Культурно-досуговая программа «Музей для детей» рабочая программа на тему. Программа кружка "юный этнограф" Культурно досуговые программы музеев

Этнография - историческая наука, изучающая культуры и быт народов, их происхождение, расселение, этническую историю и культурные взаимовлияния.

В связи с тем, что этнография не преподаётся в школе, возникает необходимость популяризации опыта этнографических занятий на кружке.

Этнографические занятия школьников в течение учебного года являются одной из форм приобщения подростков к науке. Эти занятия направлены на развитие кругозора и повышение культурного уровня детей, дают им первичные навыки исследовательской работы, знакомят их с системой и методическими основами сбора, организации и анализа научных материалов.

Основными методами этнографического изучения являются наблюдение и сбор материала.

Цели кружка "Юный этнограф":

  • расширение кругозора и повышение культурного уровня детей;
  • знакомство с первичными навыками исследовательской работы;
  • развитие навыков сбора и обработки первичного материала;
  • развитие навыков сотрудничества с историческими и этнографическими музеями;
  • воспитание интереса к истории родной деревни и края.
  • развивать навыки работы с книгой и приучать работать с музейными экспонатами;
  • стимулировать развитие творческих способностей;
  • способствовать развитию социальной активности путём постоянной тренировки школьников в контактах с населением и друг с другом в процессе занятий;
  • стимулировать формирование у школьников этических норм и культуры внешнего поведения профессиональными требованиями, предъявляемыми к этнографу во время экспедиционной работы.

Программа кружка "Юный этнограф" предназначена для учащихся 6-8 классов, рассчитана на 30 часов (1 час в неделю с 1 октября). Использует в качестве программно- методического сопровождения:

  • методическое пособие "Содержание и методы этнографической работы школьников";
  • методическое пособие "Методика изучения и собирания народных игр, обрядов, сбор материала о жилище:
  • Настоящая программа определяет содержание экспедиционной работы школьников по этнографическому изучению своего края. Она включает в себя анкеты - "вопросники" для сбора информации о традиционной культуре населения и рекомендации по сбору экспонатов для школьного краеведческого музея.

    В экспедиции необходимо собирать не отдельные, не случайные предметы, а в комплексе. Необходимо стремиться к сбору вещей, относящихся к разным временным периодам. Приобретая предметы, необходимо собрать о каждом предмете возможно более полную информацию от владельца вещи и жителей деревни. Все сведения заносить в полевую опись под регистрационным номером вещи.

    Собирать сведения нужно таким образом, чтобы в результате участники экспедиции располагали научно достоверными фактами, подтверждёнными документально.

    Информаторами могут стать только жители деревни. Ими должны быть представители разного пола и возраста.

    При опросе населения по анкетам необходимо "снимать" как бы два слоя информация: "как было раньше" и "как теперь", при этом не забывать фиксировать в записях, о каком периоде времени идёт рассказ.

    Участники не должны подсказывать информатору ответ.

    Если вопрос не будет сразу понят, следует сформулировать его по-другому, не меняя смысла.

    Запись необходимо вести без сокращений, так, как говорят. Желательно записывать разговор на магнитофон.

    Всю собранную информацию необходимо записывать в полевой дневник. При записи беседы с информатором указывать его фамилию, имя, отчество, год рождения, год свадьбы, год переезда деревню.

    Вводное занятие. Составление списка участников, знакомство с планом, особенностями и режимом работы.

    История посёлка. Откуда Чемаши пошли? Что возникло раньше: название речки или название деревни. Самая старая улица деревни. Названия улиц.

    Поселение, его тип, планировка, количественная характеристика, общественные сооружения, благоустройство.

    История возникновения школы в деревне. Постройки. Тип. Работники школы.

    Усадьба и жилище. Тип усадьбы, тип жилого дома, планировка жилого дома, интерьеры жилых помещений.

    Живая история нашей деревни. Старожилы деревни.

    Устное народное творчество. Пословицы и поговорки, употребляемые жителями. Сказки и загадки. Народные песни.

    Местный диалект.

    Земледелие. Культуры, характерные для хозяйства в прошлом и теперь. Сроки полевых работ: вспашка, посев, уборка. Определение их с помощью народного опыта, примет.

    Животноводство. Виды скота, разводимого в деревне прежде и теперь. Заготовка кормов.

    Рыболовство. Роль рыболовства в жизни людей: основное занятие, любительское. Участники рыбной ловли. Орудия лова, их описание.

    Одежда. Составные части девичьего, женского, мужского, детского костюма. Орнаментация предметов одежды. Расположение орнамента на них. Местные названия орнамента и его мотивов.

    Свадебные обряды. Знакомство парней и девушек. Где оно происходило. Название всего ритуала свадьбы. Свадебная обрядность.

    Игры, которые игрались прежде и играются теперь.

    Календарно - тематическое планирование занятий кружка.

    ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕМА ЗАНЯТИЯ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ
    1. Вводное занятие. Составление списка участников. Режим работы. Собрание.
    2- 3. История посёлка. Откуда Чемаши

    пошли? Что возникло раньше: название речки или название деревни?

    Лекция с элементами беседы.
    4. Экскурсия по самой старой улице.

    Названия улиц. Почему они так называются?

    Экскурсия.

    Беседа. Исследование.

    5. Поселение, его тип. Застройки: жилые дома, хозяйственные и общественные застройки. Исследование - записи в полевой дневник.
    6-13. История возникновения школы в деревне. Тип школы раньше и теперь. Работники школы.

    Сбор экспонатов.

    Переписка с музеями.

    Работа с литературой.

    Исследование.

    14. Усадьба и жилище. Тип усадьбы.

    Тип жилого дома. Интерьер.

    Исследование. Беседа с жителями.
    15-17. Живая история деревни. Старожилы. Встреча с жителями.
    18-19. Пословицы и поговорки, употребляемые в деревне.

    Народные песни.

    Исследование.

    Запись в полевой дневник.

    Обработка записей.

    20- 21. Местный диалект. Исследование.
    22. Земледелие. Культуры, характерные для хозяйства раньше и теперь.

    Сроки полевых работ: вспашка, посев, уборка. Их определение по народным приметам.

    Встреча с жителями деревни.
    23. Животноводство. Виды скота раньше и теперь. Заготовка кормов. Изучение литературы.

    Встреча с жителями.

    24. Рыболовство. Роль рыболовства в жизни людей.

    Орудия лова.

    Изучение литературы.

    Исследование.

    25-26. Одежда. Составные части костюма: девичьего, женского, мужского, детского.

    Орнаментация предметов одежды. Значение орнамента и его расположение на одежде.

    Изучение литературы.
    27. Свадебные обряды. Место знакомство юношей и девушек.

    Сватовство и свадьба.

    Изучение литературы.

    Оформление материала.

    28-29. Народные игры. Игры, которые игрались раньше и играются теперь. Запись игр.

    Исследование.

    30. Итоговое занятие.

    Празднование юбилея района.

    "Круглый стол".

    Творческий отчёт.

    Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 Курского муниципального района Ставропольского края

    Программа
    «Поиск»



    Программа
    школьного этнографического музея «Поиск»

    Есть пятая школа в селе Эдессия

    А в нём есть прекрасный музей

    «Этнографией» он называется,

    И приглашает всех друзей.

    В гости также и Вас приглашаем.

    И в нём побыв лишь только раз,

    Вы захотите снова и снова,

    Экскурсоводов услышать враз

    Клинчаева Марина Оганесовна

    I. Пояснительная записка.


    II. Цели.
    III. Задачи.
    IV. Прогнозируемые результаты.
    V. Содержание (разделы).
    1. Работа с активом музея.





    7. Благотворительность.

    9. Издательская деятельность.

    VI. Методы и формы.
    VII. Отслеживание результатов.
    VIII. Условия реализации программы.
    IX. Литература.

    Пояснительная записка

    Зал - музей «Этнография» находится в МОУ СОШ №5 с. Эдиссии,

    Музей «Этнографии» паспортизирован и зарегистрирован, имеет свидетельство Министерством образования и науки РФ детско-юношеского туризма и краеведения от 1,04,2005 года Константиновым. В музее работает кружок «Поиск», который объединяет подростков с 11 до 16 лет.

    Руководитель кружка «Поиск» и Зала - музея «Этнография» педагог Марина Оганесовна Клинчаева. Накапливая систему норм и ценностей прошлого, ребёнок должен воспринимать их и как ценности, и как средство для создания ценностей новых, своих. Для этого он должен научиться видеть в культурном историческом опыте тот импульс, который сформировал человека, его событие. Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархия ценностей. А сегодня можно сказать, что в обществе явно ощущается недостаток культуры, нравственности, гуманизма, милосердия. Программа призвана обеспечить ценностно - смысловую определенность системы нравственного воспитания. Будущее произрастает из прошлого. В этом смысле приобщение школьников к прошлому «малой Родины - это некое приобщение к истокам и корням жизни. Музейные занятия позволяют почувствовать детям то, что историки называют «ароматом эпохи», воспринимать процесс развития самобытной национальной культуры. Ибо каждая существующая в прошлом и настоящем культура весьма своеобразна и несводима к другим. «Музей - это учреждение, где знание неотделимо от нравственности» - писал мыслитель, -в нём обитает разум, не только понимающий, но и чувствующий утраты, скорбящий о них...» Ведущая идея программы «Поиск» - воспитание духовно – нравственного сознания, ядром которого является система ценностных ориентиров. Музейный предмет и музейная среда обладают богатыми возможностями нравственно – эмоционального воздействия, поэтому программа «Поиск» осуществляется через деятельность музея. Базовая деятельность Зала - музея - краеведение. Ребята из кружка «Поиск» поделились на группы: экскурсоводов, оформителей, поисковиков по 4-5 человека в зависимости от интересов. Время занятий - после уроков в выбранный день. Все члены кружка собираются вместе.

    На базе музея разрабатываются уроки и внеклассные занятия по различным темам. Учащиеся знакомятся с историей создания и развития с. Эдиссии, бытом первых переселенцев с современными достопримечательностями. Регулярно учащиеся посещают музей на уроках истории при изучении темы по культуре, на уроках истории при изучении темы по культуре, на уроках географии узнают о природе нашего села, экологии, знакомятся с традициями, обрядами наших предков» Организуются экскурсии по графику для учащихся школы, жителей села, гостей и родителей. На базе нашей школы проходят семинары учителей района по темам

    « Потенциал музея и использование на уроках», « Школьный музей в профессиональной деятельности учителя истории» и многие другие. Были даны открытые занятия в музее «Этнографии» по теме « Обувь и одежда моих предков» с Р.К., «Россия – Родина моя» с Р. К. Одним из значимых мероприятий МО истории является участие учителей истории, руководителей кружков в семинаре, проведённом в школе в марте 2011г по теме «О повышении роли воспитания и дополнительного образования детей в условиях введения ФГОС в Курском районе». Учителями истории, руководителями кружков Музея «Этнографии» Клинчаевой М.О. и «Боевой Славы» Гавриловой М.А. были показаны фрагменты музейных занятий на компьютере с выставкой творческой деятельностью учащихся кружков. У учителя истории и обществознания, руководителя кружка и музея «Этнографии» 3 часа кружка в неделю.

    На основе экспонатов музея ребята пишут исследовательские работы, презентации. Учащиеся участвуют в конференциях, слётах, олимпиадах по краеведению, где на протяжении нескольких лет занимают призовые места. Елена Асланян заняла 3 места в краевой конференции по движению «Отечество», Юлиана Гавриелян победитель районной конференции на льготных условиях получила возможность обучаться в Ставропольском филиале Московского государственного университета им. Шолохова. Григорян Евгения заняла 2 место в краевой конференции по движению «Отечество» с исследовательской работой «Церковь Сурб Аствацацин» и как экскурсовод – 2 место. Ученицы 10 класса Асланова Альбина и Атанасова Люся представили свои исследовательские работы на краеведческой конференции «Отечество» проходившей в апреле 2011 года по темам «Пионерская организация моей школы; история и развитие» и «История основания газеты Степной маяк». Девочки стали лаурятами и награждены грамотами. В июне 2008 года в г. Ставрополе проходил всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя», где была представлена программа духовно-нравственного воспитания учащихся и молодёжи. Именно в этом направлении работает программа школы. В десятку лучших работ из 150 представленных на конкурс вошёл проект программы составленный директором школы Арутюнян М. А. и зав.музея «Этнографии» Клинчаева М.О. Победители были награждены грамотами, дипломами и ценными подарками от Мин. Образования Ставропольского края Золотухиной А.Ф, архиепископом Феофаном, начальником ГУВД по Ставропольскому краю Н.В. Гончаровым. Музей - «Этнографии» награждён грамотами и дипломом в конкурсах за лучший музей школы края и района А.Ф. Золотухиной и краевым музеем г. Ставрополя. Создан банк видеотеки, фонотеки, компьютерных программ. Учащиеся кружка музея «Этнографии» и зав музея Клинчаева М. О. приступили к глубокому изучению истории основания села Эдиссии и дали запрос в городской архив г, Владикавказа Ребята работают с историко-этнографическим очерком Рубена Симоняна «Едиссия - Эдиссия», с книгой В, Суменко «Мои журналистские тропы».

    Постоянно поддерживается связь кружковцев со старожилами села, которые оказывают неоценимую помощь в сборе информации, документов и экспонатов музейного значения. Работа музея «Этнографии» была представлена по теме «ИКТ в музее» компьютерной презентацией зав. Музея Клинчаева М. О. е- декабре 2007 года на конференции проводимой ММЦ г. Новопавловска на базе нашей школы. Экспонаты музея и вся работа музея, а также уроки и внеклассные занятия занесены в компьютер и имеет электронный носитель. Наш музей имеет свой сайт в Интернете,

    О музее истории села написана статья директором нашей школы Арутюнян М. А. и опубликована в сборнике научно - методических материалов 2007 год г. Ставрополь.
    Программа включает в себя 10 разделов:
    1. Работа с активом музея.
    2. Поисково-собирательская работа и работа с фондами.
    3. Научно-исследовательская деятельность.
    4. Научно-экспозиционная работа.
    5. Экскурсионно-массовая работа.
    6. Творчество учащихся, ремесло.
    7. Благотворительность.
    8. Методическая, консультативная работа.

    10. Укрепление материально-технической базы музея.
    Утверждение специалистов центра туризма ст Курской Ставропольского края о назначении школьных музеев абсолютно справедливо по отношению к этнографическому музею школы № 5:
    «Только в школьном музее может быть наиболее последовательно воплощена идея сотворчества учащихся, учителей и родителей. Привлечение учащихся к поисковой и исследовательской деятельности позволяет сделать детей заинтересованными участниками процесса, т.е. субъектами, а не объектами воспитания. Именно школьный музей способен в полной мере реализовать принцип «Музей для детей и руками детей...»
    Неслучайно поэтому девизом музея являются слова: «И люди, и вещи - наш фонд золотой».

    Цели:

    1 способствовать воспитанию любви к родному краю, к его истории, культуре, быту, языку, расширению знаний об Отечестве, о своей малой родине;


    2 .вырабатывать духовно-нравственные ориентиры у детей, приобщать их к здоровому, деятельному, творческому образу жизни;
    3. способствовать укреплению связи между поколениями;
    4. формировать у учащихся научно-исследовательское мировоззрение;
    5. способствовать социальной адаптации школьников, их профориентации;
    6. постоянно расширять материальную базу музея;
    7. развивать и сохранять лучшие традиции школы, города, района.

    Задачи:

    1. знакомить учащихся с историей, бытом, традиционной культурой края, местным говором;


    2. собирать материал, связанный с историческими событиями, жизнью и бытом людей, старинными обрядами, обычаями, праздниками, с народным языком;
    3. приобщать школьников к местной литературе, живописи;
    4. способствовать развитию навыков поисковой, научно-исследовательской деятельности;
    5. развивать интерес к учебным предметам, творческие способности учащихся;
    6. распространять знания, полученные в результате поисково-исследовательской работы, среди учителей, школьников, родителей;
    7. шире использовать возможности музея в учебно-воспитательном процессе;
    8. приобщать родителей к этнокраеведению, вооружать их знаниями по этнопедагогике;

    9. постоянно пополнять музей экспонатами;


    10. укреплять сотрудничество с краеведческим музеем, архивом, библиотеками, учреждениями дополнительного образования, вузами, фольклорными коллективами, с районным обществом «Краевед».

    Прогнозируемые результаты

    Реализация Программы школьного этнографического музея предполагает следующие результаты.


    Музей станет:
    1. святыней школы, очагом народной культуры;
    2. местом сотворчества учителей, учащихся, родителей;
    3. методическим центром по осуществлению национально ориентированного воспитания, по реализации регионального компонента в образовании;
    4. учащиеся приобщатся к истории, быту, традиционной культуре района, местному говору, полюбят родной край;
    5. познают свои корни, проявят интерес к родословию;
    6. получат духовно-нравственные ориентиры;
    7. с уважением и пониманием будут относиться к старшему поколению, помогать людям, нуждающимся в заботе и внимании;
    8 сформируют навыки поисковой, научно-исследовательской деятельности;
    9.разовьют творческие способности.
    Учителя:
    - получат помощь в осуществлении воспитательной работы, в проведении мероприятий, в реализации национально-регионального компонента в учебно-воспитательном процессе;
    - найдут дополнительную возможность в организации общественно полезной, значимой деятельности учащихся - поисковой, исследовательской, творческой, благотворительной;
    - внесут личный вклад в развитие музея.
    Родители:
    - откроют новые грани воспитания детей с помощью этнопедагогики;
    - получат возможность совместной полезной деятельности с детьми, теснее связывающей со школой;
    - пополнят фонд музея.

    1. Работа с активом музея.
    Обучение актива основам музееведения.
    Распределение между активистами музея определенных участков работы.
    Совместная теоретическая и практическая работа в музее.
    Выработка заповедей музейщиков; общие песни о музее.
    Совместное совершенствование содержания музейной комнаты и музейной работы.
    Организация соревнования между классами по основным направлениям деятельности музея: поисковой, благотворительной, творческой.
    Участие в издательской деятельности.

    2. Поисково-собирательская работа и работа с фондами.
    Сбор предметов старинного быта, документов, фотографий, изделий, связанных с народным творчеством, ремеслом.
    Изготовление макетов частей крестьянской избы и усадьбы, предметов домашнего обихода, различных видов народной одежды.
    Приведение поступивших экспонатов в экспозиционный вид.
    Ведение учетной документации.
    Составление картотеки музейных предметов.
    Создание условий для хранения экспонатов и коллекций.

    3. Научно-исследовательская деятельность.
    Запись народной лексики, связанной с предметами быта, с устройством русской избы, с орудиями и процессами крестьянского труда, одеждой и обувью, едой и напитками, ненормативной лексикой местного говора, составление тематических картотек.
    Собирание произведений фольклора: народных песен, частушек, сказок, загадок, пословиц, прибауток.
    Запись народных праздников, обрядов, обычаев, суеверий.
    Накапливание материалов по истории села Эдиссии.
    Написание рефератов учащимися на темы, связанные с историей, традиционной культурой, бытом, языком народа.
    Создание видео- и компьютерных творческих проектов и сайта музея.
    Исследовательская деятельность руководителя музея, систематическое обобщение опыта.

    4. Научно-экспозиционная работа.
    Формирование коллекций экспонатов.
    Создание и описание экспозиций.
    Организация постоянных (с изменением и пополнением) и временных выставок и экспозиций экспонатов, литературы, тематических материалов, творчества и достижений учащихся, учителей, родителей.

    5. Экскурсионно-массовая работа.
    Разработка экскурсионных тем, подбор и систематизация соответствующих материалов.
    Проведение экскурсий, бесед, уроков, устных журналов, классных часов и т.п.
    Встречи с краеведами, местными поэтами, художниками, другими интересными людьми села, города и района.
    Дни открытых дверей.
    Творческие отчеты.
    Использование музейных предметов на уроках и во внеклассной работе.

    6. Творчество учащихся, ремесло.
    Проведение в музее занятий кружков, мастерских, связанных с краеведением, рукоделием.
    Организация выставок творческих работ школьников, их достижений.
    Привлечение учащихся для демонстрации в музее поделок, изделий рукотворного мастерства.
    Организация соревнования между детьми и классами в творческой деятельности, постоянное подведение итогов.

    7. Благотворительность.
    Систематическое проведение благотворительной деятельности.
    Обязательная организация благотворительных акций к некоторым датам:
    - 20 ноября (Всемирный день ребенка);
    - 3 декабря (Международный день инвалидов);
    - 23 февраля, 8 Марта (День защитника Отечества, Международный женский день);
    - 18 мая (Международный день музеев).

    8. Методическая, консультативная работа.
    Составление и дополнение лекций, бесед, тематических картотек, ведение учетной документации.
    Обучение и подготовка активистов музея для проведения экскурсий и т.д.
    Проведение семинаров, педмастерских, методических часов, связанных с лингвокраеведением, с музейной и краеведческой работой, для учителей школы и района.
    Консультации, практические занятия по работе с рефератами, проведению мероприятий и уроков с краеведческой тематикой, составлению программ и т.д.
    Постоянное пополнение музейной библиотеки, тематических папок с материалами.
    Сотрудничество с краеведческим музеем, архивом, учреждениями дополнительного образования, библиотеками города, ПОИПКРО, вузами Перми, с районным обществом «Краевед», Славянским центром.
    Целенаправленное использование материалов курсов, конференций, семинаров в работе школьного музея.

    9. Презентационная и издательская деятельность.
    Отражение деятельности музея в различных информационных источниках: на стендах музея, в школьной газете «Компас», в районных газетах, в методических сборниках, в «Вестнике музея».
    Составление буклетов по школьному музею и его экспозициям.
    Создание видео- и компьютерных проектов, связанных с деятельностью музея, сайта музея.

    10. Укрепление материально-технической базы музея.
    Изготовление стендов, витрин, макетов.
    Ремонтные и технические работы.
    Приобретение технических и канцелярских средств.

    Методы и формы

    Методы: словесные, наглядные, практические; репродуктивные и проблемно-поисковые.
    Формы:
    - экскурсия,
    - беседа,
    - лекция,
    - практическое занятие,
    - семинар,
    - посиделки,
    - выставка,
    - игра,
    - устный журнал,
    - путешествие,
    - творческий отчет,
    - встреча с интересными людьми села, старожителями
    - праздник,
    - мастерская,
    - консультация,
    - научная конференция.

    Отслеживание результатов

    Ведение «Книги отзывов».


    Анкетирование, опросы.
    Систематические публикации материалов в газету «Этнос» школы № 5, выпуск «Вестника музея».
    Оформление дневника музея.
    Творческие отчеты перед учителями, учащимися, родителями.
    Выставки собранных материалов, экспонатов, творческих и исследовательских работ.
    Фотовыставки, аудио- и видеозаписи.
    Систематическое подведение итогов по разным направлениям деятельности музея.
    Обобщение опыта работы музея.
    Постоянная рефлексия деятельности.

    Условия реализации Программы

    Использование всех возможностей музея в ознакомлении учащихся с историей, бытом, традиционной культурой, местным говором.


    Систематическая научно-исследовательская работа в музее.
    Постоянное методическое и духовное наполнение руководителя музея с помощью литературы, курсов, конференций, семинаров по этнопедагогике и краеведению.
    Отслеживание результатов деятельности музея.
    Совершенствование материальной базы: приобретение компьютера, магнитофона, ксерокса, видеокамеры и т.д.

    Литература

    1 Антонов Ю.А. Как научить детей любить Родину 2003

    2.КруговА.И. Ставропольский край в истории России 2006

    3.Невская В.П. История Ставропольского края от древнейших времён до 1917 года 1996

    4.СимонянР.А.Едессия-Эдессия М,;2005 -
    5. Власова М. Русские суеверия: энциклопедический словарь.- СПб: Азбука,2000.
    6. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 1999.
    7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т.- М.: ТЕРРА, 1995.
    8. Деловые игры при обучении детского туристско-краеведческого актива «Полевая и музейная документация».- Пермь,1988.
    10.Зеленин Д.К. Великорусские сказки Пермской губернии: сокровищница отечественного собирательства./ Сост., подг. текста, послесл. и комм. Берегулевой - Дмитриевой.- М.: Правда, 1991.
    11. Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10т./ Сост. и коммент. Ю.Т. Лисицы - М.: Русская книга, 1996.
    12.Концепция общего среднего образования русской российской школы// Троицкий В.Ю. Пути русской школы.- М.: Свет Отечества, 1994, с. 49-72.
    13.Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды.- М.: Школьная пресса, 2001.
    14.Летопись Прикамья. 1324-1917/ Сост. Т.И. Быстрых, А.Ф. Старовойтов. - Пермь,1997.
    15.Лингвистическое краеведение: межвузовский сборник научных трудов.- Пермь: ПГПИ, 1991.
    16.Лобаев М.П. Житейские перипетии: архивные записки.- Чернушка, 1992.
    17.Меткое слово. Песни, сказки/Собрал Серебреников В.Н.- Пермь,1964.
    18.Морозова М.Г. и др. Традиционный костюм народов Прикамья.- М.: Союзрекламкультура, 1990.
    19.Морохин В.Н. Методика собирания фольклора.- М.: Высшая школа, 1990. 20.Национальная государственная концепция образования в России.

    Необходимость и возможность создания в школе № 53 п. Октябрьский этнографического музея, который был открыт в 2008 году, появились несколько лет назад в результате того, что в ней сложилась целая система формирования личности школьника на основе духовно- нравственной культуры и традиций народа.

    В «Национальной государственной концепции образования в России» четко сформулированы задачи, стоящие перед школой: «В этих тяжелых условиях наша школа, материально обессиленная, духовно дезориентированная, болеющая всеми болезнями сегодняшнего общества, остается, тем не менее, основным инструментом нравственного и умственного воспитания подрастающих поколений. Если мы еще упустим несколько поколений - как уже было упущено, то будет уже не с кем восстанавливать наше Отечество: Россия, как духовная сущность, как вдохновляющий идеал, перестанет существовать. Система образования в сегодняшних условиях становится одним из главных инструментов преодоления духовно- нравственного кризиса нашего общества. Она становится существенным фактором национальной безопасности».
    Этими задачами определяются цель и смысл деятельности школьного музея. Его Программа основывается на современных, актуальных идеях национально ориентированной школы и этнопедагогики, которые выражены также в научно-методическом пособии Чудиновой Г.В. «Современная русская школа в историософическом, педагогическом и культурологическом аспектах» (Пермь, 2004), в учебном издании Волкова Г.Н. «Этнопедагогика» (М., 1999), в «Концепции содержания национального образования в Московской области» (москва, 2000) и т.д.
    Роль этнографического музея как нельзя лучше выражают замечательные слова Д.С. Лихачева:
    «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родителям, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе; постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит к своей стране...»
    В музее сложилась система разнообразной деятельности, которая раскрывается в настоящей Программе, несколько измененной и дополненной, по сравнению с первоначальным вариантом (2002 г.), в результате глубокого анализа наработанного в течение двух лет опыта и в соответствии с методическими рекомендациями центра детского и юношеского туризма «Организация работы школьного музея» (москва, 2002).
    Программа включает в себя 10 разделов:
    1. Работа с активом музея.
    2. Поисково-собирательская работа и работа с фондами.
    3. Научно-исследовательская деятельность.
    4. Научно-экспозиционная работа.
    5. Экскурсионно-массовая работа.
    6. Творчество учащихся, ремесло.
    7. Благотворительность.
    8. Методическая, консультативная работа.
    9. Презентационная и издательская деятельность.
    10. Укрепление материально-технической базы музея.
    Утверждение специалистов комитета по образованию г.Люберцы о назначении школьных музеев абсолютно справедливо по отношению к этнографическому музею школы № 53:
    «Только в школьном музее может быть наиболее последовательно воплощена идея сотворчества учащихся, учителей и родителей. Привлечение учащихся к поисковой и исследовательской деятельности позволяет сделать детей заинтересованными участниками процесса, т.е. субъектами, а не объектами воспитания. Именно школьный музей способен в полной мере реализовать принцип «Музей для детей и руками детей...»
    Не случайно поэтому девизом музея являются слова: «И люди, и вещи - наш фонд золотой».


    2. Цель: создание условий для воспитания гражданина и патриота с личной ответственностью перед Родиной и за нее, высокой культурой, гуманистической направленностью, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества, любящего свою семью, школу, город, Россию.

    Задачи:

    Развитие интереса к истории, культуре, быту, языку родного края;
    - развитие интереса к поиску, исследованиям, научно-познавательной деятельности;
    - развитие творческих способностей учащихся;
    - воспитание бережного отношения к плодам труда, опыту предшествующих поколений;
    - сохранение исторического наследия и исторической памяти;
    - развитие деятельности учащихся по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного края;
    - пополнение и обновление музея материалами, связанными с жизнью и бытом людей, старинными обрядами, обычаями, праздниками;
    -организация проведения конкурсов, викторин, олимпиад, походов и экскурсий;
    -укрепление сотрудничества с музеями других школ, архивами, библиотеками, учреждениями дополнительного образования, фольклорными коллективами;
    - привлечение к работе родителей учащихся, общественности.

    3. Прогнозируемые результаты
    Целенаправленная совместная деятельность способствует достижению положительных результатов: достижения обучающихся по предметам истории, литературы, ИЗО, музыки, трудового обучения; постоянное развитие музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых экспозиций;
    положительные изменения, происходящие с личностью обучающихся, в их духовном росте;
    стимулирование позитивного поведения учащихся, ориентация их на ведение нормального образа жизни;
    пополнение знаний учащихся об истории и культуры своего края и всего народа;
    создание условий для самовыражения и самореализации школьников;
    переосмысление ценностей и определение своего места, своего «я», место своей семьи в цепи исторических событий;
    развитие данной программы в будущем, поскольку объектов для изучения в селе, районе более чем достаточно;
    активная, интересная поисковая работа служит препятствием для вовлечения учащихся в уличные группировки;
    учащиеся являются активными участниками поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы;
    музей создает условия для творческой самореализации каждого ученика;
    руководитель музея, преподаватели, сотрудники музея отслеживают работу учащихся, помогают советами, направляют их в нужное русло;


    4.Основные направления деятельности музея:

    1.Работа с музейным фондом (выявление, отбор, приобретение предметов музейного значения: учет, изучение, систематизация и хранение музейных предметов).
    2. Поисковая, научно-исследовательская работа.
    3. Экскурсионно-просветительская работа. Создание постоянных и передвижных экспозиций в музее и школе.
    4. Развитие сетевого взаимодействия.
    5.Организационная (оформление и оборудование школьного музея, работа с активом, досуговая деятельность, интерактивность, развитие клубной работы и др.).

    Поисково-собирательная работа и работа с музейным фондом

    1. Инвентаризация имеющихся музейных предметов.
    2. Создание инвентарной книги поступлений музейных предметов на постоянное хранение.
    3. Систематизация музейных предметов по разделам и по темам.
    4. Создание нормативных актов и документов по деятельности музея.
    5. Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами. Сбор предметов старинного быта, документов, фотографий, изделий, связанных с народным творчеством, ремеслом, военными действиями.
    6. Составление картотеки музейных предметов.
    7. Создание условий для хранения экспонатов.

    Работа с активом музея

    1. Обучение актива основам музееведения.

    2. Распределение между активистами музея определенных участков работы.
    3. Совместная практическая и теоретическая работа в музее.
    4. Совместное совершенствование содержания музейной комнаты и музейной работы.
    5. Участие в издательской деятельности.

    Поисковая научно-исследовательская работа

    3. Организация проектной деятельности по созданию летописи школы.
    4. Накапливание материалов по истории и этнографии родного края.
    5. Написание рефератов учащимися на темы, связанные с историей, традиционной культурой, бытом, языком народа.
    6. Собирание произведений фольклора: народных песен, частушек, сказок, загадок, пословиц, прибауток.
    7. Запись народных праздников, обрядов, обычаев, суеверий.
    8. Создание видео- и мультимедийных творческих проектов и сайта музея.
    9. Результаты исследований представлять на районные, городские конференции.

    Экскурсионно-просветительская работа

    1. Организация постоянных (с изменением и дополнением) и временных выставок и экспозиций музейных предметов, литературы, тематических материалов, творчества и достижений учащихся, родителей, учителей.

    2. Проведение экскурсий, бесед, музейных уроков, устных журналов, классных часов, театрализованных представлений.

    3. Встречи с краеведами, художниками, другими интересными людьми нашего края.

    4. Дни открытых дверей.

    5. Творческие отчеты.

    6. Использование музейных предметов на уроках и во внеклассной работе.

    Творческая работа

    1. Проведение в музее занятий кружков, мастерских, связанных с краеведением, рукоделием.

    2. Организация выставок творческих работ учащихся, их достижений.
    3. Привлечение учащихся для демонстрации в музее поделок, сделанных на занятиях рукотворного мастерства.
    4. Участие в краеведческих конкурсах, викторинах, и других мероприятиях школы, района, города, области.
    5. Студия, созданная для пополнения экспонатов музея аналогами подлинников.

    Методическая и консультативная работа

    1. Составление лекций, бесед, тематических карточек, ведение документации.

    2. Обучение и подготовка активистов музея для проведения экскурсий.

    3. Консультации, практические занятия по работе с рефератами, проведению мероприятий и уроков с краеведческой тематикой, составлению программ.
    4. Постоянное пополнение музейной библиотеки, тематических папок с материалами.
    5. Сотрудничество с музеями, архивами, учреждениями дополнительного образования, библиотеками. Обмен опытом с музеями других школ.
    6. Целенаправленное использование материалов курсов, конференций, семинаров в работе музея.

    Материально-техническая база

    1. Изготовление стендов, витрин, макетов.
    2. Ремонтные и технические работы.
    3. Приобретение технических и канцелярских средств.

    5. Реализация программы

    1) Этнографический кружок
    2) Уроки истории, литературы, музыки, изобразительного искусства;
    3) Интегрированные уроки;
    4) Уроки технического и художественного труда;
    5) Студия,
    6) Этнографические экскурсии и походы;
    7) Организация свободного времени подростков.

    6. Основные блоки программы.

    Программа рассчитана не только на деятельность учащихся в самом музее, но и дает возможность учителям Центра и школ и детских садов района формировать достаточно высокую духовную культуру учащихся. Программа предлагает вести работу по 3-м блокам, содержание которых усложняется по мере взросления учеников.

    Это следующие блоки:
    - «Неиссякаемый источник»
    - «Родословные истоки»
    - «Истоки славы и доблести»

    I . Неиссякаемый источник .

    Задачи:
    использование фольклора в воспитании любви к Родине;

    воспитание на традициях русской культуры;

    развитие познавательного интереса к окружающей жизни, родной природе;
    воспитание любви к родному дому, месту, где родился и живешь.

    Знания:

    Знать устный народный фольклор: сказки, загадки, былины, пословицы, поговорки;
    - знать русские народные песни, попевки, потешки; народные инструменты;
    - знать народную игрушку;
    - знать народные ремесла России;
    - знать народные игры;
    - знать народные приметы;
    - знать природу родного края;
    - знать лекарственные травы;

    Умения:

    Уметь исполнять народные песни и танцы;
    - уметь охранять родную природу;
    - уметь инсценировать сказки;
    - уметь применять в своей речи русские пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения;
    - уметь обсуждать прочитанную книгу об истории нашего народа.

    Действия:

    Собирать и пропагандировать детский фольклор;
    -выпускать народный календарь;
    -проводить тематические недели: «масленичную», «святочную»;
    -возрождать народные обычаи, ремесла;
    -участвовать в национальных праздниках и обрядах;
    -участвовать в озеленении класса, микрорайона;
    -посещать музеи, участвовать в экскурсиях по городу;
    -правильно вести себя в храмах и монастырях и в других религиозных центрах нашей Родины..
    Возможные формы работы:
    - конкурсы, фестивали народного фольклора;
    - народные праздники «Сударыня-Масленица», «Рождество»,
    «Богатырские потешки», праздник народной песни и частушки;
    - сказочные фестивали
    - выставки

    II Родословные истоки. Задачи : формирование, у учащихся чувства долга перед родными, семьей, родиной;

    воспитание ответственности за благополучие и безопасность своей семьи;

    развитие творческой деятельности учащихся;
    развитие потребности к изучению родословной своей семьи;

    Знания:

    Знать биографии своих родителей, предков, родословную;
    - знать проблемы и заботы семьи; знать культуру семейных отношений;
    - знать семейные законы и обычаи;
    - знать увлечения и интересы своих родных;
    - знать историю людей, которые жили до тебя на земле, дорожить историей своей семьи.

    Умения:

    Уметь интересоваться жизнью близких и заботиться о них;
    - уметь рассказать о своей семье, родственниках;
    - уметь поддерживать добрые и уважительные отношения;
    - уметь рассказать о своих бабушках и дедушках

    Действия:

    Оказывать помощь родным и близким;
    - сохранять семейные традиции, передавать их своим детям;
    - создавать семейную летопись;
    - организовывать досуг семьи.

    V . Истоки славы и доблести.

    Задачи:
    воспитание чувства гордости за Отчизну и желания его процветания;
    формирование национального самосознания, лучших черт национального характера;
    осознание учащихся причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему;
    привлечение учащихся к поисковой и научно-исследовательской работе;
    использование всех возможных средств воспитания учащихся в духе верности духовным традициям России;
    воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями;
    воспитание готовности к защите своей Родины, подготовка к служению Отечеству.

    Знания:

    Знать военную и трудовую историю Отечества;
    - знать символы, святыни, людей, прославивших государство;
    - знать культурные центры и достопримечательности родного края;
    - знать священные обязанности защитника Отечества.

    Умения:

    Уметь гордиться Родиной, заботиться о ней;
    - уметь трудиться на благо Родины;
    - беречь и продолжать традиции;
    - уметь заниматься исследовательской работой;
    - уметь понимать истинную красоту и художественную ценность произведений народного творчества;
    - уметь отстаивать честь и достоинство Родины;
    - уметь анализировать и оценивать происходящие события;
    - уметь пропагандировать культуру своего народа и уважать традиции других наций.

    Действия:

    Проводить культурно-просветительскую работу;
    - участвовать в охране памятников истории и культуры;
    - проводить экскурсию;
    - проводить поиск и пополнение фондов школьного музея;
    - способствовать углублению и расширению школьного музея;
    - проектировать свое будущее в системе будущего страны;
    - вести беседы, диспуты, дискуссии о происходящих событиях в стране и за рубежом;
    - готовиться к службе в армии РФ.

    Возможные формы работы:

    Уроки мужества;
    - рыцарский турнир;
    - историко-познавательные игры;
    - военно-спортивная игра;
    - слет мальчишек;
    - военно-спортивная игра «Зарница»;
    - спортивно-познавательная игра «Не перевелись еще богатыри на земле русской»;
    - исследовательский походы
    - научно-исследовательские работы «Великие имена России»;
    - сборник путевых рисунков, фотографий

    7. Критерии оценки результатов реализации программы.

    Результаты будут отслеживаться учителями, родителями, руководителем музея:диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:

    Собеседования с учащимися;
    - наблюдения;
    - анкетирования;
    -метода самооценки;
    -ведение «Книги отзывов»;
    -публикации материалов в газету «октябрьские известия»
    -творческие отчеты;
    -фотовыставки, аудио- и видеозаписи.

    Критерии:
    Сформированность положительной мотивации на развитие у обучающихся патриотических чувств.
    Сформированность познавательной активности обучающихся.
    Сформированность основных ценностных отношений.
    Сформированность потребности вести поисковую, краеведческую работу.
    Сформированность готовности защищать Отечество.
    Сформированность чувств сострадания и сопереживания.
    Сформированность отношения к окружающей действительности.


    БЛАГОДАРЯ МЕРОПРИЯТИЯМ, ПРОВОДИМЫМ В МУЗЕЕ, ФОРМИРУЕТСЯ ИНТЕРЕС К ИСТОРИИ СВОЕГО РОДНОГО КРАЯ, НРАВСТВЕННЫЙ ОБЛИК УЧЕНИКА, А ТАКЖЕ, ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ.

    народа выдающихся исторических событий или деятелей науки, культуры, государственных деятелей. Здесь представлены материалы, документы и т.п., которые воссоздают атмосферу творческого процесса, общественно-историческую, культурно-художественную ситуацию.

      Краеведческие музеи (комплексные) дают возможность изучать

    историю и культуру, природные условия и быт, хозяйство данного района или области.

    В нем представлены элементы других музеев, поэтому их называют часто комплексные.

      Художественные музеи – к их числу относятся музеи в которых

    собраны и экспонируются произведения ДПИ и ИЗО искусства.

      Этнографические музеи – в них собраны материалы и предметы

    быта и культуры народа (предметы домашнего обихода, изделия народных промыслов и ремесел, народный костюм), а также народная архитектура.

      Отраслевые музеи – в них собраны экспонаты, которые

    характеризуют развитие какой-либо отрасли (медицины, автомобилестроения, связи, промышленности, сельского хозяйства и т.д.).

      Исторические музеи – в них собраны и представлены для

    обозрения исторические документы, памятники, предметы материальной и духовной культуры, отображающие историю села, города, страны или отдельные исторические события.

    Важное значение для развития музейной отрасли имеет принятие в 2005 г. Закона РБ «О музеях и Музейном фонде РБ», Программы развития

    музейного дела в РБ на 2005-2010 г.г. и разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность музейных учреждений республики.

    Главные задачи в развитии музейного дела:

    Создание новых типов музеев;

    Реконструкция и техническое оснащение музейных фондохранилищ;

    Укрепление МТБ;

    Компьютеризация музейной деятельности;

    Более эффективное использование возможностей музеев для внутреннего и международного туризма;

    Развитие международных связей и сотрудничества с различными музейными организациями.

    Культурно-досуговая деятельность музеев

    Изменения в экономике и прочное установление рыночных отношений оказали заметное влияние на все сферы нашего общества. Произошел пересмотр, казалось бы, незыблемых представлений о функциях и задачах многих социальных институтов. Не избежал этой участи и музей.

    Кажется, невозможно представить более стабильного и даже консервативного культурного явления, чем музей. Его важнейшие функции – собирать, хранить и интерпретировать памятники прошлого – не подвержены влиянию времени. Однако практика белорусских музеев в течение последних лет доказала обратное. Это отнюдь не означает, что

    общество больше не ждет от музеев выполнения обязанностей хранителя исторического и культурного наследия. Напротив, требования,

    предъявляемые социумом к музею как общественному институту, значительно расширились .

    С одной стороны , общество взглянуло на него как на особое пространство, обладающее силой излечивать кризисные состояния души.

    С другой стороны , оказавшись в условиях рынка и испытав в начале 90-х г.г. достаточно серьезные потрясения, выразившиеся в сокращении посещаемости, музей стал активно работать над проблемами привлечения посетителей и созданием востребованных форм работы.

    В результате, не только в столичных, но и в провинциальных учреждениях появились удачные музейные проекты: фестивали, выставочные циклы, досуговые и образовательные программы.

    Экскурсионная работа – это специфически музейная и традиционная для музеев форма образовательной и воспитательной деятельности. В настоящее время расширяются сферы музейной коммуникации, появляются новые виды образовательной деятельности – лекции, уроки в музее, лекции, концерты, конкурсы, фестивали, обряды, праздники и спектакли. Особое развитие получают такие приемы их проведения, которые позволяют создать особую атмосферу внутри музея, вовлекают посетителя в непосредственное участие в музейном празднике, обряде, представлении, уроке.

    Вот как проводится «свадебный обряд» в Чаусском историко-краеведческом музеи. С весны 2007 г. в городе появилась мода после ЗАГСа перед застольем всем кортежем заезжать в районный музей.

    По старинной традиции молодым связывают руки рушником, в котором обязателен красный цвет (фондовая реликвия музея). На его концах разный орнамент: один женский, другой мужской. Цветы и растения

    символизируют расцвет природы, жизни, плодородия, благополучия молодой семьи.

    Обряд ведется на белорусском языке в несколько юмористическом стиле.

    В зале этнографии есть стилизованная крестьянская хата с рубленной топором лавкой, столом, самоваром. Молодые заводят патефон и танцуют. Среди обязательных номеров программы – посидеть на вывернутом кожухе, который лежит поверх старинного сундука. Считается, чем больше к одежде жениха и невесты прицепится ворсинок, тем богаче будет их семья.

    Фотографироваться можно где угодно. Например, за прялкой или на фоне чучел всевозможных зверюшек. Парни, желающие похвастаться своей силушкой богатырской, могут попробовать перенести свою суженую через все 9 музейных порогов.

    Работники музея постоянно пополняют свой запас чаусскими шутками и прибаутками, которые подсказывают старожилы местных деревень.

    Каждое лето в замках Беларуси (г.Лида, Мир, Новогрудок, Несвиж) проходят рыцарские турниры и международные фестивали средневековой культуры, притягивающие к себе внимание зрителей и участников из всех стран мира. Воспроизводятся реальные исторические события, зрители и участники приобщаются к традиционным ремеслам, наслаждаются средневековой музыкой, можно примерить доспехи или пышное платье дамы.

    В них участвуют как члены исторических клубов, изготавливающие для себя костюмы, так и зрители, специально приехавшие на праздник. Интересно, что после посещения фестивалей многие становятся их постоянными участниками, вступают в исторические клубы.

    Зримое проникновение в недалекое прошлое происходящее во время театрализованных представлений на базе историко-культурного центра «Линия Сталина» пробуждает интерес к истории Великой Отечественной

    войны, обновляет чувство сопричастности к отечественной истории, воспитывает чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

    Организация и проведение исторических и военно-исторических фестивалей, музыкальных концертов и народных обрядов зачастую позволяет музеям решать вопросы дополнительного финансирования.

    Сама возможность организации таких, на первый взгляд «немузейных» мероприятий, отражает новый подход к музейному пространству.

    Музей не может закрывать глаза на современные тенденции в формировании и развитии культурных потребностей социума. В условиях усиливающейся усталости людей от технократии и агрессивной городской среды особенную привлекательность получает возможность провести свободное время вместе с семьей вне города.

    Разнообразие и регулярность проводимых мероприятий позволяют сформировать постоянную аудиторию, для которой посещение музея становится насущной необходимостью, формой культурного досуга.

    В программу активного проведения досуга организаторы гостиничной анимации часто включают посещение музеев

    Музей - это культурно-образовательное и научно-исследовательское учреждение, предназначен для хранения и использования памятников природы, материальной и духовной культуры, приобщения граждан к достоянию национальной и мирового историко-культурного наследие.

    Функции современного музея чрезвычайно сложные, несмотря на разнообразие форм их деятельности. И хотя самая главная функция музея - сбор, изучение и экспонирование памятников истории, культуры, искусств ва, основным видом их деятельности становится и досуговая, особенно экскурсионноа.

    Еще недавно культивировались традиционные формы экспонирования (стеклянные витрины, однообразные сведения об авторе и его произведение), а подробную информацию можно получить на экскурсии. Сегодня же культурное но-просветительская деятельность музеев претерпела существенные изменения: образовательная и воспитательная функции реализуются в образовательных программах, культурных акциях, сотрудничества с учебными заведениями; развлекательная функции я проявляется в активном участии личности в творческих мастерских, клубах, вечерах отдыха, концертах, в создании на территории музеев коммерческих структур - ресторанов, баров, торговых киосков в. Постепенно музеи становятся составляющей индустрии развитиеаг.

    Музеи пытаются организовать свою работу так, чтобы посетитель мог ознакомиться с любой экспозицией, самостоятельно, не ожидая экскурсий. Способы предоставления информации: этикетировка, путеводители и брошюры из конкретных экспозиций, магнитофонные записи, видеоматериалы. Перепечатка, записи и видео документы не перегружают клиентов лишней информацией, изготовление копий, муляжей на етногра фично и естественных выставках позволяют не пассивными, а активными посетителями музея, пополнять свои впечатления тактильными средствамми.

    Немалую роль в музейных учреждениях начали играть музейные смотрители, которые не просто следят за порядком, а могут квалифицированно отвечать на вопросы о выставке, экспозицию, отдельный музейный и экспонат, они являются посредниками между посетителями и научными работникам.

    Интеграционный процесс музеев в сферу развлечений выражается в: 1) создании в музейных учреждениях функциональных помещений для организации проведения досуга и развлечений, 2) проникновении"индустрии досуга"в музее, 3) использовании в музейной деятельности соответствующих форм роботорм роботи.

    Интеграция музеев в сферу развлечений проявляется в таких формах:

    Создание в музейных учреждениях функциональных помещений для организации проведения мероприятий досуга и развлечений (концертные залы, клубные комнаты, смотровые площадки, аттракционы, игровые уголки;

    Проникновение"индустрии досуга"в музее (открытие магазинов, сувенирных лавок, кафе, аренда музейных помещений для проведения рекреационных и развлекательных мероприятий), использование в музейной деятельности форм отдыха, досуга и развлечений (кружки, хобби-группы, праздники, театральные, музыкальные, литературные и тематические вечера, конкурсы, фестивали, творческие лабораториибораторії;

    Методами активизации участия населения в культурно-досуговых мероприятиях являются:

    Организация дней культуры, художественных фестивалей, городских праздников;

    Организация выставок живописи, истории, архитектуры;

    Создание"мистецтвотек";

    Систематические трансляции художественных радио-и телепередач, совершенствование маркетинговой деятельности музеев; активизация участия молодежи через образовательные, культурно-художественные и досуговые проекты;

    Реализация образовательных и культурных программ для взрослых, создание условий для доступа к музейным ценностям фондов

    Другое досуга в музеях реализуются с использованием различных методов: обучение путем творческой деятельности, ролевые игры, методов экспериментального обучения

    Приоритетными в музейной деятельности являются образовательные программы для подростков. Организация досуга в музеях активизируется во время школьных каникул: музеи, художественные галереи, выставочные центры проводят творческие акции, концерты, лекции, киновечера, организуют передвижные выставки, игровые конкурсы и соревнования их цель состоит в культурном развитии ребенка, углублении знаний об истории своей страны, ее мисте ство, литературу, народное творчество на основе первоисточников, а не учебников. Поэтому музеи тесно сотрудничают с учебными заведениями, а подростки регулярно посещают музейные залы соответствии с теми тем изучаемых в школе. Специальные образовательные программы разрабатываются для детей и подростков разного возраста и разного уровня подготовки, они реализуются в таких формах работы, как: экскурсии, семинары, дис пути, исследования, наблюдения, ролевые игры, театрализованные представления, тренингінги.

    Музейная деятельность не ограничивается работой с детьми и подростками. Образовательные и научные программы музеев разрабатываются и для студенческой молодежи. При этом нельзя забывать, что музей - это не только место с собрания и хранения больших художественных коллекций. Музей является научным учреждением, центром распространения знаний, в котором хранятся архивная и справочная документация, новая литература. Активными формами рабо ты музеев со студенческой аудиторией является проведение совместных научных исследований, этнографических экспедиций, археологических раскопок, подготовка научных публикацияхацій.

    Лучшей формой досуга в музее была и остается музейная экскурсия. Согласно современным представлениям,"экскурсия представляет собой коллективный осмотр музея, выдающегося места, выставки, объекта природы и т т д по определенному маршруту под руководством экскурсовода с познавательной, образовательной, научной и воспитательной целью, а также служит для удовлетворения эстетических потребностей во время свободного времяпрепровожденияня часу".

    Таким образом, экскурсии свойственна ряд характерных признаков, главным из которых является приоритетность зрительного восприятия, сопровождаемого необходимым словесным комментарием. При этом зрительное и вербальное восприятий вует усиливается моторным - передвижением по определенному маршруту, осмотром объекта под разным ракурсом, на разном расстоянии. Иначе говоря, экскурсия предусматривает двигательную активность экскурсантов ее характер терн признаком является также коллективность осмотра, в результате чего в группе людей, связанных общим интересом и возможностью обмена мнениями, возникает особая психологическая атмосфера. Она влияет на восприятий ття и усвоения увиденного и услышанного. Экскурсия проводится под руководством экскурсовода на определенную тему и по определенному маршруту, то есть она имеет организованный характер. Обладая всеми чертами, собственности ве экскурсии как таковой, музейная экскурсия имеет определенную специфику: она проводится в специально организованном музейном просторосторі.

    Музейные экскурсии достаточно разнообразны и могут делиться по месту проведения, за объектом показа, а также по характеру тематики, целевой направленностью и составом экскурсантов. Экскурсии могут осу йснюватися и в помещении музея - по экспозиции, выставках, фондах, а также за пределами музейного помещения - по достопримечательностям и памятным местам. Практикуются также комплексные экскурсии, объединяющие есть единственной темой показ музейной экспозиции и памятников, находящихся в естественных условиеах.

    По тематическим характером выделяют обзорные экскурсии и экскурсии по темам профильной дисциплины. Обзорные экскурсы предназначены для посетителей, впервые пришедших в музей и желают получить зага ального представления о его истории и коллекцийї.

    Обычно эти посетители - туристы, ограниченные временем. Сведения, предоставляемые им во время обзорной экскурсии, носят информативный характер. Экскурсовод или музейный работник кратко знакомят с ист тория и содержанию музейных собраний, а также с основными разделами музейной экспозиции и отдельными выдающимися экспонатами. Экскурсии на темы профильной дисциплины в музейной практике чаще называют тем аттической, что в принципе некорректно, поскольку любая экскурсия имеет тему. Этот тип экскурсии, в отличие от обзорной, призван детально раскрыть одну из тем или какую-то проблему. Иногда в музеях провод яться циклы экскурсий, объединенных определенной проблематикой и предназначенных для постоянной группы посетителиа­чів.

    По целевой направленности выделяют культурно-образовательные (общеобразовательные) экскурсии и учебные, непосредственно связанные с программами различных учебных заведений. К последним относятся и методические эк кскурсии для музейных работников, которые знакомят с принципами построения экспозиции, особенностями хранения фондов, спецификой проведения экскурсей.

    По составу экскурсантов различают экскурсии для детской или взрослой аудитории, для туристов или местных жителей, для групп по составу однородных или разнородных (например, для родителей с детьми мы.

    течение последних десятилетий учитывая укрепление позиций теории музейной коммуникации экскурсию стали рассматривать как специфический вид общения, предметом которого являются ценности культуры, значимых и для аудитории, и для того, кто выступает как руководитель. При этом такое общение носит ролевой характер: каждый участник диалога действует в пределах отведенного его регламента, а стиль поведения задается ролью экскурсовода и экскурсанта.

    Итак, среди основных тенденций музейной деятельности можно определить следующие:

    Интеграция музейных программ в сферу досуга;

    Сохранение и популяризация жизни местных культурных ценностей и их самобытности;

    Обогащение духовной жизни человека путем связи"искусство-история-индивидуальный опыт";

    Развитие виртуальных музеев и мультимедийных проектов, укрепляет контакты со зрительской аудиторией и позволяет посетителям знакомиться с коллекциями музеев разных стран;

    Расширение музейной деятельности за пределами музейного учреждения, в регионы страны;

    Развитие музеев как туристических объектов

    Таким образом, основные функции организации современного досуга, которые определяют его внутреннюю структуру, непосредственно связаны с феноменом культурно-досугового среды и могут быть выражены же ими направлениям своей деятельности

    Организация и обеспечение условий для проведения культурного досуга во всей его полноте и разнообразии в соответствии с потребностями, интересов и возможностей всех групп населения;

    Разработка и распространение новых технологий досуговой деятельности, взаимодействие с другими типами учреждений культуры, отдыха, спорта для обеспечения эффективности, качества и интенсивности работы всей с сферы досуга в целом

    Апробация, отработка и внедрение новой техники, которые разрабатываются промышленностью для их использования в сфере досуга;

    Выделение помещений для физкультурно-оздоровительного досуга в составе учреждения размещения;

    Объединение различных видов развлекательных программ (танцевальных, аттракционных, компьютерных и т п)

    . Вопросы для контроля

    1. Сущность досуга и отдыха

    2. Роль анимации в повышении эффективности отдыха в гостиничной индустрии

    3. Основные виды анимации

    4 состава индустрии развлечений

    5. Общая характеристика предприятий индустрии развлечений

    6. Какие потребности способна удовлетворить гостиничная анимация?

    7 факторов, определяющих выбор формы досуга

    8. За счет чего можно достичь наибольшего восстановительных оздоровительного эффекта?

    9. Программная анимация

    10. Рекреационная основа анимационных программ

    11. Основные типы направлений и программ гостиничной анимации

    12. Анимационные программы в зависимости от возраста отдыхающих

    13. Роль игрового досуга в организации отдыха

    14. Процессы совершенствования организации игр с денежным выигрышем

    15 факторов, влияющих на работу анимационной службы

    16. Виды зрелищно-развлекательных анимационных услуг

    17. Парки: виды и характеристика

    18. Особенности проведения досуга в парках

    19. Активные формы досуга. Спортивные программы

    20 спортивно-развлекательные программы

    21. Основные требования к материальному обеспечению организации досуга