Удмуртские мифы о богах. Боги и мифологические существа удмуртских мифов, легенд. Улах: веселимся вместе

Мифы и легенды
удмуртского
народа
Презентацию подготовила
заведующая библиотекой
МБОУ «СОШ №90»
г. Ижевска
Волынина Светлана Владимировна
2012 год

Между седым Уралом и
голубой Волгой
в краю родников и
лесных рек
издавна
селились
охотники и
землепашцы предки
удмуртского
народа

Эта земля была по-своему
прекрасна. Лес не только
грозил опасностями, но и
одаривал щедрыми
дарами.
Чтобы выжить здесь,
надо было быть
выносливым, сильным,
мужественным

Наши предки были язычниками и
поклонялись божествам и духам.

В древности удмурты считали, что духи и боги сопровождают человека везде и всегда, помогая или мешая ему, в зависимости от

того, в каком согласии с миром
и людьми он живет.
Подводное
царство

Высшие божества удмуртов: Имнар, Кылдысим, Куазь.

Эти боги занимают главные
места в жизни удмуртского
народа

Инмар
творец неба, создатель мира,
создатель земли. Живет
постоянно на солнце, - добр
настолько, что люди не боятся
его. Ему приносятся только
благодарственные жертвы.
Сосна –священное дерево
место поклонения древних
удмуртов богу Инмару. Просили его
о дожде и хорошем урожае. Возле
сосны совершались различные
обряды.

Легенда о сотворении мира

Задумав сотворить мир, Инмар
посылает Шайтана достать землю
со дна мирового океана. Отдав
землю Инмару, Шайтан утаивает
ее крупицы за щеками, но когда
земля, по повелению Инмара,
начинает разрастаться, он
вынужден выплюнуть ее. и на
земле образовались горы, болота,
кочки. Если б Шайтан не обманул
Инмара, то земля осталась бы
ровной и гладкой.

В древности, по
преданиям удмуртов,
на земле жили великаны
- алангасары.
Дремучий лес был для них как
крапива. Где ступала нога
великана - появлялся лог, где он
вытряхивал песок из лаптей образовывались холмы.

Развлекались алангасары
тем, что метали чугунные
шары и плели веревки из
сосен, сражались
вырванными с корнем
деревьями. Человека,
долбящего борть для пчел,
принимают за дятла;
разглядывают его на
ладони, сажают в карман
или кладут за пазуху

С приходом людей ушли они обратно в свою
страну – на север, превращаясь в огромные
каменные глыбы и скалы.

По поверьям древних удмуртов, бык (му ош) стоит на
спине огромной рыбы, плавающей в подземном
море. Земля держится на рогах быка. Когда бык
двигает ими, происходят землетрясения.

Вторым божеством является
Кылдысин или Кылчин -
это бог-творец, заботящийся
о земле, бог плодородия,
покровитель детей.
Он появлялся в виде старика
в белой одежде и ходил по
межам, поправляя упавшие
колоски, следил за
посевами.

Куа́зь - повелитель
погоды,
атмосферных явлений.
Куазь молились под елью,
которая воспринималась
деревом этого бога, ему
жертвовали коня или
жеребёнка.

Предки удмуртов почитали
Ин-мумы богиня плодородия,
мать самого Инмара
Шунды- мумы (мать Солнца),
Гудыри-мумы (Мать грома),
Инву - мумы (Мать небесной
воды)
Музьём-мумы- (Богиня земли)

Воршуд (шуд вордысь) –
дух - покровитель и
хранитель рода, семьи,
домашнего очага.
Обитает в
молельне
(куале)

В удмуртской мифологии весьма многочисленны низшие духи: вумурт - водяной, гидмурт - дух хлева, нюлэсмурт - дух леса, тӧлпери -

дух ветра,
коркамурт - домовой,
ягпери - дух бора,
лудмурт - дух луга и поля, и др.
Кроме божеств и полубожеств, покровительствующих людям и
могущих дать им счастье и несчастье, вотяки верят в духов,
причиняющих человеку только одни беды и несчастья, духов
злых. К числу их принадлежит Кутысь, Чер и Вожо.

Нюлэсмурт («нюлес» - лес, чаща) -леший,
хозяин леса, хозяин зверей.
Живет в лесу, имеет собственное
хозяйство и семью. По одежде и образу
жизни он похож на людей, у него
длинная борода и волосы. Способен
изменять свой облик: в лесу он вровень
с деревьями, на лугу – с травой, среди
людей –чуть выше человека.
Нюлэсмурты разрешают зверям залегать
в норы и берлоги; посылают охотникам
добычу, скотине - корм, помогают
войску одерживать победу.

ВУКУЗЁ –(«хозяин воды»)

Вукузё (ву- вода, кузё –
хозяин)-властитель водной
стихии, обитатель
первичного океана.
Подражая творению
Инмара - собаке, творит
козу, затем водяных - вумуртов. Вукузё
представляли в виде
старика с длиной бородой

Вумурт-водяной (ву- «вода», мурт – «человек»)

Дух с длинными волосами, иногда в
виде щуки. Живет в озерах, речках,
прудах. У него есть жена,
необыкновенно красивая, сыновья и
дочери.
Вумурты почти ничем не отличаются
от обычных людей. Отличить их
можно по тому, что левая пола
армяка у Вумурта непременно
сырая. Вумурт очень богат и
награждает богатством тех людей,
кого он полюбит, если же не
возлюбит - топит в болоте скотину
и нагоняет разные болезни.

У Коркамурта множество имен:
корка кузе (хозяин дома),
корка бече (сосед, друг),
корка сюсетка (суседко),
гулбеч мурт (хозяин подполья).
Коркамурт (корка - изба)
-домовой. Живет за печью
или в подполье. Он заведует
работами, происходящими в
избе и всем, что в ней
хранится. Где его уважают и
угощают он оберегает
членов семьи, если же
домового обижают или не
уважают (шумят, свистят в
доме или бросают кусочки
хлеба на пол), щекочет по
ночам, путает волосы на
голове и в бороде.

Гонды́р (удм. Медведь) -
ближайший помощник коркамурта.
Живёт в подполе, погребе, амбаре
и заведует хранящимися там
домашними припасами. По
внешности неотличим от медведя.
Если Гондыру чем-то не
понравились или не угодили
хозяева, то в доме с
неестественной быстротой
уменьшаются припасы.

Гидмурт («гид»-конюшня)
–дух конюшни и хлева
Гидмурт - помощник
домового (Коркамурта),
покровитель конюшен и
хлевов.
Если он любит лошадь, то будет
расчёсывать и заплетать ей
гриву, и даже перекладывать
сено и овёс от соседних
лошадей.
Если же Гидмурт невзлюбил
какую-то лошадь, то он может
скакать на ней целыми ночами
и изнурять тяжёлыми грузами.

Тэлькузё – леший, дух леса.

Толмурт (тӧлпери
- дух ветра) - он
похищал девушек.

Лудмурт (луд - поле) -Луговик, Полевик

Это маленький человек,
отвечающий за луга и поля.
Он охранял животных,
следил за посевами
Иногда Лудмурта называли
Мушвозьмась (удм. охраняющий пчёл

Тодьымурт (тодьы -
белый) - дух,
живущий в темном
углу на полке в бане.
По рассказам предков
он любит
подшучивать над
людьми в бане.

ПАЛЭСМУРТ (пал-половина, «получеловек»)

Палэсмурт - половинный человек:
однорукое, одноногое, одноглазое
злое существо, живущий в лесу.
Популярный персонаж сказок
Палэсмурты имеют огромный рост,
они несколько глуповаты, очень
смешливы, любят смешить других:
могут защекотать до смерти, любят
кататься на лошадях, пасущихся
ночью на лугу. Любят пугать
одиноких путников, особенно в
лесу.

Искал-Пыдо-Мурт (искал -
корова; пыд- нога) - дух с
коровьими ногами.
Баба Обыда-леший в образе женщины с
длинными волосами, косматая, высокого роста.
В сказках Баба Обыда, если захочет, помогает
людям.
Кузь-Пине-Мурт - человек с длинными зубами

Мифы и легенды

удмуртского народа

Презентацию подготовила заведующая библиотекой МБОУ «СОШ №90» г. Ижевска Волынина Светлана Владимировна 2012 год


Между седым Уралом и голубой Волгой

в краю родников и лесных рек

издавна селились охотники и землепашцы - предки удмуртского народа


Эта земля была по-своему прекрасна. Лес не только грозил опасностями, но и одаривал щедрыми дарами.

Чтобы выжить здесь, надо было быть выносливым, сильным, мужественным



В древности удмурты считали, что духи и боги сопровождают человека везде и всегда, помогая или мешая ему, в зависимости от того, в каком согласии с миром и людьми он живет.

Подводное царство


Высшие божества удмуртов: Имнар, Кылдысим, Куазь .

Эти боги занимают главные места в жизни удмуртского народа


Инмар

творец неба, создатель мира, создатель земли. Живет постоянно на солнце, - добр настолько, что люди не боятся его. Ему приносятся только благодарственные жертвы.

Сосна –священное дерево

место поклонения древних удмуртов богу Инмару. Просили его о дожде и хорошем урожае. Возле сосны совершались различные обряды.


Легенда о сотворении мира

Задумав сотворить мир, Инмар посылает Шайтана достать землю со дна мирового океана. Отдав землю Инмару, Шайтан утаивает ее крупицы за щеками, но когда земля, по повелению Инмара, начинает разрастаться, он вынужден выплюнуть ее. и на земле образовались горы, болота, кочки. Если б Шайтан не обманул Инмара, то земля осталась бы ровной и гладкой.


В древности, по преданиям удмуртов,

на земле жили великаны - алангасары.

Дремучий лес был для них как крапива. Где ступала нога великана - появлялся лог, где он вытряхивал песок из лаптей - образовывались холмы.


Развлекались алангасары тем, что метали чугунные шары и плели веревки из сосен, сражались вырванными с корнем деревьями. Человека, долбящего борть для пчел, принимают за дятла;

разглядывают его на ладони, сажают в карман или кладут за пазуху




Вторым божеством является Кылдысин или Кылчин - это бог-творец, заботящийся о земле, бог плодородия,

покровитель детей.

Он появлялся в виде старика в белой одежде и ходил по межам, поправляя упавшие колоски, следил за посевами.


Куа́зь - повелитель погоды,

атмосферных явлений.

Куазь молились под елью, которая воспринималась деревом этого бога, ему жертвовали коня или жеребёнка.


Предки удмуртов почитали

Ин-мумы богиня плодородия, мать самого Инмара

Шунды- мумы (мать Солнца),

Гудыри-мумы (Мать грома),

Инву - мумы (Мать небесной воды)

Музьём-мумы - (Богиня земли)


Воршуд (шуд вордысь) –

дух - покровитель и хранитель рода, семьи, домашнего очага.

Обитает в молельне (куале)


В удмуртской мифологии весьма многочисленны низшие духи: вумурт - водяной, гидмурт - дух хлева, нюлэсмурт - дух леса, тӧлпери - дух ветра, коркамурт - домовой, ягпери - дух бора, лудмурт - дух луга и поля, и др. Кроме божеств и полубожеств, покровительствующих людям и могущих дать им счастье и несчастье, вотяки верят в духов, причиняющих человеку только одни беды и несчастья, духов злых. К числу их принадлежит Кутысь, Чер и Вожо.


Нюлэсмурт («нюлес» - лес, чаща) -леший, хозяин леса, хозяин зверей.

Живет в лесу, имеет собственное хозяйство и семью. По одежде и образу жизни он похож на людей, у него длинная борода и волосы. Способен изменять свой облик: в лесу он вровень с деревьями, на лугу – с травой, среди людей –чуть выше человека.

Нюлэсмурты разрешают зверям залегать в норы и берлоги; посылают охотникам добычу, скотине - корм, помогают войску одерживать победу.


ВУКУЗЁ –(«хозяин воды»)

Вукузё (ву- вода, кузё – хозяин)-властитель водной стихии, обитатель первичного океана. Подражая творению Инмара - собаке, творит козу, затем водяных - ву-муртов. Вукузё представляли в виде старика с длиной бородой


Вумурт -водяной (ву- «вода», мурт – «человек»)

Дух с длинными волосами, иногда в виде щуки. Живет в озерах, речках, прудах. У него есть жена, необыкновенно красивая, сыновья и дочери.

Вумурты почти ничем не отличаются от обычных людей. Отличить их можно по тому, что левая пола армяка у Вумурта непременно сырая. Вумурт очень богат и награждает богатством тех людей, кого он полюбит, если же не возлюбит - топит в болоте скотину и нагоняет разные болезни.


Коркамурт (корка - изба) -домовой. Живет за печью или в подполье. Он заведует работами, происходящими в избе и всем, что в ней хранится. Где его уважают и угощают он оберегает членов семьи, если же домового обижают или не уважают (шумят, свистят в доме или бросают кусочки хлеба на пол), щекочет по ночам, путает волосы на голове и в бороде.

У Коркамурта множество имен:

корка кузе (хозяин дома),

корка бече (сосед, друг),

корка сюсетка (суседко),

гулбеч мурт (хозяин подполья).


Гонды́р (удм. Медведь) - ближайший помощник коркамурта. Живёт в подполе, погребе, амбаре и заведует хранящимися там домашними припасами. По внешности неотличим от медведя. Если Гондыру чем-то не понравились или не угодили хозяева, то в доме с неестественной быстротой уменьшаются припасы.


Гидмурт («гид»-конюшня)

дух конюшни и хлева

Гидмурт - помощник домового (Коркамурта), покровитель конюшен и хлевов.

Если он любит лошадь, то будет расчёсывать и заплетать ей гриву, и даже перекладывать сено и овёс от соседних лошадей.

Если же Гидмурт невзлюбил какую-то лошадь, то он может скакать на ней целыми ночами и изнурять тяжёлыми грузами.


Тэлькузё – леший, дух леса.

Толмурт (тӧлпери - дух ветра) - он похищал девушек.


Лудмурт (луд - поле) - Луговик, Полевик

Это маленький человек, отвечающий за луга и поля.

Он охранял животных,

следил за посевами

Иногда Лудмурта называли Мушвозьмась (удм. - охраняющий пчёл


Тодьымурт (тодьы - белый) - дух, живущий в темном углу на полке в бане. По рассказам предков он любит подшучивать над людьми в бане.


ПАЛЭСМУРТ (пал-половина, «получеловек»)

Палэсмурт - половинный человек: однорукое, одноногое, одноглазое злое существо, живущий в лесу. Популярный персонаж сказок

Палэсмурты имеют огромный рост, они несколько глуповаты, очень смешливы, любят смешить других: могут защекотать до смерти, любят кататься на лошадях, пасущихся ночью на лугу. Любят пугать одиноких путников, особенно в лесу.


Искал-Пыдо-Мурт (искал - корова; пыд- нога) - дух с коровьими ногами.

Баба Обыда -леший в образе женщины с длинными волосами, косматая, высокого роста.

В сказках Баба Обыда, если захочет, помогает людям.

Кузь-Пине-Мурт - человек с длинными зубами

Мелодия Небесной Росы
Удмуртская легенда

Жила когда-то в дремучем лесу старая мудрая Ель. Звали её Мудор-Куз - мать Леса. Говорят, с неё начинался Лес, а может быть, и сама Земля. Солнце отдыхало на её ветвях. Из-под её корней нарождался робкий родник, чтобы потом превратиться в могучую Белую Каму.

Издалека приходили люди, чтобы поклониться Мудор-Куз . Но однажды мачеха Солнца, Злая Молния, страшным огнём опалила Мудор-Куз . Ель умерла.

Но пришёл человек и оживил её. Он сделал из неё Гусли-Крезь и вложил в них свою человеческую душу. Так у людей появились Быдзым Крезь - Великие Гусли. Когда они звучали, Солнце приближалось к Земле, чтобы их послушать. Когда они пели «Инву Утчан Гур » - «Мелодию Небесной Росы», Небо плакало дождём.

Как землю сотворили
Миф о сотворении земли

Это было так давно, что даже никто не помнит, когда это было. Ни земли, ни людей на всём свете: только небо, вода и солнце. На небе жил хозяин неба Инмар . Само его имя состоит из слов «ин» и «мар». Всякий, кто научится понимать удмуртский язык, узнает в «ин» - небо, а в «мар» - что. То, что в небе, и есть Инмар.

А в воде жил хозяин воды Вукузё . Небо было чистое-чистое, как снег, белое-белое как берёза. Оно висело так близко к воде, что Инмар , не спускаясь, черпал воду золотым ковшом с длинной ручкой и поливал облака, чтоб они не высыхали от солнца. Заботы не ведал хозяин неба. И Вукузё никакой работы не знал, только и делал, что целыми днями сушил свою зелёную бороду: вешал конец бороды на облако, а сам ложился на воду и лежал себе, подрёмывая.

Хотя борода Вукузё была длиннее, Инмар считался у них старше, а потому хозяин воды должен был повиноваться ему. Так и жили они много веков по соседству. Один пас облака, другой - бороду сушил да воду время от времени мутил.

Однажды взгрустнулось Инмару , и пришло ему на ум переменить занятие. Он повесил ковш на любимое облако, которое всегда под рукой держал, снял бороду Вукузё с облака и велел тому нырнуть поглубже - достать земли со дна.

Не понравилось Вукузё , что Инмар помешал ему бороду досушить и на солнце погреться вволю, а перечить старшему не посмел. Послушаться - послушался, но обиду затаил. «Ишь, раз он Инмар агай (удмурт. - старший брат), то и понукает! - думал он, опускаясь на дно. - Достань ему земли да ещё до крупинки отдай. Ему - всё, а мне, выну (удмурт. - младший брат), - ничего?». Взял он две пригоршни со дна и, чтобы утаить от Инмара, часть земли положил за щеку и вынырнул.

Инмар бережно принял доставленную землю, положил на ладонь, разровнял, дождался, когда она подсохнет, а потом начал сдувать её во все четыре стороны. Упав на воду, согретая солнцем и дыханием Инмара, земля стала разбухать и расти-разрастаться. Её становилось все больше и больше, столько, что конца-краю не видать. Хотя и далеко видно было: земля-то получилась гладкая-гладкая, как сковорода, - ни гор, ни холмов, ни оврагов, ни болот.

Стала разбухать и та земля, что Вукузё припрятал за щекой. Росла, росла - вот-вот голову разнесёт. Так бы и вышло, наверное, не догадайся Вукузё плюнуть, что есть силы. И разлетелась та земля в разные стороны, упала на ровную землю Инмара горами да болотами, кочками да оврагами. Не схитри, не ослушайся Вукузё Инмара , земля досталась бы людям совершенно ровная - без возвышенностей и низин, без гор и болот.

Инмар, довольный совершением нечаянной задумки, даже не заметил перемены, что случилась с землёй из-за Вукузё . Он уже принялся за привычное занятие: стал перегонять облака с места на место. Только заметил, плохо они взбиваются, мало кучерявятся, пришло, знать время полить их водицей. Взял Инмар ковш с длинной ручкой, отогнал облака, чтоб не мешали черпать воду. Только тут и увидел, что сталось с землёй, только тут и понял, отчего облака стали мятые и рваные: горы царапали им брюхо, мяли и разрывали их. Чья это проделка, не надо было и угадывать: всего-то двое жили на свете. «Ну, бездельник, ну, лежебока! Погоди же!» - рассердился впервые Инмар . Оставил все дела и стал думать, как раз и навсегда проучить Вукузё , чтоб неповадно было самовольничать.

Ирина Семакина
Конспект НОД в старшей группе «Мифы и легенды Удмуртского народа»

Цель : Познакомить детей с мифами и легендами Удмуртов .

Задачи :

1. Познакомить с мифами и легендами .

2. Формировать умение работать с картой Удмуртской Республики ;

3. Воспитывать чувство любви к своей малой родине.

Материал : карта Удмуртской Республики , книги, иллюстрации героев легенд , цветные карандаши, фломастеры, краски, бумага белая А4 (на каждого ребенка) ноутбук,домовёнок (игрушка) .

Предварительная работа. Рассматривание книг «Мифы и легенды » и их иллюстраций, объяснение новых слов коркакузё (домовой, инмар, вумурт, вукузё, алангасар.

Звучит удмуртская народная мелодия (музыку подбирает воспитатель) .

На стене висит карта Удмуртской Республики . Воспитатель обращает внимание детей на карту.

Ход занятия:

В.: Ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости пришёл коркакузё и принёс очень интересные книги.

А знаете ли вы, кто такой коркакузё? (ответы детей) . Давайте посмотрим отрывок мультфильма и поймём, кто же такой коркакзё (домовой) (просмотр мультфильма про домовёнка кузю) .

Итак, ребята коркакузё- это хозяин дома, хозяин нашего детского сада. Сегодня он пришёл, чтобы познакомить нас с мифами и легендами удмуртов о происхождении земли.

Кто из вас знает, что означают слова «Миф» и «легенда »

Мифы и легенды - устные рассказы о богах и героях, которые передавались из поколения в поколение. В них отразились представления людей об окружающем мире. В отличие от мифов, где главными персонажами были боги, в основе легенд - жизнь обычных людей и реальные события. Но, передавая из поколения в поколение, их приукрашивали, а героев наделяли необыкновенными способностями. (показ слайдов – изображения богов и рассказ о них)

Итак, давайте сядем поудобнее и послушаем Мифы и легеды , которые нам принёс коркакузё.

Чтение отрывков из книги «Мифы и легенды удмуртов » .

Беседа после прочтения :

В.: Скажите, что было до сотворения Земли, по легенде Удмуртов ?

Д.: Вода, солнце и небо.

(На фланелеграфе выставляем соответствующие рисунки) .

В.: Правил всем этим….(выставляем на фланелеграфе изображение Инмара)

В,: Хозяином воды был…

Д :. Вукузё (выставляем)

КОРКАКУЗЁ. Молодцы ребята. А теперь давайте отдохнём немного. Поиграем в игру «Водяной»

Игра «ВОДЯНОЙ»

К.: Молодцы, ребята, хорошо справились. А кто же такой вумурт?

(ответы детей)

Обратите внимание на наш земной шар. Посмотрите, наша земля состоит и из материков, морей и океанов, гор и низменностей… А как же это всё произошло? Изначально были только небо, солнце и вода. (ответы детей, по очереди передаём мяч для продолжения пересказа.)

Молодцы. Итак, по мифам Удмуртов , землю сотворили Инмар и Вукузё.

А что же ещё сотворили Инмар и Вукузё расскажите, пожалуйста, коркакузё.

(инмар – собаку, алангасаров, вукузё – козла) .

Чем занимались алангасары и почему они себя так вели? (забыли дать разум)

Расскажите, а как же тогда произошёл человек по мифам от алангасар. (алангасарёнок нашёл разум и съел его) .

Как вы думаете, что было бы на земле, если не нашли бы алангасары разум.

(ответы детей) .

Коркакузё.: Молодцы, ребята, многие из вас очень внимательно слушали мою историю. Вы, наверное, устали, хотите я познакомлю вас с удмуртскойфизкультминуткой ?

Физкультминутка : Виг,Ваг Аргане…

Художественное творчество :

Ребята, скажите, кто из героев вам запомнился, понравился. Почему?

Давайте вспомним каждого героя. Опишем. (Чтение описания каждому из героев, названых детьми.)

Сегодня мы с вами сделаем выставку героев мифов и легенд Удмуртов . Ваша задача – нарисовать понравившегося героя.

Обратить внимание детей на средства для работы : краски, кисточки, карандаши, фломастеры, белые листы А4.

Выставка работ. Обсуждение работ.

Удмуртская мифология существовала множество лет назад, охранила не только культуру, веру, но и фольклор.

В удмуртской мифологии насчитывается большое количество негативных существ и богов, которые насылают беды на удмуртский народ, например духи болезней могут наслать: порчу, паралич, сглаз.

Также в их мифологии есть домовые – Коркакузк, банники – Минчокузе, огородные – Бакчакузе. К хозяевам дикой природы относили Лудмурта, он являлся хозяином лугов и полей, к нему обращались с просьбой о хорошей охоте, сохранении скота и достатке в меде, удачной рыбалке.

Жрецы в древние времена делились на высших служителей, и низших, низшие прислуживали высшим, выполняли приказы.

Главный жрец не принимал никакого участия в ритуалах, он только присутствовал во время их проведения, освящал ритуал свои присутствием, следил за последовательностью выполнения действий вовремя обрядов. Во время ритуала, все служители одевались в белоснежную одежду.

Главное святилище, в котором проводились все обряды было построено из бревен деревьев, пол также устилали деревом, в нем хранились самые ценные реликвии, которые принадлежали покровителю рода, главному духу.

В зависимости от ритуала, необходимо было приносить жертву, во всех ритуалах должно было присутствовать дерево и жертва(скот разной масти и породы).

на сегодняшний день удмурты прославляют православное верование с элементами дохристианский верований.

Они до сих пор выполняют старинные обряды, следуют старинным обычаям и не хотят адаптироваться к современному миру и его течениям.

У удмуртов есть три места поклонения:

  • ни поклоняются родовому покровителю;
  • хозяину дикой природы;
  • места захоронения и проведения поминальных ритуалов.

Удмурты – старинная тюркская народность, представляют свою мифологию, весьма сходную с мифами и представлениями соседних народов. Большое воздействие на их верования оказали исламские оттенки и некоторые моменты из вышеупомянутой религии.

Итак, у удмуртов главное божество носило имя Инмар, и выполняло оно функции сотворителя мира, создателя, который и «повинен» в возникновении буквально всего на Земле. Если углубиться в теологические и лингвистические исследования, можно обратить внимание на то, что имя этого божества очень напоминает прочих главных богов из близлежащих религий.

Мифология удмуртов говорит о том, что Инмар должен был следить за нормальной работой стихий, чтобы вовремя шел дождь и светило солнце, и чтобы климат в мире был оптимальным и комфортным. Как и везде, у удмуртов было также негативное божество, Керемет (аналогом можно считать исламского Шайтана), который отвечает за злые силы. По преданию, в самом начале боги дружили, но Керемет обманул Инмара, после чего они поссорились.

Удмуртская мифология изменялась со временем и в соответствии с появляющимися мировыми религиями, в частности, с христианскими принципами. В частности, как говорят, после «общения» с ними возникла легенда об огромном быке, который держит нашу планету на рогах, и который повинен во всех толчках тверди.

По мнению удмуртов, и близких к ним традиций финнов и некоторых других народов, мир разделяется на 3 области, небеса, место жительства землян – планета, и ад, который был холодным и темным. Во многих вариантах можно встретить центральную ось, скрепляющую все эти области, в качестве которой могло быть дерево (как у славян), скала и пр. подобные объекты. Соответственно вверху обитали божества, причем только верхние из пантеона, в средней части обычно встречались прекрасные половины божественного общества, а также полубоги, покровители природных стихий – в частности, водяные, лешие, и пр. В аду же находились темные силы – и непосредственно символ дьявола, Керемет, а также мертвые души.

Как мы уже говорили, главный бог у удмуртов назывался Инмаром, система религии у них – двойственная, т.е. наблюдается противостояние добра и зла, в роли последнего выступает Керемет. Но есть у них и еще один бог из числа наиболее заметных и важных – это Кылдысин, который отвечает за наш с вами мир, за природу, за урожай и пр. Обычно, кстати, в других религиях, подобные функции выполняет дама – к примеру, Гера у греков и пр., но удмурты поставили на эту должность мужчину.

Множество полубогов населяли землю – были среди них как хорошие, так и плохие, с хорошими сражался Керемет, с плохими – Инмар. Полубоги отвечали за болезни, за природные явления, за эпидемии и пр.

Все это вы найдете в древних верованиях и суждениях народа Удмуртии, запечатленных в необычном фольклоре, обрядах и произведениях народно-прикладного творчества. В сознательной мифологии семейные, родовые и племенные (территориальные) святые места занимали место одомашненных символов. С этим были связаны и традиции жертвоприношений. Они носили характер хозяйственных требований (начало посевов, сбор урожая), профилактических мер против природных катаклизмов и болезней (засуха, мор домашних животных, голод), бытовых запросов (рождение детей, удачный брак).

Позже, можно встретить варианты двойного верования, когда принявшие православие жители, принося жертвы, делали это с христианскими молитвами. Объяснение тому — поздняя, по сравнению с другими народностями, христианизация тюркского народа. В нынешнее время заметна тенденция удмуртов к реанимации мифологических верований через призму языческих представлений об устройстве взаимодействия людей и сил стихий. Немалая роль в этом по-прежнему отводится традициям одухотворять окружающую природу, что и есть сильным индикатором «удмурткости», одним из определяющих признаков этноса удмуртской культуры.

В принципе, мифология удмуртов достаточно стандартна и похожа на ислам – здесь встречается и шайтан, но только в виде мелких полубожеств, есть здесь и пери – джинны или что-то в этом роде женского пола, и многие другие. Но взяли удмурты и многое от славян, что свидетельствует об их близости и общности по менталитету и человеческому самосознанию.