Византийская мозаика технология. Galamosaic. Мастерская мозаики. Технические характеристики. Мозаики из собора в Чефалу

Остров Торчелло

Всего в десяти километрах от площади Святого Марка в Венеции в тихих водах Венецианской лагуны расположен остров Торчелло. Полторы тысячи лет назад он был колыбелью Венецианской республики. На острове сохранилась византийская атмосфера, здесь находится самая древняя из византийских церквей.
Кафедральный Собор Санта-Мария Ассунта был построен в 639 году для жителей Альтино, спасавшихся на острове от давления лангобардов, захватывающих территорию Северной Италии.


Английский писатель Джон Рёскин повествует о том времени так: «Сразу видно, что строили ее изгнанники и страдальцы: торопливо возводя на своем островке этот храм, они искали в нем убежища, дабы предаться в нем истовой и печальной молитве, храм, который не привлек бы взора врагов своей пышностью»

Слева на фото Кафедральный Собор, соединенный галереей с церковью Санта Фоска

Снаружи собор имеет простые и строгие, лишенные пышности времен Ренессанса формы, и имеет типичную раннехристианскую схему с притвором и баптистерием, что составляет монументальный ансамбль.
Во внутреннем убранстве собора уникальная византийская мозаика XI и XII веков, считающаяся лучшей в Северной Италии, фрески, византийская резьба с павлинами, цветами и вьющимися лозами винограда, светящийся мрамор, разноцветные мозаичные полы, старинный деревянный потолок.

Вся структура собора Торчелло, византийская мозаика показывают неразрывную связь Запада и Востока.
Единая галерея соединяет собор с церковью Санта Фоска (итал. fosca - "темная, сумрачная"), построенную в первой половине девятого века по типу византийских мартириумов.

Восьмиугольная церковь Санта-Фоска с колоннами из греческого мрамора увенчана большим круглым куполом. Окруженная портиками с пяти сторон, в плане она представляет собой греческий крест.
Рядом с собором и церковью в XI веке была построена высокая колокольня,величаво возвышающаяся над лагуной.

Изолированность этого ансамбля, отсутствие украшений на фасадах, уникальные для послераскольного христианского мира мозаики XII века свидетельствуют о том времени, когда вера была молодой, гонимой и ее еще не затронула внутриконфессиональная борьба.

Внутри собора сокрыта настоящая сокровищница венецианского византийского искусства, сохранившаяся до настоящего времени. Идеальное сочетание между искусством и духовностью находит свое отражение в каждой детали - в том, как свет обтекает интерьер, в красоте украшенных тонкой резьбой мраморных колонн, разделяющих пространство на три нефа, в золотом сиянии мозаик.

Мраморный романский барельеф XI-XIII века с древом жизни, крылатыми драконами и павлинами, пьющими воду из чаши

Величественный храм Богородицы устилает прекрасный ковер из лепестков цветов и сложных геометрических переплетений мраморного орнамента византийской мозаики. Мозаика украшает и алтарную часть храма.

Посреди ослепляющего небесного золота под куполом парит Богородица в сине-золотых одеяниях с Младенцем на руках. Из огромных глаз по щеке ее катится слеза.

Образ Спасителя в абсиде южного придела

Здесь можно видеть самую раннюю из известных сцену Страшного Суда - грандиозную мозаику в шесть ярусов. Истоки изображения этого сюжета восходят к живописи христианских катакомб.

В верхней части мозаики в центре композиции изображен Христос - «Судия мира».
Справа и слева от Спасителя стоят ангелы - стражи Небесные.

В центре мозаики изображен Престол уготованный для Иисуса Христа, грядущего судить живых и мёртвых, на котором возлежит Евангелие - символ живого слова, Логоса, учения.
У трона Адам и Ева, молящие о милосердии и Ангелы.

Над порталом еще один образ Девы Марии, ходатайствующей за человечество в час суда и сопровождающей всех верующих своими молитвами.

Слева от Престола земля отдает мертвых, лежащих в ней, и они восстают из гробов в возрасте Христа. Звери-людоеды исторгают умерщвленных ими, а Ангелы возвращают их к жизни.

На мозаике справа другая сцена: здесь мертвецов отдает море. Их встречают Ангелы, трубящие в трубы, дабы восстали мертвые. "Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и Ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим"

Сцена взвешивания души: в то время как ангел взвешивает добрые и злые дела, совершенные человеком, бесы с длинными шестами пытаются склонить чашу весов в свою сторону.

Мозаичная картина, изображающая торжество праведников в небесном Иерусалиме.
На мозаике изображены Адам и Ева в Раю. У их ног первые люди на земле, прародители рода человеческого - как образ всего преклонившегося праведного, искупленного человечества. Рядом изображен благоразумный разбойник с крестом.
В дверях стоит херувим, после преступления Адама закрывший доступ в Эдем.

Мозаика с изображением картины ада.
Ангелы сопровождают в Ад нераскаяшихся грешников, среди которых и император в диадеме, и епископ с омофором, и иноверец в чалме, и все еще завернутый в похоронные пелены недавно умерший богатый человек. Где –то среди них есть и Атилла.

Все они изображены сохраняющими следы былого авторитета и значимости в обществе своего времени, в драгоценных украшениях и богатых одеждах, но их фарисейство, тщеславие и гордость – препятствие к тому, чтобы войти в царство небесное и обрести вечную жизнь. И, наоборот, покаяние, невзгоды, кротость, праведность - единственное условие для этого.

Ангелы не дают нераскаявшимся грешникам выбраться из ада, где им суждено гореть, мучимыми демонами.
Ад изображен в виде «геенны огненной» , в которой плавает страшный зверь, морское чудовище с сидящим на нем князем тьмы с душой Иуды в руках.


Мозаики грандиозны. Можно только представить, какое мощное впечатление они производили на рыбаков Торчелло, замкнутых в раннесредневековом религиозном самосознании, как устрашали и какую надежду верующему человеку они давали...

Византийские мозаики

После распада Римской империи в IV в. Византия на правах правопреемницы традиций сохранила дух и принципы римских мозаик. Их смысловое звучание получило здесь дальнейшее развитие: прагматичное декоративное искусство перешло в разряд культового творчества.

Искусство мозаики переживает в Византии IV–XV вв. невиданный расцвет. Византийская мозаика прежде всего использовалась для украшения храмов. Здесь отделывают мозаикой интерьеры храмов от пола до купола, выкладывая смальтой колоссальные площади. Вероятно поэтому трактовка образов утратила волнующую реалистичность, она стала более условной. Мозаичные картины Византии изображали христианских святых, чьи образы были малоизвестны и неконкретны в сравнении с их делами. Если мастера античности копировали окружающую действительность, то византийские мастера моделировали свой мир по схожести с реальным.

В Византии мозаика превратилась в имперскую технику. Предназначение мозаики определяло и размеры изображений, и монументальность композиций, и характер кладки. Бархатистость и живая неровность византийской кладки были рассчитаны на восприятие изображения с большого расстояния. Выдающиеся образцы искусства мозаики можно увидеть в византийских церквях.

Византийские мозаики – это преимущественно монументальные полотна, украшающие купола, ниши и стены, составляющие храмовые пространства с объемами в сотни и тысячи квадратных метров. Стены и своды некоторых храмов почти полностью были покрыты мозаикой.

Задолго до появления иконы мозаичное искусство было поставлено на службу христианства.

Начиная с Византии, последующее развитие мозаики прочно связывается с христианством. Идея божественности образов мира, который воссоздавался на стенах храмов, определила и материал, применявшийся для набора мозаик (рис. 3).


Рисунок 3. Фрагмент византийской мозаики


Византийские мозаики в отличие от Рима делались из смальты, глушенного (непрозрачного) стекла. Смальта почти не подвержена старению и естественному разрушению, поэтому византийцы рассматривали ее как неувядаемый «вечный материал, не подверженный тлению». Они были уверены, что смальта как материал воспроизводит характер небесного мира и Царствия Божия, а мозаика в качестве технического средства призвана воспевать это Царствие. Зачастую византийские мозаики называли «вечной живописью». В этот период были созданы мозаичные картины из сложных многофигурных композиций, вставок, орнаментов, в их числе мозаики в церквях Успения в Никее (1067 г.), Кахрие Джами в Константинополе (1316 г.)и многие другие.

Эпоха Византийской империи была временем высочайшего расцвета мозаичного искусства. Византийская мозаика со временем приобретает более утонченный характер, она составляется из более мелких модулей, что позволяет выполнить изящную кладку. Фон изображений по преимуществу приобретает золотой цвет, символизирующий божественный свет и необъяснимость тайны.

Мозаика в домах погибшей Помпеи удивляла и волновала поэта Иоганна Гете. Он писал, что каждый раз при взгляде на нее «мы все снова возвращаемся к простому и чистому восторженному изумлению».

С принятием христианства мозаика и мозаичное искусство появляются и в Киевской Руси в × в. Однако этот вид декоративно-прикладного искусства не получил широкого распространения по причине слишком высокой цены на материалы, которые везли из Константинополя. Византия установила государственную монополию на вывоз смальты. Поэтому мозаика на Руси служила символом роскоши и царственной власти. Два столетия мозаикой украшали главные помещения храмов.

Первый опыт появления мозаик на Руси – это украшение церквей Святой Софии (1043–1046 гг.). Исторические летописи свидетельствуют, что софийские мозаики набирали византийские мастера. Эти монументальные полотна по-прежнему чисты и красочны, хотя с момента их создания прошла почти 1000 лет.

Спустя полвека для другого собора – Архангела Михаила (1108–1113 гг.) в Киеве – мозаики набирали уже киевские мастера. Для чего на территории Киево-Печерской лавры было организовано полноценное производство смальты, теперь ее не нужно было доставлять по слишком высокой цене из Константинополя. Мозаичное убранство храма было выполнено из драгоценного материала собственного производства. Но затем последовали трагические события, связанные с татаро-монгольским нашествием, связи с Византией были прерваны, так наступила историческая пауза в развитии этого искусства на Руси. Оно было надолго забыто и возродилось лишь в середине XVIII в.

Флорентийская мозаика

В Западной Европе в Средние века мозаиками украшали преимущественно храмы. Мозаичной техникой виртуозно владели и мастера исламского мира.

В эпоху Ренессанса в Европе сформировалась еще одна техника набора мозаики, которая была названа флорентийской. Именно во Флоренции она была разработана и отсюда позднее распространилась по всей Европе.

Принцип этой техники состоял в подборе разновеликих кусков из натурального камня. Они должны были плотно прилегать друг к другу и своей структурой подчеркивать характер живописуемого предмета. Разнообразие размеров и силуэтов кусков, из которых складывалась мозаика, определялось характером изображения.

Флорентийская техника базировалась на использовании природного рисунка в камне. Камень как художественный материал этого вида мозаики давал ей и цвет, и специфическую текстуру, присущую конкретной породе, чего нельзя получить каким-либо иным способом. Специфической особенностью именно этого вида мозаики стала полировка, которая помогала максимально глубоко и сочно выявить цвет камня с присущей ему структурой.

В эпоху Ренессанса в Италии мозаичные произведения создавались в специальных мастерских при крупных храмах. В частности, такие мастерские были при соборе Сан Марко в Венеции и соборе Святого Петра в Риме.

Вначале при создании мозаик по флорентийской технологии мастера использовали мягкие, легкие в обработке породы мрамора, которые добывались на юге Европы. Однако постепенно география техники расширялась.

В силу этих обстоятельств материал, который использовался для нее, становился все более разнообразным. Камень как расходный цветовой материал теперь поставляли со всех континентов, расширяя цветовой и текстурный потенциал этой техники (рис. 4).


Рисунок 4. Флорентийская мозаика


Примерно в 1775 г. римские мастера научились разрезать на микроскопические кусочки нити расплавленного стекла разнообразных оттенков. Это позволило им копировать известные произведения живописи в виде миниатюрных мозаик.

Русская мозаика

Русские мастера примерно с XIII в. оставались в стороне от развития этого вида искусства, трагические события татаро-монгольского нашествия и гибель самой Византии изолировали русские княжества от Европы, поставив их на грань выживания.

Только в XVII в. М. В. Ломоносов сделал попытку возрождения мозаичного искусства. Опытным путем, не имея возможности заимствования, он разработал технологию варки смальты, поставив ее производство фактически на промышленную основу. Применяя вновь созданный им материал, он вместе с учениками набрал полотно «Полтава» и серию портретов. Они являются редкостными не только для своего времени.

В Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге во второй половине XIX – начале XX в. велись большие работы по изготовлению смальтовых мозаик. За этот период здесь был создан ансамбль мозаичных картин и орнаментов, которые выделялись высоким мастерством.

Однако мозаичная инициатива М. В. Ломоносова не получила исторического развития. Новое и уже окончательное пришествие мозаики в Россию состоялось в середине XIX в., когда строился Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Стены собора предполагалось украсить мозаиками, для чего русские художники создали живописные полотна. Затем были приглашены итальянские мастера, которые помогали переводить изображения из техники масляной живописи в технику смальтовой мозаики.

Для производства материала при Академии художеств была образована специальная мозаична я мастерская, которая в числе прочих использовала и рецептуру изготовления смальты, разработанную М. В. Ломоносовым. Начиная с этого времени, художественное производство смальты было поставлено на поток. Благодаря этому искусство мозаики в России получило достаточно динамичное развитие, обрело свой академический стиль. В частности, храм Воскресения Христова, известный как храм Спаса на Крови, является крупнейшим в Европе произведением мозаичного искусства. В то же время он – несомненно, ярчайший в мире образец сочетания мозаики и архитектуры.

На Всемирной Парижской ярмарке, которая состоялась в 1911 г., были представлены интереснейшие изделия российских мастеров. Они при изготовлении мозаик использовали широкую палитру уральских самоцветов. Искушенная европейская публика была поражена сочностью цветов полудрагоценных и драгоценных камней, которые применялись при изготовлении объемных ваз. Специалисты отметили в них специфическую разновидность флорентийской мозаики, которую с того времени принято называть русской мозаикой.

Классическая мозаика

Исторические техники римской, византийской и флорентийской мозаики существовали и продолжали свое развитие вплоть до настоящего времени. В ходе объективных процессов развития искусства был выработан некий общий принцип, который принято называть традиционной классической мозаикой. Это универсальный обобщенный способ модульной кладки. Он способен варьироваться в зависимости от целей и приоритетов тех или иных художественных школ. Принцип называется классическим в силу своей собирательности и нацеленности на имеющиеся в истории искусств типичные образцы традиционного мозаичного творчества. Отдельные личные аранжировки основополагающих положений модульной мозаики не меняют главного принципа. Они без особых затруднений вписываются в общее название классической мозаики. Современная мозаика как вид искусства по-прежнему элитарна. Она способна удовлетворить запросы как материального, так и духовного характера. Многообразие современных материалов предоставило мастерам возможность широкого выбора техник и стилей при изготовлении мозаик (рис. 5).


Рисунок 5. Фрагмент классической мозаики

Мозаичные панно и мозаика о интерьере

История появления и развития мозаики как очень необычного вида искусства весьма интересна. Ее изумительно выразительная техника всегда позволяла создавать удивительные по красоте декоративные изображения. Материалы и техника их наложения на основу сделали мозаику наиболее долговечной формой декоративно-прикладного искусства, которая дошла до нас со времен античности. Итальянский художник XV в. Доменико Гирландайо назвал мозаику «вечной живописью». Мозаика порой сохранилась там, где разрушился даже камень.

Современная трактовка рассматривает понятие «мозаика» в части изобразительного творчества как декоративно-прикладное и монументальное искусство разнообразных жанров. Такие произведения формируют изображение с помощью компоновки, набора и закрепления на поверхности, чаще всего на плоскости, многоцветных камней, смальты, керамических плиток и иных, порой весьма необычных материалов. В наши дни мозаика продолжает быть ценным художественным средством оформления и внутреннего убранства помещений и их наружных поверхностей.

Художественные возможности мозаики поистине безграничны. С ее помощью можно создать декоративное изображение как в виде простого мозаичного рисунка – узора, ковра, растяжки, одиночного элемента отделки для образования акцента в интерьере, так и в форме сложной композиции и произведения живописи.

Процесс создания художественной мозаики состоит, как и прежде, в укладке ее элементов методом вдавливания в грунт, а также в наборе изображения на картоне или ткани с дальнейшим переносом его на загрунтованную поверхность.

История не сохранила ни имени мастера, который впервые додумался создавать мозаичные панно, ни даже страны, где это открытие произошло. Тем не менее такие панно попадаются среди развалин Древних Египта, Греции и Рима. Некоторый спад в налаженном производстве мозаичных картин произошел из-за смены общественной формации в Европе. С разрушением системы рабовладения некому стало делать черновую работу и колоть природный камень, мрамор и гранит на мелкие модули. Очень кропотливая ручная работа, которая требовалась для создания выложенных из мелких кусочков стекла и камня мозаичных панно, сделала их обладание привилегией очень богатых людей и персон королевской крови. Казалось, что композиции из мозаики могут навсегда уйти в прошлое. Однако мозаика не утратила своей популярности – мозаичные панно придавали интерьеру совершенно необыкновенный вид.

Со временем на смену утраченным старинным секретам пришли новые промышленные технологии производства и укладки мозаичных композиций. Постепенно в России было создано очень много мозаичных настенных панно в римской или византийской технике (рис. 6).


Рисунок 6. Мозаичный портрет Петра I работы М. В. Ломоносова


Возвращение стеклянной, а точнее, смальтовой мозаики через столетия на рынки Европы произвело своеобразную революцию в области создания мозаичных панно.

Смальтовую мозаику можно называть стеклянной только условно, хотя они производятся из одного сырья. Кусочки смальтовой мозаики намного прочнее обычного стекла. В процессе производства происходит обжиг расплавленной стеклянной массы в специальных печах при температуре 1200 °C. Обожженная стеклянная масса очень похожа на древнюю смальту.

По мере того как на Урале расширялась добыча природного камня, появилась и своя русская мозаика. Она развивала идеи флорентийской мозаики, используя мрамор и яшму, малахит и лазурит. Большую выразительность произведениям мастеров русской мозаики придавали как цвет камня, так и его естественный рисунок.

Теперь мозаикой стали выкладывать не только гладкие стены и своды, но и всевозможные архитектурные детали – колонны и пилястры. Помимо этого, мозаика появилась на различных декоративных предметах со сложной формой и фасонной поверхностью: вазах, чашах, шкатулках, предметах мебели, даже на ножках светильников. Отчасти этому способствовала новая техника выполнения мозаики.

В Европе была изобретена техника так называемого обратного набора. С помощью мозаик, выполненных в этой технике, в XIX в. было украшено великое множество ратуш, театров, церквей и других зданий. Данная техника состоит в следующем: в мастерской на бумагу (кальку) с рисунком будущей мозаики в натуральную величину наклеивают модули тыльной стороной вверх. Фрагмент за фрагментом набранную мозаику переносят на предназначенное для нее место, вдавливая ее тыльной стороной в закрепляющий состав.

После того как состав высыхает, бумагу и клей смывают. Словно переводная картинка, делается видной лицевая сторона мозаики.

Техника обратного набора существенно экономит силы и время при создании панно, но плоской поверхности несколько не хватает игры света, которая так оживляла средневековые мозаики. Благодаря технике обратного набора мозаичные панно и картины в наши дни украшают здания музеев, станций метро, торговых пассажей, парков и детских площадок во всем мире – от Калифорнии до Москвы, от Израиля до Японии.

Наборные маски ацтеков, которые инкрустированы агатом, обсидианом, яшмой и горным хрусталем, являются примером удивительно кропотливой работы древних мастеров мозаики с прочнейшими природными материалами.

Мозаичные панно благодаря своей гладкой, но имеющей грани поверхности, слывут идеальным средством отделки больших однообразных фасадов современных зданий. Архитекторы активно применяют столь необычный декор в своих проектах, поэтому пространственные и линейные величины таких мозаичных картин способны насчитывать десятки и даже сотни метров.

В процессе создания любой мозаики можно выделить 2 главных этапа: создание графической картины в цвете и последующее наполнение ее красками природных и искусственных материалов. Рисунок современной мозаичной картины доступно составить из разноцветных кусочков дерева, стекла, камня или перламутра. Кубики, столбики или пластинки одинаковой величины крепят на плоскость с помощью цемента, воска или клея.

Чаще мастера выполняют многоцветные мозаики, но иногда мозаичный рисунок создается на основе только 2 различных цветов (не обязательно черно-белого сочетания) или даже лишь 2 оттенков одного цвета.

Эффект крупных твердых мазков кистью достигается путем использования при кладке сравнительно больших кусочков материала. Панно, созданные в такой технике, прекрасно подходят для гостиной, украшения стен или пола в бассейне, для придания фасаду здания эксклюзивного вида.

Тонкие детали и плавные переходы цвета можно передать, используя очень мелкие кусочки. Они позволяют добиться эффекта целостности мозаичного панно.

Мозаичное панно способно быть или центральным элементом дизайна помещения, когда его размещают на стене, потолке или полу, или акцентировать внимание на других элементах декора.

Выполненное умелым мастером мозаичное панно трудно отличить от настоящей картины, оно может стать неожиданным эффектным акцентом в любом интерьере. Такое панно не требует большого расстояния для того, чтобы В ПОЛНОЙ мере оценить его красоту.

Искусство во все времена – авторское. Мозаики, созданные талантливыми художниками, несут на себе печать их дара, гения, запечатленного в смальте, камне, мраморе или ином материале. Художник или мастер воссоздает в работе свой духовный мир, образ мыслей, свое мировоззрение. Для чего он использует то или иное направление определенной школы, различные техники и стили. Поэтому каждые мозаичная картина или панно, как и любая картина, должна обладать своим стилем. Большой популярностью всегда пользуются панно, созданные в греческом, римском, или флорентийском стилях. Многие классические мозаичные картины отражают мотивы природы.

Смальта – искусственный материал, который создан в результате технического поиска любопытного человека. Застывшую смальту колют на модули нужного размера, из которых набирают мозаику. Величина каждого модуля определяется потребностями художественных задач.

В советские времена мозаика утратила свою прежнюю элитарную и храмовую принадлежность – мозаичные панно в стиле социалистического реализма призваны были украшать дворцы для народа: вокзалы, дома культуры и метро. Смальта, столь ценный и дорогостоящий материал, практически была превращена в строительный материал, которым покрывали огромные площади стен и фасадов. Эти здания, несомненно, выделялись среди прочих. Хотя новая роль мозаики принижала ее сакральную ценность, но это был своеобразный классический стиль (рис. 7).


Рисунок 7. Классическая мозаика советских времен


Классикой в искусстве мозаики можно назвать и собственно классицизм, и ампир, и барокко, и неоклассицизм, и эклектику. Классика – это все стили, которые существовали до появления модерна.

Модерн – это пороговый стиль, который полностью отвергает опыт предшествующих поколений; он возник как возмутитель спокойствия. Модерн часто рассматривают как буржуазную революцию в эволюционном постепенном развитии искусства. Стиль модерн слишком характерен, он принципиально разнится от всех прочих стилей, которые искусствоведы совокупно определяют как классику. Стиль модерн принес много нового в каждый вид искусства (рис. 8).


Рисунок 8. Стиль модерн в мозаике


Мозаике этот стиль подарил применение таких новых материалов, как керамика, стекло и фарфор. Вновь вернулась галька. Эти материалы стали использовать наравне с традиционной смальтой и камнем и как чисто наборный материал, как отдельные элементы и детали композиции.

Однако главное качество, которое модерн как стиль внес в искусство мозаики – разлом традиционных границ техники и смешение методов кладки. Стиль модерн принес новый «аномальный» вид кладки, в которой появилась разновеликость. Он нарушил модульную целесообразность и единство принципа создания мозаичной композиции. Нарушая все традиции и сложившиеся стереотипы, этот стиль стал скрещивать классическую и флорентийскую техники.

Теперь в одной мозаичной композиции могут встретиться кладки модулей, различных по характеру и размерам. Сам характер модульных фигур начал изменяться в зависимости от изображения. Если в классической мозаике использовались модули только определенных размеров и видов, то стиль модерн, ломая традиции, сочетал в одной и той же композиции традиционные прямоугольные модули с гипертрофированно вытянутыми и геометрически неправильно нарезанными модулями.

Самой колоритной фигурой эпохи модерна можно считать испанского архитектора Гауди. Фантастические архитектурные сооружения этого автора необычны даже для стиля модерн. Оригинальные и органичные мозаики Гауди до такой степени естественно ложатся в архитектурную среду, столь ярко подчеркивают экзотическую пластику форм, что если кто-то захочет подыскать им замену, то обязательно придется изменять и саму архитектуру.

После эпохи модерна даже само понятие классической мозаики стало существенно обширнее и пластичнее (рис. 9).

Современная мозаика составляется из самых различных материалов. В настоящее время насчитывается значительное число видов мозаики. Среди них все большую популярность приобретают блестящая, глазурованная, керамическая, прессованная, стеклянная и эмалированная мозаики.

Однако самым известным видом является стеклянная мозаика, которая изготовляется с применением венецианского стекла. Ее плиточки выпускаются со стандартными размерами от 1 × 1 до 5 × 5 см. Цветовая гамма стеклянной мозаики обильна и многообразна, она насчитывает более 150 цветовых оттенков.


Рисунок 9. Классическая постмодерновая мозаика


Смальтовая мозаика также имеет в своей основе стекло, созданное из природных соединений. Она отличается от мозаики из стекла матовой непрозрачной поверхностью. Это качество не лишает смальтовую мозаику неповторимой прелести. Она словно светится изнутри, потому что каждый модуль этой мозаики неповторим в цветовом оттенке.

Керамическая мозаика состоит из модулей, своим цветовым решением напоминающих обыкновенную керамическую плитку. Модули могут быть и покрытыми глазурью, и содержать различные кракелюры, т. е. мелкие трещинки, вкрапления и цветовые разводы.

Для необычных работ выпускаются особая коллекция с эффектом полудрагоценного камня авантюрина, а также «золотая» и «серебряная» мозаики. Изысканная мозаика с добавлением золота или платины выполняется мастерами вручную от начала до конца. Столь необычная мозаика, созданная руками золотых дел мастеров, применяется как элемент дорогого декора.

На сегодняшний день классическое исполнение мозаики из смальты, как и прежде, расценивается как самый изысканный вариант оформления интерьера в особых случаях. Каменная мозаика применяется по преимуществу для создания изображений на полу или террасах. Мраморная мозаика, а также керамогранит используются для отделки зданий общественного назначения.

Широкие технические характеристики, доступность, многообразие, высокий художественный потенциал и возможность импровизации сделали мозаику из стекла, стеклянных смесей и керамики в особенности популярной при отделке самых различных помещений. Именно эти материалы являются бесспорными лидерами среди современных мозаичных материалов, так как помогают претворить в жизнь любую творческую задумку мастера.

На протяжении последнего полувека взгляды художников обратились к еще одному виду материала для мозаики, который раньше использовался совсем по другому назначению. Это семена различных растений – из них делают необыкновенные панно и картины сравнительно небольшого размера. Они по достоинству способны стать украшением самого изысканного интерьера.

Важность выбора материала для мозаики трудно оспорить, тем не менее это еще не самое главное в создании неповторимого облика интерьера. Значительно важнее отдать предпочтение той или иной технологии создания мозаичного рисунка.

Византийская мозаика

Презентацию подготовила

Канева Татьяна Васильевна

учитель истории МБОУ «СОШ с. Петрунь»

Г. Инта, Республика Коми


  • Мозаика - изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц, один из основных видов монументально-декоративного искусства.

История восходит к третьему или четвертому веку нашей эры. Именно этим временем датируются одни из самых древних образцов мозаики.


  • Интересно, что искусство это было в самом расцвете в шестом и седьмом веках, а затем было возрождено и постоянно использовалось на протяжении периода с девятого по четырнадцатый век. В основном образцы этого искусства представляют сюжеты на библейскую тему, следовательно многие из них располагаются в различных религиозных зданиях.

  • Смальта.
  • По сути, этот материал был стеклом, в которое добавляли частицы металлов для придания ему определенных оттенков. Так с добавлением золота, стекло приобретало золотой блеск. Именно этот блеск, побудил многих мастеров выбирать золотую мозаику для фона картин.

Византийцы с помощью простых инструментов элементам мозаики придавали элементарные геометрические формы, удобные для укладки в мозаичное полотно. И все же основным мозаичным элементом стали кубики.


Ещё в расплавленную массу смальты добавляли в разных соотношениях медь и ртуть. Так древние мастера добивались того, что частички мозаики приобретали различные оттенки, необходимые для создания композиции.


  • Византийская мозаика – это прежде всего мозаика из смальты. Именно византийцы разработали технологию производства смальты, благодаря которой это относительно экономичное и простое в обращении стекло стало основным материалом в монументальной живописи.

  • Главной особенностью византийского стиля служил золотистый фон, который присущ для большинства картин. В качестве техники набора применяется обычно прямой набор.

Еще одной особенностью является наличие четких контуров каждого объекта представленного в картине. Если картину разглядывать с большого расстояния, то такие контуры позволят сделать действующих персонажей более заметными на золотом мерцающем фоне.


  • Использование смальты, фон, образованный неровностями смальтовых кубиков, ровные контуры границ объектов и фона – это классика мозаики, классика Византии

Наиболее известными византийскими мозаиками являются мозаики Равенны и изображения Айя-Софии (Константинополь).


  • Византийская мозаика стала главным элементом художественной отделки соборов, усыпальниц, базилик.

Мозаика в современности

Большинство приемов византийской мозаики используется и в современных мозаичных композициях.


Мозаика в современности

Византийская мозаика остается

одним из основных видов художественно - декоративного искусства современности.



Йошкар-Ола

Введение...................................................................................................................3

1. Понятие «мозаика»........................................................................................4

2. История мозаики...........................................................................................7

3. Римские мозаики.........................................................................................10

4. Византийские мозаики из смальты............................................................13

Заключение.............................................................................................................20

Список использованных источников...................................................................21

Введение

"Наши дни" открыли искусство мозаики, как искусство, заново. Прокатитесь по Московскому метро, техника исполнения, профессионализм мастеров, разнообразие цветов и сюжетов поражают воображение.

Для многих мозаичная техника стала не профессией, но увлечением на всю жизнь. Этим увлекательным, а главное доступным занятием можно заинтересовать и детей. Термомозаика создана для совместного творчества детей и их родителей.

В этом реферате я хочу познакомить вас с понятием «мозаика», с ее историей, даже о том, где можно встретить мозаичное искусство.

1. Понятие «мозаика»

Мозаика - одна из самых древних техник декоративно-прикладного искусства. Ее знали еще древние греки. Слово «мозаика» произошло от лат. opus misivum, дословно – «произведение, посвящённое музам». Мозаика - своего рода живопись, но изображение здесь набирают кусочками мелких разноцветных плиток выполненных из керамики, смальты, стекла, разноцветных шлифованных камешков и т.д. История мозаики уходит глубоко в прошлое и насчитывает не одно тысячелетие. Первые мозаики возникли в Древнем Риме, римской мозаикой украшали купальни, полы вилл и спален, роскошные залы в домах знати. Эпоха Византийской империи привнесла в мозаику глоток свежего воздуха, именно в это время распространение мозаики достигло своего пика.

Раннехристианское искусство Византии полюбило мозаику за поражающую воображение игру света, яркость и неизменность цветов. Золотые кусочки смальты таинственно переливались и играли на сводах и стенах храмов, прекрасно передавая нерукотворное божественное сияние. Характерной особенностью византийской мозаики, отличной от римской, является более мелкий модуль камней, более деликатная кладка. В римской мозаике кладка, как правило, достаточно крупная, черты лиц не отличаются тонкостью, хотя очень выразительны. Опять же византийская мозаика отличается совершенно другими приемами в кладке ликов, одежды, обилием золотого фона. Величественный, прекрасный дух византийских мозаик передается даже на маленьком фрагменте - атмосфера благоговения и тишины храма...

Флорентийская мозаика также славится утонченностью и изысканностью, мозаичное панно из флорентийской мозаики выполнялось из шлифованных камней различной формы.

Сегодня мозаика широко применяется для отделки интерьера (стен, пола, потолка, подиумов, лестниц), фасадов зданий, ландшафтных объектов (клумб, фонтанов, скамеек, садовых дорожек), бассейнов, скульптур, мебели; для оформления элементов декора и создания художественных панно.

В качестве мозаичных материалов используются традиционные смальта и природный камень, а также стеклянные смеси, керамика, керамогранит, металл. Классическое исполнение мозаики из смальты, по-прежнему, остаётся самым изысканным вариантом оформления декоративных панно для избранных. Камень используется, в основном, для создания напольных изображений; металл - для придания интерьеру некоего футуристического намёка; керамогранит - для отделки зданий общественного назначения. Стеклянная же и керамическая мозаика являются самыми популярными отделочными материалами. Данная особенность продиктована, в первую очередь, их высокими техническими характеристиками, а, кроме того, - доступностью, многообразием, сильным художественным потенциалом, возможностью импровизации.

Явные лидеры современных мозаичных материалов - стеклянные смеси и керамика - помогают реализовать в жизни любую творческую задумку заказчика. Стеклянная мозаика, помимо артпокрытия, является также прикладным средством искусства. Её художественные возможности безграничны: она позволяет создать декоративное изображение от простого рисунка (узора, ковра, растяжки, одиночного элемента отделки для создания акцента в интерьере) до сложной композиции и произведения живописи.

Стеклянная мозаика, кроме того, незаменима для облицовки высокотехнологичных объектов: бассейнов, прудов, водопадов, фонтанов, ванных, кухонь, саун, каминов, фасадов зданий. Сплав функциональных и эстетических свойств этого материала (высокая пластичность, нулевой коэффициент водопоглощения, жаропрочность и морозостойкость, прочность, неприхотливость, устойчивость к химикатам и воздействию солнечных лучей, независимость от погодных условий, неподверженность влиянию микроорганизмов и бактерий, разнообразие цветовых решений, дополнительные дизайнерские возможности) является уникальным для работы с сооружениями водной стихии.

2. История мозаики

Большой славой в эпоху эллинизма пользовались произведения пергамского художника Соза, о котором Плиний говорит, как о самом искусном греческом мастере мозаичной живописи. В Пергаме, во дворце Атталидов, Соз набрал мозаичный пол, на котором были изображены беспорядочно разбросанные после пиршества остатки кушаний - рыбьи кости, клешни крабов, овощи, фрукты, раковины и т. п. Здесь же была изображена мышь, грызущая орех, и птицы, которые клевали ягоды. Эта шуточная картина была выполнена в натуральную величину с невиданным до

того в мозаичном искусстве мастерством.
Столь же прославленной была и другая мозаика Соза,

также украшавшая пол,- «Голуби на чаше».

На ней была изображена, по описанию Плиния,

«пьющая голубка, затемняющая поверхность воды тенью своей головки; остальные сидят, прихорашиваясь». Очевидно, это произведение было в свое время очень популярно, так как при раскопках в Италии было найдено несколько вольных подражаний ей.

Плиний говорит, что Соз в своих мозаиках употреблял «мелкие кубики, окрашенные в разные цвета». Здесь, вероятно, речь идет о стеклянных кубиках, так как для них разноцветность более характерна, чем для камешков. Но зато с полной достоверностью установлено, что целиком стеклянными были мозаичные полы на острове Делос, относящиеся ко II в. до н. э. На этих мозаиках кладка цветных кубиков, иногда очень мелких, была столь совершенной, что позволяла выполнить чрезвычайно тонкий рисунок.

За счет эксплуатации порабощенных народов роскошь декоративной отделки общественных зданий, дворцов, храмов и частных домов зажиточных слоев населения достигает своего апогея. Мода на мозаику как на один из наиболее пышных и дорогих способов художественной отделки строений распространяется до небывалых пределов. Все чаще и чаще наблюдаются случаи украшения мозаикой не только полов, но и стен зданий. Каждый сколько-нибудь имущий хозяин стремится завести у себя в доме хотя бы небольшую мозаичную картину или выложить на полу у входа из мелких кусочков фигуру оскалившегося пса с надписью: «cave ca-nem» -«берегись собаки».

Сам Цезарь приказывает возить за собой в походах мозаичные плиты, чтобы выстилать ими пол в своей палатке.

Римляне не удовлетворяются сдержанностью красок греческих мозаик и начинают применять в мозаике агат, оникс, бирюзу, изумруд и прочие драгоценные камни. Однако из-за дороговизны подобных материалов развитие мозаики в этом направлении ограничивалось, что натолкнуло на преимущественное использование стекла, как материала, дающего не меньший декоративный эффект, но неизмеримо более дешевого и широко доступного.

Переход на стекло открыл перед мозаикой новые возможности и способствовал еще большему ее распространению при отделке общественных зданий и домов богатых горожан.

Огромной известностью пользуется мозаика, найденная в Помпеях, в так называемом доме Фавна, изображающая последний момент битвы Александра Македонского с Дарием при Иссе. Она считается копией с живописного оригинала, который приписывается греческому художнику Филоксену из Эритреи, современнику Александра.

В картине поражает огромное внутреннее напряжение и глубина характеров действующих лиц. Лицо Александра, сего горящим взглядом и резкими угловатыми чертами, совсем некрасивое, по-видимому, имеет большое сходство с оригиналом и совершенно не напоминает многочисленные идеализированные портреты этого героя. На лице царя Дария, который видит гибель одного из близких ему людей, художник передал сложное выражение ужаса, жалости и беспомощности.

Мозаика украшала пол одной из комнат дома Фавна и занимала площадь в 15 кв. м. Для ее изготовления потребовалось около полутора миллионов кубиков из естественных горных пород. В мозаике использовано ограниченное число цветов: черный, белый, желтый и красный.

Гете, неоднократно любовавшийся этим замечательным произведением искусства, писал, что каждый раз, подходя к нему, «мы все снова возвращаемся к простому и чистому восторженному изумлению».

3. Римские мозаики

Интересные римские мозаики, относящиеся к I-II вв., хранятся в собрании Государственного Эрмитажа. Среди них - превосходная мозаика "Танцующая девушка", небольшая картина, аллегорически изображающая месяц июнь в виде мальчика, держащего корзину с фруктами, и большая мозаика, показывающая Гиласа, спутника Геракла, в его странствиях.

Все эти мозаики набраны из смальт с использованием некоторого количества мраморных кубиков.

Упомянем еще мозаику античного периода, недавно найденную в Гарни, близ Еревана. На ней изображены морские божества в обрамлении богатого орнамента. Мозаика набрана, по всем признакам, местными армянскими мастерами из разноцветных кубиков натурального камня.

Огромный интерес представляют недавно открытые мозаики древней Антиохии, на которых с выдающимся мастерством изображены мифологические сцены.

Примером удачного использования мозаики в римской архитектуре могут служить найденные в Помпеях четыре колонны, богато украшенные орнаментом с изображением охотничьих сцен, набранным из разноцветных кусочков смальты.

В Помпеях сохранились также фонтанные ниши, сплошь покрытые орнаментальной мозаикой.

Наибольшего развития римская мозаическая живопись достигает в первую половину II в. при императоре Адриане. Во время своих длительных путешествий он возил с собой целый отряд архитекторов и художников, в том числе мозаичистов, которые должны были украшать здания, возводимые по его приказу в разных городах Римской империи. Под руководством этих художников в ряде городов были созданы мозаичные мастерские.

Вполне возможно, что известная мозаика пола из Палестины, изображающая долину Нила во время разлива, оживленную многочисленными бытовыми сценами, была создана римскими художниками-мозаичистами ко времени возвращения Адриана с верховьев Нила.

К концу II в. Римская империя вступает в полосу глубокого кризиса, который впоследствии приводит к гибели весь античный рабовладельческий мир. Государственная казна постепенно истощается, в стране растет нищета. Однако правители Рима не хотят замечать надвигающейся катастрофы. Тратятся неисчислимые средства на пиршества, представления и народные празднества. Народ ни о чем не должен знать - все обстоит совершенно благополучно. Все рассчитано на внешний эффект: и огромные размеры построек, и непомерная стоимость отделочных материалов, и необычайно пышное убранство интерьеров. Мозаическое искусство как один из самых дорогих приемов украшения зданий получает особенно широкое применение.

Знаменитые термы (бани) Каракалла, построенные в начале III в., богато отделываются мозаикой. Полы выложены кубиками из цветных мраморов, в стенных мозаиках применены смальты самых ярких цветов и позолота. Остатки этой пышной декорировки дошли до нас и позволяют различать неуклюжие изображения знаменитых римских атлетов. Грубая упрощенная трактовка фигур и жесткие краски свидетельствуют о резком упадке художественного вкуса. Все говорило о том, что в истории Римского государства приоткрывалась одна из самых мрачных страниц, насыщенная политическими репрессиями, угрожавшая отодвинуть искусства на задний план и затормозить их развитие на долгие годы.

Казалось, такой печальной участи не могло миновать и мозаическое искусство, но этого не случилось, поскольку судьба этого искусства оказалась связанной с новой христианской религией, закреплявшейся вокруг византийского трона восточных римских императоров.

Битва кентавров с хищниками. Мозаика виллы Адриана в Тиволи. Берлин. Государственный музей

Битва Александра Македонского с Дарием III при Иссе. Мозаика из дома Фавна в Помпеях. Неаполь. Национальный музей

4. Византийские мозаики из смальты.

Ранневизантийский период

Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, V век.
Характерной особенностью мозаик мавзолея Галлы является контраст двух люнетов. Сцена с Добрым пастырем исполнена в духе античной пасторали с намеренной умилительностью образов. Сцена с образом св. Лаврентия демонстрирует рождение нового художественного языка. Композиция ясна, отличается простой симметрией крупных форм. Изображение намеренно выведено на передний план. Начатки обратной перспективы создают иллюзию «опрокидывающегося» на зрителя пространства.

Баптистерий Православных в Равенне, V век.
Мозаичная живопись купола весьма эффектна. Фигуры апостолов показаны в движении. Крупность их шага подчеркивается широко расставленными ногами и изгибом бедер. Иллюзия пространства еще присутствует: поверхность, по которой ступают апостолы, выглядит более светлой, чем таинственный и бездонный синий фон основного изображения. Тяжелые и пышные одежды напоминают великолепие римских патрицианских одеяний. В апостольских хитонах варьируются только два цвета - белый, олицетворяющий свет, и золото - свет небесный.

Большой императорский дворец в Константинополе. V век.
В отличие от культовых сооружений эпохи пол Большого императорского дворца в Константинополе содержит большое число изображений бытовых сцен с участием людей и животных. Обращает на себя внимание фоновая мозаичная выкладка - сотни тысяч кусочков однотонной белой мозаики образуют причудливый узор, в котором поражают масштабы работ и аккуратность древних мастеров.

Церковь Сан-Витале в Равенне, VI век.
В композициях господствует идеальная уравновешенность. Архитектурные формы, растительные мотивы, человеческие тела, уподобленные простейшим геометрическим фигурам, словно вычерчены по линейке. Драпировки не имеют ни объема, ни живой мягкости. Ни в чем нет живого ощущения вещества, хотя бы отдаленного намека на природное дыхание. Пространство окончательно утрачивает какое-либо сходство с реальностью.

Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, VI век.
В изображении мучеников и мучениц четко прослеживается тенденция, которую можно назвать сакрализацией стиля. Изображение намеренно стремится отрешиться от каких бы то ни было конкретных жизненных ассоциаций. Исчезает даже отдаленный намек на воображаемое пространство или среду действия - все свободное пространство занимает бесконечный золотой фон. Цветы под ногами волхвов и мучениц играют чисто символическую роль и еще больше подчеркивают ирреальность изображенного.

Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, VI век.
Стиль мозаик обнаруживает явственные признаки западного вкуса. Формы абстрактны и нарочито упрощены, в композиции господствует линейный ритм. Широкие и бесплотные пятна силуэтов окрашены ровным цветом, только он, собственно, и сохраняет выразительность. Внешняя нарядность, цветовая звучность компенсируют анемичность и аморфность стиля.

Эпоха династии Комнинов

6. Церковь Успения Богоматери, Дафни, XII век.
Мозаики Дафни создают ощущение праздничности, незамутненного спокойствия и вселенской гармонии. Из живописи полностью исчезают мрачные тона, а евангельские образы исполняются поэтической красоты. Даже в сценах страстей нет и намека на страсти и пафос страдания и жертвы.

Каждая мозаика в Дафни представляет собой самостоятельную композицию и вместе с тем неотъемлемую часть стройного единого ансамбля росписи, органически связанную с архитектурой. Нужно заметить, что при этом мозаики не покрывают сплошь все стены, а оставляют незаполненными большие поверхности, которые подчеркивают красочное богатство росписи.

Стройные и правильные по своим пропорциям человеческие фигуры изображены в сложных, иногда стремительных движениях и поворотах, формы переданы объемно, хотя большую роль играет четкая линия контуров, придающая изображению некоторую сухость.

Основное назначение мозаик, по представлению византийских правящих кругов, заключалось в поучении верующих.

Ясность в развитии сюжета и доходчивость до зрителя мозаик монастыря Дафни могут служить образцом для монументальной живописи.

7. Собор в Чефалу, XII век.
Мозаичные композиции собора сочетают византийское совершенство художественного исполнения и глубину духовного смысла с необыкновенной, чуть варварского толка, праздничной роскошью.

Византийские мозаики. Константинополь. Дворец Дафна

Дионис. Мозаика из дворца македонских царей в Пелле

Охота на оленя. Мозаика из дворца македонских царей в Пелле

Заключение

В своем реферате я познакомила вас с историей мозаики, раскрыла сущность понятия мозаики, продемонстрировала известные памятники мозаичного искусства.

В заключении выделим основные моменты. Слово «мозаика» произошло от лат. opus misivum, дословно – «произведение, посвящённое музам». История мозаики уходит глубоко в прошлое и насчитывает не одно тысячелетие. Первые мозаики возникли в Древнем Риме, римской мозаикой украшали купальни, полы вилл и спален, роскошные залы в домах знати. Эпоха Византийской империи привнесла в мозаику глоток свежего воздуха, именно в это время распространение мозаики достигло своего пика.

Интересные римские мозаики, относящиеся к I-II вв., хранятся в собрании Государственного Эрмитажа. Наибольшего развития римская мозаическая живопись достигает в первую половину II в. при императоре Адриане.

Примером византийских мозаик могут служить:Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне(V век), Баптистерий Православных в Равенне(V век), Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне(VI век), «Голуби на чаше» художника Соза и другие.

Переход на стекло открыл перед мозаикой новые возможности и способствовал еще большему ее распространению при отделке общественных зданий и домов богатых горожан. Сейчас отделку мозаикой можно встретить во многих местах.

Список использованных источников

1. Вахрушева Ю. История мозаики: [мозаичное искусство]// ДЕКО. – 2008. - №1. – 62с.

2. Искусство Византии/ Д.Т.Райс. –М.: Слово, 2002. – 254с.: цв. ил. –(Большая библиотека «Слова»)

3. Искусство Византии: ранний и средние периоды/ Г.С.Колпакова. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – 527с. : цв. ил.- (Новая история искусств)

4. Мельников Ю.С. История мозаики. http://stroy-server.ru/mozaika

5. http://www.smalta.ru/istoriya-smalty/vizantiya/

6. http://www.art-glazkov.ru/article/other/mozaika06.htm