Рудин. История создания. «Творческая история создания романа «Рудин Краткие характеристики героев произведения рудин

Роман «Рудин»

Работу над «Рудиным» Иван Сергеевич Тургенев начал в 1855.

Появление романа в печати вызвало много толков и споров в литературных кругах и среди читателей.

Критик «Отечественных записок» рассматривал Рудина лишь как бледную копию предшествующих героев русской литературы - Онегина, Печорина, Бельтова. Но ему возражал Чернышевский в «Современнике», отмечая, что Тургенев сумел показать в образе Рудина человека новой эпохи общественного развития. Сопоставив Рудина с Бельтовым и Печориным, Чернышевский подчеркнул, что «это люди различных эпох, различных натур, - люди, составляющие совершенный контраст один другому».

После выхода романа в печать Некрасов выразил уверенность, что для Тургенева «начинается новая эпоха деятельности, для его талант приобрел новые силы, что он даст нам произведения еще более значительные, нежели те, которыми заслужил в глазах публики первое место в нашей новейшей литературе после Гоголя».

В письме к Тургеневу Сергей Тимофеевич Аксаков говорил о жизненности изображения типа Рудина и отметил, что роман «возбуждает много мелких вопросов и раскрывает глубокие тайны духовной природы человека».

Говоря о признании романа в среде народнической интеллигенции, нельзя обойти слова В.Н. Фигнер: «Мне кажется, весь роман взят прямо из жизни, а Рудин - чистейший продукт нашей русской действительности, не пародия, не насмешка, а настоящая трагедия, которая совсем не умерла, которая ещё живет, ещё продолжается…». «Во всяком образованном человеке нашего времени сидит частица Дмитрия Рудина», - писал Степняк-Кравчинский.

Рудин - один из лучших представителей культурного дворянства. Он получил образование в Германии, как Михаил Бакунин, послуживший его прототипом, и как сам Тургенев. Характер Рудина раскрывается в слове. Это гениальный оратор. Появившись в усадьбе помещицы Ласунской, он сразу очаровывает присутствующих. «Рудин владел едва ли не высшей тайной - тайной красноречия. Он умел, ударяя по одним струнам сердец, заставлять смутно звенеть и дрожать все другие». В своих философских речах о смысле жизни, о высоком назначении человека Рудин просто неотразим. Человек не может, не должен подчинять свою жизнь только практическим целям, заботам о существовании, утверждает он. Без стремления отыскать «общие начала в частных явлениях» жизни, без веры в силу разума нет ни науки, ни просвещения, ни прогресса, а «если у человека нет крепкого начала, в которое он верит, нет почвы, на которой он стоит твердо, как может он дать себе отчет в потребностях, в значении, в будущности своего народа?».

Просвещение, наука, смысл жизни - вот о чем говорит Рудин так увлеченно, вдохновенно и поэтично. Он рассказывает легенду о птице, залетевшей на огонь и опять скрывшейся в темноту. Казалось бы, человек, подобно этой птице, появляется из небытия и, прожив короткую жизнь, исчезает в безвестности. Да, «наша жизнь быстра и ничтожна; но все великое совершается через людей».

Его высказывания вдохновляют и зовут к обновлению жизни, к необыкновенным, героическим свершениям. Силу воздействия Рудина на слушателей, убеждение словом, ощущают все. И каждый восхищается Рудиным за его «необыкновенный ум». Не признает достоинств Рудина лишь Пигасов - от обиды за свое поражение в споре.

Но в первом же разговоре Рудина с Натальей раскрывается одно из главных противоречий его характера. Ведь только накануне он так вдохновенно говорил о будущем, о смысле жизни, о назначении человека, и вдруг предстает усталым человеком, не верящим ни в свои силы, ни в сочувствие людей. Правда, достаточно одного возражения удивленной Натальи - и Рудин корит себя за малодушие и вновь проповедует необходимость делать дело. Но автор уже заронил в душу читателя сомнение в том, что слова Рудина согласуются с делом, а намерения - поступками.

Противоречивый характер своего героя писатель подвергает серьезному испытанию - любви. Это чувство у Тургенева то светлым, то трагичным и разрушительным, но всегда это сила, обнажающая душу, истинную натуру человека. Вот тут то и обнаруживается настоящий характер Рудина. Хотя речи Рудина полны энтузиазма, годы отвлеченной философской работы иссушили в нем живые источники сердца и души. Перевес головы над сердцем ощутим уже в сцене первого любовного признания.

Первое возникшее на его пути препятствие - отказ Дарьи Михайловны Ласунской выдать дочь за небогатого человека - приводит Рудина в полное замешательство. В ответ на вопрос: «Как вы думаете, что нам надобно теперь делать?» - Наталья слышит: «Разумеется, покориться». И много тогда горьких слов бросает Наталья Рудину: она упрекает его в малодушии, трусости, в том, что его высокие слова далеки от дела. И Рудин чувствует себя жалким и ничтожным перед нею. Он не выдерживает испытания любовью, обнаруживая свою человеческую неполноценность.

В романе главному герою противопоставлен Лежнев-открыто, прямолинейно. Рудин красноречив - Лежнев обычно немногословен. Рудин не может разобраться в самом себе - Лежнев превосходно понимает людей и без лишних слов помогает близким, благодаря душевному такту и чуткости. Рудин ничего не делает - Лежнев всегда чем-то занят.

Но Лежнев не только антагонист Рудина, он истолкователь героя. Оценки Лежнева не одинаковы в разные моменты, даже противоречивы, но в целом они внушают читателю понимание сложного характера героя и его места в жизни.

Самую высокую оценку Рудину дает, таким образом, его антагонист, человек практического склада. Может быть, он-то и есть истинный герой романа? Лежнев награжден и умом, и пониманием людей, но деятельность его ограничена существующим порядком вещей. Автор постоянно подчеркивает его будничность. Он деловит, но для Тургенева невозможно свести весь смысл жизни к деловитости, не одухотворенной высшей идеей.

В Рудине отражается трагическая судьба человека тургеневского поколения. Уход в отвлеченное мышление не мог не повлечь за собой отрицательных последствий: умозрительность, слабое знакомство с практической стороной. Такие люди, как Рудин, носители высоких идеалов, хранители культуры, служат прогрессу общества, но явно лишены практического потенциала. Ярый противник крепостного права, Рудин оказывался абсолютно беспомощным в осуществлении своего идеала.

В русской жизни ему суждено остаться странником. Его судьбе вторит другой образ странника-скитальца, образ бессмертного Дон Кихота.

Финал романа героичен и трагичен одновременно. Рудин гибнет на баррикадах Парижа. Вспоминаются слова из рудинского письма к Наталье: «Я кончу тем, что пожертвую собой за какой-нибудь вздор, в который даже верить не буду…».

В январской и февральской книжках «Современника» за 1856 год был напечатан первый роман И.С.Тургенева «Рудин». Это было очень значительное событие в общественно-литературной жизни середины 50-х годов XIX века. Дворянский период освободительного движения продолжался до 60-х годов XIX века. Социальный состав передовой интеллигенции в 30-40-е годы оставался преимущественно дворянским. Это обстоятельство, а также неудача первого революционного выступления и тридцатилетие николаевской реакции были причиной того, что передовой человек времени оказался не только в противоречии с окружающей действительностью, но и в противоречии с самим собой.

В русской общественности складывался тип «лишнего человека». Люди такого типа не принимали существовавшего социального строя, горячо протестовали против угнетения личности, страстно пропагандировали идею свободы, искренне желали для себя большой деятельности во имя народа и, в то же время оставались мечтателями, плохо знали и понимали действительные нужды народа, туманно представляли подлинные пути преобразовательской деятельности, общую мечту о свободе не перерабатывали в последовательно практическую программу. Обеспеченное существование не закаляло их характера, они терялись в борьбе с трудностями, отстранялись от практической жизни. Главный герой первого романа Тургенева Дмитрий Рудин занимает очень значительное и своеобразное место в галереи типов «лишних людей».

Роман писался в переломную эпоху истории России. Крепостнические отношения стали уже таким тормозом экономической жизни и настолько усилили народное недовольство, что правительство оказалось больше не в состоянии сохранять незыблемым старый строй. Александр 11, вступивший на престол в конце 1855 года, объявляет о подготовке крестьянской реформы. В процессе острой идеологической борьбы формируется революционно-демократический лагерь, начинается второй этап освободительного движения. В условиях переходного времени с новой силой встает вопрос о передовом деятеле эпохи. Вступающее в борьбу молодое поколение разночинной интеллигенции должно было, прежде всего, выяснить, какое идейное наследие оно получает от лучших людей предшествующих десятилетий, на какие традиции оно может опереться. В этой связи вновь привлекает внимание тип «лишнего человека». Но время диктует несколько иной, чем в 30-40-е годы поворот этой темы. Необходимо подвести итоги, четко сказать о положительных началах передовой дворянской интеллигенции, противостоявшей николаевской реакции, и в то же время со всей трезвостью и суровостью оценить ее слабости, произнести беспощадный приговор над тем, что новым поколением должно быть критически преодолено и отброшено. Тургенев сумел ответить своим романом «Рудин» на эту общественную потребность. Тема «лишнего человека» привлекла Тургенева с первых лет творческой деятельности. С ней связан ряд произведений 40 – начала 50-х годов (поэмы, рассказы, повести, пьесы). В этот период Тургенева, в первую очередь, интересует психологический образ «лишнего человека». Писатель сосредоточивает внимание на его душевной неуравновешенности, рефлексии, нерешительности, как определяющей черте его характера. Показывает, как герой, широко образованный человек, страдает и от сознания практической ненужности тех сведений, которыми наполнена его голова, и от чувства отчужденности от общества, в котором он живет. Участь его печальна. Он не может устроить свое личное счастье, потому, что рефлексия, сомнения в себе, боязнь решительных поступков парализуют его действия, не дают возможности прямо и просто идти к цели.

Главные герои романа «Рудин»:

Рудин

Рудин был сыном эпохи бесплодных, но кипучих мечтаний. Люди этой эпохи много читали, думали и убийственно много предавались пылкому красноречию … Но не следует забывать, что в этих разговорах для них выяснялась истина, что Рудин, вечно скитающийся, с горячей и убедительной речью на устах «о позоре малодушия и лени, о необходимости делать дело», — явился одним из первых будильников общественной мысли в дворянских усадьбах, одним из первых глашатаев свободы в рабовладельческой стране … Там, где крепостное право стояло, как скала, где на первом плане были арапники и конюшни, где путной книги нельзя было добыть, а над каждым очнувшимся постоянно висела темная туча, — там Рудины играли нужную роль.

Наташа Ласунская

Наташа Ласунская — это одна из тех цельных женских фигур, которых мы встречаем в произведениях Тургенева. Она серьезна, умна и вдумчива: отличительными чертами ее характера являются крайняя замкнутость и энергия, с которой она приводит в исполнение свои решения. Она наружно всегда одинаково спокойна и сосредоточена; между тем она обладает чуткой и впечатлительной душой, способна сильно и глубоко чувствовать. Она заинтересовалась Рудиным, а затем и полюбила его сильно и серьезно; раз «уверовав» в него, в силу твердости своего характера, она готова на все. Как должно было велико быть ее разочарование, когда она поближе узнала Рудина. Печально кончилась для нее ее первая любовь, и «темна стала жизнь перед нею». Она вышла замуж за Волынцева. Чем руководствовалась она в данном случае и что чувствовала, неизвестно; во всяком случае, разочарование, которое постигло ее при первом, вероятно, самом сильном увлечении, сильно отразилось на ней, оставив в душе ее глубокие следы.

Лежнев

Лежнев внешне производит впечатление человека невзрачного, неотесанного, даже грубоватого, одет он небрежно. Портрет, речь и лишенные изысканности манеры Лежнева подчеркивают, что он чужд внешнего лоска высшего общества, что это человек совсем другого склада, чем Ласунская и ее окружение. Он не афиширует своей образованности, но в действительности серьезно образован, он не щеголяет умом, но по настоящему умен и проницателен.

Басистов

Кроме Натальи, в романе нарисован еще один персонаж, которым подчеркивается значение рудинской пропаганды. Это Басистов. Его описанию отдано не много места, но перед глазами встает образ молодого представителя разночинной интеллигенции в ее лучших качествах. Для этого прямого И честного человека, который любил «хорошую книгу, горячую беседу» и ненавидел подхалимство и приспособленчество, Рудин на протяжении всего романа является непререкаемым авторитетом. Басистову нет дела до слабостей характера Рудина, до мелочных сторон его поведения; он слушает речи Рудина, они захватывают его целиком, они открывают ему смысл жизни и широкие перспективы деятельности, и в душе его растет и крепнет сочувствие и благодарность Рудину. Образ Басистова не разработан детально, он остается на втором плане. Тургенев не показывает, как шел процесс внутреннего роста Басистова под влиянием Рудина. Но значение этого влияния страстно утверждается самим Басистовым. «А что касается до влияния Рудина, клянусь вам, этот человек не только умел потрясти тебя, он с места тебя сдвигал, он не давал тебе останавливаться, он до основания переворачивал, зажигал тебя!» Так рисуя образ разночинца Басистова в отношении к Рудину, Тургенев подчеркивает историческую непрерывность развития передовых идей в русском обществе и значение для молодого поколения той работы мысли, которая проделана лучшей частью дворянской интеллигенции 30-40-х годов.

Ласунская (мать Натальи)

Дарья Михайловна Ласунская — женщина умная, но чопорная; более всего она дорожила светскими знакомствами и старалась играть важную роль в обществе. Она приглашала к себе выдающихся в светском обществе людей, слушала их ученые рефераты и старалась слыть либеральной, но все это делалось отчасти для того, чтобы поддержать за собою славу передовой женщины. Научные теории, которые излагались в ее гостиной, не проникали дальше ее ушей и не проводились в жизнь. Дарья Михайловна была самолюбива и тщеславна. Она любила похвастаться знакомствами с замечательными людьми. Судя по ее рассказам, можно было подумать, что все замечательные люди только о том и мечтали, как бы повидаться с ней, как бы заслужить ее расположение. Несмотря на свой ум, она держала при себе негодяя и прихлебателя Пандалевского лишь потому, что он ей льстил и шпионил за всеми в доме.

Доброе слово тоже дело.

И. С. Тургенев

И. С. Тургенев обладал редкой способностью улавливать все новое, что появля-лось в современной ему жизни, и отражать это в своих произведениях. Поэтому В его романах всегда указано точное время действия.

В «Рудине» оно происходит в 30—40-е годы XIX века. Для русской интеллиген-ции это было время философских кружков (Станкевича, например), где звучали пламенные речи о науке и просвещении, о свободе человеческой личности, о буду-щем России, об искусстве и культуре. В романе упоминается кружок Покорского, о котором говорит Лежнев, вспоминая свои студенческие годы. На собраниях этого кружка и блистал своим красноречием тургеневский герой.

Впервые мы встречаемся с Рудиным в доме Д. М. Ласунской: «Вошел человек лет тридцати пяти, высокого роста, несколько сутуловатый, с лицом неправиль-ным, но выразительным и умным, с жидким блеском в темно-синих глазах». Он сразу произвел на всех впечатление «человека замечательного», необыкновенного, хотя ничто, казалось, не располагало в его пользу: «он был так посредственно одет, о нем так мало ходило слухов». Но как он говорил!

Сначала Рудин изящно и легко побеждает в споре Пигасова. Потом говорит о просвещении, науке, смысле жизни — и никакой фальши! Его слова искренни, поэтичны и вдохновенны. Рудин преклоняется перед человеческим разумом и нео-граниченными возможностями личности. «Себялюбие — самоубийство, — говорит он, — но самолюбие, как деятельное стремление к совершенству, есть источник всего великого». Рудин вспоминает скандинавскую легенду: зимней ночью царь со своими воинами сидит в темном сарае вокруг огня; вдруг небольшая птичка влета-ет в раскрытые двери и вылетает в другие; царь сравнивает эту птичку с челове-ком, ведь его жизнь так же мимолетна. Рудин развивает эту мысль. Да, жизнь человеческая быстротечна, «но все великое совершается через людей».

Все присутствующие покорены красноречием Рудина. «Он умел, ударяя по од-ним струнам сердец, заставлять смутно звенеть и дрожать все другие».

Слушателям особенно нравится его увлеченность исключительно высокими иде-ями. Человек, по мнению Рудина, не должен подчинять свою жизнь только прак-тическим целям, только заботам о существовании. Без стремления отыскать «об-щие начала в частных явлениях» жизни, без веры в силу разума нет ни науки, ни просвещения, ни прогресса.

В этот первый вечер Рудин предстает незаурядной и светлой личностью. Но проходит немного времени, и Тургенев развенчивает своего героя. Увидев, как бла-гоговеет перед ним учитель детей Ласунской Басистов, Рудин как будто приблизил к себе молодого человека, но вскоре перестал им интересоваться. Тургенев замеча-ет: «Видно, он только на словах искал чистых и преданных душ». Рудин пытается давать практические советы Д. М. Ласунской, но она полностью доверяет своему управляющему. Рудин ей нужен для другого: он умеет не только говорить, но и слу-шать. С кем ей еще поговорить в деревенской глуши?

Как и все тургеневские герои, Рудин проходит через испытание любовью. И не выдерживает его. В свое время Рудин разрушил счастье Лежнева. В ответ на при-знание друга Рудин развил бурную деятельность: стал вмешиваться в отношения влюбленных, поучать Лежнева, счел необходимым известить обо всем отца девуш-ки. В итоге молодые люди расстались, хотя Рудин этого вовсе и не желал. Он дей-ствовал из добрых побуждений. К нему самому большая любовь пришла довольно поздно, но ведет он себя с любимой девушкой не по-мужски. Первым признавшись Наталье Ласунской в любви, он в решительную минуту боится взять на себя ответ-ственность за их будущее и советует любимой покориться воле матери. Возможно, он и прав. Какой из него муж?!

Ни к какой практической деятельности Рудин не способен. После отъезда из дома Д. М. Ласунской он и учительствовал, и пробовал быть агрономом, и собирался одну реку в губернии превратить в судоходную. Материал с сайта

Тургенев постоянно сравнивает Рудина с Лежневым. Вот кто умеет работать! Перевел крестьян в своем поместье на оброк, облегчив их положение и упрочив свое. Сам следит за хозяйством. И ума ему не занимать, и в людях прекрасно раз-бирается. Иногда кажется, что именно Лежнев и есть истинный герой романа. Но сам Лежнев опровергает это мнение. В конце романа он дает высокую оценку Рудину, ставит его выше себя. Во время их последней встречи Лежнев говорит Рудину, что тот, с его способностями, мог бы достичь многого, если бы захотел. Лежнев считает, что хотя сам Рудин и не осуществил ничего в жизни — в практическом, деловом смысле, хотя в нем много «блеску и треску», никто не вправе сказать, что он не принес пользы. Слова Рудина «заронили много добрых семян в молодые души».

Рудин был приглашен доживать свой век в поместье Лежнева, но поступил ина-че. Он отправился в Париж и погиб там в июне 1848 года на баррикадах.

Литературная критика относит Рудина вслед за Онегиным и Печориным к «лиш-ним людям». Мне трудно с этим согласиться. Такие люди, как Рудин, не были лишними. Рудин сделал, что мог. Другой бы примирился с действительностью, пустил бы корни «в жирную почву», а в нем все время горел «огонь истины» и не давал остановиться на месте. И закончу словами Лежнева о Рудине: «... за то, что в нем есть хорошего, будем же ему благодарны».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • чем полезен рудин по мнению лежанского? тургенев
  • анализ героя-рудин
  • тургенев образ рудина
  • образ тургенева своими словами
  • рудин образ главного героя

Система действующих лиц . В первой и второй экспозиционных главах романа Рудин рисуется в небольшом кругу персонажей, домочадцев, соседей, детей богатой барыни Дарьи Михайловны Ласунской - это ее светский деревенский салон. В отличие от Гончарова, мастера объективного портрета, Тургенев дает почувствовать авторское отношение к персонажу. Тонкой иронией проникнута характеристика Дарьи Михайловны. Повествователь иронически вопрошает: «…Читатель, заметили ли вы, что человек, необыкновенно рассеянный в кружке подчиненных, никогда не бывает рассеян с лицами высшими? Отчего бы это?» Лукавая «реплика в сторону» имеет прямое отношение к Ласунской. В ее обращении сквозит «оттенок презрения столичной львицы к окружавшим ее <…> темным и мелким существам». Автор сообщает, что в пору молодости Ласунская была очень красива и пользовалась большим успехом в свете - «поэты писали ей стихи, молодые люди в нее влюблялись, важные господа волочились за ней». Но красота, которая когда-то затмевала ее человеческую сущность, пропала, с годами «прежних прелестей не осталось и следа». Но Дарья Михайловна продолжает жаждать поклонения окружающих. И поскольку прежние «масштабы» ей недоступны, она «царит» в узком кругу своей гостиной.

Симпатию вызывает молодой учитель Басистов. Человеческие слабости («любил поесть, любил поспать») лишь добавляют привлекательности: «Басистов был рослый малый, с простым лицом, большим носом, крупными губами и свиными глазками, некрасивый и неловкий, но добрый, честный и прямой. Он одевался небрежно, не стриг волос, - не из щегольства, а от лени <…>, но любил <…> хорошую книгу, горячую беседу…»

Чтобы понять персонажей Тургенева, нужно брать их не изолированно, но в постоянном сравнении. Неторопливая характеристика заканчивается «ударной» нотой: «И всей душой ненавидел Пандалевского». Они раскрываются по контрасту, или по отношению друг к другу. Оба они бедны, живут на правах служащих в чужом богатом доме. Казалось, и вести себя должны одинаково. Но достаточно сравнить небрежность учителя с «опрятной и изящной фигуркой» Пандалевского, для которого привлекательная внешность - одно из средств жизненного успеха.

«Неловкость» Басистова противопоставляется услужливости Пандалевского, готового забыть обо всем, лишь бы угодить благодетельнице. В облике молодого учителя все ясно, искренне, независимо - «со всеми <…> в доме он был на короткой ноге, что не совсем нравилось хозяйке, как она ни толковала о том, что для нее предрассудков не существует». В описании приживала, напротив, преобладает зыбкое, бесформенное, хамелеоновское. Пандалевский говорит с акцентом, «хотя трудно было определить, с каким именно». Сам он «называл своею родиной Одессу», несмотря на то, что «воспитывался в Белоруссии».

Подобного ему персонажа мы уже встречали в первом из романов Гончарова - приживала Антона Иваныча. Выступает отличие в обрисовке героев. Дело не в том, что гончаровский персонаж странствует от соседа к соседу, а Пандалевский прочно «пустил корни» в имении единственной благодетельницы. Антон Иваныч из «Обыкновенной истории» - приживал «на все времена», как заметил Гончаров. Такого можно встретить в любом богатом поместье в любую эру. Тогда как Константин Диомидыч мог появиться именно в этом, претендующем на утонченность, доме светской дамы. И именно в эту эпоху.

Одной деталью Тургенев набрасывает бытовой фон, окружающий персонажа сороковых годов. Автор заставляет его восхищаться «благопотребным старцем Роксоланом Медиаровичем Ксандрыка». Под этим прозрачным и вместе с тем издевательским иносказанием автор скрыл фамилию Александра Скарлатовича Стурдзы. Стурдза - известный свое время реакционер, постоянная мишень пушкинских эпиграмм. Высмеивая верноподданничество и низкопоклонство, поэт называл его Стурдзой «монархическим». Пандалевский подражает своему идеалу в низкопоклонстве и лести. Он, очевидно, мечтает сделать головокружительную карьеру.

Вместе с тем, Пандалевский не лишен признаков внешнего лоска и утонченности. Недаром же он служит у дамы, для которой когда-то «бряцали лиры»! Ради нее он разучивает на рояле этюды Тальберга. Снова верная черта, одновременно историческая и личностно-психологическая. Австрийский пианист Зигизмунд Тальберг - автор легких, бездумных, но весьма популярных музыкальных поделок, в те годы гастролировал по России. Его музыка не может удовлетворить настоящих ценителей, подобных юной Наталье Ласунской, дочери Дарьи Михайловны, как станет понятно дальше главной героине романа: «Сначала Наталья <...> слушала со вниманием, потом опять принялась за работу». Несмотря на воспитанность и светский блеск, Пандалевский оказывается способен на подлость. Именно его действия предопределяют стремительную развязку отношений главных героев.

Среди постоянных гостей Ласунской - ее сосед, Африкан Семенович Пигасов. В конечном счете он играет роль шута, вторгаясь своими глупыми парадоксами в высокоумные речи Дарьи Михайловны. Всюду жизнь ему ставила препоны. Хотел стать ученым - и был «срезан» менее талантливым, но более подготовленным учеником. Желал стать преуспевающим чиновником - и зарвался. Выгодно женился - но супруга покинула его. Сама фамилия намекает на крылатого коня Пегаса, который когда-то низвергся с Олимпа. Теперь постаревший Пигасов произносит яростные речи, порицая женщин, философию, украинскую литературу. Все, что только попадет на язык. И что же? Не замечает, что со своей озлобленностью и желанием всех высмеивать сам становится смешным.

Знакомя с персонажами, Тургенев одновременно посвящает нас в отношения между ними. Мы наблюдаем, как безуспешно пытается ухаживать Пандалевский за прелестной Александрой Павловной. Мы узнаем, что Волынцев давно уже питает чувства к Наталье. Девушка же относится к нему сдержанно. Пытаясь завести разговор, Волынцев осведомляется:

А что такое вы читали?

Я читала… историю крестовых походов, - проговорила Наталья с небольшой запинкой. Волынцев посмотрел на нее.

А! - произнес он наконец, - это должно быть интересно.

Наталья не походит на обыкновенную провинциальную барышню. В сферу ее интереса попадает «весь Пушкин», серьезные научного характера издания. Тогда как Волынцев, судя по восклицанию, подобных книг никогда не читал, хотя ему неловко это признать. Позднее мы узнаем, что «Волынцев к литературе влечения не чувствовал, а стихов просто боялся». «Запинка» в разговоре говорит о деликатности девушки. Младшая Ласунская боится ненароком оскорбить неискушенного собеседника. В этом отношении, и во многих других, Наталья предстает противоположностью своей надменной матери.