«Проблема внешней и внутренней красоты в творчестве Н. Заболоцкого (анализ стихотворений «О красоте человеческих лиц», «Некрасивая девочка», «Старая актриса»). Cочинение «Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц

Имя Николая Заболоцкого связывают с реалистической традицией в литературе, которую развивали поэты, входящие в группу «Объединения Реального Искусства». Годы работы были посвящены «Детгизу», издательству, выпускающему произведения для детей, а Заболоцкий ко всему прочему имел педагогическое образование. Именно поэтому многие его стихи могут быть адресованы и отлично поняты детьми и подростками, при этом они не содержат скучной дидактичности и отвечают на первые философские вопросы, волнующие юных читателей.

Стихотворение «О красоте человеческих лиц» появилось в завершении писательской деятельности Николая Заболоцкого - в 1955 году. Был период «оттепели», Заболоцкий испытывал творческий подъем. Многие строки, которые у всех на устах, родились именно в это время - «Некрасивая девочка», «Не позволяй душе лениться», многие объединены общей проблематикой.

Главная тема стихотворения

Главная тема стихотворения - мысль о том, что жизненный путь, черты характера, привычки и наклонности - все это буквально пишется на лице человека. Лицо не обманывает, и рассказывает всё человеку, способному логически мыслить и анализировать, составляя не только внешний, но и внутренний портрет. Умение составлять такие портреты, читая судьбу собеседника, словно книгу, называется физиогномикой. Так, для наблюдательного физиогномиста один человек предстанет вычурно-прекрасным, но пустым внутри, другой может оказаться скромным, но содержать в себе целый мир. Еще люди похожи на здания, ведь каждый человек «строит» свою жизнь, и у каждого получается по-разному - либо роскошный замок, либо ветхая лачуга. Окна в построенных нами зданиях - это наши глаза, по которым можно прочесть внутреннюю жизнь - наши мысли, намерения, мечты, наш интеллект.

Заболоцкий и рисует эти несколько образов-зданий, прибегая к развернутым метафорам:

Совершенно ясно, что самому автору по душе такие открытия - когда в «маленькой хижине» обнаруживается настоящий клад положительных человеческих качеств, талантов. Такую «хижину» можно открывать снова и снова, и она будет радовать своей разносторонностью. Такая «хижина» внешне неприметна, но опытному человеку, умеющему читать лица, может посчастливиться встретить такого человека.

Автор прибегает к приемам развернутой метафоры и антитезы («порталы» противопоставлены «жалким лачугам», высокомерные «башни» небольшим, но уютным «хижинам»). Противопоставляются величие и приземленность, талант и пустота, теплый свет и холодная темнота.

Структурный анализ стихотворения

Среди стилистических средств художественной изобразительности, выбранных автором, также можно отметить анафору (единоначатие строк «Есть..» и «Где…»). С помощью анафоры раскрытие образов организуется по единой схеме.

Композиционно стихотворение содержит нарастающую эмоциональность, переходящую в торжество («Поистине мир и велик и чудесен!»). Авторская позиция в финале выражена восторженным осознанием того, что людей великих и чудесных в мире немало. Нужно лишь их отыскать.

Стихотворение написано в размере четырехстопного амфибрахия, содержит 4 катрена. Рифма параллельная, женская, по преимуществу точная.

«О красоте человеческих лиц»


В стихотворении «О красоте человеческих лиц» II.Л. Заболоцкий выступает мастером психологического портрета. Разные человеческие лица, описанные им в этом произведении, соответствуют различным типам характеров. Сквозь внешний настрой и эмоциональное выражение лица Н.А. Заболоцкий стремится заглянуть в душу человека, увидеть его внутреннюю сущность. Поэт сравнивает лица с домами: одни - пышные порталы, другие - жалкие лачуги. Прием контраста помогает автору рельефней очертить различия между людьми. Одни - возвышенные и целеустремленные, наполненные жизненными планами, другие - убогие и жалкие, а иные вообще выглядят отстраненно: все в себе, закрыты для окружающих.

Среди множества разных лиц-домов Н.А. Заболоцкий находит одну неказистую, небогатую хижину. Но из ее окошка струится «дыханье весеннего дня».

Стихотворение заканчивается оптимистическим финалом: «Есть лица - подобья ликующих песен. Из этих, как солнце сияющих нот Составлена песня небесных высот».

Метафора «песня небесных высот» символизирует высокий духовный уровень развития. Н.А. Заболоцкий использует в стихотворении перечислительную интонацию, прием контраста («великое чудится в малом»), обилие колоритных эпитетов («пышные порталы», «жалкие лачуги», «холодные, мертвые лица» и т.д.), сравнения («ноты, сияющие, как солнце», «лица, как башни, в которых никто не живет», «лица, закрытые решетками, словно темница»).

Легко запоминается и создает светлое, радостное настроение поэтичный образ «дыханья весеннего дня». Это дыхание струится, напоминая неиссякаемый поток положительной энергии, которую автор дарит людям.

Занятия 3-4. Изобретение идей. Тренинг топосов

К 3 занятию выполняются задания по первым 7-ми топосам, к 4 – по следующим 7-ми топосам.

Самое трудное в речи – найти что сказать. Этот вопрос висит дамокловым мечом над многими риторами, не знающими, как найти тему и развернуть тезис, развить содержание речи.

Что же необходимо для того, чтобы решить, о чем нужно говорить? Какие идеи извлечь из памяти? Нахождение темы, формулировка тезиса, доказательство и распространение тезиса – вот основные моменты в действиях ритора как создателя речи.

Основные способы создания речи известны в риторике под именем топосов – «мест» или «хранилищ» (лат. topos – место) идей, доказательств, с которыми должны согласиться слушатели речи. Топосы называются также общими местами , поскольку они содержат общие нравственные и философские положения, которые считаются общепринятыми в данном социуме. Задача ритора – предложить общие места в новой, стилистически привлекательной форме для данной аудитории.

Топосы могут быть также рассмотрены как способы развития замысла и создания содержания речи, своеобразные смысловые модели, знание которых подсказывает, как развернуть предложенный тезис (более подробно см. в учебнике «Риторика. Вводный курс… глава 6. Изобретение идей).

Состав топосов минимализирован в учебных целях. Предлагаемая классификация включает следующие топосы:

1) определение,

2) целое – части,

3) род – вид,

4) свойства – качества – характеристика,

5) сравнение,

6) противоположность (антитеза),

8) причина – следствие,

9) условие,

10) уступление,

13) пример,

14) свидетельство.

Топос определение.

Общая модель: что есть что; кто есть кто . Определение предмета может включать его описание (экспликацию), сделанное в разных формах. Действенность всякого определения зависит от его 1) правильности и истинности, соответствия природе вещи; 2) новизны, креативности определения для данной аудитории (нет ничего скучнее банальных истин); 3) эстетической привлекательности словесной «одежды» данного определения, в одних случая требующей краткости и мобильности, в других распространенности и украшенности.

В тренинге необходимо восходить от общепринятых определений, которые имеются, например, в словарных дефинициях, к оригинальным , метафорическим , содержащим новый взгляд на предмет, рождающий своеобразное осмысление объекта. Ср.:

Представим, что тема предстоящей речи связана с музыкой. Ритор ставит вопрос: что есть музыка ?

Общепринятое определение:

ü Музыка – искусство, в котором переживания, чувства и идеи выражаются ритмически и интонационно организованными звуками [Ожегов 1987: 313].

Метафорические (контекстуальные) определения:

ü Музыка – источник радости мудрых людей… (Сюнь-цзы)

ü Музыка – единственное искусство, проникающее в сердце человека так глубоко, что может изображать переживания этих душ. (Стендаль)

ü Есть минуты, в которые вполне чувствуешь недостаток земного языка, хотел бы высказаться какою-то гармониею, музыкой. Музыка – невещественная дочь вещественных звуков, она одна может перенести трепет одной души в другую, перелить сладостное, безотчетное томление… (А.И.Герцен)

В сущности, и тот, и другой тип определения могут использоваться в создании речи, но если в первом типе предлагается общеизвестое, близкое к научному общепризнанноое мнение, то второй тип суждения претендует на творческое переосмысление предмета речи, имеет явно креативную задачу высказывания нового оригинального взгляда на предмет.

Некоторые тексты целиком строятся на одних определениях. Таковы рассуждения о России писателя Всеволода Иванова в письме Николаю Рериху в 1925 году. Оцените их метафоричность, распространенность, украшенность и решите сами, не слишком ли писатель-ритор увлекся стилистическими красотами:

«Россия не только государство. Она … океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега, не засверкала еще в отточенных и ограненных понятиях, в своем своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. Она вся в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных органических возможностях.

Россия – это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих крыльев Запад и Восток.

Россия – это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия – меховая щетина бесконечных лугов, ветреных и цветущих.

Россия – это бесконечные снега, над которыми поют серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными веснами выходят темные фиалки, синие подснежники.

Россия – страна развертывающегося индустриализма, нового, невиданного на земле типа… Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые до времени таятся в ее глухих недрах.

Россия – не единая раса, и в этом ее сила. Россия – это объединение рас, объединение народов, говорящих на ста сорока языках, это – свободная соборность, единство в разности, полихромия, полифония…

Россия – могучий хрустальный водопад, дугою вьющийся из бездны времен в бездну времен, неохваченный доселе морозом узкого опыта, сверкающий на солнце радугами сознания…

Россия грандиозна. Неповторима. Россия – полярна. Россия – мессия новых времен…»

Задание 1. Дайте не менее трех определений следующим понятиям по модели «что есть что?» или по образцу приведенного выше текста:

Понятие (тема) : бодрость

Тезис : Что бы ни случилось, не теряй бодрости (Л.Н.Толстой).

Обоснование тезиса :

Ведь бодрость – это ……………………,

бодрость – это …………………..,

бодрость – это ……………………

Понятие(тема) :

Дерзновение

Смелость

Интеллигентность

Образование

Комментарий: Всякое определение делается через возведение слова к общеродовому понятию (например, дружба – это чувство …; риторика – наука …; Москва – город …), которое затем требует индивидуальной конкретизации. Например:

Дружба – это чувство приязни и симпатии друг к другу,

дружба – забота (требуется сказать какая?) мягкая, ненавязчивая, предполагающая внимательность, тактичность и решительную готовность помочь другу;

наконец, дружба – это состояние души , которая постоянно и с готовностью возвращается в своих мыслях к тому, с кем дружишь.

Задание 2 . Напишите краткое сочинение «Что такое вдохновение?», и произнесите (прочитайте) его перед слушателями. Затем сопоставьте ваш текст с определениями и описаниями некоторых русских писателей и поэтов.

Вдохновение – это строгое рабочее состояние человека.

Вдохновение – как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок и недомолвок.

Вдохновение входит в нас как сияющее летнее утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. Оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой.

Каждый человек хотя бы несколько раз за свою жизнь пережил состояние вдохновения – душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы.

(К.Г. Паустовский)

А что такое вдохновенье?

Так…Неожиданно, слегка

Сияющее дуновенье

Божественного ветерка.

Над кипарисом в сонном парке

Взмахнет крылами Азраил –

И Тютчев пишет без помарки:

“Оратор римский говорил…”

(Георгий Иванов)

2. Топос целое – части. Топос определения целостного предмета часто переходит в описание частей предмета или явления. Большинство объектов нашего внимания могут быть представлены как целое, а затем рассмотрено по частям. Рассмотрение по частям – традиционный прием построения многих текстов: как научных рассуждений, деловых описаний, так и художественных рассказов.

Напомним, как писал о топосе целое – части Н.Ф.Кошанский:

«Ц е л о е. Все в мире состоит из частей, а части все вместе составляют целое. Если предмет ваш есть часть какого-нибудь целого, то можете начать рассуждением о целом. Например:

Вы хотите говорить о Москве, скажите ж прежде что-нибудь о России. – Хотите описывать беседку, пруд – обратите же взор наш сперва на целый сад.

Ч а с т и. – один из прекрасных и обильнейших источников. Ваш предмет есть целое, разделите его на части – и сколько мыслей!»

Эти законы распространяются на большинство ситуаций современной речевой жизни. Всякое обращение к коллективу предполагает затрагивание деятельности каждого или большинства работающих или учащихся в нем, разных областей деятельности, по которым восстанавливается картина целого. Всякая презентация предприятия (института, завода, компании) использует топос целое – части , поскольку требуется говорить о разных подразделениях, составляющих данной учреждение. Всякая политическая компания обращается к разным слоям населения, точнее его частям: молодежи, пенсионерам, военным, учителям. Всякий учебник иностранного языка использует топ целое – части , когда говорится об описании комнаты, города, частей тела человека. Примеры могут быть продолжены.

Задание 3 . Выберите объект (тему), а затем опишите его вначале как целое, а затем – по частям (разделам). Например:

Наш университет (институт, фирма)

Наш факультет

Моя улица

Дом, в котором я живу

Портрет идеального (не идеального, далеко не идеального) студента

3. Топос род – вид. Данный топос позволяет развивать мысль исходя из видовых характеристик предмета речи. Каждый предмет рассуждения может быть возведен к определенному роду и разделен в свою очередь на виды. Таким образом, замысел речи может состоять в том, чтобы основной предмет рассуждения возвести к родовому понятию, а затем рассматривать его виды. Например, если пишется научное сочинение о поэзии , то вначале поэзия сама определяется как вид литературного творчества (словесного искусства), а затем рассматриваются различные виды поэзии: эпос, лирика, драма (классическое деление); поэзия различных эпох (античная поэзия, поэзия Средневековья или Эпохи Возрождения, поэзия классицизма и т.д.).

В классической риторике отмечается, что всякое определение предмета выстраивается как восходящее к определенному роду , затем показываются его видовые, индивидуальные характеристики. Например:

Риторика есть искусство (или наука)… – это возведение темы к роду.

Затем дается видовая характеристика: Риторика есть искусство (или наука) хорошо говорить.

Задание 4. Вначале потренируйтесь в составлении родов и видов от разных предметов речи:

Виды мебели : Стул стол кресло диван шкаф тумба ковер

Виды стола по форме : четырехугольный, треугольный, круглый и т.д.

Виды стола по материалу : дубовый, березовый, пластмассовый, металлический;

Виды стола по покрытию : лакированный, крашенный, покрытый морилкой, просто деревянный;

Виды стола по функциям : обеденный, столовый, журнальный, гостиный.

Задание 5 . Постройте родо-видовые классификации следующих понятий (можете выбрать самостоятельное понятие):

Футболист

Компьютер

4. Топос свойства – качества - характеристика. Практическое описание свойств или качеств предполагает ответ на вопрос: каков этот объект? В таком случае дается качественная характеристика, обычно осуществляемая качественными прилагательными, точными эпитетами и т.д. Так, говоря о человеке или его речи, мы не можем не называть его качеств, свойств. В классической риторике описываются свойства прекрасного в человеке (по Аристотелю): справедливость, мудрость, бескорыстие, великодушие и т.д.; описания добродетелей и пороков (по М.В.Ломоносову, «жизненных свойств» человека): мудрость – безумие, благочестие – нечестие, воздержание – роскошь [более подробно см.: Часть 1, с. 102-103] Анализируя образ ритора и ораторские нравы, приходится задумываться над тем, каким качествами должен обладать образцовый ритор.

Задание 6 . Лексическая игра «Угадайте Ваш характер»

Эта игра задумывалась как лексическая игра-поздравление к одному из праздников. В ней записаны 130 женских качеств. Предполагается, что если вы назовете три цифры (например, 32, 69 и 112), то таинственным образом обнаружится ваш характер. Как правило, это так и случается, потому что в празднично-поздравительном пожелании существует элемент магического действия, когда пожелание имеет таинственную силу внушения именно тех качеств, которые вам называются. Во всяком случае, так всегда кажется, когда на занятии играют в эту игру.

Итак, играйте и - угадывайте!

Для этого назовите три цифры от 1 до 130:

1. великолепная 2. замечательная 3. чудесная 4. удивительная 5. изумительная 6. ослепительная 7. прелестная 8. бесподобная 9. просто гениальная 10. сногсшибательная 11. очаровательная 12. обаятельная 13. миловидная 14. прекрасная 15. привлекательная 16. добрая 17. нежная 18. сердечная 19. заботливая 20. слегка сентиментальная 21. решительная 22. энергичная 23. необыкновенно милая 24. чуть кокетливая 25. очень способная 26. смышленая 27. сообразительная 28. талантливая 29. ну просто умница 30. изобретательная 31. остроумная 32. веселая 33. добродушная 34. добросердечная 35. доброжелательная 36. ну просто славная 37. хлопотливая 38. чуткая 39. мягкая 40. обходительная 41. покладистая 42. внутренне светлая 43. самостоятельная 44. благовоспитанная 45. добросовестная 46. красноречивая 47. мечтательная 48. общительная 49. спокойная 50. сладкоречивая 51. огневая 52. боевая 53. пламенная 54. пылкая 55. зажигательная 56. бойкая 57. неугасаемая 58. неунывающая 59. неутомимая 60. независимая 61. незаменимая 62. непритязательная 63. необыкновенная 64. очень даже оригинальная 65. загадочная 66. таинственная 67. дерзновенная 68. спокойная 69. выдержанная 70. хладнокровная 71. рассудительная 72. хитроумная 73. проницательная 74. мудрая 75. любознательная 76. кроткая 77. мудрая и скромная 78. благоразумная 79. поразительная 80. работоспособная 81. трудолюбивая 82. целеустремленная 83. удачливая 84. везучая 85. здравомыслящая 86. предусмотрительная 87. понятливая 88. находчивая 89. великодушная 90. душевно щедрая 91. терпеливая 92. задорная 93. ловкая 94. чуть робкая 95. чуть застенчивая 96. немного чувствительная 97. вдохновенная и вдохновляющая 98. безупречная 99. безукоризненная 100. абсолютно идеальная 101. любезная 102. дружелюбная 103. благорасположенная 104. утонченная 105. элегантная 106. любопытная 107. воздушная 108. внимательная 109. отзывчивая 110. любвеобильная 111. мягкосердечная 112. простосердечная 113. бескомпромиссная 114. миролюбивая 115. учтивая 116. тактичная 117. сострадательная 118. старательная 119. жизнедеятельная 120. по-женски беспечная 121. деловая 122. слегка легкомысленная 123. но строгая 124. требовательная 125. незлопамятная 126. снисходительная 127. пытливая 128. все-е понимающая 129. гуманная 130. не женщина, а клад!

Задание 7 . Для формирования богатой литературной речи полезно тренировать себя в подборе синонимов и антонимов. Этот процесс осложняется многозначностью русского слова. Потренируйтесь в написании синонимов и антонимов к приведенным выше прилагательным (кто больше?). Насколько разной получится картина у разных людей?

Например:

Честный

Талантливый

Задание 8. Какими качествами применительно к профессии должны обладать:

· деловой человек (предприниматель),

· политик,

· журналист,

· юрист (адвокат, прокурор),

· преподаватель?

Назвав качества, попробуйте дать им определения и описать их.

5. Топос сравнение. Одним из ярких способов развить мысль о предмете является сопоставление (сравнение) его с другим предметом. Существуют три принципиальные возможности сопоставления (сравнения) и соответственно три топа: 1) уподобление (сходство, сравнение одинаковых свойств); 2) противопоставление ; 3) количество (большее или меньшее). Логико-мыслительная операция сравнения состоит в том, чтобы выделить некоторые сходные черты двух объектов и либо уподобить их, либо противопоставить, либо сказать о большем / меньшем по какому-либо признаку. Творческая задача в операции сравнения состоит в том, чтобы найти сходные, похожие черты объектов.

В сущности можно сравнивать «все со всем». Например, человека можно уподобить большинству предметов внешнего мира и ограничением в данном случае может быть лишь уместная мера фантазии и воображения.

Самый простой способ сопоставления (сравнения) предметов – нахождение сходства одинаковых предметов по какому-то признаку (человека сравнивают с человеком, сегодняшний день – с днем вчерашним и т.д.) – таково, по Н.Ф.Кошанскому, сравнение . Следующий ход мысли – уподобление данного предмета предмету иного рода. Например, с кем или чем можно сравнить человека (вообще или конкретную личность)? С цветком, с животным, с птицей, с машиной, с материалом (он – «вода», «огонь», «железо», «сталь») – потенциально человека можно уподобить чему-угодно… Таково, по Н.Ф.Кошанскому, подобие .

Задание 9. Напишите по несколько сравнений к каждому слову (кто больше)? Начните с традиционных сравнений, а затем «разгоняйтесь мыслию» и начинайте искать сравнения необычные, но уместные и остроумные. Прочитайте и сопоставьте ваши сравнения с тем, что написали ваши коллеги.

Красивый как…

Сильный как …

Трусливый как …

Смелый как …

Пример: красивый (будьте снисходительны, ибо у каждого свой идеал красоты!)

Красив как Аполлон, как дэнди лондонский, как дон Жуан, как павлин, как утреннее солнышко…

Красива как зоренька, как маков цвет, как …

Задание 10 . В риторике часто ищутся неожиданные сравнения. Поищите и вы такие сравнения для описания частей лица.

Глаза – как (словно) яблоки, круги, шары, арбузы, море, небо и т.д.

Голова …

Задание 11. И все-таки поиск сравнений вне текста всегда затруднителен. Это только упражнение для тренировки, подготовка к бою. А «настоящий бой» начинается в конкретном тексте, когда необходимо реально сочинить, создать, изобрести. Впрочем, мы знаем, что тогда часто сравнения приходят как бы сами. Что ж понаблюдаем, какие стихи-сравнения пишутся, например, о глазах. Понаблюдайте, а затем напишите сами.

Итак, выделите и проанализируйте сравнения частей лица в произведениях писателей и поэтов. Например:

Глаза словно неба осеннего свод,

И нет в этом небе огня,

И давит меня это небо и днем –

Вот так она любит меня…

(Б.Окуджава)

…Ее глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач;

Ее глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач…

(Н.А.Заболоцкий. 1953)

О красоте человеческих лиц

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое видится в малом.

Есть лица – подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Другие – как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижинку знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица – подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

(Н.А.Заболоцкий. 1955)

Проанализируйте последнее стихотворение. Обратите внимание на то, как выстроены противопоставления (антитезы – следующий топос), как к завершению стихотворения происходит нарастание смысла с кульминационной концовкой.

6. Топос противоположность (антитеза). Иногда сущность предмета или явления легче показать через противоположное . Например, чтобы сказать, как важно знание, говорят о том, сколь пагубны незнание и невежество; чтобы показать, что такое дружба, говорят, как опасны вражда и ссоры, война и всякое недружелюбие; утверждая идею добра, вспоминают зло («в жизни море зла, а добра – океан»); говоря о надежде, уверяют, что нельзя отчаиваться и т.д.

Схематично идею антитезы можно выразить так: на вопрос что есть А? следует ответ: А – это не Б .

Задание 12. Прокомментируйте пословицы из сборника В.И.Даля. Найдите в них примеры топоса противоположности.

И стар да петух, и молод, да протух.

Глаза как плошки, а не видят ни крошки.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Конь добр, да не езжен; дорог парень, да не учен.

Счастье везет дураку, а умному Бог дает.

Сидя на колесе, гляди под колесо.

Сегодня пан, а завтра пал (пропал).

Сегодня полковник, а завтра покойник.

Сегодня в порфире, а завтра в могиле.

Хочешь есть калачи, не лежи на печи.

Подберите самостоятельно пословицы со значением противоположности и прокомментируйте их.

Задание 13. Найдите примеры топоса противоположности в художественной литературе. На чем построена антитеза в каждом из приведенных примеров?


Похожая информация.


В стихотворении «О красоте человеческих лиц» Н.А. Забо­лоцкий выступает мастером психологического портрета. Раз­ные человеческие лица, описанные им в этом произведении, со­ответствуют различным типам характеров. Сквозь внешний настрой и эмоциональное выражение лица Н.А. Заболоцкий стремится заглянуть в душу человека, увидеть его внутреннюю сущность. Поэт сравнивает лица с домами: одни - пышные порталы, другие - жалкие лачуги. Прием контраста помогает автору рельефней очертить различия между людьми. Одни - возвышенные и целеустремленные, наполненные жизненными планами, другие - убогие и жалкие, а иные вообще выглядят отстраненно: все в себе, закрыты для окружающих.

Среди множества разных лиц-домов Н.А. Заболоцкий на­ходит одну неказистую, небогатую хижину. Но из ее окошка струится «дыханье весеннего дня».

Стихотворение заканчивается оптимистическим финалом: «Есть лица - подобья ликующих песен. Из этих, как солнце сияющих нот Составлена песня небесных высот».

Метафора «песня небесных высот» символизирует высо­кий духовный уровень развития. Н.А. Заболоцкий использует в стихотворении перечислительную интонацию, прием кон­траста («великое чудится в малом»), обилие колоритных эпи­тетов («пышные порталы», «жалкие лачуги», «холодные, мертвые лица» и т.д.), сравнения («ноты, сияющие, как солн­це», «лица, как башни, в которых никто не живет», «лица, за­крытые решетками, словно темница»).

Легко запоминается и создает светлое, радостное настрое­ние поэтичный образ «дыханья весеннего дня». Это дыхание струится, напоминая неиссякаемый поток положительной энергии, которую автор дарит людям.

Анализ стихотворения Заболоцкого Н.А. «О красоте человеческих лиц»

5 (100%) 2 votes

На этой странице искали:

  • Анализ стихотворения заболоцкого о красоте человеческих лиц
  • анализ стихотворения о красоте человеческих лиц
  • О красоте человеческих лиц анализ
  • анализ стиха о красоте человеческих лиц
  • заболоцкий о красоте человеческих лиц анализ
Найдите пожалуйста выразительные средства из стихотворения В.Маяковского "Необычайное приключение летом на даче",пожалуйста)

В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла -
на даче было это.
Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы -
деревней был,
кривился крыш корою.
А за деревнею -
дыра,
и в ту дыру, наверно,
спускалось солнце каждый раз,
медленно и верно.
А завтра
снова
мир залить
вставало солнце ало.
И день за днем
ужасно злить
меня
вот это
стало.
И так однажды разозлясь,
что в страхе все поблекло,
в упор я крикнул солнцу:
«Слазь!
довольно шляться в пекло!»
Я крикнул солнцу:
«Дармоед!
занежен в облака ты,
а тут - не знай ни зим, ни лет,
сиди, рисуй плакаты!»
Я крикнул солнцу:
«Погоди!
послушай, златолобо,
чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы!»
Что я наделал!
Я погиб!
Ко мне,
по доброй воле,
само,
раскинув луч-шаги,
шагает солнце в поле.
Хочу испуг не показать -
и ретируюсь задом.
Уже в саду его глаза.
Уже проходит садом.
В окошки,
в двери,
в щель войдя,
валилась солнца масса,
ввалилось;
дух переведя,
заговорило басом:
«Гоню обратно я огни
впервые с сотворенья.
Ты звал меня?
Чаи гони,
гони, поэт, варенье!»
Слеза из глаз у самого -
жара с ума сводила,
но я ему -
на самовар:
«Ну что ж,
садись, светило!»
Черт дернул дерзости мои
орать ему,-
сконфужен,
я сел на уголок скамьи,
боюсь - не вышло б хуже!
Но странная из солнца ясь
струилась,-
и степенность
забыв,
сижу, разговорясь
с светилом
постепенно.
Про то,
про это говорю,
что-де заела Роста,
а солнце:
«Ладно,
не горюй,
смотри на вещи просто!
А мне, ты думаешь,
светить
легко.
- Поди, попробуй! -
А вот идешь -
взялось идти,
идешь - и светишь в оба!»
Болтали так до темноты -
до бывшей ночи то есть.
Какая тьма уж тут?
На «ты»
мы с ним, совсем освоясь.
И скоро,
дружбы не тая,
бью по плечу его я.
А солнце тоже:
«Ты да я,
нас, товарищ, двое!
Пойдем, поэт,
взорим,
вспоем
у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить свое,
а ты - свое,
стихами».
Стена теней,
ночей тюрьма
под солнц двустволкой пала.
Стихов и света кутерьма
сияй во что попало!
Устанет то,
и хочет ночь
прилечь,
тупая сонница.
Вдруг - я
во всю светаю мочь -
и снова день трезвонится.
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить -
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой
и солнца!

Выписать возможные художественно-выразительные средства из стихотворения Бальмонта "Я в этот мир пришел..."

И синий кругозор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце

И выси гор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть море

И пышный цвет долин.

Я заключил миры в едином взоре.

Я властелин.

Я победил холодное забвенье,
Создав мечту мою.

Я каждый миг исполнен откровенья,
Всегда пою.

Мою мечту страданья пробудили,

Но я любим за то.

Кто равен мне в моей певучей силе?

Никто, никто.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,

А если день погас,

Я буду петь... Я буду петь о Солнце

В предсмертный час!