Диагностика музыкального развития. Мониторинг музыкальных способностей детей (методика) Диагностика музыкальных способностей ладовое чувство

http://www. domisolka. nm. ru/Diagnostika/Tarasova. html

Диагностика музыкальных способностей детей

(по Тарасовой)

Вторая младшая группа.

Развитие ладового чувства.

1. Эмоциональная отзывчивость на музыку . Д. Кабалевский «Клоуны».

2 балла – слушает внимательно, выражает свои эмоции в соответствии с

характером произведения

1 балла – незначительно выражает эмоции, отвлекается

0 баллов – равнодушен к звучащей музыке

2. Наличие любимых произведений .

3. Узнавание знакомой песенки .

2 балла – узнал по мелодии

1 балл – узнал со словами

0 баллов – не узнал

5-4 балла – высокий уровень

3-2 балла – средний уровень

1-0 баллов – низкий уровень

1. .

0 баллов – отказ

5 балов – высокий уровень

4-3 балла – средний уровень

2-0 баллов – низкий уровень

Развития чувства ритма.

1. Воспроизведение в хлопках ритмического рисунка мелодии (3-5 звуков).

2 балла – воспроизводит точно ритм

1 балл – воспроизводит метр

0 баллов – беспорядочные хлопки

2. Соответствие движения характеру музыки . Р. Глиэр «Вальс».

1 балл – движение соответствует характеру музыки

0 баллов – движение не соответствует характеру музыки, отказ


3. Соответствие движения ритму музыки . П. Чайковский «Марш деревянных

солдатиков».

4 - 3 балла – высокий уровень

2 – 1 балл – средний уровень

0 баллов – низкий уровень

Уровень развития музыкального мышления.

1. Репродуктивное мышление.

Определить жанр произведения (использование картинок). (Что можно под эту

музыку делать?)

Р. Шуман «Марш», П. Чайковский «Песня жаворонка»,

М. Глинка «Полька».

3 балла – высокий (без ошибок)

2 балла – средний (1 ошибка, правильно выбрал картинку; определил

без ошибок, неправильно выбрал картинку).

1 – 0 баллов – низкий (2 ошибки, не определил).

2. Продуктивное мышление.

Сыграй ты, сочини свою музыку (3 сочинения). О чём играл?

5 баллов – музыкальная мысль, законченная мелодическая фраза.

4 балла – сочинение включает элементы мелодии и оригинальный ритм.

3 балла – мелодическое и ритмическое однообразие во всех трёх сочинениях.

2 балла – просто перебирает пластинки, клавиши.

1- 0 баллов - отсутствие мелодии и ритма, отказ.

5 – 4 – высокий уровень

3 – 2 – средний уровень

1 – 0 – низкий уровень

19 – 15 баллов – высокий уровень

14 – 7 баллов – средний уровень

6 – 0 баллов – низкий уровень

Средняя группа.

Развитие ладового чувства.

1. Проявление интереса к музыкальным инструментам .

2 балла – проявляет интерес к звучанию инструмента, желание играть

1 балл – самостоятельно не проявляет интереса, действует по просьбе

0 баллов – отказ

2. Наличие любимых произведений .

1 балл – есть любимые произведения

0 баллов – нет любимых произведений

3. Высказывание о характере музыки . (2-х частная форма)

2 балла – чувствует характер музыки, ассоциация с образом

1 балл – чувствует общий характер, настроение

0 баллов – отказ или несоответствие музыки и высказываний ребёнка

4. .

1 балл – узнал

0 баллов – не узнал

5. Ощущение тоники

3 балла - одна ошибка

2 балл - две ошибки

1 балл - более двух ошибок

0 баллов - не ощущает тонику

6. Сравнение мелодии с оригиналом (1-е, 3-е проигрывание – окончание на тонике,

2-е, 4-е – на доминанте).

3 балла – верно определяет

2 балла – с одной ошибкой

1 балл – с двумя ошибками

0 баллов – более двух ошибок

13 – 11 баллов – высокий уровень

10 – 5 баллов – средний уровень

Музыкально-слуховые представления.

1. Пение знакомой песни с сопровождением .

2. Пение малознакомой попевки с сопровождением (после 2-3 прослушиваний).

5 баллов – чисто интонирует всю мелодию

4 балла – чисто интонирует отдельные отрезки мелодии

3 балла – интонирует общее направление мелодии

2 балла – интонирует 1-2 звука

1 балл - проговаривает слова песни в ритме


0 баллов – отказ

3. Подбор хорошо знакомой попевки на металлофоне (3-4 звука).

2 балла – справился сам

10 – 8 баллов – высокий уровень

7 – 4 балла – средний уровень

4 – 0 баллов – низкий уровень

Развитие чувства ритма.

1.

инструментах . В. Майкапар «В садике».

1 балл – воспроизводит метр

2. Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями.

3. (с использованием смены ритма).

Ф. Обер Марш из оперы «Фенелла».

1 балл – движение соответствует ритму музыки

0 баллов – движение не соответствует ритму музыки, отказ

Общий уровень музыкального развития:

28 – 21 балл – высокий уровень

20 – 10 баллов – средний уровень

9 – 0 баллов – низкий уровень

Старшая группа.

Развитие ладового чувства.

1. Наличие любимых произведений .

1 балл – есть любимые произведения

0 баллов – нет любимых произведений

2. Высказывание о музыке (контрастные части).

2 балла – чувствует характер каждой части, связывает с образом

1 балл – различает характер контрастных частей, не связывает с образом

0 баллов – отказ или несоответствие образа и музыки

3. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту .

1 балл – узнал

0 баллов – не узнал

4. Ощущение тоники (определить, закончена ли мелодия), 5 мелодий.

4 балла - правильно ощущает тонику

3 балла - одна ошибка

2 балл - две ошибки

1 балл - более двух ошибок

0 баллов - не ощущает тонику

5. Закончить начатую мелодию на тонике.

1 балл – справился

0 баллов – не справился

9 – 7 баллов – высокий уровень

6 – 4 балла – средний уровень

3 – 0 баллов – низкий уровень

Музыкально-слуховые представления .

1. Пение знакомой песни с сопровождением .

3 балла – чисто интонирует всю мелодию

2 балла – интонирует отдельные отрезки мелодии

1 балл – интонирует общее направление мелодии

0 баллов – проговаривает слова песни в ритме, отказ

2. Пение знакомой песни без сопровождения .

3 балла – чисто интонирует всю мелодию

2 балла – интонирует направление мелодии

1 балл – проговаривает слова песни в ритме

3. Пение малознакомой песни с сопровождением .

4 балла – чисто интонирует отдельные отрезки мелодии

3 балла – интонирует общее направление мелодии

2 балла – интонирует 1-2 звука

1 балл - проговаривает слова песни в ритме

0 баллов – отказ

4. Пение малознакомой песни без сопровождения .

5 баллов – чисто интонирует мелодию

4 балла – чисто интонирует отдельные отрезки мелодии

3 балла – интонирует общее направление мелодии

2 балла – интонирует 1-2 звука

1 балл - проговаривает слова песни в ритме

0 баллов – отказ

5. Подбор по слуху хорошо знакомой попевки .

2 балла – справился сам

1 балл – справился с помощью взрослого

0 баллов – не справился, отказ

6. Подбор по слуху малознакомой попевки .

3 балла – справился сам

2 балл – справился с помощью взрослого

1 балл – частично справился с помощью взрослого

0 баллов – не справился, отказ

21 – 18 баллов – высокий уровень

17 -8 баллов – средний уровень

7 – 0 баллов – низкий уровень

Развитие чувства ритма.

1. Воспроизведение ритмического рисунка мелодии в хлопках, на ударных

инструментах . Д. Шостакович «Гавот».

3 балла – правильно воспроизводит ритм

2 балла – воспроизводит то ритм, то метр

1 балл – воспроизводит метр

0 баллов – действует беспорядочно

2. Соответствие движений характеру музыки с малоконтрастными частями.

Д. Шостакович «Лирический вальс».

1 балл – движения соответствуют характеру музыки

0 баллов – движения не соответствуют характеру музыки, отказ

3. Соответствие движений ритму музыки (с использованием смены ритма)

1 балл – движение соответствует ритму музыки

0 баллов – движение не соответствует ритму музыки, отказ

5 – 4 балла – высокий уровень

3 – 2 балла – средний уровень

1 – 0 баллов – низкий уровень

Общий уровень музыкального развития:

35 – 27 баллов – высокий уровень

26 - 12 баллов – средний уровень

11 – 0 баллов – низкий уровень

Для установления уровня развития ладового чувства:

Задание 1 . Наблюдение за эмоциональным восприятием музыки. Рассказать о содержании музыки. Беседа о выразительном значении динамики. Характере мелодических интонаций, выразительных тембрах инструментов, передающий характер музыки. Можно попросить детей изобразить характер музыки в движении.

Задание 2. Сочинение мелодии на заданный текст. Закончить мелодию на тонике. Можно использовать вопросно-ответную форму.

Задание 3. Упражнения на различение лада.

Для установления уровня развития музыкально-слуховых представлений

Задание 1 . Узнавать направление движения мелодии вверх, вниз, на месте (вверху или внизу)

Ответить, на каком слове, изменилась мелодия. (Например, в песенках “Василёк” или “Петушок” р. н. мелодия).

Задание 2. Спеть любимую песню, сначала с аккомпанементом, затем без музыкального сопровождения. Чисто интонируя мелодию.

Задание 3. Повторить специально сыгранную незнакомую мелодию.

Для установления уровня развития чувства ритма

Задание 1. Прослушав несложную мелодию (8 тактов) предложить детям простучать её ритм, а при повторном исполнении самостоятельно воспроизвести его хлопками или на детских музыкальных инструментах.

Задание 2 . Прослушав пьесы: “Мотылёк” Майкапара, “Польку”, “Марш”, дети должны изобразить “Мотылька” (лёгкого, изящного и нежного), веселый танец, решительный, важный уверенный марш. Эмоционально, ритмично изображать музыкальные штрихи – legato, staccato, non legato, чувствовать акценты, выделять в движениях фразы.

Дать жанровую характеристику музыкальных произведений.

Задание 3 . Учитель импровизирует на фортепиано. Чувствовать изменения характера и темпа музыки, передавать эти изменения в движениях.

Критерии уровней развития музыкальности можно использовать предложенные методистом УМЛ, доцентом, ПКРО г Москвы С. Мерзляковой.

Критерии оценки уровней развития музыкальных способностей

Высокий уровень - творческая оценка, его самостоятельность, инициатива; быстрое осмысление задания, точное, выразительное его исполнение без помощи взрослого; ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности)

Средний уровень - эмоциональный интерес, желание включиться в музыкальную деятельность.

Однако, ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы.

Низкий уровень – мало эмоционален, “ровно”, спокойно относится к музыке, к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен. Не способен к самостоятельности.

Критический уровень – (редко встречаемая оценка) – негативное отношение к музыке, музыкальной деятельности. Обычно это связано с отклонениями в развитии и здоровье ребёнка или с педагогической запущенностью (чаще по вине семьи).

Проверив музыкальные данные детей на констатирующем этапе можно сделать соответствующие графики и диаграммы (Приложение 2 ).

Отбор детей в вокальную группу производится по желанию детей и по просьбам родителей. Ситуация проверки вокальных данных и музыкального слуха – обычная обстановка. Необходимо учитывать, не скован ли ученик, не стесняется ли он петь, двигаться, стремится ли преодолеть трудности.

Задача учителя музыки определить диапазон голоса каждого ученика, музыкальную память, уровень развития музыкальных способностей.

Задачи вокальной группы:

1. Формирование устойчивого интереса к пению

2. Обучение выразительному пению

3. Обучение певческим навыкам

6. Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма

7. Сохранение и укрепление психического здоровья детей

Проводя индивидуальную работу, необходимо учитывать особенности каждого ребёнка, одному нужно тянуть звуки, петь повыше (дотягиваться). Другим – как придать правильное положение губам, рту. Третьим - петь погромче, посмелее или наоборот, мягче и тише.

Исходя из итогов диагностической карты развития музыкальных способностей, намечается дальнейший путь работы, в зависимости от того, какие из компонентов музыкального слуха необходимо развить тому или иному ученику.

Занятия с вокальной группой в нашей школе проводятся с периодичностью, два раза в неделю. Кроме того, учитывая то, что дети отличаются друг от друга остротой слухового внимания, мерой координации слуха и голоса, навыками в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве – с каждым учащимся, который записан в вокальную группу, занимаюсь индивидуально. Для этого, используя богатый опыт в области музыкальной педагогики Д. Б. Кабалевского, Н.А.Ветлугиной, Т. М. Орловой, В. Емельянова, Д. Огородного, а также передовой педагогический опыт, взятый из журналов “Музыка в школе”, в работе с детьми применяю:

1. Специальные упражнения для развития всех трёх компоненты музыкальности по Б.М. Теплову.

Упражнения на развитие ладового чувства

Упражнения на развитие музыкально слуховых представлений

Упражнения на развитие чувства ритма

2. Музыкотерапевтические распевки на формулу повышения самооценки, профилактику и развитие правильного дыхания.

3. Систему работы, построенную на интегрировании разных видов искусств:

Упражнения для развития музыкальных способностей с использованием ИЗО, (рисование под музыку);

Музыкально-хореографические упражнения для развития чувства ритма эмоциональной отзывчивости на музыку;

Художественное слово;

В свой план непременно включаю простейшее определение характера музыки, устойчивость или неустойчивость звуков, их тяготение к тонике. Упражнения на умение удерживать интонацию. Всегда указываю детям на неправильное, нечистое пение, неправильное или неясное, произношение согласных. Обязательно отмечаю положительные стороны их работы.

При пении упражнений или песен большое внимание уделяю процессу певческого дыхания, напоминая, где его нужно брать, тем самым регулирую процесс дыхания и управляю им. Это приучает слух и голос ученика к отчётливости в интонации. Особое внимание уделяю интонации интервалов.

Для вокальной группы “Колокольчик” составлены схемы вокальной группы. (Приложение 3 ;Приложение 4 ;)

Так, как слуховая координация, певческий голос и музыкальные способности взаимосвязаны, на занятиях в вокальной группе большое внимание уделяется постановке певческого голоса. Главным критерием должно являться не количество, а качество выученного материала и никогда не показывать на открытых мероприятиях не достаточно вокально и технически отработанные музыкальные произведения.

Постепенно, в процессе работы, стараюсь добиваться:

Пения естественным звуком без напряжения;

Чистого интонирования в удобном диапазоне;

Пения без музыкального сопровождения, под аккомпанемент фортепиано, под фонограмму;

Слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии;

Слышать и оценивать правильное и неправильное пение;

Самостоятельно попадать в тонику;

Эмоционально исполнять соответствующие возрасту и вокальным возможностям песни, в вокальной группе и индивидуально;

Чувствовать и соблюдать в пении метроритм.

Развитие голоса детей на занятиях должно быть постепенным, без торопливости, постепенно расширяя диапазон. Использовать при этом только те звуки, которые не вызывают напряжения ещё не сформированного голосового аппарата. Ни в коем случае не перегружать голос, пытаться петь громче, чем позволяют его возможности, иначе можно просто испортить голос. Кроме того, необходимо следить за тем, чтобы дети не увлекались пением репертуара взрослых, не приобретал вредных вокальных привычек, которые потом будет трудно исправлять.

Подбор репертуара :

1. Репертуар, несомненно, должен быть подобран таким образом, чтобы он способствовал развитию и укреплению детского голоса, на основе которого можно отрабатывать навыки правильного дыхания, звукообразования, дикции, тренировать вокальный аппарат.

2. Для работы необходимо брать не одно, а несколько контрастных между собой произведений, песни разнообразного характера (бодрые, спокойные, лирические, шуточные, весёлые) и различные по тематике.

3. Использовать в работе малоизвестные, не “запетые” в школьной аудитории песни.

4. Песенный репертуар должен быть доступным пониманию и кругу настроений, образов, расширял “интонационный багаж” учащихся, приучая их к восприятию современных образцов гармонии, других средств музыкальной выразительности.

5. Использовать народные песни, произведения фольклора, как одно из совершенных средств музыкального воспитания детей.

6. Обязательно включать в репертуар ряд несложных музыкальных произведений классики в переложении для детского хора. (П. И. Чайковского, Й. Брамса, Г. Иващенко, Ж Бизе, И.С.Баха, С. Рахманинова и. т. д.)

7. По возможности исполнять образцы церковной музыки, как примера высочайшего достижения музыкального искусства.

8. Выбирая песни учитывать воспитательные задачи, вокальные возможности школьников, их интересы.

9. Все песни должны соответствовать вокальным возможностям, возрастным, физиологическим и музыкальным возможностям детей.

Выбрав песню, учитель должен использовать методы и приёмы, создающие желание исполнять её, при этом перед показом песни, тщательно выучить её, усвоив мелодию и текст. Продумать все динамические оттенки (где быстрее, где заменить темп, динамику, какие фразы и слова выделить, где брать дыхание), а так же тщательно выучить аккомпанемент.

Для того, чтобы детям песня непременно понравилась, необходим яркий художественный показ. Можно прослушать песню в исполнении хора в аудиозаписи или на музыкальном диске.

Перед разучиванием сначала выявить наиболее трудные места в мелодии, отрабатывать их отдельно. Выявить и отработать незнакомые и труднопроизносимые слова. Обратить внимание на чистое интонирование, выравнивание унисона, естественное звучание, без форсирования звука, артикуляцию и эмоциональное исполнение.

При разучивании песен всегда придерживаюсь плана:

  1. Обсуждение характера и содержания песни. Остановка на непонятных местах.

    Если есть трудные мелодические обороты, ритмический рисунок, пауза, пунктирный ритм, пропеть отдельно. Для этого сыграть 1, 2 раза трудную часть. Затем дети повторяют вместе с учителем, затем одни (можно без музыкального сопровождения). На начальном этапе несколько утрировать желаемое качество пения. В процессе разучивания дети запоминают.

    Дать указание на исправление ошибок. Пропеть по несколько человек или отдельно девочек, мальчиков. Использовать показ чисто интонирующих детей.

    Пропевание мелодии на определённый слог (без слов) или с закрытым ртом.

    Работа над дикцией, паузами, динамическими оттенками.

    Выразительное исполнение песни со всеми музыкальными штрихами.

Особое внимание в певческой работе уделяю выстраиванию унисона при исполнении мелодии на одном звуке, а так же на формировании гласных звуков.

Главный принцип разучивания – предупреждение ошибок. Лучше лишний раз правильно показать произведение детям, предложить его пропеть несколько раз, в том числе и “про себя”, вычленить сложную интонацию, сложный ритм, трудные слоги, но не допускать неверного пения.

Для сложных произведений можно использовать в своей работе метод “Ступенчатого” разучивания песенного репертуара, т.е, после разучивания произведения педагог может оставить его до того времени, когда дети сумеют продолжить работу над ним на новом уровне владения вокально-хоровыми навыками, но в течении всего этого времени (допустим, одного учебного года) повторять произведение по партиям, отрабатывать отдельные его фразы и предложения.

Здесь необходимо выбирать такое произведение, которое не надоело бы детям, не вызвало бы у них перенасыщения. Вновь вернуться к уже отработанному произведению и исполнять его на концертах. Те песни, на которые затрачено больше времени, сил, внимания и энергии, становятся для учащихся ближе и любимее.

Важно так же на занятиях вокальной группы как удобнее посадить их, с учётом индивидуальных особенностей детей. Это необходимо для развития чистоты интонирования.

Во втором ряду у нас сидят чисто поющие дети, показавшие высокие и средние показатели развития певческих навыков, а на первом – детей, которым ещё трудно самостоятельно чисто интонировать мелодию.

В работе над развитием музыкальных способностей детей большое внимание уделяется распеванию и разучиванию упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха, ладотонального слуха, чувство тяготения к тонике, чувство ритма, дикции, артикуляции и мимике, тембрового слуха дыхания.

Учитывая, то дети младшего школьного возраста ещё любят игровые моменты, подбираю упражнения таким образом, чтобы каждое упражнение имело интересное содержание или элемент игры, могло заинтересовать детей, ведь именно интерес помогает детям осознать выразительные особенности пения. Эти упражнения готовят школьников к преодолению различных певческих трудностей, помогают развивать музыкальный слух и голос. В процессе работы дети учатся различать оттенки музыки, лад, развивают чувство тяготения к тонике в песенном творчестве. Придумывают свои варианты мелодий и исполняют их эмоционально и выразительно, применяя различные способы пения – legato, staccato, non legato. Например, в упражнениях:

Мальчик и пальчик

Плачет мальчик, ушиб свой пальчик. (Придумать мелодию в миноре) А-А-А-А…………..

Завязали пальчик, засмеялся мальчик. (Придумать мелодию в мажоре) Ха – Ха – Ха – Ха……….

Так, как Баба Яга является любимым персонажем всех детей, вызывает у детей яркие эмоции, можно использовать с младшими школьниками импровизацию с зеркалом. На ученика надевается парик Бабы Яги, и он придумывает мелодию на слова: “На красавицу Ягу, наглядеться не могу ” У каждого ученика слаживается свой образ сказочного персонажа.

У одних детей она получается злая, у других – смешная, у третьих – добрая и весёлая. У каждого своя, неповторимая.

Эмоциональное исполнение песни – залог того, что дети полюбят её, будут петь охотно и выразительно. Кроме того, без эмоционального компонента музыкального слуха невозможно развить музыкальные способности детей. С этой целью можно предложить детям упражнение “Испорченный телевизор ”, которое целесообразно проводить со всей группой одновременно. Перед выполнением упражнения, настраивая учащихся на выразительное пение, предложить детям представить. Что они выступают по телевизору, но по техническим причинам телевизор испортился (не стало звука). Мамы, папы, бабушки и т. д. смотрят детей по телевизору и должны без звука, по артикуляции, мимике и настроению детей узнать, о чём песня, понять слова.

При исполнении аналогичной игры “Иностранец ”, дети при пении изображают приехавшего в гости иностранца, который должен понять, о чём поют дети по настроению и эмоциям на лицах детей. Если песня весёлая, то глаза детей должны блестеть радостью, а если грустные, брови опущены и сдвинуты, на лице видна грусть.

Упражнение “Через стекло ” имеет цель спеть так, чтобы через стекло, по губам были понятны не только слова, и характер песни.

Развитию эмоциональности, песенного творчества, умения чисто интонировать мелодию, чувствовать тонику, помогает упражнение “Паук и мухи

На паркете в восемь пар мухи танцевали

Увидали паука, в обморок упали!

В ходе задания дети учатся умению удерживать интонацию на одном звуке. Кроме того петь выразительно, передавая характер песенки.

Для развития чувства ритма младших школьников, тоже есть интересные игровые упражнения, нацеленные на развитие этого компонента музыкальных способностей. Дети с интересом играют в игру “Повтори ритм ”. Один ребенок выполняет хлопками, притопами или на музыкальном инструменте (допустим, бубен), ритм, все остальные повторяют. В игре “Ритмический кубик ” можно разделить детей на подгруппы. На сторонах кубика графически изображены различные комбинации ритмических рисунков. Дети, по очереди бросают кубик и отбивают соответствующий ритм. Для более точного воспроизведения ритма при разучивании песни используем игру в дирижёра. Кто-то из детей, “волшебной палочкой” подсказывает ритм при исполнении мелодии.

Занятия пением должны приносить не только радость и положительные эмоции, но и производить психопрофилактический характер, создавать возможность для самовыражения. Специальные распевки по музыкотерапии В. Н Петрушина повышают жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, умение раскрепощаться. Эти упражнения на формулу повышения самооценки помогают неуверенным и стеснительным детям.

Тренировать дыхание можно тоже с помощью интересный упражнений, которые учат правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы, развивать динамический слух.

Шарики

Вот как шарик надувает, а рукою проверяем (вдох).

Шарик лопнул, выдуваем, наши мышцы расслабляем (выдох).

Дети должны представить себе большой воздушный шар и попробовать его надуть. Что сначала нужно делать? Как правильно дуть, покажите? Звучит тихая музыка. На крещендо дети “надувают шарик”, короткими вдохами и выдохами, пока не лопнет. Сильная доля – вдох, слабая – выдох, чем громче музыка, тем больше шарик. Сначала вдохи короткие, так, как шарик маленький, затем длинные.

Так постепенно наши дети приучаются к музыкальному искусству, учатся красиво петь, а это очень важно, так как вместе с музыкальными способностями у детей формируются новые знания и интересы. Становится богаче и разнообразнее их духовный мир.

Проблема диагностики музыкальных способностей остается наиболее актуальной для современной психолого-педагогической науки несмотря на то, что первая попытка ее решения датирована 1883 г. и принадлежит К. Штумпфону - основоположнику музыкальной психологии. Почему же и сегодня эта проблема является актуальной?

Во-первых, потому, что до сих пор проблемой остаются сами музыкальные способности, структура музыкальности человека.

Во-вторых, музыкальные способности представляют собой сложное сочетание природного (врожденного), социального и индивидуального.

В-третьих, потому, что проявление способностей всегда индивидуально, что должно найти отражение в диагностике, интерпретации ее результатов.

В-четвертых, существующие диагностики требуют в одних случаях уточнения, а в других и поиска новых адекватных диагностических методов.

Прежде всего уточним роль диагностики музыкальных способностей, т. е. ответим на вопрос: для чего она нужна?

Изучение музыкальных способностей позволит целостно и синтетически изучить своеобразие музыкальности ребенка и определить индивидуальный путь ее формирования в детском саду.

Назначение диагностики музыкальных способностей дошкольников связано с исследованием музыкальности ребенка, изучением ее индивидуальной структуры. Результаты диагностики позволят педагогам грамотно развивать музыкальные способности ребенка в логике его индивидуального развития, его индивидуальных возможностей.

Какие существуют сегодня подходы к диагностике музыкальных способностей дошкольников?

В диагностике, предложенной Н. А. Ветлугиной в пятидесятые годы прошлого столетия, есть много идей, которые требуют возрождения и возвращения в современную практику детского сада. Так, например, в изучении музыкальных способностей особое внимание уделялось поведению детей, описанию их индивидуальных особенностей, проявлений музыкальности, которые составлял воспитатель, наблюдая за ребенком в повседневной жизнедеятельности и в процессе музыкальных занятий.

Для диагностики исследователем использовались музыкальные игры и игровые задания, организованные в форме занятий с небольшой подгруппой детей (3 - 4 человека). Позднее для диагностики музыкальных способностей детей создавались специальные музыкальные инструменты и пособия, к которым, безусловно, следует отнести «Музыкальный букварь» (М., 1989), заслуживающий высокой педагогической оценки. Именно это пособие мы рекомендуем использовать прежде всего педагогам дошкольного образования и родителям, стремящимся изучить музыкальность ребенка, понять ее особенности.

К способам обследования музыкальных явлений Н. А. Ветлугина относит: вслушивание, узнавание свойств музыкальных звуков; сравнивание их по сходству и контрасту; различение их выразительного значения; их воспроизведение с одновременным слуховым контролем в певческих интонациях, игре на инструментах, выразительных ритмических движениях; комбинирование звуковых сочетаний; сопоставление с принятыми эталонами.

Показатели проявления музыкальных способностей детей в процессе музыкальных игр по Н. А. Ветлугиной следующие.

1. Способность воспринимать музыку, чувствовать ее ритмическую выразительность, непосредственно и эмоционально откликаясь на нее, выражающаяся:

· в заинтересованном, внимательном слушании музыки, о чем можно судить при наблюдении внешнего поведения детей;

· в различении изменений в музыке, чередования ее выразительных средств;

· в улавливании линии развития художественных образов, последовательности «музыкального рассказа».

2. Способность выразительно, непринужденно, ритмично двигаться под музыку, проявляющаяся:

· в увлеченности движением под музыку, в готовности выполнять поставленные задачи, связанные с музыкой и движением;

· в непосредственной, искренней передаче игрового образа, в попытках воплотиться в этот образ, в поисках правдивых, естественных движений, соответствующих характеру музыки и сюжету игры;

· в произвольности движений (умении подчинять их ритму музыки, «укладывать» во времени и пространстве, проявляя при этом быструю реакцию, инициативу, находчивость);

· в ритмичности движений, свидетельствующей о правильных ощущениях метроритмической пульсации, ритмического рисунка, акцентов, сильных долей метра, музыкальной формы; в проявлении творческой инициативы, выдумки, выражающейся в придумывании, «сочинении» отдельных элементов игры.

3. Способность оценивать красивое в музыке и движении, ритмическую выразительность, проявлять музыкальный вкус в пределах, возможных для данного возраста, которая выражается:

· в свободном различении характера музыки и связи его с характером движения;

· в правильном различении формы произведения, наиболее ярких средств его выразительности в сочетании с аналогичными особенностями движения;

· в способности дать вербальную характеристику музыке;

· в оценке качества движений у себя и у своих сверстников.

Таблица 13. Критерии развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста (по О. П. Радыновой)

Ладовое чувство Музыкально-слуховые представления Чувство ритма
Младшая группа
Внимание. Подпевание знакомой мелодии с сопровождением Воспроизведение в хлопках простей-шего ритмического рисунка мелодии из 3 - 5 звуков.
Просьба повторить. Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки.
Наличие любимых произведений. Соответствие движений ритму музыки.
Внешние проявления (эмоциональные).
Узнавание знакомой мелодии
Средняя группа (добавляются следующие критерии)
ческого рисунка мелодии.
Высказывания о характере музыки (двухчастная форма). Пение малознакомой попевки (после нескольких ее прослушиваний) с сопровождением. Воспроизведение в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии
Узнавание знакомой мелодии по фрагменту. Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3 - 4 звуков на металлофоне Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с контрастными частями.
Определение окончания мелодии. Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма)
Определение правильности интонации в пении у себя и у других
Старшая группа (добавляются следующие критерии)
Высказывания о музыке с контрастными частями. Пение знакомой мелодии без сопровождения. Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с неконтрастными частями.
Окончание на тонике начатой мелодии Пение малознакомой мелодии без сопровождения.
Подбор по слуху хорошо знакомой короткой попевки на металлофоне.
Подбор по слуху малознакомой попевки

В настоящее время педагогом О. П. Радыновой конкретизированы и более четко выделены показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными особенностями детей (табл. 13). Ведущий диагностический метод О. П. Радыновой - это подгрупповые и индивидуальные задания для детей. Короткие тестовые задания, скрининги для детей среднего и старшего дошкольного возраста предлагает использовать и А.Н. Зимина. Образцы этих заданий мы приводим в таблице 14.

Автор также дает несколько рекомендаций по организации диагностической процедуры: во-первых, до начала диагностики педагог должен знать ситуацию развития ребенка, уточнить условия, в которых существует ребенок, его индивидуальные особенности; во-вторых, диагностику следует проводить в привычной для ребенка обстановке. Педагогу важно быть доброжелательным в общении с дошкольником, помогать ему сориентироваться в заданиях посредством простых и понятных вопросов. Выслушивать ребенка педагог должен до конца, не перебивая и не поправляя его ответы. В ходе диагностики необходимо широко использовать наглядный материал. Действия педагога в процессе диагностики должны осуществляться четко по соответствующему алгоритму.

Рассмотренные варианты диагностики музыкальных способностей относятся к традиционным. Исследователь современных проблем музыкального воспитания детей Ю. Б. Алиев считает, что традиционно используемые методы в диагностике музыкальных способностей проверяют и оценивают «не музыкальные способности, как думают взрослые, а определенные навыки воспроизведения мелодии голосом; не музыкальную память, которая у ребенка еще не может быть полноценно сформирована, а непроизвольные слуховые представления; и, что бывает не столь уж редко, не музыкально-ритмическое чувство, а чувство метра» (СНОСКА: Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). - Воронеж, 1998. - С. 100 - 101).

Ведущими критериями музыкальности современного ребенка Ю. Б. Алиев считает яркое эмоциональное переживание музыки, интерес к ней, желание заниматься музыкальной деятельностью.

Ученый предлагает осуществлять диагностику музыкальных способностей в детском саду нетрадиционными методами, используя в качестве диагностики пробные музыкальные занятия, экзамен-процесс, который организуется по принципу приемных испытаний детей, желающих поступить в музыкальную школу.

Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. - М., 1983.

Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. - М.,1989.

Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. - М., 1994.

Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. - М., 1993.

В большей степени хотелось бы обратить внимание на диагностику музыкального опыта дошкольников, включающую в себя изучение:

· опыта эмоционально-ценностного отношения ребенка к музыке, т.е. интереса к музыке, детских музыкальных предпочтений и вкусов дошкольника, личностной включенности в музыкальную культуру;

· опыта знания музыки, т. е. музыкального кругозора ребенка (ориентации в музыкальных произведениях) и элементарной музыкальной эрудиции;

· опыта умений взаимодействовать с музыкой, а именно обобщенных способов музыкальной деятельности детей, необходимых в любом виде музыкальной деятельности (адекватно реагировать на характер музыки; осуществлять художественно-эмоциональное восприятие музыкального образа; понимать - декодировать музыкальный образ; деятельностно выражать эмоциональное отношение к музыкальному образу; интерпретировать музыкальные образы в разных видах художественной и игровой деятельности); сюда же входят специальные (технические) умения детей - певческие, инструментальные, танцевальные, изучение которых осуществляется в процессе диагностики музыкальных способностей дошкольников и при целенаправленном наблюдении музыкальным руководителем детского сада в течение учебного года;

· опыта творческой деятельности или творческого включения в музыкальную деятельность, который накапливается в процессе активного участия ребенка в разных видах музыкальной деятельности; сюда же входят интерпретации музыкальных образов в доступных и интересных видах деятельности, попытки музыкального сочинительства.

Рассмотрим возможные варианты таких диагностик с учетом принципов, выделенных в § 9.

Примерная диагностика художественного восприятия музыкальных произведений детьми старшего дошкольного возраста

Цель: изучить особенности художественного восприятия музыкальных произведений П. И. Чайковского (в единстве компонентов художественного восприятия музыки: эмоциональной отзывчивости; интереса к слушанию музыки; музыкальной эрудиции) детьми старшего дошкольного возраста.

Используемые методы диагностики: диагностические задания, наблюдение за проявлениями детей в процессе восприятия музыкальных произведений, беседа-обсуждение.

Диагностическое задание 1

Цель: изучение эмоциональной отзывчивости и устойчивости интереса дошкольников к восприятию музыки.

Детям предлагается для прослушивания (1 - 1,5 мин) два отрывка: «Песня жаворонка» из «Детского альбома» и марш из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. В процессе наблюдения за поведением детей в ходе слушания музыки фиксируются следующие особенности восприятия:

· сосредоточенность (внимание в процессе всего восприятия, его устойчивость);

· воспроизведение в мимических, двигательных реакциях ритмического рисунка;

· проявление у ребенка интереса к слушанию музыки;

· наличие эмоционального отклика на музыку (эмоциональная активность в процессе слушания);

· адекватность эмоциональных реакций передаваемому в произведении настроению.

Особенности восприятия фиксируются в протоколе. Качественные проявления оцениваются по 3-балльной системе:

· 1 балл - низкий уровень эмоциональной отзывчивости: ребенок отвлекается, не слушает;

· 2 балла - средний уровень эмоциональной отзывчивости: внешние показатели проявляются по инициативе взрослого, носят не устойчивый характер;

· 3 балла - высокий уровень эмоциональной отзывчивости: показатели проявляются ярко, без инициативы взрослого.

Таким образом, суммарный балл по результатам слушания двух музыкальных отрывков позволит определить уровень эмоциональной отзывчивости дошкольников:

· 24 - 30 баллов - высокий;

· 20 - 24 балла - средний;

· до 20 баллов - низкий.

Диагностическое задание 2

Цель: изучение степени осознания детьми эмоционального настроя музыки, передаваемого через средства музыкальной выразительности.

После прослушивания отрывков (задание 1) с каждым ребенком индивидуально организуется беседа, в процессе которой, выбирая из предложенных слов, он определяет характер музыкального произведения (так как самостоятельный подбор слов для ребенка сложен). Для этого отобраны слова-эпитеты из «Словаря эмоционально-образного содержания музыки» (по О. П. Радыновой).

Марш из балета «Щелкунчик»

«Песня жаворонка»

Педагог просит ребенка обосновать свой выбор того или иного эпитета (почему ты так думаешь?).

Диагностическое задание 3

Цель: изучение особенностей музыкальной эрудиции (знаний в области музыки) дошкольников.

Проводится индивидуальная беседа с ребенком, в ходе которой задаются следующие вопросы.

1. Зачем людям нужна музыка?

2. Какие чувства выражает музыка?

3. Что ты любишь делать под музыку?

4. Что значит «классическая музыка»? Какую классическую музыку ты знаешь?

5. Каких композиторов ты знаешь?

6. Какая музыка у твоего любимого произведения?

7. Что в музыке можно передать с помощью быстрого темпа?

Критерии оценки (табл. 15) основаны на уровнях освоения детьми образовательной программы «Детство» (раздел «Ребенок в мире музыки»).

Таблица 15. Критерии оценки восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста по программе «Детство»

Низкий уровень восприятия Ребенок проявляет активность только в некоторых видах музыкальной деятельности. Не узнает музыкальные произведения, которые слушались на занятиях ранее. Плохо ориентируется в музыкальных средствах выразительности. Не может объяснить их назначение
Средний уровень восприятия Ребенок понимает средства музыкальной выразительности, но не всегда может объяснить их использование. Не может проанализировать музыку. В своих ответах не уверен. Имеет музыкальные предпочтения, хорошо объясняет на примере любимых произведений свое понимание музыкального образа
Высокий уровень восприятия Ребенок музыкально эрудирован. Знает музыкальные средства выразительности, может указать на некоторые из них. Дифференцированное восприятие носит осознанный, системный характер. Имеет представления о жанрах классической музыки

Диагностическое задание 4

Цель: определение возможностей восприятия музыкального произведения и отражение воспринятого через интеграцию визуальных и слуховых впечатлений.

Закономерная взаимосвязь между эмоциями и цветом (А. Н. Лутошкин и др.) позволяет ввести в качестве дополнительного диагностического материала ряд цветовых индикаторов эмоциональных состояний. Исходным для построения подобной диагностики является установленное в психологии константное соответствие определенных цветовых оттенков различным тональностям эмоциональных состояний человека.

Детям предлагается в процессе прослушивания небольшого отрывка из музыкального произведения («Камаринская», «Болезнь куклы», «Утренняя молитва») выбрать карточку именно того цвета, каким бы они нарисовали данную мелодию. Задача ребенка - с помощью эмоционального кода воссоздать модальный цветовой образ музыкальной композиции.

Посредством введения цветовой символики проверяется эмоциональная реакция на три разнохарактерных (принцип контраста) мелодии. Предложенные мелодии отличаются эмоциональным настроем.

Обобщенныерезультаты диагностики позволяют выделить следующие группы детей, отличающихся особенностями художественного восприятия музыкальных произведений П. И. Чайковского (в единстве компонентов - эмоциональной отзывчивости на музыку, интереса к слушанию, музыкальной эрудиции).

Группы детей с разнообразными особенностями художественного восприятия музыкальных произведений

Фантазеры

Эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения проявляется в мимических, двигательных реакциях, интересе к ритмическому рисунку, смене темпоритма. Для таких детей в значительной степени характерна эмоциональная активность в процессе слушания музыки - сопереживание очень бурное, ясно выражены адекватные эмоциональные реакции. Ребенок понимает и по-своему интерпретирует содержание того музыкального произведения, которое для него более значимо, представляет свои сюжеты, его захватывает процесс интерпретации, т. е. придумывания содержания к отрывку. Интерес ребенка к процессу слушания музыкального произведения ситуативен, обусловлен «близостью» содержания игровым интересам ребенка. У таких детей развиты воображение, фантазия. Поэтому они в значительной степени сензитивны к бисенсорному воздействию. Однако само музыкальное произведение, его средства выразительности занимают второстепенное место. Тем не менее именно через понимание средств музыкальной выразительности ребенок строит свое игровое содержание. Такие дети обладают достаточным запасом знаний о музыке и музыкальных средствах выразительности, но их объяснения носят субъективный, авторский характер.

Мечтатели

Группа этих детей отличается высокой восприимчивостью и чуткостью в проявлении эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение. Для них характерна устойчивость сосредоточения. Ребенок слушает внимательно, почти «отключается» от внешних раздражителей, познает музыкальное произведение как своеобразный, поэтический мир, что доставляет ему явное удовольствие, не пытается «вникнуть» в содержание или различить средства музыкальной выразительности. Для него ценно и значимо музыкальное произведение в целостности, в единстве всех компонентов. Дошкольник не проявляет эмоциональной активности в процессе слушания, эмоциональные реакции бедные, однако он достаточно точно отражает эмоциональный настрой произведения через слово (подбор эпитетов). Часто использует сравнения. Уровень знаний в области музыки незначителен. Не развито дифференцированное восприятие музыкального произведения. Ребенок имеет свои музыкальные предпочтения. Бисенсорное воздействие продуктивно и индивидуально.

Рационализаторы

Для детей данной группы характерен интерес к музыкальным произведениям, проявляющийся в условиях подкрепления слуховых впечатлений зрительными или какими-то другими. Дети склонны опираться на известные образы, сравнивать с известными мелодиями. Ассоциативный ряд проявляется во взаимосвязи с явлениями общественной жизни: «Я уже слышал это по телевизору...» и т.п. Музыкальное произведение привлекательно с точки зрения известности, «знакомства», распространенности. Дети данной группы стараются объяснить, прокомментировать средства музыкальной выразительности. Воображение развито слабо. Эмоциональная активность проявляется в случае, если произведение знакомо, или при многократном повторе. Устойчивость и сосредоточенность внимания в процессе художественного восприятия выражены слабо. Эмоциональные реакции чаще всего проявляются по инициативе взрослого. Настроение музыкального произведения понимается, но в значительной степени с опорой на содержание. Знания в области музыки поверхностны, ситуативны. Отражение музыкальных впечатлений через интеграцию слуховых и зрительных впечатлений затруднено, впечатления выражаются часто через графический образ. Основная особенность данной группы детей - стремление к логической интерпретации музыкального произведения.

Потребители

Группа детей, отличающихся поверхностным восприятием музыки. Поведение и эмоциональные реакции неустойчивы, в значительной степени ситуативны, сосредоточение при восприятии музыкального произведения затруднено. Эмоциональные и двигательные реакции неосознанны, наблюдается их частая смена, не всегда адекватная настроению музыки. Однако при включении этих музыкальных произведений в повседневную жизнь ребенка они могут способствовать большей организованности, собранности, стимулировать деятельность. Эмоциональное настроение легче воспринимается через контрастные эпитеты. При этом дети стремятся скорее угадать, нежели подумать. Ребенок плохо ориентируется в средствах музыкальной выразительности, не проявляет к ним интереса. Ценностное отношение к музыкальным произведениям не сформировано.

Примерная диагностика исполнительской (песенной) деятельности старших дошкольников

Цель: изучить особенности исполнительской (песенной) деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Используемые методы диагностики: беседа, наблюдение, диагностическая ситуация, анализ продуктов детской деятельности.

Беседа направлена на выявление отношения ребенка к песенному исполнительству и привлекательной для дошкольника тематики детских песен. Беседа проводится с каждым ребенком индивидуально и включает следующие вопросы.

1. У тебя есть любимые песни? Про кого они?

2. Когда у тебя хорошее настроение, какую песню ты поешь?

3. Как ты думаешь, какие песни нравятся другим детям?

4. Какую песню ты бы подарил маме, если бы увидел, что она грустит?

5. Тебе больше нравится петь самому или слушать, как поют другие?

6. Ты любишь петь один или вместе с другими детьми? Слушают ли дети, как ты поешь?

7. Тебе нравится слушать песни по радио или по телевизору? Где ты больше поешь: дома или в детском саду?

В ходе беседы необходимо выявить следующее:

· какие песни предпочитают дети;

· кто чаще всего является героем детских песен;

· отношение детей к пению;

· песенный репертуар, характерный для детей данной группы.

Целенаправленное наблюдение за детьми во время их свободной деятельности (в перерывах между занятиями, на прогулках, во время игр и т.д.) проводится с целью определения частоты использования песен в повседневной жизни детского сада и их разнообразия. Результаты наблюдения рассматриваются по таким показателям:

· музыка звучит в повседневной жизни детского сада;

· дети поют по своему желанию;

· проводят свободное от занятий время в музыкальной зоне группы;

· занимаются самостоятельной музыкальной деятельностью;

· сочиняют песни по собственному желанию;

· проявляют самостоятельность и активность в процессе сочинительства;

· привлекают вспомогательные средства в ходе сочинительства.

Игровая педагогическая ситуация используется с целью выяснения эстрадных предпочтений детей. Для этого проводится музыкальный досуг «Песня года», где детям предлагается перевоплотиться в звезд современной эстрады и исполнить знаменитый хит любимого певца.

В ходе исполнения детьми песен определяются:

· характер исполнения песни (хорошо или плохо копирует исполнителя);

· способность детей к перевоплощению;

· обоснованность выбора образа исполняемой песни;

· влияние социокультурной среды на предпочитаемую ребенком песню.

Метод изучения продуктов детской деятельности проводится с целью выяснения желания детей заниматься песенным творчеством, развития у них способностей и необходимых умений.

Для этого проводится беседа с каждым ребенком. Например: «Представь, что ты юный композитор и выступаешь перед зрителями со своей собственной песней. Подумай, какую песню ты будешь петь, объяви ее название и спой».

Материал: ноты, пианино, игрушечный микрофон.

Анализируя исполнение песни, выявляем:

1. наличие творческих способностей:

· ребенок поет уже известную ему песню;

· ребенок поет совершенно новую песню;

· ребенок поет песню на известные слова, используя свой мотив;

· ребенок поет песню на известный мотив, используя свои слова;

2. наличие музыкальных способностей:

· мелодия заканчивается тоникой;

· мелодия имеет определенный ритмический рисунок;

3. оригинальность исполнения - наличие сюжета, связанности.

Примерная диагностика исполнительской (танцевально-ритмической) деятельности старших дошкольников

Цель: изучить особенности исполнительской (танцевально-ритмической) деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Используемые методы диагностики: беседа, наблюдение, диагностические игровые упражнения, анализ продуктов детской деятельности, беседа с воспитателями, анкетирование родителей.

Беседа с детьми проводится с целью выявить степень заинтересованности детей музыкально-ритмической деятельностью. Примерные вопросы:

1. Знаешь ли ты, что такое музыка?

2. Любишь ли ты слушать музыку?

3. Где ты слушаешь музыку?

4. Есть ли у тебя дома магнитофонные записи с детскими песнями, музыкальными сказками?

5. Любишь ли ты петь, танцевать? (Что ты любишь больше?)

6. Какая самая любимая твоя песня? Танец?

7. Поете ли вы вместе с мамой, папой?

8. Танцуете ли вы с мамой, папой?

9. Когда ты был последний раз в театре? Что смотрел?

10. Бывал ли ты когда-нибудь в оперном театре?

11. Что такое балет?

12. Что такое опера?

13. Как ты думаешь, для чего людям нужны музыка и танец?

Анкетирование родителей. Примерные вопросы.

1. Какое место занимает музыка в жизни вашего ребенка?

2. Любит ли он ее слушать? Какую музыку предпочитает?

3. Какое самое любимое музыкальное произведение вашего ребенка? А ваше?

4. Любит ли он под эту музыку двигаться, танцевать?

5. Понимает ли он содержание музыки?

6. Передает ли в движении характер музыки, ритм?

7. Насколько эмоционально реагирует ваш ребенок на музыку?

8. В чем это выражается?

10. Каково ваше участие в музыкальном развитии ребенка: есть ли дома фонотека детской музыки? Посещаете ли вы детские музыкальные спектакли? Смотрите ли по телевизору музыкальные программы вместе с ребенком? Обсуждаете ли их?

Беседа с педагогами. Примерные вопросы.

1. Как, по-вашему, относятся дети к музыкальным занятиям?

2. Кто из детей проявляет наибольший интерес к исполнению музыки? К музыкально-ритмической деятельности?

3. Какой вид деятельности предпочитают дети на музыкальном занятии?

4. Как часто дети вашей группы занимаются в зоне самостоятельной музыкальной деятельности?

5. Сколько детей ежедневно играют в зоне самостоятельной деятельности? Какие музыкальные инструменты они предпочитают?

6. Используют ли дети движения, разученные на музыкальных занятиях, в своих играх?

7. Как часто звучит музыка в вашей группе?

8. Какие произведения предпочитают дети слушать? Под какую музыку предпочитают двигаться?

9. Включаете ли вы в практику своей работы совместную музыкально-ритмическую деятельность с детьми?

Таблица 16. Уровни интереса детей старшего дошкольного возраста к музыке и музыкально-ритмической деятельности (по программе «Детство»)

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Поверхностный интерес к музыке, танцу, ритмике. Интерес к музыкально-ритмической деятельности достаточно устойчив, но характеризуется частым переключением внимания. Интерес к музыкально-ритмической деятельности глубокий и стойкий.
Не предпринимает попытки выразить музыкальные образы в движении. Предпринимает попытки выразить в движении музыкальные образы. Ритмика, танец, музыкальные двигательные игры - предпочитаемые виды деятельности.
Суждения и оценки по поводу музыкально-ритмической деятельности неглубкие, несодержательные, необъективные и немотивированные. Суждения и оценки по поводу музыкально-ритмической деятельности не всегда обоснованы. Суждения и оценки по поводу музыкально-ритмической деятельности мотивированы, объективны, содержательны.
Не использует движения под музыку в свободной деятельности Самостоятельное, фрагментарное внесение танцевальных движений в свою деятельность Самостоятельная музыкально-ритмическая деятельность систематическая и устойчивая

Особенности интереса детей 5 - 6 лет к музыкальным занятиям определяются в результате их ответов и сопоставления с ответами воспитателей и родителей. Уровни интереса детей представлены в таблице 16.

Особенности восприятия музыкальных произведений детьми старшего дошкольного возраста исследуются в совокупности изучения:

· процесса слушания музыкальных произведений детьми;

· музыкальной эрудированности детей;

· включенности ребенка в анализ музыкального произведения в результате наблюдения за ним.

Таким образом, мы определяем детей с разным уровнем художественного восприятия в сочетании всех компонентов данного процесса.

Высокий уровень восприимчивости. Дети тщательно вслушиваются в каждую фразу музыкального произведения, различают жанры, характер, содержание. Имеют прочные знания о выдающихся русских и зарубежных композиторах, о народной, классической и современной музыке, о различных жанрах. Умеют выделить фрагменты, имеющие доминирующее значение для эмоционального содержания музыки. Способны к подробному анализу музыкального произведения, понимают связь между отдельными музыкальными фразами, чувствуют смену настроения в музыке, динамику музыкального образа и средств его воплощения.

Средний уровень восприятия. Ребенку присуща способность внимательно прослушать музыкальное произведение, но он не готов вслушиваться в интонационные ходы, различать средства выразительности, определять смену настроения, динамику музыкального образа. Он имеет знания об отдельных композиторах и некоторые представления об их роли в развитии музыкальной культуры, но эти знания фрагментарны и бессистемны. Дети этой группы способны к анализу музыкального произведения, но путают последовательность основных компонентов, обеспечивающих логику анализа.

Низкий уровень восприятия. Дети не умеют сосредоточенно прослушать музыкальное произведение до конца, отвлекаются, не проявляют интереса к его звучанию. У них нет представления о композиторе, написавшем произведение, о единстве музыкального образа и средств его воплощения, нет навыка анализа музыкального произведения.

Диагностика специальных двигательных умений ребенка в контексте музыкально-ритмической деятельности осуществляется в соответствии с уровнями, разработанными по программе «Детство» и представленными в таблице 17.

Таблица 17. Уровни развития специальных музыкально-ритмических умений старших дошкольников по программе «Детство»

Игровые диагностические задания для выявления особенностей воспроизведения детьми старшего дошкольного возраста музыкальных образов в движении.

Вариант 1. Несюжетные этюды

Детям предлагается послушать музыку, определить, сколько частей в произведении, их характер. Затем, после повторного прослушивания каждой части, дети определяют, какие движения можно исполнить под эту музыку, и самостоятельно выполняют их.

Пример: «Тема с вариациями», музыка Т. Ломовой (задание на различение характера музыки и формы музыкального произведения). Двигательная основа этюда: плавный шаг, подскоки, бег, ходьба.

Вариант 2. Сюжетные этюды

Вначале следует образный рассказ, раскрывающий сюжет этюда. Затем исполняется музыка. Дети сами должны найти соответствующие движения, помогающие эмоционально передать игровой образ сюжета. Такие этюды могут быть выполнены небольшой группой детей или индивидуально.

Пример: «Подружки», музыка Т. Ломовой.

Сюжет: пошли подружки в поле погулять, а там цветов красивых видимо-невидимо. Как зеленый ковер, трава расстилается, под теплым ветерком цветы головками кивают. Стали девочки цветы собирать - красный мак, белую ромашку, синие васильки, лиловые колокольчики, розовую кашку. Нарвали большие букеты и начали плести венки. Надели венки на голову - собой любуются. Притопнули каблучком и заплясали. Довольные прогулкой, пошли девочки обратно домой.

Музыка представляет собой 3-частную форму, предполагающую действия: 1 часть - прогулка, сбор цветов, плетение венков, 2 часть - веселый перепляс и 3 часть - ходьба.

В процессе анализа результатов особое внимание обращается на следующие моменты:

· интерес ребенка к заданию;

· готовность свободно включиться в танцевальную импровизацию;

· понимание и переживание музыкального образа в исполняемом этюде, адекватность его передачи в движении;

· владение танцевальными умениями;

· нестереотипность танцевальной импровизации.

В данной главе раскрыто значение диагностики в проектировании процесса музыкального воспитания и развития дошкольников в детском саду, доказана ее необходимость в личностно ориентированном образовании ребенка. Определены принципы, на которых базируется диагностика, ведущие диагностические задачи, связанные с исследованием музыкальных способностей детей и изучением своеобразия детского музыкального опыта. Вы можете ознакомиться с различными авторскими подходами к диагностике музыкальных способностей дошкольников и детской музыкальной деятельности, вариантами диагностических пакетов, включающих разнообразные формы и методы изучения, критерии оценки. На их основе педагог и музыкальный руководитель могут уверенно разрабатывать свои собственные диагностики и использовать их в практике дошкольного образовательного учреждения.

Темы для обсуждения

1. Диагностика музыкального воспитания и развития дошкольников - отправная точка личностно ориентированного музыкально-педагогического процесса в современном детском саду.

2. Предметная область диагностики музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.

3. Диагностика музыкального воспитания и развития дошкольников - это задача психодиагностики или педагогической диагностики? Обоснуйте свой ответ и докажите возможность или невозможность постановки вопроса таким вот образом.

4. Основные принципы диагностики музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.

5. Диагностическая процедура музыкальных способностей и детской музыкальной деятельности: подводные камни и рекомендации по их преодолению.

6. Взаимодействие специалистов и педагогов в ходе организации диагностики музыкальных способностей и музыкальной деятельности ребенка-дошкольника.

Индивидуальные задания

1. Разработайте экспресс-диагностику интереса ребенка к музыке, направленности на определенный вид детской музыкальной деятельности.

2. Разработайте экспресс-диагностику эмоциональной отзывчивости ребенка определенного дошкольного возраста (возраст по выбору) на музыку.

3. Разработайте экспресс-диагностику музыкального кругозора ребенка определенного дошкольного возраста (возраст по выбору) и элементарной музыкальной эрудиции.

4. Критерии оценки и самооценки к заданиям 1-3: предметность диагностики, четкость цели; адекватность предлагаемых диагностических методов цели и возрасту детей; информативность и валидность диагностики; наличие критериев оценки диагностических результатов; легкость в применении; новизна диагностики, оригинальность, творческий подход в разработке; удовлетворенность собственным результатом.

5. Предложите вариант сотрудничества специалистов (психолога, музыкального руководителя, руководителя изостудии, специалиста по ритмике и танцу, педагога по английскому языку и др.), воспитателя и родителей в организации диагностики музыкальных способностей детей дошкольного возраста на уровне постановки диагностических задач (кто какие задачи готов и должен решать в диагностической процедуре).

6. Критерии оценки и самооценки: эффективность предлагаемого варианта сотрудничества в условиях диагностики; четкость и адресность задач; адекватность задач возможностям специалистов ДОУ, педагогов, родителей; широта круга взаимодействия (более 4 участников диагностики); целостность и комплексность диагностики; удовлетворенность собственным результатом.

Задание для подгруппы студентов

Разработайте в подгруппе два диагностических пакета:

· диагностику общих (музыкальных) способностей дошкольников (возраст по выбору);

· диагностику музыкального опыта дошкольников и технологию организации диагностической процедуры в каждом случае.

Оформите диагностики для выставки-конкурса достижений современной психолого-педагогической науки.

За несколько дней до практического занятия обменяйтесь диагностиками в подгруппах и представьте экспертное заключение по ним. В ходе анализа выясняется:

· предмет диагностики, верность его формулировки в зависимости
от подхода, на котором она базируется;

· цель диагностического пакета;

· адекватность разработанных методов цели и предмету диагностики;

· комплексность диагностики;

· доступность диагностических средств и методов специалистам и педагогам ДОУ;

· легкость, компактность диагностических процедур, удобство применения (разработаны бланки, таблицы и т.д.);

· критерии диагностик и процедуру обработки данных в логике подхода, на котором базируется диагностика;

· адресность диагностики (кому она адресована, доступна);

· правильность оформления диагностического пакета.

В заключение делается вывод о возможности: а) рекомендовать анализируемые диагностические материалы к использованию; б) рекомендовать к использованию после доработки; в) о невозможности рекомендовать к использованию в практике дошкольных образовательных учреждений.

На практическом занятии готовится выставка-презентация диагностических пакетов с выступлением-заключением экспертов и свободной дискуссией по результатам.

Критерии оценки и самооценки задания:

· наличие двух диагностических пакетов, их предоставление в срок экспертам;

· четкость, логичность выступления эксперта на выставке;

· наличие вопросов к группе разработчиков;

· свое видение некоторых спорных вопросов (наличие ответов на вопросы, возникшие в процессе экспертизы).

Контрольные вопросы и задания

1. Докажите целесообразность и необходимость диагностики в проектировании процесса музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.

2. В чем заключаются основные проблемы диагностики музыкальных способностей и музыкальной деятельности в дошкольном детстве?

3. Какие ведущие научные отечественные и зарубежные подходы к изучению музыкальных способностей и музыкальной деятельности до школьников вам близки и понятны?


Цель исследования: определение уровня развития музыкальных способностей и чувства ритма детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

Подобрать диагностический инструментарий, направленный на изучение уровня развития музыкальных способностей и чувства ритма детей старшего дошкольного возраста.

Констатирующий эксперимент проводился на базе Муниципального автономного образовательного учреждения СОШ № 5 «Детского сада №12» для детей старшего дошкольного возраста, с нарушением зрения и опорно-двигательного аппарата

2.2. Методики проведения констатирующего эксперимента

В рамках констатирующего эксперимента были использованы следующие методики:

    Методика диагностики музыкальных способностей О.П. Радыновой (Приложение 2).

    Модифицированный вариант диагностики уровня сформированности чувства ритма для старших дошкольников, с использованием музыки и движения, составленную на основе авторских работ А.И. Бурениной и А.Н. Зиминой (Приложение 3).

2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента

В ходе проведения диагностики музыкальных способностей (О.П. Радыновой) были получены следующие данные (Приложения 5):

Ладовое чувство (Диаграмма 1).

Задание № 1: Прослушать и различить три пьесы разные по жанру: марш, полька, колыбельная. Выбрать карточку в соответствии с жанром.

30% - детей внимательно слушали музыкальные фрагменты, определяли жанр (марш, полька, колыбельная) и выполняли задания без подсказки;

60% - слушали невнимательно, отвлекались, определяли жанр музыкального произведения, выкладывали карточки.

10% - задание выполняли верно, нет заинтересованности.

Задание № 2: Слушать не знакомую песню, определить ее характер и содержание (Т. Попатенко «Листопад»; М. Красев «Веселая дурочка»).

0% - внимательно слушает, может определить характер, рассказать, о чем песня.

80% - слушают невнимательно, не могут рассказать о содержании, но могут определить характер.

20% - нет заинтересованности, почти не реагируют на песню.

Задание № 3: С помощью дидактической игры «Медведь, лиса и воробей», определить регистр, выложить соответствующую карточку.

50% - внимательно слушают музыкальные фрагменты, определяют регистр, правильно выполняют задание.

30% - слушают невнимательно, отвлекаются, но могут выполнить задание.

20% - нет заинтересованности, не выполняют задания или выполняют неверно.

Диаграмма 1

Музыкально-слуховое представление (Диаграмма 2).

Задание № 1:

Пропевать знакомую песню самостоятельно с музыкальным сопровождением (А. Филиппенко «Урожайная»; Русская народная песня «По малину в сад пойдем»).

20% - пропевают всю фразу, дикция четкая, интонирование близкое к правильному.

80% - подпевание отдельных слов, дикция не раборчива.

0% - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания.

Задание № 2:

Петь малознакомую песню, с поддержкой педагога с сопровождением (Русская народная песня «Как у наших у ворот»; М. Александров «К нам в гости пришли»).

0% - пропевание всей фразы, с правильным выполнением задания.

50% - подпевание отдельных слов или окончаний слов.

50% - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания.

Задания № 3:

Назвать предложенные инструменты (металлофон, бубен, барабан, треугольник, маракасы), показать приемы игры на различных инструментах.

40% - называют правильно, владеют приемами игры.

60% - называют не правильно или называют не все инструменты, владеют приемами игры.

0% - не может назвать инструменты, плохо владеет приемами игры.

Чувство ритма (Диаграмма 3).

Задание № 1:

Прохлопать ритмический рисунок (Русская народная песня «Василек»; муз. Карасевой «Солнышко – ведрышко»).

20% - точное выполнение ритмического рисунка.

50% - не совсем точное.

30% - невыполнение задания, нет заинтересованности.

Задания № 2:

Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы, двигаться правильно выполняя движение, эмоционально, четко.

30% - смена движений под музыку, движения выполняются правильно, есть чувство пульса.

60% - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку.

10% - малая двигательная реакция на музыку.

Задание № 3:

Самостоятельно инсценировать песню (Песня «Про меня и муравья»; Русская народная песня «А я по лугу гуляла»). Оценивается разнообразие выбранных движений, не подражание друг другу, смена движений в соответствии с текстом песни.

0% - выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку, выполняет разнообразные элементы.

80% - есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия выполненных элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни.

20% - мала двигательная реакции на музыку, нет желания выполнять задание.

Задание № 4:

Предложить ребенку потанцевать под русскую плясовую, выполняя знакомые танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседания с выставлением ноги на пятку, шаг на месте, с продвижением вперед и в кружении). Оценивается правильное выполнение всех элементов, разнообразие выбранных движений, импровизация по музыку.

0% - выразительно исполняет движения, правильно выполняет все элементы, может придумывать свои.

90% - есть желание двигаться под музыку, не все движения выполняются правильно, не может придумать свои.

10% - малая двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание.

В результате проведения диагностики уровня музыкальных способностей были выявлены следующие уровни развития детей: 2 ребенка имеют низкий уровень развития, 8 – средний. Высокого уровня развития музыкальных способностей у данной группы нет (Приложение 4). Низкий уровень развития имеют часто болеющие дети, которые редко посещают детский сад.

На основе теоретического анализа имеющихся вариантов диагностики пространственных представлений дошкольников, мы попытались разработать модифицированный вариант диагностики уровня сформированности чувства ритма для детей старшего дошкольного возраста, с использованием музыки и движения, составленную на основе авторских работ А.И. Бурениной, А.Н. Зиминой.

В диагностическим материале представлено три серии заданий. К каждому заданию определены оценочные критерии от 1 до 3 баллов. (Приложение 3):

В первой серии (Диаграмма 4) мы выявили сформированность движений в соответствии с ритмом. В ней представлены такие задания: 1.1. «Передача в движении характера знакомого музыкального произведения»; 1.2. «Передача в движении характера незнакомого музыкального произведения (фрагмента) после предварительного прослушивания»; 1.3. «Соответствие ритма движений ритму музыки»; 1.4. «Координация движений и внимание» («ритмическое эхо со звучащими жестами»).

Диаграмма 4

По результатам диагностики Серии 1 (Приложение 5) можно сделать вывод, что 75% детей при исследовании сформированности движений в соответствии с ритмом, при передаче в движении характера знакомого музыкального произведения производят смену движений с запаздыванием (по показу других детей), но движения соответствуют характеру музыки.

65% детей передавая, в движении характер незнакомого музыкального произведения движения не достаточно эмоциональны, но соответствуют характеру музыки и только 5% выполняют задание эмоционально и в соответствуют с характером музыки. 30% четко выполняют движения под ритм, 20% - выполняют с ошибками, а 50% не ритмично выполняют движения. При выполнении последнего задания из этой серии детей на высоком уровне не обнаружилось, 50% допускают 1-2 ошибки, а 50% - не справляются с заданием.

Вторая серия (Диаграмма 5) была направлена на изучение воспроизведения ритма. Здесь предложены следующие задания: 2.1. «Воспроизведение ритма знакомой песни под свое пение»; 2.2. «Воспроизведение ритма мелодии, сыгранной педагогом на инструменте»; 2.3. «Воспроизведение ритма песни шагами»; 2.4. «Воспроизведение ритмических рисунков в хлопках или на ударных инструментах» («ритмическое эхо»).

Диаграмма 5

По результатам диагностики Серии 2 (Приложение 5) можно сделать заключение, что 70% детей воспроизводят ритм знакомой песни с ошибками, 30% без. 70% детей допускают ошибки при определении ритма песни, сыгранной педагогом, 20% справляются безошибочно. 80% воспроизводят ритм только шагами, стоя на месте, 10% могут отбить ритм в движении и на месте. 10% не справились с заданием. 70% при воспроизведении ритма в хлопках (ударных инструментах) допускают 1-2 ошибки, 20% могут сделать безошибочно.

Третья серия (Диаграмма 6) направлена на выявление уровня творчества в музыкально-ритмической деятельности. В ней представлены таки задания: 3.1. «Сочинение ритмических рисунков»; 3.2. «Танцевальное творчество»

Диаграмма 6

В ходе проведения этой серии были получены следующие данные (Приложения 5). 3.1. 40% детей при сочинении ритмических рисунков используют стандартные схемы, 30% - дети сочиняют оригинальные ритмические рисунки и остальные 30% - не справляются с заданием.

60% детей чувствуют общий ритм музыки, повторяет движения за другими, движения соответствуют характеру музыки; 40% - не могут выполнить задания без помощи взрослого, не чувствуют характер музыки, движения не соответствуют музыке.

Подобная таблица выполнения заданий каждым ребенком представлена в Приложении 5.

В результате проведения диагностики уровня сформированности чувства ритма детей старшего дошкольного возраста с помощью музыки и движения мы получили следующие данные: 2 ребенка имеют низкий уровень развития, 8 – средний. Высокого уровня развития чувства ритма у детей нет.

При сравнении результатов проведенных диагностик, мы увидели, что одни и те же дети имеют низкий уровень развития как музыкальных способностей, так и чувства ритма.

Чтобы правильно организовать процесс развития музыкальных способностей ребенка, необходимо знать исходный уровень его развития . В этой связи и актуальна проблема диагностики (diagnosis – распознавание – греч.).

Что нужно диагностировать (объекты диагностики музыкального развития ребенка)?

  1. Мотивация в занятиях музыкой. 2. Специальные музыкальные способности. 3. Креативные свойства ребенка.

Следует помнить, что единичный тест не может быть точным , он не покажет все возможности и способности ребенка. Даже комплекс методик не эффективен, если это будет одноразовая диагностическая процедура.

Необходима диагностика-процесс , потому что достоверность и объективность результатов этого процесса растет пропорционально объему информации .

В ДОУ диагностика может осуществляться в процессе организации цикла специальных музыкальных образовательных ситуаций с детьми (групповые, подгрупповые, индивидуальные).

Диагностика по Прасловой Галине Адамовне (к.п.н., доцент кафедры дошкольной педагогики Российского гос. университета им. А.И. Герцена).

Цель – определить уровень развития музыкальных способностей воспитанников.

  1. Мотивация в занятиях музыкой

Решающее значение в определении музыкальных способностей ребенка будут играть его эмоциональное переживание музыки, живой отклик на ее звучание, желание заниматься различными видами музыкальной деятельности.

  1. Специальные музыкальные способности

а) диагностика чувства ритма включает выполнение заданий на воспроизведение в хлопках ритмического рисунка прозвучавшего музыкального отрывка;

б) диагностика двигательных способностей, можно выявить в процессе различных музыкальных игр. В ходе игры исполняется музыкальное произведение с меняющимся ритмическим рисунком. Детям предлагается определить это изменение, отразив его в смене характера движения. Тем самым выявляется не только способность отражать в движении ритмический рисунок, но и быстрота реакции, способность к быстрой смене движений.

в) диагностика звуковысотного слуха осуществляется на уровне различения регистров , определения направления движения мелодии.

г) диагностика музыкально-слуховых представлений связана с выявлением способности ребенка воспроизводить мелодию по слуху голосом или на музыкальном инструменте.

д) диагностика ладового чувства основывается на выявлении способности ребенка различать ладовое тяготение звуков , реагировать на эмоциональное содержание музыки в зависимости от ее ладовой окраски, допевать окончание мелодии, прервавшейся на неустойчивом звуке.

3. Креативные свойства ребенка (творческие способности).

Осуществляется в процессе выполнения посильных творческих заданий на сочинение и импровизацию попевок, мелодий, передачу характера музыки в музыкально-ритмических движениях, нахождение своего варианта окончания мелодий и т.д.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в