Проблема в рассказе последний поклон. Анализ "Последний поклон" Астафьева В.П. Встреча с бабушкой

«Последний поклон» - этапное произведение в творчест­ве В.П. Астафьева. В нем сопряжены две основные темы для писателя: деревенская и военная. В центре автобиографиче­ской повести - судьба рано оставшегося без матери мальчи­ка, которого воспитывает бабушка. 108

Порядочность, трепетное отношение к хлебу, аккуратное - к деньгам - все это при ощутимой бедности и скромности в сочетании с трудолюбием помогает семье выживать даже в самые трудные минуты.

С любовью В.П. Астафьев рисует в повести картины дет­ских шалостей и забав, простые домашние разговоры, буд­ничные заботы (среди которых львиная доля времени и сил уделяется огородным работам, а также простую крестьянскую еду). Большой радостью для мальчика становятся даже первые новые штаны, так как ему все время перешивают их из старья.

В образной структуре повести центральным является об­раз бабушки героя. Она уважаемый человек на селе. Ее боль­шие рабочие руки в жилках еще раз подчеркивают трудолю­бие героини. «В любом деле не слово, а руки всему голова. Рук жалеть не надо. Руки, они всему скус и вид делают», - говорит бабушка. Самые обычные дела (уборка избы, пирог с капустой) в бабушкином исполнении дарят окружающим лю­дям столько тепла и заботы, что воспринимаются как празд­ник. В тяжелые годы помогает семье выжить и иметь кусок хлеба старенькая швейная машинка, на которой бабушка умудряется обшивать полсела.

Наиболее проникновенные и поэтичные фрагменты повес­ти посвящены русской природе. Автор подмечает тончайшие детали пейзажа: соскобленные корни дерева, по которым пы­тался пройти плуг, цветы и ягоды, описывает картину слияния двух рек (Манны и Енисея), ледостава на Енисее. Величест­венный Енисей является одним из центральных образов по­вести. Вся жизнь людей проходит на его берегу. И панорама этой величественной реки, и вкус ее студеной водицы с детст­ва и на всю жизнь отпечатывается в памяти каждого жителя деревни. В этом самом Енисее и утонула когда-то мама глав­ного героя. И через много лет на страницах своей автобиогра­фической повести писатель мужественно поведал миру о по­следних трагических минутах ее жизни.

В.П. Астафьев подчеркивает широту родных просторов. Писатель часто использует в пейзажных зарисовках образы звучащего мира (шорох стружки, грохот телег, стук копыт, песню пастушьей дуды), передает характерные запахи (леса, травы, прогорклого зерна). В неспешное повествование то и дело вторгается стихия лиризма: «А по лугу стелился туман, и была от него мокра трава, никли долу цветы куриной слепоты, ромашки приморщили белые ресницы на желтых зрачках».

В этих пейзажных зарисовках есть такие поэтичные на­ходки, которые могут служить основанием для того, чтобы назвать отдельные фрагменты повести стихотворениями в прозе. Это олицетворения («Тихо умирали над рекой тума­ны»), метафоры («В росистой траве загорались от солнца красные огоньки земляники»), сравнения («Мы пробили го­ловами устоявшийся в распадке туман и, плывя вверх, брели по нему, будто по мягкой, податливой воде, медленно и бес­шумно»),

В самозабвенном любовании красотами родной приро­ды герой произведения видит прежде всего нравственную опору.

В.П. Астафьев подчеркивает, как глубоко укоренились в жизни простого русского человека языческие и христианские традиции. Когда герой заболевает малярией, бабушка лечит его всеми имеющимися на то средствами: это и травы, и заго­воры на осину, и молитвы.

Через детские воспоминания мальчика вырисовывается трудная эпоха, когда в школах не было ни парт, ни учебников, ни тетрадей. Лишь один букварь да один красный карандаш на весь первый класс. И в таких сложных условиях учитель умудряется проводить уроки.

Как каждый писатель-деревенщик, В.П. Астафьев не об­ходит вниманием тему противостояния города и деревни. Особенно усиливается оно в голодные годы. Город был госте­приимен, пока потреблял сельскую продукцию. А с пустыми руками он встречал мужиков неохотно. С болью В.П. Астафь­ев пишет о том, как понесли мужики и бабы с котомками вещи и золотишко в «Торгсины». Постепенно туда сдала бабушка мальчика и вязанные праздничные скатерти, и одежду, храни- 110 мую для смертного часа, а в самый черный день - сережки погибшей матери мальчика (последнюю памятную вещицу).

В.П. Астафьев создает в повести колоритные образы сель­ских жителей: Васи-поляка, который по вечерам играет на скрипке, народного умельца Кеши, мастерящего сани и хому­ты, и других. Именно в деревне, где вся жизнь человека про­ходит на глазах односельчан, виден каждый неприглядный поступок, каждый неверный шаг.

В.П. Астафьев подчеркивает и воспевает в человеке гу­манное начало. Например, в главе «Гуси в полынье» писатель рассказывает о том, как ребята, рискуя жизнью, спасают ос­тавшихся во время ледостава на Енисее гусей в полынье. Для мальчишек это не просто очередная детская отчаянная про­делка, но маленький подвиг, испытание на человечность. И хотя дальнейшая судьба гусей все равно сложилась печально (одних потравили собаки, других съели односельчане в голод­ное время) экзамен на мужество и неравнодушное сердце ре­бята все-таки выдержали с честью.

Собирая ягоды, дети учатся терпению и аккуратности. «Бабушка говорила: главное в ягодах - закрыть дно посуди­ны», - отмечает В.П. Астафьев. В простой жизни с ее нехит­рыми радостями (рыбалкой, лаптой, обычной деревенской пищей с родного огорода, прогулками по лесу) В.П. Астафьев видит наиболее счастливый и органичный идеал человеческо­го существования на земле.

В.П. Астафьев утверждает, что человек не должен чувст­вовать себя сиротой на родине. Он также учит философски относиться к смене поколений на земле. Однако писатель под­черкивает, что людям необходимо бережно общаться друг с другом, ибо каждый человек неповторим и уникален. Произ­ведение «Последний поклон» несет в себе, таким образом, жизнеутверждающий пафос. Одной из ключевых сцен повести является сцена, в которой мальчик Витя сажает вместе с ба­бушкой лиственницу. Герой думает о том, что дерево скоро вырастет, будет большим и красивым и принесет много радо­сти и птичкам, и солнышку, и людям, и речке.

  • < Назад
  • Вперёд >
  • Анализ произведений русской литературы 11 класс

    • .C. Высоцкий «Я не люблю» анализ произведения (319)

      Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содер­жанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начи­наются...

    • B.C. Высоцкий «Зарыты в нашу память на века...» анализ произведения (255)

      Песня «Зарыты в нашу память на века...» написана B.C. Вы­соцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще...

    • Стихотворение B.C. Высоцкого «Здесь лапы у елей дрожат на весу...» яркий образец любовной лирики поэта. Оно навея­но чувствами к Марине Влади. Уже в первой строфе явствен­но...

    • B.C. Высоцкий «Мерцал закат, как блеск клинка...» анализ произведения (250)

      Военная тема является одной из центральных в творчестве B.C. Высоцкого. Поэт помнил войну по детским воспомина­ниям, но ему часто приходили письма фронтовиков, в которых они...

    • B.C. Высоцкий «Песня о друге» анализ произведения (605)

      «Песня о друге» - одно из наиболее ярких произведений в творчестве B.C. Высоцкого, посвященное центральной для авторской песни теме - теме дружбы как наивысшей нравст­венной...

    • B.C. Высоцкий «Пссня о земле» анализ произведения (222)

      «Песня о земле» B.C. Высоцкого написана для кинофиль­ма «Сыновья уходят в бой». В ней подчеркивается жизнеут­верждающая сила родной земли. Ее неисчерпаемые богатства выражает...

Одно из произведений, относящихся к русской классической литературе, стал рассказ В. П. Астафьева «Последний поклон». Краткое содержание этого художественного произведения совсем небольшое. Однако оно будет представлено в данной статье максимально развернуто.

Краткое содержание «Последнего поклона» Астафьева

Несмотря на то, что даже в оригинале произведение читается всего за несколько минут, о сюжете все-таки можно сказать в двух словах.

Главный герой краткого содержания «Последнего поклона» Астафьева - молодой парень, который несколько лет провел на войне. От его же лица и ведется повествование в тексте.

Для того, чтобы каждому было понятно, что и как, разобьем это произведение на несколько отдельных частей, которые будут описаны ниже.

Возвращение домой

Первым делом он решает навестить свою бабушку, у которой он проводил много времени, будучи ребенком. Он не хочет, чтобы та его заметила, поэтому обошел дом сзади, чтобы войти через другую дверь. Пока главный герой обходит дом, он видит, как сильно он нуждается в ремонте, как все вокруг запущено и требует внимания. Крыша бани совсем провалилась, огород полностью зарос сорняком, а сам дом покосился на бок. Бабушка не держала даже кошки, из-за этого все углы в маленьком доме погрызли мыши. Он удивлен, что за время его отсутствия все так развалилось.

Встреча с бабушкой

Войдя в дом, главный герой видит, что все в нем осталось прежним. Несколько лет весь мир был окутан войной, какие-то государства стерлись с лица Земли, какие-то появились, а в этом маленьком доме все было таким, каким и помнил молодой военный. Все та же скатерть, все те же занавески. Даже запах - и он был тем же, каким запомнил его главный герой еще ребенком.

Как только главный герой ступает за порог, он видит бабушку, которая так же, как и много лет назад, сидит у окна и сматывает пряжу. Старуха сразу узнает любимого внука. Увидев лицо бабушки, главный герой сразу замечает, что года оставили на ней свой отпечаток - она очень постарела за это время. Бабушка долго не отводит глаз от парня, у которого на груди блестит Красная Звезда. Она видит, каким взрослым он стал, как он возмужал на войне. Вскоре она говорит, что она очень устала, что чувствует приближение смерти. Она просит главного героя похоронить ее, когда она скончается.

Смерть любимой бабушки

Очень скоро бабушка умирает. В это время главный герой нашел рабочее место на заводе на Урале. Он просит, чтобы его отпустили всего на несколько дней, но ему отвечают, что с работы отпускают только в том случае, если необходимо похоронить родителей. Главному герою ничего не остается, кроме как продолжать работать.

Чувство вины главного героя

У соседей умершей бабушки он узнает, что старуха уже давно не могла носить воду домой - сильно болели ноги. Картошку она мыла в росе. Кроме этого, он узнает, что она ездила молиться за него в Киево-Печерскую лавру, чтобы он вернулся с войны живым, здоровым, чтобы семью свою создал и зажил счастливо, ни в чем не зная беды.

Множество таких мелочей рассказывают главному герою в деревне. Но все это не может удовлетворить молодого парня, ведь жизнь, пусть и состоит из мелочей, включает в себя нечто большее. Единственное, что хорошо понимает главный герой, - бабушка была очень одинока. Жила она одна, здоровье было хрупким, все тело болело, а помочь было некому. Вот и справлялась старуха кое-как сама, пока накануне своей смерти не увидела своего выросшего и повзрослевшего внука.

Осознание потери близкого

Главный герой хочет знать как можно больше о том времени, когда он был на войне. Как же справлялась старенькая бабушка здесь одна? Но рассказать некому, а то, что он слышал от односельчан, - ничего толком не могло рассказать обо всех трудностях, которые были у старухи.

Главный герой пытается донести до каждого читателя всю важность любви бабушек и дедушек, всю их любовь и привязанность к молодым, которых они растили с малых лет. Главный герой не способен выразить свою любовь к умершей словами, у него остались лишь горечь и чувство вины за то, что она его так долго ждала, а он не смог даже ее похоронить, как она того просила.

Главный герой ловит себя на мысли, что бабушка - она бы простила ему, что угодно. Вот только бабушки больше нет, а значит, и прощать некому.

«Последний поклон»


«Последний поклон» - этапное произведение в творчестве В.П. Астафьева. В нем сопряжены две основные темы для писателя: деревенская и военная. В центре автобиографической повести - судьба рано оставшегося без матери мальчика, которого воспитывает бабушка.

Порядочность, трепетное отношение к хлебу, аккуратное

К деньгам - все это при ощутимой бедности и скромности в сочетании с трудолюбием помогает семье выживать даже в самые трудные минуты.

С любовью В.П. Астафьев рисует в повести картины детских шалостей и забав, простые домашние разговоры, будничные заботы (среди которых львиная доля времени и сил уделяется огородным работам, а также простую крестьянскую еду). Большой радостью для мальчика становятся даже первые новые штаны, так как ему все время перешивают их из старья.

В образной структуре повести центральным является образ бабушки героя. Она уважаемый человек на селе. Ее большие рабочие руки в жилках еще раз подчеркивают трудолюбие героини. «В любом деле не слово, а руки всему голова. Рук жалеть не надо. Руки, они всему скус и вид делают», - говорит бабушка. Самые обычные дела (уборка избы, пирог с капустой) в бабушкином исполнении дарят окружающим людям столько тепла и заботы, что воспринимаются как праздник. В тяжелые годы помогает семье выжить и иметь кусок хлеба старенькая швейная машинка, на которой бабушка умудряется обшивать полсела.

Наиболее проникновенные и поэтичные фрагменты повести посвящены русской природе. Автор подмечает тончайшие детали пейзажа: соскобленные корни дерева, по которым пытался пройти плуг, цветы и ягоды, описывает картину слияния двух рек (Манны и Енисея), ледостава на Енисее. Величественный Енисей является одним из центральных образов повести. Вся жизнь людей проходит на его берегу. И панорама этой величественной реки, и вкус ее студеной водицы с детства и на всю жизнь отпечатывается в памяти каждого жителя деревни. В этом самом Енисее и утонула когда-то мама главного героя. И через много лет на страницах своей автобиографической повести писатель мужественно поведал миру о последних трагических минутах ее жизни.

В.П. Астафьев подчеркивает широту родных просторов. Писатель часто использует в пейзажных зарисовках образы звучащего мира (шорох стружки, грохот телег, стук копыт, песню пастушьей дуды), передает характерные запахи (леса, травы, прогорклого зерна). В неспешное повествование то и дело вторгается стихия лиризма: «А по лугу стелился туман, и была от него мокра трава, никли долу цветы куриной слепоты, ромашки приморщили белые ресницы на желтых зрачках».

В этих пейзажных зарисовках есть такие поэтичные находки, которые могут служить основанием для того, чтобы назвать отдельные фрагменты повести стихотворениями в прозе. Это олицетворения («Тихо умирали над рекой туманы»), метафоры («В росистой траве загорались от солнца красные огоньки земляники»), сравнения («Мы пробили головами устоявшийся в распадке туман и, плывя вверх, брели по нему, будто по мягкой, податливой воде, медленно и бесшумно»).

В самозабвенном любовании красотами родной природы герой произведения видит прежде всего нравственную опору.

В.П. Астафьев подчеркивает, как глубоко укоренились в жизни простого русского человека языческие и христианские традиции. Когда герой заболевает малярией, бабушка лечит его всеми имеющимися на то средствами: это и травы, и заговоры на осину, и молитвы.

Через детские воспоминания мальчика вырисовывается трудная эпоха, когда в школах не было ни парт, ни учебников, ни тетрадей. Лишь один букварь да один красный карандаш на весь первый класс. И в таких сложных условиях учитель умудряется проводить уроки.

Как каждый писатель-деревенщик, В.П. Астафьев не обходит вниманием тему противостояния города и деревни. Особенно усиливается оно в голодные годы. Город был гостеприимен, пока потреблял сельскую продукцию. А с пустыми руками он встречал мужиков неохотно. С болью В.П. Астафьев пишет о том, как понесли мужики и бабы с котомками вещи и золотишко в «Торгсины». Постепенно туда сдала бабушка мальчика и вязанные праздничные скатерти, и одежду, хранимую для смертного часа, а в самый черный день - сережки погибшей матери мальчика (последнюю памятную вещицу).

В.П. Астафьев создает в повести колоритные образы сельских жителей: Васи-поляка, который по вечерам играет на скрипке, народного умельца Кеши, мастерящего сани и хомуты, и других. Именно в деревне, где вся жизнь человека проходит на глазах односельчан, виден каждый неприглядный поступок, каждый неверный шаг.

В.П. Астафьев подчеркивает и воспевает в человеке гуманное начало. Например, в главе «Гуси в полынье» писатель рассказывает о том, как ребята, рискуя жизнью, спасают оставшихся во время ледостава на Енисее гусей в полынье. Для мальчишек это не просто очередная детская отчаянная проделка, но маленький подвиг, испытание на человечность. И хотя дальнейшая судьба гусей все равно сложилась печально (одних потравили собаки, других съели односельчане в голодное время) экзамен на мужество и неравнодушное сердце ребята все-таки выдержали с честью.

Собирая ягоды, дети учатся терпению и аккуратности. «Бабушка говорила: главное в ягодах - закрыть дно посудины», - отмечает В.П. Астафьев. В простой жизни с ее нехитрыми радостями (рыбалкой, лаптой, обычной деревенской пищей с родного огорода, прогулками по лесу) В.П. Астафьев видит наиболее счастливый и органичный идеал человеческого существования на земле.

В.П. Астафьев утверждает, что человек не должен чувствовать себя сиротой на родине. Он также учит философски относиться к смене поколений на земле. Однако писатель подчеркивает, что людям необходимо бережно общаться друг с другом, ибо каждый человек неповторим и уникален. Произведение «Последний поклон» несет в себе, таким образом, жизнеутверждающий пафос. Одной из ключевых сцен повести является сцена, в которой мальчик Витя сажает вместе с бабушкой лиственницу. Герой думает о том, что дерево скоро вырастет, будет большим и красивым и принесет много радости и птичкам, и солнышку, и людям, и речке.

Урок внеклассного чтения по литературе по рассказам В.П. Астафьева «Последний поклон» (из книги «Последний поклон») и А. Костюнина «Сострадание».

«Образ бабушки в русской литературе XX века на примере рассказов В.П. Астафьева «Последний поклон» и А. Костюнина «Сострадание».

Цель:

Проанализировать рассказы В.П. Астафьева «Последний поклон» и А. Костюнина «Сострадание». Сравнить образы бабушек, созданные авторами, выявив общее и различное между ними. Способствовать формированию чувства ответственности за свои поступки перед близкими людьми.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Слово учителя:

Учитель: В русской литературе существует ряд традиционных образов: образ Родины, образ матери и другие. Не менее интересным является образ бабушки. У каждого человека есть свое представление о бабушке, свои воспоминания, связанные с ней. Многие писатели ХХ века обращались к этому образу: М. Горький в произведении «Детство», В.П. Астафьев в книге «Последний поклон», А. Ким в повести «Арина», ва также наш современник - А. Костюнин. У Горького бабушка – средоточие света, тепла и доброты, мудрости. У Кима – перед нами предстает добрая бабушка, любящая всех, пытающаяся всем помочь. Сегодня мы попытаемся сравнить образ бабушки, нарисованный В.П. Астафьевым в рассказе «Последний поклон», с образом, представленным писателем- современником А. Костюниным в произведении «Сострадание». С некоторыми героями мы уже знакомы. Мы с вами помним героев В.П. Астафьева, благодаря таким рассказам, как: «Конь с розовой гривой», «Фотография, на которой меня нет».

Учитель: Какой предстает героиня в ситуациях, когда внук обманул родную бабушку и принес лукошко не с ягодой, а с травой; когда катался на горке, хотя она ему запрещала, а потом сильно заболел?

Ученик (примерный ответ): Бабушка справедливо наказывает внука, она пытается воспитать из него настоящего человека. Ей это удается, так как тот стыд, который испытывает мальчик, говорит, что его душа на верном пути. Бабушка его очень любит, ведь любит не тот, кто не наказывает, а тот, кто наказывает любя. Она ухаживает за больным ребенком, ей очень жалко его, поэтому она так расстраивается, постоянно ругая и его, и себя, и всех окружающих, так как не знает, что еще сделать, чтобы помочь любимому внуку.

3. Работа с текстом В.П. Астафьева «Последний поклон». Чтение рассказа с комментариями.

Учитель: Давайте вместе прочтем рассказ и попробуем ответить на ряд вопросов.

Учитель: «Задами пробрался я к нашему дому. Мне хотелось первой встретить бабушку, и оттого я не пошел улицей. Старые, бескорые жерди на нашем и соседнем огородах осыпались, там, где надо быть кольям, торчали подпорки, хворостины, тесовые обломки. Сами огороды сжало обнаглевшими, вольно разросшимися межами. Наш огород, особенно от увалов, так сдавило дурниной, то грядки в нем я заметил только тогда, когда, нацепляв на галифе прошлогодних репьев, пробрался к бане, с которой упала крыша, сама баня уже и не пахла дымом, дверь, похожая на лист копирки, валялась в стороне, меж досок проткнулась нынешняя травка. Небольшой загончик картошек да грядки, с густо занявшейся огородиной, от дома полотые, там заголенно чернела земля. И эти, словно бы потерянно, но все-таки свежо темнеющие грядки, гнилушки слани во дворе, растертые обувью, низенькая поленница дров под кухонным окном свидетельствовали о том, что в доме живут. Враз отчего-то сделалось боязно, какая-то неведомая сила пригвоздила меня к месту, сжала горло, и, с трудом превозмогши себя, я двинулся в избу, но двинулся тоже боязливо, на цыпочках».

Учитель: Как вы думаете, почему героя обуяли такие противоречивые чувства и ощущения: страх, волнение, боль?

Ученик (примерный ответ): Страх, наверное, перед встречей с бабушкой, которую еще с детства и любил, но и побаивался наш герой. А может быть, этот страх появился из – за мысли, что бабушки нет в живых, ведь очень многое во дворе пришло в упадок. Волнение возникло потому, что давно не виделся он с бабушкой, с родными местами. Всегда тяжело возвращаться домой после долгой разлуки.

Учитель: Прокомментируйте следующую цитату: «какая-то неведомая сила пригвоздила меня к месту, сжала горло, и, с трудом превозмогши себя, я двинулся в избу…». Как вы ее понимаете?

Ученик (примерный ответ): « Ком в горле», «неведомая сила сжимает горло» – так говорят, когда чувствуют, что человек не может справиться с нахлынувшими эмоциями, ему очень тяжело, хочется плакать…

Учитель: «Дверь распахнута. В сенцах гудел заблудившийся шмель, пахло прелым деревом. Краски на двери и на крыльце почти не осталось. Лишь лоскутки ее светлели в завалах половиц и на косяках двери, и хотя шел я осторожно, будто пробегал лишку и теперь боялся потревожить прохладный покой в старом доме, щелястые половицы все равно шевелились и постанывали под сапогами. И чем далее я шел, тем глуше, темнее становилось впереди, прогнутей, дряхлее пол, проеденный мышами по углам, и все ощутимее пахло прелью дерева, заплесневелостью подполья. Бабушка сидела на скамейке возле подслеповатого кухонного окна и сматывала нитки на клубок. Я замер у двери. Буря пролетела над землей! Смешались и перепутались миллионы человеческих судеб, исчезли и появились новые государства, фашизм, грозивший роду человеческому смертью, подох, а тут как висел настенный шкафик из досок и на нем ситцевая занавеска в крапинку, так и висит; как стояли чугунки и синяя кружка на припечке, так они и стоят; как торчали за настенной дощечкой вилки, ложки, ножик, так они и торчат, только вилок и ложек мало, ножик с обломанным носком, и не пахло в кути квашонкой, коровьим пойлом, вареными картошками, а так все как было, даже бабушка на привычном месте, с привычным делом в руках».

Учитель: Почему перед глазами автора появились сразу две картины мира. Одна осталась за порогом: быстро изменяющий мир, воюющие государства, всемирная проблема- фашизм; другая картина в доме: все то же самое, что окружало его в детстве, и родная бабушка. Что хотел донести до нас автор, применяя подобную антитезу?

Ученик (примерный ответ): Герой понимает, что защищая мир во всем мире, он прежде всего защищал маленький мир своих родных мест, родного дома и родной бабушки.

Учитель:

«-- Што ж ты стоишь, батюшко, у порога? Подойди, подойди! Перекрешшу я тебя, милово. У меня в ногу стрелило... Испужаюсь или обрадуюсь -- и стрельнет...

И говорила бабушка привычное, привычным, обыденным голосом, ровно бы я, и в самом деле, отлучался в лес или на заимку к дедушке сбегал и вот возвратился, лишку подзадержавшись.

Я думал, ты меня не узнаешь.

Да как же не узнаю? Что ты, Бог с тобой!

Я оправил гимнастерку, хотел вытянуться и гаркнуть заранее придуманное: "Здравия желаю, товарищ генерал!" Да какой уж тут генерал! Бабушка сделала попытку встать, но ее шатнуло, и она ухватилась руками за стол. Клубок скатился с ее колен, и кошка не выскочила из-под скамьи на клубок. Кошки не было, оттого и по углам проедено.

Остарела я, батюшко, совсем остарела... Ноги... Я поднял клубок и начал сматывать нитку, медленно приближаясь к бабушке, не спуская с нее глаз.

Какие маленькие сделались у бабушки руки! Кожа на них желта и блестит, что луковая шелуха. Сквозь сработанную кожу видна каждая косточка. И синяки. Пласты синяков, будто слежавшиеся листья поздней осени. Тело, мощное бабушкино тело уже не справлялось со своей работой, не хватало у него силы заглушить и растворить кровью ушибы, даже легкие. Щеки бабушки глубоко провалились. У всех у наших вот так будут в старости проваливаться лунками

щеки. Все мы в бабушку, скуласты, все с круто выступающими костями.

Што так смотришь? Хороша стала? -- попыталась улыбнуться бабушка

стершимися, впалыми губами.

Я бросил клубок и сгреб бабушку в беремя.

Живой я остался, бабонька, живой!..

Молилась, молилась за тебя, -- торопливо шептала бабушка и по-птичьи

тыкалась мне в грудь. Она целовала там, где сердце, и все повторяла: -- Молилась, молилась...

Потому я и выжил.

А посылку, посылку-то получил ли?

Время утратило для бабушки свои определения. Границы его стерлись, и что случилось давно, ей казалось, было совсем недавно; из сегодняшнего же многое забывалось, покрывалось туманом тускнеющей памяти. В сорок втором году, зимою, проходил я подготовку в запасном полку, перед самой отправкой на фронт. Кормили нас из рук вон плохо, табаку и совсем не давали. Я стрелял курить у тех солдат, что получали из дому посылки, и пришла такая пора, когда мне нужно было рассчитываться с товарищами. После долгих колебаний я попросил в письме прислать мне табаку. Задавленная нуждой Августа отправила в запасной полк мешочек самосада. В мешочке оказались еше горсть мелко нарезанных сухарей и стакан кедровых орехов. Этот гостинец -- сухаришки и орехи -- собственноручно зашила в мешочек бабушка!»

Учитель: Как изменилась бабушка? Что так сильно расстроило героя?

Ученик (примерный ответ): Бабушка сильно постарела, здоровье пошатнулось.

Учитель: Т яжелая доля на протяжении всей жизни дала о себе знать - отразилась на здоровье бедной женщины. Оцените поступок бабушки, когда отправила внуку посылку на фронт. Почему она для него стала столь дорогой?

Ученик (примерный ответ): Было трудно не только на фронте во время войны, но и в тылу, люди голодали, бедствовали. Бабушка отдавала, может, последние сухарики и орехи, но для родного внука ей было не жалко.

Учитель: « -- Дай-кось я погляжу на тебя.

Я послушно замер перед бабушкой. На дряхлой щеке ее осталась и не сходила вмятина от Красной Звезды -- по грудь мне сделалась бабушка. Она оглаживала, ощупывала меня, в глазах ее стояла густою дремою память, и глядела бабушка куда-то сквозь меня и дальше.

Большой-то ты какой стал, большо-ой!.. Вот бы мать-то покойница посмотрела да полюбовалась... -- На этом месте бабушка, как всегда, дрогнула голосом и с вопросительной робостью глянула на меня -- не сержусь ли? Не любил я раньше, когда она начинала про такое. Чутко уловила -- не сержусь, и еще уловила и поняла, видать, мальчишеская ершистость исчезла и отношение к добру у меня теперь совсем другое. Она заплакала не редкими, а сплошными старческими слабыми слезами, о чем-то сожалея и чему-то радуясь.

Жизня-то какая была! Не приведи Господи!.. А меня Бог не прибирает. Путаюсь под ногами. Да ведь в чужу могилку не заляжешь. Помру скоро, батюшко, помру.

Я хотел запротестовать, оспорить бабушку и шевельнулся уж было, но она как-то мудро и необидно погладила меня по голове -- и не стало надобности говорить пустые, утешительные слова.

Устала я, батюшко. Вся устала. Восемьдесят шестой годок... Работы сделала -- иной артели впору. Тебя все ждала. Жданье крепит. Теперь пора. Теперь скоро помру. Ты уж, батюшко, приедь похоронить-то меня... Закрой мои

глазоньки...

Бабушка ослабла и говорить ничего уже не могла, только целовала мои руки, мочила их слезами, и я не отбирал у нее рук.Я тоже плакал молча и просветленно».

Учитель: Что изменилось во взаимоотношениях бабушки и героя, что изменилось в самом герое?

Ученик (примерный ответ): Герой изменился, не только повзрослел, но и стал понимать лучше бабушку, перестал стесняться своих эмоций, чувств по отношению к ней.

Учитель: Благодаря бабушка смогла пережить огневые сороковые, что придавало ей сил?

Ученик (примерный ответ): Вера в бога, молитвы за внука и ожидание его с войны.

Учитель: Вскорости бабушка умерла. Мне прислали на Урал телеграмму с вызовом на похороны. Но меня не отпустили с производства. Начальник отдела кадров вагонного депо, где я работал, прочитавши телеграмму, сказал:

Не положено. Мать или отца -- другое дело, а бабушек, дедушек да кумовей...

Откуда знать он мог, что бабушка была для меня отцом и матерью -- всем, что есть на этом свете дорогого для меня! Мне надо бы послать того начальника куда следует, бросить работу, продать последние штаны и сапоги, да поспешить на похороны бабушки, а я не сделал этого. Я еще не осознал тогда всю огромность потери, постигшей меня. Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушке глаза, отдать ей последний поклон. И живет в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить ее в памяти, выведать у людей подробности ее жизни. Да какие же интересные подробности могут быть в жизни старой, одинокой крестьянки? Узнал вот, когда обезножела бабушка и не могла носить воду с Енисея, мыла картошки росой. Встанет до свету, высыплет ведро картошек на мокрую траву и катает их граблями, будто бы и исподину росой стирать пробовала, как житель сухой пустыни, копила она дождевую воду в старой кадке, в корыте и в тазах...

Вдруг совсем-совсем недавно, совсем нечаянно узнаю, что не только в Минусинск и Красноярск ездила бабушка, но и на моленье в Киево-Печерскую лавру добиралась, отчего-то назвав святое место Карпатами.

Умерла тетушка Апраксинья Ильинична. В жаркую пору лежала она в бабушкином доме, половину которого заняла после ее похорон. Припахивать стала покойница, надо бы ладаном покурить в избе, а где его нынче возьмешь, ладан-то? Нынче словами везде и всюду кадят, да так густо, что порой свету белого не видать, истинной правды в чаду слов не различить.

Ан, нашелся и ладан-то! Тетка Дуня Федораниха -- запасливая старуха, развела кадильню на угольном совке, к ладану пихтовых веток добавила. Дымится, клубится маслянистый чад по избе, пахнет древностью, пахнет чужестранством, отшибает все дурные запахи -- хочется нюхать давно забытый, нездешний запах.

Где взяла-то? -- спрашиваю у Федоранихи.

А бабушка твоя, Катерина Петровна, царство ей небесное, когда на молитвы сходила в Карпаты, всех нас наделила ладаном и гостинцами. С тех пор и берегу, маленько совсем осталось -- на мою смерть осталось...

Мамочка родная! А я и не знал такой подробности в жизни бабушки, наверное, еще в старые годы добиралась она до Украины, благословясь, вернулась оттуда, да боялась рассказывать об этом в смутные времена, что как я разболтаю о молении бабушки, да из школы меня попрут, Кольчу-младшего из колхоза выпишут… Хочу, еще хочу знать и слышать больше и больше о бабушке, да захлопнулась за нею дверь в немое царство, и стариков почти в селе не осталось. Пытаюсь поведать о бабушке людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они ее и была бы жизнь моей бабушки беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта, -- да от лукавого эта работа. Нет у меня таких слов, которые смогли бы передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею. Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и все мне прощала. Но ее нет. И никогда не будет. И некому прощать...»

Учитель: Что нового о жизни бабушки героя узнали из последних строк рассказа? Какая черта героини здесь проявляется?

Ученик (примерный ответ): До последнего цеплялась за жизнь, даже когда не могла ходить, все равно пыталась что-то делать, двигаться как-то. Деятельная была, трудолюбивая.

Ученик (примерный ответ): Она всегда думала не только о себе, но и о других. Даже ладан привезла всем, кому смогла.

Учитель: Почему чувствует себя герой виноватым?

Ученик (примерный ответ): Не приехал на похороны, не отдал последний поклон бабушке – единственному родному человеку на свете.

Учитель: Каким образом герой пытается отдать последний поклон своей бабушке?

Ученик (примерный ответ): О н рассказывает о ней всем своим знакомым.

Ученик (примерный ответ): Это его символический последний поклон бабушке. Автор пытается предостеречь нас от подобных ошибок, допущенных героем.

Учитель: Ваше впечатление от прочитанного и прослушанного текста? Какие мысли и чувства вызвал данный рассказ?

Ученик (примерный ответ): Рассказ вызвал чувство жалости и к герою, и к бабушке. Героя жалко потому, что его мучает чувство вины, бабушку жалко потому, что на ее жизнь выпало столько трудностей.

Ученик (примерный ответ): Поражаешься, как сильно любила все-таки бабушка своего внука, теперь понимаешь, что кажется, порой, несправедливым по отношению к нам со стороны взрослых, является, наоборот, нужным, правильным и воспитывающим. Не все стоит отвергать, что говорят старшие.

Учитель: А теперь прочитайте самостоятельно рассказ нашего писателя-современника А. Костюнина «Сострадание».

Напомню один случай из детства. Однажды ты пришел из школы. На кухне сидела твоя старенькая бабушка. Она психически больна. Однако, поскольку болезнь ее не проявлялась агрессивно, жила она тут же, с вами. Несмотря на свой недуг, это была сама доброта. И труженица - каких поискать. Чтобы хоть чем-то помочь взрослой дочери по хозяйству, она бралась за любую работу. И хотя посуду после нее принято было перемывать, она старалась как могла. Вот и на этот раз она с любовью вязала носки. Тебе. Самому дорогому для нее человеку! Твое появление для нее - тихая светлая радость. Родным ей был карельский язык - язык малочисленного исчезающего народа. Твоих одноклассников очень смешило, когда на непонятном им языке она тихонько молилась, а на русском пела непристойные частушки. Тебе было стыдно за свою бабушку перед друзьями. Досада накапливалась. Когда ты зашел, она прервала свое занятие. Добродушная открытая улыбка осветила ее лицо. Поверх очков на тебя смотрели излучающие доброту глаза. Натруженные руки с вязальными спицами расслабленно опустились на заштопанный передник. И вдруг. клубок шерстяных ниток озорно, как живой, соскочил с колен, разматываясь и уменьшаясь. Полная, опираясь на кухонный буфет, она тяжело поднялась с устойчивой деревянной табуретки. А дальше. (надо же было такому случиться!), нагнувшись за клубком, она, совсем нечаянно, задела тебя в тот момент, когда ты наливал себе в кружку молоко. Рука у тебя качнулась, и молоко расплескалось. Не меньше половины чашки!

Дура! - в бешенстве прокричал ты. А потом зло схватил тяжелый сковородник и, выбегая из кухни, с порога изо всех сил бросил им в бабушку. Все произошло так быстро. (Наваждение какое-то.) Сковородник попал по опухшей бабушкиной ноге. Ее полные губы задрожали, и она, что-то причитая на своем родном языке, придерживая рукой больное место, с плачем опустилась на табуретку. Слезы обильно текли по ее раскрасневшемуся лицу.

Тогда, ты вдруг впервые воспринял чужую боль как свою собственную. И с тех пор эти воспоминания для твоей Души - открытая рана. Я, как твой Разум, пытался понять, почему мир несправедливо жесток? Может, он просто неразумен. Существует интересный афоризм: "Мы думаем слишком мелко. Как лягушка на дне колодца. Она думает, что небо размером с отверстие колодца. Но если бы она вылезла на поверхность, то приобрела бы совсем другой взгляд на мир". Однако ни у лягушки, ни у нас такой возможности нет. И человек способен видеть и понимать только то, что Вершитель судеб готов приоткрыть ему в конкретный момент. Всему свое время. И его не ускоришь, механически передвинув вперед стрелки часов. Быстро развиваются только простейшие организмы. Меня вдруг осенило, что и "слезки невинного ребеночка" в произведении Достоевского, и ироничное отношение к чужой боли родного отца, и твой "подвиг" в отношении бабушки, - все дано исключительно для того, чтобы пробудить сострадание именно в тебе. Пусть действительно не изменить судьбу книжного героя и поступок бездуховного Тела не скорректировать задним числом. (Прошлое неподвластно никому, даже Богу.) Но ведь есть еще настоящее и будущее. Как поступать в подобных ситуациях впредь? Кто-то снова и снова проигрывает в сознании яркий ролик, состоящий из самых прямых вопросов и неприятных воспоминаний. Это - своеобразный тест, предложенный свыше. Во время поисков оптимальных ответов как раз и формируются мысли и чувства. И вот уже детство подходит к концу. Детство - сон Разума и Души.

4. Беседа с учащимися.

Учитель: Почему герой помнит всю жизнь этот случай из своей жизни?

Ученик (примерный ответ): Ему до сих пор стыдно за тот поступок, совершенный им в детстве.

Учитель: Как он относился к своей бабушке? А она к нему?

Ученик (примерный ответ): Герой стыдился ее, так как она придерживалась старых традиций, была несовременной.

Учитель: В каком состоянии был герой, что так страшно поступил со своей бабушкой?

Ученик (примерный ответ): В бешенстве и гневе.

Учитель: Какие слова свидетельствует о том, что он до конца не сознавал весь ужас той ситуации?

Ученик (примерный ответ): Все произошло быстро, то есть он поступил так опрметчиво, не подумав, не осознавая всей тяжести своего поступка.

Ученик (примерный ответ): Слово «наваждение» то же говорит о том, что мальчик был сам не свой.

Учитель: Почему впервые он воспринял чужую боль как свою? Что смогло растопить черствую душу мальчика?

Ученик (примерный ответ): Бабушка заплакала, и тогда он понял, что сделал, ему стало жалко ее.

Учитель: Для какой цели судьба посылает нам подобные минуты сострадания к другому человеку, по мнению автора?

Ученик (примерный ответ): Такие минуты в жизни человека не случайны, так как они спасают его от темной стороны, тем самым дают надежду на настоящее и будущее. Учат нас на наших горьких ошибках, которые мы совершили когда-то, больше впредь так не поступать.

Учитель: Прокомментируйте последнее предложение: «Детство - сон Разума и Души». Как вы понимаете его смысл?

Ученик (примерный ответ): Детство заканчивается тогда, когда появляется стыд за свое поведение, ведь в детстве ребенок многое не понимает, руководствуется капризами, эмоциями, ребенок – это неосознанный эгоист.

5. Концептуальное кольцо. Ассоциативный ряд.

Учитель: Мы прочитали два рассказа, в каждом из них представлен образ бабушки. В чем же различие между двумя образами?

Ученик (примерный ответ): Разница между ними во времени: бабушка из рассказа «Последний поклон»- это представительница середины ХХ века; бабушка из рассказа «Сострадание» - практически наша современница.

Ученик (примерный ответ): Если бабушка из первого рассказа имела огромное влияние на героя, была своего рода для него авторитетом, единственным родным человеком, то бабушка из рассказа Костюнина – это нездоровый человек, с которым никто не считается, никто не слушает, никто не ценит.

Учитель: А что в данных образах общего? Давайте представим это в виде концептуального кольца, в состав которого войдут основные черты, объединяющие оба образа.

(Совместное составление концептуального кольца)
6.Заключительное слово учителя.

Учитель: В обоих рассказах перед нами предстает образ женщины из деревни, настоящей труженицы, чтящей традиции и не мыслящей своей жизни без помощи другим людям, без любви и заботы по отношению к своим родным. Писатели в своих автобиографических рассказах так трогательно говорят о своих родных, так откровенны перед нами, им не стыдно открыться всем читателям, ведь это своего рода тоже покаяние, последний поклон. Они предостерегают нас с вами от подобных ошибок, ибо их груз так тяжел для души. Писатели пытаются достучаться до наших душ, спасти их, пока не стало слишком поздно. Любите своих родных, дорожите каждой минутой, проведенной с ними.

7. Домашнее задание.

1.Прийти домой к бабушке и признаться ей в любви, сделать что-нибудь приятное для нее.

2.Написать домашнее мини-сочинение на темы: «За что я хочу поблагодарит свою бабушку?», «Моя бабушка», «Мой лучшие минуты, проведенные с бабушкой».

(отрывка из повести в. Астафьева «последний поклон».)

9 класс

Учитель: Аксёнова Л.М.

Лингвистический анализ текста.

Цель урока:

    реализация самообразовательной деятельности при работе над лингвистическим анализом текста.

2) Развитие логического мышления, самообразовательной деятельности, самостоятельной работы с таблицами, справочным материалом формирование правильной литературной речи, оформление собственных мыслей в форме рецензии, отзыва, эссе.

    Воспитание чувства благодарности к людям, воспитавшим тебя, об умении сделать правильный выбор в трудной жизненной ситуации.

Методы и приемы:

    индивидуальные занятия.

    Фронтальный опрос.

    Работа с таблицами.

    Работа со справочным материалом.

    Выразительное чтение текста.

Оборудование:

    текст.

    Памятка «Лингвистический анализ текста».

    Таблица «Изобразительно-выразительные средства языка.

    Памятка для работы над сочинением.

    Карточки-информаторы.

План анализа текста. Выразительное чтение текста.

    Определите тему текста.

    Какова основная мысль текста?

    Можно ли данный отрывок назвать текстом? Обоснуйте свой ответ. (это текст, т.к предложения связаны между собой по смыслу, высказывание композиционно завершено. Текст – это несколько предложений, связанных в целое темой и основной мыслью, высказывание композиционно завершено).

    Тип текста.

    Стиль речи.

    Вид связи предложения. (предложения между собой соединены параллельной связью, т.к каждое следующее предложение строится, сохраняя последовательность расположения главных членов предложения.

Задами я пробрался …

Краски на двери и на крыльце не осталось.

Бабушка сидела.

    выделите микротемы, составьте план.

    Укажите используемые стилистические средства.

    Назовите особенности построения текста. (его композиция).

Ход урока.

1) Слово учителя.

Ребята, сегодня у нас урок – творческая лаборатория, на котором мы продолжим развивать навыки лингвистического анализа текста, будем работать над формированием правильной литературной и письменной речи и оформлением собственных мыслей в форме рецензии, отзыва и эссе.

Итак, перед вами текст – отрывок из повести В. Астафьева «Последний поклон».

Прослушайте внимательно текст.

Выразительное чтение текста.

Теперь давайте обратимся к плану анализа текста.

    Итак. Определите тему текста «Последний поклон».

Какова основная мысль текста или идея текста.

(Мы в долгу перед теми, кто нас вырастил, любил, жил для нас, мы должны бережно и внимательно относиться к ним, и, конечно же, в последнюю минуту, когда они навсегда покидают этот мир, во чтобы то ни стало обязаны быть рядом).

    Можно ли данный отрывок назвать текстом.

(это текст, т.к предложения вязаны по смыслу и грамматически, высказывание композиционно завершено).

    Вспомните сколько типов речи в русском языке.

    • 3 типа речи:

      Описание

      Повествование

      Рассуждение

Какой тип преобладает в данном тексте? (повествование).

    Каков стиль текста?

(художественный стиль с элементами разговорного стиля).

Для чего писатель использует элементы разговорного стиля?

(чтобы показать более ярко ли и реалистично образ бабушки).

6) Давайте выделим микротемы текста и составим план.

1) Встретить первому.

Назовите ключевые слова: задами, к нашему дому, хотелось встретить- первому, бабушку, улицей.

Учитель: Лексика этой микротемы нейтральная, но есть одно слово, которое подсказывает читателю, что речь пойдет о жителях деревни? Что это за слово? (задами)

Как вы понимаете его лексическое значение?

(т.е через огороды).

К какой лексике оно относится? (к разговорной, просторечие

На чем фокусируется взгляд героя?

2) У входа в дом?

(дверь, краска, крыльцо, половицы, косяк двери)

Каков синтаксис данной микротемы? (в абзаце используются назывные предложения. Синтаксис не случаен. Он передает состояние напряженного ожидания).

3) Всё как прежде.

Предложение начинается со слова бабушка:

И сразу же в тексте зазвучала оценочная лексика.

Уменьшительно – ласкательный суффикс указывает на отношение автора.

Подслеповатое кухонное оконце.

Что за средство выразительности?

(одновременно и эпитет, т.к дает красочное, яркое, образное название предмета и олицетворение, т.к текстовому предмету приписывается свойство живого предмета).

Учитель: и мы очень зрительно представляем себе, как это окно, как и его старая хозяйка, высматривает не подошел ли кто к дому…

Что такое эпитет?

А что такое олицетворение?

Буря пролетела над землей! – риторическое восклицание.

Восклицание.

Смешались и перепутались…

Как он называется (градация) Что такое градация? Дайте определение.

И опять в тексте оценочная лексика, книжное, эмоционально возвышенное. Род человеческий.

И фашизм – а рядом оценочный глагол: подох - грубое просторечие, т.к никакого другого слова не заслужил.

Слова с уменьшительно – ласкательным суффиксом. Шкафчик, занавеска в крапинку.

Лексический повтор. А что такое лексический повтор?

Привычное место, привычное дело в руках.

Все языковые средства этой микротемы направлены на подтверждение мысли. Всё в мире изменяется, неизменным остается отчий дом и чувство любви к нему.

«Встреча»

Звукопись.

Што.

Перекрешшу, испужаюсь. Слова записаны так, как их произносит бабушка, женщина, вероятно, неграмотная

Риторическое восклицание – какие маленькие ручки!

Лексический повтор.

Молилась. Всё сказано этим словом: и любовь и переживание за внука, за то, чтоб у него было всё хорошо.

Сравнение. Что называется сравнение?

Кожа, что луковая шелуха – метафора.

- Что такое метафора?

Дряхлая щека - эпитет.

Обращение – батюшка.

Жданье – просторечие.

Синтаксис.

Подведение итогов жизни передается короткими лаконичными предложениями, а многоточие говорит о том, что еще много можно сказать, но нет сил. За многоточием не слова, а чувства и эмоции.

Мочила слезами руки, не просто плакала, а мочила много слёз, потому что много любви, но предчувствие вечной разлуки, которая уже не за горами вызывает нескончаемые слезы.

5) Сообщение о смерти бабушки.

В этой микротеме уже нейтральная лексика. А вот синтаксис – напряженный, кричащий.

6) « Живет в сердце вина. »

7) Синтаксис.

Предложения простые, короткие, как удар молотка судьи. Как приговор.

8) Написание сочинения.

* прочитайте выразительно текст.

* работа с памяткой.

* форму своего письменного высказывания, жанр творческой работы нужно выбрать в соответствии с внутренней потребностью, миропониманием и мироощущением. А жанровое своеобразие речи открывает самые разнообразные возможности, и можно писать, используя жанры письма, странички из дневника, путевого очерка, а возможно обратиться к эссе.

Давайте вспомним и дадим краткую характеристику основным жанрам.

Отзыв – общая оценка произведений, выражение собственного отношения к прочитанному, просмотренному, эмоциональная оценка личного восприятия произведения впечатление о нем с обоснованием: что в произведении вызвало именно эти чувства и переживания.

Рецензия – анализ, разбор, оценка текста, жанр критики, литературной и газетно-журнальной публицистики.

Задача рецензента – дать анализ произведения, выразить собственные мысли и чувства, возникшие при чтении текста, рассказать о своих впечатлениях – но на основе подробного анализа текста.

Поэтому рецензент не пересказывает подробно содержание прочитанного, а своё мнение тщательно обосновывает глубоким и аргументированным анализом.

Рецензент должен увидеть творческую индивидуальность – автора, колорит рецензируемого произведения.

Отношение между рецензентом и автором – творческий диалог при равном расположении сторон. Преимущество автора – детальное значение произведения. Преимущество рецензента – высокий уровень теоретической подготовки, мастерство аналитика, языковая культура.

Например:

Очерк – прозаическое произведение, которое охватывает небольшую частичку действительности, но в целом очерки обращаются к любым сферам человеческой жизни. В этом жанре сильно субъективное авторское начало. Очеркист сам ведет повествование, которое движется его мыслью, его мнением. Это сближает очерк и эссе. Однако в очерках нередко ______________

Описания, роль которых в эссе не так значительна.

Очерк может быть по стилю публицистическим, лирическим, документальным и т.д.