Факультативные курсы по русской литературе в школе. Возможности факультативных занятий по литературе. Цветовая, звуковая, графическая гамма стиха

Факультативные занятия по русс. лит. направлены на развитие интереса к предмету, формирование учебно-исследовательской деятельности и креативного мышления школьников, их духовного обогащение. Школьные программы основного курса не могут удовлетворить всё возрастающий поток информации, как в литературоведении, так и в смежных дисциплинах. Поэтому образовательные и воспитательные функции факультативов постоянно возрастают.

Факультативные курсы решают след. задачи:

Углубляют интерес учащихся к словесному искусству, знакомят их с более значительными явлениями в литературе, закономерностями литературного процесса;

Повышают уровень художественного восприятия литературных произведений в единстве логико-интеллектуального и эмоционального осмысления;

Учат рассматривать художественное произведение как межкультурный универсум, анализировать в контексте диалога культур и цивилизаций;

Развивают креативные способности и мышление, формируют художественный вкус.

Практика факультативов в школе даёт основание определить их содержательную и организационную структуру. Это, во-первых, дополн. материал к программным темам; во-вторых, спецсеминары, углубляющие тот или иной раздел основного курса; в-третьих, спецсеминары по межнациональным литературным связям; в-четвёртых, художественно-творческие факультативы (лит.-творческие семинары, практикумы по художественному переводу и др.).

Факультативы первого типа предполагают более углубленное ознакомление с творчеством выдающихся русских художников слова, представленных в основном курсе. В ряде случаев участники факультатива обращаются к художественному наследию тех авторов, имена которых в основной программе не названы и их произведения вообще не изучаются, или даются в обзоре.

Факультативы второго типа – спецкурсы – ориентированы на углубленное изучение какого-либо программного раздела. По своей структурно-содержательной направленности спецкурсы могут представлять собой: а) монографическое освещение жизни и творчества писателя; б) раскрытие специфики интерпритации и анализа худ. произведения в поликультурном образовательном пространстве; в) обзорное рассмотрение художественно-стилевых течений в русской поэзии ХХ1 века.

Факультативы третьего типа формируют представления об основных закономерностях литературного процесса 21 века.

Факультативы четвёртого типа способствуют развитию художественно-творческих потенций старшеклассников, совершенствуют восприятие литературных произведений.

Если ученики планируют дальнейшее обучение в гуманитарных факультетах, тогда целесообразны факультативы первого типа. Если возникает необходимость придать занятиям поисковый, исследовательский характер, максимально активизировать самостоятельную работу, тогда предпочтение нужно отдать факультативам второго и третьего типа. Факультативы, стимулирующие литературное творчество, результативны в гимназиях, лицеях, где школьники обладают художественными данными и стремятся проявить себя в сочинении стихов, очерков, рассказов и т.д.

Успех факультатива во многом обусловлен не только педагогически мотивированным выбором его содержания, но и обоснованными организационно-педагогическими решениями.

Факультативная группа формируется из числа учащихся одного класса или параллельных. В сельской местности, где недоступны практикумы в музеях, архивах, научно-исследовательских учреждениях, могут быть предложены семинары по основам теории и практике художественного перевода, сопоставительному анализу русских и национальных текстов, межнациональным литературным отношениям.

Если факультативные группы создаются в каждом из старших классов, становится целесообразной циклизация занятий. И здесь важно подчинить одной концепции все три года обучения в факультативном курсе по одной проблеме, которая будет дополняться новым литературным материалом из года в год. Это будет системный и целостный курс по изучению современной лит-ры, рассчитанный на 3 года обучения.

Методика факультатива “Современные тенденции развития русской литературы”

ВВЕДЕНИЕ.

1.Задачи и специфика факультативов.

2.Виды заданий на факультативных занятиях.

3.Факультатив в старших классах.

4. Формы учебного процесса на факультативных занятиях по литературе.

ГлаваII. Факультативный курс “Современные тенденции в развитии русской литературы”.

Тематический план факультатива “Современные тенденции в развитии русской литературы”.

Планы семинарских занятий факультатива.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С каждым годом в нашем обществе увеличиваются потребности в специалистах высокообразованных, поэтому и растут требования к качеству образования. Оно постепенно становится более узким, специализированным, увеличиваются объемы изучаемого материала. Появляется много специализированных средних учебных заведений, дающих уже в процессе получение среднего образования учащимся профессиональную, техническую или гуманитарную направленность. Это помогает человеку раньше определиться в жизни и все силы направить на получение знаний, впоследствии нужных. В учебных заведениях, имеющих узкую направленность, нужны соответствующие ей предметы, а также факультативные курсы. Последние расширяют кругозор учащихся, дают основы научной работы, помогают определиться в дальнейшей деятельности.

Мы считаем, что факультативный курс, нами предложенный, очень нужен в гуманитарных гимназиях, лицеях, специализированных школах. Его тема“Современные тенденции в развитии русской литературы” направлена, в основном, на рассмотрение эстетики русского постмодернизма. Авторы и произведения этой эстетики в последнее время становятся очень популярными, особенно В.Пелевин и его романы, Вен.Ерофеев, поэзия Д.А.Пригова и др.

Это явление сравнительно новое и еще мало изучено, нет общей теории по этому вопросу. Но, несмотря на это, велико влияние его художественных и философских принципов на литературу, искусство, мировоззрение. Постмодернизм способен воздействовать на юные умы неадекватно, поэтому необходимо знакомить учеников с этой новой тенденцией, к тому же обещающей оставить след в нашей культуре.

Школьные программы не учитывают этой важной тенденции.

Постмодернизм как явление и произведения, написанные в этой эстетике, не изучаются в школе. Отсюда возникает проблема : Каким образом можно познакомить учащихся с этим ярким явлением в литературе?

Данное исследование имеет целью : Разработать факультативный курс “Современные тенденции в развитии русской литературы” и методические рекомендации к нему.

Постмодернизм в литературе изучается немногими исследователями, в том числе В.Курицыным, М.Липовецким, В. Лавровым, А.Генисом и др. Проблема изучения постмодернизма в школе почти не разрабатывается.

Объектом нашего исследования будут особенности факультативного курса по литературе в старших классах.

Предметом : разработка факультатива по заданной теме.

Мы выдвигаем гипотезу : цели и задачи данного факультативного курса лучше всего будут выполнены в 11-х классах специализиро-

ванных учебных заведениях с гуманитарным уклоном.

Задачи исследования:

1. Определить особенности (задачи, умения, временные рамки, оценка учащихся) факультатива по литературе.

2. Выявить основные формы учебной деятельности на факультативном курсе.

3. Раскрыть особенности отбора содержания факультатива.

4. Разработать цели, задачи, тематический план факультативного курса “Современные тенденции в развитии русской литературе”.

5. Составить примерные конспекты нескольких занятий факультативного курса (на выбор).

Для решения данных задач были использованы следующие методы:

1)Изучение методической литературы.

2)Изучение критической литературы, касающейся темы курса.

Глава I. Факультативные занятия по литературе.

Факультативное изучение литературы начинается в 9 классе, когда интересы школьников уже определились, а их способность к самостоятельной интеллектуальной деятельности стремительно возрастает. Факультативные занятия ведутся по программам, утвержденным Министерством просвещения и служат дополнением к основному курсу литературы; они нужны для углубления знаний учащихся,развития их интересов и способностей; они содействуют профессиональной ориентации будущих работников литературы, учителей-словесников, библиотекарей, литературоведов, журналистов. Выпускники школы, учавствовавшие в факулитативном изучении литературы, в какой бы сфере ни работали, обычно сохраняют высокую читательскую активность и культуру.

Участие школьников в факультативах - дело добровольное как и во внеклассной работе.Перед каждым старшеклассником открывается возможность углубленно заниматься тем,что его влечет. В школах имеются факультативы по разным предметам, тот или иной выбирается в начале учебного года. Но выбор должен быть продуманным: факультативная группа (от 15 до 25 человек) сохраняется в течение всего учебного года. Занятия идут по расписанию, как и уроки(35 часов в год, одно занятие в неделю), ведется журнал занятий.

Работая с относительно небольшим числом заинтерисованных учеников, учитель в большей мере, чем на уроке,может осуществлять дифференцированный подход,подбирать задания в зависимости от склонностей и особенностей учеников.

Факультативные занятия предпологают высокий уровень творческой самостоятельности школьников. Здесь шире, чем на уроках, может быть применен исследовательский метод, который современная дидактика рассматривает как воспитательный в системе методов. Исследовательский характер работы зависит не только от формулировки задания, сколько от подхода ученика к работе: он опирается на сведения, добытые наукой, пользуется некоторыми приемами научного анализа, чтобы решать новые для него и его товарищей задачи. В этой работе возможны свежие наблюдения, имеющие интерес для науки: “художественное произведение неисчерпаемо, оно живет и меняется в сознании новых читательских поколений и никогда не может быть объяснено до конца. Но в условиях школы наиболее реально и общественно значимо то новое, что рождается в самом процессе увлеченного изучения литературы: творческая устремленность, читательская активность, научная пытливость школьников”. [ ;111]

Работа участников факультативных занятий оценивается несколько по-иному, чем на уроках: пятибальная система обычно не применяется, но признание подготовленного доклада или сообщения достойными того, чтобы повторить их в более широкой аудитории – на уроке, на вечере, одобрение и благодарность учителя и товарищей, удовлетворение самого ученика, радость самостоятельного, пусть скромного открытия – все это побуждает думать, искать, выполнять относительно сложные задания.

Как и на уроках, на факультативных занятиях основное внимание уделяется художественному произведению. Анализ текста, сопоставление его редакций, изучение творческой истории произведения, его жизнь на сцене и на экране, интерпретации литературных образов в книжной графике, живописи, скульптуре, музыке, в искусстве режиссера и актера – такого рода работа широко применяется на факультативных занятиях.

Факультативы создают благоприятные условия для того, чтобы школьники почувствовали общественную ценность учебного труда:

участники их, как правило, “Становятся творческим активом класса на уроках по основному курсу, инициативны и деятельны во внеклассной работе, являются ближайшими помощниками учителя и библиотекаря в пропаганде книги.” [ ;323]

В результате проведения факультатива у учеников формируются качества, помогающие изучению литературы на уроках и способствующие общению с искусством вне рамок школы. [ ;325]

1. Умение уловить основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств.

2. Умение оправдать содержанием литературного произведения смену эмоциональных мотивов в чтении.

3. Умение видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста.

4. Умение соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности.

6. Умение соотнести характер чтения со стилем писателя.

7. Умение выявить интерпретацию художественного текста, за интонациями услышать и понять концепцию прочитанного.

8. Умение услышать и передать своеобразие речи персонажа и авторской речи, и т.д.

На первом вступительном занятии учитель, знакомя школьников с программой факультатива, говорит об организации их работы.

Задания выстраиваются как бы по спирали: основные виды работы повторяются, но сложность их возрастает.

Дадим краткую характеристику типичных заданий (;8-9)

Работа с хронологической таблицей. ( от темы к теме повышается объем пояснений к датам, событиям, именам, названиям);

Выразительное чтение текста (при изучении драматических произведений вводится чтение по лицам, чтение с элементами инсценирования, элементы режиссерской работы; при изучении прозаических жанров – литературный монтаж; в итоговые занятия по темам включаются выступления концертного характера, конкурсы на лучшего исполнителя);

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6 г. Балтийска

«РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО

__________ Ухабина М. Г.

Протокол № 1

«СОГЛАСОВАНО»

Замдиректора по УВР

________ Назарова О. Н.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ СОШ №6

___________ Захаренко Л. А.

Приказ № 314


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса по литературе

«Анализ художественного текста»

педагога первой квалификационной категории

Казарлыги Елены Константиновны

для 9 «Б» общеобразовательного класса

Количество часов по учебному плану школы – 34 (1ч/нед)

2015-2016

Пояснительная записка

Программа факультативного курса «Анализ художественного текста» предназначена для обучения учащихся 9-х классов общеобразовательной школы; рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Цель курса:

Формирование умений творческого чтения и письма, анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по теории и истории литературы;

Развитие речи учащихся (умения строить высказывание, воспринимать семантику языковых единиц); развитие логического и образного мышления (умения анализировать, сравнивать, обобщать, начального умения интерпретировать текст); развитие исследовательских навыков и творческих способностей.

Воспитание интереса к художественному слову.

Задачи курса:

    формирование духовно богатой, высоконравственной творческой личности через приобщение учеников к глубине и красоте поэтических текстов русских поэтов 19-20 веков;

    развитие эмоционального восприятия художественного текста, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;

    формирование потребности в самостоятельном чтении и интерпретации поэтических текстов;

    развитие устной и письменной речи учащихся в процессе обучения творческому письму;

    развитие умения постигать содержание художественного произведения на различных уровнях через языковые средства создания литературных образов, впечатлений, ассоциаций;

    формирование навыка интерпретации теоретико-литературных понятий при анализе поэтического текста;

    развитие умения создавать собственные образцы творческого письма (мини-сочинения) по результатам восприятия, истолкования и оценки поэтического произведения;

    развивать потребность учеников к речевому самосовершенствованию.

Факультативный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов посвящён одной из ключевых задач литературного образования в школе - обучению творческому письму в процессе анализа художественного (поэтического) текста (в ходе работы с теоретико-литературными понятиями).

Курс ориентирован на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую для успешного овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов по литературе.

К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы рассчитан на несколько лет (с 5 по 9 кл.). Эпизодическая подача материала приводит к трудностям при анализе текстов и написании сочинений на литературоведческие темы. Необходимо научить школьников максимально полной интерпретации художественного текста и поддерживать их интерес к этому виду деятельности. Такие знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам в школе и вступительным в вузы гуманитарного направления.

Курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по литературе и русскому языку; даёт школьникам возможность освоить способы и приёмы анализа художественного текста, проверить свои способности в этой области и реализовать их в процессе создания творческой письменной работы.

Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по литературе. Поэтому данный факультативный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных литературоведческих знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по литературе и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

Предполагаемые результаты обучения: факультативный курс закладывает основы филологического взгляда на художественный текст, обеспечивает понимание художественного текста и помогает учащимся наиболее эффективно выразить свои мысли, чувства и ощущения по поводу прочитанного в устной и письменной форме

Данные навыки помогут воспитать читателей, способных к сопереживанию, разовьют потребность к речевому самосовершенствованию, научат чувствовать слово, выражать себя в слове, помогут овладеть школьникам богатыми ресурсами родного языка и научиться интерпретировать теоретико-литературные понятия при анализе поэтического текста. Программа элективного курса включает в себя:

    пояснительную записку;

    требования к уровню освоения содержания курса;

    тематический план курса;

    учебно-методическое обеспечение курса (список литературы для учащихся; список литературы для учителя; список стихотворений для анализа на занятиях).

Учебно-тематическое планирование

Количество занятий

Наименование разделов и тем

Основное содержание раздела

Основные понятия

Формы контроля

Мир художественного произведения.

Литература как вид искусства.

Устный опрос.

Виды анализа текста.

Лексико-семантический анализ. Лингвостилистический анализ. Анализ стихотворения в контексте творчества самого автора; национального литературного процесса; мирового литературного процесса

Лингвистика, лексика, семантика, поэтика, литературный процесс.

Устный опрос

Фонетика: связь звука, цвета, смысла. Звукопись.

Особенности звуковой организации художественного текста.

Звуки речи, ассонанс, аллитерация

Ритм художественного текста. Интонация. Стихи и проза.

Проза и поэзия как два вида словесного творчества, интонационное и ритмическое построение произведения.

Интонация, ритм,стихотворные размеры.

Устный опрос, практическая работа.

Лексика: сила слова. Изобразительные возможности слов. Лексика с точки зрения её происхождения и сферы употребления.

Изобразительные возможности лексики.

Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, фразеологизмы, неологизмы, архаизмы, историзмы, диалектизмы, заимствования.

Устный опрос, практическая работа, тесты.

Средства выразительности языка. Стилистические фигуры.

Риторические фигуры и тропы.

Инверсия, парцелляция, риторические обращение и вопрос, метафора, эпитет, метонимия, оксюморон, синекдоха, антитеза и др.

Устный опрос, практическая работа,тесты.

Изобразительные возможности словообразовательных и морфологических средств.

Художественное употребление словообразовательных и морфологических средств языка.

Корень слова, суффиксы, приставки, сложные слова.

Беседа, практикум.

Пространство и время в художественных произведениях.

Пространство и время в литературе.

Хронотоп.

Устный опрос.

Идейно-образный анализ текста.

Герой художественного произведения, проблематика.

Художественный образ

Сочинение

Роды и жанры литературы

Три рода литературы, жанры

Эпос, лирика, драма, роман, рассказ, стихотворение, комедия, трагедия, драма и др.

Устный опрос.

Проблема и тема художественного произведения, авторское решение проблемы.

Сочинение

Творческая мастерская

Зачётная (письменная) работа

Самостоятельная работа (анализ текста)

Творческий или исследовательский проект

Защита проекта

    К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками : Выявлять роль изобразительно-выразительных средств языка в произведениях разных жанров.

    Определять, вычленять и оценивать структуру текста; самостоятельно анализировать тексты, показывая индивидуальность писателя.

    Идти при лингвистическом анализе от гипотезы идейно-тематического содержания к конкретному анализу языковых средств и снова возвращаться к высказанной гипотезе.

    При анализе произведения на различных языковых уровнях (лексическом, фонетическом, комплексном и др.) отмечать обусловленность авторского отбора тех или иных языковых средств.

    Владеть специальной терминологией словесности; работать со словарями разных видов.

    Видеть и анализировать стилистические возможности языковых средств, средства художественной изобразительности.

    Понимать композицию как систему динамического развертывания словесных рядов в сложном словесно-художественном единстве.

    Уметь интерпретировать теоретико-литературные понятия при анализе поэтического текста.

    Анализировать форму и содержание исходного текста, ориентируясь на творческие задания к нему.

Создавать собственные образцы творческого письма (мини-сочинения) по результатам восприятия, истолкования и оценки поэтического произведения .

Схема анализа поэтического текста (работа с теоретико-литературными понятиями)

    Дата написания стихотворения.

    Реально-биографический и фактический комментарий.

    Жанровое своеобразие.

    Ведущая тема.

    Основная мысль.

    Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении, в их динамике и статике.

    Внешнее впечатление и внутренняя реакция на стихотворение.

    Преобладание личных и общественных интонаций.

    Построение стихотворения.

Сопоставление и развитие словесных образов:

    по сходству;

    по контрасту;

    по смежности;

    по ассоциации;

    по умозаключению.

Основные изобразительные средства : эпитет, иносказание, метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм.

Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: антитеза, инверсия, параллелизм, риторический вопрос, восклицание, обращение, перифраз.

Основные особенности ритмики:

    тонический, силлабо-тонический стих, «дольник», «свободный стих»;

    стих. размеры – ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, анапест, амфибрахий.

    Способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая).

    Рифма (мужская, женская, дактилическая; точная, неточная).

    Строфика (двустишье, трехстишье, катрен, пятистишье, октава, «онегинская строфа»).

    Эфрония (благозвучие) и звукопись (аллитерация и ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.

Требования к уровню освоения содержания курса

На занятиях данного элективного курса предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: творческие мастерские, лабораторные занятия, практикумы, уроки-размышления, уроки-семинары, диалог с текстом, цветовой эксперимент, погружение в текст и другие.

Практика показывает, что с большей пользой проходят уроки общения, на которых учащиеся высказывают свою точку зрения, спорят, доказывают, и творческие мастерские, где ребята могут попробовать себя в роли исследователя и творца. На таких занятиях каждый ученик может побывать в роли учителя и ученика и оценить свой опыт и ответ одноклассника.

В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который предоставляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изученный материал. В свою очередь, учитель может провести обучающие самостоятельные работы, которые позволят оценить уровень усвоения изученного материала.

    Формой итогового контроля может стать обучающая самостоятельная работа, собеседование, творческая работа или защита проекта учащегося по теме курса.

Учебно-методическое обеспечение курса

Литература для учащихся

    1. Беленький Г.И., Хренова О.М. Читаем, думаем, спорим: Книга для самостоятельной работы учащихся по литературе. 8 класс. - М.: Просвещение, 1995.

    2. Граник Г.Г., Шаповал Л.А. и др. Литература. Учимся понимать художественный текст: Задачник-практикум. 8-11 классы. – М.: «Образование от А до Я», 1999.

    3. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим. Вопросы и задания по литературе: Учебное пособие по литературе для учащихся 7 класса. - М.: Просвещение, 1996.

    4. Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы. - М.: Просвещение, 1997.

    5. Фогельсон И.А. Литература учит. 9 класс: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1990.

    6. Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст. 5-9 классы: Педагогический практикум. - М.: «Первое сентября», 2002.

Литература для учителя

    1. Альбеткова Р.И. Интерпретация художественного произведения. // Русский язык и литература для школьников. - 2002.- №2; 2003.- №1-4.

    2. Альбеткова Р.И. От слова – к словесности. Проблемы и размышления. // Русская словесность.- 2002.- №4.- С.

    3. Анализ художественного произведения. Художественное произведение в контексте творчества писателя: Пособие для учителя.// Под ред. М.Л.Семановой.- М.: Просвещение, 1987.

    4. Антонова Е.С. «Тайна текста» и секреты методики. // Русский язык в школе. -2002.- №2.- С.3.

    5. Каганович С.Л. Новые подходы к школьному анализу поэтического текста. // Литература: Приложение к газете «Первое сентября».- 2004.- №6.- С.2-6.

    6. Перепелкина Н.А. Работа над образными средствами языка на уроках грамматики. // Русский язык в школе.- 1999.- №4.- С.26.

    7. Шафранская Э.Ф. Работаем со стихотворным текстом. // Русский язык и литература для школьников.- 2002.- №1, 2; 2003.- №1-3.

    8. Шафранская Э.Ф. Анализ лирического текста. В помощь учителю и ученику. // Русская словесность.- 2002.- №3.- С.38-43.

Аккольская средняя школа

календарно-тематический план факультатива

«Природа в литературе»

Учитель русского языка и литературы Айталиева Зульфия Сарсембаевна

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих способностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.

Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Потребность в общении с книгой может сложиться лишь при широком и умело направленном знакомстве с литературой и другими видами искусства родной страны и мира., постоянном внимании в эмоциональному восприятию учениками текста, к их раздумью над поставленными автором проблемами.

Реальность современного мира такова, что приходится констатировать беспрестанно снижающийся интерес к поэзии во всем мире. Чтобы понимать и любить поэзию, человек должен остановиться в повседневной круговерти, задуматься о смысле всего сущего, вслушаться в музыку слов, выражающую чувства другого человека. Поэтому считаю целесообразным для пяти- и восьмиклассников начать знакомство с изображениями природы в литературе с наиболее привычных им форм – произведений поэтов 19 века о природе. Многие из этих стихотворений уже знакомы ученикам, поэтому есть возможность использовать в качестве момента успеха радость узнавания.

Работа со стихотворными текстами не ограничивается чтением, анализом, поиском изобразительно-выразительных средств. Практическая направленность деятельности, несомненно, заинтересует не только традиционных ценителей поэзии – девочек, но и мальчикам позволит проявить свои таланты. Не секрет, что именно мальчики более склонны к самостоятельному художественному творчеству, в то время как девочки предпочитают действовать по готовому образцу.

В процессе деятельности кружковцам придется отбирать стихотворения для выпуска литературно-художественного сборника, аргументируя свой выбор, иллюстрировать их, учиться выразительно читать стихотворения, выступать перед публикой.

Программа рассчитана на детей среднего школьного возраста (5-8 класс)

Цели и задачи кружка

    Обучение учащихся приемам и навыкам работы с поэтическим текстом, умению элементарного анализа текста, видению средств выразительности поэтического языка.

    Развитие у детей чувства прекрасного; умения видеть картины природы, нарисованные мастерами поэтического слова и иллюстрировать эти картины устно и на бумаге.

    Обучение учащихся выразительному чтению стихотворений, рисующих картины родной природы; первоначальное знакомство с мастерством художественного слова.

    Воспитание любви к родной природе через осмысление поэтической строки.

Дети, работающие по данной программе, к концу первого года обучения должны знать:

    Основные изобразительно-выразительные средства языка, предусмотренные для изучения программой по литературе для 5-8классов (эпитет, метафору, сравнение, гиперболу, литоту, олицетворение)

    Поэтов XIX века, которые писали о природе

    Стихотворные размеры, виды рифм, предусмотренные для изучения программой по литературе

уметь:

    Выделять в тексте основные изобразительно-выразительные средства языка, предусмотренные для изучения программой по литературе для 5-8 классов (эпитет, метафору, сравнение, гиперболу, литоту, олицетворение)

    Иллюстрировать поэтические произведения, чувствуя настроение, переданное поэтом

    Определять стихотворные размеры, виды рифм, предусмотренные для изучения программой по литературе

    Создавать собственные стихотворные произведения заданной тематики, опираясь на знания теории литературы

Новизна заключается в следующем:

данная программа создает новые условия деятельности учителей и учащихся и представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения.

Материалы и инструменты: стихи русских поэтов XIX века о природе; материалы для иллюстрирования журналов: краски, фломастеры и т.д.

Документация: журнал, план

Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено на заседании

Директор зам.директора по М\О:

воспитательной работе Ф.И.руководителя М\О

Халменова Н.Х. Молдагалиева Э.З. Турахбаева Э.Т.

п/п

Тема занятия

Дата

Теоретическое

Практическое

Форма работы

1-2

Осень в лирике русских поэтов. Пейзажная лирика..

Устное словесное рисование картин природы. Средства выразительности языка при изображении картин природы

Осень в лирике А.С.Пушкина.

Работа со стихотворениями А.С.Пушкина: чтение стихотворений, выбор подходящих по тематике, анализ стихотворений, особенностей изображения осени у Пушкина.

4-5

Осень в лирике русских поэтов.

6-7

Осень в лирике казахских поэтов.

Подбор стихотворений для журнала

Выпуск журнала “Осень в лирике русских и казахских поэтов”

Работа над журналом

Литературные чтения “Провожаем нашу осень”

11-12

Зима в лирике казахских поэтов.

Проба пера.

Пишем стихотворения о природе

14-15

Зима в лирике русских поэтов.

Знакомство с русскими поэтами. Выразительное чтение.

16-17

Зима в лирике русских и казахских поэтов.

Выпуск журнала “Зима в лирике русских и казахских поэтов”.

Работа над журналом

Зимние забавы в лирике.

Подготовка к литературным чтениям..

Заучивание наизусть и отработка выразительного чтения стихотворных произведений

Литературные чтения “Зиму провожаем – весну встречаем”.

Выразительное чтение наизусть

22-23

Весна в лирике казахских поэтов.

Устное словесное рисование картин природы. Средства выразительности языка при изображении картин природы.

Проба пера.

Иллюстрирование стихотворений.

Работа по иллюстрации

Средства выразительности языка при изображении картин природы.

Словесное описание

27-28

Проба пера.

Пишем стихотворения о природе.

Весна в лирике русских поэтов.

Знакомство с русскими поэтами. Выразительное чтение.

Весна в лирике русских и казахских поэтов.

Подбор стихотворений для журнала.

Выпуск журнала “Весна в лирике русских и казахских поэтов”.

Работа над журналом

Подготовка к литературным чтениям.

Заучивание наизусть и отработка выразительного чтения стихотворных произведений.

Литературные чтения “Встречаем лето”.

Выразительное чтение наизусть

Творческий отчет о проделанной работе.

Отчет

Пояснительная записка .

В связи с тем, что современное общество нуждается в грамотных, творчески мыслящих людях, а предметы гуманитарного цикла позволяют личности развиваться, является необходимостью всестороннее изучение литературы, итогом которого в 11 классе станет единый государственный экзамен.

Цель данного курса

Осуществить комплексную подготовку учащихся к успешной сдаче ЕГЭ

Задачи курса

  • Повторить основные литературоведческие термины
  • Подготовить учащихся к написанию творческой работы

Курс имеет практическую направленность, поскольку основное время отдается работе с контрольно-измерительными материалами.

За основу курса взяты кодификатор и спецификация по литературе 2010 года.

Курс предполагает работу в 10-11 классе и рассчитан на 72 часа, однако может быть предложен только 11 классу и сжат до 36 часов.

Итогом обучения должно стать успешное прохождение выпускником ЕГЭ по литературе.

В процессе обучения учащиеся приобретут следующие знания и навыки :

  • восприятие и анализ художественного текста в его жанрово-родовой специфике;
  • выделение смысловых частей художественного текста;
  • выделение и формулирование темы идеи проблемы произведения.

Учащиеся должны уметь:

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств в произведении;
  • сопоставлять литературные факты и явления;
  • выделять авторскую позицию в произведении;
  • выражать своё отношение к прочитанному в форме письменного высказывания на литературную тему.

Художественная литература как искусство слова.

Дать определение литературе.

Устное народное творчество и литература.

Жанры устного народного творчества.

Художественный образ. Художественное время и пространство .

Художественный вымысел. Фантастика.

Историко-литературный процесс.

Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Постмодернизм.

Литературные роды.

Эпос, лирика, драма.

Жанры литературы.

Роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма. Песня.

Терминология

Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет, пейзаж. "Вечные темы" и "вечные образы" в литературе. Пафос. Фабула.

Речевая характеристика героя.

Диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ.

Деталь.

Символ. Подтекст.

Психологизм .

Народность. Историзм.

Трагическое и комическое .

Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

Язык художественного произведения.

Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория. Звукопись: аллитерация, ассонанс.

Стиль.

Проза и поэзия.

Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.

Литературная критика.

Из древнерусской литературы

«Слово о полку Игореве».

Из литературы XVIII века

Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль». Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник».

Из литературы первой половины XIX века

В.А. Жуковский. Стихотворение «Море». Баллада «Светлана».

А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума».

А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд...», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» «Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк»,

«Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»,«Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» IX.«И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил…».

Повесть «Капитанская дочка». Поэма «Медный всадник». Роман «Евгений Онегин».

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу...».

«Песня про купца Калашникова». Поэма «Мцыри». Роман «Герой нашего времени».

Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор». Повесть «Шинель». Поэма «Мертвые души».

Из литературы второй половины XIX века

А.Н. Островский. Пьеса «Гроза».

И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».

Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), «Природа – сфинкс. И тем она верней...».

А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».

И.А. Гончаров. Роман «Обломов».

Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! Я у двери гроба…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь». «История одного города»

Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».

Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».

Н.С. Лесков

Из литературы конца XIX – начала XX веков

А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон». Пьеса «Вишневый сад».

И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».

Из литературы первой половины XX века

М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Пьеса «На дне».

А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…». Поэма «Двенадцать».

В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах».

С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...».

М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов - как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»).

О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…».

А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество». Поэма «Реквием».

М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон». Рассказ «Судьба человека».

М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» Роман «Мастер и Маргарита»

А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…»,

«Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…». Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два бойца», «Поединок», «Смерть и воин»).

Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..»,

«Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных - тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль». Роман «Доктор Живаго»

А.П. Платонов

А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор». Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Из литературы второй половины ХХ века

Проза второй половины XX века. Ф.А.Абрамов, Ч.Т.Айтматов, В.П.Астафьев, В.И.Белов, А.Г.Битов, В.В.Быков, В.С.Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л.Кондратьев, В.П.Некрасов, Е.И.Носов, В.Г.Распутин, В.Ф.Тендряков, Ю.В.Трифонов.

Поэзия второй половины XX века. Б.А.Ахмадулина, И.А.Бродский, А.А.Вознесенский, В.С.Высоцкий, Е.А.Евтушенко, Н.А.Заболоцкий, Ю.П.Кузнецов, Л.Н.Мартынов, Б.Ш.Окуджава, Н.М.Рубцов, Д.С.Самойлов, Б.А.Слуцкий, В.Н.Соколов, В.А.Солоухин, А.А.Тарковский

Драматургия второй половины ХХ века.

А.Н.Арбузов, А.В.Вампилов, А.М.Володин, В.С.Розов, М.М.Рощин

Тематическое планирование