Свет тень полутень рефлекс блик в живописи. Как рисовать тени? Основы рисования. Направленный и рассеянный свет

Распределение света и тени на всем, что нас окружает в мире, называется светотенью. Благодаря ей мы видим объем предметов и понимаем их форму. Чем достовернее переданы взаимоотношения между светом и тенью, тем объемнее и живее будет выглядеть нарисованный нами мир. Поэтому одной из первостепенных задач для художника стоит грамотное изображение светотени.
Светотень делится на несколько тонов со своими названиями и определенным местоположением:

  • самым темным местом на предмете является собственная тень.
  • со стороны, куда напрямую направлен источник света, самая освещенная часть предмета - свет.
  • место перехода от собственной тени к свету называется полутенью, или искусственной тенью. Свете падает на эту часть не прямо, а проходит вскользь.
  • с теневой стороны есть рефлекс - это отраженный свет.
  • и тень, отбрасываемая предметом на другие поверхности, называется падающей.

Самый простой школьный пример для разбора светотени - это геометрические тела разной формы, то есть со скругленными и прямолинейными поверхностями. Для наглядности возьму куб, шар и цилиндр. В качестве цилиндра выступает серебристый баллончик.

Как нарисовать куб со светотенью

Самая простая и понятная глазу светотень на кубе.
На кубике есть грани и линии излома, которые разграничивают элементы светотени друг от друга. Причем наибольший контраст и интенсивность света и тени находится как раз на этих гранях. Собственная тень самая яркая и интенсивная на границе со светом, она постепенно затухает и переходит в рефлекс.

Свет также самый белый и яркий на границе с тенью по линии излома. И также теряет свою интенсивность в направлении от линии излома.

Сверху кубика находится полутень. Самая темная она на границе со светом по линии излома. А на границе с собственной тенью она наоборот - светлая, кромка прямо осветится, она чистая и белая.

Падающая тень всегда самая темная, темнее, чем собственная тень. И наибольшую черноту и интенсивность имеет на границе со светом и с предметом. И затухает и светлеет в направлении от границы света.

На задней грани куба собственная тень явно ярче и плотнее падающей, которая заходит за кубик и затухает. Это хорошо видно на моем рисунке.

Как нарисовать шар со светотенью

У шара все компоненты светотени плавно переходят один в другой. Есть яркий четкий блик на свету и вобщем шар по отношению к нему смотрится серым.
Также на шаре хорошо и отчетливо виден рефлекс, который подсвечивает шар с теневой стороны.

Но всегда нужно помнить: рефлекс - часть тени, поэтому он никогда не может быть таким же светлым, как освещенная часть шара и светлее полутени. Иногда кажется, что рефлекс ярко светится и на рисунке из-за этого есть вероятность переборщить с его свечением. Поэтому всегда нужно обращать внимание, чтобы рефлекс на Вашем рисунке со светом не путался, если такое происходит, то его нужно гасить.

Падающая тень очень плотная и яркая, самую интенсивность имеет под шаром, где он соприкасается с поверхностью стола. Но так же, как и у куба падающая тень заходит за шар и там светлеет.

Шарик глянцевый, поэтому у него яркий блик, а также с теневой стороны отражается баллончик.
Вот так это выглядит на моем рисунке. Обратите внимание на штриховку, она идет по форме скругления шарика, что придает ему дополнительный объем.

Как нарисовать цилиндр со светотенью.

Баллончик, выступающий в роли цилиндра, имеет блестящую поверхность, поэтому сильно рефлексирует и путает зрителя - не совсем понятно, где собственная тень, где свет, как идет полутень, все в полосках.

Зато все градации светотени четко видно по крышке - она матовая.

В баллончике все то же самое, только выглядит более контрастным и полосатым, правда с теневой стороны есть еще одна черная полоска - отражение падающей тени на баллоне.
Еще одна полоска - белая полоска на собственной тени, это отражается куб. Но мы не будет копаться во всех полосочках детально, дабы не раздробить форму, нам нужно показать светотень в общем, так, чтобы был виден объем цилиндра.

Крышка имеет линию излома. Самый контраст находится на приближенном к свету крае.
То есть полутень здесь такая же, как на кубике - темная и контрастная у границы и плавно расходится в более светлый тон. На свету яркий блик у самой границы излома, который затухает к низу.

У падающей тени здесь имеется небольшая особенность. Кажется, что она светлее собственной, потому что стол белый, а баллончик серый. Однако, не везде это так. Под баллончиком, у его основания падающая тень все таки темнее собственной, контрастности ей до кучи добавляет рефлекс.

И так у меня это все выглядит в карандаше.

Светлое на темном, темное на светлом - отличное правило для любой карандашной работы с максимальной выразительностью.

Это значит, что не нужно покрывать тоном весь фон, в первую очередь фоном следует подчеркивать свет на предмете, то есть добавлять фон с освещенной стороны, а с теневой не трогать его вообще.
Баллончик в целом серый, поэтому делать вокруг него тон вообще не стоит. Плюс не лишним будет добавить линию излома стола - она добавляет пространства в работу, предметы сразу встали, а не просто абстрактно зависли на листе.

Светотень превращает плоский линейный рисунок в объемный и живой. Светотень на всех других предметах, абсолютно любых, с любой поверхностью имеет все тот же набор элементов светотени и такие же принципы распределения.

Поэтому, чтобы делать объемные, реалистичные рисунки постичь тему светотени, научиться грамотно ее передавать - первостепенная задача для начинающего художника.

Объемная форма предметов передается на рисунке с помощью светотени.

Свет и тень (светотень) - очень важное средство изображения предметов действительности, их объема и положения в пространстве.

Светотень показывает степень освещённости поверхности предмета.

В произведениях искусства можно увидеть естественное освещение (при родное) солнца, луны и искусственное освещение (созданное человеком) от свечи, лампы, прожектора и других источников света.

В творческой работе важно учитывать положение источника света.

Фронтальное освещение - источник света освещает объект прямо, так как находится перед ним. Такое освещение слабо выявляет детали.

Боковое освещение (слева или справа) хорошо выявляет форму, объем, фактуру объектов.

Контражурное освещение - источник света находится за объектом. Это очень эффектное и выразительное освещение, особенно если на картине изображены деревья, вода или снег. Однако в этих условиях предметы выглядят силуэтно и теряют свой объем.

В картине может быть один или несколько источников освещения.

Рисунок падающей тени зависит от формы предмета и наклона поверхности, на которую она ложится. Ее направление обусловлено расположением источника света. Легко догадаться, что если свет падает слева, то тень будет справа от предмета. Около него тень темнее, а с удалением она ослабевает.

Контрастное освещение, в основе которого лежит четкое разграничение света и тени, называется светотеневым.

При рисовании ближних и дальних предметов в натюрморте необходимо помнить следующие правила:

1. Предметы, полностью освещенные со всех сторон, выглядят плоскими.



2. Освещение предметов вблизи окна или лампы будет значительно сильнее, чем
вдали от них.

3. С ослаблением света контраст между светом и тенью смягчается.

4. Контраст светлого и темного тем больше, чем ближе источник света.

Светотень на предмете.

Рассмотрим закономерности светотени на предметах граненой формы, поверхности которых развернуты к источнику света под разными углами. Приводимые названия светотеневых градаций условны, так как дают представление только об основных тональных отношениях.

Свет - поверхность, на которую падают прямые лучи.

Блик - самое светлое пятно на плоскости. Обычно яркие блики хорошо видны на блестящих (полированных или лакированных) поверхностях предметов.

Полутень появляется на плоскостях, освещенных косыми, скользящими лучами света.

Тень образуется на поверхностях, куда прямые лучи света не попадают. Тень на самом предмете называется собственная, а тень, которую он отбрасывает, - падающая.

Рефлекс - участок теневой поверхности, подсвеченный отраженными лучами света. Рефлексы, как правило, темнее полутонов.

Тон - воспроизведение в рисунках свойственных натуре светотеневых градаций на объеме. На предметах с ровной, мягко изогнутой формой, неимеющей четко ограниченных гранями плоскостей, переход от света к тени будет происходить постепенно, без резкого перепада светотеневых отношений.

Для такой формы характерен плавный, насыщенный полутонами переход от самого светлого к самому темному пятну (рисунок 3).

Падающие тени строят касанием линий луча света в точках освещенных плоскостей и его пересечением с проекцией на плоскость, воспринимающую падающую тень. Конфигурация падающей тени определяется объемом формы самого предмета.

Рис. 2. Пример светотени на граненых поверхностях

Рис. 3. Пример светотени на изогнутых поверхностях

Пример 1. Выявление тоном формы куба.

Рассмотрим куб, освещенный постоянным источником света. Такое освещение даст возможность в случае необходимости выполнять работу в несколько сеансов, сохранять разницу освещенности плоскостей. После того как предмет линейно-конструктивно построен, можно приступить к выявлению формы светотенью (рис. 5, а).

Нанесение тона на плоскость куба начинают с теневой грани, от линии собственной тени. Начав с легких штрихов, тень постепенно усиливают, заполняя всю теневую плоскость с рефлексом. Только после этого переходят к выявлению полутона. Границы соединения освещенных и неосвещенных граней куба читаются четкими, резкими, особенно к верхнему, расположенному ближе к источнику света углу теневой плоскости. Теневая грань куба в нижнем углу несколько высветляется, так как на нее падает отраженный от предметной плоскости свет - рефлекс.

Спроецировав падающую тень от крайних вертикальных ребер куба и верхней грани на предметную плоскость, легко намечают падающую тень. Падающая тень ясная и четкая у нижнего основания куба, она «воздушнее» собственной тени, потому что дальше удалена от источника света.

Работая тоном, нужно постоянно сравнивать освещенные и теневые поверхности. При этом надо стараться как можно меньше пользоваться резинкой. Сравнивая световые отношения поверхностей куба в натуре, мы стремимся передать на рисунке только их главные, основные градации: свет, полутень, тень собственную и падающую (рис. 5, б).

Выявление тоном формы куба: а - построение, б - светотень

Используя силу карандаша в передаче контрастов («светлое на темном» и «темное на светлом»), следует избегать черноты в рисунке.

Основной недостаток начинающего рисовальщика заключается в том, что, нажимая на мягкий карандаш, он стремится добиться абсолютной глубины теней, забывая о тональном масштабе (рис. 6). Только установив путем сравнения природные тональные отношения и приравнивая их к светотеневому решению рисунка, можно определить тональную шкалу: от самого темного пятна (зависящего от возможностей материала, в данном случае - карандаша) до самого светлого (белой бумаги). Между этими полярными, контрастными пятнами рисующий должен разместить всю гамму тональных оттенков.

Используя тональный масштаб, учащийся должен почувствовать «растяжку» тональных оттенков при лепке формы между граничащими светотеневыми зонами, в пределах которых должны быть распределены все промежуточные тона.

Пример 2. Выявление тоном формы цилиндра .

Цилиндр строится по законам конструкции и перспективы (рис. 7, а). На зрительное восприятие цилиндра влияют условия освещения и место, с которого мы его рассматриваем (рис. 7, б). Если на поверхностях, состоящих из ряда плоскостей, каждая грань имеет свою, четко выраженную освещенность, ограниченную ребрами, то на изогнутых поверхностях цилиндра, не имеющих граней, переход отсвета к тени будет постепенным, плавным. Поэтому между самым светлым местом и линией собственной тени на боковой поверхности цилиндра расположатся полутона, постепенно и мягко переходящие в тень. На цилиндрическую поверхность лучи света падают под все более острым углом по мере поворота поверхности от источника света. На теневой поверхности цилиндра будут действовать рефлексы - отраженные лучи света, высветляющие тень по мере ее удаления от линии собственной тени. На границе между верхним основанием цилиндра и передней частью поверхности, со стороны света, появится самое светлое пятно - блик.

Выявление тоном формы цилиндра: а - построение, б -светотень

Пример 3. Выявление тоном формы конуса.

Выполнив линейно-конструктивное построение конуса (рис. 8, а), приступим к его лепке тоном.

Выявление тоном формы конуса : а - построение, б - светотень.

Распределение элементов светотени на конусе имеет некоторые особенности. При боковом освещении наиболее светлое место конуса, постепенно расширяясь к основанию, приобретает форму вытянутого треугольника (рис. 8, б).

Соотношение света и тени, направление линии собственной тени зависят не только от формы предмета, но и от направления лучей света и местоположения рисующего.

Контраст между светом и тенью находится на вершине конуса, приближенной к свету, и будет уменьшаться по мере увеличения радиуса конической поверхности.

В этом уроке я расскажу вам не только теорию, но и покажу основные моменты, которые будут полезны фан-артистам, часто использующим в своих работах Фотошоп и рисование некоторых деталей от руки.
Игровое освещение далеко от реализма, оно слишком простое и примитивное, чтобы показать объем и реалистичность фигур в вашем фан-арте. Поэтому часто многие прибегают к ручной дорисовке теней в Фотошопе. Иногда выходит правильно, а иногда не очень. Давайте разберем, как же все-таки грамотно нарисовать реалистичные тени и свет, от которых и будет зависеть передача объема и натуральности в изображении.

1. Немного о светотени.

Любая фигура и персонаж в вашей картине, отражает свет и отбрасывает тень. В зависимости от того, с какой стороны расположен источник света, будет зависеть и расположение света и тени. Рассмотрим на примере простых фигур.

Блик - самая освещенная и яркая часть светотени. На глянцевых и гладких поверхностях блик яркий и четкий, на матовых он приглушен и плавно переходит в свет. Учитывайте это при рисовании бликов на поверхностях с разной фактурой.

Свет - область, на которую падает свет, самая освещенная часть после блика. Цветовой тон света состоит из цвета освещения и цвета самого предмета. Чем ближе фигура к источнику освещения, тем ярче и контрастнее свет предмета.

Полутень - переход от света к тени, более темная часть, чем свет и имеет более приглушенную цветовую насыщенность.

Собственная тень - неосвещенная, самая темная часть на предмете. В этой области цвет самого предмета теряется. Наше зрение окрашивает тени предметов в дополнительные цвета освещения (если свет желтый – тени будут холодных синих оттенков, если свет синий - то в теплые желтые тона).

Рефлекс - область, на которую отражается свет от окружающих предметов. Многие забывают о рефлексах или не знают о них, а ведь они играют большую роль в создании объема фигур. Рефлекс играет роль связующего звена, сочетая и смешивая все окружающие цвета предметов друг в друге, что дает целостность восприятия изображения. Рефлексы находятся в теневой части предмета, за собственной тенью, он приглушен и по тону освещенности должен быть не ярче, чем область света, но и не темнее, чем область тени.

Падающая тень - образуется при пересечении фигуры или плоскости другой, которая перекрывает источник света. Падающая тень темнее собственной тени предмета, чем ближе тень к предмету, тем она четче и темнее, чем дальше, тем рассеянней и светлее. Таким образом падающая тень под самим предметом самая четкая и темная. Обычно рисуют падающую тень с оттенком предмета, который создает эту тень, тем самым падающая тень выступает как бы в роли рефлекса.

2. Анализ над ошибками.

Используя теорию выше, рассмотрим главные ошибки при рисовании светотени в фан-арте.

Неправильно определенный источник света.

А может быть его никто и не собирался определять? Просто нарисовали тени со всех сторон, создав тем самым ненатуральную глянцевость и нереалистичность изображения.
На деле вы должны сразу определять ваш основной источник освещения, а также дополнительные, если они присутствуют. Это всегда можно сделать в игре с помощью ламп или дневного освещения, которые всегда можно подкрепить дополнительными тенями и бликами в Фотошопе.

Как видите, слева неправильный пример - источник света потерян, тени лежат хаотично и неуверенно, теряется объем, падающие тени от персонажа лежат с обеих сторон и выглядят размытыми, что явно неправильно.
Справа - более верный вариант, источник света находится справа, это хорошо заметно по теням и бликам, которые к тому же подкрепляют объем и форму, падающая тень лежит слева, как и должно быть.

Тени и блики - цвет и насыщенность.

В природе не бывает чисто белого и чисто черного цвета. Все, даже самые яркие и темные цвета состоят из смешения цветов. Поэтому если вы используете чисто белые и черные цвета для передачи бликов и теней, ваш рисунок будет выглядеть "тяжелым" и неестественным. Старайтесь использовать цвета и оттенки из предмета и окружения для передачи бликов и теней.

Как видите, слева вариант с использованием черных теней, выглядит довольно грубо, тело персонажа выглядит "утяжеленным", неживым и неестественным.
Теперь посмотрим на вариант справа - используя цвета из окружения и цвета скинтона, мы получаем более приятную и мягкую картину, персонаж смотрится более натуральным, а цвета более легкими и воздушными.

Также не забывайте о том, что перенасыщать тени и блики не рекомендуется, дополнительного объема вашей работе это не придаст, а персонажи и фигуры будут выглядеть грязно и некрасиво.

Слишком резкие тени и свет могут использоваться только в очень темном помещении при направленном близком источнике света. В обычном рассеянном освещении такие контрасты неуместны.

Не забываем о рефлексах.

Многие фан-артисты не всегда помнят или знают о том, что в светотени еще присутствуют и рефлексы.

Смотрим на ножки и на освещение. Слева есть свет и тени, а где же рефлексы? Упс, забыли! Справа рефлексы добавлены, уже лучше!

Цвет рефлекса зависит от цвета окружающих предметов. Он не такой насыщенный по цвету, как сам цвет отражаемых предметов, но и не настолько тусклый, чтобы сливаться с цветом самого предмета, на котором он находится.
Например, если вокруг персонажа имеется яркий предмет или цветное освещение, на его лице всегда будут рефлексы с таким же оттенком, как у отражаемого предмета или освещения. Если вы нарисуете рефлексы белым цветом или цветом, которого нет ни в одном из окружающих предметов, ваш персонаж или фигура сразу же будет выпадать из общей картины и будет смотреться не целостно по отношению к окружению.

Слева мы видим вполне объемное и реалистичное лицо персонажа, но ее волосы и лицо слегка выпадают из общей картины, на волосах справа цвет волос слишком холодный, хотя освещение с этой стороны красновато-теплое. С левой стороны волос мы видим странные желтоватые рефлексы, хотя с этой стороны у нас холодное синеватое освещение. Отражение в очках слишком контрастное и холодное для нашего комнатного освещения, скорее подходит для ярко освещенной дневной улицы.
Справа мы видим красноватые рефлексы справа на волосах и холодные синие рефлексы слева, очки отражает приближенные оттенки окружения.

Также не забывайте, что рефлекс не должен быть ярче, чем свет, падающий на фигуру.

Слишком яркие рефлексы сбивают объем и делают изображение неестественным.

Падающие тени.

О падающих тенях тоже частенько забывают или неправильно их рисуют.
Одна из самых грубых и распространенных ошибок, когда берут персонажа, ставят его на фон, и вместо того, чтобы увести падающую тень в перспективу, рисуют ее плоской прямо за персонажем.

.

В истории изобразительного искусства свет и тень взаимосвязаны, поскольку используются в качестве изобразительных средств. Отсюда обобщенное понятие: светотень , в котором подразумевается определенное количественное отношение качеств света и тени .

Светотень как средство композиции применяется для передачи объема предмета. Степень рельефности объемной формы связана с условиями освещения, что имеет непосредственное отношение к выражению конструктивной идеи произведения. К тому же степень освещенности изображаемого оказывает значительное влияние на характер цветовых и тональных контрастов, на уравновешенность, взаимосвязь частей и целостность композиции .

Трактовка объема и освещенности объектов зависит от светотеневых объектов, образующих всевозможные контрасты тени , полутени и рефлексы, наделенные своими цветовыми качествами и свойствами.

Объемные формы в природе воспринимаются так или иначе освещенными. Градации света и тени на их поверхности определяют понятиями: блик, свет, светораздел ( полутон ), тень, рефлекс.

Различают следующие элементы светотени:

  • света́ - поверхности, ярко освещённые источником света;
  • блик - световое пятно на ярко освещённой выпуклой или плоской глянцевой поверхности, когда на ней имеется ещё и зеркальное отражение ;
  • те́ни - неосвещённые или слабо освещённые участки объекта. Тени на неосвещённой стороне объекта называются собственными , а отбрасываемые объектом на другие поверхности - падающими ;
  • полуте́нь - слабая тень, возникающая, когда объект освещён несколькими источниками света. Она также образуется на поверхности, обращённой к источнику света под небольшим углом;
  • рефле́кс - слабое светлое пятно в области тени, образованное лучами, отражёнными от близко лежащих объектов.

Изображение градаций светотени помогает художнику выявить объем изображаемых тел на плоскости листа бумаги , картона, холста .

Тени подразделяют на собственные (на поверхности предмета ) и падающие (отбрасываемые предметом на плоскость или другие предметы ). Однако изображение светотени необходимо отличать от тональных (в том числе светотеневых ) отношений изображения, которые подчиняются не оптическим, а композиционным закономерностям, т. е. отношениям светлоты, которые художник сознательно выстраивает на плоскости, в объеме или пространстве. Художник не изображает, а искусно компонует свет и тень . Поэтому можно сказать, что светотень в природе является оптической основой формообразования в искусстве .

Зрительное восприятие формы предметов и их изображения в учебном рисунке в значительной мере определяется пониманием закономерностей светотени. Эти закономерности легко проследить и понять, наблюдая за окружающими нас предметами, освещенными как естественным, так и искусственным светом. Благодаря источнику света человек способен зрительно воспринимать и различать те или иные формы освещенных поверхностей предметов в пространстве. Но для того, чтобы серьезно овладеть тональным рисунком , необходимо хорошо освоить закономерности светотени . Не зная законов распределения света на форме предмета,

Вы будете бездумно срисовывать лишь видимые пятна без понимания истинных причин, из-за чего рисунки будут менее выразительными и убедительными. Законы освещения имеют свои точные научные определения, как и законы перспективы и анатомии . Поэтому свет , как физическое явление, имеет определенные законы распространения в пространстве и на поверхности предметов, которые необходимо знать каждому рисовальщику.


Слово "тон" происходит от греческого слова "tonos" - напряжение. Под словом "тон" понимается количественная и качественная характеристика света на поверхности того или иного предмета, в зависимости от источника света и окраски самого предмета.Степень освещенности отдельных поверхностей предмета зависит от их положения в пространстве относительно лучей света , из-за чего сила света подвергается изменению. Участки поверхностей, находящиеся под прямым углом к лучам, будут наиболее освещенными. Другие же, в зависимости от положения по отношению к лучам, будут освещены слабее, так как лучи падают под острым углом, как бы скользя по поверхности.


Степень освещенности поверхности предметов зависит от характера источника света (яркий или слабый ), расстояния от поверхности предмета до источника света , а также от угла падения луча света на поверхность. Кроме того, степень освещенности поверхности предмета зависит и от расстояния между изображаемым предметом и рисовальщиком, которое обусловлено пространственной световоздушной средой. Чем больше расстояние, тем слабее освещенность, аналогично тому, как это происходит на открытом пространстве (в степи, на море ), где яркий свет или яркое пятно по мере его удаления при всей его яркости будет ослабевать.


Рассматривая и изучая закономерность светотеней на простых геометрических телах, мы видим, что поверхность предмета, степень ее освещенности зависит от силы источника света , расстояния и угла падения луча на его поверхность. По мере приближения поверхности предмета к источнику света его освещенность будет усиливаться и, наоборот, по мере его удаления - ослабевать. Следовательно, сила контраста светотеней на поверхностях предметов, расположенных ближе к источнику света , будет резче, чем на поверхности предметов, удаленных от него. Поэтому свет и тени на переднем плане следует брать всегда контрастнее, чем на заднем, при этом растяжка тонового контраста должна быть планомерной, без резких переходов: от наиболее контрастного на переднем плане - до плавно убывающего к заднему плану.

Лучше разобраться и понять закономерности светотеней помогут изготовленные из бумаги модели различных геометрических тел небольшого размера (большая сторона в пределах 5-7 см ). Их легко изготовить в домашних условиях из плотного ватмана. В качестве источника света можно использовать как искусственное освещение (настольную лампу ), так и естественное (солнечные лучи ). Варьируя положение модели, анализируйте, изучайте закономерность светотеней . Кроме того, в целях развития навыков попробуйте выполнить зарисовки с определенных положений.

Итак, для рассмотрения закономерностей светотеней и подробной характеристики всех светотеневых градаций на геометрических телах целесообразно обратиться к форме шара или подобным ему шарообразным телам.


Рассмотрим форму шара. Лучи света, падая на сферическую поверхность шара под углом 40-45° с левой стороны, отчетливо выявляют его объемную форму , отделяя световую часть от теневой .


Степень освещенности отдельных участков, в зависимости от характера кривизны поверхности, определяется величиной угла падения лучей света на его поверхность, о чем уже было сказано выше. Если наиболее освещенный участок поверхности шара будет там, где лучи света падают перпендикулярно, то остальные окружающие его участки будут освещены меньше. Это происходит из-за кривизны поверхностей, уходящих от первоначальных перпендикулярных лучей к косым лучам и далее, до тех пор, пока поверхность не окажется вне зоны досягаемости лучей света. Таким образом, полутона на освещенной поверхности от самого светлого к менее светлому плавно переходят по сферической поверхности тела, постепенно усиливаясь по мере увеличения угла падения лучей света . Доходя до критической точки, они так же плавно переходят на теневую сторону, оставляя на поверхности границу теней, за которой и начинается собственная тень. Освещенная ровно наполовину сферическая поверхность шара имеет не одинаковое по тону освещение. Очевидно, что наиболее освещена та часть поверхности шара, которая находится под прямым углом к лучу света . На остальную поверхность шара лучи падают под все более острым углом, все меньше и меньше доходя до критической досягаемой точки, и форма постепенно погружается в тень . При этом наиболее ярким пятном на световой поверхности шара является блик , вокруг которого присутствует легкая полутень, благодаря чему рисующий может его выявить. Разумеется, что сила тона белизны бумаги несравнима с силой тона настоящего блика на освещенной поверхности тела. Поэтому в рисунке , чтобы выявить блик , необходимо выдержать определенную тональность , что редко удается рисовальщику. В результате при изображении шара или других предметов их освещенная поверхность остается непроработанной подобающим образом, а теневая проработка осуществляется в одной тональности .

Собственная тень всегда находится на поверхности, противоположной освещенной поверхности предмета, и определяется величиной утла падения лучей света . Линия границы собственной тени проходит в одном случае по ребру граненой поверхности предмета, в другом - по изогнутой образующей. В данном случае лучи света , определяющие границу между освещенными и теневыми поверхностями, падают касательно к сферической поверхности. На теневую поверхность предмета падают отраженные лучи, называемые рефлексом, которые идут от самого окружающего предметного пространства. Отраженные лучи на теневой поверхности придают собственным теням некоторую освещенность (рефлекс), которая по мере его приближения к линии границы тени постепенно усиливается. Рефлекс, по силе тона темнее полутени, лишь при искусственно отраженных лучах он может быть приближен к полутонам, хотя растяжка полутонов по силе тона имеет различную степень тональности . Учитывая круглую сферическую форму шара, граница тени на своем протяжении по силе тона не может быть одинакова, равномерна. Ближняя, выпуклая поверхность теневой границы, будет несколько темнее, чем края, так как эта часть наиболее близко расположена к рисующему.


Кроме собственной тени , от самого предмета падает еще одна - падающая тень . Падающая тень бывает темнее собственной, даже в том случае, когда предмет имеет темноватую окраску. Характер участка падающих теней обусловлен характером формы самого предмета и является, по существу, проекцией самого предмета. Участок падающей тени у самого основания предмета выглядит темнее собственной тени .

Освещенные поверхности предметов, состоящих из плоскостей (куб, призма, пирамида ), грани. В зависимости от их положения к лучу света они освещаются по-разному. При зрительном восприятии наиболее освещенной будет та грань, которая находится под большим углом к лучу света . По мере уменьшения угла наклона грани к лучу света освещенность будет ослабевать.


Контраст светотени на границе гранных предметов всегда будет восприниматься неравномерно. Так, например, светлая поверхность будет казаться светлее, темная - темнее, а границы линий ребер - отчетливее. Из этого следует, что степень освещенности поверхности зависит от силы источника света , расстояния от него до поверхности, а также - от угла падения световых лучей на поверхность.


Знания закономерностей светотеней , полученные в процессе обучения рисунку на простых гипсовых геометрических телах будут способствовать решению тональных задач при изображении более сложных светотеневыми отношениями, студентам следует стремиться к гармоничному единству в рисунке . Все светотональные нюансы: свет, полусвет, тень, полутень, рефлекс должны быть подчинены ансамблю рисунка и не выходить из общего тонального строя. Таким образом, усваивая законы распределения света и теней , можно переходить к практическому применению их в рисунках простых геометрических тел с полной тональной проработкой, в единстве с фоном.

Как вы понимаете, чтобы рисунок был реалистичным, нужно не только правильно построить предметы, но и придать им объем.

Поскольку все что мы видим — это световые лучи, отраженные от предметов, степень реалистичности рисунка зависит прежде всего от распределения на нем света и тени . То есть, объем и форму предмета мы воспринимаем только в том случае, когда объект освещен. На круглой поверхности свет распределяется иначе, чем на плоскости. Если у тела выражены грани — переходы от света к тени будут четкими, если форма сглаженная — плавными.

Кроме того, на распределение светотени влияет фактура — бархат и стекло отражают свет по-разному; удаленность источника света, его направленность и интенсивность — представьте, какие тени от костра или свечи, и как выглядят предметы при дневном свете; удаленность самого предмета — вдали тени будут более размытыми, а контраст не таким ярким.

Итак, речь сегодня пойдет о светотеневой моделировке .

В тональном рисунке разделяют свет, блик, полутона, тень и рефлекс . Это именно те выразительные средства, с помощью которых художник передает объем предмета. От того, как распределяются эти элементы светотени на рисунке зависит восприятие формы и объема изображенных предметов.

Свет — ярко освещенная поверхность. Однако, как бы ярко она не была освещена, свет все равно тонируется, хоть и достаточно легко. Чтобы определить, насколько интенсивной должна быть штриховка, можно поставить, например, в натюрморт, лист белой бумаги для сравнения.

Блик — светлое пятно на освещенной поверхности — чистый, отраженный свет. Блик — самое яркое пятно в рисунке, он может быть цвета бумаги (хотя, если вы рисуете натюрморт из нескольких предметов, на каждом из них могут быть блики разной интенсивности. А может и вообще не быть — в зависимости от освещения и материалов).

Полутон — пограничная освещенность, переход от света к тени. Полутона появляются там, где есть непрямое освещение, лучи падают на поверхность предмета под углом. Как вы понимаете, таких переходных тонов может быть множество. И в литературе могут попадаться разные названия: полусвет, полутень. Это связано с тем, что глаз воспринимает очень большое количество тонов — следовательно, шкала полутонов, которые вы используете, может быть очень широкой. На круглых поверхностях переход между полутонами будет мягким и незаметным, без резких границ. На предметах прямоугольной формы свет и тень могут лежать на соседних гранях, безо всякого перехода между ними (вспомните, как мы рисовали ).

От того, насколько много полутонов используется в рисунке, напрямую зависит его реалистичность. 1 полутон — стилизованный объем, 20 — уже ближе к реальности.

Тень — не освещенная, или слабо освещенная поверхность. Тени также могут быть более или менее интенсивными. Различают собственные и падающие тени. Падающая тень — это то же, что мы называем тенью в быту, предмет отбрасывает ее на другие поверхности. Собственная тень — неосвещенная сторона самого предмета. Обычно в рисунке собственная тень темнее, чем падающая. Даже, если настоящее освещение слабое, и тени не слишком интенсивные, художник часто усиливает собственную тень для того, чтобы форма предмета лучше читалась.

Рефлекс — появляется в собственной тени. Рефлекс — это отраженный свет от соседних предметов. В живописи рефлексы будут цветными, отражающими цвет предметов вокруг. Но, независимо от цвета, по тону рефлекс будет обязательно светлее тени. Яркость рефлекса также будет разной, в зависимости от поверхности. На глянцевых предметах могут быть очень яркие и светлые рефлексы, на матовых — почти не заметные.

Но, даже если вы не видите рефлекс, он обязательно будет. Глухая тень без рефлексов выглядит скучно, поэтому постарайтесь все же найти его. Или представить себе и нарисовать)

Итак, на каждом изображаемом предмете должны присутствовать:

свет, блик, полутень, тень, рефлекс

Именно в таком порядке. Запоминается как гамма. И у каждого элемента светотени своя роль.

Свет и тень — самые выразительные средства рисунка. Они одинаково важны для общего результата. По ходу работы нужно все время контролировать, не пропали ли из рисунка свет или тень, не превратились в полутона. Если это произойдет, рисунок будет казаться серым. Хотя, это может быть именно тем эффектом, который вам нужен — к примеру, если вы рисуете дождь или туманный пейзаж.

Полутона важны для объема. Чем больше полутонов, тем объемнее предметы. Хотя, использовать полутона или нет — опять же, зависит от задачи. Скажем, плакаты, комиксы или рисунки граффити могут спокойно обходиться вообще без полутонов.

Блики и рефлексы оживляют изображение. В зависимости от того, как вы их используете, они могут или придать реалистичность изображению, или наоборот. Неправильно поставленный блик или рефлекс может разрушить форму, даже если другие элементы светотени лежать правильно.

При этом, каждый предмет не существует в изображении сам по себе. Важно распределить свет и тень по всему рисунку. Чтобы определить, где будут лежать основные света и тени, попробуйте посмотреть на то, что вы рисуете, прищурившись, как бы из-под ресниц. Предметы, которые находятся ближе обычно освещены больше, на них самые яркие контрасты. Дальние — в большей степени будут состоять из полутонов.

Этих знаний о распределении светотени в рисунке, достаточно для того, чтобы рисовать объемные предметы не только с натуры, но и, что еще более важно, по представлению, ведь необходимые предметы не всегда есть в наличии.