - типи, деревня, на заднем - высокие горы. Дарлей, похоже, спрессовал в единой сцене географию и культуру, характерные для всей области от Великих Озер до Скалистых гор.

Дарлей был ближе к истине, когда следовал Кэтлину и Бодмеру более точно. Некоторые из его иллюстраций к книгам честно сопровождаются пометкой "По Кэтлину".

Некоторые из наиболее популярных оттисков Керье и Айвеса (1850-60-е гг.) были западными сценами, литографированными с очень реалистичных рисунков, выполненных совместно немцем по происхождению Луисом Маурером и Артуром Фитцуиллиамом Теитом, родившимся в Англии. Ни один из них лично не видел индейцев Равнин. Маурер признал, что свои знания об индейцах они получили, рассматривая репродукции работ Бодмера и Кэтлина в Эсторской библиотеке в Нью-Йорке.

И наконец, Кэтлин и Бодмер сильно повлияли на тех меньших, дешево оплачиваемых художников, которые иллюстрировали множество популярных книг об индейцах, а также школьные пособия; они начали появляться через несколько лет после опубликования работ Кэтлина и Бодмера. Можно проследить дегенерацию реалистичности в иллюстрировании копий этих некогда популярных книг, хранящихся теперь в зале редких книг Библиотеки Конгресса.

В 1840-50-е гг. плодовитым создателем популярных книг был Сэмюэл Грисволд Гудрич, обычно использовавший псевдоним "Питер Парли". В 1856г. он утверждал, что написал 170 книг общим тиражом в несколько миллионов экземпляров. К 1844 г. Гудрич открыл Кэтлина, когда тот опубликовал "Историю индейцев Северной и Южной Америки"; он цитировал Кэтлина в тексте и скопировал "Четыре Медведя" на одной из иллюстраций. Вышедшая через 2 года книга Гудрича "Манеры, обычаи и древности индейцев Северной Америки" заимствовала все свои 35 иллюстраций, изображающих индейцев, из Кэтлина. Двадцать восемь из них представляли индейцев Равнин. И наконец, в "Рисованной истории США для детей" Гудрича, впервые опубликованной в 1860 г. и через пять лет принятой как учебник для публичных школ Мэриленда, индейцы Новой Англии, Виргинии и Острова Роанок изображены живущими в типи и носящими ниспадающие головные уборы равнинного стиля, а индейцы Виргинии XVII века показаны завернутыми в раскрашенные бизоньи шкуры и совершающими бизоний танец перед своими типи.

Впечатлительные молодые читатели популярных историй об индейских войнах, опубликованных в 1850-х, также увидели в племенах Вудленда общие черты равнинной культуры. В "Индейских войнах США с самого раннего периода до наших дней" Джона Фроста конная охота на бизонов изображена в главе о франко-индейских войнах, кэтлиновский верховой воин кроу - в главе о войне 1812 г., а кэтлиновский же портрет Орлиных Ребер, воина черноногих - в главе о войне с криками.

Кэтлиновские и бодмеровские изображения индейцев Равнин претерпели еще даже больше в "Индейских войнах США со времен открытия и до настоящего времени" Уильяма В. Мура. В этой книге "Четыре Медведя" стал "Понтиаком", конный воин кроу - "воином криков", а церемония манданов превратилась в "деревню семинолов". Хорошо идентифицированные бодмеровские портреты лидеров манданов, хидатса и сиу стали "Сатуриоувой", флоридским вождем XVI века и двумя лидерами индейских войн колониальной Новой Англии.

В 1856 г. в Англии было опубликовано первое иллюстрированное издание "Песни о Гайавате" Г. Лонгфелло. Джон Джилберт, его иллюстратор, не копировал Кэтлина дотошно, но во многом основывался именно на нем и представил героев поэмы древних оджибвеев озера Верхнего типичными индейцами Верхней Миссури. Например, его портрет "По-пок-кивиса" является лишь слегка отличной версией манданского героя Кэтлина, "Четырех Медведей".

Появление таких индейцев Вудленда в одежде индейцев Равнин этим не ограничилось. Джон Микс Стенлей хорошо знал племена Равнин, однако, когда он попытался нарисовать "Молодого Ункаса" (мохеганин XVII века) и "Испытание Красной Куртки" (сенека), то одел их в костюмы племен западных степей. И когда Карл Бодмер, вместе с французским художником Жаном Ф. Миллетом создавали серии реалистичных, но богатых поэтическими образами сцен пограничных войн в долине Огайо во время войны за независимость, вполне понятно, что изображенными на них оказались индейцы Равнин в головных уборах.

В 1860 г. появилось новое средство пленения воображения американских мальчиков образом индейского воина. Увеличивались количество и тираж дешевых романов. Излюбленной темой этой сенсационной литературы была война с индейцами на Западных Равнинах, во время которой диких команчей, кайова, черноногих или сиу "повергали в прах" во время опасных приключений героя. Кипы этих дешевых книженций отсылались в лагеря солдат или в поле во время Гражданской войны и чтение их позволяло юношам в серой или синей униформе по крайней мере на время забыть о своих собственных бедствиях и страданиях.

Угроза войн с индейцами Равнин стала очень реальной, когда после Гражданской войны переселенцы, старатели, дилижансы и телеграфные линии потянулись через Равнины, и сиу, шайенны, арапахо, кайова и команчи стали защищать свои охотничьи земли от этого вторжения. На запад посылались репортеры газет и журналов, которые должны были сообщать о результатах индейских войн. Теодор Р. Дэвис, художник и репортер "Harper"s Weekly" путешествовал на дилижансе Баттерфилд Оверленд Диспетч, атакованном 24 ноября 1865 г. шайеннами (около станции Смоуки Хиллс Спринг). Эта яркая картина опыта из его собственной реальной жизни, опубликованная 21 апреля 1866 г. стала прототипом одного из самых стойких символов Дикого Запада - нападения индейцев на дилижанс.

Старавшиеся информировать цивилизованный мир о характере и ходе войн с индейцами Равнин, иллюстрированные журналы посылали в поле репортеров-рисовальщиков, изображавших индейскую жизнь, договорные советы и все те события быстро меняющейся военной ситуации, которым они были свидетелями или о которых узнавали от участников этих событий. В 1867 г. Т. Дэвис осветил для "Harper"s Weekle" кампанию генерала Хенкока против враждебных шайеннов, сиу и кайова, развернувшуюся на территории Канзаса. Дж. Тэйлор зарисовал договор Медисин Лодж, заключенный в том же году, для "Иллюстрированной Еженедельной Газеты Фрэнка Лесли". Художники и репортеры приезжали из далекой Германии, и наши войны с западными индейцами нашли отражение в канадских и английских журналах, таких как "Канадские иллюстрированные новости" и "Лондонские иллюстрированные новости".

Отчаянно сопротивлявшиеся армии США индейцы Равнин снова и снова демонстрировали свои отвагу и воинское искусство. 26 июня 1876 г, на Литтл Биг Хорн они уничтожили отряд Кастера, нанеся армии США самое чувствительное поражение за всю ее долгую историю. Многие художники, основываясь, в основном, на своем собственном воображении, пытались изобразить это драматическое действо. Одна художественная реконструкция заключительной стадии боя, литография Отто Бекера "Последний бой Кастера", по картине Кассилли Адамса, стала одной из самых знаменитых американских картин. Было распространено более 150 тыс. копий этой большой литографии (скопировано Анхеусером-Бучем в 1896г.). Они дали тему для разговоров миллионам посетителей баров по всей стране.

За 4 года до своей смерти Джордж Армстронг Кастер сериально опубликовал в "Гелакси", респектабельном журнале среднего класса, "Мою жизнь на Равнинах", в которой восхищался "бесстрашным охотником, несравненным наездником и воином Равнин". Многие армейские офицеры, воевавшие против этих индейцев, выражали подобное мнение, распространившееся по пользующимся спросом книгам, некоторые из которых были богато иллюстрированы репродукциями рисунков и фотографий, включая портреты многих ведущих вождей и воинов враждебных индейцев - Красного Облака, Сатанты, Галла, Сидящего Быка и других. Военные подвиги этих лидеров стали известны читателям XIX века лучше, чем подвиги героев лесов, таких как Король Филипп, Понтиак, Текумсе, Оцеола и Черный Ястреб.

20 июля 1881 г. Сидящий Бык, последний из выдающихся лидеров войн равнинных индейцев, вернувшись из Канады и сдавшись властям США, сдал свою винтовку. Но в ближайшие 2 года Уильям Ф. Коди, наездник пони экспресс, разведчик, борец с индейцами и герой сотен дешевых романов, получивший за свое охотничье искусство прозвище "Баффало Билл", организовал представление на тему уходящей жизни Старого Запада, которое было столь реалистичным, что никто из видевших уже его не забывал. Шоу "Дикий Запад Баффало Билла" открылось в Омахе, Небраска, 17 мая 1883 г. Оно просуществовало более 3-х десятилетий и выступало перед округлявшими глаза зрителями США, Канады, Англии и Европы. В 1885г. с шоу путешествовал сам Сидящий Бык. Оно всегда включало ряд представлений с настоящими индейцами Равнин - пауни, сиу, шайеннами и арапахо - охотившимися на маленькое стадо бизонов, танцевавшими военные танцы, устраивавшими скачки и нападавшими на хижину переселенца или на переселенческий обоз, пересекающий Равнины. Кульминацией каждого представления было нападение индейцев на Дедвудский почтовый дилижанс, пассажиров выручал сам Баффало Билл и его лихие наездники-ковбои. Эта сцена бычно изображалась на обложке программки и на плакатах, рекламирующих шоу.

В 1877г. шоу было хитом Американской Выставки на праздновании в Англии Золотого Юбилея Королевы Виктории, представлялось перед заполненными трибунами, вмещавшими 40 тыс. Зрителей, на большой арене. 16 апреля 1887г. "Лондонские иллюстрированные новости" попытались это объяснить: "Замечательное представление, "Дикий Запад", вызвало фурор в Америке, и это легко объяснить. Ведь это - не цирк, и вовсе не представление в театральном смысле, а точное изображение повседневных сцен фронтирной жизни, пережитых и изображаемых людьми компании "Дикий Запад"."

Исключая Испанию, где ни одно уличное представление не могло конкурировать с боем быков, шоу Баффало Билла получило на всем континенте непревзойденное признание. Во время семимесячной остановки на Парижской Выставке (1899) оно привлекло многих знаменитых художников. Известная французская анималистка Роза Бонею изобразила индейцев-участников шоу преследующими бизонов. Более того, индейцы воодушевили Цируса Даллина, американского скульптора, обучавшегося тогда в Париже, на создание первой серии героических статуй, изображавших индейцев Равнин. "Знак мира", законченная как раз вовремя, чтобы завоевать медаль Парижского Салона 1890-го г., теперь стоит в Парке Линкольна, Чикаго. Вторая работа, "Шаман" (1899) находится в Парке Феэмаунт, Филадельфия. Знаменитый скульптор Лорадо Тафт считал ее "величайшим достижением" Даллина и "одним из самых замечательных и значительных плодов американской скульптуры" . В "Обращении к Великому Духу", обладателе золотой медали Парижского Салона 1909г., индеец сидит верхом на лошади перед Музеем изящных искусств в Бостоне. И четвертую работу, "Скаута", можно увидеть на холме в Канзас-сити. Тафт назвал реалистичных конных индейцев Даллина "одними из наиболее интересных публичных монументов страны" .

Феноменальный успех шоу "Дикий Запад Баффало Билла" воодушевило других людей организовать подобные же шоу, которые, вместе с мелкими "медисин" шоу индейцев, в первые годы нашего века ездили по США и Канаде, предоставляя работу многим индейцам, не являвшимся членами равнинных племен. Эти шоу сыграли определенную роль в распространении таких черт равнинной культуры, как ниспадающий перьевой убор, типи, военные танцы равнинных племен, среди индейцев,живших на значительном от них расстоянии. Уже в 1890-х годах путешествовавший с медисин-шоу шайенн ввел "военный головной убор" среди индейцев острова Кейп Бретон. Благодаря контакту с индейцами-участниками шоу на Пан-американской экспозиции в Баффало (1901 г.) сенека штата Нью-Йорк заменили свою традиционную корону из торчащих вверх перьев на головной убор равнинного типа и научились ездить верхом и танцевать подобно индейцам Равнин, чтобы получить работу на популярных индейских шоу этого периода. Карл Стоящий Олень, профессиональный цирковой индеец, ввел головной убор индейцев Равнин среди своих людей, чероки Северной Каролины (осень 1911г.).

Принятие типичного костюма индейцев Равнин, их типи, а также некоторых других характерных особенностей культуры в качестве стандартного снаряжения для шоу индейцами других культурных областей очевидно при изучении фотографий XX века. Моя коллекция фотографий, почтовых карточек и газетных иллюстраций, датируемых от начала века, включает изображения пенобскотов штата Мэн (и женщин, и мужчин), носящих типичные для Равнин одежды, танцующих перед своими типи на празднике в Бангоре; юма латунной общины Аризоны, каждый член которой носит полный костюм индейца Равнин; танцующих зиа пуэбло Нью Мексико в ниспадающих перьевых головных уборах; кайюсов Орегона, позирующих в типичном костюме Равнин перед типи; и юношу-индейца, стоящего перед типи в черокском поселении, привлекая туристов и заманивая их в магазин редкостей.

В 1958г. я говорил с индейцем маттапони на побережье Виргинии о красивом головном перьевом уборе сиукского типа, который он носил, приветствуя посетителей маленького индейского музея, расположенного в его резервации. Он был горд тем, что сделал его сам, даже вышил головную ленту. С простой и неопровержимой логикой, которую часто можно встретить в индейских комментариях американской культуры, он объяснил: "Ваши женщины копируют свои шляпки с парижских, потому что они им нравятся. Мы, индейцы, используем стили других племен так же потому, что они нам нравятся" .

Тенденция стандартизации индейского костюма, основанная на моделях индейцев Равнин, отразилась и в искусстве некоторых талантливых художников таос из Нью-Мексико, для которых чувственная интерпретация "индейскости" была важнее достоверности племенной принадлежности. Точно так же, это проявляется в выдающихся картинах, посвященных значительным историческим событиям колониального периода Востока. Костюмы равнинных индейцев нетрудно узнать на фреске Роберта Рейда "Бостонское чаепитие" (Стейт Хаус, Бостон) или на "Договор с индейцами Уильяма Пенна" в здании Конгресса в Харрисбурге, обе работы были созданы в первой четверти нашего века. И,видимо, не вызывает удивления вид индейцев XIX века, сидящих на празднике, изображенном на картине Дженни Браунскомб "Первый день благодарения", висящей в Пилигрим Холл, Плимут, Массачусетс.

Все американские монеты, на которых изображены индейцы, тесно связаны с индейцами Равнин. И пенни с головой индейца, выпущенная в 1856г., и золотой десятидолларовик, подготовленный Огюстом Сент-Гауденсом к выпуску в 1907г., представляют собой художественные концепции Божественной Свободы в оперенном головном уборе. Несколько индейцев притязают, что именно они были моделями пяти индейских голов на знаменитом "бизоньем никеле". Но его создатель, Джеймс Эли Фрезер, в письме к Комиссионеру по индейским делам, датированном 10 июня 1931 г., утверждал: "Я использовал три головы и помню двух людей, одним был Железный Хвост, самый лучший индейский типаж из мне известных, другим был Две Луны, а имени третьего я не помню.

Примечательно, что две модели, которых помнит автор, были индейцами Равнин. Две Луны, вождь шайеннов, помог "смести" отряд Кастера на Литтл Биг Хорн. Имевший выраженные черты лица Железный Хвост возглавлял атаку сиу на дедвудский дилижанс в шоу Баффало Билла. В течении 25 лет после выхода монеты в 1913 г. - когда за никель можно было проехаться в Нью-Йоркской подземке, купить сигару или мороженное - впечатляющая голова индейца, вместе с бизоном, изображенным на противоположной стороне монеты, напоминала американцам об индейцах Равнин.

Единственной, постоянно выпускаемой американской маркой, носящей портрет индейца, является 14-ти центовая марка, впервые вышедшая 30 мая 1923 г. Названная "Американский индеец", она изображает Медведя Пустого Рога, красивого сиу из резервации Роузбад, Южная Дакота, умершего в Вашингтоне после участия в параде, последовавшем за инаугурацией президента Вудро Вильсона.

В торжественной церемонии, посвященной похоронам Неизвестного Солдата Первой мировой войны, специальный человек был выбран для совершения торжественного возложения перьевого головного убора на каску - как дар от всех американских индейцев Неизвестному Солдату, отдавшему жизнь за их страну. Этим человеком был Много Подвигов, пожилой, величественный военный вождь кроу Монтаны. Это произошло через 100 лет, вплоть до совпадения месяцев, после того, как молодой паунийский герой, Петалешарро, впервые появился в столице, украшенный живописным ниспадающим головным убором из перьев. За прошедшее столетие военный головной убор индейцев Равнин стал общепризнанным символом индейца Северной Америки.

Дж. Юэрс
Перевод Щетько А.,
Ewers J.C., Indian life on the Upper Missouri. Norman, 1968, p. 187-203.

Всероссийский конкурс по естествознанию Человек и природы включает в себя задания из таких школьных дисциплин как окружающий мир, физика, география, биологи, астрономия и другие предметы естественно-научного цикла.
Задания расcчитаны в зависимости от сложности для школьников, учащихся 1-2 класс, 3-4 класса, 5-6 класса, 7-8 класса и для 9-10 класса. Кроме того, есть задания для дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Первое кругосветное космическое путешествие человек совершил на корабле

А) «Арго»; Б) «Виктория»; В) «Восток»; Г) «Мир»; Д) «Надежда».

2. Незнайка утверждал, что «облако – это кисель». А на самом деле облако состоит из

А) частичек Млечного пути; Б) молочного киселя; В) мельчайших частичек воды;

Г) пыли от взрывающихся метеоритов; Д) цветочной пыльцы.

3. На картине В.М. Васнецова «Ковёр-самолёт» Иван-царевич везёт в клетке сказочную птицу. Её имя

А) Алконост;

Б) Феникс;

В) Финист – Ясный сокол;

Г) Жар-птица;

Д) Царевна-Лебедь.

4. Сколько раз Земля обернётся вокруг Солнца за один год?

А) 1; Б) 7; В) 12; Г) 24; Д) 365.

5. В сказке С.Маршака «Двенадцать месяцев» Март говорит девочке: «Торопись, нам с тобой всего один часок братья мои подарили». Девочка побежала в чащу и набрала полную корзинку этих цветов

6. Когда в сказке В.П.Катаева «Цветик-семицветик» Женя оказалась на Северном полюсе, то «из-за льдины вышли семь белых медведей и направились прямёхонько» к ней. Но в действительности она не могла встретить там белых медведей, потому что:

А) медведи водятся только на Южном полюсе;

Б) на Северном полюсе слишком холодно;

В) их всех распугали полярники;

Г) там им трудно найти пищу;

Д) лёд в районе Северного полюса слишком скользкий.

7. В пословице говорится: «Готовь сани летом, а телегу - зимой». Телега изображена на картинке

8. На загородной дороге нужно идти

А) по середине дороги;

Б) по обочине или краю дороги по ходу движения транспорта;

В) по обочине или краю дороги навстречу движению транспорта;

Г) только большими группами людей;

Д) как тебе удобно.

9. Одно из изображённых явлений не признак осени.

10. Во время первого кругосветного путешествия этому океану Магеллан дал имя.

А) Атлантический; Б) Индийский; В) Северный Ледовитый; Г) Тихий; Д) Южный.

11. Полный оборот по орбите вокруг Солнца быстрее всех совершает

А) Меркурий; Б) Земля; В) Юпитер; Г) Венера; Д) Нептун.

12. Из таких семян может вырасти

А) пшеница; Б) помидор; В) огурец;

Г) тыква; Д) арбуз.

13. Для полного разложения выброшенной в лесу газеты в среднем потребуется

А) менее 1 недели;

Б) от 1 месяца до 1 года;

В) от 5 до 10 лет;

Г) от 50 до 100 лет;

Д) более 200 лет.

14. Каждую осень на этом дереве опадает хвоя.

15. День летнего солнцестояния - это день, когда

А) Солнце на сутки приостанавливает своё вращение вокруг Земли;

Б) Земля на сутки приостанавливает своё вращение вокруг Солнца;

Г) в Северном полушарии Солнце стоит над горизонтом наиболее высоко, а протяжённость светового дня максимальна;

Д) Солнце стоит над горизонтом в полдень наиболее низко, а протяжённость светового дня минимальна.

16. На рисунке изображено живое существо. Кто из него вырастет?

17. «Пух, - сказал Кристофер Робин торжественно, - экспедиция окончена. Это - Земная Ось. Мы нашли Северный Полюс». Настоящая земная ось - это

А) палка, которая торчит из Земли на Северном полюсе;

Б) линия, соединяющая центры Солнца и Земли;

В) линия, проходящая через магнитные полюсы;

Г) стержень, проходящий через центр Земли;

Д) линия, проходящая через географические полюсы.

18. Какая из этих птиц прилетает зимовать в среднюю полосу России, а весной возвращается обратно на север?

19. Вода в морях и океанах движется

А) быстрее на поверхности океана;

Б) быстрее в глубине;

В) с одной скоростью в любом месте;

Г) только около берегов;

Д) она неподвижна.

20. На картине Шарлотты Лашапель видна современная карусель. Изначально карусели использовали для

А) развлечения придворных дам;

Б) подъёма воды из колодца;

В) тренировки рыцарей;

Г) помола зерна;

Д) для подъёма ворот крепости.

Предварительный просмотр:

Вопросы конкурса «Человек и природа» для 1-2 классов

Задания, оцениваемые в 3 балла

1. Какой материк омывается этими четырьмя океанами?

А) Австралия;

Б) Африка;

В) Евразия ;

Г) Северная Америка;

Д) Южная Америка.

2. После посещения планетария Незнайка всем рассказывал о том, что узнал. Он ошибся только один раз. В каком случае?

А) Луна меньше Солнца; Б) Земля больше Луны; В) Луна вращается вокруг Земли;

Г) Солнце вращается вокруг Земли; Д) Солнце от Земли дальше, чем Луна.

3. В сказке Корнея Чуковского мы читаем:

«Вот идёт Гиппопотам.

Он идёт от Занзибара,

Он идёт к Килиманджаро».

Килиманджаро – это

А) река; Б) озеро; В) залив; Г) пустыня; Д) гора.

4. Это животное обитает только на одном континенте:

5. Какое транспортное средство человек изобрёл раньше остальных?

А) автомобиль; Б) велосипед; В) дирижабль; Г) парусник; Д) паровоз.

6. В сказах П.П. Бажова Хозяйка Медной горы помогала людям

А) выращивать цветы;

Б) вести домашнее хозяйство;

В) покорять горные вершины;

Г) добывать горный мёд;

Д) находить полезные ископаемые.

7. Самое холодное место на Земле находится в

А) Арктике; Б) Гренландии; В) Антарктиде;

Г) Северном Ледовитом океане; Д) Южном океане.

Задания, оцениваемые в 4 балла

8. На каком рисунке изображена Африка?

9. В каком месте Земли все дороги ведут на север?

А) на Северном полюсе; Б) на Южном полюсе; В) на экваторе;

Г) на Южном полярном круге; Д) на Северном полярном круге.

10. В каком головном уборе удобнее всего путешествовать по пустыне?

11. Для изготовления призовых медалей, жетонов и монет используют различные металлы и сплавы. Что является сплавом среди перечисленных материалов?

А) алюминий; Б) бронза; В) золото; Г) серебро; Д) никель.

12. На картине русского художника Архипа Куинджи изображена самая высокая вершина, расположенная на территории России. Это

А) Казбек;

Б) Эверест;

В) Монблан;

Г) Эльбрус;

Д) Белуха.

13. У моряков в прежние времена в дальних плаваниях кровоточили дёсны и выпадали зубы, потому что …

А) они не чистили зубы; Б) в меню было много сладкого и мучного;

В) на кораблях не было зубных врачей; Г) в меню не было свежих овощей и фруктов;

Д) вместо хлеба им приходилось грызть сухари.

14. Нашу планету Земля изучают разные учёные. Что изучают спелеологи?

А) землетрясения; Б) вулканы; В) пещеры; Г) осадочные породы; Д) горные породы.

Задания, оцениваемые в 5 баллов

15. Это растение встречается в тундре:

16. Какая из перечисленных птиц самая чёрная?

А) чёрный аист; Б) чёрный дятел; В) тетерев-черныш; Г) грач; Д) галка.

17. В работе двигателя реактивного самолёта используется тот же принцип, который в природе использует для своего передвижения

А) кальмар; Б) орёл; В) стрекоза; Г) летучая мышь; Д) скат.

18. Полярной звезде на этой фотографии присвоен номер

19. Аргонавты отправились в Колхиду, чтобы добыть Золотое руно. Эта страна находилась на территории современной

А) Грузии; Б) Болгарии; В) Украины; Г) Армении; Д) Турции.

20. На гербе Непала изображена высочайшая

вершина мира, которая называется

А) Денали;

Б) Казбек;

В) Монблан;

Г) Чогори;

Д) Джомолунгма.

Новосибирский центр продуктивного обучения

Предварительный просмотр:

Вопросы конкурса «Человек и природа» для 1-2 классов

Задания, оцениваемые в 3 балла

1. Европа – это …

А) континент; Б) часть света; В) страна; Г) город; Д) горный хребет.

2. На рисунках изображены флаги европейских государств. На каком рисунке изображён флаг России?

3. Этот архитектурный ансамбль расположен в …

А) Белоруссии;

Б) Болгарии;

В) Польше;

Г) России;

Д) Украине.

4. В сказке английского писателя Л. Кэрролла «Приключения Алисы в стране Чудес» Алиса говорит: «Лучше возьмем географию. Лондон - это столица Парижа, а Париж - это столица Рима, а Рим... Нет, по-моему, опять что-то не совсем то!». А на самом деле Лондон – это столица …

А) Бельгии; Б) Италии; В) Дании; Г) Люксембурга; Д) Великобритании.

5. Страной тюльпанов в Европе называют …

А) Францию; Б) Нидерланды; В) Италию;

Г) Бельгию; Д) Германию.

6. Корабли какой страны совершили первое кругосветное путешествие?

А) Португалия; Б) Англия; В) Франция; Г) Испания; Д) Россия.

7. Во многих странах Восточной Европы любят ячневую кашу. Крупу для неё делают из …

А) пшеницы; Б) кукурузы; В) ячменя; Г) гречки; Д) проса.

Задания, оцениваемые в 4 балла

8. По этому озеру во время Великой Отечественной войны проходила «Дорога жизни».

А) Онежское; Б) Чудское ; В) Ильмень;

Г) Женевское; Д) Ладожское.

9. Победителей древнегреческих олимпийских игр награждали венком, изготовленным из листьев …

А) лавра; Б) дуба; В) оливы; Г) олеандра; Д) виноградной лозы.

10. На фотографии - памятник героям сказки братьев Гримм «Бременские музыканты», установленный на их родине в …

А) Германии; Б) Дании; В) Латвии;

Г) Швеции; Д) Норвегии.

11. Самое большое животное Европы – это …

А) медведь; Б) зубр; В) слон; Г) волк; Д) лось.

12. Естественный (природный) водоём – это …

А) пруд; Б) канал; В) озеро; Г) водохранилище; Д) бассейн.

13. Как называются плоды дуба?

А) коробочки; Б) шишки; В) стручки; Г) бобы; Д) жёлуди.

14. Какой фрукт не является персонажем повести-сказки Д. Родари «Приключения Чиполлино»?

Задания, оцениваемые в 5 баллов

15. Лисенок ЧИП, готовясь к путешествию по Европе, узнал о ней много нового, но нашёл и ошибочное утверждение. Какое?

А) Европа расположена на материке Евразия.

Б) Европа расположена в Северном полушарии.

В) Европа омывается морями Атлантического океана.

Г) Европа – самый большой материк на Земле.

Д) Европу и Африку разделяет Средиземное море.

16. Главный комический герой кукольного театра во Франции называется …

А) Гансвурт; Б) Панч; В) Полишинель;

Г) Петрушка; Д) Пульчинелла.

А) Волга; Б) Днепр; В) Дунай; Г) Рейн; Д) Дон.

18. Эти изделия изготовлены из дерева, широко распространённого в европейских лесах.

Это - …

А) берёза; Б) липа;

В) дуб; Г) сосна;

Д) бук.

19. Горная система, расположенная вдоль восточной границы Европы, называется …

А) Альпы; Б) Гималаи; В) Карпаты; Г) Урал; Д) Хибины.

20. На какой картинке правильно показано, как плавает айсберг в океане?

21. Правильное поведение во время прогулки на лодке показано на рисунке

Новосибирский центр продуктивного обучения

Предварительный просмотр:

ЧИП-2016 (Азия)

1-2 классы

Задания, оцениваемые в 3 балла

1. Азия – это …

А) страна; Б) континент; В) часть света; Г) остров; Д) планета солнечной системы.

2. На фотографии – первый космонавт Юрий Гагарин. Космодром, с которого стартовала в космос первая ракета с человеком на борту, находится в…

А) Казахстане; Б) Кыргызстане; В) Узбекистане;

Г) России; Д) Туркменистане.

3 . Это животное самое большое в Азии.

4. С севера Азию омывает … океан.

А) Индийский; Б) Южный; В) Северный Ледовитый; Г) Атлантический; Д) Тихий.

5. На фотографии древний памятник архитектуры мира – Великая … стена.

А) Японская; Б) Индийская; В) Монгольская;

Г) Китайская; Д) Узбекская.

6. В сказке Туве Янсон «Волшебная зима» Туу-тикки говорит Муми-троллю о снеге:

– Думаешь, он холодный, а если вылепить из него снежный домик, там становится тепло. Он кажется белым, но иногда он розовый, иногда – голубой. Он может быть мягче всего на свете, а может быть твёрже камня. О нём ничего нельзя знать наверняка.

Каким снег не может быть?

А) мягким; Б) твёрдым; В) липким; Г) пушистым; Д) жидким.

7. Какое из животных, изображённых на рисунках, не было другом Маугли, героя книги Редьярда Киплинга «Книга Джунглей»?

Задания, оцениваемые в 4 балла

8. Лисёнок Чип, собираясь в путешествие по Азии, записывал о ней интересные факты. Одна запись оказалась неправильной. Какая?

А) Часть России находится в Азии.

Б) Азия со всех сторон окружена морями и океанами.

В) В Азии есть пустыни.

Г) Столица России Москва расположена не в Азии.

Д) В Азии самые высокие горы.

9. На рисунке художника Вячеслава Назарука – иллюстрация к сказу П. Бажова «Медной горы Хозяйка». О каких горах, разделяющих Европу и Азию, идёт речь в сказах Бажова?

А) Кавказских; Б) Уральских; В) Саянских;

Г) Тянь-Шане; Д) Альпах.

10. Это лакомство имеет азиатские корни.

А) халва; Б) попкорн; В) марципан; Г) пломбир; Д) макадамия.

11. На рисунке – фрагмент картины Николая Рериха о Монголии. Жилище, изображённое на нём, называется …

А) иглу; Б) шалаш; В) юрта; Г) чум; Д) вигвам.

12. «Кораблём пустыни» называют …

13. Знаменитый сибирский кедр в действительности – это …

А) ель; Б) можжевельник; В) пихта; Г) сосна; Д) араукария.

14. На бумажных куколках национальные костюмы …

А) Китая; Б) Вьетнама; В) России; Г) Японии; Д) Индии.

Задания, оцениваемые в 5 баллов

15. На севере азиатской части России огромные пространства заняты тайгой, в которой преобладают хвойные деревья. На каком рисунке изображена тайга?

16. Главная зерновая культура, которую выращивают в Азии, – это…

А) пшеница; Б) рис; В) кукуруза; Г) ячмень; Д) просо.

17. В Азии среди горных хребтов Сибири находится Байкал – самое глубокое в мире озеро, которое по форме напоминает месяц. На какой фотографии изображён Байкал?

18. Из великих рек азиатской части России в сторону Тихого океана течёт только …

А) Амур; Б) Енисей; В) Иртыш; Г) Лена; Д) Обь.

19. Из яйца не мог появиться …

1. Какой цифрой на карте обозначена Северная Америка?

А) 1; Б) 2; В) 3; Г) 4; Д) 5.

2. Воды Северного Ледовитого океана омывают берега …

А) Австралии; Б) Антарктиды; В) Африки;

Г) Северной Америки; Д) Южной Америки.

3. Испанский мореплаватель Христофор Колумб, достигнув побережья Северной Америки в конце XV века, решил, что он приплыл к берегам …

А) Китая; Б) Индии; В) Японии; Г) России; Д) Монголии.

4. После открытия Христофором Колумбом пути в Америку европейцы стали активно заселять эту часть света. Для этого они использовали...

5. На флаге Канады изображён лист …

А) берёзы; Б) бука; В) дуба; Г) клёна; Д) тополя.

6. Какая шляпа входит в состав мексиканского национального костюма?

7. Это животное является прообразом известного во всём мире мультипликационного героя, ставшего одним из символов компании Уолта Диснея.

Задания, оцениваемые в 4 балла

8. Сказка Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города» начинается так: «Среди обширной канзасской степи жила девочка Элли». В какой стране находятся канзасские степи?

А) Канада; Б) Россия; В) США; Г) Германия; Д) Китай.

9. Коренной житель Северной Америки изображён на картинке …

10. Какой мяч используют для популярной в США игры баскетбол?

11. Попкорн - лакомство, продаваемое в кинотеатрах, приготовленное из зёрен особого сорта …

А) гороха; Б) пшеницы; В) риса; Г) кукурузы; Д) сои.

12 . На какой картинке изображён колорадский жук?

13. Какая страна осуществила первый пилотируемый космический полёт с высадкой человека на Луне?

А) Россия; Б) США; В) Китай; Г) Франция; Д) Канада.

14. Какое стихийное бедствие изображено на картинке?

А) сель; Б) цунами; В) торнадо; Г) лавина; Д) извержение вулкана.

Задания, оцениваемые в 5 баллов

15. Какой остров Северной Америки самый большой?

А) Куба; Б) Ньюфаундленд; В) Гренландия; Г) Ямайка; Д) Лонг-Айленд.

16. На картине американского художника Джорджа Кэтлина изображено жилище североамериканских индейцев, которое называется …

А) иглу; Б) сакля; В) яранга;

Г) юрта; Д) вигвам.

17. Самое тяжёлое наземное животное Северной Америки – это …

А) медведь-кадьяк; Б) белый медведь; В) бизон; Г) овцебык; Д) лось.

18. Какое дерево американские лесорубы пилили такой пилой?

А) гикори; Б) бук; В) ель; Г) березу; Д) секвойю.

19. Первые исследователи Северной Америки широко использовали каноэ (лодка местных индейцев), потому что каноэ …

А) легко мог нести один человек;

Б) можно использовать для костра;

В) хорошо укрывает от непогоды;

Г) отличается повышенной устойчивостью;

Д) можно использовать с парусом.

20. На этой фотографии изображён самый знаменитый водопад Северной Америки – …

А) Ниагарский; Б) Вермилион; В) Энджела; Г) Джеймс Брюс; Д) Йеллоустонский.


Его мать и бабушка оказались заложниками во время восстания индейцев в штате Пенсильвания, известное как Резня в долине Вайоминга.

Несмотря на все пережитое семьей, детство Джорджа было наполнено историями про индейцев и поиском индейских артефактов.

Выучившись на юриста, он некоторое время занимался адвокатской практикой в ​​Уилкс-Барре. Но страсть к живописи взяла верх. И в 1821 году, в возрасте 25 лет, попытался продолжить свою карьеру в качестве художника-портретиста, проживая в Филадельфии. Конечно, он стал постоянным посетителем музея в ведении Чарльза Уилсона Пила, в котором содержались многочисленные предметы, связанные с индейцами, а также экспедицией Льюиса и Кларка.

Ход его карьеры изменила делегация западных индейцев посетивших Филадельфию. Кэтлин написал первые портреты индейцев и решил собрать, как можно больше информации об этом народе. Как утверждал он сам, именно эта встреча определила его судьбу.

В 1828 году Кэтлин женится на Кларе Грегори, которая был родом из зажиточной семьи купцов в Олбани, Нью-Йорк. Несмотря на свой счастливый брак, Кэтлин очень хотел изучать Запад.

И он отправился 1830 году в западную часть Соединенных Штатов. Сент-Луис был тогда краем американской границы. Ему удалось встретиться c Уильямом Кларком, который четверть века назад провел знаменитую экспедицию.

Кларк был впечатлен желанием художника и предоставил ему помощь, чтобы он смог посетить индейские селения. Карта Кларка, на тот момент, была самой подробной картой Северной Америки к западу от Миссисипи.

Кэтлин Джордж: Маленький Медведь, воин из племени Хункпапа, 1832

Холст, масло, 73,7 х 60,99

На протяжении 1830-х годов Кэтлин много путешествует, часто живя среди индейцев.

В 1832 году живет среди сиу, которые сначала очень подозрительно отнеслись к детальному изображению на бумаге. Тем не менее, ему было разрешено изображать жизнь племен.

Кэтлин Джордж: Последний круг церемониального танца Мандан О-Ки-Па, 1832

Холст, масло, 59 х 71

Вашингтон, Национальный музей американского искусства

Кэтлин Джордж: Лоси у воды, 1854

Холст, масло, 48,26 х 67,31 Частное собрание США

Кэтлин часто рисовал портреты индейцев, их повседневную жизнь, записывая сцены ритуалов и даже спорта. На одной картине он изображает себя и индийских вождей в шкурах волков в траве прерии, внимательно наблюдающих за стадами буйволов.

В 1837 году Кэтлин открывает картинную галерею в Нью-Йорке.

Его считают первым, кто показал «Дикий Запад» и экзотическую жизнь индейцев для жителей города.

Кэтлин Джордж: Бизон, великий воин племени пауни, 1832

Холст, масло

Вашингтон, Национальный музей американского искусства

Кэтлин ожидал, чтобы его выставку будут принимать всерьез как исторические документы о жизни индейцев. Он мечтал продать свои картины в конгресс США и надеялся, что проделанная им работа легла в основание национального музея, посвященного индейской жизни.

Кэтлин Джордж: Горб Бизона, верховный вождь, 1832

Холст, масло,73,7 х 60,99

Но конгресс не оказался заинтересован в покупке картин. И выставка работ в других города не была так популярна, как в Нью-Йорке.

Расстроенный Кэтлин уезжает в Англию, где его творчество вызывает интерес. Картины с успехом демонстрировались в Лондоне.

Кэтлин Джордж: Белое Облако, вождь племени айова, 1830-1870

Холст, масло70,5 x 58 см

Вашингтон Национальная галерея США

Книга более 800 страниц вышла в двух томах. Весь материал наблюдений, зарисовок, собранных во время путешествий, вошли в книгу. Она успешно прошла через ряд изданий.

Кэтлин Джордж: Гон у бизонов — Верховья Миссури, 1837-39

Холст, масло

Вашингтон Национальный музей американского искусства

В своих заметках художник подробно рассказывал, как огромные стада буйволов на западных равнинах были уничтожены, только потому, что одежда из меха была очень популярна в восточных городах.

Кэтлин Джордж: Военный совет сиу, около 1848

Холст, масло 64,45 х 81,28

Частное собрание США

Проницательно называя это явление экологической катастрофой, Кэтлин сделал потрясающее предложение. Он советовал оградить огромные массивы западных земель, чтобы сохранить их в естественном состоянии.

Таким образом, именно Джордж Кэтлин первым дал идею создания национальных парков.

Вскоре Кэтлин возвращается в Соединенные Штаты, и снова попытался предложить Конгрессу свои картины. Но его опять ждала неудача. Оказавшись в тяжелом финансовом положении все же решает вернуться в Европу.

Кэтлин Джордж: Фламинго в южной Америке, 1856

Акварель, гуашь 53,34 х 67,94

Частное собрание США

В Париже, Кэтлину удалось урегулировать свои долги, продавая большую часть своей коллекции картин американскому бизнесмену, который хранил их на паровозном заводе в Филадельфии. Жена Кэтлина умерла в Париже, и художник переезжает в Брюссель, где и жил до возвращения в Америку в 1870 году.

Кэтлин умер в Джерси-Сити, Нью-Джерси в конце 1872 года. Некролог в New York Times назвал значимой его работу документирования индейской жизни, и подверг критике Конгресс, который так и не приобрел коллекцию.

Какова же судьба его картин? Часть работ долгое время хранилась на фабрике в Филадельфии и была приобретена Смитсоновским институтом, в котором находятся и сегодня. Другие работы художника разшлиь по всему миру, и находятся в музеях США и Европы.

Можно добавить, что без самоотверженной любви Джорджа Кэтлина к индейскому народу, без его любви к свой земле, наши знания о индейских племенах и природе Америки, не были бы так полны и красочны. Он, как строгий очевидец, фиксировал уходящий мир.

Его творческое наследие обрело смысл и ценность спустя годы.

Материал подготовила скромный любитель всего индейского P.S. София

Спасибо, Алексей!!! Вдохновляет!

София, спасибо за интересный очерк.Благодаря таким увлечённым людям приоткрываются новые горизонты.

Спасибо за отзыв. У меня над столом висит копия его работы, вдохновляет...Возможно, это хорошо, идти своим путем.

Спасибо огромное за очень интересный материал. Как бы я хотел повторить судьбу этого человека и художника!