Вена для любителей живописи: какие музеи стоит посетить в австрийской столице. Музей истории искусств в вене Караваджо в музее истории искусств вене

Венский Музей истории искусства (Kunsthistorisches Museum) известен как один из наиболее значимых музеев в мире, обладатель исключительных по своей художественной значимости коллекций. Особенно ценится знатоками искусства его картинная галерея.

Адрес музея: Maria Theresien-Platz, Vienna (Мария-Терезиен Платц, Вена)
Ближайшее метро: Museumsquartier (линия U2)
График работы: с 10:00 до 18:00, Понедельник - выходной.
Обычный билет: - 12€, посетителям до 19 лет вход свободный при условии предъявления удостоверения личности.
Официальный сайт: khm.at

История создания и развития Венской картинной галереи неразрывно связана с историей правления императорского дома Габсбургов. Основу коллекции заложил ещё Максимиллиан I (1459-1519). При нём было составлено собрание портретов, прекрасно иллюстрирующее генеалогию этого древнего рода. Чуть позже, эрцгерцог Фердинанд II (1529-1595), исходя из собственных предпочтений, продолжил собирать портреты, а переехав в Богемию, в 1529-1563 годах начал собирать работы лучших художников того времени. Именно эта коллекция затем была перевезена в замок Амбрас, недлеко от Инсбрука. Одновременно с Фердинандом II, другой представитель династии, Рудольф II (1552-1612), живший в Праге, также поддался страсти коллекционирования художественных полотен, прибегая, иногда, не к самым честным способом приобретения картин. В частности, Рудольфу удалось присвоить коллекцию из замка Амбрас, после смерти своего дяди, Фердинанда II, а чуть позже – и самые ценные экспонаты, собранные его братом, Эрнстом.

Не принимая в расчёт этическую сторону давно минувших дел, необходимо отметить, что Рудольф II внес наиболее значимый вклад в формирование ценнейшей коллекции картин Kunsthistorisches Museum. Именно он, находясь в конце XVI века в Нидерландах, выкупил большое количество картин фламандских мастеров, в том числе крупнейшее в мире собрание работ Питера Брейгеля Старшего. Даже не смотря на то, что большое количество картин было украдено в 1648 году, уцелевшая часть коллекции сегодня считается наиболее ценной среди всего собрания Венского музея. Рудольф II стал первым Габсбургом, тонко воспринявшем творчество старых мастеров. После него коллекция, переходя от одного владельца к другому, только возрастала как в стоимости, так и в художественной ценности.

Следующим представителем императорского дома, сделавшим очень многое для формирования художественной коллекции, стал эрцгерцог Леопольд Вильгельм (1614-1662). Его художественные предпочтения сосредоточились на венецианской живописи. Согласно описи, составленной незадолго до его смерти, коллеция живописи, собранная Леопольдом, составила более 1400 предметов искусства. Согласно завещанию эрцгерцога, все богатство отошло его внуку, императору Леопольду I. В его же руки попали и коллекции из Инсбрука и Вены. Перед молодым императором встала необходимость размещения весьма обширной коллекции, которая продолжала пополняться и позднее, во время правления Марии Терезии и императора Иосифа II.

Однако, вопрос с размещением сокровищ был решён только при эрцгерцоге Франце Фердинанде, выделившем для этих целей поместье Сталлбург (Stallburg) в Вене. Некоторое время собрание картин размещалось в замке Бельведер, где была предпринята вторая попытка систематизации и каталогизации уникальной коллекции. Здесь же, в 1776 году коллекция стала доступна для широкой публики. Наконец, в 1891 году в Вене было построено современное здание музея.

Сегодня пинакотека занимает весь второй этаж здания музея. Посетители могут увидеть работы ван Эйка, Дюрера, Рубенса, Рембрандта, Рафаэля и многих других художников. Первый же этаж полностью отдан под коллекции древнего искусства: отделы египетского и восточного искусства, отдел скульптуры, отдел прикладного искусства.

Великие сокровища Габсбургов стали основой многих музеев Вены, каждый из которых поражает воображение не только выдающимися коллекциями, но и архитектурой зданий, в которых они находятся. В год культурного туризма Россия–Австрия ARTANDHOUSES составил свой гид по самым значительным художественным собраниям австрийской столицы.

Kunsthistorisches Museum

Великая коллекция искусства, собранная Габсбургами, представлена здесь во всем своем многообразии. Музей условно делится на три части. В правом крыле второго этажа выставлены римские, греческие и египетские древности и скульптура; в левом, в так называемой Кунсткамере, - предметы декоративно-прикладного искусства XIII–XIX веков со всего света (самый знаменитый среди них - золотая «Сальера» ). Самый просторный третий этаж музейного здания занимает собрание старых мастеров, делающее музей, наряду с Лувром и Эрмитажем, одним из главных в мире. Гордость этой части коллекции - крупнейшие подборки произведений Питера Брейгеля Старшего, Дюрера, Рембрандта и других художников.



Albertina

Крупнейшее в мире собрание графики старых мастеров, импрессионистов и модернистов, было основано в XVIII веке Альбертом Саксен-Тешенским, зятем Марии Терезии. Благодаря его превосходному вкусу здесь собрана коллекция рисунков Леонардо и Микеланджело, Дюрера и Рафаэля, Рубенса и Рембрандта, и Босха. Собрание пополняется и сейчас, причем не только графическими работами, но и живописными произведениями современных художников, которые регулярно выставляются. С момента открытия после глобальной реконструкции в 2003 году Albertina прославилась еще и сборными выставками-блокбастерами, продюсером которых выступает сам музей. В последние годы здесь проходили мощные ретроспективы и Тициана, Рафаэля и Ренуара, Брейгеля и Дюрера.


Leopold Museum

Музей, созданный на основе коллекции врача-офтальмолога Рудольфа Леопольда, расположен в знаменитом музейном кластере в бывших королевских конюшнях в самом центре Вены. Его можно считать музеем австрийского искусства XX века - именно на нем был фокус коллекционера. И именно это искусство, как и его первые имена - Густав Климт и , составляют основное ядро собрания. В постоянной экспозиции, которая ротируется два раза в год, также выставлены шедевры Оскара Кокошки, Коломана Мозера и других местных художников. Здесь также регулярно устраивают разнообразные выставки актуального искусства, как австрийского, так и международного.


MUMOK

Вторая по значимости (и по посещаемости) институция в музейном кластере MuseumsQuartier. Этот музей современного искусства известен и под вторым своим названием - Музей Людвига . Петер Людвиг, знаменитый шоколадный магнат из Кельна, рассеял свою легендарную коллекцию по всему миру (часть ее он подарил и Русскому музею в Петербурге), но, кажется, Вене досталось больше всех. Здесь не держат постоянной экспозиции, а каждые полгода придумывают новую выставочную концепцию для огромного собрания мирового искусства XX–XXI веков, от и Дали до Уорхола, Марии Лассниг и венских акционистов. Наряду с собственной коллекцией, MUMOK показывает одновременно и две-три временные выставки актуальных художников.


Kunsthalle Wien

Этот огромный выставочный зал - третья экспозиционная площадка в MuseumsQuartier и, пожалуй, самая радикальная. Здесь проводят экспериментальные выставки современных художников из разных стран, исследуют субкультуры мировых столиц, устраивают фестивали перформанса и концерты альтернативной музыки. В Kunsthalle состоялись, например, монографические показы таких художников, как Камиль Энро, Изы Генцкен, Ли Бауэри и других.



Belvedere

Этот дворцовый комплекс называют венским Версалем или венским Петергофом. Он, как и его французский и русский собратья, был построен во времена барокко в качестве летней резиденции, обладает фантастическим парком с фонтанами и связан с королевскими историями, от принца Евгения Савойского до императрицы Марии Терезии. Сегодня это главное хранилище исторического искусства Австрии, от Средневековья до сецессиона. Со всего света сюда стекаются туристы, чтобы полюбоваться «Поцелуем» и «Юдифью» Густава Климта, «Объятиями» Эгона Шиле и смешными бюстами работы Франца Ксавера Мессершмидта. Ансамбль комплекса поделен на Верхний Бельведер и Нижний . В торжественном Верхнем как раз и демонстрируются сокровища австрийского искусства, а в Нижнем проходят временные выставки. В последние годы классический музей стал уделять внимание и , так что не удивляйтесь, если в холле, экспозиции или парке увидите работы Джеффа Кунса, или .




21er Haus

Этот музей современного искусства входит в объединение «Бельведер» - вот почему масштабные проекты 21er Haus могут находить продолжение в парках дворца, а иногда и внутри барочных стен. Здание музея - бывший павильон Австрии, построенный архитектором Карлом Шванцером для Всемирной выставки в Брюсселе в 1958 году. Авангардное строение с отсылками к конструктивизму уничтожить было бы преступно, и австрийцы перенесли его по окончании выставки в район железнодорожного вокзала, тогда бывшего почти окраиной Вены. Сегодня в этом фантастической красоты пространстве проводят масштабные выставки и ретроспективы современных художников, а также экспозиции стрит-арта в прилегающем саду.


MAK

Музей прикладного искусства в Вене - один из лучших в мире в своей категории. Здесь знают, как нескучно подать публике такие невеселые экспонаты, как столы, стулья и посуду. Во многом это заслуга его бывшего многолетнего директора Петера Ноевера, больше помешанного не на дизайне, а, скорее, на современном искусстве. Для оформления музейных залов он пригласил актуальных художников, буквально сложивших многочисленные экспонаты декоративно-прикладного искусства и мебели XIX–XX веков в захватывающие тотальные инсталляции. По ним, бесспорно, изучать историю мирового дизайна этого периода куда как интереснее.


Academy of Fine Arts Vienna

Венская академия изящных искусств - так же, как и венецианская, собрание старых мастеров. В ее основе - коллекция графа Ламберга-Шпринзенштайна: в 1822 году он пожертвовал более 800 картин этой учебной институции. В течение последующих двухсот лет собрание расширялось за счет других даров и сегодня увеличилось почти вдвое. Поднявшись на несколько этажей действующего учебного заведения, вы лицом к лицу столкнетесь с шедеврами Рубенса, Босха, Лукаса Кранаха Старшего, Тициана, малых голландцев и других авторов.


Palais Liechtenstein, Garden Palace

Роскошный барочный дворец на рубеже XVII–XVIII веков числился лишь летней резиденцией князей Лихтенштейнских на окраине Вены, а сегодня находится практически в ее центре - всего в нескольких остановках трамвая от Музея истории искусств. До недавнего времени он работал как музей, но сегодня попасть туда можно по предварительной записи, и есть ради чего. Во дворце с гигантским бальным залом, расписанным фресками Иоганна Михаэля Ротмайера, выставлены шедевры княжеской коллекции, которая пополняется и сегодня: от Боттичелли и Квентина Массейса до крупнейшего собрания Рубенса и европейского декоративно-прикладного искусства.



Palais Liechtenstein, City Palace

В 2013 году для публики был открыт и второй княжеский дворец в Вене - Городской, в котором большое семейство останавливается и сегодня. Зрителям (также по предварительной записи) доступны самые пышные залы здания, спроектированного Доменико Мартинелли в сотрудничестве со швейцарцем Габриэлем де Габриэли в начале XVIII века. Интерьеры оформлены мощными драпировками, огромными бронзовыми люстрами с подвесками из горного хрусталя, мягкими диванами с ткаными подушками с узорами эпохи рококо, повторяющимися в позолоченных элементах зеркальных и картинных рам, потолочной и настенной лепнины, покрытых тройным слоем сусального золота. На двух доступных этажах выставлена богатая коллекция бидермейера с работами главных представителей стиля - Фердинанда Вальдмюллера, Карла Шпицвега, Морица фон Швинда и других художников, а также мебель, посуда и графика той эпохи.

Hofburg

Один из крупнейших дворцовых комплексов мира, строительство которого продолжалось с XIII по XX век, до 1918 года был жилищем Габсбургов, а сегодня раздроблен на несколько музейных институций и резиденцию президента Австрии. Самые известные музеи в составе Хофбурга - Музей Сисси, Императорские апартаменты и Сокровищница привлекают туристов прежде всего собраниями артефактов из жизни легендарной династии и коллекцией декоративно-прикладного искусства разных веков и стран. Среди хайлайтс - корона, копье и меч правителей Священной Римской империи, один из самых крупных изумрудов в мире, мебель и декор XVI–XIX веков.

Schönbrunn

Летняя императорская резиденция много раз перестраивалась, пока Мария Терезия не решила обосноваться в ней основательно и не приказала перекроить ее в пышном барочном стиле с отсылками к парижскому Версалю. Собственно, мастерство немецких, итальянских, французских и английских краснодеревщиков, стекольщиков и других придворных ремесленников XVIII века сегодня можно видеть во всем великолепии в сорока комнатах дворца, открытых для посетителей. Плюс огромный парк с садовой итальянской скульптурой и самый первый в мире зоопарк, по аллеям которого гулял еще юный Моцарт.


Wien Museum Karlsplatz

Как и любой музей города, это музей всего. Тысячи исторических экспонатов включают топографические карты и модели города, домашнюю утварь и мебель, живопись и скульптуру и многие другие вещи, характеризующих быт и нравы горожан, начиная с первых поселений здесь в период неолита. Особая гордость музея - собственная коллекция великих имен австрийской и немецкой живописи - Густава Климта, Эгона Шиле, Фердинанда Вальдмюллера и других.



Bank Austria Kunstforum

Этот крупнейший выставочный зал расположен в здании архитектора-постмодерниста Густава Пайхля в центре Вены и, как следует из названия, принадлежит главному австрийскому банку. Последний использует его вовсе не для демонстрации собственных коллекций искусства, а для показа ретроспектив мировых классиков XIX–XX веков. Среди масштабных выставок последних лет здесь экспозиции , Айвазовского, Пикассо и многих других.


Weltmuseum

Открывшийся в конце октября занимает целое крыло в императорской резиденции Хофбург в центре Вены. Он - новая реинкарнация этнографического музея, известного своими коллекциями археологических древностей и минералов со всего света, включая, например, находки экспедиций Джеймса Кука. Здесь хранятся уникальные вещи ацтеков, прикладное искусство - дерево, бронза, слоновая кость - разных веков и континентов.

Secession

Невероятной красоты белый дом с золотистым куполом, будто сплетенным из ветвей деревьев, - квинтэссенция венского модерна, выставочный павильон, получивший название Дом сецессиона . Он был воздвигнут в 1897–1898 годах по инициативе художников известным архитектором Йозефом Ольбрихом и с момента создания использовался для показа работ художников ар-нуво. Главная достопримечательность внутри - «Бетховенский фриз» Густава Климта, написанный в самом начале XX века. Сегодня здесь также проходят выставки, в основном современных художников из разных стран.

Если вам не по душе творения Эрнста Фукса, одного из родоначальников Венской школы фантастического реализма, арт-движения в послевоенной Австрии, то в его музее нужно побывать хотя бы потому, что он расположен в знаменитом доме, построенном Отто Вагнером. Архитектурная жемчужина ар-нуво, или югендстиля, была воздвигнута прославленным зодчим для своей семьи в 1888 году и декорирована по всем канонам стиля известными мастерами эпохи.


KUNST HAUS WIEN - Museum Hundertwasser

«Венский дом искусств» был открыт в 1991 году австрийским художником и архитектором Фриденсрайхом Хундертвассером. По сути, основатель посвятил пространство самому себе: на двух этажах выставлены его многочисленные причудливые работы, замешанные на экспрессионизме, сюрреализме и фантастических строениях Гауди. Также здесь проходят временные выставки современных художников, а неподалеку находится и знаменитый - асимметричный и цветастый - жилой дом, спроектированный Хундертвассером и ставший одним из символов Вены.


Hofmobilendepot

Музей мебели работает с 1924 года и представляет выдающиеся образцы едва ли не всех стилей и направлений, от готики до модерна. В его основе - императорская коллекция, представленная здесь и отдельными вещами, и целыми комнатами, как, например, апартаменты любимой австрийцами принцессы Сисси или так называемый Египетский кабинет, ампирный шедевр, принадлежавший императрице Марии Людовике.

Нравится

На просторной площади Марии Терезии в Вене, спланированной в 1870 году в рамках устройства Рингштрассе с двух сторон расположены симметрично друг другу два музея -Музей естествознания и Музей истории искусства, построенные в 1872- 1881 годах в стиле итальянского Ренессанса, с балюстрадами, украшенными статуями известгных людей и протяженным фасадом с пелястами.

Одна из главных целей в Вене и был Музей истории искусства, так как он известен как один из наиболее ценных музеев с художественной коллекцией с мировым именем и прежде всего своей картинной галереей.

История галереи практически полностью совпадает с историей Дома Габсбургов, страстных коллекционеров. Уже во время эрцгерцога Леопольда Вильгельма (1614 - 1662) произведения искусств разместились временно в конюшнях императорского замка, достигнув согласно описи 1659 года более 1400 картин и скульптур!

И только при императоре Франце Фердинанде был окончательно решено разместить различные собрания под одной крышей и поэтому был построен этот музей, а вернее Дворец!!!

Билет обошелся мне в 12 евро +русский аудиогид бесплатно. Музей открыт ежедневно, кроме понедельника с 10.00 до 18.00, в четверг с 10.00 до 21.00.

От входа я пошел направо по первому этажу, где расположены помещения египетско-ориентальной коллекции.

Залы древнегреческой культуры

И древнеримские залы - бюсты римских императоров.

Бюст императора Трояна - лучшего императора по мнению самих римлян.

Бюст императора Адриана (117 год нашей эры)

Древнеримские перстни и кольца.

Древнеримский орел.

Осмотрев первый этаж я поднялся по центральной лестнице на второй этаж, где находиться картинная галерея.

Н а втором этаже так же есть кафе с обычными для Вены ценами.

Изобразительное искусство представлено работами таких прославленных мастеров как Тициан.Веронезе,Тинторетто,Рубенс, Веласкес,Рембрандт, Дюрер, Караваджо и др. Впрочем смотрите сами.

Картины испанского художника Веласкеса (17 век)

Картина итальянца Караваджо (конец 16 века)

Картина Андреа Соларио (начало 16 века)

Внизу картинвы великого Рафаэля (начала 16 века)

Картина итальянского художника Тинторетто (середина 16 века)

Картина итальянского художника Веронезе (1585 год)

Картины Тицина (начало 16 века

Картина Тициана

А вот пошли картины голландского художника Питера Брейгеля (середина 16 века)

Питер Брейгель. "Вавилонская башня" (1563 год)

Знаменитая картина великого фламандского художника Рубенса -"Шубка" (1638-1640 год) на фото внизу.

И напоследок картины великого немецкого художника Альбрехта Дюрера (начало 16 века)

Вообщем музей мне очень понравился- это действительно великолепно. Туристов было немного и разрешают фотографировать, австрийцы молодцы! Музей надо обязательно посмотреть, кто будет в Вене.

в нынешнем году празднует юбилей — 125 лет со дня открытия, и преподносит великолепный подарок: оцифрованные и выложенные в открытом доступе более 10 тысяч изображений экспонатов. Тициан и Караваджо, Тинторетто и Арчимбольдо, Босх и Ян ван Эйк — наслаждаемся прекрасными произведениями искусства.

Джузеппе Арчимбольдо, «Лето». 1563

Теперь вы можете создавать собственные подборки любимых картин, подбирать экспонаты для наглядности обучения истории искусств, размещать их в соцсетях, а то и просто «залипать» в электронной библиотеке Музея , разглядывая великолепные картины во всех подробностях.

Учтите, что основной язык сайта языках представлены лишь общие сведения о музее. Простое «пролистывание» превью 10 000 работ утомляет, к тому же полотна и скульптуры идут вперемешку. Поэтому для удобной навигации рекомендуем заполнять строку поиска — вносить имя интересующего художника на латинице. Так, нас заинтересовал Арчимбольдо, и поиск по слову Arcimboldo выдал превью всех его работ из коллекции, включая те полотна, которые только приписывают мастеру. Иллюстрация выше — деталь одной из картин мастера. И это далеко не предел детализации!

Мадонна в зелени (Мадонна на лугу или Бельведерская мадонна)
Рафаэль Санти
1505, 113×88 см

Музей истории искусств считается один из крупнейших в мире и стоит по своей значимости и богатствам коллекций в одном ряду с Эрмитажем и Лувром. В главном здании музея — 91 зал, где представлены собрания восточных и египетских древностей, коллекция античных памятников, произведения западноевропейской скульптуры. Но сердце музея — всемирно известная картинная галерея, в которой особое внимание уделено искусству эпохи Возрождения и барокко. Сотни и сотни шедевров: Дюрер, Рубенс, Рафаэль, Веласкес, а также самая богатая коллекция произведений Питера Брейгеля.

Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу
1565, 117×162 см

Деталь работы Квентина Массейса с сайта музея .

Питер Пауль Рубенс. Шубка. Портрет Елены Фоурмен (1636/1638)

Деталь одной из картин Рубенса из собрания венского музея

Джорджоне. Три философа
1504, 125.5×146.2 см

Драгоценные полотна и экспонаты собирались Габсбургами с XV века. Однако наступил момент, когда вдумчиво и изысканно составленные коллекции австрийского императорского двора перестали помещаться не только в Хофбурге, городской резиденции императора, но и в прочих зданиях, принадлежащих австрийской короне. В 1860-х вопрос о новых музеях стал активно обсуждаться, и Император Франц Иосиф I, привыкший получать все самое лучшее, приглашает известного архитектора Готфрида Земпера спроектировать новый комплекс для новой улицы Рингштрассе. Планируется не только расширить территорию города за счет Императорского форума — такое название Земпер дал своему архитектурному проекту, — но и выстроить отдельные музейные здания для императорских коллекций.

Ян Вермеер. Аллегория живописи
1660-е, 120×100 см

Ганс Гольбейн Младший. Портрет Джейн Сеймур, королевы Англии
1536, 40×65 см

Огромный комплекс, задуманный автором зданий Дрезденской оперы и Дрезденской же картинной галереи, был воплощен лишь частично, но император Франц Иосиф I все-таки получил вожделенные музеи, куда и были перевезены богатые коллекции австрийского двора. Пространства музея пропитаны Ренессансом: от огромного полотна Михая Мункачи «Апофеоз Ренессанса», украшающего потолок над главной лестницей, до прекрасных фресок, выполненных Густавом Климтом, его младшим братом Эрнстом и другом Францем фон Мачу.

Питер Пауль Рубенс. Голова Медузы
1618, 69×118 см

Музей истории искусств — одна из жемчужин Музейного квартала австрийской столицы. Вернее, это две жемчужины: на площади Марии Терезии расположились целых два роскошных и практически похожих с виду здания, выстроенные в духе Ренессанса. Во втором здании расположен Музей естествознания, где разместилась огромная коллекция природных экспонатов, собранных семьей Габсбургов. Среди сокровищ 39 его залов — коллекция насекомых Игнаца Шинера, скелет диплодока, почти полный составной скелет Стеллеровой коровы и другие ископаемые и редкие находки.

Питер Пауль Рубенс. Четыре части света (Четыре реки рая)
1615, 208×283 см

Если перейти через площадь, то мы попадем в сокровищницу произведений искусства, основу которой заложил австрийский эрцгерцог Леопольд Вильгельм (1614—1662). Будучи наместником Фландрии, эрцгерцог регулярно навещал знаменитый Брюссельский художественный рынок. За короткий срок Леопольд Вильгельм создал значительную художественную коллекцию, подобранную с большим вкусом и пониманием. Покидая Фландрию, эрцгерцог увез в Вену свои сокровища — картины голландских, итальянских, фламандских, немецких мастеров. Это собрание пополнялось веками. В 1918 году оба музея — истории искусств и естествознания, как и все коллекции Габсбургов, — были экспроприированы и стали собственностью государства.

Якопо Тинторетто. Купающаяся Сусанна
194×147 см

Сейчас Музей истории искусств состоит из нескольких экспозиций. Так, военная коллекция императоров выставлена в залах Нойбург (во флигеле замка Хофбург). Там же открыт Музей старинных музыкальных инструментов, Эфесский музей и другие экспозиции. Отдельные собрания — в Шталбурге, в замке Шёнбрунн и в замке Амбрас близ Инсбрука.

Безусловно, выложенная оцифрованная коллекция венского Музея истории искусств — большой вклад его сотрудников в популяризацию искусства. Однако ничто не может сравниться с посещением роскошных залов, где можно не только насладиться воочию произведениями искусства, но и ощутить прикосновение подлинной Истории. Музей — огромный, так что если будете в Вене, запланируйте отдельный день на его посещение.

Он принадлежит к редкой разновидности музеев, раскрывающих высочайшие художественные достижения человечества с древнейших времён. В России к такому типу можно отнести и музей им. Пушкина. Искусство Древнего Египта, Греции, Рима здесь объединено с коллекцией картин голландских, итальянских, фламандских, немецких мастеров времён Средневековья и эпохи Возрождения. Примечательно и само здание музея, открытое в 1891 году в паре с музеем-«близнецом», в котором работает музей естественной истории.

1. Здания для обоих музеев поистине огромные. Хотя в каждом из них всего по два этажа, выглядят они очень внушительно.

2. Между музеями раскинулась площадь Марии Терезии с памятником оной в окружении уже закрывшейся рождественской ярмарки (на дворе было 4 января, зеленела травка, на кустах недавно подстригли свежие листочки).

3. При входе в музей сразу попадаем в вестибюль, украшенный пышной росписью под лепнину.

4. Быстро преодолев все формальности, такие как покупка билетов и сдача вещей в гардероб, выходим на главную лестницу. На площадке лестницы стоит скульптура Антонио Канова «Тесей, убивающий Кентавра».

5. Имперские львы.

6.

7. Стены украшены вензелями Франца Иосифа и Елизаветы, при которых был построен музей.

8. Новый год.

9. Плафон над парадной лестницей.

10. Его украшает огромное полотно «Апофеоз Возрождения» венгерского художника Михая Мункачи.

11. С лестницы попадаем в верхний, ещё более пышный вестибюль под огромным куполом.

12. Сейчас его занимает кафе, в центре колодец, смотрящий в нижний вестибюль.

13. Боковые коридоры не уступают в великолепии залам.

14. Росписи сводов напомнили мне Эрмитаж.

15. Второй этаж музея полностью отдан живописи.

16. Анфилада больших залов по периметру окружена рядом более мелких.

17. Картины часто висят во много рядов, подписей к ним нет. Зато есть аудиогид на русском.

18. В залах попадаются и скульптуры, но нечасто.

19. Демокрито Гандольфи, «Яков и Рахиль у колодца».

20. Цезарь.

Северная Италия долгое время входила в состав Австрийской Империи, поэтому в музее скопилось огромное количество произведений почти всех художественных стилей Италии — раннее и Высокое Возрождение, маньеризм, барокко, караваджизм, мастера ведуты XVIII века и др. Нагие тела пышных южных красавиц не могли не попасть в этот пост.

21. Корреджо, «Ио и Юпитер» (1530).

22. Тинторетто, «Сусанна и старейшины» (1555).

23. Дирк де Квад ван Равестин, «Отдых Венеры».

24. Пармиджанино, «Амур, изготовляющий лук». Одному купидону, кажется, поплохело.

25. Андреа дель Сарто на картине «Архангел Рафаэль с Тобиасом» люди удались куда лучше собачки)

26. Европейское Средневековье невозможно представить без картин на религиозные темы. Триптих Рогира ван дер Вейдена на тему распятия.

27. Когда рама почти равна по значимости картине, получается алтарь. Он принадлежит кисти Альбрехта Дюрера и называется «Поклонение святой Троице» или «Алтарь Ландауэра» (1511).

28. Себастьяно Майнарди, «Дева Кормящая / Млекопитательница».

29. Питер Пауль Рубенс, «Чудеса святого Франциска Ксавьера».

30. Ученик Леонардо да Винчи Андреа Соларио, «Саломея с главой Иоанна Крестителя».

31. У Бернардино Луини в том же сюжете Саломея выглядит почему-то более весёлой.

32. Немало картин посвящено теме Страшного суда, как это полотно фламандца Франса Флориса.

33. Ад на картине Давида Рейкарта Третьего.

34. Лука Джордано, «Архангел Михаил свергает восстающих ангелов».

35. А это не Страшный суд, а «Чудеса святого Игнатия Лойолы» Рубенса.

36. На многих картинах прослеживается тема смерти физической, а не духовной. Черепа на картине Антонио де Переда «Аллегория тщеславия».

37. Мария фон Остервейк, «Суета сует» (1668). Череп изображён на натюрморте, чтобы усилить ощущение бренности человеческой жизни рядом с букетами цветов.

38. Гвидо Каньяччи. «Смерть Клеопатры» (1658).

39. Также забавно наблюдать на полотнах различных гадов и борьбу с ними. Например, противостояние тигра с крокодилом на большой аллегории Рубенса «Четыре континента и четыре великих реки».

40. Известная библейская сцена «Святой Георгий, поражающий дракона» кисти Леонхарда Бека.

41. Рафаэль, «Святая Маргарита» (и «змеекот»).

42. «Отрубленная голова Медузы» Рубенса.

43. Оставим эпоху Возрождения и на время перейдём к более спокойным поздним сюжетам. Давид Тенирс Младший, «Эрцгерцог Леопольд Вильгельм в своей картинной галерее». Забавна европейская традиция использовать картины вместо обоев.

44. Самюэл Диркс ван Хогстратен, почти все картины которого изображают человека в окне.

45. Лоренцо Лотто, «Мужской портрет».

46. Бернардо Беллотто, вид Вены в XVIII веке.

47. Дворец Шённбрунн.

48. Уже много лет здесь работает художница, делающая копии картин. Её почти всегда можно встретить в залах. Бамбуковая палка служит ей опорой для выписывания мелких деталей.

49. Тут можно насладиться забавой начала XX века - стереофотографиями.

50. Дальше я покажу картины, которые были мне знакомы до посещения музея. Это «Автопортрет в выпуклом зеркале» Пармиджанино (1524).

51. Питер Брейгель Старший, «Вавилонская башня» (1563) - наверное, самая известная картина в этом музее.

52. Стройку приехал проинспектировать царь Нимрод — легендарный завоеватель Вавилона во II тысячелетии до н.э.

53. Его же «Крестьянский танец» (1568).

54. «Битва Масленицы и Поста» (1559).

55. Картина изображает праздник, проводившийся в Средневековой Франции и Голландии в последний день карнавала перед Великим Постом и заключавшийся в шуточной битве свиты Масленицы и сторонников Поста.

56. «Охотники на снегу» (1565).

57. Маленький, но отдельный зал отведён под знаменитые картины Арчимбольдо.

58. «Зима» из серии «Времена года».

59. «Вода» из серии «Стихии».

60. Верхушка головы крупнее.

61. «Огонь» из серии «Стихии».

62. «Лето» из серии «Времена года».

63. Казалось бы, что делать в художественном музее слепым? Но и об них дотошные австрияки побеспокоились.

64. Вот портрет шута кисти Жана Фуке.

65. А вот его вариант для незрячих.

66. Закончив на этом с живописью, спустимся на первый этаж для продолжения осмотра.

67. Здесь собрана неплохая коллекция различных предметов австрийского искусства.

68. Скульптура, украшения, разные мелочи - всё здесь.

69. Из-за трудностей идентификации, подписей над фото, увы, не будет.

70.

71.

72.

73.

74. Голландский молитвенный орех из самшита - иконостас в кармане.

75.

76.

77.

78.

79.

80.

81.

82.

83.

84.

85. Наконец, мы дошли до экспозиции античного искусства. Наиболее великолепен Египетский зал, где потолок подпирают оригинальные гранитные колонны, вывезенные из Египта.

86. Разные изображения бога мудрости и знаний Тота, VI век до н.э.

87. Куча всякой мелочёвки, как на каирском рынке.

88. Египтяне поймали НЁХ и теперь разделывают его.

89. Сушёные нильские крокодильчики.

90. Внешний слой погребальной «матрёшки».

91. Куча саркофагов.

92.

93. Коллекция греческих ваз V-VI веков до н.э.

94.

95. После захвата Египта Римской Империей египтяне стали прикладывать к мумиям портреты погребённых, выполненные в эллинском стиле. Эта женщина с ожерельем жила в 161-192 годах н.э.

96. Мозаика из древнеримской виллы, изображающая лабиринт Минотавра, перенесена целиком из Зальцбурга.

97. Изразцовый лев с ворот богини Иштар в Вавилоне (604-562 гг. до н.э.). Целиком ворота находятся в Пергамском музее Берлина.

98. В целом венский художественный музей оставляет неизгладимо положительное впечатление. Нельзя не отметить, с какой тщательностью сделана индивидуальная подсветка экспонатов в отделе древней скульптуры.