Мастер-класс: «Как из доступного материала и предметов домашнего обихода изготовить музыкальный инструмент-трещотку». Узнать об истории музыкального инструмента трещотка Трещетка описание

Шумовые инструменты - перкуссии - это совсем не только барабан и трещотка. Решив купить перкуссионные инструменты и заглянув в наш раздел, вы убедитесь в этом сами. Богатство красок, форм, звуков - это шумовые народные инструменты.

Главное их отличие от всех прочих музыкальных инструментов в том, что на них вполне можно играть без музыкальной подготовки. Конечно, имея абсолютный слух и 8 лет музыкальной школы за плечами, вы даже на простом металлофоне сыграете правильнее и чище, да и сноровка во владении кастаньетами или треугольником необходима… Тем не менее, именно инструменты шумовые - это первые детские музыкальные инструменты.

Даже годовалый малыш может пошуметь маракасом, позвенеть тамбурином или сыграть неведомую мелодию на ксилофоне, а уж сколько он при этом получит удовольствия!...

Тамбурины и бубны

Одни из наиболее известных детских шумовых инструментов - это . Тут, впрочем, нужно обратить внимание, кто есть кто. Чаще всего, если речь идет о детских игрушках, бубном называют небольшой круглый инструмент с мембраной посередине и бубенцами по кругу. Но это вовсе не бубен, а совсем даже тамбурин! Причем тамбурины могут как с мембраной посередине, так и без оной: главное - бубенцы!

А вот бубен никаких бубенчиков не имеет. Зато имеет прочную мембрану, в которую предполагается стучать, а также небольшой размер - чтоб удобно было держать бубен в руках.

Джингл-стики и бубенцы

Нет, наверное, игрушки веселее и музыкального инструмента проще, чем . Бубенцы закреплены на браслете, который можно надеть на запястье руки или даже на лодыжку ноги, чтобы позвенеть в свое удовольствие. Есть даже целый набор из 20 браслетов с бубенцами в банке от - чтоб хватило на большую веселую компанию малышей (а, может быть, и взрослых)).

Другой вариант бубенцов предлагает - на деревянной основе, чтобы удобно было держать в руке.

Джингл-стик больше похож на настоящий музыкальный инструмент, но тоже прост, как все гениальное. Здесь бубенцы просто закреплены на пластиковой или деревянной длинной основе - размахивать таким, извлекая мелодичные звуки - одно удовольствие!

Кастаньеты и трещотки

Если бубенцы и джингл-стики будут интересны маленьким любителям позвенеть, то - для тех, кто любит трещать)) Знакомьтесь: в продаже в нашем интернет-магазине есть трещотка веерная - русский народный шумовой инструмент производства компании Симпатичная детская трещотка, раскрашенная в цвета радуги, имеется и у . А вот Flight выпускает трещотки другого вида - круговые, из дерева и из бамбука.

Кастаньеты - шумовой инструмент родом из Испании - очень хорош для развития моторики рук, ведь, чтобы половинки кастаньеты ритмично ударялись друг о друга, нужно потренироваться. Впрочем, есть и детский вариант кастаньет, попроще, где обе половинки закреплены на ручке - такой детский шумовой инструмент предлагает, например, компания .

Маракасы

Кубинский перкуссионный инструмент со звучным названием « » - это, по сути, погремушка для взрослых. В которую, конечно же, с огромным удовольствием играют и дети. У нас можно приобрести как маленькие детские маракасы, которые совсем как погремушки (или погремушки совсем, как маракасы) - например, производства компании или , так и игровые подарочные маракасы в форме кошки или собачки от Veston, а также и очень серьезные этнические инструменты того же : есть варианты и с натуральными камушками, с орехами, с перьями и, конечно же, с соответствующими орнаментами.

Шейкеры

Музыкальный инструмент, также отличающийся удивительной простотой и так же очень напоминающий погремушку. Забавно выглядят шейкеры в виде овощей или фруктов - таких немало у . Шейкеры, как и маракасы, издают приятный и негромкий шуршащий звук за счет перекатывания горошин внутри.

Металлофоны и ксилофоны

Как ксилофон, так и металлофон - инструменты, знакомые почти всем. Но не все знают, в чем между ними разница. А разница очень проста - у металлофона металлические пластины, а у ксилофона - деревянные. Соответственно, и звук различается: у первого он звонкий и четкий, у второго - мягкий и приглушенный.

Среди наших также есть как детские игровые модели, так и инструменты производства компаний, специализирующихся на производстве музыкальных инструментов. Есть среди них и серьезные неокрашенные, как у Flight, и по-детски раскрашенные во все цвета радуги, как у , и оформленные по мотивам мультфильмов Диснея, и даже «сложный» хроматический вариант металлофона - с двумя рядами пластин.

Треугольники

При всей кажущеся несерьезности своего вида, является, тем не менее, одним из важных инструментов в составе симфонического оркестра. Проникнувшись важностью этой мысли, можно подумать о том, чтобы приобрести музыкальный треугольник для своих детей. У нас в продаже есть треугольники разных размеров - так, чтобы и малышам, и взрослым было удобно извлекать мелодичные звуки из этого инструмента.

Разные шумовые инструменты

В разделе можно найти много всего интересного. Взять хотя бы деревянные ложки и жалейку , и удивительный гуиро, и валдайские колокольчики, и палку дождя… А как вам идея звать семью к столу с помощью металлического гонга? А после обеда можно помедитировать под чарующие звуки бар чаймса.

Наборы шумовых инструментов

Хороши как подарок маленькому ребенку, и как необычный сувенир человеку, связавшему свою жизнь с музыкой. И, конечно, для детей дошкольного и школьного возраста такой набор может стать первым шагом в мир творчества. В соответствии с возрастом одариваемого можно выбрать как простой наборчик из тамбурина, маракасов и металлофона, так и очень основательный набор перкуссии из 17 предметов. Последнего хватит, чтобы организовать небольшой школьный оркестр.



Использование трещёток в свадебном обряде позволяет предположить, что в прошлом этот инструмент кроме музыкальной, выполнял ещё и мистическую функцию оберегания молодых от злых духов. В ряде деревень до сих пор жива не только традиция игры, но и традиция изготовления трещоток.

Простота конструкции обеспечила трещоткам большую популярность в стародавние времена. Впрочем, в настоящее время трещотка с успехом применяется в качестве одного из основных инструментов в народно-инструментальных ансамблях, наряду с гармонью, деревянными и гуслями.

Помимо этого, трещотка выполняет важную развивающую функцию — маленьким детям гораздо проще познавать этот мир через громкие, звенящие звуки трещотки. Трещотка может быть и отличным подарком. Любому человеку, даже новичку, легко будет извлечь из трещотки звуки, что может быть отличным развлечением на досуге.

Видео: Трещотка на видео + звучание

Видео с этим инструментом очень скоро появится в энциклопедии!

Продажа: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!



План:

    Введение
  • 1 Конструкция
  • 2 Исполнение
  • 3 История

Введение

Трещотка - народный музыкальный инструмент, идиофон, заменяющий хлопки в ладоши.


1. Конструкция

Трещотки состоят из набора 18 - 20 тонких дощечек (обычно дубовых) длиной 16 - 18 см. Они соединяются между собой плотной верёвкой, продетой в отверстия верхней части дощечек. Для разделения дощечек между ними вверху вставляются небольшие пластинки из дерева шириной приблизительно 2 см.

Существует и другая конструкция трещотки - прямоугольный ящичек с помещённым внутри деревянным зубчатым колесом, прикреплённым к маленькой рукоятке. В одной из стенок этого ящичка делается прорез, в отверстии которого неподвижно укреплена тонкая упругая деревянная или металлическая пластинка.


2. Исполнение

Трещотка держится за верёвку двумя руками, резкие или плавные движения позволяют издавать различные звуки. При этом руки находятся на уровне груди, головы, а иногда поднимаются чтобы привлечь внимание своим внешним видом.

3. История

При археологических раскопках в Новгороде в 1992 году были найдены две дощечки, которые, по предположению В. И. Поветкина, входили в комплект древних новгородских трещоток в XII веке.

Трещотки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием. Хоровое исполнение величальной песни сопровождается нередко игрой целого ансамбля, насчитывающего иногда более десяти человек. Во время свадьбы трещотки украшают лентами, цветами, иногда бубенчиками.

скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 12.07.11 15:34:25
Похожие рефераты: Ди (музыкальный инструмент) , Уд (музыкальный инструмент) , Ипу (музыкальный инструмент) , Тар (музыкальный инструмент) , Лад (музыкальный инструмент) , Рог (музыкальный инструмент) , Трещотка

Трещотка - народный музыкальный инструмент, идиофон , заменяющий хлопки в ладоши.

Конструкция

Трещотки состоят из набора 18 - 20 тонких дощечек (обычно дубовых) длиной 16 - 18 см. Они соединяются между собой плотной верёвкой, продетой в отверстия верхней части дощечек. Для разделения дощечек между ними вверху вставляются небольшие пластинки из дерева шириной приблизительно 2 см.

Существует и другая конструкция трещотки - прямоугольный ящичек с помещённым внутри деревянным зубчатым колесом, прикреплённым к маленькой рукоятке. В одной из стенок этого ящичка делается прорез, в отверстии которого неподвижно укреплена тонкая упругая деревянная или металлическая пластинка.

Исполнение

Трещотка держится за верёвку двумя руками, резкие или плавные движения позволяют издавать различные звуки. При этом руки находятся на уровне груди, головы, а иногда поднимаются чтобы привлечь внимание своим внешним видом.

История

При археологических раскопках в Новгороде в 1992 году были найдены две дощечки, которые, по предположению В. И. Поветкина , входили в комплект древних новгородских трещоток в XII веке.

Трещотки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием. Хоровое исполнение величальной песни сопровождается нередко игрой целого ансамбля, насчитывающего иногда более десяти человек. Во время свадьбы трещотки украшают лентами, цветами, иногда бубенчиками.

См. также

Напишите отзыв о статье "Трещотка"

Ссылки

  • .
  • .
  • .

Отрывок, характеризующий Трещотка

Пьер хотел возражать, но не мог сказать ни слова. Он чувствовал, что звук его слов, независимо от того, какую они заключали мысль, был менее слышен, чем звук слов оживленного дворянина.
Илья Андреич одобривал сзади кружка; некоторые бойко поворачивались плечом к оратору при конце фразы и говорили:
– Вот так, так! Это так!
Пьер хотел сказать, что он не прочь ни от пожертвований ни деньгами, ни мужиками, ни собой, но что надо бы знать состояние дел, чтобы помогать ему, но он не мог говорить. Много голосов кричало и говорило вместе, так что Илья Андреич не успевал кивать всем; и группа увеличивалась, распадалась, опять сходилась и двинулась вся, гудя говором, в большую залу, к большому столу. Пьеру не только не удавалось говорить, но его грубо перебивали, отталкивали, отворачивались от него, как от общего врага. Это не оттого происходило, что недовольны были смыслом его речи, – ее и забыли после большого количества речей, последовавших за ней, – но для одушевления толпы нужно было иметь ощутительный предмет любви и ощутительный предмет ненависти. Пьер сделался последним. Много ораторов говорило после оживленного дворянина, и все говорили в том же тоне. Многие говорили прекрасно и оригинально.
Издатель Русского вестника Глинка, которого узнали («писатель, писатель! – послышалось в толпе), сказал, что ад должно отражать адом, что он видел ребенка, улыбающегося при блеске молнии и при раскатах грома, но что мы не будем этим ребенком.
– Да, да, при раскатах грома! – повторяли одобрительно в задних рядах.
Толпа подошла к большому столу, у которого, в мундирах, в лентах, седые, плешивые, сидели семидесятилетние вельможи старики, которых почти всех, по домам с шутами и в клубах за бостоном, видал Пьер. Толпа подошла к столу, не переставая гудеть. Один за другим, и иногда два вместе, прижатые сзади к высоким спинкам стульев налегающею толпой, говорили ораторы. Стоявшие сзади замечали, чего не досказал говоривший оратор, и торопились сказать это пропущенное. Другие, в этой жаре и тесноте, шарили в своей голове, не найдется ли какая мысль, и торопились говорить ее. Знакомые Пьеру старички вельможи сидели и оглядывались то на того, то на другого, и выражение большей части из них говорило только, что им очень жарко. Пьер, однако, чувствовал себя взволнованным, и общее чувство желания показать, что нам всё нипочем, выражавшееся больше в звуках и выражениях лиц, чем в смысле речей, сообщалось и ему. Он не отрекся от своих мыслей, но чувствовал себя в чем то виноватым и желал оправдаться.

Валентина Бабошкина

Окружающий нас мир состоит из звуков : громких и тихих, ласковых и тревожных, гармоничных и диссонирующих. Музыка присутствует повсюду. Нужно только немного прислушаться. Не стоит выбрасывать в мусорное ведро не нужные баночки из-под йогурта, кофе, футляры от фотопленок, коробочки, бусы, фломастеры и многое другое . Дальше мы с вами увидим, что из этих предметов можно продолжить жизнь, музыкальную жизнь .

И сейчас, я хочу показать вам, какие музыкальные игрушки смастерила из бросового материала .

Колокольчики - из йогуртовых упаковок,

крышки ударные,

«шумелки» - из пластмассовых бутылок, маракасы- из бутылок синьки,


рогатки- из бутылочных крышек


и другие.



Получая радость творчества от изготовления музыкальных инструментов , можно продлить ее во время музицирования. Формировать готовность обучаться игре на более «сложных» музыкальных инструментах . Трещотки и погремушки, сделанные из йогуртовых коробочек, деревянных линеек, бус, барабаны из консервных банок, колокольчики из цветочных горшков и другие оригинальные инструменты , развлекая детей, создают у ребенка желание трудиться, заниматься музыкой , творить и сочинять, играть на необычных инструментах .

Поэтому, в процессе создания музыкальных инструментов , хорошо, если ребенок проявит инициативу и побуждение к инициативе, когда хочется делать, творить и созидать. Ребенок приобретает трудовые, конструкторские и изобретательские навыки, во время музыкальной деятельности развивает свои музыкальные способности . Формируется потребность в игровой деятельности передавать свои знания, умения, опыт сверстникам. В итоге, мне хочется сказать, что играя на таких инструментах ребенок развивается всесторонне. А, что еще может быть важнее? Такие музыкальные инструменты станут для ваших детей добрыми помощниками и проводниками в страну музыки .

И прежде, чем приступить непосредственно к изготовлению музыкальных инструментов , я хочу рассказать о трещотке. Я изготовила вот такую трещотку и сегодня хочу научить вас, делать такой музыкальный инструмент .


И сейчас же щетки, щетки

Затрещали, как трещотки

И давай меня тереть,

Приговаривать….

Музыкальный руководитель : Как вы думаете, откуда эти слова?

Педагоги : Эти строчки, ну конечно с «Мойдодыра» Чуковского.

Музыкальный руководитель : Правильно. И речь там идет о трещотках. А кто мне скажет, что такое трещотка?

Педагог : Это русский, народный инструмент , для шумового сопровождения.

Музыкальный руководитель : Правильно. Трещотки- старый русский народный ударный инструмент , обладающий характерным трескучим звуком. Его еще иногда называют трескотухой. Трещотка состоит из пластин (от 10 до 25, разделенных небольшими деревянными планками, которые нанизаны на шнур или ремешок. В имеющиеся на концах ремешков петли продеваются большие и указательные пальцы, на которых и удерживается на весу трещотка. На трещотках играли скоморохи. Использовали для ритмического сопровождения обрядовых песен. Трещотки используются в работе с детьми старшего дошкольного возраста в шумовом оркестре, ансамбле ложкарей, а также применяются во время подыгрывания русских народных песен. Играют они с удовольствием и эмоционально, потому что им нравиться отбивать ритм.

Для изготовления трещотки нам понадобится следующий материал : Последовательность действий (технология изготовления ) :

1. Сборка инструмента :


Дранку я заранее отшлифовала наждачной бумагой.

Простой карандаш и линейка.

Измерить ровно 20 см –это будет длина нашей планки.

Секатор.

Взять секатор и отрезать планку. Края нужно отшлифовать наждачной бумагой. Чтобы они были ровные.

Шило. простой карандаш, линейка.

Взять линейку и простой карандаш отмерить ровно 3см сверху 2 точки. Шилом проколоть эти 2 точки. Планка готова.


Кисточка, гуашь, лак.

После того взять кисточку и гуашь, раскрасить планки разными цветами. После того, как планки раскрасили, нужно их покрыть лаком.


Когда все необходимые детали готовы у нас остался заключительный этап- собрать трещотку. Для этого нам нужно :


Леска, планка, бусы.

Взять планку и леску, продеваем в одно отверстие 6 бус для больших пальцев. Продеваем во второе отверстие, у нас получилась петля для пальцев. Теперь нужно продеть 2 бусинки- на одну и другую леску. Бусы мы теперь будем чередовать планками разного цвета. Всего 10 планок.


И получили вот такую красивую, нарядную трещотку.