Эпоха написания романа отцы и дети. Cочинение «Художественное мастерство Тургенева в раскрытии идейных противоречий эпохи в романе "Отцы и дети". Склонны к анализу, но все подвергают сомнению

Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети" - многотемное произведение. Уже в самом названии звучит главная тема романа - это проблема поколений, вечная проблема классической литературы. Кроме этой проблемы, в произведении поднимаются и другие вопросы - конфликт двух социально-политических сил, действующих в России в 60-е годы, либералов и демократов.
В романе изображены дворяне и разночинцы двух поколений - "отцов" и "детей". Тургенев хочет показать нам, как будет вести себя демократ-разночинец в чуждой ему среде. В Марьине, куда Базаров приехал вместе с Аркадием, Евгений - гость, который отличается своим демократическим обликом от хозяев-помещиков. И со своим другом Аркадием он расходится в главном - в представлении о жизни. На протяжении всего романа мы наблюдаем подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия - Базарову. Но все-таки Аркадий постепенно приобретает свое мнение. Он уже не повторяет слепо за Базаровым его суждения нигилиста: в споре Кирсанов-младший выражает свою собственную точку зрения. Однажды их спор чуть не дошел до драки.
Разницу между героями можно увидеть уже из их поведения в доме Кирсанова. Евгений занимается изучением природы, а Аркадий практически ничего не делает. По красному цвету кисти руки Базарова можно догадаться, что он человек дела. И действительно, где бы он ни находился, Евгений старается заниматься делом. Его призвание - естественные науки. Он изучает природу и проверяет теоретические открытия на практике.
Заметим, что интерес к наукам является типичной чертой культурной жизни России 60-х годов, а это значит, что Базаров идет в ногу со временем. Аркадий же - полная противоположность Базарову. Он ничем не занимается, и его ничто не увлекает. Главное для Аркадия - это уют и покой, а для Базарова - трудиться, не сидеть сложа руки.
Разные мнения у друзей и в отношении литературы. Например, Базаров отрицает поэзию Пушкина, причем совершенно необоснованно. Аркадий же наоборот, восхищается поэтом. Аркадий всегда хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не соблюдает правила хорошего тона, он просто не считает это нужным. Это видно во всех его поступках, привычках, манерах, речах, внешнем виде. Он не любит, например, "красивую" фразу. "О, друг мой, Аркадий Николаевич, - говорит он своему юному поклоннику, - об одном прошу, не говори так красиво!"
Базаров показан человеком простым, чуждым всякой изломанности и, вместе с тем, крепким, могучим душой и телом. Его отличает твердость и прямота суждений.
Аркадий же наивен в сознании своего умственного превосходства над понятиями отца и дяди. Он добродушно сожалеет об их отсталости. Как быстро решает он все вопросы, как легко справляется он со всем, как ничего не стоит ему сломить и уничтожить что угодно из чистого нигилизма. Аркадии не такой человек, каким хочет казаться. Мнения, которыми он щеголяет, не проникают у него глубоко внутрь, они могут исчезнуть, как утренний туман. Все его порывы объясняются желанием быть похожим на Базарова, быть таким же твердым и жестким человеком.
Но постепенно Аркадий понимает всю бессмысленность своих стремлений. "Ученик" выходит из-под власти "учителя". Сопротивление Аркадия Базарову уже видно из разговора о роли природы в жизни человека.
У Аркадия нет врагов, Базаров же ненавидит многих. "Ты, нежная душа, размазня", - говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. "Ученик" не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Кирсанову. Зато Базаров предстает перед нами как человек нового поколения, которое пришло на смену "отцам", неспособным решить проблемы эпохи. Аркадий же принадлежит старому поколению, поколению "отцов".
Аркадий хочет быть сыном своего века и "напяливает" на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись. Он принадлежит к разряду людей, которых вечно опекают и которые вечно не замечают опеки. Базаров относился к нему покровительственно и почти всегда насмешливо, он понимал, что их пути разойдутся.
Помимо мужских, основных, образов, в романе представлены и женские образы, относящиеся к поколению «детей».
Так, Анна Сергеевна и Катерина Сергеевна в романе являются противоположностями. Анна кокетлива, разговорчива, а Катерина робка, молчалива, "беспрестанно краснеет и быстро переводит дух". Она больше любит читать, размышлять о жизни, о книгах, о людях, чем танцевать на балах.
Одинцова достаточно перенесла в жизни («тертый калач») и теперь как будто хотела только отдыхать от своего прошлого. Не раз в разговоре с Базаровым она называла себя старой. У Анны Сергеевны сильный характер, поэтому она немного подавляла свою младшую сестру. Катя – славная девушка, и, хотя в первый момент она воспринимается как бледная тень Одинцовой, у нее все-таки тоже есть характер. Постепенно раскрывается индивидуальность этой героини, и становится ясно, что в союзе с Аркадием Кирсановым она будет главной.
Таким образом, в романе Тургенева «Отцы и дети» представлена целая галерея образов «детей». Каждый из героев разнообразен и индивидуален, однако и они делятся на тех, кто принимает «вечные» ценностей и руководствуется ими, и на тех, кто, отрицая, приходит к саморазрушению.


19 февраля 1861 года был подписан царем манифест об освобождении
крестьян, обнародованный 5 марта того же года. С этого момента Россия
вступила в новый – послереформенный – период своего исторического развития.
Начало его было отмечено новой волной крестьянских восстаний. Истинно
грабительская сущность царских реформ вскоре стала ясна и многим
представителям прогрессивной русской интеллигенции. Стала она ясна и
Тургеневу. Однако прошло немало времени, прежде чем он окончательно
освободился от иллюзий, связанных с его прежними надеждами на Александра
II. Очень сложным и противоречивым был этот период эволюции его мировоззрения.
Все чаще покидает Тургенева уверенность в том, что его надежды
сбудутся. Сколько боли было в его письмах этого периода, сколько
беспокойства за судьбу родной страны.

Именно в это темное и тяжелое время Тургенев приходит к еще более
полному пониманию того огромного значения, какое имела для будущего России
деятельность революционеров. Тогда же все более критическим становится его
отношение к либералам.
В феврале 1862 года был опубликован четвертый роман Тургенева “Отцы и
дети”, в котором наиболее полно отразились общественно-политические взгляды
писателя того времени, отразилось его отношение ко всему происходящему в
России.
Тема двух поколений, предопределившая сюжет романа “Отцы и дети”, была
подсказана Тургеневу ожесточенной идеологической борьбой между либералами и
демократами, которая развернулась в период подготовки крестьянской реформы.
Работая над романом, Тургенев учел и отразил не только нашумевший спор
о двух поколениях – в романе получили свое отражение многие другие
важнейшие события общественно-политической жизни того времени: полемика по
вопросам искусства и литературы, споры по вопросам философии, истории и др.
Название романа “Отцы и дети” часто понимается весьма упрощенно: смена
общественной идеологии поколений, конфликт аристократов и разночинцев. Но
роман Тургенева не исчерпывается одной лишь социальной сферой, он имеет и
психологическое звучание. И сводить весь смысл произведения исключительно к
идеологии - значит понимать его “по-базаровски”. Ведь и сам Базаров
считает, что суть нового времени в необходимости смести с лица земли все,
сделанное “отцами”, дискредитировать их, с их “принципами” и моралью, во
имя туманного “светлого будущего”. Такое вульгарное упрощение смысла эпохи
и романа, эту эпоху воссоздающего и исследующего, непростительно.
Проблема отцовства - одна из важнейших, это проблема единства развития
всего человечества. Только осознание человеком своих корней, своей глубокой
духовной связи с прошлым дает ему будущее. Смена поколений - процесс всегда
непростой и не безболезненный. “Дети” принимают в наследство от “отцов” весь
духовный опыт человечества. Разумеется, они не должны рабски копировать
“отцов”, необходимо творческое переосмысление их жизненного credo - но
переосмысление на основе уважения к принципам предков. В эпоху социальных
потрясений такая переоценка ценностей новым поколением происходит гораздо
более жестко и жестоко, чем это необходимо. И результаты всегда бывают
трагичны: слишком многое в спешке утрачивается, слишком сложно эти пробелы
восполнять.


В России ХIХ века сильнейшим социальным потрясением оказалось
восстание декабристов. Поколение, для которого период становления прошел в
эпоху николаевской реакции, не смогло воспринять высокий кодекс чести своих
отцов, “Потерянным поколением” станет оно в русской истории. “Толпой
угрюмою и скоро позабытой” назовет его один из лучших сынов этого поколения
М.Ю. Лермонтов, постигший всю трагичность для духовной жизни общества
событий 14 декабря.
Введенное Лермонтовым понятие “герой времени” означает человека,
наиболее типичного для данной эпохи, характер и судьба которого
сформированы этой эпохой, отражают ее боли и беды, взлеты и падения.
Разумеется, поколение не может состоять из одних “героев времени”.
Основную массу людей эпоха как бы “задевает краем”, они к любой эпохе умеют
приспособиться. И это замечательно - представьте себе поколение из одних
Печориных или Базаровых! Невозможно: жизнь бы остановилась.

"Воздух эпохи"













Композиция

Композиция романа «Отцы и дети» – моноцентрическая: в центре находится главный герой, а все «формальные» элементы произведения направлены на раскрытие его характера.
Во время своих «странствий» Базаров дважды посещает одни и те же места: Марьино, Никольское, Базарову. Таким образом, мы сначала знакомимся с героем, а затем становимся свидетелем того, как под влиянием обстоятельств (дуэль с Павлом Петровичем Кирсановым, ссора с Аркадием, любовь к Анне Сергеевне Одинцовой и т.д.) меняются его взгляды и убеждения.


Своеобразие пейзажа в романе "Отцы и Дети"

По сравнению с другими романами И.С.Тургенева, «Отцы и дети» значительно беднее пейзажами. Исключение составляет описание местности вблизи Марьино в З главе (пейзаж служит доказательством мысли Аркадия: «преобразования необходимы»). Вечерний пейзаж в 11 главе (показывает односторонность взглядов Базарова, который считает, что «природа не храм, а мастерская», и Н.П.Кирсанова, который, восхищаясь природой, не обращает внимания на нищету крестьян). Картина заброшенного сельского кладбища в 28 главе(настраивает читателя на философские размышления).


Особенности Тургеневского пейзажа


1. Пейзаж у Тургенева никогда не сливается с анализом переживаний героев, да и сам этот анализ практически отсутствует – психологизм писателя «тайный», завуалированный. В этом плане природа в произведениях Тургенева не связана с внутренней жизнью персонажей . Вместе с тем исследователи неоднократно отмечали, что картины природы у Тургенева зачастую даны в восприятии героев, окрашены их эмоциональностью, субъективным мировосприятием. И в этом писатель сближается с Толстым и Гончаровым.
2 . Особенность тургеневского пейзажа – его живописность, «акварельность», легкость. Исследователи творчества писателя неоднократно отмечали, что Тургенев – художник полутонов, тончайших оттенков, переливов цвета, разнообразных световых эффектов. Он не использует резких, определенных красок, четких, грубых линий ни в пейзажах, ни в портретах. Однако, несмотря на особую воздушность, легкость тургеневских картин природы, все они очень живы и реалистичны, ощутимо конкретны. Это создается благодаря звуковой, осязательной и обонятельной насыщенности этих картин. Пейзажи Тургенева полны природных звуков, запахов, он мастерски передает ощущения летнего утреннего зноя и ночной свежести, весеннего ветра и зимнего морозного воздуха. И этими чертами тургеневские пейзажи напоминают нам пейзажи Лермонтова и Фета.
3. Особое созерцательное отношение к природе, признание и утверждение в творчестве эстетического значения ее, ее красоты и тайны. В изображении природы Тургенев воспринимает точность и верность в описаниях явлений природы…Тургеневский пейзаж психологичен. Природа у Тургенева сама живет, дышит, изменяется в каждом своем мгновении или гармонируя с чувствами и переживаниями человека, или оттеняя их, становясь участником данной нравственно-психологической ситуации.

4. Тургенев часто изображает картины природы, увиденной путником, героем, который находится в дороге.

Функции пейзажа в романе различны. Это передача психологического состояния героев, особенностей их характеров. Пейзаж создает настроение, оттеняет комическое или трагическое в положениях и ситуациях. Картины природы, созданные Тургеневым, насыщены философскими мотивами и связаны с идейным смыслом произведения.


Жанр

«Отцы и дети» – роман в жанровом отношении многоплановый. Наличие семейно-битовой темы позволяет назвать его семейным, использование в качестве замысла общественно-исторического конфликта – социальным, глубокое исследование человеческих характеров – психологическим, а освещение философских проблем – философским. Чаще всего, учитывая степень разработанности указанных аспектов, жанр «Отцы и дети» определяют как роман социально-психологический.

Эпоха и характеры в романе "Отцы и дети"

Тургеневым создано огромное число характеров. Проза его отличается
большой “населенностью”.В его художественном мире оказались
представленными практически все основные типы русской жизни, хотя и не в
том соотношении, какое они имели в действительности.
Какою видел Тургенев дореформенную русскую действительность и какою
она предстала в его художественном мире? Персонажи Тургенева представляют
главным образом дворянство и крестьянство – два основных сословия, на
которых держалось самодержавно-крепостническое государство. Другие
воссозданы в художественном мире Тургенева весьма избирательно.
В русском народе Тургенев прежде всего нашел бескорыстных, душевно
чистых, не умеющих “промышлять” романтиков и рационалистов-практиков,
думающих во всероссийском масштабе, иронически настроенных.
Полон интересных образов и роман “Отцы и дети”.
Как известно, работу над новым произведением Тургенев обычно начинал с
так называемых подготовительных материалов, и прежде всего – с составления
“Формулярного списка действующих лиц”, где указывались реальные прототипы
будущих героев, детально прорабатывались их характеры и биографии.

БАЗАРОВ

Для Тургенева Базаров – еще один отрицатель, отрицатель, названный в
романе нигилистом, то есть человеком, который, как разъяснил Тургенев, “ко
всему относится с критической точки зрения, который не склоняется ни перед
какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким
бы уважением ни был окружен этот принцип”.
Задумав воплотить в образе мыслей Базарова типичные черты
мировоззрения “новых людей” 60-х годов, Тургенев в основу его высказываний
по философии и общественно-политическим вопросам положил мысли,
развивавшиеся в ряде статей Добролюбова и Чернышевского, а по вопросам
научно-естественным – в статьях Писарева.
Базаров, нигилист, представляет “новых людей”. Базаров - внук дьячка,
сын уездного лекаря. Материалист, нигилист. Говорит он “ленивым, но
мужественным голосом”, походка “твердая и стремительно смелая”. Говорит
ясно и просто. Важными чертами мировоззрения Базарова являются его атеизм и
материализм. Он “владел особенным умением возбуждать к себе доверие в людях
низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно”.
Базаров отрицает не во имя одного отрицания, он отрицает во имя
торжества положительного идеала. Базаров жаждет полезного дела и способен
отдаться ему без остатка. А так как сейчас строить новое мешает старое, он
уверен в необходимости его разрушения.
Многие из черт Базаров унаследовал от Инсарова, только на этот раз
черты эти выписаны Тургеневым ярче.
Любопытно, что писатель внес в Базарова черты духовной раздвоенности,
которая возникла, по мысли Тургенева, вследствие неизбежного в условиях
того времени даже для революционеров колебания между верой и неверием в
активность народных масс.
Очень сложным и противоречивым было отношение Базарова к крестьянам.
Он искал, но не находил общего с ними языка. В то же время Базаров даже не
скрывал, что презирает мужика, “коли он заслуживает презрения” “в
теперешнем своем положении”.
Отметим, что последние слова Базарова писатель, очевидно, по цензурным
соображениям, не оставил в окончательном тексте романа, но в нем все же
сохранилось достаточно намеков на то, что именно крепостное право настолько
подавило русского крестьянина, что он теперь “сам себя не понимает” и
крайне пассивен. А как раз за эту непонятливость и пассивность и осуждал
его Базаров.
При этом взгляды самого Базарова, его жизненная позиция были
предопределены, как это подчеркнуто в романе, также современным положением
крепостных крестьян в России. В споре с П.П. Кирсановым Базаров говорит
ему: “Вы порицаете мое направление, а кто вам сказал, что оно во мне
случайно, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы
так ратуете?”.
Столь же сложными изобразил Тургенев и отношения крестьян к Базарову.
Он для них не был барином и поэтому быстро заслуживал их расположение и
доверие. И все же крестьяне часто чуждались Базарова, сойтись с ним по-
настоящему не могли — они не понимали его, а порой он казался им и смешным,
даже “чем-то вроде шута горохового”.
И вот это-то последнее обстоятельство, быть может, и должно было, по
мысли Тургенева, еще более сближая Базарова с Дон-Кихотом, помогать верить
в то, что и для “нигилистов” настанет момент, когда “масса людей <...>
беззаветно веруя”, пойдет за ними.
Базаров изображен в романе человеком одиноким, не имеющим достойных
единомышленников. Трагедия его в том, что он “рано родился”. Сам он готов к
драке, но, понимая, что народ к драке еще не готов, говорит Аркадию о
будущем поколении: “Умницы они будут уже потому, что вовремя они родятся,
не то что мы с тобой”.
Базаров наделен не только волей, но и умом, не только энтузиазмом, но
и знанием. А поэтому он близок не только Дон-Кихоту, но и Гамлету.

В чём причины жестокости Базарова?

Герой переживает острый трагический внутренний конфликт: несовместимость требований живой человеческой натуры с нигилизмом; невозможность для сильной личности отрешиться от своих убеждений и невозможность отвернуться от требований натуры.

Базаров пытается сопротивляться происходящему с ним, подогнать своё внутреннее «Я» под рамки нигилизма, следование которому он считает смыслом своей жизни. Это заставляет его совершать циничные, жестокие поступки, проявлять равнодушие к чувствам окружающих его людей.

Любовная тоска Базарова

Уехав из Никольского с мыслью, что ему никогда не добиться любви Одинцовой, Евгений Васильевич отправился в Марьино с целью отвлечься и заняться любимым делом – проведением химических опытов. Но ему не удаётся отключиться от мысли об Анне Сергеевне, тогда Базаров решает пофлиртовать с доверчивой Фенечкой, но в неподходящий момент его застаёт Павел Петрович и вызывает на дуэль. Евгений Базаров принимает вызов.


- Каково отношение Базарова к дуэли?
- Почему он принимает вызов Павла Петровича?

Отношение Базарова к дуэли:
- Вот мое мнение, - сказал он. –
С теоретической точки зрения дуэль -нелепость; ну, а с практической точки зрения - это дело другое.
- То есть вы хотите сказать, если я только вас понял, что какое бы ни было ваше теоретическое воззрение на дуэль, на практике вы бы не позволили оскорбить себя, не потребовав удовлетворения?
- Вы вполне отгадали мою мысль.
- Очень хорошо-с. Мне очень приятно это слышать от вас. Ваши слова выводят меня из неизвестности...
- Из нерешимости, хотите вы сказать.
Базаров принимает вызов Павла Петровича только потому, что тот собрался в случае отказа ударить его палкой.

Каково поведение противников во время поединка?

«Базаров тихонько двинулся вперед, и Павел Петрович пошел на него, заложив левую руку в карман и постепенно поднимая дуло пистолета... "Он мне прямо в нос целит, - подумал Базаров, - и как щурится старательно, разбойник! Однако это неприятное ощущение. Стану смотреть на цепочку его часов..." Что-то резко зыкнуло около самого уха Базарова, и в то же мгновенье раздался выстрел. "Слышал, стало быть ничего", - успело мелькнуть в его голове. Он ступил еще раз и, не целясь, подавил пружинку. Павел Петрович дрогнул слегка и хватился рукою за ляжку. Струйка крови потекла по его белым панталонам.»
Базаров ведёт себя спокойно и мужественно. После ранения Павла Петровича он мгновенно из дуэлянта превращается в доктора,
оказывающего помощь раненому.
Павел Петрович выглядит неуместно напыщенным и смешным,
пока не получает рану, которую База ров и лечит.

Базаров и общественная деятельность

И.С. Тургенев писал о своём герое: «Если он называется нигилистом, то надо читать: революционером». На самом деле политическая программа Базарова, который утверждает, что его дело «место расчистить», а строить будут другие, очень неопределённа и странна. Отвергая старые теории, он не намерен доверяться новым: не обернутся ли они догмами, которые потребуют повиновения?
В отличие от народников (реальных революционеров того времени), Евгений Васильевич не думает привлекать на свою сторону народ. Таким образом, он мало походит на революционера, но автор романа запечатлел в нём сам дух революционного народничества тех лет, с его ненавистью к существующему порядку вещей и отречением от всех общественных и гражданских благ.

Взаимоотношения с народом

С одной стороны, близость к простым людям, симпатия слуг к Базарову, верный просветительский взгляд на народ.
С другой – неумение найти общий язык с мужиками: в имении родителей выясняется, что народ, интересы которого он отстаивает, непонятен ему.
А сам Евгений в глазах крестьян – «что-то вроде шута горохового».

Символичность гибели Базарова

Глубоко символична смерть героя. Он гибнет бессмысленно: даже не исполняя свой врачебный долг, а лишь практикуясь, заражается, заболевает и умирает.
Зачем потребовалась автору такая смерть героя?
Чтобы выявить в нём всю силу и мощь личности. Не сумевший реализовать себя в жизни, Базаров перед лицом смерти показывает своё благородство, высоту духа, стойкость. Умирающий Базаров прост и человечен: отпала надобность скрывать свой «романтизм». Нелепая смерть не озлобляет героя. Он искренне пытается утешить родителей, не показать своих страданий, не помешать им искать утешения в религии. Простые и вечные слова находит он, прощаясь и со своей единственной любовью, Анной Сергеевной Одинцовой.

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ КИРСАНОВ

Павел Петрович - сын боевого генерала 1812 года. Окончил пажеский

корпус. Имел приятное красивое лицо, юношескую стройность. Аристократ,

англоман, был смешлив, самоуверен, сам себя баловал. Живя в деревне у
брата, сохранил аристократические привычки.
По мнению Павла Петровича, нигилисты попросту ничего не признают и
ничего не уважают. Вопрос, что признавать, на чем, на каких основаниях
строить свои убеждения, - чрезвычайно важен для Павла Петровича. Вот что
представляют собой принципы Павла Петровича Кирсанова: право на ведущее
положение в обществе аристократы завоевали не происхождением, а
нравственными достоинствами и делами (“Аристократия дала свободу Англии и
поддерживает ее”), т.е. нравственные нормы, выработанные аристократами, -
опора человеческой личности. Без принципов могут жить лишь безнравственные
люди. “Принсипы” Павла Петровича никак не соотносятся с его деятельностью
на благо общества.
Отрицание Евгением Базаровым государственного строя приводит Павла
Петровича в замешательство (он “побледнел”).
Павел Петрович, несомненно, образованный и интересный человек.
Тургенев именно его противопоставил “машине” отрицания Базарова, он призван
уравновесить нигилиста, его образ помогает читателю разобраться во всех
тонкостях ситуации, сделать свои собственные выводы о положительных
сторонах нигилизма и старого порядка.

Портретная характеристика


НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ
Кирсанов Николай Петрович – дворянин, отец Аркадия Кирсанова, вдовец. Н.К. – человек слабый, но добрый, чуткий, деликатный и благородный. Этот герой стремиться осуществить в жизни свой романтический идеал – трудиться и искать счастье в любви и искусстве. Н.К. пытается не отстать от времени. Он, в меру своих сил, преобразовывает имение, устанавливает новые отношения с крестьянством. У него есть жена – молодая девушка Фенечка и маленький ребенок.
Н.К. доброжелательно и с симпатией относится к молодежи, которая пытается жить и мыслить по-другому. Но Базаров воспринимает Н.К. как «человека отставного» («его песенка спета»). Даже собственный сын, которого герой очень любит и видит как своего наследника, пытается перевоспитать отца и часто обижает его. Но любящее терпение отца и взросление сына позволяют им в конце романа сблизиться. Оба Кирсановых объединяются в общих жизненных ценностях и общем деле (ведение хозяйства).

ОДИНЦОВА

Одинцова Анна Сергеевна – аристократка, которую полюбил Базаров. В О. проявляются черты, свойственные новому поколению дворян: отсутствие снобизма и высокомерия, свобода суждений и демократизм. О. умна и горда. Ее умерший старик-муж оставил О. огромное наследство. Это позволяет героине жить независимо и делать то, что ей вздумается. Только О. давно уже ничего не хочется. Она говорит Базарову: «Я очень устала, я стара, мне кажется, я очень давно живу…Воспоминаний много, а вспомнить нечего, и впереди, передо мной – длинная, длинная дорога, а цели нет…Мне и не хочется идти». За безмятежным спокойствием и размеренным существованием героини скрывается ее душевная холодность, неспособность к увлечениям, равнодушие, эгоизм. Сам Базаров говорит О. о том, что она хочет полюбить, но не способна на это. И в этой душевной холодности заключается ее несчастье. Но О. сама выбрала для себя путь «без эмоций». Это спокойный и удобный путь, не приносящий радостей, но и не заставляющий страдать. В конце романа героиня выходит замуж «не по любви, а по убеждению», чтобы обеспечить себе благополучную жизнь до старости.

СИТНИКОВ, КУКШИНА

Ситников – псевдонигилист, считающий себя учеником Базарова. Он пытается, так же, как и его кумир, быть свободным и дерзким. Однако его подражание выглядит комичным. «Нигилизм» С. понимает как преодоление своих комплексов. Он стыдится, например, своего отца-откупщика, который наживается на спаивании народа, страдает от незначительности и никчемности своей личности. А «нигилизм» позволяет герою почувствовать свою значительность, причастность к «великому» делу. С. свойственно «тревожное и тупое напряжение» и собачья преданность вождю-Базарову, несмотря на то, что тот его откровенно презирает. Базаров считает, что ситниковы нужны для грязной работы: «Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!» Кукшина Авдотья Никитишна – эмансипированная помещица и псевдонигилистка. К. очень резка в своих оценках и непримирима во взглядах. Она интересуется положением женщин во всем мире («женским вопросом»), увлекается естественными науками. Эта героиня развязна, вульгарна, глупа. Кроме того, неряшлива и неопрятна. У К. несчастная женская судьба: она некрасива, не пользуется успехом у мужчин, брошена мужем. В «нигилизме» она находит отдохновение, ощущение занятости «важным делом». В романе этот образ дан в сатирических тонах.

Общественная атмосфера


Мир так устроен, что «молодость» и «старость» в нем взаимно уравновешивают друг друга: старость сдерживает порывы неопытной юности, молодость преодолевает чрезмерную осторожность и консерватизм стариков, подталкивая жизнь вперед. Такова идеальная гармония бытия и в представлении Тургенева.


Экранизации романа

1915 — Отцы и дети (реж. Вячеслав Висковский)
1958 — Отцы и дети (реж. Адольф Бергункер, Наталья Рашевская)
1974 — Отцы и дети (реж. Алина Казьмина, Евгений Симонов)
1983 — Отцы и дети (реж. Вячеслав Никифоров)
2008 — Отцы и дети (реж. Авдотья Смирнова)

Заключение

«Отцы и дети» не только лучший роман Тургенева, но одно из самых блистательных произведений XIX века. В романе нашли отражение не только социальные, но и общечеловеческие проблемы. Именно в «Отцах и детях» И.С.Тургеневу удалось впервые создать положительный тип деятеля. Роман был закончен 1861г. 29.03.2013 21830 0

Уроки 76–77
РОМАН И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ».
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ 60-
х ГОДОВ XIX Века

Цели : напомнить учащимся позицию писателя в литературной и общественной борьбе в период работы над романом; подчеркнуть особенности таланта Тургенева «улавливать» современность, откликаться на все новое, только что зарождавшееся в русской жизни; рассказать об истории написания романа, выяснить смысл названия, обменяться первоначальными впечатлениями о прочитанном произведении; на материале романа «Отцы и дети» охарактеризовать эпоху 60-х годов XIX века.

Ход уроков

I. Беседа с учащимися по вопроса м:

1. Каково значение журнала «Современник» для И. С. Тургенева?

2. В чем причина разрыва писателя с «Современником» и Н. А. Некрасовым?

3. Расскажите о русской общественной жизни 60-х годов XIX века.

(В 60-е годы XIX века началась новая эпоха русской жизни. Определились враждующие силы общества: консерваторы , защищающие старые порядки, либералы , выступающие за постепенные изменения в общественно-политической жизни России (сам Тургенев – сторонник постепенных реформистских преобразований в стране), и демократы , настроенные на немедленное разрушение старых и установление новых порядков (герой Тургенева – Базаров – относится к этим силам.)

И. С. Тургенев был свидетелем торжества революционеров-демократов над либералами. Он восхищался мужеством русских революционеров, но не верил в перспективы их деятельности, поэтому особенно остро ощущал недостатки и крайности революционного движения шестидесятников, получивших в романе «Отцы и дети» название «нигилизм». Нигилисты, по словам современного литературоведа Н. И. Пруцкого, действительно «готовы были отрицать прекрасное, искусство, эстетику… Нигилисты называли себя «ужасными реалистами», сторонниками беспощадного анализа, поклонниками точных наук, эксперимента».

Роман «Отцы и дети» – роман злободневный, во многом объясняющий жизнь русского общества. Тургенев «уловил и развернул» в романе основной конфликт кризисной эпохи – бескомпромиссную борьбу либералов с революционерами-демократами. В книге Тургенев размышляет о смене поколений, о вечной борьбе старого и нового, о бережном отношении к культурному наследию. Эти вечные проблемы обрели емкую формулировку в заглавии романа «Отцы и дети» – это «универсальный охват действительности» во всей ее полноте: от прошлого через настоящее к будущему.)

II. Реализация индивидуального задания.

Сообщение учащегося.

история написания романа

«Отцы и дети» создавались в тревожную эпоху. Роман был задуман в 1860 г. в Англии, во время летнего отдыха Тургенева. Продолжал работу над романом писатель в Париже. Но, судя по письмам к друзьям, дело продвигалось медленно. В мае 1861 года Тургенев приехал в Россию, в Спасское-Лутовиново. Под влиянием непосредственных впечатлений работа пошла успешно.

Роман «Отцы и дети» был завершен к августу 1861 года.

В период работы над книгой Тургенева постигли разочарования. Одним за другим следовали разрывы с людьми, которых он ценил.

После романа «Накануне» и статьи Н. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» Тургенев порвал с «Современником», с которым его связывало многое, он был его сотрудником в течение пятнадцати лет.

Затем возник конфликт с И. А. Гончаровым, что привело к разрыву отношений, вслед за этим (летом 1861 г.) произошла ссора с Л. Н. Толстым, чуть не закончившаяся дуэлью.

Рушилась вера Тургенева в силу дружеских чувств.

Роман «Отцы и дети» был напечатан в журнале «Русский вестник» в феврале 1862 года, посвящен В. Г. Белинскому, направлен «против дворянства как передового класса».

И. С. Тургенев: «В основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача (он умер незадолго до 1860 г.). В этом замечательном человеке воплотилось… то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно: я… напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало… Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду…»

О прототипах Тургенев писал: «Николай Петрович [Кирсанов] – это я, Огарев и тысячи других; Павел Петрович [Кирсанов] – Столыпин, Есаков, Россет, тоже наши современники».

В характере Николая Петровича Тургенев запечатлел очень много автобиографического, отношение писателя к этому герою сочувственное.

У Павла Петровича Кирсанова оказались прототипы: Алексей Аркадьевич Столыпин, офицер, друг и родственник М. Ю. Лермонтова; братья Александр, Аркадий и Климентий Россет, гвардейские офицеры, близкие знакомые Пушкина.

III. Анализ содержания романа «Отцы и дети».

Вопросы и задания :

1. Когда происходят события? Прочитайте начало романа.

2. Кто приезжает вместе с Аркадием? (Николай Петрович Кирсанов ожидает приезда сына, но Аркадий приезжает вместе с Базаровым, демократом-разночинцем, героем новой эпохи.)

3. Анализ пейзажа (описан в 3-й главе романа), представшего глазам Аркадия и Базарова по дороге в Марьино.

Чтение со слов : «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными…»

4. Каково положение крестьян? Какие детали пейзажа об этом говорят?

5. Почему, на ваш взгляд, Тургенев избегает ярких эпитетов, рисующих жизнь природы? (Перед нами социальная функция пейзажа. Автор отбирает в природе лишь то, что прямо или косвенно связано с условиями жизни крестьян. Нищета, бедность во всем. Пруды с «худыми плотинами», «деревеньки с низкими избенками», разоренные кладбища: задавленные нищетой живые забыли о мертвых… «Сердце Аркадия понемногу сжималось».)

6. Анализ второй части пейзажа (3-я глава). Чтение со слов: «А пока он размышлял, весна брала свое…» Какие чувства возникают после прочтения? (Писатель полон оптимизма. Пейзаж прекрасен! Жизнь природы захватывает. Нет ни одной детали, омрачающей настроение!)

7. На материале романа расскажите о взаимоотношениях крестьян и помещиков. («Лес… только я его продал», «…земля отходит к мужикам…», «…оброка не платят…», «размежевался с крестьянами…» Николай Петрович переводит крестьян с барщины на оброк, забирает себе хорошие земли, использует труд вольнонаемных рабочих, вырубает лес, который должен отойти к мужикам, делает все, чтобы защитить свои интересы. Крестьяне сопротивляются по-своему – отказываются от выполнения барских повинностей.)

8. Кто же будет осуществлять необходимые преобразования? (Конечно же, новые люди новой эпохи, такие как Базаров, разночинец по происхождению и убеждениям.)

Домашнее задание.

1. Чтение романа (11–15-я главы).

2. Составить характеристику Н. П. Кирсанова.

3. Анализ поведения Е. Базарова в гостях. Его взаимоотношения с Аркадием и П. П. Кирсановым.

Стык эпох в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Роман «Отцы и дети» писался на стыке двух эпох, и в нем отражены основные идеи дворян и разночинцев-демократов и разделяющие их противоречия. Главный герой романа — Базаров — представляет собой новое поколение демократов, которые впоследствии должны стать революционерами. Сам Тургенев говорит, что под демократами надо понимать революционеров. В самом деле, многие взгляды Базарова указывают на его революционную сущность. И хотя в романе его активная деятельность как революционера не показана, сам герой в спорах с Павлом Петровичем замечает: «Нас не так мало, как вы полагаете» и: «От копеечной свечки... Москва сгорела».
Образ Базарова наиболее полно раскрывается в его взаимоотношениях с другими героями романа. Тургенев рисует сливки высшего общества — семью потомственных дворян-аристократов Кирсановых— и противопоставляет их взгляды взглядам и убеждениям Евгения Базарова. Даже при первом знакомстве бросаются в глаза различия между этими людьми. Одежда, внешний вид, манеры, речь выдают в Павле Петровиче аристократа-англомана. Его взгляды и убеждения соответствуют взглядам всего дворянства в целом. Он подсознательно боится Базарова, видит в нем разрушителя нравственных устоев теперешнего общества. На каких же позициях стоит Базаров? Он считает себя нигилистом, следовательно, человеком, отрицающим все, в первую очередь старый порядок, старые авторитеты и принципы. «В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем», — говорит Базаров. Он утверждает, что старый мир, а вместе с ним и его представители, дворяне, изжили себя, поэтому им требуется замена, а эту замену надо начинать с полного разрушения: «сперва надо место очистить». Здесь в идеологии Базарова намечается важный пробел. Что будет после того, как все разрушится? На этот вопрос у Базарова нет конкретного ответа, будущее для него неясно.
Базаров глубоко сочувствует русскому народу, мужикам. Он сожалеет о его невежестве, темноте, отсталости и ищет способы, как можно помочь простым людям. Для начала, он считает, надо исправить общество.
У Базарова мало практических знаний, его позиция — это позиция теоретика. Несовершенство общества и общественные болезни он объясняет характером самого общества. «Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги; а нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния общества... — говорит Базаров. — Исправьте общество, и болезней не будет». Что касается воспитания, о котором здесь говорит тургеневский герой, то воспитывать, на его взгляд, каждый должен сам себя, так, как он и поступает. Тургенев не показывает, как и под влиянием чего происходило воспитание Базарова но в романе он представлен как человек сильной воли, умный и деятельный. Даже в имении Кирсановых он не сидит на месте, проводит физические и химические опыты, занимается естествознанием.
В спорах с Павлом Петровичем были затронуты вопросы, касающиеся литературы, поэзии и искусства в целом. Базаров полагает, что искусство ничего не значит и ничего не дает человеку, скорее приводит к бесплодным мечтаниям.
Природа для Базарова только «мастерская», и он считает, что «человек в ней работник». Нигилизм Базарова базировался не на пустом месте. Молодежь 60-х годов в основном уповала на естественнонаучную и практическую деятельность, полагая, что лишь точные знания и практические действия помогут в переустройстве мира. Далеко не все в эту эпоху понимали истинный преобразующий смысл искусства.
Как и во многих других произведениях, Тургенев проводит испытание героя любовью. Здесь характер Базарова предстает еще с одной стороны, надо сказать с лучшей. Мы привыкли считать героя романа человеком с холодным рассудком, которому чужды всякие чувства, в том числе и любовь. Это подтверждает его высказывание о женщинах как о существах довольно глупых. Одинцова была женщиной умной, красивой, но эгоистичной и холодной. Любовь к ней не принесла Базарову счастья.
Остаток жизни Базаров провел в имении своих родителей. Тургенев описывает родителей Базарова как чутких, добрых, глубоко любящих своего сына и трагически переживающих его смерть. На примере семьи Базаровых Тургенев также показал конфликт поколений. Суть его в том, что Базаров, несмотря на то что любит своих родителей, идет по другой дороге, не той, которая была у старшего поколения. Родителям, прожившим другую жизнь, трудно понять своего сына. Но сын не может жить так, как жили его родители. Базаров одинок в своей семье. И не только в семье. Он вынужден расстаться и со своими учениками. Аркадий женится и отходит от взглядов своего учителя. Ситников и Кукшина не столько последователи демократов, сколько спутники, каждой новой идеи.
И вот уже в конце концов Базаров горько говорит о том, что он не нужен своей родине.
Базаров — самый яркий из героев романа «Отцы и дети». Это сильный, смелый, мужественный человек, но человек будущей России. Настоящее общество не готово принять этого человека. Даже Аркадий предпочитает демократическим взглядам Базарова тихую жизнь отцовского поколения. Но физическая смерть не означает смерть духовную. Дело Базарова продолжат те, кто придет следом за ним.

Когда мы начинаем работу над каким-нибудь произведением, то пытаемся осмыслить эпоху, современную автору или его творению. Только в контексте истории можно понять события, описанные в романе, значимость проблем, поднимаемых автором, их актуальность.
Тип урока: комбинированный, предполагает использование интерактивной доски, раздаточного материала. На разных этапах урока используется как групповая, так и индивидуальная работа учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литература + история в 10-м классе по теме «Отражение эпохи в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Цели:

  • Образовательные: проследить, как эпоха отражается в романе, раскрыть идейно-художественное своеобразие романа
  • Развивающие: совершенствовать навык анализа текста; развивать умение учащихся на основе литературных персонажей проводить аналогию с реальной жизнью; совершенствовать навык сопоставительного анализа и умения работать с критической литературой
  • Воспитательные: формировать самостоятельность и креативность мышления в условиях индивидуальной и групповой работы
  • Общепредметные (метапредметные): развитие аналитического мышления

Оборудование урока: портреты И.С. Тургенева, Николая I и Александра II; интерактивные сопоставительные таблицы (Николай I и Александр II; дворяне и разночинцы), мобильный класс

Информационные ресурсы:

  • Русский язык и литература. Литература. 10 кл. Углублённый уровень: учебник. В 2ч. Ч.1/ А.Н. Архангельский, Д.П. Бак и др.; – М.: Дрофа, 2013г.
  • Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Универсальные поурочные разработки по литературе: 10 класс, 1-е полугодие. – М.: ВАКО, 2009г.
  • Журавлева О.Н. История России: 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: базовый уровень: углублённый уровень/ О.Н. Журавлёва, Т.И. Пашкова, Д.В. Кузин – М.: Вентана-Граф,2013г.
  • роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»
  • статья Ю.В. Лебедева «Общественные взгляды И.С. Тургенева»
  • «Тургенев в русской критике» (сборник критических статей: Д.И. Писарев «Базаров», М.А. Антонович «Асмодей нашего времени», М.Н. Катков “О нашем нигилизме по поводу романа Тургенева” )
  • индивидуальные сообщения учащихся

Тип урока: комбинированный

Методические приемы: индивидуальные сообщения, инсерт, синквейн, работа с интерактивной доской (перетаскивание), аналитическая работа с текстом, приемы сравнения

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная и групповая работа

Эпиграф: « Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни есть величайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями» И.С. Тургенев

Ход урока

Слово учителя литературы:

(Читает эпиграф) Выделите ключевые слова в эпиграфе (истина, реальность, талант, собственные симпатии… ) Как вы понимаете данное высказывание? (мнения учащихся )

Чтобы соответствовать духу своего времени, пробудить у читателя интерес, а особенно, если речь идет о XIX веке, произведение должно отражать реальную действительность. Пожалуй, никто не усомнится в том, что все романы И.С. Тургенева вполне удовлетворяют этому требованию. Он не побоялся реагировать в романной форме на современность и всегда выводить нового героя. Каждый роман И. С. Тургенева построен вокруг нового героя, точнее нового поколения. Давайте вспомним прощание с типом лишнего человека, показ того, как он больше неактуален, его слабость и негодность для новой эпохи – это «Рудин». Потом ощущение краха дворянской усадьбы, ее мифологии – «Дворянское гнездо». Затем приходит ожидание бурных, богатых перемен, и общество все живет «Накануне», но в центре этого романа, несмотря на новый тип героя – революционера, не русский человек, а болгарин Инсаров. После этого появляются «Отцы и дети», которые фиксируют принципиально новый тип героя, новое поколение, появляется Евгений Васильевич Базаров, ожидание которого звучит уже в первых строках произведения: - Что, Петр, не видать еще?..

Вопросы классу:

  • Каково ваше первое впечатление о романе?
  • Какие проблемы затрагивает автор и современны ли они для нас (сегодня)? (проблема «отцов» и «детей», отношения к природе, нигилизм – хорошо или плохо; нигилизм=пофигизм…)

И.С. Тургенев писал «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лицо Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучше из дворян – и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность».

Именно им и будет противопоставлен Е.В. Базаров – представитель «детей», т.е. нового поколения 60-х годов.

Уже в самом названии романа заложено это противопоставление.

  • Как в литературе называется противостояние героев? (конфликт )

Работа с текстом:

Что, Петр, не видать еще? - спрашивал 20-го мая 1859 года, выходя без шапки на низкое крылечко постоялого двора на *** шоссе, барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах, у своего слуги, молодого и щекастого малого с беловатым пухом на подбородке и маленькими тусклыми глазенками.

Слуга, в котором все: и бирюзовая сережка в ухе, и напомаженные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения, словом, все изобличало человека новейшего, усовершенствованного поколения, посмотрел снисходительно вдоль дороги и ответствовал: «Никак нет-с, не видать».

Не видать? - повторил барин.

Не видать, - вторично ответствовал слуга.

Барин вздохнул и присел на скамеечку. Познакомим с ним читателя, пока он сидит, подогнувши под себя ножки и задумчиво поглядывая кругом.

Итак, уже в самом начале романа намечен поиск нового героя, которого пока нет →ищет автор его в конкретном временном пространстве → в романе четко обозначена дата, 20 мая 1859 год. И это не случайно, ведь автор желает вызвать у читателя конкретное представление об исторической обстановке.

Как же роман связан с эпохой?

Слово учителя истории:

Время действия романа 1855-1861гг. – период сложный для России. Давайте вспомним:

  • Кто в это время находился на престоле? (Александр II )
  • Кто был его предшественником? (Николай I )

В 1855 году закончилась проигранная Россией война с Турцией, поражение это для нашей страны было позорно. Произошло и важнейшее событие во внутренней политике: смена царствования. Умер Николай I, его смерть закончила эпоху репрессий, эпоху подавления общественной либеральной мысли. В правление Александра II в России процветает образованность различных слоев населения. Разночинцы становятся реальной общественной силой, аристократия же свою передовую роль утрачивает. Разумеется, образование, которое получали разночинцы, принципиально отличалось от дворянского. Аристократическая молодежь училась «для себя», то есть это было образование во имя самой образованности. Разночинцы же на такую роскошь, как расширение кругозора, ни средств, ни времени не имели. Им необходимо было получить профессию, которая их будет кормить и приносить реальную пользу людям. Эта настроенность и определила круг специальностей, которые преимущественно выбирали разночинцы. В основном это были естественные науки, духовный мир они начисто отрицали. В это время также в России начали развиваться капиталистические отношения, их развитие тормозил прогнивший крепостнический строй. На повестку дня стал вопрос о крестьянской революции. По этому вопросу произошел раскол между либералами, стоявшими за реформистский путь, и революционерами-демократами, которые считали его недейственным. – В начале марта 1861 года был обнародован царский манифест от 19 февраля об освобождении крестьян. С многовековым рабством было покончено. Крестьяне, наконец, получили долгожданную свободу. Однако, как и предполагали революционеры-демократы, реформа была проведена отнюдь не в интересах народа. Земля по-прежнему оставалась в руках помещиков, а за те небольшие наделы, которые крестьяне получили, они были обязаны либо платить оброк, либо отрабатывать барщину. По стране прокатилась волна крестьянских волнений и бунтов, которые подавлялись правительством с невероятной жестокостью. В России сложилась революционная ситуация. Революционные демократы стали готовить восстание: возникло тайное общество «Земля и воля», идейным вдохновителем которого был Чернышевский, распространялись прокламации, призывавшие к решительной схватке с самодержавием. На первых порах Тургенев восторженно приветствовал освобождение крестьян. Но к концу 1861 года его энтузиазм заметно остыл, он не мог не видеть, что реформа так и не решила крестьянского вопроса. Правда, он все еще надеялся, что «дело пойдет хорошо», но все чаще и чаще в его письмах этого периода начинают звучать ноты разочарования. «Мы живем в темное и тяжелое время, - писал он в декабре 1861 года своему другу Н. П. Борисову, - так-таки не выберемся из него».

  • Чем отличалась политика двух императоров? (индивидуальные задания – таблица, обобщение – синквейн по вариантам)
  • Какой новый слой населения появился во время правления Александра II и стал реальной общественной силой и кому на смену он пришел? (разночинцы ) (интерактивная сравнительная таблица – дворяне (аристократы) – разночинцы)

Таким образом, роман «Отцы и дети» писался в годы, когда менялись вековые устои России, в годы революционной ситуации, когда крепостническая система трещала по швам. Общество было расколото на несколько лагерей, каждый из которых проповедовал и утверждал свою систему ценностей и мировоззрение.

Слово учителя литературы:

  • Есть ли в романе представители двух поколений? (да )
  • Назовите самых ярких – Павел Петрович – 40-е гг.

Базаров – 60-е гг.

  • Почему среди ярких представителей не прозвучали Николай Петрович и Аркадий? (Николай Петрович более мягкий, чем брат, пытается понять поколение «детей», не вступает в открытый идеологический спор, пытается максимально приблизится к новому поколению. А Аркадий лишь недолго увлекается идеями Базарова, в мыслях, чувствах, поступках он остается сыном своего отца. Жизнь одиночки, борца за дело не для него, «мякенький, либеральный барич» - так аттестует его Базаров )
  • Однако можно ли считать Аркадия представителем «детей»? (с точки зрения возраста – да, с точки зрения образования, воспитания и принципов он ближе к отцу )

Как только роман вышел в свет, о нем все заговорили. Спор в основном шел по образу Е. Базарова, поскольку именно он противопоставлялся всем действующим лицам.

(индивидуальные задания - выступление учащихся от лица русских критиков – Д.И. Писарева, М.А. Антоновича и М.Н. Каткова)

Вывод (учитель литературы): существует две полярные точки зрения на героя. А каков был замысел самого автора? Как он сам относится к своему герою?

В письме к А.А. Фету И.С. Тургенев писал: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу».

Откройте 1 страницу романа, кому он посвящен ? (В.Г. Белинскому ) Как вы думаете почему? (Белинский для Тургенева авторитетный критик, представитель 40-х, разночинец. Тургенев его ценил, качества Базарова имеют отношения к образу Белинского ).

Почему же И. Тургенев говорил, что сам не знает, как относится к Базарову? Так как его политические взгляды тоже были весьма своеобразны. И чтобы понять роман необходимо иметь представление об общественных взглядах автора.

Работа со статьей Ю.В. Лебедева методом «инсерт».

Кое-что вы уже знаете, что-то станет для вас абсолютно новым, с чем-то можете не согласиться, возможно, появятся вопросы → метод «инсерт» - маркировка текста.

Роман «Отцы и дети» произведение острополемическое. В нем писатель отразил не только вечную проблему «отцов и детей» и связанные с ней важнейшие вопросы человеческого бытия, но и столкновение «века нынешнего и века минувшего», т.е. социальный конфликт, борьбу не только двух поколений, но и представителей двух лагерей: либералов и революционеров-демократов.

Но об этом мы поговорим с вами на следующем уроке.

Домашнее задание: Перечитать 5-9 главы; зачем так последовательно знакомит нас писатель с тремя биографиями своих героев? К чему анкетная точность в художественном произведении? Какое впечатление произвели Базаров и П.П. Кирсанов друг на друга? Сравните портреты героев. Индивидуально: Краткий пересказ основных моментов биографий героев. Биографию Базарова составить на основе текста.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Внутренняя политика Николая I и Александра II Выполнила: Черентаева Ксения, ученица 10 класса МАОУ СОШ №2 г. Владимира

Историк В. О. Ключевский дал такую общую характеристику внутренней политики Николая I: Николай поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок, восполнять пробелы, чинить обнаружившиеся ветхости помощью практического законодательства и все это делать без всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности, одними правительственными средствами; но он не снял с очереди тех жгучих вопросов, которые были поставлены в прежнее царствование, и, кажется, понимал их жгучесть ещё сильнее, чем его предшественник. Современники писали о его деспотизме. Вместе с тем, как указывают историки, казнь пяти декабристов была единственной казнью за все 30 лет царствования Николая I, в то время как, например, а при Александре II - сотнями. Рожков пишет, что после вынесения приговора смягчил его, заменив смертную казнь более мягкими наказаниями. В то же время Покровский указывал, что при Александре II насилия над политзаключенными опять возобновились.

Крестьянский вопрос: В царствование Николая проводились заседания комиссий, призванные облегчить положение крепостных крестьян; так, был введён запрет ссылать на каторгу крестьян, продавать их поодиночке и без земли, крестьяне получили право выкупаться из продаваемых имений. Всё это стало фундаментом отмены крепостного права.

Историки, изучавшие крестьянский вопрос, следующим образом комментировали основные положения законов Александра. Вся реформа для большинства крестьян свелась к тому, что они перестали официально называться «крепостными», а стали называться «обязанными»; формально они стали считаться свободными, но в их положении ничего не изменилось: в частности, помещики продолжали, как и ранее, применять телесные наказания в отношении крестьян. 19 февраля 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов.

В царствование Николая I в России закончилась «эпоха фаворитизма» - часто используемый историками эвфемизм, под которым подразумевается узурпация государственных должностей, почестей и наград фаворитами царя и его окружения. Примеры «фаворитизма» и связанного с ним расхищения (или «разбазаривания») государственной собственности в крупных размерах имеются в большом количестве в отношении почти всех царствований в период с начала XVII века и вплоть до Александра I Имеется ряд мнений историков и приводимых ими фактов, свидетельствующих о росте коррупции в царствование Александра II. Коррупция Однако в течение его царствования предпринимались усилия по созданию более эффективной системы контроля за бюджетными расходами. В этих целях была проведена реформа Государственного контроля.