Иуда: зачем из предателя делают героя? Посмертная судьба Иуды Искариота. Мнение эзотериков - lovelyman111 — LiveJournal Будущее - за обновлённым христианством

104673 Голубева А

  • обучающая: постижение идеи произведения через раскрытие образов героев, мировосприятие их и автора; наблюдение за языком художественного произведения как средством характеристики героев и осуществления замысла писателя; закрепление отличительных особенностей экспрессионизма как литературного направления; совершенствование навыков филологического анализа текста;
  • развивающая: развитие логического мышления (умение анализировать поступки, делать выводы, объяснять, доказывать свою точку зрения); развитие монологической речи учащихся; развитие творческих способностей учащихся к самообучению (групповые задания творческого характера);
  • воспитательная: формирование чувства ответственности, сопереживания и взаимопомощи в работе по группам; воспитание нравственных ценностей и критического отношения ко злу в работе над текстом; эстетическое восприятие урока (оформление доски).

Оборудование: портрет Л. Андреева, письменные работы учащихся, иллюстрации к тексту произведения.

Эпиграф урока:

Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
Учеников злорадное глумление
И равнодушие толпы.

А. Ахматова. 1915 г.

Ход урока.

I. Объявление темы урока.

Обмен впечатлениями среди учащихся по поводу сравнения евангельского текста с повестью Л. Андреева.

Ученики отмечают отличия в содержании:

  • Иуда в повести выглядит чудовищней, чем в Библии, само же произведение потрясает и возмущает;
  • у Л. Андреева Иуда предает Христа по собственной воле, в Библии - “но диавол соблазнил его, и он стал ненавидеть спасителя”;
  • в Библии ученики заступаются за Христа: “ Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: “Господи! Не ударить ли нам мечом?” И один из них ударил раба первосвященника, и отсек ему правое ухо. Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха, исцелил его” … Петр 3 раза отрекается от Иисуса … Ученики убегают, но этот поступок является минутной слабостью, так как потом они проповедовали учение Христа, за многие из них поплатились жизнью. Так в Библии. У Андреева же ученики – предатели;
  • и в Библии, и в повести Иуда в общине Христа выполнял обязанности казначея, но “он не столько заботился о нищих, но … был вор”;
  • у Л. Андреева Иисус Христос в основном молчит и всегда на заднем плане, главный герой Иуда;
  • общее в языке произведений:

  • притчи, христианские наставления;
  • цитаты из Библии в повести: “И к злодеям причтен” (7 гл.), “Осанна! Осанна! Грядый во имя господне” (6 гл.);
  • часто предложения и в Библии, и в повести начинаются с союзов и, а, что придает текстам разговорный характер: “И Иуда поверил ему – а он вдруг украл и обманул Иуду… И все обманывают его”; “А они посмеялись надо мною… и дали мне поесть его, и я попросил еще…”;
  • в Библии и в повести встречается стилистический прием – инверсия: “разостлали на земле плащи свои”, “приветствовал его народ”. Но в отличие от Библии, у Андреева много необычных образных сравнений;
  • Л. Андреев употребляет в повести устаревшие формы слова: “И тихо бия себя в грудь”, “И, внезапно сменив быстроту движений медленностью…
  • Постановка учебной задачи:

    Зачем писатель это делает? Какую мысль до нас хочет донести? На эти вопрсы мы и постараемся ответить на нашем уроке.

    II. Анализ повести “Иуда Искариот”.

    Л. Андреев не был первым, кто обратился к теме предательства Иуды. Так, например, есть Иуда – герой и великомученик у М. Волошина, а в “биографии” Иуды, появившейся в средние века, он – “совершенный злодей во всем”. В рассказе Х.Л. Борхеса “Три версии предательства Иуды” доказано, и довольно изобретательно, что Иуда – это и есть И. Христос. Есть и немало других реконструкций образа Иуды и мотивов его предательства, но их количество и многообразие лишь подтверждает тот факт, что Иуда давно перестал быть только персонажем Священного Писания, превратившись в вечный образ мировой художественной культуры. Какой же Иуда у Л. Андреева? Обратимся к повести.

    Знакомство с Иудой начинается еще до его появления на страницах произведения.

    • Каким образом и что мы узнаем о нем?

    Мы узнаем об Иуде из рассказов о нем в народе: это “человек очень дурной славы”, “корыстолюбив”, “крадет искусно”, потому “его нужно остерегаться”.

    То есть мирная жизнь города и христианской общины оказалась нарушена слухами, которые пугали. Так с первых строк в произведении начинает звучать мотив тревоги.

    • Как реагирует природа на появление Иуды? Зачитать.
    • Какие чувства вызывает описание природы?
    • (Опять тревогу.) Как автор передает это ощущение? (Лексические повторы – “тяжелый”, “тяжело”; антитеза: белый – красный; аллитерация: шипящие, твердость [т]).

    В это время и появляется Иуда: конец дня – ночь, как будто бы прячется от людей. Настораживает и время появления героя.

    • Как же выглядит Иуда? Зачитать.
    • Что можно сказать о герое по его описанию внешности?

    Противоречива внешность – противоречиво и поведение, двуличен. Противоречия героя даны через стихотворный прием – противопоставление, антитезу.

    • Какое чувство вызывает описание внешности?
    • Как называется этот художественный прием у Л. Андреева?
    • (Экспрессивная образность.)

    Иуда пока ничего не совершил, но атмосфера повествования все более накаляется.

    • А как называют героя в произведении? Кто?

    Ученики чаще называют Иудой, а “уродина, “наказанная собака”, “насекомое”, “чудовищный плод”, “суровый тюремщик”, “старый обманщик”, “серый камень”, “предатель” - так называет автор. Для Л. Андреева характерно, что часто он называет героя не по имени, а метафорами, понятиями, имеющими обобщенное значение. Скажите, почему? (В духе экспрессионизма. Так он выражает свои чувства. Каково же отношение автора к Иуде? (Негативное.)

    Но нельзя забывать, что в основе произведения библейский сюжет. А что означает имя в Библии? Разобраться в библейских понятиях нам поможет говорящий библейский справочник:

    Ученица: в религии существует культ имени. Есть даже религиозное направление – имяславие, имя и суть человека совпадают. Например, Христос – и имя, и божественная сущность. Зло никогда не будет во имя чего-то. Поэтому у преступников, как правило, прозвища. Имя – ценность. У Иуды не было дома, семьи, Детей, т.к. “Иуда – дурной человек и не хочет Бог потомства от Иуды”. Часто он называется оскорбительно, а не по имени.

    • Почему же такого жуткого человека приблизил к себе Иисус?

    “Дух светлого противоречия влек его к отверженным и нелюбимым”. Т.е. поступками Иисуса руководит любовь к людям. (На доске составляется таблица ). А Иуда как относится к Иисусу? (Любит.) Почему же меняется отношение Иисуса к нему? Зачитать. Какое событие тому предшествовало? (Иуда оказался прав, когда говорил о людях плохое. Это подтвердилось: женщина обвинила Иисуса в краже козленка, которого потом нашла запутавшимся в кустах.)

    • Значит ли этот факт, что Иуда разбирается в людях? Что же он говорит о людях? Зачитать.

    Записываем в таблицу: не любит людей, т.к. в них – источник зла.

    • Какое следующее событие усилило размолвку между Иудой и Иисусом?

    Спасает жизнь Иисусу.

    • Чего ожидает Иуда за свой поступок?

    Похвалы, благодарности.

    • А что получил?

    Еще больший гнев Иисуса.

    • Почему?
    • А какова позиция Христа?
    • Расскажите притчу о смоковнице. Зачем ее рассказывает Иисус Иуде?

    Притча указывает на то, как Бог поступает с грешниками. Он не торопится рубить с плеча, а дает нам шанс исправиться, “желает покаяния грешников”.

    • Но считает ли Иуда себя грешником?

    Нет. И менять свои взгляды не собирается. Однако он понимает, что Иисус не согласится с ним никогда. Тогда-то и решается Иуда на последний шаг: “А теперь он погибнет, и вместе с ним погибнет Иуда”.

    • Что он задумал?

    Предательство.

    • Как он себя ведет, посетив Анну?

    Двусмысленно: не отговаривает от путешествия в Иерусалим Иисуса и предает.

    • Как предает?
    • Почему целует?
    • Докажем, что его поступками движет любовь к Иисусу.

    Окружил учителя нежностью и вниманием, предупреждал об опасности, принес 2 меча, призывал беречь Иисуса.

    • Почему же Иуда предает? Хочет смерти Иисуса?
    • А чего он хочет?

    Иуда создал, подобно Раскольникову, теорию, согласно которой все люди плохие, и хочет теорию проверить на практике. Он до последнего надеется, что люди заступятся за Христа. ( Зачитайте фрагменты, подтверждающие это. )

    • Как в этом эпизоде автор раскрывает психологию героя

    Повторы событий и лексические повторы усиливают напряжение. Антитеза ожиданий Иуды тому, что делает народ, вызывает тревогу. Тягостное чувство ожидания передают многоточия. Опять двойственность Иуды: ждет, что народ спасет Христа, и в нем все поет: “Осанна!” - и радуется, когда его теория подтвердилась: “Осанна!” Возгласы радости в восклицательных знаках, в оксюмороне “радостно одинокий”.

    • Иуда доказал теорию. Почему же он повесился?

    Любил Христа, хотел быть с ним.

    • Настоящая любовь жертвенная. Чем жертвует Иуда?

    Обрекает себя на вечный позор.

    • Еще почему повесился?

    Увидел неотвратимость на земле зла, отсутствие любви, предательство. (Чтение эпиграфа к уроку.)

    • Какие обвинения он бросает в лицо Анне и ученикам? Приведите примеры.
    • Психологизм последних страниц повести достигает наивысшего накала. Как передает это автор?

    Волнение Иуды передается в знаках препинания (многоточия, восклицательные знаки, риторические вопросы); через поступки – бросает серебреники в лица первосвященника и судей; в антитезе: волнению Иуды противопоставлено равнодушие Анны, спокойствие учеников. Лексические повторы заставляют возмущаться.

    • Как внешне преображается Иуда?

    “…был взор его прост, и прям, и страшен в своей голой правдивости”. Двуличие исчезает – скрывать нечего. Его прямоту и правду автор подчеркивает аллитерацией: [пр], [р].

    • Вы согласны с высказываниями Иуды?
    • Кто же Иуда: победитель или побежденный?

    Он и победитель, т.к. его теория подтвердилась. Он и побежденный, т.к. его победа далась ценой смерти.

    • В этом противоречие Л. Андреева: зло безобразно, поэтому его Иуда страшен, и автор неприязненно относится к нему, но соглашается с его суждениями.

    Имя Иуды стало нарицательным. Означает “предатель”. Заканчивается повесть словом “предатель”, символизирующим распад человеческих отношений.

    • Ваше отношение к Иуде.

    Есть за что уважать: умен, разбирается в людях, искренне любит, способен отдать свою жизнь. Жалко его, но одновременно и презираешь. Двуличен он был, и чувства к нему двойственные.

    • Образ Иуды, созданный Л. Андреевым, единственный в мировом искусстве со столь же единственной экстравагантной трактовкой сюжета. И очень убедительной. При жизни Л. Андреев называл Царствие Небесное “чепухой”. А что об этом мы узнаем в книге? Зачитайте.
    • Автор смело перекраивает двухтысячелетние образы, чтобы заставить читателя возмутиться открывшейся бессмыслицей. В повести отразились противоречия эпохи, в которой жил Л. Андреев. Его волнуют вечные вопросы: что правит миром: добро или зло, истина или ложь, можно ли жить праведно в неправедном мире. А мы как думаем?

    III. Представление учащимися своих исследовательских работ:

    1. Ритмико-интонационный анализ повести Л. Андреева “Иуда Искариот”.

    2. Пространство и время в повести.

    3. Многообразие цвета и его значение в повести.

    По ходу выступлений учащимися составлена следующая модель выступления:

    Рис. 2

    4. Озвучивание модели произведения: чтение авторского стихотворения, написанного по прочтении повести “Иуда Искариот”:

    Под небом вечным – вечная земля
    С добром и злом, предательством, грехами.
    Здесь люди грешные. И души их горя
    В Аду потом, в огне бесстрастном полыхают.
    Но все ж добро, свет, Рай сильней всего!
    Там сном спокойным праведники спят.
    А всем живым век помнить про того,
    Кто был когда-то предан и распят.

    Урок-творческая мастерская по рассказу Леонида Андреева "Иуда Искариот"

    Тема: «Иуда Искариот»-рассказ о …»

    Цели:

      Совершенствовать навыки анализа художественного текста.

      Развивать эмпатию как способность чувствовать, сочувствовать, сопереживать.

      Воспитывать тактичность и уважение к чувствам, мыслям и переживаниям других людей.

    Оборудование: мультимедиа система.

    Практическое обеспечение: компьютерная презентация по роману Леонида Андреева “Иуда Искариот”

    Эпиграф: И долго буду тем любезен я народу,

    Что чувства добрые я лирой пробуждал.

    Что в мой жестокий век восславил я свободу

    И милость к падшим призывал!

    А.С.Пушкин.

    I.Приветствие. –Здравствуйте,ребята,садитесь.Предлагаю обменяться друг с другом добрыми словами по цепочке. (Каждый,начиная с меня,говорит соседу что-то приятное,последний обращается к учителю):

    Добрый день,Оля, мне очень приятно тебя видеть…..

    Спасибо. Приятно, правда? А многие услышали в ответ «спасибо»? не забываем благодарить.

    II .Разминка.- А теперь активизируем мыслительную деятельность.Условия игры:я задаю вопрос-вы даёте мгновенный ответ. Всё понятно? Начали:

    То,что греет(солнце,рукавицы,доброта…)

    Тот,кто всегда поймёт(Мама,друг…)

    То,что далеко,хотя и близко(Небо и земля,31 декабря 1 января, река и берег…)

    То,что не догонишь(горизонт,тень,время)

    То,что светит,но не греет(Луна,сосулька,бриллиант,если не на руке,а на витрине…)

    То, что нужнее всего(Деньги,доброта,родные…)

    III .Объявление темы урока

    Ну что же,воображение мы подключили, разогрелись? Переходим к теме урока. Итак, тема нашего урока: «Иуда Икариот»- рассказ о…»? Вместо многоточия оставьте,пожалуйста,место- мы должны будем в ходе урока определиться,о чем же хотел рассказать нам Леонид Андреев.

    А эпиграфом служат слова из хорошо известного вам ст-я «Памятник» Пушкина(Читаю)

    Работаем с эпиграфом:- В чем же видит свою главную заслугу поэт?Пожалуйста,смелее,что он такого совершил своими стихами?

    Ответы:(чувства добрые пробуждал, восславил свободу, милость к падшим призывал)

    Кто они,падшие?(бедные,крепостные,оступившиеся люди)

    Кого в рассказе можно назвать падшими?(Мария Магдалина -блудница в прошлом, сам Иуда-предатель)

    Что значит милость,приведите синонимы?(Милосердие,сочувствие,сострадание)

    -Скажите,а мир,в котором мы живём жестокий или милосердный?

    Ответы детей:

    Презентация политолога Маши «Терроризм сегодня»(Маша делает вывод)

    Сообщение газетного обозревателя Оли « Работает ли милосердие сегодня?»

    IV .Анализ рассказа.

    Из выступления девочек ясно,что о милосердии надо говорить и сегодня, взращивать эти чувства добрые в своих сердцах.Этой же цели служит рассказ Андреева или просто в нём повествуется о предательстве Иуды?

    Учитель:

    В жизни каждого человека наступает такое время, когда ему хочется разобраться в том, что происходит в мире и с людьми…
    Сегодня наша культура развивается в новом интеллектуальном пространстве, когда уходят мифы и возвращаются забытые имена, когда разрушаются догмы и возвращаются в сознание людей понятия Добра, Милосердия, Человечности и Покаяния. Мы все чаще говорим о духовности, о духовном обновлении человека.Буквально вчера президент нашего государства В.В.Путин в своём обращении к Федеральному собранию особо выделил необходимость возрождать духовность,возвращаться к понятиям Добра,Сострадания,Милосердия…

    И на сегодняшнем уроке мы будем говорить об очень важном, о Добре и Зле, о Совести и Вере, и мне очень хочется, чтобы чудо постучалось в каждое ваше сердечно и сделало Вас еще добрее и чище…
    Тема евангельских мотивов в русской литературе выглядит как своеобразное знамение времени. И мы сегодня, обращаясь к творчеству Леонида Андреева, попытаемся разобраться в общечеловеческих, философских, нравственных проблемах,поднятых в рассказе.

    Борьба добра со злом является труднейшей нравственной проблемой человечества. Уходя корнями в далекое прошлое, она на протяжении ряда столетий привлекает внимание философов, поэтов, прозаиков. Первоисточник, безусловно, – это Библия. Но эта проблема поднималась в древнерусской житийной литературе, в творчестве Пушкина и Лермонтова, Л.Толстого и Ф.М.Достоевского, М.Булгакова и Л.Андреева.

    II.Слово о Л.Н.Андрееве –Итак,кто же он,писатель Леонид Андреев?Слово биографу Оксан.

    (Слайд 2. Портрет Л.Андреева)

    Сообщение Оксаны, самостоятельно подготовившей рассказ о жизни и творчестве писателя.

    III. Активизация учебной деятельности

    Учитель. Ребята, используя все свои знания расскажите, что вы знаете об Иуде.

    Предполагаемые ответы:

    Один из…(апостолов)..
    – Предал …(Иисуса).
    – Ведал…(расходами Христа).
    – Носил(“Денежный ящик” для подаяний).
    – Пошел к первосвященникам и предложил (за 30 серебряников предать Христа.)
    – Иисус узнает об измене на (тайной вечере.)
    – Иуда ведет толпу, посланную схватить Иисуса, и помогает опознать Христа в ночной темноте(Своим поцелуем).
    _Что Иуда делает с 30 сребренниками?(возвращает 30 сребреников своим нанимателям.)

    Учитель. Таким образом вы воспроизвели сюжет Библии и повести. С самого начала и на протяжении ее рефреном звучат слова “Иуда предатель”. Л.Андреев, используя тексты Евангелий, переосмысливая их сюжеты, представляет в повести лишь эпизодический фрагмент из Библии. Но с другой стороны Андреев расширяет рамки повествования. И мы убедимся в этом, заглянув в творческую лабораторию Л.Андреева.

    IV. В творческой лаборатории писателя.

    (Слайд 3. Иуда)

    Учитель. Итак, поветь состоит из 9 глав. Дайте полный связный ответ на блок вопросов.

    Что узнали об Иуде из повести?
    – Как к нему относились люди?
    – Почему у него не было детей7
    – Как ученики объясняли желание Иуды приблизиться к Христу? Какую видели в этом цель?
    – Почему Иисус принял Иуду? Как к этому отнеслись ученики?

    Предполагаемый ответ.

    Иуда – человек дурной славы, его нужно остерегаться. Никто не мог сказать о нем доброе слово. Добрые говорили, что он корыстолюбив, коварен, склонен к притворству и лжи; дурные – называли его жестокими словами, сравнивали со скорпионом “Нет, он не наш!”. Один из порочных людей Иудеи. Бросил жену – несчастную и голодную. Детей не было, ведь он дурной человек и не “хочет Бог потомства от Иуды”.
    В желании приблизиться было “какое-то тайное намерение, злой и коварный расчет”. Иисус принял Иуду с духом светлого противоречия. Ученики волновались, роптали…Но Иисус готов принять любого,как врач,он стремится помочь особенно тем, кто болен.А Иуда болен-больна его душа.

    Посмотрим, что говорят критики по этому поводу. Слово литературному обозревателю.

    V.Сообщение Саши «Рассказ «Иуда Искариот» в русской критике.

    Проникновение в подтекст произведения, трактовка отдельных сцен и повести в целом.

    Зачитайте описание портрета Иуды. Какое значение он имеет для понимания смысла повести?

    Пришел он, низко кланяясь, выгибая спину, осторожно и пугливо вытягивая вперед свою безобразную бугроватую голову -- как раз такой, каким представляли его знающие. Он был худощав, хорошего роста, почти такого же, как Иисус, который слегка сутулился от привычки думать при ходьбе и от этого казался ниже, и достаточно крепок силою был он, по-видимому, но зачем-то притворялся хилым и болезненным и голос имел переменчивый: то мужественный и сильный, то крикливый, как у старой женщины, ругающей мужа, досадно-жидкий и неприятный для слуха, и часто слова Иуды хотелось вытащить из своих ушей, как гнилые, шероховатые занозы. Короткие рыжие волосы не скрывали странной и необыкновенной формы его черепа: точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу: за таким черепом не может быть тишины и согласия, за таким черепом всегда слышится шум кровавых и беспощадных битв. Двоилось так же и лицо Иуды: одна сторона его, с черным, остро высматривающим глазом, была живая, подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные кривые морщинки. На другой же не было морщин, и была она мертвенно-гладкая, плоская и застывшая, и хотя по величине она равнялась первой, но казалась огромною от широко открытого слепого глаза. Покрытый белесой мутью, не смыкающийся ни ночью, ни днем, он одинаково встречал и свет и тьму, но оттого ли, что рядом с ним был живой и хитрый товарищ, не верилось в его полную слепоту. Когда в припадке робости или волнения Иуда закрывал свой живой глаз и качал головой, этот качался вместе с движениями головы и молчаливо смотрел. Даже люди, совсем лишенные проницательности, ясно понимали, глядя на Искариота, что такой человек не может принести добра, а Иисус приблизил его и даже рядом с собою -- рядом с собою посадил Иуду.

    Внушал недоверие, тревогу. Такой человек не может нести добро.

    - Попробуем коллективно составить синквейн на тему»Иуда»:

    Иуда.

    Хитрый,коварный.

    Обманывает,крадёт,предаёт.

    Иуды следует остерегаться.

    Предатель.

    VII. Выборочный пересказ, построенный на передаче содержания фрагмента.

    (Слайд 7. Поцелуй Иуды)

    О чем свидетельствует эпизод?

    Между Иисусом и Иудой существует какая-то связь, они соединены невидимой ниточкой: глаза их часто встречаются, и мысли друг друга они почти угадывают. Иисус любит Иуду, хотя и предвидит предательство с его стороны. Но и Иуда, Иуда тоже любит Иисуса! Он безмерно любит его, безмерно благоговеет перед ним.)

    VIII. Задание на осмысление текста.

    Как закончился суд?Иисуса оправдали,как того ожидал Иуда?

    (Слайд 8. Перед синедрионом)

    (Слайд 9. У Понтия Пилата)

    Началась позорная слава Иуды. Его ненавидели и боялись. Но он был равнодушен.

    IX. Художественный пересказ эпизода. (Индивидуальное домашнее задание).

    Ребята, одна из страшнейших картин повести – это, на мой взгляд, избиение Иисуса Христа.Найдём этот отрывок.

    Его били по лицу, по голове, перебрасывали, как мягкий тюк, с одного конца на другой, и так как он не кричал и не сопротивлялся, то минутами, после напряженного смотрения, действительно начинало казаться, что это не живой человек, а какая-то мягкая кукла, без костей и крови. И выгибалась она странно, как кукла, и когда при падении ударялась головой о камни пола, то не было впечатления удара твердым о твердое, а все то же мягкое, безболезненное. И когда долго смотреть, то становилось похоже на какую-то бесконечную, странную игру -- иногда до полного почти обмана. После одного сильного толчка человек, или кукла, опустился плавным движением на колени к сидящему солдату, тот, в свою очередь, оттолкнул, и оно, перевернувшись, село к следующему, и так еще и еще. Поднялся сильный хохот,… Один раз перед самыми глазами Иуды промелькнуло его смуглое, теперь обезображенное лицо в чаще спутавшихся волос. Вот чья-то рука впилась в эти волосы, повалила человека и, равномерно переворачивая голову с одной стороны на другую, стала лицом его вытирать заплеванный пол….Опять крик и шум. Бьют опять. Не поняли, не догадались и бьют еще сильнее, еще больнее бьют.

    X. Выразительное чтение эпизода “Казнь”.

    Оживляется внезапно и, улучив мгновение, подбегает к Иисусу:

    Я с тобою,-- шепчет он торопливо.

    Солдаты отгоняют его ударами бичей, и, извиваясь, чтобы ускользнуть от ударов, показывая солдатам оскаленные зубы, он поясняет торопливо:

    Я с тобою. Туда. Ты понимаешь, туда!

    Вытирает с лица кровь и грозит кулаком солдату, который оборачивается, смеясь, и показывает на него другим. Ищет зачем-то Фому -- но ни его, ни одного из учеников нет в толпе провожающих. Снова чувствует усталость и тяжело передвигает ноги, внимательно разглядывая острые, белые, рассыпающиеся камешки.

    Когда был поднят молот, чтобы пригвоздить к дереву левую руку Иисуса, Иуда закрыл глаза и целую вечность не дышал, не видел, не жил, а только слушал. Но вот со скрежетом ударилось железо о железо, и раз за разом тупые, короткие, низкие удары,-- слышно, как входит острый гвоздь в мягкое дерево, раздвигая частицы его...

    Одна рука. Еще не поздно.

    Другая рука. Еще не поздно.

    Нога, другая нога -- неужели все кончено? Нерешительно раскрывает глаза и видит, как поднимается, качаясь, крест и устанавливается в яме. Видит, как, напряженно содрогаясь, вытягиваются мучительно руки Иисуса, расширяют раны -- и внезапно уходит под ребра опавший живот. Тянутся, тянутся руки, становятся тонкие, белеют, вывертываются в плечах, и раны под гвоздями краснеют, ползут -- вот оборвутся они сейчас... Нет, остановилось. Все остановилось. Только ходят ребра, поднимаемые коротким, глубоким дыханием.

    На самом темени земли вздымается крест -- и на нем распятый Иисус. Осуществился ужас и мечты Искариота,-- он поднимается с колен, на которых стоял зачем-то, и холодно оглядывается кругом. Так смотрит суровый победитель, который уже решил в сердце своем предать все разрушению и смерти и в последний раз обводит взором чужой и богатый город, еще живой и шумный, но уже призрачный под холодною рукою смерти.

    (Слайд 10. Распятие)

    Учитель. Л.Андреев, пропустив через призму своего сознания евангельские события, заставляет и нас задуматься над тем, что есть добро и зло, свет и тьма, он заставляет нас пережить трагедию предательства и возмутиться ею. Ведь она не только в небе, – но и в людях, легко предающих, кричащих “Распни” так же громко, как и “Осанна”.
    Образ Иуды неоднозначен. Он решил доказать Христу свою безграничную любовь,но способ выбрал не тот,желая возвеличить Иисуса,он забыл, что Бог в этом не нуждается,так как не может быть поруган.Он до последней минуты надеялся, что Иисуса удастся спасти. Он был рядом, когда его били солдаты, он был ближе всех, когда его судили и вели на казнь, с болью следил, как его распинали на кресте.
    Иуду ожидают за его грех страшные испытания и “жестокая участь”. Он идет к Иисусу и просит встретить его ласково, ведь он очень устал.
    “Потом мы вместе с тобой, обнявшись, как братья, вернемся на землю. Хорошо?”
    Но ответа не последовало… Иуда уходит из жизни.Уходит страшно,позорно,тело его бросают,сняв с дерева,в яму,куда бросают мусор.хлам и мёртвых животных. Образ Иуды неоднозначен. Он до последней минуты надеялся, что Иисуса удастся спасти.

    (Чтение этого эпизода учителем)

    Наконец добрался Иуда до вершины и до кривого дерева, и тут стал мучить его ветер. Но когда Иуда выбранил его, то начал петь мягко и тихо,-- улетал куда-то ветер и прощался.

    Хорошо, хорошо! А они собаки! -- ответил ему Иуда, делая петлю. И так как веревка могла обмануть его и оборваться, то повесил он ее над обрывом,-- если оборвется, то все равно на камнях найдет он смерть. И перед тем как оттолкнуться ногою от края и повиснуть, Иуда из Кариота еще раз заботливо предупредил Иисуса:

    Так встреть же меня ласково, я очень устал, Иисус.

    И прыгнул. Веревка натянулась, но выдержала: шея Иуды стала тоненькая, а руки и ноги сложились и обвисли, как мокрые. Умер. Так в два дня, один за другим, оставили землю Иисус Назарей и Иуда из Кариота, Предатель.

    Всю ночь, как какой-то чудовищный плод, качался Иуда над Иерусалимом, и ветер поворачивал его то к городу лицом, то к пустыне -- точно и городу и пустыне хотел он показать Иуду. Но, куда бы ни поворачивалось обезображенное смертью лицо, красные глаза, налитые кровью и теперь одинаковые, как братья, неотступно смотрели в небо. А наутро кто-то зоркий увидел над городом висящего Иуду и закричал в испуге. Пришли люди, и сняли его, и, узнав, кто это, бросили его в глухой овраг, куда бросали дохлых лошадей, кошек и другую падаль.

    И в тот вечер уже все верующие узнали о страшной смерти Предателя, а на другой день узнал о ней весь Иерусалим. Узнала о ней каменистая Иудея, и зеленая Галилея узнала о ней, и до одного моря и до другого, которое еще дальше, долетела весть о смерти Предателя. Ни быстрее, ни тише, но вместе с временем шла она, и как нет конца у времени, так не будет конца рассказам о предательстве Иуды и страшной смерти его. И все -- добрые и злые -- одинаково предадут проклятию позорную память его, и у всех народов, какие были, какие есть, останется он одиноким в жестокой участи своей -- Иуда из Кариота, Предатель.

    Ребята, а не кажется ли Вам, что отыскать в каждом дурном поступке или скверном человеке хорошее, светлое – это истинный смысл христианства? Я думаю именно так!Вот почему эта история не столько о предательстве, сколько о « милости к падшим» Согласны? Так об Иуде ещё никто не говорил.(Дописываем слово в тему урока)

    XII. Итог урока.

    Учитель. Человек не может не верить. Иначе – его душа искажена. Самые важные жизненные проблемы мы решаем, опираясь на Веру. С ней связаны понятия Верность, Доверие, Уверенность. Вера несет человеку свет, и тогда он не разрушает, а созидает.
    В.А.Сухомлинский с болью отмечал: “Мне кажется, одной из причин этого жуткого тяготения к жестокости является одеревенение, окаменение душ… от потери веры. Становиться неверующим ни во что – это же страшно. Не верить в добро! Не верить в святыни! Значит, не верить самому себе!".

    -Составим синквейн «Иуда»снова, может, что-то поменялось.(каждый сам)

    (Иуда.

    Ужасный,несчастный.

    Подличает,крадёт,льстит.

    Хочет доказать,что любит Христа.

    Падший.)

    Презентация Андрея «Милосердие в русском искусстве»

    Заключит слово учителя:

    «Иуда Искариот» Леонида Андреева - одно из величайших произведений русской и мировой литературы. Оно обращено к человеку. Оно заставляет задуматься - о том, что такое истинная любовь, подлинная вера и страх смерти. Леонид Андреев словно бы спрашивает - ничего ли мы здесь не путаем? Не прячется ли за нашей верой страх смерти? И много ли веры в нашей любви? Задуматься и почувствовать.

    «Иуда Искариот» - одно из величайших художественных произведений, о котором, к великому сожалению, знают не многие. Почему? Вероятнее всего, тут две причины…

    Во-первых, герой книги - Иуда Искариот. Он предатель. Он продал Иисуса Христа за тридцать серебряников. Он - самый худший из всех самых худших людей, когда-либо живших на этой планете. Можно ли относиться к нему иначе? Нельзя! Леонид Андреев искушает нас. Это неправильно. И как-то даже совестно читать что-то иное… Как - Иуда Искариот - хороший?! Бред! Бред! Не может быть!

    Впрочем, есть и вторая причина, почему «Иуда Искариот» Леонида Андреева так незаслуженно, а может быть даже и намеренно забыт всеми. Она спрятана глубже, и она еще страшнее… Представьте на секунду, что Иуда - хороший человек. И даже не просто хороший, а более того - первый среди лучших, ближайший ко Христу. Задумайтесь… Страшно. Страшно, потому что не понятно, кто тогда мы, если он хороший?!

    Да, когда в произведении звучат такие вопросы, ему трудно рассчитывать на место в хрестоматии и хотя бы на пару часов школьной программы. Но нужно.

    * * *

    Конечно, «Иуда Искариот» Леонида Андреева - это не богословское произведение. Отнюдь. Его книга не имеет ровным счетом никакого отношения ни к вере, ни к церкви, ни к библейским персонажам как таковым. Автор просто предлагает нам взглянуть на хорошо известный сюжет с другой стороны. Он заставляет нас увидеть пугающую бездну там, где нам все уже объяснили, где все уже казалось нам абсолютно понятным и определенным. «Вы поторопились», - словно бы говорит Леонид Андреев.

    Нам кажется, что мы всегда можем с точностью определить мотивы человека. Например, если Иуда предает Христа - значит, рассуждаем мы, он плохой человек, и он не верит в Мессию. Это же так очевидно! А то, что апостолы отдают Христа фарисеям и римлянам на растерзание, так это потому, что они, напротив, верят в Иисуса. Его распнут, а Он воскреснет. И все уверуют. Это же так очевидно!

    Но что если все наоборот?… Что если апостолы просто струсили? Струсили, потому что, на самом деле, они не верят в своего Учителя? А что если Иуда и не думал предавать Христа? Но лишь выполнил Его просьбу - взял на себя тяжкий крест «предателя», чтобы заставить людей очнуться?

    Нельзя убивать невинного, рассуждает Иуда, а разве Христос в чем-то повинен? Нет. И когда люди поймут это, они встанут на сторону Добра - они защитят Христа от расправы, но на самом деле защитят то Доброе, что есть в них самих!

    Уже более двух тысяч лет верующие целуют крест, приговаривая: «Спаси и сохрани!» Нам привычно думать, что Христос пошел на смерть, чтобы искупить наши прегрешения. По сути, он жертвует собой ради нас, с нашего молчаливого согласия. Постойте… Но если бы ваш любимый человек решился на такой поступок, разве бы вы не остановили его? Разве бы вы допустили его смерть? Разве бы вы не положили свою голову на плаху?

    Если бы перед вами стоял выбор - ваша жизнь или жизнь любимого вами человека, вы бы, не задумываясь, расстались со своей. Если, конечно, вы по-настоящему любите… Любили ли апостолы своего Учителя?… Верили ли они сами себе, когда говорили: «Мы любим Тебя, Учитель!» Во что они верили?…

    Нет, это не богословская книга. Она о вере, о страхе о любви.

    XIII. Домашнее задание. –Сочинение объёмом не более100 слов «Для чего нужно милосердие сегодня?

    и подвиг --

    все начинается с любви...

    Весна шепнет тебе:

    И ты от шепота качнешься.

    И выпрямишься.

    И начнешься.

    Все начинается с любви!

    Конспект урока по повести Л.Андреева

    "Иуда Искариот"

    Цели:

    • обучающая : постижение идеи произведения через раскрытие образов героев, мировосприятие их и автора; наблюдение за языком художественного произведения как средством характеристики героев и осуществления замысла писателя; закрепление отличительных особенностей экспрессионизма как литературного направления; совершенствование навыков анализа текста;
    • развивающая: развитие логического мышления (умение анализировать поступки, делать выводы, объяснять, доказывать свою точку зрения); развитие монологической речи учащихся; развитие творческих способностей учащихся, их способности к самообучению (групповые задания творческого характера);
    • воспитательная: воспитание нравственных ценностей и критического отношения ко злу в работе над текстом;
    • Оборудование: мультимедийная система
    • Предварительное домашнее задание: 1. Сравнить текст любого Евангелия с текстом Л. Андреева. 2. Подготовить художественный пересказ эпизода «Иисус у Понтия Пилата». 3. Индивидуальные задания.

    Эпиграф урока:

    Иди один и исцеляй слепых,
    Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
    Учеников злорадное глумление
    И равнодушие толпы.

    А. Ахматова. 1915 г.

    Ход урока.

    1. Объявление темы урока.
    2. Вступительное слово учителя

    В жизни каждого человека наступает такое время, когда ему хочется разобраться в том, что происходит в мире и с людьми… Сегодня наша культура развивается в новом интеллектуальном пространстве, когда уходят мифы и возвращаются забытые имена, когда разрушаются догмы и возвращаются в сознание людей понятия Добра, Милосердия, Человечности и Покаяния. Мы все чаще говорим о духовности, о духовном обновлении человека. И на сегодняшнем уроке мы будем говорить об очень важном: о Добре и Зле, о Совести и Вере, - и мне очень хочется, чтобы чудо постучалось в каждое ваше сердечко и сделало Вас еще добрее и чище…

    Тема евангельских мотивов в русской литературе появляется время от времени как своеобразное знамение времени. И мы сегодня, обращаясь к творчеству Леонида Андреева, попытаемся разобраться в общечеловеческих, философских, нравственных проблемах его произведения. Борьба добра со злом является труднейшей нравственной проблемой человечества. Уходя корнями в далекое прошлое, она на протяжении ряда столетий привлекает внимание философов, поэтов, прозаиков. Первоисточник, безусловно, – это Библия. Но эта проблема поднималась в древнерусской житийной литературе, в творчестве Пушкина и Лермонтова, Л.Толстого и Ф.М.Достоевского, М.Булгакова и Л.Андреева.

    1. Слово о Л.Н.Андрееве

    (Слайд 1. Портрет Л.Андреева) Сообщение ученицы, самостоятельно подготовившей рассказ о жизни и творчестве писателя.

    1. Обмен впечатлениями среди учащихся по поводу сравнения евангельского текста с повестью Л. Андреева.

    Ученики отмечают отличия в содержании:

    • Иуда в повести выглядит чудовищней, чем в Библии, само же произведение потрясает и возмущает;
    • у Л. Андреева Иуда предает Христа по собственной воле, в Библии - “но диавол соблазнил его, и он стал ненавидеть спасителя”;
    • в Библии ученики заступаются за Христа: “ Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: “Господи! Не ударить ли нам мечом?” И один из них ударил раба первосвященника, и отсек ему правое ухо. Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха, исцелил его” … Петр 3 раза отрекается от Иисуса … Ученики убегают, но этот поступок является минутной слабостью, так как потом они проповедовали учение Христа, за многие из них поплатились жизнью. Так в Библии. У Андреева же ученики – предатели;
    • и в Библии, и в повести Иуда в общине Христа выполнял обязанности казначея, но “он не столько заботился о нищих, но … был вор”;
    • у Л. Андреева Иисус Христос в основном молчит и всегда на заднем плане, главный герой Иуда;

    общее в языке произведений:

    • притчи, христианские наставления;
    • цитаты из Библии в повести: “И к злодеям причтен” (7 гл.), “Осанна! Осанна! Грядый во имя господне” (6 гл.);
    • часто предложения и в Библии, и в повести начинаются с союзов и, а, что придает текстам разговорный характер: “И Иуда поверил ему – а он вдруг украл и обманул Иуду… И все обманывают его”; “А они посмеялись надо мною… и дали мне поесть его, и я попросил еще…”;
    • в Библии и в повести встречается стилистический прием – инверсия: “разостлали на земле плащи свои”, “приветствовал его народ”. Но в отличие от Библии, у Андреева много необычных образных сравнений;
    • Л. Андреев употребляет в повести устаревшие формы слова: “И тихо бия себя в грудь”, “И, внезапно сменив быстроту движений медленностью… ”

    Постановка проблемного вопроса:

    Зачем писатель это делает? Какова идея произведения? На эти вопросы мы и постараемся ответить на нашем уроке.

    V. Анализ повести “Иуда Искариот”.

    Л. Андреев не был первым, кто обратился к теме предательства Иуды. Так, например, есть Иуда герой и великомученик у М. Волошина:

    Боже, верю глубоко,

    Что Иуда - Твой самый старший и верный

    Ученик, что он на себя принял

    Бремя всех грехов и позора мира,

    Что, когда Ты вернешься судить землю,

    И померкнет солнце от Твоего гнева,

    И сорвутся с неба в ужасе звезды,

    Встанет он, как дымный уголь, из бездны,

    Опаленный всею проказой мира,

    И сядет рядом с Тобою!..

    А в «Биографии Иуды» Сюзан Губар, появившейся в средние ХХ века, он – “совершенный злодей во всем”. В рассказе Х.Л. Борхеса “Три версии предательства Иуды” доказано, и довольно изобретательно, что Иуда – это и есть И. Христос. Есть и немало других реконструкций образа Иуды и мотивов его предательства, но их количество и многообразие лишь подтверждает тот факт, что Иуда давно перестал быть только персонажем Священного Писания, превратившись в вечный образ мировой художественной культуры.

    Какой же Иуда у Л. Андреева? Обратимся к повести .

    Знакомство с Иудой начинается еще до его появления на страницах произведения.

    • Каким образом и что мы узнаем о нем?

    Мы узнаем об Иуде из рассказов о нем в народе: это “человек очень дурной славы”, “корыстолюбив”, “крадет искусно”, потому “его нужно остерегаться”. То есть мирная жизнь города и христианской общины оказалась нарушена слухами, которые пугали. Так с первых строк в произведении начинает звучать мотив тревоги.

    • Как реагирует природа на появление Иуды? (Зачитать)
    • Какие чувства вызывает описание природы? (Опять тревогу.)
    • Как автор передает это ощущение? (Лексические повторы – “тяжелый”, “тяжело”; антитеза: белый – красный; аллитерация: шипящие, твердость [т]).

    В это время и появляется Иуда: конец дня – ночь, как будто бы прячется от людей. Настораживает и время появления героя.

    • Как же выглядит Иуда? (Зачитать). Слайд №2 «Иуда»
    • Что можно сказать о герое по его описанию внешности?

    Противоречива внешность – противоречиво и поведение, двуличен. Противоречия героя даны через стихотворный прием – противопоставление, антитезу.

    • Какое чувство вызывает описание внешности?
    • Как называется этот художественный прием у Л. Андреева? (Экспрессивная образность.)

    Иуда пока ничего не совершил, но атмосфера повествования все более накаляется.

    • А как называют героя в произведении? Кто?

    Ученики чаще называют Иудой, а “уродина, “наказанная собака”, “насекомое”, “чудовищный плод”, “суровый тюремщик”, “старый обманщик”, “серый камень”, “предатель” - так называет автор. Для Л. Андреева характерно, что часто он называет героя не по имени, а метафорами, понятиями, имеющими обобщенное значение.

    • Скажите, почему? (В духе экспрессионизма. Так он выражает свои чувства.
    • Каково же отношение автора к Иуде? (Негативное.)

    Но нельзя забывать, что в основе произведения библейский сюжет. А что означает имя в Библии? Давайте постараемся разобраться в некоторых библейских понятиях:

    Ученица: в религии существует культ имени. Есть даже религиозное направление – имяславие, имя и суть человека совпадают. Например, Христос – и имя, и божественная сущность. Зло никогда не будет во имя чего-то. Поэтому у преступников, как правило, прозвища. Имя – ценность. У Иуды не было дома, семьи, детей, т.к. “Иуда – дурной человек и не хочет Бог потомства от Иуды”. Часто он называется оскорбительно, а не по имени.

    • Почему же такого жуткого человека приблизил к себе Иисус?

    “Дух светлого противоречия влек его к отверженным и нелюбимым”. Т.е. поступками Иисуса руководит любовь к людям. (На доске составляется таблица).

    • А Иуда как относится к Иисусу? (Любит.)
    • Почему же меняется отношение Иисуса к нему? (Зачитать).
    • Какое событие тому предшествовало? (Иуда оказался прав, когда говорил о людях плохое. Это подтвердилось: женщина обвинила Иисуса в краже козленка, которого потом нашла запутавшимся в кустах.)
    • Значит ли этот факт, что Иуда разбирается в людях? Что же он говорит о людях? (Зачитать).

    Записываем в таблицу: не любит людей, т.к. в них – видит источник зла.

    • Какое следующее событие усилило размолвку между Иудой и Иисусом? Спасает жизнь Иисусу.
    • Чего ожидает Иуда за свой поступок? Похвалы, благодарности.
    • А что получил? Еще больший гнев Иисуса.
    • Почему? Лгал.
    • А какова позиция Христа? Говорить правду. (Заполняем таблицу № 1 и делаем вывод: сталкиваются два мировоззрения, в этом конфликт произведения, и он носит богоборческий характер.)

    Идейный конфликт

    Богоборческий характер

    • Каково лексическое значение слова «богоборческий»? (Борьба с Богом)
    • Кто борется с Богом? (Иуда)
    • Как? (Пытается доказать Иисусу, что только он прав)
    • Зачем это Иуде? (Хочет быть понятым и оцененным человеком, человеком, которого любят)
    • А каково ваше мнение, что лучше: правда, которая убивает, или ложь, которая спасает? (Выслушиваются аргументированные мнения учащихся)
    • А какова позиция автора по этому философскому вопросу? (авторская позиция совпадает со взглядами Иуды. Учащиеся доказывают данное утверждение цитированием текст)
    • Ребята, кому из учеников Христа в повести отводится значимое место? Почему? (Иоану, Петру, Фоме. На примерах из текста ребята доказывают это)
    • Где происходят события, описанные в повести?
    • (Слайд 3. Палестина в эпоху Христа. Слайд 4. Иерусалим в эпоху Христа)

    Учитель. На этих картах представлены события последних дней земной жизни Иисуса. Путь, начавшийся торжественным входом в Иерусалим, – скорбный путь. Завершился он Голгофой.

    (Слайд 5. Тайная вечеря)

    • Что вы, ребята, знаете об этой картине? Как она связана с повестью? (Выборочный пересказ, основанный на передаче содержания фрагмента)
    • Рассмотрим, как относятся к Иисусу и Иуде ученики. Сравним их слова и поступки и заполним таблицу № 2

    Богоборческие мотивы

    • Кто борется с Богом? (Автор)
    • Расскажите притчу о смоковнице. Зачем ее рассказывает Иисус Иуде?

    Притча указывает на то, как Бог поступает с грешниками. Он не торопится рубить с плеча, а дает нам шанс исправиться, “желает покаяния грешников”.

    • Но считает ли Иуда себя грешником?

    Нет. И менять свои взгляды не собирается. Однако он понимает, что Иисус не согласится с ним никогда. Тогда-то и решается Иуда на последний шаг: “А теперь он погибнет, и вместе с ним погибнет Иуда”.

    • Как он себя ведет, посетив Анну?(Двусмысленно: не отговаривает от путешествия в Иерусалим Иисуса и предает).
    • Как предает? (Целуя). Слайд 6
    • Почему целует? (Любит).
    • Докажем, что его поступками движет любовь к Иисусу. (Окружил учителя нежностью и вниманием, предупреждал об опасности, принес 2 меча, призывал беречь Иисуса.)
    • На пути к Голгофе Иисус является перед синедрионом.
    • Отсюда огромной и крикливой толпой все двигались к Понтию Пилату на последний допрос и суд. (Слайд 7. У Понтия Пилата)
    • Что испытывает Иуда во время допроса Иисуса? Началась позорная слава Иуды. Его ненавидели и боялись. Но он был равнодушен.

    VI. Художественный пересказ эпизода. (Индивидуальное домашнее задание).

    – Ребята, одна из страшнейших картин повести – это, на мой взгляд, избиение Иисуса Христа.

    VII. Выразительное чтение эпизода “Иисус идет на казнь”.

    (Слайд 8- 9. Распятие)

    • Почему же Иуда предает? Хочет смерти Иисуса? (Нет).
    • А чего он хочет? (Иуда создал, подобно Раскольникову, свою теорию, согласно которой все люди плохие, и хочет теорию проверить на практике. Он до последнего надеется, что люди заступятся за Христа. ( Зачитайте фрагменты, подтверждающие это. )
    • Как в этом эпизоде автор раскрывает психологию героя? (Повторы событий и лексические повторы усиливают напряжение. Антитеза ожиданий Иуды тому, что делает народ, вызывает тревогу. Тягостное чувство ожидания передают многоточия. Опять двойственность Иуды: ждет, что народ спасет Христа, и в нем все поет: “Осанна!” - и радуется, когда его теория подтвердилась: “Осанна!” Возгласы радости в восклицательных знаках, в оксюмороне “радостно одинокий”)
    • Иуда доказал теорию. Почему же он повесился? (Любил Христа, хотел быть с ним).
    • Настоящая любовь жертвенная. Чем жертвует Иуда? (Обрекает себя на вечный позор).
    • Еще почему повесился? 9 Увидел неотвратимость на земле зла, отсутствие любви, предательство. (Обращение к эпиграфу урока.)
    • Психологизм последних страниц повести достигает наивысшего накала. Как передает это автор? В словах автора: “Иуда хрипло спросил…”, “И Искариот громко заплакал”, “страшные слова, раздирающие горло”. Волнение Иуды передается в знаках препинания (многоточия, восклицательные знаки, риторические вопросы); через поступки – бросает серебреники в лица первосвященника и судей; в антитезе: волнению Иуды противопоставлено равнодушие Анны, спокойствие учеников. Лексические повторы заставляют возмущаться.
    • Как внешне преображается Иуда? “…был взор его прост, и прям, и страшен в своей голой правдивости”. Двуличие исчезает – скрывать нечего. Его прямоту и правду автор подчеркивает аллитерацией: [пр], [р].
    • Кто же Иуда: победитель или побежденный? Он и победитель, т.к. его теория подтвердилась. Он и побежденный, т.к. его победа далась ценой смерти.
    • В этом противоречие Л. Андреева: зло безобразно, поэтому его Иуда страшен, и автор неприязненно относится к нему, но соглашается с его суждениями. Имя Иуды стало нарицательным. Означает “предатель”. Заканчивается повесть словом “предатель”, символизирующим распад человеческих отношений.
    • Каково ваше отношение к Иуде? Есть за что уважать: умен, разбирается в людях, искренне любит, способен отдать свою жизнь. Жалко его, но одновременно и презираешь. Двуличен он был, и чувства к нему двойственные.

    В 2006 году впервые было опубликовано частично реконструированное Евангелие от Иуды - евангелие на . В отличие от канонических Евангелий , в этом евангелии Иуда Искариот показан как единственный подлинный ученик , совершивший предательство по воле Самого Иисуса Христа . (Слайд 10)

    Главным сюжетным отличием данного евангелия от канонических является утверждение, что Иуда не был предателем, и выдал Христа римлянам по Его же просьбе. Иуда был, наоборот, самым успешным учеником и единственным, кто целиком и полностью понял замысел Христа, и именно потому он согласился сыграть в нём эту важную роль, отказавшись от всего - славы в веках, признанности своего евангелия и даже самой жизни. Хочется так же отметить для того чтобы оставить о себе правильный след в истории, Иуда задумал поцеловать Христа, в момент, когда привел к нему воинов, но мы знаем, что именно этот поцелуй, сыграл отрицательную роль в отношении к Иуде.

    Теперь давайте попытаемся ответить на поставленный в начале урока вопрос: зачем автор представляет нам образ Иуды, который традиционно трактуется как отрицательный, в ином ключе? Какую мысль до нас хочет донести?

    Образ Иуды, созданный Л. Андреевым, единственный в мировом искусстве со столь же единственной экстравагантной трактовкой сюжета. И очень убедительной. При жизни Л. Андреев называл Царствие Небесное “чепухой”. Автор смело перекраивает двухтысячелетние образы, чтобы заставить читателя возмутиться открывшейся бессмыслицей. В повести отразились противоречия эпохи, в которой жил Л. Андреев. Его волнуют вечные вопросы: что правит миром: добро или зло, истина или ложь, можно ли жить праведно в неправедном мире. А вы как думаете?

    IV. Домашнее задание: ответить письменно на этот вопрос.

    Двуреченская Юлия Викторовна

    МБОУ «СОШ № 1 им. Я.Василенко» п.Пурпе


    (Предполагаемый ответ)

    Экзистенциализм – (от лат. «еxistentia» - «существование») разновидность философской мысли, философское течение, утверждает, что предметом философии является человек, который рассматривается лишь как духовное начало. Каждый человек имеет экзистенцию, которая представляет собой то ядро человеческого «я», благодаря которому человек предстает как конкретная неповторимая личность. В обыденной жизни человек не всегда осознает себя как экзистенцию; для этого необходимо, чтобы он оказался в пограничной ситуации, т.е. перед лицом смерти. Обретая себя как экзистенцию, человек впервые обретает и свою свободу. Согласно экзистенциализму, свобода состоит в том, чтобы человек не выступал как вещь, формирующаяся под влиянием естественной или социальной необходимости, а «выбирал» самого себя, формировал себя каждым своим действием и поступком. Тем самым свободный человек несет ответственность за все, совершенное им, а не оправдывает себя «обстоятельствами». «Чувство вины за все, совершающееся вокруг него – это чувство свободного человека « (Н.Бердяев).

      Будучи экзистенциалистом, Л.Н.Андреев как философ-экзистенциалист стремится проникнуть в суть человеческого «я», а как писатель пытается в своих произведениях отразить это видение сути человеческого бытия. Вот откуда у него такое пристальное внимание к проблемам жизни, такое сострадание к человеку и глубокое страдание о нем. Эпиграфом ко многим произведениям, да и, пожалуй, ко всему творчеству Л.Андреева можно было бы поставить его же слова из романа «Дневник Сатаны»: «Я еще не люблю тебя человече, но в эти ночи я не раз готов был заплакать, думая о твоих страданиях, о твоем измученном теле, о твоей душе, отданной на вечное распятие».

    С позиций экзистенциалиста и рисует Л.Андреев своего главного героя. В начале повети дается негативная характеристика Иуды, утверждается в частности, что «детей у него не было, и это еще раз говорило, что Иуда – дурной человек и не хочет бог потомства от Иуды», «Сам же он много лет бессмысленно шатается в народе, … и всюду он лжет, кривляется, зорко высматривает что-то своим воровским глазом» и т.д.

    Намеренно в начале дается и отталкивающий портрет безобразного рыжего Иуды.

    Во всем писатель подчеркивает двойственность своего героя: во внешнем облике, в его речах (споры с Фомой), в действиях (мнения о нем окружающих, поступки).Следуя за своим великим учителем Ф.М.Достоевским, Л.Н.Андреев подчеркивает мысль о двойственной природе человека.

    Иуда утверждает, что он любит Христа больше, чем остальные ученики. Если остальные пассивны в своей любви к Учителю, то любовь Иуды активна и в то же время молчалива. Он один умеет угадать скрытые желания Христа и доставить ему самую большую радость: Иуда сам добывает в горах редкую лилию для Иисуса, что бы она напомнила ему родину (но просит Марию не говорить Учителю, кто ее принес), приносит на руках младенцев, чтобы Христос мог порадоваться на них.

      Почему же Иуда все-таки предает Учителя?

    Это главный парадокс: лжец, вечный притворщик Иуда в то же время искатель истины. Он губит Христа и погибает сам ради нее – ради истины. Именно так можно трактовать сущность драмы Иуды, происхождение его предательского замысла. Измена Иуды – это чудовищный, но необходимый для него эксперимент, который должен проверить его подозрения об учениках Христа, предположения о бессилии человеческой любви, о ничтожестве человека вообще. Иуда подозревает, что в каждом человеке в глубине прячется «всякая неправда, мерзость и ложь». «Разве это люди?» - жалуется он на учеников. Это его постоянный мотив, в котором заключено существо невысказанного несогласия, неявного спора Иуды с Христом.

    Решить этот спор, подтвердить подозрения Иуды может только крайнее испытание. Если Христа выдать на смерть, отстоят ли, защитят ли, спасут ли его люди – ученики, верующие, народ? Какой на поверку окажется их любовь, верность, мужество? В этом острие проблематики произведения: оно задает вопрос об основных ценностях человеческого бытия, вопрос о том, на что способен человек, чего стоит его приверженность идеалам, его высшие чувства. Иуда создает экзистенциальную ситуацию – ситуацию выбора, которая должна стать моментом психологического, нравственного откровения для всех участников этого великого испытания

    Причем важно отметить одно обстоятельство. Следя за ходом разноречий Иуды, мы постепенно начинаем понимать, что Иуде нежно не доказать, что ученики Христа, как и люди вообще, дурны, - доказать Христу, всем людям, а самому себе узнать, каковы они на самом деле, узнать их реальную цену. Иуда должен решить вопрос: обманывается ли он или прав?. У Иуды есть неутешительное знание людей, страшные подозрения, но есть и надежды на собственные заблуждения относительно природы человека. В этом его трагическая мука, в этом объяснение двойственности его поведения, того, что «одной рукою предавая Иисуса, другой рукой Иуда старательно искал возможность расстроить собственные планы».

    Исход эксперимента не оставляет ему никакой надежды. Люди оказались бессильны, ничтожны, беспомощна их любовь, ненадежна их верность. Отступился от Христа Петр, ничего не сделали другие ученики, выдала Иисуса толпа. Иуда убеждается в правоте своего презрения к людям. Он «ощутил бессилие всех сил, действующих в мире, и все их бросил в пропасть». Т.о., Иуда приходит к выводу, что человек в этом мире обречен на фатальное одиночество, если даже Иисус Христос в трудный час остался без поддержки.

    Ш группа: Причины предательства Иуды с точки зрения первохристианских церковных преданий.

    (Предполагаемый ответ)

    Поступку Иуды можно найти и другое объяснение. В представлении христианского мира существуют два Иуды Искариота: Иуда Предатель, продавший Христа за 30 сребреников, символ всего подлого, безобразного и преступного в человеке, Иуда – чудовище телом и духом. Таков Иуда церковного предания, запечатленный в каноническом Евангелии.

    И совершенно другой Иуда, сохраненный христианскими еретиками первых веков. Иуда, сохранившийся в этих учениях, является самым высоким, самым сильным и самым посвященным из всех учеников Христа, т.к. принесение Христа в жертву требует, чтобы рука первосвященника была тверда и чиста. Следовательно, только самый посвященный из апостолов может принять на себя бремя заклания – предательство. Этому апостолу передает свою силу – кусок хлеба, омоченный в соль, - причастие иудино.

    Этот образ человека, достигшего высшей чистоты и святости, который добровольно принимает на свою душу постыдное преступление как подвиг высшего смирения, возник еще в Индии.

    В индусских поэмах, посвященных жизни и учению Кришны, Иудой является величайший ученик Кришны – царевич Арджуна. Кришна сам проводит его через целый ряд испытаний, заставляя сражаться против друзей, наставников и предков, заставляя предательски убить божественного старца Бхшиму – главу его рода – из-за спины женщины, умертвить его наставника Дрону и.т.д., наконец, требует чтобы Арджуна предал его самого, Кришну, людям, преследующим его.

    И Арджуна сам привязывает Кришну к дереву и первым пускает в него стрелу.

    Тогда наступает последнее испытание Арджуны. Для царевича уготовано первое место на небе, которое он заслужил свое святостью, но если он согласится спуститься в ад и остаться там до скончания веков, то Кришна изведет оттуда всех, томящихся там.

    Арджуна спускается в ад, освобождает всех грешников, а сам остается в аду.

    Т.о., учение об Агнце, принимающем на себя грехи мира (или о «козле отпущения»), переносится на Иуду-Арджуну как на истинного козла отпущения вселенской очистительной жертвы.

    Если с этой точки зрения посмотреть на Иуду, то становится вполне понятным и традиционный взгляд на Иуду. Так, для того чтобы Иудина жертва была полна, она должна быть запечатлена как преступление в самом Евангелии, чтобы миллионы людей из рода в род проклинали Иуду.