Значение слова гобелен. Ткань гобелен: достоинства и недостатки, правильный уход и отзывы покупателей Гобелен в России

Одна из самых роскошных, изысканных и дорогих тканей это гобелен. У него длинная история и неизменная любовь дизайнеров и пользователей.

История

Первые образцы материала начали производить еще до нашей эры. Подтверждением тому стали захоронения египетских царей, мифологические сюжеты древних греков и римлян.

Гобелены изготавливались в Китае, Индии и Америке.

После походов крестоносцев экзотические ковры с узорами появились на территории Европы. Постепенно был налажен выпуск в Германии, Франции и Фландрии. Расцвет гобеленового ткачества пришелся на период Возрождения, барокко и рококо.

Интересный факт!

В России мануфактура шпалер открылась в эпоху Петра I при участии французских мастеров.

Изначально гобеленами называли ковры без ворса с объемными рисунками или сюжетными композициями на библейские и античные темы. Ручная технология изготовления подразумевала переплетение между собой шелковых и шерстяных нитей. Праздничные изделия украшали золотым и серебряным шитьем. Работа была трудоемкой и требовала много времени. Гобелены считались произведением искусства, художественными картинами, которые составляли целые серии. Они ценились дорого и изготавливались для состоятельных людей.

Термин gobelin имеет французские корни, где открылась мануфактура братьев Гобеленов и только их продукция считалась гобеленами. Остальной текстиль называли шпалерами. В настоящее время такой термин объединяет все виды тканого, узорного материала.

Описание

Гобелен в интерьере

Гобелен – это плотная жаккардовая ткань. Чаще всего у полотна прочная, натуральная основа изо льна, или хлопка, в которую вплетены шерстяные, шелковые, синтетические и смешанные нити. Обязательное условие – они обладают мягкостью и эластичностью. Плотные и толстые виды придают рисунку выразительность. Большое количество нитей делает материал тяжелым. Структура шпалер бывает одно-, двух- и трехслойная. Изображение на полотне получается объемным, что делает его реалистичным, или гладким.

Достоинство гобелена – цветоустойчивость. Если на него не попадают солнечные лучи, то краски сохраняются долгие годы. Узорное полотно наделено уникальными свойствами – не мнется и не образует складок, не садится и не растягивается.

Классический дизайн с обилием растительных и цветочных орнаментов остается самым популярным. На втором месте восточные и ориентальные узоры, затем идут современные мотивы, пейзажи и зарисовки из жизни, карты и геометрические изображения.

С помощью компьютерных технологий современные гобелены становятся репродукциями знаменитых картин и местом для размещения фотографий.

Тканый материал обладает следующими достоинствами:

  • прочность за счет сложного плетения;
  • стойкость к повреждениям и смятию;
  • высокая плотность и отсутствие деформации;
  • многообразие орнаментов и ярких расцветок;
  • приятные тактильные ощущения;
  • не накапливает пыль;
  • не линяет и не выгорает;
  • легкий и простой уход.

Из недостатков стоит отметить жесткость и грубоватость, поэтому гобелены не нашли применения в пошиве одежды. Им противопоказан контакт с водой, стирка и глажение.

Видовое различие

Разделяют благородный материал по нескольким критериям.

Стили

Многообразие узоров, цветовых и дизайнерских решений классифицируется на ряд категорий:

  • гладкокрашеные гобелены;
  • меланжевые;
  • в стиле вышивки;
  • с крупным орнаментом;
  • заполненный мелким рисунком.

Состав

Для изготовления шпалер применяются самые разные нити и комбинации состава исходного сырья.

  • Овечья шерсть – прочная и легко окрашиваемая.
  • Шелк, который выгодно оттеняет матовую поверхность хлопка и шерсти, делает материал нарядным.
  • Компонент синтетики (полиэстер, вискоза и акрил) для достаточной износостойкости.
  • Лен и хлопок – растительные волокна облегчают полотно.
  • Нити золота, серебра и люрекс для декора.

Плотность

От этого показателя зависит сминаемость, прочность, долговечность и вес готового полотна. Область применения тоже определяет плотность. В мебельном производстве и для пошива штор используется ткань со значением 250-350 г/кв.м. Для одежды и аксессуаров достаточно малой плотности до 180 г/кв.м.

В зависимости от густоты плетения гобелены выпускают легкими, среднетяжелыми и тяжелыми.

Производство

Мастера для ручного ткачества используют раму с натянутыми на ней нитями основы. Они используются любых оттенков, потому что останутся незаметными под слоем цветных волокон узора, которые вплетаются перекрестным методом. В основном применяется от 3 до 6 нитей.

Первый механический станок появился в XIX веке благодаря французу Жозефу Жаккарду.

Он работал по такому же принципу, как ручной, но производительность увеличилась. Гобелены стали дешевле и доступнее.

Сложный рельефный орнамент получают при помощи нескольких технологий:

  • Протягиваем цветных уточных нитей, которые наращивают полотно и сразу образуют узор;
  • На ткацких станках перекрестным переплетением;
  • С соблюдением техник ручного производства.

Как выбрать гобелен

Отличить гобеленовое полотно от другого вида текстиля помогут несколько признаков. Определение подлинности начинается с ощупывания. Эта ткань плотная и тяжелая, потому что имеет три слоя. У шпалер специальное переплетение нитей, не похожее на аналоги. Гораздо сложнее отличить ручное производство от машинного. Это сможет сделать только специалист.

При выборе гобелена исходят из назначения и стилистики помещения, где он будет располагаться. Ассортимент тематик позволяет подобрать нужную вещь.

  • С африканскими мотивами;
  • с детским сюжетом;
  • с животными и птицами;
  • серия пейзажей и натюрмортов;
  • с витиеватыми и фантазийными узорами.

Оригинальное, тканое полотно станет украшением жилого дома или кафе, придаст атмосферу выставке или фойе.

Применение

Гобелен пользуется большой популярностью, привносит аристократичность и роскошь. Он максимально востребован в мебельном производстве для обивки диванов, кресел, пуфов и стульев. Из ткани шьют богатые шторы, чехлы на подушки и предметы интерьера, покрывала и пледы, элементы декора и панно. Используют для праздничной и пышной одежды.

Гобелен превосходно вписывается в интерьер и преображает помещение. Богатый материал не остался без внимания дизайнеров. На модных показах можно увидеть сумки, клатчи и аксессуары из этой ткани, а также предметы изысканного туалета, платья и костюмы. Когда-то гобеленовые полотна использовали для отделки стен в пышных залах и дворцах.

Уход

Материал неприхотлив, и поддерживать первоначальное состояние совсем несложно. Этому способствует пропитка специальными растворами, отталкивающими грязь.

  • Для ухода рекомендуется использовать сухую щетку или пылесос.
  • Гобелены нельзя стирать, потому что от этого они садятся, деформируются и линяют.
  • Загрязнения и пятна подвергнуть химчистке.
  • Старинные и деликатные изделия очищают кистью или ватными дисками.

Гобелены запрещено гладить. Под воздействием утюга нити склонны к появлению заломов и загибов.

  • Тканые полотна берегут от влаги и воздействия ультрафиолета.
  • Структурные изделия боятся зацепок, и кошки в доме могут его повредить.
  • При намокании ткань просушить полотенцем и оставить вдали от солнечного воздействия.

Для хранения полотно гобелена намотать на трубу большого диаметра из картона или пластика лицевой стороной вовнутрь.

Гобелен – история роскоши и современность

Материалы с различными изображениями всегда считались более привлекательными, чем однотонные. К наиболее красивым, дорогим и сложным для изготовления видам многоцветного текстиля относят ткань гобелен, старинные образцы которой не уступают признанным шедеврам живописи. В настоящее время техника ткацкого производства значительно усовершенствовалась, и этот красивый материал стал более доступным. Он широко используется в качестве домашнего текстиля, для обивки мебели и изготовления разнообразных аксессуаров. Производятся также и гобелены, выполненные вручную, многие из них представляют собой художественную ценность и имеют высокую стоимость.

Первые образцы материалов с цветными вытканными изображениями были найдены в древнеегипетских гробницах. Впоследствии гобеленовые ткани распространились по всему Востоку, откуда были завезены в Европу крестоносцами. Долгое время созданные вручную тканые картины являлись преимущественно церковным атрибутом. Свое современное наименование они получили лишь в XII веке, и оно связано с основателем этого производства Жилем Гобеленом. Уроженец Реймса основал в парижском предместье красильное производство, его дела пошли очень успешно, и по легенде, основанной на звучании этой фамилии («гоблин»), ремесленнику помогали в работе сверхъестественные существа.

Со временем семья Гобелен занялась еще и изготовлением ковров, разбогатела и продала свои мастерские в собственность короля. На этой мануфактуре работали ткачи из Амстердама, эскизы для изображений создавали знаменитые художники, а выпущенная продукция использовалась только для украшения дворцов. Согласно правилу тех времен, гобелен – ткань, произведенная только в мастерских, носящих это имя. Аналогичный материал, изготовленный в другом месте, назывался шпалерой. Сейчас этого правила практически не придерживаются, и материал гобелен в основном выпускается серийным способом на фабриках во всем мире. Начиная с XIX века его производят на жаккардовых станках с использованием хлопка, льна и других волокон.

В настоящее время гобеленовая ткань нередко изготовляется с добавкой или полностью на основе синтетики или вискозы, а натуральный материал, особенно шелковый, относится к престижным дорогостоящим изделиям.

Свойства и применение гобеленов

Независимо от способа получения и разновидности состава красочных полотен им будут присущи общие характеристики, а именно:

  • высокая плотность;
  • прочность и долговечность;
  • несминаемость;
  • красивый вид.

В то же время гобелен – это ткань, которая много весит и плохо пропускает воздух, к тому же стоит довольно дорого. Однако поскольку она предназначается для декорирования помещений, изготовления мягкой мебели, светонепроницаемых штор, то эти недостатки вполне оправдываются долговечностью и красивым внешним видом. Современные ткани гобелен очень разнообразны и органично вписываются в интерьер любого стиля. Оригинально и красиво выглядят туфли и сумки из этого материала, к тому же они по прочности не уступают кожаным аналогам. Особого внимания заслуживают созданные вручную художественные гобелены, которые выполняются как профессиональными мастерами, так и любителями . Они бывают разных размеров и стилей и очень украшают помещение.

Как правильно ухаживать

Образцы старинного ткачества не утрачивают своей красоты и яркости красок на протяжении уже многих веков. Разумеется, если материал гобелен применяется в обычной жизни, он будет изнашиваться быстрее. Однако соблюдение следующих несложных правил позволит надолго сохранить его красоту.

  1. Хотя считается, что гобелен – ткань, не собирающая на себе пыль, все же ее следует регулярно очищать мягкой щеткой или пылесосом со специальной насадкой.
  2. Этот материал не любит солнечных лучей.
  3. Освежить краски и удалить небольшие загрязнения можно с помощью чистой влажной ткани.
  4. Если пятно относится к категории сложных, то средства для его выведения подбирают с учетом состава волокон и ни в коем случае не прикладывают усилий при удалении.
  5. Ответ на вопрос, как стирать гобелен, зависит от состава входящих в него волокон. Шелковый и шерстяной материал лучше отдать в химчистку.
  6. Чехлы, занавеси, художественные панно можно постирать в ручном или щадящем машинном режиме. Для этого следует применять теплую воду и мягкие стиральные порошки.
  7. Сушить гобеленовые изделия нужно в хорошо расправленном виде, не допуская попадания солнечных лучей. Данный материал практически не мнется. В случае необходимости его гладят с изнанки, устанавливая температуру утюга в соответствии с составом ткани.
,

На протяжении веков гобелен был неотъемлемой частью убранства королевских замков и императорских дворцов. Почему монархи всего мира отдавали своё предпочтение именно этому жанру прикладного искусства? Кто привёз гобелен в Россию? Как складывается судьба этого трудоёмкого и элитарного ремесла в наши дни?

Гобелен (от французского gobelin) - вытканный вручную по живописному рисунку-образцу (картону) ковёр-картина (шпалера) из шерстяных, шёлковых (иногда с включением серебряных и золотых) нитей.

Искусство изготовления шпалер (гобеленов) имеет древнюю историю. Точные дата и место возникновения гобелена не известны. Но уже мумии в древнеегипетских гробницах лежали завёрнутыми в красочные одежды - прообразы современной шпалеры.

Самые ранние европейские шпалеры - немецкие. Ткали их в монастырях или небольших мастерских. В холодных каменных постройках шпалеры не только украшали помещения, но и помогали сохранить в них тепло. Средние века и эпоха Возрождения в Западной Европе - время расцвета шпалерного ткачества. Центрами производства шпалер становятся Париж, Аррас, несколько позднее - Брюссель.

Изготовление шпалер было делом очень дорогим и кропотливым (на создание одной шпалеры уходило порой несколько месяцев), поэтому позволить себе приобрести ковры-картины могли только члены королевских семей (Франциск I, Генрих II, Генрих IV, Людовик VIII) и самые знатные и состоятельные феодалы, которые нередко при своих замках организовывали специальные шпалерные мастерские. В этих мастерских была создана знаменитая серия гобеленов «Дама с единорогом» (XV век), а также «Жизнь и смерть Христа», «История Сципиона», «История Константинополя», «История Дианы». Большинство из этих шпалер можно увидеть в экспозициях самых известных музеев Европы.

Шпалеры ткали из шёлковых, шерстяных и даже серебряных и золотых нитей по живописным эскизам, размеры которых соответствовали размерам будущего ковра. Шпалеры заказывали сериями, в которых насчитывалось иногда до 12 и более ковров, объединённых общей темой.

Ценились они дорого по всей Европе. За серию шпалер был выкуплен из турецкого плена французский принц. Но, несмотря на значительную стоимость шпалер, их красота привлекала всё новых и новых поклонников среди вельмож и знати. Шпалеры вошли в моду, ими украшали интерьеры и развешивали на трибунах для зрителей во время рыцарских турниров. Шпалеры являлись убранством храмов во время литургии, служили передвижными стенами в рыцарских замках. Из шпалер составляли передвижные коридоры на улицах во время мистерий и шествий. Интерес к шпалерному ткачеству проявляли многие великие художники. Эскизы для их создания писали Рафаэль, Рубенс, Ван-Дейк.

Гобеленами шпалеры начали именоваться в XVII веке, когда на основе созданной в XV веке красильщиками Гобеленами мастерской в предместье Парижа была создана королевская ткацкая мануфактура.

В Россию гобелен попал в XVIII веке, когда Пётр Великий пригласил в Петербург мастеров по плетению гобеленов. Они и основали первое на Руси гобеленовое ателье. Русская шпалера соединила в себе европейские традиции и самобытность русского искусства. Первые мастера воспроизводили из шерсти, шёлка и льна картины русских и французских художников.

ХХ век стал эпохой нового расцвета этого древнего вида декоративно-прикладного искусства. В 40-х годах французский архитектор Жан Люрса создал гобеленовую мануфактуру, изделия которой возродили славу французского гобелена и привели к настоящей революции в шпалерном деле. Наряду с огромными сюжетными гобеленами, напоминающими старинные шпалеры и предназначенными для выставочных залов, всё чаще стали появляться декоративные настенные панно, использующие не предполагаемые ранее технологические приёмы, новые образные возможности.

Эскизы для гобеленов рисовали такие выдающиеся художники, как Пабло Пикассо, Бове Матисс, Фернан Леже, Сальвадор Дали, Василий Кандинский. Художники-гобеленщики доказали правомерность выхода гобелена за рамки прикладного ремесла и включения его в систему современных пластических искусств.

Утвердившись в качестве высокого искусства, гобелен вернулся в интерьер. В последние годы, после наметившегося в 90-е упадка, снова возрос интерес декораторов к этому благородному и трудоёмкому жанру прикладного искусства. Не случайно, что это произошло в эпоху масштабного строительства, когда свежие идеи и нестандартные решения в оформлении помещений необходимы, как воздух. В эпоху холодного хай-тек-стиля в архитектуре и дизайне тёплые и благородные шерстяные картины пришлись, как ни странно, весьма кстати.

Обзор составила: Ольга Мичурина

Когда красильщик Жиль Гобелен построил в предместье Парижа свою красильню, он ещё не знал, что тем самым вписал свою фамилию в мировую историю на многие годы. Шел ХVI век. Его наследники пристроили к красильне ткацкую фабрику, на которой изготавливались ковровые изделия. В XVII веке фабрику купил в казну Людовик XIV и теперь она стала называться «Королевская гобеленовская мануфактура». Эта мануфактура существует и в настоящее время. Фамилия красильщика Жиля стала нарицательной.

А что же такое гобелен? Смотрим Википедию : «Гобелен (фр. gobelin) - один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей». Брокгауз и Эфрон: «Гобелен - это тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника». Сами же мастера гобеленов называли свои произведения шпалерами.

Нельзя сказать, что история гобеленов началась в XVII веке, т.к. ещё при фараоне Тутмосе IX была известна техника изготовления ковров, в Древней Греции гобелены вешали на стены государственных зданий и даже у инков были изделия, подобные гобеленам. Но всё же расцвет шпалерного или гобеленового ткачества приходится на конец XIV-XVI века. А в XVII веке гобелены стали пользоваться огромным успехом.

В Европе впервые гобелены стали изготавливать немецкие монахи для утепления своих каменных зданий. Да и красиво было. В отличие от восточных знатных особ, в Европе тех лет гобелены вешались на стены замков и помимо красоты служили неким утеплителем. В наши дни шпалеры служат только как украшение, хотя некоторые из них повесить на стену практически невозможно. Вот, например, мастер-гобеленист из Белоруссии Александр Кищенко (1933-1997)сотворил самый большой в мире гобелен, который весил 300 кг и имел размер 19х14 метров. На его изготовление ушло 7 лет и 806 км нити. Ну и где такой гигант разместится? Стоит отметить, что огромную роль в изготовлении гобеленов играет ткач-мастер, т.к. техникой овладеть может любой, но не каждому удается сотворить шедевр, который будет радовать людей на протяжении многих лет. Содержание гобеленов стало совершенствоваться с наступлением Ренессанса. Заказчики хотели видеть сюжеты на мифологические и религиозные темы, портреты. Этюды для гобеленов стали заказывать известным художникам - Рафаэлю, Гойе. Сегодня гобелен снова становится модным и актуальным как жилых зданий, так и офисов.

Гобелен – это плотная ткань, на которой особым образом выткана полноценная картина, способная переместить человека, как во времени, так и в пространстве. И это неудивительно, поскольку гобелены были известны еще со времен Древнего Египта, и пришли к нам сквозь века. Рассматривая старинную гобеленовую картину можно представить себя сидящим перед камином в средневековом замке или танцующим в дворцовом зале на блистательном королевском балу. Естественно, технологии производства гобеленовой ткани сегодня изменились, но изделия из нее, в том числе и занавеси из гобелена за прошедшие века ничуть не утратили популярности.

Секреты производства

Естественно, что со временем технологии производства и качественный состав сырья меняется. Меняются и ткани. Неизменными остаются только их названия и возникает вопрос: «Современные гобелены и ткани из них: что это такое?» Попробуем разобраться. Вплоть до XVII века ткани такого типа носили название шпалеров, а потом за их производство взялась именитая французская ткацкая фамилия Gobelin, и давшая впоследствии название уникальному текстилю. На протяжении веков безворсовые ковры изготавливались исключительно вручную, но когда француз Жаккард изобрел свой знаменитый станок, гобелены стали производиться в больших объемах и гораздо быстрее.

Принципы жаккардового плетения при производстве гобеленовых тканей используют до сих пор, но в сравнении с жаккардом, гобелен в разы прочнее, благодаря использованию в десятки раз большего количества нитей. Благодаря этому удается создавать великолепные картины, передавая мельчайшие цветовые оттенки.

Структура гобеленов обычно состоит из двух или трех слоев, что сказывается на весе материала. Можно также изготавливать и двухсторонние изделия, тогда слоев будет соответственно 4–6.

Ведущее требование, которое выдвигается к гобеленовой основе – это прочность. Вплоть до XVIII века для нее применяли овечью шерсть, а ближе к XIX столетию стали использовать натуральный шелк. Сейчас же в промышленности активно применяют синтетические и смесовые нити.

Уток для гобелена непременно должен быть эластичным. Именно благодаря этим нитям можно получить великолепную основу, создавать чудесную картину из шерсти, шелка, акрила, вискозы, люрекса, полиэстера, серебряных и золотых нитей. А объем и структурность изделиям позволяют обеспечить сочетание нитей разной толщины и использование разнообразных способов плетения.

Как правило, картины на гобеленах копируют произведения известнейших художников. А благодаря современным технологиям на них может появиться даже фото заказчика.

Чем хорош или плох гобелен

Любая ткань для штор, в том числе и гобеленовая, характеризуется собственными достоинствами и недостатками.

  • Непревзойденная прочность. Материал абсолютно не рвется, его даже сложно разрезать ножницами.
  • Долговечность. Картины на ткани можно различить и через столетия, первоначальная же свежесть красок сохраняется минимум 10 лет.
  • Разнообразие и универсальность. Благодаря возможности нанести любой узор на гобелен, с его помощью можно украсить интерьер практически в любом стиле.
  • Гипоаллергенность. Если при создании гобелена использованы качественные натуральные материалы, то он не будет притягивать к себе пыль и электризоваться, соответственно, не поспособствует развитию аллергии.
  • Стойкость к загрязнениям. Чтобы изделие оставалось чистым, его обрабатывают специальными средствами.
  • Гобелен нельзя использовать при создании одежды, поскольку материал характеризуется жесткостью и тяжестью.
  • Нельзя стирать в машинке.
  • Гладить изделие тоже нельзя из-за вероятности образования заломов и загибов.

Сфера применения

Многие дизайнеры интерьеров и производители мебели активно генерируют идеи по использованию гобеленов:

  • Гобелен используют для обивки диванов и кресел, изготовления покрывал и подушек. Также изготавливают панно и картины, что позволяет добавить аристократизма в любое помещение.
  • Помещение, где располагается гобеленовая картина, невероятным образом преображается, наполняется характером. Если недостает брутальности, помогут картины со сценами царской охоты или сражений. Цветочные узоры в пастельных тонах помогут добавить нежности в спальню.
  • В мире моды гобелены стали использовать относительно недавно. С тканевыми картинами делают пальто, сумки, костюмы, кошельки.
  • В последнее время в моду вошли .

Гобелен – очень практичный материал. Он прост в уходе, ведь его не нужно стирать, достаточно только почистить щеткой, а после пропылесосить. Если необходимо, можно отдать изделие в химчистку.

Использование гобелена в интерьере гарантированно придает обстановке нотки аристократической роскоши. В такой комнате хочется находиться как можно дольше, поскольку в ней царит дух благополучия, и поэтом тканые картины и портьеры из гобелена так долго остаются в тренде и не выходят из моды.

[Оценивших: 2 Средняя оценка: 5]