Евгений онегин первый русский роман. «Евгений Онегин» А. С. Пушкина — первый реалистический роман в русской литературе. Горе от ума комедия или драма сочинение

Роман “Евгений Онегин” занимает центральное место в творчестве А.С. Пушкина. “Евгений Онегин” - это реалистическое произведение. Словами самого автора можно сказать, что это роман, в котором “отразился век и современный человек”. “Энциклопедией русской жизни” назвал В.Г. Белинский произведение А.С. Пушкина.
Действительно, в “Евгении Онегине”, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе, о культуре того времени. Из романа узнаешь, как одевалась молодежь, что тогда было в моде (“широкий боливар”, фрак, жилет). Очень подробно Пушкин описывает меню ресторанов (“бифштекс окровавленный”, страсбургский пирог, лимбургский сыр, шампанское). Во времена Пушкина блистала на петербургской сцене балерина А.И. Истомина. Поэт изобразил ее и в “Евгении Онегине”:
...Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит...

Особое внимание поэт уделяет петербургскому дворянству, типичным представителем которого является Евгений Онегин. Пушкин в подробностях описывает день главного героя. Мы узнаем, что в моде было гуляние по Петербургу, обед в ресторане, посещение театра. Но театр для Онегина был местом любовных увлечений:
Театра злой законодатель,
Непостоянный обожатель
Очаровательных актрис...

День молодого человека завершает бал. Таким образом, автор романа на примере Евгения Онегина показал жизнь петербургского общества. Пушкин говорит о высшем обществе с иронией и без симпатии. Это связано с тем, что жизнь столицы “однообразна и пестра”.
В романе показаны все слои русского общества того времени: дворянская Москва, высший свет Петербурга, крестьянство. То есть автор изобразил весь русский народ.
Петербург XIX века - место обитания лучших людей России. Это и декабристы, и литераторы, и другие видные деятели. Там “блистал Фонвизин, друг свободы”, люди искусства- Княжнин, Истомина, Озеров, Катенин. Автор хорошо знал и любил Петербург, поэтому он с такой точностью описал жизнь высшего петербургского общества.
Много говорит Пушкин о Москве, сердце России. Поэт признается в любви к этому необычайно красивому городу: “Москва... как много в этом звуке для сердца русского слилось!”. Пушкин гордится Москвой 1812 года: “Напрасно ждал Наполеон, последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной с ключами старого Кремля”.
Широко представлено в романе поместное дворянство. Это дядя Онегина, семья Лариных, гости на именинах Татьяны, Зарецкий. Великолепно описывает Пушкин провинциальное дворянство. Фамилии говорят сами за себя: Петушков, Скотинин. Разговоры этих людей ограничиваются только темами о псарне и вине. Их больше ничего не интересует.
К дворянам можно отнести и Владимира Ленского. Он был романтиком, Ленский совершенно не знал настоящей жизни. Пушкин рассуждает о его будущем. Поэт видит два пути. Следуя первому - Ленского ждала “высокая ступень”, он был рожден для славы. Ленский мог бы стать великим поэтом. Но ему был ближе второй путь:
А может быть и то: поэта
Обыкновенный ждал удел.

Владимир Ленский стал бы помещиком, каким был Дмитрий Ларин или дядя Онегина. Причина этого в том, что в обществе, в котором он жил, его считали чудаком.
О поместном дворянстве Пушкин пишет с большей симпатией, чем о петербургском. Поместные дворяне были ближе к народу. Это проявляется в том, что они соблюдали русские обычаи и традиции:
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины.

Прекрасно описал Пушкин быт простого народа. Поэт видел будущую Россию без рабства, без крепостничества. На протяжении всего романа чувствуется боль за русский народ. Пушкин показал в “Евгении Онегине” страдания простых людей.
В своем романе в стихах А.С. Пушкин отразил жизнь России первой половины XIX века.

«Евгений Онегин» — реалистический роман, в котором пред­ставлена широкая, исторически достоверная картина русской жизни начала XIX в. Поэт нарисовал различные типы людей, характеры, обусловленные социальной средой и временем. До него писатели не видели зависимости характера от обществен­ного окружения. Пушкин исследует процесс формирования ге­роев, показывает их не статичными, а в развитии, в столкновении со средой, в духовном преобразовании. Поэт впервые в русской литературе раскрывает психологические глубины характеров, рисует их внутренний мир с реалистической мотивированно­стью и верностью. Внутреннее психологическое состояние Пуш­кин передает через внешнее движение, поведение героев.

Реализм романа окрашен критическим отношением к действи­тельности. Это выражается прежде всего в типе конфликта — разо­чарованная, неудовлетворенная в своих общественных запросах личность находится в противоречии со средой, живущей по своим косным законам. Однако, реалистически изображая героя, Пуш­кин не вырывает Онегина из его круга. По верному замечанию Герцена, Онегин «никогда не становится на сторону правительст­ва», но и «никогда не способен стать на сторону народа».

Пушкин «Евгением Онегиным» определил тенденцию дальней­шего развития русской литературы в русле критического реализма.

Роман «Евгений Онегин» был назван В.Г. Белинским «энцик­лопедией русской жизни». Действительно, как из энциклопедии, из романа можно узнать все о пушкинской эпохе. В романе показа­ны все слои русского общества: высший свет Петербурга и патриар­хальная Москва, поместное дворянство и крестьянство.

Роман дает представление о системе образования дворян в то время, о круге чтения провинциальных барышень и молодых людей Петербурга. Описание одного дня Онегина воссоздает типичное для дворянской молодежи времяпрепровождение: сон до полудня, записочки-приглашения, которые слуга приносит в постель, прогулка по бульвару, обед в модном ресторане, те­атр, переодевание к балу, сам бал до утра.

Как на голландском натюрморте, переливаются сочными красками блюда, подаваемые на обед. Пушкин поэтизирует бы­товые детали, описывая петербургский кабинет Онегина с изящ­ными безделушками и французской парфюмерией. Мы узнаем, как одевались молодые аристократы, что было модно в те вре­мена. Особое место в картине быта Петербурга, созданной Пуш­киным, занимает театр — «волшебный край».

Пушкин удивительно точен не только в описании деталей и примет быта, но и времени. Можно с достоверностью опреде­лить, когда происходит то или иное событие романа, каков воз­раст его героев.

В «Евгении Онегине» постоянно упоминаются реальные лица — поэты, друзья Пушкина, балетные танцовщицы, драматурги, известные в те времена модные парикмахеры и портные.

На страницах романа находят отражение литературная борь­ба, противостояние романтизма и реализма, новые театральные веяния.

Нет ни одной стороны жизни и быта России начала XIX в., которая не отразилась бы, как в зеркале, в романе. Нравствен­но-бытовые, социально-политические, литературно-театральные представления, реалистически воспроизведенные в «Евгении Онегине», делают его энциклопедией, в которой «отразился век и современный человек».

Названием романа Пушкин подчеркивает центральное место Онегина среди других персонажей. Аристократ по происхожде­нию и воспитанию, «забав и роскоши дитя», Евгений Онегин, пресытившись светской жизнью, разочаровался в окружающей действительности. Человек острого критического ума, он стано­вится враждебен свету. Он пытается в книгах найти ответы на возникающие вопросы, но не находит ни идеала, ни цели. Разо­чарованность Онегина в жизни — это не дань романтической моде, не стремление рядиться в плащ Чайльд Гарольда. Это за­кономерный этап развития, обусловленный принадлежностью к дворянской интеллигенции. Пушкин в Онегине отразил дра­матизм положения передового дворянского интеллигента, ко­торый был оппозиционен власти, но и далек от народа, не имел ни дела, ни цели в жизни. Онегин — индивидуалист, в одиночестве переживающий свою разочарованность окружающим. В.Г. Белин­ский назвал его «страдающим эгоистом».

Дуэль с Ленским стала этапом в духовном развитии Онегина. Отрицая светскую мораль, Евгений Онегин не смог противо­стоять мнению света и отказаться от дуэли. Бессмысленное убий­ство приятеля заставляет его покинуть деревню, становится толч­ком к более глубокому и серьезному восприятию жизни.

Характеризуя Онегина, Герцен писал, что герой — это «умная ненужность», это «лишний человек в той среде, где он находится, не обладая нужной силой характера, чтобы вырваться из нее».

Сложный и противоречивый образ Онегина определил нача­ло целой плеяды «лишних людей» русской литературы.

Образ Ленского Пушкин сразу дает как антитезу Онегину:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой.

При этом Ленский близок Онегину по уровню развития, по высоте духовных запросов. Это тоже далеко не простой образ, который иногда рассматривается как развенчание романтизма. Пушкин иронически говорит:

Он пел разлуку и печаль,

И нечто, и туманну даль.

Вместе с тем Ленский — светлый и чистый человек, беда которого в том, что он не знает жизни, восторженно верит в почерпнутые из книг идеалы. Его вольнолюбивые мечты не находят реального воплощения. «Сердцем милый невежда», Лен­ский, как и Онегин, не вписывался в современное ему обще­ство. У него было два пути: либо дар поэта развился бы в нем и приобрел гражданское звучание, либо, сломленный общест­вом, Ленский зажил бы, как все. Идеалистически-романтическое отношение к действительности было нежизнеспособно. И смерть Ленского закономерна. Герцен отметил: «Поэт видел, что такому человеку нечего делать в России, и он убил его рукой Онегина».

На противопоставлении построены и женские характеры рома­на — Татьяна и Ольга. Татьяна — воплощение пушкинского идеа­ла, причем не в каком-то отвлеченном романтическом образе, а в обыкновенной русской девушке. В Татьяне все обычно, ее внеш­ность не поражает с первого взгляда. Татьяна росла в деревне, сре­ди русской природы, слушала рассказы старой няни и песни дере­венских девушек. В ее характере русское, народное соединилось с тем, что несли с собой французские сентиментальные романы, развивавшие мечтательность, воображение, чувствительность:

Дика, печальна, молчалива…

Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой.

Татьяна обладает богатым внутренним миром. От природы она одарена

Воображением мятежным,

Умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным.

Как всякая оригинальная натура, Татьяна оказывается в оди­ночестве. Она жаждет найти родственную душу, которую в сво­ем воображении она увидела в Онегине.

Татьяна отличается от девушек ее круга. Она и ведет себя не типично для воспитанной в патриархальных традициях девушки — вопреки общепринятым понятиям первая признается в любви. Татьяна искренна, чиста, открыта в своем монологе-письме Оне­гину.

После отъезда Онегина Татьяна хочет понять, кто же он, ее герой? Чтение книг с его пометками, погружение в неизвест­ный мир, размышления над прочитанным подготовили Татья­ну, по словам Белинского, к «перерождению из деревенской девушки в светскую даму». Но и будучи в свете, Татьяна сохра­няет чистоту и искренность, «все тихо, просто было в ней». Ей чужды «ветошь маскарада, весь этот блеск, и шум, и чад». На признание Онегина Татьяна печально отвечает:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Татьяна отторгает Онегина, так как не может нарушить свои моральные принципы. Воспитанная на народных этических пра­вилах, Татьяна не может сделать несчастным своего мужа, ко­торого она глубоко уважает. Ее нравственные требования к себе высоки, и верность мужу она считает долгом. Вряд ли прав Белин­ский, который увидел в верности Татьяны профанацию любви. Последовательность в отстаивании в жизни своих нравственных принципов как раз говорит о цельности натуры героини. Образ Татьяны воплотил в себе пушкинский идеал русской женщины.

Полная противоположность Татьяне — ее сестра Ольга. Она всегда «резва, беспечна, весела». Ее портрет отражает распро­страненный тип красоты — идеал романов того времени:

Любой роман

Возьмите, и найдете, верно,

Ее портрет.

Проницательный Онегин замечает, что «в чертах у Ольги жизни нет». Это посредственная, ничем не выделяющаяся среди других девушка не способна на сильное глубокое чувство. После смерти Ленского «недолго плакала она», вышла замуж и, веро­ятно, повторит судьбу своей матери, которая

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам,

Служанок била, осердясь…

Мастерство Пушкина-реалиста особенно ярко проявилось в создании образов героев. Отразив социально-типическое, поэт раскрыл индивидуально-психологические черты характеров, показал их внутренний мир.

Творчество А.С. Пушкина оказало огромное влияние на по­следующее развитие русской литературы. Гоголь удивительно точно определил роль поэта: «Пушкин есть явление чрезвычай­ное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явит­ся через двести лет».

«Евгений Онегин» — первый реалистический роман в русской литературе


На этой странице искали:

  • к романтическому или реалистическому стилю тяготеет роман евгений онегин
  • евгений онегин первый русский реалистический роман
  • евгений онегин первый реалистический роман в русской литературе
  • Реализм романа Евгений Онегин
  • евгений онегин как первый реалистический роман в русской литературе

Роман “Евгений Онегин” занимает главное место в творчестве Пушкина. Нет сомнений, что это его лучшее произведение. Появление романа оказало огромное влияние на развитие русской литературы. Роман в стихах “Евгений Онегин” был окончен в 1831 году. Он писался Пушкиным восемь лет. Роман охватывает события с 1819 по 1825 год: от походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это были годы развития русского общества времени правления царя Александра I. В романе переплетены история и современные поэту события.
“Евгений

Онегин” – первый русский реалистический роман, правдиво и широко показывающий русскую жизнь XIX века. Неповторимым его делает широта охвата действительности, описание эпохи, ее отличительных особенностей. Именно поэтому Белинский назвал “Евгения Онегина” “энциклопедией русской жизни”.
Одним из вопросов, поднятых на страницах романа, был вопрос о русском дворянстве. В своем романе Пушкин правдиво показал быт, жизнь, интересы дворянства и дал точную характеристику представителям этого общества.
Жизнь помещичьих семей протекала в тишине и покое. С соседями они были как “добрая семья”. Могли и посмеяться, и позлословить, но это совсем не то, что столичные интриги.
В семьях дворян “хранили жизни мирной привычки милой старины”. Соблюдали традиционные народные, праздничные обряды. Любили песни, хороводы.
Уходили они из жизни тихо, без суеты. Например, Дмитрий Ларин “был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый”. Он не читал книг, не вникал в хозяйство, в воспитание детей, “в халате ел и пил” и “умер в час перед обедом”.
Очень образно показал нам поэт гостей Лариных, съехавшихся на именины Татьяны. Здесь и “толстый Пустяков”, и “Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков”, и “отставной советник Флянов, тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут”.
Помещики жили по старинке, ничем не занимались, вели пустой образ жизни. Они заботились только о своем благополучии, имели “наливок целый строй” и, собравшись вместе, говорили “о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне”. Больше они ничем не интересовались. Разве что разговор о новых людях, появившихся в их обществе, о которых сочиняли массу небылиц. Помещицы же мечтали выгодно отдать замуж дочек и буквально ловили для них женихов. Так было с Ленским: “Все дочек прочили своих за полурусского соседа”.
Жизнь крестьянства в романе показана довольно скупо. Пушкин только в нескольких словах дает точную и полную характеристику жестокости помещиков. Так, Ларина “брила лбы” провинившимся крестьянам, “служанок била осердясь”. Она была жадная и заставляла девушек петь при сборе ягод, “чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели”.
Когда Евгений, приехав в деревню, “ярем. барщины старинной оброком легким заменил”, то “в углу своем надулся, увидя в этом страшный вред, его расчетливый сосед”.
В произведении изображается жизнь столичного аристократического общества. В романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе, о том, как одевались, что было в моде, меню престижных ресторанов. Также мы можем узнать, что шло в театрах той эпохи.
Жизнь дворян – сплошной праздник. Главное их занятие – пустая болтовня, слепое подражание всему иностранному, сплетни, распространяющиеся с мгновенной скоростью. Трудиться они не хотели, так как “труд упорный им был тошен”. Пушкин пишет, что известность человека зависит от его материального положения. Автор показывает однообразность столичного общества, пустые интересы, умственную ограниченность. Цвет столицы – это “необходимые границы”, “на все сердитые господа”, “диктаторы”, “с виду злые дамы” и “не улыбающиеся девицы”.

Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно;
В бесплодной сухости речей,
Расспросов, сплетен и вестей
Не вспыхнет мысли в целы сутки,
Хоть невзначай, хоть наобум.

Характеристика дворян, данная поэтом, показывает, что они имели перед собой только одну цель – добиться славы и чинов. Пушкин осуждает таких людей. Он высмеивает их образ жизни.
Поэт показывает нам разнообразные картины русской жизни, изображает перед нами судьбы разных людей, рисует характерные для эпохи типы представителей дворянского общества – словом, изображает действительность такой, какая она есть на самом деле.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. “Евгений Онегин” как энциклопедия русской жизни. Роман Пушкина “Евгений Онегин” очень часто называют энциклопедией русской жизни. Причина тому – показанная...
  2. Роман “Евгений Онегин” занимает центральное место в ҭворчестве Пушкина. Это его самое крупное художественное произведение, оказавшее наиболее сильное влияние на...
Работа добавлена на сайт сайт: 2015-12-26

Заказать написание уникльной работы

;font-family:"Arial Black";color:#615761;background:#ffffff">Направление и жанр. ;font-family:"Arial Black";color:#615761;background:#ffffff"> «Евгений Онегин» — первый русский реалистический социально-психологический роман, причем, что существенно, не прозаический, а роман в стихах. Для Пушкина принципиально важным при создании этого произведения был выбор художественного метода — не романтического, а реалистического. ;font-family:"Arial Black";color:#615761">

;font-family:"Arial Black";color:#615761;background:#ffffff">Начиная работу над романом в период южной ссылки, когда в творчестве поэта господствует романтизм, Пушкин вскоре убеждается в том, что особенности романтического метода не дают возможности решить поставленную задачу. Хотя в жанровом отношении поэт в определенной мере ориентируется на романтическую поэму Байрона «Дон Жуан», он отказывается от односторонности романтической точки зрения. ;font-family:"Arial Black";color:#615761">

;font-family:"Arial Black";color:#615761;background:#ffffff">Пушкин хотел показать в своем романе молодого человека, типичного для своего времени, на широком фоне картины современной ему жизни, раскрыть истоки создаваемых характеров, показать их внутреннюю логику и взаимосвязь с условиями, в которые они попадают. Все это привело к созданию подлинно типических характеров, которые проявляют себя в типических обстоятельствах, что отличает именно реалистические произведения. ;font-family:"Arial Black";color:#615761">

;font-family:"Arial Black";color:#615761;background:#ffffff">Это же дает право называть «Евгения Онегина» социальным романом, так как в нем Пушкин показывает дворянскую Россию 20-х годов XIX века, поднимает важнейшие проблемы эпохи и стремится объяснить различные социальные явления. Поэт не просто описывает события из жизни обычного дворянина; он наделяет героя ярким и одновременно типичным для светского общества характером, объясняет происхождение его апатии и скуки, причины его поступков. При этом события разворачиваются на столь детально и тщательно выписанном материальном фоне, что «Евгения Онегина» можно назвать и социально-бытовым романом. ;font-family:"Arial Black";color:#615761">

;font-family:"Arial Black";color:#615761;background:#ffffff">Важно при этом и то, что Пушкин подвергает внимательному анализу не только внешние обстоятельства жизни героев, но и их внутренний мир. На многих страницах он достигает необычайного психологического мастерства, что дает возможность глубже понять его персонажей. Вот почему «Евгения Онегина» можно с полным правом назвать и психологическим романом. ;font-family:"Arial Black";color:#615761">

;font-family:"Arial Black";color:#615761;background:#ffffff">Его герой меняется под действием жизненных обстоятельств и становится способным на настоящие, серьезные чувства. И пусть счастье обходит его стороной, так часто бывает в реальной жизни, но он любит, он переживает — вот почему образ Онегина (не условно-романтического, а настоящего, живого героя) так поразил современников Пушкина. Многие в себе и в своих знакомых находили его черты, как и черты других персонажей романа — Татьяны, Ленского, Ольги, — настолько верным было изображение типичных людей той эпохи. ;font-family:"Arial Black";color:#615761">

;font-family:"Arial Black";color:#615761;background:#ffffff">В то же время в «Евгении Онегине» есть и черты любовного романа с традиционным для той эпохи любовным сюжетом. Герой, уставший от света, едет путешествовать, знакомится с девушкой, которая влюбляется в него. По неким причинам герой либо не может ее любить — все заканчивается тогда трагически, либо отвечает ей взаимностью, и, хотя вначале обстоятельства им мешают быть вместе, все заканчивается хорошо. Примечательно, что Пушкин лишает такую историю романтического оттенка и дает совсем иное решение. Несмотря на все изменения, которые произошли в жизни героев и привели к возникновению взаимного чувства, они в силу обстоятельств не могут оказаться вместе и вынуждены расстаться. Таким образом сюжету романа придается явная реалистичность. ;font-family:"Arial Black";color:#615761">

;font-family:"Arial Black";color:#615761;background:#ffffff">Но новаторство романа заключается не только в его реалистичности. Еще в начале работы над ним Пушкин в письме П.А. Вяземскому отмечал: «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница». Роман как эпическое произведение, предполагает отстраненность автора от описываемых событий и объективность в их оценке; стихотворная же форма усиливает лирическое начало, связанное с личностью создателя. Вот почему «Евгения Онегина» принято относить к лиро-эпическим произведениям, в которых сочетаются особенности, присущие эпосу и лирике. Действительно, в романе «Евгений Онегин» есть два художественных пласта, два мира — мир «эпических» героев (Онегина, Татьяны, Ленского и других персонажей) и мир автора, отраженный в лирических отступлениях

;font-family:"Arial";color:#615761;background:#ffffff">Лирические отступления ;font-family:"Arial";color:#615761;background:#ffffff"> — это композиционно-стилистический прием, заключающийся в отклонении автора от сюжетного повествования и введении прямой авторской речи. Они создают образ автора как живого собеседника, рассказчика и размыкают мир повествования вовне, вводя дополнительные, не относящиеся к сюжету темы, В «Евгении Онегине» лирические отступления составляют значительную часть — почти треть его объема. Лирические отступления выполняют в романе многочисленные функции: обозначают границы романного времени и замещают сюжетное повествование, создают полноту изображения, характерную для «энциклопедии» и дают авторский комментарий к событаям. Именно лирические отступления вводят авторское «я», позволяют вести своеобразный диалог с читателями. Создавая дистанцию между автором и героем, они позволяют Пушкину встать в позицию объективного исследователя по отношению к изображаемым событиям и героям, что необходимо в реалистическом произведении

;font-family:"Arial Black";color:#615761;background:#ffffff">Сюжет и композиция. ;font-family:"Arial Black";color:#615761;background:#ffffff">Новаторство Пушкина в области жанра обусловило и своеобразие композиции романа, которая строится ка переплетении сюжетных и внесюжетных элементов. Автор легко переходит от повествования к лирическим отступлениям, что создает впечатление непринужденного рассказа, доверительной беседы с читателем. Некоторые исследователи отмечают, что этот прием построения помогает создать ощущение спонтанности, как будто роман не написан по четкому плану, а рассказан. Сам Пушкин говорил об этом: «даль свободного романа», — утверждая свое авторское право на свободу выбора

;font-family:"Arial";color:#615761;background:#ffffff">Тематика и проблематика. ;font-family:"Arial";color:#615761;background:#ffffff"> «Евгений Онегин» — произведение новаторское, ставшее, по словам Белинского, подлинной «энциклопедией русской жизни». Роман поражает широтой охвата жизненного материала, разнообразием поставленных в нем проблем и глубиной их разработки. «Собранье пестрых глав» — так сам Пушкин определяет многообразие и разносторонность тематики и проблематики своего произведения. В нем поэт ставит задачу изображения социального, бытового и культурного уклада русского общества первой четверти XIX века. Он стремится показать типические характеры своей эпохи в их эволюции. Перед нами проходят картины жизни представителей разных слоев общества— от столичного высшего света до провинциального дворянства, простого городского люда и зарисовок из жизни крестьян. Поражает и пространственная широта охвата нарисованной картины жизни: от Петербурга и Москвы до деревни и провинции. Создавая реалистические образы типичных представителей дворянства, Пушкин затрагивает тему образования и воспитания, культурных традиций, семейных отношений и, конечно, любви и дружбы, положенную в основу сюжета романа

;font-family:"Arial Black";color:#615761">
;font-family:"Arial Black";color:#615761;background:#ffffff">Идея и пафос. ;font-family:"Arial Black";color:#615761;background:#ffffff">Пушкин назвал роман по имени главного героя — Евгения Онегина, обозначив тем самым особую значимость этого персонажа в произведении. Действительно, еще в первой «южной» поэме «Кавказский пленник» поэт хотел не только показать похожего на героев произведений Байрона романтика, характер которого определяет гордое одиночество, разочарованность, скука, пессимизм и ощущение своей исключительности, презрение к людям и общепринятым нормам. Уже тогда Пушкин поставил перед собой более широкую задачу: создать портрет героя времени. «Я в нем хотел изобразить это равнодушие к жизни и ее наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи 19 века», — писал поэт. Но эта задача не могла быть решена только средствами романтизма, а требовала реалистического подхода. Вот почему она и стала центральной только в реалистическом романе «Евгений Онегин»

;font-family:"Arial";color:#615761;background:#ffffff">Известно, что для этого произведения поэту пришлось специально создать особую строфу, которая получила название онегинской строфы. Она состоит из 14 строк четырехстопного ямба, расположенных по схеме AbAb CCdd EffE gg (рифмы перекрестные, смежные, опоясывающие и заключительное двустишие). Смысловая структура строфы — тезис, его развитие, кульминация, концовка — позволяет передать ход движения мысли. В то же время такая строфа, являясь как бы самостоятельной миниатюрой, позволяла избежать монотонности звучания и давала большой простор авторской мысли. Онегинской строфой написан весь роман за исключением некоторых вставных элементов: писем Татьяны и Онегина и песни девушек. ;font-family:"Arial";color:#615761">

;font-family:"Arial";color:#615761;background:#ffffff">Вопросам языка в романе уделяется большое внимание, но и сама словесная ткань этого произведения явилась одним из важнейших факторов формирования реалистической эстетики, становления современного русского литературного языка. Следуя за Карамзиным, Пушкин широко вводит в текст романа иностранные слова и фразы, иногда даже используя латинские буквы (фрак, жилет, машинально, сплин, dandy, Vulgar, Du comme il faut), но при этом, в отличие от Карамзина, Пушкин стремится расширить словарь и за счет включения разговорной, иногда даже простонародной лексики (хлоп, молвь, топ, молча он повесил нос). ;font-family:"Arial";color:#615761">

;font-family:"Arial";color:#615761;background:#ffffff">В то же время в романе Пушкин использует все те новаторские приемы, которые отличают его лирику. Пейзажные описания рисуют точные, реалистичные и в то же время необыкновенно поэтичные картины русской осени и зимы, моря и даже далекой Италии, Язык, которым говорят герои, соответствует их характеру и настроению, а их письма по праву занимают место среди шедевров пушкинской любовной лирики. «Помогая» своим героям расширить границы русского языка, чтобы выразить тончайшие нюансы чувства, Пушкин показал, как русский язык способен передать любую, самую глубокую мысль, любое сложное чувство со всеми его оттенками, притом с необыкновенной поэтической силой. Все это делает язык романа удивительно емким, многообразным, гибким, что вполне отвечало задаче создания реалистически достоверной картины эпохи, подлинной «энциклопедии русской жизни». ;font-family:"Arial";color:#615761">

;font-family:"Arial";color:#615761;background:#ffffff">Значение произведения. ;font-family:"Arial";color:#615761;background:#ffffff">Великое значение для русской литературы романа «Евгений Онегин» было определено уже современниками поэта, но впервые полный и обстоятельный анализ этого произведения дал критик В.Г. Белинский в 8-й и 9-й статьях цикла «Сочинения Александра Пушкина» (1843— 1846). Его оценка пушкинского шедевра остается актуальной и в наши дни. ;font-family:"Arial";color:#615761">

;font-family:"Arial";color:#615761;background:#ffffff">Прежде всего, Белинский справедливо отдает должное глубокой народности романа, которую он понимает в духе гоголевского определения того, что «народность состоит не в описании сарафана». «...У нас издавна укоренилось престранное мнение, будто бы русский во фраке или русская в корсете — уже не русские и что русский дух дает себя чувствовать только там, где есть зипун, лапти, сивуха и кислая капуста, — пишет критик. — ...Нет, и тысячу раз нет!». «Евгений Онегин» действительно «в высшей степени оригинальное и национальное произведение», и сейчас это ни у кого не вызывает сомнений. ;font-family:"Arial";color:#615761">

;font-family:"Arial";color:#615761;background:#ffffff">Далее Белинский говорит о значении романа для русской литературы и общественной жизни в целом. Критик видит его во всестороннем отображении действительности, правдивости, что и позволяет назвать роман историческим, «хотя в числе... героев нет ни одного исторического лица». Как великую заслугу Пушкина Белинский отмечает то, что поэт в романе «является представителем впервые пробудившегося общественного самосознания». Он сравнивает роман с другим произведением современника Пушкина. «Вместе с современным ему гениальным творением Грибоедова — «Горе от ума» — стихотворный роман Пушкина положил прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературе», — утверждает критик. ;font-family:"Arial";color:#615761">

;font-family:"Arial";color:#615761;background:#ffffff">Обстоятельно и подробно Белинский рассматривает образы главных героев и определяет их основные черты. В отличие от многих современников Пушкина критику удалось объективно оценить главного героя романа, которого Белинский во многом оправдывает: «...Онегин не был ни холоден, ни сух, ни черств»; «...в душе его жила поэзия..., он был не из числа обыкновенных, дюжинных людей». Хотя тут же Белинский называет Онегина «страдающим эгоистом», «эгоистом поневоле», но и в этом он не столько упрекает самого героя, сколько"утверждает, что в существовании этих негативных сторон натуры Онегина во многом виновато общество. Белинский старается понять Онегина, а не осудить его. Он, очевидно, не может принять онегинского образа жизни, но то, что критик понял самую суть пушкинского героя, не вызывает сомнения. Подчеркивая неординарность натуры Евгения Онегина, критик делает вывод: «Силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, роман без конца». ;font-family:"Arial";color:#615761">

;font-family:"Arial";color:#615761;background:#ffffff">Весьма нелестная оценка дается критиком другому герою романа — Ленскому. Белинский явно не симпатизирует этому романтику-мечтателю, хотя справедливо замечает: «Это было существо, доступное всему прекрасному, высокому, душа чистая и благородная». Но основное внимание критика привлекает образ Татьяны, которой посвящена отдельная статья. Белинский высоко оценивает заслугу Пушкина в создании этого образа: «Едва ли не весь подвиг поэта в том, что он первый поэтически воспроизвел в лице Татьяны русскую женщину». Описывая типичных девушек того времени, к которым принадлежала и Ольга, сестра Татьяны, Белинский отмечает: «Татьяна — это редкий, прекрасный цветок, случайно выросший в расселине дикой скалы». Он тщательно разбирает каждый ее шаг, пытается проникнуть в эту сложную и противоречивую натуру. Каждый поступок Татьяны, как отмечает Белинский, открывает в ней новые черты, но везде она остается самой собой: «Татьяна создана как будто из одного цельного куска без всяких переделок или примесей. ... Страстно влюбленная, простая деревенская девушка, потом светская дама, Татьяна во всех положениях своей жизни — одна и та же». Анализируя последний разговор Татьяны с Онегиным, критик пишет о том, что в этом монологе героини отразился «тип русской женщины», столь же восхитительной для него, как и для Пушкина. ;font-family:"Arial";color:#615761">

;font-family:"Arial";color:#615761;background:#ffffff">Подводя итог анализу романа, Белинский говорит: «В лице Онегина, Ленского и Татьяны Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов его образования, его развития. Личность поэта, так полно и ярко отразившаяся в этой поэме, везде является такою прекрасною, такой гуманною». «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением». ;font-family:"Arial";color:#615761">

;font-family:"Arial";color:#615761;background:#ffffff">По-разному оценивали значение пушкинского романа критики последующего времени, например Писарев в статье «Пушкин и Белинский» и Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?». Но бесспорным остается тот факт, что это подлинный шедевр русской литературы, оказавший влияние на все ее развитие, без которого мы не можем себе сейчас представить не только историю нашей культуры и общества, но и жизнь любого образованного человека


Заказать написание уникльной работы

«Евгений Онегин» и реализм. «Евгений Онегин» был первым русским романом, в котором реалистические принципы были громко оглашены. В нем действительность не разделена на две враждебные и несовместимые сферы – реальную и идеальную, как в романтизме, а предстает единой, рождающей самые высокие и отдаленные от свершения помыслы и содержащей непримиримые противоречия. Она достойна восхищения и подлежит критике. Герои Пушкина мыслят, чувствуют и поступают в соответствии со своими характерами, которые обусловлены национальной и европейской исторической жизнью. Их образ жизни и поведение обставлены множеством подробных мотивировок, благодаря которым они прочно вписываются в реальность. Общее, свойственное людям одной среды, проявляется через индивидуальное, особенное. Наконец, в романе воплощено одно из самых удивительных качеств реализма – саморазвитие характеров, литературных типов. Созданный автором образ отделяется от автора и живет самостоятельной жизнью. Пушкин, например, в начале романа не предполагал, что его Татьяна выйдет замуж, а Онегин напишет ей письмо. Однако логика развития этих характеров оказалась такова, что Пушкин был «вынужден» отдать Татьяну замуж и написать письмо Онегина к ней. Герои стали поступать так, как предписывалось логикой их характеров. Автор, чтобы сохранить психологическую правду выведенного им типа, должен был следовать за душевными движениями персонажей.

“Евгений Онегин” - это произведение, в котором “отразился век и современный человек”. А.С. Пушкин в своем романе пытается изобразить своих героев в реальной жизни, без особых преувеличений. Роман по праву был назван В.Г. Белинским “энциклопедией русской жизни”. Прочитав его, как и в энциклопедии, можно было узнать почти все о той эпохе, в которой жили и творили многие известные поэты и писатели: о том, как одевались люди, что было в моде, меню престижных ресторанов, что шло в театрах той эпохи, как проводили свое время, как общались в светском обществе и многое другое. Читая произведение, мы знакомимся и со всеми слоями русского общества того времени: и с высшим светом Петербурга, и с дворянской Москвой, и с жизнью крестьян, то есть со всем русским народом. Это еще раз свидетельствует о том, что Пушкин смог отразить в своем романе окружающее его в повседневной жизни общество со всех сторон. С особым впечатлением автор повествует о жизни и судьбе декабристов, многие из которых были его близкими друзьями. Ему нравятся черты своего Онегина, в которых, по его мнению, дана правдивая характеристика декабристского общества, что позволило нам более глубоко познакомиться с русским народом начала девятнадцатого века.


Изображая дворянское общество 1820-х годов, Пушкин поднимает вопросы бытового уровня, пишет о духовной, нравственной жизни дворянского высшего света. Широкий реалистический охват действительности происходит и за счет изображения поместного дворянства. Деревенские главы насыщены подробностями быта и привычек помещиков. Так, дядя Онегина усердно читал «календарь осьмого года» и не держал у себя «ни капель чернил». Мать Ларина, хотя и зачитывалась в юности Ричардсоном, теперь с удовольствием занималась домашним хозяйством. И их духовный мир общения - разговоры «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне». Эпическая часть романа насыщена также картинами из народной жизни. Пушкин рассказывает о тяжелом крестьянском труде, об очень редких минутах отдыха. Эти картины дополняются сказочными поэтическими образами, восходящими к устному народному творчеству: это и сон Татьяны, напоминающий русскую сказку, и гадания.

Определить проблематику «Евгения Онегина» весьма сложно. Поэт создал, по выражению В. Г. Белинского, «энциклопедию русской жизни». Название по имени главного героя не сужает его тематический план, не сводит все действие к изображению судьбы Евгения Онегина. Сердцевину сюжета, конечно, составляет любовная тема, что традиционно для данного жанра, но решается она Пушкиным новаторски: Он не просто показывает несостоявшееся счастье между Онегиным и Татьяной, но углубляется в причины этого. В романе поэт, утверждает новый реалистический метод, изображая влияние среды на формирование личности и ее мироощущение. Так возникают в романе главы о детстве, юности, образовании, времяпрепровождении героев. Пушкин убежден, что судьба не просто определяет круг внешних обстоятельств человека, но и формирует его психологию.

Характеры героев построены Пушкиным, поэтом действительности, как он сам себя называл , не по литературным схемам и нормам, хотя часто они сопоставлены с другими литературными героями, а по законам реальной жизни. Так как живые люди обладают разнообразными многосторонними характерами, то характеры героев сложны и не укладываются в однозначные и узкие формулы. В простых и сложных ситуациях «обстоятельства развивают» характеры с разных сторон. Многогранность и сложность характеров учитывается автором, который изображает их то сатирически, с горькой усмешкой, то иронически, с легкой улыбкой, то лирически, с очевидным сочувствием. Пушкинские герои, исключая лишь упоминаемых третьестепенных персонажей, не делятся на положительных и отрицательных. Но даже второстепенные лица, участвующие в сюжете, в романе многогранны. Например, о Зарецком Онегин и автор отзываются либо сатирически, либо иронически. Однако сатира и ирония не мешают Онегину и автору признать и достоинства Зарецкого:

Он был неглуп; и мой Евгений,

Не уважая сердца в нем,

Любил и дух его суждений,

И здравый толк о том, о сем. <…>

Пушкин в романе – не судья и тем более не прокурор, он не судит и не обвиняет героев, а наблюдает и анализирует их характеры как друг, очевидец, обычный человек, которому что-то не нравится в героях, а что-то нравится. Такой подход к изображению характеров обеспечил жизненную правдивость романа и его близость к реалистическому типу повествования. Дворянский домашний быт и светский круг, взрастившие Онегина и Автора, вызывают в романе восхищение и восторг. Это мир высокой культуры, просвещенных людей, горячих споров, интересных бесед и разговоров, мир увлечений и страстей. В нем царят свобода, независимость, здесь собирается цвет общества. Праздники, балы, маскарады, театр, салоны – это пиршества души, где утонченные люди сочетают и силу чувств, и глубину духа. Воспевание роскошных угощений не позволяет усомниться в том, что Пушкин любит и ценит светские удовольствия. Театр приносит особые наслаждения. Домашний быт удобен, красив и приятен.