Нация удины описание. Удины: древнейший христианский народ на Северном Кавказе. Удины в наше время

В мире почти две сотни стран, а список всех национальностей даже представить сложно. Запомнить это нереально, даже все малые народы, проживающие на территории России, представляют собой внушительный перечень. Если перед вами удины, кто это такие и откуда они родом можно спросить у них самих. Некоторые считают такой вариант - не самым культурным, предпочитая прибегнуть к помощи справочников.

Многонациональное государство

Наша страна формировалась на имперских принципах:

  • Покорение соседних народов;
  • Формирование многонационального государства;
  • Объединение под одним руководством огромных территорий;
  • Культурное влияние на все нации, кроме титульного народа.

За сотни лет многие ассимилировались, «обрусели» и приняли культурные обычаи большинства. Благодаря наличию в общинах национальных меньшинств ортодоксов - многие сохранили свою этническую идентичность. В любом случае, речь идет о событиях давно минувших лет и столетий, все это длилось на протяжении веков, сопровождаясь скандалами, уступками и кровопролитием.

Сегодня мы имеем сформировавшуюся державу, в устоявшихся границах. И всем гражданам, хотят они того или нет, необходимо жить в мире. Дабы не создавать проблем окружающим.

Выступления на национальной почве и даже этнические погромы - не редкость в современной мировой истории. Как правило, они связаны с финансовыми кризисами и поиском «виноватых». Задача современного общества - не допустить повторения этих кровавых бесчинств и защитить интересы национальных меньшинств.

Кавказские особенности

Кавказ не входит в состав одного какого-то государства, его земли разделены между:

  1. Россией;
  2. Арменией;
  3. Азербайджаном;
  4. Грузией.

На всей территории проживает порядка 30 миллионов человек и большая их часть - христиане.

Но так было не всегда:

  • Менялись страны;
  • Формировались и исчезали целые народы;
  • Территории попадали под влияние других культур;
  • Сменялись религиозные воззрения.

История этого региона крайне интересна - постоянные военные походы, конфликты сразу с несколькими империями и красочные виды. Кавказ стал родиной для многих гордых народов. И если численность некоторых измеряется миллионами, то другие едва держатся на грани выживания. И это несмотря на современную медицину и высокий уровень жизни.

Все же, сказывается ассимиляция, браки с представителями других национальностей и естественные процессы уменьшения численности населения.

Откуда взялись удины?

Удины это народность, которая сформировалась еще две с половиной тысячи лет назад:

  1. Упоминается во многих древних текстах;
  2. Зародилась на Кавказе;
  3. Удины считаются одними из основателей Кавказской Албании;
  4. На сегодняшний день во всем мире насчитывается не более 10 тысяч представителей этой национальности;
  5. На территории России проживает чуть меньше 4 тысяч удин.

Чаще всего удины встречаются в Ростовской области , в этом регионе их численность достигает двух тысяч. Но даже это - капля в море. Вероятность познакомиться с двумя совершенно никак не связанными представителями этой национальности крайне мала. Поэтому лучше не говорить представителю этого народа, что вы знаете еще кого-то «из них», такая ложь сразу станет явной.

Малые коллективы очень часто держатся сплоченно и знают все обо всех земляках, живущих в округе.

В Азербайджане некогда была самая многочисленная община удин , их численность достигала 6 тысяч. Но в связи с военным конфликтом с Арменией и напряженной ситуацией в регионе, их численность уменьшилась до, приблизительно, 4 тысяч человек.

Оставшиеся две тысячи живут в Армении, Казахстане, Украине и Грузии, небольшими общинами по 200-500 человек.

Трудности с подсчетами возникают еще и из-за того, что в ряде стран последняя перепись населения проходила слишком давно.

Удины: национальность

Удины являются представителями лезгинской группы :

  • Обладают собственным языком;
  • Близки к народам Дагестана;
  • Некогда сформировали Кавказскую Албанию;
  • Подверглись влиянию армян и арабов.

Наиболее мощное влияние на этот народ оказали именно армяне. Многовековое соседство и браки привели к тому, что сегодня удин от армян отличить очень сложно . Часть перестала хранить свою этническую самоидентификацию, начав причислять себя к одному из более крупных народов.

С XIX по вторую половину XX века численность удин снижалась. Катастрофическими темпами - меньше чем за век от 10 тысячно народности осталась лишь четверть. Но последние полвека были благодатными для этой национальности, их количество вернулось к тем самым заветным 10 000.

Своей письменности у удин на сегодняшний день нет. Некогда был алфавит, состоящий из 52 букв. Но важное значение сыграла религия - богослужения и все записи велись на армянском, так что этот язык постепенно вытеснил албанскую письменность.

Таких примеров ассимиляции можно привести с десяток, именно поэтому современные национальные меньшинства так отстаивают свою самобытность.

Кто такие удины?

Можно было представить, что удины представляют собой полностью влившийся в другие народы этнос, не имеющий ничего собственного и во всем опирающийся на чужие культуры. Но это не так, сегодня в России проживает 4 тысячи человек, которые считают себя удинами и заявляют так на каждой переписи:

  1. 2 тысячи перебрались в город и о национальных костюмах, блюдах и обрядах имеют, в лучшем случае, только воспоминания;
  2. 2 тысячи продолжают жить в сельской местности, компактно, придерживаясь национальных традиций;
  3. Каждый человек индивидуален, но для удин свойственно гостеприимство и радушное отношение к незнакомцам;
  4. Представители этого народа «держатся своих корней» и в любой ситуации будут поддерживать близких.

Формировать мнение о человеке на основе каких-то национальных черт - не лучшая политика. Ваш собеседник может полностью не соответствовать приведенным где-то характеристикам или просто отличаться от своих собратьев. Поэтому оценивайте окружающих, по словам и поступкам, а не на основе каких-то стереотипов.

Если рядом с вами поселились удины, кто это и что они собой представляют можно понять только на основе общения с людьми. А так достаточно лишь знать, что это не армяне, хотя их родина - Кавказ.

Видео: как живут удины, культура

В этом ролике историк Михаил Тимофеев расскажет про такую национальность, как удины, что они представляют из себя, почему их веру практически невозможно сломить:


Сначала небольшая цитата из упомянутой вами книги для остальных читателей газеты: «Довольно много лет тому назад, в Калифорнии, я познакомился со Степаном Пачиковым. Степан по национальности удин – считаю важным довести это до вашего, читатели, сведения, поскольку удины – столь же древний народ (их упоминает Геродот в V веке до н. э.), сколь малочисленный (Степан любит рассказывать о том, что он готов дать доллар со своей подписью любому человеку, который знает, кто такие удины: пока что он отдал за всё время всего два доллара)».

Ну, «заработать» свой доллар с автографом этого компьютерщика из Силиконовой долины нам уже не удастся – в век Гугла узнать об одном из древнейших народов Восточного Кавказа несложно. Впрочем, речь ведь шла об Америке…

А в ней вполне возможно, что семья Пачикова – единственные удины. Вообще-то, этот народ преимущественно проживает в России (4267 человек, в Ростовской и Волгоградской области, Краснодарском крае и Ставрополье), Азербайджане (3800, преимущественно в Габалинском районе), Грузии (203 человека), Армении (200), Казахстане (247, в основном в Мангистауской, ранее Мангышлакской, области), Украине (592) и ряде других стран – общей численностью около 10 000 человек.

Владимир Познер абсолютно прав: упоминание об удинах есть у древних греков, в том числе у Геродота. Описывая в своей знаменитой «Истории» Марафонскую битву греко-персидской войны (490 г. до н. э.), историк называл в составе XIV сатрапии персидской армии и солдат утиев (самоназвание удин – уди, ути). Более поздние авторы (например, автор «Аргонавтики» Аполлоний Родосский, историк и государственный деятель Полибий) указывали местом проживания удин территории от берегов Каспийского моря до Кавказских гор, вдоль побережья реки Куры.

Плиний Старший в I веке н. э. называл удин скифским племенем, но на деле они были одним из главенствующих албанских племён, создателей Кавказской Албании. К албанцам на Балканах не имеют отношения. Их родственные народы – лезгины, арчинцы, табасараны и другие народы Дагестана и Азербайджана, населявшие некогда Кавказскую Албанию, древнее государство конца II – середины I в. до н. э., занимавшее часть территории современных Азербайджана, Грузии и Дагестана. Увы, в небольшой газетной статье нет возможности рассказать о богатой великими и трагическими событиями истории этого государства.

В быту удины говорят на удинском языке, на основе которого в V веке Месроп Маштоц, создатель армянского алфавита, основоположник армянской литературы и письменности, создал письменность кавказских албанов. Причём этот язык имеет два диалекта, а есть ещё свои подговоры, делящиеся на 3 подгруппы! Большинство удин двуязычны, а часто и трёхъязычны – используют родной, русский (или армянский) и язык страны проживания. Традиционная одежда и кухня удин сходны с одеждой и кухней народов Кавказа, хотя, конечно, имеют свои особенности.

Удины – христиане (Кав­казская Албания приняла христианство от Армении в IV веке). Проживающие в Армении и Нагорном Карабахе относятся к Армянской апостольской церкви, в Азербайджане – перешли под начало Русской православной церкви, имеющей там свою епархию. И в качестве церковного пользуются юлианским календарём.

Несмотря на принятие христианства, удины сохранили ряд древних ритуалов, различных поверий (так, большое влияние имели знахари, лечившие не только от болезней, но и от сглаза), обычаев (например, обычай держать в домашнем очаге негасимый огонь) и традиций. Свои молитвы удины-христиане зачастую обращали к Луне.

Ко времени прихода русских на Кавказ удинские сёла были сконцентрированы в основном в Шекинском ханстве (феодальном государстве, существовавшем с середины XVIII в. на севере современного Азербайджана и вошедшем в состав Российской империи в 1805 г. во времена армяно-азербайджанского кон­­флик­­та).

В советские времена этот народ пережил коллективизацию и раскулачивание, попытки перевести удинский язык на кириллическую письменность.

Кстати, с веками в силу исторических причин письменность удинов перестала использоваться и постепенно исчезла. Сегодня её пытаются возродить – как в Азербайджане, так и в России.

Древний албанский алфавит (из 52 букв) представлял собой грецизированный вариант одного из несемитических ответвлений арамейской основы. Но в конце 1990-х в Азербайджане был создан алфавит, опять же из 52 букв, на латинской основе.

Массовое переселение удинов в российские города началось после 1988 года, во время армяно-азербайджанского конфликта. Но особым административно-территориальным статусом удины РФ не обладают.

Племя кюринской или юго-восточной лингвистической группы). Живут на Кавказе с давних времен и некогда составляли Агванское царство, а потом, по преданию, расселились по разным местам Азии.
Еще недавно во всем Нухинском ущелье находились старики, говорившие по-удински. В настоящее время удины остались только в двух-трех селениях Елисаветпольской губернии, перемешанные с армянами, татарами и .

Типичные черты внешности удинов – светлые или каштановые волосы, круглое лицо, средний рост. Антропометрических данных не имеется. Удины — православные и григориане. Христианство приняли очень давно. Говорят на особом удинском диалекте, исследованном академиком Шифнером. Занимают здоровую гористую местность (762 метра над уровнем моря), богатую водой, лесами и пастбищами.

Основные роды занятий удинов

Занимаются хлебопашеством (пшеница, просо, ячмень, рис и прочее), шелководством (процветавшим до 50-х годов и вновь возрождающимся после временного упадка, вызванного завезенной французами зараженной грены), садоводством (орех, каштан, черешня), огородничеством и скотоводством. Шелк, коконы, орех, рис, каштаны, сушеные черешни служат предметом вывоза. Особенность системы землевладения – пользование участками по жребию.

Особенности жилища

Домашний быт удинов представляет много архаичного. Еще недавно главная жилая комната имела отверстия в стенах вместо окон. Посередине на полу был очаг, дым из которого выходил в отверстие, проделанное в потолке. На очаге горел неугасимый огонь днем и ночью. Дверь днем не запиралась, для притока света. Ночью жилище освещалось глиняным светильником, с фитилем из тряпок.

Традиционная одежда

Одежда мужчин — архалук из ситца или шелка, чоха из местной материи или из сукна и шаровары из тех же материй. Архалук опоясывается у бедных кожаным, у богатых – серебряным поясом. Обувь летом и зимой – лапти, только у богатых полусапожки. Женщины носят длинные, красного цвета рубашки, а поверх их – архалуки, украшенные серебряными пуговицами и монетами. Головной убор украшен серебряными шариками, жемчугом, монетами, крючками. Серебряные пояса обычны и у женщин.

Особенности кухни и быта

Пища очень разнообразна (мучная, молочная, растительная и мясная). Хлеб пшеничный, у бедных с примесью проса. Семейный быт - патриархальный; отец - глава и повелитель дома, имеющий право на беспрекословное повиновение. Во время обеда сын не смеет садиться за стол, а стоит поодаль и прислуживает.

Еще очень недавно удины жили большими семьями, задругами. Наследство делится поровну между сыновьями. Положение женщины подчиненное, она обедает отдельно от мужчин, без разрешения мужа никуда не может отлучиться, с посторонними не разговаривает, ходит с закрытым лицом.

В брачных обрядах сохранились переживания материнства, а также характер родового предприятия, с симуляцией похищения.

Выкуп за невесту составляется из складчины между сородичами жениха и делится между сородичами невесты. Родные жениха в полном вооружении сопровождают его до ворот дома невесты и стреляют до тех пор, пока их не впускают за плату, вручаемую брату невесты.

Невестка в присутствии старшего деверя и свекра закрывает лицо в течение 10 – 15 лет и до самой старости не может говорить с ними. Выбор невест происходит раз в год, на третий день Пасхи, когда все удины и удинки отправляются на богомолье по монастырям: вероятно, это пережиток похищения во время общественных празднеств. Женщины во время родов и покойники считаются нечистыми. Кровотечения рожениц — действие злого духа, против которого женщина вооружается кинжалом, чесноком и тому подобное талисманами; постель окружают цепью.

Лечатся удины у гадальщиков, которые, часто рекомендуют разные жертвоприношения (например, ногтями больного на могиле самоубийцы). Злые духи, оборотни, каннибалы и тому подобное продукты суеверия фигурируют на каждом шагу.

Аркадий Владимирович, как вы, удин по национальности, оказались в России?

Наша семья до 1988 года проживала в Кировабаде. В феврале, а затем в гораздо большем масштабе, ноябре этого года в городе состоялись массовые погромы армян. То есть это были даже не погромы, а сильное противостояние, в результате которого погибли люди. Погромы армянских квартир произошли в азербайджанской части города, а в армянской части население дало погромщикам организованный отпор и защитило свои дома и честь.

Однако 7 декабря в Армении произошло катастрофичное землетрясение, и многие армянские мужчины Кировабада уехали туда. В основном ехали помогать своим соотечественникам в спасательных и восстановительных работах, другие, вместе с помощью своему народу ехали помогать и близким родичам, так как немало кировабадских женщин и детей в период столкновений были отправлены в зону землетрясения. После землетрясения столкновения практически прекратились, так как прибывшие в город советские войска закрыли погромщикам доступ в армянскую часть города. Но люди уже уехали, в том числе и наша семья.

А зачем уехала ваша семья? Вы же не армяне?

Ну, во-первых, никто тогда не разбирался, кто по национальности живет в армянской части города: а мы жили именно там. Во-вторых, наша семья исповедует христианство, а это в глазах азербайджанцев является смертным грехом. В те дни в Кировабаде громили и русские, и украинские, и удинские семьи и дома. Но самым важным является то, что мы увидели волчий оскал азербайджанского национализма. Мы хорошо понимали, что рано или поздно настанет наша очередь, что, в конце концов, и произошло. Только зимой 1990 года Нидж (село с компактным удинским населением в Варташенском районе Азербайджанской ССР. - Ред.) покинуло свыше двух тысяч человек, в том числе и мои родственники. К сожалению, у удин в Азербайджане недостаточно людских ресурсов, и мы не имели возможности защитить свою Родину.

Однако считается, что удины были одним из крупнейших этносов Кавказской Албании.

Да, это действительно так. Но с тех пор утекло немало воды. Очень много удин обармянились, и даже дали армянскому народу национальных героев, таких, как генерал Мовсес Силиков или Саркис Кукунян. Я читал в Восканапате об Овике Фаримяне, отважном воине Армии Обороны Арцаха, удине и моем ближайшем родственнике.

Намного больше удин были насильно отуречены. Например, еще в начале ХХ века на территории современного Азербайджана было 47 удинских сел, а сегодня там существуют только остатки Ниджа. В архивах сохранилось письмо удинских лидеров русскому царю, в котором люди просят защитить их от тюркских разбойников, помочь сохраниться в христианской вере. Сегодня, к сожалению, очень много удин лишены национальной идентификации и часто даже дома, в кругу семьи, разговаривают на азербайджанском языке. Но они, пусть даже записанные в "азербайджанцы", не умерли, в их жилах течет удинская кровь.

Как вы считаете, при каких условиях может начаться возрождение удинского национального самосознания?

Вы можете считать меня наивным романтиком и отчаянным оптимистом, но я думаю, что это возможно. Ведь сами удины, даже тюркоязычные, помнят и знают о своем происхождении. Наша Родина находится на территории Азербайджана, хозяевами которого ныне являются пришлые, чужие люди. Мы жили в своих районах вперемежку с родственными народами: лезгинами, рутулами, крызами, будухами… И если эти народы поднимутся на борьбу за соблюдение своих национальных прав, то удины в стороне не останутся. Даже те из нас, кто уже два или три поколения записан «азербайджанцем». Национальная психология - очень тонкая, но очень крепкая субстанция.

Недавно в интервью азербайджанскому агентству председатель правления удинской общины Волгограда Ричард Данакари заявил, что удины при встрече с армянами чувствуют негативное отношение.

Данакари - известная удинская фамилия, и мне жаль, что этот род породил и лгунов. Удины - лезгиноязычный народ, мы с лезгинами одного корня и происхождения. Будучи братьями с лезгинами, мы, как и сами лезгины, всегда поддерживали дружеские отношения с армянами. Учтите также, что удины исповедовали ту же веру, что и армяне. Я говорю не просто о христианстве, а об Армянской Апостольской Церкви. Откуда может быть негативное отношение между двумя братскими народами, поклоняющимися одному и тому же богу. Я, например, кировабадским диалектом армянского языка владею лучше, чем удинским. Так распорядилась судьба, но я нисколько не жалею об этом, так как я вырос в дружеской обстановке с армянами и при этом никогда не скрывал свое удинское происхождение.

Вам известно, что в Баку создана Албано-Удинская христианская община?

Общины такой нет, да и быть не может. Создана витрина, за которой даже не пустота, а черная зияющая дыра. В истории был Албанский католикосат Армянской Апостольской Церкви, точно так же, как были Ахтамарский или Анийский католикосаты Армянской Апостольской Церкви. Но это не означало, что эти католикосаты выходили из подчинения Эчмиадзина и отделялись от него. Такого просто не было. И попытка создания Албано-Удинской христианской общины есть не что иное, как попытка оторвать сохранивших христианство удин от исторических и духовных корней. Все это - всего лишь нечистоплотная политика, а Роберт Мобили - руководитель так называемой Албано-Удинской христианской общины - является безграмотным прохвостом. К счастью, насколько мне известно, в этой «общине» всего три человека, включая супругу Роберта.

Почему этот Мобили молчал, когда в Нидже с церкви стачивали письмена? Почему он молчал, когда ломали хачкар в нашем селе? Какой же он христианин, если позволяет уродовать собственное прошлое? Я уважаю истинно верующих людей, независимо от религии. Если христианин молчит, и даже оправдывает то, как рушат и ломают построенные его предками святыни, он не может считаться христианином, под какой бы маской он ни скрывался. Точно так же и мусульмане. Я не могу уважать тех мусульман в Азербайджане, что молча смотрят на то, как Ильхам Алиев рушит мечети.

Удины-христиане относятся к Эчмиадзину. И так было всегда. Наличие Албанского католикосата, как я уже сказал, не означало, что мы отошли от Эчмиадзина. Нашим первым епископом был святой Григорис, внук Григория Просветителя, а в 705 году произошло полное духовное и этическое слияние албанской и армянской церквей. Все наши церковные книги, обычаи, традиции, ритуалы и так далее писались и переводились на армянском языке, так же, как исламские - на арабском языке. И это нормально, иначе и быть не могло. Албанский алфавит был создан великим Маштоцем лишь для одного из албанских народов, и мы сегодня точно не знаем, для какого? Но это и не важно, так как языки албанских народов отличались друг от друга. Пусть не сильно, но отличались. Рутульский и удинский язык, например, близкие родственники, но в рутульском языке есть около 10 звуков, отсутствующих в удинском. Да, Месроп Маштоц - гений: созданный им 17 веков назад и существующий до наших дней совершенный армянский алфавит подтверждает это. Но созданная Маштоцем албанская письменность не могла выжить еще и потому, что албанская нация так и не состоялась. Близкородственные народности не успели слиться в единую нацию. Поэтому христиане Албании пользовались армянскими письменами.

Ричард Данакари считает, что армяне отнимают у удин историческое наследие, и приводит в пример Гандзасарскую церковь.

Пока это делают азербайджанцы, не только присваивающие наше историческое наследие, но и лишающие удин права на этническую самоидентификацию. Что же касается Гандзасара, то Данакари просто выполняет заказ из Баку. Я не знаю, что им движет: привычка лобзать руки хозяина или любовь к деньгам? Но одно я знаю точно: человек, закрывающий глаза на то, как уничтожается историческое наследие его же народа, может согласиться на любую подлость. Гандзасар был возведен в ХII веке, спустя много веков после ликвидации Кавказской Албании. И возведен армянами на армянской земле. Если Данакари так болеет за наследие удин, то пусть возвращается в Варташен или Куткашен, защищает наши церкви от азербайджанских вандалов, а не проводит в Волгограде антиармянскую пропаганду в угоду туркам, нашим историческим недругам.

Спасибо.

Севак МОКАЦИ

Дайджест

Жизнь удин в Восточном Краю своей уничтоженной родины, то есть в современном Азербайджане, оказалась весьма тяжёлой, прежде всего, именно из-за веры. Через тысячу лет после начала исламизации албанцев, в 1724 году, они писали Петру I, прося помощи в сохранении веры, воспринятой ими от апостола Варфоломея, распятого на площади Албанополя (Баку) и апостола от 70-ти Елисея: «…У нашего народа не было власти, чтобы построить славный храм на месте мученической смерти святого апостола (Елисея, эта церковь I века считается древнейшей в Закавказье – А.Ф.): наши предки смогли только построить маленькую церковь, в которой мы проводили нашу жизнь. Теперь же неверные сожгли её и насильственно нас отрекли: мы в тайне сохраняем наши законы, и больших, и маленьких силою сабли заставляют стать тюрками». А ведь начиналось всё со скромных просьб одолжить пастбища для сезонного выпаса скота… Люди, чьи предки построили Закавказскую Албанию и были почти поголовно вырезаны предками нынешних азербайджанцев или насильно обращены в ислам, став, опять-таки, «азербайджанцами». Этот процесс, похожий на отуречивание жителей Малой Азии и Балкан, продолжался неспешно, более тысячи лет, то обостряясь, то утихая. Но то, что удины, которых сейчас не насчитывается и 10 тысяч человек, сохранили свою кровь, свой язык, близкий в очередь к лезгинскому, немного аварскому и вайнахским, свою культуру, а недавно вновь обрели свою древнюю письменность.


жаль что удины стали армянами и цапами,и забыли свои корни за исключением таких патриотов как и Аркадий.!думаю удинов теперь можно пальцами посчитат,а на их земли предендуют армяне,ведь удины эт же лезгины,значит и Утика и Карабах наши,а не армянские!


С огромным интересом прочитал интервью Аркадия Владимировича "Удины в стороне не останутся" и обрадовался, что есть и остались патриоты, которые помнят и чтят свою историю и лезгинское родство.
Спасибо и слава таким удинам! Я и многие лезгины с восхищением относимся к удинам- единственному народу из всех христианских албанских племен, который сохранил прежнюю этническую самоидентификацию. В то же время удины, как и другие лезгиноязычные народы, полной чашей "хлебнули" все тяготы и лишения, связанные с потерей исторической родины и последовавшим затем страшными ассимиляционными процессами (обармянивание и отуречивание), постигшие целый народ. Но дух этого народа не сломлен! Чего стоит убеждения этого великого удинца "сегодня, к сожалению, очень много удин лишены национальной идентификации и часто даже дома, в кругу семьи, разговаривают на азербайджанском языке. Но они, пусть даже записанные в "азербайджанцы", не умерли, в их жилах течет удинская кровь ". Уверяю Вас, Аркадий Владимирович, что точно также думают и сотни тысяч ассимилированных в Азербайджане лезгины. Мне очень хочется надеяться, что придет время, когда мы - все ветки одного мощного дерева, называемые "лезгинские народы" вновь объединимся и будем сообща бороться за нашу свободу и независимость!


Было очень приятно от нашего удинского брата услышать такие слова: "Удины – лезгиноязычный народ, мы с лезгинами одного корня и происхождения" .
Вот это понимание нашего единства, братства все глубже проникает в сознание наших народов. И даже перерастает в готовность сплотиться и совместно бороться за свои интересы: "Мы жили в своих районах вперемежку с родственными народами: лезгинами, рутулами, крызами, будухами… И если эти народы поднимутся на борьбу за соблюдение своих национальных прав, то удины в стороне не останутся" .
Если нам не удалось создать единую нацию в античное время (о чем он также говорит), то может мы в настоящий момент продолжим наше сближение? Мне сразу вспоминается петиция карабахских меликов Петру 1, которая начиналась "Мы албанцы и по нации утийцы", можно продолжить: лезгины, рутульцы, цахуры, агулы... Для этого ни в коем случае не нужно отказываться от своих локальных этнических особенностей и литературных языков у единой албанской нации может быть несколько. Подлинное единство в многообразии)


Кто это пишет даже не думает. Он в корне ошибается... Просто исторически были мирными соседями всегда. Помогали друг другу (просто черта ЛЕЗГИН такая - мы всегда даем гостям самой лучшей еды, комнаты, кровати). Когда их начали оккупировать турки месхетинцы, мы просто уступили часть земель и взамен получили постоянные наезды. Также с кавказскими турками война в Иране между суннитами и шиитами... Вот так мы наживаем плоды нашего гостеприимства.