Проблематика романа «Война и мир» Льва Толстого - сочинение. Вечные темы, поднятые в романе Л.Н. Толстого Основные проблемы войны и мира толстого таблица

Проблематика романа «Война и мир» включает в себя несколько тем. Давайте рассмотрим главные.

Тема настоящей жизни

Что такое настоящая жизнь? Многие герои романа способствуют развитию общества и являются достаточно активными людьми. Однако настоящая жизнь - это то, что творится у них в душе. Речь идет главным образом о Ростовых, Безуховых, Болконских, да и о простых крестьянах. Самый искренний и настоящий человек - это, без сомнения, Андрей Болконский.

Жизнь Андрея Болконского

Чем он занимается на протяжении романа?

Он непрерывно стремится к настоящей жизни и, когда обретает нечто новое, считает, что это именно то, чего ему не хватало. Сначала он встречает такую не похожую на него маленькую жизнерадостную Лизу. Затем он уходит на войну и в этом видит свое предназначение. Собственно говоря, почему бы и нет?

Далее следует период спокойной жизни, а затем он снова уходит на службу. Но по-настоящему судьбоносным событием стало его знакомство с немного необычной и веселой девушкой - Наташей Ростовой. Данная проблематика романа «Война и мир» хоть и не является главной, но занимает далеко не последнее место.

Жизнь Пьера Безухова

А что можно сказать о Пьере Безухове? Он также ищет настоящую жизнь, но в процессе поисков прокладывает собственный, личный путь. Он думает, что Элен предназначена ему судьбой, но ошибается. Затем он увлекается масонством и считает, что именно в этом заключается истина. Далее начинаются отношения с Наташей. На самом деле Безухов сразу после знакомства с этой девушкой понял, что она разительно отличается от остальных, но тогда еще не осознавал, что именно ее он ждал всю жизнь. Позже это станет для него открытием.

Остальные герои произведения тоже ищут настоящую жизнь. Кто-то обретет ее, кто-то - нет, но каждый отчаянно стремится ее найти. романа «Война и мир» близка и многим современным людям.

Тема семьи

Семья для писателя - это база для развития человеческой души.

Так оно и есть в действительности. На примере нескольких семей автор выражает свое мнение о домашнем очаге. В романе подробно рассказывается о Курагиных, Ростовых и Болконских. Это главные действующие лица произведения.

Ростовы и Болконские

Что касается Ростовых и Болконских, то уклад их жизни берет начало из национальных традиций. Лучше всего это можно рассмотреть на примере первых. Члены этой немного наивной и благородной семьи живут минутными порывами и чувствами, однако и серьезность им не чужда. Кроме того, им присуща высокая и это делает их похожими на Болконских. Данная проблематика романа «Война и мир» весьма интересна, при изучении произведения следует остановить свое внимание именно на ней.

Курагины

А что же Курагины? Эти люди нисколько не ценят семейные отношения. Сколько подлости и низости в каждом из них… В их семье нет ни любви, ни взаимопомощи. Мать завидует своей дочке, отец плохо относится к своим сыновьям, называя их обоих дураками. Эта семья состоит исключительно из эгоистов, некоторые ее члены окружены неким флером романтики и создают приятное впечатление, но это лишь видимость.

Много неприятностей эти люди причинили окружающим. На протяжении долгого времени мысли Толстого занимала именно эта проблематика. «Война и мир» вообще показывает истинное отношение автора ко многим важным вещам.

Тема народа и личности

В данном произведении образ народа находится на первом месте по важности. В нем воплощены такие качества, высоко ценимые Толстым, как искренность, милосердие и простота. Человек не имеет никакой ценности, если он отделен от народа. А если он является частицей большой группы людей, то его жизнь имеет смысл.

Русский народ, сделал очень многое для спасения своей страны, и эта мысль красной нитью проходит по всему роману. Главное произведение о патриотизме, которое написал Толстой, - «Война и мир». Проблематика его не ограничивается только этим, но данная тема является главной. В то страшное время люди объединились.

Независимо от возраста, половой принадлежности и сословия, в душе каждого человека поселилась к Родине, выражавшаяся не в красивых рассуждениях, а в действиях, нередко стихийных, неосознанных, но способствующих благоприятному исходу.

Однако некоторые люди остались в стороне. Это так называемые "военные трутни", среди которых наблюдалась вражда, также они были крайне озабочены своей карьерой. В романе показано, как Россия разделилась на два лагеря: истинных патриотов и лицемеров. Это, несомненно, основная проблематика. «Война и мир» - произведение, созданное для того, чтобы рассказать о подвигах и подлости, о правде и лицемерии, обо всех человеческих проявлениях, присущих людям, жившим в то далекое время.

В романе Толстого нашло отражение множество судеб. Конечно, все они разные, но встречается в них и много сходств. Когда пришла война, никто не мог остаться в стороне даже при всем желании, это историческое событие затронуло абсолютно всех. Просто одни показали себя с лучшей стороны, а другие продемонстрировали свои худшие качества.

Проблема жанра. “Война и мир” – произведение, уникальное не только для русской, но и для мировой литературы, прежде всего с точки зрения его жанра.
Еще современники писателя отметили сложность и проблематику жанровой природы произведения “Войны и мира”. Н. Страхов увидел в этом произведении семейную хронику. И. Тургенев подчеркивал, что в нем соединились черты эпопеи, исторического романа и очерка нравов. “Войну и мир” сравнивали то с “Пармской обителью” Стендаля, то с “Отверженными” В. Гюго, то с романами В.

Скотта. Но толстовское произведение превосходило любое из них по широте охвата действительности проблематике. Сам автор затруднялся определение жанра своего произведения. В 1865 году он отмечал, что будущий роман – это “картина искусных нравов, созданная на основе исторических событий”, а позже указывал, что “Война и мир” – “это вовсе не роман, еще менее хроника исторических событий, еще меньше это поэма”. Писатель назвал свое произведение просто книгой, как Библия, где соединено множество разнопланового материала. Толстой признавал влияние эпической традиции на свое творение: как в “Илиаде”, отдано предпочтение общественной жизни над частной, личной. С народным эпосом и героической поэмой “Войну и мир” роднит тема народного подвига в войне 1812 года.
Хотя действие в “Войне и мире” развивается по романным законам, произведение выходит за рамки любого романа: здесь нет главного героя, нет общей завязки и развязки повествования, интрига играет далеко не главную роль, нельзя в строгом смысле говорить о завершенности произведения (эпилог может выступать началом для следующего романа). В произведении Толстого есть черты нравоописательного, социально-психологического, философского, романа воспитания и это все усложняет определение Жанра произведения.
Хотя истории писатель уделяет огромное внимание (ей посвящены 186 глав из 333), выводит на страницах произведения и императоров (Александр І, Наполеон, Карл XII, Фридрих Прусский), и их полководцев (Кутузов, Мюрат, Даву), подробно описывает несколько битв, наконец, создает собственную концепцию истории, “Война и мир” не укладывается не в какие рамки исторического романа. История здесь не фон, а полноправный объект изображения, как и любой из героев романа. В произведении Толстого иногда трудно провести границу между историческим событием и эпизодом из личной жизни героев.
Бесспорным является и тот факт, что в “Войне и мире” есть черты семейной хроники. Толстой Подробно рассказывает о семьях персонажей изображенных в его романе. Но их описанием произведение не исчерпывается. Вообщем семейная хроника тоже своего рода является Проблематикой жанра “Войны и мира”.
В XX веке большинство исследователей относили “Войну и мир” к эпопее, отмечая объем произведения и проблемно-тематическую энциклопедичность. Действительно объем “Война и мир” довольно внушительных размеров не только для своего времени, но и для сегодняшнего.
Теги: Проблема жанра “Война и мир”, жанровая проблема “Войне и мире”, проблематика жанра, какой жанр в “Войне и мире”

(1 votes, average: 5.00 out of 5)



  1. Идейно-художественное своеобразие романа-эпопеи “Война и мир” “Война и мир” – роман-эпопея (жанровое своеобразие) Эпопея – древний жанр, где жизнь изображается в национально-исторических масштабах. Роман – новоевропейский жанр, связанный с интересом...
  2. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Л. Н. Толстой Идейно-художественное своеобразие романа-эпопеи “Война и мир” “Война и мир” – роман-эпопея (жанровое своеобразие) Эпопея – древний жанр, где жизнь изображается в национально-исторических...
  3. Реализм Толстого в изображении войны 1812 года в романе “Война и мир” I. “Героем моей повести была правда”. Толстой о своем взгляде на войну в “Севастопольских рассказах”, ставшем определяющим в...
  4. Своеобразие композиции. Важнейшая особенность романа-эпопеи – сложная многоуровневая композиция. Каждая часть и каждый том, наконец, все произведение имеют свою кульминацию и развязку. В эпопее несколько сюжетных линий, которые тесно переплетаются....
  5. Заглавие (название романа) образно передает основное содержание и смысл “Войны и мира”. Считается, что оно было навеяно словами одного героя, летописца Пимена, из пушкинского “Бориса Годунова”: “Война и мир, управа...
  6. Произведение “Война и мир” было результатом безумного авторского усилия, которому Толстой отдал почти семь лет своей жизни. Роман полностью переписывался семь раз (в этом классику помогали его домочадцы, особенно жена),...
  7. После того как французы оставили Москву и двинулись на Запад по Смоленской дороге, начался крах французской армии. Войско таяло на глазах: голод и болезни преследовали его. Но страшнее голода и...
  8. “Война и мир” – русская национальная эпопея. “Без ложной скромности, – это как “Илиада””, – говорил Толстой Горькому. С самого начала работы над романом автор интересовался не только частной, личной...
  9. Война – это самое страшное и ужасное в мире, что может пережить человечество. Обычно война происходит при развитии тоталитаризма. Причиной войны становятся стычки между двумя противоборствующими или враждующими сторонами. Но...
  10. Трудно по-настоящему понять невероятную детализацию и описанные события Львом Николаевичем Толстым >>> , фактически не прочитав некоторые из его работ. Лев Толстой был уникальным человеком со своей точкой зрения на...
  11. Война… Какое это ужасное слово “война”, сколько боли и страданий приносит оно в сердца неравнодушных людей, сколько страниц занимает в истории человечества. Странно, но войны существуют столько, сколько существует мир....
  12. Антитеза – основной идейно-композиционный принцип романов Л. Н. Толстого “Война и мир” и Ф. М, Достоевского “Преступление и наказание”, заложенный уже в их названиях. Он проявляется на всех уровнях художественного...
  13. Лев Николаевич Толстой – писатель и общественный деятель, автор гениального романа “Война и мир”, написанного во время национального прозрения и объединения крестьян с дворянством ради борьбы с чужаками. Читая роман...
  14. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЖАННИ РОДАРИ Война колоколов Шла однажды большая война между двумя странами. Много было убитых. Война шла очень долго. “Нам стало не хватать бронзы для пушек, кончилось железо для...
  15. Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Авторская позиция – это отношение автора к своим героям, выраженное в смысле названия произведения, в портретах героев, в их мыслях и чувствах, в композиции, в...
  16. Хотя понятие жанра постоянно изменяется и усложняется, и все же под ним можно понимать исторически сложившийся тип литературного произведения, которому присущи определенные черты. Уже по этим чертам во многом становится...
  17. Повесть “Гуси-лебеди летят” – автобиографическая. В нее автор вложил воспоминания о собственном детстве, проведенном в небольшом селе на Винничине. Произведение изображает жизнь простых украинских крестьян в первой половине двадцатого столетия....
  18. Народ в эпопее. “Я стремился написать историю народа”, – отмечал о “Войне и мире” Толстой. Но его иногда упрекали в том, что в таком масштабном произведении писатель мало уделил внимания...
  19. Василий Павлович Аксенов Поиски жанра (1972) Артист оригинального жанра Павел Дуров проводит ночь на штрафной площадке ГАИ провинциального городка. Бампер его “Жигулей” разбит “ЗИЛом”-поливалкой, приютиться на ночь ему негде. Размышляя...
  20. ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА И КОМПОЗИЦИИ ПОЭМЫ “МЕРТВЫЕ ДУШИ” Определяя жанр собственного произведения, Н. В. Гоголь назвал “Мертвые души” поэмой. Это жанровое определение сохранялось на всех этапах работы, вплоть до издания книги....
  21. В 1869 году Л. Н. Толстой завершил работу над величайшим романом-эпопеей “Война и мир”. Современники восприняли книгу по-разному: от бурных восторгов до полнейшего неприятия. Многие мнения были необъективны, личностны, чувствовался...
  22. Центральное событие романа “Война и мир” – Отечественная война 1812 г., всколыхнувшая весь русский народ, показавшая всему миру его мощь и силу, выдвинувшая простых русских героев и гениального полководца, вскрывшая...
  23. Письма в пушкинские времена были чуть ли не главным средством коммуникации. С появлением светской литературы эпистолярный жанр обретает новую жизнь, становится художественным средством. Появляются повести и романы в письмах. Это,...
  24. Война… Как много говорит это слово. Война – страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Да и нам, не видевшим войны, не до... Русская литература 2-й половины XIX века Изображение войны в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” В романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир” одной из важнейших тем является война,... Сюжет и композиция “Горя от ума”. Проблема жанра. Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829) Грибоедов – Личность уникальная. Один из самых ярких дипломатов своей эпохи (1828 год Туркменчайский договор). Талантливый драматург, блистательный...
Проблематика жанра Война и мир

Проблема настоящей жизни.

Проблема семьи как естественной формы объединения людей.

Проблема народа как движущей силы истории.

Проблема личности в истории, истинного и ложного величия.

Осуждение войны и всякого разъединения людей.

Показ особого характера войны 1812 года как войны народной.

Проблема истинного и ложного героизма и патриотизма.

Осуждение искусственной жизни аристократов.

Война и мир” является известнейшей на весь мир эпопеей написанной Львом Николаевичем Толстым. Сюжет книги неразрывно связано со временем противостояния страны Наполеону. В частности в книге Довольно подробно описываются основные события, происходившие во время войны 1805 и отечественной войны 1812 года. Роман представляет собой не одну, какую то сюжетную линию а сотни более мелких повествований позволяющих получить гораздо более обширное представление о событиях с точки зрения разных людей. Ещё одной особенностью является законченность большинства мелких повествований, поэтому данный труд можно назвать ещё и историческим. Маленькие сюжетные линии разбросаны драгоценными камнями по всей истории. Где–то находишь Сапфир, а где-то Изумруд. Всегда радуешься новым и интересным открытиям сюжета.

Историки и литераторы часто спорят насчет проблематики данного романа. Толстому в своем масштабном труде удалось коснуться почти, что всех проблем, которые присутствовали в России того времени. Это и философские проблемы, связанные с войной, и проблемы счастья, любви, и даже чисто бытовые проблемы. Также можно найти попытки разобраться в проблематике семейных отношений. Историки и ученые соглашаются только в одном: философия самого романа сведена к тому, что успех достигается усилиями народа в целом, а не стараниями какого то одного, пусть и гениального человека.

Сюжет романа «Война и мир» не поддается пересказу. Когда-то Льва Толстого спросили, о чем роман «Анна Каренина», он ответил: чтобы рассказать, о чем роман, ему надо написать его заново. То же можно сказать и о «Войне и мире»: чтобы пересказать сюжет романа, потребуется очень много места. В романе несколько сюжетных линий, связанных с историей дворянских семей Ростовых, Болконских, Курагиных. Наряду с этим в романе представлена широкая картина важных для истории России событий: войны 1805-1807 и 1812 годов, реформы Сперанского, масонские общества и многое другое. Огромно число как исторических, так и вымышленных персонажей.



Я думаю, что однозначно определить конфликт романа также нельзя. Как человеческая жизнь, роман Толстого не может быть сведен к одному конфликту. Глобальный конфликт обозначен в заглавии: война и мир. Человеческое общество в состоянии войны и в мирное время. Толстой отрицательно относится к войне как таковой: война приносит смерть, разрушения. Противоестественность войны показана Толстым в контрасте с вечным спокойствием и красотой природы. Описывая давку, панику при переправе через реку Энс, Толстой не может не вспомнить и не написать о том, какой была мирная жизнь. Описание Бородинского сражения начинается с описания прекрасного летнего утра, когда, кажется, сама природа говорит людям о том, что не надо воевать. Но и этот конфликт решен неоднозначно. К Отечественной войне 1812 года писатель относится по-иному. Эта война народная, весь народ поднимается против захватчиков, все сословия России втянуты в войну: крестьяне, купечество, мещанство, дворянство. Толстой считает, что даже мирное население (тем, как оно относится к французам), способствует тому, что нашествие захлебнулось: барыня, которая уезжает из Москвы задолго до вступления в нее Наполеона, купец Ферапонтов, отдающий свое добро, партизаны-крестьяне, жители Москвы. Своеобразный конфликт возникает между разными войнами в романе - войной 1805-1807годов

(«эпохе нашего позора и поражений» - Л.Толстой)

и войной 1812 года (эпохе славы и величия). Конфликт решен Толстым таким образом: война может быть выиграна только тогда, когда солдаты, офицеры (вся армия) и все гражданское население понимают и принимают цели войны. Позор Аустерлица и слава Бородина доказывают это.

Конфликт в изображении двух полководцев (Кутузова и Наполеона) решен своеобразно, хотя полководцы не встречаются друг с другом, но их противостояние - это противостояние двух великих людей: человека, мнящего, по Толстому, себя великим (Наполеон) и истинно народного полководца Кутузова.

В развитии образов главных и любимых героев романа, Пьера и Андрея, писатель изображает конфликт этих людей с той жизнью, которой они живут. Высокие духовные запросы не позволяют им остановится в своем развитии, они мучительно подчас ищут истину. Поэтому Толстой показывает как бы вехи их развития. Например, эгоистические мечты князя Андрея о славе, стремление жить ради сына, любовь к Наташе, деятельность в комиссии Сперанского, разрыв с Наташей, Бородинское сражение, постижение высокого смысла смерти. Такой же мучительный путь поисков, падений и восхождений проходит Пьер. Для таких людей, как любимые герои Толстого, всегда стоит вопрос

«Как быть хорошим?»

Через мучительный конфликт в своем становлении проходит и Наташа Ростова. Удивительно то, что эта девочка, по Толстому, сумела вобрать в себя все истинно русское.

Война разделяет людей. Толстой показывает, как война, отношение к войне разделяет дворянское общество России. Конфликт между истинным патриотизмом Москвы и лжепатриотизмом Петербурга, патриотизмом солдат и офицеров и лжепатриотизм высшего военного руководства обостряет война. Толстой показывает, как в истинно народной войне побеждают истинные патриоты: вопреки своему отношению, под давлением общего мнения в армии Александр 1 вынужден назначить Кутузова командующим армией. Партизанский отряд Денисова создается именно потому, что отражает общее настроение народа.

Роман «Война и мир» Толстого назван эпопеей. Глобальность сюжета и конфликтов этого произведения служат этому доказательством.

Не только социальные и сословные проблемы нашли отражение в эпопее Толстого «Война и мир», велика роль философских размышлений автора на вечные темы: проблемы человека и общества , личности и истории , самореализации и христианства .

Как и многие его современники, Толстой пытался найти образ «героя нашего времени». Им сталАндрей Болконский , принадлежащий к высшему дворянскому сословию, но отрицающий его . Первоначальные мучительные раздумья Болконского, равно как описанные желания вкусить славы Наполеона , рождены отвращением к бессмысленной и порочной «светской» жизни. Тем не менее столь тяжелое чувство возникает, растет под влиянием фальшивых отношений с женой Лизой , «маленькой княгиней», как ее все называли. Ложь этих отношений во многом обусловлена тоже «светскими» устоями. Но для самого Андрея непереносимой оказывается мысль о том, что он ошибся в себе, что его любовь к Лизе оказалась мнимой. Подчеркивая редкое внешнее очарование «маленькой княгини», Толстой раскрывает ее внутреннюю бессодержательность. Слишком поздно понимает Андрей, что оказался игрушкой собственной плотской страсти. Он вынужден терпеть около себя пустое и жалкое существо. Когда Лиза умирает при родах, в душе Андрея созревает новое, болезненное ощущение вины перед нею. Отстранившись от нелюбимой, он бросил ее в трудный момент, забыл об обязанностях мужа и отца .

Так в семейной ситуации конкретизируется восприятие Андреем (несомненно, близкое автору) аристократического мира. Бесконечно сильнее, однако, гнетет Андрея сознание своей двойственности, слабости и эгоизма. В сопереживании герою созревают всегда нелегкие размышления о том, что такое истинное чувство , почему люди нередко ошибаются в своем избраннике или избраннице, каким должен быть их союз... В процессе не просто прочтения, а вживания в произведение очень существенным моментом становится доверие к князю Андрею, ощущение правды его состояния, нравственной чистоты личности. Он близок каждому, так как совершает общие для всех людей ошибки . Но в то же время он бесконечно выше других по глубине мысли, ответственности за свои и чужие поступки.

Все, что происходит далее с князем Андреем, так или иначе связано с пережитым им. Наташа Ростова привлекает Болконского именно тем, чего была лишена Лиза: искренностью, поэтичностью, свежестью и живостью чувств. А разрыв с Наташей , совпадая с грозными событиями 1812 года, предельно обостряет его одиночество, разочарование в возможности личного счастья . Начинается поиск иных ценностей, иных деяний. Князь Андрей едет на фронт и здесь осознает себя частью большого, а не узкоинтимного мира . Так формируется новое отношение к войне: восхищение сплоченностью, нравственной силой солдат , стремление слиться с ними. Возникшее тяготение к народной жизни ощущается в сокровенных переживаниях князя Андрея.

Смертельно раненый Болконский встречается и с Наташей, и с Курагиным. Собственные мучения только вначале гасят разум. Едва боль отступает, в пробужденном сознании князя Андрея возникает светлая картина детства, некогда пережитых радостей, а среди них главное – встреча с Наташей . Память доносит ее юный облик, восхитившие его при первом знакомстве – на бале. Сама жизнь, ее нетленные ценности противостоят страданиям смерти . Поэтому у Болконского «любовь и нежность к ней (Наташе) еще живее и сильнее, чем когда-либо, проснулись в его душе». С освобождением от суетного, наносного князь Андрей и в Курагине (оказавшемся в той же операционной избе) видит прежде всего несчастное существо, бесславно умирающее после долгих лет лжи и обмана. «Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце».

В этой сцене нередко усматривали христианское всепрощение (возлюби врага своего). Толстой вложил в нее иной смысл. Жалость-любовь (народное отождествление этих чувств) проявилась к тому, кто бездумно отнял у себя красоту чистого, осмысленного бытия. Князь Андрей неожиданно понимает эту драму Курагина, в страстном порыве сочувствуя ему.

Внутренняя метаморфоза Болконского происходит при небывалом подъеме духовной энергии (упадке телесной) . В отрыве от всего материального он постигает высшее («божье» , по его слову) предназначение сущего – единение человеческих сердец. С лихорадочным восторгом (это состояние «подчеркнуто» в тексте) он отдается жажде разделить горести и ошибки тех, кто томиться в одиночестве . Так выражаются морально-этические идеалы автора . Они волнуют, как сама не лишенная призрачности мечта о гармонии мира, мгновенном возрождении личности . Герой будто возвращается к поре чистой юности, к вечно живым родникам естественного бытия. И только смерть уносит радостную, светлую любовь, наступает тьма . Трудно переоценить впечатление от этих страниц романа. Приходит иное ощущение наших истинных возможностей, перспектив жизни и ответственности перед нею, краткой, быстротекущей, но единственно прекрасной. Параллель юность-смерть обладает редкой емкостью и силой воздействия.

Но несомненно, что наиболее яркой из затронутых Толстым проблем является проблема роли личности в истории . По Толстому, в историческом процессе осуществляется скрытая ведущая целесообразность. Для каждого человека деятельность в ее субъективных целях является сознательной и свободной, но в сложение итогов многих и разных деятельностей получается не предусматриваемый и не сознаваемый людьми результат, осуществляющий волю «провидения». Чем более отдельные люди связаны в своей деятельности с другими людьми, тем более они служат «необходимости», то есть более их воля переплетается, сливается с волею многих других людей и через то становится менее субъективно свободной. С этой точки зрения общественные деятели являются наименее субъективно свободными и наиболее вынужденными сообразовываться с общими обстоятельствами и подчиняться необходимости.

В огромном большинстве этот закон люди выполняют неведомо для себя , слепо, ничего не зная, кроме своих частных целей. И лишь «великие люди» оказываются способными в некоторой мере отрешиться от узколичного, проникнуться целями понятой ими совершающейся общей необходимости и, таким образом, стать в своей деятельности сознательными проводниками высшего общего смысла истории.

Толстой приходит к выводу, что «царь есть раб истории» . Современник Толстого историк Богданович прежде всего указывал на определяющую роль Александра I в победе над Наполеоном, а роль народа и Кутузова вообще сбрасывал со счета. Толстой же ставил своей задачей развенчать роль царей и показать роль народных масс и народного полководца Кутузова . Писателем отражены в романе моменты бездействия Кутузова. Это объясняется тем, что и Кутузов не может по своей воле распоряжаться историческими событиями. Зато ему дано осознать действительный ход событий , в осуществлении которых он участвует. Кутузов не может понять всемирно-исторического смысла войны 12-го года, но он осознает значение этого события для своего народа , то есть он может быть сознательным проводником хода истории . Кутузов сам близок народу , он чувствует дух войска и может управлять этой великой силой (главная задача Кутузова во время Бородинского сражения – поднять дух армии).

Наполеон лишен понимания происходящих событий, он – пешка в руках истории . Образ наполеона олицетворяет собой крайний индивидуализм и эгоизм . Себялюбец Наполеон действует, как слепец. Он не великий человек , он не может определять нравственный смысл события вследствие собственной ограниченности. Новаторство Толстого состояло в том, что он внес в историю нравственный критерий .

Что же Толстому кажется ведущим в изображаемом им потоке жизни? Вопреки всему, Толстой придает громадное и активное значение субъективному началу жизни, человеческому «я» . Он создавал «Войну и мир» в эпоху бурного демократического движения, сильно подчеркнувшего роль самой личности в собственных ей судьбах.

В этом романе нашли отражение философические воззрения автора на жизнь и его понимание жизни . Толстой фаталист , но не в том целом, восточном значении этого слова, которое усвоено верой слепой, чуждой всякого рассуждения. Фатализм графа Толстого – это чадо времени, фатализм резонирующий, фатализм, выражающий собою не сплошную веру, а итог несчетного множества сомнений, недоумений и отрицаний . Если бы он убежден был просто, что история, как наука, бессмыслица, потому что разумных явлений в ней нет, а есть только один немой и совершенно непостижимый рок, который понять невозможно, потому что декреты его совершенно не сходятся с нашими человеческими понятиями о правде и справедливости, то сказали бы только, что не разделяем этого верования. Но автор не идет так далеко. Он убежден, что исторические явления нельзя объяснить научным путем; но он не решается допустить, чтобы их уже вовсе ничем нельзя было объяснить. Напротив, он думает, что все станет ясно для нас, если мы допустим предназначение . Далее, он отвергает инициативу личную как фактор, имеющий свою долю участия в событиях исторических. Он говорит, что так называемые великие люди суть ярлыки, дающие только имя событию, но меньше всего имеющие с ним связи, потому что их действия только кажутся им произвольными, а в сущности они вынуждены роковым ходом истории и определены предвечно . Но он не решается идти до конца и сказать, что человек совершенно лишен инициативы, что все его действия вынуждены законом строгой необходимости и имеют неотвратимый, роковой смысл. Напротив, он полагает, что в мелкой среде личного интереса человек пользуется свободой для достижения своих целей и чувствует всем существом своим, что он может сейчас сделать или не сделать такое-то действие; но, прибавляет он, как только действие сделано, так оно становится невозвратимо и делается достоянием истории, в которой оно имеет не свободное, а предопределенное значение . Вывод такой, что действие человеческое свободно, пока он не сделал его, но после того, как сделал, оно становится вынужденным, определенным задолго до его совершения, определенным предвечно ... Этого, признаемся, мы не можем понять, и мы предпочли бы вовсе не объяснять ничего, чем объяснить таким способом. Это крайний и самый отчаянный скептицизм. Он отнимает смысл у всего, что для нас может иметь какой-нибудь смысл, и переносит его с отрицательным знаком на место, для нас совершенно чуждое и непостижимое. Он отнимает у человека всякую веру в себя и в других людей , всякое уважение к какой бы то ни было, доступной ему, полезной, общественной деятельности, заставляя его смотреть на эту деятельность как на смешное усилие муравья сдвинуть гору. Всякая жертва, приносимая человеком в порыве сердечного увлечения, всякая славная цель впереди, побуждающая его у тяжелому подвигу, - все с такой точки зрения должно показаться ему ребячеством, глупым задором. К счастью, автор «Войны и мира» не всегда смотрит на жизнь с такой точки зрения . К счастью, он поэт и художник в десять раз более, чем философ. И никакой скептицизм не мешает ему как художнику видеть жизнь во всей полноте ее содержания , - со всеми ее роскошными красками, - и никакой фатализм не мешает ему как поэту чувствовать энергетический пульс истории в теплом, живом человеке, в лице, а не в скелете философического итога.

Он любит людей , им описываемых, не за какие-нибудь особенные достоинства или заслуги, ибо таких, вообще говоря, налицо не оказывается, а естественною и безотчетной любовью русского к русскому, сына к отцу , участием зрелого и высокоразвитого человека к молодому повесе, который напоминает ему молодость.

«Надо…чтобы не для одного меня шла моя жизнь…»

Л.Н. Толстой.

В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой предстает перед нами не только как гениальный писатель. Важное место в сюжете занимает его оригинальные исторические взгляды и идеи. Писатель, который в России всегда больше, чем писатель, создает собственную философию истории: цельную систему взглядов на пути, причины и цели общественного развития. Изложению их посвящены сотни страниц книги.

Каждый из героев Толстого ищет свой путь в жизни, каждый стремится к некоему личному, но все герои - люди очень разные, и поэтому у каждого из них свое собственное представление о счастье. Для кого - то это выгодная женитьба, успех в светском обществе, военная или придворная карьера, как для Бориса Друбецкого или Берга. А для кого-то смысл жизни заключается совсем в другом.

От своего отца, участника заграничных походов времен Отечественной войны, Л. Толстой унаследовал чувство собственного достоинства, независимость суждений, гордость. Поступив в Казанский университет, он проявил необыкновенные способности в изучении иностранных языков, однако быстро разочаровался в студенческой жизни. В девятнадцать лет он покидает университет и уезжает в Ясную Поляну, решив посвятить себя улучшению жизни своих крестьян.

У Толстого начинается пора исканий цели в жизни. В мучительных поисках приходит толстой к главному делу своей жизни - литературному творчеству.

Духовная красота любимых героев Толстого - князя Андрея Болконского и Пьера Безухова- проявляется в неустанных поиска смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Их жизненный путь - это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Князь Андрей, например, мечтает о славе, подобной славе самого Наполеона, мечтает совершить подвиг.

Но эти мечты не похожи на мечты штабного карьериста Жеркова, потому что слава для Андрея Болконского- «та же любовь к другим. Желание сделать для них что - нибудь». Ради своей мечты он идет в действующую русскую армию, принимает непосредственное участие в сражениях. Но этот путь оказался ложным, он приводит князя Андрея к глубокому разочарованию и духовному кризису. Да, он совершает свой подвиг во время Аустерлицкого сражения. Подхватив знамя, Андрей Болконский увлекает за собой отступавших солдат в атаку. Но эта атака не могла спасти уже проигранное сражение, герой обрек солдат на бессмысленную гибель и сам получает тяжелое ранение.

И там, на поле Аустерлица, к Андрею приходит понимание всей ничтожность его прежней мечты. Он понимает, что нельзя жить только своей мечтой, надо жить во имя людей, родных и чужих. В душе князя Андрея происходит перелом, и после возвращения домой он посвящает всю свою жизнь воспитанию сына и заботе о крестьянах, становится хорошим отцом и образцовым помещиком. Андрей как бы замкнут в себе, и лишь встреча с Пьером, их разговор на пароме вновь пробуждает его к жизни. Он вновь возвращается в общество, принимает участие в деятельности комиссии Сперанского, вновь перед ним возникает мечта о счастье, на этот раз это мечта о личном, семейном счастье с Наташей Ростовой.

Но этим мечтам не суждено было сбыться. Андрей возвращается в армию, но уже не в поисках славы, а для зашиты Отечества. И там, в полку, Андрей находит наконец свое призвание - служить Родине, заботится о своих солдатах и офицерах. Путь князя Андрея завершается тем, о чем он мечтал в начале романа, - славой, славой настоящего героя, защитника Отечества. Это достойный конец его жизненного пути, его поиска смысла жизни.

Судьба Пьера Безухова складывается по другому. Он не знает. Какой дорогой надо идти. мечется, совершает ошибки, но всегда его действиями руководит одно желание - «быть вполне хорошим». Поиск смысла жизни приводит Пьера к вступлению в масонскую ложу. Он стремится стать другим и помочь остальным людям изменится к лучшему. Это стремление к благу других приводит Пьера к мысли пожертвовать собой и убить Наполеона, как главного источника всех бед и страданий.

Два месяца, проведенных в плену, позволили Пьеру узнать и понять русский народ, его взгляды на жизнь изменились. Он осознал, что любая благотворительность не способна накормить всех бедных. Пьер принимает непосредственное участие в восстании декабристов и потом отправляется на долгие годы в Сибирь, откуда он вернется через тридцать лет уже старым человеком, но не изменившим своих взглядов и идеалов.

Так завершается поиск смысла жизни Пьером Безуховым. И,пожалуй, сюжет романа и строится вокруг поиска смысла жизни героев и самого автора. Тем объектом, который позволяет узнать «Зачем?» становится война. Именно на войне переплетаются жизни и смерть и грань между ними почти исчезает, только там человек может почувствовать себя действительно человеком.

Задачи и тесты по теме "Сюжет, герои, проблематика романа Война и мир Л. Н. Толстого"

  • Орфография - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 5 Заданий: 7

  • Основы глаголов прошедшего времени. Правописание буквы перед суффиксом –л - Глагол как часть речи 4 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1