Ответить на вопросы по русскому. Игровые задания на уроках русского языка

Викторины по русскому языку

Интересные вопросы по русскому языку для 1, 2, 3 и 4 класса, в помощь учителю. Все задания с ответами.

Викторина по русскому языку 1 класс

1. Из чего состоит письменная речь?
2. Из чего складываются предложения?
3. Звуки видят или слышат?
4. Что нужно написать, чтобы получилось слово?
5. Замени одну букву в слове «гость», чтобы вышло лакомство для собаки.
6. Перечисли месяцы, названия которых заканчиваются на твердый согласный.
7. Какое количество мягких согласных звуков в слове «лейка»?
8. Какие правила спряталось в словах: «ч.йка», «ш.повник», «ж.раф»?
9. Составь предложение: щ.ку, и рыбак, лещ., поймал. Какие буквы пропущены?
10. Переставь буквы в слове «стук» так, чтобы получилось новое слово?
Ответы:
1. Из предложений. 2. Из слов. 3. Слышат. 4. Буквы. 5. Кость. 6. Март, август. 7. Две 8. «Ча» с буквой «а», «жи»,»ши» с буквой «и». 9. Рыбак поймал щУку и лещА. 10. Куст.

Викторина по русскому языку 2 класс

1. Какая речь, устная или письменная, появилась раньше?

2. Как называется речь одного человека?

3. Некоторые из данных слов нельзя перенести. Найди их: урок, книга, дождь, пою, зайка, орех.

4. Какая буква в русском алфавите стоит на 23 месте?

5. Как правильно расставить слова в алфавитном порядке: черника, малина, смородина, ежевика, крыжовник, голубика.

6. Какие согласные никогда не бывают мягкими?

7. Какие согласные всегда только мягкие?

8. Какое правило нужно знать, чтобы правильно написать слова: «ручка», «точный»?

9. Подбери к словам антонимы: мир, грусть, узкий, злой, бежать, петь.

10. Подбери к словам синонимы: бегемот, школьник, смелый, ледяной, бежать, кушать.

Ответы:

1. Устная. 2. Монолог. 3. Урок, дождь, пою, орех. 4. «Х». 5. Голубика, ежевика, крыжовник, малина, смородина, черника. 6. Ж, ш, ц. 7. Ч, щ, й. 8. «чк», «чн» без «ь». 9. Война, радость, широкий, добрый, стоять, молчать. 10. Гиппопотам, ученик, храбрый, холодный, нестись, есть.

Викторина по русскому языку 3 класс

1. Под какими номерами записаны слова с двумя корнями: 1. парник; 2. корнеплод; 3. земляника; 4. землекоп; 5. теплоход; 6. снеговик; 7. островок, 8. вертолет.
2. Придумай по одному слову с удвоенными согласными: -сс-, -нн-, -мм-, -жж-, -лл-, -бб-, -пп-, -рр-.
3. Какое слово «лишнее»: глагол, прилагательное, приставка, существительное?
4. Образуй от существительного «радость» прилагательное и глагол.
5. Каким будет проверочное слово: скв.речник, скв.рец, скв.рчонок, скв.рцовый?
6. Поставь глухую или звонкую согласную в каждое слово: ро.кий, гла.кий, мя.кий, ре.кий, ле.кий, жи.кий, зы.кий, у.кий, ни.кий, сла.кий.
7. Какие слова из данных пишутся с мягким знаком на конце: вещ., плащ., врач., доч., ноч., товарищ., печ., рож., малыш., молодеж.?
8. Вопрос «что?» принадлежит, каким падежам?
9. Как ведет себя «не» по отношению к глаголам?
10. Измени глагол «шить» по временам.

Ответы:

1. Это: 2, 4, 6, 8. 2. Например, класс, осенний, телеграмма, жужжит, миллион, суббота, грипп, терраса. 3. Приставка. 4. Радостный, радоваться. 5. Скворушка. 6. Б, д, г, д, г, д, б, з, з, д. 7. Вещь, дочь, ночь, печь, рожь, молодежь. 8. И. п., В. п. 9. Пишутся раздельно. 10 . Шил, шью, сошью.

Викторина по русскому языку 4 класс
1. Замени одним словом, чтобы получились сложные существительные: падает снег, выжимать сок, качать воду, сам сваливает, колет лед, морит мух, варить кофе, вертится и летит.

2. Какому падежу принадлежат предлоги: за, над, под, перед, с?

3. Какие гласные пропущены: ув.дать без влаги, ув.дать издалека?

4. Определи часть речи слова «сильный»: Сильный спешит на помощь слабому. У ребенка сильный кашель.

Викторина по русскому языку (6 -7 класс).

Ц е л ь : привлечь внимание школьников к изучению русского языка, определить лучшего в знании изученных разделов русского языка.

1. Отгадайте загадки.

1.Какое слово из 3 слогов (5 букв), а указывает на 33 буквы? (Азбука)

2.Чёрные, кривые, от рожденья все немые, а как только станут в ряд, сразу все заговорят. (Буквы)

  1. Исправьте ошибки.

1.Заниматься ему ничего не мешало. (ничто; в.п.)

2. Обоими руками, обеих концов. (обеими, обоих)

3.Человек на льду скользит, чтобы не скользил, его посыпают песком. (лёд)

4.Здесь ты можешь купить памятный сувенир.

5. Вдали показалась стая уток и зайцев.

6.Тяжёлая рука легла на плечо и сказала.

7.В пустыне многие животные бросаются в спячку. (залегают)

8.Он стоял и лязгал глазами .

3. Как можно сущ. жар, ель превратить в глаголы?

  1. К каким частям речи можно отнести слова жаркое, звонок, мелок? (сущ-ные, а при изменении ударения к прилог-м.)
  1. Сколько прочтений имеет буквосочетание теперьяподнимитетоже
  1. Те перья поднимите, те тоже.
  2. Те перья под ним, и те тоже.
  3. Те перья поднимите тоже.
  4. Теперь я, подними те тоже.
  5. Теперь я, поднимите тоже.
  6. Теперь я, под ними те тоже.
  7. Те перья под ними, те тоже.
  1. Сколько фразеологизмов в тексте?

С ног до головы .

Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?)полез ко мне драться.Я со всех ног домой! Еле ноги унёс!.. Зато теперь я к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет! – Да. Ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда - руку даю на отсечение - он сразу перестанет распускать руки!

Спору нет - горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой . Я ещё не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идёт кругом ), но думаю, что голову вешать не стоит . Ручаюсь головой , что вместе мы всегда сумеем намылить ему голову.

  1. Кто быстрее, кто больше?

Сообразительность

Образ, рост, тело, нос, сон, тон, лоб, лето, зоб, сор, брат, барс, трест, торт, тесть, тесто, енот, рот, нарост, тост, батон, тир, низ, таз, рант, ноль, соль и т.д.

Или Скоросшиватель

Вошь Тело Ров Корова Кот Кросс Свитер Ток

Лето Шоссе Вор Скорость Крот Короста Рис Кит

Лес Кровать Лось Рост Шов Сорока Рот Толь

Село Воск Кость Сор Ворота Коса Рок

Сера Тик Сито Сорт Шило Сок Кора

8 . Назовите слово по его лексическому значению.

1. Место стоянки судов (пристань)

2. Глава государства (президент)

3. Опытный, бывалый, в боях испытанный воин (ветеран)

4. Человек, совершивший подвиг (герой)

5. Руководитель предприятия (директор)

6. Работник, ведущий деловую переписку в учреждении (секретарь)

7. Человек, совершающий поездку в поезде, теплоходе, самолёте (пассажир)

8. Победитель в спортивных соревнованиях на первенство страны, мира (чемпион)

9. Больной, лечащийся у врача (пациент)

10. Титул древнеегипетских царей (фараон)

11. Группа морских островов (архипелаг)

12. Песчаный наносной холм в пустынях (бархан)

13. Перерыв в занятиях в учебных заведениях на летнее или зимнее время (каникулы)

14. Фигура в форме человеческого тела для примерки и показа платьев, костюмов (манекен)

15. Временное помещение из натянутой ткани, обычно брезента (палатка)

16. Смотр войск (парад)

17. Вещь, хранимая как память о прошлом, часто не имеющая ценностей в денежном выражении (реликвия)

18. Лечебное заведение, оборудованное для лечения и отдыха (санаторий)

19. Условный знак для передачи на расстояние каких-нибудь сведений, сообщений (сигнал)

20. Постоянное денежное пособие, выдаваемое студентам (стипендия)

21. Дарование, выдающие способности, данные природой (талант)

22. Устное народное творчество (фольклор)

23. Машина для уборки хлеба (комбайн)

24. Место на реке, где её можно перейти (брод)

25. Общая часть родственных слов (корень)

26. Отверстие вулкана (кратер)

27. Место, где скрещиваются улицы (перекрёсток)

28. Часть слова, стоящая за корнем (суффикс)

29. Маленькие ячейки из воска куда пчёлы кладут мёд (соты)

30. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи (фонетика)

31. Верблюды, идущие в пустыне друг за другом (караван)

32. Научный опыт (эксперимент)

33. Научное справочное пособие (энциклопедия)

34. Раздел науки о языке, изучающий части речи (морфология)

35. Герой русских былин (богатырь)

36. Военнослужащий, стоящий на посту (часовой)

37. Команда, личный состав танка, самолёта, корабля (экипаж)

38. Непрерывно движущаяся лестница для подъёма и спуска людей в метро, магазинах (эскалатор)

39. Землеройная машина (экскаватор)

40. Струю жидкости, бьющая вверх (фонтан)

41. Отличительный знак государства, изображённый на флагах, монетах (герб)

42. Порядок, обязательный для всех (дисциплина)

9. Что значит:

  1. Обречен на большой успех.
  2. Урожайный счет матча.
  3. Крыша встала набекрень.
  4. Нанести поцелуй.
  5. Самоотверженно биться головой о стекло

10. «Разгадай кроссворд».

Кроссворд

По вертикали : 1. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. 2. Непостоянный морфологический признак глагола. 3. Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения. 5. Слова, употребляемые жителями той или иной местности. 7. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

По горизонтали : 2. Все слова языка.4. Постоянный морфологический признак имени существительного. 6. Слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению. 8. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. 9.Часть слова без окончания.

11. Игра «Переводчик»

1. (кроме служебных) синонимами.

  1. Доктор прописал пациенту инъекцию. (Врач назначил больному уколы.)
  2. Караульный спрятался под кровлей здания. (Сторож спрятался под крышей дома.)

2. Кто быстрее заменит все слова (кроме служебных ) антонимами .

  1. Наступает летнее утро. (Заканчивается зимний вечер).
  2. Юноша бодро шагает по широкой дороге. (Старик медленно бредёт по узенькой тропинке.)

12. Задание:

замените фразеологизмы синонимами или близкими по значению выражениями:

Денег куры не клюют,

На все руки мастер,

Водить за нос

Заруби себе на носу

Это рукой подать,

От корки до корки,

Держать язык за зубами,

Делать из мухи слона.

13. Определить род несклоняемых имен существительных:

Какао, кофе, пюре, желе, трюмо, левша, купе, ателье, задира, пальто, пенальти, авеню, кенгуру, плакса, Баку, Миссисипи.

Подведение итогов урока - викторины


В подборку включены вопросы и задания для проведения викторины по русскому языку во 2 классе.

1. Загадки о русском языке для 2 класса

На странице букваря 33 богатыря

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.

(Алфавит)

Тридцать три сестрички

Ростом невелички

Если знаешь их секрет,

То на все найдешь ответ.

(Буквы)

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей.

(Слоги)

Если б не было его,

Не сказал бы ничего.

(Язык)

2. Блиц-опрос о русском языке

1. Какая речь, устная или письменная, появилась раньше?

2. Как называется речь одного человека?

3. Некоторые из данных слов нельзя перенести. Найди их: урок, книга, дождь, пою, зайка, орех.

4. Какая буква в русском алфавите стоит на 23 месте?

5. Как правильно расставить слова в алфавитном порядке: черника, малина, смородина, ежевика, крыжовник, голубика.

6. Какие согласные никогда не бывают мягкими?

7. Какие согласные всегда только мягкие?

8. Какое правило нужно знать, чтобы правильно написать слова: «ручка», «точный»?

9. Подбери к словам антонимы: мир, грусть, узкий, злой, бежать, петь.

10. Подбери к словам синонимы: бегемот, школьник, смелый, ледяной, бежать, кушать.

Ответы: 1. Устная. 2. Монолог. 3. Урок, дождь, пою, орех. 4. «Х». 5. Голубика, ежевика, крыжовник, малина, смородина, черника. 6. Ж, ш, ц. 7. Ч, щ, й. 8. «чк», «чн» без «ь». 9. Война, радость, широкий, добрый, стоять, молчать. 10. Гиппопотам, ученик, храбрый, холодный, нестись, есть.

3. Вопросы о буквах, звуках и слогах

Сколько букв в русском алфавите? (33)
Сколько гласных букв? (10)
Сколько парных согласных? (12)

Как делятся слова? (На слоги.)
Сколько в слове слогов? (Сколько гласных, столько и слогов.)
Как в русском языке воспроизводятся звуки, которые издают кошка, собака, гусь? Как называются эти слова? (Звукоподражательные)

1. КОТ, КИТ, МИР - Какие это слова? (Односложные)

2. Назовите двусложные слова (Пе-нал, ма-ма, мо-ре)

3. Назовите трехсложные слова (Те-ле-фон, ком-на-та, ли-ней-ка)

4. Вопросы о правилах и орфограммах

Назовите слова-предметы. (Парта, пенал…)
Назовите слова-признаки. (Весёлый, умный…)
Назовите слова-действия. (Пишет, читает…)

Как называется общая часть родственных слов? (Корень)
С помощью какой части слова образуются новые слова?
Что меняется в конце слова?

Как пишется частица НЕ со словами-действиями?
Как писать имена и фамилии?
Как писать предлоги со словами?

1. Как пишутся в словах сочетания ЖИ-ШИ? Приведи примеры.

2. Как пишутся в словах сочетания ЧА-ЩА? Приведи примеры.

3. Как пишутся в словах сочетания ЧУ-ЩУ? Приведи примеры.

Подбери слова, начинающиеся со слога бу- (букашка, бумага, бутон, булавка, Буратино).
Подберите слова со слогом за- (гроза, коза, заноза, засов, лоза).

Подбери слова со слогом ва- (васильки, канава, корова, вагон).

5. Шуточные и занимательные вопросы о русском языке для 2 класса

1. Чей нос называется так же, как мелкая монета?

а) коровы; б) медведя; в) мыши; г) свиньи ; д) дельфина.

2.Собака лает, кошка мяукает, свинья хрюкает. А лошадь?

а) мычит; б) блеет; в) кудахчет; г) ржёт ; д) ревёт.

3. В каком слове сорок гласных?

(В слове «сорокА»)

4) В каком слове больше всего букв «Я»?

5) Корова говорит «Му!», собака? «Гав!», кошка? «Мяу!». А кто говорит самое длинное «слово»?

(А) утка; (Б) свинья; (В) лошадь; (Г) лягушка; (Д) петух

(А) браты; (Б) брата; (В) братья ; (Г) братия; (Д) братики

7) В Королевстве кривых зеркал, куда попала Оля, у неё оказалась подружка Яло — её зеркальное отражение. Оля записала под диктовку Яло имена жителей этого королевства, но в одном ошиблась. В каком из имён ошибка?

(А) Абаж; (Б) Анидаг; (В) Аксал; (Г) Гурт ; (Д) Нушрок.

8) Лёва составил список того, что выращивает в огороде его бабушка: баклажаны, кабачки, картофель, морковь, огурцы, петрушка, помидоры, щавель.

Потом он вписал в список ещё одно слово после слова картофель. Какое?

(А) укроп; (Б) лук ; (в) капуста; (Г) репа; (Д) тыква

6. Ребусы для викторины по русскому языку

Разгадайте ребусы. Каждая команда получает по листочку с заданием. За правильно выполнение задания 2 балла, если 1 ошибка - 1 балл

КИС. (ответ: КИСТОЧКА)

ВИ 3 НА (ответ: ВИТРИНА)

100 ЛИЦА (ответ: СТОЛИЦА)

ВО 7 (ответ: ВОСЕМЬ)

ПО 100 ВОЙ (ответ: ПОСТОВОЙ)

7. Буквы в словах перепутались

Командам даётся по листу с заданием (у каждой команды свое задание). Буквы в словах перепутались, восстановите слова!

Разгаданы 5 слов - 3 балла, 4 слова - 2 балла, 3 слова - 1 балл. Время 3-5 минут.

Расшифруйте слова:

ЛАНПЕ (ПЕНАЛ)

ГАНИК (КНИГА)

РЦЕУГО (ОГУРЕЦ)

ВАТРА (ТРАВА)

ЧКАРУ (РУЧКА)

КЗЛОАВ (ВОКЗАЛ)

ШОЛАК (ШКОЛА)

НОРАВО (ВОРОНА)

КИСАРК (КРАСКИ)

ВОНЗОК (ЗВОНОК)

АШАИНМ (МАШИНА)

АДЕЕБС (БЕСЕДА)

ЕВРЕЧ (ВЧЕРА)

ТАРПА (ПАРТА)

ДАНЗА (НАЗАД)

УВКАБ (БУКВА)

ИСОКН (НОСКИ)

ТЕСОМ (МЕСТО)

УРОЧБ (ОБРУЧ)

ЕЛОНЬ (ОЛЕНЬ)

8. Разгадайте слова, используя первые буквы предметов

Ответы: 1. БЕЛКА 2. КАБАН 3.ЗАЯЦ


9. Раскройте смысл крылатых выражений

Каждая команда объясняет по 2 выражения. Перед началом выполнения задания нужно привести пример объяснения:

Смотреть сквозь пальцы - не обращать внимания ни на что

Море по колено - ничего не бояться

Тянуть кота за хвост - долго не приступать к делу, медлить

Задания для команд:

Во весь дух - (быстро)

Рукой подать - (близко)

Прикусить язык - (замолчать)

Витать в облаках (мечтать)

Сломя голову - (быстро)

Крокодиловы слезы - (фальшивые)


10. Игра «Наборщик»

Требуется составить как можно больше слов из букв данного слова. Дается время на выполнение задания, затем каждая команда по очереди называет по одному слову. Уже названные слова повторять нельзя.

Учитель записывает заранее подготовленное слово или выставляет табличку с этим словом перед играющими командами. Задача состоит в том, чтобы из букв заданного слова составить как можно больше других слов имён существительных в именительном падеже (повторять буквы нельзя). На выполнение задания отводится 5-8 минут (слова для примера: игротека, преподаватель, строительство, лекарство и др). За каждое правильное слово 1 балл. Можно усложнить задание: за односложные слова давать 1 балл, за двусложные - 2 балла, за трехсложные - 3 балла.

Пример:

Лекарство: вор, кора, сор, сова, ворс, кросс, лор, ствол, рост, стол, корт, вес, лес, рак, ток, кот, рот, крот, трос.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Внезапно: слова бык и пчела - однокоренные. Слов, начинающихся с буквы Й , в нашем языке целых 74. А в Книге рекордов Гиннесса зафиксировано слово длиною в 35 букв.

сайт не перестает удивляться сложности и богатству русского языка и представляет 20 занимательных и неожиданных фактов, которые вы наверняка не знали:

  • Большинство слов с буквой Ф в русском языке - заимствованные. Пушкин гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно слово с этой буквой - флот .
  • В русском языке есть всего 74 слова, начинающихся с буквы Й . Но большинство из нас помнит лишь йод , йога и Йошкар-Олу .
  • В русском языке есть слова на Ы . Это названия российских городов и рек: Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык-кюёль.
  • Единственные слова в русском языке с тремя буквами Е подряд - это длинношеее (и прочие на -шеее: например, криво -, коротко -).
  • В русском языке есть слово с уникальной для языка приставкой ко- - закоулок .
  • Единственное слово русского языка, которое не имеет корня, - вынуть . Считается, что в этом слове так называемый нулевой корень, находящийся в чередовании с корнем -им - (вын-им-ать ). Раньше, примерно до XVII века, этот глагол выглядел как вынять , и в нем был материальный корень, такой же как в снять, обнять, понять (ср. снимать, обнимать, понимать ), однако впоследствии корень -ня - был переосмыслен как суффикс -ну - (как в сунуть, дунуть ).
  • Единственное односложное прилагательное в русском языке - это злой .
  • В русском языке есть слова с уникальными для языка приставками и- (итог, итого ) и а- (авось ; устар. «а вось не повезет» ), образовавшимися от союзов и и а .
  • Слова бык и пчела - однокоренные. В произведениях древнерусской литературы слово пчела писалось как бъчела . Чередование гласных ъ / ы объясняется происхождением обоих звуков из одного индоевропейского звука u . Если вспомнить диалектный глагол бучать , имеющий значения «реветь», «гудеть», «жужжать» и этимологически родственный словам пчела , букашка и бык , то становится ясным, каково же было общее значение этих слов.
  • Даль предлагал заменить иностранное слово атмосфера на русские колоземица или мироколица .
  • До XIV века на Руси все неприличные слова назывались «нелепыми глаголами».
  • В Книге рекордов Гиннесса 1993 года самым длинным словом русского языка названо рентгеноэлектрокардиографического , в издании 2003 года - превысокомногорассмотрительствующий .
  • В Грамматическом словаре русского языка А. А. Зализняка издания 2003 года самая длинная (в буквах) нарицательная лексема в словарной форме - это прилагательное частнопредпринимательский . Состоит из 25 букв.
  • Самые длинные глаголы - переосвидетельствоваться , субстанционализироваться и интернационализироваться (все - 24 буквы; словоформы -ующимися и -вшись - по 25 букв).
  • Самые длинные существительные - человеконенавистничество и высокопревосходительство (по 24 буквы; словоформы -ами - по 26 букв, впрочем, человеконенавистничество практически не употребляется во мн. ч.).
  • Самые длинные одушевленные существительные - одиннадцатиклассница и делопроизводительница (по 21 букве, словоформы -ами - по 23 буквы).
  • Самое длинное наречие, фиксируемое словарем, - неудовлетворительно (19 букв). Впрочем, надо учесть, что от подавляющего большинства качественных прилагательных на -ый / -ий образуются наречия на / , далеко не всегда фиксируемые словарем.
  • Самое длинное междометие, включенное в Грамматический словарь, - физкульт-привет (15 или 14 букв в зависимости от статуса дефиса).
  • Слово соответственно является самым длинным предлогом. Оно состоит из 14 букв. Самая длинная частица исключительно - на букву короче.
  • В русском языке есть так называемые недостаточные глаголы. Иногда у глагола нет какой-либо формы, и это обусловлено законами благозвучия. Например: победить . Он победит , ты победишь, я ... победю ? побежу ? побежду ? Филологи предлагают использовать заменяющие конструкции «я одержу победу» или «стану победителем» . Поскольку форма 1-го лица единственного числа отсутствует, глагол является «недостаточным».
  • Англичане для успешного усвоения трудной фразы «я люблю вас» пользуются мнемоникой «yellow-blue bus».

Цели и задачи:

1. Проверить качество полученных знаний;

2. Способствовать понятию интереса к предмету и получению новых знаний;

3. Расширить кругозор учащихся;

4. Способствовать сплочению коллектива, учить ребят работать в команде, неся ответственность перед всеми членами коллектива;

5. Способствовать становлению нравственной культуры, а также самовыражению личности коллектива.

Класс делится на 3 команды. Выбирается жюри викторины.

Ход мероприятия.

Учитель : Как вы думаете, хорошо ли мы знакомы с русским языком? Конечно. Ведь это наш родной язык - мы на нем говорим, читаем, пишем письма, слышим его по радио и с экранов телевизоров.

Что мы с ним знакомы, я согласна. Но хоро-шо ли мы его знаем? В этом мне поможете вы и уважаемое жюри. Сегодня в соревно-вание вступят две команды. Попросим их представиться.

Разминка:

Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (аз- бу- ка).

В каких словах по сто согласных? (сто-л, сто-г, сто-н).

Какую часть слова можно найти в земле? (корень).

Как большой дом сделать маленьким? (Добавить суффикс «ик»: дом-ик).

Из каких букв можно приготовить вкусную пищу? (У-ха).

1. Конкурс « Эрудит»: Угадай слово по его лексическому значению .

Сосуд, особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания и нагревания. (Термос)

Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг)

Тот, кто любит свою Родину, предан Отечеству. (Патриот)

Круглая площадка в цирке, на которой дается представление. (арена)

Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, выставках, соревнованиях. (Жюри)

Разговор двух лиц. (Диалог)

Памятный подарок. (Сувенир).

Устное народное творчество народа (Фольклор)

Струя жидкости, с силой бьющая вверх. (Фонтан)

2. Конкурс капитанов. «Кто составит больше слов». Составить слова из одного слова.

Соревнование

3. Конкурс «Черный ящик»

Ему все рады: и стар и млад. В древние времена его доставляли в устной форме. Сегодня его заменяют СМС. Из него мы можем узнать, как поживают дальние родственники, друзья. (Письмо)

Вот и мы получили письмо. Но, боже мой, сколько в нем ошибок. Ребята, давайте отредактируем его, т.е исправим ошибки.

Дарагой друк здраствуй!

Пишыт тибе Пьос. Как ты жывеш? Я жыву весила, многа гуляйу и нилюблю делать уроки.

Зато часта бывайу взаапарке фкино наречьки. Вот и фсе новасьти. Напишы и ты мне писмо.

Дасвиданьи.

4. Конкурс «Потерялось слово»

Рыдают слоги в каждой строчке:

От наших слов - одни кусочки!

Но если части слов найдете,

То быстро вы слова прочтете.

Бессловесный, бессердечный, задержать, пропитание.

5. Конкурс «Собери фразеологизмы»

Изобразите фразеологизмы, не говоря ни слова, так, чтобы соперники отгадали фразеологизм.

6. Конкурс «Лингвистическая угадайка». Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.

1. «Глаз» автомобиля (фара)

2. «Свежезамороженный» дождь (град)

3. «Слово» регулировщика (свист)

4. Родной или крестный (папа)

5. Шляпка на ножке (гриб)

6. Лесной барабанщик (дятел)

7. Собачья радость (кость)

8. Такса, а не собака (плата)

9. Орел, но не птица (город)

10. Не носки и не чулки (гольфы)

Конкурс «Разминка». Догадайтесь, толкование каких слов приводится в «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля.

Палка, прут, спица; заостренная с конца или с концов, железная, костяная, деревянная протыкалка с ушком или без ушка. (Игла)

Вязкое, липкое вещество для сплочения в одно частей чего-либо. (Клей)

Роговистые, трубчатые нити, растущие на теле человека и большей части млекопитающих (Волосы)

Зеница, зерно, глядельце, зеркальце, человечек в глазу, круглая прорешка среди радужной перепонки. (Зрачок)

Куча, толпа насекомых (Рой)

Всякое многоствольное низменное растение, многолетнее растение с деревянистым стволом, малорослое дерево. (Куст)

Конкурс « Ребусы, ребусы, ребусы». Решите следующие задачи:

Отделите плод от растения. СОШИСНШАКА

Растворите белое в прозрачном СВОАДХАРА

Уберите горячее - останется холодное. КИАПЯСТОБЕКРГ

Зачеркните ядовитое - оставьте съедобное. ПООПГАНЕНОККА.

Подведение итогов.

Учитель: подведя итоги, хочется пожелать всем удачи, успехов в изучении родного языка. В заключении прозвучит стихотворение «Не позволяй душе лениться» Н. Заболотского. Ведь, согласитесь, именно лень - матушка порой мешает нам в изучении нового.

Награждение команд.

Не позволяй душе лениться

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!