Целостный анализ рассказа Н.Н. Носова "Мишкина каша". Школьное чтиво: "Мишкина каша" Чтение по ролям. Работа с иллюстрациями

КОНКУРС «РАЗМИНКА».

По опорным словам назвать произведение Н.Носова. Если команда не знает, отвечает другая команда.

КОНКУРС «БЮРО НАХОДОК».

(Вещи лежат на столе накрыты)

1. Шляпа (“Живая шляпа”)

3. Кастрюля («Мишкина каша»)

4. Пугало («Огородники»)

8. Собачка – «Дружок»;

КОНКУРС «ВАМ ПИСЬМО»

1. .

(«Автомобиль»)

(Мишка «Дружок»)

(Мишка «Дружок»)

За каждый верный ответ- 1 балл.

Конкурс «ЭРУДИТ»

Конкурс «ЭРУДИТ» КЛЮЧ

Кто испугался волка под кроватью? Укажите имя героя и рассказ.

а) Валя «Затейники» б) Ира «Фантазёры» в)Мишка «Тук – тук – тук»

Чем швырял Володя в шляпу в рассказе «Живая шляпа»?

а) клюшкой б) игрушкой в) картошкой

Как звали героев в рассказе « Весёлая семейка»?

а) Костя и Мишка б) Мишка и Бобка в) Котька и Павлик

Конкурс «ЭРУДИТ»

Литературная игра – викторина по произведениям Н.Носова

КОНКУРС «РАЗМИНКА».

Условия игры: команды по очереди отвечают на задания в презентации.

1. Электричка, чемодан, письмо, объявление. («Дружок») (Слайд 10)

2. Цирк, арифметика, Лобзик, стекло.(«Витя Малеев в школе и дома») (Слайд11)

3. Скамейка, варенье, Африка, море. («Фантазёры» (Слайд 12)

4.Три поросёнка, одеяло, стол. («Затейники») (Слайд13)

5. Ведро, кружка, самовар, пескари. («Мишкина каша») (Слайд 14)

6. Трубка, звонок, морзе, патефон. («Телефон») (Слайд 15)

7. Знамя, пень, участок, пугало. («Огородники») (Слайд 16)

8. Шляпа, котенок, картошка, диван. («Живая шляпа») (Слайд 17)

9. Химия, кастрюля, ёлка, Дружок. («Бенгальские огни») (Слайд 18)

10.Концерт, задачник, алмазы, мешки муки. («Федина задача») (Слайд 19)

11. Топор, рябина, самовар. («Тук – тук – тук») (Слайд 20)

12. Бампер, капот, письмо, штаны. («Автомобиль») (Слайд)

КОНКУРС «БЮРО НАХОДОК».

На столе лежат предметы, упомянутые в книгах Н.Носова. Вы должны определить, из какого рассказа эти вещи. Верный ответ- 2 балла.

(Вещи лежат на столе накрыты)

1. Шляпа (“Живая шляпа”)

2. Игрушечная машина (“Автомобиль”)

3. Кастрюля («Мишкина каша»)

4. Пугало («Огородники»)

5. Книга «Три поросенка» (" Затейники")

6. Веточка рябины («Тук-тук-тук»)

7. Детский телефон («Телефон»)

8. Собачка – «Дружок»;

9. Учебник по математике (Носов Н. «Федина задача»)

КОНКУРС «ВАМ ПИСЬМО»

1. “Дорогой товарищ милиционер! Вы неправильно записали номер. То есть Вы записали номер правильно, только неправильно, что шофёр виноват. Шофёр не виноват: виноваты мы с Мишкой. Мы прицепились, а он не знал. Шофёр хороший и ездит правильно .

(«Автомобиль»)

2."Милая мамочка! Разреши мне держать щеночка маленького. Он очень красивый, весь рыжий, а ухо чёрное, и я его очень люблю. За это я тебя всегда буду слушаться, и буду хорошо учиться, и щеночка буду учить, чтоб из него выросла хорошая, большая собака".

(Мишка «Дружок»)

3."Кто нашёл в чемодане щенка, очень просим вернуть Мише Козлову или написать по адресу: Песчаная улица, № 8, кв.3".

(Мишка «Дружок»)

КОНКУРС «ПОЕДИНОК КАПИТАНОВ». За каждый верный ответ- 1 балл.

1. Как звали котёнка в рассказе «Живая шляпа»? (Васька)

2. Кто стучал по крыше и пугал ребят в рассказе «Тук – тук»? (Ворона)

3. В какой повести мальчики сооружают инкубатор и выводят цыплят? (Весёлая семейка)

4. В каком журнале Н.Носов напечатал свой первый рассказ? («Мурзилка»)

5. Назовите предметы, которыми герои рассказа «Мишкина каша» поддевали воду из колодца. (Ведро, чайник, кружка)

6. Какой номер участка был у героев рассказа «Огородники»?

7. Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняют небылицы? («Фантазёры»)

8. Герои какого произведения нарушали правила дорожного движения? («Автомобиль»)

9. Из какого произведения данная иллюстрация? («Федина задача»)

10. Кто сидел под шляпой, напугавшей мальчишек? (Котёнок)

11. Что сначала утопил в колодце Мишка в рассказе «Мишкина каша»? (Ведро)

12. Кто был другом Вити Малеева? (Костя Шишкин)

13. Что сделал Мишка из сломанного телефона в рассказе «Телефон»? (Электрический звонок)

14. На чём Стасик летал нам Луну в рассказе «Фантазёры»? (На ракете)

15. Как называлась рыба, которую зажарил Мишка на сковороде в рассказе «Мишкина каша»? (пескарь)

16. В каком рассказе Мишка превратил алюминиевую кастрюлю в сковородку? («Бенгальские огни»)

Конкурс «ЭРУДИТ» Тест с вопросами по рассказам Н. Носова. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответов. Нужно выбрать из них единственный правильный и выделить букву ответа. За каждый верный ответ- 1 балл.

Конкурс «ЭРУДИТ» КЛЮЧ

В развитие детской литературы Николай Носов внёс своеобразный и существенный вклад.

Игра- по рассказам Н. Носова для начальных классов

Добрые, точные и справедливые слова сказал о творчестве Н. Носова писатель В. Катаев: «…Он в совершенстве постиг психологию того чудесного, странного, милого человеческого существа, которое называется «мальчик»…Мальчики Носова несут в себе все черты настоящего человека: его принципиальность, взволнованность, одухотворённость, вечное стремление к новаторству, привычку изобретать, отсутствие умственной лени».

1.Викторина «Огородники»

1. Где происходит действие рассказ? (В пионерском лагере)

2. Что решили написать на красном флажке? («Лучшему огороднику»)

3. Что мешало Мишке вскопать огород? (Длинный корень)

4. Что придумал Мишка, чтобы получить флажок? (Вскопать огород ночью)

5. Что сначала вместо флажка получили на своем участке Мишка с другом? (Пугало)

6. За что они получили флажок? (За самый большой урожай огурцов и помидоров)

«Огурцы»

1. Загадка об овоще. Так называется рассказ.

Промеж грядок лежит гусь гладок (Огурец)

Полон дом голубей, нет ни окон, ни дверей (Огурец)

2. Как зовут героев рассказа «Огурцы»? (Котька и Павлик)

3. Почему было радостно на душе у Котьки из рассказа «Огурцы»?

«Мишкина каша»

1 Что готовили себе на ужин Мишка и его друг? (Кашу, жарили пескарей)

2. Какие предметы утопили ребята в колодце? (Ведро, чайник)

7. Чем доставали воду ребята из колодца? (Кружкой)

8. Об этой хозяйственной постройке упоминается в рассказе. Загадка:

Стоит волчище, разинул ртище. (Колодец)

«Федина задача»

1. Какое зерно привезли на мельницу в задачке? (Рожь)

2. Что мешало Феде решать задачку? (Радио)

«Замазка»

1. Что хотели слепить Костя и Шурик? (Зверей)

2. На что была похожа Костина змея? (На ливерную колбасу)

3. Что случилось в кино? (Костя положил замазку по ошибке на другое место)

4. Почему не понравилось кино ребятам? (Они его и не видели)

«Автомобиль»

1. Какие марки автомашин рассматривали Мишка с другом? («Волга», «Москвич»)

2. Какие детали они обсуждали? («капот» – капор, «кузов» – пузо, «бампер» – буфер)

3. Что сделали Мишка с другом, когда машина тронулась? (сели сзади на бампер)

4. Как решили искупить свою вину друзья? (написали письмо милиционеру)

«Метро» (не называть название рассказа)

Загадка:

Многолюден, шумен, молод

Под землей грохочет город,

А дома с народом тут

Вдоль по улицам бегут. (Метро)

«Саша»

1. Что мечтал купить Саша? (Пистолет с пистонами)

2. как звали сестер Саши? (Марина и Ирочка)

3. Как пометил свой пистолет Саша? (Выстругал на ручке имя)

4. Под диваном чихнул Саша, но сестра сказала, что это……? (Собака Бобик)

5. какой вывод в конце рассказа сделал Саша? (Сам теперь знаю, что не нужно пугать людей)

Прятки»

1. Куда прятался Витя?

2. Что сделал Славик? (Запер шкаф на крючок)

«Шурик у дедушки»

1. Из-за чего чуть не подрались ребята? (Из-за удочки)

2. Что нашли ребята на чердаке? (Банку из-под варенья, коробку от гуталина, деревянную ручку, калошу на правую ногу)

3. Какое колдовское заклинание кричал Шурик? (Колдуй, баба, колдуй, дед! Колдуй, серенький медведь!)

4. Какое применение нашел Шурик старым вещам? (Прибил вторую ручку, калошу прибил вместо почтового ящика)

5. Почему в пруде не было рыбы? (Его недавно вырыли)

«Прятки»

1. Куда прятался Витя? (Под кровать, в собачью конуру, под пальто, в посудный шкаф)

2. Что сделал Славик? (Запер шкаф на крючок)

«Бабушка Дина»

2. Почему девочка Света знала наизусть все праздники? (Ей дарили на каждый праздник подарок)

3. Что предложила сделать воспитательница к празднику? (Выставку фотографий)

4. Из-за чего поссорились дети? (Чья мама красивее)

5. Какой праздник решили устроить в детском саду в следующий раз? (Папин день)

«Живая шляпа»

1. Еще один овощ встречается в рассказе Носова. Загадка:

Курочка-пустодом свила гнездо за двором,

Яйца несет, в землю кладет. (картофель) Подсказка: этим овощем ребята бросали в шляпу.

2. Назовите спортивный инвентарь, который упоминается в рассказе? (клюшка, лыжная палка)

3. Какая мебель упоминается в рассказе? (диван, комод)

«Леденец»

1. Что пообещала мама Мише за хорошее поведение? (леденец)

2. Как себя вел Миша? (съел леденец, разбил сахарницу)

«Карасик» _

1. Кроме карасика кто был еще у Виталика? (кот Мурзик)

2. Что сказал Виталик маме, куда делся карасик? (съел Мурзик)

3. Как вы думаете, хорошо ли поступил Виталик?

2. Собери героев.

Слева написаны названия рассказов, справа герои. Стрелочками соедините названия с героями.

Соответствие цифр на заданиях для ребят 1-7 2-4 3-5 4-6 5-9 6-3 7-2 8-1 9-8



1. «ЖИВАЯ ШЛЯПА» ВОВКА, ВАДИК

2. «АВТОМОБИЛЬ» МИШКА, МИЛИЦИОНЕР

3. «МЕТРО» ВОВКА, МАМА, Т. ОЛЯ

4. «ЗАМАЗКА» КОСТЯ, ШУРИК

5. «САША» МАРИНА, ИРОЧКА

6. «КАРАСИК» ВИТАЛЯ, СЕРЕЖА, МУРЗИК

7. «ПРЯТКИ» ВИТЯ, СЛАВИК

8. «БАБУШКА ДИНА» НИНА ИВАНОВНА,ТОЛЯ ЩЕГЛОВ, НАТОЧКА, ПАВЛИК, СВЕТА КРУГЛОВА

9. «ОГОРОДНИКИ» МИШКА, СЕНЬКА, ВАНЯ ЛОЖКИН, МИША КУРОЧКИН, ВАДИК ЗАЙЦЕВ

3. Игра «Меткий стрелок». Попасть мячом в кегли.

4. Кроссворды (увеличиваются по клику мыши)

Кроссворд 1 (задания)

1.Кто сидел под шляпой?

2. Вещество, которым конопатят окна

3. Рыба, которую жарили ребята в рассказе «мишкина каша»

4. Так звали мальчика из рассказа «Заплатка»

5. Овощ из рассказа «Живая шляпа»

6. Предмет кухонной утвари, который утопили ребята в колодце

7. Кусочек ткани, которым прикрывают дырку.

8. Загадка: стоит волчище, разинул ртище. (хозяйственная постройка)

Кроссворд 2 (задания)

2. Человек, который что-то придумывает.

3. Кусочек ткани, которым прикрывают дырку.

4. Средство передвижения.

5. Вещество, которым конопатят окна.

7. Конфета

5. Игра «испорченный телефон».

Разделить детей на команды по 10-12 человек, построить в шеренги. Первым сказать какое-нибудь название рассказа и по команде дети должны передать эти слова друг другу. Чья команда быстрее и правильнее выполнит.

Цели : закрепление материала, изученного на уроках чтения; расширение кругозора учащихся; развитие коммуникативных навыков; воспитание у учащихся чувства коллективизма, сплоченности, умения работать в команде.

Ход викторины

I. Организационный момент.

Деление на команды, дать командам веселое название.

II. Вопросы и задания командам.

1. Узнайте имя веселого человечка.

ВЕТЦИК - Цветик

КЮБИТ - Тюбик

НАЙКАЗ - Знайка

ПУШТИНК - Шпунтик

КАГУНЬ - Гунька

ЧИКНОП - Пончик

2. «Знайка или Незнайка»?

Ответь на вопросы:

2. Как называется город, где жили веселые коротышки? (Цветочный)

3. Кто был главным героем в этом городе? (Незнайка)

4. Кто из человечков соорудил пылесос? (Механики Винтик и Шпунтик)

5. Как звали поэта из Цветочного города? (Цветик)

6. Как звали доктора-малышку, которая вылечила Незнайку и его друзей после падения воздушного шара в Зеленом городе? (Медуница)

7) Какие стихотворения сочинил Незнайка?

(Торопыжка был голодный,

Проглотил утюг холодный.

Знайка шел гулять на речку,

Перепрыгнул через овечку.

У Авоськи под подушкой

Лежит сладкая ватрушка)

8. Кто из героев Носова варил кашу? (Мишка, «Мишкина каша»)

9. Как звали мальчика, который пришивал заплатку на свои любимые штаны? (Бобка, «Заплатка»)

10. Кто оказался «живой шляпой»? (Котенок Васька, «Живая шляпа»)

11. Чем известны герои рассказа Павлик и Котька? Как назывался этот рассказ? (Мальчики воровали огурцы, «Огурцы»)

12. Кто из героев Н. Носова совершил знаменательное космическое путешествие и куда? (Незнайка путешествовал на Луну, «Незнайка на Луне»)

3. Разгадайте кроссворд.

Учитель . Если вы правильно разгадаете кроссворд, то в среднем столбце прочтете имя, которое придумал себе друг Незнайки и Кнопочки. Вспомните, как же его звали по-настоящему?

1. Дом для белочки в лесу. (Дупло)

2. Тяжкий груз, что я несу. (Бремя)

3. Карнавальный атрибут. (Маска)

4. Сетка для прыжков. (Батут)

5. Я - амбар в углу двора. (Сарай)

6. Я - сырье для гончара. (Гчина)

7. Неширокая полоска. (Лента)

8. Лошадиная прическа. (Грива)

(Слово в центре: Пестрини. Друга Незнайки и Кнопочки звали Пачкуля Пёстренький)

4. Помогите Незнайке разгадать загадки.

1) В лесу ты его не найдешь,

На мишку он очень похож.

У него большие уши,

С крокодилом Геной дружит,

Улыбается мордашка -

Это кукла... (Чебурашка)

2) Для него прогулка - праздник,

И на мед особый нюх.

Это плюшевый проказник -

Медвежонок... (Винни-Пух)

3) Жил на свете мальчик странный, -

Необычный, деревянный.

Но любил папаша сына,

Шалунишку... (Буратино)

4) Сестрам с мачехой стирала

И горох перебирала

По ночам при свечке,

А спала у печки.

Хороша, как солнышко.

Кто же это? (Золушка)

5) Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался... (Колобок)

6) Он всегда живет всех выше:

У него есть дом на крыше.

Если ляжешь быстро спать,

Ты с ним можешь поболтать.

Прилетит к тебе в твой сон -

Живой веселый... (Карлсон)

7) Удивляется народ:

Едет печка, дым идет,

А Емеля на печи

Ест большие калачи!

Чай сам наливается

По его хотению,

А сказка называется... («По щучьему велению»)

8) Он не знает ничего.

Вы все знаете его.

Мне ответьте без утайки,

Как зовут его? (Незнайка)

5. Подберите нужные слова.

Незнайка и Гунька играли в слова. Незнайка подбирал слова на букву «к», а Гунька - на букву «п». Помогите Гуньке и Незнайке.

III. Подведение итогов викторины.

"Мишкина каша" - литературная викторина по произведениям Н.Носова. Сегодня две команды "Винтики" и "Шпунтики" соревновались в знаниях произведений Н. Носова. А чтобы знать произведения Н.Носова нужно хорошо подготовиться и прочитать, и просмотреть, и обсудить с друзьями книжки Н.Носова. Для этого ребята под руководством воспитателей Стафеевой Елены Игоревны и Вершининой Виолетты Юрьевны прочитали много рассказов Н.Носова «На горке» , «Фантазеры» , «Живая шляпа» , «Заплатка» , «Огурцы» , «Автомобиль» , «Карасик» , «Мишкина каша" , просмотрели мультфильмы «Бобик в гостях у Барбоса» , сказок «Приключения Незнайки и его друзей» , «Незнайка в Солнечном городе» .
А вы, сможете ответить на эти вопросы?

Конкурс «Блиц-опрос»

Ведущий по-очереди для каждой команды читает по отрывку из рассказов Н. Носова , а дети отгадывают название произведения :

1. Варим дальше. Что за комедия! Опять вылезает каша. («Мишкина каша» )

2. Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. («Живая шляпа» )

3. Ты бы лучше молчал. Выдумал ещё буфер какой-то. Буфер - это у вагона на железной дороге, а у автомобиля бампер. Бампер есть и у "Москвича" и у "Волги". ("Автомобиль")

4. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю : как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. («Фантазеры» )

5. Виталик был рад, что Мурзик удрал от него. Он полез под диван и нарочно старался шуметь , чтобы Мурзик услышал и успел убежать. («Карасик» )

6. Только к обеду горка была готова. Ребята полили её водой и побежали домой обедать. («На горке» ).



Класс: 2

Презентация к уроку






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: систематизация знаний.

Место урока в системе уроков: 2-й урок.

Педагогические технологии: система развивающего обучения Л.В. Занкова; технология проблемно-диалогического обучения

Цель: формирование умения определять эмоциональное состояние героя через анализ текста.

Задачи:

  1. Обучать умению давать характеристику героям.
  2. Создать условия для развития мышления, речи, творческих способностей детей;
  3. Создать условия для формирования читательского интереса, желания совершенствовать красоту и правильность своей речи;
  4. Создать условия для формирования УУД:

личностных:

  • формировать эмоциональную отзывчивость на жизненные события, способность сопереживать человеку,
  • способствовать осознанию нравственных понятия и моральных норм, таких как поддержка, понимание, взаимопомощь, честность, трудолюбие, дружба;
  • формировать умению выражать своё эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устно высказывать своё мнение по поводу героев и обсуждаемых проблем);

познавательных:

  • формулировать умение на первоначальном уровне анализировать художественный текст, структурировать знания при сопоставлении текстов; искать информацию, представлять найденную информацию;

коммуникативных:

  • принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, спектаклях;
  • выражать своё мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;
  • проявлять самостоятельность в групповой работе;

регулятивных:

  • формировать умение менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;
  • принимать алгоритм выполнения учебной задачи;
  • ориентироваться в принятой системе учебных знаков;
  • участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;
  • оценивать результаты работы, организовывать самопроверку.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • Презентация к уроку Microsoft Office PowerPoint 2007;
  • аудиозапись произведения Н.Н.Носова;
  • цифровая камера
  • учебник «Литературное чтение» В.Ю.Свиридова 2 класс, Самара: Издательский дом «Федоров», 2012;
  • карточки с заданиями;
  • портрет Н.Носова;
  • выставка книг Н.Носова;
  • карточки самооценки учащихся.

Ход урока

Звучит музыка

I. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.

А начнем мы наш урок с обычного вдоха, но вдохнем мы в себя не только глоток кислорода, но и красоту дня, тепло солнечных лучей, доброту людей.

Ребята, пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами

II. Актуализация опорных знаний .

Не всегда люди делятся своими знаниями, впечатлениями только с помощью слов. Я предлагаю вам смоделировать обложку к книге, в которой содержится произведение, прочитанное нами на предыдущем уроке.

– Что читатель должен обязательно увидеть на обложке? (Название книги, имя, фамилию автора, иллюстрацию, жанр произведения)

Приступая к выполнению задания, давайте вспомним правила работы в группах.

  • Работай дружно по плану.
  • Умей выслушать другого.
  • Уважай мнение других.
  • Не согласен с мнением других – доказывай свою точку зрения

– Я предлагаю внимательно рассмотреть представленный каждой группе материал и выбрать только то, что необходимо для создания модели обложки (или предложить свой вариант). Приступаем к работе. (самостоятельная работа)

– Ну, а теперь давайте посмотрим, что же у нас получилось.

(Анализ работ:всё ли учли при моделировании обложки, правильно ли указали автора, тот ли жанр выбрали, подходит ли иллюстрация, название произведения?)

– Замечательно. Постарались вы на славу.Ребята, посмотрите, ваши обложки не уступают обложкам, которые сделали профессиональные художники оформители.

Вы не только справились с заданием, но и помогли вылечить книги, которые с течением времени утратили былую красоту. Теперь они с библиотечных стеллажей будут смотреть на вас, и радовать глаз читателей.

– Пока вы трудились, я тоже создавала свою обложку. Посмотрите и оцените мою работу. Что-то не так? (Название указано не верно)

– Почему произведение так названо? (Кашу варил Мишка)

Внимание! Внимание!
Все мы в ожидании.
Нам сейчас дадут совет,
Как сварить вкусную кашу на обед!

– Кто первый поделится опытом приготовления каш? А в этой группе есть повара профессионалы? Выслушаем ещё один рецепт.

III. Проверка домашнего задания .

(Заслушиваются рецепты приготовления домашних каш)

На столе лежат продукты:
Масло, сахар, даже фрукты,
Соль, вода, конечно, манка,
Молоко налито в банке.
Достаем кастрюлю с полки.
Трудимся мы словно пчелки.
Мешаем воду с молоком,
Становится смесь кипятком.
Всыпаем манку тонкой струйкой.
Процесс оценен даже Муркой.
Добавим сахар, соль… Молчок.
Плиту отключим. Слышь – щелчок!
Кастрюлю плотно закрываем.
Конечно, масло добавляем.
Минут 15 кашу ждем.
Тут время быстро пробежало.
А блюдо нас очаровало.
Мы пробу быстро с него сняли.
За обе щёки ВСЁ умяли.

– Если бы Коля и Миша знали эти рецепты, то история, описанная Н.Носовым, произошла бы?

(Дыхательная гимнастика. Варим кашу)

IV. Сообщение цели урока. Сегодня снова наш рассказ .

С тобою прочитаем.
Характеры друзей
Поближе мы узнаем.

V. Работа по теме урока.

1. Чтение I части рассказа цепочкой до слов: «Вся вышла».

Кто герои этого рассказа? (Коля и его друг Мишка)

– Похожи ли характеры у мальчиков?

2. Работа по содержанию текста произведения.

Давайте разберемся. Найдите и прочитайте все реплики Мишки. Что можете о нем рассказать? Как его характеризуют слова: «Чего там суметь!», «Чего там её варить!» (Он самоуверенный, т.е. слишком уверенный в себе человек.)

А были основания для такой уверенности? Умел ли варить кашу? Найдите подтверждение, что он никогда кашу не варил? («Я видел, как мама варит»)

– Как вы думаете, видеть, как делают другие, и делать самому – это одно и то же?

– А почему же он тогда за всё берется? (Он легкомысленный, безответственный, не задумывается о последствиях.)

– Подведем итог.

2. (Запись на слайде):

  • самоуверенный;
  • легкомысленный;
  • безответственный;
  • не задумывается о последствиях.

– Может, он отрицательный герой? (Нет, потому что Коля и мама очень обрадовались, когда приехал Мишка.)

– Найдите в тексте слова, которое произносит Коля, уважительно отзываясь о Мишке.(«Ну, Мишка, ты специалист».)

– Что обозначает это слово?

3. Словарная работа

– Специалист – тот, кто обладает знаниями в какой-нибудь области науки и техники.

– Вы согласны, что Мишка на самом деле такой специалист? С какой интонацией вы бы произнесли это слово, чтобы оно соответствовало характеру Мишки? (С иронией) (Ирония – тонкая скрытая насмешка)

– Произнесите: «Ну, ты и специалист!» – в переносном значении.

– А почему же Коля уважает Мишку и скучает по нему? (С ним весело, интересно, он легко относится к возникшим трудностям, не унывает.)

– Как таких людей называют? (Оптимист -человек, воспринимающий события оптимистически, в позитивном свете)

VI. Физкультминутка.

А теперь давайте отдохнем.

«Каша-малаша».

Каша-малаша, ты так хороша, (Правая рука сжата в кулак, выполнять перед собой небольшие помешивающие движения (как будто мешаем кашу в кастрюльке ложкой)
Если добавить стакан молока. (Левой рукой, как будто держащей стакан молока, «вылить» его в воображаемую кастрюльку)
(Правой рукой положить в кастрюльку «масло», затем левой рукой – «сахар»)
И эту кашу деткам даем. (Дети подносят обе ладони ко рту)
Каша-малаша, ты так хороша, (Правая рука сжата в кулак, выполнять перед собой размашистые движения, помешивая «кашу»)
Если добавить кувшин молока. (Двумя руками, как будто держащими кувшин молока, «вылить» его в воображаемую кастрюлю)
Масло и сахар мы в кашу кладем.
И эту кашу взрослым даем. (Дети подносят обе ладони ко ртам взрослых, участвующих в игре)
Каша-малаша, ты так хороша, (Две руки сжаты в один кулак, выполнять перед собой широкие размашистые движения, помешивая «кашу»)
Если добавить ведро молока. (Двумя руками, как будто держащими ведро молока, «вылить» его в воображаемую кастрюлю
Масло и сахар мы в кашу кладем (Правой рукой положить в кастрюлю «масло», затем левой рукой – «сахар»)
И эту кашу великанам даем . (Поднять обе руки вверх и показать «великана»)

Повторить упражнение левой рукой.

Продолжение работы по теме.

– Какой характер у другого мальчика? Давайте прочитаем Колины реплики. Каким вы его представляете?

Запись на доске:

  • осторожный;
  • сомневающийся;
  • разумный.

– Подтвердите – словами текста.

– Получается, что Коля – положительный герой? Вы согласны с этим?

– Как его характеризуют эти слова: «Мы все слушали, только я ничего не запомнил. Зачем, – думаю, – раз Мишка знает?» (Он с легкостью перекладывает решение трудных задач на плечи друга и легко подчиняется ему.)

– Похожи ли характеры мальчиков? (Характеры у них разные, поэтому они и дружат, друг друга дополняя.)

– А всегда ли герои бывают либо положительными, либо отрицательными?
(Не обязательно, это только в сказках так бывает. В рассказах герои – обычные люди со своими достоинствами и недостатками.)

– Вам нравятся эти друзья?

– Хотите оказаться на их месте? Это легко сделать.

4. Чтение по ролям. Работа с иллюстрациями.

Прочитаем оставшуюся часть произведения по ролям.

Сколько действующих лиц понадобится? (4 человека: мама, Коля, Мишка, автор)

Рассмотрите иллюстрации на слайде. К каждой иллюстрации подберите подходящий эпизод из произведения. Не забывайте, что вы работаете в группах. Распределите роли между собой и приготовьтесь прочитать текст вслух.

Итог урока.

– Что же вы узнали о мальчиках? (Что они друзья, и они разные по характеру.)

- А какой возраст детей?

Примерно такие, как вы, а значит, они ваши ровесники.

- Кто из героев вам больше понравился?

5. Составление синквейна.

Составим синквейн на Мишку, про Колю.

Мишка.
Легкомысленный, самоуверенный.
Приехал, варит, жарит.
Но ничего не получилось.
Специалист!

Коля.
Осторожный, разумный.
Сомневается, помогает, предостерегает.
Перекладывает трудности на мишку.
Практичный.

6. Работа с пословицами.

Коля и Миша разные по характеру, но они похожи тем, что умеют дружить. У вас на столах находятся горшочки, но в них спряталась не каша. Загляните в горшочки. Да, там пословицы. Объясните значение пословиц. Какой смысл заложил в них народ или какую мудрость хотел донести до нас народ.

  • Дружба – великая сила.
  • Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
  • Без беды друга не узнаешь.
  • Дружба любит дело.
  • Скатерть со стола - и дружба сплыла.
  • Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей.
  • Вода у друга лучше, чем у врага мёд.
  • За дружбу дружбой платят.
  • Две кошки в мешке дружбы не заведут.
  • Маленькая дружба лучше большой ссоры.
  • Друга на деньги не купишь. Друг – твоё зеркало.
  • Не в службу, а в дружбу.

Домашнее задание.

Обратите внимание: для домашней работы я вам предлагаю несколько вариантов заданий. Предоставляю вам возможность выбора. (Слайд с домашним заданием)

Ребята, к следующему уроку вам нужно подготовить пересказ понравившегося отрывка близко к тексту.

Найти и подготовить чтение по ролям самых смешных эпизодов.

Найти интересные пословицы о дружбе.

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.

САМООЦЕНИВАНИЕ

Пожалуйста, покажите свой выбор.