Ли у катерины. Сочинение Был ли иной путь у Катерины? (Гроза Островского). Возможные варианты развития сюжета

Действие драмы Островского "Гроза" происходит в девятнадцатом веке, в небольшом провинциальном городке, где царят патриархальные порядки. Катерина, главная героиня пьесы, живёт в зажиточном доме Кабановых вместе с мужем Тихоном и свекровью, прозванной Кабанихой за свой вздорный характер и самодурство. В своём произведении Островский показывает конфликт "тёмного царства", которое олицитворяет уклад в доме Кабановых, и Катерины, которая хотела бы строить свою семью на принципах взаимной любви и уважения. Катерина,живя в семье Кабановых, вынуждена терпеть гнет самодурства Кабанихи. Обстановка в семье требует от неё лжи и обмана. "Без этого нельзя, ты вспомни, где ты живёшь; у нас на этом весь дом держится",-говорит ей сестра её мужа Варвара. Всё, что окружает Катерину восстаёт против её естественных стремлений и желаний. В разговоре с Варварой она в пяти словах просто и в тоже время очень точно передаёт своё отношение к сложившейся ситуации. "Да здесь всё как будто из-под неволи!" Она рвётся из этой неволи к свободной жизни, даже если придётся умереть в этом порыве. Она не считает жизнью то существование, которое она ведёт в семье Кабановых. Катерина хочет жить, а не существовать, хочет жить свободно без какого-либо давления на неё. Её муж Тихон не может ей помочь в её стремлении жить свободно. Он так же как и Катерина много терпит от старой Кабанихи. Он простодушный и совсем не злой, но до крайности слабохарактерный. Он не способен защитить жену от нападок собственной матери. Катерина, понимая это, испытывает к нему чувство жалости. Это чувство в ней гораздо сильнее, чем её любовь к Тихону. В своём желании вырваться из тёмного царства она ищет человека, который бы понял её и разделил её взгляды. Им оказывается племянник богатого помещика Борис. Это прибывший из столицы и хорошо образованный человек, он не приемлет нравов, царящих в городе, и хорошо понимает Катерину. К тому же он материально зависим от дяди, так же, как и молодая женщина от своего мужа и свекрови. Она полюбила его больше от безысходности, чем за его душевные качества. Катерина не может определиться, не может найти выход из сложившегося положения.
Но из любой ситуации всегда есть выход и не один. Один из возможных вариантов- оставить всё как есть и продолжать терпеть и попытаться смириться в надежде, что что-то изменится в будущем. Если бы можно было измениться окружавшим её людям... Но не бывать этому. Кабанова не может оставить того, с чем она воспитана и её бесхарактерный сын не может вдруг, ни с того ни с сего, приобрести твёрдость и самостоятельность.
Менее невозможным представляется другой выход. Катерина могла бы бежать с Борисом от произвола и угнетения домашних. Тайно встретившись с Борисом, она просит его: "Возьми меня с собой отсюда". Но и это невозможно, ведь Борис племянник Дикого и материально от него зависит. К тому же Дикой с Кабановым договорились, чтобы отправить его в Кляхту, и, конечно не дадут ему взять с собой Катерину. В сущности, Борис это тот же Тихон, только "образованный". Образование отняло у него силу делать пакости, но и не дало силы сопротивляться им.
Просто уйти из дома Кабановых и вернуться к родителям или поселиться где-то у родственников она тоже не могла, так как в те времена у женщин было иное положение в обществе, чем сейчас. Этого не позволяли нормы морали. Согласно общественным нормам того времени жена должна была повиноваться мужу и, как правило, она материально от него зависела.
В концовке "Грозы" дан страшный вызов самодурной силе. Островский в завершении своей трагедии показывает читателю невозможность существования в среде, где царит самодурство с его насильственными и мертвящими началами. Его Катерина избирает единственный достойный выход из той ужасной сложившейся ситуации. Она довела свой протест до конца. Бросившись в пропасть, она обрела свободу, показала всем, что жизнь в "тёмном царстве" гораздо хуже смерти. Хотя, с точки зрения христианской морали катерина поступила неправильно(ведь церковь осуждает самоубийц), я считаю, что для неё это был единственный выход, так как долготерпение разрушило бы её личность,научило бы врать и изворачиваться, убило бы в ней всё хорошее и позитивное.

В 1859 году А.Н. Островский написал пьесу "Гроза", которая вызвала бурный общественный резонанс смелостью главной героини. Почему же эта история стала самой популярной из всей серии о "темном царстве"? Неужели причина только в поступке героини? А могла ли молодая женщина поступить по-другому? Школьникам предлагается написать сочинение "Был ли иной путь у Катерины", где рассматриваются разные варианты развития дальнейшей жизни Кабановых.

Общественное значение пьесы

Прежде чем приступить к написанию сочинения "Был ли иной путь у Катерины", будет нелишним узнать причины успеха этого произведения. "Гроза" была написана в 1859 году, когда вся Россия находилась в ожидании крестьянской реформы. Поэтому общество приняло ее с восторгом: пьеса была поставлена огромное количество раз на подмостках всех театров России.

Островский создал новый тип героини, которая стала олицетворением борьбы против старых порядков. Ее поступок выглядел в глазах общества как начало нового периода. Все восприняли пьесу не как личную драму, а как общественную. Некоторые просили Островского исключить из числа персонажей Кабаниху, потому что в ее образе они нашли схожесть с царем. "Гроза" удивила читателей силой и глубиной своей драматической истории, обличением купеческих нравов и бросила им вызов.

В сочинении "Был ли иной путь у Катерины в пьесе "Гроза" стоит напомнить о самом сюжете произведения, чтобы лучше провести анализ развития других вариантов истории. В одном городе, который находится на Волге, жило семейство Кабановых: Марфа Игнатьевна, Тихон, Катерина и Варвара. Кабаниха была деспотичной женщиной, командовала сыном Тихоном и унижала невестку Катерину. Кабанов всегда слушался маменьку, по-своему любил жену, но никогда не заступался за нее. Часто он выпивал вместе с богатым купцом, которого звали Савел Прокофьич Дикой. Купец имел такой же крутой нрав, как и Кабаниха.

Катерина была честной девушкой, очень набожной, старалась во всем угодить свекрови, но ей тяжело было среди них. Она не могла находиться в таком деспотическом, "домостроевском" обществе. К Дикому приезжает племянник Борис - образованный молодой человек. Он и Катерина влюбляются друг в друга. Но женщина не могла обманывать мужа и во всем ему созналась. Бориса Дикой отправляет из города, а Катерина, понимая, что больше не может так жить, кончает жизнь самоубийством. Конечно, многим читателям жаль девушку. Поэтому и было включено сочинение "Был ли иной путь у Катерины в пьесе "Гроза" в школьную программу.

Возможные варианты развития сюжета

Лучшим выходом из ситуации для молодой женщины было уехать с Борисом. Именно на это она надеется во время их последнего свидания, что он заберет ее с собой. Но молодой человек был чем-то похож на Тихона - не имел своего мнения, боялся ослушаться дядю и не был готов защитить Катерину. Поэтому он уезжает, оставляя бедную женщину.

Что можно еще написать в сочинении "Был ли иной путь у Катерины в "Грозе"? Другой вариант - это развестись с Тихоном. Но не следует забывать, что в то время получить развод было практически невозможно. Для этого нужно было пройти множество инстанций, которые бы Катерине ничего кроме унижения не принесли. Если для дворянских сословий развод был долгим и трудоемким процессом, то для купечества это практически не представлялось возможным.

Третий вариант - уйти в монастырь. Но замужнюю ее отправили бы обратно в семью Кабановых.

Четвертый, самый страшный - это избавиться от мужа и свекрови. Но такой поступок Катерина не смогла бы пойти: у нее слишком чистая, светлая душа, она очень набожная, поэтому не стала бы женщина нарушать заповеди.

В сочинении "Был ли иной путь у Катерины" можно упомянуть, что связь можно было скрыть - Варвара посоветовала ей хитрить. Но это противоречило бы принципам молодой женщины - она не смогла бы никого обманывать.

Катерина погибает, потому что у нее нет другого выхода в решении сложившейся проблемы. Она поставлена в такие условия, что если бы она осталась жить, то она бы, во-первых, страдала от своих мыслей и чувств, корила бы себя. Ведь именно она рассказала о своем грехе, если бы она смолчала, никто бы и не узнал об этом, но это не значит, что Катерина жила бы спокойно и в свое удовольствие. Ругая себя, жалея о содеянном грехе, она свела бы себя с ума, она бы потихоньку таяла и угасала, со временем бы она сама извела себя в могилу. Я думаю, что Катерина каждый день боялась бы того, что об ее грехе узнают, думала бы об этом и душевные муки не покидали бы ее. Мне кажется, если на месте Катерины оказалась Варвара, то она бы молчала о содеянном и спокойно жила. Но Катерина в отличие от Варвары религиозная, просто она впервые в жизни испытала любовь, и не смогла заглушить ее, пошла на ее поводу.

Во-вторых, Кабаниха «загрызла» бы ее. Она итак была тираном в семье, а теперь стала бы еще хуже. Ее постоянные насмешки, издевки, потакания, обвинения не смогла бы вытерпеть Катерина, с ее твердым характером и волей. Она не смогла бы развиваться, она бы замкнулась в себе. Муж то ее бы вскоре простил, но не смея перечить матери, Тихон не стал бы ее защищать. Мне кажется, ее горе смогла бы разделить Варвара, она бы выслушивала ее, но помочь тоже бы не смогла, потому что сильно зависит от матери. В-третьих, общество, в котором она живет, отвергло бы ее. Может быть, и кто-то понял Катерину (вышла замуж не по любви, детей нет, дурная свекровь), но никто бы открыто не решился защищать и оправдывать девушку. Кабаниха обладала авторитетом и властью в своем городе, если дети не могли сказать ей слово в противовес, то жители города тем более. Катерине было бы очень трудно жить в таких условиях.

Если подумать об еще одном варианте, например, Катерина бы уехала с Борисом, но это нереально. Борис не решился бы на такое, он не так смел и решителен, его любви не хватило бы для побуждения таких действий. Он зависим от Дикого, как он сказал, так и делает. Даже если предположить, что Катерина и Борис, сбежали бы отказавшись от своих семей, им некуда бежать, у них нет средств для существования. И если Борис свободен, то Катерина замужняя женщина, в то время получить развод было очень сложно, потому что молодых венчали. Опять внутри Катерины бы проходила борьба, противоречия. Все-таки, как бы страшно это не звучало, для Катерины смерть была лучшим выходом.

  1. Краткая история создания драмы «Гроза».
  2. Суть конфликта Катерины Кабановой и «тёмного царства».
  3. Анализ возможных исходов судьбы Катерины. Обращение к образу главной героини.
  4. Ответ на вопрос: «Был ли иной выход у героини?»

Одна из самых известных драм Н. Островского « », многократно поставленная на сцене, экранизированная, появилась в 1859 году. И персонажи, и условный город Калинов, и даже образ Волги, - всё это отражение личных впечатлений «писателя Замоскворечья», который незадолго до создания драмы отправился в путешествие по Поволжью. Этим объясняется живописность пейзажей, детальное описание самого города, впрочем, нарочито «безликого», условного, что подчёркивает повсеместность изображаемого в драме быта.

В отличие от «москвитянских» традиций, в «Грозе» изображена патриархальная семья - но совершенно иначе. Здесь традиционный уклад жизни не имеет положительных сторон. Здесь царствуют жестокосердие, раболепное подчинение старшим - в первую очередь Кабанихе, которая «…нищих оделяет, а домашних заела совсем». Здесь нет места свободе, любви.

Впрочем, есть способ получить её: лгать и грешить. Главное, чтобы всё было «шито-крыто» - именно этому учит молоденькая Варвара свою более взрослую невестку . «Лучику света», как позже назовёт эту героиню критик Н. Добролюбов, выросшей в атмосфере благочестия, свободы, добропорядочности, претит такая жизнь. Когда она понимает, что испытывает нежные чувства не к своему супругу Тихону (его говорящее имя ярко описывает раболепное отношение героя к матери-Кабанихе), а к приезжему Борису, она приходит в ужас.

Не в её правилах ходить на тайные свидания, когда муж уезжает из дома! Именно поэтому она ищет спасения в религии - долго молится у образов и искренне не хочет впадать во грех. Однако под гнётом нравов, окружающих её (Варвара, например, не гнушается тайно видеться со своим возлюбленным, пока мать об этом не прознала, как и другие горожане), она сдаётся.

Но жизнь в постоянном страхе, искреннее раскаяние, сожаление о невозможности быть свободной и счастливой мешают Катерине. В этом и заключается конфликт: укладу и нравам «тёмного царства» она противопоставляет собственную честь, добронравие, желание быть свободной.

Это приводит к неосознанному, но яркому вызову, который она бросает всему калиновскому обществу, когда искренне, прилюдно признаётся мужу в измене. Невозможность жить вдали от любимого человека, терпеть гнёт свекрови Кабанихи, Катерина бросается в воды Волги, чтобы избавить себя от страданий.

Но мог бы быть у драмы иной финал, более счастливый? Катерина могла бы поддаться влиянию общества, продолжать тайные встречи с Борисом, как, впрочем, вполне было принято в провинции (более того, это отражалось не только в русской, но и в зарубежной литературе - в частности, подобный образ жизни ведёт госпожа Бовари из романа Г. Флобера) и даже в столице Империи.

Пожалуй, ответить на вопрос можно только отрицательно: нет, иного финала быть не могло. Патриархальный уклад не позволил бы Катерине отправиться вместе с Борисом, уехать из Калинова. Сама же героиня совершенно чужда немилосердному и жестокому «тёмному царству». Ещё в детстве она мечтала быть свободной - это описано в одном из самых лиричных монологов в русской литературе «отчего люди не летают, как птицы». Жить внутри жёстких рамок ей совершенно претит.

Её искренность, нравственная чистота, раскаяние в собственном грехопадении не позволили ей жить дальше. Из двух зол выбирают меньшее - зло, которое, по мнению Катерины, совершила она - и общество с ней - гораздо больше, чем самый страшный христианский грех - самоубийство. Недаром Кулигин, вынесший на берег её тело, роняет фразу: «…она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

Можно однозначно ответить, что сам образ главной героини драмы «Гроза» совершенно противоречит мысли о возможности Катерины вступить в «тёмное царство», стать его звеном. Это искренний, чистый, светлый персонаж, образ которого не омрачил даже выбранный исход жизни. Неосознанный протест позволил пробудить искренность и в других персонажах: молчаливый и послушный, Тихон, несмотря на угрозу материнского проклятия, обвиняет мать в гибели Катерины («Маменька, вы её погубили!»), бросается к погибшей супруге, которую он искренно любил, и скорбит о потере и плачет, что ему придётся «жить да мучиться».

Трагичный, печальный, греховный исход - единственный выход Катерины, единственная возможность стать свободной. Впрочем, именно её поступок стал своего рода толчком к изменению патриархального «тёмного» уклада провинциальной жизни.

Пьеса «Гроза», которая была написана Островским в 1859 году, одна из самых популярных у автора. Такой успех произведения совсем неудивителен. В драме был описан совершенно новый женский образ, который отличался силой и глубиной. Героиня словно бы олицетворяла собой протест против душного и затхлого мира, где царствовал патриархальный уклад, по законам которого жила практически вся тогдашняя Русь. На самом деле, вряд ли поступки Катерины можно назвать сознательным протестом. Все дело в том, что «темное царство» (как называл это мир Добролюбов) любое движение души рассматривает в качестве брошенного вызова. Силы оказались неравны, и в итоге все кончилось самоубийством главной героини. Но смерть в пьесе стало началом бессмертия Катерины. Пьеса, как и 150 лет, вызывает живой отклик у читателей, и одним из самых обсуждаемых остается вопрос – был ли иной путь у Катерины? ­

Если проанализировать ситуацию, в которой оказалась героиня, то можно рассмотреть сразу несколько путей выхода из нее.­­ ­Путь, о котором мечтала сама Катерина, связан с ее любимым – Борисом . Для нее такой выход из ситуации был бы просто сказкой. Но из Бориса вышел плохой принц, и эта сказка не сбылась – слишком слабохарактерным и эгоистичным оказался ее избранник. В Сибирь он уезжает без нее, что окончательно сломило Катерину.­ ­

Еще один вариант - это уйти от Тихона . Данный путь кажется вполне естественным людям современным, но в те времена получение развода сопровождалось большим количеством бюрократических издержек, и Катерине пришлось бы перенести все возможные унижения. Этот процесс занял бы весьма долгий срок. Кроме того, этим поступком она окончательно бы обесчестила собственное имя и взяла бы на душу большой грех, так как тогда браки действительно заключались перед Богом.

Для нее спасением мог бы стать религиозный путь. Она стала бы монахиней и посвятила бы себя и всю свою жизнь Богу, с которым были связаны все счастливые моменты детства. Но замужнюю женщину никогда бы не взяли в монастырь. Если бы узнали, что она замужем, то обязательно вернули бы супругу.­ ­

Четвертый вариант - это путь, при котором все оставалось бы, как было. Она также бы жила с Тихоном и свекровью, выслушивая каждодневные оскорбления и упреки от последней. Но в этом случае свободолюбивая и чувствительная Катерина просто бы в скором времени сошла бы с ума, тем более при отсутствии поддержки слабохарактерного мужа.­ ­

Итак, рассмотрев все возможные варианты, можно сделать вывод, что смерть Катерины была закономерна, и она являлась для девушки единственно возможным выходом.­ Но это решение говорит, скорее не о слабости, а о силе ее личности. Она не стала искать компромиссов с окружающим миром и со своей совестью, а поступила так, как подсказывало ее сердце.